Духовное производство при социализме тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
доктора экономических наук
Автор
Курегян, Самвел Вязгенович
Место защиты
Москва
Год
1989
Шифр ВАК РФ
08.00.01
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Духовное производство при социализме"

Ц. ёгсг ч,

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ПУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

На правах рухошон

УДК 330.01.014.22

КУРВИН Самвел Вавгеновп

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШИ СОЦИАЛИЗМЕ (ПОЖШГО-ЭКШОМИЧВСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 08.00.01 - политическая вкояоккя

Автореферат двсоертаюш на с опекаете учвнов степени доктора экономических ваух

Москва - 1989

Работа выполнена на кафедре политическое экой сын Ереванского государственного педагогического института русского я иностранных языков им. В.Я.Брюсова ■ в Институте экономии Академии наук СССР

Официальные оппоненты - доктор эконоинеских наук, орофассор

СШЬСЕВИЧ Ю.Я.

доктор эконсыических наук, профессор ПРАВДШ Д.И.

доктор экономических наук, профессор ЦАКУНОВ В.В.

Ведущая организация - кафедра политической экономии гуманитарных

факультетов ШУ им. Ы.В.Лоиовосовм

Защита состоится_ _ 1990 г. в_час.

на заседании Специализированного совета Д.002.21.01, ао присуждению ученой степени доктора экономических наук по специальностям 08.00.01, - политическая экономия, 06.00.05, -экономика, планирование и организация управления народам хозяйством, 08.00.06. - эффективность капитальных владения и новоВ техники при Институте экономики АН СССР по адресу:

II72I8, Москва, ул.Красикова, 27.

С диссертацией моодо ознакоииться в библиотека , Института экономики АН СССР

Автореферат разослан__ 1990г. •

Учений секретарь Специализированного совета

кандидат экономических наук - '' ''' В.М.Попов

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Развитие человека, совершенствова-5 его личностных качеств во многом зависит от состояния ду-вного производства, степени его воздействия как на индиввду-, так и общество в целом. Между тем на практике на протяжении огих лет господствовало отношение к духовной сфере, особенно ее социально-культурному комплексу, как х второстепенному. Это могло не сказаться на прогрессе духовного производства.

Общее замедление экономического роста в последние пятилет-, другие негативные явления усилили отставание духовной сферы ее изучение. Она оказалась в числе наименее исследованных.

На.отставании духовного производства отразилось и nuioe ад-листрирование, воздвижение бюрократических барьеров и жестких мок, сковывающих свободное творчество, господство догматизма, совершенство экономических отношений и хозяйственного механиз-. управления не стимулировали творческого роста и повышения эф-ктивности духовного труда, не • позволяли использовать в широких юштабах и быстро накопленный духовный потенциал общества.

' Для исправлении сложившейся ситуации необходимо создать ноге организационно-вкономические и управленческие условия повысили социально-экономической эффективности духовного производ-•ва. В этих процессах важная роль принадлежит экономической те-)ии. Без глубоких научных обобщений и исследований невозможно ¡еспечить необходимое динамичное развитие этой сферы и создать глаженный механизм управления ею.

ХХУП съезд КПСС поставил перед экономистами, как и перед ;еми обществоведами творческую задачу - исследование новых про-тем1. Среди них следует выделить политико-экономическое исследо-шие духовной сферы,, в которой особо тесно переплетаются "по-иические, научно-технические, социальные, культурно-духовные психологические"^ аспекты ускорения общественного развития, толне закономерно, что в новой редакции Программы КГЮС в числе роблем, требупцих сосредоточения внимания обществоведов, укайа-î необходимость изучения и всестороннего анализа духовной сфе-

1. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского оюза. - М.: Политиздат. 1986. С.85.

2. Там же. - С.84-85.

ры в условиях социализма*.

Целью диссертации является политико-экономическое исследс ваше духовного производства в условиях социализма, включающее

- обоснование необходимости специального изучения политико-экономических проблем духовного производства;

- раскрытие экономической категории "духовное производст!

- основные черты и особенности производственных отношения социализма, действующие в духовном производстве;

- обоснование целостного характера общественного произво; отва, установление места духовного производства в его системе, его структуры и социально-экономических закономерностей развит

- выявление содержания и форм действия экономических зах( нов, присущих социалистическому духовному производству;

- разработку путей перестройки хозяйственного механизма I ховного производства.

В соответствии с логикой этих задач структура диссертацш исходит из первоначального обоснования необходимости политэко! мического исследования духовного производства и определения е: как экономической категории, объекта исследования, раскрытие : номичесюгх особенностей, установление места в системе обществ! ного производства. Далее рассмотрены основные черты и особекн! сти системы экономических категорий, социально-экономические закономерности и законы развития духовного производства. В заключительной части теоретические и методологические положения диссертации доводятся до уровня конкретных практических реком даций по совершенствованию хозяйственного механизма функциони; вания духовного производства (планового управления духовной сферой общественного производства, организации хозяйственного расчета в науке и искусстве и оплаты труда основных работнике духовного производства).

Поскольку невозможно иметь разносторонне и глубоко изуче ный материал по столь важной проблеме без предварительного ре идя общих научных задач, связанных с разработкой теоретически основ социально-экономического развития духовного производств то такое движение мысля от общего к частному позволяет углубл ся в объекте исследования.

I. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советског Союза. С.168. ^

В качестве объекта исследования взята развитая форма духовно производства. Исследование ограничивается только процессом »изводства духовных благ (наукой и искусством), играющим реша->ю роль в духовном производстве в делом. В тех случаях, когда ¡никала необходимость обращения к данной сфере как. целостному эдессу, привлекались к исследованию явления, имеющие место в эазовании и культуре.

Методологической и теоретической основой диссертации явля-)я труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Диссертация написав соответствии с решениями ХХГП съезда КПСС, XIX конференции ЗС, апрельского (1985 г.) и последующих пленумов ЦК КПСС по со-ально-экономичесюш проблемам совершенствования социалистичес-го общества, функционированию духовной сферы и ее отраслей.

Автором использован Марксов метод исследования социально-эномических явлений, исходящий из первичности развития матери-ьного производства по отношению к производству духовному, при ом не допускалось формального постулирования примата матери-ьного цроизводства в системе общественного производства. Этот инцип исторического материализма служит философским фундамен-м обоснования концепции духовного производства, требующей трак-вки последнего как экономического пространства, гае возникают оизводственные отношения, производные от аналогичных отношений, йствующих в материальной сфере.

В диссертации широко использованы работы, посвященные иссле-ванию общих проблем политической экономии социализма, написан-е советскими политэкономами в области методологии исследова-я производственных отношений социализма, особенно имеющие не-средственное отношение к объекту исследования.

При социально-экономическом анализе духовного производства :ссертант опирается йа концепцию "непроизводственной сферы", этой концепции в политэкономическом плане главным является ¡основание действия производственных отношений в отличной от .териального производства сфере и раскрытие их характерных • •рт. Благодаря ей была создана такая экономическая дисциплина ж экономика непроизводственной сферы. Однако общественный про-¡водственный процесс ограничивается только производством мате-галышх благ и производственными отношениями, возникающими по : поводу. Действие производственных отношений в отличной от та-¡риального производства сфере связывается лишь о движением мате-

риальных благ. В этих условиях следовало преодолеть такой односторонний или, точнее, ограничительный подход к экономически;.! отношениям, проявляющимся в отличной от материального производства сфере.

Это преодоление осуществляется концепцией "нематериального производства". Она возвращается к марксистской терминологии, в которую вкладывается определенный смысл. Эта сфера представляет ся в качестве производства, но нематериального характера.

Концепция "духовного производства", сохраняя положительные стороны и черты концепции нематериального производства, шесте о тем выделяет конкретный вид производства - производство духов ных благ, или духовное производство.

Таким образом, концепция духовного производства является еще одной ступенью научного познания отличной от материального Производства сферы и процесса все более точного и полного отражения объекта исследования и проникновения вглубь проблемы.

Сохраняя преемственность, продолжая и развивая уже известные положения о социально-экономическом содержании духовного (и материального) производства, данная работа строится как комплев сное изучение политэкономических проблем духовного производства о учетом его экономического своеобразия. В ней впервые в экономической литературе раскрывается система производственных отнои ний и экономических законов духовной сферы, свойственных социализму.

К новизне диссертации относятся:

- раскрытие политико-экономической категории духовного прс изводства как заключающего в себе специфическую совокупность щ изводственных отношений, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления духовных благ;

- новые аргументы для отнесения экономических отношений в нематериальном (духовном) производстве к экономическому базису общества;

- выявление политэкономических особенностей духовного тру; и его продукта;

- новая трактовка механизма превращения науки в неиосредс венную производительную силу общества;

- доказательство существования в духовном производстве саг сиятельной системы производительных сил, включенных в общую с] стему производительных сил общественного производства;

- обоснование превращения искусства в косвенную производительную силу общества и тенденции усиления ее экономической роли в развитии современного общества;

- рассмотрение в качестве особых экономических категорий ценности и потребительной ценности "духовного продукта" на оонове предлагаемой редукции общественного труда - сведения духовного труда к материальному;

- разработка категории ценн духовного продукта как денежного выражения его ценности; установление факторов, отклоняющих цены от ценности духовного продукта;

- применение исторического подхода к проблеме производительного и непроизводительного труда и вывод о том, что в современных условиях производительным, с точки зрения проотого процесса труда, является также труд, создающий духовные блага;

- постановка вопроса о концепции общественного производства как единой социально-экономической системы, опирающейся на ист-матовскую разработку проблемы, о необходимости рассмотрения общественного производства не только с точка зрения его структура, но ц с точки зрения его социально-экономической сущности, то есть производственных отношений, действующих в этой сфере;

- определение общественного производства как единства четырех сфер - материальной, духовной, производства услуг и социальных видов деятельности;

- определение отраслевой структуры духовного производства как включающей науку, искусство, культуру и образование; первых двух как производящих духовные блага, и вторых двух - как доводящих их до человека;

- исследование непрерывности и неравномерности как общих социально-экономических закономерностей развития духовного производства;

- разработка концепции форм социалистической собственности в сфере духовного производства и соответственно единства и противоположностей экономических интересов работников духовного производства;

- анализ духовных потребностей лвдей в системе экономических потребностей и их влияние на действие основного экономического закона социализма в сфере производства духовных благ;

- анализ особенностей планомерности развития духовного производства на различных уровнях организации духовного труда;

- введение в научный обиход категорий совокупного духовного продукта, эффекта духовного производства, общественного интегрального продукта и его эффекта общественного производства как меры действия экономических законов в духовном производстве;

- обоснование повышения оплати труда работников нематериального (духовного) производства на основе измерения большей сложности духовного труда по сравнению с материальным трудом;

- выдвижение категории духовного накопления как составной части общественного накопления и включение накопления духовного потенциала в национальное богатство социалистического общества;

- раскрытие особенностей хозяйственного механизма в духовной сфере как органической части хозяйственного механизма управления общественным производством. Особо рассмотрены: пути совершенствования планового управления духовным производством в направлении дальнейшей демократизации и децентрализации этого процесса;

- новые аспекты формы организации хозяйственного расчета в отраслевых и академических научно-исследовательских организациях с учетом особенностей прикладной и фундаментальной науки, а также в сфере искусства;

- предложения по совершенствованию оплаты научного и художественного труда с учетом качественного уровня этих видов труда,

в том числе на основе раскрытия экономической природы авторского вознаграждения (гонорара).

Практическое значение диссертации в основном заключается в использовании ее для совершенствования управления духовным производством и улучшения курса политической экономии социализма.

Политико-экономическое исследование, выполненное в диссертации, будет способствовать реализации коренной перестройки советского общества на научной основе. Осуществление предложений и рекомендаций, обоснованных в диссертации, повысит эффективность духовной сферы, усилит ее влияние на ускорение темпов развития других сфер общественного производства и прежде всего материального, создавая необходимые условия и предпосылки для его прогрес-оа.

Политзкономическое исследование проблем духовного производства должно содействовать совершенствованию курса политической экономии, ибо в настоящее время ни одна проблею политической экономии практически не может быть решена полностью или изучена

комплексно без рассмотрения политэкономических проблем духовного производства.

Реализация и апробация исследования и его результатов.

Теоретические и методологические результаты исследования докладывались и обсуждались на всесоюзных и межреспубликанских конференциях: "Экономические проблемы научно-технического прогресса" (г.Ереван, 1973); "Вопросы совершенствования шинирования и повышения эффективности общественного производства" (г.Ереван, 1978); "Экономические проблеш совершенствования хозяйственного механизма и повышения эффективности общественного производства" {г.Ереван, 1980); "Проблемное изучение политической экономии в свете Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и улучшения качества подготовки специалистов" (г.Минск, 1981); "Структура системы производственных отношений социализма" (г.Москва, 1981); "Методические вопроси улучшения преподавания общественных наук" (г.Минск, 1983); на методологическом семинаре "Сущность и явление социально-экономических процессов" (г.Минск, 1983), а также на республиканской конференции "Перестройка преподавания политической экономии и организации экономических исследований в высших учебных заведениях" (г.Москва, 1988). Результаты проведенного исследования неоднократно докладывались на сессиях профессорско-преподавательского состава Е1ШРИЯ (1980, 1982, 1985, 1986 гг.).

Основные положения диссертации использованы автором при чтении курса политической экономии социализма в Ереванском Государственном пединституте русского и иностранных языков им. В.Я.Брю-сова в 1979-1985 гг. и в 1988-1989 гг. Социально-экономические аспекты развития искусства использованы при чтении лекций в 1986-1987 гг. на художественно-графическом факультете Московского Государственного пединститута им. В.И.Ленина.

Диссертация была обсуждена и положительно оценена на кафедре политической экономии ИПК при Белгосуниверситете им. В.И..' Ленина 15 января 1984 г. Ее положения, касающиеся социально- . экономических проблем развития духовного производства, были использованы диссертантом при чтении проблемных лекций для слушателей ИПК. Они используются в спецкурсах кафедры политической экономии того же института:"Система производственных отношений и экономических законов социализма", "Развитие экономической теории социализма в свете решений ХХУП съезда КПСС".

Публикации. По теме диссертации опубликовано 20 работ общим объемом 26,66 п.л.

Объем работы и краткое содержание. Диссертация в объеме 356 стр. включает: введение, три раздела (семь глав), выводы, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставится цель работы, определяется теоретическое и практическое значение основных вопросов, рассматриваемых в ней, и указывают, ся положения, подлежащие защите.

В первом разделе "Духовное производство как категория политической экономии социализма" решаются общие социально-экономические проблемы функционирования духовного производства в социалистическом обществе.

В первой главе "Духовное производство - объект политико-экономического исследования" раскрываются основные социально-экономические проблемы духовного производства и указываются пути их исследования, характеризуются действующие в нем производственные отношения, дается его политэкономическое определение, раскрываются элементы процесса производства духовных благ и механизм превращения науки и искусства соответственно в непосредственную и косвенную производительную силу общества, рассматривается экономическая природа результата духовного труда, его производительный характер.

Вторая глава "Духовное производство в системе общественного производства и социально-экономические закономерности его развития" посвящена разработке общественного производства как целостной социально-экономической системы. В ней раскрывается его содержание с точки зрения'технической и социальной структуры, устанавливается место духовного производства в системе общественного производства и его отраслевая структура, исследуются непрерывность и неравномерность духовной сферы. Выделяются теоретические и практические стороны действия этих закономерностей, а . также условия целостного развития человеческой личности.

Второй раздел "Действие производственных отношений и экономических законов социализма в процессе производства духовных благ" посвящен анализу конкретных экономических категорий и законов развития духовного производства.

В третьей главе "Особенности форм собственности в духовном производстве и действие основного экономического закона социалиэ

а в нем. Планомерность духовного производства" раскрываются собенности форм собственности в духовном производстве, различия [ежду собственностью и авторским правом, рассматриваются эконо-ические интересы, противоречия между различными экономическими нтересами и духовными интересами, устанавливается место духов-нх потребностей в системе экономических потребностей и исследу-тся действие основного экономического закона социализма в духов-[0й сфере, а также планомерность развития духовного производст-а.

Четвертая глава "Совокупный духовный продукт и вопросы его «определения. Специфика экономического закона распределения по 'РУДУ в духовном производстве" посвящена выработке экономической атегории, отражающей совокупность духовных благ, созданных в (бществе в течение определенного периода времени, выяснению сукн юсти первичных и вторичных доходов. В ней раскрываются экономи-[еские особенности действия закона распределения по труду в ду-:овном производстве и анализируется движение уровня средней зара-!отной платы.

В пятой главе "Процесс накопления духовных благ и националь-юе богатство социалистического общества. Ресурсы роста произ-зодства и накопления духовных благ" указываются внутренние и внешне факторы накопления духовных благ, рассматривается духовное 5огатство в качестве составной части национального богатства социалистического общества. Проводится анализ кадрового потенциала цгховного производства и структурных сдвигов в этой сфере обще-зтвенного производства. Устанавливается уровень обеспеченности цгховного производства людскими и финансовыми ресурсами, капита-тьными вложениями и основными фондами. Указываются пути преодоле-тя остаточного подхода к духовной сфере.

Третий раздел "Хозяйственный механизм функционирования духовного производства" посвящен вопросам практического применения результатов исследования, проведенного в предыдущих разделах диссертации.

В шестой главе "О хозяйственном механизме духовного производ-зтва" раскрывается понятие и особенности хозяйственного механизма управления духовным производством, выясняется его место в си-зтеме производственных отношений, анализируется его содержание как целостного явления.

В седьмой главе "Направления совершенствования хозяйственно-

го механизма управления духовным производством" анализируются основные принципы планового управления духовной сферой, вопросы дальнейшей демократизации управления творческой деятельностью. Обосновываются пути децентрализации управления духовной сферой и самоуправления учреждений науки и искусства.

Разрабатываются методологические основы хозяйственного расчета в сфере науки и рассматриваются вопросы распространения хозрасчетных отношений в сферу искусства, указываются границы 4использования хозрасчета в духовном производстве.

Рассматриваются вопросы совершенствования оплаты труда научных работников в зависимости от ученой степени, занимаемой должности, таланта и реального результата. Особое значение придается так называемой "системе грантов". Раскрывается социально-экономическая сущность и экономическая природа авторского вознаграждения (гонорара), проблемы определения его величины.

В выводах диссертации излагаются основные результаты проведенного исследования.

Заключение. обобщая весь научный материал диссертации, по замыслу автора, представляет собой взгляд в будущее, в нем в сха той форме указываются пути разработки политической экономии как научной системы, изучащей все сферы общественного производства в их единстве и целостности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

На защиту выносятся следующие научные положения, характеризующие узловые проблемы диссертации.

I. Духовное производство - экономический процесс, в которо? действуют производственные отношения, входящие в базис социалистического общества. Духовное производство в настоящее время не получило должного политэкономического исследования. Одна 'из причин создавшегося положения заключается в том, что основоположники марксизма специально не исследовали эту сферу человеческой деятельности, которая была в их эпоху слаборазвита. Другая причина в том, что политэкономы находились в плену догматических представлений и инерционности экономического мышления, связанны: с изучением производственных отношений только в материальном пр' изводстве. В современных условиях производственные отношения шн роко действуют и в духовной сфере, становясь объектом политэкон

отческого исследования. Они имеют свои особенности, определяемые жономическим своеобразием духовного производства.

Производственные отношения в духовном производстве материальны, поскольку объективны. Однако это не означает, что они на-содятся в одном ряду, на одном уровне с производственными отно-вениями, действующими в материальном производстве. Примат послед-*их незыблем. Производственные отношения в духовном производстве хетерминируются аналогичными отношения!.®, господствующими в материальном производстве. Духовное производство в общественной жиз-га функционирует двояко. С одной стороны, это функционирование об-цественного сознания, а с другой - составная часть общественного производства. Другими словами, духовное производство одновременно и часть социалистической экономики, и не является таковой. Гак, в духовном производстве как общественном сознании нет производственных отношений, они лишь отражаются в нем, в частности, в таких его формах как наука (в категориях) и искусство (в художественных произведениях). И это понятно: общественное сознание, отражая общественное бытие, отражает также одну из его форм -экономические отношения. Но ведь наука и искусство это не только формы общественного сознания, но и отрасли народного хозяйства, имеющие свою рабочую силу и средства производства, создающие особые виды "продукта. В этих особых сферах деятельности человека возникают и действуют экономические отношения как по поводу производства духовных благ, так и по поводу движения материальных благ. В этом случае мы уле имеем дело не с общественным сознанием, а с экономической категорией "духовное производство", с духовным производством, с точки зрения политической экономии.

Структурный айализ духовного производства по вертикали позволяет выявить в самом этом производстве как составной части сферы общественного производства отношения двоякого рода: материальные (производственные отношения) и идеальные (идеологические, духовные, правовые и социальные отношения). Кроме того, здесь существуют различные формы общественного сознания, такие как научное, художественное, философское и прочие. Они отражаются в сознании работников духовного производства и сказываются на содержании и форме созданных духовных благ.

Таким образом, в духовном производстве аналогично материальному производству возникают и существуют отношения двоякого рода - идеальные отношения, которые входят в надстройку и матери-

альные отношения, входящие в базис социалистического общества.

Социалистическое духовное производство - это планомерный процесс создания духовных благ (идей и образов), основанный на общественной форме собственности на средства производства и направленный на удовлетворение духовных потребностей членов социалистического общества и всестороннее развитие их личности.

IIa материальное производство действует на сама наука, а ее продукт - научные знания. Проникая в сферу материального производства, они становятся его духовной стороной, духовной потенцией. Но наука (ее продукт) не является единственной производительной силой общества. В качестве производительной силы выступает все в большей степени также искусство. Процесс превращения искусства в косвенную производительную силу общества только начался, что было связано с коренным изменением моста и роли искусства в развитии общественного производства, масштаба и силы его воздействия на материальное производство. По мере широкого распространения в материальном производстве художественного труда и повышения художественной культуры производства этот процесс будет усиливаться и углубляться.

Духовный процесс создает продукт особого рода, идеальный продукт - духовное благо. Несмотря на это, духовное производство, как и материальное, является производством в экономическом смысле, поскольку оно вплетается в экономические отношения, такие отношения возникают тагске по поводу его результата.

2. Экономическим результатом духовной деятельности является "духовный продукт". Ценность духовного продукта - это объективированной духовный труд. Производительный характер духовного труда. В духовной сфере создаются "духовные продукты"1.Причем различные ее отрасли производят продукты.имеющие различную нолезност: Полезность духовного продукта делает его "потребительной ценностью". Потребительная ценность - способность духовного продукта удовлетворять те или иные духовные потребности. Главное отличие потребительной стоимости от потребительной ценности состоит в том, что первая является результатом материального труда и носителем стоимости как "застывшего рабочего времени", а вторая -

I. Об эконо'.шческой форме продукта духовного труда. См.: Прохоренко И.Д., Курегян C.B. Духовное производство при социализме: политико-экономический аспект. - Минск: Университетское. 1987. -С.135-133.

результатом духовного труда и носителем "ценности", как общественной оценки духовного труда, отличного от затрат рабочего времени.

Ценность - это объективированный духовный труд. Духовный труд - это духовная деятельность человека, связанная с проявлением всей его внутренней природы. Духовный труд не заточен в пределах одного лишь мозга. В отличие от материального он не может овеществляться, поскольку его результатом не является вещь. Духовней труд объективируется, внешне фиксируется как отражение . ' • субъективной внутренней работы в духовных благах, получающих самостоятельное от их производителей существование.

Ценность продукта духовного производства не находится в прямой зависимости от количества затраченного труда (рабочего времени, вернее сказать, творческого времени), необходимого для его производства. Величина ценности определяется качественным уровнем затраченной духовной энергии. Чем выше его уровень, тем выше, при всех прочих равных условиях, и ценность продукта духовного производства.

, В духовном производстве нет простого труда, как это понимается для материального производства, т.е. здесь не функционирует труд без соответствующей подготовки (речь идет о работниках, выполняющих основные производственные функции духовного производства). Таким образом, духовный труд с точки зрения общественного производства является сложным трудом. Способом его соизмерения и сведения (редукции).к материальному труду является использование всеобщего эквивалента, всеобщего товара, с помощью которого обмениваются все общественные блага, то есть денвг. Деньги в социалистическом обществе используются для обмена духовных благ на материальные. Таким образом, они могут выступать общей мерой для стоимости материальных благ и ценности духовных благ. При этом, скажем, картина и чайный сервиз выступают эквивалентами не потоку, что на них затрачено равное количество общественно • необходимого труда или рабочего времени, а потому, что, будучи обменены на. деньги, они принесут своим владельцам возможность одинаково удовлетворять потребности за счет их труда. Таким образом, деньги служат не только мерой стоимости, но и мерой ценности духовных благ. Другими словами - мерой соизмерения духовных и материальных продуктов. Дена^ное выражение ценности и есть цена духовных благ. На цену произведений искусства воздействуют такие факторы как

спрос и предложение и время, прошедшее с момента создания данного произведения. Такие цены устанавливаются сугубо индивидуально, поскольку и ценность их индивидуальна - она определяется затратами уникального духовного труда. Будет ли данный продукт обменен на деньги один раз или он будет обмениваться на них многократно, во всех случаях в основе обмена - не общественно необходимые затраты труда, а его индивидуальная ценность - таков закон ценности.

Это не значит, что рабочее время в духовном производстве теряет свое политико-экономическое значение. Здесь оно, как и в материальном производстве, делится на необходимое рабочее время (в течение которого затрачивается необходимый духовный труд) и прибавочное рабочее время (в течение которого затрачивается прибавочный духовный труд). В необходимое рабочее время создается необходимый духовный продукт, а в прибавочное - прибавочный духовный продукт.

При определении ценности духовного продукта необходимо опираться на такие категории как прошлый и живой труд. Результат прошлого духовного труда в воде уже известных обществу знаний и художественных форм переносится на вновь созданный духовный продукт. Более того, без этой перенесенной ценности не может существовать новая ценность. Но не она создает эту ценность. Диной духовный труд создает новую ценность. Последняя распадается на ценность необходимого духовного продукта и ценность прибавочного духовного продукта. Труд, создающий духовный продукт, является производительным. Как в свое время производство серебра и золота (эпоха меркантилистов) и производство сельскохозяйственных продуктов (эпоха физиократов) были переходящими для определения производительного и непроизводительного труда, так и производство материальных благ является переходящим критерием разграничения производительного и непроизводительного труда с точки зрения простого процесса труда. В настоящее время, когда роль и значение духовного производства и духовного труда в общественном производстве и общественном труде неизмеримо выросли, производительным трудом становится и труд по производству духовных благ. Поскольку духовное производство направлено на достижение цели социалистического общества, то духовный труд является производительным не только с точки зрения простого процесса труда, но и его общественной форш.

3. Общественное производство является целостной соцпально-эконо?ягческой спсте?лой, имеющей ряд подсистем, сфер. Духовное производство, являясь составной частью общественного производства, включает в себя тзкле отрасли народного хозяйства как наука. искусство, образование и культура. Общественное производство марксизм рассматривает в двух аспектах: во-первых, как всеобщее производство, взятое в качестве общественного процесса; во-вторых, как совокупность различных отраслей этого всеобщего производства, то есть с точки зрения его структуры.

Главным в политэкономическом понимании общественного производства является первое его определение, поскольку, с одной стороны, именно экономические отношения, возникающие в совместной деятельности людей, делают производство общественным процессом, а с другой стороны, увязывают все сферы человеческой деятельности, в которых осуществляется совместный труд и возникают экономические отношения, в единое целостное общественное производство. Другими словами, общественное производство - это целостность различных сфер деятельности лвдей, взаимосвязанных между собой благодаря общественному характеру их функционирования. Поэтому нельзя отождествлять общественное производство с материальным производством. Последнее не является единственной сферой, где осуществляется совместный труд и возникают экономические отношения. Таковые действуют и в духовном производстве, в котором довольно широко распространены кооперированные формы труда. Духовное производство - это необозримое поле коллективного труда. Это особенно касается науки. Духовное производство является общественным процессом, хотя его общественный характер в целом отстает от общественного характера материального производства. Его следует считать общественным производством духовных благ.

При рассмотрении* духовного производства как общественного производства надо исходить из его целостности как социально-экономической системы, вычленяя из его состава различные уровни производственных отношений.

Однако производственные отношения и экономические закономерности развития общественного производства (в том числе и духовного) не могут быть раскрыты в отрыве от второго понимания обще- . ственного производства. И с этой точки зрения оно не сводится только к материальному производству, поскольку его содержание намного шире и богаче. Другая сторона общественного производства -

это духовное производство, которое участвует в формировании и развитии духовного мира личности. Человек является и социальным субъектом, поэтому услуги и социальные формы всеобщего производства также участвуют в формировании лодей. Другими словами, материальное производство - это далеко не единственный вид производства, входящий в общественное производство, очевидно, что в него должны включаться и другие виды производства, производящие отличные от материальных форм продукты (в том числе и духовные).

Однако только рассмотрение всего общественного производства в качестве общественного процесса, т.е. экономического пространства, где возникают и действуют экономические отношения, позволяет рассматривать его структуру не как техническое образование, а как социальное образование, как общественный организм.

В экономической литературе к материальному производству относят отрасли, создающие материальный продукт, а к нематериальному - отрасли, производящие нематериальный продукт. На наш взгляд, этот критерий неверен, поскольку такие отрасли духовного производства, как живопись и ваяние производят материальные продукты: картины, скульптуры, книги, фильмы и т.д., но это не превращает их в материальное производство. Главное здесь в их духовном содержании.

Основой разделения общественного производства на различные сферы должны служить следующие критерии: характер процесса труда, его результатов, целей и функций, выполняемых шли в общественном производстве. Исходя из этого, в общественном производстве выделяются: материальное производство (материальная сфера общественного производства), производство услуг (сфера услуг общественного производства), социальные виды деятельности (социальная сфера общественного производства^ духовное производство (духовная сфера общественного производства).

К духовному производству, взятому в целом, относятся отрасли: наука, искусство, культура и образование.

Наука является отраслью духовного производства не только потому, что она производит новые научные знания, духовные продукты, но и потому, что она обладает спецификой, характерной для; чуховного производства. Определение науки как отрасли духовного Поизводства наряду с раскрытием механизма ее превращения в неродственную производительную силу общества можно считать ос'"- .п в политэкономическом наследии К.Шркса о науке. И необл-

Г7

даго, чтобы стали общепризнаны не только тезисы К.Маркса о превращении науки в непосредственную производительную силу, но и ее отнесение к духовному производству.

Другой производительной отраслью духовного производства является искусство как целесообразная деятельность людей по созданию художественных произведений. Не •следует расчленять искусство на "чистое" и прикладное, противопоставлять их, считая "чистое" искусством ради искусства, то есть искусством без какой-либо целесообразности.

Хотя искусство и едино, но имеет ряд отраслей, например, музыка, литература, живопись, скульптура, хореография, театр, кинематография. При этом следует различать деятельность по производству' театральных представлений, музыкальных и хореографических произведений, относимую нами к искусству, и исполнительский труд актеров и музыкантов, которые относятся к культуре. Их функции разные: наука и искусство производят духовные блага, а культура и образование реализуют их, доводят до потребителя.

4. Непрерывность и неравномерность - основные социально-экономические закономерности развития духовного производства. Духовное производство, как и материальное, развивается непрерывно. Каждое последующее поколение получает в свое распоряжение в наследство "определенный уровень его развития. Причем этот уровень зависит не только от общих успехов самого духовного производства, но и от социально-экономических условий. Однако развитие науки и искусства, как и духовного производства в целом, зависит не только от господствующих экономических отношений, но и от логики развития этих областей человеческой деятельности. Эта логика определяет самостоятельное развитие духовного производства в рамках той или иной социально-экономической системы. Духовному производству присущи свои периоды взлета и падения, рациональные и иррациональные стороны развития. Рациональные стороны развития духовной сферы связаны с интересами передовых трудовых классов и общественных сил, существующих в тех или иных социальных условиях.

Социализм наследует от предшествующих эпох общечеловеческое и национальное в области духовного производства, перерабатывает и развивает соответственно прогрессу общества. При этом непрерывность развития сочетается с диалектическим процессом нарождения нового, что связано с борьбой и своеобразной прерывностью (дискретностью) в развитии.

Наука и искусство требуют и талантов, и накопленного мастерства; открытий и изобретений, которые рождаются неравномерно. Кроме этого, существуют социальные условия, тормозящие или ускоряющие процессы духовного творчества. Социализм дает новый импульс развитию духовного производства, открывая для этого широкие возможности. • Однако духовное производство и при социализме переживает этапы застоя, заминок, кризисов и спадов. Так, в период застоя в СССР наблкдалось топтание на месте не только в сфере .материального, но и духовного производства. В те или иные периоды нашей истории запрещались целые направления в науке и искусстве, репрессировались ученые, писатели, артисты, резко ограничивался доступ творческой общественности к произведениям известных в прошлом деятелей науки и искусства. Все это, конечно же, отрицательно сказалось на развитии духовной сферы, привело к лишении целого поколения ученых и работников искусства духовных корней, разорвало духовные нити и связи между поколениями научной и художественной интеллигенции. Нарушалась преемственность в духовной жизни социалистического общества. В настоящее время, в процессе перестройки духовное производство приобретает новые силы дам своего развития, начинается новый этап в духовном прогрессе общества.

Таким образом, несмотря на то, что непрерывность и прерывность взаимообусловливаются, а на отдельных этапах переходят друг в друга, одно становится продолжением другого, развитие духовного производства в целом происходит по восходящей линии. Поэтому закономерностью его развития является непрерывность. Однако эта тенденция не устраняет неравномерность развития духовной сферы общественного производства по отношению к развитию материального производства. Эта неравномерность проявляется во внешней и внутренней формах. Первая связана с неравномерным развитием духовного производства по отношению к развитию материального производства. Вторая - это неравномерное развитие между отраслями . духовного производства, наукой и искусством, между подотраслями, а также между различными областями духовного производства.

В первой форме в политэкономическом плане важное значение имеют отставание или опережающее развитие производственных отношений того или иного общества, складывающихся в духовном производстве от аналогичных отношений, действующих в материальном производстве. Это во многом связано со спецификой духовной сферы,

закладывающей отпечаток на развитии этих отношений. "Преобладание экономического развития в конечном счете также и над этими областями для меня неоспоримо, - указывал Ф.Энгельс, - но оно имеет место в рамках условий, которые предписываются самой данной областью"*. Именно этими условиями определяется тот факт, что во времена деятельности К.Маркса и Ф.Энгельса экономические отношения капитализма не были столь разрыты в духовной сфере и играли подчиненную роль в экономике. Со временем, по мере все большего проникновения капитализма в духовную сферу, подчинения ее капиталу, широким использованием наемного труда, капиталистический способ производства полностью подчиняет духовное производство своим экономическим законам.

При социализме мы наблюдаем иную картину - экономические отношения, складывающиеся в духовном производстве, более развиты, чем отношения в материальном производстве. Так, духовному производству на современном этапе социализма в зародышевой форме уже Присущи некоторые черты производственных отношений коммунистического общества (всеобщий характер собственности, функционирование ,труда как первой жизненной потребности, стирание границ между рабочим и свободным временем и т.п.).

Неравномерное развитие наблвдается между двумя основными отраслями Духовного производства - наукой и искусством. При всем развитии искусства все же наука получила большее развитие и не только потому, что на науку тратится больше средств, здесь и лкн дей сосредоточено больше, чем в искусстве, но и потому что наука оказывает большее влияние на материальное производство, чем искусство.

Неравномерность развития наблвдается не только среди отраслей духовного производства, но и его подотраслей. Например, в науке лидирующими является такие отрасли знания, кан математика, физика, биология, определяющие современный научно-технический прогресс. Вместе о тем отстают в своем развитии общественные науки. Сильно одерживает развитие общественных наук схоластика и догматизм.

В настоящее время .в художественном производстве лидируют более молодые отрасли (например, кинематограф), вытесняя с первых мест те виды искусства, которые отличаются большей историей и

I. Марко К., Энгельс Ф. Соч. Т.37. С.420.

традициями (живопись, музыка и особенно театр).

Неправомерное развитие наблюдается и между такими областями научного производства как фундаментальная и прикладная наука.

Ведущую роль в системе научного производства играет фундаментальная наука, которая создает новые научные знания, служащие теоретическими средствами как для развития ее самой, так и для прикладной науки. Поэтому их качественный уровень должен не только обеспечить развитие первой, но и дать теоретические инструменты, открыть возможности для развития второй.

Исследование кадрового и финансового обеспечения фундамен- • тальной и прикладной науки показало необходимость увеличения финансовых средств и численности работников в фундаментальной науке, без этого в современных условиях невозможно обеспечить непрерывный рост фонда научных знаний.

5. Основой действия производственных отношений и экономических законов социализма в духовное производстве является общественная собственность. Духовное производство объективно подчинено наиболее полному удовлетворению потребностей членов социалистического общества и развитию их личности. Главной формой движения духовных благ является планомерность. Собственность в духовном производстве ~ это прежде всего отношения между людьми по поводу присвоения духовных благ. При социализме собственность существует во всех сферах общественного производства, в том числе и в духовной. В обществе происходит присвоение не только материальных, но и духовных благ, таких как знания, картины, литературные, музыкальные, скульптурные произведения. Экономической осо-• бенностью присвоения духовных благ является их практически неограниченный долгий срок использования. Поскольку в духовном производстве действуют также и материальные факторы, то собственность - это также отношения между лодьми по поводу присвоения материальных благ.

Духовные блага в значительной части находятся в музеях, галереях, научно-исследовательских организациях и информационных центрах и являются государственной (общенародной) собственностью. Причем к ней относятся не только произведенные духовные блага, но и средства производства, используемые в процессе производства этих благ. Общенародная собственность на средства производства в духовном производстве заключает в себе диалектическое противоречие Его работники являются совместными владельцами объектов общенарод-

ной собственности и находятся в равном отношении к ним, поэтому должны сообща распоряжаться и использовать эти средства производства. Между тем реально чаще всего распоряжаются ими преимущественно руководящие работники, причем не только в чисто научных, но и престижных целях. Зачастую они обращают себе на пользу и духовные потенции своих подчиненных. При этом находящиеся в • общенародной собственности средства производства духовного производства используются как личная собственность.

Сложность этой категории заключается в том, что она много-формна - кроме вышеуказанной формы существуют еще по крайней мере две - групповая и личная собственность.. В данных случаях собственниками духовных'благ, имеются в виду прежде всего произведения художественного производства, обычно выступают те;' кто их производит. Такие духовные блага могут стать объектом собственности другого субъекта (государства, группы лиц, отдельных членов общества), лишь реализуясь.

А вот композитор или скульптор, художник или писатель могут сами приобрести материальные средства своего труда и стать их собственниками. Однако представители художественного производства все чаще трудятся совместно, при этом все, что находится в их совместной мастерской, выступает в форме групповой собственности, то есть является собственностью группы лиц. К групповой собственности относятся также создаваемые в настоящее время всевозможные кооперативы художников, дизайнеров и т.п.

В научном производстве также не исключены случаи, когда группа научных работников (особенно в связи с созданием научных и внедренческих, кооперативов) или отдельные научные работники на свои денежные средства приобретают отдельные элементы лабораторного оборудования.

В духовном производстве существует собственность и на его основное средство труда - духовные способности,и потенции работника. Естественно, что духовные способности человека, являясь неотъемлемой составной частью его•сознания, интеллекта, не могут быть его собственностью. Но в развитии и совершенствовании этих способностей активно участвует и общество, поэтому духовные способности человека должны быть и общественной собственностью.

Духовные потенции работника развиваются путем удовлетворения духовных потребностей, которые подразделяются на потребности в научных и художественных произведениях, а послед-

ние, в свою очередь, на потребности в научных знаниях, познания истины, потребности в литературных, музыкальных, скульптурных произведениях искусства. К духовный потребностям следует отнести такке потребность в творческом духовном труде. Причем эта потребность все в большей мере выступает в качестве первой жизненной потребности работников духовного производства. Поскольку многие из них не мыслят жизни без своего творчества.

Духовные потребности, как и материальные, входят в систему экономических потребностей..Правда, материальные блага являются первой необходимостью для поддержания и развития человека, в чем и проявляется их примат. Однако на современном этапе общественного развития нельзя достичь полного и всестороннего развития личности, удовлетворения его всевозрастающих потребностей только путем производства материальных благ. Цель социалистического общества достигается также развитием духовного производства. Именно в духовном производстве развитие человеческих сил не только становится целью, но и самоцелью*. Цель эта объективна, поэтому она включается в основной экономический закон социализма. Другими словами, основной экономический закон социализма, выражающий наиболее глубинную причинно-следственную связь социалистического общества, действует и в производстве духовных благ.

Основной же формой движения духовных благ является планомерность. Планомерность в духовном производстве отличается от планомерности' в материальном производстве. Отличительные черты форм планомерности в каждой сфере зависят от их специфических особенностей, их экономической природы. Ш не разделяем мнения о невозможности планирования науки, но считаем, что необходимо особо учитывать особенности ее планирования, исключить "мелкую опеку" и жесткую детерминацию процессов исследования, обеспечить большую свободу плановых заданий. Оставаясь директивным по содержанию, план развития духовного производства должен быть предельно гиб-■ким по форма. Он уже в ходе разработки должен носить в себе возможность изменения, связанную с многовариантностью духовного процесса. Только в том случае можно иметь реальный план развития духовного производства. В ходе же осуществления он может уточняться, но это не должно касаться самих целевых установок плана, иначе неизбежны диспропорции в экономике.

I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.25. Ч.П. С.387.

6. Совокупность духовных благ, созданных в обществе за определенный период времени (за год), есть совокупный духовный продукт. Необходимый духовный продукт - основа заработной платы работников духовного производства. Накопление духовных благ ~ вид общественного накопления. Духовное богатство - составная" часть национального богатства социалистического общества. Катего- • рия "совокупный общественный продукт" охватывает, только совокуп- ; ность материальных благ, произведенных в обществе за определенный период времени. Совокупность духовных благ, произведенных в социалистическом обществе за определенный период времени, образу- . ет совокупный духовный продукт социализма. - Однако ни совокупный общественный продукт, ни совокупный духовный продукт не охватывают всего продукта, созданного в обществе. Поэтому для объединения этих понятий, да и материальных и духовных благ, созданных в обществе, следует иметь новое, синтезирующее их понятие. Этой новой экономической категорией является общественный интегральный продукт, представляющий собой сумму совокупного общественного продукта и совокупного духовного продукта.

Национальный доход, как и совокупный общественный продукт -это категории политической экономии, функционирующие в материальном производстве. Национальный доход включается в общий эффект общественного производства. В последний включается и эффект духовного производства. Таким образом, общий эффект общественного • производства состоит из национального дохода и эффекта духовного производства. Последний определяется в ценностных величинах. В натуральной форме он представляет собой совокупность вновь созданных духовных благ.

В практике народнохозяйственного планирования и управления как совокупный общественный продукт, так и национальный доход измеряются при помощи цен. Духовные продукты также измеряются в ценах, т.е. получают денежную оценку. Это обстоятельство позволяет объединить материальные и духовные блага в таких категориях как общественный интегральный продукт и общий эффект общественного производства.

В создании национального дохода косвенно (опосредованно) участвуют также работники духовного производства через совершенствование материального и личностного факторов материального производства - повышение его научно-технического, организационно-экономического и хозяйственного уровня, а также образования и

квалификации работников. Поэтому доля духовного производства в создании национального дохода в форме вновь созданных материальных благ также должна бнть выделена в процессе первичного распределения национального дохода.

Но в обществе распределяется и перераспределяется не только национальный доход, но и эффект духовного производства. Последний распределяется прежде всего среди самих работников данной сферы. Однако в процессе первичного распределения продукта духовного производства осуществляется также частичное формирование первичных доходов работников материального производства в форме духовных благ, поскольку они участвуют в его создании путем предоставления в эту сферу различных материальных предметов и средств труда работников духовного производства.

Вторичные доходы - это доходы работников материального и духовного производства, получаемые в процессе перераспределения национального дохода и эффекта духовного производства.

Основной формой необходимого продукта и источником доходов работников всех сфер общественного производства, в том числе и духовного, является заработная плата, регулируемая презде всего законом распределения по труду. Одна из особенностей действия этого закона в духовной сфере заключается в том, что его работники получают свою долю созданного общественного интегрального продукта прежде всего в зависимости от качества затраченного духовного труда. Экономический закон распределения по труду в духовном производстве выражает причинно-следственную связь между качеством затраченного духовного труда и его вознаграждением. Причем в среднем духовный труд.более сложный, нежели материальный. Это непременно должно сказаться и на оплате труда. Более сложный труд должен оплачиваться выше, чем менее сложный труд - этого требует закон редукции труда. Однако на практике наблвдается обратная картина. В настоящее время взят курс на повышение зара-' ботной платы работников духовного производства, что отражает объективное требование, связанное с возрастанием экономической и социальной роли этой сферы общественного производства. Основным путем увеличения заработной платы работников духовного производства следует считать общее увеличение фонда заработной платы. Практически это возможно лишь в том случае, если признается создание этими работниками фонда оплаты своего труда. До тех пор пока это не признается, невозможно решение вопроса о резком увеличении за-

работной платы работников духовного производства, поскольку оно наталкивается на ограниченный объем фонда, создаваемого работниками материального производства.

Работники духовного производства, как, впрочем, и работники материального производства, не получают весь созданный шли продукт. В частности, прибавочный духовный продукт направляется на создание фонда накопления, поскольку в социалистическом обществе имеет место не только накопление материальных, но и духовных благ, накопление которых включает в себя накопление знаний и художественных благ (картин, скульптур, музыкальных и литературных произведений и т.п.). Духовное накопление - это экономическая категория, отражающая процесс накопления духовных благ, зависящий от двух видов факторов: внутренних, связанных с развитием самого духовного производства, и внешних, связанных с прогрессом общественного производства. Важную роль среди первых факторов накопления играет прежде всего годовой и многолетний результат деятельности работников духовного производства, которые служат материалом накопления. Ко вторым следует отнести объем финансовых средств, капитальных вложений, направляемых на развитие материально-технической базы духовного производства, от которого во многом зависит духовный прогресс социалистического общества.

Накопленные в социалистическом обществе результаты духовного труда входят в состав национального богатства. Последнее сос тоит из двух частей - материального и духовного богатства общества. Духовное богатство, в свою очередь, выступает в двух формах: в форме научных знаний и художественных произведений, то есть в форме духовных благ, отделившихся от их производителей н имеющих самостоятельное бытие,и в форме духовных способностей ..-ц дей, проявляющихся в самом живом труде работников или просто в их жизнедеятельности. Национальное богатство социалистического общества - это всеобщий результат общественного труда, направлен ныа на обеспечение расширенного воспроизводства общественного производства и человека во всей их целостности, в рамках господствующих при социализме производственных отношений.

7. Хозяйственный механизм функционирования духовного производства - совокупность социально-экономических форм и методов управления, представляющих собой часть производственных отношений, действующих в общественном производстве. Демократизация - оско!*-ной путь совершенствования социально-экономического управления

духовной сферой, ,

Для правильного понимания хозяйственного механизма и раскрытия его специфики в сфере духовного производства особенно важно выяснить соотношение духовного производства и хозяйственного механизма. Иногда.духовное производство относится к хозяйственному механизму. Тогда оно рассматривается в качестве надстроечного фактора, воздействующего на хозяйственный механизм, в форме политических, социальных, правовых, моральных и прочих отношений. Все эти отношения духовного порядка, и они действительно воздействуют на хозяйственный механизм. Но духовное производство не относится к хозяйственному механизму ни в качестве его социально-экономической основы, ни в качестве надстроечных факторов, действующих на эту основу. Наоборот, хозяйственный механизм относится к духовному производству в качестве социально-экономического способа социалистического хозяйствования в этой сфере общественного производства. Сам хозяйственный механизм духовного производства включает в себя надстроечные явления. Духовное производство, поня-, тое только как сфера общественного производства, может иметь хозяйственный механизм.

Совершенствование планового управления духовной сферой в современных условиях предполагает новый подход, к основополагающим принципам планового управления. Этот подход заключается не в том, чтобы изменить основы планового управления, а в том, чтобы по-новому подойти к практическому их применению, исходя из реальных и наиболее эффективных экономических условий, творчески отнестись к старым и хорошо апробированным формам планового управления народным хозяйством, в том числе и духовны;.! производством (наукой и искусством).

Причем следует помнить, что наука и искусство неоднородны. В них имеются области, которые непосредственно примыкают к материальному производству, например, прикладная наука, дизайн, про-'мышленное искусство. Однако во всех случаях надо меть в виду, что это особая сфера человеческой деятельности.

Особенности духовного производства накладывают отпечаток на его плановом управлении, особенно его динамичность и вероятно-. стннй характер.

Дело з том, что планы развития науки и искусства могут быть не выполнены не только в силу субъективных причин, скажем, пло-

хой работы, но и в результате объективных причин, связанных со спецификой этой деятельности. Как в этом случае быть с директив-ностыо плана, кто должен нести ответственность за невыполнение плановых заданий - сами работники духовного производства или те, кто запланировал для выполнения этих задач сроки, материальные и финансовые ресурсы? Это непростой вопрос, ибо всегда трудно определить "меру" ошибок технического порядка, связанных со спецификой в духовной деятельности, и субъективного порядка, связанных с плохой и.неэффективной работой. Поэтому следует различать невыполнение плановых заданий по причине недостаточной' степени развития системы управления, несовершенства методологии и методики измерения затрат, неэффективного использования средств производства и т.п. и невыполнение плановых заданий в силу вероятностного характера духовной деятельности и ее результата.

Другая возможная причина невыполнения плановых заданий заключается в динамике духовного производства. При принятии плановых заданий, как правило, ориентируются на достигнутый уровень его развития, но так так духовная сфера динамична, то уже в ходе выполнения плановых заданий возникают новые моменты, новые ситуации, требующие соответствующего изменения в направлении работ. Заранее предугадать все эти возможные изменения, особенно на первоначальном этапе, трудно. Таким образом, и динамичность духовного производства может привести к срыву плановых заданий. Поэтому говорить о директивности планирования духовного производства надо с большей долей условности.

Фетишизация плана в духовной сфере еще более неоправдана и вредна, чем в. сфере материального производства. Выполнение плана не должно быть самоцелью. В любом случае следует руководствоваться принципом: не дело ради плана, а наоборот. План не должен довлеть над духовной деятельностью лодей. Он должен быть разумным ориентиром и программой для целенаправленной деятельности творческих лодей, рассматриваться в динамике и изменении. В него возможно будут вноситься соответствующе поправки, необходимые по логике создавшихся новых условий и обстоятельств. Последнее необходимо учитывать и при установлении органической связи медцу развитием искусства , и особенно, науки и других отраслей народного хозяйства во избежание возможных диспропорций. Другими словами, директивность планового управления не должна стать помехой для его гибкости. Гибкость плана может быть достигнута путем при-

нятия альтернативных плановых решений. В духовной сфере для одной и той же задачи могут быть использованы многообразные, альтернативные, параллельно разрабатываемые, порой взаимоисключающие, пути решения.

Большое значение для планового управления духовной сферой в современных условиях приобретает продуманное применение принципа демократического централизма. Необходимо учитывать, что в плановом управлении духовным производством получают специфическое решение обе его составляющие - централизм и демократизм. С одной стороны, чрезмерный централизм отрицательно сказывается на творческих процессах, сковывает творческую инициативу. С другой стороны, ложно понимаемый и особенно неправильно применяемый демократизм, обрекая развитие духовной сферы на самотек, толкает работников духовного производства творить на свой страх и риск. Поэтому социалистическое общество в лице государства, обеспечивая свободу творчества, не мажет не регулировать развитие духовного производства, иначе оно чревато анархичным развитием. Демократический централизм, обеспечивая на практике беспрепятственный и полный учет особенностей духовного производства как объекта управления, создавая условия для проявления научных и художественных интересов, вместе с тем должен обеспечивать гибкое планирование и управление.

В современных условиях важное значение приобретает передача многих управленческих функций самим исполнителям. При данном состоянии управленческих функций между центральными органами и отдельными учреждениями возникают противоречия в связи с принятием плановых решений. Развитие духовного производства требует решительного расширения социально-экономической и хозяйственной самостоятельности учреждений духовного производства, перехода к социально-экономическим методам управления этой сферой общественного производства.

Но дело не только в функциях, принципиальное значение имеет также уровень централизации управления духовным производством. Централизм как форма управления имеет свои пределы, за рамками которых наступает не меньший хаос, чем при полном отсутствии планового управления, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве планового управления духовной сферой. "

Внешнее воздействие на духовный процесс должно быть предельно профессиональным. Любое проявление неквалифицированного, про-

извольного и некомпетентного вмешательства в процесс научных исследований, равно как и в искусство, может привести к отрицательным последствиям. Наука и искусство - это те сферы человеческой деятельности, которые требуют к себе особо деликатного отношения. Поэтому плановое управление наукой и искусством должно быть полностью доверено самим работникам духовного производства. Нецелесообразно, а порой и вредно, возлагать плановое управление духов- ' ной сферой на простых администраторов.

Неменьшую роль для развития духовного производства играет творческая самостоятельность. Она проявляется в свободе выбора направления научных исследований и художественных работ, методов исследования и художественных принципов, в работе в рамках определенных научных и художественных школ, а также устранения диктата одних учреждений над другими, создании одинаковых эконош-ческих и творческих условий для различных учреждений, научных и художественных школ. Важным проявлением в демократизации управления духовным производством является преодоление монополизма в науке и искусстве. Право на научную и художественную истину должно принадлежать всем учреждениям и отдельным работникам духовного производства, независимо от та местонахождения, ведомственной подчиненности и занимаемого места в духовном процессе, а также безотносительно от предыдущих успехов.

8. Хозрасчетные отношения в сфере науки и искусства. Оплата труда научных работников в зависимости от ученой степени, занимаемой должности, таланта и реального вклада. Социально-экономическая сущность и экономическая природа авторского вознагражде-шм и факторы определешгя его величины.

Одной из подсистем хозяйственного механизма является хозяйственный расчет. Для организации хозрасчета в духовной сфере принципиальное значение имеют следующие обстоятельства. Учреждения науки и искусства являются первичными звеньями экономической деятельности не только в рамках науки и искусства, но и народного хозяйства в целом. Они выступают в качестве обособленных и относительно самостоятельных хозяйственных и творческих единиц в народнохозяйственном комплексе и творческом процессе.

На уровне хозрасчетных организаций духовного производства перенесенная ценность и необходимый духовный продукт выступают В. качестве издержек производства духовного продукта, то есть трансформируются, превращаются в сумму тех затрат, которые обес-

почивают их создание, а прибавочный духовный продукт получает форму прибыли этих организаций, выражающуюся как разница между ценой на духовные продукты и издержки на их производство. При установлении цен должны учитываться также цены на материальные средства производства, используемые в процессе их создания. Цены устанавливаются лишь на вновь созданные разработки, продаются только новые научно-исследовательские результаты.

Хозрасчетные отраслевые научно-исследовательские организации получают большую самостоятельность в разработке своих планов. Составление тематических планов отраслевых научно-исследовательских организаций в основном осуществляется с учетом заявок заказчиков, поэтому прикладного характера темы направляются на решение конкретных практических задач. В условиях, когда усиливается роль договора во взаимоотношениях между исполнителем и заказчиком, осуществляется переход к оплате научных разработок по договорным ценам. Однако объем работ отраслевых научно-исследовательских организаций, работающих на полном хозрасчете, не может ограничиваться лишь суммой хоздоговорных работ, он должен охватывать такке научные исследования, направленные на создание научного задела. С этой целью должны быть созданы также фонд для развития теоретических исследований и фонд научного риска. Из первого могут финансироваться поисковые и теоретические исследования, а со второго - исследования, завершенные отрицательным результатом.. ТогДа хозрасчетные отраслевые научно-исследовательские организации будут смелее браться за решение новых научных задач, требующих определенного риска. Для образования данных фондов можно использовать часть прибыли (дохода) научно-исследовательских организаций и бвджетные средства, выделяемые научно-ирследовательскими организациями по каждой конкретной проблеме.

■ Отдельные элементы хозрасчета могут применяться и в системе академических научно-исследовательских учреждений. Хозрасчетные отношения в академической науке имеют свои особенности, связанные с вероятностным характером результата. Основой для применения отдельных элементов хозрасчета в академических научно-иссле-довательскгос организациях должны служить средства хоздоговоров, . которые следует устанавливать меязду ними и отраслевыми научно-исследовательскими организациями. В таких договорах должен учитываться момент неопределенности как при установлении договорных цен, так к при указании времени, отведенного для их выполнения.

В них заранее должна быть оговорена также возможность получения отрицательного результата. Отраслевые научно-исследовательские' организации осуществляют оплату теоретических разработок из фонда теоретических исследований. В то же время нельзя считать оправданной тенденцию расширения хоздоговорных отношений между академическими научно-исследовательскими организациями и предприятиями материального производства. Такая практика, отвлекает академические научно-исследовательские организации от их прямых обязанностей - разработки теоретических проблем.

При организации хозрасчета в искусстве следует применять дифференцированный подход к различным его видам. В такой отрасли искусства как дизайн, близкостоящей к материальному производству, вполне применимы все принципы хозрасчета, но опять-таки с учетом его специфика как отрасли искусства. Объединения дизайнеров (комбинаты, мастерские) могут на хоздоговорных началах выполнять для конкретных организаций и учреждений ту или иную художественную продукцию. Из прибылей (дохода) должны возмещаться расходы на создание продукции, осуществляться отношения с государством, создаваться хозрасчетные фонды для расширения производства, стимулирования труда дизайнеров и решение социальных задач. Средства должны поступать от реализованных произведений по договорам, Но дизайнерские объединения могут не только исполнять работы по соответствующим договорным обязательствам, но и создавать произведения для свободной продажи заинтересованным организациям и частным лицам.

Художники и скульпторы также могут объединяться и уже широко объединяются в кооперативы - своеобразные творческие товарищества, мастерские и организации для выполнения художественных работ на продажу. Из реализованной продукции создается общая прибыль (доход), которая после осуществления необходимых взаимоотношений с государством и соответствующих отчислений в хозрасчетные фонды может распределяться между участниками кооператива в зависимости от того вклада, который они вносят в данную прибыль. Такие организации могут осуществлять снабжение художников средствами производства, контроль за их использованием и т.д. Экономическая и художественная самостоятельность проявляется в том, что они сами планируют объем работы и руководствуются определенными художественными принципами. И цены на произведения данных объединений устанавливают сами объединения. Конечно, возможность

функционирования данного типа хозрасчетных организаций зависит от их экономической деятельности и реализованной продукции. Поэтому для реального хозрасчета в сфере изобразительного искусства должен быть создан адекватный рынок. Художественные группы могут выполнять также работы по государственным заказам. Это будет гарантировать им стабильный рынок сбыта своей художественной продукции.

Еще более богатые возможности для организации хозрасчета в кинештографии.

Так как кинофильм создается в киностудии, последняя должна быть основным хозрасчетным звеном в системе кинопроизводства. Все хозрасчетные киностудии должны обладать соответствующими материальными и финансовыми ресурсами - либо собственными (если до организаций хозрасчета уже тлелись достаточные средства), либо государственными (материальные и финансовые средства передаются государством киностудиям на основе возвратности). Эти средства являются экономической гарантией самостоятельности киностудий. Материальные и финансовые средства, имеющиеся в распоряжении киностудий, должны быть достаточными для полнокровной художественно-производственной деятельности.

Самостоятельность киностудий проявляется в том, что они сами должны иметь право планировать количество выпускаемых фильмов, устанавливать сроки их производства, участвововать в определении 'сметной стоимости фильмов и соответственно их цен, определять численность работников, формы и уровень оплаты их труда и т.д. Киностудии должны быть субъектами собственности созданных фильмов и, исходя из этого, самостоятельно распоряжаться ими. Наконец, киностудии должны иметь право закупать киносценарии и запускать их в производство. Автором киносценария является кино-граматург, но с продажей киносценария его собственником в экономическом смысле, становится киностудия. Тем не менее, кинодрама-• тург не лишается авторских прав на него. Поэтому, получая возможность распоряжаться киносценарием по своему усмотрению, киностудия не имеет права вносить изменения в его содержание без соответствующего согласия и разрешения автора. Естественно, что дщ приобретения киносценария киностудии должны иметь соответствующие финансовые средства, с этой целью в них можно создать целевой сценарннй фонд. Источником этого фонда может служить часть прибыли, полученной от реализации фильмов.

Киностудии должны иметь также гонорарный фонд для режисе-ров, актеров и других творческих работников, занятых созданием филомов. Гонорарный фоцд должен быть определен заранее по каждому фильму. Он должен составлять определенную долю сметной стоимости фильма. Гонорары, в отличие от заработной платы, будут выплачиваться за уже созданные фильмы, то есть по конечному резуль--тату.

Кроме этих фондов, связанных с приобретением киносценариев и выплатой гонораров, в киностудиях должны быть созданы хозрасчетные фонды - развития производства и социального развития. Соз- . дание обоих фондов чрезвычайно важно для кинопроцесса, особенно если учесть, что и материально-технические, и социальные условия развития киностудий сильно запущены и не удовлетворяют сегодняшним потребностям.

Значительная часть финансовых ресурсов должна оставаться в самих киностудиях и направляться на их развитие, часть финансовых средств направляться в фонд художественного риска. Последний предназначается для финансирования тех фильмов, которые в силу опережения потребностей и запросов кинолюбителей, то есть опережения своего времени не имели успеха и соответственно необходимого кассового сбора.

Резервный фонд должен создаваться для возмещения затрат, связанных с увеличением первоначально запланированных объемов в силу неопределенности кинопроцесса. Дело в том, что в процессе работы над фильмом нередко приходится увеличивать объем работы, последняя, в свою очередь, требует новых затрат.

Фонд материального поощрения должен направляться на премирование работников, которое, учитывая специфику кинопроцесса, следует осуществлять за конечные результаты труда, то есть после сдачи фильма в киносеть.

Кроме хозрасчетного финансирования киностудии должны иметь бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование особенно важно и необходимо для небольших гага Ас туши, снимающих'5-8 фильмов в год.

Взаимоотношения киностудий осуществляются не только по вертикали (с Госкино, с Союзом кинематографистов и т.п.), но и по горизонтали (с кинокопировальными фабриками, прокатными контрраш и киносетью). Отношения с этим; организациями также должны строиться на экономической основе. Кинопрокат, объединяющий эти орга-

низации, должен функционировать как единое целое. Другими словами, кинокопировальные фабрики, прокатные конторы и киносеть должны подчиняться одному Главкинопрокату. Кинопрокат, исходя из планов выпуска фильмов, разрабатывает планы их закупки, размножения и едаш в киносеть. Тем самым он получает возможность осуществлять необходимую координацию деятельности киностудий, согласовывать их репертуар во избежание вредного и необоснованного дублирования кинематографических тем.

• Таким образом, хозрасчетные отношения могут получить распространение и в искусстве, однако они не должны заслонять главного - художественного достоинства произведения, не должны приводить к чисто меркантилистким целям. Искусство (даже его прикладные ветви) полностью невозможно втиснуть в рачки хозрасчета.

Важное значение для стимулирования духовного труда имеет регулирование его оплаты. Одним из недостатков новой системы оплаты труда научных работников является то, что ученая степень сказывается на оплате труда научных сотрудников только через механизм продвижения по служебной лестнице, то есть ученая степень, как правило, повышает оплату труда только при выдвижении работай-, ка на более высокую должность (при присуждении ученой степени возможно и увеличение оклада на 50 руб. в пределах максимального оклада по занимаемой должности). Кстати, хотя отменено соответствующее повышение, в заработной плате научных работников за ученую степень,' оно остается в силе для руководящих научных работников (руководителей учреждений и научных подразделений). На наш взгляд, такое положение нельзя считать логичным, скорее всего наоборот, •если и не надо было сохранять практику увеличения заработной платы за ученую степень, то только для этой категории научных работников, так как для успешного выполнения этих должностных функций ученая степень не играет столь большую роль, как для научных должностей. Повышение оплаты труда научного работника необходимо • увязывать не только с занимаемой должностью, но и с присуждением ученой степени. Ученая степень характеризует научный труд с качественной стороны. Вместе-с тем, оплата научного труда должна зависеть и от его конкретных результатов. Последняя более реально может быть использована в прикладной науке, где время решения научной проблемы относительно невелико, а оценка научного результата более определенна.- Таким образом, оплата труда научных работников должна зависеть от трех факторов: ученой степени, зашг-

маемой должности и результата труда.

Эту связь можно установить следующим образом. Дня всех научно-исследовательских учреждений, исходя из занимаемой должности и ученой степени, установить одинаковые нижние границы заработной платы. Естественно, докторам наук на всех научных должностях установить нижние границы заработной платы выше, чем канди- • датам наук, для того чтобы учесть различный квалификацаошшй уровень научных работников. Что же касается верхней границы, то она не должна устанавливаться, так как при этом не стимулируется рост продуктивности научного труда. Более того, при такой системе нарушается социалистический принцип оплаты по труду, так как при любом объеме проделанной работы заработная плата не может превышать установленный предел. Конкретная оплата труда научных работников будет зависеть и от результата труда. Возможно, кандидаты наук будут получать заработную плату большую, чегл доктора наук, . но это уже будеть зависеть от результата их труда, а не от того, что они изначально будут поставлены в одинаковые условия с докторами наук по уровню гарантированной оплаты труда.

Не исключено, что в различных научно-исследовательских организациях заработная штата научных работников на одной и той же научной должности, при одной и той же ученой степени, будет существенно отличаться. Это естественно, так как их уровень будет зависеть не только от минимальной гарантированной заработной пла- • ты, установленной для всех научно-исследовательских учреждений, но и от реального вклада отдельного научного работника и всего коллектива в целом. Возможно, что один и тот же научный работник в разные годы будет получать разный оклад, что тоже соответствует социалистическому закону равной оплаты за равный труд.

Необходимо стимулировать способных и талантливых научных кадров. Дифференциация оплаты труда для стимулирования талантливых работников может быть осуществлена в виде доплат к основной заработной плате.

В условиях, когда объектом финансирования в большей мере становится отдельная тема, имеет определенный смысл фонд заработной платы устанавливать не только по учреждению, но и научной теме. Это позволит достигнуть поставленной цели - решение научной задачи при определенном сокращении численности сотрудников, выполняющих данную тему.

В современных условиях развития советской науки большое зна-

чение приобретает так называемая "система грантов"; в соответствии с последней для выполнения сложных научных задач выделяется большая сумма денег. Фактически эта система является одной из разновидностей вышеуказанной формы оплаты труда, осуществляемой за выполнение определенной научной темы, только здесь речь идет о крупных, сложных и актуальных научных проблемах, для решения которых требуются особые формы оплаты труда. Она может быть применена наряду и вместе с другими формами оплаты по труду научных работников.

Специфической формой оплаты труда работников духовного производства является авторское вознаграждение (гонорар). Гонорар -это категория, выражающая экономические отношения между государством или кооперативом и работниками духовного производства по поводу издания их произведений. На поверхности явления гонорар выступает как плата автору за предоставленное право издательств ву пользоваться его рукописью. Глубинная же его суть заключается в том, что он выступает как форта нео^о^ иного продукта.

В настоящее время при установлена ставок гонорара за произведения науки, искусства и литературы наблюдаются некоторые неувязки. При упорядочении авторского гонорара следует прежде всего увязать его ставки с качеством произведения духовного творчества.

Основные положения диссертация позволяют заключить, что концепция духовного производства преодолевает усеченность общественного производства, сведение его только к производству материальных благ. Она позволяет рассматривать общественное производство и возникающие в нем производственные отношения как целостное явление. Концепция целостного общественного производства выдвигает на передний план также проблему политической экономии как научной системы. Политическая экономия в таком понимании является единым научным знанием, в котором есть свои органические • части, подсистемы, изучающие отдельные сферы общественного производства.

Политэкономический анализ духовного производства привел к выводу, что политическая экономия не может быть целостной научной системой, если она ограничивается изучением только экономических отношений, складывающихся в материальном производстве, и не принимает во внимание духовное производство. Политическая экономия должна изучать каждую из сфер в отдельности (но не в от-

рыве друг от друга), раскрывая особенности экономических отношений и законов, действующих в каждой из них внутри единого общественного производства. Такой политэкономических анализ различных сфер общественного- производства позволит избежать эклектического подхода, поскольку при этом будет происходить не механическое соединение, а их внутреннее и органическое сцепление в пределах единого общественного производства.

Если в качестве политической экономии как научной системы выступает экономическая теория всего общественного производства. взятого в конкретно-исторической форме, то в качестве ее подсистемы выступают экономические теории различных сфер общественного производства (в том числе и духовной сферы), взятых в конкретно-исторической форме.

Таким образом, политико-экономическое исследование духовного производства становится одним из актуальных и перспективных направлений экономической теории социализма.

* X

X

Содержание диссертации опубликовано в следующих основных работах:

1. Духовное производство как категория политической экономии социализма. - Ереван: Айастан. 1984 (на арм, языке, резюме на русском языке). - 7,98 п.л.

2. Духовное производство при социализме: политико-экономический аспект. - Минск: Университетское. 1987. - 10,5 п.л. (в соавторстве), доля диссертанта - 7,43 п.л.

3. Научное производство и некоторые его особенности // Народное хозяйство Армении. 1974. № 2 (на арм. языке, резше на русском языке). - 0,5 п.л.

4. Фундаментальная и прикладная наука как две подсистемы научного производства // Народное хозяйство Армении. 1974. № 12. - 0,6 п.л.

5. Проблемы теории и практики планирования науки в 20-30-е годы // Экономические науки. 1976. № 4. - 0,6 п.л.

6. Наука как отрасль духовного производства // Народное хозяйство Армении. 1976. № 6. - 0,6 п.л.

7. Фундаментальная и прикладная наука и вопросы организации хозяйственного расчета в их сфере // Вестник общественных наук АН Армянской ССР. 1977. $ 2. - 0,7 п.л.

8. Два подразделения научного производства. - В сб.: Некоторые методологические вопросы экономики науки. Институт эконо-,мики АН СССР. 1977. - 1,2 п.л. (в соавторстве).

9. Духовное производство как объект политико-экономического исследования // Народное хозяйство Армении. 1987. й I. -0,6 п.л.

. 10. Духовное производство в системе общественного производства // Народное хозяйство Армении. 1981. № 4. - 0,8 п.л.

11. Отраслевая структура духовного производства // Народное хозяйство Армении. 1982. № 5. - 0,8 п.л.

12. Духовное производство как категория политической экономии в широком смысле // Народное хозяйство Армении. 1983. 1 3,0,8 п.л.

13. Духовное производство как объект политэкономического исследования // Экономические науки. 1983. № 2. - 0,25 п.л.

14. Социально-экономический аспект проблемы духовного производства // Народное хозяйство Армении. 1983. № II. - 0,8 п.л,

15. Общественное производство как целостная социально-экономическая система // Народное хозяйство Армении. 1984. № 6. -0,7 п.л.

16. Действие основного экономического закона социализма в сфере производства и потребления духовных благ // Народное хозяйство Армении.-1985. № 4,.~ 0,8 п.л. (в соавторстве).

17. Духовные потребности в системе экономических потребностей социалистического общества // Народное хозяйство Армении. 1985. № 12. - 0,8 п.л. (в соавторстве).

18. Экономическая форма продукта духовного труда // Народное хозяйство Армении. 1986. • № 12. - 0,8 п.л,

19. Духовное производство и политическая экономия социализма // Народное хозяйство Армении. 1989. Л I. - 0,7 п.л.

20. Хозяйственный механизм функционирования духовного производства // Народное .хозяйство Армении. 1989. №11. - 0,6 п.л.