Экономический механизм деятельности религиозных организаций тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Лаговский, Петр Борисович
Место защиты
Москва
Год
2003
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Экономический механизм деятельности религиозных организаций"

На правах рукописи

Лаговский Петр Борисович

Экономический механизм деятельности религиозных организаций (на примере Русской Православной Церкви)

Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва 2003

Работа выполнена на кафедре экономики социальной сферы экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: доктор экономических наук

Ахинов Григор Артушевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Новицкий Анатолий Георгиевич

кандидат экономических наук доцент Сребник Борис Владимирович

Ведущая организация: Российский Православный

Университет им. Иоанна Богослова

Защита состоится /3~на заседании диссертационного

совета Д 501.001.17 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус гуманитарных факультетов, экономический факультет, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки МГУ (2-й учебный корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук ___

старший научный сотрудник В.П. Панкратова

85? ВО}

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Являясь субъектом общественной жизни, функционируя в экономическом пространстве, религиозная организация для выполнения своей основной общественной миссии должна заниматься экономической деятельностью, вступать в экономические отношения с государством и другими экономическими агентами.

Модели экономической деятельности религиозных организаций достаточно разнообразны, зависят от многих, в том числе неэкономических факторов, порой являются результатом достаточно длительной эволюции общественных систем и социокультурных формаций.

Значительное воздействие на формирование экономического механизма деятельности религиозных организаций оказывает государство, его идеология, приоритеты политики, формы и методы реализации политических целей. Большое влияние также имеет форма общественного устройства, общественное правосознание, господствующие мировоззренческие ориентиры.

В настоящее время в России происходит процесс общественно-экономической трансформации, становления новых общественных институтов, изменения старых, приспособления их к меняющимся реалиям. Различные организации пребывают в поиске форм взаимодействия с государством, другими структурами.

В условиях, когда атеистическая идеология больше не является официальной, постепенно формируется новая модель взаимоотношения религиозных организаций и государства, религиозные организации обретают новое место в общественной системе.

ПС НАЦИОНАЛЫМв ЕИЫШОТЕКА СК«т*р6ург

В России в современный переходный период соответственно меняется экономический механизм функционирования религиозных организаций. При этом особенности экономической ситуации естественно отражаются на деятельности религиозных организаций.

Кризисные явления в экономической и социальной сферах соответствующим образом воздействуют на экономическое поведение религиозных организаций, вынуждают их приспосабливаться к существующим обстоятельствам, выживать в современных трудных условиях.

Вместе с тем, общемировой тенденцией является увеличение роли некоммерческих организаций (к числу которых принято относить и религиозные объединения) в системе социально-экономических отношений, постепенная передача некоммерческим организациям некоторых функций, которые ранее выполнялись государством или частным сектором. В определенной степени данная тенденция затрагивает и Россию.

Если в России будет постепенно преодолеваться социально-экономический кризис и его последствия, можно прогнозировать, что произойдет постепенный отход от кризисной модели экономического поведения религиозных организаций, будет осуществляться апробация новых моделей и форм экономического поведения.

В связи с этим представляется актуальным рассмотреть некоторые теоретические и практические аспекты экономического механизма функционирования религиозных объединений, как части организаций некоммерческого сектора, определить перспективы дальнейшего развития, выработать возможные рекомендации.

Особую актуальность имеют проблемы функционирования экономического механизма деятельности религиозных организаций на современном этапе трансформации российской экономики.

Проблемы общественного сектора и организационно-экономической деятельности некоммерческих организаций рассматриваются в трудах Ахинова Г.А., Бабича А.М., Егорова Е.В., Жильцова E.H., Макаренко О.В., Новицкого А.Г., Рудника Б.Л., Сребника Б.В., Шишкина C.B., Якобсона Л.И. и ряда других авторов.

Вопросы экономики религиозных организаций, в частности экономики Русской Православной Церкви, поднимались в работах архимандрита Иеронима (Тестина), Малахова А., Чапнина С. и других авторов.

Однако в теоретическом, методологическом плане проблемы функционирования экономического механизма деятельности религиозных организаций остались недостаточно разработанными. Значимость и недостаточная разработанность указанных вопросов предопределили выбор темы диссертационной работы.

мический механизм функционирования религиозных организаций и подготовить соответствующие рекомендации по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— уточнить место и роль религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, в системе социально-экономических отношений;

— раскрыть экономический механизм деятельности Русской Православной Церкви, включая современный этап ее развития;

— выявить основные модели финансирования деятельности религиозных организаций, изучить особенности и перспективы их реализации в нынешних российских условиях;

— определить базовые характеристики современной модели финансирования религиозных организаций в России, варианты ее трансформации;

— сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию финансово-экономической системы деятельности Русской Православной Церкви, подготовить соответствующие.

Объектом исследования является экономический механизм деятельности религиозных организаций, которые при выполнении своей основной общественной миссии осуществляют профильную и дополнительную деятельность.

Предмет исследования — теоретические и практические аспекты функционирования экономического механизма деятельности религиозных организаций в современной смешанной экономике, в условиях проходящих в России системных общественно-экономических трансформаций.

Теоретическая и методологическая основа исследования — труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем рыночной смешанной экономики, экономики переходного периода, экономики общественного сектора, экономики некоммерческих организаций, экономики сферы услуг.

ванные материалы Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, законодательные и нормативные документы Российской Федерации по бюджетно-налоговой политике, по деятельности некоммерческих и благотворительных организаций, материалы статистических сборников, результаты социологических опросов.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

— уточнены место и роль религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, в системе социально-экономических отношений и обосновано, что религиозные организации представляют собой некоммерческие организации, занятые производством и оказанием услуг. По источнику финансирования религиозные организации, как правило, относятся либо к группе некоммерческих организаций, финансируемых в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, либо к группе некоммерческих объединений, в основном финансируемых и контролируемых государством;

— дана развернутая периодизация экономики Русской Православной Церкви, определены шесть периодов в истории экономики Русской Православной Церкви, включая современный этап ее развития; в качестве основного критерия периодизации использован преобладавший способ получения Церковью доходов и основной тип имущественных отношений со светской властью; выявлены характерные черты каждого из периодов экономического развития Русской Православной Церкви, раскрыто современное состояние экономического механизма деятельности Русской Православной Церкви;

— сформулированы основные модели финансирования деятельности религиозных организаций, уточнены особенности и перспективы их реализации в нынешних российских условиях и на этой основе определены базовые характеристики современной модели финансирования религиозных организаций в России, варианты ее трансформации с учетом сочетания как государственной, так и общинной моделей финансирования;

— разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию экономического механизма деятельности религиозных организаций, что предполагает привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет диверсификации производства в областях церковной экономики, а также создание специальных фондов перераспределения финансовых ресурсов на различных уровнях от центрального управления до епархий или благочи-ний, что позволит проводить целенаправленную трансфертную политику.

Практическое значение. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть реализованы органами государственной власти в ходе совершенствования политики регулирования хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

Положения и выводы диссертационного исследования могут найти практическую реализацию в процессе совершенствования экономического механизма деятельности религиозных организаций.

Практическое применение возможно при совершенствовании учебных пособий и курсов по экономике некоммерческих организаций.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладах на конференции молодых ученых эконо-

мического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Ломоносов — 2000» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000 г.), международной научной конференции «Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ» (Москва — Коломна, 2002 г.), а также использовались в качестве учебно-методических материалов на экономическом факультете МГУ при чтении спецкурса «Некоммерческая деятельность в социальной сфере».

ты посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов экономической деятельности религиозных организаций, как одного из институтов некоммерческого сектора.

Во второй главе рассматривается экономический механизм деятельности религиозных организаций на примере Русской Православной Церкви и пути его совершенствования.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Введение.

Глава 1. Теория и практика экономики религиозных организаций.

1.1 Место и роль некоммерческих организаций в системе социально-экономических отношений.

1.2 Основы современной экономической деятельности религиозных организаций.

1.3 Некоторые особенности функционирования религиозных организаций в экономике.

Глава 2. Экономический механизм деятельности религиозных организаций и пути его совершенствования.

2.1 Организационно-экономическая структура Русской Православной Церкви.

2.2 Экономика Русской Православной Церкви.

2.3 Совершенствование экономического механизма функционирования религиозных организаций. Заключение. Список литературы.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

1. Уточнение места и роли религиозных объединений, как части организаций некоммерческого сектора, в системе социально-экономических отношений.

Современная рыночная смешанная экономика включает в себя частный и общественный секторы. В диссертационном исследовании обосновывается, что в составе общественного сектора принято выделять государственный и добровольно-общественный подсекторы, в которых рыночные отношения не действуют вообще либо действуют только частично, а определяющую роль в координации экономической деятельности играют сознательно устанавливаемые регуляторы.

В связи с этим следует отметить, что функционирование добровольно-общественного подсектора направлено на реализацию аналогичных или схожих социальных задач, что и в государственном секторе, но на основе добровольности участия граждан в их решении, свободе вступления и выхода из общественных объединений, добровольном труде и уплате взносов. В случае с религиозными организациями действует также принцип свободы вероисповедания и свободы совести.

Добровольно-общественный подсектор, к которому принадлежат религиозные организации, образуют также: общественные объединения, благотворительные фонды и общества, творческие союзы, профессиональные союзы, объединения работодателей, клубы, ассоциации потребителей, политические партии, органы местного самоуправления.

В работе подчеркивается, что некоммерческий сектор, в частности, религиозные организации, предоставляют фирмам и частным лицам специфическую услугу — возможность удовлетворить их потребности творить добро, которая претворяется в виде спонсорской помощи, благотворительных проектов и программ. Предприниматели заботятся об увеличении доходов, преумножают совокупный общественный продукт, а некоммерческий сектор, гармонизируя экономическую эффективность и социальную справедливость, обеспечивает рациональное перераспределение ресурсов. Причем известно, что благотворительность свойственна практически любой социально-экономической и культурной среде. То есть упомянутая услуга обладает чертами универсализма, что создает дополнительные возможности взаимодействия коммерческого и некоммерческого секторов.

Некоммерческие организации служат посредником между государством и населением, выводя принятие управленческих решений за узкие рамки политической элиты, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, расширяя самоуправление, утверждая активную гражданственность и ответственность.

По мнению диссертанта, такого рода посредническую миссию традиционно осуществляют и религиозные объединения, при

условии, что они не интегрированы в структуру государственного управления, а представляют собой организации достаточно независимые для того, чтобы выражать мнения, настроения, чаяния граждан.

В последнее время в экономической литературе, как показано в работе, наметилась тенденция к выделению так называемого третьего (нерыночного и негосударственного) сектора, включающего в себя частные некоммерческие организации. При этом к первому сектору принято относить государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых пребывает в государственной или муниципальной собственности. Ко второму сектору — частные коммерческие организации, определяемые как организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности.

В случае применения модели трех секторов экономики религиозные организации, по мнению автора, следует отнести к третьему сектору, поскольку их деятельность также направлена на достижение социально значимых целей, и они обладают набором свойств организаций добровольно-общественного типа.

В частности, религиозные организации имеют неприбыльный статус. Это означает, что их деятельность не нацелена на извлечение прибыли, а полученные доходы используются на обеспечение и развитие уставных социальных функций.

Кроме того, для большинства религиозных организаций характерно многоканальное финансирование. В отличие от государственных учреждений, которые финансируются преимущественно на налогово-бюджетной основе, большинство религиозных

объединений, как и прочих организаций третьего сектора, имеют много источников финансирования. Они могут тем или иным образом финансироваться государством, предприятиями различной формы собственности, фондами, домашними хозяйствами, частными лицами и т.д. Смешанная система финансирования обеспечивает самостоятельность функционирования организаций и их определенную независимость.

Религиозные организации по основному источнику финансирования, как показывает практика и исторический опыт, могут относиться не только к некоммерческим организациям, финансируемым в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, но и к некоммерческим организациям, в основном финансируемым и контролируемым государством.

К примеру, как известно, Русская Православная Церковь в некоторые периоды своей истории до 1917 г. являлась частью правительственной структуры и соответственно финансировалась в значительной степени из государственного бюджета.

Религиозные объединения являются наиболее древними из всех видов некоммерческих организаций. В собственности религиозной организации может находиться любое имущество. Религиозная организация может иметь в собственности или в оперативном управлении: здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки, другие объекты собственности.

Ныне юридической основой для их функционирования служит, прежде всего, право каждого на свободу совести.

Можно выделить два типа деятельности религиозных организаций: основную и дополнительную (предпринимательскую).

Основная деятельность религиозных организации — это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана, и предусмотренная ее учредительными документами. Ведение основной деятельности — главная функция религиозной организации, цель, ради которой она создается.

Предпринимательская деятельность религиозных организаций имеет несколько ограниченный характер, поскольку на нее большое влияние оказывают этические и нравственные аспекты.

Миссия религиозной организации — удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей, другие специфические цели деятельности.

Экономические сложности и проблемы, возникающие в деятельности религиозных организаций, вызваны в первую очередь общей довольно не благополучной экономической ситуацией в России, падением уровня жизни населения, последствиями проходящих социально-экономических трансформаций.

2. Развернутая периодизация экономики Русской Православной Церкви.

В работе показано, что Русская Православная Церковь представляет собой типичный пример традиционной иерархической религиозной организации. Являясь религиозной организацией, она, кроме того, включает в себя множество различных религиозных организаций, входящих в ее состав. К их числу, к примеру, относятся епархии, приходы, монастыри, учебные заведения, иные учреждения и т.д.

Таким образом, рассмотрение организационной структуры Русской Православной Церкви, позволяет изучить вопрос, охватывая широкий спектр религиозных организаций, значительно отличающихся друг от друга по параметрам функционирования.

На основе проведенного диссертационного исследования автором определено несколько периодов экономической истории Русской Православной Церкви по преобладающему способу получения доходов и основному типу имущественных отношений со светской властью:

1) период десятины (988—1238 гг.);

2) период экономического развития (1239—1503 гг.) — натуральная рента, льготы;

3) период ограниченного развития (1504—1700 гг.) — феодальная рента, ограничения;

4) период бюджетного финансирования (1701—1917 гг.);

5) период конфискации и бесправия (1918—1990 гг.);

6) период адаптации (1991 г. — н.в.).

1. Период десятины (988—1238 гг.)

Государство, доверяя Церкви в лице ее епископов широкие социальные функции, предоставляло ей материальные и денежные средства, необходимые для выполнения этих функций. Особой экономической формой, в которой Церкви отчислялись средства, была десятина. Под понятием десятины всегда подразумевалось десятая часть доходов, а не капитала или имущества. Причиной полного исчезновения десятины к концу XIII века являлось то обстоятельство, что княжеская казна была чрезмерно обременена необходимостью выплаты дани завоевателям.

2. Период экономического развития (1238—1503 гг.)

Религиозные взгляды ордынских захватчиков соответствовали их намерениям собрать все народы в единую империю. Религиозный индифферентизм был основой религии ордынцев, выражаясь в одинаковом отношении ко всем религиям.

Когда по распоряжению великого хана в 1246 г. была произведена на Руси первая податная перепись, сначала русское духовенство, а затем и все церковные люди, то есть, те, кто работал на церковных землях, были полностью освобождены от уплаты дани.

Церковь благодаря своему иммунитету постепенно стала крупным, почти равным государственной власти владельцем земли и крестьян, получила весомый политический авторитет и поддержку народа.

3. Период ограниченного развития (1503—1701 гг.)

Уже в конце XV века в среде правящей элиты рассматривалась идея отобрать церковные имения для государственных нужд. Мотивом служило также и то, что противоречие между значительным монастырским богатством и монашеским подвигом, в идеале подразумевающем нестяжательство, становилось все более явным.

Постепенно сформировалось два противоположных взгляда на данную проблему, два идеологических направления. В конце Собора 1503 года, где рассматривался вопрос о собственности монастырей, впервые было официально высказано предложение отобрать у монастырей недвижимое имущество. Тем не менее, радикального решения принято не было. В то же время постепенно происходило ограничение роста церковного землевладения.

4. Период бюджетного финансирования (1701—1917 гг.)

Мнение Петра Первого о жизни и обязанностях Церкви

резко отличалось от мировоззрения правителей старомосковских времен. Церковь, с его точки зрения, должна была служить государству.

Все имущество Русской Церкви подверглось переписи, которая продлилась с 1701 до 1707 года. Церковь лишилась своего экономического могущества, стала абсолютно зависимым от государства социальным институтом. При проведении секуляризации у нее были отняты все земельные наделы, которые составляли главный источник дохода.

Таким образом, Церковь была поставлена в экономическом отношении под полный государственный контроль.

Экономическая реформа была проведена одновременно с политической трансформацией Церкви в государственный институт, ее инкорпорацией в систему органов государственной власти и управления.

Экономическое положение Церкви стало улучшаться со времени царствования Павла I. Затем материальная база Русской Церкви укреплялась при Николае I и Александре II, росло число церквей и монастырей.

5. Период конфискации и бесправия (1918 — 1990 гг.)

Период государственного бюджетного финансирования

Церкви закончился декретом «О земле» Второго всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 г. и декретом Совета народных комиссаров (СНК) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.

Пункты 12—13 упомянутого декрета СНК гласили: никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием. Общецерковная экономическая деятельность Церкви была поставлена вне закона.

Последующие подзаконные акты советской власти запрещали религиозным организациям все виды деятельности, кроме совершения богослужений. Планировалось полное уничтожение Церкви. При этом экономическая дискриминация играла по отношению к прямым репрессиям вспомогательную роль.

Положение Церкви изменилось во время Великой Отечественной войны. Переломной датой считается 4 сентября 1943 г., когда Сталин принял митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича). После этого Церковь могла открывать храмы и учебные заведения, издавать собственный журнал. Приходские общины получили право отчислять средства на общецерковные проекты и содержание Патриархии.

Интересы политики требовали государственной заботы о снабжении Патриархии.

Хрущевская «оттепель» обернулась для религиозных организаций резким похолоданием. Некоторая демократизация существовавшей ранее в стране тоталитарной системы затрудняла прямое наступление на Церковь, применение репрессий. Государство в основном применяло экономическое давление. Так, те, кто занимался изготовлением церковной утвари, изданием религиоз-

ной литературы обвинялись в незаконной предпринимательской деятельности.

В целом экономическое давление на Церковь в советский период привело к тому, что значительная часть ее экономической деятельности ушла в теневую сферу.

6. Период адаптации (1991 г. — н.вр.)

В настоящее время в экономическом отношении Русская Православная Церковь, сохраняя значительные особенности существования в предыдущий период и пытаясь адаптироваться к новым условиям, представляет собой корпорацию, объединяющую десятки тысяч самостоятельных или относительно самостоятельных субъектов экономической деятельности.

Многие структуры Русской Православной Церкви — от приходов до синодальных отделов — имеют автономный или частично автономный бюджет.

Следует подчеркнуть, что не существует консолидированного бюджета Русской Православной Церкви.

В отчетах Святейшего Патриарха на Архиерейских Соборах упоминается общецерковный бюджет, что составляет не более 5—10% гипотетического консолидированного бюджета, так как Святейший Патриарх отчитывается только за синодальные структуры, три семинарии, две академии, некоторые специальные проекты и аппарат Патриархии.

3. Основные модели финансирования деятельности религиозных организаций.

В рамках диссертационного исследования показано, что в общемировой практике достаточно распространенными являются

две модели финансирования религиозных организаций: государственная и общинная. Встречаются также варианты, представляющие собой то или иное сочетание данных моделей.

Государственная модель, являющаяся одной из устойчивых традиционных моделей финансирования, предполагает, что значительная часть финансового бремени будет возложена на государство.

В основе государственного финансирования, как правило, лежит церковный налог, но в современной России ввести его не так просто. Когда идея церковного налога для апробации вбрасывалась в общественное сознание через СМИ, то это встречало весьма неоднозначную реакцию и приводило к усилению антицерковных настроений части людей.

По мнению диссертанта, модель общинного финансирования в наибольшей степени согласующаяся с христианской традицией, не может пока стать основным источником церковного дохода из-за глубокого обнищания населения. Прихожане не в состоянии финансировать значительные расходы общины. Тем более, если храм нуждается в ремонте, капитальных восстановительных работах, реставрации. Разрыв между ценами на подобного рода услуги и уровнем доходов большинства населения является пока попросту непреодолимым.

Приходится констатировать, что в условиях, когда нет возможности полноценного функционирования двух традиционных моделей финансирования религиозных организаций, альтернативный механизм хозяйственной и финансовой деятельности религиозных организаций, который можно было бы считать стабильным и эффективным, не сформирован.

Поскольку в настоящее время в современных российских условиях основные традиционные схемы финансирования религиозных организаций или вообще не срабатывают, или срабатывают лишь частично, имеет место некий третий вариант хозяйствования.

В Русской Православной Церкви его главной особенностью является формирование такой системы отношений, при которой за благополучие приходской и епархиальной жизни отвечают исключительно епископы и священники. В общественном сознании постепенно формируется образ священника, как единственного легитимного представителя прихода.

В диссертационном исследовании отмечается, что нынешнюю модель финансирования религиозных организаций можно определить как кризисную, что обусловлено в первую очередь состоянием внешней среды. Финансирование не обладает свойствами устойчивости и системности.

Общинная модель финансирования при адекватной форме ее реализации, как показано в работе, предоставляет возможность приближения к оптимальному балансу между профильной и предпринимательской деятельностью религиозных организаций.

Чрезмерная вовлеченность церковных институтов в предпринимательскую деятельность, по мнению автора, приводит к возникновению очевидных организационных и структурных диспропорций, избыточному напряжению на границе организации и внешней среды. Все это порой вызывает разноречивую общественную реакцию.

Достаточно принципиальным и существенным является вопрос, останется ли третий путь моделью только переходного периода или он надолго закрепится в Церкви. Это зависит не в последнюю очередь от того, какой тип церковно-государственных отношений сложится в России.

Тем не менее, достижение успешного баланса в отношениях Церкви и государства нельзя считать утопичной или невыполнимой задачей. Естественно, что желательно, а зачастую просто необходимо сотрудничество Церкви и государства в таких областях, как: просвещение, образование, воспитание, социальное служение, миротворчество, некоторые общественно-политические проекты. Такое сотрудничество в России и сегодня складывается порой вполне успешно, но не решает всех имеющихся проблем.

Вместе с тем, в работе делается вывод, что общинное финансирование — будет развиваться в том случае, если Московская Патриархия поддержит курс на укрепление приходской общины и усиление роли мирян в ее деятельности. Этот путь представляется довольно органичным и перспективным, но одновременно достаточно трудным. Реализация модели общинного финансирования требует ясной программы, в которой вопросы духовного воспитания и образования должны сочетаться с практическими вопросами изменения системы управления.

4. Рекомендации и предложения по совершенствованию экономического механизма деятельности религиозных организаций.

На основании проведенного в работе анализа сделан вывод о том, что, пребывая в условиях кризисного финансирования,

Церковь вынуждена искать возможные источники средств. Представляется, что в нынешних условиях одной из мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов могла бы стать дальнейшая диверсификация производства в отраслях церковной экономики. В процессе диверсификации производства необходимо расширение ассортимента и улучшение качества производимой продукции. Многим религиозным организациям требуется выйти за рамки традиционного набора товаров, продающихся в церковных лавках (свечи, иконы, крестики, цепочки и т.д.).

Совсем не обязательно, чтобы торговля товарами, напрямую не связанными с религиозной сферой, проводилась непосредственно в храме. Можно для этого использовать магазины и лавки вне храмового комплекса. Было бы целесообразно централизованно осуществлять организацию данной деятельности. Во всяком случае, на уровне руководящих органов церковной власти следовало бы проводить вспомогательные и координирующие мероприятия.

Диверсификация производства, безусловно, позволит надеяться на увеличение в бюджете Церкви средств, в том числе за счет производства товаров, рассчитанных не только на прихожан. В результате, Церковь в определенной степени укрепит и расширит базу финансирования своей деятельности.

Изучение опыта Русской Православной Церкви демонстрирует, что нуждаются в некотором изменении методы финансово-экономического управления.

На основании проведенного в исследовании анализа можно заключить, что во второй половине 40-х годов XX века на при-

ходском уровне был нарушен баланс в управлении хозяйственной деятельностью, которая была полностью передана под руководство настоятеля. В 60-е годы вследствие политики государства произошло отклонение в другую сторону, когда все хозяйственные вопросы передали в ведение мирян, а настоятелей отстранили от любой не богослужебной деятельности.

Сейчас было бы желательно устранить существующие управленческие диспропорции. Настоятель должен сохранять надзор над всеми сторонами приходской жизни, а непосредственную экономическую деятельность следовало бы вести мирянам, в результате чего священник был бы освобожден от многочисленных хозяйственных забот.

Необходима также более активная деятельность приходских советов, берущих на себя решение хозяйственных вопросов жизни приходов, так как есть вероятность, что сложившаяся схема финансовых отношений останется доминирующей в ближайшие годы. В этом случае можно прогнозировать постоянную ограниченность в ресурсах для организации общецерковных и социально значимых проектов.

Повышению эффективности экономического механизма деятельности Церкви значительно способствовало бы формирование транспарентного церковного бюджета. Это касается как консолидированного общецерковного бюджета, так и бюджетов всех прочих уровней.

Прозрачный церковный бюджет мог бы стать одним из шагов на пути повышения ответственности каждого члена Церкви за ее земное, историческое бытие.

Необходимо ясно показать, на что и как Церковь расходует деньги. Какие направления деятельности нуждаются в дополнительном финансировании.

В работе подчеркнуто, что существуют явные диспропорции между экономическим состоянием церковных институтов различного уровня и в разных регионах. Это сказывается на деятельности церковных структур и Церкви в целом.

В связи с этим было бы целесообразно разделить зарабатывающие и тратящие подразделения и применять соответствующие экономические подходы к их работе. Кроме того, следует ввести реально работающую и прозрачную систему отчетности, контроля и мониторинга финансовых потоков, движущихся как снизу вверх, так и сверху вниз. Односторонний контроль будет явно не достаточен.

Одновременно необходим принципиально иной подход к трансфертной политике Церкви. Сейчас такая политика не имеет систематического характера, отличается ситуативностью.

Следовало бы создать специальные фонды перераспределения церковных средств на различных уровнях, начиная от центрального управления и заканчивая епархиями или, возможно, благочиниями. Это позволит систематически, целенаправленно и оперативно проводить трансфертную политику, соблюдая приоритеты финансирования, выравнивая имеющиеся диспропорции.

Для изучения ситуации с предоставлением собственно религиозных услуг, а также иных услуг и товаров церковной экономики было бы целесообразно создать специальные центры на

общецерковном и региональном уровнях. Подобные центры могли бы заниматься анализом существующего положения, прежде всего, в экономическом аспекте, вырабатывать предложения, формулировать прогнозы.

Публикации.

1. Место религиозных организаций в смешанной экономике // Материалы международной научной конференции «Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ». Вып. 2. Москва — Коломна, 2002 (0,2 п.л.).

2. Место и роль некоммерческих организаций в системе социально-экономических отношений // Некоторые аспекты теории и практики экономики религиозных организаций / Под ред. Г.А. Ахинова. М.: ТЕИС, 2003 (0,5 п.л. в соавторстве, лично авт. 0,4 п.л.).

3. Некоторые особенности экономической деятельности религиозных организаций // Некоторые аспекты теории и практики экономики религиозных организаций / Под ред. Г.А. Ахинова. М.: ТЕИС, 2003 (0,7 п.л.).

Лицензия серия ИД № 04386 от 25.03.2001 Тираж 100 экз. Заказ № 27

Отпечатано в ООО «ЛЕКС-ТРЕЙД» 109072, Москва, Бережковская наб., д. 18, стр. 2

PH Б Русский фонд

2005-4 11575

Í % -о \\ %

' %% X * *

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Лаговский, Петр Борисович

Введение.

Глава 1. Теория и практика экономики религиозных организаций.

1.1 Место и роль некоммерческих организаций в системе социально-экономических отношений.9

1.2 Основы современной экономической деятельности религиозных организаций.28

1.3 Некоторые особенности функционирования религиозных организаций в экономике.43

2. Хозяйственный механизм деятельности религиозных организаций и пути его совершенствования.

2 1 Организационно-экономическая структура Русской Православной Церкви. .73

2.2 Экономика Русской Православной Церкви.94

2.3. Совершенствование экономического механизма деятельности религиозных организаций.128

Диссертация: введение по экономике, на тему "Экономический механизм деятельности религиозных организаций"

Являясь субъектом общественной жизни, функционируя в экономическом пространстве, религиозная организация для выполнения своей основной общественной миссии должна заниматься экономической деятельностью, вступать в экономические отношения с государством, другими экономическими агентами.

Модели экономической деятельности религиозных организаций достаточно разнообразны, зависят от многих, в том числе не экономических факторов, порой являются результатом достаточно длительной эволюции общественных систем и социо-культурных формаций.

Значительное воздействие на формирование экономического механизма деятельности религиозных организаций оказывает государство, его идеология, приоритеты политики, формы и методы реализации политических целей. Большое влияние также имеет форма общественного устройства, общественное правосознание, господствующие мировоззренческие ориентиры.

В настоящее время в России происходит процесс общественно-экономической трансформации, становления новых общественных институтов, изменения старых, приспособления их к меняющимся реалиям. Различные организации пребывают в поиске форм взаимодействия с государством, другими структурами.

В условиях, когда атеистическая идеология больше не является официальной, постепенно формируется новая модель взаимоотношения религиозных организаций и государства, религиозные организации обретают новое место в общественной системе.

В России в современный переходный период соответственно меняется экономический механизм функционирования религиозных организаций. При этом особенности экономической ситуации естественно отражаются на деятельности религиозных организаций.

Кризисные явления в экономической и социальной сферах соответствующим образом воздействуют на экономическое поведение религиозных организаций, вынуждают их приспосабливаться к существующим обстоятельствам, выживать в современных трудных условиях.

Вместе с тем, общемировой тенденцией является увеличение роли некоммерческих организаций (к числу которых принято относить и религиозные объединения) в системе социально-экономических отношений, постепенная передача некоммерческим организациям некоторых функций, которые ранее выполнялись государством или частным сектором. В определенной степени данная тенденция затрагивает и Россию.

Если в России будет постепенно преодолеваться социально-экономический кризис и его последствия, можно прогнозировать, что произойдет постепенный отход от кризисной модели экономического поведения религиозных организаций, будет осуществляться апробация новых моделей и форм экономического поведения.

Учитывая вышеизложенное, представляется актуальным рассмотреть некоторые теоретические и практические аспекты экономического механизма функционирования религиозных объединений, как части организаций некоммерческого сектора, определить перспективы дальнейшего развития, выработать возможные рекомендации

В работах отечественных и зарубежных специалистов рассматривается экономическая деятельность некоммерческих организаций, к которым относятся и религиозные объединения.

Проблемы общественного сектора и организационно-экономической деятельности некоммерческих организаций рассматриваются в трудах Ахинова Г.А., Бабича A.M., Егорова Е.В., Жильцова Е.Н., Макаренко О.В., Новицкого А.Г., Рудника Б.Л., Сребника Б.В., Шишкина С.В., Якобсона Л И. и ряда других авторов.

Вопросы экономики религиозных организаций, в частности, экономики Русской Православной Церкви поднимались в работах архимандрита Иеронима (Тестина), Малахова А., Чапнина С. и других авторов.

Однако в теоретическом, методологическом плане проблемы функционирования экономического механизма деятельности религиозных организаций остались недостаточно разработанными.

Значимость и недостаточная разработанность указанных вопросов предопределили выбор темы диссертационной работы.

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать экономический механизм функционирования религиозных организаций и подготовить соответствующие рекомендации по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- уточнить место и роль религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, в системе социально-экономических отношений;

- раскрыть экономический механизм деятельности Русской Православной Церкви, включая современный этап ее развития;

- выявить основные модели финансирования деятельности религиозных организаций, изучить особенности и перспективы их реализации в нынешних российских условиях, определить базовые характеристики современной модели финансирования религиозных организаций в России, варианты ее трансформации;

- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию финансово-экономической системы деятельности Русской Православной Церкви.

Объектом исследования является экономический механизм деятельности религиозных организаций, которые при выполнении своей основной общественной миссии осуществляют профильную и дополнительную деятельность.

Предмет исследования - теоретические и практические аспекты функционирования экономического механизма деятельности религиозных организаций в современной смешанной экономике, в условиях проходящих в России системных общественно-экономических трансформаций.

Теоретическая и методологическая основа исследования - труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем рыночной смешанной экономики, экономики переходного периода, экономики общественного сектора, экономики некоммерческих организаций, экономики сферы услуг.

Информационной базой исследования послужили опубликованные материалы Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, законодательные и нормативные документы Российской Федерации по бюджетно-налоговой политике, по деятельности некоммерческих и благотворительных организаций, материалы статистических сборников, результаты социологических опросов.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- уточнены место и роль религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, в системе социально-экономических отношений и обосновано, что религиозные организации представляют собой некоммерческие организации, занятые производством и оказанием услуг. По источнику финансирования религиозные организации, как правило, относятся либо к группе некоммерческих организаций, финансируемых в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, либо к группе некоммерческих объединений, в основном финансируемых и контролируемых государством,

- дана развернутая периодизация экономики Русской Православной Церкви, обозначено и описано шесть периодов в истории экономики Русской Православной Церкви, включая современный этап ее развития; в качестве основного критерия периодизации использован преобладавший способ получения Церковью доходов и основной тип имущественных отношений со светской властью; выявлены характерные черты каждого из периодов экономического развития Русской Православной Церкви, раскрыто современное состояние экономического механизма деятельности Русской Православной Церкви;

- сформулированы основные модели финансирования деятельности религиозных организаций, уточнены особенности и перспективы их реализации в нынешних российских условиях и на этой основе определены базовые характеристики современной модели финансирования религиозных организаций в России, варианты ее трансформации с учетом сочетания как государственной, так и общинной моделей финансирования;

- разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию экономического механизма деятельности религиозных организаций, что предполагает привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет диверсификации производства в областях церковной экономики, а также создание специальных фондов перераспределения финансовых ресурсов на различных уровнях от центрального управления до епархий или благочиний, что позволит проводить целенаправленную трансфертную политику.

Практическое значение. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть реализованы органами государственной власти в ходе совершенствования политики регулирования хозяйственной деятельности некоммерческих и религиозных организаций.

Положения и выводы диссертационного исследования могут найти практическую реализацию в процессе совершенствования экономического механизма деятельности религиозных организаций.

Практическое применение возможно при совершенствовании учебных пособий и курсов по экономике некоммерческих организаций.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладах на конференции молодых ученых экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова «Ломоносов - 2000» (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, 2000 г.), международной научной конференции «Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ» (Москва - Коломна, 2002 г.), а также использовались в качестве учебно-методических материалов на экономическом факультете МГУ при чтении спецкурса «Некоммерческая деятельность в социальной сфере».

Логика исследования и структура работы. Первая глава работы посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов экономической деятельности религиозных организаций, как одного из институтов некоммерческого сектора.

Во второй главе рассматривается экономический механизм деятельности религиозных организаций на примере Русской Православной Церкви и пути его совершенствования.

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Лаговский, Петр Борисович

В заключение исследования представляется возможным сделать определенные выводы.

В работе были рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты экономического механизма деятельности религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, определены перспективы дальнейшего развития, выработаны возможные рекомендации.

В случае применения модели трех секторов экономики религиозные организации следует отнести к третьему сектору, поскольку их деятельность также направлена на достижение социально значимых целей, и они обладают набором свойств организаций добровольно-общественного типа. В частности, религиозные организации имеют неприбыльный статус. Это означает, что их деятельность не нацелена на извлечение прибыли, а полученные доходы используются на обеспечение и развитие уставных социальных функций. Не прибыльность не означает убыточности, а предполагает что вполне возможно достижение баланса или превышения их доходов над расходами. Но при этом полученная прибыль не может распределяться среди участников религиозных организаций. Регламентация распределения доходов религиозных организаций государством гарантирует некоммерческую направленность их деятельности.

Кроме того, для большинства религиозных организаций характерно многоканальное финансирование. В отличие, скажем от государственных учреждений, которые финансируются преимущественно на налогово-бюджетной oonuDc, большинство религиозных объединений, как и прочих организаций третьего сектора, имеют много источников финансирования. Они могут тем или иным образом финансироваться государством, предприятиями различной формы собственности, фондами, домашними хозяйствами, частными лицами и т.д. Смешанная система финансирования обеспечивает самостоятельность функционирования организаций и их определенную независимость. Относясь к группе некоммерческих организаций, занятых нерыночным производством, религиозные организации по источнику финансирования, как показывает практика и исторический опыт, могут относиться не только к некоммерческим организациям, финансируемым в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, но и к некоммерческим организациям, в основном финансируемым и контролируемым государством.

В настоящее время в странах рыночной экономики некоммерческим, в том числе религиозным, организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью. Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации в необходимом количестве. Вместе с тем, предпринимательская деятельность по понятным причинам имеет несколько ограниченный характер. Большое влияние на характер предпринимательской деятельности религиозных объединений оказывают этические и нравственные аспекты.

В России, как и в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, религиозные организации могут помимо основной деятельности осуществлять предпринимательскую деятельность.

Если смысл существования коммерческой организации состоит в том, чтобы приносить доход ее владельцу или владельцам, то для некоммерческой структуры прибыль не самоцель, а лишь средство реализации определенной миссии, например, сохранения культурного наследия, повышения доступности образования, медицины и т.д. Миссия религиозной организации -удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей, другие специфические цели деятельности.

Таким образом, в диссертационном исследовании обосновывается положение о том, что религиозные организации представляют собой некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, оказывающие услуги в нерыночной сфере. По источнику финансирования религиозные организации, как правило, относятся либо к группе некоммерческих организаций, финансируемых в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, либо к группе некоммерческих объединений, в основном финансируемых и контролируемых государством.

В связи с этим в работе сделан вывод, что в рамках системы многоканального финансирования к основным источникам формирования дохода религиозной организации относятся: добровольные взносы и пожертвования; средства из государственного бюджета; выручка от платной реализации товаров и услуг, доходы, получаемые от собственности организации;

- дивиденды (доходы, проценты); взносы участников организации; поступления от учредителен; целевые поступления;

- другие, не запрещенные законом, поступления.

Различные религиозные организации используют либо все перечисленные источники доходов, либо только некоторые из них, которые доступны в определенный момент.

В соответствии с предметом исследования в работе была проанализирована современная теория и практика экономики некоммерческих и, в частности, религиозных объединений, организационная структура Русской Православной Церкви, экономика Русской Православной Церкви в историческом развитии, описано ее современное состояние, перспективы.

Русская Православная Церковь представляет собой типичный пример традиционной иерархической религиозной организации. Сама по себе являясь религиозной организацией, она, кроме того, включает в себя множество различных религиозных организаций, пребывающих в ее составе.

Рассмотрение организационной структуры Русской Православной Церкви, позволяет изучить вопрос, охватывая широкий спектр религиозных организаций, значительно отличающихся друг от друга по параметрам функционирования.

Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви жертва верующих людей является основным компонентом формирования собственности религиозных организаций. Пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, поэтому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение.

На основе диссертационного исследования нами выделено несколько периодов экономической истории Русской Православной Церкви по преобладавшему способу получения доходов и основному типу имущественных отношений со светской властью:

1) период формирования (988-1238 гг.) — централизованная десятина;

2) период колонизации (1239-1503 гг.) — натуральная рента, льготы;

3) период амортизации (1504-1700 гг.) — феодальная рента, ограничения;

4) период секуляризации (1701-1917 гг.) — бюджетное финансирование,

5) период конфискации (1918-1990 гг.) — самофинансирование;

6) период реституции (1991 г. - н.в.) — период возрождения и поиска.

В современном экономическом устройстве РПЦ по вертикали Патриархия—епархия—приход (монастырь) нижестоящим уровням предоставлены достаточно широкие экономические права. В экономическом плане Церковь образует три уровня, на каждом из которых имеются свои источники доходов. Существуют формальные механизмы перечисления средств по вертикали вверх и вниз, однако они срабатывают далеко не в полной мере.

На последнем Архиерейском соборе 2000 года Святейший Патриарх Алексий сообщил, что перечисления епархий составляют всего 5% центрального бюджета.

Доходы РПЦ как организации условно можно разделить на наличный денежный оборот и безналичную помощь. Как известно, сейчас РПЦ в России одновременно восстанавливает около девяти тысяч храмов. Государственные, общественные и коммерческие организации, частные лица оказывают ей в этом содействие. Важно, что по законодательству спонсор, жертвуя деньги на

Oviuii w д i vjiDnOOi ^ itiCi'iDiiiuvi vliL/'iu iiujiwi Oo'vjiui uviri jr j j пожертвования (но не более 3% от прибыли).

Изучение представленного в работе состава доходов и расходов религиозных объединений позволяет сделать вывод о том, что экономический спад, кризис оказывает гораздо более значительное негативное воздействие на их деятельность, чем на деятельность коммерческих организаций. В отличие от последних религиозные организации не обладают такими же возможностями гибкого и оперативного реагирования на изменения в экономике. Кроме того, экономическое положение религиозных организаций сильно зависит от уровня благосостояния населения, а большинство населения России имеет низкие доходы. Соответственно религиозным организациям приходится искать другие источники финансирования, которые зачастую носят временный и случайный характер. В связи с этим в работе делается вывод о том, что нынешнюю модель финансирования религиозных организаций можно определить как кризисную, что обусловлено в первую очередь состоянием внешней среды. Финансирование не обладает свойствами устойчивости и системности.

Представляется, что по ряду параметров нуждается в совершенствовании организационно-экономическая структура Церкви. Вполне реально, сохраняя верность каноническому строю и принципиальным традициям, реформировать организационно-экономическую структуру, чтобы улучшить ее адаптивность к экономическим условиям, создать возможности для более целенаправленной и эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, очевидно, что чрезмерная вовлеченность церковных институтов в предпринимательскую деятельность приводит к возникновению очевидных организационных и структурных диспропорций, избыточному напряжению на 1рйППЦС и(лашйацпи и внешней среды. Все это порой вызывает разноречивую общественную реакцию.

Важно отметить, что, как показывает анализ, на всех трех упоминавшихся уровнях церковной экономики экономический механизм функционирования религиозных организаций, объединенных в структуру Русской Православной Церкви, не имеет принципиальных сущностных отличий.

Достаточно важным является вопрос, останется ли кризисный вариант моделью только переходного периода или он надолго закрепится в Церкви. Это зависит не в последнюю очередь от того, какой тип церковно-государственных отношений сложится в России.

Достижение успешного баланса в отношениях Церкви и государства нельзя считать утопичной или невыполнимой задачей. Естественно, что желательно, а зачастую просто необходимо сотрудничество Церкви и государства в таких областях, как: просвещение, образование, воспитание, социальное служение, миротворчество, некоторые общественно-политические проекты. Такое сотрудничество в России и сегодня складывается порой вполне успешно, но не решает всех имеющихся проблем.

Предложенная в работе в качестве рекомендации модель общинного финансирования, по нашему мнению, будет развиваться в том случае, если Московская Патриархия поддержит курс на укрепление приходской общины и усиление роли мирян в ее деятельности. Этот путь представляется довольно органичным и перспективным, но одновременно достаточно трудным. Реализация модели общинного финансирования требует ясной программы, в которой вопросы духовного воспитания и образования должны сочетаться с практическими вопросами изменения системы управления.

Для становления и полноценного развития системы общинного финансирования необходимо, чтобы на уровне центральных органов Московской Патриархии была разработана соответствующая комплексная программа, которая затем с использованием административных ресурсов претворялась бы в жизнь.

Экономическая стабилизация и некоторый рост экономики в стране, конечно, позволяют надеяться на повышение доходов населения, предприятий, компаний. Часть этих средств, с высокой вероятностью, попадет на рынок религиозных услуг. Вместе с тем, очевидно, что религиозным организациям следует искать внутренние резервы для повышения эффективности экономического механизма функционирования. Пребывая в условиях кризисного финансирования, Церковь вынуждена искать возможные источники средств. Представляется, что в нынешних условиях одной из мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов могла бы стать дальнейшая диверсификация производства в отраслях церковной экономики. Многим религиозным организациям необходимо постараться выйти за рамки традиционного набора товаров, продающихся в церковных лавках (свечи, иконы, крестики, цепочки и т.д.). Некоторые организации уже развивают деятельность на этом направлении.

Диверсификация производства, безусловно, позволит надеяться на увеличение в бюджете Церкви средств, в том числе за счет производства товаров, рассчитанных не только на прихожан. В результате, Церковь в определенной степени укрепит и расширит базу финансирования своей деятельности.

Изучение примера Русской Православной Церкви демонстрирует, что нуждаются в изменении методы администрирования всех звеньев структуры финансово-экономического управления. Требуется модернизация организационной структуры с использованием ряда достижений современного менеджмента и маркетинга.

Так, необходимо устранить существующие управленческие диспропорции. Настоятель должен сохранять надзор над всеми сторонами приходской жизни, а непосредственное руководство экономической деятельностью должны вести миряне, освобождая священника от многочисленных хозяйственных попечений.

Повышению эффективности экономического механизма деятельности Церкви значительно способствовало бы формирование транспарентного церковного бюджета. Это касается как консолидированного общецерковного бюджета, так и бюджетов всех прочих уровней. Прозрачный церковный бюджет мог бы стать одним из шагов на пути повышения ответственности каждого члена Церкви за ее земное, историческое бытие. Необходимо ясно показать, на что и как Церковь расходует деньги. Какие направления деятельности нуждаются в дополнительном финансировании.

Следовало бы создать специальные фонды перераспределения церковных средств на различных уровнях, начиная от центрального управления и заканчивая епархиями или, возможно, благочиниями. Это позволит

1 vinMi /i iwivii, ij^vjivtiuiipuij^iviinv 11 O'ii^jJui iiMiic/ i is w^ii i L* i J-'v*»»"' ^ » политику, соблюдая приоритеты финансирования, выравнивая имеющиеся диспропорции.

В заключение следует отметить, что для изучения ситуации с предоставлением собственно религиозных услуг, а также иных услуг и товаров церковной экономики, было бы целесообразно создать специальные центры на общецерковном и региональном уровнях. Подобные центры могли бы заниматься анализом существующего положения, прежде всего, в экономическом аспекте, вырабатывать предложения, формулировать прогнозы.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Лаговский, Петр Борисович, Москва

1. Абарникова В.Е., Данилов Е.НШипиков J1.K. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях, М., Интерпресссервис, 2003 г.

2. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов, М., Дело, 2002 г.

3. Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. М., Издательство Московской Патриархии, 1995 г.

4. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. М., Издательство Московской Патриархии, 1997 г.

5. Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., Аспект пресс, 1995 г.

6. Ахинов Г А. Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономики России. М., ТЕИС, 1998 г.

7. Ахинов Г А. Основы экономики общественного сектора. Курс лекций. М., ТЕИС, 2003 г.

8. Басовский Л.Е. Мировая экономика. М., ЮНИТИ, 2002 г.

9. Бобович И М., Семенов А. А. История экономики. М., Проспект, 2002 г.

10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М., Книжный мир, 2003 г.

11. Бункина М.К. Национальная экономика. М., Палеотип, 2002 г.

12. Бурцев В В. Государственный финансовый контроль. М., Маркетинг, 2000 г.

13. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации, М., ДИС, 2003 г.

14. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М., Евразия, 1997 г.

15. Гальперин С.Б., Дороднева М.В. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур. М., ДИС, 2002 г.

16. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., Экономика, 1990 г.

17. П.Глазьев С.Ю. За критической чертой. О концепции макроэкономической политики. М., Гнозис, 1996 г.

18. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформы в России. М., ИЭ РАН, 1996 г.

19. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М., Сигнал, 1997.

20. Гэлбрейт Д.К. Новое индустриальное общество. М., Прогресс, 1969 г.

21. Дмитриев М. Бюджетная политика в современной России. М., Центр Карнеги, 1997 г.

22. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Спб, 1992 г.

23. Долгов С И. Глобализация экономики., М., Экономика, 2002 г.

24. Дорохина Е Ю., Халиков М.А. Моделирование микроэкономики. М., Экзамен, 2003 г.

25. Егоров Е В. Экономика общественного сектора России: курс лекций. М., ТЕИС, 1998.

26. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. М., ДИС, 1999 г.

27. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М , МГУ, 1995.

28. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., Наука, 1994 г.

29. Иванов Г.П. Хозяйственный расчет и материальное стимулирование в непроизводственной сфере. М., Изд-во Моск. ун-та, 1985 г.

30. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М., Дело, 2000 г.

31. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. М., Дело, 2001 г.

32. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох: экономические тенденции и их неэкономические последствия. М., Экономика, 2003 г.

33. Исаев В В., Немчин A.M. Общая теория социально-экономических систем. М., Бизнес-Пресса, 2003 г.

34. История философии: Запад Россия - Восток. М., Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998 г.

35. Карминский A.M. Контроллинг в бизнесе. М., Финансы и статистика, 2002 г.

36. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. Т.2 М., Эконов, 1993 г.

37. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М., Экономика, 1992 г.

38. Клочков В В. Религия, государство, право. М., Политиздат, 1978.

39. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. М., Феникс, 1999 г.

40. Козырев В.М. Основы современной экономики. М., Изд-во Михайлова В.А., 2003 г.

41. Колесов В.П. и др. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М., Флиита, 2000 г.

42. Конституция Российской Федерации.

43. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990 г.

44. Куницын И. Особенности налогообложения религиозных организаций / Право и жизнь № 22, 1999 г.

45. Лагоша Б.А. Оптимальное управление в экономике. М., Финансы и статистика, 2003 г.

46. Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика М., Политиздат, 1990.

47. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.

48. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике., М., МЗ-Пресс, 2001 г.

49. Львов Д.С. Институциональная экономика. М., ИНФРА-М, 2002 г.

50. Макальская М.Л., Пирожкова Н А. Бухгалтерский учет хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений. М., ДИС, 2003 г.

51. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. М., ДИС, 2001 г.

52. Малахов А. Священная экономика / Деньги №47, 2000 г.

53. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., Прогресс, 1993 г.

54. Милль Дж.С. Основы политической экономии и некоторые аспекты приложения к социальной философии. М., Прогресс, 1981 г.

55. Минченко А.А Великая постсоветская депрессия: осознание, определение, преодоление. М., Логос, 2002 г.

56. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., РАГС, 1999.

57. Митрохин Н. Церковная экономика. /Отечественные записки №1, 2001 г.

58. Митрохин Н. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви. М., РГГУ, 2000 г.

59. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. М., ЮНИТИ, 2001 г.

60. Налоги России 1992-1993. М., Дело и право, 1992 г.

61. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98).

62. Некоммерческие организации в России/ 2003 г., №2.

63. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М., Международные отношения, 1991 г.

64. Николаева И.П. Мировая экономика. М., ЮНИТИ, 2000 г.

65. Новиков Ю.И. Инвестиционная политика в России. Спб., ГУЭФ, 1999 г.

66. Овчинников Г.П. Международная экономика., М., Изд-во Михайлова В.А., 1999 г.

67. Океанова З.К. Экономическая теория. М., Инфра-М, 2003 г.

68. О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединений: российские и международные правовые документы в извлечениях. М., 1996.

69. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., Издательство Московской Патриархии, 2001 г.

70. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М., ЮНИТИ, 2003 г.

71. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., Прогресс, 1989 г.

72. Плотницкий М.И. Курс экономической теории. М., Новое знание, 2003 г

73. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. История мировой экономики. М., Дело, 2002 г.

74. Правдин Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М., Мысль, 1973 г.

75. Проблемы современной экономики/ под ред. Ляпиной А. А. М., Диалог-МГУ, 1997 г.

76. Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. М., ВЭО, 1990 г.

77. Развитие общественного управления. Обзор. Париж, ОЭСР, 1990 г.

78. Райзберг Б. А. Курс управления экономикой. Спб., Питер, 2003 г.

79. Ревинский И.А. Курс современной экономики. Сибирское университетское издательство, 2001 г.

80. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., Политиздат, 1996.

81. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика. М., Социум, 2003 г.

82. Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства. М., ИНФРА-М, 2001 г.

83. Сарданашвили И Г. Особенности современной экономической мысли католицизма. М., МГУ, 1999 г.

84. Самсин А.И. Основы философии экономики. М., ЮНИТИ, 2003 г.

85. Самуэльсон П. Экономика. М., ВНИИСИ, 1993 г.

86. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви 13-16 августа 2000 г. М., Издательство Московской Патриархии, 2000 г.

87. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем. М., ГУ ВШЭ, 2001 г.

88. Селищев А С. Микроэкономика. М., ДИС, 2002 г.

89. Семенов К. А. Международная экономическая интеграция. М., Дело, 2001 г.

90. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., ЮНИТИ, 2002 г.

91. Социальные императивы постиндустриализма. М., ИЭ РАН, 1998 г.

92. Социальная политика: зарубежный опыт. М., АОН, 1990 г.

93. Столяров И.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., Дело, 2001 г.

94. Суринов А.Е. Доходы населения. М., Финансы и статистика, 2000 г.

95. Сфера услуг. Новая концепция развития. М., Экономика, 1990 г.

96. Тамбовцев B.JI. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М., Экономический факультет МГУ, 1997 г.

97. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. М., РИП-Холдинг, 2003 г.

98. Токвиль А. Путешествие по Америке. США, Изд-во Йельского университета, 1959 г.

99. Устав Русской Православной Церкви. /Официальный сайт РПЦ: russian-orthodox-church. org ru

100. Федеральный закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 №2116-1.

101. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95).

102. Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М, 1998 г.

103. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., Новости, 1992 г.

104. Хейне П. Экономический образ мышления. М., Новости, 1991 г.

105. Хозяйственные механизмы экономических формаций/ под ред. Абалкина Л И. М., Мысль, 1988 г.

106. Хопкинс Б.Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею М., 1992.

107. Худокормов А.Г. История экономических учений. М., ИНФРА-М, 1999г.

108. Чапнин С. Деньги Церкви./Интернет-сайт «Соборность»: www.sobor.ru

109. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., ТЕИС, 2002 г.

110. Шумпетер И. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюнктуры. М., Прогресс, 1982 г.

111. Экономика общественного сектора. Учебное пособие. М., ТЕИС, 1998.

112. Юрьев С.С. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. М., Право, 1999 г.

113. Явлинский Г А. Экономика России: наследство и возможности. М., ЭПИцентр, 1995.

114. Якобсон ЛИ. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М., Экономика, 1991 г.

115. Якобсон Л И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., Наука, 1995.

116. Brown С., Jackson P. Public sector economics. Cambridge, Blackwell, 1990.

117. Lester M.Salamon. The third sector in global perspectives, Australia, University of Melbourne, 2000.

118. Maslow H. Abraham. Motivation and personality. N.Y., Harper and Row, 1954.

119. Musgrave R. The theory of public finance, a study in public economy. NY., McGraw Hill, 1959.

120. Religion for a just economic order. Geneva, 1997.

121. Stretton H, Orchard I. Public goods, public enterprise, public choice. NY., St.Martin Press, 1994.