Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Нуруллина, Гульнара Файзелхаковна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2004
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов"

На правах рукописи

НУРУЛЛИНА ГУЛЬНАРА ФАЙЗЕЛХАКОВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ С УЧЕТОМ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ

ФАКТОРОВ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(предпринимательство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург - 2004

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов»

Научный руководитель - кандидат экономических наук,

доцент

Русинов Владимир Михайлович

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Горбунов Аркадий Антонович

кандидат экономических наук, доцент

Бичун Юлия Андреевна

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государст-

венный университет

Защита состоится «_»_2004 г. в_часов на

заседании диссертационного совета Д212.237.08 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, ауд. 263 б.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «_»_2004 г.

Отзывы направлять в адрес университета (при необходимости факс 8-812-310-46-28)

Ученый секретарь диссертационного совета

Татаренко В.Н.

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования

Развитие многонациональной среды российского бизнеса определяет необходимость учета факторов культурного разнообразия при построении системы отношений между субъектами рынка, при формировании системы управления и ведении хозяйства компаниями. Решение данной задачи связано с всесторонним изучением влияния различных культур и религий на экономику и управление предприятиями, с выявлением механизмов перехода к этичному бизнесу. Отсутствие учета в партнерских деловых отношениях межкультурных факторов, таких как, особенности национального поведения, религиозной морали, этических норм, организационной культуры, негативно отражается на развитии совместного предпринимательства. Это выражается в возникновении конфликтных ситуаций и, в конечном счете, в повышении трансакционных издержек как российских предпринимателей, так и внешних партнеров, что соответственно ведет к снижению конкурентоспособности совместного бизнеса. Чем выше предсказуемость партнерских отношений, чем надежнее ожидания от кооперации, тем шире возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Население России многоконфессионально, и значительную часть его составляют двадцать миллионов российских мусульман. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни страны, приобретает особой интерес и значимость. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Российское руководство считает ислам великой мировой религией, которая является важным фактором глобального политического и экономического развития. Кремль также намерен продвигать идею о близости российских и исламских подходов ко многим международным проблемам»1. Об этом свидетельствует и недавнее заявление Президента РФ о намерении России сотрудничать с одной из самых авторитетных мусульманских организаций мира - Организацией «Исламская конференция» (ОИК). Российские предприниматели и инвесторы в значительной степени заинтересованы в расширении торгово-экономического взаимодействия в рамках многосторонних инвестиционных проектов между Россией и странами - членами ОИК, ресурсы которой составляют 70% мировых запасов нефти и 50% газа. Аналогичное отношение к сотрудничеству имеет место и в исламском мире. Очевидно, что для взаимовыгодной кооперации со странами необходимо глубокое изучение норм и требований,

еГ________________ _.„,

Г Т БНЬЛИОТЁ**

нах-партнерах к ведению совместного бизнеса.

__1 О» УХ>_

1 Выступление Президента РФ Путина В.В. на конференции ОИК вЛутраджайе октября 2003 г. //Коммерсант. X» 189-190 от 17.10.2004

Расширение международных связей российского бизнеса со странами Ближнего и Среднего Востока требует подготовки современных менеджеров, способных эффективно работать, осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В нашей стране со значительным мусульманским сегментом изучение принципов и особенностей ведения бизнеса, характерного для исламских стран, и использование его позитивного опыта представляет особую важность. Наряду с этим российский опыт также может сыграть заметную роль в совершенствовании совместного предпринимательства со странами Ближнего Востока. Появление на территории России исламских финансовых институтов и увеличение числа совместных предприятий говорит о возрастающем интересе к ведению совместного бизнеса, к экономическим принципам и нормам, которые в значительной степени ориентированы на положения религиозной морали и концентрируют внимание на этических аспектах менеджмента.

Вместе с тем, актуальность темы исследования определяется назревшей потребностью общества в добросовестном поведении всех участников рыночных отношений в России. Сходство христианских и исламских экономических постулатов дает возможность искать новые подходы в формировании механизмов этичного управления совместными предприятиями с учетом национальной специфики. Этичное управление позволит выстроить новые отношения, наладить сотрудничество и достичь высокой эффективности бизнеса и взаимопонимания как на макро-, так и на микроуровнях.

При исследовании этических аспектов менеджмента особого внимания заслуживают вопросы принятия и реализации решений в соответствии с моральными стандартами, присущими культуре данного общества. Разнообразие моральных стандартов велико в многонациональных культурах, характеризующихся существенными религиозными особенностями. Структура собственности в стране, базовые характеристики рынка и экономической системы в целом, определяются во многом влиянием социокультурных и религиозных факторов: степенью индивидуализма и личной свободы, философией активности/пассивности, восприятием неопределенности, долгосрочностью целевых ориентиров и т.д. Как правило, выделяют протестантскую, католическую (западно-христианская ветвь), православную (восточно-христианская ветвь), исламскую, конфуцианскую, буддистскую экономические этики, которые обуславливают разнообразие исторических типов хозяйства (табл.1).

Таблица 1

Краткая сравнительная характеристика особенностей различных типов национальных культур

Европейско-христианская Восточно-христианская Исламская Буддийская - Конфуцианская

1. Основная установка

Индивидуальный материальный успех. Соборность. Стремление к духовному началу и обретению спасения. Покорность законам Бога, достижение духовного, посредством материального. Высшая ■ ценность - небытие (нирвана). Материальный успех - ничто. Постоянное самосовершенствование. •

2. Структура общества

Индивид основная единица общества. Личный интерес превыше общественного. Приоритет общественных интересов над индивидуальными. Следование воле Бога и духовного наставника (иерархичность). Основная соц. единица - семья. Человек - распорядитель Бога, исполняющий его волю. Религия оказывает сильное влияние на общество, политику, бизнес. Основа общества - семья, в центре которой индивид, но не как свободная личность, а как обособленный человек, занятый мыслями о собственном спасении. Клановость. Основа общества - семья, община, в которой присутствует организованность и дисциплина, основанная, на чувстве долга. Клановость.

3. Отношение религии и государства

Сфера религии ограничена отношениями со священниками. Церковь отделена от государства. Церковь отделена от гос-ва, но в то же время найден компромисс в консультативной функции церкви! Теоретически религия не отделена от государства, нет разграничения на светское и духовное. Религия безразлична к власти, государству. Политикой -занимается ограниченное меньшинство. ' * Религия не влияет на политику, ей отводится второстепенная социальная роль.

4. Характеристика личности

Ставка на сильную личность, успех и свободу. Высокая мобильность, энергичность, карьеризм, прагматизм. Созерцательность. Для развития предпринимательства нужна сверх задача. Ориентация на достижение успеха в будущей жизни. Рациональное поведение, стремление к успеху'посредством соблюдения религиозных законов. Развитие моральных качеств. Равнодушие к мирским успехам и достижениям. Основное внимание на внутреннем самосовершенствовании. Ориентация на достижение желаемого места в иерархической лестнице общества, клана.

4. Особенности бизнеса

Основа - частная собственность, цель - увеличение прибыли и благосостояния. Стремление к расширению бизнеса. Семейный бизнес, общин-ность. Развитие самобытных коллективных форм, воплотившихся в общине и артели Принцип партнерства, основанный на кооперации и коммуникации. *. ( 1 Второстепенная роль бизнеса, предпринимательство в рамках общины, касты. Коллективный бизнес. Трудолюбие. Развитие предпринимательства. Взаимная ответственность.

5. Ответственность

Индивид отвечает перед законом только за себя. Индивид несет ответственность не только за себя, но и членов своей семьи, рода, гильдии, общины.

Исследуя модели предпринимательства в различных странах, особое внимание необходимо уделить истокам национального предпринимательства. Очевидно, что религиозное мировоззрение оказывало решающее воздействие на тип хозяйствования в некоторых регионах, особенно в странах распространения ислама. Сравнительная таблица 1 дает возможность сделать вывод о большем сходстве исламской модели хозяйствования с восточно-христианской, нежели с западно-христианской. В бизнесе в православной среде распространена форма «семейного» предпринимательства, что также характерно для исламского бизнеса, основанного на принципе партнерства - мушарака. Аналогично, оба религиозных учения имеют единый подход к трудовому ресурсу, исходя из установки на справедливые трудовые отношения и экономически оправданную ставку вознаграждения за труд, лишенный эксплуатации. Эти системы близки и в отношении предоставления всеобщих социальных гарантий, доступности основных благ, социальной ответственности предпринимателей, ограничения сверхприбыли, получаемой за счет монополии.

Отличительной чертой христианской и исламской экономической этики является вопрос о ссудном проценте. Если западное христианство в XVII веке фактически одобрило кредитование под процент, а православие осталось в стороне от обсуждения данного вопроса, то в исламе почти безраздельно господствует точка зрения, осуждающая и прямо воспрещающая операции такого рода.

Методология ислама применительно к экономике ставит религиозную этику в основание хозяйственной деятельности и определяет ряд ее главных постулатов. Исламские этические принципы обусловливают индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для общего социального благосостояния, а система государственного регулирования поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, одновременно контролируя справедливое распределение созданного богатства. Исламская доктрина также накладывает ограничения на следующие виды деловой активности (они рассматриваются как недопустимые): ростовщичество; неопределенные сделки с повышенным риском; игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами; традиционное коммерческое страхование; производство и торговля запрещенными товарами; установление монополии; нерациональное использование природных ресурсов.

Учет элементов отдельных культур, присущих им ценностей при построении межнациональных деловых контактов обеспечивает необходимые условия и определяет возможности получения дополнительных преимуществ ведения бизнеса. В работе выявлены основные факторы, влияющие на характер и развитие деловых отношений. Предрасположенность России к экономическому сотрудничеству со странами мусульман-

Учет элементов отдельных культур, присущих им ценностей при построении межнациональных деловых контактов обеспечивает необходимые условия и определяет возможности получения дополнительных преимуществ ведения бизнеса. В работе выявлены основные факторы, влияющие на характер и развитие деловых отношений. Предрасположенность России к экономическому сотрудничеству со странами мусульманской культуры оценивались экспертным путем в разрезе отдельных факторов.

Таблица 2

Факторный анализ возможностей экономического сотрудничества предпринимателей России и стран мусульманской культуры

Факторы (российская социально-экономическая среда) Оценка

1. Уровень экономического развития 8

2. Открытость экономической системы 6

3. Стабильность правовой среды 5

4. Уровень нравственности общества 3

5. Степень религиозного самосознания 4

6. Общность моральных и религиозных ценностей 6

7. Наличие культурных предпосылок для сотрудничества 6

8. Информационная осведомленность 3

9. Свобода личности 5

10. Потенциал развития 9

Анализ показал наличие благоприятных условий в России для развития экономического сотрудничества со странами мусульманской культуры. Комплексное исследование процессов взаимодействия бизнес-культур в целом позволило сделать следующие выводы:

1. Россия - поликонфессиональное, федеративное государство, в котором адепты ислама составляют вторую по численности группу общего религиозного населения. В регионах компактного проживания мусульманского населения исламские этические нормы ведения бизнеса имеют особое значение.

2. Процессы глобализации требуют развития кооперационных связей. Учет и взаимное следование этическим нормам взаимодействующих культур России и мусульманского Востока позволит сократить риски двусторонних отношений, создаст требуемые предпосылки и условия для инно-

ваций в сфере управления и организации производства, для взаимовыгодного сотрудничества.

3. Россия - связующее звено между христианской и мусульманской культурами. На протяжении веков мусульмане вносят свой весомый вклад в развитие культурных и духовных традиций России, в упрочнение межнационального согласия, а также в формирование особенностей национального предпринимательства.

4. Недоработки в области экономического законодательства повышают роль этических норм в бизнесе. Это имеет большое значение как для православного, так и для мусульманского населения РФ, особенно, в части сближения и взаимообогащения национальных этико-нравственных стандартов.

5. Многие мусульманские страны располагают значительными объемами финансовых ресурсов, которые могут быть ими инвестированы в Россию посредством исламских финансовых инструментов. Поэтому в России необходимо создание благоприятных условий для развития двусторонних экономических отношений и совместного бизнеса предпринимателей России и стран мусульманской культуры.

Как показали исследования, в процессе установления деловых отношений между российскими и мусульманскими партнерами нередко возникают культурные барьеры. Среди основных путей преодоления этих барьеров в совместной деятельности можно выделить:

1. Стимулирование взаимного интереса к культурам партнеров.

2. Расширение доверия в деловых отношениях.

3. Сближение правовых полей для гарантированного выполнения обязательств.

4. Развитие принципа прямого участия инвесторов в результатах реализации бизнес-проектов.

5. Открытость и прозрачность в вопросах деятельности предприятия.

6. Соблюдение интересов партнеров.

7. Учет в бизнесе специфики национальных культур партнеров, особенно в части иерархии нравственных приоритетов, ценностных ори-ентаций, обычаев и привычек.

Для выявления тенденций и возможностей организации национального предпринимательства с элементами исламской этики в России была проведена идентификация организационных типов исламского бизнеса и российских организационно-правовых форм. Было выявлено, что базовой организационной формой исламского бизнеса является партнерство (му-шарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности и участия в ее результатах. Эта форма соответствует в общих чертах основным видам организационно-правовых форм предпринимательства, ус-

тановленных российским законодательством. Мушарака представляет собой соглашение двух и более предпринимателей участвовать в совместном проекте с целью получения прибыли, которую они делят в заранее оговоренном порядке, а убытки в зависимости от долевого участия в капитале. В таблице 3 представлены различные типы мушараки2 и соотнесение их с российскими организационно-правовыми формами.

Таблица 3

Идентификация типов организации исламского бизнеса и организационно-правовых форм российского предпринимательства

Тип организации исламского бизнеса Определение типов исламского бшнеса Варианты наиболее близких аналогов организационно-правовых форм российского бизнеса

Инан Совместная деятельность участников, при распределении прибыли сообразно участию в капитале и в реализации проекта, а убытков - в зависимости только от доли капитала Лица, вложившие в общее дело разный по сумме капитал, несут различную ответственность за организацию и ведение совместного бизнеса Простое товарищество, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью

Муфавада Долгосрочное соглашение между участниками относительно взаимной коммерции и торговли, поддержки, а также страхования. Партнеры свободны в выходе на рынок, в кредитной политике, в выборе товаров. Муфавада предполагает равные доли участия всех вовлеченных сторон и равные права на имущество созданного предприятия. Члены пользуются одинаковыми правами и привилегиями и несут солидарную ответственность по обязательствам Общество с дополнительной ответственностью

Вуджух Организация, капитал которой образован беспроцентным кредитом третьей стороны. Партнеры, получая кредит, осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита Нет прямого аналога

Амаль Совместная деятельность, основанная на совместном труде (как физическом, так и интеллектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более лиц выбирают определенный род деятельности и совместными силами осуществляют работу. Производственный кооператив или артель

5 Указанные типы партнерства служат основой при формировании различных организационно-правовых форм в странах мусульманской культуры

Законодательно установленные в РФ требования по созданию, функционированию и управлению акционерными обществами в значительной степени близки соответствующим требованиям в странах мусульманской культуры.

Изучение основных типов исламского бизнеса позволяет сделать вывод о том, что они во многом идентичны многим организационно -правовым формам российского предпринимательства. Это означает, что в российской экономической среде существует правовая база, которая будет способствовать развитию совместного предпринимательства. В качестве примера в раборте рассмотрен опыт деятельности российского исламского банка «Бадр-Форте», фонда прямых инвестиций «Евразия» и других компаний, а также возможность создания страховых компаний, работающих в соответствии с принципами шариата, которые в мировой практике носят название такафул-компании.

Важным направлением в деятельности любого совместного предприятия является эффективная организация финансирования. Финансовые инструменты, не основанные на кредитном проценте, отвечают требованиям исламской этики и могут быть классифицированы следующим образом (рис. 1):

- прямое финансовое участие;

- косвенное финансовое участие;

- благотворительное участие.

Рис.1 Беспроцентные финансовые инструменты

Анализ характеристик традиционных и исламских (беспроцентных) финансовых инструментов позволяет сделать вывод о том, что специфика исламского финансирования главным образом связана с отсутствием процентной ставки на вложенный капитал, независимо от результатов его использования. Аналогичный подход частично практикуется в европейских финансовых институтах, например, при венчурном финансировании, оперативном лизинге и др.

Очевидно, что роль банков в финансировании деятельности предприятия первостепенна. Главное же отличие исламских банков от традиционных (европейских) состоит в использовании партнерских схем взаимоотношений между банком и его клиентами, что стимулирует поиски этических разрешений возникающих проблем, а также существенно содействует росту экономики в целом. Основное преимущество исламского банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в проектах банка и тем самым контролировать использование своих средств. В таких условиях растет уровень доверительности партнерских отношений.

Принципы, на которых основано исламское банковское дело в общих чертах не противоречат российскому законодательству. Следовательно, такая модель функционирования банков может успешно использоваться в российской экономической системе. Учреждение в России финансовых организаций, учитывающих положения шариата, создаст благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений с исламским миром и позволит проводить кредитование торговли, финансирование экспортных операций и разработок высоких технологий в РФ и странах СНГ, позволит расширить границы кредитования малого предпринимательства, социально-направленных проектов, в том числе в сфере научных исследований, образования и культуры.

Можно выделить следующие основные источники повышения эффективности функционирования финансовой системы при расширении использования кредитными организациями исламских принципов построения партнерских отношений с клиентами:

1. Этичность принципов по отношению к рыночным субъектам. Банк зарабатывает прибыль не ценой разорения клиента, а путем участия в результатах совместной деятельности с клиентом.

2. Доверие вкладчиков, вызванное их участием в инвестиционных проектах банка.

3. Долговременная финансовая поддержка банком малого предпринимательства, в том числе на базе долевого участия в совместных проектах.

4. Эффективная мобилизация сбережений.

5. Кредитование проектов, имеющих социальное значение.

6. Развитие благотворительной деятельности.

Следует отметить, что исследование возможностей и механизмов создания и эффективного управления бизнесом с учетом исламской этики бизнеса имеет важное значение не только для традиционных предприятий, но и для религиозных организаций. Эти организации, призванные сохранять и культивировать духовные ценности в обществе, также вовлечены в хозяйственную и предпринимательскую деятельность. По законодательству религиозные организации вправе получать доход не только от собственной деятельности, но и создавать коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ГК РФ ст. 50, 117). Поэтому поиск совместных форм деятельности религиозных организаций и коммерческих предприятий становится крайне актуальным. Одним из рациональных вариантов такой деятельности представляется создание религиозными организациями предприятий, основанных на принципе партнерского участия совместно с другими юридическими лицами. При организации подобных совместных предприятий, целесообразно руководствоваться принципом объединения различных нематериальных ресурсов, а не только финансовых возможностей.

С другой стороны, для успешной организации и развития бизнеса необходимо, чтобы религиозные организации создавали благоприятные условия для этичной предпринимательской деятельности бизнесменов. Эти условия заключаются в:

1. Создании с участием религиозных организаций специализированных информационных баз данных о деловых возможностях предпринимателей и перспективах сотрудничества в отдельных регионах.

2. Выступлении духовных лиц гарантами этичного поведения бизнесменов в их предпринимательской деятельности и деловых контактах.

3. Продвижении принципов этичного бизнеса путем распространения информации о преимуществах добросовестного поведения.

4. Защите интересов честных предпринимателей на административном уровне.

5. Участии в формировании благоприятного хозяйственного климата региона и страны в целом.

Решая проблему создания совместного предприятия, предприниматель, ориентированный на учет национальных аспектов ведения бизнеса, должен избрать разрешенную и приемлемую сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и привлеченного капиталов, рассчитать сроки окупаемости финансовых ресурсов. Важно остановиться на правильном определении целей деятельности. Формулировка целей должна содержать: количественные показатели, которые фирма должна достичь; срок реализации цели (этапы); состав привлекаемых ответствен-

ных исполнителей; определение состава и объема ресурсов, требуемых для достижения этой цели.

Краткий алгоритм создания предприятия можно представить следующим образом:

1. Возникновение предпринимательской идеи. 2. Выбор цели. 3. Разработка проекта. 4. Организация собственного дела (учреждение). 5. Функционирование организации.

Основные этапы организации предприятия с учетом исламских религиозных норм в целом аналогичны, но имеют некоторые особенности, описанные ниже:

1 этап Выбор предпринимательской идеи на основе внешних условий, возможностей учредителей и ограничений по этическим нормам (возможно с получением одобрения со стороны духовных лиц)

2 этап Постановка целей компании и их соотнесение с социальной ответственностью бизнеса

3 этап Разработка организационного проекта с технико-экономическим обоснованием и определением финансовых источников, совместимых с нормами беспроцентного финансирования

4 этап Сопоставление действующих организационно-правовых форм предприятий с типами исламского бизнеса, выбор наиболее приемлемой и эффективной формы

Важными задачами организации и ведения совместного бизнеса с учетом национальных особенностей, являются задачи управления человеческими ресурсами, разработки кадровой политики и системы оплаты труда. Ориентация при их решении лишь на финансовые стимулы и административные методы в условиях глобальной конкуренции, представляется недостаточной. Требуется комплексное исследование всей системы нематериальных стимулов. В процессе исследования установлено, что в организациях, обладающих культурным многообразием, приоритетным нематериальным стимулом для работников различных этнических групп выступает создание комфортных условий работы, которые бы учитывали их национальные особенности, культурные традиции и ценности.

Система оплаты труда с точки зрения мусульманской морали основана на концепции справедливого вознаграждения в соответствии с приложенными усилиями и в размере, не меньшем, чем требуется для обеспечения базовых потребностей работника и его семьи. Истоки концепции справедливого вознаграждения («just» wage concept) содержатся также и в трудах христианского богослова Фомы Аквинского. Трудовое вознаграждение согласно этой концепции - это вопрос морального и материального поощрения, где созидательный труд рассматривается как обязанность и

высочайшая нравственная ценность. Концепция справедливого вознаграждения включает следующие основные элементы:

1. Определение минимального гарантированного размера оплаты труда, достаточного для удовлетворения основных потребностей, включаю -щих питание, одежду, жилье.

2. Справедливое распределение дохода (доли прибыли) между работниками в зависимости от приложенного труда и затрат времени (переменная часть заработка). Получение дохода без приложения усилий и затрат считается несправедливым и может рассматриваться как один из видов риба.

3. Учет уровня квалификации и профессионального опыта при определении размеров заработной платы. Шкала размера оплаты должна зависеть от квалификации и профессионального опыта работника. Работник должен стремиться к профессиональному росту и высокой производительности, а также нести ответственность за выполненную работу.

Сегодня в странах с мусульманской культурой развивается направление привлечения сотрудников к участию в распределении прибылей предприятия, что должно повысить их мотивацию и заинтересованность в результатах деятельности компании. Вид зависимости заработной платы от прибыльности предприятия определяется в коллективном договоре. Если компания преуспевает, то и персонал получает свою долю прибыли, а в случае, когда деятельность не столь успешна, и собственники, и работники теряют часть ожидаемого дохода. Совмещение элементов мусульманской трудовой этики с практическими механизмами российской системы управления персоналом дает возможность внедрения новых эффективных схем менеджмента. В такой ситуации заслуживает внимания более широкое применение бестарифной системы оплаты труда.

В многонациональных компаниях внедрение и закрепление партнерских принципов формирования организационной культуры это задача, затрагивающая все функции управления. Решению данной задачи будут способствовать мероприятия по институционализации культурного многообразия:

1. Разработка принципов и директив, обеспечивающих ведение этичного бизнеса Предполагает выработку определенных корпоративных директив управления в условиях многонациональных культур с целью устранения межкультурных различий, внутрифирменной дискриминации.

2 Разработка этического кодекса Этический кодекс необходим для создания гармоничной рабочей атмосферы, определения этических параметров в процессах принятия решений, повышения корпоративной культуры многонациональной компании. Этические нормативы кодекса разрабаты-

3 Риба - араб незаконное увеличение, приращение ресурсов, ссуженных средств

ваются в соответствии с целями и миссией фирмы и с учетом интересов всех участников компании. Структура кодекса помимо основной цели и миссии фирмы, как представляется, должна включать этические нормативы в отношении следующих групп лиц: потребителей, сотрудников, поставщиков, конкурентов, акционеров, менеджеров, инвесторов.

3 Создание региональной комиссии по вопросам профессиональной этики Комиссия может создаваться группой предприятий, работающих в одном регионе, области. Этот орган должен быть иерархически независимым и состоять из представителей разных культур, разбирающихся в вопросах профессиональной этики и деловых взаимоотношений.

4 Назначение уполномоченного по вопросам культурных различий из состава сотрудников компании Основной задачей для данного сотрудника может быть организация и поддержание процесса установления партнерских отношений и культурного развития, поиск путей разрешения конфликтных ситуаций в многонациональных компаниях.

Основа этики управления - социальная ответственность фирмы. Ответственность предполагает двойной контроль в управлении: этический -на основе моральных норм, внешний - со стороны уполномоченных органов. Наибольшую степень ответственности несет руководитель компании, как за деятельность фирмы, так и за всех своих подчиненных. В первую очередь управляющий имеет обязательства перед собственниками компании. Распространенной проблемой в акционерных обществах является так называемый оппортунизм менеджеров.

Личными мотивами деятельности менеджера являются сохранение и/или повышение его статуса в компании, трудовой комфорт, расширение масштабов деятельности и т. д. Менеджер часто заинтересован только в увеличении благ, получаемых от фирмы, и может быть относительно равнодушен к достижению наилучших результатов ее деятельности. Совет директоров и Общее собрание акционеров имеют ограниченные возможности в области контроля над деятельностью администрации. Новым подходом в разрешении данной проблемы может стать создание условий, в которых основное место уделялось бы этическим регуляторам, таким как, внедрение этического кодекса, поощрение добросовестного и рационального поведения менеджеров, укрепление корпоративной культуры и т.д.

Основные этические нормы эффективного корпоративного управления, построенного с учетом религиозных требований и положений, могут быть определены в отношении следующих групп участников рынка: потребителей, сотрудников, поставщиков, конкурентов, акционеров и исполнительных лиц, инвесторов, органов контроля, сообщества в целом. Предполагается, что система таких норм должна касаться как организации

и управления деятельностью компании, так и собственных методов работы ее менеджеров и специалистов.

Подытоживая, следует подчеркнуть, что для компании обладающей культурным многообразием учет этического аспекта в процессе принятия решений становится одним из важнейших факторов эффективного управления. Для использования преимуществ многонациональной культуры необходимо создание такого социально-психологического климата, который будет способствовать восприятию культурных различий, и обеспечивать получение синергетического эффекта от интеграции различных культур в предпринимательской деятельности.

Измерение эффективности этичного бизнеса не может быть столь же точным, как оценка экономической эффективности деятельности предприятия. Затруднение в оценке эффективности этичного управления вызвано сложностью установки взаимозависимости между затратами и результатами от использования данного типа менеджмента. Следует отметить, что на сегодняшний день важнейшей проблемой, препятствующей переходу к реализации принципов этичного бизнеса является сложность оценки и занижение менеджерами социально-экономической значимости принятия этически обоснованных решений. На практике часто недооцениваются следующие виды ущерба: ущерб от недобросовестного поведения, ущерб от загрязнения окружающей среды, ущерб от «спекулятивной» деловой культуры и другие.

Ведение этичного бизнеса приводит к следующим положительным эффектам на макроуровне:

1. Экономия и эффективное распределение ресурсов (рациональное природопользование, поддержание экологической стабильности).

2. Увеличение благосостояния и качества жизни населения.

3. Сбалансированное функционирование рыночной системы.

Например, возможными решениями финансовых проблем, источниками которых является обособление финансового капитала от производственного и концентрация его у ограниченного круга лиц, могут быть, в первую очередь, снижение или даже отказ от кредитного процента, стимулирование и развитие системы прямого долевого участия в результатах экономической деятельности на всех уровнях экономики. Требования этических норм шариата в данной области совпадают с общей мировой тенденцией отхода от традиционных банковских вкладов и перехода к паевым фондам и прямым инвестициям в акции.

Таким образом, формирование финансово-кредитной системы, которая включает стабильные финансовые институты, инвестирующие на условиях долевого участия в прибылях/убытках, может привести к следующим положительным эффектам в экономике, представленных на рис. 2.

Рис 2. Положительные макроэкономические эффекты прямого финансирования

Этичный подход в бизнесе на микроуровне служит долгосрочным экономическим интересам фирмы, что можно изобразить следующей схемой на рис.3:

Рис. 3. Положительные микроэкономические эффекты от ведения этичного бизнеса

Выполнение правовых и нравственных обязательств фирмой, социальная направленность ее действий способны обеспечить формирование

привлекательного имиджа компании, а также позволяют ей занять выгодное конкурентное положение. Надежность, компетентность, внимание к покупателю со стороны продавца (поставщика) увеличивают клиентскую базу, повышают доверие со стороны покупателей, что, в конечном счете, отражается на показателях экономической эффективности деятельности компании. Следует отметить, что этичность бизнеса способствует повышению конкурентоспособности фирмы, особенно в условиях перехода к социально-этическому маркетингу.

Нередко такие ценности, как честность, порядочность, добросовестность могут обеспечить надежность бизнеса в условиях, когда не действуют должным образом нематериальные и административные стимулы (санкции). В рамках деловой культуры, где превалирует доверие и трудовая этика, есть возможность сократить расходы на контроль, поскольку сотрудники выполняют свои обязанности без внешнего принуждения, руководствуясь нормами морали.

Влияние этичности на эффективность принимаемых решений предприятий (и их деятельности в целом) не поддается формальному количественному измерению. Следовательно, в данном случае необходимо прибегнуть к использованию качественных методов экспертных оценок. С этой целью представляется целесообразным выделить общие социально-этические характеристики результатов принятия решений:

1) масштаб последствий - совокупное благо и (или) совокупный вред, порождаемые решением. К благоприятным последствиям можно отнести следующие:

• создание рабочих мест;

• стабильность работы;

• рост качества жизни партнеров и сотрудников;

• производство качественных товаров и услуг;

• ' улучшение экологии;

• решение социальных проблем, безопасность.

2)уровень согласования интересов участников предпринимательства. и общества в целом.

Отдельно оцениваются вероятности наступления последствий (ущерба или выгоды) и временной разрыв, то есть время до момента проявления результатов решений.

Интегральный показатель общей социально-этической эффективности вычисляется путем суммирования произведений относительного веса характеристики и оценки последствий каждого из вариантов решений в баллах.

После определения величины относительного показателя социально-этической эффективности, его можно использовать при расчете совокуп-

ной социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности как поправочный коэффициент.

II. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Основной вклад автора в проведенное диссертационное исследование заключается в формировании цели, определении объекта, обосновании задач и их решений в целях развития концептуальных и практических задач, касающихся повышения эффективности совместного предпринимательства за счет использования этических норм и факторов культурного многообразия.

Целью диссертационного исследования является исследование и развитие концептуальных положений совершенствования системы управления совместным предпринимательством с учетом национальных и культурных особенностей.

В качестве объекта исследования рассматривается сфера совместного предпринимательства в условиях, различающихся в зависимости от типа культур и религий.

Предметом исследования являются теоретические и концептуальные основы организации предпринимательства, основанные на использовании межкультурных факторов ведения бизнеса с учетом особенностей исламской деловой культуры.

В соответствии с этим в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие основные задачи:

- изучение организации предпринимательства в России, обоснование необходимости учета межкультурных факторов в предпринимательстве, как внутри страны, так и за ее пределами.

- анализ характеристик религиозных факторов и их учет при формировании совместного предприятия; классификация этических норм предпринимательства, ориентированного на исламскую культуру и анализ адаптации их к российской среде.

- идентификация организационных форм и выявление основных тенденций организации предпринимательства с элементами мусульманской культуры в России.

- определение задач организации и ведения совместного бизнеса.

- выявление условий и принципов этичного управления многонациональными компаниями.

- формирование подходов к оценке эффективности этически обоснованных решений.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ряда зарубежных и отечественных экономистов, имеющие научную и практическую значимость в области сравнительного менеджмента,

изучения этических проблем управления. Автор применяет методы анализа и сравнения при выявлении типов ценностных ориентаций и норм национальных бизнес-культур, проблем восприятия культур. Системный подход был использован при разработке и формировании эффективных схем организации совместных российско-арабских компаний, экспертный метод - при бальной оценке в процессе принятия этичных решений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применен при переходе от описания источников мусульманского права к нормам, непосредственно относящимся к организации и управлению предприятием.

Обоснованность и достоверность полученных результатов научной работы подтверждается использованием современных методов исследования, аналитической обработкой фактического материала и первичных данных, обобщением научной литературы по проблеме системообразующего воздействия на предпринимательство и менеджмент этики и религии, апробацией результатов исследования и внедрением рекомендаций и предложений в деятельность ряда совместных компаний.

III. СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна выполненного автором исследования состоит в развитии методических и организационно - экономических основ системы управления совместным предпринимательством с учетом этических норм и деловой культуры на примере организации бизнеса в России и мусульманских странах.

В процессе исследования получены следующие результаты, обладающие, по мнению автора, научной новизной:

- выявлены особенности различных моделей экономического поведения (российской, исламской, англо-саксонской и японской моделей), которые сложились под влиянием специфических культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок; проведен их сравнительный анализ.

- выявлен комплекс факторов (экономических, культурных, религиозных, информационных, ресурсных и т.д.), влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых связей и ведения совместного бизнеса. Предложены пути преодоления культурных барьеров за счет повышения значимости деловой этики в предпринимательской деятельности.

- разработаны основные принципы организации и управления совместным предпринимательством, учитывающие факторы мусульманской и христианской культур в комплексе с анализом других типов национальных культур.

- идентифицированы типы организации исламского и российского бизнеса на основе критерия участия партнеров в затратах и результатах деятельности компаний. Выявлены эффективные схемы финансирования бизнеса, позволяющие повысить уровень согласования экономических интересов участников рыночных отношений, на основе сопоставления традиционных (европейских) и исламских финансовых инструментов.

- определены этические нормы корпоративного управления в значительной степени связанные с религиозными установками и требующие закрепления в деловом этическом кодексе предприятия. Предложены формы сотрудничества коммерческих компаний с религиозными организациями, обеспечивающие условия для этичного и эффективного управления бизнесом.

- разработан алгоритм и выявлены особенности организации совместных предприятий России и мусульманских стран. Сформирован комплекс мероприятий по институционализации культурного многообразия, основанный на совмещении базовых этических ценностей, национальных моделей управления.

разработаны методические рекомендации по интегральной оценке социально-экономической эффективности бизнеса на макро- и микроуровнях.

Практическая значимость работы. Положения, выводы и рекомендации могут быть использованы широким кругом компаний, обладающих культурным многообразием, при решении этических проблем в целях повышения эффективности управления. Использование алгоритма создания национальных компаний с элементами мусульманской деловой культуры открывает новые возможности для совместного предпринимательства, как на территории России в среде мусульманского населения, так и в мусульманских странах.

Новые подходы, основанные на использовании опыта и приемов различных бизнес-культур, могут оказать значительный вклад в развитие теории и практики менеджмента, международных экономических отношений, помочь в изучении кризисных, конфликтных явлений и облегчить поиск путей их преодоления.

Основные теоретические положения и выводы диссертации применяются автором в преподавании дисциплины «Основы исламской экономики» в Московском исламском университете и используются при подготовке учебно-методических материалов по данному курсу. Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования обсуждались автором на:

1. Научно-практической конференции «Социально-экономические преобразования в России на пороге XXI века», 2000 г., Санкт-Петербург.

2. Международном экономическом семинаре «Роль банков развития в условиях переходной экономики в свете особенностей исламского банковского дела» под эгидой Исламского Банка Развития, МКБ «Бадр-Форте» Банк, 24-28 июня 2002 г., Москва.

3. Всероссийском семинаре руководителей духовных управлений мусульман РФ «Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе», 9-11 июня 2003 г., Москва

Разработанные положения Кодекса этичного ведения бизнеса были одобрены и приняты рядом российских компаний, среди которых можно выделить Издательский Дом «Умма», Венчурный Фонд содействия экономическим реформам «Евразия».

По теме диссертации опубликовано 5 научных работ автора общим объемом 9, 7 п.л., в том числе:

1. Гадиуллина Г.Ф. (Нуруллина Г.Ф.) Сравнительный анализ национальных принципов организации и функционирования финансовых институтов Ближнего Востока и Запада // Сборник «Проблемы современного управления». - Вып. 4. - СПб: СПбГУЭФ, 2001. - 0,5 п.л.

2. Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса. - М.: Изд-во «Умма», 2004. -6,9 пл.

3. Нуруллина Г.Ф. Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе //Проблемы современной экономики. - СПб, 2003. №2(6) - 0,6 пл.

4. Нуруллина Г.Ф. Нравственные основы исламского бизнеса // Проблемы современной экономики. - СПб, 2003, №2(6) - 0,8 пл.

5. Нуруллина Г.Ф. Этические принципы исламского бизнеса //Материалы 6-го всероссийского семинара «Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе». -М., 2004.-0,9 пл.

НУРУЛЛИНА ГУЛЬНАРА ФАИЗЕЛХАКОВНА АВТОРЕФЕРАТ

Лицензия ЛР № 020412 от 12.02.97

Подписано в печать 12.04.04. Формат 60x84 1/16. Бум. офсетная. Печ л. 1,3. Бум. л. 0,65. РТП изд-ва СПбГУЭФ. Тираж 70 экз. Заказ 326.

Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21.

>113 9 3

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Нуруллина, Гульнара Файзелхаковна

Введение.

Глава 1. Исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской 10 культуры

1.1. Этические аспекты бизнеса, влияние религиозных факторов на экономические системы.

1.2. Исследование особенностей этики бизнеса и управления в мусульманской и российской экономических системах.

1.3. Принципы ведения этичного бизнеса исламскими субъектами рынка.

1.4. Анализ возможностей экономической интеграции и адаптации исламских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве.

Глава 2. Формы организации и методы управления предпринимательской деятельностью в России и в странах 60 мусульманской культуры.

2.1. Типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского и российского бизнеса.

2.2. Задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе этических норм.

2.3. Разработка алгоритма организации совместных компаний с учетом межкультурных факторов.

Глава 3. Формирование механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм.

3.1. Условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями.

3.2. Разработка методов этичного поведения менеджера многонациональной компании.

3.3. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов"

Актуальность темы исследования

Развитие многонациональной среды российского бизнеса определяет необходимость учета факторов культурного разнообразия при построении системы отношений между субъектами рынка, при формировании системы управления и ведении хозяйства компаниями. Решение данной задачи связано с всесторонним изучением влияния различных культур и религий на экономику и управление предприятиями, с выявлением механизмов перехода к этичному бизнесу. Отсутствие учета в партнерских деловых отношениях межкультурных факторов, таких как, особенности национального поведения, религиозной морали, этических норм, организационной культуры, негативно отражается на развитии совместного предпринимательства. Это выражается в возникновении конфликтных ситуаций и, в конечном счете, в повышении трансакционных издержек как российских предпринимателей, так и внешних партнеров, что соответственно ведет к снижению конкурентоспособности совместного бизнеса. Чем выше предсказуемость партнерских отношений, чем надежнее ожидания от кооперации, тем шире возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Население России многоконфессионально, и значительную часть его составляют двадцать миллионов российских мусульман. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни страны, приобретает особой интерес и значимость. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Российское руководство считает ислам великой мировой религией, которая является важным фактором глобального политического и экономического развития. Кремль также намерен продвигать идею о близости российских и исламских подходов ко многим международным проблемам»1. Об этом свидетельствует и недавнее заявление Президента РФ о намерении России сотрудничать с одной из самых авторитетных мусульманских организаций мира -Организацией «Исламская конференция» (ОИК). Российские предприниматели и

1 Из выступления Президента РФ Путина В.В. на конференции ОИК в Путраджайе 17 октября 2003 г. // Коммерсант. №189 инвесторы в значительной степени заинтересованы в расширении торгово-экономического взаимодействия в рамках многосторонних инвестиционных проектов между Россией и странами - членами ОИК, ресурсы которой составляют 70% мировых запасов нефти и 50% газа. Аналогичное отношение к сотрудничеству имеет место и в исламском мире. Очевидно, что для взаимовыгодной кооперации со странами ОИК в первую очередь необходимо глубокое изучение норм и требований, предъявляемых в странах-партнерах к ведению совместного бизнеса.

Расширение международных связей российского бизнеса со странами Ближнего и Среднего Востока требует подготовки современных менеджеров, способных эффективно работать, осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В нашей стране со значительным мусульманским сегментом изучение принципов и особенностей ведения бизнеса, характерного для исламских стран, и использование его позитивного опыта представляет особую важность. Наряду с этим российский опыт также может сыграть заметную роль в совершенствовании совместного предпринимательства со странами Ближнего Востока. Появление на территории России исламских финансовых институтов и увеличение числа совместных предприятий говорит о возрастающем интересе к ведению совместного бизнеса, к экономическим принципам и нормам, которые в значительной степени ориентированы на положения религиозной морали и концентрируют внимание на этических аспектах менеджмента.

Вместе с тем, актуальность темы исследования определяется назревшей потребностью общества в добросовестном поведении всех участников рыночных отношений в России. Сходство христианских и исламских экономических постулатов дает возможность искать новые подходы в формировании механизмов этичного управления совместными предприятиями с учетом национальной специфики. Этичное управление позволит выстроить новые отношения, наладить сотрудничество и достичь высокой эффективности бизнеса и взаимопонимания как на макро-, так и на микроуровнях. Степень разработанности проблемы

Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии неоднократно затрагивалась в трудах разных исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Так, проблеме влияния христианства на экономику в западной экономической школе посвящены работы Т.Парсонса, М.Вебера, Д.Маклеланда, а из отечественных ученых - С. Булгакова, О. Платонова, Н. Бубнова, Д.Раскова и др. Исследованием исламской этики бизнеса занимались в основном зарубежные экономисты (Р.Бикун, С. Накви, М.Сиддики, Р.Уилсон, Ч.Торрей). Данная проблема достаточно нова для России, тем не менее можно отметить и российских ученых, специализирующихся в данной области: А.Ю.Журавлев, А.И.Ионова, В.В.Павлов, Р.Р.Беюсин и др. Эти работы дают богатый теоретический материал лишь в области деятельности исламских финансовых институтов. Необходимость расширения и углубления проблематики исследования в области проведения анализа национальных особенностей организационной культуры, управления бизнесом в мусульманских компаниях, разработки схем организации и управления совместным бизнесом, оценки эффективности этичного бизнеса, обусловила выбор темы и целей диссертационного исследования. Цели и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является анализ и развитие концептуальных положений совершенствования системы управления совместным предпринимательством с учетом национальных и культурных особенностей.

В соответствии с этим, диссертационное исследование направлено на решение следующих задач:

- изучение организации предпринимательства в России, обоснование необходимости учета межкультурных факторов в предпринимательстве, как внутри страны, так и за ее пределами.

- анализ характеристик религиозных факторов и их учет при формировании совместного предприятия; классификация этических норм предпринимательства, ориентированного на исламскую культуру и анализ адаптации их к российской среде.

- идентификация организационных форм и выявление основных тенденций организации предпринимательства с элементами мусульманской культуры в России.

- определение задач организации и ведения совместного бизнеса. выявление условий и принципов этичного управления многонациональными компаниями.

- формирование подходов к оценке эффективности этически обоснованных решений.

Предмет и объект исследования

В качестве объекта исследования рассматривается сфера совместного предпринимательства в условиях, различающихся в зависимости от типа культур и религий.

Предметом исследования являются теоретические и концептуальные основы организации предпринимательства, основанные на использовании межкультурных факторов ведения бизнеса с учетом особенностей исламской деловой культуры. Теоретические и методологические основы исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ряда зарубежных и отечественных экономистов, имеющие научную и практическую значимость в области сравнительного менеджмента, изучения этических проблем управления. Автор применяет методы анализа и сравнения при выявлении типов ценностных ориентаций и норм национальных бизнес-культур, проблем восприятия культур. Системный подход был использован при разработке и формировании эффективных схем организации совместных российско-арабских компаний, экспертный метод - при бальной оценке в процессе принятия этичных решений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применен при переходе от описания источников мусульманского права к нормам, непосредственно относящимся к организации и управлению предприятием. Научная новизна работы

В процессе исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

- разработаны основные характеристики системы управления предпринимательством, в основу которой положены принципы организации бизнеса, учитывающие факторы мусульманской и христианской культур в комплексе с анализом других типов национальных культур.

- проведена сравнительная характеристика особенностей различных моделей экономического поведения (российской, исламской, англо-саксонской и японской моделей), которые сложились под влиянием специфических культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.

- выявлен комплекс факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых связей и ведения совместного бизнеса с учетом религиозных факторов. Предложены пути преодоления культурных барьеров.

- проведена идентификация типов организации исламского и российского бизнеса на основе критерия участия партнеров в затратах и результатах деятельности компаний. Выполнено сопоставление традиционных (европейских) и исламских инструментов финансирования бизнеса с выявлением эффективных схем, учитывающих интересы участников рыночных отношений.

- предложены формы сотрудничества коммерческих компаний с религиозными организациями, обеспечивающие условия для этичного и эффективного управления бизнесом. Разработаны принципы бизнес-этики в значительной степени связанные с религиозными установками и требующие закрепления в деловом этическом кодексе предприятия.

- разработаны особенности алгоритма организации совместных предприятий России и мусульманских стран. Сформирован комплекс мероприятий по институционализации культурного многообразия, основанного на совмещении базовых этических ценностей, национальных моделей управления.

- предложены подходы к интегральной социально-экономической оценке эффективности бизнеса на макро- и микроуровнях.

Практическая значимость работы

Положения, выводы и рекомендации могут быть использованы широким кругом компаний, обладающих культурным многообразием, при решении этических проблем в целях повышения эффективности управления. Использование алгоритма создания национальных компаний с элементами мусульманской деловой культуры открывает новые возможности для совместного предпринимательства, как на территории России в среде мусульманского населения, так и в мусульманских странах.

Новые подходы, основанные на использовании опыта и приемов различных бизнес-культур, могут оказать значительный вклад в развитие теории и практики менеджмента, международных экономических отношений, помочь в изучении кризисных, конфликтных явлений и облегчить поиск путей их преодоления.

Основные теоретические положения и выводы диссертации применяются автором в преподавании дисциплины «Основы исламской экономики» в Московском исламском университете и используются при подготовке учебно-методических материалов по данному курсу. Структура диссертационного исследования

Цель и задачи исследования определили логику изложения материала, в соответствии со следующей структурой: введение, основная часть, состоящая из трех глав, и заключение. В первой главе проводится исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской культуры: этических аспектов бизнеса, религиозных факторов и их влияния на социально-экономические системы, принципы ведения бизнеса исламскими субъектами рынка, определяются возможности экономической интеграции и адаптации мусульманских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве.

Во второй главе проводится типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского и российского бизнеса, выделяются задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе этических норм, разрабатывается алгоритм организации компаний с учетом межкультурных факторов.

Третья глава посвящена формированию механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм. В главе определяются условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями, разрабатывается схема этичного поведения менеджера такой компании, выявляются источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях.

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Нуруллина, Гульнара Файзелхаковна

Проведенное в рамках диссертационной работы исследование, касающееся влияния религиозных основ и национальных традиций на формирование деловой культуры, форм организации, методов управления и выявления оптимального эффективного управления совместными компаниями на базе этичных норм, позволяет сделать следующие выводы:

1. Принципы, которыми руководствуются предприниматели различных культур в повседневной практике и в бизнесе, нельзя не учитывать, так как они накладывают серьезный отпечаток на действующие в предпринимательстве этические подходы. Существует такая закономерность: чем фундаментальнее образовательный и культурный уровень людей, чем ближе к цивилизованной экономике общество, тем меньше в нем недобросовестности, нечестности в деловых отнощениях между людьми.2. Несомненно, что на состояние этики в российском обществе и бизнесе свой отпечаток накладывает многообразие исторических, национальных, религиозных традиций. На данном этапе в России все большее значение приобретают фактор религиозной мотивации. Предприниматели различных вероисповеданий жертвуют на строительство храмов огромные средства. Духовные принципы религиозной морали способны сыграть огромную роль в нравственном формировании российского бизнеса. Близость монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам, проявляется в тех принципах человеческого общежития, которые опираются на объединении людей, на уважительном, терпимом отношении, на взаимовыгодном, справедливом сотрудничестве, примером чему могут служить высказывания двух великих пророков - Моисея и Мухаммада, смысл которых заключается в том, чтобы человек желал другим того же, чего он желает себе и соответственно действовал согласно своим добрым намерениям.Исследования показывают, что независимо от страны и культуры, на Западе и на Востоке верующие предприниматели добиваются более существенных успехов, все чаще они становятся образцами для подражания, формируют новую культуру бизнеса.3. Моральные и религиозные нормы православия и ислама во многом имеют общую основу. Данный фактор приобретает большое значение в понимании роли исламских этико-нравственных установок для мусульманского населения РФ и возможности их дальнейшей адаптации в хозяйственной сфере деятельности в рамках российской экономики.4. Изучение этических ценностей исламской экономической доктрины, играющих определяющую роль в формировании хозяйственных отношений на Востоке, позволяют говорить о том, что базовыми ценностями признаются свобода, справедливость, законность предпринимательской деятельности, в противовес которым выдвигаются нарушение прав человека, несправедливость и то, что несет вред вовлеченным в бизнес людям или интересам общества. К вариантам неэтичного поведения относятся сужение ресурсов под процент, обман, спекулятивные сделки, азартные игры, мошенничество. Коран не осуждает богатство, напротив - поощряет материальное благополучие, но призывает на пути к нему не забывать о высших целях человеческой жизни и добиваться его в рамках божественных предписаний.5. Экономика, по сути, не может характеризоваться как исламская, христианская, буддистская и так далее. Поэтому, при исследовании системы организации исламского бизнеса, имеется в виду стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта важная специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в экономике с исламской бизнес-культурой точно так же, как и в традиционной.6. Россия - многонациональное, поликонфессиональное, федеративное государство, в состав, которого входят многочисленные народы, исторически исповедующие религию ислам и национально идентифицирующие себя носителями его культуры. Изучение факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых контактов, дает возможность заключить, что исламские нормы ведения этичного бизнеса будут востребованы на всей территории России, а реализация этих принципов на практике не означает изоляцию одних рыночных агентов от других в предпринимательской сфере, а, наоборот, - их взаимную интеграцию и сотрудничество.7. Типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского предпринимательства в России показало, что большинство организационно-правовых форм, существующих в РФ на сегодняшний день, во многом идентичны формам исламского бизнеса. Это означает, что в российской экономической среде сложилась правовая база, которая будет способствовать развитию потенциально возможного исламского предпринимательства. Основной формой исламского бизнеса является партнерство (мушарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности и разделения прибыли, либо убытков пропорционально вложенному начальному капиталу каждой стороной сделки.8. Требования шариата о недопущении кредитного процента совпали с общей мировой тенденцией резкого снижения процентной ставки, отхода от банковских вкладов и перехода к паевым фондам и прямым инвестициям в акции. Успешное развитие деятельности исламских банков говорит в пользу выбора альтернативных подходов в построении взаимоотношений между банком и его клиентами. Такой процесс стимулирует поиски новых идей развития нетрадиционной экономической системы, поиски этических разрешений возникающих проблем, в частности финансирование малого бизнеса, не обремененное процентной ставкой. Основное преимущество исламского банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в проекгах банка и тем самым контролировать использование своих средств. При таких условиях вопрос о недоверии исключается сам по себе.9. Принципы, на которых основано исламское банковское дело, не противоречат российским гражданским законам, следовательно, эти банки могут свободно функционировать в российской экономической системе. Учреждение в России финансовых организаций, работающих по принципам шариата, создаст благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений с исламским миром и позволит проводить кредитование торговли, финансирование экспорта машиностроения и разработки высоких технологий в РФ и странах СНГ. Тесное сотрудничество с исламскими банками позволит расширить границы кредитования различных проектов, в том числе в сфере образования и культуры.10. Задачи организации и ведения совместного бизнеса должны разрабатываться с учетом кооперационных связей на основе морально-этических норм, которые реализуются на трех уровнях: организационно-управленческом; производственном; снабженческо-сбытовом. Организационно-управленческий уровень включает в себя основные задачи, связанные с: поиском и выбором партнера; )^реждением совместных предприятий в России и в мусульманских странах; внутренней организацией и управлением СП. Задачи внутренней организации и управления совместным предприятием должны включать в себя выработку основных правил работы, учитывающих особенности национального бизнеса двух стран. Проблему производства некачественной продукции помогают решить свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Задачи снабженческо-сбытового характера начинаются с ориентации на потребителя и решаются правильно разработанной стратегией продвижения продукта, грамотным ведением переговоров, совершенствованием системы международно экономического взаимодействия.11. Разработанный в ходе работы алгоритм организации совместной компании с учетом этических норм помогает решить проблему создания нового совместного предприятия в рамках взаимодействия двух культур. Предприниматель, ориентированный на учет религиозных и национальных аспектов ведения бизнеса, должен избрать разрешенную и приемлемую сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и привлеченного капиталов, рассчитать сроки окупаемости финансовых ресурсов, разработать проект с технико-экономическим обоснованием, выбрать правильную организационно правовую форму, предоставить инвестору подробный бизнес-план, содержащий достоверные и реальные финансовые показатели.12. Для компании, обладающей культурным многообразием, учет этического аспекта в процессе принятия решений становится одним из важнейших факторов эффективного управления. Для использования преимуществ многонациональной культуры необходимо создание такого климата, который будет способствовать восприятию культурных различий. Основа этичного управления - социальная ответственность фирмы, которая подразумевает максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, затрагивающие как участников бизнеса, так и общество в целом. Кодексы и стратегии, поддерживающие нравственность, усиливают этичное поведение, особенно если работники обязаны соблюдать эти кодексы. Кодексы профессионального поведения также эффективны, если они хорошо известны членам профессиональных корпораций.Кодекс этичного ведения бизнеса приводится в приложении 1.13. Модель этичного поведения менеджера показывает, что руководитель несет наибольшую степень ответственности. От правильного понимания менеджером целей фирмы, грамотного управления культурным многообразием, справедливой системы мотивации труда, внутреннего и внешнего контроля, этичного подхода к разрешению проблем зависит эффективность деятельности компании, в частности таких показателей как, высокая производительность, стабильная, отлаженная работа всех подразделений, высокая организационная культура, низкая текучесть кадров, динамичное развитие и т.д.14. Оценка влияния этичности на эффективность принимаемых решений не поддается формальному, количественному измерению. Следовательно, в данном случае необходимо воспользоваться методом экспертных оценок. Интегральный показатель общей социально-этической эффективности вычисляется путем суммирования произведений относительного веса характеристики и оценки последствий каждого из вариантов решений в баллах. После определения величины относительного показателя социально-этической эффективности, его можно использовать при расчете совокупной социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности как поправочный коэффициент.15. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и микроуровнях показывают, что этичное поведение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Этика играет важную роль в конкурентноспособности национальной экономики, обеспечивая успешное развитие всей страны. Этичное поведение поддерживает рыночную систему, а неэтичное - препятствует нормальному функционированию рынка. У работников и управляющих есть сильная мотивация к созданию и у1феплению взаимного доверия. Этичное поведение предпринимателя ведет к успеху его собственного дела, так как только на такой основе можно обеспечить стабильные и многообразные возможности для кооперации.В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что в эпоху глобализациии стремительное развитие международных экономических отношений требует понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Тенденция развития событий на Ближнем Востоке показывает, что Запад проявляет большой интерес к странам мусульманского мира как имеющим огромный ресурсный и финансовый потенциал для развития международной торговли, а страны Ближнего Востока, в свою очередь, заинтересованы в поддержании экономической стабильности и интеграции с другими странами, в том числе и Россией. Знание специфики местного бизнеса позволяет бизнесменам получать реальные преимущества. Вследствие этого, для достижения взаимопонимания и решения совместных проблем, изучение и понимание национальных и культурных различий необходимо как немусульманам, так и мусульманам непосредственно.Этика бизнеса в России проходит стадии становления. Постепенно в многонациональной и поликонфессиональной России меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении. Торговля, финансы, производство - это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом. Бизнесмены все активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии.Сегодня все больше мусульман-предпринимателей волнуют вопросы, связанные с дозволенным и запретным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с партнерами. Этика труда и предпринимательства в мусульманском мире сродни традициям русского предпринимательства, в частности, с традициями старообрядчества, где базовыми ценностями являются повседневное трудолюбие и добросовестность, честность и выполнение долга. Это значит, что есть точки соприкосновения для создания крепких, стабильных, доверительных взаимоотношений в построении нравственного, этически корректного бизнеса.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Нуруллина, Гульнара Файзелхаковна, Санкт-Петербург

1. Участие вкладчиков в инвестиционных проектах банка и контроль за использованием своих средств.

2. Долговременная финансовая поддержка малого предпринимательства, в том числе на базе долевого участия в реализации совместных инвестиционных проектов.

3. Эффективная мобилизация сбережений мусульманской части населения России, поскольку эти накопления до сих пор остаются вне местных банков в силу сохраняющегося недоверия значительной части населения к традиционным коммерческим банкам.

4. Журавлев А.Ю. Исламский бэнкинг: проблемы становления.

5. Интересы держателей вкладов и акционеров банка не вступают в конфликт, так как величина дохода обеих групп зависит от прибыльности банка.