Формирование рынка народных художественных промыслов в переходной экономике тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Рязанцев, Геннадий Матвеевич
- Место защиты
- Москва
- Год
- 1998
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Рязанцев, Геннадий Матвеевич
Введение
Глава 1. Особенности развития народных художественных промыслов в рыночных условиях.
1.1. Предприниматель и художник - мастер как субъекты рыночных отношений.
1.2. Эволюция организационно-экономических форм народных художественных промыслов.
1.3. Тенденции становления и развития рынка художественных промыслов в современной российской экономике.
Глава 2. Пути возрождения и стимулирование развития художественных промыслов в условиях перехода к рынку.
2.1. Формирование законодательной нормативной правовой базы развития народных художественных промыслов.
2.2. Финансовое и налоговое регулирование развития народных художественных промыслов.
2.3. Стимулирование роста творческого и профессионального потенциала кадров народных художественных промыслов.
Диссертация: введение по экономике, на тему "Формирование рынка народных художественных промыслов в переходной экономике"
Россия является одной из самобытных цивилизованных стран, сохранивших народные художественные промыслы как неотъемлемую часть национальной экономики и культуры.
Само существование и развитие художественных промыслов и ремесел в своей основе базируется на творчестве и инициативе широких слоев населения. Вместе с тем эта весьма необходимая для сохранения культуры нации и обеспечения потребностей населения деятельность является наиболее слабозащищенной в экономическом и правовом отношении. Именно поэтому создание экономических и правовых основ, обеспечивающих восстановление и развитие в рыночных условиях производства художественных изделий утилитарного и декоративного назначения, преемственность исторически сложившихся в процессе коллективного творчества традиций и мастерства должно стать одной из приоритетных задач государственной политики.
Современное экономическое положение большинства предприятий художественных промыслов России внушает серьезную озабоченность. Объем выпускаемой ими в 1997 году по сравнению с 1991 годом снизился на 50%. Более 36% предприятий убыточны и находятся на грани банкротства. Заработная плата работников более чем вдвое отстает от средней по промышленности и находится ниже уровня официального прожиточного минимума. Большинство предприятий промыслов выплачивают зарплату работникам с задержкой два и более месяцев. Опережающими темпами растет кредиторская задолженность. Разрушается производственный и трудовой потенциал народных художественных промыслов.
Особенности и специфика современных российских художественных промыслов требуют адекватных мер государственной поддержки, создания благоприятных экономических и социальных условий в целях их сохранения, возрождения и развития. Вместе с тем, состояние российской экономики сегодня не позволяет говорить о возможности привлечения сколь-нибудь значительных государственных ресурсов в сферу художественных промыслов и ремесел. Ситуация такова, что даже принятие государственной целевой программы экономического возрождения и дальнейшего развития художественных промыслов не может обеспечить достаточные условия для реализации поставленной цели.
В сил}- этого, по мнению автора, Особый акпеЕТ в государственной политике следует сделать на развитие предпринимательства в этой сфере. Только предпринимательство, должным образом б правовом отношении поддержанное государством на сегодняшнем этапе перехода к рынку способно организовать и обеспечить наиболее приоритетные направления и зарекомендовавшие себя центры народных художественных промыслов. Это свидетельствует в пользу того, что несмотря ка свою "нерыночную" специфику народные художественные промыслы НХП) должны стать субъектами рыночных отношений.
Но как это сделать в условиях переходной экономики смешанного типа без существенных потерь накопленного столетгчми художественного творческого потенциала? Кто конкретно должен стать инициатором таких преобразований - художник?, мастер?, предприниматель? или государство? Какие источники экономического развития необходим о для этого привлечь? Все это обусловливает актуальность выбора темы к необходимость углубления научной, теоретической разработки проблем т^звития народных художественных промыслов в рыночных у словиях.
За последние десятилетия вышло немало книг, монографий, статей об отдельных промыслах и их мастерах, изданы альбомы и буклеты, учебные пособия, брошюры, посвященные истории, экономгзге и другим сторонам развития народных художественных промыслов Pocczs (Антонов В.П., Аст-раханцева Т.Л., Бадяева Т.А., Барадулин В.А., Ко.тмыкова Л.Э. Уханова
И.Н, и др.). Весь этот материал хотя и служит источником для исследования, но мало затрагивает вопросы предпринимательства в сфере художественных промыслов, не раскрывает общие закономерности и особенности соотношения искусства и предпринимательства в производстве. Осмысление этих закономерностей и особенностей должно вести к поискам наиболее выверенных установок в отношении НХП, если современное общество хочет сохранить их экономическое и культурное значение. Являясь одной из граней или форм развития рынка и предпринимательской деятельности, сфера НХП остается вполне самостоятельной страницей в истории социально-экономического развития страны и требует соответствующего прочтения.
Научных работ по данной проблеме, которые отражали бы ее современное состояние и пути решения с учетом исторического опыта и национального менталитета России практически нет. 4
Цель исследования - раскрыть объективные^дэш^^ и развития рынка НХП, обусловленные спецификой взаимосвязи искусства и предпринимательства bjstoh сфере производства, обеспечить принятие адекватных этим процессам и тенденциям мер государственного и общественного воздействия, способствующих сохранению, возрождению и развитию российских художественных промыслов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть социально-экономические и культурные предпосылки развития народных художественных промыслов России;
- выявить специфические черты и особенности взаимоотношений предпринимателя и художника - мастера в народном промысле как субъектов рыночных отношений;
- на основе анализа эволюции российских художественных промыслов раскрыть тенденции развития их организационно-экономических форм, рынка их продукции и обосновать соответствующие требования к совершенствованию нормативно-правовой базы, механизму финансовой и налоговой поддержки народных художественных промыслов:
- выработать рекомендации, касающиеся формирования творческого и профессионального потенциала кадров для художесгзенных промыслов в рыночных условиях.
Объект исследования - народные художественные промыслы как составная часть экономики и культуры России.
Предмет исследования - отношения участников * субъектов) рынка народных художественных промыслов в их становлении н развитии, экономические и правовые хозяйственные отношения меж—у производственно-хозяйственными субъектами, органами законодательной и исполнительной власти по поводу сохранения и воспроизводства НХП в условиях перехода к рынку.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды ученых России и других стран, посвященные исследованию проблем развития экономики и предпринимательства в рыночных условиях, социально-экономических аспектов взаимосвязи материальной и духовной культуры: Абалкина Л.И., Агаева А.И., Бачурина А.В. Горланова Г.В., Зло-бина Б.К., Шумпетера И., Чупрова А.И., Яковлева В.М и др. В диссертации применялись принципы историзма, диалектический, сравнительно-аналитический, экономико-статистический методы, г также метод системного анализа.
В диссертации использованы законы РФ и подзаконные акты, методические и нормативные материалы министерств и ведомств, нормативные \ акты субъектов Российской Федерации, материалы и публикации НИИХП по вопросам развития экономики и предпринимательства, статистические данные Госкомстата РФ, Мособлкомстата, материалы международных российских конференций, статьи и публикации в периодической печати.
Основные результаты исследования и их научная новизна.
Диссертация является одной из первых работ системного анализа проблем возрождения и развития российских народных художественных промыслов в рыночных условиях. Автором в этой связи сделано следующее:
1. Разработан комплексный подход к организационно-экономической реструктуризации НХП и ремесел, реализующей концепцию реформирования российских предприятий в этой сфере деятельности.
2. Уточнено экономическое содержание рынка народных художественных промыслов как институциональной структуры, отражающей специфику сочетания искусства и производства в сфере НХП, выявлены особенности и современные тенденции развития отношений купли-продажи художественных изделий утилитарного и декоративного назначения.
3. Определена роль предпринимательства в условиях формирования новой рыночной производственно-хозяйственной структуры НХП и ремесел, а также роль и место субъектов рынка, мастера, художника, дизайнера, предпринимателя, менеджера в НХП; доказательно сформулировано, что в числе приоритетных целей предпринимательства в сфере НХП должно быть не только получение прибыли, но и сохранение и воспроизводство творческо-художественного потенциала, являющегося главным условием повышения эффективности этой сферы деятельности.
4. Определены, опирающиеся на концепцию автора, основные пути формирования нормативно-правовой базы развития НХП в рыночных условиях, усиления финансово-налоговой, инвестиционной, организационной и иных видов государственной поддержки народных художественных промыслов, стимулирования творческого и профессионального роста кадров.
5. Сформулированы основные направления государственного регулирования и поддержки НХП в условиях перехода к рынку на федеральном и местном уровнях. Особое внимание уделено созданию организационно-экономических и правовых усилий охраны и воспроизводства интеллектуальной собственности, авторских прав художеникз (мастера), способствующих повышению их творческой активности и материального состояния.
6. Обоснована необходимость формирования экономических и правовых условий сочетания организационно-производственной и творческо-художественной направленности НХП в действиях предпринимателей и государственных органов.
7. Предложены меры по налоговому, финансовому, инвестиционному регулированию деятельности НХП, предусматривающие усиление целенаправленной координации федеральных и региональных программ художественно-промышленного производства.
8. Сформулированы предложения по созданию организационно-правовых форм НХП, а также их объединений, наиболее способствующих их возрождению и развитию, в том числе концернов, союзов, ассоциаций, палат и центров ремесел и НХП, а также возрождение промысловой кооперации, как инструмента развития народных художественных промыслов. Особое значение уделено мерам по возрождению творческого потенциала НХП, а также формированию программ подготовки и переподготовки кадров в этой сфере.
Практическая значимость апробация результатов исследования.
Основные теоретические и практические выво::->: и положения, разработанные в диссертации и составляющие ее научн>ъ? новизну, мопт быть использованы при формировании нормативной правовой базы госу дарственной поддержки народных художественных промьсслов России и ее регионов, при разработке федеральной и региональных программ "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2005 года", руководителями предприятий и организаций художественных промыслов и ремесел в их практической деятельности.
Основные положения и выводы диссертации использованы при подготовке и принятии нормативных правовых актов Администрации Московской области и Московской областной Думы:
1) Закон "О народных художественных промыслах Московской области";
2) Закон "О льготном налогообложении в Московской области";
3) Закон "О поддержке малого предпринимательства в Московской области";
4) Распоряжение "О территориальном художественно-экспертном совете по декоративно-прикладному искусству Администрации Московской области";
5) Постановление правительства Московской области "О поддержке и развитии народных художественных промыслов Московской области".
Теоретические и практические аспекты отдельных результатов исследования изложены автором в докладе на кафедре конкретной экономики и финансов РАГС, на Международном научно-практическом семинаре "Охрана интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов и художественной промышленности" 1997 год, в публикациях общим объемом 5,5 п.л.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Рязанцев, Геннадий Матвеевич
Заключение
1. Повышенный интерес к современным российским предпринимателям, действующим в сфере НХП, определяется прежде всего особой важностью их функций в обществе, совершающем переход к рыночным отношениям. Функции предпринимательства здесь состоят главным образом в революционизировании и реформировании производства (в частности НХП) путем использования методов экономического стимулирования инноваций и иных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.д. Содержанием предпринимательскойдеятельно-сти, таким образом, становятся выбор цели, определение места на рынке, осуществление новых разнообразных комбинаций факторов производства и обращения на основе р аз н о обр азн ыхнов о вв е д ений.
Автором выработаны механизмы сочетания производственно-предпринимательской и изобретательско-творческой, интеллектуальной способностей агентов экономической жизни общества, которое имеет ключевое значение для раскрытия сущностной взаимосвязи предпринимателя и художника-мастера, в сфере народных художественных промыслов. Здесь соединены три типа творческой деятельности. I. Художник-автор в декоративно-прикладном искусстве, который создает образец для авторского тиражирования в относительно небольшой серии, где сохранена возможность для авторской интерпретации. II. Деятельность художника-дизайнера, автора в промышленности, - разработка "образца-эталона" для точного его воспроизведения при тиражировании в максимально механизированном производстве. Ш. Деятельность художника-мастера, автора в художественном промысле и ремесле, - создание "типового образца", "типовой композиции", выполненных на основе местной традиции для "творческого зарьирования" мастерами-исполнителями, при максимальном использовании ручного творческого труда.
Если в первом случае важно сохранение авторского почерка, то во втором основной ценностью конечного продукта (в любом изделии из серии) является точное воспроизведение авторского замысла. В третьем же, наиболее демократичном и доступном, - сохраняется простор для творчества - дана основа для неповторимого в деталях, индивидуального поиска каждого исполнителя в рамках традиционной художественной нормы.
В деятельности предпринимателя должна учитываться необходимость различия и органического сочетания всех этих типов творческой деятельности мастеров и художников.
2. Рассматривая основные характеристики народных художественных промыслов, автор делает вывод, что они находятся как бы на стыке производства и искусства.
Художественный промысел представляет собой яркую и наглядную иллюстрацию творческой интерпретации, копии и варианта. Исполнительская деятельность мастеров промысла, сам процесс изготовления однородных изделий, повторение бытующих образцов, чаще всего придуманных самими исполнителями, связаны прежде всего ручным способом производства, что роднит такую деятельность с ремеслом. Однако здесь исполнитель не является единственным автором своего изделия; в промысле господствует образец, причем "товарный" образец, апробированный на рынке.
К особенностям, определяющим формирование рынка народных художественных промыслов, автор относит: изначально присущий промыслам товарный характер; нацеленность на рыночный спрос; достаточно широкий диапазон массового производства изделий и их ассортимент, имеющий функциональное утилитарное назначение и отличающийся своеобразием художественной стилистики; устойчивость исторически сложившихся традиций и традиционных систем (приемов) мастерства; коллективность творческого процесса, наличие элементов разделения труда в процессе изготовления изделий.
Творчество и производство в промысле неразрывно соединены, они взаимодополняют и обусловливают друг друга. Технологичность изготовления, возможность повтора и воспроизводства изделия являются необходимыми факторами творчества художника и мастера в промысле и важным критерием экономической оценки их новых произведений.
На основе проведенного в работе анализа делается вывод, что одной из принципиальных особенностей народных художественных промыслов является то, что в них высокие художественные достижения слиты с массовым производством для рынка, для широкого крута потребителей и в большей мере обусловлены именно принципами массового изготовления изделий, выработанным при многократном воспроизведении лаконизмом художественных выразительных средств, соединенным с экономичностью и отточенностью приемов исполнения.
3. Диссертант указывает, что большое значение во взаимоотношениях предпринимателя и художника (мастера) как субъектов рынка имеет охрана авторских прав, интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов, так как носителем интеллектуальной собственности является художник (мастер), а предприниматель - носителем имущественной собственности (средства производства, финансы и т.п.) или ее арендатором.
В Российской Федерации имеется два правовых института, на основании которых может быть осуществлена охрана выполненных авторами изделий, относящихся к предметам декоративно-прикладного искусства: Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и Патентный закон Российской Федерации.
Каким из двух законов воспользоваться автору, как правило, решает сам автор. Выбирая тот или иной институт правовой охраны, художник мастер) должен себе представлять, как он будет защищен и в чем суть правовой охраны по каждому из законов.
Из проведенного анализа каждого правового института защиты интеллектуальной собственности диссертант делает следующие выводы:
1) Охрана по Закону "Об авторском праве и смежных правах" проще и "дешевле", а срок ее действия значительно больше.
2) Охрана по Патентному закону РФ гарантируется государством в лице Роспатента, определен объем прав, существует система критериев и вневедомственная госэкспертиза, выдающая по отработанной процедуре документ, подтверждающий авторские права-патент.
3) Не исключается возможность охраны одновременно и по Патентному закону и Закону "Об авторском праве и смежных правах".
4) Если изделие, относящееся к объектам декоративно-прикладного искусства, выполнено автором в единственном экземпляре (авторский экземпляр) и ценность (эстетическая и экономическая) заключается в его уникальности, неповторимости, объект (изделие) не воспроизводится промышленным способом, то этот объект следует отнести к изделиям, подпадающим под защиту Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
5) Если изделия, относящиеся к объектам декоративно-прикладного искусства, предназначены для тиражирования, серийного или массового выпуска с использованием промышленной технологии и получением прибыли от тиражирования, то этот объект авторского права следует отнести к объектам, подпадающим под защиту Патентным законом РФ.
Кроме того, автор особо подчеркивает, что в условиях формирования рыночной среды в России большое значение приобретает проблема содействия предприятиям-изготовителям в обеспечении правовой охраны выпускаемых ими изделий, которая может быть осуществлена с помощью их маркировки зарегистрированными знаками и наименованиями мест происхождения товаров.
В целях повышения эффективности НХП необходим механизм выявления специфики товарных знаков и мест происхождения товаров НХП. Правовая охрана товарных знаков и наименований мест преисхолления товаров должна быть направлена на повышение заинтересованности изготовителей в достижении и стабилизации высокого качества и особых свойств производимых товаров. При этом отмечается, что охрана наименований мест происхождения товаров, сопровождающих объекты материальной и духовной культуры, должна рассматриваться как часть социальной политики российского государства, обязанного проявлять заботу* о сохранении истории и культурной самобытности страны.
4. Рассматривая эволюцию организационно-экономических форм предпринимательской и художественной деятельности в сфере народных художественных промыслов на различных этапах их развития, гзтор нацелен на выявление того, чем обусловлено в конкретно историческом плане появление и развитие тех или иных форм организации и управления на предприятиях НХП, какова их эффективность и что из прошлого опыта могло бы быть использовано при возрождении народных художественных промыслов в современных рыночных условиях.
Исследования и анализ приводят автора к заключению, что предпринимательство в сфере народных художественных промыслов в налей стране прошло несколько этапов и претерпело сложную эволюцию, в ходе которой соотношение рыночных и нерыночных форм хозяйствования и управления менялось в зависимости как от уровня развития экономики, так z от смены типа производственных отношений. Показано, что развитие капитализма в России во второй половине XIX - начале XX века не только не препятствовало, но и в определенной мере способствовало активизации художественно-промысловой деятельности, в том числе и в простейших ее формах -подсобные промыслы, ремесленничество, кустарничество и лр Возникая сначала как подсобная принадлежность сельского быта, ремеспенность и кустарничество постепенно приобретают значение самостоятельной формы производства, кустарной промышленности.
В диссертации раскрывается динамика развития и укрупнения художественных промыслов на данном этапе (гончарство, лошкарничество, изготовление крашеной точеной посуды, кружевоплетение, ювелирный и другие промыслы). Большой кустарный промысел постепенно становился единым экономическим целым. Разделение труда, проявившееся в развитии торгового капитала внутри промысла, а также пооперационном разделении производства в семье или по селениям, превращало промысел в мануфактуру особого типа, мануфактуру, которая не перерастала в фабрику.
Перерастая форму ремесла, кустарный художественный промысел, как правило, подчинялся торговому капиталу, который способствовал его распространению, обеспечивая сбыт готовых изделий и снабжая кустарей сырьем.
Важной особенностью художественных промыслов оставалось господство ручного труда кустарей, сохранявшего и закреплявшего творческие начала. В специфических производственных условиях в промысле формировались стереотип вырабатываемых изделий, свой характер орнаментации, свои приемы мастерства и технологии, они становились общими для всей массы продукции и критериями для широкого потребителя.
Вместе с этим в развитии художественных промыслов существовали большие противоречия, которые заключались в несоответствии характера труда, его творческой природы с нагнетанием роста производительности, с непомерно длинным рабочим днем, с широким привлечением детей к производству. Качество и количество создаваемых изделий регулировалось сбытом, который находился в руках людей, владевших капиталом. Законы капиталистического развития производства приводили к увеличению их прибыли и усилению экономической зависимости мастеров от скупщиков и предпринимателей, от их воли и требований.
В основу новой структуры художественных (кустарных) промыслов после революции был положен ленинский кооперативный план. В программе, принятой YIII съездом партии (март, 1919 год), предусматривалось объединение отдельных кустарей, кустарных артелей, производственных кооперативов и мелких предприятий в более крупные производственные и промышленные единицы; поощрение подобных объединений путем предоставления им финансовой поддержки и экономических преимуществ, направленных наряду с другими мерами к тому, чтобы парализовать стремление кустарей превратиться в мелких промышленников и создать безболезненный переход этих остальных форм производства к более высокой, крупной машинизированной индустрии.
Местным органам власти предлагалось оказывать содействие кустарям и ремесленникам в организации их трудовых производственных объединений и артелей, помогать им в заготовке сырья и в сбыте готовой продукции; устанавливать правила, стимулировавшие деятельность кустарных трудовых артелей, отдельных кустарей и мелкопромышленных предприятий; повсеместно разрешалась продажа готовых изделий различного рода; в том числе и продукции художественных промыслов - гончарных, мебельных, ткацких, ювелирных, игрушечных, иконописных и др. До 60% видов кооперации было полностью освобождено от налогов.
В диссертации показано, что сворачивание НЭПа и сужение рыночных отношений во второй половине 20-х годов противоречиво и во многом отрицательно сказалось на развитии народных художественных промыслов. Если к концу двадцатых годов наметилось некоторое упорядочение в деятельности организованных промыслов, то в то же время были и существенные потери в сфере мелких промыслов. Меры, направленные на пресечение частной торговли и единоличной деятельности, коснулись и мастеров народных промыслов.
Некоторые виды народного творчества, ранее развивавшиеся в форме домашнего производства и мелкого ремесла, были тоже кооперированы и введены в общую структуру пром.коолерации, хотя во многих случаях это не только изменило организационно-экономические аспекты деятельности мастеров промыслов, но и отрицательно влияло на их творчество, особенно на национальных окраинах России.
Большой вред кооперативному движению в этот период был нанесен подчинением его государственной системе управления. Специфика народных художественных промыслов в административных решениях того времени не учитывалась, что привело к нерациональному использованию труда и таланта мастеров.
Исследование приводит автора к выводу, что процесс командно-административного обобществления НХП усилился в послевоенные годы, принял еще более жесткие формы огосударствления. Ликвидация промысловой кооперации (1960 г.), последующая передача и неоднократные переподчинения художественных промыслов в структуре государственных министерств и ведомств, превращение бывших отраслей в государственные фабрики и заводы - все это сопровождалось не столько обобществлением, сколько обюрокрачиванием организации и управления НХП, разрушением их специфики. Утрачивались прежнее равноправие членов артели, возможность хотя бы частично регулировать планирование, сбыт и связи с торговыми предприятиями.
Жесткая система планирования делала экономически не выгодной работу по повышению художественного качества выпускаемых изделий. В то же время не решались насущные вопросы реконструкции, нового строительства, расширения производственных площадей, совершенствования технологий, замены устаревшего оборудования.
5. Обобщая эволюцию организационно-экономических форм развития НХП в России, автор обосновывает вывод, что в новых условиях промыслс— вая кооперация, обогащенная историческим и современным опытом, могла бы стать действенным инструментом возрождения народных художественных промыслов.
Этот вывод аргументируется данными исследований в Семеновском районе Нижегородской области.
Такие организации, как Ассоциация "Семеновские мастера", если государство создаст экономический стимул и юридические условия, могут стать основой для возрождения промысловой кооперации в сфере народных художественных промыслов. Назревшей проблемой, по мнению автора, является принятие закона РФ "О промысловой кооперации". Необходима более целенаправленная и скоординированная работа государственных органов в части кооперирования таких форм развития творческой и трудовой инициативы населения, как ремесленничество. С этих позиций в диссертации рассматривается опыт г.Москвы, где в целях содействия возрождению ремесленных традиций, становлению и развитию ремесленничества на территории города, расширению рынка ремесленнических товаров и услуг, реализации права ремесленников на объединение, расширение их межотраслевых и межрегиональных связей создана палата ремесел Москвы, а также территориальные палаты ремесел в административных округах и их филиалы в муниципальных управах. При этом получают новое содержательное наполнение некоммерческие партнерства, в форме которых создаются палаты ремесел как добровольные объединения ремесленников, ремесленных предприятий и общественных объединений на основе членства. В концепции развития ремесленнической поддержки важное значение придается опыту промышленно-развитых стран, в частности Германии.
6. Современные тенденции и противоречия становления и развития рынка художественных промыслов в российской экономике, складывающиеся под совокупным влиянием разнообразных факторов, требуют, на взгляд автора, целенаправленного воздействия на все стороны деятельности
НХП: организационную, экономическую, творческую, предпринимательскую и социальную.
Художественные промыслы сложны и чрезвычайно неоднородны как по своим социально-историческим, культурным корням, так и по экономическим условиям развития и творческой природе. Автором подчеркивается, что промыслы, как и другие виды современного производства, как в зеркале отразили всю кризисность состояния нашей экономики в рыночных условиях.
Пофакгорно анализируются причины обвального спада производства на предприятиях НХП, финансовой нестабильности предприятий из-за опережающего роста цен на сырье, материалы, энергоресурсы, недостатки собственных оборотных средств и источников пополнения при нынешних банковских ставках по кредитам.
Чтобы добиться определенной стабильности функционирования
-- ' ~ —предприятий НХП и проникновения их продукции на внешний и внутренний рынок, необходимо найти каждому предприятию эффективные пути и правильное направление развития, учитывая специфику промысла. Здесь автором определены основные стратегические цели и поставлены задачи поэтапной реализации этих целей, указаны важнейшие блоки, которые должны обеспечить переход предприятий НХП к рыночной экономике: 'маркетинг, ассортимент, менеджмент; качество и сертификация продукции; обеспечение сырьевыми ресурсами и материалами; эффективное инвести-' рование технического перевооружения предприятий; реструктуризация убыточных и неперспективных производственных участков предприятий; научное и информационное обеспечение; кадровое обеспечение; анализ экономических и социальных результатов работы предприятий НХП.
Основными требованиями маркетинговой политики должны стать:
1) Продукция рынка НХП должна соответствовать мировому уровню качества и быть конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках.
2) Целевыми рынками являются интегрированные рынки, базирующиеся на всех основных потребительских сегментах.
3) Основной рынок сбыта - внутренний российский рынок.
4) Основным конкурентным продуктом на рынке являются импортные товары, поставляемые по различным каналам.
Последовательная ориентация на потребителей или удовлетворение потребностей населения является основной и главной задачей маркетинговой деятельности предприятий НХП. Поэтому необходима перестройка внутри предприятий по формированию собственного имиджа за счет умело организованной системы сбыта, укреплению позиций на рынке марки фирмы и сервиса.
Автором рассматривается схема распределения товара, предусматривающая реализацию продукции промыслов одновременно в двух сегментах рынка: оптовом и розничном, при этом каждой группе соответствует своя маркетинговая политика; по каждому сегменту рынка должны производиться детальные маркетинговые исследования с целью выявления основных потребителей и анализа спроса. Необходимо, по мнению автора, создание дистрибьюторной сети в наиболее перспективных районах России, обеспечивающей сокращение промежуточных звеньев товародвижения и, соответственно, ослабление ценового давления на потребителей за счет снижения издержек обращения.
7. В решении задач, связанных с повышением спроса на художественную продукцию в России и за рубежом, ее конкурентоспособности, стимулированием создания изделий с уникальными художественными свойствами, большую роль, по мнению автора, должны сыграть территориальные художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам, а также художественно-технические советы предприятий промыслов, которые создаются для утверждения уникальных и типовых образцов изделий данного промысла, и выполнения функций по методическому и практическому руководству творческим процессом в данной организации или регионе.
8. В настоящее время Россия включается в мирохозяйственные связи, что вызывает значительное расширение круга участников внешнеэкономической деятельности, дает основание рассчитывать на возможное в перспективе увеличение объемов и ассортимента экспортируемой продущи, в том числе за счет традиционных товаров. В таких условиях проведение грамотной политики по защите экспорта, включая правовуюохрану товарных знаков и наименование мест происхождения товаров, может явиться благоприятной основой для рекламы и реализации товаров на внешнем рынке.
При освоении рынков товарный знак и наименование места происхождения товара значительно снижают расходы на "вхождение" в рынок, уменьшают вероятность неудачи. В сфере НХП средства рекламы являются мощными рычагами маркетинга, защищая изготовителей от недобросовестной конкуренции.
В процессе купли-продажи эти средства выполняют ряд важнейших экономических функций, в частности, таких, как индивидуализирующая, качественная, защитная и собственно рекламная. Большими, не не всегда реализуемыми рекламными возможностями обладают обозначения "гжель", "хохлома", "палех", "федоскино", "ростовская финифть", "павловопосадские шали", "казаковская филигрань" и многие другие, вопрос о регистрации которых в качестве наименований мест происхождения товаров оперативно должен быть решен соответствующими организациями.
9. Государственная поддержка и стимулирование художественных промыслов при переходе к рынку призваны обеспечить создание условий для восстановления, сохранения и развития народных художественных промыслов, хля развития творческой и предпринимательской инициативы в этой сфере в период социально-экономических реформ и становления рыночных отношений, определение основных направлений поддержки народных художественных промыслов и установление порядка взаимоотношений между государством с одной стороны, физическими и юридическими лицами, занятыми в сфере народных художественных промыслов, а также между этими физическими и юридическими лицами, с другой.
Принятые за последние годы Законы Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара", "Патентный закон", "Об авторском праве и смежных правах", налоговое законодательство и другие правовые акты хотя и содержат упоминания о народных художественных промыслах в различных толкованиях, однако не дают системного подхода к ним как к особому роду деятельности, нуждающейся в специальном правовом регулировании. В силу недостаточной правовой защищенности деятельность народных художественных промыслов сталкивается с недобросовестной конкуренцией, заимствованием художественных и технических особенностей известных российских промыслов другими производителями.
Основы государственной политики в области НХП определяет Федеральный закон "О народных художественных промыслах", принятый Государственной Думой 4 июня 1997 г., но пока еще не подписанный Президентом РФ.
Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с этим законом должны обеспечить экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, имея в виду принятие федеральных целевых программ, инвестиционную поддержку НХП за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, установление для организаций и индивидуальных предпринимателей в области народных художественных промыслов льгот по налогам и тарифам на продукцию и услуги естественных монополий, порядок заготовки и приобретения сырья и материалов, подлежащих учету и охране в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществление иных форм государственной поддержки народных художественных промыслов.
Однако, как показывает диссертант, закон не содержит каких-либо реальных и конкретных прописанных механизмов такой поддержки. В нем нет и концепции, которая отражала бы специфику народных художественных промыслов, сочетающих производство с искусством, экономику с культурой и требующих особого подхода в методах и формах государственного регулирования и управления. В диссертации обосновываются предложения по разработке проекта федеральной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2005 года", включая: реструктуризацию предприятий НХП с учетом их внутриотраслевых и местных особенностей состояния имущественного комплекса; приоритетное обеспечение сохранения и процветания производства и промыслов, составляющих национальное достояние (Гжель и Хохлома, Федоскино и Жостово, Ростовская финифть и павловопосадские шали, продукция вологодских кружевниц, строчевышитые изделия предприятий "Рязанские узоры", "Крестецкая строчка", "Торжокские золотошвеи", богородская резьба по дереву и многие другие); разработку механизма санации и банкротства предприятий НХП, обеспечивающего селективный отбор предприятий с учетом разработанных ими бизнес-планов финансового оздоровления, мероприятий по выходу из состояния неплатежеспособности и гарантий возврата средств, предоставляемых предприятию в виде государственной поддержки; реформирование налоговой системы; освобождение предприятий НХП от содержания социальной сферы; развитие малого предпринимательства в сфере НХП (индивидуальная, семейная деятельность, малые предприятия), защиту от недобросовестной конкуренции и др.
10. Проведенный автором анализ финансовой и налоговой поддержки предприятий народных художественных промыслов показал, что .экономческое положение многих промыслов чревато распадом сложившихся творческих коллективов и утратой традиций народного искусства, что нанесло бы непоправимый урон отечественной культуре и нашему национальному престижу.
В исследовании делается вывод, что в этих условиях фактором стабилизации экономического положения промыслов явилось бы выделение средств на закупку сырья и материалов, а также частичная компенсация энергетических и транспортных затрат, что предусмотрено Указом Президента РФ "О мерах государственной поддержки народных ху дожественных промыслов". Однако эти меры не были реализованы.
В регионах сохранению предприятий НХП не уделяется должного внимания. До сих пор практически не задействованы такие важные потенциальные источники возвратных средств, как Государственный фонд занятости и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательстза.
По мнению диссертанта, органы исполнительной власти в регионах и на местах должны вернуться к рассмотрению проблем HXTL пришггь действенные меры по недопущению перепрофилирования или ликвидации предприятий, осуществить их поддержку посредством установления льгот по уплате налогов в бюджеты соответствующих уровней, по тарифам на электрическую и тепловую энергию, по аренде государственного и муниципального имущества, а также по созданию предприятий, специализирующихся на торговле изделиями народных художественных промыслов. Нельзя снимать с повестки дня выделение средств на целевые субсидии организациям народных художественных промыслов, представляющим значительную культурно-историческую ценность и нуждающимся в первоочередной поддержке.
Следовало бы обеспечить сохранение в Налоговом Кодексе ?Ф всех установленных для промыслов налоговых льгот, а также освобождение их от налога на недвижимость, а изделий - от налога с розничных прсдаж.
По мнению автора, следует оставить без изменения льготы по налогообложению для предприятий НХП на уровне 1997 года, а именно:
- освобождение от налога на добавленную стоимость;
- освобождение от налога на прибыль;
- освобождение от налога на имущество;
- освобождение от налога на землю.
Кроме снижения общего процента изъятий, сокращения видов налогов, необходимо реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения равномерности и посильности налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе самофинансирования, учитывая специфику производства изделий НХП.
Осуществление предлагаемых мер автор увязывает с проблемой формирования финансовых ресурсов предприятий НХП и повышения их инвестиционной активности.
Проведенный диссертантом анализ итогов приватизации показал, что собственные ресурсы большинства промыслов, уменьшаясь из года в год, не позволили улучшить их работу, а нецелевое использование амортизационных фондов на восполнение оборотных средств и заработную плату работников также истощает процесс инвестирования. Правительство в условиях перехода к рыночным отношениям практически не выделяет в последние годы централизованные средства на инвестирование производства.
Необходимо также в рамках комплексной реформы системы б\"хгал-терского учета рассмотреть вопросы о переходе на новую методику оценки основных фондов на основе определения их восстановительной стоимости и об изменении порядка уплаты налогов, имея в виду постепенный переход на уплату налогов по отгрузке продукции НХП.
В диссертации применительно к НХП анализируется Закон "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области" (1998 г.).
11. В период коренной перестройки всех сторон социальной, экономической, политической и культурной жизни нашей страны вопрос о стимулировании развития трудовых и творческих навыков в сфере народных художественных промыслов оказывается чрезвычайно важным, так как его решение является частью системы воспитания творческой личности, бережного отношения к деятельности предыдущих поколений мастеров. Процесс возрождения многоукладное™ хозяйствования быстро отразился на художественных промыслах, что в свою очередь влияет на особенности работы с народными мастерами, их подготовку.
По мнению автора, необходимо обратить внимание за создание гибкой системы эстетического воспитания и художественного образования, сопрягая ее с реальными потребностями общества. Предпргзггия промыслов, находясь в тяжелом финансовом положении, не могут полдерживать учебные заведения, как раньше, когда они были базовыми предприятиями и осуществляли материальную и методическую помощь , предоставляя базы практики, материалы, полуфабрикаты и оборудование.
Эффективность комплексного решения проблем подготовки кадров показана автором на примере одного из самых крупных промысловых районов Подмосковья - Сергиево-Посадского района. Основной ценностью современных художественных ремесел и народных промыслов является местная традиция, в которой актуализирован художественный опыт поколений мастеров и на основе которой в самобытных формах воплотились национальные представления о прекрасной вещи. Поэтому образовательная система каждого художественного промысла тесно связана с конкретной территорией страны. Носители традиций, современные мастера и художники, наиболее полно ей следуют на "исторической территории", то есть там, где она возникла и существует. Именно поэтому актуальнейшей проблемой современных народных художественных промыслов как части культуры конкретного народа является сохранение самобытности искусства промысла и его защита.
Ретроспективный анализ и исторический опыт показывают, что в рамках художественного промысла оптимальной формой взаимоотношений производства с обучением является их существование в одной организации.
По мнению автора, успешное решение вопросов по развитию предприятий промыслов может быть обеспечено только при наличии на местах квалифицированных кадров и не только мастеров, художников, дизайнеров, но и менеджеров, научных сотрудников. Поэтому в плане готовности предприятий художественных промыслов к восприятию новых тенденций в экономике необходимо расширить подготовку специалистов в высшей школе по новым специальностям: маркетинг, менеджмент, сбыт и финансы и др. Необходимо более полно использовать человеческий потенциал исходя из условия, что труд - это не столько затратный элемент, сколько ресурс. Одним из условий реализации новых форм организации труда служит профессиональная подготовка, т.е. инвестиции в человеческие ресурсы с целью расширения возможностей людей и подготовки их к решению новых задач.
В работе отмечено, что с наибольшей полнотой занимаются подготовкой кадров в Гжели, связывая ее с потребностями своего историко-культурного региона. Здесь разработана и осваивается система непрерывного обучения, приобщения к искусству керамики с детского сада.
Показанный в работе конкретный опыт целостного построения региональной образовательной системы на основе интеграции в образовательной сфере усилий и ресурсов различных субъектов социальной деятельности в интересах развития человека, производства, промысла, региона, общества, обеспечения опережающего развития образования как базового процесса общерегионального развития имеет и научный, и практический интерес.
По мнению автора, рыночные отношения влияют радикальным образом на эффективность использования трудового потенциала художника или мастера народного промысла, на производительность и качество его труда, на отношения между людьми в коллективе промысла, в т.ч. и с руководителем-предпринимателем. Предприниматель, работающий в сфере народных художественных промыслов, должен оказывать действенную помощь в поддержке творчества народных мастеров и художников, талантливой молодежи, способствовать пропаганде искусства промысла и его коллектива, возрождению утраченных традиций художественных ремесел и промыслов, создавать условия для эффективной подготовки кадров.
Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Рязанцев, Геннадий Матвеевич, Москва
1. Законодательные и нормативные акты
2. О мерах государственной поддержки народных промыслов: Указ Президента Российской Федерации от 07.10.1994 г. N 1987/ Российская газета от 15 октября 1996 г.
3. О дополнительных мерах государственной поддержки народных промыслов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.1995 г. N 268// Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 1996 г.
4. О методических рекомендациях по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов: Письмо Министерства экономики Российской Федерации от 27.07.1993 г.// Неофициальные источники ( Текст взят из БД ИПС "Кодекс").
5. О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1116// Российская газета от 12 сентября 1997 года.
6. Об авторском праве и смежных правах: Закон Российской Федерации// М.: Изд. "Республика", 1993 г.
7. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 г. N 55-17-1// Российская газета от 14 октября 1992 г.
8. ФЗ// Российская газета от 28 апреля 1995 г.180 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость": Федеральный закон от 25.04.95 г. N
9. Ф3// Российская газета от 28 апреля 1995 г.190 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций": Федеральный закон от 25.04.95 г. N 64-ФЗ// Российская газета от 28 апреля 1995 г.
10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Российской Федерации от 9.10.1992 г. N 3612-1// Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации N 46 от 19 ноября 1992 г., ст.2615.
11. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений: Парижский акт от 24.07.1971 г., измененный 2.10.1979 г.// Публикация ВОИС N 287 (R), Женева, 1990.- с.58.
12. Книги, брошюры, статьи из сборников
13. Абалкин Л.И. Советское общество: революционное обновление: Интер. 1989.
14. Абалкин Л.И. Перестройка: пути и перемены. 1988.
15. Абалкин Л.И. Неиспользованный шаг. 1991.
16. Абалкин Л.И. На перепутье: Размышления о судьбах России. М.1993.
17. Абалкин Л.И. К цели через кризис. М., 1994.
18. Агеев А.И.Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., Наука, 1991.
19. Андреева А.А Преемственность содержания непрерывного образования молодежи региона народного художестенного промысла Гжель Авто-реф. дис.канд.педнаук Институт среднего специального образования. -Казань, 1994. -С.32.
20. Андреева А.А. Гжель: от игры к профессии:ТОО "Гжель" / ТОО "Специалист", 1994 С.160. Ил.
21. Бадяева Т.А.Искусство и ремесла: (К основам художественного промысла): Народное искусство и современные проблемы сохранения и развития традиций/ Материалы Всесоюзного с международным участием научно-практической конференции М., 1991. - С. 117-127.
22. Балабанов И.Т.Основы финансового менеджмента. Казс управлять капиталом?: М., Финансы и статистика, 1994. С.384. Ил.
23. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов г сувениров. / М.: Высшая школа, 1977, с.
24. Бачурин А В. Экономические механизмы в системе управления. М.1988.
25. Бачурин А.В. Рынок в СССР: становление, регулирование. М.,1991.
26. Бачурин А.В. Рынок в СССР: механизм регулированиям., 1991.
27. Бачурин А.В. Коренная перестройка механизмов хозяйствования. М.,1989.
28. Бляхман JI.C. Предпринимательство основа социально-экономического развития общества / Вестник С.-Петербургского университета, 1993. Серия V, вып.З.
29. Валдайцев С.В., Горланов Г.В. Эффективность ускорения. НТП.1990.
30. Волков М.И., Марков С.П.Промыслы особый вид промышленности. Два экономических аспекта./ДИ СССР, 1996, N 2.
31. Гжель Российская жемчужина. М.,1993 - С.46.
32. Горланов Г.В. Экономические прививки. М.,1990.
33. Горланов Г.В. Социалистическая предприимчивость. М.,1981.
34. Евсеев П.В., Харабиберов В.С.Развитие местной промышленности в 1971-1975 гг. М.: Экономика. 1971.
35. Жабин А.Экспорт промысловой кооперации. / М.: 1929.48.3лобин Б.К., Кушлин В.И. и др Экономика и организация рыночного хозяйства/ Учебное пособие. М.: Изд. Луч, 1995.
36. История промысловой кооперации.: Библиотека НИИХП, Рукопись.
37. Кайманаков С. К концепции предпринимательства./ Российский экономический журнал, 1992, N 3.
38. Ковригина В.М.Экономика народных художественных промыслов.: / М.: Экономика, 1973.
39. В.М.Ковригина. Организация и планирование народных художественных промыслов. М.,1978.
40. Королев В. Феномен предпринимательства. / Российский экономический журнал, N 4.
41. Корпоративное управление: Сборник документов/ М., "Нива России", 1997 С.304.
42. Корсак А.К. О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) в Западной Европе и России./М.: 1861.
43. Котляр 3. Предпринимательский климат в России./ Деловой мир 1993, 30 января.
44. Кретов С.И. Предпринимательство: сущность, дерективы и перспективы./ : М., Знание, 1992.
45. Логинов В.М.Новь древней Гжели. / М.: 1986.
46. Логинов В.М., Скальский Ю.П Эта звонкая сказка Гжель:М., ТОО " Сварог", 1994 -С. 190.
47. Макаров С.П. Планирование на предприятиях художественных промыслов: Сб.тр./ НИИХП, N 4, - М., 1967, с.61.
48. Макаров СЛ. Планирование на предприятиях художественных промыслов: Сб.тр./НИИХП, -N 4, М., 1967, с.61.
49. Макаров С.П. Планирование на предприятиях художественных промыслов: Сб.тр./ НИИХП, N 4, - М., 1967, с.61.
50. Макконелл К.Л., Брю С.Л.Экономикс: Принципы, проблемы и политика/ В т.2. пер.с англ.11-го изд.// М., Республика, 1993 С.399.
51. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами./ М.: Мысль,1994. С. 397.
52. Муханова Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры/ М., Институт экономии РАН, 1994. Тейлор Ф. Пер.с англ. А.И.Зак: Научн.ред. и предисл. Е.А.Кочерина Менеджмент / М., Журнал "Контроллинг", 1992 С. 137.
53. Народные художественные промыслы РСФСР: История и современность: Сборник научных трудов/ НИИ художественной промышленности. М., 1991. -С.180.
54. Народные художественные промыслы.: Материалы и документы/ М., 1986.
55. Образовательная система региона народного промысла. Гжель.// Сборник методических материалов и программ.М.:1995.
56. Ольшанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР. М., 1927.
57. Промыслы Владимирской губернии.: Комиссия по устройству кустарного отдела на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. М., 1882 г.
58. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX XX вв.// М.: Наука, 1965.
59. Русский торгово-промышленный мир.: М.: Планета, 1993.
60. Свод материалов по кустарной промышленности в России. Спб, 1874.
61. Сидоров А. Предпринимательство ядро рыночной экономики./ Экономика и жизнь, 1993, N 1.
62. Стратегия товародвижения: Сост.Алексеев А.Ю., Беляев В.М. Практикум. РАУ. Учебно-методическое управление, Центр проблем рыночной экономики. М.: Луч, 1993. С Л 6.
63. Стратегия развития промышленных предприятий: Сборник научных трудов. АН СССР. Сиб.отд. Институт экономики и организации промышленного производства. Под ред. Л.В.Кириной, З.В.Коробковой/ Новосибирск. ИЭИОПП. 1990-С. 159 (1).
64. Стратегические проблемы экономической реформы в России: Сб.ст. N 1. Российский институт стратегических исследований/ М., 1994 С.64.
65. Стратегические проблемы экономической реформы в России.: Сб.ст. N 2. Российский институт стратегических исследований/ М., 1994 С.64.
66. Суханова Н.В. Основные организационные формы коллективного пред-принима- тельства/ Вестник Московского университета, серия VL N 6,1992.
67. Финансирование и кредитование инновационной деятельности: Учеб.пособ. С-Петербург университет. Отв.ред.С.В.Валдайцев, О.В.Мотовилов/ Спб. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. -С.136.
68. Финансовая стратегия рыночной реформы: Материалы международного семинара/ Российский университет стратегических исследований.М., 1993 -С. 80.
69. Художественные промыслы России. Теория и практика: Сборник научных трудов (К 60-летию НЕЙ художественной промышленности) ' М.,1993.-С. 231.
70. Цены и ценообразование в рыночной экономике: Учеб. кн. 1-2; Цены и рыночная конъюктура: С-Пб унив.экономики и финансов.аф.ценообразования/ Спб. Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1994. С. 140.
71. Чупров А.И. Мелкая промышленность в связи с артельным началом и поземельной общиной.: СПб.:Бееда, 1911, N 5.
72. Чупров А.И. Ученые труда в издании императорского Московского университета. 4.2 вып.2. Курс политической экономики. М.,1991г.
73. Чупров А.И. Речи и статьи. Т.2.Крестьянское хозяйство. Мелкий кредит и кооперация. Аграрный вопрос. М.,1909.
74. Чупров А.И. Мелкое земледелие и его новые нужды. М.,1918.
75. Чупров А.И. Крестьянский вопрос. 1900-1908 годов.М.,1909.
76. Чупров А.И. История политической экономии. М., 1918.91 .Чупров А.И. Аграрная реформа и ее влияние на сельскохозяйственное производство М.,1906.
77. Щумпетер Й. Капитализм, социалистическая демократия. М.,1995.
78. Шумпетер Й. Теория экономического развития: (Исслед. предпринимательства, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры).1. М.,Прогресс, 1982.
79. Якобсон Л.И.Экономические методы управления в социально-культурной сфере/М., Экономика, 1991. С. 176 .
80. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. /М.: ТриЛ.,1994. -С. 232.
81. Публикации их периодических изданий
82. Спастись от подделок. (Об искусстве Гжели): Астраханцева Т.Л.// Художник. 1994. -N 1. - С. 1,32.
83. К истории золотошвейного дела в Торжке: Беренштейн Н.С., Малыгин П.Д.// Твер.стариа. 1995, - N 2, - С. 110-112.
84. Ростовская финифть. Уникальный промысел нуждается в поддержке го, сударства: Борисова В.// Мир музея. 1994. - N 4. - С. 40-42.
85. История золотовшейного искусства города Торжка: Климовская Г.// Твер.старина 1995. - N 2. - С.91-109.
86. Гжель живая (проблема сохранения традиционных народных промыслов): Никологорская Т.// Встреча. Культ.-просвет.работа. 1995. - N 1. -С.10-12.
87. Жизнь и сказка (Богородская игрушка. Экономические проблемы фабрики): Пацей Л.// Воин. 1996 . - N 6. - С.31-33.
88. Спасти и сохранить.: Научно-практическая конференция "Проблемы сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов России в условиях рыночной экономики". Вологда, 1994г.// Художник. 1994-N 6. - С. 2.
89. Необходимость "ненужных вещей"(художественные промыслы снова на краю гибели): Тархова JI.// Деловой мир.-1995-5 декабря. С.5.
90. Уникальный древний промысел нуждается в поддержке государства: (Ростовская финифть: история нар.промысла и проблемы сегодняшнего дня)//Мир музея.-1994,-N4, С.41-42.