Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций: вопросы теории и практики тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Никишина, Екатерина Александровна
Место защиты
Москва
Год
2006
Шифр ВАК РФ
08.00.10

Автореферат диссертации по теме "Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций: вопросы теории и практики"

На правах рукописи

НИКИШИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Специальность 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2006

Диссертация выполнена в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор Воронин Юрий Михайлович

Научный консультант:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор экономических наук, профессор, член корреспондент РАЕН Симонов Вениамин Владимирович

доктор экономических наук, профессор, Чевычелов Валерий Александрович кандидат экономических наук, Опарина Светлана Ивановна

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Защита состоится 03 октября 2006 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 144001.01 в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации по адресу: 119992, Москва, Зубовская улица, дом 2, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Автореферат разослан «¿V» О^КТ.г.

»Ученый секретарь диссертационного совета, у к -дидат экономических наук, доцент () ^ешалкина Р. Е.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Русская Православная Церковь, согласно статье 14 Конституции Российской Федерации отделена от государства. Соответственно факт отделения должен относиться и к ее финансовой деятельности. Однако в действительности часть денежных средств, поступающих на уставную деятельность православных религиозных организаций, подлежит согласно Налоговому кодексу Российской Федерации обязательному налогообложению. В результате Русская Православная Церковь, пополняя доходы федерального бюджета путем уплаты налогов и сборов, входит в систему общегосударственных финансовых отношений и выступает как объект налогообложения.

При этом государство через систему налоговых льгот оказывает финансовую помощь религиозным организациям в их уставной деятельности, особенно в части касающейся общегосударственных интересов (реставрация, содержание и охрана зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, благотворительная деятельность, реализация общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий и т. д.).

Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что проблемы экономики и социальной справедливости «по отношению к бедным и угнетенным слоям населения, беженцам, мигрантам и безработным» суть важнейшие составляющие церковной миссии1.

Учитывая значительное увеличение действующих православных церквей и монастырей, рост числа православных приходов2, усиление социального направления в их деятельности, можно утверждать, что финансовые взаимоотношения между государством и

' Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире // Миссионерское обозрение. 1996. № 7. С. 2, 4.

2 В 1990 г. на территории СССР действовало более 11 тыс. православных приходов, из них на территории РСФСР - 3,1 тыс. К началу 1997 г. на территории бывшего Советского Союза общее число приходов составило 18 тыс. (Шмелев Г.И. Экономический аспект взаимоотношений церкви и государства // Приход 2004, № 2. С. 4-5) . По данным на конец 2004 г. общее число православных приходов составило 26590, из них в России - 12638. Действуют 652 монастыря (Статистические данные о количестве храмов и священнослужителей Русской Православной Церкви // «Приход». 2005, № 2. С. 4).

Русской Православной Церковью будут развиваться, вовлекая в свою сферу все большее число субъектов хозяйствования, а доля участия связанного с церковью сектора экономики в развитии гражданского общества в дальнейшем будет возрастать.

Необходимость научного прогнозирования этой ситуации требует дальнейшего осмысления и систематизации опыта финансового обеспечения Русской Православной Церкви и финансовых взаимоотношений Церкви и государства.

Степень разработанности проблемы. Среди отечественных экономистов наибольший вклад в развитие теории и практики государственного регулирования финансов внесли Л. Абалкин, Д. Аллахвердян, А. Акимов, А. Александров, Э. Вознесенский, Ю. Воронин, А. Грязнова1, А. Деева, Л. Дробозина, В. Дьяченко, С. Лушин, Е. Маркина, Л. Максимова, Л. Павлова, В. Пансков, Д. Черник, С. Шаталов, Т. Юткина и др. Правовые аспекты экономической деятельности православных религиозных организаций исследованы и отражены в работах таких авторов, как М. Варьяс, М. Ильичев, В. Калинин, И. Куницын, С. Пяткина, В. Симонов, О. Трайнин, В. Цыпин, К. Чернега. Отдельные аспекты использования финансовых рычагов в управлении экономической деятельностью православных организаций представлены в работах П. Гамольского, М. Макальской, Н. Митрохина, Н. Пирожковой.

Вместе с тем исследования, в котором опыт, накопленный в области финансовых взаимоотношений Церкви и государства, был бы представлен с необходимой полнотой, в научной литературе до сих пор не существует. Этот пробел призвано восполнить данное диссертационное исследование. Опыт показывает, что финансовые взаимоотношения Церкви и государства, существующие в настоящее время, имеют устоявшуюся форму. Однако действующие нормы российского законодательства, регулирующие эти взаимоотношения, не только не отражают современного уровня их развития», но и находятся в конфликте с нормами канонического права. Этот конфликт может быть снят дальнейшим развитием законодательных норм на основе разработки современных нормативных подходов ко

всем сторонам финансовой деятельности религиозных организаций. Пока эта деятельность регламентируется не вполне согласующимися друг с другом разрозненными законами. Это объясняется, в частности, тем, что сам механизм формирования финансовой системы Русской Православной Церкви и ее использования является применительно к современным условиям нашего общества принципиально новым и недостаточно исследованным. Подробное рассмотрение в данной диссертационной работе всех сторон финансовой деятельности религиозных организаций в историческом и современном аспектах делает ее актуальной и с этой точки зрения.

Нуждается в исследовании также и система финансового учета и отчетности Русской Православной Церкви. За последние годы система финансового учета и отчетности в России претерпела ряд изменений и была существенно реформирована применительно к условиям рыночной экономики. Анализ практического опыта показывает, что подобные преобразования практически не коснулись финансов религиозных организаций с их особым положением в- экономике. Вместе с тем процесс реформирования финансового учета в России требует отражения специфики финансового учета и отчетности религиозных организаций в частности в области распространения церковной утвари, православной религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения, паломнической деятельности. Церковь, живущая в мире, не может не идти тем же путем, которым идет все человечество. Поэтому экономические проблемы не могут быть вне церковного делания.

Цель исследования состоит в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по созданию финансового обеспечения деятельности православных религиозных организаций.

Реализация поставленной цели определила решение следующих основных задач:

анализ теоретических подходов к финансированию православных религиозных организаций и их места в системе национальных финансов;

обоснование научных, методологических и организационных проблем создания финансовой системы Русской Православной Церкви;

разработка системы финансового учета религиозных организаций, взаимосвязанной с национальной системой бухгалтерского учета в России;

разработка предложений по финансово-бухгалтерскому оформлению паломнической деятельности религиозных организаций.

Объектом исследования являются религиозные организации Русской Православной Церкви.

Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе функционирования организаций Русской Православной Церкви.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы системного подхода к анализу факторов, влияющих на финансовое обеспечение деятельности организаций Православной Церкви. В работе использовался системный, комплексный подход к решению научных задач, включающий в себя теоретический анализ опубликованных материалов по теме исследования, системный анализ и синтез практического опыта, накопленного в процессе формирования бюджета доходов и расходов православных религиозных организаций.

Общая логика исследования построена на методологических принципах эффективности и историзма.

Вместе с тем многие проблемные вопросы финансовой деятельности православных организаций комплексно не исследованы, в частности вопросы, связанные с составлением баланса доходов и расходов, предусматривающего четкий механизм перераспределения финансовых ресурсов, с постановкой финансового учета и отчетности в православных религиозных организациях, использующих в своей деятельности имущество особого статуса — церковное имущество, с налогообложением и способами контроля.

В диссертационной работе применен диалектический метод, рассматривающий явления и процессы в их постоянном развитии и

взаимосвязи, метод системного, сравнительного анализа, комплексного подхода, а также теоретические гипотезы и концепции теории экономики общественного сектора и государственного финансового контроля.

Информационной базой исследования послужили официальные материалы Русской Православной Церкви, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Налоговый кодекс Российской Федерации. В значительной степени положения диссертационной работы опираются на отечественную и зарубежную научную монографическую и периодическую литературу.

Научная новизна исследования заключается в разработке авторской концепции создания целостной финансовой системы православной религиозной организации.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем: ^

на основе анализа финансов православных религиозных организаций и практического опыта финансово-экономической деятельности Русской Православной Церкви с учетом тенденций развития основных сторон национальной финансовой системы обоснована необходимость систематизации и централизации финансовых ресурсов Русской Православной Церкви;

определен комплекс научных, методических и организационных проблем, связанных с созданием целостной финансовой системы Русской Православной Церкви; разработаны методологические подходы к централизации части церковной собственности Русской Православной Церкви;

выявлена недостаточная эффективность существующей в настоящее время системы финансового учета церковного имущества и предложены методы ее совершенствования на основе законодательной базы Российской Федерации и с учетом специфического характера его использования;

выявлен и раскрыт комплекс проблем в области финансирования паломнической деятельности православных религиозных организаций и предложена ее документальная основа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут найти применение при совершенствовании нормативно-правового обеспечения создания финансовой системы Русской Православной Церкви, разработке методических указаний по составлению церковного бюджета и бухгалтерскому учету церковного имущества.

Проведенное исследование позволит создать адекватную систему контроля за аккумулированием финансовых ресурсов Русской Православной Церкви, их целевым расходованием, предоставит возможность широко привлекать дополнительные средства.

Основные выводы исследования могут быть использованы при разработке концепций нормативных правовых актов Российской Федерации в сферах, связанных с экономической деятельностью Русской Православной Церкви,

Предложенные методические рекомендации позволяют определить подходы к созданию национального стандарта в данной области и поднять финансовый учет и отчетность в религиозных организациях на качественно новый уровень.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе при преподавании ряда экономических дисциплин в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Диссертация явилась результатом многолетних исследований, проведенных автором в области финансового обеспечения православных религиозных организаций.

Основные результаты исследования отражены в 4 опубликованных печатных работах общим объемом 3,2 печатного листа, докладывались на семинарах в Московской Патриархии, Тверской епархии, использовались при чтении автором лекций в Московском университете экономики и статистики (филиале университета в Сер-гиевом Посаде).

Предложения автора в области финансового обеспечения деятельности православных религиозных организаций нашли применение в практической деятельности в области учета имущества Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 4 работы общим объемом 3,2 печатного листа.

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий обьем работы 190 страниц.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении автор раскрывает актуальность выбранной темы диссертации и степень разработанности проблемы, формулирует цель и задачи исследования, определяет предмет и объект исследования, его научную новизну и практическую значимость.

В главе 1 «Финансы православных религиозных организаций и их место в системе национальных финансов Российской Федерации» автором рассматриваются проблемы финансов некоммерческих организаций, их роль в национальной финансовой системе Российской Федерации, особенности финансов и развитие финансовых отношений в деятельности православных религиозных организаций Российской Федерации.

Под финансами Русской Православной Церкви понимается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания и использования денежных средств согласно уставной деятельности.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для реализации задач охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Религиозная организация по своей социально-экономической сущности является одной из форм некоммерческих организаций. Такие органи-

зации, как правило, не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности.

Церковь по организационно-правовому статусу является централизованным религиозным объединением и относится к одному из видов некоммерческих организаций. Она объединяет местные религиозные объединения и организации (приходы, монастыри, учреждения и организации религиозного образования, благотворительные религиозные организации и т.д.), имеющие свои уставы, утверждаемые Патриархией и не противоречащие гражданскому уставу Русской Православной Церкви.

Формируя и используя финансовые ресурсы, религиозные организации, как и некоммерческие организации в целом, встраиваются в общую финансовую систему государства. Происходит это в первую очередь посредством налогообложения.

Средства на некоммерческую деятельность в основном формируются путем вторичного распределения финансовых ресурсов и поступают от юридических и физических лиц после их налогообложения. Поэтому не все налоги, предусмотренные общенациональной системой налогообложения, взимаются с религиозных организаций. Несмотря на это, есть налоги, которые уплачиваются всеми организациями, независимо от того, коммерческие они или нет, в том числе и религиозными. К таким налогам относятся: единый социальный налог (ЕСН), начисляемый на фонд оплаты труда; транспортный налог; налог на имущество; земельный налог; таможенные пошлины; местные налоги и сборы и т. д.

По уставной непредпринимательской деятельности религиозные организации пользуются рядом налоговых льгот, закрепленных законодательством России, например: налог на доходы физических лиц (право на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности), налог на прибыль (деятельность приходов и монастырей в рамках совместного исповедания и распространения веры не облагается налогом на

прибыль), налог на добавленную стоимость (постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. №251 утвержден перечень предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость), акцизы (согласно статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются ювелирными изделиями, а следовательно, и подакцизными товарами предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении) и т. д.

Отдельные налоги уплачиваются религиозными организациями только при наличии объекта налогообложения (НДС и НДФЛ). По уставной непредпринимательской деятельности религиозные организации пользуются рядом налоговых льгот, закрепленных законодательством России. Предпринимательская деятельность религиозных организаций тоже имеет некоторые льготы по налогообложению.

В то же время часть доходов федерального бюджета и внебюджетных фондов используется в интересах религиозных организаций (реставрация памятников истории и культуры) либо непосредственно на социальные нужды священнослужителей (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование и обслуживание).

В настоящее время общецерковная система финансов находится в стадии формирования.

В главе 2 «Механизм формирования финансовой системы православных религиозных организаций в Российской Федерации» раскрываются проблемы звеньев финансовой системы Русской Православной Церкви, финансовых ресурсов обеспечивающие деятельность православных религиозных организаций, расходование целевых поступлений и пожертвований религиозных организаций.

Финансы православных религиозных организаций имеют длительную и сложную историю формирования, напрямую связанную с имущественными взаимоотношениями.

В соответствии с конституционным принципом отделения Церкви от государства религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с собственной иерархической и институциональной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Согласно действующему законодательству все институциональные структуры Церкви уравнены между собой. Они должны быть юридическими лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до обособленного имущества и самостоятельного баланса (сметы) (часть первая статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ни для прихода, низового уровня церкви, ни для епархии законодатель не предусматривает даже возможности иметь какой-либо иной статус — приход однозначно не может быть религиозной группой (без образования юридического лица), а может быть только организацией.

Законодательство Российской Федерации предоставляет Русской Православной Церкви и ее каноническим подразделениям, равно как и другим религиозным общинам, права юридического лица, включая и право собственности.

Право собственности Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений гарантируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Гражданским кодексом Российской Федерации, который относит религиозные организации, наравне с общественными, к некоммерческим организациям.

Как общественный организм, Церковь в интересах своего существования на земле должна владеть земным имуществом для удовлетворения потребностей христианского богослужения, содержания своих служителей и помощи всем нуждающимся в ее поддержке. Это право Церкви на собственность основывается как на естественном праве в силу необходимости существования Церкви в мире, так и на праве божественном.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркнут особый характер имущества религиозных организа-

ций. При этом утверждается его принципиальная неприкосновенность. Это имущество согласно концепции приобретается различными путями, однако основным компонентом его формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу, жертвователь подает Богу, а не священнику (Лев. 27, 30; Ездр. 8, 28). Жертва - это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10, 32). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий (Флп. 4, 4-18). Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5, 14-15). Пожертвование состоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (Сирах. 7, 30-34).

Таким образом, финансы православных религиозных организаций формируются главным образом за счет пожертвований. Однако Церкви не запрещен и другой источник - поступления от предпринимательской деятельности. За счет этих финансовых ресурсов Церковь и осуществляет свою уставную деятельность.

Поступающие средства используются религиозными организациям на совершение богослужений и ведение монашеского образа жизни, производство и распространение религиозной и богослужебной литературы и предметов религиозного назначения, восстановление и реставрацию храмов, миссионерскую деятельность, религиозное образование, обучение и воспитание, организацию паломничества, дела милосердия и благотворительности.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями.

Государство оказывает также содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций и реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Исследование зарубежного опыта выявило возможность и иных способов финансовой поддержки религиозных организаций государством.

Католическая Церковь в Испании до 1987 г. пользовалась полной финансовой поддержкой из доходов государственного бюджета, ас 1991 г. на ее нужды перечисляется 0,5 % суммы подоходного налога лиц, изъявивших официально желание на эту операцию.

В Италии 0,8 % подоходного налога с граждан направляется на социальные нужды или на нужды Церкви. Граждане вправе выбрать, на какие именно нужд будет направлена та или иная часть уплаченных ими сумм подоходного налога.

Определенная финансовая поддержка религиозных конфессий со стороны государства имеет место в Нидерландах: косвенная — в виде реставрации церковных сооружений, рассматриваемых как памятники культуры, и субсидий на социальную деятельность религиозных организаций, а также прямая - в виде поддержки нового строительства и ряда специфических видов пастырской деятельности, например войсковых капелланов и тюремных священников, священников в больницах и домах престарелых и др.

В Германии до 80 % общецерковного бюджета покрывается конституционно гарантированным церковным налогом (8-9 % подоходного налога с граждан, принадлежащих к конкретной конфессии). Так в 1992 г. совокупный церковный налог в пользу двух крупнейших Церквей - католической и евангелической — составил 17,1 млрд. марок. Помимо этого сумма церковного налога и добровольных пожертвований изымается из облагаемого дохода. Церковные социально значимые учреждения (например, больницы) получают прямую государственную финансовую поддержку как часть расходов государственного бюджета.

В других странах, например в Греции, все экономическое состояние всех конфессий теоретически опирается на принцип самофинансирования, хотя и существуют определенные виды государственной финансовой поддержки превалирующей конфессии — субвенции на общецерковные социально значимые программы, гранты, государственную заработную плату клирикам, налоговые изъятия и др.

По мнению автора диссертационного исследования, зарубежный опыт финансовой поддержки религиозных организаций мог бы найти адекватное отражение и законодательное закрепление в Российской Федерации.

Глава 3 «Совершенствование финансового обеспечения православных религиозных организаций Российской Федерации» посвящена вопросам управления финансами Русской Православной Церкви, финансовому учету как методу регулирования деятельности религиозной организации и созданию церковной финансовой системы и пути ее разрешения.

Одной из важнейших характеристик социально-экономических систем, имеющих централизованное управление, брганизованных как структурно-иерархическое целое и проявляющих свое естественное развитие в порождении собственных элементов, является наличие единых финансов.

Русская Православная Церковь представляет собой социальную систему, организованную как целостная организация и имеющую отдельные элементы (приходы, монастыри, епархий, экзархаты, религиозные организации, школы, отделы и т. п.), которые связаны в единое иерархическое целое тем, что каждый из элементов возникает (рождается) не сам по себе, а в связи с существованием самой системы и ее элементов более высокого уровня.

Любая подобная система имеет централизованное управление по всем уровням иерархии: приходские учреждения (отдельные юридические лица) могут и должны управляться приходом; приходы организуются в единое (епархиальное) целое и управляются епархиальным Преосвященным и его аппаратом; епархии объединены в единое (всецерковное) целое и управляются Святейшим Патриархом и аппаратом Московской Патриархии.

Такая иерархическая организация должна обладать целостной финансовой системой, включающей в себя вполне определенные взаимоотношения между членами организации по поводу формирования, распределения и использования материальных и денежных ресурсов, а также комплекс механизмов, позволяющих реализовы-вать эти взаимоотношения.

В настоящее время такая система налаживается (производится обучение ведению финансово-экономической деятельности, бухгалтерскому и налоговому учету, совершенствуются формы годовой финансовой отчетности), но в основном приходы живут в финансовом отношении достаточно обособленно, хотя сравнительно регулярно перечисляют денежные средства на общецерковные нужды.

В результате управляющие органы Русской Православной Церкви — синодальные отделы в настоящее время практически не имеют регулярного общецерковного финансирования.

На Архиерейском Соборе 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II в своем докладе, говоря об экономическом положении Церкви, упомянул, что средства, перечисленные епархиями, составляют лишь 5 % от бюджета Московской Патриархии, за их счет обеспечивается лишь 14 % ее расходов на содержание духовных школ, которых хватает лишь на то, чтобы в течение двух месяцев платить нищенскую зарплату (по 750рублей в месяц) преподавателям3.

Имеет место дефицит общецерковного бюджета, который, по оценке Святейшего Патриарха, в 2000 г. составил 16 млрд. рублей4.

Таким образом, сегодня создание целостной финансовой системы остается насущной задачей управления общецерковными финансами.

Для создания целостной церковной финансовой системы следует решить ряд научных, методологических и организационных проблем.

Среди научных проблем одной из первых является теоретическое обоснование практических подходов к составлению бюджета Церкви, которое должно включать в себя определение источников доходов, их типов и структуры, основных приоритетов и направлений расходования средств, нормативов финансирования потребителей общецерковных средств и прочих элементов бюджета как финансового инструмента.

3 Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия П на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. // Сб. документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Москва, 13—16 августа 2000 г. Н. Новгород, 2001. С. 21.

4 Там же.

С методологической точки зрения важным являются точное и обоснованное определение основных видов и направлений взносов в централизованные церковные фонды, а также вырабдтка принципов обязательного обложения, наподобие принципов государственной налоговой системы, таких как всеобщность и единство правил, строгая определенность порядка налогообложения, безвозмездность (взносы ничем не компенсируются). При этом следует учитывать, что в отличие от государственной системы налогообложения в церковной системе обложения должна быть предусмотрена возможность оказания помощи отдельным нуждающимся в йей приходам и епархиям за счет общецерковных средств.

Нормативная база финансов может оказаться бездействующим механизмом, если не будет системы финансового контроля во всех звеньях церковной организации. Существующая в настоящее время в Церкви единая система финансовой отчетности требует совершенствования, поскольку ограничена лишь видами доходов и расходов, что значительно ослабляет контрольные функции церковной системы.

Создание целостной финансовой системы требует также организации учреждений Русской Православной Церкви, которые должны управлять финансами, системой учета и отчетности, концентрировать управление церковным имуществом на уровне епархии и Патриархии. Речь идет о необходимости создания новых епархиальных и патриарших служебных подразделений - финансового управления, управления имуществом, научно-методического центра по подготовке специалистов и оказанию оперативной помощи в деле создания и функционирования финансовой системы.

Русская Православная Церковь имеет определенный опыт работы по-организации системы финансовых взаимоотношений между своими структурными подразделениями.

В принятом Поместным Собором 1917-1918 гг. Приходском Уставе приходские финансы были определены как материально-денежные отношения между храмом как организацией и прихожанами, и между храмом и епархией.

Предмет финансовых отношений определен в статье 110 Приходского Устава: «Имущество приходское составляется из всякого движимого и недвижимого имущества и капиталов, поступающих на удовлетворение религиозно-просветительных и благотворительных нужд прихода. Сюда относятся:

а) добровольные взносы, б) кружечные сборы в пределах прихода, в) добровольные сборы по подписным листам, г) добровольные сборы с прихожан натурою, д) доходы от принадлежащих приходу недвижимых имений, е) доходы от оброчных и арендных статей и ж) сборы по постановлениям общего Приходского Собрания».

В примечании 1 к статье 113 Приходского Устава прямо говорится о способе формирования общецерковных финансов: «Размеры расходов из храмовых сумм с каждой Церкви на общецерковные и обще епархиальные нужды определяются Епархиальным Собранием духовенства и мирян».

Такая важная часть финансовых отношений, как централизованный контроль за исполнением финансов, согласно статьям 120 и 121 Приходского Устава также находится в компетенции епархиального управления.

В целом планировалось построить финансовую систему Русской Православной Церкви в условиях прекращения финансирования Церкви государством. Обращает на себя внимание то, что уже во всех документах Собора 1917—1918 гг. финансы рассматривались как форма вертикальных экономических отношений между религиозными организациями. Об этом же говорит и сам факт того, что именно Собор и в будущем епархиальный Архиерей определяют характер и порядок формирования приходского движимого имущества.

Выработанные в то время формы внутрицерковных финансовых отношений в дальнейшем так и не получили развития в целостную финансовую систему Церкви. Были приняты законодательные акты, в соответствии с которыми все религиозные организации лишались прав юридического лица, что привело к практическому упразднению самой организационной формы их существования. В результате не могли быть сформированы централизованные имущест-

венные отношения в сфере формирования и перераспределения церковных доходов.

Средства религиозных организаций, описанные в 15-й главе гражданского Устава Русской Православной Церкви 2000 года, могут быть включены в финансовые отношения только тогда, когда будут подкреплены отношениями собственности. Последние являются реальными и необходимыми основаниями создания целостной финансовой системы, так как в основе любых финансов лежит собственность на движимое и недвижимое имущество.

Управление любой финансовой системой имеет в качестве информационной базы финансовый учет, который, как и управленческий учет, является составной частью системы бухгалтерского учета.

В финансовом учете отражается, обрабатывается и обобщается в показатели внешней бухгалтерской отчетности информация о хозяйственных отношениях религиозных организаций с хозяйственными партнерами, банками, государственными органами социального страхования, налоговыми органами и другими внешними организациями.

Управленческий учет отражает, обрабатывает и обобщает в показатели внутренней отчетности информацию о хозяйственных отношениях, складывающихся между подразделениями религиозной организации в процессе уставной деятельности.

Церковная финансовая система должна иметь адекватную ей организацию бухгалтерского учета. В диссертации обосновывается необходимость ряда изменений, которые могут быть предметом учетной политики религиозных организаций. Назовем основные из них.

Целесообразно ведение учета пожертвований от физических и юридических лиц, целевых поступлений, а также учета их использования на счете 86 «Целевое финансирование». Это позволит контролировать поступление и расходование средств согласно смете.

На счетах 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы» должны учитываться расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ и оказания услуг коммерче-

скими организациями. Эти счета не подходят для учета расходов по уставной непредпринимательской деятельности религиозных организаций.

Учет предметов религиозного назначения, предназначенных для богослужения, предлагается вести за балансом. Это имущество является, по существу, собственностью не отдельного прихода, а всей Русской Православной Церкви.

В монастырских хозяйствах все расходы, связанные с содержанием братий (сестер), должны покрываться за счет средств, поступающих в монастырь на уставную (религиозную) деятельность, поскольку православный монастырь является христианской общиной, живущей строго по уставу, и монастырская братия (сестры) полностью находится на обеспечении монастыря.

Услуги по реализации предметов культа и религиозного назначения, предоставляемые религиозными организациями, следует относить к классу 9191000 подраздела 93 раздела «Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие» как не относящиеся к торговле в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004—93).

Для обеспечения религиозных организаций необходимым имуществом, материалами, печатными изданиями и другой продукцией следует осуществлять производственную деятельность, которая должна вестись по общим правилам, предусмотренным для коммерческих организаций, с учетом льгот по налогообложению.

К данному виду деятельности относятся:

производство религиозной и богослужебной литературы (издательская деятельность);

пошив облачений и производство других предметов религиозного назначения;

производство аудио- и видеокассет и СД-дисков;

производство церковной утвари.

Бухгалтерский учет операций, связанных с принятием к бухгалтерскому учету предметов религиозного назначения и передачей для распространения предметов религиозного назначения, произведен-

ных религиозной организацией, ведется в рамках уставной непредпринимательской деятельности религиозных организаций.

Одним из видов уставной деятельности религиозных организаций является паломническая деятельность. Для осуществления данной деятельности необходимо составить общую смету затрат, предусматривающую затраты религиозной организации в укрупненном варианте, включая затраты на организацию питания, проживания, транспортных услуг.

Если религиозная организация оказывает все услуги самостоятельно, без привлечения сторонних организаций, то необходимо производить расчеты по определению всех предполагаемых затрат. При этом надо организовать учет так, чтобы было ясно, что эти затраты производятся за счет поступлений на уставную деятельность, а также чтобы можно было подтвердить целевое использование средств.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой политики в сфере бухгалтерского учета.

По проекту федерального закона «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета должно быть основано на национальных стандартах, которые утверждает уполномоченный федеральный орган. Русская Православная Церковь должна разработать предложения к данному законопроекту, которые позволят учесть особенности церковной финансовой системы.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется органами государственного регулирования бухгалтерского учета (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Федерации, а также иными органами, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет), и органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются само регулируемые организации аудиторов, бухгалтеров, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, другие само регулируемые организации, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского

учета, а также иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Такой само регулируемой организацией может, на наш взгляд, стать Русская Православная Церковь.

В целом общая схема создания церковной финансовой системы, по нашему мнению, может быть следующей:

1. При Священном Синоде Русской ПравославнойЦеркви целесообразно учредить Комитет по управлению церковным имуществом (наподобие Госкомимущества), и наделить его полномочиями осуществлять прием от государства на баланс (в собственность) Церкви в целом всего недвижимого имущества (храмов, монастырских комплексов, часовен и других зданий и сооружений). В этом случае вполне обоснованно можно требовать от государства передачи культовых объектов в собственность Церкви на том основании, что собственником объекта истории и культуры становится не приход, а Церковь в целом. При этом надо иметь в виду, что Поместный Собор Церкви 1917-1918 гг. принял документ «Определение о церковном имуществе и хозяйстве», которым можно руководствоваться при организации Комитета по управлению церковным имуществом.

Комитет по управлению церковным имуществом предоставляет епархиям и приходам недвижимость в пользование на определенных условиях. Среди них главными условиями являются каноническая верность Русской Православной Церкви (Московскому Патриархату) и определенные финансовые обязательства перед епархией и Патриархией.

2. Следует создать и повсеместно внедрить единую и регулярную систему бухгалтерского учета и отчетности, разработанную на базе общегосударственной системы с учетом специфики деятельности православных религиозных организаций.

3. Целесообразно создать Бюджетный комитет при Священном Синоде, который должен управлять поступлением и распределением финансовых средств, а также на общецерковном уровне разрабатывать годовой бюджет Русской Православной Церкви и ежегодно утверждать его на заседании Священного Синода.

При этом в каждой епархии должна быть учреждена должность епархиального эконома согласно правилу 26 IV Вселенского Собора:

«Поелику в некоторых Церквах, якоже нам соделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без икономов: того ради разсуждено всякой Церкви, имеющей епископа, имети из собственнаго клира иконома, который бы распоряжал церковным имуществом, по воле своего епископа: дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ея имущество, и дабы не падало нарекания на священство. Аще же кто сего не учинит: таковый повинен божественным правилам».

Все епархиальные экономы могли бы составить исполнительный орган.

4. Необходимо разработать Положение о церковном бюджете с указанием основных принципов его формирования и использования бюджетных средств; утверждать единые обоснованные нормативы отчислений в церковный бюджет и определять приоритеты при распределении бюджетных средств (образование, благотворительность, реставрация, миссионерство и т. п.) в зависимости от актуальности задач, стоящих в текущем году перед Церковью.

5. Следует рассмотреть возможность введения разрядности приходов и монастырей (наподобие классов монастырей в XVIII-XIX вв.) по уровню доходности и обширности хозяйства. В крупных приходах и монастырях распорядитель финансов (староста, казначей) выводится из прямого административного подчинения настоятелю прихода или монастыря и подчиняется непосредственно благочинному и епархиальному Архиерею (или епархиальному эконому).

Наряду с епархиальным собранием проводится собрание распорядителей финансов местных религиозных организаций с тем, чтобы формировать епархиальный годовой бюджет.

6. Целесообразно создать Лицензионный комитет при Священном Синоде, ввиду того, что у государства испрашивается право лицензирования на платной основе любой деятельности, осуществляемой учреждениями Русской Православной Церкви. Например, если некая организация пожелала осуществлять реставрацию храма, она

должна полунить в Лицензионном комитете лицензию, в которой будет предусмотрен контроль за ее профессионализмом и деловой состоятельностью. При этом систематизирование государственных лицензий по видам деятельности, требующим подобного рода лицензирования, сохраняются. Положения об упомянутых организациях или системных мероприятиях могут быть разработаны под руководством Святейшего Синода. Утверждение данных положений следует отнести к компетенции Святейшего Патриарха или Поместного Собора либо определить иной порядок, устанавливаемый Священноначалием и действующими каноническими нормами Русской Православной Церкви.

7. В современных условиях целостная финансовая система является существенным признаком любой крупной обособленной организации. Как государство имеет единую финансовую систему, так и Церковь как крупная обособленная организация могла бы иметь аналогичную систему управления процессом создания и перераспределения в ее структуре средств и имущества. Как кризис финансовой системы государства является кризисом самого государства, так и отсутствие единой системы управления имуществом Церкви, то есть отсутствие реального единого финансового пространства Церкви, — это угроза расколов, смены юрисдикции и прочих вольных «гражданских» поступков, дестабилизирующих жизнь и государства и Церкви.

В заключении приведены основные выводы, вытекающие из диссертационного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Никишина Е. А. Налогообложение религиозных организаций // Некоммерческие организации России. 2006. № 3. С. 11-19. -0,5 п. л.

2. Никишина Е. А. Паломническая деятельность // Некоммерческие организации России. 2006. № 4. С. 9-17. — 0,5п. л.

3. Никишина Е. А. Расходование целевых поступлений и пожертвований Русской Православной Церкви II Некоммерческие организации России. 2006. № 5. С. 10-18. - 0,5 п. л.

4. Никишина Е. А. Роль финансов некоммерческих организаций в национальной финансовой системе Российской Федерации. // Финансовый контроль 2006. №10 С. 4-34. — 1,7 п. л.

Отпечатано в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра, г. Сергиев Посад. Лицензия № 030708 от 23.10.96г. Печать офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № 412.

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Никишина, Екатерина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ФИНАНСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Роль финансов некоммерческих организаций в национальной финансовой системе Российской Федерации.

1.2 Особенности финансов православных религиозных организаций и их место в общей системе финансов Российской Федерации.

1.3. Развитие финансовых отношений в деятельности православных религиозных организаций Российской Федерации.

Глава 2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Звенья финансовой системы Русской Православной Церкви, деятельность которых обеспечивает финансовый механизм.

2.2. Финансовые ресурсы, обеспечивающие деятельности православных религиозных организаций.

2.3. Расходование целевых поступлений и пожертвований религиозными организациями.

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Особенности управления финансами Русской Православной Церкви.

3.2. Финансовый учет как метод регулирования деятельности религиозной организации.

3.3. Проблемы создания единой церковной финансовой системы и пути их решения.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций: вопросы теории и практики"

Актуальность темы исследования. Русская Православная Церковь, согласно статье 14 Конституции Российской Федерации отделена от государства. Соответственно факт отделения должен относиться и к ее финансовой деятельности. Однако в действительности часть денежных средств, поступающих на уставную деятельность православных религиозных организаций, подлежит согласно Налоговому кодексу Российской Федерации обязательному налогообложению. В результате Русская Православная Церковь, пополняя доходы федерального бюджета путем уплаты налогов и сборов, входит в систему общегосударственных финансовых отношений и выступает как объект налогообложения.

При этом государство через систему налоговых льгот оказывает финансовую помощь религиозным организациям в их уставной деятельности, особенно в части касающейся общегосударственных интересов (реставрация, содержание и охрана зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, благотворительная деятельность, реализация общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий и т. д.).

Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что проблемы экономики и социальной справедливости «по отношению к бедным и угнетенным слоям населения, беженцам, мигрантам и безработным» суть важнейшие составляющие церковной миссии1.

Учитывая значительное увеличение действующих православных церквей и монастырей, рост числа православных приходов2, усиление социальной на

1 Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси О миссии Русской Православной Церкви в современном мире // Миссионерское обозрение. 1996 № 7. С. 2,4.

2 В 1990 г. на территории СССР действовало более 11 тыс православных приходов, из них на территории РСФСР - 3,1 тыс К началу 1997 г. на территории бывшего Советского Союза общее число приходов составило 18 тыс {Шмелев Г И Экономический аспект взаимоотношений церкви и государства // Приход 2004, № 2 С 4-5) По данным на конец 2004 г общее число православных приходов составило 26590, из них в России - 12638 Действуют 652 монастыря (Статистические данные о количестве храмов и священнослужителей Русской Православной Церкви // «Приход» 2005, № 2 С 4). правленности в их деятельности, можно утверждать, что финансовые взаимоотношения между государством и Русской Православной Церковью будут развиваться, вовлекая в свою сферу все большее число субъектов хозяйствования, а доля участия связанного с церковью сектора экономики в развитии гражданского общества в дальнейшем будет возрастать.

Необходимость научного прогнозирования этой ситуации требует дальнейшего осмысления и систематизации опыта финансового обеспечения деятельности Русской Православной Церкви и финансовых взаимоотношений церкви и государства.

Степень разработанности проблемы. Среди отечественных экономистов наибольший вклад в развитие теории и практики государственного регулирования финансов внесли JI. Абалкин, Д. Аллахвердян, А. Акимов,

A. Александров, Э. Вознесенский, Ю. Воронин, А. Грязнова, А. Деева, JI. Дробозина, В. Дьяченко, С. Лушин, Е. Маркина, JI. Максимова, JI. Павлова,

B. Пансков, Д. Черник, С. Шаталов, Т. Юткина и др. Правовые аспекты экономической деятельности православных религиозных организаций исследованы и отражены в работах таких авторов, как М. Варьяс, М. Ильичев, В. Калинин, И. Куницын, С. Пяткина, В. Симонов, О. Трайнин, В. Цыпин, К. Чернега. Отдельные аспекты использования финансовых рычагов в управлении экономической деятельностью православных организаций представлены в работах П. Гамольского, М. Макальской, Н. Митрохина, Н. Пирожковой.

Вместе с тем исследования, в котором опыт, накопленный в области финансовых взаимоотношений церкви и государства, был бы представлен с необходимой полнотой, в научной литературе до сих пор не существует. Этот пробел призвано восполнить данное диссертационное исследование. Опыт показывает, что финансовые взаимоотношения церкви и государства, существующие в настоящее время, имеют устоявшуюся форму. Однако действующие нормы российского законодательства, регулирующие эти взаимоотношения, не только не отражают современного уровня их развития, но и находятся в конфликте с нормами канонического права. Этот конфликт может быть снят дальнейшим развитием законодательных норм на основе разработки современных нормативных подходов ко всем сторонам финансовой деятельности религиозных организаций. Пока эта деятельность регламентируется не вполне согласующимися друг с другом разрозненными законами. Это объясняется, в частности, тем, что сам механизм формирования финансовой системы Русской Православной Церкви и ее использования является применительно к современным условиям нашего общества принципиально новым и недостаточно исследованным. Подробное рассмотрение в данной диссертационной работе всех сторон финансовой деятельности религиозных организаций в историческом и современном аспектах делает ее актуальной и с этой точки зрения.

Нуждается в исследовании также и система финансового учета и отчетности Русской Православной Церкви. За последние годы система финансового учета и отчетности в России претерпела ряд изменений и была существенно реформирована применительно к условиям рыночной экономики. Анализ современного опыта показывает, что подобные преобразования практически не коснулись финансов религиозных организаций с их особым положением в экономике. Вместе с тем процесс реформирования финансового учета в России требует отражения специфики финансового учета и отчетности религиозных организаций, в частности в области распространения церковной утвари, православной религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения, паломнической деятельности. Церковь, живущая в мире, не может не идти тем же путем, которым идет все человечество. Поэтому экономические проблемы не могут быть вне церковного делания.

Цель исследования состоит в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по созданию финансового обеспечения деятельности православных религиозных организаций.

Реализация поставленной цели определила решение следующих основных задач: анализ теоретических подходов к финансированию православных религиозных организаций и их места в системе национальных финансов; обоснование научных, методологических и организационных проблем создания финансовой системы Русской Православной Церкви; разработка системы финансового учета религиозных организаций, взаимосвязанной с национальной системой бухгалтерского учета в России; разработка предложений по финансово-бухгалтерскому оформлению паломнической деятельности религиозных организаций.

Объектом исследования являются религиозные организации Русской православной церкви.

Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе функционирования организаций Русской Православной Церкви.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы системного подхода к анализу факторов, влияющих на финансовое обеспечение деятельности организаций православной церкви. В работе использовался системный, комплексный подход к решению научных задач, включающий в себя теоретический анализ опубликованных материалов по теме исследования, системный анализ и синтез практического опыта, накопленного в процессе формирования бюджета доходов и расходов православных религиозных организаций.

Общая логика исследования построена на методологических принципах эффективности и историзма.

Вместе с тем многие проблемные вопросы финансовой деятельности православных организаций комплексно не исследованы, в частности вопросы, связанные с составлением баланса доходов и расходов, предусматривающего четкий механизм перераспределения финансовых ресурсов, с постановкой финансового учета и отчетности в православных религиозных организациях, использующих в своей деятельности имущество особого статуса - церковное имущество, с налогообложением и способами контроля.

В диссертационной работе применен диалектический метод, рассматривающий явления и процессы в их постоянном развитии и взаимосвязи, метод системного, сравнительного анализа, комплексного подхода, а также теоретические гипотезы и концепции теории экономики общественного сектора и государственного финансового контроля.

Информационной базой исследования послужили официальные материалы Русской Православной Церкви, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее также - Налоговый кодекс). В значительной степени положения диссертационной работы опираются на отечественную и зарубежную научную монографическую и периодическую литературу.

Научная новизна исследования заключается в разработке авторской концепции создания целостной финансовой системы православных религиозных организаций.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем: на основе анализа финансов православных религиозных организаций и практического опыта финансово-экономической деятельности Русской Православной Церкви с учетом тенденций развития основных сторон национальной финансовой системы обоснована необходимость систематизации и централизации финансовых ресурсов Русской Православной Церкви; определен комплекс научных, методических и организационных проблем, связанных с созданием целостной финансовой системы Русской Православной

Церкви; разработаны методологические подходы к централизации части церковной собственности Русской Православной Церкви; выявлена недостаточная эффективность существующей в настоящее время системы финансового учета церковного имущества и предложены методы ее совершенствования на основе законодательства Российской Федерации и с учетом специфического характера использования этого имущества; выявлен и раскрыт комплекс проблем в области финансирования паломнической деятельности православных религиозных организаций и предложена ее документальная основа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут найти применение при совершенствовании нормативно-правового обеспечения создания финансовой системы Русской Православной Церкви, разработке методических указаний по составлению церковного бюджета и бухгалтерскому учету церковного имущества.

Результаты проведенного исследования могут служить основой создания адекватной системы контроля за аккумулированием финансовых ресурсов Русской Православной Церкви, их целевым расходованием, открывают широкие возможности и для привлечения дополнительных средств.

Основные выводы исследования могут быть использованы при разработке концепций нормативных правовых актов Российской Федерации в сферах, связанных с экономической деятельностью Русской Православной Церкви.

Предложенные методические рекомендации позволяют определить подходы к созданию национального стандарта в данной области и поднять финансовый учет и отчетность в религиозных организациях на качественно новый уровень.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании ряда экономических дисциплин в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Диссертация явилась результатом многолетних исследований, автора в области финансового обеспечения православных религиозных организаций.

Основные результаты исследования отражены в 4 опубликованных печатных работах общим объемом 3,2 печатного листа, докладывались на семинарах в Московской патриархии, Тверской епархии, использовались при чтении автором лекций в Московском университете экономики и статистики (филиале университета в Сергиевом Посаде).

Предложения и рекомендации, разработанные автором в области финансового обеспечения деятельности православных религиозных организаций нашли применение в практической деятельности при учете имущества Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 4 работы общим объемом 3,2 печатного листа.

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Диссертация: заключение по теме "Финансы, денежное обращение и кредит", Никишина, Екатерина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертационной работе показано, что общецерковная экономическая деятельность может быть эффективной только при наличии единой финансовой системы Русской Православной Церкви.

Сформулирован ряд основных научных, методологических и организационных проблем, которые необходимо решить для создания единой церковной финансовой системы. К ним относятся: определение источников доходов, типов и структуры доходов, форм мобилизации бюджетных средств, основных приоритетов и направлениий расходования бюджетных средств, нормативов финансирования потребителей общецерковных бюджетных средств и прочих элементов бюджета как финансового инструмента; точное и обоснованное определение основных видов и направлениий взносов в централизованные церковные фонды, а также разработка принципов обязательного обложения с соблюдением всеобщности и единства правил, строгой определенности порядка налогообложения, безвозмездности взносов; разработка системы финансового контроля по всем звеньям церковной организации; обоснование необходимости создания новых епархиальных и патриарших служебных подразделений для управления финансами, системой учета и отчетности; разработка в рамках создания системы бухгалтерского учета религиозных организаций учета пожертвований от физических и юридических лиц, целевых поступлений, а также учета их использования;

В диссертационном исследовании также обоснован непредпринимательский характер процесса распространения церковной утвари, православной религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения через церковные лавки, расположенные в православных храмах и за его пределами, даны предложения по организации учета этого процесса.

Особо следует отметить, что в данном диссертационном исследовании впервые разработана практическая система финансового учета паломнических служб религиозных организаций.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Никишина, Екатерина Александровна, Москва

1. Государственные нормативные правовые акты и комментарии к ним

2. Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г.). М., 1993.

3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 № 125-ФЗ ФЗ (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.). М., 2002.

4. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г.). М., 2002.

5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 № 7-ФЗ (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г.). М., 2002.

6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 № 135-Ф3 (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г.). М., 2003.

7. Земельный кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий / Под общ. рук. Н. А. Попова. М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ; Ред. кол.: JL А. Окуньков (рук.) и др. М.: Юристь, 2002.

10. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Б.и., 2000.

11. Пиляева В. В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Ч. 3. М: ВИТРЭМ, 2002.

12. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сб. правовых актов с комментариями. М.: Ин-т религии и права, 1996.

13. Сборник Кодексов Российской Федерации (по состоянию на 1 марта 2001 г.). М.: Кодекс, 2001.1.. Нормативные правовые акты Православной Церкви (акты канонического права)

14. Архиерейский собор Русской Православной Церкви, 29 ноября 2 декабря 1994 года: Документы и доклады. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1995.

15. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, 13-16 авг. 2000 г. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2000.

16. Священный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов: Обзор деяний. Вторая сессия / Сост. А. А. Плетнева и Г. Шульц; Под общ. ред. Г. Шульца. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2001.

17. Священный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов: Обзор деяний. Третья сессия / Сост. А. Г. Кравецкий и Г. Шульц; Под общ. ред. Г. Шульца. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2000.

18. Устав Русской Православной Церкви / / Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Москва, 13-16 авг. 2000 г. Нижний Новгород, 2001. С. 251-285.

19. Юбилейный архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 авг. 2000 г.: Сб. документов и материалов. Нижний Новгород: Б.и., 2001.

20. I. Источники, исследования и материалы

21. Абалкин Л. И. Россия: поиск самоопределения: очерки. 2-е изд., доп. М.: Наука, 2005.

22. Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Ответы на вопросы обозревателя «ЛГ» // Лит. газ. 1990. 28 нояб.

23. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. «Принимаю ответственность за все.» // Моск. церков. вестн. 1991. № 11.

24. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 нояб.-2 дек. 1994 г.: Документы, доклады. М.,] 1995.

25. Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси, О миссии Русской Православной Церкви в современном мире // Миссионерское обозрение. 1996. № 7.

26. Алексий Д Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения, 1990-1998. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1999.

27. Амвросий Медиоланский, св. Об обязанностях священнослужителей (Ое оШснз 1шшзгогит) / Пер. 1р. Прохорова под ред. Л.Писарева. Казань: Центр, тип., 1908. То же. М.; Рига: Благовест, 1995.

28. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002.

29. Арон Р. Избранное; Введение в философию истории. М.: Per зе; СПб.: Унив. книга, 2000.

30. Афанасьев Э. В., Филипп (Симонов), иеромонах. Православное экономическое образование: Проблемы, поиски, перспективы // IV Международные Рождественские чтения: Сб. докл. М., 1996.

31. Ваглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2003,

32. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века ПО России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 43-271.

33. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Междунар. отношения,2002.

34. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

35. Братимов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А. Практика глобализации: Игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000.

36. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Мысль, 1990.

37. Булгаков С., прот. Христианская социология // Вестн. РХД. 1991. № 161.

38. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права: Учеб. пособие. М.: МЗ-Пресс, 2001.

39. Вероисповедная политика Российского государства: Учеб. пособие / Отв. ред. М. О. Шахов, М.: Изд-во РАГС, 2003.

40. Винничук JI. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М.: Высш. школа, 1988.

41. Владимир (БогоявленскийА, митрополит Киевский и Галищкий, сгцмч. Труд и собственность в учении Русской Церкви // Экономика русской цивилизации. М., 1995.

42. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Вопреки веку Просвещения: Жизнь. Творчество. Кончина. М.: Паломникъ, 2000.

43. Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина Н. В. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2003.

44. Горбачев М. С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003.

45. Государство в меняющемся мире: (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии-1997: Краткое содержание) // Вопр. экономики. 1997. № 7. С. 4-34.

46. Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии, 1997 / Междунар. банк реконструкции и развития Всемирный банк. М.: Прайм-ТАСС, 1997.

47. Государство и религиозные объединения: Материалы научно-практической конференции (25 января 2002 г.). М.: Б.и., 2002.

48. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2003.

49. Громыко М. М, Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М.: Наука, 2000.

50. Гусев Д. Г., Матвейчев О. А., Хазеев Р. Р., Черпаков С. Ю, «Уши машут ослом»: Современное социальное программирование. Пермь: Alex . ВаЫ:ег Сгоир, 2002.

51. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: ИЦ «Древнее и современное»,2002.

52. Дорнбуш/*., Фишер С. Макроэкономика. М., 1997,

53. Евагрий Понтийский, преп. О помыслах //У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности / Вступ. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Паломник; Сибирская благо-звонница, 2002.

54. Евсевии Памфил. Церковная история. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.

55. Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии // Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995.

56. Елъчаниное А., Эрн В., Флоренский П. История религии: С приложением статьи С.Н. Булгакова «О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения». М.; Париж: Русский путь; УМСА, 2004.

57. Емельянов К. С. Почитание святых как институт Русской православной церкви: Социологический анализ: Автореф. дис. канд. социол. наук, М., 2004.

58. Ершов М. В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М.: Экономика, 2005. Ковчег, 1998.

59. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

60. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Асас1егта; Наука, 1998.

61. Иноземи,ев В. Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: Асас1егта; Наука, 1999.

62. Исаев И. А. История государства и права России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003.

63. Иустин Философ и Мученик, св. Творения / Пер. прот. П. Преображенского. Б.м.: Паломник; Благовест, 1995. Репринт изд. М., 1892.

64. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. М.: Наука, 1989.

65. Карамзин Н. М. Полное собрание сочинений: В 18т./ Под общ. ред. А. Ф. Смирнова. Т. 8. История государства Российского. М., 2001.

66. Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

67. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1-2. Париж: УМСА-Ргезв, 1959. Репринт. М.: Наука, 1991.

68. Карташев А. В. Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М.: Пробел, 1996.

69. Кассиан (Везобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. М.: Православ. Свято-Тихонов. богослов, ин-т; Русский путь, 2001.

70. Керов В. В. «Се человек и дело его.»: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2004.

71. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия (из чтений в Православном богословском институте в Париже). Париж: УМСА-Ргезз, 1947.

72. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, се. Слова огласительные. М.: Тип. В. Готье, 1855.

73. Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский. Слово пастыря: Бог и человек. История спасения. Беседы о православной вере. М.: Изд. совет Русской Православной Церкви, 2004.

74. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии для XXI века. М.: Ладомир, 2002.

75. Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций: В 2 кн. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000.

76. Колон М. Нефть, РК, война: Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Крымский мост-9Д; Форум, 2002.

77. Красножен М. Е. Основы церковного права. М., 1992.

78. Кузнецов С. В. Традиции русского земледелия: Практика и религиозно-нравственные воззрения. М.: Наука, 1995.

79. Малый энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1970. Репринт. М.: Терра, 1997.

80. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: Учеб. пособие. М.: Зерцало-М, 2001.

81. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2002.

82. Мсйендорф И., прот. Православие в современном мире: Сб. М.; Путь, 1997.

83. Мережковский Д. С. Собрание сочинений: Иисус Неизвестный. М.: Республика, 1996.

84. Митрохин Л. Н. Христианство и политика. М.: Изд-во РАГС, 2003.

85. Митрохин Н. Русская Православная Церковь как субъект экономической деятельности II Портал-Creel о.Ки/

86. Михаил (Грибановский), епископ. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев: Пролог, 2003.

87. Модели церковно-государственных отношений стран Западной Европы и США: Сб. науч. тр. Киев, 1996,

88. Назаров М. О религиозном оправдании частной собственности // Вести. РХД. 1991. № 161.

89. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М.: Междунар. отношения, 2004.

90. Никифор, архим. Библейская энциклопедия: В 2 кн. М., 1891. Репринт,1990.

91. Никодим (Милаш), епископ. Православное церковное право. СПб., 1897.

92. Николай (Ярушевич), митрополит. Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов Древней Вселенской Церкви: (Историке-канонический очерк) // Журн. Моск. патриархии. 1992. № 11/12.

93. Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения (1977-1984). М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1985.

94. Писания мужей апостольских. Рига: Латв. библ. о-во, 1994. Писемский В. и др. Православие и экономика // Журн. Моск. Патриархии. 1992. №9,

95. Питере Э. Роза в уплату. СПб.: Азбука; Терра, 1996. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3.

96. Платонов О. А. Терновый венец России: Тайна безакония: Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М.: Родник, 1998.

97. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск: Фолиум, 1996. Репринт с 10-го изд., пересмотр, и испр. Пг., 1917.

98. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Ч. 1-3. М.: Статут, 20022003.

99. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1992. Репринт.

100. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000.

101. Симонов В. В. Экономическое развитие Лаоса (50-е-80-е гг.). М.: Наука,1988.

102. Симонов В. В. Кредитная реформа в СССР: от тотального регулирования к тотальному дерегулированию? // Вопросы экономики. 1991. № 10.

103. Симонов В. В., Фигуровская Н. К. Послесловие: Особое мнение // Кондратьев Н. Д. Особое мнение: Избр. произведения: В 2 кн. М.: Наука, 1993. Кн. 1. С. 440-653; Кн. 2. С. 406-684.

104. Симонов В. В. Проблемы управления экономикой (макроуровень) в наследии Н. Д. Кондратьева: Доклад. М.: ИЭ РАН, 1992.

105. Симонов В. В. Макроэкономические аспекты переходного хозяйства в отечественной экономической мысли в конце 10-х-20-е годы: Автореф. дис. . д-ра экон. наук. М., 1992.

106. Симонов В. В. Экономические проблемы в Новом Завете // Вопр. экономики. 1993. № 8.

107. Симонов В. В. Внешняя задолженность и экономическая дестабилизация // Трансформация цивилизационно-культурного пространства бывшего СССР: (Тенденции, прогнозы): Сб. ст. М.: ФОРОС, 1994.

108. Симонов В. В. (иеромонах Филипп). Русская Православная Церковь в переходной экономике // Радонеж. 1997. Май.

109. Симонов В. В. (иеромонах Филипп). Церковь в переходном обществе // Свободная мысль. 1997. № 3.

110. Симонов В. В. (иеромонах Филипп). Миссия Церкви в переходной экономике // Научно-богословские труды по проблемам Православной миссии. Белгород: Миссионер, отд. Моск. Патриархата, 1999.

111. Симонов В. В. Социализм как элемент переходного многоукладного общества // Современная Россия и социализм: (Опыт непредвзятой дискуссии) / Под ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой. М.: ИТРК, 2000.

112. Симонов В. В. (игумен Филипп). О церковно-общественном диалоге в России в условиях формационного сдвига // Вопр. экономики. 2003. № 1. /Симонов В.В. Русская Церковь и социально-экономическая динамика современной России // Федерализм. 2003. № 3.

113. Симонов В. В. Православно-христианская социально-экономическая мысль в России // Очерки истории российской экономической мысли / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Наука, 2003.

114. Синайский В. И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. Скрынников Р. Г. История Российская, IX-XVII вв. М.: Весь мир, 1997. Смолич И. К. История Русской Церкви, 1700-1917: В 2 ч. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996.

115. Смолич И. К. Русское монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев: Приложение к «Истории Русской Церкви». М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 1999.

116. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 1-29 // Соловьев С,М- Сочинения: В 18 кн. М.: Голос, 1998. Кн. 1-15.

117. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности. М.: ИНФРА-М, 1999.

118. Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права России: Академ, курс: В 2 т. Т. 1. V-начало XX в. М.: НОРМА, 2003.

119. Тойнби Адж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Сост. Е. Б. Рашковский. М.: Прогресс-Культура; СПб.: Ювента, 1996.

120. Ульянова Г. И. Благотворительность московских предпринимателей, 1860-1914. М., 1999.

121. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви: В 2 т. / Пер. с англ. А. П. Лопухина. М.: Сретенский монастырь, 2001. Репринт изд. СПб., 1903.

122. Федотов 71 П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 403-443.

123. Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие / Сост. Ю. П. Титов. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004.

124. Цыпин В. А., прот. История Русской Церкви 1917-1997. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1997.

125. Шведов О. В. Энциклопедия церковного хозяйства: Экономика и право Церкви: Настольная книга для священнослужителей, старост и мирян. М.: Ковчег, 2003.

126. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М.: Паломник, 1993. Шмеман А., прот Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе. М., 1996.

127. Штаерман Е. М. Древний Рим: Проблемы экономического развития. М.: Наука, 1978.