Оценка и оплата творческого труда тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Кушнир, Александр Борисович
Место защиты
Москва
Год
2007
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Оценка и оплата творческого труда"

003053233

На правах рукописи

Кушнир Александр Борисович ОЦЕНКА И ОПЛАТА ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(экономика труда)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва-2007

003053293

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте труда и социального страхования

Научный руководитель: кандидат экономических наук

Яковлев Роберт Андреевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Разумов Александр Александрович

кандидат экономических наук Лаврентьев Владимир Михайлович

Ведущая организация: Российская академия государственной службы

при Президенте РФ

Защита состоится «15» февраля 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета К 224.003.01 в Научно-исследовательском институте труда и социального страхования по адресу: 105064, Москва, ул. Земляной вал, 34.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Научно-исследовательского института труда и социального страхования.

Автореферат разослан « 9 » января 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ^ . ,____л

кандидат экономических наук /МЖЛРббб'?£ — Коростелева И.В.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях реформирования экономики нашей страны, с переходом на новые условия оплаты труда, которые призваны соответствовать принципам хозяйствования, закладываемым в новую модель общественного жизнеустройства, исследование проблем оценки и оплаты труда, в том числе творческого, чрезвычайно актуально.

Нецелесообразность использования во всех секторах экономики устаревших методов оплаты труда на базе распределения совокупного продукта, необходимость переустройства системы стимулирования работников бюджетной сферы, вызванное несоответствием условий оплаты труда работников и складывающихся реалий, требует как разработки новых подходов к методологии оценки творческого труда, так и разработки новых систем его оплаты.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с оплатой труда работников бюджетного сектора экономики и, в частности работников творческого труда, не может быть признана удовлетворительной. Одним из основных негативных последствий воздействия действующей системы оплаты труда является низкая ротация кадров в творческих коллективах в пользу их омоложения. Данный фактор в будущем может негативно отразиться на тех сферах жизни общества, которые опираются на эффективность творческого труда.

Понимание опасности складывающейся ситуации происходит на разных уровнях общественного самосознания и находит свое выражение через прямые инвестиции, спонсорство, меценатство, заказы на выполнение работ, учреждение грантов, подготовку и реализацию государственных целевых программ.

Однако решение существующей проблемы требует не только увеличения объемов финансирования на оплату труда, но и параллельного реформирования системы стимулирования. Возможно, данную проблему удастся решить, используя принципы заложенные, в Федеральном Законе №122 ФЗ от 22.08.2004 года. Одним из результатов исполнения данного закона должно стать появление новых систем стимулирования, в том числе и творческого труда, способных преодолеть существующие негативные тенденции, повысить эффективность деятельности отраслей опирающихся на творческий труд. Поставленная задача может быть выполнена при условии, если новые системы стимулирования творческого труда будут основаны на комплексном подходе к его оценке, максимально учитывающей спектр, присущих ему характерных особенностей.

Степень разработанности проблемы. Проблема оценки и оплаты творческого труда с развитием экономической науки никогда не теряла своей актуальности. В экономической литературе имеется большая совокупность работ, затрагивающих в той или иной мере данную тематику, накоплен полезный для изучения и применения опыт. Тем не менее, проблемы творческого труда остаются пока недостаточно изученными.

В имеющихся публикациях и разработках творческий труд часто рассматривается, как часть непроизводственной сферы, в череде с другими видами труда. В подобных исследованиях творческий труд представлен достаточно поверхностно, с окончательной формулировкой, как труд специфический, в силу чего мало изученный. В то же время, были проведены и более глубокие исследования, давшие ответ на важные вопросы организации творческого труда, с конкретными рекомендациями в рамках определенной отрасли или конкретных должностных категорий, непосредственно связанных с творческим трудом.

Работы российских ученых посвящены, как правило, деятельности в области науки и техники на уровне прикладных исследований и

конструкторских разработок. В меньшей степени представлены работы, посвященные изучению творческого труда на уровне фундаментальной науки и деятельности в искусстве. Данные виды труда рассматривались в экономике труда, прежде всего, с точки зрения направления, изучающего психологию личности. Однако в этих исследованиях, в связи с научной спецификой, творческий труд рассматривается не как экономическая категория, а как одна из черт интеллектуальной деятельности человека, характеризующая его психологический портрет, называемая «творчеством».

В итоге, творческий труд как категория не имеет целостного описания, учитывающего комплекс определяющих его факторов и проявлений. Это затрудняет его объективную оценку как в аспекте стимулирования, так и в аспекте перехода к оплате труда в новых условиях.

Предмет исследования - характеристики творческого труда, которые должны быть учтены при оценке его содержания и результатов, а также при определении размеров вознаграждения, работников, занятых творческим трудом.

Объект исследования составляют условия оплаты и вознаграждения за творческий труд, действовавшие в прошлом и действующие сегодня - в настоящее время в практике применения творческого труда в Российской Федерации (в том числе как части СССР).

Непосредственно исследование данных вопросов проводилось автором в отраслях науки и искусства.

Цель исследования, поставленная в данной работе, состоит в том, чтобы рассмотреть необходимость учета влияния специфики творческого труда на его оценку и оплату в условиях реформирования системы стимулирования работников бюджетной сферы. Под оценкой труда, мы подразумеваем характеристику труда как процесса, его результатов и качеств самого работника.

Достижение поставленной в диссертационной работе цели потребовало решения следующих задач:

- выявление специфических черт творческого труда, как особой разновидности человеческой деятельности, с целью его целостного описания, необходимого для развития методологии совершенствования его оценки;

- изучение существующих отечественных систем стимулирования творческого труда с позиций учета в них его специфических черт, а также в динамике их совершенствования;

- разработка методологии совершенствования оценки труда и организации системы оплаты труда творческих работников.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили научные труды и публикации, посвященные сложному интеллектуальному труду, вопросам творчества, организации творческого труда и его стимулированию, а также законодательные акты, регламентирующие данную сферу. Особое внимание уделялось работам специалистов Института труда и социального страхования Росздрава, а также других исследователей. Среди авторов, внесших большой вклад в решение теоретических и практических вопросов, связанных с проблемой исследования, можно назвать: Ананьеву Ю.Д., Волгина H.A., Галаеву Е.В., Генкина Б.М., Гомберга Я.И., Жукова A.JL, Звягина A.A., Ипполитова Г.К., Каменецкого В.А., Капустина Е.И., Кокина Ю.П., Кочкину Н.В., Куликова В.В., Лук А.Н., Палицына В.А., Патрикеева В.П., Слезингера Г.Э., Столярову В.А., Тихомирова O.K., Чангли И.И., Яковлева P.A.

Работы выше названных и других авторов дали возможность, при их обобщении, подойти к комплексному рассмотрению творческого труда в разных аспектах его проявления. Выявить проблемы, требующие более глубокого исследования, предпринять попытку их решения в целях достижения поставленных темой исследования задач.

Безусловно, проведенное диссертантом исследование, по комплексу выявленных задач и степени их решения, не является завершающим в освещении, проблем связанных с организацией творческого труда. Оно может рассматриваться только как один из результатов научной работы, проведенной в этом направлении. Для решения всего комплекса проблем оценки и оплаты творческого труда, потребуются дальнейшие исследования. В настоящей работе, как нам представляется, найдены новые научные подходы к решению вопросов, связанных со спецификой организации стимулирования творческого труда в условиях применения общеметодических рекомендаций, как на уровне отрасли так и в рамках учреждения.

Научную новизну представляют следующие результаты проведенного исследования:

- классификация творческого труда по видам деятельности и сложности; выделение комплекса разносторонних специфических черт, изучаемых на стыке наук о труде (экономики, социологии, психологии) с учетом которых подход к оценке творческого труда, с одной стороны, должен существенно отличаться от оценки других видов труда, с другой -реализован в рамках комплексного подхода к исследованию творческого труда;

- определены специфические особенности нормирования творческого труда, заключающиеся в установлении возможности нормирования данного вида труда через его результаты, индивидуализации нормы труда, регламентации творческого труда через его самоорганизацию;

выявлены недостатки системы оценки творческого труда, определяющие несовершенство системы стимулирования в целом, причины способствующие их возникновению; суть имеющихся подходов в попытках их преодоления посредством исследования существующих систем

стимулирования творческого труда в процессе их переустройства и совершенствования, с позиции выявленных специфических особенностей;

- предложены подходы к организации системы оплаты творческого труда работников бюджетных учреждений, отвечающие складывающимся в стране социально-экономическим условиям, современному законодательству в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы, специфическим особенностям творческого труда.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы органов управления бюджетными организациями при определении ими условий оплаты работников, труд которых признается творческим, а также в учебных процессах, проводимых в средних и высших учебных заведениях, специализирующихся в области изучения экономических дисциплин.

Апробация. Результаты исследования, связанные с условиями оплаты труда работников искусства, нашли отражение в материалах, представленных Правительствам Москвы и Ростовской области и приняты ими к рассмотрению на 2006-2007 г. Материалы исследования легли в основу выступления на семинаре «Мониторинг заработных плат работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета автономного округа» (15-17 ноября 20Об г. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра г. Сургут).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пятнадцать параграфов, 9 таблиц, заключения, списка использованной литературы (105 наименований).

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность проведенного диссертационного исследования, приведены его теоретические и

методологические основы, определена степень научной разработанности рассматриваемой проблемы, формулируется цель и задачи, объект и предмет исследования, научная новизна.

В первой главе «Содержание творческого труда. Аспекты теории» раскрыто понятие творческого труда, определено его содержание и характер, произведена классификация творческого труда по его основным видам и дифференцирование последних по содержательности.

Особое внимание уделено месту творческого труда в аспекте права с точки зрения защиты интеллектуальной собственности, дающей возможность автору (собственнику) участвовать в общественном обмене. Определены формы организации творческого труда.

Решение государством своих стратегических задач опирается на результаты, которые возможны только при привлечении творческого труда. Значимость и специфичность творческого труда определяют особую роль государственного участия в творческом труде, базирующуюся на дифференцированном подходе в финансировании творческих работ. Особая значимость результатов и специфичность их достижения определяют необходимость прямого государственного финансирования творческого труда. Это в первую очередь относится к сектору фундаментальной науки, а также к сектору культуры, отвечающему за сохранение и развитие высших достижений в искусстве.

В отдельном параграфе, посвященном дальнейшему теоретическому изучению творческого труда, даны выявленные автором специфические черты творческого труда. Учет этих особенностей и степени их проявления в творческой деятельности открывает, по нашему мнению, подходы к решению проблемы организации систем оценки и оплаты труда.

Как известно, осмысленная деятельность индивидуума продиктована влиянием мотивов и стимулов. В ходе данного исследования были приведены основные внутренние мотивы, движущие работником в его

деятельности, и обоснована необходимость внешнего ее стимулирования, как одно из условий существования творческого труда.

Заключительная часть первой главы посвящена вопросу о возможностях использования ныне известных методов нормирования для оценки творческого труда. Выявлены специфические особенности нормирования творческого труда.

Вторая глава «Системы оплаты творческого труда в России с 70-е годы XX - начало XXI века» посвящена рассмотрению и анализу существующих систем оплаты труда творческих работников науки, кино, театрально-зрелищных предприятий за более, чем 30-й временной период. Исследование проводилось на основе изучения нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию оплаты труда творческих работников разных отраслей, а также имеющихся публикаций по их применению. В результате определены основные этапы развития систем оплаты творческого труда, по каждой исследуемой отрасли; выявлены факторы, влияющие на построение систем оплаты труда; их достоинства, недостатки, устранение которых способствовало развитию систем оплаты труда.

Особое внимание в рассмотренных системах оплаты труда уделено механизмам учета специфических черт творческого труда.

Осуществлен сравнительный анализ максимальных уровней оплаты труда творческих работников рассматриваемых отраслей и работников не творческих специальностей.

Проведенное исследование действующей системы оплаты труда, базирующееся на «Единой тарифной сетке», и признающей работников творческого труда как «элиту», выявило как позитивные достижения, так и серьезные недостатки, требующие незамедлительного устранения.

В третьей главе «Развитие оплаты творческого труда на современном этапе Российской экономики» показано влияние экономического устройства государства на организацию оплаты труда; выяснено, что сложившийся на

сегодня в системе государственного финансирования «остаточный» (и по сути «распределительный») принцип носит остро негативный, и даже опасный, характер по отношению к творческому труду (подобное отношение существенно затрудняет развитие рынка творческого труда). Автором определены основные факторы, способствующие преодолению сложившейся ситуации. Выявлен новый вид дифференциации, складывающийся в оплате творческого труда. Изучены и проанализированы принципы новых условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, определены их отличия от действующей системы оплаты труда, базирующейся на «Единой тарифной сетке». Рассмотрены способы финансирования организаций, показано их влияние на организацию систем оплаты труда.

Исследована действующая система оплаты труда творческих работников искусства в г. Москва. На основе вступившего в силу Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, сделано предложение по организации оплаты труда творческих работников искусства. Обоснована необходимость использования ряда принципов допускаемых новым законодательством при разработке систем оплаты творческого труда работников бюджетных учреждений.

В заключении диссертации изложены основные положения и выводы, вытекающие из результатов исследования.

III. Основные положения и выводы диссертационного исследования

Существенным элементом проводимой в Российской Федерации социально-экономической реформы является совершенствование условий оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, в том числе творческих работников науки и искусства.

Условия административно-командной системы управления обществом, предусматривающие регулирование и контроль оплаты труда, базирующееся

на принципе социалистического распределения, определяли организацию системы заработной платы трудящихся. Переход к рыночной системе хозяйствования потребовал коренного пересмотра базовых принципов устройства системы заработной платы, новых подходов к оценке труда некоторых категорий работников, построению новой правовой базы в сфере трудового законодательства.

В основе концептуально нового подхода к построению новых условий оплаты труда в Российской Федерации должен лежать принцип рыночной эффективности в сочетании с государственными гарантиями и социальной защищенностью трудящихся. При этом вопрос о степени проработаности системы оценки и оплаты труда остается одним из наиболее актуальных.

Проведенное исследование оценки и оплаты творческого труда, включающее систематизацию предшествующего опыта изучения вопросов творчества, научно-практические разработки и предложения по оценке и оплате творческого труда, анализ нормативно-правовых актов, обзор существующих моделей оплаты творческого труда, позволило диссертанту сформулировать ряд обобщений, характер которых дает возможность бросить самый общий взгляд на основные особенности системы стимулирования творческого труда и определить возможные пути ее совершенствования.

1. Творческий труд - сложная интеллектуальная деятельность, насыщенная или содержащая в себе творческие элементы, несущая характер полезности. Творчество определяется новизной полученных результатов, в виде получения качественно новых знаний, продукта или материальных и духовных ценностей, новизной пути их достижения, ранее не известных. Оценка творчества, как правило, производится с позиции сложности и меры социальности результата или его общественной значимости. Как правило, творческий труд связан с деятельностью в науке и искусстве.

2. Творческий труд возможно классифицировать по видам, в зависимости от двух признаков - характера выполняемых задач, и по группам сложности.

При классификации в зависимости от характера выполняемых задач, выделяются следующие виды: - труд по созданию новых знаний; - труд по воплощению знаний в технологии; - труд в искусстве по созданию новых культурных ценностей; - труд по удовлетворению текущих потребностей в области культуры; - предпринимательский труд.

Классификация в зависимости от содержания творческих элементов позволяет различать виды творческого труда от наиболее содержательных к менее содержательным: - труд по созданию новых знаний, относящийся к фундаментальным научным исследованиям и труд в искусстве по созданию новых культурных ценностей; - труд по воплощению знаний в технологии; -труд по удовлетворению текущих потребностей в области культуры; -предпринимательский труд.

3. Творческий труд создает интеллектуальную собственность, часто не имеющую материального воплощения, объективно существующую на разного рода носителях, защищаемую авторским правом. Реализация авторского права позволяет определить место творчества в системе разделения труда, персонифицировать результаты творческой деятельности и участвовать лицу, их произведшему, в общественном обмене.

Творческий труд существует в разных формах его организации (государственная, частная, индивидуальная), что определяет, в зависимости от условий найма или их отсутствия, меру собственности и прав распоряжения на полученные результаты труда.

В условиях найма творческого работника, наниматель, как правило, в той или иной мере, отчуждает право собственности, а вернее сказать, право ее использования - себе. Тем не менее, в условиях найма соблюдается

главный принцип авторского права - персонификация полученного продукта творческого труда с лицом его создавшим - автором.

4. В современных условиях мирового развития выполнение государством своих главных функций возможно при активном привлечении творческого труда. В некоторых случаях достаточно того, чтобы государством были созданы условия, в которых творческий труд функционировал бы самостоятельно. Не требуя особой опеки, он продуцировал бы необходимый для общества продукт. Как правило, подобное отношение применимо к видам творческого труда, не отличающимся высокой степенью содержания творческих элементов. Результаты такого труда с высокой долей вероятности прогнозируемы, и относительно быстро достижимы. В таких условиях становится возможным изыскивать способы финансирования трудовых затрат без участия государственного бюджета. Это не отрицает участия государства в финансировании рассматриваемых видов работ вообще. В данном случае финансирование происходит на уровне отдельных, интересующих государство проектов.

Для видов труда с высокой степенью содержания творческих элементов мировая практика предусматривает их прямое бюджетное финансирование. Это связано неопределенностью результативности труда с позиции его качества и долговременности. Данное обстоятельство создает определенные трудности в привлечении достаточных для поддержания деятельности средств из негосударственных источников. В этой связи опека государством некоторых видов творчества, позволяет ему создать прочную опору для выполнения своих главных функций. В противном случае государство вынуждено покупать необходимый для своего функционирования продукт, что в итоге требует больших финансовых затрат.

5. Творческий труд существенно отличается от других видов труда по широкому кругу характеризующих его специфических черт: - сложный; -коллективный; - долговременный; - требует финансирования; противоречивый (в аспекте результативности, возможных противоречий коллектива и индивидуальности); - наличие сомнений правильности решений в процессе работы; - случайность, как фактор влияния на получение результата; - авторский; - видение перспектив. Интуиция; - способность к ассоциативному мышлению; - специфика результата.

Оценка творческого труда, в отличие от нетворческих его видов, настоятельно требует учета практически всех перечисленных выше специфических его черт.

6. Изучение творческого труда через систему взаимодействия мотивов и стимулов показало, что его стимулирование через поощрение носит ограниченный характер. Именно по этой причине поощрение, в различных формах, не всегда является гарантом достижения заданного результата. Ограниченный характер влияния стимулирования на результативность творческой деятельности обусловлена специфичностью последней. В то же время стимулирование творческого труда, в разных формах его проявления (оплата труда, организация условий труда) являются условием существования творческого труда. Отсюда можно сделать вывод о необходимости поиска более совершенных, чем ныне применяемые, формы и системы поощрения творческого труда.

Одним из главных факторов влияния на процесс творчества является развитость мотивационной структуры личности. Существование потребностей высшего порядка и желание удовлетворить их в полном объеме мотивируют личность к творческому труду. Сила их проявления и личные качества работника, обусловленные уровнем его творческого потенциала, в решающей мере определяют результативность творческой деятельности. В ходе, которой необходимо удовлетворение потребностей низшего порядка,

происходящее через стимулирование. Поскольку эффективность творческого процесса зависит и от удовлетворения работниками своих потребностей «низшего порядка». Инструментом воздействия здесь выступает стимулирование.

Таким образом, мотивы и стимулы - это две параллельные и взаимообусловленные составляющие процесса мотивации работника к труду. Их существование определяет возможность труда и его результативность, а потому являются условием реализации потребностей субъектов разного уровня.

7. Существующие в экономике методы оценки труда базируются на применении методов нормирования. По отношению к творческому труду, особенно с высоким уровнем содержания творческих элементов, прямое нормирование является мало эффективным. Исключение составляет экспертный метод нормирования, позволяющий с некоторой степенью вероятности определить сложность выполняемой работы и ее долговременность. Данное утверждение базируется на учете специфических особенностей творческого процесса, которые, в свою очередь, выдвигают требование в отличительном подходе к оценке творческого труда и определяют специфические черты его нормирования. Мы считаем, что специфическими особенностями нормирования творческого труда могут выступать: нормирование через комплексную оценку результатов деятельности; необходимость индивидуализации нормы по результату персонификации работника; регламентация творческого труда посредством его самоорганизации. Учет данной специфики нормирования позволит дать объективную оценку труда и определить размеры поощрения, индивидуальные для каждого работника. Индивидуальный подход, прежде всего, должен выдерживаться по отношению к тем работникам, чей труд, определяет характер полученных результатов.

8. В ранее и ныне действующих системах оплаты творческого труда, проблема комплексной оценки не нашла своего решения. Долгое время оплата труда работников зависела от формальной оценки ряда показателей, учитывающих их положение работника в должностной иерархии, квалификацию, стаж работы по специальности, ранее достигнутые личные творческие достижения каждого работника. Одновременно объективная оценка текущей деятельности работников фактически не проводилась, что снижало стимулирующую роль оплаты труда. Проявилась и иная тенденция -использование подобных систем оплаты приводило к закреплению субъективных факторов формирования заработков.

Попытки преодоления сложившейся ситуации, предпринятые, как практиками, так и учеными, не принесли ожидаемого результата. Одна из причин - общеэкономическая - отставание роста оплаты творческого труда, в первую очередь в научной отрасли, по отношению к другим отраслям. Кроме того, оценка труда, строившаяся на анализе результативности персональной деятельности работника и четкой периодизацией его аттестации, не всегда применима по отношению к творческому труду с высоким содержанием творческих элементов. В результате, работники охотней брались за относительно несложные задания с прогнозируемым положительным результатом.

Не менее важная причина, тормозившая разработки по совершенствованию системы оценки творческого труда, состоит в том, что системы стимулирования работников базировались на принципах модели социалистического хозяйствования и соответствующему ему способу распределения. В соответствии с чем размеры видов стимулирования были строго конкретизированы и их установление на существующих принципах не требовало комплексной проработки существующей проблемы оценки творческого труда.

Нерешенность проблемы оценки творческого труда не позволило в условиях реформ Н-й половины 80-х годов, ослабивших централизованную регламентацию условий оплаты труда творческих работников, в полной мере усовершенствовать системы стимулирования творческого труда.

9. Действие ETC в том виде, в котором она существовала, во многом обусловлено, условиями переходного периода. Ее объективная полезность проявлялась в простоте и универсальности применения. Что было необходимо при планировании расходов государственного бюджета в условиях глубокой социально-экономической трансформации.

Одной из негативных черт характеризующих ETC, являются низкие тарифные ставки, что не создавало предпосылки для реализации стимулирующей функции заработной платы. Кроме того, низкие тарифные ставки послужили в качестве предпосылки к нарушению тарифно-квалификационных требований. Оценка труда согласно системе проводилась на общих основаниях, безусловно, выделяя работников сложного интеллектуального труда, в том числе, творческого. Однако вышеназванная и другие причины не позволяли реальной оценке творческого труда быть отображенной в условиях заработной платы.

10. В условиях рыночной экономики оплата труда осуществляется через оценку его экономической эффективности с учетом цены рабочей силы, установленной на рынке труда. Сложившаяся на сегодня модель оплаты работников бюджетной сферы, основанная на остаточном принципе финансирования, негативно сказывается на развитии соответствующего сегмента рынка труда и не отвечает принципам рыночной экономики. В результате формируется резкая диспропорциональность между эффективностью труда и уровнем его оплаты, не только в государственном, но и в негосударственном секторах экономики. Подобное несправедливое отношение к творческому труду грозит его существованию.

Основа преодоления сложившейся негативной ситуации заложена в характере самого творческого труда, в его способности приносить высокую результативность. Это начинает осознаваться на разных уровнях управления «общественного самосознания». Подтверждением является развитие двух необходимых для эффективной творческой деятельности процессов -увеличение объемов государственного финансирования и появлении разных форм негосударственного финансирования.

11. Сосуществование форм финансирования творческого труда, по остаточному принципу и других более эффективных способов углубляет существующую дифференциацию заработной платы и, прежде всего, за счет методов и источников оплаты труда.

В результате в тех сферах труда, которые существуют за счет негосударственных источников, уровень оплаты труда работников превышает уровень, сложившейся в бюджетном секторе. Видя эффективность творческого труда негосударственный капитал готов платить больше согласно, складывающейся дифференциации, для повышения собственной конкурентноспособности и эффективности. Складывающаяся дифференциация будет существовать так долго, сколько будет существовать остаточный принцип финансирования.

12. Значительная часть творческого труда остается в сфере финансирования государственного бюджета. Данная форма финансирования для некоторых видов творческого труда является необходимой предпосылкой существования. Нельзя не отметить, что недостаточная развитость экономики не позволит государству отойти от остаточного принципа финансирования.

Переход к принципам оплаты труда, принятым для рыночной экономики, должен сопровождаться постепенным увеличением оплаты труда работников, занятых творческим трудом, до размеров сопоставимых с негосударственным сектором экономики. Более того, в данной сфере оплата

труда должна превышать размер оплаты, установившийся в не бюджетном секторе. Это позволит государству, с одной стороны, быть действительным организатором рыночных условий в оплате труда, и с другой - конкурировать в привлечении необходимых ему представителей творческого труда в целях эффективности выполнения существующих государственных функций.

13. Прекращение действия Единой тарифной сетки, в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ, предусматривает создание множественных отраслевых систем оплаты труда, учитывающих специфику каждой отрасли экономики. Построение систем оплаты производится с учетом, единых принципов и норм, обязательных к соблюдению.

Осуществляемый в настоящее время процесс повышения уровня заработной платы работников бюджетного сектора обеспечивается увеличением объемов ассигнований из госбюджета, наряду с оптимизацией численности работников бюджетных учреждений и реструктуризацией сети последних.

Обеспечение государственных гарантий в оплате труда, подразумевает, в первую очередь, обеспечение равной оплаты за равный труд. Данное положение обеспечивается посредством определения минимальных гарантированных окладов для основных по каждой отрасли экономики профессиональных групп. При этом доля выплат по основным тарифным ставкам должна составлять не менее 70% от общего фонда оплаты труда.

Повышение уровня самостоятельности руководителей бюджетных организаций, выраженное возможностями руководителя в увеличении стимулирующих выплат или организации индивидуальных условий оплаты труда, позволит материально стимулировать высокоэффективного работника; оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда; конкурировать с другими организациями разных форм собственности в привлечении работника необходимой квалификации.

14. Системы оплаты творческого труда предопределяются методами и источниками его финансирования.

В ситуации, когда финансирование учреждения производится главным образом из государственного бюджета, и данный фактор является основополагающим для существования конкретного вида творческого труда, его оплата производится по сметному принципу в соответствии с принятыми для подобных организаций нормами закона и государственными гарантиями. Доля выплат по основным тарифным ставкам, в виде должностного оклада, в системе оплаты, теперь должна составлять не менее 70% от общих выплат.

Учреждения и организации, финансирование которых производится через получение заказов и грантов, разрабатывают собственные условия оплаты труда, учитывающие ряд норм обязательных к соблюдению с точки зрения закона. Оплата труда и ее размеры не являются здесь величиной постоянной, поскольку находятся в прямой зависимости от объемов финансирования. При этом обязательность получения финансовых средств в данном случае не гарантирована.

Как правило, система оплаты труда в данных организациях характеризуется сравнительно невысокими должностными окладами, выполняющими определенную страховочную функцию на время недостаточной загруженности учреждения заказами на выполнение определенных видов работ. Ориентиром для их установления являлась ETC. Значительная часть заработка работника пополняется другими выплатами в виде премий. Последние выплачиваются при условии нормального функционирования организации.

15. Разработка предложений по введению новых условий оплаты труда творческих работников государственных учреждений города Москвы, проведена на основе принципов, заложенных в Федеральном законодательстве, с учетом требований ТК РФ.

В результате изменена структура индивидуальной заработной платы творческих работников в пользу основной (тарифной) ее части, по причине сложности оценки труда через прямое нормирование и учета результатов. Главными факторами зависимости величины заработной платы работников являются: квалификация; сложность выполняемых работ; условия труда; уровень образования и стаж работы по профессии.

Должностные оклады установлены в соответствии с финансовыми возможностями города и приближены по своим размерам к среднему уровню заработной платы по отраслям экономики региона.

Приведенные в схемах должностные оклады творческих работников служат государственной гарантией минимального уровня оплаты для работников конкретных профессионально-квалификационных групп.

Установленные вилки должностных окладов служат способом выражения дополнительной оценки труда работника, учитывающей происходящие изменения в сложности и эффективности труда работника.

Предусмотренная возможность установления индивидуальных условий оплаты труда, выражает оценку труда отдельных работников, эффективность деятельности, которых влияет на коллективную результативность.

По материалам исследования имеются следующие публикации:

1. Кушнир А.Б. Приоритеты творческого труда и его оплата в условиях рыночных отношений в России // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России: Материалы Шестой науч.-практ. конф. (9-11 июня 2006 г.). Кн. 1. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. - 2006. - 0,5 п.л.

2. Кушнир А.Б. Новые подходы к совершенствованию оплаты творческого труда. - М.: Изд-во МГОУ. - 2006. - 2,5 п.л.

Кушнир А.Б. Творческий труд: оценка и оплата. М.: НИИ труда. - 2006. 10,8 п.л. - Деп. в ВИНИТИ 09.10.2006 № 1211-В2006. Кушнир А.Б. От единой тарифной сетки к отраслевым моделям оплаты творческого труда // Человек и труд. - 2006. - №11 - 0,6 п.л.

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Кушнир, Александр Борисович

ВВЕДЕНИЕ.

1. СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА. АСПЕКТЫ ТЕОРИИ.

1.1. Определение творческого труда и классификация его видов.

1.2. Авторство и защита авторства как свойство творческого труда.

1.3. Специфические черты творческого труда.

1.4. Творческий труд в системе «соединения стимулов и мотивов».

1.5. Особенности творческого труда в вопросах его нормирования и поощрения.

2. СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА В РОССИИ 70-е ГОДЫ XX ВЕКА - НАЧАЛО XXI ВЕКА.

2.1. Оплата труда научных работников.

2.2. Оплата труда работников кино.

2.3. Оплата труда работников театрально-зрелищных предприятий.

2.4. Сравнительный анализ уровней оплаты труда работников творческих специальностей.

2.5. Сравнительный анализ уровней оплаты труда творческих работников с работниками нетворческих специальностей.

2.6. Оплата труда творческих работников согласно ETC.

3. РАЗВИТИЕ ОПЛАТЫ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

3.1. Основы преодоления ситуации в сфере оплаты творческого труда и ее характерные черты.

3.2. Оплата труда в новых условиях.

3.3. Источники финансирования как фактор системы оплаты труда.

3.4. Новые условия оплаты творческого труда в связи с переходом от ETC к отраслевым системам оплаты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Оценка и оплата творческого труда"

Мировое общественно-экономическое развитие в значительной мере предопределяется творческим потенциалом используемого трудового ресурса.

Одной из характерных черт практики функционирования творческого труда является высокий уровень миграции лиц, способных к творческому труду. Страны с высокоразвитой экономикой охотно приглашают в свои институты высокообразованных специалистов, зарекомендовавших себя своей предыдущей деятельностью как работников с высокоинтеллектуальным потенциалом. Чем весомей достижения этих лиц в сфере их интеллектуального приложения, тем весомей предложения, изложенные в трудовом контракте. Проводя подобную политику, эти государства нисколько не боятся принизить свои собственные интеллектуальные школы, а наоборот гордятся создаваемыми условиями для работы этой категории работников и авторитетом своих государственных и частных институтов, в которых они собраны. Более того, авторитет этих институтов повышается не только в связи с привлечением молодых специалистов, склонных заниматься интеллектуальным трудом, но прежде всего, с приглашением к сотрудничеству лиц, уже известных в тех или иных областях общественной жизни и добившихся высоких достижений в сфере творческого труда (творцов). Нельзя при этом не отметить, что счет таких специалистов-интеллектуалов невелик.

Рассматриваемая проблема не обошла и Россию, но, к сожалению, здесь мы, в настоящее время, являемся поставщиками данной категории трудового ресурса на зарубежные рынки труда. Причины происходящего не раз поднимались в дискуссиях на различных уровнях, а также освещались средствами массовой и специальной информации. Поэтому нет нужды рассматривать их, в данной работе: целесообразнее попытаться найти подходы к их устранению и, прежде всего, в области оценки и оплаты творческого труда.

Дополнительную актуальность решению проблем оценки и оплаты труда, в том числе творческого, придает обусловленное проведением дальнейшего регулирования экономики нашей страны, внедрение новых условий оплаты труда, которые должны соответствовать заложенным в реформах принципам хозяйствования.

Отказ от прежней модели экономики, оплаты труда через распределение необходимого продукта, наконец, переустройство системы стимулирования работников бюджетного и небюджетного секторов экономики, требует разработки новой методологии оценки творческого труда и разработки новых систем его оплаты.

Важно отметить, что проблема оценки и оплаты творческого труда с развитием экономической науки никогда не теряла своей актуальности. В экономической литературе представлен широкий спектр работ, затрагивающих в той или иной мере данную тематику, накоплен в этой области полезный для изучения и применения опыт. Тем не менее, творческий труд, как экономическая категория, проблемы его оплаты остаются пока недостаточно изученными.

Творческий труд часто рассматривался, как часть непроизводственной сферы экономики, в череде с другими видами труда, используемого в ней. В подобных исследованиях творческий труд был представлен достаточно поверхностно с окончательной формулировкой, как труд специфический. Эта специфика определенным образом учитывалась, но мало изучалась.

Параллельно были проведены отдельные исследования, отвечающие на важные вопросы организации творческого труда, содержащие конкретные рекомендации в рамках определенной отрасли или конкретных должностных категорий, непосредственно связанных с творческим трудом.

Данные работы, как правило, посвящались деятельности в области науки и техники на уровне прикладных исследований и конструкторских разработок. В меньшей степени представлены работы, посвященные изучению творческого труда на уровне фундаментальной науки и деятельности в сфере искусства. Данные виды деятельности изучались российскими учеными, как правило, с точки зрения направления, изучающего психологию личности. Однако в этих исследованиях, в связи с научной спецификой, творческий труд рассматривается не как экономическая категория, а как одна из черт интеллектуальной деятельности человека, характеризующая его психологический портрет, называемая «творчеством».

Полезность исследований и рекомендаций, посвященных оценке деловых и личных качеств работников не вызывает сомнений.

Тем не менее, творческий труд как категория пока не имеет целостного описания, учитывающего комплекс, определяющих его факторов и проявлений. Это затрудняет его объективную оценку в аспекте стимулирования, и решения вопросов организации его оплаты в условиях перехода к новой экономической модели.

Проводимые последние два десятилетия реформы давали и дают дополнительные импульсы и материалы для исследований в области оценки и стимулирования творческого труда. Появляется возможность применения имеющегося опыта при организации новой системы оценки и оплаты творческого труда, призванной учитывать специфику творческого труда в разных аспектах его проявления. Именно этим определяется предмет и объект исследования.

Предмет исследования, представляют те характеристики творческого труда, которые должны быть учтены при оценке его содержания и результатов, а также при определении размеров вознаграждения, работников, занятых творческим трудом.

Объект исследования, составляют условия оплаты и вознаграждения за творческий труд, действовавшие в прошлом и действующие сегодня - в настоящее время в практике применения творческого труда в Российской Федерации (в том числе как части СССР).

Непосредственно исследование данных вопросов проводилось автором в отраслях науки и искусства.

Целью проводимого исследования явилось изучение специфики творческого труда на методы его оценки и оплаты, отвечающие условиям реформирования системы стимулирования работников бюджетной сферы. Под оценкой труда, мы подразумеваем характеристику труда как процесса, результатов труда и самого работника.

Достижение поставленных в диссертационной работе цели потребовало решения следующих задач:

- выявление специфических особенностей творческого труда, с целью его целостного описания, необходимого для методологии совершенствования его оценки;

- изучение существующих отечественных систем стимулирования творческого труда, а также в динамике их совершенствования;

- разработка методологии совершенствования оценки труда и организации системы оплаты труда творческих работников.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили научные труды и публикации, посвященные сложному интеллектуальному труду, вопросам творчества, организации творческого труда и его стимулированию, а также законодательные акты, регламентирующие данную сферу. Особое внимание уделялось работам специалистов ФГУП «Научно-исследоательского института труда и Социального страхования» Росздрава, а также других исследователей. Среди авторов, внесших большой вклад в решение теоретических и практических вопросов связанных с проблемой исследования, можно назвать таких ученых, как: Ананьева Ю.Д., Волгин Н.А., Галаева Е.В., Генкин Б.М., Гомберг Я.И., Гендлер Г.Е., Звягин А.А., Ипполитов Г.К., Кокин Ю.П., Кочкина Н.В.,

Лук А.Н., Орлов А.Г., Палицын В.А., Слезингер Г.Э., Тихомиров O.K., Чангли И.И., Яковлев Р.А., Ярошевский М.Г.

Работы выше названных и других авторов дали возможность, при их обобщении, подойти к комплексному рассмотрению творческого труда в разных аспектах его проявления. Выявить проблемы, требующие более глубокого исследования, предпринять попытку их решения в целях достижения поставленных темой исследования задач.

Безусловно, проведенное диссертантом исследование, по комплексу выявленных задач и степени их решения, не является завершающим в освещении проблем, связанных с организацией творческого труда. Оно может рассматриваться только как один из результатов научной работы, проведенной в этом направлении. Для решения всего комплекса проблем оценки и оплаты творческого труда потребуются дальнейшие исследования. В настоящей работе, как нам представляется, найдены новые научные подходы в решении вопросов, связанных со спецификой организации стимулирования творческого труда, в условиях применения общеметодических рекомендаций, как на уровне отрасли так и в рамках учреждения.

Научную новизну представляют следующие положения:

- классификация творческого труда по видам деятельности и сложности; выделение комплекса разносторонних специфических черт, изучаемых на стыке наук о труде (экономики, социологии, психологии) с учетом которых подход к оценке творческого труда, с одной стороны, должен существенно отличаться от оценки других видов труда, с другой -реализован в рамках комплексного подхода к исследованию творческого труда;

- определены специфические особенности нормирования творческого труда, заключающиеся в установлении возможности нормирования данного вида труда через его результаты, индивидуализации нормы труда, регламентации творческого труда через его самоорганизацию;

- выявлены недостатки системы оценки творческого труда, определяющие несовершенство системы стимулирования в целом, причины способствующие их возникновению; суть имеющихся подходов в попытках их преодоления посредством исследования существующих систем стимулирования творческого труда в процессе их переустройства и совершенствования, с позиции выявленных специфических особенностей;

- предложены подходы к организации системы оплаты творческого труда работников бюджетных учреждений, отвечающие складывающимся в стране социально-экономическим условиям, современному законодательству в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы, специфическим особенностям творческого труда.

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Кушнир, Александр Борисович

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ

Существенным элементом проводимой в Российской Федерации социально-экономической реформы является совершенствование условий оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, в юм числе творческих работников науки и искусства.

Условия административно-командной системы управления обществом, предусматривающие регулирование и контроль оплаты труда, базирующееся на принципе социалистического распределения, определяли организацию системы заработной платы трудящихся. Переход к рыночной системе хозяйствования потребовал коренного пересмотра базовых принципов устройства системы заработной платы, новых подходов к оценке труда некоторых категорий работников, построению новой правовой базы в сфере трудового законодательства.

В основе концептуально нового подхода к построению новых условий оплаты труда в Российской Федерации должен лежать принцип рыночной эффективности в сочетании с государственными гарантиями и социальной защищенностью трудящихся. При этом вопрос о степени проработанности системы оценки и оплаты труда остается одним из наиболее актуальных.

Проведенное исследование оценки и оплаты творческого труда, включающее систематизацию предшествующего опыта изучения вопросов творчества, научно-пракшческие разработки и предложения по оценке и оплате творческого труда, анализ нормативно-правовых актов, обзор существующих моделей оплаты творческого труда, позволило диссергангу сформулировать ряд обобщений, характер которых дает возможность бросить самый общий взгляд на основные особенности системы стимулирования творческою труда и определить возможные пути ее совершенствования.

1. Творческий труд - сложная интеллектуальная деятельность, насыщенная или содержащая в себе творческие элементы, несущая характер полезности. I ворчество определяется новизной полученных результатов, в виде получения качественно новых знаний, продукт или материальных и духовных ценностей, новизной пути их доаижения, ранее не известных. Оценка творчества, как правило, производится с позиции сложности и меры социальности результат или его общественной значимости. Как правило, творческий труд связан с деятельностью в науке и искусстве.

2. Творческий труд возможно классифицировать по видам, в зависимости от двух признаков - характера выполняемых задач, и по группам сложности.

При классификации в зависимости от характера выполняемых задач, выделяю 1ся следующие виды: - труд по созданию новых знаний; - труд по воплощению знаний в технологии; - труд в искусстве по созданию новых культурных ценностей; - труд по удовлетворению текущих потребностей в области культуры; - предпринимательский груд.

Классификация в зависимости oi содержания творческих элементов позволяет различать виды творческого труда от наиболее содержательных к менее содержательным: - труд по созданию новых знаний, относящийся к фундаментальным научным исследованиям и труд в искусстве по созданию новых культурных ценностей; - труд по воплощению знаний в технологии; -труд по удовлетворению текущих потребностей в области культуры; -предпринимательский труд.

3. Творческий труд создает интеллектуальную собственность, часто не имеющую материального воплощения, объективно существующую на разного рода носителях, защищаемую авторским правом. Реализация авторского права позволяет определить место творчества в системе разделения труда, персонифицировать результаты творческой деятельности и участвовать лицу, их произведшему, в общественном обмене.

1 ворческий труд существует в разных формах его организации (государственная, частная, индивидуальная), что определяет, в зависимости от условий найма или их отсутствия, меру собственности и прав распоряжения на полученные результаты труда.

В условиях найма творческою работника, наниматель, как правило, в той или иной мере, отчуждает право собственности, а вернее сказать, право ее использования - себе. Гем не менее, в условиях найма соблюдается главный принцип авторского права - персонификация полученного продукта творческого труда с лицом его создавшим - авюром.

4. В современных условиях мирового развития выполнение государством своих главных функций возможно при активном привлечении творческого труда. В некоторых случаях достаточно того, чтобы государством были созданы условия, в которых творческий труд функционировал бы самостоятельно. Не требуя особой опеки, он продуцировал бы необходимый для общества продукт. Как правило, подобное отношение применимо к видам творческого труда, не отличающимся высокой степенью содержания творческих элементов. Результаты такого труда с высокой долей вероятности прогнозируемы, и относительно быстро достижимы. В таких условиях становится возможным изыскивать способы финансирования трудовых затрат без участия юсударственного бюджета. Это не отрицает участия государства в финансировании рассматриваемых видов работ вообще. В данном случае финансирование происходит на уровне отдельных, интересующих I осударство проектов.

Для видов труда с высокой степенью содержания творческих элемешов мировая практика предусматривает их прямое бюджетное финансирование. Это связано неопределенностью резулыативности труда с позиции его качества и долювременности. Данное обстоятельство создает определенные трудности в привлечении достаточных для поддержания деятельности средств из негосударственных источников. В этой связи опека государством некоюрых видов творчества, позволяет ему создать прочную опору для выполнения своих главных функций. В противном случае юсударство вынуждено покупать необходимый для своего функционирования продукт, что в итоге гребует больших финансовых затрат.

5. Творческий труд существенно отличается от других видов труда по широкому кругу характеризующих его специфических черт: - сложный; -коллективный; - долговременный; - требует финансирования; противоречивый (в аспекте результативности, возможных противоречий коллектива и индивидуальности); - наличие сомнений правильности решений в процессе работы; - случайность, как фактор влияния на получение результата; - авторский; - видение перспектив. Интуиция; - способность к ассоциативному мышлению; - специфика резулыага.

Оценка творческого труда, в отличие от нетворческих его видов, настоятельно требует учета практически всех перечисленных выше специфических его черт.

6. Изучение творческого труда через систему взаимодействия мотивов и стимулов показало, что его стимулирование через поощрение носит ограниченный характер. Именно по эюй причине поощрение, в различных формах, не всегда является гарантом достижения заданного результата. Отраниченный характер влияния стимулирования на результативность творческой деятельности обусловлена специфичностью последней. В то же время стимулирование творческою труда, в разных формах его проявления (оплата труда, организация условий труда) являются условием существования творческого труда. Отсюда можно сделать вывод о необходимости поиска более совершенных, чем ныне применяемые, формы и системы поощрения творческою фуда.

Одним из итвных факторов влияния на процесс творчества является развиюсть мотивационной структуры личности. Существование потребностей высшею порядка и желание удовлетворить их в полном объеме мотивируют личность к творческому труду. Сила их проявления и личные качества работника, обусловленные уровнем его творческого потенциала, в решающей мере определяют резулыашвность творческой деятельности. В ходе, ко юрой необходимо удовлетворение потребное i ей низшего порядка, происходящее через стимулирование. Поскольку эффективность творческого процесса зависит и от удовлетворения работниками своих потребностей «низшего порядка». Инструментом воздействия здесь выступает стимулирование.

Таким образом, мотивы и стимулы - эго две параллельные и взаимообусловленные соаавляющие процесса мотивации работника к фуду. Их существование определяет возможность труда и его результативность, а потому являются условием реализации потребностей субъектов разно! о уровня.

7. Существующие в экономике методы оценки груда базируются на применении методов нормирования. По отношению к творческому труду, особенно с высоким уровнем содержания творческих элементов, прямое нормирование является мало эффективным. Исключение составляет экспержый метод нормирования, позволяющий с некоторой аепенью вероятности определить сложное ib выполняемой рабош и ее долговременноеib. Данное утверждение базируется на учае специфических особенностей творческого процесса, которые, в свою очередь, выдвигают фебование в отличительном подходе к оценке творческою труда и определяюI специфические черш его нормирования. Мы считаем, что специфическими особенностями нормирования творческого труда Moiyr выступать: нормирование через комплексную оценку результатов деятельности; необходимость индивидуализации нормы по результату персонификации работника; peiламентация творческого труда посредством ею самоорганизации. Учет данной специфики нормирования позволит дать объеюивную оценку труда и определить размеры поощрения, индивидуальные для каждого работника. Индивидуальный подход, прежде всего, должен выдерживаться по отношению к тем работникам, чей фуд, определяет характер полученных результатов.

8. В ранее и ныне действующих системах оплаты творческою груда, проблема комплексной оценки не нашла своего решения. Долгое время оплата труда работников зависела от формальной оценки ряда показателей, учитывающих их положение работника в должностной иерархии, квалификацию, стаж работы по специальности, ранее достигнутые личные творческие достижения каждого работника. Одновременно объективная оценка текущей деятельности работников фактически не проводилась, что снижало стимулирующую роль оплагы труда. Проявилась и иная тенденция -использование подобных систем оплаты приводило к закреплению субъективных факторов формирования заработков.

Попытки преодоления сложившейся ситуации, предпринятые, как практиками, 1ак и учеными, не принесли ожидаемого результата. Одна из причин - общеэкономическая - отставание роста оплаты творческою фуда, в первую очередь в научной отрасли, по отношению к другим отраслям. Кроме тою, оценка труда, строившаяся на анализе результативности персональной деятельности работника и четкой периодизацией его аттестации, не всегда применима по отношению к творческому труду с высоким содержанием творческих элементов. В результате, работники охотней брались за относительно несложные задания с прогнозируемым положительным результатом.

Не менее важная причина, тормозившая разработки по совершенствованию системы оценки творческого труда, состоит в том, что системы стимулирования работников базировались на принципах модели социалистического хозяйствования и соответствующему ему способу распределения. В соответствии с чем размеры видов стимулирования были строю конкретизированы и их установление на существующих принципах не требовало комплексной проработки существующей проблемы оценки т ворческого труда.

Нерешенность проблемы оценки творческого труда не позволило в условиях реформ П-й половины 80-х годов, ослабивших централизованную pci ламентацию условий оплаш труда творческих работников, в полной мере усовершенствовать системы стимулирования творческою груда.

9. Действие ETC в том виде, в котором она существовала, во многом обусловлено, условиями переходною периода. Ее объективная полезность проявлялась в простоте и универсальности применения. Что было необходимо при планировании расходов государственного бюджета в условиях глубокой социально-экономической трансформации.

Одной из негативных черт характеризующих ETC, являются низкие гарифные ставки, что не создавало предпосылки для реализации стимулирующей функции заработной платы. Кроме того, низкие тарифные ставки послужили в качестве предпосылки к нарушению тарифно-квалификационных требований. Оценка труда согласно сисгеме проводилась на общих основаниях, безусловно, выделяя работников сложного интеллектуального труда, в том числе, творческого. Однако вышеназванная и другие причины не позволяли реальной оценке гворческого труда быть отображенной в условиях заработной нлагы.

10. В условиях рыночной экономики оплата труда осуществляется через оценку его экономической эффективности с уча ом цены рабочей силы, установленной на рынке труда. Сложившаяся на сегодня модель оплаты работников бюджетной сферы, основанная на остаточном принципе финансирования, негативно сказывается на развитии соответствующего сегмента рынка труда и не отвечает принципам рыночной экономики. В результате формируется резкая диспропорциональность между эффективностью фуда и уровнем его оплаты, не только в государственном, но и в негосударственном секторах экономики. Подобное несправедливое отношение к творческому труду грозит его существованию.

Основа преодоления сложившейся негативной ситуации заложена в характере самою гворческого труда, в его способности приносить высокую результативность. Эю начинает осознаваться на разных уровнях управления «общественного самосознания». Подтверждением является развитие двух необходимых для эффективной творческой деятельности процессов -увеличение объемов государственного финансирования и появлении разных форм негосударственного финансирования.

11. Сосуществование форм финансирования творческою труда, по оааточному принципу и других более эффективных способов умубляет сущеавующую дифференциацию заработной платы и, прежде всего, за счет методов и источников оплаты труда.

В резулыаге в тех сферах фуда, которые существуют за сче1 негосударственных источников, уровень оплаты труда работников превышает уровень, сложившейся в бюджетом секторе. Видя эффективность творческого труда негосударственный капитал готов платить больше согласно, складывающейся дифференциации, для повышения собственной конкурентоспособности и эффективности. Складывающаяся дифференциация буда существовать так долю, сколько буда существовать остаючный принцип финансирования.

12. Значительная часть творческого груда остается в сфере финансирования государственного бюджета. Данная форма финансирования для некоторых видов творческого труда является необходимой предпосылкой существования. Нельзя не отметшь, что недостаючная развитоаь экономики не позволит государству отойти от остаточною принципа финансирования.

Переход к принципам оплаты труда, принятым для рыночной экономики, должен сопровождаться постепенным увеличением оплаты труда работников, заня!ых творческим трудом, до размеров сопоставимых с иеюсударствеиным сектором экономики. Более того, в данной сфере оплат труда должна превышать размер оплаты, уаановившийся в не бюджетном секторе. Это позволи! государству, с одной стороны, быть действительным организаюром рыночных условий в оплате труда, и с другой - конкурировать в привлечении необходимых ему представителей творческого труда в целях эффекшвносги выполнения существующих государа венных функций.

13. Прекращение действия Единой тарифной сетки, в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ, предусмафивает создание множественных отраслевых систем оплаты труда, учитывающих специфику каждой отрасли экономики. Построение систем оплаты производится с учетом, единых принципов и норм, обязательных к соблюдению.

Осуществляемый в настоящее время процесс повышения уровня заработной плаш работников бюджетного сектора обеспечивается увеличением объемов ассигнований из госбюджета, наряду с оптимизацией численности работников бюджетных учреждений и реструктуризацией сети последних.

Обеспечение государственных гарантий в оплате труда, подразумевает, в первую очередь, обеспечение равной оплаты за равный труд. Данное положение обеспечивается посредством определения минимальных 1арантированных окладов для основных по каждой отрасли экономики профессиональных групп. При эюм доля выплат по основным тарифным ставкам должна составлять не менее 70% от общею фонда оплаты труда.

Повышение уровня самостоятельности руководителей бюджетных ор!анизаций, выраженное возможностями руководителя в увеличении стимулирующих выплат или ор1анизации индивидуальных условий oiuiaibi труда, позволит материально стимулировать высокоэффективного работника; оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда; конкурировать с другими организациями разных форм собственности в привлечении работника необходимой квалификации.

14. Системы оплаты творческого труда предопределяются методами и источниками его финансирования.

В ситуации, когда финансирование учреждения производится главным образом из государственного бюджета, и данный фактор является 0CH0B0ii0Jiaiающим для существования конкретною вида творческого труда, его оплата производится по сметному принципу в соответствии с принятыми для подобных ортанизаций нормами закона и государственными гарантиями.

Доля Bbiiuiai по основным 1арифным ставкам, в виде должностною оклада, в системе оплаты, теперь должна составлять не менее 70% от общих выплаь

Учреждения и организации, финансирование которых производится через получение заказов и грантов, разрабатывают собственные условия оплаты труда, учитывающие ряд норм обязаютьных к соблюдению с ючки зрения закона. Оплата труда и ее размеры не являются здесь величиной постоянной, поскольку находятся в прямой зависимости от объемов финансирования. При этом обязательность получения финансовых средств в данном случае не гарантирована.

Как правило, сиаема оплаты труда в данных организациях характеризуйся сравнительно невысокими должностными окладами, выполняющими определенную страховочную функцию на время недоааючной загруженное i и учреждения заказами на выполнение определенных видов работ. Ориеширом для их усыновления являлась НГС. Значи1ельная часть зарабогка работника пополняется другими выплатами в виде премий. Последние выплачиваются при условии нормальною функционирования организации.

15. Разработка предложений по введению новых условий оплагы фуда творческих pa6oiников государственных учреждений города Москвы, проведена на основе принципов, заложенных в Федеральном законодательстве, с учетом требований ТК РФ.

В результе изменена струкгура индивидуальной заработной платы творческих работников в пользу основной (тарифной) ее части, по причине сложности оценки труда через прямое нормирование и учета результатов. Главными факторами зависимости величины заработной платы работников являются: квалификация; сложность выполняемых работ; условия фуда; уровень образования и стаж работы по профессии.

Должностные оклады установлены в соответствии с финансовыми возможное 1ями юрода и приближены по своим размерам к среднему уровню заработной платы по отраслям экономики pei иона.

Приведенные в схемах должностные оклады творческих работников служат юсударственной гарантией минимального уровня оплаты для работников конкретных профессионально-квалификационных групп.

Установленные вилки должностных окладов служат способом выражения дополнительной оценки труда работника, учитывающей происходящие изменения в сложности и эффективности труда работника.

Предусмотренная возможность установления индивидуальных условий оплаты труда, выражает оценку труда отдельных работников, эффективность деятельности, которых влияет на коллективную результативность.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Кушнир, Александр Борисович, Москва

1. Федеральный закон ог 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 2004 г., № 35, ст. 3607.

2. Об авторском праве и смежных правах (с изменениями ог 19 июля 1995i.): Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 /ГАРАНТ справочная правовая сиаема. ГАРАН Г 5.5., 2005.

3. Об оплате труда работников науки (с изменениями на 10 августа 1990 года): Поаановление Совета Минисфов СССР oi 05 июня 1957i. №660 /Юридическое бюро КОДНКС. Владивосток., 2003.

4. Об утверждении положения о премировании работников научно-исследовательских учреждений академии наук, промышленности, образования: Постановление Совета Министров СССР №358 октябрь 1957 I ода/НИИ труда. М., 1970.

5. О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации: Постановление Министерства Труда РФ oi 25 ноября 1992i. №43

6. О согласовании разрядов оплаты фуда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников науки и научною обслуживания Российской Федерации: Постановление Министерства Труда РФ oi 4 декабря 1992г. №48

7. Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. №793/33-75 // Бюл. Госкомтруда СССР. 1988. №12.

8. О совершенствовании заработной платы и введении новых тарифных ставок и должное 1ных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сет ября 1986i. №34. С. 179.

9. О совершенствовании оплаты фуда научных работников, конструкюров и технологов промышленности: Постановление ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. №462 // СП СССР. 1985 г. №21. С. 104.

10. О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. №1102 // Экон. газ. 1987. №42. С. 2, 13.

11. Рекомендации по премированию работников научных организаций / НИИ труда. М., 1988.

12. Законодательные акты о кинематографии. Т. II. Кн. 1. М: Юридическая литература, 1983. - 544 с.

13. Законодательные акты о кинемаю! рафии. Г. II. Кн. 2, М: Юридическая литература, 1983. - 440 с.

14. Законода1ельные акты о кинематографии. Т. II. Кн. 3. М: Юридическая литература, 1984. - 440 с.

15. Основные нормативные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. Т. I. Правовое положение научных учреждений. Кн. 4. М.: Наука, 1977. - 287 с.

16. Основные нормативные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. 1. I. Правовое положение научных учреждений. Кн. 5. М.: Наука, 1977. - 291 с.

17. Основные нормашвные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. I. II. Правовое положение работников науки. Кн. 7. М.: Наука, 1979. - 559 с.

18. Основные нормативные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. Кн. 8. М.: Наука, 1980.-469 с.

19. Сборник руководящих материалов по вопросам труда и заработной плаш работников театрально-зрелищных предприятий / Министерство Культуры СССР. М., 1985. - 581 с.

20. Об условиях оплаты труда работников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры г. Москвы: Проект Постановления правительства г. Москвы. Управление заработной платы и уровня жизни. НИИ труда. М., 2005 т.

21. Концепция реформирования системы оплаты труда работников государственных учреждений г. Москвы / Под рук. Яковлева Р.А. Управление заработной платы и уровня жизни. НИИ труда. М., 2005 г.

22. Оплата труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки. М.: НИИ груда, 1993.-210 с.

23. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих / Минтруд России М.: Экономические новости, 1998. -400 с.

24. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 автуста 2004 i. № 122 ФЗ / Под общ. ред. П.А. Волгина, С.В Калашникова. - М.: РАГС, 2005. - 456 с.

25. О принципах формирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы / Международный семинар по вопросам оплаты труда работников бюджегною сектора Российской Федерации (Москва 28-29 июня 2005 т ода) М., 2005. - 95 с.

26. Социальная сфера: проблемы и суждения: Материалы шестых Мильнеровских чтений (Москва, декабрь 2002 года) / Науч. ред. Э.Б. Гилинская. М., 2002. - 384 с.

27. Труд и занятость в России. 2003: Сгат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.-638 с.

28. Социальная полшика: 1олковый словарь. Издание второе, доработанное / Общ. ред. И.А. Волгин. М.: РАГС, 2002. - 456 с.

29. Материальное стимулирование работников НИИ и КБ: Методические рекомендации. 2-е изд., перераб. / НИИ труда Н. рук. A.M. Уманский. -М.: НИИ фуда, 1982.-94 с.

30. Методические рекомендации по нормированию труда руководителей, специалистов в условиях коллективных форм организации и стимулирования труда / НИИ труда. М., 1986.

31. Методические рекомендации по оценке эффективности труда научных работников, конструкторов и технологов / НИИ труда. М., 1986.

32. Методика оценки деятельности сотрудников института / ЦНИИТЭИ приборостроения. М., 1983.

33. Абраам Моль. Социодинамика культуры. М.: Професс, 1973. - 406 с.

34. Алы шулер Г.С. Творчество как i очная наука. М., 1979.

35. Боно де Эдвард. Рождение новой идеи. О не шаблонном мышлении. -М.: Прогресс, 1976.-143 с.

36. Бузуев В.М. Технический прогресс и творческий груд. М.: Профиздат, 1978. - 218 с.

37. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения). М.: Экзамен, 2003.-224 с.

38. Галаева Е.В. Творческий потенциал предприятий и организаций: вопросы управления. М.: НИИ труда, 1995. - 259 с.

39. Галаева ПИ Творческий труд в современных условиях: роль, особенности, оценка. Актуальные проблемы груда и социальной полиIики. I ая часть. М.: НИИ труда, 1995. - 200 с.

40. Гепдлер Г.Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социально-культурных отраслях. М.: Экономика, 1988. - 208 с.

41. Генкин Б.М. Оптимизация норм груда. М.: Экономика, 1982.

42. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Учебник для вузов. Зе изд., доп. М.: Норма, 2001

43. Гомбер1 Я.И. Квалифицированный труд и методы его измерения. М.: Экономика, 1972.-231 с.

44. Гомберг Я.И. Редукция труда. М., 1965. - 142 с.

45. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М.: Высш. шк., 1989.-304 с.

46. Дифференциация уровня жизни различных групп населения. Сборник научных трудов. М.: НИИ труда, 1988. - 588 с.

47. Жуков A.J1. Рыночный механизм регулирования заработной плаш. -М.: Академия труда и социальных отношений, 1996. 104 с.

48. Журавлев II.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. -М.: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая кнша, 1998. 232 с.

49. Звягин А.А. Нормирование инженерных работ. М.: Экономика, 1975. - 173 с.

50. Зенин И.А. Материальное стимулирование авторов изобретений. (Правовые вопросы). М.: Изд. Моск. ун-та, 1974. - 162 с.

51. Ипполиюв Г.К. Груд создателей новой техники: стимулы и эффективность. М.: Экономика, 1989. - 112 с.

52. Калошина ГШ. Структура и механизм 1ворческой деятельности. (Нормативный подход).-М.: Изд-во МГУ, 1983.-168 с.

53. Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки: технология научных исследований. М.: Наука, 1989 г. - 248 с.

54. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: 1992. -172 с.

55. Кирсанов К.А., Буянов В.П., Михайлов Л.М. Теория труда / Учебное пособие. М.: Экзамен, 2003. - 416 с.

56. Кокин Ю., Ананьева Ю. Система оплаты фуда бюджетников: как ее реформировать? // Человек и труд. 2001. №7 с. 41-45

57. Кокин Ю. Теория заработной платы и современные реалии оплагы труда в России // Человек и труд. 1995. №7 с. 83-87

58. Кокин Ю. Зарабошая плат как стоимость рабочей силы и распределение по груду // Человек и труд. 1996. №10. с. 70-72

59. Комплексная система стимулирования научно-технического прогресса и роста производи 1ельности труда в странах членах СЭВ. Сб. статей. -М.: НИИ труда, 1978.-315 с.

60. Конкин М.И. Проблема формирования развития философских категорий. М.: Высш. шк., 1980. - 246 с.

61. Кочкина П.В. Количественная оценка содержательности труда. М.: Экономика, 1987. - 157 с.

62. КравецЛ.Г. Патентная информация. М.: НПО «Поиск», 1993.- 103 с.

63. Кузнецов Ю.А. Управление научно-техническим развитием в условиях перехода к рынку. М.: Финансы и статистика, 1992. - 125 с.

64. Лагутин В.Д. Оплата труда в рыночной экономике. Монография, Луганск, 1992.

65. Лагутин В.И. Нормирование труда научных работников. М.: НИИ труда, 1983.-173 с.

66. Лион В.Я., Жуковская И.Ф. Фундаментальные законы рыночной экономики и формирование цены рабочей силы. Владимир.: ВГПУ, 1997.- 132 с.

67. Лозневая М.П., Рысина Т.В., Хейфец Л.С. Оценка и оплата инженерного труда на предприятии. М.: Экономика, 1977. - 86 с.

68. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

69. Маневич Е.Л. Проблемы общественною труда в СССР. М.: Экономика, 1966. - 190 с.

70. Материальное стимулирование работников за создание, внедрение и освоение новой 1ехники / Сборник научных трудов Под ред. Г.К. Ипполитов. -М.: НИИ труда, 1987. 147 с.

71. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Техноло1ия творческого мышления: Пракжч. пособие / Сост. и ред. А. Гарас. М.: Минск: ACT: Харвест, 2000. - 432 с.

72. Методические рекомендации по переводу научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование / вопросы и ответы. М.: НИИ труда, 1988. - 73 с.

73. Минин Э.В. Цена рабочей силы и заработная плата в рыночных условиях. М.: Научный центр профсоюзов, 1996. - 95 с.

74. Мотивация труда государственных служащих (методические основы). Учеб.-метод. пособие / Институт фуда Минтруда России; Под общ. ред. Ю.М. Забродина, А.Ф. Зубковой. М., 1999. - 200 с.

75. Научно-гехнический прогресс и материальное стимулирование труда. Сборник научных трудов / Под ред. Сафронова П.А. М.: - НИИ труда,1984,- 134 с.

76. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХ1ЮЛОГИИ», 2003. - 944с.

77. Орлов А.Г. Ошша фуда работников науки. М.: Наука, 1973. - 126 с.

78. Основы управления социалистическим производством: Учебник для студен юв экон. спец. вузов / Под ред. Д.М. Крука. М.: Экономика,1985.-255 с.

79. Палицын В.А. Оценка и стимулирование 1ворческого труда. Минск.: Беларусь, 1990.-142 с.

80. Правдин Д.И. Ненроизвода венная сфера: эффекжвноаь и стимулирование. М.: Мысль, 1973.-301 с.

81. Проблемы руководства научным коллективом / Под ред. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1982. - 314 с.

82. Психология исследования творческой деятельности / Oib. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975.

83. Психология процессов художественного творчества: Сб. статей.- JI.: Наука, 1980.-285 с.

84. Психоло1ия художеавеннот 1ворчества. Хрестомашя / Сост. И.В. Сельченок. Минск.: Харвест, 1999. - 752 с.

85. Ракоти В.Д. Заработная плата и предпринимательский доход. М.: Финансы и ciainciHKa, 2001. - 220 с.

86. Ржаницина J1.C. Цена рабочей силы в условиях рынка. М.: Профиздат, 1993.- 112 с.

87. Рынок и социальная политика: опыт реформ в России. М.: Институт труда, 1994.-200 с.

88. Седлов П.И. Материальное стимулирование работников за создание и освоение новой техники. М.: Экономика, 1975. - 190 с.

89. Система управления трудом в развитом социалистическом обществе. Рук. авт. колл. Б.М. Сухаревский. М.: Экономика, 1980. 544 с.

90. Слезингер Г.Э. Совершенствование процессов управления иредприяшем. М.: Машиностроение, 1975.-311 с.

91. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. М.: И11ФРА-М, 1996. - 336 с.

92. Смирнов Б.Т., Гребнев П.И. Справедливая оплата труда «Тарифные соглашения в условиях инфляции». Ленинград.: МГПТК «Петрополис», 1991.- 183 с.

93. Современная экономика труда. Монография. Руководитель авторского коллекшва Куликов В.В. Инсти1у1 фуда Минфуда России. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. - 660 с.

94. Сойфер В.Г. Стимулирование работников за развитие новой гехники. (Правовые вопросы) М.: Юрид. лит., 1971. - 175 с.

95. Сюлярова В.А. Функции и оценка результатов труда работников annapaia управления. М.: Экономика, 1995.- 183 с.98. 1а1арников А.А. Оплата труда в странах с рыночной экономикой (Австрия, ФРГ, Швеция, Дания, Италия, Франция, США, Япония). М., 1992.-143 с.

96. Геплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990 г., 204с.

97. Толсшх В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М.: Политиздат, 1975.- 157 с.

98. Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука, 1973. - 588 с.

99. Чижов ЕЛ. Формы поощрения рационализаюров и изобретателей. -М.: Экономика, 1965.- 120 с.

100. Яковец Ю.В. Закономерности научномехнического процесса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984. - 240 с.

101. Яковец Ю.В. Ускорение научно-техническою прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономические новости, 1988. - 335с

102. Яковлев Р.А. Оплата труда в организации. М.: МЦФЭР, 2003. - 448с.