Концепции будущего общества в экономических теориях русского анархизма тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Гаврилов, Сергей Анатольевич
Место защиты
Москва
Год
1993
Шифр ВАК РФ
08.00.01
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Концепции будущего общества в экономических теориях русского анархизма"



ОА

'ЪрЛ:

скии государственный университет

имени м.в.ломоносова

экономический факультет

На правах рукописи ГАВРИЛОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ РУССКОГО АНАРХИЗМА

Специальность 08.00.01 - Политическая экономия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 1993

Работа выполнена на кафедре социально-экономических пробле) экономического факультета МГУ им. М. К Ломоносова

Научный руководитель -

Официальные оппоненты -

доктор экономических наук, профессор Ракитский Б. В.

доктор экономических наук, профессор Бузгалин А. К •, доктор экономических наук, профессор Маневич Е Е.

Ведущая организация - Институт экономики Российской

Академии наук

Защита состоится "_" _ 1993 г. в _часов н;

заседании Специализированного Совета К 053. 05,49 в Московско) государственном университете по адресу: 117234, Ленинские горы, 11-й учебный корпус гуманитарных факультетов МГУ им. М. Е Ломоносова, экономический факультет, аудитория _.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке экономического факультета МГУ.

Автореферат разослан "_" _ 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, к. э. н., доцент

А. М. Белянова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Начавшееся в нашей стране несколько лег назад возрождение интереса научной общественности к теоретическому наследии русской экономической мысли привело к изучении анархических концепций Будущего Общества.

В немалой степени это обусловлено необходимостью всестороннего исследования этих теорий с целью воссоздания и понимания действительного пути развития отечественной политической экономии, своеобразия отдельных школ и направлений

Рассматриваемые учения в этой связи являются значительной частью культурного наследия в целом. Однако, вопросы, поднимающиеся ими - самореализации Личности в общественной взаимопомощи, преодоления отчуждения от условий ее развития, творческой деятельности и ряд связанных с этим экономических, социальных проблем находятся в центре внимания интеллигенции и поныне. Это касается и абсолютного, относительного "отщепенчества" ее от российской государственности, некоторой враждебности к ее институтам, в том числе хозяйственным^.

На полагаем, что актуальность данного исследования з значительной степени обусловлена логикой развития научного знания как такового.

Современная политэкономия с неизбежностью возвращается к переосмыслении и более глубокому постижении весьма ак-

I. см.: Струве П.В. Интеллигенция и революция. Вехи. 1.1., 1991, с. 153.

туальных в научно-практическом плане вопросов конституи-рования собственности,мотивации и стимулирования труда, становления в творческой деятельности Личности и Общественности, соотношения производственного и регионального самоуправления с экономическим централизмом, регулированием "сверху" народнохозяйственных процессов, масштаба и глубины допущения рыночных регуляторов, роли научнотехни-ческого фактора в развитии социума. Наряду с этим достаточно значимы!.! представляется и определение анархизмом путей развития хозяйства в аспекте частных экономических проблем, как-то: оптимальные формы arpo- и индустриальных производств, кооперации, перспективных направлений развития отдельных отраслей и прочее.

Дяя нас определенный интерес в этой связи представляет не только фрагментарно-проблемный подход, но и исследование методологических оснований, закономерностей и категорий, определяющих систему экономико-социальных отношений анархической модели Будущего строя.

Следует также отметить актуальность настоящего исследования определязмуа в немалой степени логикой общественного развития. 3 последние годы мы стали свидетелями, а порой и участниками бурных социальных потрясений, активизации политических течений, среди которых анархическое занимает заметное место. Образование Конфедерации анархо-синдикалистов большого числа анархо-ксммунистнческих, индивидуалистических групп знаменовало существенные изменения в общественном сознании. Начав с просветительско-пропагандистской, практической деятельности,отличавшейся активностью и радикализмом современный анархизм поднял весьма острые вопросы роли гру-

довых коллективов,рабочеоо движения в целом в определении целей и механизм экономических реформ,роли государства в хозяйственной сфере в условиях резких изменений рыночного характера.

Отсутствие комплексных исследований указанных выше проблем в современной экономической науке также определило особую актуальность изучения указанных теорий.

Обращение к изучению общетеоретических проблем созидания Будущего Общества в русском анархизме, частных хозяйственных вопросов потребовали проведения специального политико-экономического исследования.

Степень разработанности зопроса в научной литературе

Комплексное исследование теории Будущего Строя в поме щенияххрусского анархизма весьма многообещающе началось в первой половине 20-х годов нынешнего столетия. До сих пор анализ анархизма носил поверхностный, коментаторский характер или пэсвещзлся обзору частных проблем. 3 работах Ю.Стек лова,А.Борового, А.Атабекяна, П.Турчанинова, И-Хархардина^

I. Стеглэз Ю.!Д., М.А. Бакунин. Его г.нзнь и деятельность. М. - Л.1927.

Боровой А. Анархизм. М. 1913. Боровой А..Отверженный Н. Миф о Бакунине, М.1925. Турчанинов П.Д. /Лев Черный/ НоЕое направление з анархизме: ассоциаиионный анархизм. Хархарднн И. Кропоткин как экономист. М.1922. Хархардин И. Осуществима ли анархия. М.1924. Атабекян А. Основы Земской 2инансово/. организации без власти и принуждения. М., 1913.

Атабекян А. Перелом в анархическом учении. 'I., 1913.

и других была сделана попытка систематизировать анархические взгляды,проанализировать историко-философские,собственно экономические стороны позитивного Идеала, прогнозировать дальнейшее направление развития данных теорий. Однако, политическая обстановка в стране не благоприятствовала подобного рода изысканиям. Научные разработки в данной сфере были заморожены, а многие авторы репрессированы.

В эмиграции глубокие исследования были весьма редки и не являли научного направления^.

В СССР в 30-40 годы фактическое прекращение обществен но-научных работ в интересующей нас сфере компенсировалось

тенденциозностью оценок; их априорная агрессивность диктова лась логикой не научной, а политической борьбы на уничтожение оппонента^.

Подобная тенденция характеристики анархизма как клас-Ново-реаяционного, антинаучного учения, неприемлемого ввиду его опасной социальной направленности как средства

3

"раскола и ослабления рабочего движения сохранялась и позднее.

1. Максимов Г.П. Кропоткин и синдикализм, интернациональный сборник. Чикаго. 1931.

2. Сталин И.З. Анархизм или социализм? Соч.т.1,М.,1945. ;Лило С. Борьба товарища И.З.Сталина против социологии анархизма /1905-1907г.г./.Автореф.,Киев,1949. Ярославский 2м. Анархизм в Рсссии. 'А.,1939.

3. Дюкло Е. Бакунин и Маркс. Тень и свет. 1Л.,1975,с.312.

Действительно научное изучение анархизма в России началось в 50-70 годы. Весьма существенными были исторические изыскания, периодизация, выявление некоторых моментов эволюции этих теорий.''"

Существенных успехов удалось достигнуть в изучении философских аспектов теоретического наследия анархизма. Это относится к внявлению материалистичности, элементов диалектики, анализу некоторых закономерностей, постижению явления Личности и Общественности в желаемом строе, рево-

люционаризма доминировавших в отечественном анархизме 2

взглядов .

Вместе с тем следует отметить неполноту, ограниченность этих изысканий, сохраняющуюся тенденциозность критики. В этот период серьезных экономических исследований теории Будущего строя, актуальных социально-хозяйственных проблем в этом аспекте сделано не было.

1. Ддангирян В.Н. Критика англо-американской историографии 1.5. А. Бакунина и бакунизма. !.!., 1978.

Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 19~*4 Комин 3.3. Анархизм в России. Калинин,1959. Пирумова Н.М. Пзтр Алексеевич Кропоткин. М.,1972. Пронякин Революционно-анархическая доктрина П.А.Кропоткина. Автореферат. .Т.,1977.

2. Амелина 2.М. Несостоятельность анархического идеала 1.1.А. Бакунина и П.А.Кропоткина з свете исторического материализма. Теория революции. История и современность.М.,1934 Бородин А.Н. Идеи утопического социализма П.А.Кропоткина Автореферат. М., 1979.

Гридчин 3.3. Социальная филсссрия русского анархизма. Авторефзрат. М., 1934.

Данилов З.Н. Социологические воззрения П.А.Кропоткина.

Редким исключением служат работы Ф.Я.Полянского''', достаточно глубоко изучавшего экономические теории анархизма и отмечавшего как эклектизм методологии, так и позитивные, по его мнению, стороны отечественного анархизма: коллективизм собственности и характера труда, отрицание товарно-денежных отношений и искаженно-социалистический характер учений в целом. Характер аналитических работ в то времяне позволял актуализировать ряд проблем, весьма разработанных в анархизме - антибарократизма, кооперации,самоуправления и проч.

Исследования айархизма в последние годы развивались по двум направлениям: более объективное изучение историко-

философских проблем и позитивное развитие собственно анар-о

хического Идеала .

Последнее было предпринято современными анархистами . Однако развитие анархизма до сих пор сводилось, в основном, к коментированию, пропаганде наследия классиков

и попыткам анализа в традиционном русле.

Таким образом, можно констатировать явно недостаточное исследование построения анархизмом Идеала Будущего Общества и почти полное отсутствие разработки собственно

1. Полянский 5.Я. Социализм и современный анархизм.:,!. , 1572 Полянский 2-Я. Критика экономических теорий анархизма. М., 1975.

2. Старостин 2.3. П.А.Кропоткин ¿1342-1921/ Биографический указатель печатных груде б. Зып.1-2,М.,1930.

Ударцев С. Кропоткин. '.!., 193?.

3. Обжина 31, 1933 01'цина 47, 1990.

Пу:ь свободе, 21, '.!., 1990.

экономических проблем в этой связи.

Это, в свои очередь, обусловило постановку следующей цели и задач политико-экономического исследования.

Цель и задачи исследования

Целью работы является изучение общетеоретических основ и доминирующих отношений в анархической концепции Будущего Общества и особенностей постижения отдельными направле ниями наиболее важных проблем хозяйственного строительства.

Целью диссертации определяется и круг задач, рассмотренных в ней:

- выявление общих метедологических подходов и предпосылок в определении системы социально-экономических взглядов на проблемы будущего в целом;

- выяснение общего и особенного в конституировании системообразующих отношений модели Будущего строя;

- определение понятия "анархизм";

- установление взаимосвязи, своеобразия изучения крупных политико-экономических проблем, представляющих интерес в т. ч. вне зависимости от конкретно-исторических условий их решения.

Методологической и теоретической основой исследования служит сочетание логического и исторического подходов, позволяющих выявить действительную эволюцию экономических концепций Будущего Общества, диалектического метода изучения предмета работы - теоретического обоснования анархизмом системы социально-экономических отношений, определяющих основные направления развития Будущего строя, произведения классиков анархизма, теоретиков, критиков, изучавших интере

сующую нас проблематику с позиции различных науаных школ и направлений, материалы анархических съездов, периодической печати, попытки решения определенных хозяйственных проблем.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обобщено развитие экономических взглядов анархизма на проблемы построения Будущего Строя, выявлено на основе общих подходов существование общей системы социально-экономических отношений в моделировании анархического общества.

2. Установлено содержание и эволюция анархических концепций в понимании хода экономического развития, роли политической экономии в объяснении перехода к желаемому строю, его экономических оснований'.коллективной собственности, нового субъекта хозяйствования, характера труда и цели общественного производства.

3. На этой основе определено понятие "анархизм" в контекста исследований данной темы.

4. Выяснено своеобразие различных направлений анархической мысли в основе реализации общих начал хозяйственного строя, решении проблем самореализации в деятельности Личности, самоуправления и регулирования производства, роли тояарно-дене:г.кзх птногкениГ' и экономического централизма, распределения, значения научно-технического прогресса, кооперации, специфики хозяйствования з конкретных регионах и отраслях и иных частных проблем.

5. Зыящены достижения л недостатки анархических концепций Будущего Общества в полемике с оппонентами, представ-

ляющими различнае общественно-научные направления - социалистами, включая марксистов, либеральными и религиозными мыслителями, современными отечественными и зарубежными КрИТИКаМИ .

о. Введены в научный оборот произведения неизучавшихся ранее авторов - А.Атабекяна, П.Турчанинова, А.Таратуты и другие.

Научное и практическое значение работы

Выводы диссертационного исследования могут быть ис-пользоЕаны при изучении общей эволюции отечественной экономической мысли, разработке теории социально-экономического развития современного общества и способов решения отдельных политико-экономических проблем, прогнозировании последствий радикальных хозяйственных преобразований. Теоретические положения и выводы диссертации могут быть применены в процессе преподавания политической экономики.

Апробация работы

Основные положения данного исследования докладывались на конференциях молодых ученых на экономическом факультете МГУ им.М.З.Ломоносова в апреле 1959г., феврале 1991г., на ХХУ и ХХУ1 Всесоюзных конференциях в 1987г., 1933г. з Новосибирске, республиканской конференции в Тбилиси з ГЗЭОг и 1991г. з Свердлсвскэ, на Международной конференции, посвященной 150-летлю со дня рождения П.А. Кропоткин! з декабре 1992г.

Структура работы

Цель и задачи исследования определили следующую стру: туру работы: ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВЫ 50ШИР03АНИЛ КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА § I. Исходные предпосылки и методологические основания социально-экономических теорий § 2. Основные положения экономических концепций анархизма в России § 3. К определению понятия "анархизм" ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗЗИТИЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА § I. Идеал Будущего Общества в анархо-коллективизме М.А. Бакунина

§ 2. Идеал Будущего Общества в анархо-коммунизме П.А

о

Кропоткина

§ 3. Проблемы моделирования Будущего Общества анархизмом в Россини в первой четверти XX века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ

0СН03Н0Е СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Следуя логике выделения общих основ фогмированш концепции -Будущего Общества, в I главе первоначально анализируется уровень предпосылок и методологических оснований.-

Теории М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, их последовав телей, доминировавшие в Русском анархизме, носили, в основном, материалистический характер. Это относится и к понимания общественного развития, и к строительству позитивной

Признание материальности мира, возможности его позна ваемости принималась за исходные положения. Однако, стремление к непосредственной связи позитивных общетеоретических выводов с первичными данными естествознания вели к упрощенному, механистическому понимания мироустройства "Анархия,- писал П.А. Кропоткин,- есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений", включая и "жизнь человеческих обществ"-''.

3 работе указывается, что подобные суждения одним из следствий имели превалирование "биологического" начала в определении основ человеческого развития, сведение сложного комплекса социального к господствующим в Природе силам, стихийным инстинктам. Это опровергало упреки в субъективном идеализме, хотя и вело к упрощенному натурализму. В свою очередь, подобное выражалось в констатации сущносни-ми чертами человеческого развития надсоциальных категорий - "животности", "бунта", "взаимной помощи".

Также весьма подробно исследуется понимание Бунта как способа явления человечности, становления солидарности. Характерным признаком отечественных теорий является признание общественности как природного факта, регулирующего развитие созяйстЕенных отношений

I. Кропоткин П. А. Современная наука и анархия. М. ,1950,

с. 280

См.также: Кропоткин П.А. Анархия. 2о философия, ее идеал. Лейпциг - Спб, 1905.

Исследуя общие подходы в понимании содержания и целйй общественного развития, делается вывод о жесткой детерминации такового, господства необходимости в преодолении негативных черт "животности", явления солидарных коллективистских начал Анархии.

Законы "социальной солидарности" и "взаимной помощи" определяли системаобразующие отношения, которые с неизбежностью воспроизводились на всех ступенях восхождения к определению Идеала как целого.

В немалой степени этому содействовало признание цикл личности, многофакторности развития как альтернативы экономическому материализму, что являет пример некоторой эклектичности в методологической сфере.

Значительное внимание уделяется исследованию метода, использовавшегося теоретиками анархизма. Отмечается, что сочетание элементов диалектики, своеобразие в понимании отрицания у М.А. Бакунина и приверженность "естественнонаучному", индуктивному методу у H.A. Кропоткина не позволяют выделить общность подходов в этой связи.

Прослеживается последовательность в определении социально-экономических последствий установленных тенденций - роли Государства, Капитала и Церкви как враждебных прогрессивному развитию личности институтов. Особое место в анархизме уделяется Государству, понимаемому как самодовлеющая система, основной субъект управления как социальными, так и хозяйственными процессами с целью максимальной '

эксплуатации человека и общества.

Этими посылками обусловлена значительность вклада

этих 'теорий в разработку вопросов отчуждения личности от

условий ее воспроизводства, бюрократизма и общественности, самоуправления как необходимых регуляторов хозяйственной жизни социализма.

Основой конструирования модели Будущего Общества в отечественном анархизме являлось стремление к формированию собственной экономической теории. Последняя получала весьма широкое толкование как философия общества. 3 будущей системе хозяйственных отношений полагался примат потребления, поэтому предлагало^, лишь изучив комплекс потребностей и средства удовлетворения, обсуждать вопросы производства, обмена и т.д.

Некоторый эмпиризм в объяснении совокупности социально-экономических отношений определил и цель общественного производства - экономное расходование производительных сил; эффективный способ хозяйствования. Безусловно, изучение сферы потребления и его роль в Будущем Обществе имели важное значение. Однако, поскольку подобная трактовка предмета политэкономии и пели производства не соответствовали реальным прогессам развития производственных отношений, их реализация относилась в отдаленное будущее.

Теория экономического развития капитализма имела "т*нсе значение в анархизме, поскольку объясняла "естественность" перехода к Анархии, Нормировала предпосылки и усло?ия ее наступления.

3 этом плане анархические взгляды ео-многом соответствовали традициям социалистической млели того Бремени з аспекте задач экономической науки. Весьма плодетпорными были объяснения прогрессз "яергоначал!.ного накопления капитала", отчугтденне труженика от срздсгЕ производства, роли государственного насилия.