Перспективы применения концепции "качества жизни" в современных условиях тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Тевосян, Саркис Рубенович
- Место защиты
- Ереван
- Год
- 1991
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.07
Автореферат диссертации по теме "Перспективы применения концепции "качества жизни" в современных условиях"
ГОСКОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ЩСШШУ ОБРАЗОВАНИЮ РЕСПУБЛИКИ АШЕНШ
Ереванский институт народного хозяйства
На правах рукописи
ТЕЗОСЯН САРКИС РУБЕНОВИЧ
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ "КАЧЕСТВА ГИЗКИ" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВШ
Специальность: 08.00.07 - Экономка груда 22.00.03 - Социология труда, экономическая социология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Ереван- ГЗЭ1
Работа выполнена иа кафедре прикладной социологии Ереванского государственного университета
Научный руководитель -
доктор философских наук, профессор л.А.друтюйЯн
Официальные оппоненты -
доктор экономических наук, профессор
М.Т. САРКИСЯН
кандидат экономических нау] И.А. АРАКЕШ
Ведущая организация - НйИЭП при Госкомитете Экономики Республики Армения
Защита диссертации состоится "о " мая 1991 г. в ".16" часов на заседании специализированного совета К 055.02.01 по присуждению ученой степени кандидата экономических наук з Ереванском институте народного хозяйства по адресу: 375025, г.Ереван-25, ул.Абовяна, д.52
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ереванского государственного университета.
Автореферат разослан апреля 1991 г.
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА,
' профессор
Б.А. БАБАЯН
з.
Актуальность темы диссертации. Характер взаимодействия экономических и социальных процессов аа современном этапе развития нашего общества, сильная зависимость экономической жизни от действующих социальных механизмов, структур и отношений делают актуальным изучение социальных аспектов функционирования экономики, а также построение концепций социально-экономического характера'.
Начатый в стране процесс перехода к рыночной экономике, размах и неординарность задачи социального обновления, иных детерминант инновационных процессов определяют актуальность обращения к мировому опыту социального реформирования с тем, чтобы найти способы преодоления трансформаций социальных структур,компенсации негативного действия дезинтерграционных тенденций, затронувших все стороны общественной жизни от экономики и идеологии до межличностных взаимоотношений. Это ставит общественные науки перед необходимостью изучения интергративных механизмов, поиска социально-экономических интерграторов, разработки новых концепций взаимодействия личности и общества.
Особое значение приобретает правильная оценка идея непосредственного включения личности в рыночные - экономические отношения, интерграцию ее в целостную, с точки зрения структуры общественного сознания, систему нормативных представлений о взаимосвязи общества и личности в рамках концепции "качества жизни".
Концепция "качества жизни" занимает особое место среди глобальных идеологем современного мира. Сформировавшаяся на американской почве в 60-70-ые годы.XX века, она стала ведущей во внутренней политике и идеологии практически всех развитых стран, а с середины" 70-ых годов термин "качество жизни" вошел также в научный лексикон советских ученых.
Практическое применение концепции "качества жизни" в конкретном обществе, на конкретном этапе его развития предполагает выяснение ее функций, социального и экономического наполнения в различных социокультурных условиях, а также возможностей использования концепции в роли интегрирующего средства или фактора в системе, "общество - личность".
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется, во-первых, необходимостью нахождения интегративных механизмов взаимодействия личности и общества в процессе смены социально-экономических структур, во-вторых, неотложностью задачи изучения социальных факторов экономического развития, в тре-
тьих, необходимостью дифференцированного подхода к теоретическому в практическому использованию концепции "качества :кизни" в зависимости от социокультурного й экономического окружения.
Уровень теоретической разработанности проблем. .Многогспект-ность и интегральный характер социально-экономической концепции "качества жизни" во многом определили многоплановый подход к ее изучению. Те или иные стороны концепция "качества жизни" стали .предметом рассмотрения различных дисциплин экономики, философия, социологии, культурологии, психологии и т.д. Поскольку провести исчерпывающий анализ всей имеющейся литературы в рамках данного исследования представляется невозможным, в работе рассмотрены только те работы, которые имеют существенное значение для решения выделяемых задач.
'. , Первоисточниками в изучении концепции "качества жизни" выступили, ставшие уже "классическими", 'работы американских социологов и экономистов А.Кампбелла, С.Уитни, Ф.Эндрюса, Ф.Конверса и др. Свое развитие концепция нашла в работах многих зарубежных ученых Михалоса, Дк.Орли, Ц.Флетчера, Ф.Лоренца, Б.Льюи, В. Зап-фа и др. Современные тенденции и направления расширения концепции в западной науке отражают работы С.Ши, О.Зимана.
В советском обществоведении проблемы "качества жизни" нашли отражение в работах Л.А.Арутюнян, Г.С.Батыгина, И.В.Бестужева-Лады, Н.М.Блинова, Г.Е.Литвиновой, А.Г.Милейковского, М.П.Мчедлсша, С.И.Попова, М.Н.Руткевича и др.
Следует выделить работы, содержащие анализ этапов развития, сущности, моделей и проблем измерения качества жизни. Вместе с тем необходимо отметить, что исследования качества жизни, проводимые в СССР в 70-80-ых годах в условиях идейно-политической цензуры,в целом были посвящены анализу преимущественно идеологических функций данного феномена. За рамками этих исследований оставалось глубокое осмысление теоретических положений и практи-' ческих функций концепции. Вследствие этого оказались слабо изученными детерминанты становления концепции "качества жизни", ее функциональная роль в западном обществе, ряд ее содержательных отличий. Восполнение этих пробелов - актуальная задача, имеющая практическую и теоретическую значимость, прежде всего, в силу того, что "качество жизни" сегодня может быть использовано в роли социально-экономического интегратора, а также для преодоления практики некритического переноса разработанных западными иссле-
о.
дователями индикаторов я методов измерения этого феномена на почву нашей действительности.
Цель и задачи исследования. Основной целью предпринятого исследования является определение критериев применимости концепции "качества жизни" в различных общественно-экономических и социокультурных условиях.
Задачами исследования являются:'
- анализ механизмов взаимодействия в системе "лачность-обще-ство";
- определение функциональной роли, а также экономического я философского контекста формирования концепции "качества жизни" в США; ■
- анализ становления советской концепции "качества жизни";
- сравнительный анализ социокультурных доминант американского и советского обществ;
- анализ особенностей социально-экономического развития советского общества впериод лерехода-к рынку;
- определений степени применимости, а также содержательного наполнения и функций концепции "качества казни" на современном этапе развития советского общества. ,<
Научная новизна работы заключается в тал, что в ней вперн
вые:
- разработано понятие социально-экономического интегратора;
- определена функциональная роль концепции "качества жизни" в западном обществе;
- описано социокультурное содержание американской концепция "качества жизни";
- сформулированы условия применимости концепции "качества жизни" в современной социально-экономической ситуации нашей страны; • 1 ; -
- сделан сравнительный анализ ряда характеристик экономической и социальной культуры американского я советского общества с целью выявления адекватного содержания качества жизни для нашей страны. , ',
Методологической и теоретической основой исследования явились труда по методологии науки, по теоретическим основам общественного функционирования.
Использовались методы сравнительных исследований, генетического и функционального анализа.
При анализа изучаемых проблем автор опирался на работы советских я зарубежных экономистов, социологов и философов, посвященные вопросам теории, "качества жизни", и экономической социологии. В диссертации использованы подвергнутые критическому осмыслению материалу периодических изданий последних лет,содержащие нетрадиционные подходы к изучению общественной практики.
Научно-практическая значимость работы определяется исследованием круга .проблем, существенных для современного этапа развития общества. Вывода и рекомендаций диссертационного иссле -дования могут .быть использованы яри анализе последствий существующей практики социальной регуляции и принятия управленческих решений.
Теоретические разработки восполняют некоторые пробелы в концепции."качества жизни", способствуют более глубокому пониманию интегративных возможностей этой концепции, усвоению техники адаптации к ее отечественным условиям.
Результаты исследования могут быть использованы в социальном управлении, в частности, в социальной политике в действиях по преодолению состояния дезинтеграции и отчуждения. Они могут лечь в основу программ социологических исследований в области экономической социологии, проблем уровня и качества жизни, социальных ожиданий, использоваться в качестве основы при разработке системы показателей качества жизни и социальных показателей. Материалы диссертации нашла применение на кафедре прикладной социологии Ереванского государственного университета,в преподавании курса экономической социологии.
Апробация работа. Основные результаты диссертации обсуждались на кафедре прикладной социологии ЕГУ я докладывались на ежегодных научно-теоретических конференциях ЕГУ 1988-1990 гг., а также, на Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов (Репино, сентябрь, 1989 г.). Концепция работы легла в основу программы .конкретного социологического исследования "Качество жизни 88". Основные положения диссертации отражены в публикациях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, .заключения и библиографии. .
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность избранной темы,степень ее разработанности, определяются цель я основные задачи исследования, методологическая основа диссертации, описывается на-
учная новизна и научно-практическая ценность работа. Подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к формировании концепции "качества жизни" в зависимости от специфики социокультурной эволюции данного общества, преодоления упрощенного экономического взгляда на данную проблематику.
Первая глава - "Качество ашзви" как социально-экономический . интегратор з западном обществе" - включает два параграфа я поо -вящена интерпретации социально-экономической концепция "качества жизни" о точка зрения ее роли в системе механизмов общественного функционирования.
Разбор функциональной роли концепции "качества жизни" в западаем обществе на примере американского предваряется изучением способа взаимодействия личности а общества в системе социальных механизмов развития экономики. Вводится а разрабатывается понятие социального интегратора. Обосновывается тезво о ток, что в обществе с рыночной экономикой всегда актуальна задача формирования механизмов, ввтегрирующах личность о обществом. В современных условиях эту роль, как правило, выполняет социальные интеграторы.
Показано, что функционально "качество казни" служат социально-экономическим интеграторсы, адекватным современному уровню развития экономика западных обществ.
В первом параграфе - "Социальный механизм функционирования рыночной экономики: антегративный аспект" - подвергается анализу структура механизмов общественного функционирования о выделением *х различных иерархических уровней в аспектов. Под механизмами -общественного функционирования понимается система наиболее существенных взаимосвязей субъектов я структур социальной действительности (социальных агентов), способ их взаимодействия, обеспечивающий воспроизводство функциональной целостности общества и взаимообусловленность общественных отношений и производительных сил.
С точки зрения экономической социологии ключевое значение имеет трактовка взаимоотношения экономической и социальной сфер в обществе я, соответственно, механизмов экономического и социального функционирования в рамках целостного общественного процесса .
В работе экономическая сфера общества определяется, вслед за другими авторами, как целостная подсистема общества, ответственная за производство, распределение, обмен я потребление
материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Социальная не сфера сведена к отношениям, определяемым по- . л ожени ал людей и групп в социальной структуре общества .Показано, что эти сферы находятся под сильным взаимным воздействием. Пере- „ плетение механизмов их функционирования, образует существенную часть механизма общественного функционирования. Важным слагаемым последнего 'являются, по тению автора, механизмы взаимодействия в системе "общество - личность", в которой складывается целая гамма отношений в процессов, носящих в себе, заряду с объединяющими, и значительные дезинтеграционные тенденции. Поэтому возникает необходимость в выделении и изучении средств, обеспечивающих сквозную интеграцию в системе "общество - личность", а , также поведение дезинтегрирующих компонентов.
Отмечается, что функционально тарой механизм должен интегрировать все три выделяемых в работе уровня включенности личности в общество через социальные роли, а именно уровень идентификации ее с обществом (т.е. личность - как носитель общественных интересов) .уровень идентификаций с социальной группой (т.е. личность - как носитель групповых интересов) и уровень, идентифика- • ции с индивидуальным (т.е. личными интересами).Обосновывается вывод о том,что е основе механизма интеграции личности с обществом лежит ценностная система,чем и обусловлена необходимость дополнения исследовательского инструментария социокультурным анализом.
В работе показано, что потребность в интеграции находит свое воплощение', социальную форму реализации, в социальных интеграторах, которые в условиях рыночной экономики приобретают также экономическое наполнений. . '
Во втором параграфе -"Концепция "качества жизни" как ответ на поиск социально-экономических интеграторов",- рассматривается функцион 1льная роль "качества жизни" сквозь призму механизмов интеграция личности с обществом. Под указанным углом зрения анализируются содержательные аспекты и эволюция.самой концепции, проблемы измерения и индикаторы качества жизни. • ..
Концепция "качества жизни" строится, на факте существования субъективных оценок личности - состояния "интегрального самоощущения в мире", которое тесно коррелирует с совокупностью детерминант ее внешнего (материальное, социальное благополучие ит.п) и внутреннего (самореализация, саморазвитие и т.п.) состояний.
Субъективные оценки качества жизни, по мнению автора, показывают степень психологической адаптации личности к условиям
своего физического, социального а психического существования, а такка степень соответствия этих условий в возможностей, создаваемых обществом, потребностям личности в самоосуществлении. Качество кизни формируется на базе определенного уровня жизни я связано с ним генетически, поскольку имеет в своей основе соответствующий уровень материального благосостояния, обеспеченность социальными, культурными, духовными благами, которые находят свое выражение з уровне жизни. В диссертации прослеживается взаимосвязь качества жизни личности а общества. Отмечается, что являясь одновременно характеристикой степени реализации личностных потребностей, определенных ее социально-психологических состояний, а такзке различных социально-психологических состояний общества, "качество жизни" становится, таким образам, точкой пересечения эффективности общественного функционирования з целом с индивидуальным благополучием. Из этого делается вивод, что функционально "качество глзни" может интегрировать дифференцированные интересы субъектов - носителей потребностей во взаимосвязанную) систему. Развитие этой системы становится целью для личности,поскольку при этом обеспечивается достижение индивидуального благополучия .
В диссертация прослеживается развитие концепции "качества жизни" параллельно процессу обогащения представлений о внутренних я внешних условиях включенности (активности) личности в общество.
В процессе эволюция общественных представлений выделяются три этапа. На первом этапе (50-60-ке года) объективно господствовали экономические подхода к вопросу о взаимодействии личности и общества, в частности, был характерен акцент на равенстве экономических возможностей личности. На следующем этапе (60-70-ые года) внимание концентрируется на социальных условиях'яизнэдея-тельнооти личности и, соответственно, интегрирующими становятся социальные показатели. И, наконец, на третьем этапе (70-ые• года и далее) в ареал рассмотрения включаются феномены, функционирующие на микросоциальном уровне, и социально-психологические характеристики личности приобретают значение социальных интеграторов. Соответственно эволюционировала и концепция "качества жизни". На этапе преобладания экономического подхода выдвинулись показатели материальных достижений: общее благосостояние государства рассматривалось в качестве критерия благосостояния лич-
ностя, далее акцент сместился в сторону создания обществом равных возможностей для достижения индивидуального материального благополучия. В качестве интеграторов стали использоваться общеэкономические (уровень жизни и семейный бюджет) показателя благосостояния. В дальнейшем значимыми для личности становятся социальные факторы, характеризующие нематериальное благополучие: здоровье, условия труда, возможности получения образования и т.д. "Качество жизни" отражает соотношение социальной и экономической эффективности в масштабе общества. Недостаточная информативность данных показателей, невозможность их использования для показа личностных состояний, приводит к перемещению внимания на непосредственно-личностный, социально-психологический уровень взаимодействия личности и общества и, соответственно, выдвижению на первый план проблематики самоощущения личности в обществе и концепции так называемого "субъективного",."ощущаемого" качества жезви. Разрабатывается система показателей качества жизни по когнитивной - включающей личностную смысловую оценку - и аффективной - отражающей субъективную удовлетворенность самоощущени»-ем - шкалам.
Таким образом, концепция "качества жизни", отражая общесо-циалыше закономерности .функционирования западных обществ и уровень их экономического и индустриального развития, являясь осознанным и принятым на уровне государственной политики средством контроля за общенациональным и личным благополучием, выполняет одновременно роль социально-экономического интегратора в системе "общество - личность".
В заключении второго параграфа рассматриваются последние тенденции и дальнейшие перспективы применения концепции "качества жизни" в западном обществе.
Вторая глава - "Экономические, философские и социокультурные предпосылки американской концепции "качества жизни" - включает три параграфа и посвящена анализу социокультурных и теоретических детерминант возникновения и становления концепции "качества жизни" в США. Такой подход позволяет выявить американскую специфику концепции "качества жизни" и создает необходимую базу для дальнейшего анализа ее применимости и адаптации к советской действительности.
В главе отмечается существенная значимость и вместе с тем слабая изученность влияния социокультурных факторов на развитие
и.
экономических процессов в различных странах. В качестве иллюстрация приводится факт неизученности причин параллельного развития функционально однотипных (с точки зрения механизма интеграции личности и общества) и одновременно культурно-специфических концепций - "качества жизни" в США и "государства благосостояния" в ФРГ.
Предваряя исследование общефилософского контекста формирования концепции "качества жизни" как парадигмы современного экономического и общегуманитарного мышления, в первом параграфе -"Социокультурная специфика развития американского общества" -делается попытка "взглянуть извне" на американскую социокультурную среду для определения места "качества жизни" в картине мира американцев. Для этого автор обращается к категориальному аппарату социокультурного анализа - к понятиям: "культура", "этническое сознание", "доминанта". Показывает, что с той реальностью, о которой идет речь, наибольшим образом коррелирует имеющееся в литературе расширительное определение культуры, как адаптационно-адаптирующего способа деятельности общества ила личности, а также средств, обеспечивающих приспособление человека к среде яиз-необятаняя. Дает собственную трактовку "этнического сознания", как присущего каждому конкретно^ этносу модуса видения мира я поведения в нем. Социальная же культура, соответственно, определяется как процесс (механдзм, Форш) психологической адаптация людей (этноса) к социальной ореде. Взодитоя понятие "доминанта", которым обобщаются ключевые общественные ценности, имеющие прямое поведенческое действие и- находящие отражение в общественной идеологии.
С целью анализа специфики социальной культуры американского общества предварительно обозначаются ценностные доминанты (идеа-логемн), составляющие основу этногенеза американской цивилизации. Это - протестантская етяка, декларация прав человека я европейский гуманизм. Далее, выделяются и интерпретируются ключевые особенности американского социального я этнического сознания, сформировавшегося как под воздействием ценностных доминант, так и в результате особенностей социально-экономической эволюции США.
Показывается, что сращивание концепции прав человека и гуманизма европейского типа (постулат о человеке, как мере всех вешей) с феноменами осознанного самосотворения, индивидуализма
и другими этнокультурными факторами, привело в США к приданию исключительной значимости идее создания или обеспечения максимальной комфортности для человека в'мире. Иначе говоря,процесс американского этногенеза синтезировал социокультурную среду, в которой личность во всех ее проявлениях предстает в общественном сознании критерием общественной эффективности. Поэтому американская концепция "качества жизни" отражает императив социокультурного статуса личности, выражает модус ее отношения к миру и образ действия в мире. Отсвда делается вывод, что сущностная определенность экономических и социальных индикаторов качества .жизни опосредована специфическими характеристиками социокультурной организации общества'.
Во втором параграфе — "Философские истоки формирования "качества жизни" - анализируются американские философские воззрения на место и роль личности в мире. Рассматривается их методологическое значение в эволюции социально-экономических теорий в концепцию "качества жизни".
В работе отмечается, что американские ученые дала своеобразны,: ыьет на вопросы, постановка которых восходит к общим истокам западной культуры. В целом, европейскому мировоззрению свойственен ннтровертный оттенок философии индивидуализма - осмысление внутреннего бытия личности в мире, сосредоточение на самоценна; для личности круговороте идей и переживаний, воплощающихся в экзистенциальном выборе среди разлада мира. В отличие от этого американская философия переполнена пафосом действенного (зкстравертного) индивидуализма.
В Америке б начале столетия.возникает философия части человечества, "понимающей себя как рискованное начало", имеющая тенденцию к культу естественного человека, отвечающая требованию претворения личности вовне, - философия прагматизма, - в которой идеи рассматриваются не как образ мира, а гак средства, используемые для достижения цели, как орудия для возобладания над обстоятельствами .
Прагматизм есть сознание открытых возможностей между человеком и природой. Природа есть система открытых возможностей. Человек - их творец и претворитель. Для него характерно разумное действие, целенаправленное поведение, самоконтроль.
Социальная философия прагматизма сводится в основном к вере в прогресс, бесконечное обогащение общественной жизни личности.
В дальнейшем в американской общественной мысли сформировался целый пласт течений, школ и концепций (неореализм, бихевиоризм, символический ивтеракционалязм, персонализм и пр.), в которых основополагающим был тезис о деятельной сущности личности, находящейся с обществом в непосредственной взаимообратной связи. Из него следовало, что деятельная самореализация личности - основа движения общества. Отсюда - прямой путь к выводу, что "качество" ее жизни - структурообразующий фактор общественного развития.
В третьем параграфе - "Американские экономические концепции и "качество жизни" - анализируется эволюция ключевых экономических концепций, сформулированных в работах американских теоретиков и определивших возникновение понятия "качество жизни". •
С начала века в американских экономических теориях находили свое выражение и взаимопереплетались идеи "индивидуализма" и "сбережения". Идея сбережения,.восходящая, как и идея индивидуализма, к этическим аспектам протестантизма, играла важную.роль в менталитете всего западного, общества, диктуя нормативы поведения не .только отдельной личности, но и целым социальным слоям. Сбережение, как. суммарный итог достижений и.морального самоограничения,, находит свое'теоретическое экономическое осмысление в концепциях американских последователей КейнЬа (Э.Хансен). Оно обобщается в этих концепциях до системообразующего-макроэкономи-. ческого фактора, достигая почти "мифологической" значимости» явно несоразмерной ее роли в экономике, развитого капитализма. В этом также проявляется (сильно символизированное) представление о непосредственной, связи глобального экономического механизма с характере« (принципами, привычками) и действием личностиТем не менее, в кейнсианской и смежных традициях постепенно утверждаются дифференцированные представления о. структуре и факторах развития экономической системы. Наряду с показателями общеэкономи- . ческого роста привлекаются к изучению процессы и проблемы в сфере образования, здравоохранения и других социальных.сферах.Выходит на первый план проблема воспроизводства потенциала американской нации в целом в процессе экономического развития. Исследукн тся закономерности деятельности личности и социально-экономических механизмов ее взаимодействия с обществом.
Эти идеи находят свое синтетическое выражение в работах Дж. К.Гэлбрейта, где делается попытка описания интегративных механизмов в системе "личность - общество", опосредуемых организацией
(корпорацией}, взаимосвязями, расширяющимися до уровня "нового индустриального общества". И хотя в отношении системообразующего модуса ввтегративных механизмов концепция Дж.К.Гэлбрейта в основнсы не выходит за описательные рамки, именно он вводит в научный оборот понятие "качество жизни", которое, с нашей точки зрения, и есть специфически интегрирующий фактор, имманентный американской системе "личность - общество".
В третьей главе - "К вопросу о применимости концепции "качества жизни" к советской действительности" - анализ опирается на результаты исследования предыдущих глав, где., с одной стороны, была показана функциональная необходимость социального интегратора, с другой - обоснована специфика концепции "качества жизни" для определенной социокультурной среды. Для- оценки применимости данной концепции к условиям советской социальной и хозяйственной практики делается взаимосвязанный анализ социокультурных и экономических особенностей советского общества. Ка этой основе формулируются условия и формы адаптации "качества жизни" и его показателей для современного периода развития советского общества.
В первом параграфе - "Особенности развития советского общества и концепция "качества жизви" - рассматриваются закономерности социально-экономического развития страны сквозь призму специфики ценностных доминант советского общества. С этой целью проводится сравнительный типологический анализ структуры социального сознания американского и советского общества. Отправным пунктом в схеме анализа служит способ взаимодействия личности и общества.
В смысле указанного взаимодействия американское и советское общественное сознание тяготеют к полярным позициям. Если для США этот способ представлен как самодеятельность личности (приоритет личности перед обществом как основа ее прав ), то для СССР это отождествление личности с обществом (приоритет общества перед личностью как выражение ее обязадносгей).
Ценностные доминанты, воплощающие основной модус,"развертываются" в различных социокультурных планах. В религиозном плане американские доминанты выливаются в утверждение, что личность имеет призвание, в советском случае сверхлячностное осмысление дается утверждением, что общество имеет призвание. В философском плане в американском мышлении господствует прагматизм, в "со-
ветском",- ориентация на социально-эсхатологические целя. В этическом плане .первоосновной признаются неотъемлемые драга человека, как имманентная гарантия свободной самодеятельности личности в мире и гуманизм, с одной стороны, я унификация всех субъектов общества перед лицом высших общественных обязанностей - о другой. В. психологическом плане общественная ориентация личности предстает как единящий.с нацией и государством патриотизм и как вынужденная жертвенность. В этническом плане нация отождествляет себя с самосотворенным, .созданным на основе собственных понятий, государством ("общий котел") и, напротив, авторитарное государство стремится вызвать к жизни подразумеваемую им нацию, как совокупность воплощающих его идеал индивидов ("советский народ").
В экономическом, плане равенство праз и самодеятельность личности предстают как посылки равенства возможностей и свободной предпринимательской инициативы, а равенство унифицированных обязанностей требует нивелирования инициативы, добровольного растворения ее в общепринятых социальных нормах. В социально-политическом плане механизм принятия решений обосновывается как демократизм, доминирование же идеи единой и единственной общественной системы формирует механизм авторитаризма^
Отмечается, что в отличие от американской полиц'евтричной системы социального демократизма, экономические механизмы советского общества находятся под определяющим воздействием авторитарной социокультуры. Далее в работе анализируется сложившийся . на протяжении жизни последнего поколения социально-экономический механизм, определивший кризисно-дёзинтеграционные процессы в современном советском обществе. Определяются характерные черты социально-экономического механизма авторитарного общества, как единоправного субъекта деятельности. Среди них выделяется тенденция к отрицанию самохозяйствующах (самовоспроизводящихся, "са-модостаточных")социально-экономических структур всех ступеней, -от крестьянского и общинного хозяйства до-полноправного предприятия и (национальных) территорий. Отмечается, что поскольку существованию авторитарного 'общества угрожают; "самодостаточные" социально-хозяйственные структуры, складывающиеся на1 основе самостоятельных-'горизонтальных связей-,: они заменяются строго вертикальными отношениями, .приводящими-к формированию* в обществе мно- • жества монополистически-ведомственных вертикальных структур. Эти структуры реализуют тот же идеал вертикально.! обусловленности,
однако осознаваемый уже-как частный ведомственный интерес.
В диссертации отмечается, что с эволюцией ведомственных структур тесно связано понимание советскими учеными и попытки применения в советской действительности концепции "качества жизни". Этап быстрого роста ведомственных структур (на базе монопольного экстенсивного ресурсоподьзования) привел к внедрению в практику показателей количественного роста экономики и принятию наукой на вооружение концепции и показателей "уровня жизни", за ростом которых скрывалось игнорирование истинных материальных потребностей разнообразных социальных групп населения. Массовый импорт • товаров широкого потребления, на-следующем этапе (1965 - конец 1970-ых гг.), за счет выхода ведомственных структур на мировые рынки сырьевых ресурсов, скрыл признаки надвигающегося кризиса и позволил социологической науке увлечься некртическим перенесением на советскую действительность западных критериев и подходов к благосостоянию, заимствованию американских концепций "качества жизни".
В работе отмечается, что эволюция ведомственных структур привела к ликвидации всех предпосылок самохозяйствования населения, к серьезному социально-национально-экономяческому разрыву между городским и деревенским укладами жизни, к формированию инверсированной структуры экономики, с выделением подчиненного гражданского и доминирующего военного секторов, к смещению макроэкономических пропорций в сторону сырьевых отраслей. Рассмотрено влияние указашшх факторов на процесс воспроизводства рабочей склы, отмечены его особенности в период перехода экономики к рыночным отношшгеям.___ ___ ________
Таким образом, из анализа социально-экономического положения страны и ее социальной культуры, делается вывод, что имеющиеся закономерности формирования и современное состояние советского общества диктуют необходимость существенной адаптации концепции "качества жизни" с тем, чтобы сделать ее пригодной к применению в реформируемой советской действительности.
Во втором параграфе - "Качество жизни" как социально-экономический интегратор в современных условиях перехода к рын^" -определяется и обосновывается структура концепции "качества жизни" как социального интегратора.
На основе проведенного в предыдущем параграфе анализа показывается нарастание кризисных дезинтеграционных тенденций в нашем обществе, вызванных распадом социально-экономических струк-
тур я поддержи вашей их социальной культуры. Дезянтеграци онные процессы проявляют себя как' в экономической, так я в социальной, политической сферах. В экономической сфере наглядно оказывается тенденция распада ведомственных монополитических структур, разрушивших горизонтальные связи хозяйства, которые пока не удается восстановить на основе новых отношений рыночной экономики. Наблюдается дезинтеграция хозяйственных связей мезду предприятиями, республиками и регионами и, как следствие этого - натурализация хозяйства предприятий и регионов. Ввиду последнего, а также инфляционных процессов в финансовой системе, разрыва между доходами населения и товарной массой происходит разрушение потребительского рынка. Деформация распределительных структур приводит к фактической натурализации оплаты труда и распаду трудовой мотивации. Усиливается социальная поляризация; расширяется и видоизменяется состав социально-экономических групп при отсутствии налаженных механизмов их взаимосвязи; происходит дезинтеграция системы ценностей; возрастает дивергенция социальных целей и политических течений.
В работе отмечается, что необходимость преодоления дезинтеграции в обществе требует поиска социальных интеграторов, в частности, использования интегративных возможностей концепции "качества жизни". Разрабатывается понятие социального интегратора для периода реформ, который описывается как механизм соотнесения и бесконфликтного упорядочения отношений индивида, социальных институтов и общества в целом. Сердцевиной социального интегратора, задающей его качественную определенность, выступает комплекс социокультурных доминант, а его специфическая форма находится под воздействием социально-экономических условий данного исторического периода. Выделяются вертикальная и горизонтальная компоненты социального интегратора по типу опосредующих социальных взаимосвязей. Указывается, что применение концепции "качества жизни" в советском обществе предполагает создание "плавающей" системы индикаторов, выбор которых должен учитывать процесс актуализации потребностей личности. Констатируется, что потребности восстановления утраченной функция самохозяйствования личности и социальных общностей диктует сегодня стихииное приписывание повышенной социальной значимости рыночным отношениям. Это объясняется их ожидаемой ролью как необходимого механизма социальной оценки деятельности самохозяйствующих субъектов, приписывание ям функции неопосредованного соотнесения личного и соца-
ального.' '..... ■ ' ' ' ' ' "" ' . '
Утверждается, что наступивший период социального реформирования должен проходить при1 господстве следующих социокультурных ломинант:восстаяовлен'ия способности личности к созданию я включению в самовоспроизводящиеся социально-экономические структуры, восстановления механизма непосредственной взаимосвязи личности с обществом. ^ ■
На. основе этих социокультурных доминант формируется тот механизм ("язык") социального интегратора, посредством"которого выражается соотнесенность индивида, социальных институтов а общества. В нем в качестве горизонтальной компоненты присутствует понятие "чувство хозяина" как осмысление движущейся 4с самодостаточности личности. Одновременно ее потребность упорядоченного выстраивания новых общественных структур и механизмов выступает как запрос в отношении социальных гарантий условий ее самореализации. Вертикальную компоненту составляет рнвочаая экономика и уровень жизни социальных групп, что объясняется описанным, выше уклоном социального интегратора в область социально-экономического.
Такое понимание качества жизни для данного периода советской действительности должно находить свое выражение в соответствующих периоду перехода к рыночной экономике показателях экономического благосостояния и социальной защищенности. Это позволяет построить модель концепции "качества жизни" адекватной периоду реформ, способной быть операциональным инструментам качественной и количественной оценки уровня социальной интеграции.
В Заключения подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы, даны рекомендации и предложения по применению концепции "качества жизни" в условиях реформирования социально-экономической системы советского общества.
Положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Категория "уровень жизни" в социологическом познании. // Межвузовский сб."Вопросы философии", вып.8, изд.ЕГУ,1989 (0,8п.л.)
2. Дивамичные социальные процессы: проблема социологическо-кого мониторинга. //Тезисы доклада Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов. Ленинград, 1989, (0,2 п.л.).
. 3..Свободная Экономическая Зона: социальные последствия и экономические реалии. //Коммунист, .№238, 1989, (1,0 п.л.).
Заказ 28
Тара я 100
Закав праня? 4*04,91 подтесано к печатя 8,04 Фораат 60x84/16 о(5*еы печ. листов Уч. над. явс« Бесплатно
375025 Ереван 25 ул. ААовяна 52
Огдзл изда?ельства а оперативной поляграфик Ерй"Х-