Этнокультурная идентичность малочисленных групп как фактор экономического и демографического поведения (на примере московских ассирийцев и караимов) тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Титов, Владимир Николаевич
- Место защиты
- Москва
- Год
- 1995
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.18
Автореферат диссертации по теме "Этнокультурная идентичность малочисленных групп как фактор экономического и демографического поведения (на примере московских ассирийцев и караимов)"
на правах рукописи
Тптоз Владнанр Кнкакеютч
ЭГШЗЯУЛЛУГ1Ш1 !1ДШТНЧНОСТЬ НАЯОТКйЕШШ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КАК «АКТОР ЭКЙЮ.'ГМЕСКОГО И ДБ МГРАС'ГЧЕСХОГО ПОВЕДНШ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКИХ АССИРИЙЦЕВ И КАРА1С.ЮВ)
Специальность 08.00.18 -"Экономика народонаселения и демография"
Лггоро'грат
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
МОСКВА. 1995
- г -
Работа выполнена в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН
Научный руководитель ' -Официальные оппоненты:
Ведущая организация -
доктор экономически наук Ддакии U.E.
доктор исторических наук Еробиишш Л.М.
кандидат экономических наук Твршгжхза Е.В.
Институт культуры МК PS и РАН
Заоита состоится^ мсгл/) в / _На заседании Специализированного совета Д 003. 88. 01 в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН по адресу: ул. Красикова 27, зал заседаний У^УТ С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института социадьно-экономических проблем народонаселения РАН
Автореферат- разослал "g^f" 1095
г
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат экономических наук
Е.В. Шшшский
СВЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
I. Актуальность Стремительно развивающиеся процессы социально-экономических преобразований российского общества существенно усиливают взаимовлияние демографических проблем и национальных отношений. Это взаимовлияние чрезвычайно многоаспектно и в последнее время привлекает внимание не только специалистов-демографов. но этнографов и этнологов, а также ученых, представляющих смежные дисциплины, в результате чего стали оформляться такие новые научные направления как этнодемография, этнополитоло-гия, экономическая антропология и др..
Интересующая нас проблематика: взаимодействие и взаимовлияние этнокультурной специфики, степени ее устойчивости, с одной стороны, а тркже установок и поведения в демографической и экономической сфере малочисленных этнических групп в урбанизированной среде, с другой, как раз и может быть рассмотрена на стыке различных научных дисциплин.
Восприятие и освоение социально-экономических инноваций представителями различных этнических групп может иметь свои особенности и характерные черты. Более того, модернизационные проявления могут просто отторгаться теми или иными народами в силу определенной культурной специфики, наличия устойчивых традиционных социальных институтов и жесткой фиксации статусно-ролевой системы.
Данные многочисленных полевых исследований, проводившихся у нас в стране и ва рубежом, свидетельствуют о том, что в аграрной среде степень консервации традиционных социальных связей и норм у этнических образований существенной выше, чем у тех этносов в урбанизированной среде. Это явление находит объяснение в концепции "сельского образа жизни", все элементы которого функционально ориентированы на воспроизводство традиции. В то же время этническая проблематика применительно к урбанизированной среде еще исследована недостаточно полно и оставляет много лакун. Прежде всего актуальный интерес вызывает изучение особенностей адаптации малочисленных этнических групп к условиям, возникающим в процессе социально-экономических реформ, которые особенно рельефно проявляются именно в условиях крупного индустриального города, где вероятность утраты этнической специфики значительно
вьше.
Проблема взаимодействия между малочисленными этническими группами и городской средой имеет множество ракурсов рассмотрения, среди которых можно выделить следующие:
- определение характера и динамики протекания адаптации этноса к социально-экономическим и социокультурным условиям крупного города (аккультурация с тенденцией к ассимиляции или частичная аккультурация с выражением формальной лояльности к доминирующему социокультурному фону при которой этническая специфика может репродуцироваться на протяжении ряда поколений);
- приверженность традиционной этнической культуре или ориентация на современные стандарты культурного потребления ;
- выявленче тех элементов этнической культуры, которые способствуют встраиванию этноса а изменяющиеся социально-экономические условия, формируя современный тип экономического и демографического поведения, или, наоборот, несут в себе негативную установку по отношению к модернигационным явлениям.
Очерченный, и далеко не полный круг проблем лежит в русле теории модернизации, объясняющей характер воздействия современной общественной организации во всех ее проявлениях на социальные структуры и институты традиционных обществ,.или, иначе, особенности вовлечения этих обществ в процессы индустриализации и урбанизации.
Эмпирический материал, собранный и проанализированный в диссертационной работе позволяет верифицировать некоторые положения теории модернизации применительно к малочисленным этническим группам, проживающим в урбанизированной среде.
II. Степень разработанности проблемы.
Проблема обусловленности демографического и экономического поведения этнических групп этнокультурными факторами, как отмечено выше, разрабатывается в рамках теории модернизации и находится на стыке различных обществоведческих дисциплин. Этнокультурным составляющим модернизации уделяется значительное внимание в работах зарубежных антропологов, социологов и социальных демографов, среди которых можно упомянуть имена: С.Н.Айзенштадта, С.Вручи, П.Л.Бергера, А.Инкелеса, М.Херковица, М.Поланьи, Д.Дальтона, Дж.Колдуэлла и др.. В нашей стране данная проблема-
- з -
тика лишь начиная с относительно недавнего времени стала занимать достойное место (работы Перепелкина Л. С., Дробижевой Л.М., Шкаратан О.И., Старовойтовой Г.В., Арутюнян Ю.В.. Вишневского А.Г., Шапиро В.Д., Рывкиной Р.В. и др.). поскольку раньше этно-социология была жестко связана идеологемой о "расцвете и сближении наций при социализме", что во многом предопределяло тематику и конечные результаты исследований. Однако остаются еще не изученными целые пласты этой проблематики как в отношении объекта . так и предмета исследования. В отечественной этносоциологии и этнодемографии, как представляется, во-первых, еще недостаточно были рассмотрены особенности и механизмы сохранения этнокультурной идентичности в условиях урбанизированной среды именно малочисленными этническими группами, у которых отсутствуют свои государственные институты, и, во-вторых, характер социально-демографического и экономического поведения этих групп в период интенсивно протекающей модернизации, смены ориентиров общественного развития.
III. Дели и вадачи исследования .
Цель работы определяется проблематикой и предметом исследования и заключается в выявлении тенденций , развивающихся среди малочисленных этнических групп в период общественных трансформаций, связанных с качественно новым для страны этапом модернизации , ориентированным (по крайне мере идеологически) на либеральный вариант развития и привитие социуму утилитарно-персона-листских ценностей и норм. В связи с этим нас прежде всего будут интересовать процессы трансформации традиционной социальной организации этнических общностей и ее отражение в сфере демографических и экономических установок и поведения. Таким образом, основной целью работы можно считать изучение реакции малочисленных этнических групп, проживающих в крупном городе, на либеральную модель модернизации, механизмов адаптации к урбанизированной среде, а также изучение этнокультурных предпосылок модернизации , проявляющихся в степени выраженности утилитарно-персоналист-ских ценностей, гибкости социальной структуры, обеспечивающей социальную мобильность ее членов, современном или традиционном типе семьи и характере распределения ролей в ней, особенности репродуктивного, матримониального и миграционного поведения и т.п.
Эмпирический материал, привлекаемый в диссертации поаволит верифицировать теорию социального действия М.Вебера и Т.Парсонса и концепцию "модальной личности" А.Инкелеса применительно к малочисленным этническим группам, показать степень ее методологической приемлемости для выбранного объекта. В работе выявляются связи между социально-демографическими характеристиками респондентов и их ориентацией на "целерациональный" (современный) или традиционный тип социального поведения, а также зависимость демографического и экономического поведения от степени приверженности различных социальных групп этнической общности традиционным культурньм ценностям и нормам, т.е. от степени гомогенности этнической обмны. Исследовательский интерес представляет определение зависимости между современным типом культурного и демографического поведения, с одной стороны, и современным типом экономического поведения малочисленных этнических групп, с другой.
В связи с этими вопросами возникает также необходимость изучения характера расселения (сегрегированное или дисперсное) представителей изучаемых этнических групп, что позволит раскрыть особенности их адаптации, воздействие на них процессов аккультурации, а также интенсивность внутриэтнического общения, т.е. совокупность факторов, влияющих на социальное поведение.
Особое место в работе отводится историко-генетическому методу, позволяющему выявить некоторые особенности миграции рассматриваемых этнических групп в столичный мегаполис и формы адаптации к его социокультурным и социально-экономическим условиям.
IV. Научная новизна работы состоит в выявлении комплекса качественных факторов, влияюшлх на социальное поведение (прежде всего экономическое и демографическое) малочисленных этнических групп, проживающих в условиях индустриальной урбанизированной среды, в определении социально-демографических типов групп по-разному реагирующих на вызов модернизации, а также в изучении иерархии ценностей, обусловливающих относительную этнокультурную гомогенность этих групп.
Новые положения, выдвигаемые к защите :
1. Этнокультурная идентичность может сохранять относительную устойчивость в условиях урбанизированной среды не только, как считалось раньше в отечественной зтносоциологии, в сфере ду-
ховной культуры, но также в той или степени проявляется и в области демографических и экономических установок, ценностей, а через них воздействует ка реальное социальное поведение;
2. В условиях макросоциального "кризиса идентичности" идентичность по этническим основаниям может становиться одной из ведущих;
3. В работе переосмысливаются теоретические положения неоэволюционизма, согласно которым этническая традиция является сдерживающим фактором модернизации, и проводится положение о стабилизирующем влиянии традиции на этносоциальную общность в период смены парадигмы социально-экономического развития;
4. В диссертации отстаивается точка зрения о том, что адаптация этносоциальной. общности не есть простая функция линейной аккультурации и ассимиляции, а может проявляться в различных формах и зависит от степени социальной консолидированности этнической общины, распределения в ней социальных ролей, возможностей социальной мобильности, приверженности определенным видам профессиональной деятельности, а также от типа расселения на территории города (от сегрегированного до дисперсного);
5. Обосновывается положение о том, .что наряду с идентичностью общего порядка в сфере реального поведения может проявляться идентичность в соответствии с принадлежностью к локальным племенным группам (землячествам), что находит объяснение в концепции "ситуационной идентичности".
. У. Структура работы. Диссертация имеет следующий вид:
Введение
Глава I. "Модернизация и этнокультурная идентичность"
1.1. Основные проблемы и этапы формирования теории модернизации: этнокультурная и социально-экономическая составляющие.
1.2. Модернизация и её теоретическая рефлексия на примере России.
1.3. Малочисленные этносы как специфический социальный тип формирования этнокультурной идентичности: соотношение традиционного и современного начал.
Глава II. "Малочисленные этнические группы в урбанизированной среде: история и современная социально-демографическая ситу-
ация"
2.1. Ассирийцы и караимы: пути и этапы формирования этнической общины в условиях города, проблемы адаптации.
2.1.1. Обоснование выборки и социально-демографические характеристики исследуемого объекта.
2.2. Культурные составляющие этнической идентичности московских ассирийцев и караимоЕ: проблемы культурной интеграции в урбанизированную среду.
Глава III. "Модернизационные тенденции в малочисленных этнических группах"
1.1. Трансформация традиционной социальной структуры и демографического поведения у московских ассирийцев и караимов.
1.2. Особенности экономического поведения малочисленных этнических групп в городской среде.
Заключение.
Практическая значимость работы может заключаться в том, что полученные в ходе исследования данные и их теоретическая интерпретация могут быть использованы для прогнозирования возможной социальной реакции малочисленных этнических групп, проживающих в урбанизированной среде, на либеральный вариант модернизации, определения вероятных конфлнктогенных зон в межэтнических отношениях, обеспечения более полной информации о социокультурной ситуации. культурных потребностях и интересах рассматриваемых этнических групп для официальных структур, осуществляющих подготовку и реализацию политики в отношении малочисленных этнических групп.
СОДЕРЙАШШ И ОСНОИ2Е ПШЮЛШШЯ РАБОТЫ
Во ьведении: Дается обоснование выбранной теш, отмечается ее актуальность, характеризуется степень её изученности в нааей стране и за рубежом, определяются цели, задачи исследования, новые положения, выдвигаемые к защите диссертационной работы.
I глава "Модернизация и этнокультурная идентичность" состоит из 3-х параграфов.
В I параграфе ("Основные проблемы и этапы формирования теории модернизации:этнокультурная и социально-экономическая составляющие") проводится анализ основных течений, сформировавшихся в рамках теории модернизации в их исторической эволюции. Обосновывается необходимость обращения именно к этой теоретической традиции. Отмечается, что у истоков теории модернизации в её современном виде стояли такие классмси социологической мысли, как М.Вебер, Э.Дюркгейм, Ф.Тённис, каждый из которых внёс значительный вклад в её развитие. Так, заслугой М. Вебера можно считать его теорию социального действия, построенную на ьыделении определённых типов в соответствии со степенью проявленности в них принципа рациональности, и до сих пор сохраняющую свою эвристическую цэнность. Его эмпирические исследования вскрыли обусловленность экономического поведения в различных типах социальной организации социокультурными и этноконфессиональными факторами.
Теории "органической и механической солидарности" З.Дюрк-гейма и "общины и общества" Ф.Тённиса позволили выделить характерологические черты традиционного и современного типов социальной организации.
В параграфе прослеживается история возникновения и развития культурно-исторической школы Ф.Боаса, положившей начало теории культурного релятивизма в антропологии, переосмыслившей многие исходные положения прямолинейного эволюционизма, занимавшего до 50-х гг. доминирующее положение в теории модернизации.
Значительный интерес представляют также работы представителей функционализма (Б.Малиновский, Рэдклиф-Браун), впервые обратившихся к исследованию конкретных социальных институтов и механизмов функционирования традиционных обществ, особенностей их экономической жизни. Впоследствие многие положения этой школы успешно развивались представителями "экономической антропологии" (Поланьи, Дальтон, Хорковиц и др.). пытавшимися выделить этапы развития экономики: реципрокция и редистрибуция для традиционных обществ и собственно рыночная экономика для современного западного общества. Причём каждый И8 этих этапов характеризовался определённым типом распределения собственности, зависящим от типа социальной организации, доминирующих норм и ценностей, г Этнокультурные особенности мотивации трудового поведения в рамках теории модернизации развивались двумя противоположными
школами. Так, А.Инкелес в своих работах выявил характерные черты, присущие современному и традиционному типам личности ("модальная личность"). Ведущим фактором модернизации он признаёт социальную организацию современного типа, проявляющуюся во всех сферах экономической жизни. Инкелес рассматривает традиционное общество как задержавшееся в своём развитии и способное при условии привития ему современных институтов достаточно быстро развиваться по пути модернизации. Этой неоэволюционистской концепции противостоит другое направление, сторонники которого рассматривают этнокультурные различия как имманентное качество любого народа и изучают влияние этих особенностей на функционирование экономичен лх институтов (Дж.Хофштед).
В рамках -еории модернизации разрабатывают свои концепции многие ведущие западные демографы, пытаясь объяснить проблему демографического перехода в развивающихся странах особенностями их социальной структуры, ролевыми статусами и нормами внутрисемейного общения (Колдуэлл).
В отечественной теоретической этнологии, этносоциологии и этнодемографии этническая проблематика разрабатывалась до середины 80-х гг. под прессичгом официальной идеологемы о "расцвете и сближении наций при социализме и последующем их отмирании" и трактовалась в категориях "национальное - интернациональное", причем, последняя тенденция, как правило, доминировала в конечных результатах.
Среди работ, основанных на объективном анализе данных, можно назвать исследования Арутюняна Ю.В., Дробижевой Л.М., Коган М.Э., Перепёлкина Л.С., Старовойтовой Г.В., Шкаратан О.И.. Большое значение для теоретической этнологии имели работы Арутюнова С.А., Маркарян Э.С., посвященные проблеме традиции, её функционированию, адаптационному потенциалу и т.д., В последнее время с позиций теории модернизации специалисты в различных областях общественных наук пытаются проанализировать историко-культурный опыт России (Ахиезср A.C., Хорос В.Г.), государств Востока (Васильев Л.С.), сферу национальных отношений, состояние и песпек-тивы социально-экономических реформ в стране.
Авторская позиция в целом согласуется с современными взглядами специалистов на традицию как на возможный стабилизирующий фактор в условиях радикальной трансформации, предохраняющий социум от возможной в этот период социальной дезориентации и ано-
мии.
Во II параграфе ("Мэдерниэационные процессы и их теоретическая рефлексия на примере России") обосновывается необходимость обращения к данной теме для характеристики эволюции социальной среды, в которой развиваются интересующие нас этнические процессы, даётся обобщённый анализ основных этапов и особенностей модернизации в России в исторической динамике.
Отправным пунктом можно считать эпоху царствования Петра1, начиная с ксторой и можно вести отсчет модернизационных проявлений. Для характеристики динамики протекания модернизации в России несомненный интерес представляет концепция Лхиезера о "инверсионном" характере развития социума в период реформ. В параграфе рассматриваются особенности развития социальной структуры и институтов. Подчеркиваются качественные отличи? развития общества в России и в странах Западней Европы: отсутствие четко выраженных феодальных отношений с присущими им договорными отношениями, доминирование государственных институтов по сравнению с социальными - отсюда перманентная особенность - модернизация сверху при слабой адекватной поддержке со стороны социальных групп. В параграфе отмечаются особенности урбанизма в стране: иерархическая структура городских поселений, большая территориальная удалённость городов, тормозящая рыночные связи, слабое развитие городского самоуправления , преимущественно военно-административная функция городов по сравнению с хозяйственно-экономической функцией городов в Европе. Подчеркивается, что в России практически не сумела выкристаллизоваться в полной мере национальная буржуазия с присущей этому социальному слою утилитарно-персона-листской этикой, а сам предпринимательский класс пользовался крайне незначительным престижем в обществе.
Революция 1917 г. представляется очередной попыткой этатистскими методами решить ряд насущных проблем модернизации: культурная отсталость, недостаточный уровень урбанизации, преобладание сельского населения и соответственно аграрной социокультурной среды, слабое развитие отечественного индустриального производства.
В параграфе прослеживается отражение модернизационных процессов в отечественной общественной мысли, начиная с полемики Карамзина и Сперанского о путях развития страны, через Чаадаева
и представителей теории "официальной народности", славянофилов и западников, споры о самобытности и универсализме В.Соловьева и Данилевского и до марксистов и народников. В связи с этим отмечается, что характерной особенностью общественной мысли в России была её крайняя зависимость от оценочных политических суждений, преобладание полярных взглядов (состояние "раскола"), слабая ориентированность на специальные методы, а формирование рационализированной критической идеологии, могущей сбалансировать идейные крайности, началось только в XX в. (сборник "Вехи").
В III параграфе ("Малочисленные этнические группы как специфический тил формирования этнокультурной идентичности") рассматриваются два основных подхода к проблеме этнической идентичности: определение этничностн черев перечень характеристик (язык, обычаи, конфессия, фольклор и т.д.) и взгляд на этнич-ность как на сугубо психологическую установку, зависящую от ряда внешних факторов ("ситуационная идентичность"). Автор полагает, что возможный подход к решению проблемы должен Сыть более синтетическим, учитывающим идею этнокультурных элементов и ситуационной установки.
В параграфе отмечаются особенности выделяемого объекта исследования - малочисленных этнических групп, - в числе которых можно отметить прежде всего отсутствие собственной государственности и территории компактного проживания (метрополии), которые обеспечивают внешние благоприятные условия сохранения и воспроизводства этнической идентичности. Отсюда возникает гипотеза о том, что относительная этнокультурная и социальная гомогенность подобных этнических групп репродуцируется благодаря в первую очередь некоторым внутренним механизмам, которые представляют собой определённую систему, или знаково-символическую систему. Подобная ситуация классически описывается в теории символического интеракционизма.
Этническая группа рассматривается диссертантом как специфический вид социальных образований, отличающаяся от последних бо-леь широким и устойчивых! во времени набором оснований идентичности.
Подчеркивается, что, хотя малочисленные этнические группы в городской среде испытывают воздействие со стороны культуры ино-этничного окружения и в условиях отсутствия внешних благоприят-
ных факторов сохранения идентичности, у них, как показывают данные многочисленных исследований, идентификация по этническим основаниям может выступать даже в более акцентированных формах, чем у народов, имеющих внешние благоприятные факторы этнокультурного воспроизводства и получающих подпитку за счет внешней миграции из' метрополии.
В связи с этим в работе выявляются элементы, образующие систему оснований, на основе которой происходит процесс этнической идентификации:
1. память об историческом' прошлом, наиболее значительных деятелях своего народа;
2. ценность ^одного языка;
3. приверженность обычаям, ритуалам, народным праздникам , фольклору и т.д.;
4. этнические стереотипы и автостереотипы;
5. ценности внутриэтнической консолидации;
6. этноконфессиональные ценности ;
7. ценности этнокультурного "возрождения";
8. приверженность традиционным социально-этическим нормам прежде всего в сфере экономического и демографического поведения;
9. предпочтения определённых видов профессиональной деятельности.
Помимо аксиологической системы на воспроизводство этнической идентичности малочисленных групп в условиях города влияют и собственно социально-демографические факторы (профессиональная и образовательная структура, поло-возрастная структура, тип семьи, количество детей в семье, связи с представителями своего этноса, проливающими в других населённых пунктах и за рубежом).
I глава "Малочисленные этнические группы в урбанизированной среде: история и современная ситуация" состоит из 2-х параграфов.
В I параграфа "Ассирийцы и караимы: пути и этапы формирования этнической общины в условиях крупного города." на основе анализа специальной литературы, сведений, полученных от респондентов, данных эмпирических исследований (опросы 1990-93 гг.) и официальной статистики реконструируется история возникновения ассирийской и караимской общин в Москве. В первую очередь под-
вергаются анализу социально-демографические характеристики изучаемого объекта и динамика их трансформации в процессе адаптации к условиям мегаполиса. Значительный интерес представляют также особенности расселения различных роде-племенных групп, что предопределило в значительной мере характер протекания адаптации и интеграции в городскую среду (дисперсное, когда внутриэтнические связи ослабевают, или сегрегированное, при котором социальный контроль и воспроизводство традиционных норм и отношений обеспечивается тесными внутриэтническими контактами).
Подчеркивается, что послэ переселения в урбанизированную среду представители изучаемых этносов особенно на первых этапах в значительной мере стремились репродуцировать нормы социальной традиции с тем, чтобы обеспечить по возможности внутриэтничеасий и внутрисемейный контроль для поддержания относительной гомогенности общины.
В параграфе прослеживаются основные потоки и внешняя обусловленность миграции, выявляются её мотивы и характер (так, ассирийцам в определенной мере продолжает быть присуща так называемая "маятниксаая миграция", для которой характерно проникновение в город одного из членов семейной или племенной группы, который постепенно по мере адаптации и освоения некоторой социальной ниши перетягивает за собой и остальных членов своей ближайшей микрообщности.
Отмечается влияние родо-племенных, семейных отношений, а также определённых возрастных групп (групп сверстников) на сохранение относительной устойчивости комплекса черт, определяющих этническую идентичность представителей изучаемых народов.
В параграфе 1.1 "Обоснование выборки и социально-демографические характеристики исследуемого объекта" дается oOgOHPDpjae презентативности выборки проведенного исследования по основным социально-демографическим показателям ( общее число проживающих в Москве представителей изучаемых этнических групп, поло-возрастные характеристики, семейное положение,профессиональная структура): всего было опрошено 105 представителей ассирийской общины (3106 чел., согласно переписи 1989 г.) и 44 поедставителя караимской обшины (280 чел., согласно последней переписи), а также социально-демографическая характеристика изучаемых этнических групп, полученная в ходе проведенного опроса.
В параграфе 2 "Культурные составляющие этнической идентичности московских ассирийцев и караимов; проблемы культурной интеграции в урбанизированную среду" анализируется материал специального блока вопросов анкет, касающихся степени приверженности изучаемых этнических групп традиционной этнической культуре. Предпринимается попытка выявить доминирующие факторы этнокультурной идентичности в сравнительном аспекте у ассирийцев и караимов, проследить тенденции этнокультурной идентичности в различных социальных и демографических группах.
Подчеркивается, что у представителей рассматриваемых этнических групп ведущим основанием идентификации является память об историческом прошлом своего народа (особенно акцентируются респондентами наиболее драматические и яркие события), наиболее выдающихся исторических персонажах, деятелях культуры, церкви. Причем, представление о прошлом выступает в качестве некоторых символов, общезначимых для этнической группы и являющихся в аспекте социального взаимодействия мощным фактором внутриэтничес-кой гомогенности.
Национальный язык, утратив своё функциональное назначение, продолжает сохраняться главным образом в качестве ценностной установки. В сфере социального действия язык нередко используется как средство передачи информации, предназначенной исключительно для внутриэтнического окружения.
Культурные традиции в узком смысле (обычаи, фольклор, национальная кухня, народное искусство и т.п.), их функциональный смысл в относительно чистом виде сохраняются преимущественно среди представителей старшего поколения. Для людей средних и младших возрастных групп, в значительной мере утративших представление о первоначальном смысле тех или иных традиционных форм бытования культуры, большее значение имеет сам факт ойцения во время проведения различных праздников и обрядов.
Характерной особенностью трансформации этнического самосознания является то. что среди ассирийцев младших возрастных групп утрачиваются представления о племенной принадлежности, уступая место идентификации по общеупотребительному этнониму.
В соответствии с определёнными ориентациями в сфере культурного потребления в параграфе выделяются соответствующе типы: традиционный, современный и промежуточный, а также прослеживает-
ся обусловленность этих типов социальным, возрастным и образовательным положением респондентов.
III глава "Модернизационные тенденции в малочисленных этнических группах" состоит из 2-х параграфов.
Во i параграфе "Трансформация традиционной социальной структуры и демографического поведения" на основе данных статистики, результатов интервью и анкетных опросов проводится анализ реальной социально-демографической картины у московских ассирийцев и караимов (тип семьи, количество детей , поло-возрастная структура, уровень образования, род занятий и т.д.). Причем, проводится сопоставление этих параметров на момент проведения исследования с социально-демографической ситуацией в прошлом, начиная со времени поселения в городской среде.
С целью рассмотрения влияние ценностей и установок в семей-но-брачных отношениях на реальное демографическое поведение (репродуктивное, матримониальное, миграционное) в анкете был выделен специальный блок вопросов. Распределения ответов на различные вопросы, связанные с установками в сфере демографического поведения, позволило выделить определённые типы ориентаций респондентов . Как и в случае анализа экономического поведэния для изучения вопросов демографического поведения привлекалась теория социального действия М.Вебера, при всей своей схематичности сохраняющую значительную эвристическую ценность.
По характеру ответов можно вычленить авторитарно-традиционалистские установки в сфере семейно-брачных отношений, традиционный идеал в сфере репродуктивного поведения и противоположный им современный тип демографического поведения. При этом отмечается существование значительного разрыва между идеальными установками и реальным демографическим поведением, на которое неизбежно оказывают влияние условия городского образа жизни.
Анализ демографических установок в работе постоянно корре-лируется с реальной демографической ситуацией у московских ассирийцев и караимов, а также с этнокультурными характеристиками исследуемых групп.
Проверенный анализ позволяет поставить под сомнение универсальность теории "городского образа жизни" Л.Вирта и дает возможность показать, что даже в условиях городского поселения этнические общности могут в течение ряда поколений достаточно ус-
пешно воспроизводить определенные элементы социальной традиции.
В 2 параграфе "Особенности экономического поведения малочисленных этнических групп в городской среде" ставится задача рассмотрения социально-профессиональной структуры исследуемого объекта, её трансформации в процессе адаптации этнических групп к условиям мегаполиса. Проводится корреляционный анализ, предполагающий выявление степени связанности между ориентациями в социально-экономической сфере и факторами, обеспечивающими воспроизводство этнокультурной самобытности.
На основе анализа специального блока вопросов, связанного с определёнными предпочтениями в профессиональной сфере, престижностью видов экономической деятельности, мотивацией выбора профессии, предпринимается попытка верифицировать теорию социального действия М.Вебера , выделявшего целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное типы действия, а также влияние некоторых составляющих традиционной культуры на экономическую мотивацию изучаемых этнических групп.
В работе отмечается, что в отношении выделяемого объекта исследования не обнаруживается прямой зависимости между профессиональными ориентациями, характером хозяйственной этики и этно-конфессиональными особенностями. Более того, в процессе адаптации к условиям урбанизированной среды традиционная профессиональная структура подверглась значительной трансформации, а некоторые виды хозяйственной деятельности (как, например, монополия караимов на табачное производство и торговлю в Москве до революции) вообще исчезают у малочисленных этнических групп.
Хотя отдельные традиционные занятия в экономической сфере могут достаточно долго сохраняться у этнических групп, однако представляется, что отличительную особенность этих групп в экономической сфере составляет не столько профессиональные ориентации (хотя и они имеют устойчивую специфику, например, московские ассирийца в значительной мере продолжают ориентироваться ка профессии, связанные с торговлей, ремесленными специальностями и сферой обслуживания), а скорее тип социальных связей , основанных на тесных семейно-родственных отношениях, определённой социальной ?тике, предполагающей наличие норм и санкций, поддерживаемых посредством механизма традиции. Именно такие экономические объединения, товарищества, созданные по этническому и родствен-
ному основаниям и сохраняющие многие элементы традиционной социальной организации, и составляют отличительную особенность, например, ассирийской общины. У караимов по ряду причин ( прежде всего демографического и исторического порядка) эти черты, как показывают наши данные, практически не обнаруживаются, хотя до революции были развиты в полной мере .
В Заключешт подводятся итоги проведенного исследования, делаются основные выводы и обобщаются результаты работы.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. В работе обосновывается положение о том, что основные рассматриваемые элементы социального поведения- культурное потребление, демографическое и экономическое поведение- тесно взаимосвязаны между собой и изменение одного из них ведет к соответствующей трансформации остальных звеньев;
2. Показано, что формы социального поведения являются производными от форм адаптации этнических групп к определенным условиям среды, т.е. более традиционным формам социального поведения соответствует эскапистско-отчужденческий вариант адаптации, современному типу социального поведения присуща ассимиляционная форма адаптации и переходному типу социального поведения - вариант адаптации в форме аккомодации, т.е. принятие необходимых условий среды при сохранении определенных зон социальной и культурной традиции;
3. Подвергаются критической пересценке некоторые положения ."чикагской школы" социальной урбанистики, касающиеся теории "городского образа жизни", и представляются данные, свидетельствующие о том, что социокультурные условия городской среды не зедут с необходимостью к быстрой трансформации этнической традиции, но последняя может достаточно продолжительное время удерживаться и воспроизводиться у определенных этнических групп;
4. Обосновывается положение о том, что в основании относительно устойчивого воспроизводства этнической традиции, имеющей значительное влияние на характер социального поведения, лежат .помимо субъективных, объективные социально-демографические факторы: время и формы миграции в городскую среду, характер расселения в городе (дисперсное или сегрегированное), прежние условия проживания, традиционные ориентации в профессиональной сфере.
влияние авторитета старшего поколения, а также групп сверстников на социальное поведение членов этнической группы.
Основные положения исследования доложены на семинарах лаборатории хозяйственной деятельности населения в 1991-93 гг., на Международной конференции, посвященной социально-культурным, экономическим и демографическим проблемам коренных малочисленных народов РФ в Хабаровске (октябрь 1993 г.), а также на международном семинаре в Загорске "Роль культуры и средств массовой информации в решении социально-экономических задач". Основные результаты проведенного исследования были использованы при подготовке отчетов по плановой тематике НИР ИСЭПН РАН.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Титов В.Н. О некоторых ценностных аспектах поддержания этнокультурной самобытности малых народов (на примере ассирийцев и караимов). - Социально-экономические проблемы культуры. М., 1991
2. Титов В.Н. Этнокультурная характеристика московских ассирийцев (опыт этносоциологического опроса). - Этнографическое обозрение, N5, 1992
3. Титов В.Н. Особенности демографических установок московских ассирийцев. - Социологические исследования, N4, 1994 (в соавторстве)
4. Титов В.Н. Ассирийцы в Москве (по материалам этносочио-логического исследования). - Восток-0г1еп1, N2, 1994 (в соавторстве)
5. Титов В.Н. Этнокультурная характеристика московских караимов.- Сборник Института этнологии и антропологии РАН, М., 1995 (в соавторстве) (в печати)
Подписано в печать 19.04.1995 г. Формат 60x84/16 Бум.офс. Печать офс. Печ.л. 1,0, Тираж-60 экз. Заказ N15 Печатно-множительная лаборатория Института Дальнего Востока РАН Москва,117218, ул. Красикова,27