Экономические основы развития учреждений культуры на региональном уровне тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Никколова, Аида Гарекиновна
Место защиты
Москва
Год
2005
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Экономические основы развития учреждений культуры на региональном уровне"

На правах рукописи

Никколова Аида Гарекиновна

Экономические основы развития учреждений культуры на региональном уровне.

Специальность: 08.00.05 - Экономика и управления народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2005

Работа выполнена на кафедре экономики социальной сферы экономического факультета МГУ им. М В Ломоносова.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Ахинов Григор Артушевич Официальные оппоненты - доктор экономических наук, профессор

Рождественская Ирина Андреевна - кандидат экономических наук, доцент Кошкина Марина Витальевна Ведущая организация - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Защита состоится 2005 г в /Г. 00 часов в

ауд № X на заседании диссертационного совета Д501 001 17 при Московском государственном университете им M В Ломоносова по адресу 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им М.В Ломоносова, 2-ой учебный корпус гуманитарных факультетов, экономический факультет

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки МГУ им M В Ломоносова (2-ой учебный корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан « О » К^Л^еуг^*^' 2005 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник В П Панкратова

то$4 ч

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В период перехода экономики на рыночные условия хозяйствования происходит процесс трансформации социальных институтов, в частности в сфере культуры. Однако нельзя забывать, что именно культура оказывает многогранное влияние на все стороны жизнедеятельности общества, интегрируя самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Все это предопределяет приоритетность государственного воздействия на рассматриваемую сферу как хранителя накопившегося многими поколениями высокого культурного уровня такой многонациональной страны, как Россия, так и гаранта получения высококачественных услуг учреждений культуры потребителями данных услуг.

Важнейшее место в рамках проведения культурной политики занимает ее региональная составляющая, так как именно на уровне региона должна формироваться система приоритетов культурного развития, которая связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. С одной стороны, процесс реформирования вызвал формирование демократической политики государства в рассматриваемой сфере (в частности, повышение самостоятельности регионов в вопросах, касающихся культурного обеспечения местного населения), с другой стороны, децентрализация в сфере культуры обусловила необходимость реформирования межбюджетных отношений вместе с решением проблемы повышения эффективности использования бюджетных средств.

Наиболее оптимальным в сфере культуры является сочетание гарантированного государственного финансирования (с использованием как прямого, в частности программного, нормативного методов, так и косвенного финансирования) с привлечением в учреждения культуры дополнительных финансовых средств из различных источников.

Законодательное получение уже более десяти лет назад в Российской Федерации учреждениями социально-культурной сферы полной самостоятельности в решении творческих, хозяйственных, финансовых, ресурсных проблем и появление разнообразных видов собственности и организационно-правовых форм вызвало необходимость функционирования в новых условиях хозяйствования, ориентируясь на многоканальное финансирование. На современном этапе развития российской экономики учреждения культуры должны активно заниматься фандрейзинговой деятельностью, которая предполагает использование таких инструментов как бизнес-планирование, маркетинговые исследования существующего рынка потенциальных инвесторов, информирование последних об имеющихся льготах в случае сотрудничества, реклама через СМИ выгодных позиций сотрудничества учреждений культуры с бизнес-структурами и т.д.

Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью выработки экономического механизма функционирования учреждений культуры и искусства путем активного привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников в условиях реформирования бюджетных сектора и межбюджетных отношений.

Степень разработанности проблемы. Вопросам экономики культуры, государственного регулирования, а также применения многоканальной системы финансирования посвящены работы как отечественных, так и западных ученых. Среди отечественных ученых актуальные проблемы экономического развития учреждений культуры рассмотрены в трудах Галуцкого Г.М., Иванова Г.П., Игнатьевой E.JI., Рубенпггейна Я.А., Столярова И.А., Тульчинского Г.Г., Шишкина C.B., Якобсона Л.И. и др.. Однако в вышеперечисленных работах не проводился комплексный анализ проблем развития учреждений культуры именно на региональном уровне в условиях проводимых реформ, что и обусловило выбор темы диссертации.

Целью диссертационного исследования являются изучение основных тенденций современного процесса функционирования культуры региона и разработка комплекса предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма в сфере культуры в условиях проводимых реформ. В соответствии с целью диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

- Раскрыть роль и место сферы культуры в жизнедеятельности общества в регионе и обосновать необходимость многоканального финансирования учреждений культуры региона.

- Проанализировать динамику развития учреждений культуры на региональном уровне, а также структуру и объемы бюджетных и внебюджетных источников, поступающих в учреждения культуры н искусства региона.

- Предложить приоритетные направления функционирования учреждений культуры и искусства регионов и обосновать пути совершенствования организационно - экономических механизмов формирования расходов региональных и местных бюджетов, в том числе на основе нормативного и программного подходов.

- Разработать предложения по активизации деятельности учреждений культуры и искусства в привлечении внебюджетного финансирования в регионе.

Объект исследования - сфера культуры региона (PCO - Алания) как субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования являются организационно-экономические основы функционирования учреждений культуры и искусства на региональном уровне.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили теоретические исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономики культуры, нормативные правовые документы Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания по рассматриваемым

вопросам, а также материалы социологических исследований, проводимых Центром межрегионального сотрудничества. В диссертации также использованы данные органов статистики, Министерства культуры и массовых коммуникаций PCO - Алания (МКМК PCO - Алания), Министерства финансов PCO - Алания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Уточнены теоретические основы роли и места культуры в развитии отраслей социальной сферы в условиях рыночной экономики, обоснован механизм организации многоканального финансирования учреждений культуры и искусства с учетом современных особенностей функционирования и границ рыночных отношений в сфере культуры как сферы производства социально значимых услуг.

- Даны рекомендации по совершенствованию системы управления в сфере культуры, в том числе: обоснована необходимость частичной коммерциализации объектов культуры наиболее приспособленных к существованию в рыночных условиях, и за счет этого увеличить объемы финансирования учреждений, которые производят государственные (муниципальные) услуги на нерыночной основе. Также в работе предложено расширить участие муниципалитетов в управлении и финансировании сферы культуры, что в свою очередь предполагает передачу финансовой составляющей из бюджетов вышестоящих уровней на осуществление соответствующих функций по финансированию учреждений культуры.

- Обоснованы и сформулированы пути совершенствования бюджетного финансирования при помощи применения нормативного метода финансирования учреждений культуры и искусства на основе реальных потребностей населения. Расширение бюджетных источников финансирования может быть обеспечено за счет включения этого вида расходов в форме целевых программ в Фонд (»финансирования социальных расходов.

- Представлен комплекс рекомендаций но совершенствованию внебюджетного финансирования в регионе, включающий: привлечение в сферу культуры специалистов-менеджеров, способных в структуре управления наладить маркетинговую деятельность, а также реализовать новые экономические инструменты в работе учреждений культуры и искусства, что приведет к расширение числа платных услуг; использование учреждениями культуры арендных отношений при повышении со стороны государства эффективности методов управления государственной собственностью; развитие туризма, как существенного источника привлечения посетителей в учреждения культуры и искусства.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы мер, связанных с изменением механизма организации финансирования культурной деятельности и направленных на стимулирование многоканального финансирования рассматриваемой отрасли региона.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в практике формирования бюджетных расходов на региональном уровне, а также при разработке региональных и муниципальных программ в области культуры.

Реализация н апробация работы. Отдельные результаты исследования использованы Министерством культуры и массовых коммуникаций PCO - Алания в практической работе.

Логика и структура диссертации определяются целью и задачами исследования. В соответствии с логикой исследования диссертация имеет следующую структуру.

ригдгниг

Глава L Теоретические основы функционирования сферы культуры на современном этапе

1.1. Культура как субъект экономических отношений

1.2. Государственное регулирование сферы культуры

1.3. Основы финансирования культуры

Глава П. Анализ функционирования учреждений культуры на примере PCO - Алания

2.1. Региональные особенности развития учреждений культуры

2.2. Анализ финансирования учреждений культуры и искусства PCO - Алания из бюджетов разных уровней

2.3. Анализ привлечения учреждениями культуры внебюджетных источников финансирования

Глава Ш. Совершенствование организационно-экономических механизмов функционирования сферы культуры региона.

3.1. Совершенствование системы управления в сфере культуры

3.2. Рекомендации по повышению эффективности бюджетного финансирования учреждений культуры

3.3. Предложения по расширению внебюджетных источников финансирования организаций культуры

Заключение

Библиография

Приложения

П Основные положения работы

1. Теоретическое обоснование необходимости многоканального финансирования учреждений культуры

Внутренняя трансформация, начавшаяся в 90-х гг. в России и связанная с переходом к рыночной экономике, вызвала необходимость взаимообусловленного взаимодействия двух принципов построения и регулирования экономической жизни общества: социально-экономической деятельности государства и рывка.

В современных условиях приоритетным направлением государственной политики является ее социальная направленность, в частности развитие социально-культурных отраслей. Необходимо отметить, что анализ экономической литературы показал отсутствие единых взглядов ученых-экономистов как на состав отраслей социально-культурной сферы, так и на определение термина «культура». В работе мы исходим из понимания культуры в двух позициях. В широком понимании культура характеризует материальную и духовную стороны развития общества, народов, а также специфические сферы деятельности (культура труда, предприятия). Узкое понимание культуры охватывает сферу духовной жизни людей и духовную культуру. Таким образом, культура - это процесс развития как всего общества, так и отдельного человека, она проявляется во всех видах его деятельности, которые в свою очередь воплощаются либо в материальную, либо в духовную формы и, следовательно, отражают либо материальную, либо духовную ипостаси.

В состав социально-культурной сферы мы включаем следующие отрасли: образование, здравоохранение, наука, научное обслуживание, физическая культура и спорт, культура, туризм, СМИ. Сфера культуры, с одной стороны, является частью социально-культурного блока, участвуя в решении социальных проблем: создание благоприятного нравственного и эмоционально-психологического климата в обществе,

решение стратегических задач общественного прогресса, тем самим способствуя духовному развитию людей, раскрытию их творческого потенциала, что в свою очередь способствует профилактики и сокращению асоциального поведения. С другой стороны, сфера культуры является отдельной отраслью народного хозяйства и, производя культурные ценности, товары и услуги, воздействует на экономику, предоставляя свои результаты в общественный оборот, становясь элементом воспроизводства способностей человека, рабочей силы. Таким образом, сфера культуры участвует в экономических отношениях, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления воспроизводимых экономических благ, в той степени, в какой она требует для функционирования экономических ресурсов.

Неоспоримым является утверждение о том, что в России сфера культуры - это сфера, прежде всего государственных интересов. Это высказывание доказывает наличие положительных внешних эффектов, которые проявляются в повышении общего культурного уровня населения и влиянии его на производительность труда, а также ограниченность рыночного механизма, который не обеспечивает в рассматриваемой сфере компенсации полных затрат производителю общественных благ. Абсолютный размер средств, выделяемых на развитие культуры и искусства, как из консолидированных бюджетов субъектов, так и из консолидированного бюджета РФ за период 2001 - 2004 гг., имеет тенденцию к увеличению (см. табл. 1). Однако существует и противоположная тенденция, а именно - снижение удельного веса расходов на культуру за рассматриваемый период в бюджетах субъектов РФ и в консолидированном бюджете РФ.

Необходимо отметить, что расходы на культуру на одного жителя в PCO и Красноярском крае соответствуют и даже превышают среднероссийский уровень

расходов, однако только Красноярский край соответствует и нормативам расходов на культуру, искусство и кинематографию, которые определены в рашере 111 руб на человека в 2000 году, 257 руб. - 2001 г . 189 р\б 2002 г , 245 руб - 2003 г , 286 руб. -2004 г.

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета на отрасль культуры и искусства за 20002004 п.'(тыс руб.)

Наименоязнн с территории Н асе кжие (1ЫС чежшек ) Всего расходов Расходы на к\Л1.тхр\ Г исходы на КуЛ1.Т\р\ lid олного жителя Доля расходов на культуру п расходов консолидироп аниою бюлжега %

2001 200-1 2001 IM 1 0Ü (И 200! 2004 2001 2004 7001 2004

РФ PCO-Алания (4396 t 678 144167 1289744387 2389844233 29199487 37092162 202,83 245 51 2 26 1 4

710.274 4447300 10373841 149783 183007 220,92 257 66 234 1 8

Республика Карачаево-Черкессия 429 439 470 1408424 626 W >8 73388176 44"43 972>l 104 30 221 30 2 34 1 6

Красноярс кий край 2953 2966 042 311224b 964911 1617254 326 76 545.26 3 10 2.2

По нашему мнению, услуги культуры, являясь социально значимыми благами, должны обязательно иметь гарантированное государственное финансирование в установленных законодательством объемах (2% федерального и 6% регионального бюджетов), а учреждения культуры находиться под государственной защитой При эюм государство должно активно иснольювать как прямые, так и косвенные методы финансирования Среди прямых методов в диссертационной работе особое внимание уделено финансированию культурных программ национально! о и регионального

1 Составлено автором по источникам ц v\ u buducli I iи данные Министерства финансов PCO Алания

значения. что пошочяет укреплять договорную дисциплину бюджетного финансирования культурной деятельности, привлекать финансовые средства из различных источников, тем самым развивая систему многоканального финансирования

В настоящее время сложилась тенденция к тому, что большая часть государственных расходов в РФ приходится на финансирование текущих расходов (примерно 82%) учреждений культуры, а остальные - на финансирование программ и на инвестиционные цели В связи с этим, учитывая быстроменяющиеся условия развития российского сектора культуры, руководителям организаций культуры, а также органам власти отвечающим за культурную поли гику, необходимо умение формировать для своей организации или территории многоканальную систему финансирования культурного развития, так как данная система явтястся инструментом эффективного распределения бюджетных и внебюджетных финансовых источников, в частности последних при помощи благотворительности, патронажа и спонсорства

2. Совершенствование chcicmm управления сферой культуры региона

В настоящее время большая ответственность в жизнеобеспечении культурной деятельности, в частности путем эффективного использования экономических, материальных, трудовых ресурсов во¡лагастся на регионы Именно на уровне региона, учитывая как глобальные тенденции, так и местные особенности, должна формироваться система приоритетов культурного развития.

Процесс развития учреждений культуры PCO - Алания протекает весьма

неоднозначно: с одной стороны, он вызван ростом мугеев, театров, клубных учреждений, с другой - за весь рассматриваемый период произошло сокращение библиотек (см. 1абл. 2).

Таблица 2

Динамика развития учреждений культуры PCO - Алания2 (тыс. экз.)

Наименование 1940 I96S 1970 1975 1980 2005

Число массовых библиотек 164 182 197 203 205 156

В них книг тыс экземпляров 269.5 2374 3039 3828 4450 3943,65

Из них в сельской местности 119 116 119 121 120 1353,68

Музеи 6 6 8 8 ~ 8 17 "

Театры 4 3 3 4 4 7

Число клубных учреждений 172 161 165 171 180 205

В том числе в сельской местности 142 127 134 148 152 111

Проанализировав в рамках диссертационного исследования деятельность учреждений культуры в конкретном субъекте РФ, можно утверждать, что целенаправленная политика децентрализации системы управления во всех сферах экономики, в частности и в сфере культуры, начавшаяся более 10 лет назад и предполагающая перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами, протекает весьма болезненно. С одной стороны, данный процесс сопровождается повышением самостоятельности регионов и муниципальных образований в определении темпов и глубины экономических реформ, моделей приватизации, формировании собственной правовой базы, в направлении осуществления социальной политики, в частности в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. С другой стороны, федеральные власти, переложив часть расходных функций, в основном это расходы на социально-культурное обеспечение, на регионы, не обеспечили их финансовыми средствами. По средним расчетам объем расходов, возложенных на субъекты, примерно в 2 раза превышает их доходную базу. Ввиду того, что социальные полномочия не учитывают возможностей региональных бюджетов, становится устойчивой тенденцией то, «по уже в процессе

1 Составлено »второй nö данный: МКМК PCO - Алания, Дедегкаев С.Т. Культурно« строительство в Северной Осетии. - Орджоникидзе. 1964 г.

рассмотрения и утверждения бюджетов региональными властями закладывается бюджетная асимметрия - разница, которая компенсируется отчислениями от федеральных налогов и финансовой помощи. В PCO - Алания в 2004 году собственная доходная база составила 36%, остальные 64% - перечисления из федерального бюджета. При этом, из общей суммы поступлений доля налоговых поступлений 33%, неналоговых - 2,9%. В структуре перечислений от других бюджетов бюджетной системы: на дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из ФФПР -49,1 % ; на дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведении местного самоуправления, - 1%. Что касается финансовой помощи, то приведенные статистические данные ее объемов свидетельствуют о высокой степени дотационности республики. В настоящее время финансирование рассматриваемой отрасли в PCO осуществляется в недостаточных объемах, при чем на 95% из бюджетов разных уровней, что характеризует неразвитость многоканальной системы финансирования, и данные средства распределяются в основном на текущее содержание учреждений культуры, в основном на оплату труда. Капитальные вложения, которые инвестируются в республике при помощи программ, в частности: республиканской адресной инвестиционной программы; подпрограммы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия» программы «Культура России»; федеральной адресной инвестиционной программы; из федерального фонда регионального развития по федеральной целевой программе «Юг

I

Россию), в структуре расходов занимают малую долю, а социально-творческие заказы учредителя так и не получили распространения. *

В связи с нехваткой средств в настоящее время весьма актуальна проблема кадрового обеспечения отрасли, которая является одной из стратегических задач в реализации культурной политики в республике, особенно в ее сельских районах. Она

связана с оттоком специалист» в сфер) дополнительною образования, падением конкурса на некоторые специальные учебные заведения культуры и искусства, ослаблением внимания к квалификации соIрудников, со старением коллективов, отсутствием притока молодых специалистов, особенно специалистов-менеджеров в сфере культуры. В настоящее время многие руководители не имеют представлений о современных технологиях менеджмента пользуясь до сих пор в своей деятельности нормативными актами 30-летней давности, а 71% руководителей республиканских учреждений являются пенсионерами по но ¡рас I у, при этом противоположная тенденция существует в районах республики, где руководители учреждений культуры не достигают и 27 лет при отсутствии профильного образования, а именно 62% руководителей в сельской местности не имеют высшею и даже среднего специального образования. Всею же по отрасли культуры республики количество специалистов с высшим образованием составпяет 51%, и! них только 14% с высшим профильным образованием, и 28% со средним специальным 3 Учитывая современные реалии, управленец в сфере культуры должен владеть жономическими методами управления организацией, что в свою очередь предполагает умение подбора необходимою персонала с обеспечением достойной оплаты труда, проведение маркетинговых исследований на необходимых рынках, что позволит привлечь спонсоров, инвесторов и других заинтересованных лиц

Немаловажным является и процесс планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности. Существующая система планирования финансово-хозяйственной деятельности не связана с качественными результатами деятельности учреждений. Это и подтверждено тем, что жители республики в ряду главных направлений, препятствующих посещению спектаклей, называют плохое

1 По данным опроса, проведенного Центром по развитию межрегиональных связей и информационно-

аналитической работе в марте 2003 г

главных направлений, препятствующих посещению спектаклей, называют плохое качество мероприятий. Хотя этот фактор не является первоочередным. Так, по итогам исследования, проведенного в марте 2003 года Центром по развитию межрегиональных связей и информационно-аналитической работе, в качестве объекта выступили 200 владикавказцев, из которых 26% мужчины, 74% женщины (При этом, основная масса опрошенных, люди невысокого материального достатка, средний доход на одного члена семьи у каждого второго респондента не превышает 1000 рублей (в основном это студенты и пенсионеры), у каждого пятого этот показатель колеблется от 1000 до 2000 рублей, в этой группе доминируют представители творческих профессий и те, кто занят в сфере обслуживания. Каждый десятый респондент имеет более 2000 рублей на каждого члена семьи ежемесячно (преимущественно те, кто назвал себя предпринимателями, уже упомянутые творческие работники, а также государственные служащие)) в структуре досугового времени доминирует культурно-потребительский тип свободного времени, ограниченный главным образом, ежедневным просмотром телепередач (68,5%), чтением газетно-журналькой периодики (36%) см. рис. 1.

■ lyibiypHO-

лотре&тыъсшй акутгурио-творчвскиА орвкрмтттй

Рис.1 Структура свободного времени жителей г. Владикавказа.4

4 Менеджмент культуры в современных условиях. Информациогяый бюллетень Центра по развитию межрегиональных связей и информационно-аналитической работе Министерства культуры и массовых коммуникаций PCO - Алания.

Посещение учреждений культуры, таких как, кино, музеи и выставки, не входит в ежедневную программу подавляющего большинства владикавказцев. Общеизвестным фактом, еще раз доказанным в ходе исследования, явилось то, что учреждения культуры в основном посещают люди с высоким уровнем образования.

Данные опроса показали, что основным препятствием в активности посещения учреждений культуры является отсутствие финансовых средств опрошенных. На основе проанализированных нами основных социально-экономических показателей развития PCO - Алания необходимо отметить, что за 3 года возросли реальные денежные доходы населения на 47,3%, в том числе в 2004 году - на 16,7%, а реальная заработная плата за 2002 - 2004 годы увеличилась на 26,8%, при этом темп роста составил 121,2%, следовательно и численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 28% от общей численности населения в 2002 году сократилась до 22% в первом квартале 2005 года. При этом, среднемесячная поминальная начисленная заработная плата жителей республики составляет 3973 рублей, что соответствует общероссийскому уровню. Для сравнения в республике Дагестан этот показатель равен 3126,5 руб., в республике Кабардино-Балкария - 3558,8 руб., в республике Калмыкия - 3636,7 руб., в республике Карачаево-Черкессия - 3679,4 руб.. Прожиточный минимум в расчете на душу населения за 4 квартал 2004 года составил 1841 рублей. Вместе с наметившейся тенденцией увеличения доходов населения дифференциация доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых к 2005 году достигла уровня 14,8 раз. Стоимость минимального набора продуктов питания в конце декабря 2004 года составила 1059,25 рублей в расчете на одного человека. Следует отметить, что по стоимости этого набора Северная Осетия находится на 78 месте. Таким образом, жители республики предпочитают проводить досуг, минимизируя свои материальные затраты.

В связи с этим, нами были выделены несколько факторов, влияющих на улучшение качества досугового времени: увеличение доходов населения; увеличение количества свободного времени, так как это один из факторов развития сферы услуг, в частности культурных; модернизация материально-технической базы учреждений культуры; улучшение организаторской работы; воспитание культуры досуга (в республиканской реалии этот компонент является очень важным из-за отсутствия привычки посещения учреждений культуры).

Таким образом, особое внимание в управлении и финансировании культурной деятельности, по нашему мнению, целесообразнее уделить органам муниципальных образований, при передаче необходимых средств на эти цели из бюджетов вышестоящих уровней. Данный вопрос актуален в свете проводимых реформ, направленных на улучшение финансового положения муниципалитетов, что не снимает проблемы эффективного использования бюджетных средств, в частности направляемых в сферу культуры. Увеличение роли местного самоуправления в развитии учреждений культуры может привести, с одной стороны, к уменьшению эффекта давления на местный уровень по поводу выполнения мандатов, а с фугой стороны - окажет положительный эффект на местное сообщество путем повышения его культурного уровня. В этой связи нами предлагается применение следующих схем в отношении объектов культуры:

- реструктуризации объектов культуры с использованием программно-целевого метода финансирования. Путем разработки местными органами власти программ развития культуры может быть решена задача поиска и привлечения инвестора, способного осуществить капиталовложения в объект культуры. В настоящее время разработка и реализация целевых программ в сфере культуры является одним из важных инструментов государственной политики, обязывающей к всестороннему

анализу реального состояния рассматриваемой сферы, выделению приоритетных на данном этапе направлений ее развития, требующей научной обоснованности в планировании и управлении культурными процессами. Таким образом, в программах должны использоваться элементы стратегического планирования. В связи с этим, целесообразным является создание при мэрии центра муниципальных программ, который бы мог заниматься маркетинговыми исследованиями состояния рынка культурных услуг как в своем муниципальном образовании, так и в соседних муниципалитетах для создания рынка межмуниципальных услуг. Результатом деятельности данных центров могут являться инновационные программы развития сферы культуры, нацеленные не только на текущие потребности в услугах, но и в услугах потенциальных. В деятельности органов местного самоуправления необходимо поддерживать взаимовыгодные отношения между органами местного самоуправления и местным сообществом путем использования метода «связи с общественностью» (метод паблик рилейшнз). В современных условиях, учитывая назревшую проблему кадрового обеспечения отрасли культуры и искусства в республике, основными направлениями деятельности государственных органов, в большей степени муниципальных, должны являться вопросы подготовки квалифицированных кадров для учреждений культуры и организации эффективного менеджмента;

коммерциализации как полной (например, путем акционирования), так и частичной (например, путем применения лизинговых схем, которые бы предполагали обновление активных основных фондов), поскольку необходимость содержания бюджетных учреждений, вполне приспособленных к существованию в рыночных условиях, препятствует увеличению объемов финансирования тех учреждений, которые производят государственные (муниципальные) услуги на нерыночной основе.

3. Пути совершенствования бюджетном) финансирования учреждений культуры и искусства

Проанали{ировав бюджешые поступления в сфер> культуры в PCO - Алания, можно заключить, что экономическое содержание бюджешых ассигнований, выделяемых из федерального и из региональных бюджетов, имеют разную структуру. Так, если свыше 40% средств федерального бюджета используется на подстатъю «Прочие текущие расходы», а также на субсидии и субвенции, более 35% направляются на капитальные расходы, коммунальные услуж и другие услуги по содержанию материальной базы и менее 25% - на оплату труда работников и начисления на нее, го в tri рукчуре расходов бюджета PCO Алания преобладают расходы на oibiaiy труда, в среднем этот показатель достигает 60%. При этом, в 2004 году на оплату труда израсходовано 25% консолидированного бюджета отрасли, в 2003 г. - 68, 9%, в 2002 г. - 73%, в 2001 г. - 23%, в 2000 г. - 32% (см. табл. 3) '

Таблица 3

Оплата труда из консолидированного бюджета PCO - Алания за 2001 - 2004 гг.6

Покайтесь 2001 2002 2003 2004

Оплата rpv ia % к расходам Оплата труда •/.к |1ЯГ \ояям OiLiaia труда % к расчолам Оплата труда % к расхочам

Всего \ ■¡[К'Ж'СЧНЙ 30384 53 59506 73 96418 65 126064 69

Муки 2554 62 39(19 75 4739 77 5623 65

Библиотеки 4237 60 8767 80 24128 79 30634 75

Театры м кошкртимс орг. 22823 79 45583 96 44809 93 60702 94

! По данным Министерства финансов РСО-Алаиия л Составлено автором по данным Министерства Финансов РОО-Алания

На основе анализа консолидированного бюджета PCO - Алания были выявлены

незначительные объемы бюджетных поступлений в сферу культуры региона Результатом чего явилось критическое состояние материально-технической базы учреждений культуры; отсутствие в музеях, театрах, библиотеках необходимого оборудования для обеспечения деятельности, отсутствие средств на пожарную безопасность, обеспечение охраной, что поставило под угрозу сохранность фондов библиотек, музеев, других учреждений культуры. Под угрозой и сохранность памятников.

Проводимая в настоящее время реструктуризация бюджетного сектора в направлении повышения эффективности расходования бюджетных средств, в частности путем реорганизации бюджетных учреждений и отмены хозяйственной самостоятельности, может привести к тому, что учреждения культуры не будут заинтересованы в привлечении потребителей, что в конечном итоге приведет к упадку высокого уровня российской культуры. Необходимость проведения реструктуризации нельзя не признать, однако у государства должно сложиться мнение о приоритетности в государственном финансировании культуры. В первой главе диссертационного исследования нами были приведены примеры культурного развития развитых стран, которые доказывают тот факт, что государственное финансирование в некоторых странах, например в США, составляет меньшую долю, чем частное финансирование. Однако, признавая менталитет российской культуры и ее историческое развитие, применительно к данным условиям, необходимо гарантированное государственное финансирование с предоставлением условий, предполагающих заинтересованность учреждений культуры к творческому саморазвитию, в частности к возможности самостоятельного активного привлечения дополнительных источников средств.

В связи с этим нами представляется целесообразным применение нормативного метода органами государственной власти на основе консолидированных МКМК PCO - Алания бизнес-планов отдельных учреждений. При этом финансовые средства иа эти цели могли бы поступать не только с Федеральный фонд поддержки регионов, но и из Фонд (»финансирования социальных расходов), при условии его увеличения. С одной стороны, составленный бизнес план поможет более эффективно распределить уже выделенные средства государством, так как он сориентирует учреждения на приоритетные направления расходования средств, тем самым повысив их эффективность, а с другой стороны - сориентирует государство на объем выделяемых средств учреждениям под финансирование тех или иных услуг. При этом как на региональном, так и на местном уровнях нормативы могут дифференцироваться в зависимости от потребителя и от объемов работ, а также от вида учреждения. Также могут быть составлены целевые нормативы потребления услуг культуры для отдельных групп населения.

Помимо того, что бизнес-план может служить основой расчетов нормативов финансирования для тех или иных учреждений культуры, он выступает самым действенным инструментом фандрейзинговой кампании любого учреждения культуры.

Также в данном направлении предполагается расширить бюджетные источники финансирования при помощи включения Фонда софинансирования социальных расходов в финансирование сферы культуры. Проводимая в современных условиях реструктуризация бюджетного сектора в направлении повышения эффективности расходования бюджетных средств, в частности путем реорганизации бюджетных учреждений и отмены хозяйственной самостоятельности, может привести к тому, что учреждения культуры не будут заинтересованы в привлечении потребителей, что в конечном итоге приведет к упадку высокого уровня российской культуры. Необходимо

отметить, что в PCO Алания составление бизиес-планов не входит в планирование учреждений культуры.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время предполагается переход от нормативов содержания сети бюджетополучателей к нормативам минимального финансирования предоставления населению государственных или муниципальных услуг ввиду тою, что расходная часть бюджета должна рассматриваться не с точки зрения потребностей существующей сети бюджетополучателей, а с точки зрения желательного объема предоставления населению государственных (муниципальных) услум и объема имеющихся бюджетных средс1в на основе государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС).

4. Рекомендации по расширению внебюджетного финансирования учреждений культуры и искусства PCO - Алания

В настоящее время в PCO - Алания проблема привлечения дополнительных средств как никогда актуальна. Проанализировав деятельность учреждений культуры республики, мы убеждаемся в неудовлетворительной работе по формированию многоканальной системы финансирования, которая предполат аег активное привлечение внебюджетных источников, что приводит к привязанности деятельности в большей степени от бюджетного финансирования.

Рассмотрев внебюджетные источники финансирования, можно говорить об их низкой доле в общем объеме поступлений, хотя и имеется тенденция роста за рассматриваемый период (см табл. 4). Проблема в недостатке собственных средств состоит в том, что мнот не учреждения культуры не рассматривают платные услуги как важный фактор привлечения средств, надеясь только на бюджетные средства, которых хватает только на текущее финансирование. В структуре собственных средств выявлены весьма однородные источники' это входная плата, в некоторых учреждениях

культуры замена бесплатных услуг платными, сдача имущества в аренду. В основном прочие доходы учреждений культуры не планируются, так как складываются стихийно. Спонсорские средства получают единичные учреждения культуры, так, например, доля спонсорских средств театров в среднем составляет 25% от собственных средств, что составляет около 3% к бюджетным средствам.

Таблица 4

Соотношение собственных и бюджетных средств по учреждениям МКМК7

Наименование 2002 2003 2004

Бюджегн ые (т.р.) Собстве иные (тр.) % собствен ных Вюдже тные (тр.) Собстве иные (тр.) % собств ениых Бюджет ные (тр.) Собств енные (т.р.) % собствен ных

Театры 32780 3814 11,6 34309 5143 14,9 44352 4591 10,4

Концерт. Орг. 14463 836 5,8 14143 1006 7,1 20681 3015 14,6

Музеи 5195 134,8 2,5 6279 177 2,8 7634 211,4 2 Л

Библиотеки 10979 151 1,4 10329 292,3 %% 16421,8 4M, 4 3

Таким образом, приоритетными направлениями совершенствования сферы культуры и искусства в PCO - Алания на основе расширения внебюджетных источников финансирования представляются следующие:

1. Привлечение квалифицированных кадров в учреждения культуры, в частности кадров менеджеров. В основном фактор отсутствия квалифицированных сотрудников связан с низкой заработной платой работников бюджетных учреждений. В привлечении специалистов в рассматриваемую отрасль существенную роль должно сыграть повышение уровня заработной платы, а также создание социальных гарантий для работников учреждений культуры, решение жилищных и бытовых проблем. То есть, создание условий, при которых престижность данной профессии не внушала бы сомнения.

' Составлено автором по данным МКМК PCO - Алания.

2. Комплекс мер по осознанию необходимости и заинтересованности сотрудников учреждений культуры в привлечении дополнительных источников. Так, например, работники музеев не заинтересованы в привлечении дополнительных средств, так как в ряде случаев вся выручка от деятельности музея отчисляется в государственный или в муниципальный бюджет, что не приносит самому музею большой вь.тоды.

3. Для учреждений культуры самым существенным источником привлечения средств могло бы стать развитие туризма. В этом направлении уже наметились положительные изменения. Так в концепции социально-экономического развитая PCO - Алания на 2004 - 2006 гт. основными направлениями курортно-рекреационного развития и туризма являются: реорганизация и реконструкция всех существующих объектов курортно-туристского комплекса, расположенных на территории республики; развитие детско-юношеского туризма и внешкольного эколого-краеведческого воспитания.

Путем привлечения в республику туристов можно существенно увеличить посетителей музеев и других учреждений культуры: ведь туристы, раздумывающие куда им поехать, прежде всего, интересуются, какие культурные ресурсы может предложить тот или иной город, и соответственно турагенты строят свои программы и маршруты на посещении культурных достопримечательностей территории. В силу своего географического положения PCO - Алания располагает уникальными горными курортами, различными лечебными источниками. Однако данный источник привлечения средств в отрасль культуры пока не рассматривается всерьез из-за политической нестабильности в кавказском регионе.

4. Для библиотек возможны следующие способы привлечения внебюджетных источников: расширение числа платных услуг, путем активного использования компьютерных технологий, возможностей Интернета; применение на договорной

основе таких видов деятельности, как лизинг, франчайзинг и т.д; интеграция библиотек в международное информационное сообщество, в том числе в работу крупных международных библиотечных он-лайн центров; участие на конкурсной или иной основах в реализации международных и федеральных программ развития библиотечного дела; использование мониторинга для отслеживания качества и количества предлагаемых услуг; проявление инициативы библиотек, выступая перед органами местного самоуправления в получении социально-творческих заказов.

5. Активное использование арендных отношений с целью привлечения дополнительных денежных средств, при повышении со стороны государства эффективности методов управления государственной собственностью.

6. Создание условий, при которых посещение учреждений культуры было бы частью общественного имиджа. В этом направлении представляется целесообразным в структуре управления наладить маркетинговую деятельность. В силу того, что республиканские учреждения культуры не имеют возможности содержать целые отделы маркетинга, возможно привлечение к работе, например, двух специалистов на учреждение. При этом маркетинговые исследование должны затрагивать как потенциальных посетителей, так и потенциальных спонсоров.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что сфера культуры способна активно привлекать дополнительные источники финансирования, при этом выгоду от данной деятельности, помимо самих учреждений культуры, получают и коммерческие структуры, и власти в регионах и на местах.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Региональные тенденции в развитии сферы культуры // Социальная сфера, проблемы развития в современных условиях: Сборник научных трудов. №22 / Под ред. Д.Э.Н., проф. МЛ.Веселовсюого, к.э.и., доц. ИВ. Бушуевой. - М: ГОУ ВПО МГУП, 2005 (0,5 пл.).

2. Организационно-экономические основы развития учреждений культуры региона. - Владикавказ.: Мавр, 2005 (2,5 п.л.).

N22 17 29

РНБ Русский фонд

2006-4 18017

Подписано в печать 12.10.2005 Формат 60x88 1/16. Объем 1.0 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 121 Отпечатано в ООО «Соцветие красок» 119992 г.Москва, Ленинские горы, д.1 Главное здание МГУ, к. 102

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Никколова, Аида Гарекиновна

Введение.

Глава I. Теоретические основы функционирования сферы культуры на современном этапе.

1.1. Культура как субъект экономических отношений.

1.2. Государственное регулирование сферы культуры.

1.3. Основы финансирования культуры.

Глава П. Анализ функционирования учреждений культуры на примере Республики Северная Осетия - Алания

2.1. Региональные особенности развития учреждений культуры.

2.2. Анализ финансирования учреждений культуры и искусства Республики Северная Осетия - Алания из бюджетов разных уровней.

2.3. Анализ привлечения учреждениями культуры внебюджетных источников финансирования.

Глава Ш. Совершенствование организационно-экономических механизмов функционирования сферы культуры региона.

3.1. Совершенствование системы управления в сфере культуры.

3.2. Рекомендации по повышению эффективности бюджетного финансирования учреждений культуры.

3.3. Предложения по расширению внебюджетных источников финансирования организаций культуры.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Экономические основы развития учреждений культуры на региональном уровне"

В период перехода экономики на рыночные условия хозяйствования происходит процесс трансформации социальных институтов, в частности в сфере культуры. Однако нельзя забывать, что именно культура оказывает многогранное влияние на все стороны жизнедеятельности общества, интегрируя самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Все это предопределяет приоритетность государственного воздействия на рассматриваемую сферу как хранителя накопившегося многими поколениями высокого культурного уровня такой многонациональной страны как Россия, так и гаранта получения высококачественных услуг учреждений культуры потребителями данных услуг.

Важнейшее место в рамках проведения культурной политики занимает ее региональная составляющая, так как именно на уровне региона должна формироваться система приоритетов культурного развития, которая связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Процесс реформирования вызвал, с одной стороны, демократизацию всех сторон общественной жизни, в том числе и в сфере культуры (в частности, повышение самостоятельности регионов в вопросах, относительно культурного обеспечения местного населения), с другой стороны, децентрализация в сфере культуры обусловила необходимость реформирования межбюджетных отношений вместе с решением проблемы повышения эффективности использования бюджетных средств.

Нельзя забывать о том, что сфера культуры в РФ - это сфера, прежде всего, государственных интересов. Однако в силу ограниченности бюджетных средств наиболее оптимальным в сфере культуры является сочетание гарантированного государственного финансирования (с использованием как прямого, в частности программно-целевого, нормативного методов, так и косвенного финансирования) с привлечением в учреждения культуры дополнительных финансовых средств из различных источников.

Законодательное получение уже более десяти лет назад в Российской Федерации учреждениями социально-культурной сферы полной самостоятельности в решении творческих, хозяйственных, финансовых, ресурсных проблем и появление разнообразных видов собственности и организационно-правовых форм вызвало необходимость функционирования в новых условиях хозяйствования, ориентируясь на многоканальное финансирование. На современном этапе развития российской экономики учреждения культуры должны активно заниматься деятельностью по привлечению дополнительных источников финансирования, которая предполагает использование таких инструментов как бизнес-планирование, маркетинговые исследования существующего рынка потенциальных инвесторов, информирование последних об имеющихся льготах в случае сотрудничества, реклама через СМИ выгодных позиций сотрудничества учреждений культуры с бизнес-структурами и т.д.

Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью разработки экономического механизма функционирования учреждений культуры и искусства путем активного привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников в условиях реформирования бюджетных сектора и межбюджетных отношений.

Степень разработанности проблемы. Вопросам экономики культуры, государственного регулирования, а также применения многоканальной системы финансирования посвящены работы как отечественных, так и западных ученых. Среди отечественных ученых актуальные проблемы экономического развития учреждений культуры рассмотрены в трудах Галуцкого Г.М., Иванова Г.П., Игнатьевой E.JL, Рубенштейна Я.А., Столярова И.А., Тульчинского Г.Г., Шишкина С.В., Якобсона Л.И. и др. Однако в вышеперечисленных работах не проводился комплексный анализ проблем развития учреждений культуры именно на региональном уровне в условиях проводимых реформ, что и обусловило выбор темы диссертации.

Целью диссертационного исследования является разработка комплекса предложений по совершенствованию экономического механизма в сфере культуры в условиях проводимых реформ. В соответствии с поставленной целью диссертационного исследования, были поставлены следующие задачи:

- раскрыть роль и место сферы культуры в жизнедеятельности общества в регионе и обосновать необходимость многоканального финансирования учреждений культуры региона;

- проанализировать динамику развития учреждений культуры на региональном уровне, а также структуру и объемы бюджетных и внебюджетных источников, поступающих в учреждения культуры и искусства региона;

- определить приоритетные направления функционирования учреждений культуры и искусства регионов, и обосновать пути совершенствования экономических механизмов формирования расходов региональных и местных бюджетов, в том числе на основе нормативного и программно-целевого подходов;

- разработать предложения по активизации деятельности учреждений культуры и искусства региона в привлечении внебюджетного финансирования.

Объект исследования - сфера культуры региона (РСО - Алания) как субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические основы функционирования учреждений культуры и искусства на региональном уровне.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили теоретические исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономики культуры, нормативные правовые документы Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания по рассматриваемым вопросам. В диссертации также использованы данные органов статистики, Министерства культуры и массовых коммуникаций РСО - Алания (МКМК РСО - Алания), Министерства Финансов РСО - Алания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Уточнены теоретические основы роли и места культуры в развитии отраслей социальной сферы в условиях рыночной экономики, обоснован механизм организации многоканального финансирования учреждений культуры и искусства с учетом современных особенностей функционирования и границ рыночных отношений в сфере культуры как сферы производства социально-значимых услуг.

- Даны рекомендации по совершенствованию системы управления в сфере культуры, в частности: обоснована необходимость расширения участия муниципалитетов в управлении и финансировании сферы культуры, что в свою очередь предполагает передачу финансовой составляющей из бюджетов вышестоящих уровней на осуществление соответствующих функций по финансированию услуг, предлагаемых учреждениями культуры; и доказана целесообразность частичной коммерциализации объектов культуры наиболее приспособленных к существованию в рыночных условиях, за счет чего могут быть увеличены объемы финансирования учреждений, которые производят государственные (муниципальные) услуги на нерыночной основе.

- Обоснованы и сформулированы пути совершенствования бюджетного финансирования при помощи применения нормативного метода финансирования учреждений культуры и искусства на основе реальных потребностей населения. Расширение бюджетных источников финансирования может быть обеспечено за счет включения этого вида расходов в форме целевых программ в Фонд софинансирования социальных расходов.

- Представлен комплекс рекомендаций по совершенствованию внебюджетного финансирования в регионе, включающий: привлечение в 6 сферу культуры специалистов-менеджеров, способных в структуре управления наладить маркетинговую деятельность, а также реализовать новые экономические инструменты в работе учреждений культуры и искусства, что приведет к расширению числа платных услуг; использование учреждениями культуры арендных отношений при повышении со стороны государства эффективности методов управления государственной собственностью; развитие туризма, как существенного источника привлечения посетителей в учреждения культуры и искусства.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы мер, связанных с изменением механизма организации финансирования культурной деятельности и направленных на стимулирование многоканального финансирования рассматриваемой отрасли региона.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в практике формирования бюджетных расходов на региональном уровне, а также при разработке региональных и муниципальных программ в области культуры.

Реализация и апробация работы. Отдельные результаты исследования использованы Министерством культуры и массовых коммуникаций РСО -Алания в практической работе.

Логика и структура диссертации определяются целью и задачами исследования. В соответствии с логикой исследования диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. В соответствии с логикой исследования в работе рассматриваются теоретические основы роли и места сферы культуры в составе отраслей социальной сферы, а также практика бюджетного и внебюджетного финансирования сферы культуры, анализируются механизмы и практика формирования расходов учреждений культуры на региональном уровне, как из бюджетных, так и из внебюджетных источников, и на этой основе формируются рекомендации по

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Никколова, Аида Гарекиновна

Заключение.

В условиях трансформации российской экономики приоритетным направлением государственной политики является ее социальная направленность, в частности развитие социально-культурных отраслей, в которые входят такие отрасли как образование, здравоохранение, наука, научное обслуживание, физическая культура культуры, туризм, СМИ.

С одной стороны, сфера культуры является частью социально-культурного блока и участвует в решении социальных проблем, с другой стороны, сфера культуры является отдельной отраслью народного хозяйства и, производя культурные ценности, товары и услуги, воздействует на экономику, предоставляя свои результаты в общественный оборот, тем самым, становясь элементом воспроизводства способностей человека, рабочей силы. Таким образом, сфера культуры участвует в экономических отношениях, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления воспроизводимых экономических благ, в той степени, в какой она требует при помощи функционирования экономических ресурсов.

Обобщив теоретический материал, неоспоримым является утверждение о том, что в России сфера культуры - это сфера, прежде всего, государственных интересов. Это высказывание доказывает наличие положительных внешних эффектов, которые проявляются в повышении общего культурного уровня населения и влиянии его на производительность труда. Также в рассматриваемой сфере не обеспечивается компенсации полных затрат производителю общественных благ в силу ограниченности рыночного механизма. Именно государство располагает всеми необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми и информационными) для регулирования культурной деятельности.

Таким образом, государство должно формировать культурную деятельность общества в целом, согласовывать культурные потребности и интересы всех социально значимых групп и слоев общества, по средством проведения культурной политики, под которой понимается совокупность концепций и принципов, целей, методов регулирования культурного развития и выработка соответствующих институциональных форм организации социально-культурной деятельности.

Большая ответственность в создании условий для оптимального саморазвития и стимулирования жизнеобеспечения культурной деятельности, эффективного использования экономических, материальных, трудовых ресурсов возлагается на регионы. Именно на уровне региона должна формироваться система приоритетов культурного развития.

Проанализировав деятельность учреждений культуры в конкретном субъекте РФ (в данном случае это РСО - Алания), можно утверждать, что целенаправленная политика децентрализации системы управления во всех сферах экономики, в частности и в сфере культуры, начавшаяся более 10 лет назад и предполагающая перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами, протекает весьма болезненно. С одной стороны, данный процесс сопровождается повышением самостоятельности регионов и муниципальных образований в определении темпов и глубины экономических реформ, моделей приватизации, формировании собственной правовой базы, в направлении осуществления социальной политики, в частности в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. С другой стороны, федеральные власти, переложив часть расходных функций, в основном это расходы на социально-культурное обеспечение, на регионы не обеспечили их финансовой составляющей. Все это приводит к малым объемам финансирования сферы культуры, большая часть которого приходится на текущее содержание учреждений культуры, а остальная на финансирование программ и на инвестиционные цели.

Наглядным примером являются учреждений культуры и искусства РСО - Алания, которые в среднем на 95% финансируются из республиканского (местного) бюджета, при чем данные средства распределяются в основном на две статьи расходов - это оплата труда и оплата коммунальных услуг. Капитальные вложения в структуре расходов занимают малую долю, а социально-творческие заказы учредителя так и не получили распространения.

Это вызвано отсутствием стратегии в управлении культурными процессами, как на уровне государственных властей, так и на уровне отдельного учреждения. При этом мы считаем, что особое внимание в управлении и финансировании культурной деятельности целесообразнее уделить органам муниципальных образований, при передаче необходимых средств на эти цели из бюджетов вышестоящих уровней. Данный вопрос особо актуален в свете проводимых реформ, направленных на улучшение финансового положения муниципалитетов, что не снимает проблемы эффективного использования бюджетных средств, в частности направляемых в сферу культуры. В этой связи, нами предлагается применение следующих двух подходов в отношении объектов культуры:

1) реструктуризации объектов культуры с использованием программно-целевого метода финансирования;

2) частичной коммерциализации объектов культуры (например, путем применения лизинговых схем, которые бы предполагали обновление активных основных фондов).

Путем разработки местными органами власти программ развития культуры, может быть решена задача поиска и привлечения инвестора, способного осуществить капиталовложения в объект культуры.

В настоящее время разработка и реализация целевых программ в сфере культуры является одним из важных инструментов государственной политики, обязывающим к всестороннему анализу реального состояния рассматриваемой сферы, выделению приоритетных на данном этапе направлений ее развития, требующим научной обоснованности в планировании и управлении культурными процессами. Таким образом, в программах должны использоваться элементы стратегического планирования. В связи с этим, целесообразным является создание при мэрии центра муниципальных программ, который бы мог заниматься маркетинговыми исследованиями состояния рынка культурных услуг как в своем муниципальном образовании, так и в соседних муниципалитетах, для создания рынка межмуниципальных услуг.

Результатом деятельности данных центров могут быть инновационные программы развития сферы культуры, нацеленные не только на текущие потребности в услугах, но и на потребности в услугах потенциальных. В деятельности органов местного самоуправления может использоваться метод связи с общественностью (паблик рилейшнз), предполагающий установление и поддержание взаимовыгодных отношений между органами местного самоуправления и местным сообществом.

В современных условиях, учитывая назревшую проблему кадрового обеспечения отрасли культуры и искусства в республике, основными направлениями деятельности государственных органов, в большей степени муниципальных, должны являться вопросы подготовки квалифицированных кадров в учреждения культуры для организации эффективного менеджмента.

Таким образом, увеличение роли местного самоуправления в развитии учреждений культуры может привести, с одной стороны, к уменьшению эффекта давления на местный уровень по поводу выполнения мандатов, а с другой стороны, окажет положительный эффект на местное сообщество, путем повышения его культурного уровня.

В настоящее время, в связи с быстроменяющимися условиями развития российского сектора культуры, и органам государственной власти и руководителям организаций культуры необходимо умение формировать для своей организации или территории многоканальную систему финансирования культурного развития.

Проводимая в современных условиях реструктуризация бюджетного сектора в направлении повышения эффективности бюджетных расходов, в частности путем реорганизации бюджетных учреждений и отмены хозяйственной самостоятельности, может привести к тому, что учреждения культуры не будут заинтересованы в привлечении потребителей, что в конечном итоге приведет к упадку высокого уровня российской культуры.

Еще одним направлением реформирования является переход от метода от достигнутого к нормативному методу планирования расходов на культуру путем финансирования расходов, связанных с предоставлением бюджетных услуг, в частности услуг культуры, в рамках государственного или муниципального заказа. В связи с этим нами представляется целесообразным применение нормативного метода органами государственной власти на основе консолидированных в МКМК РСО - Алания бизнес-планов отдельных учреждений. При этом финансовые средства на эти цели могли бы поступать не только с Федерального фонда поддержки регионов, но и из Фонда софинансирования социальных расходов, при условии его увеличения.

С одной стороны, составленный бизнес план поможет более эффективно распределить уже выделенные средства государством, так как он сориентирует учреждения на приоритетные направления расходования средств, тем самым, повысив их эффективность, а с другой стороны, сориентирует государство на объем выделяемых средств учреждениям под финансирование тех или иных услуг. При этом как на региональном, так и на местном уровне нормативы могут дифференцироваться в зависимости от потребителя, в зависимости от объемов работ, от вида учреждения.

Помимо того, что бизнес план может служить основой расчетов нормативов финансирования для тех или иных учреждений культуры, он выступает самым действенным инструментом в поиске дополнительных средств для любого учреждения культуры. Необходимо отметить, что в РСО — Алания, составление бизнес-планов не входит в планирование учреждений культуры, а внебюджетные источники не рассматриваются как важный фактор улучшения финансового состояния своих организаций.

Путем анализа деятельности учреждений культуры и искусства в РСО -Алания были выявлены следующие факторы, препятствующие активному привлечению дополнительных источников в учреждения культуры и искусства РСО - Алания: негативное отношение творческих работников к коммерческой деятельности; профессиональная некомпетентность руководителей учреждений культуры и искусства; ограничения в возможности получения дополнительного дохода некоторыми учреждениями культуры (например, музеями, библиотеками), в частности связанная с отсутствием технических средств. А результатом является то, что средства дополнительных источников занимают малую долю, а в структуре собственных средств выявлены весьма однородные источники: это входная плата, в некоторых учреждениях культуры замена бесплатных услуг платными, сдача имущества в аренду.

В работе продемонстрировано, что в настоящее время, сфера культуры способна активно привлекать дополнительное источники финансирования, при этом выгоду от данной деятельности, помимо самих учреждений культуры, получают в первую очередь сами потребители, а также коммерческие структуры и власти в регионах и на местах. Таким образом, осознание руководителями учреждений культуры новых рыночных возможностей позволит перейти в организации деятельности от традиционных методов управления к активному поиску дополнительных средств — фандрейзингу, путем налаживания маркетинговой деятельности, как действенного инструмента анализа потенциального рынка5 как потребителей услуг учреждений культуры, так и «доноров», вкладывающих финансовые средства в организацию культуры на взаимовыгодных условиях.

По нашему мнению культурные услуги, являясь социально-значимыми благами должны обязательно иметь гарантированное государственное финансовое обеспечение, а учреждения культуры находиться под государственной защитой. При этом государство должно активно использовать как прямые, так и косвенные методы финансирования, а внебюджетные источники финансирования могут и должны рассматриваться как дополнительные, а не как основные.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Никколова, Аида Гарекиновна, Москва

1. Федеральный закон от 09.10.1992 №3612-1 (ред. от 22.08.2004 с изм., внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «Основы законодательства РФ о культуре».

2. Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) "Об Охране и использовании памятников истории и культуры". Свод законов РСФСР, т. 3, с. 498.

3. Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, №22, ст. 2591.

4. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ (ред. от 22.08.2004, с изм. внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ) "О библиотечном деле" Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 2.

5. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-Ф3 (ред. от 22.08.2004, с изм. внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ,) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3340.

6. Федеральный Закон от 15.08.1996 №115-ФЗ (ред. от 23.12.2004, с изм. внесенными Федеральным законом №174-ФЗ) "О бюджетнойклассификации Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3338.

7. Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-Ф3 "О федеральном бюджете на 2005 год". Парламентская газета", №244, 28.12.2004.

8. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 23Л2.2003) "О некоммерческих организациях". Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N3, ст. 145.

9. Федеральный закон от 04.07.03 №95 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»».

10. Федеральный закон от 06.10.03 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

11. Закон РСО Алания от 1 марта 2005 года №6 - РЗ «Об оплате труда работникам бюджетных учреждений РСО - Алания».

12. Закон РСО Алания принят постановлением Парламента РСО - Алания от 15.02.2001.№337\26 «О библиотечном деле».

13. Закон РСО Алания от 27 декабря 2002 года №33-Р3 «О приватизации государственного имущества в республике Северная Осетия-Алания».

14. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 609. «Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства».

15. Постановление Правительства РФ от 14.12.2000 N 955 (ред. от 19.07.2002, с изм. от 21.10.2004) "О федеральной целевой программе "Культура России (2001 2005 годы)". Собрание законодательства РФ", 25.12.2000, N 52 (Часть II), ст. 5143.

16. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 года №535 «Положение о фонде национально-культурного возрождения народов России».

17. Постановление Минтруда РФ от 15 марта 1993 года №54 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников учреждений культуры».

18. Постановление Правительства от 23 декабря 1993 года №1325 «О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов власти при приватизации предприятий».

19. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 года №329 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.02 №919) «О государственной поддержке театрального искусства в РФ». "Собрание законодательства РФ", 29.03.1999, N 13, ст. 1615.

20. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 года №329 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 №919). «Положение о театре в РФ». "Собрание законодательства РФ", 29.03.1999, N 13, ст. 1615.

21. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 289 (ред. от 26.01.2005).32."О Министерстве Культуры и Массовых Коммуникаций Российской Федерации". Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2571.

22. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 157 (ред. от 26.01.2005) "Вопросы Министерства Культуры и Массовых Коммуникаций Российской Федерации". Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2573.

23. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 191 (ред. от 17.06.2004) "Вопросы Федерального Агентства по Культуре и Кинематографии". Собрание законодательства РФ", 12.04.2004, N 15, ст. 1469.

24. Приказ Министерства Культуры РФ от 27 апреля 1999 года №263 «О совершенствовании заключения и исполнения соглашений между Министерством Культуры РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ».

25. Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций РСО -Алания, утверждено постановление Правительства РСО Алания от 28 января 2005 года №38.

26. Концепция социально-экономического развития РСО Алания на 20042006 гг., утверждена Постановлением Правительства РСО - Алания от 19 сентября 2003 года №264.

27. Азанесова Г.А. Астафьев О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: Механизмы самоорганизации и региональная политика. М.: РАГС. 2001 г.

28. Айдаев Г.А. Бабич A.M. Егоров Е.В. Хозяйственный механизм в социальной сфере. Улан - Удэ. Брянское книжное издательство, 1995 г.

29. А.И. Арнольдов «Человек и мир культуры».:М. Изд-во МГИК. 1992 год

30. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора /Курс лекций. -М.: Теис. 2003.

31. Бабич A.M. Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань 1996 г.

32. Бархатов В.И. Горшков А.А., Капкаев Ю.Ш. Формирование системы распределения ресурсов общественного сектора в России: Монография. Изд-во УрГу. 2000 год.

33. Бутенко И.А. Разлогов К.Э. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерия, 1998 г.

34. Воронова Е.Н. Экономика культуры. Рязань. Узорочье, 1997 г.

35. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т.1. Западный опыт. М.: ВНИИ искусствознания, 1991.

36. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. М.: Ассоциация экономики, науки и техники в сфере культуры, информации и досуга, 1996 г.

37. Горлова Н.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998 г.

38. Гасратян К.М «Воздействие государства на развитие культуры», Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М. Наука, 2001 г.

39. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. 1990 г.

40. Дедегкаев С.Т. Культурное строительство в Северной Осетии. -Орджоникидзе 1964г.

41. Драгичевич-Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг: Пер. с сербск. JI. Даниленко. Новосибирск: Тигра, 2000.

42. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.

43. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: 2001.

44. Исторический опыт и современные приоритеты культурной политики на Кавказе. («Дни Северной Осетии в ЮНЕСКО»). Владикавказ 2003 г.

45. Кураков В.П. Ресурсное обеспечение социальной сферы.: М. 1999 г.

46. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ 1995 г.

47. Лихачев Д.С. Раздумья о России. С-Пб: Изд-во «Logos», 1999 г.

48. Новотной О., Фишер Я. Экономика культуры. Перевод с чешского М.: Прогресс, 1987.

49. Рубенштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства.-М.: Институт искусствоведения, 1991.

50. Рогозин В., Жежко И. Культура и культурная политика. Теоретические основания культурной политики. — М. 1993 г.

51. Рыбаков Ф.Ф. Алейкина А.З. Экономика культуры. С-П., 1992 г.

52. Романова Т.Ф. Богославцева Л.В. Расходы бюджета на содержание учреждений социально-культурной сферы. Монография. РГЭУ. Ростов 2000 г.

53. Столяров Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства» 1983 г.6 8. Столяров Управление культурой: Организационно-экономический механизм» 1989 г.

54. Тульчинский Г.Г. Менеджмент в сфере культуры. СПб, 2001.

55. Шишкин С.В Экономика и управление в сфере культуры. М., 1992.71 .Экономика сферы платных услуг. /Под ред. Жильцова Е.Н. Казань, 1996.

56. Экономика и культура. Проблемы взаимодействия. Под ред. Барышевой А.В. М.: 1992 г.73 .Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.

57. Аванесова Г.А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов.//Панорама культурной жизни РФ: Информ. сб. РГБ; НИО Информкультура. 2001. - №2.

58. Ананенко С.А. Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью системы сбалансированных целевых показателей//Финансы №9. 2004г.

59. Апфельбаум С.М. Косвенные связи с общественностью, как инструмент привлечения ресурсов для некоммерческих организаций культуры/ С.М Апфельбаум// Ориентиры культурной политики. -2003.-№10.-с. 27-38.

60. Бабукина Н. Закон о библиотечном деле: проблемы реализации: Библиотека и право // Независимый библиотечный адвокат. 2003. -№4.

61. Богатырева Т.Г. Государство как субъект культурной политики России //Панорама культурной жизни РФ. Выпуск 1: М. 2003 г.81 .Г.Белецкая «По спиралям истории»// Молодой коммунист. 7 ноября 1987 год.

62. Боженок С.Я. О платных услугах бюджетных учреждений//Культура: Управление. Экономика. Право. №3 2004.

63. Ветлицына И.М: Актуальные проблемы и перспективы музыкальной культуры Северной Осетии (по станицам республиканской прессы 2003 года).// Панорама культурной жизни РФ Выпуск 3, М.2003 год.

64. Востряков Л. «Модели культурной политики»// Общество и экономика №1 2004 г.

65. Гаськова Е.Н. Количественная оценка социального эффекта// Справочник руководителя учреждений культуры. №7 2004 г.

66. Галуцкий Г.М. Организация внутреннего хозяйственного расчета в учреждениях и организациях культуры. -М. 1988 г.

67. Гокоева К. «Старые проблемы, новые времена»// Северная Осетия. 13 апреля 2000 год.

68. Гасратян К.М. Некоммерческие учреждения сферы культуры в современной рыночной экономике.// Вестник МГУ, экономика, №6 2003 г.

69. Дымникова А.И. Практика фандрейзинга в учреждениях культуры// Справочник руководителя учреждений культуры. №1 2004 г.

70. Жидков B.C. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики. 2001. - №6.

71. Г.Иванов Г.П. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике.// Вестник МГУ серия 6. Экономика, 1996, №6.

72. Игнатьева E.JI. Искусство выживать без денег//Клуб. 2002 №6.

73. Коваленко У. Зарплата служителей муз подросла.//Северная Осетия 19 марта 2005 год.

74. Каменец А.В. Роль государственной культурной политики в формировании гражданского общества// Культура: управление, экономика, право №3 2004 год.

75. Кошкина М.В Государственное финансирование культуры и искусства//Финансы №3 2004г.

76. Карасев В.И. Государственная политика в сфере культуры// Справочник руководителя учреждений культуры №11 2004 г.

77. Ковалева Н. Может ли культура приносить прибыль// Культура, №8 2127 февраля 2002 г. стр. 3.

78. Левшина Е.И. К вопросу о реформе бюджетного сектора.// Справочник руководителя учреждений культуры №5, 2004 года.

79. Лузовская O.K. Совершенствование системы муниципального управления культуры: Государственное и муниципальное управление в области культуры// Культура: управление; экономика; право. 2003. -№2.

80. М.Ю. Лайко Теория управления доходами// Современные аспекты экономики №10 2003 г.

81. Муравьева Н.Я. Формы и виды финансирования сферы культуры// Управление. Экономика. Право. №2 2004 г.

82. Малышев B.C., Игнатьева Е.Л. Анализ показателей финансирования сферы культуры // Справочник руководителя учреждения культуры №8 2003 г.

83. Нефедов В.Н. Менеджмент некоммерческих организаций. Программа учебного курса// Благотворительность в России. 2003\04:

84. Исторические и социально-экономические исследования/ Под. Общей редакцией E.JI. Игнатьевой// Клуб 2002 №6

85. Нефедов В.Н. Менеджмент некоммерческих организаций. Программа учебного курса//Благотворительность в России. 2003/2004: Исторические и социально-экономические исследования/ Под общ. ред. Лейкинда.

86. Новикова Е. Кризис назрел.// Культура 20-26 января 2005г.

87. Овечкина И.С. Творческое наследие Н.К. Рериха в контексте современной культуры//Культурная жизнь Юга России №3, 2004 г.

88. Реснина С.Г. Оформление генеральных разрешений//Справочник руководителя учреждений культуры №11 2004 г

89. Суслова И.М. Деловое общение руководителя: Учимся упрвлению. //Библиополе. 2003. - №4. - С.28-32.

90. Саакян Т.В. Доходы от аренды// Справочник руководителя учреждений культуры №10 2004г.

91. Савченко JI.M. Технологии стратегического развития// Справочник руководителя учреждений культуры. №8 2004 г.

92. Таран А.В. Идеология современной российской регионалистики: обзор публикаций.//Панорама культурной жизни// Выпуск 2: 2003 г.

93. У. Бомолом и У.Боуэном «Performing arts The economic Dilemma». 1966 г.

94. Курс для администраторов театров во Франции: Алан Герцог. «Случай с театром Ля Кольин» / Пер. В.Д. Хан-Магомедова // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения: Научно-информ. Сб. / РГБ; НИЦ Информкультура. 2002. - Вып.З.

95. Поддержка сферы культуры // Социально-экономические проблемы России. Справочник, 2-ое издание, переработанное и дополненное. Отв. Ред. Бойко Т.М., Филиппов П.С. С-П, 2001 г.

96. Adams D. and Goldbard A. Basic Concepts: Modes and Means of Cultural Policy-Making.

97. Cultural policy: a preliminary study. (Paris: UNESCO, 1969). P.5, 7.

98. Jordan G. & Weedon Ch. Cultural Politics: Class, Gender, Race, and the Postmodern World. (Oxford: Blackwell, 1995). P.46-47.118. www.cultivate.ru119. www.cordis.ru120. www.budgetrf.ru