Экономическая оценка невоспроизводимой продукции тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Сахаров, Андрей Николаевич
Место защиты
Москва
Год
2005
Шифр ВАК РФ
08.00.01

Автореферат диссертации по теме "Экономическая оценка невоспроизводимой продукции"

На правах рукописи

Сахаров Андрей Николаевич

Экономическая оценка невоспроизводимой продукции (на примере предметов изобразительного искусства и антиквариата)

Специальность 08.00.01 - Экономическая теория Специализация - Политическая экономия

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2005

Диссертация выполнена на кафедре политической экономии Государственного университета управления

Научный руководитель профессор, доктор экономических наук

Официальные оппоненты профессор, доктор экономических наук

Сажи на Муза Аркадьевна профессор, доктор экономических наук

Бусов Владимир Иванович

Защита состоится «25» мая 2005 г. в 14 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.049 08 в Государственном университете управления по адресу: 109542, Москва, Рязанский проспект, 99 Главный учебный корпус, аудитория 802.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного университета управления.

Автореферат разослан апреля 2005 года.

Денисов Борис Андреевич

Ведущая организация

Московский государственный Университет им. М В. Ломоносова кафедра политической экономии

Ученый секретарь диссертационного совета к.э.н., доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Выбранная для исследования тема относится к теоретически неразработанной области экономической теории Работ по ценообразованию в художественной афере немного, а серьезной гипотезы в этой области пока еще не высказано. Среди экономических исследований эти проблемы встречаются крайне редко. Можно привести по крохам отдельные высказывания классиков экономической теории Рикардо, Маркса, Маршалла и современных представителей экономической науки таких как Гэлбрейт, Шумпетер, Бем-Баверк, Пигу и ДР-

Попытки дать объяснение принципам оценки продукции произведений искусства и антиквариата представляют собой разрозненные (иногда сами по себе интересные) позиции, которые невозможно применить на практике.

Вместе с тем потребность именно в теоретическом осмыслении сложнейших процессов оценки невоспроизводимой продукции (имеется в виду произведения, которые либо невозможно, либо бессмысленно повторить), бесспорно, актуальна. Депо в том, что арг-рынок современной России делает лишь первые шаги в своем цивилизованном развитии, опираясь при этом на опыт мирового арг-рынка Отсюда задача наметить некоторые универсальные принципы, которые сформулировать невозможно без глубокого теоретического изучения и осмысления этого сектора рынка. ____

Степень разработанности проблемы

Как уже указывалось нами проблема оценки невоспроизводимой продукции решалась в рамках различных наук таких как искусствоведение, история, социология и, естественно, экономика Попытки соединить эстетическую и экономическую составляющие почти всегда оканчивались неудачей, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт. Очевидно, что оценочные критерии присущи только рыночному хозяйству, развитому рынку, где вполне достоверно можно выработать критерии такой оценки. Именно в рамках рыночной системы применяются многочисленные статистические обзоры с более или менее конкретными выводами о ценности тех или иных авторов или тех или иных произведений.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются особенности функционирования рынка произведений искусства и антиквариата в современных условиях.

Предмет исследования - механизм оценки и формирования цены на произведения изобразительного искусства.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в определении устойчивых представлений о художественной ценности как таковой.

На основании указанных принципов автор ставит своей задачей

- выявить важнейшие факторы невоспроизводимости предметов искусства .(ограниченность тиража, естественное убывание, порча и тд ),

1 в"" ^

поскольку объекты и предметы на этом оекторе рынка в основном невоспроизврдимы;

показать, что сделки купли-продажи произведений изобразительного искусства (как элемент не первой жизненной необходимости) происходят в условиях суженного спроса в сравнении с обычными товарами;

- показать, что конкуренция на арт-рынке несовершенна по причинам уникальности товаров, ограниченности предметов искусства, конфиденциальности сделок. Автор исходил из того, что ни один покупатель или продавец пока еще оерьезно не могут влиять на рыночные цены, а, следовательно, выгоды всех участников уравновешены,

- показать, что в сфере изобразительного искусства нет так называемых производственных факторов, так как нет лимитируемых ресурсов, которые имеются в обычном экономическом представлении;

выявить, что рыночная изменчивость цен на произведения искусства не вполне противоречит принципам товарных и финансовых рынков.

Теоретические и методологические основы исследования

Автор в своем исследовании основывался на принципах диалектики, включающих факторы системности, комплексности, логики, историзма. Вместе с тем там, где это было уместно, автор критически использовал прагматические оценки, статистику и иную фактологию

Научная новизна

1 Автор доказывает, что в области рынка произведений искусства и антиквариата недостаточна концепция человека как "идеального максимизаггора полезности", так как отсутствуют какие-либо устойчивые

представления о художественной пользе как таковой Цена при этом есть компонента ценности невоспроизводимых товаров, которые зачастую приобретаются в большей степени вопреки обычным соображениям экономии;

2. В работе выявлена специфика и особенности видов конкуренции в сфере арт-рынка, недостаточно представленные в современной экономической литературе;

3 Автор развивает теорию трудовой стоимости применительно к специфике арт-рынка Хотя на ценообразование влияют многочисленные эмпирические факторы, все же генетически автор отдает приоритет категории стоимости В работе различаются два подхода ценообразования: глубинно генетический и поверхностно рыночный

4. Показано, что для более объективной оценки произведений искусства необходимо учитывать факторы неприменимые к обычной экономике, такие как творческий вклад, интеллектуальность, талант и т п - критерии, определяющие сложность труда в этой рыночной сфере

Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы Структура работы представлена ниже

Введение

Глава 1 Арт-рынок и его составляющие. 1.1 Понятие арт-рынок (общее и особенное) 1 2 Состояние мирового рынка на современном этапе 1 3 Сложность и специфичность художественного рынка 1.4 Становление арт-рынка в России 1 5 Факторы, определяющие спрос на произведения искусства

1.6 Условия антикваризации

1.7 Что такое «антиквариат»

1 8 Основные характеристики антикваризации

Выводы по главе 1

Глава 2. Ценность и стоимость произведений искусства

2.1 Проблема ценности и ценообразования невоспроизводимых товаров

2.2 Источники ценности

2.3 Проблема ценообразования

2.4 Стоимость и творчество

Примечания Приложения Список литературы

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели исследования и его основные задачи, определены методологические основы исследования.

В первой главе «Арт-рынок и его составляющие» проводится анализ структуры рынков произведений искусства. Показано, что структура рынков произведений искусства представляет собой ряд иерархически связанных подуровней Структура рынка меняется от уровня к уровню Первичный рынок относительно конкурентен: предложение оо стороны начинающих художников существенно превышает спрос, что удерживает цены на достаточно низком уровне. Вторичный рынок сосредоточен вокруг крупных городов-центров искусств, таких, как Лондон, Нью-Йорк и Париж. Его участники - достаточно известные художники, сумевшие выйти на этот уровень, респектабельные галеристы, государственные музеи и частные коллекционеры. На вторичном рынке и предложение, и спрос гораздо более концентрированы На каждом отдельно взятом географическом сегменте рынка одновременно присутствует лишь небольшое количество художников В силу того, что, во-первых, средняя

цена работы достаточно высока и, во-вторых, коммерческий успех сильно зависит от способности профессионально оценить культурную ценность работы и дальнейшие рыночные перспективы автора, число как индивидуальных, так и институциональных покупателей также ограничено Высший уровень представляет собой международный рынок произведений искусства, институциональной основой которого служат аукционы с мировым именем Международный рынок произведений искусства имеет огромное преимущество по сравнению с другими инвестиционными рынками - он максимально либерализирован

Представлено определение арт-бизнеса как экономической деятельности по оценке и распространению произведений искусства Показано, что эта деятельность прочно вошла в жизнь современного общества и наряду с товарно-сырьевыми ранками сформировалась система торговли произведениями искусства - арг-рынок Рынок произведений искусства неоднороден Он состоит из десятков сегментов и секторов, каждый из которых развивается по своим собственным законам в соответствии с исторической, социологической и культурной спецификой.

Художественный рынок - один из самых перспективных и прибыльных сегментов сферы российской экономики Его неизменно высокая привлекательность, как объекта для финансовых инвестиций обусловлена следующими факторами:

- высокий потенциал капитализации рынка произведений искусства,

- надежность вложений и высокая доходность, вследствие устойчивой тенденции к постоянному повышению цены на предметы искусства;

- инвестиции в этот рынок придают респектабельность капиталу и повышают престиж инвесторов;

При этом в работе показывается, что развитие цивилизованного арт-рынка в России выявляет рад серьезных проблем.

Первой из них выступает законодательство РФ. Федеральный закон от 15 04 1993 № 4804-1 « О вывозе и ввозе культурных ценностей» И Указ Президента от 30.05.1994 № 1108 « О реализации предметах антиквариата и создании специального уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» имеет ряд существенных недостатков, многие положения в этих документах неосвещены, что зачастую приводит к произволу чиновников различных ведомств Сегодня в любой сделке с каждой культурной ценностью присутствуют или незримо участвуют, по крайней мере, четыре федеральных органа исполнительной власти' Министерство Культуры, МВД, ГТК и Министерство налогов и сборов. Поскольку перед властными структурами стоят разновекторные цели, что само по себе нормально их административная конференция сдерживает динамику рынка

Вторая проблема заключается в процессе экспертизы, которая является неотъемлемой частью арт-рынка, одной из главных его составляющих Сегодня значительный сегмент антикварного рынка, по крайней мере, в Москве, торгует не произведениями искусства, а бланками Третьяковской галереи или Центра им Грабаря. Это связано с тем, что возникает проблема в определении истиной ценности вещи или подлинности К сожалению, многие галеристы и антиквары не обладают достаточными знаниями в области истории искусства и экспертизы, а так же не могут ответить на вопрос ценности вещи. В связи с этим нехватка специалистов экспертов ощущается крайне остро. Потому при наличии громадного потенциала современного российского рынка художественных ценностей сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны - огромное количество

подделок, а с другой - большие группы перспективного материала оказались сейчас на художественном рынке маповостребованными

Третьей самой сложной проблемой является ценообразование на произведения искусства Сложность и специфичность художественного рынка заключается, прежде всего, в ценообразовании на товар На арт-рынке продается не столько сам товар, сколько его имидж, репутация и престиж обладания им На рынке искусства ценообразование действует во многих аспектах так же, как и на фондовом рынке - на основе котировки, которая строится на результатах систематических фиксаций аукционных продаж Произведение начинает иметь ликвидность и переходит из состояния «сырья» в состояние «товар» только после того, как оно побывало на одном из признанных мировых аукционах, все продажи которых фиксируются в сводных каталогах и становятся базой для определения текущей цены на произведения, продаваемые позже дилерами, галереями, аукционными торгами

Особое место в первой главе занимает анализ факторов, определяющие спрос на произведения искусства Единого мнения по поводу классификации мотивов потребителей произведений искусства, равно как и по поводу значимости тех или иных мотивов, не существует В общих чертах высказано предположение, что денежная оценка их ценности формируется с участием трех разных по природе и характеру групп факторов

Первая группа факторов в наибольшей степени связана с конкретными физическими свойствами самих объектов- как и обыкновенные, заурядные вещи, они приносят своему владельцу определенную полезность. Имеющая наибольшее значение на "первичном" рынке произведений искусства, где предложение составляют работы многочисленных малоизвестных авторов, эта компонента оказывает на готовность платить за картину устойчивое и

однозначное влияние. Это подтверждают исследования спроса на произведения живописи, основанные на статистическом анализе продаж картин в галереях и на аукционах, отмечающие стабильную статистическую зависимость цены картины от размера, техники исполнения и обстоятельств, определяющих ее редкость (принадлежность художника к определенному стилистическому направлению, количество существующих копий картины) В отличие от такого коварного параметра, как "эстетическое качество", эти "утилитарные" характеристики тесно коррелируют с издержками производства культурных благ (размер, техника исполнения, материал), величиной их предложения или редкостью и - последнее по порядку, но не по значению - поддаются более или менее объективной оценке

Вторая группа - наиболее важная для экономической теории Фактор, влияющий на цену культурных благ в этой группе, - это воплощенная в объекте "культурная ценность". В рамках долгой традиции исследований в области культуры истинную ценность произведения искусства было принято рассматривать как заключающуюся в эстетических, художественных или иных культурных свойствах самого объекта. Этот подход достаточно близок с теориями "естественной" или "справедливой" цены в классической политэкономии. В последние два-три десятилетия он постепенно вытесняется характерным для постмодернизма релятивистским подходом, расширяющим область объектов, наделенных культурной ценностью, но так и не давшим каких-либо альтернативных критериев ее выявления и оценки.

Третья группа факторов относится к спросу на произведения искусства в качестве актива. Некоторые исследователи замечали, что некоторые культурные блага частного характера, как, например, произведения изобразительного искусства, обладают свойствами,

присущими капитальным активам, сохраняя и увеличивая свою стоимость со временем. Благодаря тому, что данные по аукционным продажам относительно доступны, и тому, что этот вопрос близок к стандартной предметной области экономической науки, проблема нормы прибыли по вложениям в произведения искусства получила чрезвычайно широкое освещение.

Проведенные эмпирические исследования показывают, что средняя норма прибыли по вложениям на вторичном (галереи) и третичном (крупные аукционы) рынках произведений искусства значимо меньше, чем нормы прибыли по другим активам с такой же степенью риска.

Большинство авторов обращают внимание на то, что разброс в приросте стоимости произведений искусства значительно превышает таковой для финансовых активов, и почти все предлагают трактовать скорректированную на риск разность между средней доходностью от вложений в произведения искусства и другие активы как меру потребительской ценности, приносимой произведением искусства своему владельцу

В количественном смысле к результатам исследований нормы доходности по вложениям в произведения искусства следует относиться достаточно осторожно, по меньшей мере, из-за того, что используемые в анализе аукционные цены характеризуют только часть воего рынка и практически ни одна работа не учитывает существенных для данного рынка трансакционных издержек.

Показано, что в зависимости от того, преобладают ли среди участников рынка потребительские или же инвестиционные мотивы, спрос на произведения искусства может по-разному реагировать на изменение таких параметров, как уровень неопределенности, трансакционные издержки, изменения в налогообложении и

государственном регулировании рынка Так, рост неопределенности и трансакционных издержек, болезненно воспринимаемый спекулянтами, оказывает меньшее влияние на коллекционеров, поскольку удовольствие, ради которого они приобретают и держат у себя произведения искусства, не зависит от колебаний их сегодняшней и будущей рыночной оценки, а будущей перепродажи своего приобретения они не планируют Ужесточающиеся ограничения на обращение произведений искусства, вызывающие регионализацию рынка, также способствуют росту доли чистых коллекционеров В целом, чем больше на рынке покупателей, движимых внутренними мотивами, тем ниже равновесный уровень доходности. И наоборот, доминирование на рынке "чистых спекулянтов" приводит к уравниванию чистой средней нормы финансовой доходности между инвестициями в произведения искусства и другими активами.

Представлены определения антикваризации и основные ее характеристики В определении антиквариата учитываются категории, связанные с редкостью, уникальностью, невозможностью воспроизводства. Антикварная уникальность создается временем физическим и временем историческим (благодаря историческим событиям, людям, мастерам, школам). Редкость также связана с художественной ценностью. Произведение искусства - это то, что всегда уникально и неповторимо; художественная ценность есть объективная характеристика, которая позволяет вещи "отправиться в путешествие по времени". Под антикварными предметами понимаются редкие вещи, которые являются таковыми благодаря времени (физическому или историческому), прошедшему с момента их производства, или художественной ценности и которые являются объектом коллекционирования и торговли.

Дано определение, что антикваризация связана с тем, что происходит трансформация потребительной стоимости' вещи утрачивают утилитарный контекст использования В новом употреблении предметов исчезает утилитарная функция (или она становится второстепенной), и на первый план выступает функция демонстрационная, символическая, функция создания истории, поддержания памяти и т п Антикварный рынок становится своего рода посредником при трансформации потребительной стоимости старых вещей Его участники - антикварные торговцы - не только исходят из оценок, осуществляемых покупателями-коллекционерами, но и сами активно участвуют в определении ценности вещей Значимую роль здесь играют некоторые институциональные формы: аукционы, каталоги, эксперты, крупные престижные магазины, салоны.

Во второй главе «Ценность и стоимость произведений искусства» уточняется само понятие ценности с определением ее источников Классическая и неоклассическая политэкономия представляли ценность субстанционально, то есть аналогично тому, как физика описывает тепло или энергию, которые перемещаются из одного тепа в другое, но при этом сохраняются как целое в мире. Ценность виделась своего рода субстанцией, воплощенной в товар зерном для физиократов, "акциями" для А. Смита, "трудом" для Д. Рикарцо К Маркс выделял ценностную субстанцию - человеческий труд, количество которого, затраченное на производство той или иной вещи, и приводит к появлению ценности (меновой стоимости). Благодаря инкорпорированное™ труда в товары возможно сравнение между собой вещей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего Например, "данное количество пшеницы приравнивается к известному количеству

железа", так как на их производство было потрачено равное количество труда.

Установлено, что субстанциональное понимание ценности мало подходит для решения поставленной задачи В антикварных вещах и произведениях искусства не воплощен человеческий труд в том смысле, о котором писал Маркс Эквивалент затрат труда мог бы составить их ценность только при первой продаже в прошлом Если бы стоимость антикварных вещей падала при повторной продаже, она могла бы быть определена примерно так же, как в комиссионных магазинах-первоначальная стоимость товара минус процент износа Однако стоимость антиквариата скорее увеличивается со временем, чем уменьшается.

Субстанциональному подходу противопоставляется конструктивистский. Ценность является не непосредственным качеством предмета, "как цвет или температура", а суждением субъекта об объекте. Это суждение представлено как желание обладания объектом Будучи изначально субъективным, оно объективируется в процессе обмена, в результате множества соглашений относительно жертвы и прибыли обменивающихся сторон. В итоге в сообществе вырабатываются общепринятые пропорции обмена Деньги окончательно объективируют ценность и облекают ее в количественную форму Цена становится своего рода "линейкой", которая, кажется, измеряет нечто присущее самим вещам, но на деле - пропорции обмена Вполне вероятно, что такой взгляд на природу ценности * представляется более продуктивным, так как он делает акцент на

социальных группах, причастных к антиквариату, и их отдельных представителях.

Маркс выделяет еще один существенный компонент ценности -полезность или потребительную стоимость Это значит, что ценность

любого товара состоит в удовлетворении человеческих потребностей С точки зрения Маркса, эта стоимость не представляет интереса для экономиста Сама по себе она есть просто условие возникновения меновой ценности как воплощенного труда На этом Маркс останавливается в объяснении сути потребительной стоимости, делая уточнение в одной из ссылок, что в тех случаях, когда потребности не являются физиологическими, они являются "аппетитом духа" и столь же "естественны, как голод для желудка" Очевидно, антикварные вещи обладают специфической потребительной стоимостью, удовлетворяют определенным потребностям, или "аппетитам духа"

Для объяснения причин ценности антикварных вещей доказано, что необходимо, во-первых, вычленить группы, которые ее создают, а во-вторых, потребности (групповые или индивидуальные, характерные для группы), которым удовлетворяют антикварные вещи, функции, которые они выполняют и которые наделяют их специфической потребительной стоимостью

Если несведущего в экономике человека попросить оценить в деньгах некое известное сочинение поэта или композитора, реакцией скорей всего будет замешательство. Еще большее недоумение возникнет, если откроется, что принципиально не существует возможность "чисто умозрительно" расценить даже окружающие обьденные предметы потребления. То, что нельзя "вычислить цену по заранее известной теоретической формуле", экономисты поняли еще в 18 веке, когда стало ясно, что ценность не имеет собственной меры, для нее невозможно установить какую-то абсолютную единицу измерения. Попытки опереться на, казалось бы, "счетнье" величины, характеризующие разного рода материальные ресурсы, оказались несостоятельными. Не существует расчетных алгоритмов для объединения множества независимых характеристик продуктов,

изготовленных на базе разнообразных ресурсов (недра, труд, капитал), к одномерной — денежной Возможно только взаимное позиционирование.

Экономическая теория, не обнаружив опоры для расчета стоимости в затратных подходах, оперирует категориями предельной полезности, апеллирующими к потребителю. Общеупотребителен маржинальный подход (в его современной версии), основанный на статистическом компромиссе индивидуальных денежных оценок предельных полезностей

Причем сами по себе абстрактные представления о полезности не выявляют меру ценности Меновые соотношения складываются только через сопоставление интенсивности потребностей Уравновешиванию подлежит именно совокупность оценок производителей и предпочтений пользователей, резюмирующих конъюнктуру в виде кривых эластичности спроса по цене Вое это знакомо любому экономисту, но, как правило, ускользает от внимания мастеров искусств и искусствоведов, и в результате ценовой анализ в искусстве заслужил репутацию чего-то сверхъестественного, причем за эталон наивно принимается коммерческое ценообразование. Хотя совершенно ясно, что даже в привычной для индивидуума товарно-трудовой массе уравновешиванию подлежат столь разнообразные сущности, что ни о каком объективно и "справедливо" сбалансированном сопоставлении не может идти речи.

Анализ отношений, связанных с созданием и распределением стоимости, в первую очередь подразумевает осмысление сущности, происхождения, законов развития этой экономической категории Применив терминологию физиков, можно было бы сравнить стоимость с неким потенциалом (возможностью обмена) Объединение

экономического потенциала различных объектов дает поле, которое распространяется на вое оферы человеческой деятельности, которые связаны с обменом Изменение объема стоимостного поля связано с природой стоимости как потенциала: объем накопленного богатства постоянно растет в результате экономической деятельное™ человеческого сообщества. Как следствие, происходит расширение стоимостного поля, вовлечение в него тех сфер, которые не были ранее связаны с обменом (также возникновение новых), одновременно с изменением структуры поля.

Многие экономисты видят источник возникновения стоимости в таком феномене человеческой деятельности, как труд. Но постепенно в анализ вводятся все новье и новые понятия - информация, отдых и др. Вполне возможен синтез трудовой теории стоимости с теориями, учитывающими другие феномены человеческой деятельности К примеру, интегральная концепция могла бы рассматривать использование человечеством своего времени как источник стоимости Г Беккер в своей теории анализирует "продуктивность времени", подчеркивая альтернативную ценность времени, затрачиваемого на потребление Идея времени как наиболее важного ограничения, определяющего экономическую деятельность, тем не менее, не нова Достаточно то значение, придаваемое "общественно необходимым затратам времени" К. Марксом. При этом основой анализа не может не оставаться труд, если понимать его как затраты времени на деятельность, преобразующую внешний и внутренний мир человека Связь между трудом и временем становится с развитием экономики все более очевидной Первоначально трудовая деятельность человека обеспечивает лишь удовлетворение его потребности в пище и тепле. Происходит обмен в рамках природных законов, то есть натуральный обмен - часть своего времени человек тратит на поиск пищи,

изготовление одежды, постройку жилища и тд, таким образом, свою жизнь обменивает на возможность эту жизнь поддерживать. Превращение этого "порочного круга" в спираль - обеспечивающую возможность получения дополнительных выгод (в виде свободного времени) при обмене - основано на процессах опредмечивания и распредмечивания труда В результате увеличившаяся

производительность человеческого времени привела к зарождению общества, построенного на экономических отношениях Необходимость тратить часть жизни на труд в условиях, когда человеческое существование определяется стоимостными отношениями позволяет говорить о труде как о процессе обмена человеческой жизни на стоимость Эта ситуация могла бы быть описана фразой "жить, чтобы работать, чтобы жить", когда бы феномен труда не был столь многосторонним Итак, допустим время, затраченное на труд, создает стоимость Но равны ли доли стоимости, созданные в равные промежутки времени разными людьми? Как в данном случае измерить производительность? Что создает стоимость большую - физический, интеллектуальный труд, эстетическое или эмоциональное напряжение7 Эти вопросы настолько близко подходят к вопросам о сути человека, что разрешение их, вероятно, возможно лишь частично, как не может быть до конца осознана субъектом его подлинная сущность Вполне возможно и целесообразно рассматривать несколько типов труда, в зависимости от характера преобразующей деятельности Предположим, что основой разделения служит наличие в ней творческого элемента

Философы определяют творчество как одно из специфических и важнейших качеств личности, ее осознанную деятельность, направленную на преобразование природного и социального мира, осуществляемую с учетом целей и потребностей человека и человечества на основе объективных закономерностей реальной

действительности и субъективной направленности интеллекта человека, в результате которой рождаются новые произведения в области культуры, науки, техники и в других областях практической жизни Творчество формирует новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Затраты времени на деятельность, абсолютно не включающую в себя момента творчества, вероятно, порождают лишь стоимость, равную затрачиваемой на поддержание существования человека.

В умственной и нравственной сфере деятельности человек действительно способен порождать новые идеи. Именно появление творческого начала в труде - реализация сущности человека - вдет к появлению общества, основанного на стоимостных, а не натуральных отношениях. Действительно, творчество есть ярчайшее воплощение созидания, сути труда как родовой сущности человека. Познание мира, создание "чего-то" из "ничего" - не есть ли единственный источник категории под названием "стоимость"? Во всякой созидающей деятельности есть момент творчества, который и делает эту деятельность трудом. Более того, лишь творческий труд, созидающий нечто неизмеримое с уже существующим, способен создавать стоимость большую, чем затрачивается в процессе труда.

Анализ временных затрат, возможно, способен разрешить подобные вопросы. Любая из форм творческой деятельности - будь то научно-исследовательская работа, технические изыскания и открытия, художественно-эстетическое освоение действительности и "жизни человеческого духа", наконец, труд педагога, врача, инженера, работника культуры, - связана не только с личным временем ее носителя, но, реализуясь, затрагивает жизнь других лкздей. Вполне возможно именно в такой зависимости лежит источник стоимости, создаваемой творческим трудом. Однако пути ее созидания

разнообразны, как и варианты влияния творческой деятельности на затраты времени в обществе Наиболее очевидно различие между творчеством в офере науки и техники и творчеством в сфере искусства Первое "экономит" человеческое время, позволяя за меньший срок создавать такое же количество продукта, либо что-то ранее небывалое Упрощенно можно представить здесь творческий труд как некий "концентрированный" исполнительский Реально же происходит не только замена определенного количества исполнительского труда, но повышение продуктивности времени вообще Это связано с внедрением изобретений, использование которых требует затем лишь стандартных действий Происходит не повышение производительности исполнительского труда, а именно увеличение продуктивности времени, связанное с функционированием "прошлого" труда - машин, оборудования, технологий, созданных ранее Исполнительский труд на всем протяжении существования человеческого общества создает стоимость, адекватную затратам на его воспроизведение (а они, действительно, возрастают с развитием цивилизации)

Творческий труд в производственной сфере не только порождает стоимость за счет сэкономленного обществу времени в настоящем, но обеспечивает создание стоимости и в дальнейшем Происходит "перенесение" созидательной способности на продукты труда Эта способность создавать стоимость настолько очевидна, что вьдепение "созидающих" продуктов человеческого труда в особую группу -капитал - стало экономическим правилом. Представляется, однако, что фактически источником стоимости, связанной с капиталом, является время, затраченное на научные изыскания и изобретения в прошлом

Другой вид творческого труда - труд в сфере искусства -недостаточно проработан в экономической теории Этот вид труда в экономических отношениях связан с ростом влияния на экономику

эстетических потребностей общества Художественная деятельность возникает, когда художник начинает изображать явления не для того, чтобы прямо повлиять на их освоение, а с целью повлиять на человека Наиболее выявляемая разница между творческим трудом научным и художественным - это предмет труда. Если научный творческий труд изменяет внешний мир человека, то художественный - внутренний мир. Другое различие связано со способом создания стоимости. Как первый, так и второй в некоторой степени зависят от затрат времени других людей. Мы уже описывали, как на объем стоимости может влиять труд множества ученых и их предшественников Стоимость же, создаваемая трудом в сфере искусства, определяется, по-вцдимому, не только затраченным на данное произведение временем Для художника его творческие идеи и результаты труда должны рассматриваться в экономическом контексте в качестве товаров для обмена Но творческая деятельность не ограничивается производством художественных товаров и услуг Значительно большую роль играет время, которое другие посвящают тому, чтобы познакомиться с произведением искусства. Несомненно, что чтение художественной литературы, посещение картинной галереи или концерта, занимают время, которое можно было бы использовать более продуктивно Значит, чем более привлекателен данный продукт в глазах общества, тем большую стоимость он приобретает. Объем стоимости, перераспределенной таким образом, будет возрастать до тех пор, пока данное произведение удовлетворяет эстетическим потребностям членов общества. Это еще раз подтверждает взаимосвязь различных областей человеческой деятельности, углубившуюся в результате распространения экономических отношений на сферы, непосредственно не связанные с трудом Стоимость, увеличившая собой поле экономики, воплощается во всевозрастающем богатстве человечества Растущее стоимостное поле распространяется на новые сферы человеческой деятельности,

принимает новые формы Народу с экстенсивными факторами расширения стоимостного поля (созданием новой стоимости), значимы факторы интенсивные, связаннье с оптимизацией его структуры Процессы, оптимизирующие структуру стоимостного поля, обусловливают и возможность распространения поля на сферы, которые не были ранее связаны с обменом (за счет перераспределения стоимости, вовлечения в товарный оборот объектов, изначально не обладающих стоимостью - не созданных "производительным" трудом) Оптимальная структура поля - это та, которая позволяет наращивать стоимостной объем с наибольшей скоростью. Движущей силой изменения указанного объема можно выделить еще один вид творческого труда - насколько возможно так называть предпринимательскую деятельность (как это делает А Маршалл, говоря о "высшей экономящей силе творческого гения", "творческой деятельности в бизнесе"). Эта деятельность направлена в первую очередь на перераспределение стоимостного поля - точнее говоря, на увеличение доли собственности, принадлежащей данному субъекту Однако "внешним эффектом" в данном случае оказывается оптимизация структуры поля, позволяющая ускорить экономические процессы Создаваемую предпринимательским трудом стоимость сложно оценить, как и в случае с другими видами творческого труда - ведь процесс принятия экономических решений так же мало определен во времени, как и творческое вдохновение; предметом его является собственно экономика (что отличает его от творческого труда в науке, имеющего предметом хозяйственную сторону производства), а результатом -изменение ее роста. Предприниматель, в частности, стремится организовать время других людей таким образом, чтобы совокупная стоимость, произведенная ими, имела больший объем, чем без его участия (здесь видна связь с творческим трудом в искусстве, также влияющем на время других людей - однако посвященное досугу)

Именно в этом определении, на наш взгляд, наилучшим образом отражена функция предпринимателя как работодателя. М. Вебер, Й Шумпетер в своих работах выделяют предпринимателя в качестве движущей силы экономического развития, понимая структуру экономики как функцию "предпринимательских способностей", "управления", "организации" Определяющим фактором производства становится управление Такое изменение имеет две главные причины во-первых, рост накопленного богатства и, во-вторых, развитие новых средств коммуникации, с помощью которых экономические субъекты получают возможность применить свои таланты в предпринимательстве с большим размахом и захватывать большие области, чем когда-либо ранее - т.е. развитие возможностей распределения Наиболее волнующим вопросом всегда являлась "справедливость" распределения в какой мере доходы, получаемые участниками экономических отношений, являются "трудовыми" либо "нетрудовыми", т.е определяются экономическими либо внеэкономическими принципами Можно предположить, что внеэкономические механизмы перераспределения в основном используются по отношению к стоимости, объем которой невозможно оценить при ее создании - т.е стоимости, созданной творческим трудом. Доход, получаемый владельцем капитала - это по сути стоимость, не полученная в прошлом создателями этого капитала, - стоимость, созданная творческим трудом. Объем стоимости, создаваемой исполнительским трудом, сопоставим с размером "прожиточного минимума" работника. Соответственно, определить (и обеспечить) "справедливый" доход можно было бы достаточно точно, если бы всякий труд не нес в себе элементов творчества. До тех пор, пока нет возможности оценить стоимость, создаваемую творческим трудом, сохраняется и основное противоречие капиталистических отношений - противоречие между трудом и капиталом.

Публикации:

«Российский экономический журнал», статья «Экономическая оценка невоспроизводимой продукции», N9 6 1996 год, М , 0,1 п.л.

Учебник «Политическая экономия и история экономических учений» под редакцией Поршнева А. Г и Денисова Б. А. в соавторстве 2004 год, М., 0,2 п.л.

Монография «Экономическая оценка невоспроизводимой продукции», ГУУ, 2005 год, М., 3,25 п.л.

Подп. в печ. 21.04.2005. Формат 60x90/16. Объем 1,5 печ.л. Бумага офисная. Печать цифровая.

Тираж 50 экз. Заказ № 435.

ГОУВПО "Государственный университет управления" Издательский центр ГОУВПО "ГУУ"

109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Учебный корпус, ауд. 106

Тел./факс: (095) 371-95-10, e-mail: ic@guu.ru

www.guu.ru

г1

! I

€ 833 5

РНБ Русский фонд

2006-4 5437

s

1

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Сахаров, Андрей Николаевич

Введение.:.

Глава 1. Арт-рынок и его составляющие.

1.1 Понятие арт-рынок (общее и особенное).

1.2 Состояние мирового рынка на современном этапе.

1.3 Сложность и специфичность художественного рынка.

1.4 Становление арт-рынка в России.

1.5 Факторы, определяющие спрос на произведения искусства.

1.6 Условия антикваризации.

1.7 Что такое «антиквариат».

1.8 Основные характеристики антикваризации.

Глава 2. Ценность и стоимость произведений искусства.

2.1 Проблема ценности и ценообразования невоспроизводимых товаров.

2.2 Источники ценности.

2.3 Проблема ценообразования.

2.4 Стоимость и творчество.

Примечания.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Экономическая оценка невоспроизводимой продукции"

Актуальность темы исследования. Выбранная для исследования тема относится к теоретически неразработанной области экономической теории. Работ по ценообразованию в художественной сфере немного, а серьезной гипотезы в этой области пока еще не высказано. Среди экономических исследований эти проблемы встречаются крайне редко. Можно привести по крохам отдельные высказывания классиков экономической теории Рикардо, Маркса, Маршалла и современных представителей экономической науки таких как Гэлбрейт, Шумпетер, Бем-Баверк, Пигу и др.

Попытки дать объяснение принципам оценки продукции произведений искусства и антиквариата представляют собой разрозненные (иногда сами по себе интересные) позиции, которые невозможно применить на практике.

Вместе с тем потребность именно в теоретическом осмыслении сложнейших процессов оценки невоспроизводимой продукции (имеется в виду произведения, которые либо невозможно, либо бессмысленно повторить), бесспорно, актуальна. Дело в том, что арт-рынок современной России делает лишь первые шаги в своем цивилизованном развитии, опираясь при этом на опыт мирового арт-рынка. Отсюда задача наметить некоторые универсальные принципы, которые сформулировать невозможно без глубокого теоретического изучения и осмысления этого сектора рынка.

Кроме того, теоретическое осмысление процесса оценки произведений искусства и антиквариата (невоспроизводимой продукции) представляется актуальным, поскольку современный арт-рынок является неотъемлемой и быстроразвивающейся частью товарного рынка, что открывает дорогу для обогащения традиционных положений и выводов общетеоретического характера результатами специального исследования. ~

Степень разработанности проблемы. Как уже указывалось нами проблема оценки невоспроизводимой продукции решалась в рамках различных наук таких как искусствоведение, история, социология и, естественно, экономика. Попытки соединить эстетическую и экономическую составляющие почти всегда оканчивались неудачей, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт. Очевидно, что оценочные критерии присущи только рыночному хозяйству, развитому рынку, где вполне достоверно можно выработать критерии такой оценки. Именно в рамках рыночной системы применяются многочисленные статистические обзоры с более или менее конкретными выводами о ценности тех или иных авторов или тех или иных произведений.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются особенности функционирования рынка произведений искусства и антиквариата в современных условиях.

Предмет исследования - механизм оценки и формирования цены на произведения изобразительного искусства.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования заключается в определении устойчивых представлений о художественной ценности как таковой.

На основании указанных принципов автор ставятся следующие задачи:

• 1

- выявить важнейшие факторы невоспроизводимости предметов искусства (ограниченность тиража, естественное убывание, порча и т.д.), поскольку объекты и предметы на этом секторе рынка в основном невоспроизводимы; . - * показать, что сделки купли-продажи произведений изобразительного искусства (как элемент не первой жизненной необходимости) происходят в условиях суженного спроса в сравнении с обычными товарами;

- показать, что конкуренция на арт-рынке несовершенна по причинам уникальности товаров, ограниченности предметов искусства, конфиденциальности сделок. Автор исходил из того, что ни один покупатель или продавец пока еще серьезно не могут влиять на рыночные цены, а, следовательно, выгоды всех участников уравновешены;

- показать, что в сфере изобразительного искусства нет так называемых производственных факторов, так как нет лимитируемых ресурсов, которые имеются в обычном экономическом представлении; выявить, что рыночная изменчивость цен на произведения искусства не вполне противоречит принципам товарных и финансовых рынков.

Теоретические и методологические основы исследования. Обоснованность и достоверность положений и выводов диссертации определяются использованием в качестве методологической основы исследования как общенаучных, так и специальных методов: научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, историко-логического, аналитического, системного, а также элементов прагматистского подхода к научным исследованиям; использованием в качестве методологической и теоретической базы исследования фактологических материалов, научных трудов отечественных и зарубежных экономистов; положений соответствующих правовых актов; данных' официальной статистики ведущих мир овых арт-дилеров и аукционов произведений искусства и-антиквариата.

Проблема экономической оценки предметов искусства и антиквариата включает в себя все многообразие гуманитарной тематики, подобно цене экономических благ, выступающей основой товарно-денежных отношений. Это позволяет во многом использовать в настоящем экономическом исследовании междисциплинарный подход.

Достаточно аккуратно необходимо применять к исследуемой сфере рекомендации экономической теории, действенные в отношении утилитарных рынков. ".Относительная ценность вещей определяется двумя причинами: 1) относительным количеством труда, необходимым на его производство; 2) относительной продолжительностью времени, необходимого для того, чтобы принести результат этого труда на рынок". Так Д. Рикардо догадывался о наличии нового и весьма отличного от труда фактора, которому впоследствии Бем-Баверк придаст большое значение в виде полезности товара в сочетании с его редкостью.

При этом Рикардо все-же сделал уступку и допустил исключения для некоторых редких продуктов, "количество которых не может быть увеличено никаким трудом. для таких, например, как драгоценные картины, статуи, книги, медали, изысканные вина и т.д.", но, с его точки зрения, это была лишь совсем маленькая брешь, которую он поспешил скорее закрыть, чтобы не думать о ней, ибо, если бы он допустил пройти через нее такому огромному богатству, как земля, всей его теории грозило бы падение.

Специфика антиквариата и предметов искусства с позиций производства и обращения возможно определить следующими характеристики: не применима модель экономического человека как "идеального максимизатора полезности", так- как отсутствуют какие-либо устойчивые представления о художественной пользе как таковой. Цена сама есть компонента ценности невоспроизводимых товаров, они приобретаются в большей степени вопреки обычным соображениям экономии; объекты и предметы совершаемых сделок, в основном, невоспроизводимы, в связи важным фактором ограничения тиража; сделки купли-продажи происходят в условиях необязательного спроса; конкуренция несовершенна по причинам уникальности товаров, ограниченности предметов искусства, конфиденциальности сделок. Это не соответствует основным элементам совершенной конкуренции, в основе которой представление, что ни один покупатель или продавец не может влиять на рыночные цены, и выгоды всех участников уравновешены; не выделяются "производственные факторы", нет лимитированных ресурсов; высокая изменчивость цен на произведения искусства, возможность резкого обесценивания, но это не противоречит принципам товарных и финансовых рынков;

Экономические модели рационального поведения, при своих известных ограничениях, адекватны задачам экономической теории, но

• ] в сфере обращения культурных ценностей они не применимы. Участники рынка не обладают какой-либо полнотой информации: у них нет устойчивого представления о собственных потребностях и, в то же время, они могут лишь субъективно оценивать способности творческого продукта удовлетворить эти потребности. Продавцу и ' покупателю практически невозможно сбалансировать представления о затратах, поскольку в их основе лежат "производственные факторы", принадлежащие к различным системам ресурсов. Не выполняется условие совершенной конкуренции среди творческих деятелей: феномены уникальны и невоспроизводимы.

Именно поэтому экономическая теория ограничивает себя от вопросов обращения неутилитарных ценностей, при этом, ссылаясь «неэкономическую природу продуктов». Во-первых, творческие продукты — носители культурных ценностей, аккумулируют немалую долю привычных для экономики ресурсов, и, во-вторых (и это особенно важно) взаиморасчеты на художественном и антикварном рынке опосредованы теми же самыми деньгами, которые являются основным элементом экономического происхождения. Оценочные решения в искусстве формулируются в деньгах, которые эмоционально нагружены практикой иного рода. Цивилизация не выработала иных универсальных регуляторов обмена, кроме денег. Но, при этом деньги воплощают меновую стоимость именно в товарном обращении.

Цена фиксирует спрос и предложение, сформированные на рынках иной природы. В отношении утилитарных рынков денежный механизм эффективен и "справедлив" благодаря естественному паритету участников товарообменных операций: уравновешивается собственный труд, оплаченный деньгами, и чужой труд, воплощенный в товарах; предельная норма замещения одного блага другим равна отношению предельных полезностей этих благ. Платежные средства покупателей и продавцов принципиально соизмеримы. Участники обмена равноправны, в том смысле, что имеют возможность сделать хотя и субъективные, но собственные оценки дороговизны и-привлекательности товаров, соизмеряя предельные . ценности затрачиваемого и приобретаемого.

При сделках же с произведениями искусства обмениваемые ценности не входят в общепринятые экономические представления, поскольку затраченные ресурсы несоизмеримы. Плательщик участвует в таких сделках, как правило, не имея собственного представления и собственного масштаба, поскольку труд, как хотя бы теоретический общий знаменатель, не характеризует творчество.

Разнородность суждений о формировании цены на произведения искусства во многом зависят также от непомерно большого количества числа) общих и частных факторов влияющих на нее. В статье "К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства" проф. Б.А. Денисов точно определил, что предметы культуры (картины, рисунки, эстампы, керамика, скульптура, рукописи писателя, ноты композитора и т.д.) превращаются в товар только тогда, когда они докажут свою полезность потребителю, и он готов их приобрести, обменять, принять в залог.[1] Это, в свою очередь, указывает на то, что, именно, сам процесс доказательства полезности таких специфических видов товара как художественные произведения и предметы старины обусловлен в высокой степени сложностью и многофакторностью. Соответственно, если осуществлять перечисления факторов, на которые указывали и указывают ценители искусства, искусствоведы или представители мира эстетической критики, то

• i получим лишь статистический результат в виде составленного словаря эмоциональных настроений в области культуры и искусства. Понятно, что каждый из них является во многом значимым. Но дать односложный ответ, что какой-либо из них является определяющим в формировании цены, а тем более .такой категории "как стоимость, думается, заводит в заблуждение. Возможно когда-либо и где-либо произведение искусства, выставленное на аукционные торги или в престижной галерее, не нашло своего покупателя лишь из-за того, что последний был в определенный момент времени в плохом настроении. Однако это, вероятно, не означает, что, во-первых, произведение при этом изменило ценность и, во-вторых, оно снизило присвоенную ему соответствующую оценку. Это и приводит к закономерному вопросу: что же есть главное и определяющее в формировании цены на предметы искусства? Существуют таковые объективно, либо нет, в сущности, и главная задача исследования.

Однако важно отметить, что если предпринять попытку привести к предмету художественного искусства только общепринятое определение по части полезности вещей, то также заранее предопределить бессмысленность рассуждений по заданной проблеме. Уже известно, что западные экономисты, используя данные о продажах на всемирноизвестных аукционах, пытались систематизировать спрос и предложение произведений известных художников и, вероятно, их выводы должны были дать достойный материал для теоретической базы в определении объективных критериев ценности произведений изобразительного искусства. Но как выяснилось - их материал носил только статистический характер. Разнородность данных и приведение их в некую систему привел проблему к большей запутанности, а при тщательном рассмотрении и к невозможности ее разрешить. ] •

Возможно здесь отметить, что даже известные экономисты, написавшие ныне используемый для процесса обучения основам экономических процессов "Экономикс", с абсолютной уверенностью утверждают, что какая-либо ' картина бесполезна по своей потребительской сущности. Доказательством этого они приводят пример о незыблемой "необходимости потребления гамбургеров", что полезно в отношении первейших потребностей человека. Сопоставляя предмет искусства (картину) - эстетическое потребление и гамбургер -физиологическое потребление, экономистами сделан вывод о бесполезности "творений гениальных рук". Это неверное утверждение. Если же предмет изобразительного искусства и не входит ни в первую, ни во вторую "потребительские корзины", то делать вывод о том, что не существует иной формы выражения пользы (полезности вещи) помимо общепринятых форм, попросту, ошибочно.

Ни систематизация факторов влияющих на ценообразование художественной продукции, ни выявление конкретной общепринятой категории полезности художественных произведений не определяет возможности решить проблему их экономической оценки.

Что является принципиально важным при оценке художественных произведений - мнение воспринимающего (прямого потребителя, созерцателя, обывателя), мнение специалиста (профессионала, знатока, коллекционера) или собственная самооценка художника? Не вызывает сомнений, что все они имеют право на существование. Важно отметить, что все они существенны и взаимно дополняют друг друга.

Основным выводом из всего сказанного можно посчитать то, что, проецируя всю многогранность проблемы экономической оценки произведений искусства на такую важную сферу человеческой деятельности как творчество и культура, существует объективное основание для поиска ответа «как же складывается цена искусства?»

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Сахаров, Андрей Николаевич, Москва

1. Пособие: В 2 ч./ Под. ред. Васильцевой В.М. и Водомерова Н.К. - Вологда: ВоГТУ, 2000

2. Антипова О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе// Мировая экономика и международные отношения. 1998. - № 11.

3. Антология экономической классики. В 2-х т. Т.1. Предисл. И. А.Столярова.-М. :ЭКОНОВ, 1993.

4. Афанасьев B.C. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости//Вопросы экономики.- 2002.-№2.

5. Баранова Л.Я. Личные потребности.-М.:Экономика, 1984.

6. Беем-Баверк Е. Критика теории Маркса М.: Московский рабочий, 1931.

7. Бороздин Ю.В. Ценообразование и потребительная стоимость продукции.-М.: Экономика, 1975.

8. Вальтух К.К. Теория стоимости и дальнейшее развитие народнохозяйственных моделей // Технологический прогресс и экономическое развитие: сб. науч. трудов/ Отв. Ред. ГолландЭ.Б., Рыбакова Т.А. Новосибирск: Наука, 1991.

9. Водомеров Н.К. Объективное содержание и измерение полезности предметов потребления // Сборник научных трудов института. Вологда: ВоПИ, 1997.- Т.2.

10. Водомеров Н.К. Трактовка редкости производственных ресурсов в теории предельной полезности и трудовая теория стоимости К. Маркса// Постижение Маркса/ Под. ред. Осипова Ю.М., Зотовой Е.С.-М.:МГУ, 1998.

11. Водомеров Н.К. Некоторые вопросы теории стоимости// Вестник Московского университета: Серия 6. Экономика. 1999.-№>6.

12. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т.1-б./Гл. ред. Черковец В.Н.- М.: Мысль, 1987-97.

13. Гойло В. Интеллектуальный капитал// Мировая экономика и международные отношения. 1998. - № 11.

14. Гэлбрэйт Дж. К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ./ Общ. ред. Н.И. Иноземцева, А.Г. Милейковского -М.: Прогресс, 1979.

15. Денисов Б. А. Нетрадиционный бизнес. Очерки для непосвященных. Москва: Российский экономический журнал, 1997.

16. Долгин А. Прагматика культуры. Москва: Изд. «Прогресс», 2001. С.116

17. Друкер П. Труд и управление в современном мире//США: Экономика, политика, идеология. 1993 . - № 5.

18. Дудкин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики// Экономист. 1998. - № 5.

19. Дунаев Э.П. К вопросу о синтезе трудовой теории стоимости и теории предельной полезности// Вестник Моск. Университета. Сер. 6. Экономика. -2002. № 4.

20. Ельмеев В. Я. Трудовая теория потребительной стоимости -новая парадигма экономической науки. СПб: СПбГУ, 1996.

21. Жилина JI.H. Формирование личных потребностей. М.: Экономика, 1978.

22. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М.:Изд-во политической литературы, 1986.

23. Зяблюк Р.Т. Трудовая теория стоимости и полезность. М.: ТЕИС, 2001.

24. Игнатовский П. Исторические перспективы воспроизводства материальных и духовных благ.// Экономист. -1998.-№ 11.

25. Иноземцев B.JT. За пределами экономического общества. Постиндустриальные и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia - Наука, 1998. 640 с.

26. Иноземцев B.JI. Очерки истории экономической общественной формации. М.: Таурус Альфа, Век, 1996.

27. Иноземцев B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000.

28. Казен Алексис. Сырье или интеллект?// Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5.30. «Капитал» К. Маркса и проблемы современного капитализма/ Под. Ред. В.Н. Черковца. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.

29. Коган A.M. Деньги, цена и трудовая теория стоимости (Новая парадигма теории трудовой стоимости). М.: Финансы и статистика, 1991.

30. Козлова К.Б., Энтов P.M. Теория цены. М.: Мысль, 1972.

31. Коллонтай В.М. Современная эволюция рыночного хозяйства// Философия хозяйства 1999. - № 4.

32. Корняков В.И. Новая модель отношений собственности (анализ, современного опыта)// Экономист. -1994. -№ 3.

33. Корнай Я. Дефицит: Пер. с венг./Ред. Маркова Д., Усиевич М.-М.: Наука, 1990.

34. Костюхин Д.И. Современный мировой рынок: Тенденции и проблемы развития. М.: Международные отношения, 1997.

35. Леваш И. Интеллект нации как созидательная силаУ/Свободная мысль.- 1998. № 1.

36. Левшин Ф.М., Мухин С.В., Соловьев В.Н. Мировые рынки: конъюнктура и цены. М.: Международные отношения, 1993.

37. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.- М.: Международные отношения, 1993.

38. Лунин Е.И. Ценообразование в международной торговле: теория и практика формирования цен в условиях НТР. М.: Международные отношения, 1986.

39. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории// Вопросы экономики. 1997. - № 11.

40. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ./Общ. ред. Пороховского А.А.- М.: Республика, 1992.

41. Манцев В.И. Монопольная прибыль и монопольная цена. -М.: Экономика, 1963.

42. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 16.

43. Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

44. Маркс К. Капитал. Т. 1-3.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т. 23-25.

45. Мартыновский С.В. Монопольные цены мирового рынка. Вопросы теории и методологии. М.: "Международные отношения, 1985.

46. Маршалл А. Принципы экономической науки: В. 3 т. Пер. с англ./Ред. Радынова О.Г.- М.: Прогресс, 1993.

47. Михайлов Н.Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании. М.: Знание, 1981.

48. Монополистическое ценообразованиеб проблемы и закономерности/ Отв. Ред. С.М. Никитин.- М.: Наука, 1980.

49. Мотылев В.Е. Финансовый капитал и его организация. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

50. Никитин С.М. Теории стоимости и их эволюция.- М.: Мысль, 1970.

51. Николаев А.Б. Теория трудовой стоимости и принцип эквивалентности обмена// Альманах центра общественных наук/ Под ред. Осипова Ю.М., Зотовой Е.С.- М., 1997. № 1.

52. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2 ч.: Пер. с англ./ Общ. ред. С.П. Аукционека-М.: Прогресс, 1985.

53. Потапов В.В. Модификации теории полезности. М.: Мысль, 1984.

54. Политическая экономия и история экономических учений. Учебник для студентов вузов / Под ред. Поршнева А.Г., Денисова Б.А., М.:ГУУ, 2004.

55. Политическая экономия. В 2 ч./Под ред. Радаева В.В. М.: МГУ, 1992.

56. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для студентов вузов/Под ред. Д.В. Валового. Изд. 2-е,- М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2000.

57. Политическая экономия: Учебник для вузов/ Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. М.: ЖУ, 1993.

58. Политическая экономия современного монополистического капитализма: В 2-х т./ Отв. Ред. Н.Н. Иноземцев и др. М.: Мысль, 1980.

59. Праворотов Г.Б. Стоимостные категории и способ производства. М.: Мысль, 1974.

60. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения// Антология экономической классики. В 2-х томах/ Предисл. Столярова И.А. М.: ЭКОНОВ, 1993, Т. 1.

61. Рогинский Г.С. Монопольная прибыль. -М.: 1961.

62. Рыночная экономика. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. М.:Соминтекс, 1992.

63. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. Изд. 15-е. -М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000.

64. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ.// Экономно.- 1998.-№8.

65. Теория потребительского поведения и спроса/ Под ред. Гальперина В.М. Спб: Экономическая школа, 1993.

66. Тронев К.П. Категории рыночная стоимость и рыночная цена в III томе «Капитала» К. Маркса//Вестник Московского унта: Сер. Экономика.- 1973. № 3.

67. Федоренко Н.П. Вопросы экономической теории. М: Наука, 1994.

68. Хачатуров Т.С. Экономическая эффективность капитальных вложений. -М.: Экономика, 1964.

69. Шаститко А.Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. -М.: ТЕИС, 1997.

70. Шаститко А.Е. Модели рационального поведения человека// Вопросы экономики. -1998. № 5.

71. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2000.

72. Шилькуррт В. Современный капитализм: проблемы цен. -М.: Мысль, 1972.

73. Шмидт В. Стоимость, кредит, деньги// Альманах Центра общественных наук/ Под. Ред. Осипова Ю.М., Зотовой Е.С. М.,1997,-№ 1.

74. Шумпетер И. История экономического анализа. В 3-х т. -СПб.: Экономическая школа, 2001.

75. Шухов Н.С. Ценность и стоимость: Опыт системного анализа. в 2- ч. - М.: Изд-во стандартов, 1994.

76. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Под ред. В.Д. Камаева. 6-е изд., перераб. и доп.-М.: ВЛАДОС, 2000.

77. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Минск.: БГЭУ, 1996.

78. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник/ Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.

79. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Экономика, 1996.