Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Белозерова, Надежда Павловна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2007
Шифр ВАК РФ
08.00.12

Автореферат диссертации по теме "Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики"

¿ии/

На правах рукописи

Белозерова Надежда Павловна

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИМИ ТЕАТРАМИ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Специальность 08 00 12 - Бухгалтерский учет, статистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург - 2007

003069904

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный руководитель

доктор экономических наук доцент Слуцкин Михаил Лазаревич

Официальные оппоненты

доктор экономических наук, профессор Завгородняя Анна Васильевна кандидат экономических наук, профессор

Пашигорева Галина Ивановна

Ведущая организация Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится 'V 2007 г в

часов на заседании диссертационного Совета Д 212 237 06 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный университет экономики и финансов» по адресу 191023, Санкт-Петербург, ул Садовая, 21, аудитория

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан " (^¡ЛЛ'У'ЬСсЛЛС- 2007 г

Ученый секретарь Диссертационного совета Е Б Капралова

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Коренные изменения во многих областях экономики страны не могли не сказаться на экономике культуры и профессиональных драматических театров в частности Театр представляет собой сложную экономическую систему, специфика функционирования которой состоит в предоставлении определенных культурных услуг в режиме реального времени, что оказывает влияние на конкретику творческо-производственного процесса и его результаты В России в настоящее время насчитывается порядка 600 профессиональных театров, но ни в одном научно-экономическом исследовании не осуществлено комплексное рассмотрение творческо-производственной деятельности театров с целью ее анализа, что и предопределило актуальность исследования

Степень изученности проблемы. Наука о театре, имеющая вековые традиции, в основном изучала закономерности творческого процесса Не остались вне сферы ее внимания социально-экономические и организационные стороны театральной деятельности, которые нашли отражение в работах таких авторов, как А 3 Юфит, Г Г Дадамян, Ю М Орлов, Л А Сазонова, Н.Н Ваганова, А Н Дымникова, Р Л Шапиро, Л Г Сундстрем, В С Жидков, А Я Рубинштейн Наиболее разработанными являются исследования системы «театр -зритель», проблем регулирования театрального дела государством, нормативной численности и некоторых вопросов нормирования труда творческого персонала и работников художественно-постановочной части, проблем театральной статистики Экономический анализ деятельности театров, как правило, в качестве самостоятельного объекта исследования не рассматривался. Существующие на сегодняшний день подходы к анализу творческо-производственной деятельности театров не отвечают требованиям современного развития рыночной экономики Актуальность и недостаточная теоретическая проработанность вопросов анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров обусловили

выбор темы диссертационной работы, цели, задачи и последовательность научного исследования

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в исследовании роли экономического анализа в управлении профессиональными драматическими Театрами, в разработке теоретических и методических положений и рекомендаций "по совершенствованию анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров для эффективного менеджмента

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач"- исследовать эволюцию профессиональных драматических

театров,

- исследовать экономические условия функционирования профессиональных драматических театров в современных условиях,

- выявить особенности экономического механизма театра как организации культуры,

проанализировать существующие точки зрения ' на классификацию доходов театра,

- исследовать подходы к разработке целевых (оценочных) показателей деятельности театров,

- сформулировать основные принципы и разработать на их основе авторскую систему аналитических показателей, предназначенных для использования в театральном менеджменте,

- исследовать возможности моделирования результатов и эффективности творческо-производственной деятельности театра и разработать соответствующие факторные модели

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного' Исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов, определяющих "содержание и метйдику экономического анализа деятельности профессиональных драматических театров -

Объектом исследования является деятельность российских профессиональных драматических театров

Теоретической и методологической основами исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых -Баканова М И , Бернстайна Л , Вознесенского Э А , Елисеевой И И , Ефимовой О В , Завгородней А В , Ирвина Д, Пашигоревой Г.И., Сайфулина Р С , Селезневой Н Н , Ковалева В В , Мельник М В , Малича В А , Мальтинской Л П , Сенчагова В.К , Соколова Я В , Шеремета АД и др Исследование также проводилось с учетом требований законодательно-нормативных документов по тематике диссертационной работы В ходе исследования применялись системный подход, классифицирование как метод (способ) упорядочения изучаемого множества явлений, моделирование и другие методы познания сущности явлений

Научная новизна результатов исследования Научная новизна работы состоит в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров

В процессе исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты

- выявлены особенности деятельности профессиональных драматических театров в современных условиях,

- развит терминологический аппарат экономики театра, в частности уточнено понятие «творческо-производственная деятельность театра»;

- предложено рассматривать экономический механизм театра как гибкое сочетание разных источников финансирования и, как следствие, существенную вариативность расходования средств, аккумулируемых театром,

- предложена и обоснована классификация доходов театров в современных условиях, предполагающая выделение на первой ступени

классифицирования двух их совокупностей (собственных и привлеченных),

- сформулированы основные принципы, положенные в основу разработки системы аналитических показателей, необходимой для осуществления управленческих воздействий в рамках театрального менеджмента,

разработана система аналитических показателей, обеспечивающая комплексную оценку творческо-производственной деятельности и включающая в себя следующие блоки- ресурсных показателей; затратных показателей, показателей результатов, показателей эффективности,

- осущес тлена классификация аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров, позволяющая рассматривать их многообразие в увязке с теми или иными аспектами формирования и измерения этих показателей, что способствовало раскрытию их аналитических возможностей, в первую очередь, для использования в факторном моделировании;

- разработаны факторные модели, ориентированные на планирование и анализ финансовых результатов и эффективности творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные принципы формирования системы показателей могут быть использованы при формировании системы аналитических показателей как драматических, так и театров других видов, а также иных учреждений культуры Возможность непосредственного внедрения в практическую деятельность российских драматических театров результатов исследования создают предлагаемые в работе методические решения по планированию и оценке деятельности театров этого вида Основные положения диссертационной работы используются в учебном процессе в СПбГУЭФ, СПбГИЭУ и МБИ при чтении лекций по дисциплинам

«Теория экономического анализа», «Экономический анализ», «Управленческий анализ в отраслях народного хозяйства»

Апробация результатов исследования. Основные положения, научные выводы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах диссертанта, обсуждались и получили одобрение на научных сессиях и конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов в 1999 - 2006 годах

Публикации. Основные положения диссертации изложены в девяти опубликованных работах

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы

В первой главе «Анализ влияния эволюции профессиональных драматических театров на экономический механизм их функционирования» проведено исследование развития театрального дела в России, по результатам которого установлена взаимосвязь и взаимозависимость той или иной стадии эволюции театра с экономическим механизмом его функционирования

Во второй главе «Исследование методических подходов к анализу творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров» на основе изучения содержащихся в нормативно-правовых документах и экономической литературе рекомендаций по анализу деятельности театров определены основные направления его совершенствования

В третьей главе «Методические вопросы формирования и применения системы аналитических показателей деятельности театров» сформулированы принципы формирования системы показателей,

позволяющих осуществлять управленческие решения и оценивать степень их реализации На основании этих принципов разработана система аналитических показателей Предложены факторные модели, позволяющие осуществлять анализ финансовых результатов и эффективности творческо-производственной деятельности

профессиональных драматических театров

В заключении излагаются основные положения и формулируются выводы диссертационного исследования

II Основные идеи и выводы диссертационного исследования Наиболее существенные выводы, сделанные по итогам проведенного исследования

1. Проведенный в диссертационном исследовании подробный анализ эволюции профессиональных драматических театров России позволил сделать вывод, что, исходя из социально-культурной миссии театра и специфики его функционирования, потребность в финансировании (субсидировании) театра существовала всегда, при том, что в различные исторические периоды возникновение такой потребности вызывалось разными причинами Так, если в период зарождения театра субсидирование его деятельности было средством внедрения театра как культурного начала в обиход российского общества, то в советское время деятельность театров субсидировалась государством, поскольку они были проводником соответствующей идеологии. Объективное снижение идеологической роли привело к сокращению финансирования деятельности театров со стороны государства В современных условиях, хотя идеологическая составляющая деятельности театров ослабла, государственная финансовая поддержка необходима, так как существует настоятельная потребность сохранения театра как важнейшей составляющей культурной и духовной жизни общества

2 Исследование экономических условий функционирования профессиональных драматических театров в современных условиях позволило выявить их специфику и уточнить понятие «творческо-производственная деятельность», трактуемое автором как процесс

создания новых спектаклей, прокат спектакпей текущего репертуара, проведение концертов, представлений и других мероприятий художественно-творческого характера и связанное с этим формирование и использование всех видов ресурсов с целью улучшения качества зрелищных услуг и повышения экономической эффективности деятельности театра

3 Уточнена характеристика экономического механизма театра как организации культуры в современных условиях, который, по мнению автора, представляет собой гибкое сочетание разных источников финансирования и, как следствие, существенную вариативность расходования средств, аккумулируемых театром (с учетом определенных ограничений, накладываемых нормативными актами), обеспечивая тем самым решение всего комплекса задач по управлению деятельностью профессионального драматического театра.

4 Предложена и обоснована классификация доходов театров в современных условиях В большинстве публикаций по экономике театра доходы подразделяются на поступившие от основных источников и от дополнительных с их дальнейшей конкретизацией по источникам поступлений Автор считает, что в условиях рынка перед учредителями театра, с одной стороны, и его менеджерами, с другой, стоит проблема взаимосогласования экономических интересов В принципе, театр может практически полностью, либо в значительной степени «подпитываться» за счет бюджетных, спонсорских и аналогичных средств, либо в значительной степени или даже полностью перейти на самофинансирование В этой связи предлагается, в первую очередь, рассматривать поступления театра как результат задействования собственных и привлеченных средств Принципиальная схема классификации доходов театра представлена на рис 1

Рис 1 Структура доходов театра в современных условиях

5 Анализ существующих подходов к разработке показателей, позволяющих контролировать деятельность театров и оценивать ее результаты, показал, что, как правило, речь не идет о системном подходе к решению данной проблемы Кроме того, в большинстве случаев посредством этих показателей возможно рассмотрение деятельности театров в разрезе структуры репертуара, возрастного состава зрителей и тд Экономические аспекты функционирования театров представлены слабо и в основном рассматриваются в формате «доходы-расходы», сложившемся более полувека назад

6 Сформулированы следующие основные принципы, положенные в основу формирования системы аналитических показателей, предназначенных для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования театров

• четкость отражения представляемых понятий,

• блочность системы показателей, предусматривающая выделение в ней основных подсистем показателей для отображения различных по содержанию характеристик деятельности театра,

• комплексная характеристика экономических аспектов деятельности театра,

• обеспечение качественной и количественной оценки деятельности театров как на стадии принятия решения, так и при анализе результатов деятельности,

» создание возможности осуществления управленческих воздействий разного уровня и временного характера,

• обеспечение проведения сравнительного анализа деятельности театров, что необходимо в первую очередь его учредителям, спонсорам и другим заинтересованным пользователям этой информации,

• гибкость и динамизм системы показателей, предполагающие постоянное совершенствование системы показателей в соответствии с изменяющимися условиями функционирования театра и целями управления им

7 Предложена система, включающая около 40 аналитических показателей, многие из которых используются в театральном менеджменте и маркетинге Наряду с этим, в систему введены новые показатели, такие как коэффициент коммерческого использования зрительного зала, коэффициент коммерческой заполняемости зрительного зала В эту же систему включен коэффициент оборачиваемости театральных активов, рассчитываемый отношением общей суммы доходов театра к средней стоимости театральных активов, позволяющий оценить доход, приносимый каждым рублем активов театра, представляющих собой сумму его основных, сценическо-постановочных и оборотных средств. Внутри предлагаемой системы аналитических показателей выделены следующие блоки-

1 ресурсных показателей, позволяющих принимать управленческие решения, в первую очередь, на стадии планирования,

2 затратных показателей, используемых для планирования и контроля деятельности профессиональных драматических театров,

3 показателей результатов, включающий количественные характеристики достигнутого уровня творческо-производственной деятельности театра,

4 показателей эффективности, характеризующих степень использования ресурсов театра и рациональность произведенных им затрат

8 Осуществлена классификация аналитических показателей, позволяющая рассматривать их многообразие в увязке с теми или иными аспектами формирования и измерения этих показателей, что способствовало раскрытию их аналитических возможностей, прежде всего в целях использования в факторном моделировании (таблица 1)

9 Предложены следующие факторные модели, позволяющие осуществлять планирование и анализ финансовых результатов и эффективности творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров

• Модель, позволяющая осуществлять факторный анализ формирования финансовых результатов творческо-производственной деятельности театра, имеет следующий вид

Д=ВхКихКзхЦс, (1),

где

Д - доходы от творческо-производственной деятельности театра; В - вместимость зрительного зала театра;

Ки - коэффициент коммерческого использования зрительного зала театра, характеризующий степень использования зрительного зала с целью извлечения доходов от творческо-производственной деятельности театра Определяется отношением количества билетов, поступающих в продажу, к общему количеству мест зрительного зала, Кз - коэффициент коммерческой заполняемости зрительного зала театра, характеризующий уровень востребованности творческо-производственной деятельности, осуществляемой театром Определяется отношением количества проданных билетов к числу билетов, поступивших в продажу,

Цс - средняя цена одного посещения театра, рассчитываемая отношением суммы доходов (прогнозной или фактической) от

Таблица 1 Классификация аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров

№ п/п Блок и наименование показателей По содержанию По способу выражения

количественные качественные абсолютные относительные

натуральные стоимостные удельные коэффициент!/

1 2 3 4 5 6 7 8

1 блок - Показатели ресурсов

1 Количество сценических площадох + +

2 Вместимость зрительного зала + +

3 Коммерческая вместимость зрительного зала + +

4 Численность работников театра всего, в том числе + +

5 численность художественно-артистического персонала театра + +

6 Численность населения города (поселка) + +

7 Основные средства театра +

8 Сценическо-постановочные средства театра + +

9 Оборотные средства театра + +

10 Привлеченные источники финансирования деятельности театра, в том числе + +

11 бюджетные поступления + +

12 поступления от спонсоров + +

2 блок - Показатели затрат

№ п/п Блок и наименование показателей По содержанию По способу выражения

количественные качественные абсолютные относительные

натуральные стоимостные удельные коэффициенты

1 2 3 4 5 6 7 8

13 Расходы театра всего, в том числе + +

14 расходы на оплату труда + +

15 материальные затраты + +

16 прочие расходы + +

17 Затраты на новые постановки + +

18 Затраты на капитально-возобновляемые постановки + +

3 блок - Показатели результата

19 Количество спектаклей, в том числе + +

20 количество спектаклей на стационаре + +

21 количество гастрольно-выездных спектаклей + +

22 Количество новых спектаклей + +

23 Количество капитально-возобновленных постановок + +

24 Число спектаклей текущего репертуара + +

25 Количество обслуженных зрителей + +

26 Доходы театра всего, в том числе + +

27 собственные доходы театра, из них + +

27 доходы от творческо-производственной деятельности театра + +

№ Блок и наименование показателей По содержанию По способу выражения

п/п количественные качественные абсолютные относительные

натуральные стоимостные удельные коэффициенты

1 2 3 4 5 6 7 8

28 доходы от прочей деятельности + +

4 блок - Показатели эффективности

29 Средняя заполняемость зрительного зала + +

30 Число посещений на одно место коммерческой вместимости + +

31 Средний доход от одного спектакля + +

32 Коэффициент коммерческого использования зрительного зала + +

33 Коэффициент коммерческой заполняемое™ зрительного зала + +

34 Средняя цена одного посещения + +

35 Коэффициент оборачиваемости театральных активов + +

36 Коэффициент эффективности творческо-производственной деятельности театра + +

37 Коэффициент эффективности прочей деятельности театра + +

38 Коэффициент эффективности взаимоотношений театра с учредителем + +

39 Коэффициент РИ театра + +

творческо-производственной деятельности театра к числу проданных билетов.

• Эффективность творческо-производственной

деятельности театра предлагается анализировать посредством факторной модели следующего вида

КО=Кэтпд+Кэпдт+Кэву+Крг (2),

где.

КО - коэффициент оборачиваемости театральных активов, позволяющий оценить доход, приносимый каждым рублем активов театра, представляющих собой сумму его основных, сценическо-постановочных и оборотных средств Рассчитывается соотношением доходов театра и средней суммы его активов,

Кэтпд - коэффициент эффективности творческо-производственной деятельности театра, характеризующий оборачиваемость театральных активов посредством доходов от творческо-производственной деятельности Рассчитывается отношением доходов от творческо-производственной деятельности театра к средней сумме его активов, Кэпдт - коэффициент эффективности прочей деятельности театра, характеризующий степень использования незадействованных в творческо-производственной деятельности активов Определяется отношением доходов, полученных от прочей деятельности театра, и средней суммы его активов;

Кэву - коэффициент эффективности взаимоотношений театра с учредителем, характеризующий величину привлекаемых средств учредителя на один рубль активов театра Определяется отношением суммы средств, полученных театром от учредителя, и средней суммы его активов;

Крг - коэффициент РЯ театра, позволяющий оценить, насколько эффективно работают менеджеры театра с реальными и потенциальными спонсорами Рассчитывается соотношением суммы средств, полученных театром от спонсоров, и средней суммы его активов

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 9

работах.

Публикации на тему диссертации

1. Белозерова НП. Комплексный анализ результатов эксплуатационно-экономической деятельности театров//Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1997 года 13-17 апреля 1998 г Краткие тезисы докладов Часть И.-СПб Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-0,1 п л

2 Белозерова Н.П Анализ финансово-эксплуатационной деятельности драматических театров//Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1998 года 19-23 апреля 1999 г. Краткие тезисы докладов Часть II-СПб Изд-во СПбГУЭФ, 1999-0,1 п л.

3 Белозерова Н П Показатели эксплуатационно-экономической деятельности профессиональных драматических театров//Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2000 года Факультет статистики, учета и экономического анализа Март-апрель 2001 года Сборник докладов - СПб Изд-во СПбГУЭФ, 2001 -0,1 п л.

4. Белозерова Н П Учет операций по ведению билетного хозяйства в театре//Экономический анализ в XXI веке1 Сборник научных статей/Под редакцией д-ра экон наук, проф Э И Крылова -СПб • Изд-во СПбГУЭФ, 2001 .-0,12 п л

5 Белозерова Н П Финансовый механизм функционирования организаций культуры//Финансово-кредитное регулирование реального сектора экономики/Под редакцией проф Г Н. Бургоновой и проф Г Н Белоглазовой - СПб Изд-во Политехи Ун-та, 2005 -0,44 п л

6 Белозерова Н П Методика анализа творческо-производственной и финансовой деятельности профессиональных драматических театров//Бухгалтерский учет, анализ и аудит1 история, современность и перспективы развития1 Науч конф преподавателей,

аспирантов и студентов Тезисы докл - СПб СПбГИЭУ, 2006 -0,12 п л

7 Белозерова Н П Финансовый механизм функционирования профессиональных драматических театров//Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе Материалы VIII межвуз конф асп и докт 12 дек 2006 г Секции 1-З/Под ред А И Михайлушкина, Н А Савинской - СПб СПбГИЭУ, 2006 -0,34 п л

8 Белозерова Н П Учет доходов и расходов профессиональных театров^Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения) Материалы VI международной научно-практической конференции (13-14 марта 2007 г., Санкт-Петербург) Т.1. СПб Изд-во МБИ, 2007.-0,1 п л

9. Белозерова Н.П. Система аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров/ЛПроблемы современной экономики. № 2. - 2007.-0,5 п. л.

Подписано в печать 19 04 2007 Формат 60x84/16 Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ЗАО «КопиСервио Печать ризографическая Заказ № 1/1904 П л 1 0 Уч -изд л 1 0 Тираж 80 экз

ЗАО «КопиСервис» Адрес юр 194017, Санкт-Петербург, Скобелевский пр , д 16 Адрес факт 197376, Санкт-Петербург, ул Проф Попова, д 3 тел (812) 327 5098

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Белозерова, Надежда Павловна

Введение

Глава 1. Анализ влияния эволюции профессиональных драматических театров на экономический механизм их функционирования

1.1. Становление профессионального драматического театра в России

1.2. Экономический механизм функционирования профессиональных драматических театров в современных условиях

Глава 2. Исследование методических подходов к анализу творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров

2.1. Постановка проблемы методического обеспечения экономического анализа деятельности профессиональных драматических театров

2.2. Анализ деятельности театров в системе коммерческого (хозяйственного) расчета

2.3. Исследование системного подхода к анализу результатов и эффективности деятельности профессиональных драматических театров

Глава 3. Методические вопросы формирования и применения системы аналитических показателей деятельности театров

3.1. Принципы формирования системы аналитических показателей деятельности профессиональных драматических театров

3.2. Формирование системы аналитических показателей деятельности профессиональных драматических театров

3.3. Разработка факторных моделей анализа результатов и эффективности деятельности профессиональных драматических театров 107 Заключение 115 Библиографический список 121 Приложения

Диссертация: введение по экономике, на тему "Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики"

Актуальность темы исследования. Коренные изменения во многих областях экономики страны не могли не сказаться на экономике культуры в целом и профессиональных драматических театров, в частности. Театр представляет собой сложную экономическую систему, специфика функционирования которой состоит в предоставлении определенных культурных услуг в режиме реального времени, что оказывает влияние на конкретику творческо-производственного процесса и его результаты. В России в настоящее время насчитывается порядка 600 профессиональных театров, но ни в одном научно-экономическом исследовании не осуществлено комплексное рассмотрение творческо-производственной деятельности театров с целью ее анализа, что и предопределило актуальность исследования.

Степень изученности проблемы. Наука о театре, имеющая вековые традиции, в основном изучала закономерности творческого процесса. Не остались вне сферы ее внимания социально-экономические и организационные стороны театральной деятельности, которые нашли отражение в работах таких авторов, как А.З. Юфит, Г.Г. Дадамян, Ю.М. Орлов, JI.A. Сазонова, H.H. Ваганова, А.Н. Дымникова, P.JI. Шапиро, Л.Г. Сундстрем, B.C. Жидков, А.Я. Рубинштейн. Наиболее разработанными являются исследования системы «театр - зритель», проблем регулирования театрального дела государством, нормативной численности и некоторых вопросов нормирования труда творческого персонала и работников художественно-постановочной части, проблем театральной статистики. Экономический анализ деятельности театров, как правило, в качестве самостоятельного объекта исследования не рассматривался. Существующие на сегодняшний день подходы к анализу творческо-производственной деятельности театров не отвечают требованиям современного развития рыночной экономики. Актуальность и недостаточная теоретическая проработанность вопросов анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров обусловили выбор темы диссертационной работы, цели, задачи и последовательность научного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в исследовании роли экономического анализа в управлении профессиональными драматическими театрами, в разработке теоретических и методических положений и рекомендаций по совершенствованию анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров для эффективного менеджмента.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- исследовать эволюцию профессиональных драматических театров; исследовать экономические условия функционирования профессиональных драматических театров в современных условиях;

- выявить особенности экономического механизма театра как организации культуры;

- проанализировать существующие точки зрения на классификацию доходов театра;

- исследовать подходы к разработке целевых (оценочных) показателей деятельности театров;

- сформулировать основные принципы и разработать на их основе авторскую систему аналитических показателей, предназначенных для использования в театральном менеджменте; исследовать возможности моделирования результатов и эффективности творческо-производственной деятельности театра и разработать соответствующие факторные модели.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов, определяющих содержание и методику экономического анализа деятельности профессиональных драматических театров.

Объектом исследования является деятельность российских профессиональных драматических театров.

Теоретической и методологической основами исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых - Баканова М.И., Бернстайна Л., Вознесенского Э.А., Елисеевой И.И., Ефимовой О.В., Завгородней A.B., Ирвина Д., Пашигоревой Г.И., Сайфулина P.C., Селезневой H.H., Ковалева В.В., Мельник М.В., Малича В.А., Мальтинской Л.П., Сенчагова В.К., Соколова Я.В., Шеремета А.Д. и др. Исследование также проводилось с учетом требований законодательно-нормативных документов по тематике диссертационной работы. В ходе исследования применялись системный подход, классифицирование как метод (способ) упорядочения изучаемого множества явлений, моделирование и другие методы познания сущности явлений.

Научная новизна результатов исследования. Научная новизна работы состоит в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров.

В процессе исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты: выявлены особенности деятельности профессиональных драматических театров в современных условиях;

- развит терминологический аппарат экономики театра, в частности уточнено понятие «творческо-производственная деятельность театра»;

- предложено рассматривать экономический механизм театра как гибкое сочетание разных источников финансирования и, как следствие, существенную вариативность расходования средств, аккумулируемых театром;

- предложена и обоснована классификация доходов театров в современных условиях, предполагающая выделение на первой ступени классифицирования двух их совокупностей (собственных и привлеченных);

- сформулированы основные принципы, положенные в основу разработки системы аналитических показателей, необходимой для осуществления управленческих воздействий в рамках театрального менеджмента;

- разработана система аналитических показателей, обеспечивающая комплексную оценку творческо-производственной деятельности и включающая в себя следующие блоки: ресурсных показателей; затратных показателей; показателей результатов; показателей эффективности;

- осуществлена классификация аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров, позволяющая рассматривать их многообразие в увязке с теми или иными аспектами формирования и измерения этих показателей, что способствовало раскрытию их аналитических возможностей, в первую очередь, для использования в факторном моделировании;

- разработаны факторные модели, ориентированные на планирование и анализ финансовых результатов1 и эффективности творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные принципы разработки системы показателей могут быть использованы при формировании аналитических показателей как драматических, так и театров других видов, а также иных учреждений культуры. Возможность непосредственного внедрения в практическую деятельность российских драматических театров результатов исследования создают предлагаемые в работе методические решения по планированию и оценке деятельности театров этого вида. Основные положения диссертационной работы используются в учебном процессе в СПбГУЭФ, СПбГИЭУ и МБИ при чтении лекций по дисциплинам «Теория экономического анализа», «Экономический анализ», «Управленческий анализ в отраслях народного хозяйства».

Апробация результатов исследования. Основные положения, научные выводы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах диссертанта, обсуждались и получили одобрение на научных сессиях и конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов в 1999 - 2006 годах.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в девяти опубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Диссертация: заключение по теме "Бухгалтерский учет, статистика", Белозерова, Надежда Павловна

Основные результаты проведенного исследования заключаются в следующем:

1. Проведенный в диссертационном исследовании подробный анализ эволюции профессиональных драматических театров России позволил сделать вывод, что, исходя из социально-культурной миссии театра и специфики его функционирования, потребность в финансировании (субсидировании) театра существовала всегда, при том, что в различные исторические периоды возникновение такой потребности вызывалось разными причинами. Так, если в период зарождения театра субсидирование его деятельности было средством внедрения театра как культурного начала в обиход российского общества, то в советское время деятельность театров субсидировалась государством, поскольку они были проводником соответствующей идеологии. Объективное снижение идеологической роли привело к сокращению финансирования деятельности театров со стороны государства. В современных условиях, хотя идеологическая составляющая деятельности театров ослабла, государственная финансовая поддержка необходима, так как существует настоятельная потребность сохранения театра как важнейшей составляющей культурной и духовной жизни общества.

2. Исследование экономических условий функционирования профессиональных драматических театров в современных условиях позволило выявить их специфику и уточнить понятие «творческо-производственная деятельность», трактуемое автором как процесс создания новых спектаклей, прокат спектаклей текущего репертуара, проведение концертов, представлений и других мероприятий художественно-творческого характера и связанное с этим формирование и использование всех видов ресурсов с целью улучшения качества зрелищных услуг и повышения экономической эффективности деятельности театра.

3. Уточнена характеристика экономического механизма театра как организации культуры в современных условиях, который, по мнению автора, представляет собой гибкое сочетание разных источников финансирования и, как следствие, существенную вариативность расходования средств, аккумулируемых театром (с учетом определенных ограничений, накладываемых нормативными актами), обеспечивая тем самым решение всего комплекса задач по управлению деятельностью профессионального драматического театра.

4. Предложена и обоснована классификация доходов театров в современных условиях. В большинстве публикаций по экономике театра доходы подразделяются на поступившие от основных источников и от дополнительных с их дальнейшей конкретизацией по источникам поступлений. Автор считает, что в условиях рынка перед учредителями театра, с одной стороны, и его менеджерами, с другой, стоит проблема взаимосогласования экономических интересов. В принципе, театр может практически полностью, либо в значительной степени «подпитываться» за счет бюджетных, спонсорских и аналогичных средств, либо в значительной степени или даже полностью перейти на самофинансирование. В этой связи предлагается, в первую очередь, рассматривать поступления театра как результат задействования собственных и привлеченных средств.

5. Анализ существующих подходов к разработке показателей, позволяющих контролировать деятельность театров и оценивать ее результаты, показал, что, как правило, речь не идет о системном подходе к решению данной проблемы. Кроме того, в большинстве случаев посредством этих показателей возможно рассмотрение деятельности театров в разрезе структуры репертуара, возрастного состава зрителей и т.д. Экономические аспекты функционирования театров представлены слабо и в основном рассматриваются в формате «доходы-расходы», сложившемся более полувека назад.

6. Сформулированы следующие основные принципы, положенные в основу формирования системы аналитических показателей, предназначенных для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования театров:

• четкость отражения представляемых понятий;

• блочность системы показателей, предусматривающая выделение в ней основных подсистем показателей для отображения различных по содержанию характеристик деятельности театра;

• комплексная характеристика экономических аспектов деятельности театра;

• обеспечение качественной и количественной оценки деятельности театров как на стадии принятия решения, так и при анализе результатов деятельности;

• создание возможности осуществления управленческих г воздействий разного уровня и временного характера;

• обеспечение проведения сравнительного анализа деятельности театров, что необходимо в первую очередь его учредителям, спонсорам и другим заинтересованным пользователям этой информации;

• гибкость и динамизм системы показателей, предполагающие постоянное совершенствование системы показателей в соответствии с изменяющимися условиями функционирования театра и целями управления им.

7. Предложена система, включающая около 40 аналитических показателей, многие из которых используются в театральном менеджменте и маркетинге. Наряду с этим, в систему введены новые показатели, такие как коэффициент коммерческого использования зрительного зала, коэффициент коммерческой заполняемое™ зрительного зала. В эту же систему включен коэффициент оборачиваемости театральных активов, рассчитываемый отношением общей суммы доходов театра к средней стоимости театральных активов, позволяющий оценить доход, приносимый каждым рублем активов театра, представляющих собой сумму его основных, сценическо-постановочных и оборотных средств. Внутри предлагаемой системы аналитических показателей выделены следующие блоки:

1. ресурсных показателей, позволяющих принимать управленческие решения, в первую очередь, на стадии планирования;

2. затратных показателей, используемых для планирования и контроля деятельности профессиональных драматических театров;

3. показателей результатов, включающий количественные характеристики достигнутого уровня творческо-производственной деятельности театра;

4. показателей эффективности, характеризующих степень использования ресурсов театра и рациональность произведенных им затрат. 8. Осуществлена классификация аналитических показателей, позволяющая рассматривать их многообразие в увязке с теми или иными аспектами формирования и измерения этих показателей, что способствовало раскрытию их аналитических возможностей, прежде всего в целях использования в факторном моделировании.

9. Предложены следующие факторные модели, позволяющие осуществлять планирование и анализ финансовых результатов и эффективности творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров:

• Модель, позволяющая осуществлять факторный анализ формирования финансовых результатов творческо-производственной деятельности театра, имеет следующий вид:

Д=ВхКихКзхЦс, (1), где:

Д - доходы от творческо-производственной деятельности театра;

В - вместимость зрительного зала театра; Ки - коэффициент коммерческого использования зрительного зала театра, характеризующий степень использования зрительного зала с целью извлечения доходов от творческо-производственной деятельности театра. Определяется отношением количества билетов, поступающих в продажу, к общему количеству мест зрительного зала;

Кз - коэффициент коммерческой заполняемое™ зрительного зала театра, характеризующий уровень востребованности творческо-производственной деятельности, осуществляемой театром. Определяется отношением количества проданных билетов к числу билетов, поступивших в продажу; Цс - средняя цена одного посещения театра, рассчитываемая отношением суммы доходов (прогнозной или фактической) от творческо-производственной деятельности театра к числу проданных билетов.

• Эффективность творческо-производственной деятельности театра предлагается анализировать посредством факторной модели следующего вида:

КО=Кэтпд+Кэпдт+Кэву+Крг (2), где:

КО - коэффициент оборачиваемости театральных активов, позволяющий оценить доход, приносимый каждым рублем активов театра, представляющих собой сумму его основных, сценическо-постановочных и оборотных средств. Рассчитывается соотношением доходов театра и средней суммы его активов;

Кэтпд - коэффициент эффективности творческо-производственной деятельности театра, характеризующий оборачиваемость театральных активов посредством доходов от творческо-производственной деятельности. Рассчитывается отношением доходов от творческо-производственной деятельности театра к средней сумме его активов;

Кэпдт - коэффициент эффективности прочей деятельности театра, характеризующий степень использования незадействованных в творческопроизводственной деятельности активов. Определяется отношением доходов, полученных от прочей деятельности театра, и средней суммы его активов; Кэву - коэффициент эффективности взаимоотношений театра с учредителем, характеризующий величину привлекаемых средств учредителя на один рубль активов театра. Определяется отношением суммы средств, полученных театром от учредителя, и средней суммы его активов; Крг - коэффициент РЛ театра, позволяющий оценить, насколько эффективно работают менеджеры театра с реальными и потенциальными спонсорами. Рассчитывается соотношением суммы средств, полученных театром от спонсоров, и средней суммы его активов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Белозерова, Надежда Павловна, Санкт-Петербург

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34н.

4. Инструкция по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных предприятиях системы Министерства культуры СССР от 19.12.84 г № 14277-1. Утверждена Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР.

5. Положение об условиях и оплате труда нештатных уполномоченных по распространению билетов в театрально-зрелищных предприятиях. Утверждено указанием Министерства культуры СССР от 20.02.80 № 2941.

6. О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.10.93 г. № 1904 (с изменениями от 06.03.95 г, 02.04.97 г., 06.01.99 г.).

7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 09.10.92 №3612-1.

8. Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии. М., 1969.

9. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 609.

10. Ю.Положение о театре в Российской Федерации: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.03.99 г. № 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации".

11. Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги: Инструктивное письмо Минэкономики РФ от 06.12.95 г. № СИ-484/7-982.

12. Абрютина М.С., Грачев A.B. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 1998.

13. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. Минск: Высшая школа, 2000.

14. Анализ как инструмент планирования деятельности театра (методические рекомендации по анализу доходов и расходов театра). Сост. Н.К. Ваганова и А.И. Дондошанская М., ВТО, 1985.

15. Анализ финансовых ресурсов и экономического потенциала предприятия. Методические рекомендации. -М.: ВНИШ, 1989.

16. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. -М.: ДИС, 1997.

17. Асеев Б.Н. Русский драматический театр ХУ11 ХУ111 веков. Учебное пособие. - М.: Государственное издательства "Искусство", 1958.

18. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУ111 века. Учебник. М.: "Искусство", 1977.

19. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. -М.: Ось-89,1996.

20. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 1998.

21. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. -М.: Финансы и статистика, 2000.

22. Балабанов И.Т. Риск- менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996.

23. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование финансового субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2002.

24. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие для вузов.-М. :ИНФР А-М, 2001.

25. Безгин И.Д. Оценка уровня организации и управления театром. Экономика и организация театра. ( Отв. ред. А. Юфит), Сборник № 4.-Л., Искусство, Ленинградское отд., 1976.

26. Белов B.C., Селезнева H.H., Скобелева И.П. Управление прибылью. -СПб, 1996.

27. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. -М.: Институт международного права и экономики, 1997.

28. Бернар И.В., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь в 2х томах. Пер. с фр. -М.: Международные отношения, 1997.

29. Бернстайн JI. Анализ финансовой отчетности. Теория и практика. Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1996.

30. Бизнес-план. Методические материалы. Под редакцией Р.Г. Маниловского. -М.: Финансы и статистика, 1997.

31. Бирман A.M. Финансы в системе стоимостных категорий./Вопросы экономики, 1984.-№ 10.-С.12-22.

32. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. Киев: Ника-Центр Эльга, 1999.

33. Большой экономический словарь. -М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

34. Ботвинников Е.М., Финкелыптейн B.JI. Некоторые проблемы анализа производственно-финансовой деятельности театра. Экономика и организация театра. ( Отв. ред. А. Юфит), Сборник № 4.-JI., Искусство, Ленинградское отд., 1976.

35. Бригадная форма организации и оплаты труда в художественно-постановочной части театра (методические рекомендации по внедрению). ВТО, Каб. организации, экономики и социологии театра, М-во культуры РСФСР, ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова М., ВТО, 1985.

36. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В двух томах / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева; Экономическа школа, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов; Высшая школа экономики. СПб., 1997.

37. Брянский A.M. К истории русского провинциального театра. / О театре. Сб. статей, т. 1, -Л-М., 1940.

38. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях М.: "ПРИОР", 1998.

39. Быкадоров В.JI., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. -М.: ПРИОР, 2002.

40. Бюджетные организации. Учет и налоги. Сост. Денисов А.Ю., Соломович В.Г. М.: Издательство "Дело и Сервис", 1998.

41. Ваганова Н.К., Дымникова А.И. Планирование и организация производственно-финансовой деятельности ТЗП. Учебное пособие (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова). Л., ЛГИТМиК, 1988.

42. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. Учебно-справочное пособие. М.: Издательство "Магис", 1999.

43. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. -М.: Экономика, 1985.

44. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Краткий курс истории русского театра. Учебное пособие. М.: Государственное издательство "Художественная литература", 1986.

45. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского театра (в двух томах). -Ленинград Москва.: ТЕА-КИНО-ПЕЧАТЬ, 1929.

46. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. Пер. с англ. М., 1976.

47. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., Всерос. театр, общество, 1982.

48. Делопроизводство в бухгалтерии. М.: ИНФРА - М, 1999.

49. Донцова Л.В., Никифорова H.A. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность: Учебно-методическое пособие по составлению. М.: Дело и Сервис, 1998.

50. Донцова Л.В., Никифорова H.A. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. -М.: Дело и Сервис, 2001.

51. Дризен H.B. барон Материалы к истории русского театра. М., Изд. A.A. Бахрушина, 1905.

52. Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике. -СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ.-2000.

53. Ежегодник императорских театров (сезон 1890/91-1907/8, 1909-1915). СПб., 1892-1915, 1911-1914 гг. в 7 вып.

54. Ермолович JI.JI. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Минск: БГЭУ, 2001.

55. Ершов М.В. Валютно-финансовый механизм в современном мире. -М.: ОАО "НПО Изд-во Экономика", 2000.

56. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1996.

57. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1999.

58. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2002. 64.3айцев Е.В. Вопросы организационно-творческой деятельности театров.

59. Жидков В. Принципы группировки театров для сравнительной оценки их деятельности/Экономика и организация театра. (Сборник № 2)/(Отв. ред. А. Юфит) JL, Искусство, Ленинградское отд., 1973.

60. Ирвин Д. Финансовый контроль. Пер. с англ. / Под ред. Елисеевой И.И., 1998.

61. История русского дореволюционного драматического театра. Учебн. для вузов. Под ред. Н.И.Эльяша. М.: Просвещение, 1989.

62. Казарновский С.С. Опыт исследования посещаемости театров экономико-математическими методами. /Экономика и организация театра. (Сборник № 2)/(Отв. ред. А. Юфит) Л., Искусство, Ленинградское отд., 1974.

63. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1998.

64. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995.

65. Ковалев В.В. Финансовый анализ. -М.: Финансы и статистика, 1997.

66. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

67. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -М.:000 «ТК Велби», 2002.

68. Колесников В.И., Рожков Ю.В., Михайлова Е.В. Финансово-кредитный механизм в системе хозрасчета города. -Л.: Издательство ЛФЭИ, 1990.

69. Количественные методы финансового анализа. Под редакцией Стивена Дж. Брауна и Марка П. Крицмена. -М.: ИНФРА-М, 1996.

70. Ковбасюк М.Р. и др. Анализ эффективности использования производственных ресурсов М., Финансы и статистика. 1985.

71. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. -М.: Дис, 1997.

72. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. -М.: Дело и Сервис, 1998.

73. Крылов Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. -М.: Финансы и статистика, 1991.

74. Левшина Е.А. Экономические проблемы театра и математика. / Экономика и организация театра. ( Отв. ред. А. Юфит), Сборник № З.-Л., Искусство, Ленинградское отд., 1975.

75. Левшина Е.А. Планирование проката репертуара драматического театра. Учебное пособие. Л., ЛГИТМиК, 1985.

76. Левшина Е.А., Шевлягин К.В. Модели принятия и анализа решений в процессе управления ТЗП. Учебное пособие. Л., ЛГИТМиК, 1988.

77. Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театров. Учебное пособие. Л., ЛГИТМиК, 1989.

78. Луговой В.А. Система бухгалтерской документации на предприятии. Практическое пособие. М.: Главбух, 1997.

79. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

80. Мазурова И.И., Романовский М.В. Условия прибыльной работы предприятия. СПб.: СПбУЭФ, 1992.

81. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации. -СПб.: СПбУЭФ, 1995.

82. Малич В.А. Анализ финансовой деятельности предприятий. СПб.: СПбУЭФ. 1995.

83. Мальтинская Л.П., Бабицкая Л.Г., Кашутин Ю.Г. Развитие теории экономического анализа в условиях совершенствования хозяйственного механизма: Учебное пособие. Л.: ЛФЭИ, 1989.

84. Маркарян Э.А., Герасименко Г.Н. Финансовый анализ. -М.: Издательство "Приор", 1997.

85. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ. М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2002.

86. Методическое пособие по планированию производственно-финансовой деятельности театров. М.,1969.

87. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия (Приказ Минэкономики России от 1 октября 1997, № 118).

88. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М.: Экономика, 1980.

89. Милонов P.C. Принципы перпективного планирования репертуара. Экономика и организация театра. (Сборник № 3)/(Отв. ред. А. Юфит) Л., Искусство, Ленинградское отд., 1974.

90. Моляков Д.С. Финансы предприятия и отраслей народного хозяйства. Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999.

91. Мордисон Г.З. История театрального дела в СССР. Государственный театр ХУ111 в. (1730 1783). Лекции. Л., ЛГИТМиК, 1987.

92. Мордисон Г.З. История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России (ХУ1 ХУ111 в.). 4.1,2. СПб., СПАТИ, 1994.

93. Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. -М.: Финансы и статистика, 1988.

94. Науменко В.Т. Театральный эксперимент, проблемы, поиски, решения. АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора, Минск, Навука и тэхника, 1990.

95. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. -М.: Высшая школа, 1997.

96. Никольский П.С. Финансы в системе хозяйственного механизма управления промышленностью. -М.: Финансы и статистика, 1982.

97. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. Ч. 1 Учебного пособия по курсу "История театрального дела в СССР". М., ГИТИС, 1979.

98. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в культурно-зрелищных и спортивных организациях. // Консультант бухгалтера -1999 г. № 3.

99. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. -М.: ЮНИТИ. 1998.

100. Перар Ж. Управление финансами. -М.: Финансы и статистика, 1999.

101. Пессель М.А. и др. Система денежных отношений. -М.: МЭСИ, 1988.

102. Пессель М.А. Финансово-кредитный механизм интенсификации общественного производства. -М.: Финансы, 1977.

103. Погожев В.П. Столетие организации императорских театров. (Опыт ист. обзора). Вып. 1. Кн. 1-3. СПб., изд. Дирекции имп. театров, 19061908.

104. Погожев В.П. Архив дирекции императорских театров. Вып. 1-3. (1746-1801). СПб., изд. Дирекции имп. театров, 1892.

105. Попович Г.С. О ценах на театральные билеты. Экономика и организация театра. (Сборник № 2) / (Отв. ред. А. Юфит) Л., Искусство, Ленинградское отд., 1974.

106. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ, 2002.

107. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004.

108. Расчеты с партнерами. М.: Главбух, 1998.

109. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

110. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции, -М.: Финансы и статистика, 1995.

111. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат. -М., 2006.

112. Рубинштейн А., Рубинштейн Б. Зрительский спрос, предложение и политика цен в театральной отрасли. Экономика и организация театра. (Сборник № 4) / (Отв. ред. А. Юфит) JI., Искусство, Ленинградское отд., 1976.

113. Сазонова Л.А.Системный подход к исследованию театрально-зрелищных предприятий. Экономика и организация театра. (Сборник № 4) / (Отв. ред. А. Юфит) Л., Искусство, Ленинградское отд., 1976.

114. Сазонова Л. А. Совершенствование процессов организации управленческого труда на предприятиях непроизводственной сферы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Л.: 1981.

115. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ООО "Новое знание", 2000.

116. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ООО "Новое знание", 2002.

117. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2004.

118. Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования (М-во культуры СССР). М., Б.и., 1989.

119. Селезнева H.H., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. М.: ЮНИТИ, 2001.

120. Сенчагов В.К. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства. М.: Финансы, 1979.

121. Сенчагов В.К. Финансовые ресурсы народного хозяйства: проблемы формирования и использования. М.: Финансы, 1982.

122. Сенчагов В.К. Перестройка финансово-кредитного механизма. -М.: Знание, 1989.

123. Сергеенко Д.М. Учет и отчетность в театре. Л., Искусство, 1976.

124. Старикова JI.M. Театр в России ХУ111 века. Опыт документального исследования. М.: ГЦТМ им. A.A. Бахрушина, 1997.

125. Столяров И.А. Управление культурой. Организационно-экономический механизм. М., Экономика, 1989.

126. Сундстрем Л.Г. Планирование и организация творческо-производственного процесса в театре. (Подготовка новых постановок). Учебное пособие. Л., ЛГИТМиК, 1984.

127. Театр и драматургия Л., 1971.

128. Театральный Ленинград ("Эксплуатационно-экономические показатели деятельности театров и концертны организаций Ленинграда") вып. 2,3. Л., 1976.

129. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / Под ред. В.В.Осмоловского. Минск: ООО «Новое знание», 2001.

130. Толковый словарь предпринимателя. М.: Финансы и статистика, 1993.

131. Тренев H.H. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 1999.

132. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М.: АКАЛИС, 1997.

133. Финансовый менеджмент. Учебник. Теория и практика / Под ред. академика Академии менеджмента и рынка Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 1999.

134. Финансы. / Под ред. Родионовой M.B. М.: Финансы и статистика, 1993.

135. Финансы. / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. -М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

136. Финансы России: статист. Сборник. М.: Госкомстат России, 1999.

137. Финансы СССР. / Под ред. Сычева Н.Г., Болдырева В.Г. -М.: Финансы и статистика, 1984.

138. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. Пер. с англ. Под ред. Я.В.Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995.

139. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: Дело, 1995.

140. Шеремет А.Д., Баканов М.И. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1996.

141. Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М. 1995.

142. Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М. 1998.

143. Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М. : ИНФРА-М, 1999.

144. Шеремет А.Д., Сайфулин P.C., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.

145. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2002.

146. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятиях. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

147. Шим Джейк, Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. М.: Филин, 1996.

148. Экономический анализ работы предприятий. Под ред. проф. Маргулиса А.Ш. М., Финансы, 1977.

149. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. Проф. Н.В.Войтоловского, проф. А.П.Калининой, проф. И.И.Мазуровой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2006.

150. Экономический анализ: Учебник для вузов/Под ред. Л.Т.Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

151. Экономика и организация театра. (Сборник. Отв. ред. А. Юфит) JL, Искусство, Ленинградское отд., Сб. № 1-7 1971-1986.

152. Экономика культуры: Учебник/ Отв.ред.А.Я.Рубинштейн. М.: Слово, 2005.

153. Экономические показатели деятельности театров и концертных организаций РСФСР. Вып. IX, ХП, Х111, Х1У М., 1976, 1979, 1980, 1981.

154. Altman El. Financial Ratios, Discriminât Analysis and the Prediction of Corporate Bankruptcy; Jourmal of Financt. Sept. 1968. - P. 589-609.

155. Nardi Spiller C. L'economia dell'arte: simmetrie e asimmetrie nell'analisi economica // Rif. bancaria. -Milano, 1995. -A. 51, № 2. P. 39-51. - Bibliogr. : p. 50-51.135