Формирование механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Петров, Артём Игоревич
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год
- 2012
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Автореферат диссертации по теме "Формирование механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры"
На правах рукописи
ПЕТРОВ АРТЁМ ИГОРЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
3 МАГ; 2012
Санкт-Петербупг
2012
005018781
005018781
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
Научный руководитель - Евменов Александр Дмитриевич,
Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор
Официальные оппоненты: Смирнова Ольга Александровна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры продюсерства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
Воронцова Маргарита Гурьевна,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
Ведущая организация - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова»
Защита состоится «15» мая 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.021.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 13, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».
Автореферат разослан « 14 » апреля 2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
П. А. Булочников
1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования. В современных условиях хозяйствования в Российской Федерации все большую актуальность приобретают вопросы развития государственно-частного партнерства. В настоящее время органами государственного управления предпринимаются попытки инициации проектов государственно-частного партнерства в различных сферах народного хозяйства, прежде всего в инфраструктурной составляющей общественной жизни - жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике, транспорте, строительстве путей сообщения. Однако предпринимаемых в настоящее время мер недостаточно, более того, в отдельных отраслях народного хозяйства государственно-частное партнерство имеет явно выраженный фрагментарный, бессистемный характер или не используется вовсе.
Сложившаяся в новейшей истории России практика управления такой общественно значимой отраслью, как сфера культуры, не позволяет делать оптимистические прогнозы ее развития в перспективном периоде времени. Это связано с особенностями создания и эксплуатации объектов культурного назначения, а также культурно-массовых услуг. Низкая степень рентабельности и повышенные риски снижают инвестиционную привлекательность культурных проектов, поэтому их финансирование осуществляется в большей степени из государственных бюджетов всех уровней.
Кроме того, социальные эффекты от потребления продуктов, генерируемых в сфере культуры выражены неявно и могут проявляться через значительные промежутки времени (зачастую превышающие горизонт стратегического и долгосрочного планирования). В тоже время государственные бюджеты обременены рядом социальных обязательств, неисполнение которых может вызвать нежелательные общественные потрясения, которые в свою очередь, будут негативно влиять на макроэкономическую ситуацию в целом. Это заставляет органы государственной власти перераспределять финансовые ресурсы, отдавая приоритет решению текущих острых социальных проблем общественной жизни.
В этой связи повышается значимость научных исследований, и применения на их основе мер, способствующих снижению налоговой нагрузки на бюджеты всех уровней, направленных на повышение эффективности использования государственных финансовых средств, поиск внебюджетных источников финансирования деятельности организаций культуры, их диверсификации.
Актуальность решения раскрываемых в диссертации проблем формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации, способствующего сохранению и приросту объектов культурного наследия, продвижению отечественной сферы культуры, экономическому росту отрасли возрастает в современных
условиях функционирования, характеризующихся глобализационными процессами, усилением влияния изменяющихся факторов внешней и внутренней среды в перспективном периоде времени, относительно низкой прибыльностью и большими сроками окупаемости культурных проектов, ограниченностью финансовых ресурсов разноуровневых государственных бюджетов, что требует от федеральных и региональных органов исполнительной власти выработки рациональных управленческих решений, соответствующих текущей конъюнктуре рынка, сложившимся социальным условиям.
Поэтому все более актуальными становятся методологические решения, направленные на экономико-организационное обоснование необходимости формирования механизма развития государственно-частного партнерства, методические рекомендации по формированию условий, способствующих повышению заинтересованности частных инвесторов в ресурсном участии в культурных проектах, расширение возможностей федеральных, региональных и муниципальных органов управления, отдельных хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли решать первоочередные и перспективные задачи рационального потребления всех видов ресурсов, необходимых для сохранения и прироста культурного наследия России.
Актуальность диссертационного исследования, таким образом, обусловлена необходимостью решения таких важных социально-экономических задач, как научное обоснование теоретических подходов к государственно-частному партнерству, разработка и совершенствование механизма развития форм кооперации между государственным и частным секторами экономики, формирование методических рекомендаций по активизации привлечения инвесторов в сферу культуры для достижения высоких значений показателей деятельности учреждений культуры, сохранения и прироста объектов культурного наследия, продвижения отечественной культуры в текущем и перспективном периодах времени.
Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по формированию механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры в условиях незавершенной трансформации народного хозяйства страны, изменения форм и методов государственной поддержки сферы культуры, интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.
Основная цель настоящего исследования состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуре.
В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:
• раскрыть сущностные основы государственно-частного партнерства;
• определить и развить теоретические подходы к процессу управления развитием государственно-частного партнёрства в сфере культуры;
• расширить системные представления о формах и особенностях методов обеспечения кооперации между государственным и частными секторами экономики в Российской Федерации и за рубежом;
• провести анализ экономико-организационных и социальных результатов государственно-частного партнерства, выявить тенденции его развития;
• сформировать и обосновать перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры;
• разработать практические рекомендации по рационализации элементного состава механизма развития государственно-частного партнерства в отрасли.
Объектом исследования выступает процесс государственно-частного партнёрства, сфера культуры в целом, а также сами хозяйствующие субъекты отрасли.
Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы формирования и совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Выбор данных объектов диссертационного исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного и социально-экономического анализа процесса функционирования сферы культуры, ее структурных составляющих, роста бюджетной эффективности и развития взаимодействия хозяйствующих субъектов частной формы собственности с федеральными, региональными и местными органами власти, использования при этом методов, способов и процедур организационной, социально-экономической и нормативно-правовой направленности.
Методологической основой диссертационной работы, исследуемых в ней проблем явились новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области управления проектами государственно-частного партнерства, отраслью культуры, социально-культурной сферой в целом, законы Российской Федерации, указы президента России, постановления правительства страны и регионов, регламентирующие отношения в сфере культуры.
В диссертации использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок, регрессионный анализ. В диссертационной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы
статистических органов о динамике развития сферы культуры в Российской Федерации и за рубежом.
Выводы диссертации:
1. Государственно-частное партнерство является дополнительным инструментом государственного регулирования народного хозяйства. В рамках такой деятельности реализуются социально-значимые проекты. Очевидно, что эти проекты не являются привлекательными объектами инвестиционной деятельности для предприятий частной формы собственности (в противном случае они бы реализовывались без помощи государства). В тоже время их осуществление государством невозможно из-за дефицита бюджетных финансовых средств (в противном случае отпадает необходимость в ресурсах частного сектора), что в конечном итоге снижает эффективность проекта в целом (увеличивается время реализации, срок окупаемости и смета, а в ряде случаев будет наблюдаться прямо противоположный социальный эффект - рост социальной напряженности, связанный с увеличением срока ожидания реализации задекларированного проекта). Совместное использование ресурсов государственного и частного секторов способствует преодолению существующих противоречий и достижению необходимых высоких социальных и экономических результатов для ускорения развития макроэкономической системы.
2. Под государственно-частным партнерством следует понимать кооперацию на контрактной основе органов государственного управления и частного сектора в целях реализации конкретных социально значимых проектов (в том числе по оказанию социальных услуг населению) для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к государственному сектору экономики, повышению результативности использования бюджетных финансовых средств в сочетании с условиями прибыльности частного сектора, разделения риска, обязательств, компетенций.
3. Анализ развития государственно-частного партнерства в сфере культуры показывает, что в сложившихся условиях хозяйствования концепция государственно-частного партнерства востребована в промышленно развитых странах Западной Европы, в США, Японии, Израиле, ряде развивающихся стран. Причем, мировая практика свидетельствует о том, что на ранних стадиях внедрения механизмов государственно-частного партнерства в национальную экономику основное число контрактов заключается в сфере формирования дорожной и коммунальной инфраструктуры, затем возрастает число договоров, заключаемых в социальной сфере. Кроме того, в настоящее время снижается стоимость контрактов, то есть основной массив заключаемых договоров характеризуется средним и малым объемами финансирования.
4. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации развиты весьма слабо, существуют лишь отдельные проекты - это единичные случаи инвестиционных договоров на строительство, реконструкцию или модернизацию социально-значимых
объектов, создание туристско-рекреационных открытых экономических зон, программы грантовой поддержки государственных учреждений при участии некоммерческих фондов. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)» рассматривает государственно-частное партнерство как важный фактор развития отрасли. В целом, сложившаяся система управления сферой культуры Российской Федерации свидетельствует о существовании потенциала развития государственно-частного партнерства в стране и отрасли.
5. Для интенсивного внедрения концепции государственно-частного партнерства в сферу культуры Российской Федерации следует принять ряд законодательных актов, регламентирующих совместную деятельность частных инвесторов и государственной стороны контрактов. Эффективность функционирования механизма государственно-частного партнерства тесно связана с макроэкономической ситуацией, инвестиционным климатом в регионе, в стране в целом. Поэтому для совершенствования механизма государственно-частного партнерства в сфере культуры важно обеспечить формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата на федеральном, региональном и местном уровнях.
6. Основными формами государственно-частного партнерства, которые возможно применять для целей развития сферы культуры являются: особые экономические зоны, концессионные соглашения, государственный заказ, совместное участие в капитале и управлении проектов, арендные отношения (в том числе лизинговые), инвестиции из государственных фондов, целевые программы. Каждой группе объектов управления, каждому из элементных составляющих сферы культуры будут соответствовать различные инструменты государственно-частного партнерства.
7. Одним из наиболее перспективных направлений развития государственно-частного партнерства в сфере культуры является создание Фонда развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, который должен быть учрежден Правительством или Министерством культуры Российской Федерации и может обеспечивать реализацию социально-значимых проектов в отрасли с помощью всех возможных форм государственно-частного партнерства (кроме целевых программ).
8. Основными мерами активизации государственно-частного партнерства, способствующими привлечению к социально значимым проектам денежных средств хозяйствующих субъектов частной формы собственности являются: льготное налогообложение; возврат налогов; возврат части или всех затрат, связанных с капитальным строительством, модернизацией основных производственных фондов, эксплуатацией объектов культурного назначения; совместное прямое финансирование культурных проектов; льготное кредитование по коммерческим кредитам для организаций, с помощью оплаты органами государственного управления части или всех процентов по кредитам; обеспечение минимальной прибыльности хозяйствующих субъектов в виде субсидий; государственные гарантии финансово-кредитным организациям по кредитам, выдаваемым для
целей реализации проектов государственно-частного партнерства; социально-психологическая поддержка государственно-частного партнерства.
9. Источниками финансирования проектов в рамках государственно-частного партнерства со стороны государства являются: плановые расходы бюджетов всех уровней, в том числе целевых программ, утверждаемые законодательными органами власти; парафискальные меры, предусматривающие перераспределение налоговых поступлений от определенной коммерческой деятельности в пользу фонда развития государственно-частного партнерства; облигационные государственные займы, обеспечивающие расходы по направлениям реализации проектов государственно-частного партнерства; субсидии и субвенции бюджетов вышестоящего или одного уровня, направляемые на конкретные социально-культурные мероприятия; безвозмездные целевые поступления на реализацию конкретных культурных проектов; спонсорская поддержка культурных мероприятий, обладающих высокой общественной значимостью и широко освещаемых в средствах массовой информации; доходы от национальной или региональных лотерей, организуемых с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу культуры.
2. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Личное участие автора состоит в определении цели и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом многолетних исследований и практической деятельности автора по проблемам государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Государственно-частное партнерство - понятие, сравнительно недавно вошедшее в общественную жизнь. В настоящее время этот феномен, доказавший свою эффективность в ряде зарубежных стран, требует глубоких научных исследований, для формирования и совершенствования механизмов интенсификации экономического роста национальной экономики при сочетании совместного использования государственных и частных ресурсов (прежде всего организационных и финансовых), достижения на этой основе синергетического эффекта. Высокая значимость государственно-частного партнерства для России уже признана органами государственного управления, что отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 №1662-р: Концепция определяет формирование механизмов государственно-частного партнерства одним из стратегических направлений развития страны.
В диссертации отмечается, что целевой ориентацией государственно-частного партнерства со стороны государства выступает повышение социальной и экономической эффективности управления, решение конкретных социальных проблем, обусловленных дефицитом разнородных ресурсов в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности органов исполнительной власти всех уровней на основе привлечения ресурсного потенциала частного сектора народного хозяйства.
Целевой ориентацией коммерческих субъектов - стремление к организации долгосрочных процессов, обеспечивающих гарантированную доходность и прибыльность в сочетании с генерацией необходимых социальных эффектов. Тогда представителями частного сектора экономики в процессе государственно-частного партнерства должны будут решаться следующие вопросы: привлечение дополнительных (негосударственных) источников финансирования, человеческих ресурсов; разработка или приобретение новых (инновационных) технологических решений (в том числе управленческих и информационных, позволяющих повысить транспарентность конкретного проекта), использование собственных ноу-хау.
Таким образом, кроме решения конкретных проектных задач (строительство/модернизация объектов общественной инфраструктуры, решение социальных задач, обеспечение необходимого уровня доходности), в результате государственно-частного партнерства должны формироваться дополнительные эффекты в виде новых бизнес-процессов, повышения квалификации, и как следствие, заработной платы сотрудников.
Дальнейшее исследование сущности государственно-частаого партнерств требует изучения процесса развития данного феномена во времени. В диссертации отмечается, что наиболее отвечающей требованиям современных условий хозяйствования является логическая схема государственно-частного партнерства (ГЧП), представленная на рисунке 1.
Рис.1. Процесс государственно-частного партнерства
Из рисунка 1 следует, что основой причиной государственно-частного партнерства выступают общественные потребности. Осознание необходимости инициации того или иного социально-значимого проекта возможно только по результатам анализа сложившейся ситуации. А так как особенности общественного развития определяют непрерывный и, как правило, стохастический характер состояния сред функционирования хозяйствующих субъектов и граждан, то требуется изучение не фрагментарного состояния детерминированных экзогенных и эндогенных переменных, а динамики их развития, прогнозирование будущего вероятностного значения факторов внешней и внутренней сред. В этой связи возникает необходимость непрерывного анализа условий общественной жизнедеятельности.
В диссертационном исследовании определяется, что осуществление такого мониторинга и выступление с предложениями об инициации социально-значимых проектов может осуществляться не только субъектами государственно-частного партнерства - органами государственного управления и частными организационно-правовыми структурами, но и представителями общественности в виде различных общественных советов, некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации.
После определения проблемы, требующей своего немедленного или перспективного решения, субъектами государственно-частного партнерства формулируются цели, которые необходимо достичь в результате реализации проекта, определяются задачи, система критериев оценки результатов и направления деятельности. На следующем этапе, субъекты государственно-частного партнерства должны прийти к соглашению в вопросах, касающихся реализации социально-значимого проекта, достичь понимания приемлемости формируемых условий для каждой стороны, объемов вкладываемых ими ресурсов, и, в конечном итоге, определить наиболее целесообразные формы кооперации. После достижения консенсуса может начаться следующий этап государственно-частного партнерства - развитие проекта, в рамках которого при создании системы управления, проектно-сметной документации, подготовки практической реализации плановых мероприятий уже предусматривается использование и государственных, и частных ресурсов.
Финансовые, административные, интеллектуальные, информационные и другие факторы производства должны использоваться и в процессе исполнения мероприятий по социально-значимым проектам в рамках, определенных ранее соглашением о государственно-частном партнерстве. При этом контроль и корректировка исполнения плановых мероприятий должен выполняться субъектами, инициирующими проект - то есть государством, частным сектором экономики и представителями широкой общественности.
Для выявления теоретических подходов к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры в диссертации конкретизируются структурные элементы, составляющие сферу культуры и
раскрывается система государственного управления культурой (рис. 2). Внутри общей схемы государственного регулирования культуры Российской Федерации выделяются два кластера («исполнительная власть» «законодательная власть»), оказывающих существенное, прямое влияние на производственно-хозяйственную деятельность организаций культуры. Субъектами управления в данных кластерах будут выступать соответствующие органы государственной власти. В диссертации отмечается, что высокая значимость продуктов, создаваемых в процессе культурной деятельности, определяет необходимость функционирования дополнительного кластера субъектов, оказывающих регулирующее воздействие - кластера общественного управления.
В диссертации отмечается, что субъекты, относящиеся к любому из обозначенных кластеров, а также частные хозяйствующие субъекты могут являться инициаторами социально значимых культурных проектов, реализация которых требует использования механизмов государственно-частного партнерства.
Проведенный в диссертации анализ функционирования зарубежных механизмов обеспечения государственно-частного партнерства свидетельствует о существовании национальных особенностей. Уровень развития государственно-частного партнерства в условиях конкретной национальной экономики тесно связан со степенью жесткости законодательной базы и существенно зависит от сложившихся типовых моделей взаимодействия государства с инвесторами.
В диссертации выделяется два основных подхода к формированию механизмов обеспечения государственно-частного партнерства на национальном уровне - «англосаксонский» (США, Великобритания, Ирландия, Австралия), базирующийся на том, что органы власти формируют жёсткую систему контроля за ходом исполнения контрактов и целенаправленно поддерживают устойчивую конкурентную среду в национальной экономике и «латинский» (Франция, Германия), основывающийся на политике приоритетного сохранения объектов инфраструктурного комплекса, культуры, здравоохранения и образования в государственной собственности и делегирование частным компаниям только полномочий по обеспечению эксплуатации и сохранности имущества, а также функций оказания услуг населению.
В процессе анализа результатов государственно-частного партнерства в сфере культуры в регионах Российской Федерации в диссертации сделан вывод о том, что инвестиционные процессы в них не носят целенаправленный характер, отсутствуют признаки стратегического управления инвестированием в объекты сферы культуры. Следовательно, необходимо реализовать комплекс управленческих воздействий, имеющих стратегическую ориентацию, обеспечивающих в современных рыночных условиях возможность эффективного использования хозяйствующими субъектами отрасли ограниченных ресурсов с целью достижения приоритетных задач развития сферы культуры.
1. Исполнительная власть
2. Законодательная власть
3. Общественное управление
1.1. Федеральный уровень
Президент
Правительство Российской Федерации
2.1
3.1
Министерство культуры РФ
Линейные Функциональные
департаменты департаменты
Совет Федерации ч-
Государственная дума
Департамент по культуре
Департамент по культуре
Общественная палата РФ
Совет при Президенте РФ по культе и искусству
Правительственный совет по кинематографии
Профессиональные союзы
Партии
Фонды
1.2. Региональный уровень
2.2
3.2
Региональные правительства 1
Органы исполнительной власти, ответственные за культуру
Региональные
законодательные
органы
, Комитеты по культуре
Региональные отделения Консультативные советы
1.3. Оперативный
уровень
1__ Государственные Коммерческие
учреждения культуры, организации
индив иду альные культуры
творческие работники
4. Прочие хозяйствующие субъекты, инвесторы
5. Общество: граждане с активной жизненной позицией, СМИ
На рисунке-► - административно-распорядительные финансовые связи; —► - согласовательно-рекомендательные связи.
Рис. 2. Схема государственного управления сферой культуры Российской Федерации
Одним из немногих действовавших в России механизмов, способствовавших привлечению в отрасль дополнительных внебюджетных денежных ресурсов, была Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы), основные показатели которой представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели исполнения Федеральной целевой программы _«Культура России (2006-2011 годы)» _
Показатели Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011
1 2 3 4 5 6 7
Бюджетные назначения из средств федерального бюджета, млн. руб. 11922 12626 13738,2 23151,3 24472,9 26297,4
Фактические расходы из средств федерального бюджета всего, млн. руб. 11806 12500,6 13514,6 21619 23511,1 25569,3
Фактическое выполнение плана, % 99,03 99,01 98,37 93,38 96,07 97,23
Внебюджетные источники финансирования ЦП, млн. руб. 1246,7 1951,4 2187,6 2458,8 2488 2678,8
Всего привлеченных средств софинансирования ЦП, млн. руб. 1246,7 1951,4 2187,6 2458,84 2488,01 1744,1
Фактическое выполнение плана, % 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 65,11
Примечание: таблица составлена автором на основе открытых данных Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры РФ и Министерства экономического развития РФ
Данные таблицы 1 свидетельствуют о поступательном увеличении расходов федерального бюджета на мероприятия по поддержке отечественной сферы культуры. Средняя скорость прироста фактических затрат в период с 2006 по 2011 годы составили 5-8% в год. При этом ежегодно планировалось привлечение 10-15% денежных средств из внебюджетных источников. В течении 2006-2010 годов указанный уровень достигался и только в 2011 году к реализации культурных проектов органами государственного управления было привлечено только 65,11% от плановых средств, что свидетельствует о существовании объективных причин, ограничивающих развитие государственно-частного партнерства в отрасли.
В диссертации отмечается, что средства бюджетов всех уровней, ресурсы целевого финансирования, а также внебюджетные средства, привлекаемые в настоящее время в сферу культуры, не позволяют в полной мере решать проблемы сохранения и прироста культурного наследия,
способствовать продвижению отечественной культуры, не могут полностью удовлетворить насущные потребности и сформировать базу для дальнейшего планомерного развития. Поэтому, в современных экономических условиях, действующие принципы бюджетного финансирования объектов сферы культуры должны дополняться схемами инвестиционного развития с участием частных компаний, следует стимулировать привлечение в сферу культуры не только инвестиций, но и управленческих компетенций и технологий, которыми располагают хозяйствующие субъекты коммерческого сектора экономики, то есть формировать механизм развития государственно-частного партнерства в отрасли, способствующий решению поставленных задач (рис. 3).
В диссертационной работе указывается, что основой такого механизма должна стать процедура непрерывного мониторинга объектов культурного назначения, позволяющая определить на объективной основе существующие проблемы функционирования сферы культуры, действующие организационно-правовые основы финансово-хозяйственной деятельности субъектов - структурных элементов отрасли, а также особенности взаимодействия с социально-экономическими системами других государств, что является необходимым условием для выработки рациональных управленческих решений по развитию государственно-частного партнерства. Первоначально в процессе мониторинга необходимо выявить важнейшие процессы, определяющие общую динамику отрасли. Впоследствии его результаты позволят оценить эффективность принятых управленческих решений. Данные могут использоваться не только органами государственной исполнительной власти всех уровней, но потенциальными соинвесторами, поэтому они должны находится в открытом доступе.
В качестве цели механизма развития государственно-частного партнерство в диссертации предлагается использовать создание условий для привлечения частных финансовых средств в области, традиционно входящие в зону ответственности органов государственного управления сферой культуры на безвозмездной (меценатство) или возвратной основе. Далее целесообразно разграничение зон ответственности механизма развития государственно-частного партнерства и применяемых государством инструментов в разрезе сохранения, создания и прироста объектов культурного назначения, а также их продвижения к гражданам России и на мировой рынок (блок 2 на рис 3), определение наиболее целесообразных форм государственно-частного партнерства для целей развития сферы культуры (блок 2 на рис 3).
1. Уровни государственного управления культурой
1.1. Федеральный
1.2. Субъекта федерации
1.3 Местного самоуправления
в о
5
ш о в. В
а £ ч Й-
в.
и а
0
£ и
ю с и 3
1
и
о в ч а
и о
о *
I
ч п 1. в а
а
|
2. Целевая ориентация/ объекты управленческого воздействия
2.1 Сохранение
культурного
наследия
а) Материальные объекты культуры
2.2. Прирост культурного достояния
б) Элементные составляющие сферы культуры
2.3. Продвижение
отечественной
культуры
в) Материальные объекты, культурно-исторические места
3. Формы государственно-частного партнерства
т
4. Меры активизации государственно-частного партнерства
4.1, Льготное налогообложение 4.2. Возврат уплаченных налогов 4.3. Возврат части затрат 4.4. Софинан-сирование
4.5. Льготное кредитование, оплата части процентов 4.6. Гарантии прибыли 4.7. Государственные гарантии но кредитам 4.8. Социально-психологическая поддержка
X
5. Источники финансирования
5.5. Безвозмездные поступления
5.6. Спонсорская поддержка
5.7. Доходы от лотерей
5.1. Плано- 5.2. Парафис- 5.3. Государст 5.4. Субсидии
вые расходы кальные меры венные займы и субвенции
бюджетов бюджетов
3.1. Особые экояомичес кие зоны 3.2, Концессионные соглашения 3.3. Государственный заказ 3.4. Совместное капитальное участие
3.5. Арендные отношения 3.6. Специализированные фонды 3.7. Целевые программы
Рис. 3. Элементные составляющие механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры
Особые экономические зоны (блок 3.1 на рис. 3), предусматривающие специализированные условия функционирования на их территории хозяйствующих субъектов, в частности, существенные налоговые льготы, в связи с их территориальной привязкой целесообразно использовать для инициации проектов государственно-частного партнерства только для целей
развития сферы культуры.
Изменение федерального закона 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» может позволить расширить возможности его использования во всех элементных составляющих сферы культуры (блок 3.2 на рис. 3), кроме индивидуальных творческих работников. В соответствии с авторскими представлениями, реализация концессионных соглашении в сфере культуры возможна в направлении привлечения ^финансирования к проектам, предусматривающим строительство, модернизацию, реставрацию объектов культурного наследия, а также инфраструктурных компонентов анализируемой отрасли с их последующей эксплуатацией представителями
частного сектора экономики.
Использование процедуры государственного заказа (блок 3.3 на рис. 3), для целей развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, должно быть несколько изменено. Так в действующем Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при анализе объектов государственных закупок необходимо предусмотреть большую удельную долю социального эффекта в процессе анализа будущего договора. Можно также рекомендовать упрощение процедуры заключения государственного контракта при условии привлечения контрагентами дополнительных источников финансирования мероприятий.
Совместное капитальное участие государства и частных коммерческих структур (блок. 3.4 на рис. 3) целесообразно для реализации государственно-частного партнёрства на вновь создаваемых объектах по направлениям деятельности культурного характера. Особенностью данной формы государственно-частного партнерства является возможность участия органов государственной власти в управлении проектами.
Для развития уже существующих учреждений культуры, сохранения и реставрации памятников истории и природы, архитектурных объектов, библиотечных фондов, аудиовизуальных произведений, следует применять арендные (в том числе лизинговые) формы кооперации (блок 3.5 на рис. 3). В их рамках целесообразна передача объектов государственной собственности - объектов культурного наследия - в долгосрочное доверительное управление коммерческим структурам, при условии выполнения последними, ряда обязательных процедур. При выполнении частными
хозяйствующим субъектами всех обязанностей надлежащим образом, возможна передача отдельных предметов искусства в их собственность.
Для целей развития государственно-частного партнерства в сфере культуры целесообразно создание Фонда развития государственно-частного партнёрства в отрасли (блок 3.6 на рис. 3), основными задачам которого должны стать: мониторинг общего состояния отечественной сферы культуры, определение перспективных проектов государственно-частного партнерства и формирование информационного банка данных о них; анализ проектов и предоставление денежных средств коммерческим хозяйствующим субъектам для их реализации; продвижение механизмов государственно-частного партнёрства, развитие идей необходимости спонсорской и благотворительной деятельности в сфере культуры; привлечение в отрасль частных инвесторов, спонсоров, меценатов и др.
Действенной формой государственно-частного партнерства развития отечественной сферы культуры могут являться ведомственные целевые программы (блок 3.7 на рис. 3.1).
В диссертации указывается, что в целом перспективные проекты государственно-частного партнерства, направленные на сохранение, прирост и продвижение отечественной культуры, должны быть реализованы, несмотря на трансформацию среды функционирования и возможные кризисные явления в национальной и мировой экономической системах, способствующие секвестированию бюджетных расходов на отрасль. В этой связи возникает необходимость разработки мер активизации государственно-частного партнерства, способствующих привлечению к социально значимым проектам денежных средств хозяйствующих субъектов частной формы собственности. В соответствии с представлениями автора ими должны стать:
• льготное налогообложение, хозяйствующих субъектов частной формы собственности, участвующих в процедурах государственно-частного партнерства (блок 4.1 на рис. 3);
• возврат части налогов, уплачиваемых в процессе реализации конкретного культурного, социально-значимого проекта (блок 4.2 на рис. 3);
• возврат части или всех затрат, связанных с капитальным строительством, модернизацией основных производственных фондов, эксплуатацией объекта культурного назначения (блок 4.3 на рис. 3);
• совместное прямое финансирование культурных проектов в сочетании с передачей всех доходов от использования полученных результатов в коммерческие структуры (блок 4.4 на рис. 3);
• льготное кредитование по коммерческим кредитам для организаций, реализующих социально-значимые проекты в сфере культуры с помощью оплата органами государственного управления части или всех процентов по кредитам (блок 4.5 на рис. 3);
• обеспечение минимальной прибыльности хозяйствующих субъектов в виде субсидий (блок 4.6 на рис. 3);
• государственные гарантии финансово-кредитным организациям по кредитам, выдаваемым для целей реализации проектов государственно-частного партнерства (блок 4.7 на рис. 3);
• социально-психологическая поддержка государственно-частного партнерства с помощью организации пропагандистского и рекламного воздействия на потенциальных инвесторов и физических лиц (блок 4.8 на рис. 3).
Необходимым условием эффективного использования инструментов активизации государственно-частного партнерства является ресурсное сопровождение предлагаемых к реализации мероприятий. В этой связи в диссертации осуществлена детальная проработка государственных источников финансирования культурных проектов. В соответствии с представлениями автора к ним относятся:
• плановые расходы бюджетов всех уровней, в том числе целевых программ, утверждаемых законодательными органами власти (блок 5.1 на рис. 3);
• парафискальные меры, предусматривающие перераспределение налоговых поступлений от определенной коммерческой деятельности в пользу фонда развития государственно-частного партнерства (блок 5.2 на рис. 3);
• облигационные государственные займы, обеспечивающие расходы по направлениям реализации проектов государственно-частного партнерства (блок 5.3 на рис. 3);
• субсидии и субвенции бюджетов вышестоящего или одно уровня, направляемые на конкретные социально-культурные мероприятия (блок 5.4 на рис. 3);
• безвозмездные целевые поступления на реализацию конкретных культурных проектов (блок 5.5 на рис. 3);
• спонсорская поддержка культурных мероприятий, обладающих высокой общественной значимостью и широко освещаемых в средствах массовой информации (блок 5.6 на рис. 3);
• доходы от национальной или региональных лотерей, организуемых с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу культуры
(блок 5.7 на рис. 3).
Спектр и объемы использования различных источников финансирования в конечном итоге будут определять не только возможности мер активизации государственно-частного партнерства в сфере культуры, но и формы инициации, развития и реализации культурных проектов для обеспечения сохранения, прироста объектов национального культурного наследия, продвижения отечественной культуры. Собственно разработка программ развития отрасли органами государственной исполнительной
власти всех уровней управления возможна только после определения источников их финансирования.
3. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:
• раскрыты сущностные основы государственно-частного партнерства, выявлены формы и содержание методов кооперации государственных и частных ресурсов, сформулированы целевые ориентиры и задачи, решаемые сторонами в процессе реализации социально значимых проектов;
• определены и научно обоснованы теоретические подходы к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры, направленные на рационализацию организационного и финансового обеспечения процесса сохранения, прироста культурного наследия, продвижения отечественной культуры;
• на основе сравнительного анализа механизмов обеспечения государственно-частного партнерства выявлены основные экономические и организационные проблемы, требующие разрешения в процессе развития государственно-частного партнерства;
• с помощью анализа результатов взаимодействия органов государственного управления с частными хозяйствующими субъектами, определены тренды развития сферы культуры, а также факторы их обуславливающие;
• предложены и обоснованы перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, сформулированы цели и задачи, требующие решения в перспективном периоде времени;
• разработаны методические рекомендации по рационализации функционирования механизма государственно-частного партнерства в отрасли культуры, определены инструменты активизации привлечения инвесторов к реализации культурных социально значимых проектов.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения концептуальных, теоретических и методических проблем, выводы и рекомендации имеют практическую направленность и позволяют в условиях продолжающейся трансформации национальной экономической системы, изменения форм и методов поддержки отечественной сферы культуры целенаправленно разрабатывать предложения, обеспечивающие эффективное взаимодействие органов государственного управления с частным сектором экономики на основе мер государственно-частного партнерства.
Практическая значимость диссертационной работы определяется также возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными, региональными и местными органами управления культурой, отдельными хозяйствующими субъектами с целью повышения обоснованности мер, направленных на достижение высоких социально-экономических результатов в процессе реализации культурных социально значимых проектов.
Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения причинно-следственной взаимосвязи и логической последовательности элементов и факторов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы построены таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
В первой главе «Теоретические положения управления развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры» рассматриваются современные научные точки зрения по проблемам ресурсного взаимодействия органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, предложена концептуальная схема кооперации частного и государственного секторов народного хозяйства, научно обоснованы подходы к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Вторая глава «Анализ результатов государственно-частного партнерства в сфере культуры и механизмов его обеспечения» включила в себя анализ особенностей функционирования современных механизмов обеспечения государственно-частного партнерства за рубежом, основных тенденций развития отрасли культуры.
В третьей главе «Перспективные направления совершенствования и методические положения формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры» предложены направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, определены методические рекомендации рационализации организационно-финансового взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами для реализации конкретных культурных проектов, установлены методы активизации привлечения к инвестиционной деятельности в сфере культуры частного сектора народного хозяйства.
В заключении диссертационной работы представлены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций по решению теоретических, концептуальных и методических проблем развития государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Публикации и апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на международных научно-практических конференциях, посвященных актуальным проблемам эффективного управления социально-экономическими процессами в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» (2010, 2011). Некоторые теоретические положения и практические рекомендации, выводы автора используются в практике преподавания экономических дисциплин в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».
Всего автором опубликовано 5 научных работ по теме диссертации общим объемом 2,85 п.л. (в т.ч. 2 научных статьи, опубликованных в журналах, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации, общим объемом 1,0 п.л.).
По теме диссертации опубликованы следующие научные работы:
Статьи, опубликованные в журналах, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации
1. Петров А.И. Анализ развития механизмов стимулирования государственно-частного партнерства в зарубежных странах // Вестник Российской академии естественных наук. - 2011.-№15(4). - 0,5 п.л.
2. Петров А.И. Концептуальные положения механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры // Журнал правовых и экономических исследований. -2012. - №1. - 0,5 п.л.
Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов
3. Петров А.И. Основные направления стимулирования развития государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации // Межвузовский сборник научных трудов «Вестник института экономики и управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения»/ Под ред. д.э.н., проф. АДЕвменова. Выпуск № 2(31). СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2011. — 0,3 пл.
4. Петров А.И. Сущность, особенности, виды, функции и принципы государственно-частного партнерства // Межвузовский сборник научных трудов «Вестник института экономики и управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения»/ Под ред. д.э.н., проф. А.Д.Евменова. Выпуск № 2(31). СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2011,—0,3 п.л.
5. Петров А.И. Совершенствование механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры. Брошюра. - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. - 1,25 п.л.
ПЕТРОВ АРТЁМ ИГОРЕВИЧ
АВТОРЕФЕРАТ
Подписано в печать 11.04.2012. Формат 60x84 Бум. офсетная. Печ. л. 1,4, Бум. л. 0,6. Изд-во СПбГУКиТ. Тираж 100 экз. Зак. 9
Подразделение оперативной полиграфии ФГБОУ ВПО «СПбГУКиТ», 191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22
Диссертация: текстпо экономике, кандидата экономических наук, Петров, Артём Игоревич, Санкт-Петербург
61 12-8/2396
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И
ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
На правах рукописи
ПЕТРОВ АРТЕМ ИГОРЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,
комплексами - сфера услуг)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Научный руководитель -
Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Евменов Александр Дмитриевич
Санкт-Петербург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические положения управления развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры..............................11
1.1. Сущность государственно-частного партнерства............................11
1.2. Теоретические подходы к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры......................................................36
Глава 2. Анализ результатов государственно-частного партнерства
в сфере культуры и механизмов его обеспечения..................................59
2.1 .Сравнительный анализ механизмов обеспечения государственно-
частного партнерства за рубежом....................................................59
2.2. Анализ результатов государственно-частного партнерства в сфере
культуры..............................................................................................83
Глава 3. Перспективные направления совершенствования и методические положения формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры......................106
3.1. Перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере
культуры.................................................................................106
3.2. Методические положения формирования и взаимодействия элементного состава механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры......................................................................127
Заключение...........................................................................................................151
Библиография......................................................................................................161
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях хозяйствования в Российской Федерации все большую актуальность приобретают вопросы развития государственно-частного партнерства. В настоящее время органами государственного управления предпринимаются попытки инициации проектов государственно-частного партнерства в различных сферах народного хозяйства, прежде всего в инфраструктурной составляющей общественной жизни - жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике, транспорте, строительстве путей сообщения. Однако предпринимаемых в настоящее время мер недостаточно, более того, в отдельных отраслях народного хозяйства государственно-частное партнерство имеет явно выраженный фрагментарный, бессистемный характер или не используется вовсе.
Сложившаяся в новейшей истории России практика управления такой общественно значимой отраслью, как сфера культуры, не позволяет делать оптимистические прогнозы ее развития в перспективном периоде времени. Это связано с особенностями создания и эксплуатации объектов культурного назначения, а также культурно-массовых услуг. Низкая степень рентабельности и повышенные риски снижают инвестиционную привлекательность культурных проектов, поэтому их финансирование осуществляется в большей степени из государственных бюджетов всех уровней.
Кроме того, социальные эффекты от потребления продуктов, генерируемых в сфере культуры, выражены неявно и могут проявляться через значительные промежутки времени (зачастую превышающие горизонт стратегического и долгосрочного планирования). В тоже время государственные бюджеты обременены рядом социальных обязательств, неисполнение которых может вызвать нежелательные общественные потрясения, которые в свою очередь, будут негативно влиять на
макроэкономическую ситуацию в целом. Это заставляет органы государственной власти перераспределять финансовые ресурсы, отдавая приоритет решению текущих острых социальных проблем общественной жизни.
В этой связи повышается значимость научных исследований, и применения на их основе мер, способствующих снижению налоговой нагрузки на бюджеты всех уровней, направленных на повышение эффективности использования государственных финансовых средств, поиск внебюджетных источников финансирования деятельности организаций культуры, их диверсификации.
Актуальность решения раскрываемых в диссертации проблем формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации, способствующего сохранению и приросту объектов культурного наследия, продвижению отечественной сферы культуры, экономическому росту отрасли возрастает в современных условиях функционирования, характеризующихся глобализационными процессами, усилением влияния изменяющихся факторов внешней и внутренней среды в перспективном периоде времени, относительно низкой прибыльностью и большими сроками окупаемости культурных проектов, ограниченностью финансовых ресурсов разноуровневых государственных бюджетов, что требует от федеральных и региональных органов исполнительной власти выработки рациональных управленческих решений, соответствующих текущей конъюнктуре рынка, сложившимся социальным условиям.
Поэтому все более актуальными становятся методологические решения, направленные на экономико-организационное обоснование необходимости формирования механизма развития государственно-частного партнерства, методические рекомендации по формированию условий, способствующих повышению заинтересованности частных инвесторов в ресурсном участии в культурных проектах, расширение возможностей
федеральных, региональных и муниципальных органов управления, отдельных хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли решать первоочередные и перспективные задачи рационального потребления всех видов ресурсов, необходимых для сохранения и прироста культурного наследия России.
Актуальность диссертационного исследования, таким образом, обусловлена необходимостью решения таких важных социально-экономических задач, как научное обоснование теоретических подходов к государственно-частному партнерству, разработка и совершенствование механизма развития форм кооперации между государственным и частным секторами экономики, формирование методических рекомендаций по активизации привлечения инвесторов в сферу культуры для достижения высоких значений показателей деятельности учреждений культуры, сохранения и прироста объектов культурного наследия, продвижения отечественной культуры в текущем и перспективном периодах времени.
Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по формированию механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры в условиях незавершенной трансформации народного хозяйства страны, изменения форм и методов государственной поддержки сферы культуры, интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.
Основная цель настоящего исследования состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуре.
В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:
• раскрыть сущностные основы государственно-частного партнерства;
• определить и развить теоретические подходы к процессу управления развитием государственно-частного партнёрства в сфере культуры;
• расширить системные представления о формах и особенностях методов обеспечения кооперации между государственным и частными секторами экономики в Российской Федерации и за рубежом;
• провести анализ экономико-организационных и социальных результатов государственно-частного партнерства, выявить тенденции его развития;
• сформировать и обосновать перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры;
• разработать практические рекомендации по рационализации элементного состава механизма развития государственно-частного партнерства в отрасли.
Объектом исследования выступает процесс государственно-частного партнёрства, сфера культуры в целом, а также сами хозяйствующие субъекты отрасли.
Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы формирования и совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Выбор данных объектов диссертационного исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного и социально-экономического анализа процесса функционирования сферы культуры, ее структурных составляющих, роста бюджетной эффективности и развития взаимодействия хозяйствующих субъектов частной формы собственности с федеральными, региональными и местными органами власти, использования при этом методов, способов и процедур организационной, социально-экономической и нормативно-правовой направленности.
Методологической основой диссертационной работы, исследуемых в ней проблем явились новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области управления проектами государственно-частного партнерства, отраслью культуры, социально-культурной сферой в целом, законы Российской Федерации, указы президента России, постановления правительства страны и регионов, регламентирующие отношения в сфере культуры.
В диссертации использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок, регрессионный анализ. В диссертационной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о динамике развития сферы культуры в Российской Федерации и за рубежом.
Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:
• раскрыты сущностные основы государственно-частного партнерства, выявлены формы и содержание методов кооперации государственных и частных ресурсов, сформулированы целевые ориентиры и задачи, решаемые сторонами в процессе реализации социально значимых проектов;
• определены и научно обоснованы теоретические подходы к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры, направленные на рационализацию организационного и финансового обеспечения процесса сохранения, прироста культурного наследия, продвижения отечественной культуры;
• на основе сравнительного анализа механизмов обеспечения государственно-частного партнерства выявлены основные экономические и
организационные проблемы, требующие разрешения в процессе развития государственно-частного партнерства;
• с помощью анализа результатов взаимодействия органов государственного управления с частными хозяйствующими субъектами, определены тренды развития сферы культуры, а также факторы их обуславливающие;
• предложены и обоснованы перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, сформулированы цели и задачи, требующие решения в перспективном периоде времени;
• разработаны методические рекомендации по рационализации функционирования механизма государственно-частного партнерства в отрасли культуры, определены инструменты активизации привлечения инвесторов к реализации культурных социально значимых проектов.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения концептуальных, теоретических и методических проблем, выводы и рекомендации имеют практическую направленность и позволяют в условиях продолжающейся трансформации национальной экономической системы, изменения форм и методов поддержки отечественной сферы культуры целенаправленно разрабатывать предложения, обеспечивающие эффективное взаимодействие органов государственного управления с частным сектором экономики на основе мер государственно-частного партнерства.
Практическая значимость диссертационной работы определяется также возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными, региональными и местными органами управления культурой, отдельными хозяйствующими субъектами с целью повышения обоснованности мер, направленных на достижение высоких социально-экономических результатов в процессе реализации культурных социально значимых проектов.
Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения причинно-следственной взаимосвязи и логической последовательности элементов и факторов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы построены таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
В первой главе «Теоретические положения управления развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры» рассматриваются современные научные точки зрения по проблемам ресурсного взаимодействия органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, предложена концептуальная схема кооперации частного и государственного секторов народного хозяйства, научно обоснованы подходы к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Вторая глава «Анализ результатов государственно-частного партнерства в сфере культуры и механизмов его обеспечения» включила в себя анализ особенностей функционирования современных механизмов обеспечения государственно-частного партнерства за рубежом, основных тенденций развития отрасли культуры.
В третьей главе «Перспективные направления совершенствования и методические положения формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры» предложены направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, определены методические рекомендации рационализации организационно-финансового взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами для реализации конкретных культурных проектов, установлены методы
активизации привлечения к инвестиционной деятельности в сфере культуры частного сектора народного хозяйства.
В заключении диссертационной работы представлены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций по решению теоретических, концептуальных и методических проблем развития государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Глава 1. Теоретические положения управления развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры 1.1. Сущность государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство - понятие, сравнительно недавно вошедшее в общественную жизнь. В настоящее время этот феномен, доказавший свою эффективность в ряде зарубежных стран, требует глубоких научных исследований, для формирования и совершенствования механизмов интенсификации экономического роста национальной экономики при сочетании совместного использования государственных и частных ресурсов (прежде всего организационных и финансовых), достижения на этой основе синергетического эффекта. Высокая значимость государственно-частного партнерства для России уже признана органами государственного управления, что отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 №1662-р: Концепция определяет формирование механизмов государственно-частного партнерства одним из стратегических направлений развития страны [75].
Историческое обоснование необходимости разработки и использования механизмов государственно-частного партнерства, как нам представляется, связано с такой фунда�