Влияние духовности на экономику при переходе к информационному обществу тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Пирютко, Юрий Алексеевич
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2015
Шифр ВАК РФ
08.00.01
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Влияние духовности на экономику при переходе к информационному обществу"

На правах рукописи

сТ/и^/С

ПИРЮТКО ЮРИИ АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Специальность 08.00.01 - Экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук

2оЯНЗ 2015

005558053

Санкт-Петербург - 2015

005558053

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Миропольский Дмитрий Юрьевич

Официальные оппоненты: Румянцев Михаил Алексеевич

доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», профессор кафедры экономической теории

Смирнов Владимир Владимирович

доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет», доцент кафедры экономической теории и мировой экономики

Ведущая организация - Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Защита диссертации состоится » 2015 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.354.08 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте www.unecon.ru Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет».

Автореферат разослан » 2015 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

Л.А. Миэринь

I. ОБЩАЯ ХАРКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Радикальные трансформации в экономике, происходящие в связи со становлением информационного общества являются предметом активных исследований в современной науке. Однако, полноценное раскрытие сущности этих феноменов невозможно без системного анализа развития хозяйства как целого. Реализуя этот принцип в своих работах, многие современные учёные приходят к выводу о возрастании роли духовности в экономике при переходе к информационному обществу.

Мировая и российская практика хозяйствования подтверждают данный тезис. Творческая и нравственная сферы, как проявления единой духовности, всё активнее влияют экономику. Так, возрастающая творческая способность человека, реализующаяся через управление материей и энергией с помощью новейших технических достижений, а также через создание пространств виртуальной реальности, дающих беспрецедентно широкие возможности коммуникаций и управления знаниями — всё это придаёт принципиально новое качество хозяйственным процессам. Кроме того, на современную экономику всё более существенное влияние оказывает нравственная сфера: достижение социальной справедливости в государственном регулировании экономики, претворение в хозяйственной практике духовных ценностей, гуманизация экономического роста обретают для современных хозяйствующих субъектов всё более принципиальное значение.

В многочисленных современных исследованиях вышеназванные феномены описаны и довольно подробно проанализированы, но, при этом, мало внимания уделено целостному теоретическому осмыслению этой тенденции и анализу внутренней связи между нравственностью общества и экономическим развитием, а также вопросу о том, как влияние духовности на экономику учитывать при формировании стратегии экономического развития государства.

Изучение влияния духовности на экономику при переходе к информационному обществу особенно актуально для России. Во-первых, несмотря на экономическую отсталость, наша страна постепенно переходит на эту новую стадию социально-экономического развития, что обусловливает необходимость теоретического осмысления происходящих в отечественной эко -номике трансформаций как следствия влияния духовности на экономику. Во-вторых, для достижения экономического прогрессаи скорейшего вступления в стадию информационного общества как экономически развитой страны, Россия не может обойтись без вовлечения в этот процесс духовной составляющей. Достижение экономической прогрессивности нашей страны с необходимостью требует формирования и реализации стратегии социально-экономического развития, в которой будет учтена актуальная специфика влияния духовности на экономику.

Степень разработанности проблемы. Отношение экономики и духовности исследовалось в экономической теории достаточно много и плодотворно.

Роль духовности в экономике изучали: К. Маркс, И. Шумпетер, Ю.М. Осипов, B.JI. Тутов, И.Д. Афанасенко, Д.Ю. Миропольский, И.А. Сафронов, С.А. Дятлов, В.Т. Рязанов, Г.П. Выжлецов, М.А. Румянцев, Ю.В. Яковец, Б.Н. Кузык, В.Ю. Катасонов, Н.Г. Привалов, JI.B. Мантатова, K.M. Гасратян, A.B. Багаев, З.М. Хачецуков, М.М. Михеев, В.А. Кондаков,

A.A. Юрченко, Н.М. Кизилова, И.А. Левандина, П.И. Стручалин, Н.Е. Чекалина и др.

Духовность в экономике при переходе к информационному обществу анализировали: Д. Белл, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Дж. Нейсбит, Ч. Хэнди, Т. Сакайя, Р. Инглегарт, А. Этциони, А. Бард, Я. Зодерквист,

B.Л. Иноземцев, В.А. Кутырёв, В.Д. Базилевич, В.В. Ильин, В.В. Смирнов, A.A. Олейников, Т.А. Явкина, М.В. Козлова и др.

При этом, в экономической теории не достаточно полноценно обосновано и разработано определение духовности как фактора влияния на экономику; в недостаточной степени развита методология изучения влияния духовности на экономику, а также мало внимания уделено разработке теоретических положений стратегии экономического развития России с учётом фактора духовности.

Целью диссертационного исследования является определение влияния духовности на экономику и выявление специфики влияния новых форм духовности на экономику при переходе к информационному обществу.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: обосновать соотношение духовности и экономики в концепции хозяйства как целого;

уточнить определение духовности как фактора влияния на экономику;

определить принципиальное влияние духовности на экономику; выявить специфику влияния духовности на экономику при переходе к информационному обществу;

развить положения стратегии социально-экономического развития России с учётом влияния духовности на экономику.

Объектом исследования является хозяйственная система, находящаяся в процессе перехода от индустриальной стадии развития к информационной.

Предметом исследования является духовность как фактор влияния на функционирование хозяйственной системы при переходе к информационному обществу.

Теоретическую основу исследования сформировали теории, концепции, а также прикладные разработки в области философии хозяйства и методологии экономической науки, принципов и методов исследования хозяйства как целого, изучения влияния неэкономических факторов на экономику,

исследования влияния духовности на экономику, а также концепции экономики при переходе к информационному обществу.

Методологической основой исследования является подход, сочетающий диалектико-логические и формально-логические методы, включающие: структурный анализ, сравнительный анализ, сценарное моделирование, сочетание анализа и синтеза, восхождение от абстрактного к конкретному, реализацию принципа единства исторического и логического.

Информационная база исследования представлена монографиями, диссертациями, статьями в периодических изданиях, интернет-публикациями, а также аналитическими обзорами и статистическими сводками в сети Интернет.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется единой и внутренне непротиворечивой линией логического развития исследования, его согласованностью с концепцией хозяйства как целого, развёрнутым, подкреплённым обширным материалом из научных источников анализом концептуальных положений, глубоким теоретическим осмыслением фактологического материала.

Соответствие диссертации Паспорту научных специальностей. Диссертация соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности ВАК 08.00.01 - 1. Общая экономическая теория: 1.1. Политическая экономия: взаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур; гуманизация экономического роста; формирование экономической политики (стратегии) государства.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии концепции хозяйства как целого с точки зрения исследования духовности как фактора влияния на экономику в условиях перехода к информационному обществу.

Наиболеезначимые результаты исследования, полученные лично автором, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, представлены в следующих положениях:

обосновано, что соотношение экономики и духовности в концепции хозяйства как целого заключается в том, что достижение конечной цели развития хозяйства, выраженной в снятии ресурсных ограничений производства и потребления, соответствует обретению обществом полноценной духовности через актуализацию безграничных возможностей всеобщей творческой деятельности, претворяющей высшие ценности (истина, добро, красота);

сформулировано определение духовности как всеобщей творческой деятельности человека, направленной на преобразование себя и окружающей среды в соответствии с высшими ценностями и проявляющейся на современном этапе развития общества в двух относительно обособленных видах: «духовности в экономике» и «символической духовности». Духовность в экономике воплощается в хозяйственном новаторстве, результатом которого являются пионерные (в особенности - инновационные)

продукты. Символическая духовность воплощается в деятельности в области искусства, религии, философии и теоретической науки;

определено и обосновано, что принципиальное влияние духовности на экономику выражается в постепенном проникновении принципов и содержания свободной творческой деятельности, реализуемой на основе высших ценностей в хозяйственные процессы; раскрыта специфика влияния частных видов духовности на экономику. Влияние «духовности в экономике» на экономику выражается в ускоренном экономическом развитии. Влияние «символической духовности» на экономику проявляется в идеологическом направлении и мотивации общества на ускоренное экономическое развитие;

выявлена специфика влияния духовности на экономику при переходе к информационному обществу, выражающаяся в значительном возрастании, по сравнению с индустриальной стадией, способности человека творчески преобразовывать себя и окружающую среду, следствием чего является актуализация в хозяйственной деятельности новой трудовой мотивации с творческой доминантой, а также гуманизация экономических отношений;

развиты положения стратегии социально-экономического развития России с учётом фактора духовности, суть которых сводится к необходимости усиления в идеологии социально-экономического развития идей государственности и прогрессивности (инновационности) на теоретической основе синтеза положений философии русского космизма и неомарксистской экономической теории.

Теоретическая зиачимостьисследования определяется тем, что диссертация представляет собой ценность как фундаментальная разработка в области исследования влияния неэкономических факторов на экономику. В работе получает развитие концепция хозяйства как целого, развивается подход к определению духовности как фактора влияния на экономику, делается вклад в разработку методологического инструментария анализа влияния духовности на экономику, развивается концепция взаимодействия экономики и духовности при переходе к информационному обществу, разрабатываются теоретико-методологические положения стратегии прогрессивного социально-экономического развития России с учётом актуальной специфики влияния духовности на экономику.

Концептуальные положения работы могут быть использованы для совершенствования учебных программ по следующим дисциплинам: «Экономическая теория», «Философия хозяйства», «Методология современных экономических исследований».

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в диссертации могут быть применены для разработки основных положений государственной экономической стратегии, в которой учитывается влияние духовности на экономику.

Апробация результатов исследования. Результаты работы были доложены: на сессиях профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедры ОЭТ СПбГЭУ (2011, 2012, 2013), всероссийских научно-

практических конференциях «Новая модель экономики России: условия и основные направления инновационного развития» (Санкт-Петербург -Тамбов, 2011) и «Новая модель хозяйствования и адекватность ее отражения в современной экономической науке» (Санкт-Петербург - Тамбов, 2012), Интернет-конференции «Россия 2030 глазами молодых учёных» (2012), Международной конференции «Деловая этика и национальные модели поведения» (2013).

Публикации результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 11 научных работах, общим объёмом 6,9 п.л., среди которых 5 статей в рецензируемых экономических журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация имеет 2 главы, 6 параграфов, введение и заключение, 3 приложения, библиографический список -184 источника.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Соотношение экономики и духовности в концепции хозяйства как целого. Исследование влияния духовности на экономику с необходимостью предполагает опору на концепцию целостной человеческой природы.

В основе целостной человеческой природы лежит творчество как потенциальная способность человека неограниченно преобразовывать себя и окружающий мир согласно своим целям. Этой способностью человек принципиально отличается от животного мира, в котором каждому виду отведена своя отдельная природная ниша. Однако творческая способность заложена в человеке лишь потенциально. Задача эволюции человека состоит в переводе этой потенциальности в актуальную реальность, то есть в достижении всем человечеством неограниченной творческой способности. Решение этой задачи на уровне всего общества возможно только через полноценное теоретическое и практическое освоение природной среды.

В ходе своего развития, человек планомерно движется по пути освоения природы, создавая для этого рукотворный, отличный от природы мир -хозяйство (экономику). В ходе хозяйственного развития, человек не только создаёт и поддерживает общественную систему жизнеобеспечения, но и всё более полно осваивает природу, расширяя возможности её преобразования. Тем самым, хозяйство закладывает основу для будущего раскрытия потенциальной творческой способности человека. Ведь, если цель хозяйства - повышение эффективности процессов производства и потребления в обществе, то есть, снижение затрат и повышение результатов, то достижение экономикой конечной цели своего развития должно соответствовать доведению этого процесса до предела совершенства, а именно, до полного снятия всех ресурсных ограничений производства и потребления. Достижение такого состояния и является действительной конечной целью эволюции хозяйства как целого.

На этой конечной стадии развития экономика обретает «абсолютную производительность», что даёт человечеству возможность неограниченно преобразовывать себя и окружающую среду. Именно на этой стадии человечество вступает в эпоху своей полноценной духовной реализации. Экономика на данной стадии развития общества не исчезает, но будучи развитой до совершенства, становится подчинённой целям развития человеческого духа.

Поэтому духовная эволюция общества невозможна вне хозяйственного развития. Более того, обретение обществом полноценной духовности возможно только в результате достижения экономикой абсолютного соверщен-ства в указанном выше смысле.

Определение духовности как фактора влияния на экономику. Духовность определяется как реализация всеобщей творческой способности человека, направленной на преобразование себя и внешней реальности в соответствии с идеалами истины, добра, красоты. Сущностной характеристикой духовности является совершенство и единство. В духовности находят объединение объективное и субъективное, теоретическое и практическое отношение человека к себе и к миру.

Действительная духовность будет достигнута человечеством только в будущем, когда оно полноценно хозяйственно освоит всю природу. В свою очередь, в современных условиях, духовность находится ещё в неразвитом, противоречивом состоянии. Противоречие современной духовности заключается в том, что она существует в двух односторонних, лишённых целостности видах: в виде «духовности в экономике» и «символической духовности».

«Духовность в экономике» представляет собой реализацию свободной творческой деятельности в хозяйственных процессах и наиболее полно проявляется в новаторстве, создании новых, ранее не существовавших продуктов. Такие продукты автор относитк категории пионерных (в противовес базовым продуктам как продуктам привычным, производство и потребление которых уже устоялось). В особенности, «духовность в экономике» проявляется в таких продуктах, как инновационные. Под инновационными продуктами автор понимает пионерные продукты мирового уровня, то есть такие пионерные продукты, которые являются новыми для самых передовых экономик мира.

Связь пионерных продуктов с духовностью заключается в следующем. Во-первых, пионерные продукты, являясь воплощением новизны, реализуются через творческую активность, являющуюся сущностной характеристикой духовности. Во-вторых, пионерные продукты, внося в хозяйственную жизнь эффективную рационализацию и повышая производительность общественного производства, приближают эпоху доступности абсолютного творчества, то есть, эпоху полноценной духовности.

Противоречие «духовности в экономике» в том, что она не имеет внутри себя ценностного ориентира, задающего направление конструктивного и гуманного социально-экономического развития. Без этой ценностной составляющей, реализация «духовности в экономике» непредсказуема и мо-

жет нести деструктивные последствия (экологические бедствия, социальные конфликты: войны, преступления). Ценностную поддержку духовности в экономике осуществляет символическая духовность.

«Символическая духовность» представляет собой реализацию свободной творческой деятельности по воплощению высших ценностей (истины, добра, красоты) в символической форме (в философии и теоретической науке, в религии и искусстве).

Символическая духовность, с одной стороны, идеологически поддерживает устойчивое воспроизводство существующего экономического порядка (поддерживающая функция), с другой - вырабатывает пути перспективного развития этого порядка, направляет и мотивирует общество к развитию экономики по конструктивному и гуманному пути (проективная функция).

Противоречие символической духовности в том, что с её помощью невозможно претворить в жизнь высшие ценности истины, добра, красоты напрямую, необходим «передаточный механизм», позволяющий перевести символ этой ценности, сформированный внутри искусства, религии, философии или науки в социальную практику. Этим «механизмом» является духовность в экономике и непосредственная хозяйственная практика.

Таким образом, духовность в экономике и символическая духовность являются двумя противоречивыми формами единой духовности, находящимися в условиях современности в относительно обособленном состоянии.

Определение принципиального влияния духовности на экономику. Влияние духовности на экономику в целом выражается в постепенном проникновении принципов и содержания свободной творческой деятельности, реализуемой на основе высших ценностей в хозяйственные процессы. Таким образом, хозяйственная деятельность, имеющая целью качественное и количественное повышение результативности процессов производства и потребления, начинает всё более полноценно функционировать исходя из целеполагания творческой деятельности в соответствии с ценностями истины, добра, красоты. При этом, духовность оказывает на экономику целостное воздействие, как в части производительных сил, так и производственных отношений.

Так, «духовность в экономике» способствует новаторству и внедрению в практику новых, конструктивных методов хозяйствования, а также новых продуктов (пионерных, а, в особенности - инновационных), способствует повышению производительности хозяйственной деятельности и приводит к интенсификации экономического развития.

«Символическая духовность» влияет на экономику, содействуя гуманизации экономических отношений посредством ценностной ориентации хозяйственной деятельности. При этом, поддерживающая функция «символической духовности» способствует развитию базового сектора экономики, а проективная функция - пионерного.

Более прогрессивной, автор считает духовность, в которой в явной форме доминирует реализация проективной функции. С экономической

точки зрения, такой духовностью будет та, которая направляет общество по пути инновационного развития. Для того, чтобы конструктивно содействовать экономическому развитию общества, оба вида духовности должны соответствовать друг другу.

Так, для эффективного ускорения экономического развития требуется, чтобы новаторские инициативы субъектов хозяйственной системы (духовность в экономике) находили в обществе соответствующую этическую, художественную и идеологическую поддержку в формах символической духовности.

Специфика влияния духовности на экономику при переходе к информационному обществу. В результате проведённого исследования выявлена специфика влияния «духовности в экономике» и «символической духовности» на экономику при переходе к информационному обществу. При этом определено, что данное влияние является двойственным, имея как положительный, так и отрицательный момент.

Положительный момент влияния «духовности в экономике» на экономику проявляется в возрастании роли творчества в хозяйственной деятельности. В данной тенденции можно выделить следующие частные направления:

• ускорение и новое качество научно-технического прогресса (ЛТП);

• формирование новой трудовой мотивации;

• конвергенция рыночной и плановой организации хозяйства в составе сети как нового экономического института;

• сглаживание антагонизма труда и капитала;

• повышение качества жизни;

• размывание границ между трудом и досугом.

Выделенные частные направления влияния «духовности в экономике» на экономику имеют фундаментальное значение с точки зрения эволюции экономики, поскольку являются проявлением сглаживания противоречий внутри хозяйства как целого, что трактуется автором как фактор усиления духовной составляющей в экономике и социальной жизни.

Ускорение НТП приводит к тому, что пионерные продукты всё быстрее переходят в разряд базовых. В этом проявляется тенденция к постепенному размыванию границ между базовыми и пионерными продуктами как таковыми, что является движением на пути к их полноценному объединению в будущем, когда экономика достигнет «абсолютной производительности», поскольку в такой экономике любой продукт является одновременно, как общедоступным (базовым), так и новым, впервые творчески спроектированным и созданным (пионерным).

Современные «одноразовые» товары и всё возрастающая скорость обновления моделей и модификаций продуктов как промышленного, так и потребительского назначения полноценно иллюстрируют данную тенденцию.

Новое качество НТП заключается в том, что при переходе к информационному обществу наблюдается радикальное повышение роли прикладной

науки и управления знаниями в экономическом развитии общества. Наука и управление знаниями всё более полно включаются в состав производительных сил, в чём проявляется тенденция объединения теоретического и практического отношения человека к миру, момент приближения действительной духовности. Таким образом, становление более совершенных производительных сил является, в том числе, духовным феноменом.

Новая трудовая мотивация формируется, преимущественно, за счёт двух факторов: повышения содержательности труда и ослабления материальной нужды. За счёт внедрения в хозяйственную практику новых способов производства, человеческий труд становится более содержательным, открывается больше возможностей для творческой самореализации в хозяйственной деятельности.

В свою очередь, вследствие НТП, обществу становятся доступными новые виды производства и потребления, происходит планомерное насыщение всех базовых потребностей в личном потреблении. Развитие общественного производства приводит к повышению качества жизни, поэтому материальная нужда всё в меньшей степени является фактором трудовой мотивации.

В повышении роли творческого труда в экономике при переходе к информационному обществу автор усматривает тенденцию к объединению производства и потребления, поскольку в творческом труде момент получения полезного результата и сам труд как процесс осуществления затрат начинают тесным образом переплетаться. Таким образом, усиление роли творческого труда в экономике при переходе к информационному обществу является прямым свидетельством тенденции к преодолению разделённого производства и потребления как фактора противоречий внутри хозяйства как целого.

При переходе к информационному обществу элементы рыночной и плановой организации хозяйственной системы начинают тяготеть к сближению в сетевом принципе институциональной организации хозяйственной системы. При этом, сеть не есть окончательная форма синтеза рыночного и планового начала — современные сети объединяют в себе принципы рынка и плана не полноценно, а лишь в определённой пропорции, что позволяет говорить о сетях рыночного типа и сетях планового типа.

Также, при переходе к информационному обществу, происходит сглаживание антагонизма между трудом и капиталом. Данное явление становится актуальным благодаря формированию производительных сил экономики информационного общества. Под воздействием информационно-коммуникативных технологий, в составе производительных сил средствами производства становится новый высокоэффективный синтез машин, управляющих материей и энергией (станки и агрегаты) и машин, управляющих информацией (компьютеры), а рабочей силой становятся высококвалифицированные разработчики и пользователи этой техники. В результате таких социально-экономических трансформаций, собственники такой высококвалифицированной рабочей силы, доля которой в экономике постепенно

возрастает, начинают представлять собой значительную социальную силу и выступают в отношениях с собственниками капитала на более паритетных условиях.

Размывание границ между трудом и досугом проявляется в следующем. При переходе к информационному обществу труд становится более творчески насыщенным. В свою очередь, в творческом труде находят объединение как свободная деятельность ради удовольствия, так и трудовая. Творчество есть особый вид деятельности, в котором трудовое содержание, которое традиционно вычленяла и изолированно исследовала экономическая теория, наполнено ещё и возвышенными моментами радости и самореализации. Это возвышенное содержание придаёт творческому труду нечто, выходящее за рамки чисто экономического.

Вместе с тем, выявлены следующие отрицательные моменты влияния «духовности в экономике» на экономику при переходе к информационному обществу.

Ускоренное экономическое развитие, интенсифицируемое активизацией творчества в хозяйственной деятельности с неизбежностью усиливает техногенное воздействие на окружающую природную среду, обостряя экологические проблемы общества.

Кроме того, данное развитие отрицательно сказывается на состоянии рабочей силы: интенсивный режим труда, а также воздействие на человеческий организм неблагоприятных факторов функционирования средств производства (условия работы за компьютером, вредность ряда производств) снижает здоровье трудящихся как экономического ресурса.

Специфика влияния символической духовности на экономику при переходе к информационному обществу заключается в том, что этот вид духовности начинает всё в большей степени объединяться с экономикой и определяя целеполатание в ней.

Данная тенденция находит реализацию через актуализацию новых форм символической духовности: «сетевого искусства», новых философских и научных систем. Эти новые формы символической духовности реализуют своё влияние на экономику по следующим направлениям:

• новации в теоретической и теоретико-прикладной области науки всё быстрее внедряются в хозяйственную практику благодаря развитию технологий управления знаниями, что выражается в тенденции к объединению теоретической науки с экономикой;

• благодаря развитию крионики, нано-роботостроения и медицинских технологий в целом, религиозные представления о бессмертии, сегодня всё в большей степени трансформируются в достижимую научную задачу хозяйственного освоения биологической природы человека, что является частной реализацией тенденции к объединению религиозных представлений с экономикой и прикладной наукой;

• развиваясь в пространстве информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), искусство находит новые синтетические формы в таких сферах, как реклама и дизайн, развивая тем самым эстетическое наполнение

обыденных продуктов жизнеобеспечения и одухотворяя человеческий быт и жизнедеятельность, в чём автор усматривает тенденцию к объединению искусства с экономикой.

Таким образом, уже сегодня актуализация элементов творчества в хозяйственной детальности приводит к тому, что символическая духовность начинает всё в большей степени входить в состав производительных сил общества, сближаясь с экономикой.

Стратегия перспективного социально-экономического развития России с учётом фактора духовности. Перспективы экономического развития России представляются, как лежащие между двумя парами альтернатив. Первая пара альтернатив - это выбор между дальнейшей специализацией на производстве сырья и продуктов с низкой степенью переработки (отсталость) и современной наукоёмкой продукции, обеспечивающей высокую конкурентоспособность нашей страны в мире (прогрессивность).

Вторая пара альтернатив — это выбор между рыночной либо плановой доминантой в организации современной смешанной хозяйственной системы России. Эти альтернативы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сценарный анализ пе зспективного развития экономики России

Сценарии перспективного экономического развития России Характеристика развитости хозяйственной системы

отсталость прогрессивность

Тип хозяйственной системы рынок 1) рыночный и отсталый сценарий 2) рыночный и прогрессивный сценарий

план 3) плановый и отсталый сценарий 4) плановый и прогрессивный сценарий

Источник: составлено автором.

Исследования показывают, что для экономики информационного общества адекватен сетевой тип организации хозяйственной системы, который совмещает в себе принципы централизации (государственного регулирования) и децентрализации (свободного рынка). Однако, во-первых, сеть представляет собой ещё не полную конвергенцию этих противоположностей, а, во-вторых, в современных условиях сеть находится ещё только в стадии своего становления. Поэтому для обозримых перспектив экономического развития выбор между рыночной и плановой ориентацией в организации хозяйственной системы является актуальным.

В результате проведённого исследования, автор пришёл к заключению, что для России действительное прогрессивное экономическое развитие не может осуществляться преимущественно рыночными методами; для того, чтобы Россия встала на путь полноценного экономического прогресса, тре-

буется усиление плановых начал в экономике. Так, выход на действительное прогрессивное развитие для экономики России возможен только в рамках Сценария 4, который характеризуется преобладанием государственного регулирования над свободным рынком.

Но, чтобы быть по-настоящему эффективной, стратегия выхода на прогрессивное социально-экономическоеразвитие должна формироваться и реа-лизовываться с учётом особенностей российской духовности. Российская ментальность традиционно является коллективистской, а значит, эту особенность требуется учесть в идеологической составляющей такой стратегии. Кроме того, идеологическая составляющая данной стратегии должна быть фундаментальной и, одновременно, практически-ориентированной, а также культивировать идеи труда, созидания, прогресса.

В качестве философского основания данной идеологической составляющей, полноценно воплощающего в себе эти принципы, а также подходящего ментальности российского общества, автор видит плодотворное объединение положений философии русского комизма с положениями современной неомарксистской экономической теории.

Космизм, во-первых, является коллективистски направленной философией, во-вторых, развивает ценности прогресса и духовности.

В космизме реализуются идеи глобального переустройства общества и всего мира, настолько близкие российской ментальности, что исторически почти сразу после космизма они вновь нашли своё воплощение, но уже в более приземлённой, практически ориентированной форме русской версии марксизма, легшего в основу советской идеологии. Проведённый анализ показал: советский марксизм и космизм крайне схожи в своём целеполагании.

Однако, космизм как философская традиция требует практического дополнения в форме научной теории социально-экономического развития, дающей рецепты конкретных путей социально-экономических трансформаций.

В марксизме эта недостаточность полноценно нивелируется: марксистское направление мысли это не только масштабная системная социально-экономическая теория, но и методология социально-экономического развития прогрессивного типа. В этом преимущество марксизма. Однако, у марксизма существуют и недостатки (неверная оценка места социализма в развитии мировой хозяйственной системы, односторонняя теория стоимости). Всё это взывает к необходимости дальнейшее развитие марксистской теории и способствует формированию новой экономической теории - «неомарксистского синтеза».

Таким образом, для идеологической поддержки и интенсификации выхода российской экономики на прогрессивный путь развития необходимо соединить монументальность философии русского космизма с прикладной направленностью концепций неомарксистской экономической теории, реализовав их в практическом русле через идею государственности.

III. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Конечная цель экономического развития соответствует обретению всем обществом полноценной духовности.

2. Развитие духовности на уровне общества в целом невозможно вне хозяйственного развития.

3. По мере приближения информационного общества, духовность оказывает всё более значимое влияние на экономику.

4. Духовность оказывает влияние на экономическое развитие, воздействуя как на производительные силы, так и на производственные отношения.

5. В условиях перехода к информационному обществу, разработка стратегии социально-экономического развития с необходимостью требует учёта влияния духовности на экономику.

6. Стратегия социально-экономического развития России должна базироваться на идеологии, культивирующей идеи прогрессивности и государственности.

7. Философским основанием такой идеологии может служить конструктивный синтез положений философии русского космизма и неомарксистской экономической теории.

IV. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Пирютко, Ю.А. Модификация двухсекторной модели хозяйственной системы для целей иллюстрации начальной и конечной фазы развития экономики / Ю.А. Пирютко // Известия СПбУЭФ. -2012. -№6.-0,43 п.л.

2. Пирютко, Ю.А. Концепции информационного и постиндустриального общества: критическое осмысление / Ю.А. Пирютко // Вестник ЛГУ им. Пушкина. Том. 6. Экономика. - 2013. - №3. -1 п.л.

3. Пирютко, Ю.А. Исследование духовности в экономике: состояние и перспективы/ Ю.А. Пирютко // Проблемы современной экономики. - 2013. - №4. - 0,89 п.л.

4. Пирютко, Ю.А. Методологические аспекты анализа влияния духовности на экономику / Ю.А. Пирютко // Философия хозяйства. -2014.-№1.-0,96 п.л.

5. Пирютко, Ю.А. Модель динамики мотивов в производстве и потреблении как инструмент анализа влияния духовности на экономику/ Ю.А. Пирютко //Известия СПбУЭФ. - 2013. - №6 (84). -0,43 п.л.

6. Пирютко, Ю.А. Определение проявления духовности в информационной экономике с позиций диалектики объективного и субъективного / Ю.А. Пирютко // Новая модель экономики России:условия и основные

направления инновационного развития: монография, сборник трудов по материалам Всероссийской науч-практич. конф. 18-19 окт. 2011 г. СПб.; М-во обр. и науки РФ [и др.] ; [науч. ред. д-р экон. наук, проф. Г.П. Журавлёва; д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский; д-р экон. наук, проф. А.И. Попов] - СПб.; Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. - 0,54 п.л.

7. Пирютко, Ю.А. Анализ критики концепции информационного общества/ Ю.А. Пирютко // Новая модель хозяйствования и адекватность ее отражения в современной экономической науке, сборник трудов по материалам Всероссийской науч-практич. конф. 29-30 ноя. 2012 г. Вып. 8. - СПб.; М-во обр. и науки РФ [и др.] ; [науч. ред. д-р экон. наук, проф. Г.П. Журавлёва; д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский; д-р экон. наук, проф. А.И. Попов] - СПб.; Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - 0,39 п.л.

8. Пирютко, Ю.А. Философия духа Н. Бердяева и её осмысление с позиций экономической теории / Ю.А. Пирютко // Стратегия развития экономики России в условиях модернизации: Научная сессия ППС, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2010 года. Март-апрель 2011 г. Общеэкономический факультет: Сб. докладов. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 0,27 п.л.

9. Пирютко, Ю.А. Концептуализация проявления духа в экономике / Ю.А. Пирютко // Проблемы формирования нового индустриального общества в России: Научная сессия ППС, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2011 года. Март-апрель 2012 г. Общеэкономический факультет: сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 0,37 п.л.

10. Пирютко, Ю.А. К вопросу о разработке модели хозяйственной системы информационного общества / Ю.А. Пирютко // материалы заочной интернет-конференции «Россия 2030 глазами молодых учёных». Ноябрь-декабрь 2012 г. - URL: http: // rossia2030.ru/about-conf/take-part/take-part_409.htm]#top. - 1,18 п.л.

11. Пирютко, Ю.А. Формализация и моделирование как методы исследования влияния духовности на экономику / Ю.А. Пирютко // Россия в поисках новой модели взаимодействия государства и рынка: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2012 год. Март-апрель 2013 г. Общеэкономический факультет: сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 0,44 п.л.

ПИРЮТКО ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 19.01.15. Формат 60x84 1/16. Бум. офсетная. Печ. л. 1,0. Бум. л. 0,5. Тираж 70 экз. Заказ 15.

Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21.

Отпечатано на полиграфической базе СПбГЭУ