Развитие трудовой обрядности сельского населения Белорусской ССР тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата исторических наук
Автор
Батяев, Василий Федорович
Место защиты
Минск
Год
1991
Шифр ВАК РФ
08.00.07
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Развитие трудовой обрядности сельского населения Белорусской ССР"

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛОРУССКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА

На правах рукописи БАГЯЕВ Василий Федорович

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ ОБРЩНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ССР (ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЗ ИССЛЕДОВАНИЕ)

07.00.07 - этнография

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Минск - 1991

Работа выполнена в отделз этнографии Института искусствоведения, этнография и фольклора АН БССР

Научный руководитель - кандидат исторических наук

Л.И.МШ1ько

Официальные оппонента: доктор исторических наук,

профессор Ю.Г.Гошко

кандидат исторических наук, доцент И.Н.Браим

Ведущая организация - Белорусский государственный

университет ш. В .И. Ленина

Защита состоится 28 июня 1991 года в 14 часов на заседании специализированного совета К 006.07.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (220072, Минск, ул. Сурганова, I, корпус 2).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Я.Коласа АН БССР (г. Минск, ул. Сурганова, 15).

Автореферат разослан " мая 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета

С Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, 1991

О Л JA .Соловей

ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность про б л емн исследования. В развитии культуры любого общества важное место принадлежит праздникам и обрядам, в том числе и трудовым, которые играют большую роль в передаче от.поколения к поколению народных традиций, накопленного социального и производственного опыта, устоявшихся нравственных норм и определенных духовных ценностей. Праздники и обряды, кроме того, оказывают значительное влияние на общественное сознание и быт как отдельного человека, так и коллектива в целом, развивают самодеятельное творчество масс, формируют нравственно-психологический климат в обществе, повышают трудовую и социально-политическую активность людей, укрепляют связи личности с конкретным производственным коллективом.

Для глубокого понимания развития советского общества необходимо всестороннее изучение его празднично-обрядовой культуры, . определение оптимального соотношения в ней новых, и традиционных элементов, интернациональных и национальных черт1. Одной из важнейших задач является этнографическое изучение трудовой обрядности сельского населения2. Актуальность данного исследования обуславливается ватной ролью сельскохозяйственного труда в обществе.

Вопросы формирования и развития советской трудовой обрядности сельского населения все еще остаются недостаточно разработанными в этнографической науке. Обобщающего труда о становлении и развитии трудовой обрядности сельского населения Белоруссии нет. Это и определяло выбор темы настоящего диссертационного исследования, посвященного изучению закономерностей и особенностей сложного процесса становления праздников и обрядов, обусловленное социально-экономическим и культурным развитием советского общества, обобщению опыта работы учреждений культуры по внедрению и совершенствованию новой обрядности. Анализ процесса развития трудовых праздников и обрядов позволяет определить их специфику я значе-

т

Бромлей ЮЗ. Современные проблема этнографии. М., 1931. С. 333; Бромлей Ю.В., Тер-Саркисянц А.Е. Советская этнографическая наука на рубеже двух пятилеток// Советская этнография. 1986. К 2. С. 12.

п

Бромлей Ю.В. О некоторых актуальных задачах этнографического изучения современности//Советская этнография. 1983. йб. С.II.

ние, степень функдЕокарованая основных форм, социальные керш. Использование научных выводов и конкретных рекомендаций по совершенствованию трудовых праздников и обрядов необходимо п для улучшения системы трудового воспитания населения, его духовного обогащения.

Степень изученности проблемы. Изучению советской трудовой обрядности в Белоруссии уделялось некоторое внимание. В 20—50-е годы этой тематике был посвящен ряд статей, которые в основном носили рекомендательный и информационный характер. В 60-е года развернулось более широкое и планомерное этнографическое изучение новой обрядности, Начало этому процессу положили А.И.Заяессклй я В.М.Иванов, которые в своей монографии "Ковыя звыча! ! абрадн — у наш быт" (Шнек, 1960), в статьях "Современные обычаи и обряды белорусов" (Вопросы этнографа Белоруссии» Шаек, 1964), "Безрелигиозные обряды и праздники" {Ксшунист Белоруссия. 1965. № 1) и др. вскрыли истоки возникновения трудовой обрядности, указали на ее наиболее распространенные обрядово-праздничные формы, подчеркнули интернациональный характер обрядотворчества, определили тенденции его развития и дали некоторые рекомендации по проведению отдельных праздников и обрядов.

Ванную роль в изучении, пропаганде и совершенствовании новой трудовой обрядности играли дискуссии этнографов, фольклористов, деятелей культуры на страницах еженедельника "Л{таратура I мастацтва", издаваемого Министерством культуры и Союзом писателей БССР, проходившие о ноября 1963 по нарт 1964 года.

Материалы о советской обрядности, структуре традиционных календарных земледельческих обрядов, их прогрессивных чертах и особенностях проведения, о методических рекомендациях по совершенствовании отдельных трудовых праздников и обрядов содер-Еатся в работах ИЛ.Браима, П.А.Гуда, А.И.Дулебо, А.А.Мелешко, Л.И.Минько, Р. .Надольского, М.ф.Иилипенко, в коллективных монографиях сотрудников сектора этнографии Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР: "Изменения в быту и культуре сельского населения Белоруссии" (Минск: Наука и техника, 1976), "Этнические процессы и образ жизни: на материалах: исследования городов БССР" (Минск: Наука и техника, 1980), в сборнике сценариев "Б духе катодных традиций" (Минск: Беларусь, 1981). Ценный материал о калещщршх праздниках, их лскальком

своеобразии, помещен в альбоме "Розданные жизнью. Обряды Советской Белоруссии" (Минск: Беларусь, 1938).

Среда крупных работ, посвяшенпнх исследуемому вопросу, определенную позитивную роль сыграла коллективная монография "Праздники и обряды в Белорусской ССР" (Минск: Паука к техника, 1988), в которой освещены научно-теоретические вопроси обрядности, анализ ее состояния в республике и разработаны методические рекомендации по подготовке и проведению ряда трудовых праздников л обрядов сельского населения.

Однако собственно трудовая обрядность сельского населения Белоруссии не рассматривалась в этих работах специально, не была раскрыта целостная картина становления, развития и утверждения сельских трудовых праздников и обрядов, чтс и определило выбор научной проблеш, предмета и объекта, целен и задач исследования.

Для методического и методологического аспектов диссертационного исследования били использованы работы ряда советских этнографов Ю.В.Бромлея, В.К.Бондарчпка, Л.М.Сабуровой, В.К.Соколовой, С.А .Токарева, ученых-обществоведов ДЛ.Генкина, З.С.Глаголева, Н.М.Заковича, В,А.Зоцз, РЛ.Лопаткина, А.И.Мазаева, И.В.Суханова, ДД.Угриновича, Й.И.Фурсинв, в которых даны ¡лиро-кие теоретические разработки проблем современной обрядности.

Для сопоставления полученных автором материалов с данными по другим регионам страна были рассмотрены наиболее солидные публикации Л.Я.Алексеевой, В.К.Борлсекко, В.И.Брудного, П.С.Гря-щенко и В.И.Какошша, Ю.Н.Еяъчекко, Н.В.Кроговой, В.Е.Остроглн-ского, З.ф.Росшюкой, В.А.Рудиева, 1.А,Гульцевой, позволившие выявить общее я особенное в трудовой обрядности сельского населения Белоруссия.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являптся современные трудсвиз праздника и обряды сельского населения Белоруссии, юс становление я развитие, форш проведения и пути совераеиствовапЕя. Объектом исследования избрано сельское население Белорусской ССР, которое составляет около 35$ населения республики. Сохранившиеся в большей степени в среде сельского населения элементы народной культуры позволяют наиболее полно пзучггь возмошюсти обрядотворчо-ской преемственности и использозааяя тродишашаис фор,! в совре-

ценных трудовых праздниках и обрядах.

Хронологические рамки исследования охватывают период после 1917 года по настоящее время. Выбор исходной хронологической грани связывается, преаде всего, с установлением нового социального строя, в результате чего начали формироваться новые традиции, в том числе и трудовые праздники и обряды.

Целью и с с л е д о в а ни я является изучение процесса становления советской трудовой обрядности сельского населения Белоруссии, основных этапов и специфики ее развития, взаимосвязей социальных и этнических аспектов этого процесса, особенностей проведения в различных регионах республики, современного состояния и путей совершенствования.

Исходя из поставленной цели основными задач а ми работы являются:

- исследование процесса становления и развития новых трудовых праздников и обрядов, выявление изменений в их идеологическом, функциональном содержании и формах проведения в связи с социально-экономическими, политическими и культурными преобразованиями;

- анализ соотношения традиционных и новых элементов, интернациональных и национально-специфических черт, локальных и региональных особенностей в современной трудовой обрядности сельского населения;

- определение степени распространения трудовых праздников и обрядов в быту сельского населения Белоруссии;

- освещение деятельности советских и общественных организаций, учреждений культуры республики по разработке и внедрению в быт трудящихся трудовых праздников и обрядов;

- выявление причин, сдерживающих широкое распространение новых обредово-праэдничных форм и разработку путей совершенствования этих форм.

Основные положения, в ы н о с и м н е на .защиту:

- основной предпосылкой становления и развития советской трудовой обрядности сельского населения являются социально-экономические преобразования;

- формы, структура и характер советской трудовой обрядности сельского населения Белоруссии тлеют много общего с празднл-

каш и обрядами других регионов страны, особенно Украины и России. В ней сочетаются традиционные и новые элементы, интернациональные и национальные черты;

- дальнейшее развитие и совершенствование советской трудовой обрядности в Белоруссии возможно при условии укрепления ее материальной базы, широком использовании в ней элементов белорусской национальной культуры и подготовки высококвалифицированных кадров — организаторов обрядовых мероприятий.

Источниковой базой исследования явились полевке этнографические материалы, собранные автором во время научных экспедиций и командировок в 1979-1989 годы, а также данные полевых исследований, собранные сотрудниками отдела этнографии Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР в 1985 году. В качестве источника использовались также материалы этносоциологического обследования, проведенного автором в 19Р0 году. Полевые этнографические материалы и данные этносоциологического обследования автора хранятся в архиве отдела этнографии Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (фонд 6, опись 13, дело 63 и фонд 7, опись I, дело. 902, 903, 904).

Важный источник исследования с оставляя документы Центрального Государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОР) БССР, Партийного архива Института истории партии при ЦК № Белоруссии, Центрального Государственного архива кино, фото, фояо документов (-ЦГАКЗФД) БССР, материалы республиканской и местной периодической печати 19191990 годов. Из архивных фондов, публикаций в журналах и газетах автор использовал содержащиеся в них сведения о подготовке и проведении обрядово-праздничннх мероприятий, отмечаемых в различных районах Белоруссии.

Методика и о о л е до а а я я я. В соответствии с целью я задачами диссертации автор применял сравнительно-исторический и структурно-функциональный метода анализа. В ходе полевых экспедиционных исследований, путем опроса информаторов, по специально разработанному вопроснику и непосредственного наблюдения были собраны данные, позволявшие раскрыть содержание современных трудовых праздников и обрядов. Диссертант провел также этносоциолоппеское обследование среди различных социачь-

но-демографическвх групп сельских'жителей БССР. В ходе обследования 'било заполнено 335 анкет. Круг поставленных в анкете вопросов весьма широк и комплексно охватывает многие стороны современной сельской трудовой обрядности. Обследование носило выборочный характер. При распространении анкет выборка из генеральной совокупности осуществлялась методом многоступенчатого отбора. Последующая проверка выборки в целом показала ее соответствие генеральной совокупности по такш данным, как социально-профессиональная структура, пол, возраст.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые на основе использования большого фактического материала предпринята попытка специального исследования становления и развития советской трудовой обрядности сельского населения Белоруссии. Изучая проблему э указанных территориальных и хронологических рамках, диссертант определил условия.формирования, основные этапы развития, степень распространения и пути совершенствования сельских трудовых праздников и обрядов Советской Белоруссии. В научный обиход вводится большое количество новых данных.

Практическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет предложить ряд рекомендаций, которые могут быть использованы в конкретной об-рядотворческой деятельности трудовых коллективов и общественных организаций по совершенствовании форм и методов проведения трудовых праздников и обрядов тружеников села, усилению их эмоционального воздействия и расширении круга участников.

Материалы исследования позволят глубже раскрыть содержание некоторых тем в спецкурсах по современной и традиционно-народной культуры и могут быть использованы в лекционной работе.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены в пяти публикациях и в докладе на Всесоюзной научной конференции "Традиции в многонациональном обществе" (199Ц, г.Минск). Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на совместном заседании отделов этнографии и мезша-циоааиьных.^культурных процессов Института искусствоведения, этногрсфл и фольклора АН КЗСР.

Структура диссертации. Диссертация со-• стоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, освещена степень ее изученности, определены цели и задачи работы, ее научная новизна а практическая значимость, сформулированы основные положения, заносимые на защиту, а также изложены методические принципы исследования.

В первой главе "Формирование советской трудовой обрядности сельского населения Белоруссии в 20—50-е годы" исследуются процессы социально-экономических и культур-но-этничеоких изменений, произошедшие з данный период, влияние этих процессов на формирование советской трудовой обрядности, рассматриваются вопросы становления новых обрядово-праздкичннх форм, ив имеющих аналогов в досоветской праздничной культуре белорусского народа, преобразования и творческого использования традиционной земледельческой обрядности.

Становление новых общественных отношений на селе, формирование и утверждение советской трудовой обрядности исследованы на основа архивных, литературных и полевых этнографических материалов. В ходе анализа этих источников было выявлено, что изменения, происходившие в области экономики, социальных отношениях, в сфэре культуры и ,бнта, сопровождались становлением новых форм участия крестьян в политической и общественной жизни. Основными формами были митинги, собрания, конференции, съезды, "политические суды", револициошгие, государственные, общественные и молодежные праздники, которым отводилась большая роль в вытеснении церковной, в том числе и традиционной, обрядности. Формировались и некоторые новые трудовые праздники в среде сельского наоелояия.

Формирование новых трудовых праздников и обрядов было преимущественно организованным целенаправленным процессом, который осуществлялся в основном "сверху"'. В годы гражданской войны была предпринята попытка внедрения в быт сельского населения коммунистических субботников, однако они не иашли поддержки в деревне ввиду того, что в 1фестьянской среде широко бытовала традиционная форма взаимопомощи — "талака". С целью привлечения внимания общественности к сохранении природных богатств страны, а также к озеленении деревень отмечался День

леса. С распространением сельскохозяйственных кооперативных объединений, товариществ по совместной обработке земли в период нэпа получили распространение День кооперации и День урожая. В период индустриализации и коллективизации с целью сбора средств на индустриализацию и привлечения крестьян в колхозы проводились День индустриализации, День коллективизации, день Урожая и коллективизации, Праздник первой борозда. Для распространения производственного опыта отмечались Всесоюзный день ударника, Слоты ударников, конкурсы на лучшее хозяйство, урожай и профессию. Торжественно отмечались события, связанные с вводом в действие объектов социально-культурного и хозяйственного назначения, окончанием весенне-посевной кампании и у борза: урожая, датами основания совхозов и колхозов, вручения акта на вечное пользование землей.

Новые трудовые праздники и обряды в основном носили характер массовой производственной кампании и как политические и идеологические мероприятия они развивались в русле борьбы за новый быт, за утверждение социально-революционных идей и преобразований, материалистического мировоззрения, за закрепление сложившихся общественных отношений. Характерной их особенностью было то, что они проводились в основном в масштабе всей страны, в дни церковных праздников я поэтому имели много интернациональных черт а атеистическую направленность. В их подготовке и проведении активное участие принимали рабочие промышленных предприятий.

В композиционной структуре новых трудовых праздников и обрядов преобладали митинги, шествия, торжественные собрания. Художественно-эстетическая сторона в них была выражена слабо, отсутствовали рациональные элементы традиционной народной обрядности, преобладала символика и атрибутика революционных и государственных праздников. На празднике Урожая проводили импровизации о разыгрывание» сцен на злободневные темы сельской жизни: "суд над трехподкой"» "похороны сохи"» "суд над плохим земледельцем" ,

Преобразование в творческое использование некоторых форм традиционной земледельческой календарной обрядности проводилось "снизу". В условиях коллективного ведения хозяйства на основе обрядов "заворванне", "засеукР бш создан Праздник первой борозды. Наполнились ковш'содержанием традиционные "зажинки" и "дожинки". Однако их проведению препятствовали существующие идео-

логические установки, отоздествлящие народную календарную обрядность с церковной л отрицающие ее как таковую.

Процессу обрядотворчества в рассматриваемый период большой вред нанесли административные методы управления сельскохозяйственным производством, обстановка вражды, беззакония и подозрительности, сложившаяся в годы культа личности, а также резкое сокращение численности сельского населения из-за массовых переселений и репрессий, проводимых в период коллективизация, принудительной вербовки на промышленные предприятия во время индустриализации и огромных людских потерь в Великой Отечественной войне.

Во второй главе "Развитие трудовой обрядности сельского населения в 60—80-е годы" диссертант на матерка-лах полевых и этнссоциологических исследований, литературных я архивных источников рассматривает развитие обрядозо-празднич-ных форм, специфику бытования трудовой обрядности в среде сельского населения и ее функциональное значение, а также причини, сдерживающие развитие современных праздников и обрядов и пути их совершенствования.

На основе анализа собранного фактического материала в диссертации показано, что на данном этапе развития общества под влиянием существенных изменений в области экономики, социальных отношений, в сфере материального благосостояния, культур«, быта, в характере груда, в демократизации общества постепенно происходит переосмысление обрядотворчества 20—30-х годов и создание новых праздников и обрядов. Сложилась своеобразная система трудов ой обрядности, с ос газ нага частями которой являются праздники годового сельскохозяйственного цикла и праздники и обряии трудов® коллективов.

Современнее враэднязет годового сельскохозяйственного цикла (Врэзкзгя первой борозды, лраэдятг Вила» (Труда и Песни), зажин-юз (Праздник первого снопа), дожита? (Праздник последнего сно-пз>, праздник Урожая) впитали в себя рациональные элементы традиционной народной обрядности (оформление мест празднеств зеленью» ритуала, связанные с первым и яоследаим скопом, плетение дожиночйого венка из» колосьев н полевых цветов, выпечка каравая. ясптегаедае весенних и якимавс обрядовых песен, водденлв хороводе®: ж др.). Присутствую? в них яг отдельные обрядово-празд-нячнке злйгеют, возникшие в 20—30-е годы (митинг, сельсяохо-

эяйственная выставка, шествие, чествование передовиков производства) и более поздние формы (парад сельскохозяйственной техники, подъем флага в честь качала и окончания работ, рапорты механизаторов об окончании сева, жатвы, уборки урожая, приветствия пионеров и др.).

Характерной особенностью праздников годового сельскохозяйственного цикла является то, что она проходят под открытым небом и не имеют твердо установленных дат. Время их проведения зависит от сроков начала и завершения определенных полевых работ. Праздник первой борозда и зашнки (Праздник первого снопа) связаны соответственно с началом посевной кампании и уборкой урожая, а праздашс Весны (Труда и Песни), дожинки (Праздник последнего снопа) и праздник Урожая —о завершением весеннего и лет-ае-осеняего цикла полевых работ — сева, жатвы, уборки всей сельскохозяйственной продукции.

В проведении праздников годового сельскохозяйственного цикла заметно стремление к театрализации, что роднит их с традиционной народной обрядностью, откуда они генетически берут свое начало. Однако в отличие от традиционной народной обрядности в них ость постановочный элемент (заранее разработанный сценарий, подбор исполнителей). В театрализованных представлениях используются аллегорические образы Весны, Веснянок, Лета, Осени, Урожая, Колоса, Свеклы, Капусты и др., что отсутствовало в древних народных праздниках.

Региональные особенности этой группы праздников проявляются степенью их распространения в различных районах республики. Так, окончанию весенних полевых работ в восточных областях Белоруссии посвящен праздник Весны, а в западных — Труда и Песни. Эти праздники отличается на только наименованием, но и формой проведения. На празднике Весна присутствуют элементы театрализации с использованием аллегорических персонажей Весны, Вео-някок, Лета, а на празднике Труда и Песни элементов театрализации нет. Для западных районов республики наиболее характерен праздник/ посвященный окончанию уборки зерновых культур — дожинки (Праздник последнего снопа), тогда как в восточных областях в настоящее время он отмечается только в отдельных; хозяйствах . Здесь в отличие от западных областей Белоруссии более широко отмечают праздник Урожая, посвященный окончанию уборки всех сельскохозяйственных культур. Это, на наш взгляд, обънсня-

ется тс 1.1, что в западнях областях, которые находились до 1939 года в составе Польши, дольше, чем в восточных, сохранились индивидуальные способы ведения хозяйства. В то же враля в отличие от западных в восточных областях Белоруссии приобрел устойчивей характер праздник Урожая, который проводили и в 20—30-е год«.

Самыми массовыми праздниками, входящими в эту группу, язля-ются: праздник Весны (Труда и Песни) и праздник Урожая. Их отмечают как в масштабе хозяйства, так и района. Однако в последние года в ряде районных центров, главным образом Брестской, Гродненской и Минской областей, вместо праздника Весны (Труда и Песни) стали проводить под различными наименованиями фестивали народного творчества.

Праздники и обр^Ды трудовых коллективов (праздник Серпа и Молота, День работников сельского хозяйства, День полевода, Дега механизатора, День животновода, Дни культуры на ферме, заседания клубов операторов машинного доения "трехтысячный" и "четырэхты-сячниц", слеты передовиков производства, конкурсы профессий, юбилеи колхозов и совхозов, посвящение в профессию, чествование трудовых династий, передовиков производства, ветеранов труда, проводы на пенсию и др.) формировались под влиянием революционкях 'л государственных праздников, а также трудовой обрядности городских рабочих и сельского населения других регионов страны, особенно Украины и России. Поэтому в их композиционной структуре содержится много интернациональных черт. Связь же с этнической -градацией выражается в национальном языке, песнях, танца':, костюмах исполнителей, региональных разновидностях развлечений, в использовании традиционных, прошедших через века, народных символов (хлеб-соль и др.), в приготовлении национальных блюд во время праздничного застолья, а также в сохранении некоторых элементов традиционных обрядовых действий, утративши свой прежний смысл и воспринимаемых как игровой момент.

Праздники и обряды трудовых коллективов распространены не в одинаковой степени. Одни из них прочно вошли в бкт сельских тружеников, а другие находятся в стадии становления и массового их внедрения. В них недостаточно используются игровые элементы, местные народные традиции, национальный фольклор.

В современном процессе обрядотворчества в Белоруссии до недавнего времени еще отчетливо проявлялась тенденция утзержделяя ' интернациональных форм и вытеснение или естественное отмирание

элементов традиционной народной обрядности. Основной причиной, способствующей исчезновению элементов традиционной народной обрядности, является нарушение естественной культурной преемственности поколений из-за массовой миграции сельского населения в города. Кроме того, ка степень сохранения и развития традиционных элементов оказывают влияние такие факторы, как уровень социально-экономического развития села, уровень образования и общей культуры населения, уровень подготовки организаторов праздников и обрядов, а также степень интенсивности связей белорусов с другими и прежде всего соседними народами.

Этнографические материалы свидетельствуют о том, что современная трудовая обрядность яе всегда удачно используется для решения социальных, воспитательных и экономических задач. Пока еще не достигнуто широкое распространение в колхозах и совхозах новых форм трудовой обрядности, а во многих районах наметилась даже тенденция к свертывании этой работы. В ряде хозяйств праздники и обряды проводятся от случая к случаю. Подчас они сводятся к митингам или к торжественным собраниям с концертом для его участников и не являются массовыми. В их проведении наблюдается формализм, шаблон, разделение присутствующих на участников и зрителей. Беден их песенный и музыкальный репертуар, маловыразительна обрядово-праздничная символика. Слабо используются элементы народной культуры. Не отработана до сих пор терминология праздников и обрядов. Не найдены массовые форш праздников для животноводов и других профессиональных групп сельских тружеников.

Указанные недостатки снижают эффективность трудовой обрядности, которая не адекватна духовнш потребностям жителей села и содержит в себе мало воспитательных и развлекательно-игровых моментов. По данным нашего этносоциологического обследования, только 45,9,'? респондентов удовлетворены качеством проводимых трудовых праздников и обрядов.

Основными причинами, сдерживающими развитие трудовой обрядности, являются: отсутствие стройной и гибкой, объективизированной -сиотемы управления процессом совершенствования обрядности; самоустранение ресцубликанокого Совета, а также многих областных, районных и сельских комиссий, творческих союзов и общественных организаций от работы по пропаганде и укоренению в быту сельских жителей трудовых праздников и обрядов, как и обрядности в целом; неудовлетворительная организация работы на местах;

недостаточное материально-техническое обеспечение проводимых мероприятий; слабая пропаганда обрядности средствами массовой информации и обществом "Знание"; недооценка ее роли со стороны отдельных руководителей; нехватка квалифицированных организаторов и исполнителей обрядности, сценарно-методических пособий.

В заключении диссертации изложены основные выводы исследования:

I. С установлением Советской власти в Белоруссии создаются некоторые новые по содержанию и по форме трудовые праздники и обряды, не имеющие аналогий в досоветской праздничной культуре белорусского народа и преобразуются отдельные фермы традиционной земледельческой календарной обрядности.

2. Формирование и развитие трудовой обрядности сельского населения республики неразрывно связаны со всем процессом социально-экономических и культурных преобразований и происходит по общим закономерностям, присущим обрядотворчеству в стране. Влесте с тем этот процесс отличается специфическими особенностями, связанными с национальными традициями белорусского народа.

3. На развитие и современное состояние трудовой обрядности сельского населения большое воздействие оказывает деятельность Советского государства. Важную, но пока недостаточную, роль играют созданные общественные органы управления процессом обрядотвор-чества, слабое привлечение научных работников, средств массовой информации к изучению и пропаганде передового опыта проведения праздников и обрядов.

4. Современные сельские трудовые праздники и обряды в Белоруссии тесно связаны с трудовой обрядностью городских рабочих и имеют много общих черт с обрядово-праздннчной сферой культуры сельского населения ряда других советских республик и прежде всего Украины и Россия.

5. Трудовые праздники и обряды на селе организованы в настоящее время по принципу сочетания новых и традиционных элементов, национальных и интернациональных черт.

6. Эффективное совершенствование современной трудовой обрядности сельского населения возможно при выполнении следующих условий: объединение с этой целью усилий советских и общественных органов; создание единого центра для координации их деятельности; реорганизация и образование новых, дееспособных районных и сель- ' ских комиссий по традициям, праздникам и обрядам; перенесение '

центра тяжести работы по внедрению обрядности из сферы культуры в сферу трудовых коллективов; переосмысление идейного содержания, сценарно-методячаских разработок, символики и атрибутики, песенного и музыкального творчества, художественно-эстетического оформления праздников и обрядов; творческое использование в них рациональных элементов народной календарной обрядности, других элементов национальной культура, театрализованных действий. Активное участие в этой рабоге дожат принимать этнографы, писатели и поэты, иекусстзоЕеды, композиторы, художники, психологи. Необходимы также разработка комплексных перспективных планов внедрения трудо еых праздников к обрядов в районных и сельских Советах, обрядово-праздничных календарей, уточнение терлинологш трудовой обрядности; расширение и улучшение материальной базы в сфере обрядности; приобщение к ней всего контингента сельского населения; усиление пропаганды средства},ш массовой информации; создание в учреждениях культуры экспозиций, выставок литературы, посвященных трудовым праздникам и обрядам; подбор и подготовка квалифицированных кадров организаторов обрядовых мероприятий в учебных заведе£ишх культуры, на специальных курсах; регулярное проведение праздников труда; создание новых фор:.! обрядов, способствующих "торжественному офорллешго важных этапов трудовой деятельности всех групп работников сельского хозяйства в условиях формирования новых производственных отношений на селе.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Современная трудовая обрядность сельского населения Белоруссии // Известия Академии наук ЕССР. Серия общественных наук. -1991. — I. — С. 95-103 (на бел. язшсз).

2. Праздник урожая // Этнография Белоруссии: Энциклопедия. -Минск: Изд-во Белорусская Советская энциклопедия» 1989. -- С. 45Е (в соавторстве, на бел. языке).

3. Традиция и новации в современник трудовых праздниках аг~ рарно-календарного цикла в Белоруссии // Традиции в многонациональном обществе: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. -- Минск, 1990. -- С. 14-15.

4. Опыт работа клубных учревденяй по внедрен!® трудовой обрядности: Методическая разработка. — Икиск: Республиканский межсоюзный Дворец культуры профсоюзов, 1989. — II с.

5. Состояние современной трудовой обрядности сельского населения Белоруссии: Анкета. — Минск, 1989. — 12 с. ■>

На правах рукописи Василий Федорович МТЯЕВ

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ ОБРЯДНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ССР (ИСТО РИКО -ЭТНО ГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

07.00.07 - этнография

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Подписано в печать il-.os.9l. Формат 60 x 84 1Д6

Бумага тип. № I Офсетная печать

Усл. п.л» 1,16 Учет.изд.л. 1,25

Тираж 100 экз. Заказ й -Ио Бесплатно

Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР.

220072, Минск, ул. Сурганова, I, корп. 2

Отпечатано на ротапринте ЦНБ АН БССР. Мьяск, 220602,

ул. Сурганова, 15