Методологические аспекты экономической теории М.И. Туган-Барановского тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Столяров, Андрей Иванович
Место защиты
Москва
Год
1992
Шифр ВАК РФ
08.00.02
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Методологические аспекты экономической теории М.И. Туган-Барановского"

ШДОГЯКИП OI-JWV, .пни/т. ОВДКПЛ 0Ц7НГ;П.<ЖЯ РКГЛ/ЭТ1ИИ И «Я'ДКИЛ Т1'УДО<УЯ\> itWHorO :íí?AM.;n;í

гонуллютгкпнш уикьврситвт им. м. a mvMM.vh

Я1ШОМИЧЕСКИЙ • ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории народного хозяйства и экономических учений

На правах рукописи СТОЛЯРОВ АНДРЕЯ ИВАНОВИЧ

МЕТОДОЛОРК'ШСКИЯ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ М. И. ТУГЛН-БАРАНОВСКОГО

Специальность 03. 00.02 - История укономически/: учений

Л В Т О Р Е «I- КРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических паук

Москва 19G2 г.

ГибОТЧ 111111.;ЛН'-На 11Л К;1'1>еДрО НОТОрИИ Н.МрОДШ'ГО ХОашКУГНи и акоНОМНЧеОКИХ учешш ^КиЦОМИ'к-иКгП'О »¡шку.М.Тг :•!••'I МтжО!мг№>ГО ордена Ленина. орденн ОктнОрм;кии рсиодыцин и• ордена Трудоно-го красного'опямени гооудмретне.чиого уиинерентета им. М. Б. Ло--

МОНООиНИ.

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент

ВЛСМЕВеШ Кфим Грнгоръ-'иич • Официальные оппоненты - СОРВКНА Галины Николаевна,

ДОКТОР 0К01ЮМИЧ00КПХ Н(чуК, профессор Российской академии уиры.<лчния;

- ЛБЩАШЕВА Сь^тдака Борисовна,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики РАН

Вадущ?« организация - Санот-Петербургский университет,

кафедра истории окопомики и экономических учений

Рг:!У!та состоится " " и/-ОН? 199ЙГ. в !Ь чнсов ОО мин. на Сп^циавизированного соьета К. 053. 05. 49 ь Москоьском гооупа{чгг»оннон унш-ерситетс по адресу: 119090, Москва, Ленинские горы, 2-й учебный корпус, экономический факультет, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке- экономического (¡«культета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автореферат разослан "/Л " _'109Я г.

Ученый секретарь . |

01!оЦ1!•"•'11!^про 11:ниюго совета кандидат »к.пномических наук,

доцент ЛЕЛЯШВА Л. М.

Актуальность темы исследования . Одной из причин кризиса советской фундаментальной экономической науки стали догматизм, схематизм, оторванность от жизненных реалий. В немалой степени это объясняется той методологической базой, на которой развивалась наука. И »то при том, что в доперерестроечнце годы методологические дискуссии занимали важное место в научных спорах среди советских экономистов. Но не всегда очевидная результативность этих дискуссий привела к тому, что сегодня перед отечественной экономической наукой стоит нелегкая задача формирования новой методологической базы, без которой невозможно решение тех проблем, что стоят перед наукой.

В процессе формирования новых принципов и подходов к изучению экономических явлений важно обраьчение не только к накопленному методологическому арсеналу современной западной экономической теории, но и к опыту отечественных направлений экономической мысли, долгие годы игнорировавшихся у нас. А между тем в творческом наследии многих русских экономистов конца 19 начала ЙО веков можно найти не только не потерявшие своей актуальности и сегодня теоретические идеи, но и подходы к экономическому исследованию, которые вполне с успехом могут быть использованы ц нынешних условиях.

Тем более понятен и оправдай интерес к тем Фигурам русской экономической мысли, которых долгое время или незаслуженно обходили вниманием или и- угоду идеологическим стереотипам просто искажали их взгляды. Одним из таких экономистов был Михаил Иванович Тугаи- Барановский (1805-1910) - ученый, оказавший значительное влияние на развитие отечественной и западной экономической имели. Начинавший как ученик Маркса, позже вые-

тушпчжй С: развернутой КРИТИКОЙ МНОГИХ НОСТу.П.ЧТОП МарКООЬОЙ теории, он создал систему политической экономии, и основе которой (>ЫЛ »ТИПОСКПЙ принцип ьорхогшой ценности чологкмюской личности. При этом нм иоио.'илэовал'лсь оригмиадыше методологические методы и приемы экономического последсжания.

По идеологическим причинам долгое врем:! Туган-Барановский был "регэона поп £гп1а" в отечественной экономической истории. Его взгляды »амалчйъались иди иокамались. Методология политической экономии М. И. Тугаи-Бараноьского однозначно трактовалась как вульгарная и ненаучная. При этом отсекались все попытки по-новому взглянуть на методологические приемы этого экономиста. Изменилась ситуация лишь после апреля 1905 года.

Степень разработанности проблемы. Значимый вклад в экономическую науку не мог не привлечь к себе внимание серьезных исследователей. В России творчество Тугаи-Барановского

I

анализировали Ленин Е. И., Плеханов Г. В. , Троцкий Л. Л. , Бухарин Н. И. , Струве П. Б. , Дмитриев В. К. , Солнцев В. И. , Первушин С. К. ., Роаенберг И. , Слонимский Л. Л. ; Курский Л. В. , еа рубежом - Каутский К. , Люксембург Р. , Шпи'ггоф А. , 'Лфтальон А. , Лескмр Ш. , Шмодлер Г. , Веблен Т. и другие. Творчество Туган-Барановского вызывало большой интерес и после его смерти.

Па сегодня у»? накопилась значительная литература, посвя-щонная рассмотрений) тех пли иных взглядов Тугаи-Барановского. Па Оападе его творчество всегда было предметом пристального и серьезного исследования. Превде всего зДесь имеет смысл выделить магистерскую диссертацию Любомира Коваля, где впервые дается полно*; иэло.ение основных в.нглндов М. К. Туган-Баранове-

кого. Что ко капается отечественной экономической литературы, то здесь и на сегодня лучшей работой, посвященной творчеству Туган-Барановского, остается работа его талантливого ученика П. Л- Кондратьева. К сожалению, в 20-ые годы в советской исто-рико-экономической науке возобладал односторонне негативный подход к исследовании взглядов Туган-Барановского.

Эта традиция прервалась лишь после 1905 года. Появились публикации, для которых было характерно стремление уйти от слокньшихся стереотипов в оценке Туган-Барановского. 'Здесь особо можно отметить кандидатскую диссертацию Банкова Е. Б. "Политике- экономический анализ' рыночного хозяйства ь трудах М. И. Тугаи-Барановского и его современное значение".

Однако ни в одной из этих работ не ставилась специальная задача исследования методологических аспектов экономической теории Туган-Барановского. К это, несмотря на то, что отдельные аспекты пробл"мы рассматривались в работах Ленина Г. И. , Бухарина И. И., Гольмана М. Б., Кондратьева Н. Л-> Коваля Л., Банкова г,1. Б. и других. Кроме того ни в одной из этих работ не ставилась задача рассмотреть представления Туган-Варановского о методологии экономической науки в тесной связи с его собственными экономическими теориями. Не было в отечественной и западной историко-экономической литературе и попытки дать целостное исследование взглядов Туган-Бараноьского на проблемы методологии.

Цели к задачи исследования. Целью данной работы является комплексно«; исследование проблем методологии экономической науки в работах Туган Кчрановского. Дня достижения .этой цели не-

обходимо решение следующих яздач:

- шшдиэ прямых и косвенных высказываний Туган-Шра-новского о проблемах методологии экономической науки;

- исследование уволют! и методологических взглядов Туган- Барановского;

- выявление и рассмотрение влияния на формирование методологических взглядов Туган-Барановского представлений его предшественников и современников на проблемы методологии экономической науки;

- рассмотрение того, каким образом те или. иные методологические установки Туган-Барановского были реализованы в . его политикчэакономическом анализе;

- всесторонне оценка методологии ио.китикоэкономического исследования Туган-Барановского, выделение слабых и сильных сторон его методологии, ' оценка их с точки прения сегодняшних представлений о'ходе развития отечественной и мировой экономической науки.

В качестве объекта исслодохаио«! выбрани сами работы Туган-Барановского. труды его предшественников и современников по проблемам методологии окономичеекой нау^'и, работы, посвященные анализу различных аспектов творчества Туган-Барановского. Особое внимание было уделено автором данного исследования сравнении представлений Тугай-Барановского со взглядами советских »колонистов и философов на проблема методологии отечественной уконсг ¡ическон науки.

Научная поиг.ша данного исследования ваключаетея в проведении впервые в отечественной акономичесиой литературе специ-

ального анплнза методологических аспектов акономической теории Tyran-Барановского. При атом:

1. Па основ.'!.пии данного исследования сделан вывод о том, что но своим методологическим взглядам Туган-Бораноьский никогда но был ортодоксальным марксистом. И ¡это шрсшаось не только в прямой критике основных положений маркоовой методологии (теории материалистического понимания истории, понимании роли классовой борьбы в историческом процессе, ссотнсчгенил между производством, потреблением И распределением и т. п. ), но и в самих теоретическиях построениях Тугаи- Барановского. В токе время нельзя отрицать, что исходной и отправной точкой творчества Тугаи-Берановского был марксизм, что его собственное творчество укладывается в рамках маркеоьой традиции.

Й. В работе опровергается тезис отдельных исследователей Туган-Г-ipnnorcKoro о непротиво;ечивооти методологических взглядов Туган-Барановского. Автором работы показало, что при исследовании экономических явлений Туган-Барановский синтезировал Марксов метод, метод классической буржуазной политической ЭКОНОМИИ И СубъеКТИПНО-ПСИХОЛОГИ'кский метод австрийской ШКОЛЫ.

3. «3 работе доказывается, что в целом мевду »отологическими установками Тугаи-Барановского и реали^ацией их ъ теории нет серьезных разногласий, хотя и встречается отдельные нестыковки. Так сформулированный Туган-Барановским этический подход противоречит им т.: провозглашении)/! принципом об1/ективноети ь акономической наук.'.-.

A. î'i работе выясняется, что часто критика марксовой тео-

рпн, идеализм и субъективизм, присущий методологии Тугпн-.-Барановского бнли ответной реакцией на начавшийся процесс вульгаризации марксизма.

5. Покапана несостоятельность сложившейся в отечественной

историко-зкономической литературе чисто критической традиции к

аналкоу методологических взглядов Тугаи-Барановского, сложии-llbft

шихся паа прежде всего влиянием оценок Лунина В. И. и Бухарина Н. И. В работе показано, что эта односторонность привела не только к незаслуженному ¡забвению творчества самого Туган--Вара-новокого. г.о и имела своим результатом негативные тенденции в развитии отечественной -экономической мысли. Ото - и ложно понятий примат производства, затратная концепция трудовой теории стоимости и т. п.

6. D работе показан вклад Туган-Барановского в исследование MeТОДО Ло) -ИЧеских нроолем экономической науки, ВЫдеЛеПЦ 110-витивные моменты ь его методологии.

Teoixixi¡ческой и методологическом основой написания данной диссертации поолукили работы классиков марекизма-ленинизма, работы Туган-Барановского, его современников и предшественников по проблемам методологии экономической науки. К изучению проблемы привлекались труды отечественных и аарубекных экономистов по проблемам методологии экономической науки. В процессе работы привлекался фактический материал.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводи диссертации могут бЛть использованы ь

дальнейшем исследовании проблем методологии фундаментальной

1

акономнческои науки; в преподавании куром истории экономн

ческой мысли; при чтении спецкурсов по истории отечественной экономической мысли; при проведении семинаров в группах, спе-циалпзируюи'ихея па изучении истории экономической мысли; в лекционной работе. Материалы диссертации могут быть использованы научно- исследовательскими институтами, занимающимися данной проблемой, и другими заинтересованными организациями.

Апробации диссертации. Различные положения диссертационной работы прошли апробацию в трех статьях (общим объемом 1,75 п. л.) и на научных конференциях экономического факультета . Ш'У ( 1900, 1990 гг. ) и Воронежского университета ( 1930 г. ) и Ленинградского университета (1950 г.) .

Структура работы. Поставленные цели и задачи определили следующую структуру диссертации:

введение.

Глава 1. Философские и политические взгляды М. К. Ту-ган-'Барановского.

1. Основные этапы идейной эволюции М. И. Туган-Бара-новского.

Я. Философские взгляды Туган-Барановского.

Глава 2. Трактовка предмета и метода политической экономии.

1. Понимание предмета экономической науки.

Я. М. И. Туган-Барановский о соотношении производства, распределения и обмена.

3. Политическая экономия и психологии.

■1. Критика классового подхода. Этика и политическая экономия.

5. Методы политической экономии. Природа экономических законов.

Глава Р. Методологические подходы к разработке проблем ' социалистического идеала.

Ваключение.

Список использованной литературы.

Основньта положения диссертации.

Этапы идейной оаолмцми Туган-Бараиопского М. И. Можно выделить три этапа идейной эволюции Тугаи-Барановского. Первый этап (1000-1900 ) мокно условно,определить как этап принятия основных положений марксизма. Неслучайно в этот период Туган- РпроиоЕСКНй выступал как представитель легального марксизма - идейного течения, выступившего в оппозиции к либеральному народничеству. Его сторонниг.и, опираясь на маркоово учение, доказывали естественность н жизнеспособность русского капитализм-'.. При этом наиболее перспективным для России путем видели дальнейшее развитие капиталистического уклада.

Б двух своих крупных работах этого периода -"Периодические промышленные кризисы в современной Англии" ООП и "Русская фабрика в прошлом и настоящем" ( К>90) Туган-Лара-ноьскиЛ анализирует причины периодичности колебаний промышленности Англии и России и, опираясь прежде псего на Маркса, объясняет их. При этом главным лейтмотивом его выступлений в периодической печати служит стремление доказать закономерность

капиталистической стадии ь экономической эволюции России. Неслучайно он выступает в печати со статьями, доглызтпярт правильность основных положений маркиоьой философии истории. И в целом, хотя и не полностью разделяя его взгляды, Туган-Бара-новекий в этот период выступает как сторонник марксовой теории.

Но ут в 1000-1907 годах' Туган-Барановский выступает с критикой многих положений марксовой методологии. Начало Я0 века вообще характеризуется глубоким переломом в русской общественной мысли, выразившемся первоначально в ревизии марксизма бывшими легальными марксистами. Две наиболее крупные работы Туган-Барановского этого периода - "Очерки по новейшей истории политической экономии" (1S03) и "Теоретические основы марксизма" (1905) - показывают эволюцию взглядов Тугan-Барановского в этот период. Это-подчеркивание логической незавершенности материалистического понимания истории Маркса, дополнение ее элементами, позаимствованными из других течений - теорией психических факторов исторического процесса, внесением в экономическую теорию принципов целеполагания и т. п. По главное - в отот Н'-риод четко прорисовывается основной методологический стержень экономической системы Туган-Барановского - выделение идеи ьерховоной ценности человеческой личности как глав-ног') критерия иотиппосту экономической теории. Ядесь следует искать истоки «(ормироьоиия зтической системы политической экономии Tyra.il- Барановского.

Третий этан творческой ¡эволюции Туган-Барановского (1Q03-1010) Ki/лю охарактеризовать преудс всего поиском nyiert воз-

мо.чсного оинтева идгП социализма и либерализма. Три наиболее крупные работы этого периода Туган-Барановского - "Основы политической экономик" (19091, "Социальные основы кооперации" (1916) и "Социализм как положительное учение" (1918)-- подводит итоги многолетних исследований Тугаи-Барановского по многим вопросам. Отрицая свое воевращение в лоно марксизма в этот период , Тугвн-Барановекий тем не менее отмечает, что ему многое удалось взять у }'чрк'еа и его учеников. В этот период этический идеал Туган-Барановского получил полное развитие в его экономических теориях. Это наглядно видно по работам "Социальные олювн кооперации" и "Социализм как положительное учение". Рдоеь Тугач-Барановский отдает большое предпочтение анархнаму по сравнению с нейтралистской моделью социализма именно в силу того, что анархизм в большей степени отвечает идеям Экономической свободы личности, без чего невозможна реализация и идеи верховной ценности человеческой личности.

В целом характеризуя взгляды Туган-Барановского, автор диссертации пришел к выводу, что он своими теориями выражал интересы либерально настроенной части русской интеллигенции. Для нее, с одной стороны, было характерно стремление к социалистическому переустройству общества, а,' с другой, ее не все устраивало в марксовой модели и практикеjбольшевизма.

«.•'.'утсофскье взгляды 1.1 Н. Тугаи-Баранонского. «'Рилософскна взгляды оказывает существенное влияние на формирование методе логин экономического иоолсдоппннн. Бпе ||ц>. .•w¡«:iíoíí основы ''и, творчества нельзя понять и объяснить те методологические приемы. которые использует данный экономист. Туган Барановский не

Oiii.ii философом, но как и дли всех других крупных исследователей - оС)11Г!<:тио|ч:доп России конца 19 - начала '¿0 века философские вопросы не были для него "Ierra incoan i ta".

Надо сказать, что философское мировоззрение Туган-Бара-новекого на протяжении его творческого пути претерпевало значительные изменения. Б 90- ые годы его философские взгляды складывались под прямым влиянием полемики марскиотов и народников. Народники обвиняли теорию материалистического понимания истории в недоказанности, фатализме, необоснованных прет'-нзиях на универсализм, в забвении роли личности в историческом процессе. R своих статьях этого периода ( Туган-Бзрановекий М. И. Оначепие ог.оиомичеикого фактора'в истории // Мир Нозкнй. i 006, 1й; Он т.. Экономический фактор и идеи (Ответ моим оппонентам) // Мир Лохий. lSf-G. 4) он выступает как защитник теории мате-риалистичекого понимания истории. Он отрицает примат идеологического Фактора над экономическим, упрекает народников в непонимании теории Маркса.

,Но уже' в самом начале 20 века в серии статей по истории политической экономии Тугаи-Барановский выступает с прямой критикой некоторых положений марксоьой теории материалистического понимания истории. Прежде всего речь идет о фатализме, роли личности в историческом процессе, роди классовой борьбы, понимании двойственного характера общественного развития. Причем Тугаи- Баранове!';ий критикует именно те по.'охения марксоьой 'теории, которые он н 00 ые годы 10 века защ' ал.

работе "Т'-е'р'.'Тичесние основ.!.! марюнтем (1005) тон критических высказываний Тугаи - Барановского усиливается. Его не

устраивает и мчрксовой теории идем автоматического краха капи ■китам», предремонность исторического процесса. Отсюда - и его интерес к атнч'-екому социализму.

Разуверившись в достаточности чисто экономического обоснован!!:! необходимости социалистических преобразовании, Тугаи- Барановский предлагает обратиться к этическому обоснованию Ценности социалистических идеалов. При этом Тугаи- Барановский гредлагает дополнить теорию материалистического понимания истории двояким путем. Во первых, путем синтеза основных положений материалистического понимания истории и этического социализма. Во-вторых, Туган-Барановский предлагает дополнить ее и теорией потребностей, где психологические факторы уравниваются по »начнмости с факторами чисто экономическими.

Надо отметить и то, что в основе философских взглядов Тугаи -Барановского лемит представление о дуалистическим характере исторических процессов. Согласно этому представлению в истории существуют процессы двоякого рода. С одной стороны, в истории Действую? объективные факторы, не зависящие от воли и келапия человек*, а, с другой, есть процессы, которые вполне моьно подчинить воле и желанию человека.- По мере развития прогресса социалистического общества роль последних должна, по мнению Туган-Барановского, постоянно возрастить. Это и есть, по его словам , отражение формирования социалистических тенденций в историческом Процессе:.

В диссертации ¡¡оказано каким образом подобные философские ввгляди Тугаи-Барановского отразились на •формирование его методологических представлении. Собственно им-нно в философских

ИрОДОТаВЛОШ-ШХ ТуГаН-БараНОВСКОГО И следует ИСКаТВ истоки его попыток, соединить и единое целое объективный и субъективный подход к экономическому исследованию. ¡Здесь не искать причины его интереса к .'этическому социализму.

Трактовка иродч-ета политической экоиомли Тугак Барановским. Т^юке философской подоплеки на формирование представлений Туган-Барановского на предмет экономической нл'уки сил!-ное влияние оказала дискуссия по методологическим вопросам мекду сторонниками австрийской и исторической школ. Проанализировав до-поды противоположиIX сторон, Туган-Барановский принял точку зрения австрийской школу, подчеркнув значение преете всего дедуктивного метода в .экономическом исследовании.

Под предметом политической экономии ТугЕараноьский понимает прежде »всего народное хозяйство. При этом выделяет два возможных подхода к определению непосредственно предмета экономической науки: первый исходит из характеристики тех потребностей, которым удовлетворяет хозяйственная деятельность, второй, же берет за основу сам характер и свойства хозяйотгенной деятельности. • Ко Туган-Барановского и в первом, и во втором подходах видит недостатки. Первый его не устраивает из-за невозможности разграничения хозяйственных и Нехозяйственных потребностей, второй - из-за тавтологичности объяснения хозяйства через принцип хозяйствования. Туган--Барановский так Формулирует свое опред'чченио: " Хозяйство есть совокупность действий челоьец.а, направленных на инонинол природу и имеются своей целью Hv наела*д"1й1е самой деятельностью, но создание материальной обстановки, Необходимой ДЛЯ удовлетворения наших пот-

ребноетей". (1)

Вышеприведенное определение, очень важно для понимания представлений Тугая-Барановского о самом предмете политической экономии. Именно в этом определении следует искать у Туган-Ба-рановского разделения хозяйственной деятельности на объективную и субъективную стороны. По Туган-Барановскому, политическая экономия тем и отличается от технологии, что в политической экономии человек не просто один из фактора производственного процесса, не просто объект, но и активная сторона, субъект хозяйственной деятельности.

Для понимания позиции Туган-Барановского достаточно привести его теорию ценности. Туган-Барановский четко разграничивает понятия "ценности" и "стоимости". При этом он устанавливает теорему о взаимозависимости предельной полезности ( определяющей ценность-) и трудовой стоимости, находя , что первая есть функция от второй. На примере этой теоремы видно как на практике Туган-Барановский предлагает синтезировать объекти-енсткий подход Маркса и субъективистский подход школы предельной полезности.

Многие советские экономисты ( под влиянием прюжде всего критики Р. Гильфердннга и Н. И. Бухарина) сосредоточили свое внимание на несостоятельности синтеза теории предельной полезности и трудовой теории стоимости как исходящих из совершенно различных основ. А между тем в стороне осталась весьма существенная проблема - соотношение полезности и затрат, общественная потребительная стоимость товара. Позже игнорирование этой

1.) Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. СПБ., 1911. С. 9

проблемы привело к господству затратной концепции ценообразовании.

Долгое время в советской иеторико-экономической литературе господствовало утверждение о том, что Тугаи-Барановский как и другие представители субъективной школы акцентировал свое внимание на исследовании закономерностей единичного хозяйства. Л между тем сам Туган-Барановский вслед за Марксом четко разграничивал понятия единичного и общественного хозяйства, подчеркивал прежде всего общественный характер производственных отношений. По мнению Тугаи-Барановского, на базе единичного хозяйства не моке'т возникнуть базы для политико-экономических исследований. Народное хозяйство не есть автоматическая сумма единичных хозяйств. Общественные условия - обмен - связывая единичные хозяйства в единое целое, создают свои закономерности, которые как раз и являются предметом экономической науки.

]Сак и многие другие крупные экономисты того периода Туган -Барановский считал главным предметом экономической науки исследование менового хозяйства, то есть но сути дела трактовал политическую экономию как науку об обмене.

Он писал: "Характерной особенностью хозяйственного строя, изучаемого политической экономией, является обмен, связывающий единичные хозяйства в одно целое народное хозяйство. Только в силу этой спичи единичных хозяйств экономическая наука смогла приобрести характер точной научной дисциплины, обликами,лй ее с точными пауками. Именно в области обмена наиа наука устанавливает общие причинные законы, открытке которых составляет гор-

. - ю -

дость политической экономия, законы, напоминающие по своей точности и необходимости законы внешней природы'ЧП. В другой работе Туган-Барановский следующим образом подчеркивал роль обмена: "Таким образом, обмен играет не второстепенную, а нередко решающую роль в хозяйственном развитии, вызывая преобразования способа производства^2).

При этом Туган-Барановский вслед за Дм. С. Миллем признавал равноправность всех фаз производственного процесса - производства, распределения» обмена. Потребление как особую рубрику в политической экономии он просто предлагал игнорировать из-за отсутствия реальных проблем.

Туган-Барановский предлагает отказаться от марксового принципа примата производства над распределением и обменом. По при этом сам Туган-Барановский- понимает этот примат неверно. Он придает ему безусловный характер, хотя на самом деле Маркс ничего подобного и не имел в виду.

Исходя из подобных представлений, Туган-Барановский определяет свою теорию кризисов как синтетическую, объединяющую вэе ценное, что есть у предшественников. Он синтезирует теория, ишунук объяснения причины периодичности в развитии промышленности, в сфере производства, в сфере кредита и обмена, в сфере распределения.

Туган-Барановский - автор социальной теории распределения. Согласно этой теории распределительные процессы совсем

1.) Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. СПб. ,1911, С. 211

2.) Туган -Барановский М. И. Теоретические основы марксизма. М. , 1918, С. 11

необязательно описывать в чисто ценностных 1'лтегориях. Теория раснр|--деления., по мленним Туган-Барановского, не стоит ни в какой связи с теорией ценности. Заработная плата определяется дпумя факторами - уровнем производительности труда (объективным) и соотношением сил и каждый данный исторический момент между классом наемных работников и • классам предпринимателей. Аналогично определяет он и уровень прибыли, получаемой предпринимателями.

Здесь Туган-Барановский не совсем четко понимает соотношение между производством, распределением и обменом в понима-. нии Маркса. И ото видно из его критики. Ко в тоже время надо сказать и о том, что советская экономическая наука сама неправильно трактовала данное марксово положение, придав ему абсолютистский характер. Ложно же понятый примат производства привел и к формированию стойких стереотипов в экономическом сознании - предубеждении к рыночным отношениям к исследованию рыночной экономики.

Тугаи-Барановскмй о соотлотенин политической экономии, психологии и этики. Понимание предмета политической экономии отразилось и на его представлении о соотношении политической экономии, психологии и этики. Выделяя две стороны в предмете политической экономии, Туган-Еарановский находится под сильным влиянием маржиналиэма. Признавая объективизм трудовой теории стоимости Маркса, Туган-Барановский признает, что теория предельной полезности в большей степени относится к области психологии. "Поэтому, с известной точки зрения, - пишет Туган-Барановский, - можно согласиться, что трудовая теория оценки есть экономическая теория но преимуществу, между тем как тео-

- 1Г. -

рия предельной полезности есть обиунсихологнческая, и не социально-экономическая теория оценки'Ч 1).

Отсюда Туган-Караиовекий делает вывод о необходимости внесения элементов психологии в экономическое исследование. Это необходимо, по мнению Тугаи-Барановского, хотя бы потому, что вся экономическая теория основана на модели "экономического человека". Он пишет: "Экономическая теория предполагает, что человек в своих расценках строго следует хозяйтсвенному принципу предпочитать большие наслаждения меньшему"(Г). "Для экономической науки важен только человек, - подчеркивает Туган -Барановский, - но притом не как животный организм, а как субт-ект психических переживаний. Хозяйственный процесс, изучаемый экономической наукой, сводится таким образом к психическим переживаниям отдельного человека - вот та точка зрения, с которой политическая экономия исследует хозяйственный процесс, и вот каким обраэом политическая экономия может быть отграничена от технологии и медицины. "(8)

Бухарин II. И. , Гильфердинг Р. подвергли субъективно-психологическую школу критике за попытку внести в экономическое исследование элементы психологии. Их отрицательное отношение к теории субъективной полезности основывалось прежде всего на том, что нельзя делать предметом экономической науки психоло-

_I__

1.) Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. СПб., 1911, О. СЮ

8.) Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. СПб. , 1911 , С. 10

3.) Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. СПб., 1911, 0. ПО

гию отдельно хозяйствующих субъектов, отвлекаясь от исследования Действительно СущесТ!¡уюЩИХ ОбЪСКТИВНЫХ ЗаКОНОВ. Но ИХ КрИтика привела к. формированию достаточно стойкой антипсихологической и антиавстрийской традиции в советской экономической науке. При атом игнорировалось все то действительно ценное, что дало экономической науке это направление. Это вело к недооценке советской экономической наукой важности учета психологии хозяйствующего субъекта при экономическом исследовании.

Теперь об этической политической экономии Туган-Барановского. Тугаи-Барановский поставил Еопрос об объективности экономической науки. Подчеркивая классовый характер политической экономии, Туган-Барановский обращает внимание на то, что идеологи различных классов будут по-разному трактовать одни и тете экономические явления. Так для экономиста, отстаивающего интересы капитала, затрата труда будет представляться издержками производства. А для экономиста, выражающегося интересы' трудящихся, как раз наоборот, это будет затратой именно человеческого труда. Поэтому очень многое, по Туган-Бара-новскому, в экономической теории зависит от того, чьи классовые позиции выражает тот или иной экономист. Но можно подняться и выше узкопонятой классовой морали. Можно, по Туган- Барановскому, найти единый, равный для всех критерий истинности экономической теории. Этим критерием и mowït быть идея верховной ценности человеческой личности. Эта идея выражает как рал общочеловескую мораль, стоящую выше всех социальных и классовых противоречий.

Туган-Барановский предлагает построить систему этической

- го -

политической. ' экономии, взяв за основу как раз идею верховной ценности человеческой личности. Он пишет: "Становясь на точку зрения зтики, мы получаем, следовательно, возможность возвыситься над противоположностью интересов и находим практический интерес, общеобязательный для всех людей с нормальным нравственным сознанием. Центральной идеей современного сознания является сформулированная Кантом идея верховной ценности и, как вывод отсюда, равноценности человеческой личности. Всякая человеческая личность есть цель в себе, почему все люди равны, как носители святыни человеческой личности. Это и определяет верховный практический интерес, с точки зрения которого может битв построена единая политическая экономия: интерес не рабочего, капиталиста, или земледельца, а человека вообще, независимо ог принадлежности его к тому или иному классу"(1).

Но беря за основу истинности полишко- экономической теории критерий верховной ценности человеческой личности, он неизбежно переносит исследование в зтико-правовую сферу. Так главное противоречие капиталистического способа хозяйствования он видит в противоположности между этическим сознанием настоящего и институтом частной собственности, предполагающей развитие работника-как средства для достижения прибыли.

Туган-Вараповский считает, что внесение в политическую экономию идей этики нисколько не подорвет и трудовой теории стоимости. Наоборот, подкрепленная идеей верховной ценности человеческой лчиности, она станет более стройной и крепкой. Он

1.) Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. СПб., 1911, С. £6

ИИШ'-Т: "')ТИЧеоКа>| О01К.Ч.'.а ПОНЯТИЯ ТрУДОВОЙ стоимости нисколько но иодр).ц|.чет научного значения этого понятия, но докачивает в тоже врс-.-мя, как тесно переплетаи/гся в политической экономии Категории сущего и долкиого"( 1).

Попытка Туган-Барановского построить систему этической политической экономии наталкивается на одно существенное противоречие. С одной стороны, Туган-Барановский утверждает о необходимости объективности политико-экономического исследования, а, с другой, вносит определяющем критерием элемент этики, сам по себе уже отрицающей беспристрастность. Это заметил еще, русский экономист-математик В. II. Дмитриев в рецензии на работу Туган-Барановекого " Основы политической экономии". А чуть раньше английский экономист Дж. II Кейнс, отец известного автора "Общей теории занятости, процента и денег", предлагал разрешить эту проблему выделением в системе экономических знаний позитивной политической экономии, исследующей законы и подчиняющейся лишь критериям объекгвности, и нормативной, где цель исследования с самого начала определяется исходными этическими установками.

'Но, с другой стороны, конечно, сегодня нельзя просто отвергнуть подобный эксперимент Туган-Барановского. Он отразил не только ошибки, ко и попытки преодолеть безеубъектный характер системы политической экономии. Невнимание и непонимание советской экономической наукой этого привели к формированию системы политической экономии социализма, в которой не было места суб^кту производственных отношений. И кроме того, се-

1.) -Туган-БараПовекий М. И. Основы политической экономии. СПб., 1011, 0. Б5.

_ О О -годи»! улл очевидно. что сами но о<ч>е ид«« Ь'-рхоиной ценности человеческой .личности не носит буржуазной ианрандннности.

Трактовка ьк.чодои политической экономии Ту гам Г>лра новскнм. Понимание экономических законов. Выше уже отмечалось, что на Туган-Барановского сильное влияние оказали методологические дискуссии австрийской и исторических школ. Вслед за Менгером Туган-Барановский выделяет дедуктивный метод (первый, по его мнению, применим там, где исследуются главным образом причинно -следственные законы) и индуктивный ( применяется при описании конкретных экономических явлений). Особо Туган-Бара-новский подчеркивает значение дедуктивного метода.

Выделял Туган-Еарановский и два последовательных этапа в научном познании мира: описание и классификация научного материала. Км присущи свои методы, характерные для каждого этапа.

Говоря о природе экономических законов, Туган-Барановский

I

отрицает применимость эволюционных законов для характеристики развития общества. Под эволюционными законами в тогодашней историко-философской литературе понимались законы развития организма. Туган-Барановский приводил несколько различий между эволюционными законами и законами развития общества. Во-первых, общество, по Туган-Еарановскому, должно подчиняться интересам развития отдельного индивида. Во-вторых, Туган-Барановский, сравнивая организм о обществом, отмечает большую пластичность общества. В-третьих, Туган-Барановский отмечает и возможность сознательного управления общественными процессами. Он пишет: "Развитие человеческого общества лишь отчасти имеет стихийный, бессознательный . характер, отчасти же им управляет

сознательная ноля человека'Ч 1).

Тугим-Барановский, отрицая действие эволюционных законов в истории общества, подчеркивает значение причинно-следственных законов. Но и их действие он предлагает ограничить рамками строго определенных исторических периодов. Туган-Барановский разграничивает исторические и логические категории в экономической науке. Под логическими он понимает прежде всего те, которые встречаются при любом типе хозяйства (ценность, стоимость), а под историческими те, которые присуош опреленной ступени хозяйственного развития - или любому товарному производству (меновая ценность, товарный фетишизм) или только капиталистической стадии развития (прибавочная ценность и капитал). Тем самым Туган-Еарановский признает исторический, преходящий характер категорий, присущих меновому хозяйству. Как и многие другие социалисты своего времени он видит будучи экономический строй социализма безтоварннм.

Признавая действие причинно-следственные законов в экономике , Туган-Еарановский предлагает избегать их абсолютизации. Вслед за английским экономистом Кэрнсом, автором работы по методологии экономической науки, он ставит вопрос о реальной прогностической силе этих законов предлагает называть их не просто законами, а законами-тенденциями. Тем самым он пытается подчеркнуть, что законы истории в отличие от законов физики действуют при определенных условиях, которых не всегда можно запланировать заранее.

1.) Тугаи-Барановский М. И. Подчиняется ли история общества законам развития? //Новые идеи в экономике. Непериодическое издание. Вып. 5. СПб. , 1914, С. 117)

- M -

ЫсТОДОЛОГНЯ 110C'J']K)(4!Kil ТуГДН Rip.'UlO'U.'IlUM ЭНОНОМИЧСОНОИ

основы социалистического идеала. Как и многие другие экономист начала £0 пека Тугпн- Барановский отрицал наличие предмета у политической экономии социализма. Но с самого начала в его рпсоуудеш'.ях об экономическом строе социализма кроется определенное противоречие. С одной стороны, он отрицает наличие особого предмета для экономического исследования социализма ясностью экономического строя социализма. Здесь, но мнению Ту-ган -Барановского,, не может быть серьезных эагадок таких, к примеру, как товарный фетишизм. По, с другой стороны, он рассматривает экономический строй социализма как более сложный по сравнении с капитализмом. При этом Туган-Барановский обвиняет марксистов как pas в том, что они не уделяли серьевного внимания этой проблеме. ( Туган-Барановский М. Я. Крушение капиталистического строя как проблема// Новый путь. 1904, 10; Он же. Теоретические основы марксизма. СПб. , 1906; Он же. Как осуществится социалистический строй //Мир Божий. 1906,fi)

Это вполне соответствовало его философским взглядам, которые складывались под значительным влиянием Герберта Спенсера. Спенсер же рассматривал общественный прогресс ( как и прогресс любого другого вида материи) как рост усложнения и дифференциации. Согласно атому представлению и Туган-Барановский представлял экономический строй социализма как более сложный, включашнй в себя на равных элементы предшествующих укладов. Отсюда у Туган-Барановского такой интерес к исследованию экономических переходных форм социалистического уклада.

Что касается его методологических подходов к исследованию переходных экономических форм, то они тесно были связаны с его

- ?.& - ,

пониманием марксоьой теории. Туган-Барановокий ошибочно при. пиеыиает Марксу концепцию автоматического краха капитализма. Причем сам атот автоматизм отвергает. А критикует теорию автоматического краха-капитализма по следующих направлениям: 1. теория абсолютного обнищания пролетариата; 2. тенденция нормы прибыли к падению; 3. противоречие между производством и потреблением при капиталке»/«. Отрицая автоматизм, Туган-Барановский пишет: "Стихийная экономическая эволюция не ь силах сама по себе нанести смертельный удар капитализму - новый экономический строй может возникнуть лишь как результат 1 приспособления свободного общественного творчества, как результат приспособления формы общественного хозяйства к высшим вадачам и целям общества. Новая хозяйственная организация возникает не потому, что старая хозяйственная организация умрет естественной смертью, а эта последняя прекразиг свое существование вследствие создания обществом новой организации хозяйства. " (1).

Здесь можно вспомнить, что верховным критерием истинности экономической теории Туган-Барановокий признавал идею верховной ценности человеческой личности. Причем если этический подход при исследовании экономических проблем капиталистического строя чем-то ограничивался, то при исследовании экономических проблем социализма таких ограничений нет. И как раз здесь его этический подход получил'наибольшее развитие. Признав раьно-

1.) Туган-Вагановский М. И. Очерки из новейшей истории политической экономии. СПб. , 1503, С. 420

- ЙО -

ценность экономического и этического обоснования социалистических преобразований. Туган- Барановский получает возможность построить желаемую модель социализма.

Интересный методологический подход 'Г у ган-Баранове кий реализовал при исследовании проблем кооперации. Признавая капиталистическую форму кооперативных предприятий, он в тоже время подчеркивает их социалистическое содержание. И доказывает это на примере категории "доход". По своей природе кооперативный доход отличается от капиталистической 'прибыли, целью кооперативной деятельности является максимизация дохода, а не получение капиталистической прибыли.

Здесь же надо сказать и том, что Тугаи-Барановского силь-ко привлекал кооперативный идеал. , Он был ближе к анархистской модели социализма, которой Туган-Барановский явно , отдавал большое предпочтение. Но в тоже время понимал невозможность ее годного осуществления. . •

Здесь очень важно понимать соотношение между социальным идеалом и социальной практикой в понимании Туган-Барановского. По Туган-Барановскому, полное социальное предвидение невозможно, поэтому очень важно уделять внимание собственно проблемам разработки социального идеала. И характерно, что в этой связи у него просыпается интерес к социалистам-утопистам.

Далее говоря о методологии построения экономической модели социалистического общества Туган-Барановского, надо ныде-хить такую черту как плюрализм различных укладов в модели социализма Туган-Барановского. Он предлагает брать элементы централизма, синдикализма, анархизма и федерализма. Главным

критерием здесь опять-таки ы,¡ступает ооотвестьие идеалу верховной ценности человеческой личности.

Очень важной методологической проблемой, затронутой Туган - Барановским, представляется соотношение стихийности и пропорциональности в экономическом развитии социалистического общества. Б соответствии со своими представлениями о понимании истории Туган-Бараневекйй отмечает, что в обществе наряду со стихийными существуй процессы, которые могут быть подчинены' воле человека или рационализированы. Причем под стихийностью понимались товарно-денежные отношения, правда в отличие , к примеру, от Струве, Туган-Еарановский признавал, что не все экономические отношения при социализме могут быть подвержены рационализации.

По теме диссертации опубликованы 5 работ объемом 1.95 п. л:

1. Туган-Барановский М. И. //Фермер. 1990.1 - 0. 25 п. л.

2. Туган-Барановский и этический социализм. //Сб. Вопросы народного хозяйства и экономических учений. - М. , 1990 - Депонирован в ИШОН ЛИ СССР, N 4.5233 от 14.11.90 - 0.5 н. л.

3. П. Струве о "военном коммунизме"//. Экономическое обозрение. 1990. 2 - 1,0 п. л.

4. Новое в трудовой мотивации при капитализме. // Тезисы научно-теоретическолй конференции "Рациональное использование трудового потенциала в условиях 1ГГП" Ижевск - Воронеж . 11. -13 сентября 1990 г. - 0,1 п. л.

Б. Развитие рынка и его социально-экономическая функция. // План и рынок в современных экономических системах. 12 - 14 апреля . Ленинград. 1990. - 0.1 11. Л.