Оценка конечных результатов кинопроизводства в условиях перехода к рынку (на примере государственного творческо-производственного объединения "Мосфильм") тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Лукьянов, Юрий Александрович
- Место защиты
- Москва
- Год
- 1992
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Автореферат диссертации по теме "Оценка конечных результатов кинопроизводства в условиях перехода к рынку (на примере государственного творческо-производственного объединения "Мосфильм")"
•ц
ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ им. С. А. ГЕРАСИМОВА
11,1 правах рукописи
ЛУКЬЯНОВ Юрий Александрович
ОЦЕНКА КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КИНОПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МОСФИЛЬМ»)
08.00.05 — Экономика, планирование и организация управления народным хозяйством н его отраслями
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва -г 1992 г,
Работа ьыполнена во Всесоюзном государственном ордена Трудового Красного Знамени институте кинематографии им. С. А. Герасимова.
Научный руководитель — заслуженный деятель науки
РС.ФСР, доктор экономических паук Шеремет А. Д.
Официальные оппоненты — доктор экономических наук,
профессор Я неон Э. Ж.
■— кандидат экономических паук Дешалыт Г. Л.
Ведущая организация — Киностудия «Ленфидьм>-
Защита'диссертации состоится 1992 г.
часов на заседании Специализированного Совета К 035.04.01 во Всесоюзном государственном ордена Трудового Красного Знамени институте кинематографии имени С. А. Герасимова по адресу: 129226, Москва, ул. В. Пика, д. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВГИК.
Автореферат разослан
1992 г.
/Ученый секретарь Специализированного Сов« кандидат экономических * дчА^нт
. А. Каллнстов
¡5. • 3''Ш
^•тдел :свртдций
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Переход к рынку предполагает реформу всей системы хозяйствования. Одним из вопросов, который ждет своего решения с позиции требований рыночных отношений является вопрос оценки конечных результатов деятельности предприятия.
Теория и методика оценки и ее учетно-аналитическое обеспечение десятилетиями развивались применительно к деятельности государственных предприятий, которые не обладали полной экономической обособленностью и являлись объектом непосредственного государственного планового управления. Отказ от монополии государственной собственности, формирование предприятий, функционирующих на основе различных форм собственности, их полное экономическое обособление, экономическая ответственность за результаты своей деятельности порождает новых партнеров предприятия, меняет содержание отношений с прежними партнерами в том числе, с государством. Данные процессы требуют новых подходов к проблеме оценки конечных разультатов деятельности предприятия. Из инструмента властного управления эта оценка преобразуется в инструмент самоуправления, государственного регулирования, налаживания партнерских отношений с трудовым коллективом, банковской системой, хозяйственными контрагентами.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность, науч* нуга и практическую значимость исследований в области раз* вития теории и методики оценки конечных результатов деятельности предприятий в условиях перехода к рынку.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических основ и учет-но-аналитического обеспечения оценки конечных результатов деятельности предприятия и его структурных подразделении как инструмента самоуправления в условиях перехода к рынку.
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены
следующие задачи:
— изучить и сформулировать особенности воздействия рыночных отношений на оценку конечных результатов деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений как инструмента самоуправления;
— разработать экономическую концепцию деятельности киностудий в условиях перехода к рынку, уделив особое внимание вопросам формирования показателей конечных резуль-
. татов их деятельности;
— разработать экономический механизм функционирования съемочных групп н подразделений пронзводственно-тех-•нического комплекса киностудии, уделив при этом особое внимание формированию показателей конечных результатов . деятельности;
— разработать основы методики учета и анализа конечных результатов деятельности киностудии и ее структурных подразделений.
В качестве объекта исследования была выбрана деятельность Государственного творческо-производственного объединения «Мосфильм», которое в числе первых, перешло на новые формы хозяйствования. В этом объединении широко представлены все виды деятельности, необходимые для типизации результатов исследования и их использования на других киностудиях страны.
Все это позволило, по-первых, обобщить и проанализировать передовой опыт хозяйствования по вопросам предмета исследования, во-вторых, разработать общеметодические рекомендации в области организации хозяйственного расчета, учета н экономического анализа деятельности функциональных подразделений,' которые могут быть применены в кинопроизводстве.
Методика исследования. Методика исследования базируется на основных положениях, научно обосновывающих принципы организации хозяйственного расчета на предприятиях, на применении системного подхода к определению путей совершенствования хозяйственного механизма па современном этапе. Применяются методы статистических группировок и экономического анализа.
: Научная новизна работы. В настоящее время отсутствуют исследования теоретических, методических и информацион-
ных вопросов оценки конечных результатов деятельности киностудии в условиях перехода к рынку. Требованием новизны отвечают следующие результаты исследования соискателя:
— определение изменений, которые претерпевает оценка конечных результатов деятельности предприятия в условиях перехода к рынку, и разработка на этой основе классификации видов оценки с краткой характеристикой каждого из них;
— рекомендации по системе показателей деятельности киностудии и ее структурных подразделений в условиях перехода к рынку как базы для оценки конечных результатов их деятельности;
— основы методики учетно-аналигического обеспечения оценки конечных результатов деятельности киностудии, ее структурных подразделений.
Практическая ценность работы заключается в использовании методических рекомендаций разработанных автором при проведении реформы внутриэкономических отношений на фильмопроизводящих предприятиях. Исследование доведено до стадии, когда возможно широкое применение разработанных автором методик на киностудиях.
Результаты исследования, вошедшие в диссертацию, апробированы и внедрены в практическую деятельность Государственного творческо-производственного объединения «Мосфильм» в 1989 году.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в трех научных работах общим объемом 1,5 п. л.
Объем и структура работы. Диссертация объемом 131 страница машинописного текста состоит нз введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Хозяйственный расчет в условиях перехода к рынку эффективен тогда, когда условия формирования собственных доходов предприятия определены заранее и трудовой коллектив проявляет к нему экономический интерес, когда решены вопросы, сопряженные с созданием условии реальной экономической самостоятельности.
Выбор киностудией формы хозяйственного расчета, основанной на доходе, предопределяется рядом принципиальных соображений.
Хозяйственный расчет киностудии, основанный на доходе, по идее, ориентирует администрацию и трудовой коллектив на максимизацию этого дохода. Следовательно, доход в целом, а не его составные части (зарплата и прибыль), является предметом устремлений, предметом вожделения трудового коллектива. Если бы предметом целевой ориентации коллектива выступала прибыль, тогда киностудии надлежало бы экономить на заработной плате, ради увеличения прибыли. Именно таковы сущность и логика формы хозяйственного расчета, основанной на прибыли. Но экономя на заработной плате и максимизируя прибыль, коллектив должен бы был довольствоваться возможностью увеличения фонда материального поощрения в пределах наращивания прибыли, хотя, как известно, границы этого фонда по отношению к фонду заработной платы незначительны. Кроме того с точки зрения хозяйственного расчета, представляется очевидно парадоксальным то обстоятельство, что киностудии надлежит сначала экономить на основном источнике заработной платы ради максимизации прибыли, а затем из самой этой прибыли по установленным нормативам образовывать фонд материального поощрения. Ясно, что такие противоречивые начала в хозрасчете не только не раскрепощают инициативу коллектива, но и выступают откровенным тормозом в этой области.
Можно предположить и другой вариант, когда, скажем, целевой задачей трудового коллектива является максимизация фонда заработной платы. Между прочим, трудовые коллективы, вопреки логике хозяйственного расчета, основанного на прибыли и себестоимости, всегда стремились к получению максимального фонда заработной платы, что в реальности выливалось в торг между коллективом и государством по поводу получения льготных условий в формировании этого фонда. Но при этом предприятия не были заинтересованы в максимизации прибыли, так как она в преобладающей части изымалась государством.
Приведенные аргументы можно рассматривать как самые общие при обосновании выбора формы хозяйственного расчета киностудии. Гораздо важнее с точки зрения обеспечения условий эффективности кинопроизводства иметь в виду то обстоятельство, что избираемая форма хозяйственного расчета должна создать предельное единство интересов киностудии, трудового коллектива и каждого работника в их направленности на достижение такого результата, из которого черпаются источники как для текущего наращивания заработной пла-
ты, так и для накопления обеспечивающего его увеличение в перспективе. Кроме того, этот результат должен объективно выражать эффект от совокупных усилий трудового коллектива, который и выступает источником текущего и перспективного потребления. Искомый результат должен представлять собой единый, целостный объект, на который направлены интересы, и лишь последующее распределение конкретезируег характер и степень реализации интересов.
Логика приведенных рассуждении сама по себе обуславливает предпочтительность той формы хозяйственного расчета, которая основана па доходе. Естественно, что принятие этой формы целесообразно в том случае, если киностудии гарантированы вполне определенные условия экономической самостоятельности, а также предопределены стабильные условия распределения и присвоения соответствующей части дохода, вслед за которыми трудовому коллективу надлежит проявлять всевозможную хозяйственную предприимчивость ради максимизации дохода.
Однако при разработке методологии и механизма хозяйственного расчета нельзя сводить все дело исключительно к эффективности затрат и максимизации дохода. Во всяком случае эти целевые задачи хозрасчета непременно должны быть подчинены формированию благоприятных экономических и иных условий для творчества — условий, гарантирующих создание высокохудожественных фильмов. Только при таком подходе к хозяйственному расчету киностудии можно рассчитывать, во-первых, на стремление коллектива к созданию высокохудожественных фильмов и подчинение хозрасчетного эффекта от производства кинофильмов этим целям, и во-вторых, на реализацию коренных принципов хозрасчета — полной самоокупаемости и самофинансирования.
При самом общем подходе к истинной экономической самостоятельности киностудии следует констатировать, что эта самостоятельность обретает весьма важные свойства — свойства экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Становление такой ответственности— процесс трудный и долговременный, ибо речь идет о перестройке общественного сознания, психологии трудового коллектива, десятилетиями ориентированного на иждивенчество. Ответственность в указанном понимании сопряжена с хозяйственной предприимчивостью трудового коллектива в целом, каждого работника, без чего и экономическая самостоятельность и даже ответственность оставались бы фикцией.
Другой принципиальный момент, который выдвигается на передний план при создании нового хозяйственного механизма — это объективное и полное отражение в нем принципа социальной справедливости, основанного на материальном вознаграждении по труду. Иждивенчество и уравнительность, лто характерные свойства старого хозяйственного механизма, полностью отторгаются сущностью полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Надо подчеркнуть, что в процессе разработки экономического механизма киностудии решение этой проблемы стало едва ли не самой трудной и ответственной задачей.
Для того, чтобы заинтересовать не только весь коллектив, но и каждою отдельного работника в конечных .результатах труда, в основу системы экономических взаимоотношений киностудии на первый план выдвигаются интересы съемочной группы — как основного организационно-экономического звена. При этом организационно-экономическое положение съемочной группы, формирующегося па период создания фильма, объективно предполагает функционирование в форме коллективного подряда.
Коллективный подряд съемочной группы организуется на основе следующих принципов:
— прямая связь между конечными результатами деятельности коллектива и оплатой его труда. Гарантия выплаты нормативной заработной платы в пределах генеральной сметы фильмов за выполнение предусмотренного объема работ в заданные сроки с высоким качеством, независимо от фактической численности занятых работников;— самостоятельность коллектива в выборе конкретных
форм и методов организации труда, производства и управления, в распределении средств оплаты труда;
— экономическая ответственность коллектива съемочной 1руппы за рациональное использование средств на постановку кинофильма в пределах утвержденной сметы и в соответствии с действующими нормативными актами.
Конечным результатом экономической деятельности съемочной группы является доход, полученный от реализации фильма. Формирование и распределение дохода осуществляется посредством норматива доходности (рентабельности), определяемого по каждому фильму. Этот норматив призван обеспечить экономическую заинтересованность в производстве высокохудожественной кинопродукции при эффектив-
ном хозяйствовании на всех уровнях и во всех звеньях киностудии.
Применение норматива доходности гарантирует каждой съемочной группе экономическую самостоятельность в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кинопроизводства. В то же время этот норматив обуславливает и экономическую ответственность за результаты хозяйствования.
Норматив доходности фильма представляет собой плановую сумму выручки, которая должна не только окупить расходы на производство и реализацию фильма, но и обеспечить получение дохода для создания необходимых фондов (единого фонда производственного и социального развития, единого фонда оплаты труда, фонда риска), позволяющих киностудии осуществлять творческо-производственную деятельность без экономических провалов; развивать производственную базу; вести жилищное строительство; существенно поднять доходы трудящихся; содержать детские оздоровительные подразделения и т. п.
Норматив доходности состоит из фактических затрат на производство и реализацию продукции, рентабельности и фонда риска.
Нормативное распределение доходов подчиняет деятельность каждого коллектива киностудии решению главной задачи — эффективной работы съемочной группы.
В диссертации предложен следующий, разработанный автором, порядок распределения дохода от реализации фильма:
Размеры отчислении
Направления использования
в пределах сверхплановой плановой (нормативной) (нормативной) суммы выручки суммы выручки (чистый доход)
с с"
выручки
1
2
3
4
1. Выручка от реализации фильма
фактическая фактическая сумма сумма
21. Материальные и приравненные к ним затраты на производство п реализацию (рекламу, тиражирование) фильма
фактическая ист сумма
3. Доход от реализации фильма (стр. 1 — стр. 2)
расчетная сумма
расчетная сумма (равна фактической выручке)
фактическая сумма
30-%
расчетная сумма 22%
4,3% 30%
расчетная сумма 22%
22'%
остаток хозрасчетного дохода
в соответствии со ставками
в соответствии со ставками п положениям»
17%
5%
остаток хозрасчетного дохода
12,6%
4. Платежи процентов банку за пользование кредитом
5. Платежа в бюджет (от дохода — строка 3, минус строка 4)
6- Фонд риска (от дохода — строка 3, минус строки 4 и 5)
7. Хозрасчет нын доход (строка 3, минус строки 4, 5 и 6)
8. Отчисления и единый фонд производственного л социального развития ГТПО «.Мосфильм» в т. ч,— студия (объединение)
— ГТПО «Мосфильм-»
9. Единый фонд оплаты труда ГТПО, который направляется на:
а) выплату:
— авторам литературного сценария, текста песен, композитору, кинорежиссеру-постановщику, актерам — исполнителям главных ролей, работникам студий (объединений)
— другим работникам основного н второго состава съемочной группы и структурных подразделений Г'ТПО «^Мосфильм»;
* Пропорционально доле их' заработной платы (включая доплаты, надбавки, постановочное вознаграждение, премии) в общей сумме заработной платы, но не выше нормативной, г.сех категории работников (кроме участников эпизодических, массовых и групповых сцен) в фактической себестоимости фильма.
б) создание резерва ЕФОТ пег 25%
Размер коэффициента трудового вклада устанавливается коллективом съемочной группы ь зависимости от личного вклада каждого работника и утверждается общим собранием коллектива.
При работе на коллективном подряде 30% экономии, достигнутой трудовыми и творческими усилиями съемочной
группы, материальных и приравненных к ним затрат и средств на оплату труда участников массовых и групповых сцен, направляется на материальное стимулирование работников съемочной группы. Перерасход этих затрат по причинам, зависящим от съемочной группы, возмещается ее коллективом в размере фактического перерасхода, по не выше суммы оплаты труда, причитающейся ему к окончательному расчету.
При соблюдении производственно-экономических показателей, после сдачи производственного отчета, работникам съемочной группы выплачивается вознаграждение 50% нормативного фонда оплаты труда основного и второго состава съемочной группы, предусмотренного генеральной сметой кинофильма.
В разработанном диссертантом механизме хозрасчета экономические интересы цехов (отделов) киностудии полностью согласуются с интересами съемочной группы. При этом дея-* тельность цехов и отделов организуется на условиях арендного подряда,который предусматривает:
— передачу трудовому коллективу цеха (отдела) в аренду необходимых для его производственной деятельности помещений, оборудования и других средств производства, имущества социально-бытового и культурного назначения;
— обеспечение цеха (отдела) необходимыми материальными ресурсами в пределах норматизов для выполнения производственной программы киностудии;
— прямую связь оплаты труда и всего хозяйственного дохода с конечными результатами работы цеха (отдела) и киностудии в целом. При этом коллективу гарантируется авансированная сумма средств оплаты труда, предусмотренных сметой на производство к аждого кинофильма и услуг в объеме производственной программы киностудии, выполненных с требуемым качеством, независимо от сроков и численности исполнителей;
— обеспечение трудовому коллективу самоуправления и полной самостоятельности в выборе конкретных методов п форм организации и оплаты труда, производства и управления в своем цехе (отделе), в распределении и использовании хозрасчетного дохода;
— предоставление цеху (отделу) права выполнения работ и услуг для сторонних потребителей па основании самостоятельного заключения с ними хозяйственных договоров при условии выполнения им всех заключенных договоров внутри киностудии;
— установление материальной ответственности цеха (отдела) за своевременное и качественное выполнение заданий, а также предоставлении ему права предъявлять другим цехам. съемочным группам, службам киностудии претензий и взысканий по ним материальных санкций.
Взаимоотношения подрядного коллекитва с администрацией и подразделениями киностудии регулируются положением, а также договором об арендном подряде.
Договор о переходе на арендный подряд заключается от имени коллектива цеха (отдела) начальником цеха (отдела), от имени администрации киностудии ее генеральным директором при соблюдении принципов равноправия и добровольности. Договор носит долгосрочный характер и заключается на срок, согласованный обеими сторонами.
Конечным результатом деятельности цеха (отдела) является доход. В диссертации обоснован следующий подход к распределению и использованию дохода цеха (отдела):
Дц = Дцс -г Дцв ± 2 санкий ± Эмз , где
Дцс— доход цеха (отдела), полученный от работ по выполнению производственного задания киностудии;
ДцЯ— доход цеха (отдела), полученный от работ по внешним заказам; ± санкций — сумма уплаченных (полученных) санкций по хозрасчетным претензиям;
± Энз — экономия (перерасход) материальных затрат.
Доход цеха (отдела), полученный от выполнения производственной программы киностудии (Дне), формируется из части дохода от каждого кинофильма (ДСк) сверх уровня, предусмотренного нормативом доходности (рентабельности), определяемой по КТВцк :
Дцс = ДскХКТВцк-
Коэффициент трудового вклада цеха (отдела) -- (КТВ,1К) отражает участие коллектива данного цеха (отдела) в формировании дохода кинофильма и за базу расчета принимается отношение нормативной заработной платы данного цеха (отдела) па выполнение работ по кинофильму (НЗПЦК) к величине всей нормативной заработной платы, предусмотренной сметой данного кинофильма.
(НЗПЦК) : КТВцк — Нг3",цк ■
Доход цеха (отдела) от работ, по внешним заказам, рассчитывается по следующей формуле:
Дцв = Вц —МЗЦ , где
Вц — выручка цеха (отдела) от работ, выполненных по внешним заказам; Мзц — материальные затраты цеха (отдела) на работы, выполненные по внешним заказам.
Фактический доход цеха (отдела) корректируется на сальдо санкций (± санкций) и экономии (перерасхода) материальных затрат (-г Эмл).
Из дохода цеха вносится арендная плата, которая представляет собой зафиксированную в договоре по соглашению сторон или абсолютную, или в процентах от дохода сумму за пользование производственными фондами киностудии. Арендная плата отчисляется киностудии из фактического дохода неха (отдела), полученного от выполнения работ для внешних потребителей.
Цех (отдел) образует единый фонд оплаты труда как остаточную величину хозрасчетного дохода после образования фонда риска цеха (отдела) и единого фонда производственного и социального развития цеха (отдела).
Цех (отдел) осуществляет свою деятельность на основе разрабатываемых им годовых планов, исходя из производственной программы киностудии, заказов сторонних потребителей и экономических нормативов.
Текущая деятельность цеха (отдела) регулируется киностудией в соответствии с договорами, заключенными цехом (отделом) со съемочными группами и другими подразделениями киностудии.
Руководство киностудии доводит до цеха (отдела):
а) производственное задание, включающее график работ на год и объем работ в сметной стоимости на год.
Для обеспечения увязки деятельности различных подразделений киностудии цехам (отделам) доводится оперативный план работ и ежедневное диспетчерское назначение.
б) экономические нормативы:
— коэффициент трудового вклада, рассчитываемый по каждому фильму;
— отчисления в фонд производственного и социального развития цеха (отдела);
— сумма авансируемых средств на оплату труда по выполнению цехом (отделом) производственной программы киностудии (с разбивкой по кинофильмам);
— лимит и нормы потребления материальных и прочих затрат (ресурсов).
Стабильность указанных нормативов обуславливается договором между цехом (отделом) и руководством киностудии.
В случае невыполнения планового задания киностудии по вине цеха (отдела) понесенные киностудией убытки возмещаются из дохода цеха (отдела).
В механизме хозрасчета объединения «Мосфильм» применяется разработанный автором порядок распределения Единого фонда оплаты труда подразделений.
Применение этого механизма дает возможность коллективам распределять Единый фонд оплаты труда в соответствии с личным вкладом каждого работника.
Распределению подлежит весь Единый фонд оплаты труда подразделения независимо ог источника его образования (авансированная заработная плата в услугах съемочным группам из дохода фильмов, из дохода от услуг сторонним потребителям и др.).
Единый фонд оплаты труда распределяется между работниками по следующему принципу:
3 = т+ 0,8 ФОТ ХР (1-е) ХКр 0,2ФРТХКдХКр 2(Р(1-с)ХКр) Е(КдХКр)
где 3 — заработная плата работников;
Т — авансированная заработная плата работников с учетом надбавок и доплат в выполненном объеме работ по обслуживанию фильмов; 0,8 ФОТ — 80% фонда оплаты труда за качественное выполнение должностных обязанностей; 0,2 ФОТ — 20% фонда оплаты труда за выполнение дополнительных работ и других факторов, повлиявших на увеличение дохода;
Р — уровень квалификации, пропорциональной существующему тарифу;
С — совокупность показателей, отрицательно повлиявших на уровень дохода;
Кр — коэффициент рабочего времени, определяемый как отношение фактически отработанного времени к количеству рабочих дней в расчетном периоде;
Кд — коэффициент дополнительного поощрения, учитывающий также факторы, как активное участие в НИРе, в КРИЗе дающих экономический эффект, расширение зон обслуживания, совмещение профессии и другие, позволяющие повысить доход.
Единый фонд оплаты труда всех работников подразделений полностью зависит от полученного дохода и поэтому может существенно различаться по месяцам, кварталам и годам.
Как видно из расчета формирования дохода цеха (отдела) цля его исполнения необходима следующая информация:
— величина хозрасчетного дохода от каждого фильма :верх уровня, предусмотренного нормативом доходности;
— коэффициент трудового вклада цеха (отдела);
— объем реализации продукции (работ-услуг) производственным цехом (отделом) по заказам внешних потребителей;
— материальные затраты цеха (отдела) в части, относящейся на выполнение заказов;
— сумма уплаченных (полученных) санкций по хозрасчетным претензиям;
— экономия (перерасход) материальных и приравненных к ним затрат.
Величина хозрасчетного дохода от каждого фильма исчисляется ежемесячно.
Коэффициент трудового вклада цеха (отдела) в создание каждого фильма соответствует уровню нормативной заработной платы в объеме цеховых услуг. В соответствии с этим уровнем ежемесячно определяется величина хозрасчетного дохода конкретного цеха (отдела) в хозрасчетном доходе фильма.
Фактический объем реализации продукции (работ, услуг), троизводимой цехом (отделом) по внешним заказам, исчнс-тяется на основании оплаченных заказчиками счетов.
Фактические материальные затраты цеха (отдела) в ча-:ти, относящейся на выполнение, внешних заказов, учитываются централизованно или бухгалтерией цеха (отдела) как прямые затраты в разрезе каждого заказа.
Фактическая экономия материальных затрат, в части от-юсящейся к работам по выполнению производственного задания объединения, исчисляется на основании бухгалтерских данных о фактических затратах на выполненный объем работ и услуг по каждому заказу.
Учет конечных результатов деятельности цеха (отдела) является основной частью системы бухгалтерского учета. В диссертации разработана следующая система учета для цехов (отделов).
В кинопроизводстве цеха (отдела) относятся к вспомогательным производствам и в бухгалтерском учете их затраты учитываются lia счете № 23 «Вспомогательные производства».
Аналитический учет счета № 23 организован по цеху (отделу) в соответствии с утвержденными калькуляционными статьями по каждому объекту калькуляции.
' Учет прямых затрат осуществляется непосредственно на счете № 23 в разрезе каждого производственного заказа, а расходы по обслуживанию производства и управлению цехами — на счете № 25 «Общепроизводственные расходы». Выполненные цехами (отделами) работы и услуги, как структурными подразделениями объединения, так и сторонними организациями, отражаются по кредиту счета № 23.
Авансированные выпаты из единого фонда оплаты труда, учтенные по дебету счета 23, ежемесячно исключаются из общей суммы затрат способом «Красное сторно» (дебет счета 23, кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда») и отражаются в дебете счета 87 «Единый фонд оплаты труда» с кредита счета 70 в журнале. № 9 «Расчеты с рабочими и служащими». В ведомости № .15ц «Аналитический учет общехозяйственных расходов» эта запись отражается по отдельной строке красным.
Для контроля за уровнем авансированной заработной платы и доплат, выплаченных из единого фонда оплаты труда работникам общецехового персонала, в счет № 25 вводится исполнительная статья «Авансированная заработная плата и доплаты».
Учтенная в этой статье сумма исключается из общей суммы общецеховых расходов способом «Красное сторно» (в дебет счета № 25 с кредита счета 70) и отражается в дебете счета № 87 с кредита счета А1? 70. 3ia запись отражается в журнале-ордере № 9. Учтенные в дебете 25 счета расходы но обслуживанию и управлению цехами (отделами, службами) ежемесячно перечисляются комплексно на счет № 23. При этом сумма выплат из Единого фонда оплат груда отражается в ведомости № 15ц отдельной строкой красным.
Бухгалтерский учет расходов по управлению осуществляется на счете № 26 «Общестудийные расходы» в разрезе статей утвержденной сметы.
При этом из состава статей сметы, которые состояли из материальных и трудовых затрат, исключаются трудовые затраты. Расходы по этим статьям планируются и учитываются только в части материальных затрат.
Для оперативного контроля за уровнем авансированной ¡аработной платы и доплат, выплаченных из единого фонда :>платы труда работникам аппарата управления в сметс обще-•тудипных расходов предусматриваются статьи: «Аваисиро-шшая заработная плата аппарата управления» и «Аванси-)ованная заработная плата прочего общестудийного иерсо-¡ала».
Учтенные на этих статьях суммы исключаются из общей уммы общсстудпйных расходов способом «Красное сторно» [дебет счета 26 с кредита счета 70) и отражаются в дебете :чета 87 с кредита счета 70 в журнале-ордере j\ï 9. Эта запись »тражается в ведомости № 15 «Аналитический учет общесту-ш'шых расходов» на отдельной строке.
Сумма общестуднйных расходов, за вычетом - возвратов юзмещенных соответствующими организациями, относятся ia себестоимость фильмов, выполненных работ и оказанных 'слуг цехами (отделами) и на себестоимость остатка неза-¡ершенного производства пропорционально прямым затратам.
Одновременно из фактической себестоимости фильмов, ;ыполненных работ и оказанных услуг, а также остатка несвершенного производства исключаются суммы, учтенные ia статьях «Авансированная зарпата» способом «Красное ггорно» пропорционально прямым затратам.
Изложенный порядок организации учета затрат в цехах отделах) вспомогательного производства объединения позво-ят определить все затраты lia производство продукции и слуги цехов (отделов), а также выделить в них материаль-ые и приравненные к ним затраты, по каждому заказчику съемочная группа, сторонний заказчик), а следовательно нстемпо выявить их конечные результаты.
При этом авансированная заработная плата, причитающаяся цеху (отделу) за выполнение в счет производственной рограммы возмещается цеху (отделу) из единого фонда платы труда и бухгалтерском учете отражается в следующем орядке: с дебета счета JV» 87 «Единый фонд оплаты труда», убсчет № 1 «Централизованный ЕФОГ объединения» и кре-ит счета № 87, субсчет № 101...199 (согласно присвоенно-iy шифру) «Единый фонд оплаты труда цеха (отдела)».
Работы и услуги, выполненные сторонними заказчиками и принятые ими, согласно предъявленных к оплате счетов, отражаются в бухгалтерском учете на дебете счета № 45 «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги» с кредита счета № 23.
Доход цеха в этом случае определяется после оплаты заказчиком предъявленных счетов и отражается в бухгалтерском учете следующим порядком: с дебета счета № 51 «Расчетный счет» в кредит счета № 46 «Реализация» — поступление денежных средств в оплату счетов с кредита счета № 45 в дебет счета № 46 — полная себестоимость работ (услуг), указанных в предъявленном к оплате счете. Одновременно из себестоимости оплаченных работ (услуг) способом «Красное сторно» исключается сумма заработной платы и определяется сумма материальных и приравненных к ним затрат в оплаченных работах (услугах).
Размер дохода цеха (отдела) определяется как разница между Отпускной стоимостью оплаченных работ (услуг) и суммой их материальных и приравненных к ним затрат. При этом делается бухгалтерская запись: с дебета счета № 46 в кредит счета № 80 «Доход».
Все эти данные в итоговых суммах отражаются в лицевом счете цеха (отдела).
Затраты на производство фильмов в зависимости от способа включения их в себестоимость фильма, делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты заключаются в себестоимость фильма непосредственно, с первичных документов.
Косвенные затраты — это расходы на управление киностудней, к ним на киностудиях по отношению к съемочным группам относятся общестудийные расходы.
Общестудийные расходы ежемесячно относятся на себестоимость фильмов пропорционально прямым затратам.
Бухгалтерский учет затрат на производство фильмов ведется в соответствии со статьями аналитического учета к балансовому счету № 20 «Основное производство».
Аналитический учет затрат на производство фильмов ведется в разрезе статей формы № 74-кф «Калькуляция художественного и мультипликационного кинофильмов и фильмов-спектаклей».
Для исключения из общих затрат но фильму авансированных выплат из Единого фонда оплаты труда и перечень
калькуляционных статен счета 20 вводятся дополнительные сторнировочные статьи:
— «Авансированный авторский гонорар»;
— «Авансированная основная заработная плата съемочной группы и исполнительского персонала»;
— «Услуги цехов в части авансированной заработной платы»;
— «Общестудийные расходы в части авансированной заработной платы».
Суммы по этим статьям отражаются в аналитическом учете красным и из общих затрат на постановку кинофильма исключаются.
В бухгалтерском учете начисленная заработная плата основному составу съемочной группы и исполнительского персонала исключается из общих затрат способом «Красное сторно»: дебет счета 20, кредит счета 70.
Таким образом данные аналитического учета затрат на производство фильма позволяют иметь полновесные сведения о материальных и приравненных к ним затратах на законченный производством фильм, а также выплатах из Единого фонда оплаты труда студии, выплаченных работникам съемочной группы, цехов и других структурных подразделений авансом в счет будущих доходов от реализации фильма.
Законченный производством фильм в дальнейшем учитывается в составе готовой продукции (счет № 40 «Готовая продукция»), В ¡балансе затраты фильма отражаются только в части материальных и приравненных к ним затрат, а в аналитическом учете все затраты по фильму. Это достигается такой записью в учетных регистрах, когда с кредита счета № 20 на дебет счета 40 относятся все затраты на производство фильма. Авансированные выплаты из Единого фонда оплаты труда, учтенные на сторнировочных статьях:
«Авансированный авторский гонорар», «Авансированная заработная плата съемочной группы и исполнительского персонала», «Услуги цехов в части авансированной заработной платы» и «Общестудийные расходы в части авансированной заработной платы» исключаются способом «Красное сторно»: дебет счета № 40, кредит счета № 20.
На каждый законченный производством фильм открывается лицевой счет, где отражаются все затраты на производство, реализацию фильма.
С выделением в нем материальных и приравненных к ним затрат и авансированных выплат в счет будущих доходов.
В лицевом счете ежемесячно отражаются также денежны» средства, поступающие на расчетный счет киностудни от pea лизации фильма.
Лицевой счет фильма является учетным регистром опера тивного учета, в связи с чем данные лицевого счета подлежа-ежемесячной сверке с данными бухгалтерского учета.
По мере поступления денежных средств на расчетный сче киностудии от реализации фильма в первую очередь пога шаются материальные и приравненные к ним затраты н; производство фильма — дебет счета № 51 «Расчетный счет» кредит счета № 46 «Реализация» и дебет счета № 46, креди' счета № 40.
После погашения материальных и приравненных к них затрат исчисляется доход по фильму, который распределяете; по изложенному выше принципу.
Деятельность подразделений в условиях хозяйственной расчета не может быть полноценной и приводить их коллек тивы к желаемым результатам без глубокого экономической анализа конечных результатов.
Анализ конечных результатов деятельности киностуди! проводится как в целом по киностудии, так и по отдельный ее структурным подразделениям. Особенно тщательно анали зируются конечные результаты по законченным произвол ством фильмам, как готовой продукции.
При проведении анализа конечных результатов исполь зуются различные способы и приемы, которые позволяю' раскрыть содержание экономических процессов, обеспечит] решение стоящих задач. При анализе требуется выявлешк прежде всего основных, решающих факторов, определяющи: конечные результаты. При этом постоянно действующие фак торы должны быть отделены от случайных, не оказывающи: серьезное влияние на конечные результаты.
Основными факторами, оказывающими существенно* влияние на конечные результаты деятельности киностудии i целом и ее отдельных подразделений являются:
— уровень материальных и приравненных к ним затрат
—• производительность труда (количество отснятых по
лезных метров в съемочную смену);
— продолжительность производства фильма;
— использование павильонной площади.
Автором предложен механизм определения влияния эти: факторов на конечные результаты киностудии и ее структур ных подразделений с применением математических формул
Исследование проблем оценки конечных результатов кинопроизводства в условиях перехода к рынку, выполненное в диссертации, позволило автору сделать следующие выводы.
1. В условиях рыночной экономики возрастает роль самооценки деятельности предприятия как субъекта рыночных отношений. Получив статус полной самостоятельности и полного экономического обособления предприятие становится заинтересованным в своевременном и достоверном учете конечных результатов своей деятельности и деятельности каждого входящего в его состав структурного подразделения. Сказанное всецело относится и к предприятиям кинопроизводства.
2. Крупное предприятие является сложной производственной системой, псе структурные элементы которой взаимосвязаны внутрипроизводственной кооперацией труда. В этой связи правильно оценить конечные результаты деятельности предприятия п на этой основе составить прогноз его развития можно только н том случае, если будут правильно оценены конечные результаты деятельности каждого его структурного подразделения.
3. Выявить конечные результаты деятельности структурных подразделений предприятий кинопроизводства, оцепить их с точки зрения кинопроизводства, оценить их с точки зрения интересов киностудии в целом можно только в том случае, если все подразделения киностудии будут переведены на внутренний хозяйственный расчет, созданы необходимые материальные предпосылки для нормальной производственной деятельности, разработан механизм экономического стимулирования (как поощрение, так и наказание) их коллективов за достижение поставленной перед подразделением цели.
4. Каждая оценка базируется па определенном объеме информации. Самооценка деятельности киностудии и ее структурных подразделений базируется па всем объеме экономической информации, формирующейся и циркулирующей внутри киностудии. При этом ведущая роль принадлежит бухгалтерской информации и данным экономического анализа. Данное обстоятельство обусловило необходимость самостоятельного исследования вопросов учетно-аналитического обеспечения самооценки конечных результатов деятельности киностудни и ее подразделений.
5. В системе внутреннего хозрасчета кппостудпн должны быть выделены две группы подразделений: во-первых, съемочные группы, конечным продуктом которых являются закон-
чённыё производством кинофильмы; во-вторых, подразделе ния производственно-технологического комплекса (ПТК) призванные создать материально-технические условия, необ холимые для изготовления кинофильма. Таким образом, ко нечные результаты деятельности подразделений ПТК мате риализуются в результатах деятельности съемочных групп Сказанное обуславливает необходимость разработки дл! каждой группы подразделений индивидуальных механизмо) внутреннего хозрасчета, а также индивидуальных показате лен конечных результатов их деятельности.
6. Информация о конечных результатах деятельност! съемочных групп, как субъектов внутреннего хозрасчет; должна, во-первых, формироваться в системе бухгалтерской учета; во-вторых, не только своевременно доводиться Д' сведения работников съемочных групп, но и собираться пр) их непосредственном участии. Только такой подход може создать условия для использования учетной информации ка] управляющей системы студии, так и самой съемочной груп пой.
7. Показатели конечных результатов деятельности подраз делений ПТК также должны формироваться в системе бух галтерского учета и отражаться в лицевом счете цеха (от дела).
8. Требования к учету, изложенные в пп. 9, 10 обуслав лнвают необходимость организации па студии бухгалтерско го учета по централизованному принципу. Первичная инфор мацня о деятельности хозрасчетных подразделений должн собираться и регистрироваться в самих подразделениям Здесь же необходимо обеспечить обобщение этой информаци с целью получения фактических данных о результатах дея тельности хозрасчетных подразделений. Информация о дея тельности киностудии и ее внешних связях формируется центральной бухгалтерии, которая обязана своевременн предоставлять подразделениям те данные об их деятельност! которые поступают лишь в центральную бухгалтерию.
9. Оценка конечных результатов деятельности киностуди и ее структурных подразделений можег быть объективной всесторонней только в том случае, если она базируется н данных экономического анализа. Объектом анализа должш быть результаты деятельности студии в целом и резул1 таты деятельности каждого подразделения. С этой целью диссертации предложены показатели, в разрезе которы должен проводиться экономический анализ.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. О ревизионных комиссиях трудовых коллективов//Бухгалтерский учет. — 1988. — № 12. — 0,4 п. л.
2. О совершенствовании учета затрат // Бухгалтерский >'чет. — 1989. — № 12. — 0,2 п. л.
3. Основы механизма хозяйственного расчета Государ-:твенного творческо-производственного объединения «Мосфильм» // Техника кино и т . — 1990. — № 10. —
),9 п. л.
ак. 160
Тип. «Мосфильм»
Тир. 100