Формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Волынова, Татьяна Сергеевна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2013
Шифр ВАК РФ
08.00.05
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа"

На правах рукописи

ВОЛЫНОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КИНОПОКАЗА

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

7 ноя г013

Санкт-Петербург - 2013

005536891

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Кроливецкий Эдуард Николаевич

Официальные оппоненты: - Фокина Марина Львовна,

доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кафедра продюсерства, заведующая кафедрой

- Радушинская Александра Игоревна,

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кафедра экономики и менеджмента телевидения и киноиндустрии, заведующая кафедрой

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Всероссийский

государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова»

Защита состоится «29» ноября 2013 года в 14-30 часов на заседании диссертационного совета Д.210.021.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, д.13, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Автореферат разослан «29» октября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Развитие системы организаций кинопоказа, обеспечивающей доступ населения к социально-культурным услугам, является неотъемлемым компонентом государственной культурной политики, направленной на сохранение и преумножение культурного потенциала, а также формирование ценностных ориентаций в обществе. Уровень развития кинопоказа определяется, прежде всего, состоянием его инфраструктуры, включая количество кинотеатров, обеспеченность современным оборудованием и доступность кинозрелищных услуг для широких слоев населения. На заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии в 2011 году В.В. Путиным обозначена задача создания разветвленной инфраструктуры кинопоказа как ключевая мера по обеспечению равного доступа населения к киноискусству, которое несет в себе мощный просветительский заряд и служит продвижению высоких гражданских и нравственных ценностей.

Современное состояние российского рынка кинопоказа характеризуется динамичными темпами развития. Так, за период 2005-2012 годов количество кинозалов увеличилось более чем в 3 раза, при этом в 2012 году кассовые сборы кинопроката России составили 1,241 млрд долл., и в кинотеатрах было продано свыше 170 млн билетов.

Вместе с тем, статистические данные о развитии киноотрасли России свидетельствуют о наличии ряда диспропорций развития кинопоказа, среди которых следует отметить сокращение числа учреждений культурно-досугового типа в период 1990-2000 годов и необходимость осуществления реконструкции и цифровой модернизации государственных кинотеатров, снижение доли бюджетных расходов на социальную инфраструктуру и диспропорции бюджетного финансирования в пользу отечественного кинопроизводства. Наряду с увеличением числа кинозалов в торгово-развлекательных комплексах мегаполисов и строительством мультиплексов, наблюдается ярко выраженная дифференциация по уровню обеспечения населения малых и средних городов услугами кинопоказа. Так, на группу городов численностью менее 100 тыс. человек, население которых составляет 51,1% всего населения России (72 962,1 тыс. чел.), приходится всего 271 кинотеатр, в том числе 12% от общего числа цифровых кинозалов. Указанный дисбаланс социально-экономического пространства России по уровню доступности культурных благ требует координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой наряду с организацией взаимодействия с бизнес-сообществом.

Зарубежный опыт развития современных технологий кинопоказа с учетом перспективы отказа от пленочных технологий производства фильмов в пользу цифровых обусловливает необходимость разработки механизма регулирования, позволяющего провести цифровую модернизацию всех российских кинотеатров. Это свидетельствует о начале нового этапа

регулирования развития цифрового кинопоказа, основанного на использовании различных бизнес-моделей и государственных инициатив в форме отдельных законопроектов, национальных моделей «цифровизации» и других форм господдержки, получивших широкое распространение за рубежом. В сложившихся условиях применение организационно-экономического механизма регулирования процессов кинопроизводства, дистрибьюции и кинопоказа способствует эффективному перераспределению финансовых ресурсов с целью развития кинопоказа и отечественной киноиндустрии в целом.

Актуальность темы диссертационного исследования, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации и отраслевых составляющих сферы услуг в исследованиях по формированию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа в условиях изменения форм и методов государственной поддержки сферы культуры и интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему определили цель, задачи и предмет данного диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Отдельные вопросы, посвященные организационным, экономическим и правовым вопросам деятельности предприятий киноиндустрии в историческом аспекте, рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных ученых.

В создание теоретических и методических основ экономики и управления предприятиями и отраслями сферы услуг внесли вклад такие российские ученые, как М.А. Боровская, A.A. Голутва, А.Г. Грязнова, А.Д. Евменов, Э.Н. Кроливецкий, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов, И.П. Скобелева, Г.Л. Тульчинский, M.JI. Фокина, O.A. Чеснова, C.B. Шишкин, Д.В. Шопенко, Л.И. Якобсон.

Организационным и экономическим проблемам развития кинематографии посвящены работы таких зарубежных ученых, как А. Базен, Э. Брунелла, П. Жессати, Е. Теплиц, Д. Тумаркин, Г. Фогель, Ж. Шапрон, Э. Эпштейн.

Теоретические и методические положения управления развитием киноотрасли, экономические, организационные и правовые основы функционирования организаций кинопоказа отражены в научных трудах таких российских ученых, как В.В. Глухов, Ю.П. Гнедовский, П.В. Данилов, C.B. Дробашенко, ДА. Евменов, М.И. Жабский, Э.К. Какосьян, Е.И. Кокарев, К.Ю. Леонтьева, B.C. Малышев, П.К. Огурчиков, Э.А. Пичугин, А.И. Радушинская, К.Э. Разлогов, В.И. Сидоренко, С.И. Фрейлих, Ю.Г. Цивьян, К .А. Якушина.

Теория и практика исследования организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа с учетом особенностей российской экономики является недостаточно разработанной отраслью научного знания.

Проведенный в диссертационной работе анализ уровня теоретической и методической разработанности экономических основ регулирования развития кинопоказа в современных условиях позволил сделать выводы о том, что большинство исследований отечественных и зарубежных авторов посвящено изучению возникновения и развития кинематографа, проблемам организации кинопроизводства и управления денежными потоками в данной отрасли на современном этапе, существующие подходы раскрывают проблемы регулирования экономических процессов на макроуровне, однако отсутствуют исследования, учитывающие специфику кинопоказа, недостаточно разработаны теоретические основы, характеризующие сущность и особенности регулирования деятельности кинотеатральных организаций, в особенности, недостаточно изученным остается аспект формирования организационно-экономического механизма развития кинопоказа, что и определило выбор темы диссертационной работы, ее цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по созданию и применению организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• выявить и обосновать особенности, тенденции и принципы регулирования развития кинопоказа;

• проанализировать отечественный и зарубежный опыт формирования и применения организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций;

• обосновать теоретические и методические подходы к определению факторов и рисков, оказывающих влияние на реализацию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа;

• разработать методические положения, описывающие организационно-экономический аспект регулирования развития кинопоказа;

• сформировать методические положения по оценке эффективности деятельности организаций кинопоказа с учетом реализуемых методов регулирования;

• предложить направления и сформулировать рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа.

Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы формирования и реализации организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа.

Объектом исследования выступают процессы развития сектора киноиндустрии по оказанию кинозрелищных услуг населению, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие кинотеатральный показ.

Выбор данных объектов исследования обусловлен необходимостью проведения сравнительного и системного анализа процесса регулирования развитием сектора кинопоказа, включающего инфраструктурные компоненты повышения эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов киноиндустрии на федеральном, региональном и местном уровнях, применения форм и методов государственного регулирования киноотрасли, сферы культуры, социальной инфраструктуры и народного хозяйства страны в целом.

Научная новизна диссертационного исследования, выполненного автором, заключается в следующем:

• разработаны и обоснованы теоретические подходы к формированию и функционированию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа, к определению его сущности, особенностей и принципов формирования, определяющих функциональную направленность элементов и специфику организации их взаимодействия для обеспечения оптимизации и повышения экономической результативности реализуемых мер посредством применения совокупности форм и методов воздействия стратегического и тактического характера, направленных на предотвращение возможных или устранение существующих диспропорций развития кинопоказа;

• предложена обобщенная классификация методов комплексного регулирования развития организаций кинопоказа различных организационно-правовых форм, в совокупности направленных на рационализацию и гармонизацию элементов комплекса кинопоказа в системе киноотрасли и содействие их развитию в соответствии с приоритетностью задач в сфере культуры и кинематографии;

• определен комплекс факторов и рисков, оказывающих влияние на формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа, в соответствии с классификацией по организационным, правовым, экономическим и финансовым группам, с выделением внутренних и внешних факторов, ограничивающих темпы экономического и социального роста кинотеатральных организаций, а также интегральных факторов, одновременно воздействующих на риски нескольких видов на микро- и макроуровне;

• на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта формирования и применения инструментов организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа выявлены основные тенденции в зависимости от наличия государственной поддержки, обусловливающие степень доступности кинопоказа для населения в сравнении с другими социально-культурными услугами и способствующие построению эффективной модели регулирования деятельности кинотеатральных организаций;

• разработаны методические основы оценки эффективности предпринимаемых организационно-экономических мер регулирования

деятельности субъектов хозяйствования по оказанию кинозрелищных услуг, включающие применение системы количественных и качественных показателей, обоснование поэтапной последовательности осуществления мер на основе анализа результативности финансовых затрат на оказание кинозрелищных услуг населению и развитие сектора, а также с учетом территориального принципа, позволяющая комплексно оценивать и обеспечивать контроль результатов деятельности кинотеатральных организаций на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

• обоснована необходимость преодоления существующих ограничений для развития кинопоказа на территории Российской Федерации, определены основные направления и предложены перспективные меры по совершенствованию реализации организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций, способствующие концентрации финансовых ресурсов и организации воздействия управленческих рычагов на решение актуальных проблем кинопоказа согласно прогнозированию развития кинематографии на основе стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения теоретических и методических задач содействуют формированию организационно-экономического механизма регулирования деятельности организаций кинопоказа и позволяют в условиях интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему и под воздействием комплекса факторов внутренней и внешней среды выявлять приоритетные направления развития кинотеатральных организаций и разрабатывать перспективные предложения мер, обеспечивающих стратегическую направленность процесса развития кинопоказа.

Методические положения, выводы на основе проведенного анализа и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы государственными органами управления сферой культуры и кинематографии при планировании развития указанной отрасли и экономики сферы услуг в целом, поиске инновационных форм деятельности организаций кинопоказа, финансовыми службами кинотеатров и кинотеатральных сетей при управлении финансовыми потоками с целью оптимизации показателей и формировании стратегии развития.

Реализация разработанного автором проекта среднесрочной целевой программы развития инфраструктуры кинопоказа, включающего обоснование актуальности программного метода, основные задачи, перечень подпрограмм, оценку социально-экономической эффективности и показатели выполнения программы, представляется целесообразным для обеспечения населения Российской Федерации, проживающего в городах и населенных пунктах численностью менее 300 тыс. жителей, качественными услугами кинопоказа на период до 2018 года.

Диссертационное исследование соответствует пунктам паспорта специальностей 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг): 1.6.116. «Механизм повышения эффективности и качества услуг»; 1.6.118. «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг».

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам становления и развития киноиндустрии, экономики и управления кинематографией, инфраструктурными комплексами, управления экономическими рисками. В процессе исследования были использованы нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организаций кинематографии. Информационную базу исследования составили статистические данные, характеризующие российский и зарубежный рынок кинопоказа. Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись методы статистических исследований, экспертных оценок, классификаций, структурный анализ, системный подход, систематизация, моделирование и прогнозирование.

В диссертационной работе использованы результаты исследований автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные данные статистических органов о развитии российской и зарубежной киноотрасли.

Положения, выносимые на защиту:

• системное управление развитием кинопоказа, основанное на сущностных и функциональных особенностях взаимодействия элементов киноотрасли, определяющих основные тенденции размещения объектов кинопоказа в соответствии с приоритетностью задач государственной политики по развитию культуры и кинематографии, согласно экономической, культурной и социальной функции регулирования развития кинопоказа, осуществляется при соблюдении основных принципов создания условий для доступа населения к произведениям кинематографии и обусловливает необходимость применения организационно-экономического механизма регулирования для повышения эффективности функционирования сектора по оказанию кинозрелищных услуг;

• использование совокупности форм и методов воздействия на деятельность учреждений, оказывающих кинозрелищные услуги населению, ориентированных на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорций в функционировании кинотеатральных организаций, с целью рационализации и гармонизации элементов комплекса кинопоказа в системе киноотрасли, направленных на обеспечение равного доступа населения к киноискусству, оснащение организаций кинопоказа современным оборудованием для процесса демонстрации фильмов и создание комфортных условий данного вида культурного досуга для кинозрителей;

• осуществление субъектом регулирования деятельностью организаций кинопоказа учета и управления факторами и рисками, оказывающими влияние на формирование регулирующего организационно-экономического механизма, их систематизация по организационным, правовым, экономическим и финансовым группам, с выделением внутренних, внешних и интегральных факторов, что позволяет оценивать систему менеджмента кинотеатральной организации, параметры ее доходов и расходов, конкурентоспособность кинотеатра, конъюнктуру киноотрасли, планировать ресурсный потенциал организации в соответствии с перспективным развитием кинопоказа;

• результаты анализа применения основных организационно-экономических инструментов механизма регулирования развития кинопоказа в зарубежной и отечественной практике как технологический элемент системы оценки и планирования показателей доступности кинозрелищных услуг для населения при реализации различных моделей кинобизнеса, в зависимости от наличия государственной поддержки и условий государственно-частного партнерства;

• создание методических основ оценки эффективности функционирования кинотеатральных организаций и организационно-экономических мер регулирования, направленных на развитие сектора кинопоказа, с использованием анализа результативности финансовых затрат кинотеатральных организаций и системы показателей, отражающих целевые индикаторы их развития в соответствии с реализацией экономической, социальной и культурной функций, а также синергетического эффекта управления возможностями развития и факторами внешней среды, гармонизации и рационализации взаимодействия субъектов управления развитием кинопоказа в конкурентной среде;

• основные направления перспективных мер по совершенствованию реализации организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа, устанавливаемые в соответствии со стратегией развития сектора по оказанию кинозрелищных услуг и целевой ориентацией системы управления на достижение экономических, культурных и социальных результатов деятельности кинотеатральных организаций.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Достоверность результатов диссертационной работы обеспечивается:

использованием в качестве теоретической и методической базы исследования научных трудов российских и зарубежных авторов в области становления и развития киноиндустрии, экономики и управления кинематографией, эффективности использования ресурсов и планирования результатов;

наличием в диссертационном исследовании значительного объема статистических данных о функционировании российского и зарубежного рынка кинопоказа и применением для их сбора и анализа современных методик обработки информации;

использованием таких общенаучных методов исследования, как анализ и синтез, сравнительный анализ, системный подход, аналитические, экономико-математические, экспертные методы, моделирование и прогнозирование;

соответствием изложенного материала законодательству Российской Федерации и зарубежным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность кинотеатральных организаций и развитие кинематографии;

апробацией результатов диссертационного исследования в публикациях автора и выступлениях на научно-практических конференциях.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были доложены, обсуждены и одобрены: на ХП и XIII Межвузовских конференциях «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (2010 и 2011 год); в рамках международного научного проекта «Международная школа молодых исследователей» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (2011 год); в рамках Международного молодежного форума финансистов в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (2011 год); на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов — 2012» в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (2012 год).

Некоторые теоретические положения диссертационной работы используются в практике преподавания экономических дисциплин в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Отдельные теоретические положения и практические рекомендации внедрены в практику деятельности ООО «КиноСити», ОАО «Киностудия «Ленфильм», НП «Гильдия продюсеров России».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В первой главе диссертации «Теоретические положения формирования и функционирования организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа» выполнен анализ сущности, особенностей и принципов механизма регулирования формирования и размещения объектов кинопоказа, определены участники рынка кинопоказа, схема их взаимодействия и инструменты регулирования, предложена классификация методов регулирования, сформированы теоретические и методические положения организационно-экономического обеспечения развития кинопоказа, определены и систематизированы факторы и риски, оказывающие влияние на процесс регулирования деятельности кинотеатральных организаций.

На основе результатов, полученных в ходе анализа теоретических и методических положений организации экономического обеспечения развития комплекса объектов кинозрелищных услуг, был определен организационно-экономический механизм регулирования развития данного сектора, представляющий собой систему мер, направленных на рационализацию и

гармонизацию элементов комплекса кинопоказа в системе киноотрасли в соответствии с приоритетностью задач развития культуры и кинематографии, посредством применения совокупности форм и методов организационно-экономического воздействия стратегического и тактического характера, направленных на обеспечение равного доступа населения к киноискусству, развитие организаций, оказывающих населению кинозрелищные услуги, их обеспеченность современным оборудованием для процесса демонстрации фильмов и комфортность условий данного вида культурного досуга для кинозрителей.

В диссертации отмечается, что методы регулирования применительно к киноиндустрии следует рассматривать с учетом ее дифференциации на сферу кинопроизводства, дистрибьюции и кинопоказа (рисунок 1). Преобладание зарубежного контента на экранах кинотеатров обусловлено организационно-экономическим механизмом регулирования рынка российской киноиндустрии, выраженным во взаимодействии через каналы дистрибьюции иностранных компаний-кинопроизводителей с отечественным кинотеатральным сектором. В свою очередь, вследствие ежегодного увеличения выпуска зарубежных фильмов и их преобладания в кинотеатрах России (84% в 2012 году) наблюдается насыщение транслируемой западноевропейской и американской культурой, которая, в свою очередь, через готовую кинопродукцию замещает социальную миссию отечественного кинематографа, ограничивая возможность развития культурной идентичности россиян на основе традиционных социально-культурных ценностей. Согласно исследованию автора, российский рынок кинопоказа характеризуется функционированием двух основных типов учреждений: коммерческих кинотеатральных сетей и отдельных кинотеатров и кинотеатров - государственных бюджетных учреждений культуры, среди которых первый тип является доминирующим. Соответственно, регулирование отношений между участниками рынка кинопоказа осуществляется согласно указанной типологии с учетом организационно-правовых форм управления учреждений.

Анализ наиболее распространенных методов регулирования деятельности кинотеатральных организаций позволил выявить, что государственная политика в области регулирования развития кинопоказа направлена на реализацию экономической, социальной и культурной функций. Для осуществления обозначенных функций специфика применения организационно-экономического механизма регулирования определяется принципами и отраслевыми особенностями кинопоказа.

Среди принципов реализации организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа следует выделить следующие: создание условий для доступа населения к произведениям кинематографии, ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии посредством реализации методов регулирования, признание кинопоказа сектором культуры и искусства, обязательным условием

ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ

Голливудские студии-мейджоры (Sony Pictures, Fox lnl, Paramount Pictures lnl и др.) Иностранные киностудии (кроме Голливуда)

5 g 5 ч-э- К.

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ

Продооерские компании, получившие статус лидеров кинопроизводств а и поддержку Фо*ща кино (2010-2012 гг.) (ЦПШ, СТВ, Трипа, Интерфест, Арт Пикчерз, Базелевс, Коктебель и ¿р.) Независимые продгосерские компании (Парадиз, Леопояис, ВВП-Альянс, Орел, Стелла, Стар Медиа и др.) Частные киностудии (RWS, Амедиа, и др.) Государственные киностудии (Ленфильм, Мосфильм, Центр национального фильма, Западно-Сибирская студия и др.)

. .упк-тдативд» кл ?

'......'м—т-тт^

Дистрибьюцш!

1 Ч '.ЛИ'ПЧ' .

ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ

Прямые представители голливудских студий-мекджоров

(ТГОЗЗГЛ 20 век Фокс СНГ, [Мпкгяа! Р1с1ипз ¡п^глаНопа!)

115

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ

Официальные представители голливудских студий- мейджоров (ЦПШ, Каро-Премьер) Независимые компании-дистрибьюторы (работа преимущественно с фильмами для широкой аудитории) Парадиз, Люксор, Ваяьга, Каропрокат, Наше кино, Каскад) Независимые компании-дистрибьюторы (работа с фильмами узкого целевого контента и артхаусом) (Панорама, Кино без границ. Русский репортаж, Синема Ппестиж) Региональные киновидео-ирокатные организации

7ТГП

Кинопоказ

■■г».'wsvr.;-"«^»:___________________________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Кинотеатры - государственные учреявденяя культуры {ГБУК € Московское кино», в Петербург-кино» и др.)

к g л м S о

КОММЕРЧЕСКИЕ

Федеральные киносети (кинотеатры в нескольких федеральных округах) (Каре Фильм, Синема Парк, Кронверк Синема, Люксор и др.) Региональные киносети (кинотеатры в нескольких регионах одного федерального округа) (Формула кино. Монитор и др.) Местные кинотеатральные ~ сети (в рамках одного региона) (Премьер-зал и др.) Независимые кинотеатры

Кинозритель

Рисунок 1 - Схема взаимодействия участников российского рынка киноиндустрии

функционирования которого является обеспечение развития творческой, производственной, образовательной и научной базы, содействие развитию предпринимательства и механизмов государственно-частного партнерства, соблюдение норм международных договоров в области кино, принцип многоканальное™ финансирования развития кинопоказа, взаимосвязанный характер движения финансовых потоков между кинопроизводителями, дистрибьюторами и организациями кинопоказа, принцип структурной целостности: соответствие целей и задач государственной политики в области развития кинематографии организационно-экономическому механизму ее реализации, принцип единого культурного пространства, выраженный в финансирован™ мероприятий и организаций кинопоказа с помощью федеральных, региональных и местных программ социокультурного развития всех регионов.

В диссертации сделан вывод о том, что специфика отрасли обусловливает организационно-экономические особенности развития комплекса кинопоказа, среди которых следует выделить: многоэлементный состав рынка киноуслуг, регулирование развития кинопоказа системой государственных органов, курирующих данный сектор, наличие системы распределения доходов от кассовых сборов, вероятностный характер планирования доходов и зависимость рынка кинопоказа от финансово-экономической ситуации в стране и географии развития сети учреждений инфраструктурного комплекса. Государственное регулирование киноиндустрии, являющейся важной составляющей сферы культуры, отражает основные приоритеты государственной социально ориентированной культурной политики. Специфику киноотрасли отличает единство двух составляющих, которые определяют ее как сферу культуры и особый вид искусства, позволяющий транслировать идеи культурно-нравственного развития, а также как особую отрасль экономики, в рамках которой кинобизнесу присущ значительный потенциал для самодостаточного функционирования с целью получения прибыли.

Автором классифицированы методы комплексного регулирования развития кинопоказа по трем основным группам: государственное регулирование, регулирование отношений участников рынка кинобизнеса и саморегулирование отрасли (рисунок 2). В диссертационном исследовании выделено шесть основных методов государственного регулирования развития кинопоказа и соответствующих им форм регулирования и видов льгот и стимулов. На современном этапе ключевыми методами государственного регулирования развития кинопоказа следует считать бюджетное финансирование, налоговое регулирование, парафискальные меры, таможенно-тарифное регулирование, кредитование и организационно-экономические методы. При реализации методов государственного регулирования развития кинопоказа следует отметить комплексность и смешанный тип применения данных методов.

Рисунок 2 - Формы и методы комплексного регулирования развития

кинопоказа

Формы и методы как элементы системы регулирования развития кинопоказа призваны обеспечить скоординированное и устойчивое развитие сектора по оказанию кинозрелищных услуг. Применяемые регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином социально-культурном и

экономическом механизме, поэтому при реализации выбранных методов регулирования необходим учет социально-экономической ситуации, потенциал сектора кинопоказа и стратегические цели общественного развития. При этом модель, включающая совокупность методов регулирования, является динамичной системой, зависимой от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование применительно к теме исследования предполагает воздействие на совокупный спрос и предложение на рынке кинопоказа в зависимости от темпов экономического развития.

В диссертации отмечается, что организационно-экономический механизм воздействия на деятельность кинотеатральных организаций, включающий применение методов государственного регулирования и схем государственно-частного партнерства, согласованных действий участников рынка кинобизнеса и саморегулирование отрасли, обеспечивает реализацию экономической, социальной и культурной функций развития кинопоказа.

Учет и управление факторами, оказывающими влияние на развитие кинотеатральных организаций, направлены на нивелирование существующих и потенциально возможных рисков и предполагают разработку методических подходов к выявлению рискообразующих факторов, влияющих на организационно-экономический механизм регулирования развития кинопоказа, и их классификацию по организационным, правовым, экономическим и финансовым группам, с выделением внутренних факторов, возникающих в процессе деятельности кинотеатра, и внешних, связанных со взаимодействием организации кинопоказа в рамках киноиндустрии в целом, а также интегральных факторов, одновременно воздействующих на риски нескольких видов на микро- и макроуровне.

Во второй главе диссертации «Сравнительный анализ опыта формирования организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа и методические положения оценки его эффективности» результаты сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта формирования и применения организационно-экономических мер механизма регулирования развития кинопоказа свидетельствуют о следующих тенденциях развития системы оказания кинозрелищных услуг и ее поддержки со стороны государства: в зависимости от степени государственного участия в регулировании развития киноотрасли можно выделить три основные модели финансирования: государственную, частную (бизнес-структуры) и смешанную; государственная модель регулирования развития французской киноиндустрии обеспечивает самую высокую в Европе долю национальных фильмов в прокате; современный этап распространения цифрового кинопоказа в европейских странах обеспечен различными формами государственной поддержки; также конкурентоспособность и многофункциональность мультиплексов способствовали их активному распространению вместо однозальных кинотеатров, что в целом повлияло на увеличение посещаемости

кинотеатров на основных европейских рынках кинопроката за последние пять лет наряду с наличием существенных различий средней стоимости билета в кинотеатр в разных странах в сравнении с другими социально-культурными услугами.

Переход европейских стран на цифровые технологии, которые требуют переоборудования кинозалов, свидетельствует о начале нового этапа организационно-экономического регулирования развития кинопоказа, основанного на использовании различных бизнес-моделей и государственных инициатив в форме отдельных законопроектов (Франция), национальных моделей цифровизации (Нидерланды, Норвегия) и других форм господдержки. С учетом реализации различных схем поддержки перевода кинозалов в цифровой формат в большинстве стран, значимым представляется анализ механизмов регулирования процесса «цифровизации» в странах с долей распространения цифровых кинозалов к общему числу залов от 85 до 100 % (таблица 1).

Таблица 1 - Реализация различных механизмов регулирования процесса

перевода кинотеатров на цифровые технологии показа по странам _(2013 год)_

№ п/п Страна Число цифровых кинозалов; в % к общему числу Механизм регулирования

1 Бельгия 480 85% Государственное финансирование за счет Валлонских и Фламандских властей (700 тыс. евро и 190 тыс. евро, соответственно) для оказания поддеряски небольшим кинотеатрам, которым не хватает собственных инвестиций

2 Великобритания 3 544 93% Интеграторы успешно заключили рыночные сделки с группами малых и средних кинотеатров, включая артхаус и коммерческий сектор. Созданное в 2010 году объединение по финансированию цифровизации направлено на помощь малым и средним кинооператорам. В настоящее время объединение работает с 400 экранами, выступая в качестве группы, осуществляющей закупки через механизм VPF с «DCinex» (полностью коммерческая договоренность, без государственного финансирования)

3 Дания 392 92% Согласно плану «цифровизации» всего сектора каждому кинотеатру предлагается около 26 тыс. евро в качестве государственной поддержки. Оказание поддержки возможно также от объединенных фондов, общественных акций и местных советов

4 Люксембург 33 100% Через интеграторов были успешно заключены сделки с группами малых и средних кинотеатров. Все кинотеатры, включая малые и большие (за исключением двух), имеют соглашения о VPF ( все сделки - с «Ymagis»)

Продолжение таблицы 1

№ п/п Страна Число цифровых кинозалов; в % к общему числу Механизм регулирования

5 Нидерланды 808 100% Ассоциация кинооператоров и дистрибьюторов совместно с Институтом кино основали компанию «Cinema Digitaal BV» для «оцифровки» более 500 экранов через интегратора «Arts Alliance Media». Государственная финансовая поддержка проекта составила 14% (5 млн евро), остальные средства - от Фонда кино Нидерландов, а также за счет банковских кредитов. В реализации данной VPF-модели приняли участие не только голливудские мэйджоры, но и все локальные дистрибьюторы, за исключением трех сетей («Pathé», «Euroscoop» и «Utopolis»), которые отказались от участия из-за имеющихся договоренностей с «Ymagis» и финальной стадией переоборудования

6 Норвегия 415 100% «Цифровизация» кинопоказа была скоординирована «Film & Kino». Соглашения VPF были подписаны со всеми дистрибьюторами (включая резервные копии, системы отчетности и учета). Около 13,3 млн евро государственных средств было распределено через «Film & Kino»

7 Франция 5150 95% С сентября 2010 года дистрибьюторы были обязаны согласно закону предоставить участникам VPF сделок и создать общую схему цифровизации для всех кинотеатров. Местные органы власти также предоставляют государственные субсидии в дополнение к специальным субсидиям Центра национального кино для небольших кинотеатров (13 экрана)

8 Швейцария 494 90% Самофинансирование является наиболее распространенным механизмом. Швейцарское бюро по делам культуры способствует переводу кинотеатров на цифровые технологии показа с разнообразной системой программирования. Также совместные схемы финансирования осуществляются через дистрибьюторов и организации защиты экспонентов («Pro Cinema»), а также государственных средств (различные фонды, распространенные в сельских районах). Сделки VPF ориентированы на независимых дистрибьюторов для больших и средних городов

9 Финляндия 250 87 % Большая часть средств поступает от финского кинофонда (через Министерство культуры). Также была заключена одна VPF сделка

Исследование тенденций социально-экономического развития объектов кинопоказа отражает особенности регулирования сферы культуры и кинематографии в отношении бюджетных расходов Российской Федерации на социальную инфраструктуру. Проведенный в диссертационной работе анализ развития кинопоказа позволил выявить негативные тенденции, свидетельствующие о сокращении с 1990 года количества кинотеатров и учреждений культурно-досугового типа.

Несмотря на постепенное увеличение количества кинотеатров на современном этапе, обеспечение услугами кинопоказа жителей малых и средних городов по-прежнему остается на низком уровне с ярко выраженными диспропорциями (таблица 2). Так, на группу городов численностью менее 100 тыс. человек приходится всего 271 кинотеатр, в том числе 12% от общего числа цифровых кинозалов. Показатель количества жителей на один современный кинозал составляет 151 тыс. чел. В сравнении с зарубежными показателями Россия уступает Румынии (102 тыс. чел.), в Канаде и Австралии на один кинозал приходится 10 тыс. жителей. Сопоставление средней цены билета в кино в разных странах также позволило выявить существенные различия в доступности кинопоказа для населения наряду с другими социально-культурными услугами.

Таблица 2 - Обеспеченность населения Российской Федерации _^_ современными кинозалами, 2012 год _

Группы городов по численности населения Кол-во городов Суммарное кол-во жителей, тыс. чел. Доля населения страны в данном типе городов, % Кол-во кинотеатров Кол-во залов Кол-во цифровых кинозалов Кол-во экранов на 100 тыс. жителей

1 млн чел. и более 12 28 203,6 19,7 278 1320 702 4,67

500-1000 тыс. чел. 25 15 488,9 10,8 151 543 297 3,35

250-500 тыс. чел. 36 12 148,8 8,5 150 385 247 2,80

100-250 тыс. чел. 91 14 101,8 9,9 144 296 199 2,07

менее 100 тыс. чел. 2222 72 962,1 51,1 271 350 202 1,25

Всего 2386 142 905,2 100 994 2894 1647 2,03

В диссертации сделан вывод о том, что в основе функционирования современных киносетей находятся рыночные механизмы регулирования развития данного сектора, выраженные в доминировании ряда кинотеатральных сетей и их концентрации преимущественно в городах федерального значения с присущей дифференциацией киноплощадок по уровню средневзвешенной цены билета от премиум-кинотеатров до группы районных кинотеатров - государственных бюджетных учреждений культуры

с доступной ценой билета, но требующих капитального ремонта, поддержание уровня цен которых достигается благодаря бюджетному методу регулирования.

В рамках диссертационного исследования эффективность регулирования развития кинопоказа предлагается рассматривать на основе ряда количественных и качественных показателей. Проведенный анализ методических подходов к оценке эффективности регулирования деятельности субъектов хозяйствования по оказанию кинозрелищных услуг показал, что она может быть реализована с использованием следующих методических разработок: выделение состава и влияния факторов и рисков на формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа; построение системы показателей оценки эффективности предпринимаемых организационно-экономических мер регулирования деятельности организаций кинопоказа, с поэтапным выполнением ряда мероприятий и расчетов. Вместе с тем, оценка эффективности организационно-экономических мер регулирования, проводимых в культурной сфере, представляет определенную сложность в виду присутствия субъективного подхода к ряду показателей и неоднозначностью количественных оценок социального эффекта.

Автор считает, что соотношение достигнутых и запланированных показателей характеризует эффективность реализуемых мер. Однако данная система показателей должна применяться с учетом территориальных особенностей, наличия государственной поддержки и организационно-правовых форм предприятий кинопоказа. В целом, эффективность регулирования деятельности организаций кинопоказа, по нашему мнению, зависит от роста их финансовой устойчивости на текущую, среднесрочную и стратегическую перспективу, от реализации институциональных преобразований в киноиндустрии, от материального, кадрового и иного ресурсного потенциала. Методические основы определения экономической эффективности предпринимаемых организационно-экономических мер регулирования деятельности субъектов хозяйствования по оказанию кинозрелищных услуг разрабатываются с использованием анализа результативности финансовых затрат организаций кинопоказа и системы показателей, отражающих целевые индикаторы их развития в соответствии с реализацией экономической, социальной и культурной функций, среди которых количество кинозалов, посещений, в том числе в расчете на душу населения, средняя стоимость кинопосещения и цена билета являются ключевыми, с применением ССВУ-анализа, способствующего выявлению сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития киносети, ПЭСТ-анализа макроэкономической модели и конкурентного анализа микроокружения. Систематизация процессов поэтапной реализации методов регулирования позволяет представить укрупненную структуру данного алгоритма (рисунок 2).

Выделение последовательных этапов регулирования представляется значимым для развития кинопоказа, так как позволяет соблюдать принципы

Рисунок 2 - Алгоритм определения, реализации и экономической оценки методов регулирования для решения проблем развития кинопоказа

экономической обоснованности и эффективности затрат, что является определяющим критерием при реализации организационно-экономических методов регулирования деятельности организаций кинопоказа.

Третья глава диссертации «Направления совершенствования реализации организационно-экономического механизма регулирования и прогнозирование развития кинопоказа» включает обоснование необходимости нивелирования существующих ограничений для развития кинопоказа на территории Российской Федерации и выявление следующих приоритетных направлений совершенствования реализации организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций: увеличение числа киноэкранов и содействие обеспечению возможности приобретения билета в кинотеатр; рост объемов бюджетного финансирования мероприятий по развитию государственной кинотеатральной сети; перевод всех кинотеатров страны на технологии цифрового формата показа; реализация механизма частно-государственного партнерства и поиск дополнительных источников финансирования на реализацию значимых культурных проектов; создание выгодных условий банковского кредитования субъектов по оказанию кинозрелищных услуг; совершенствование регулирования в области авторского права на основе осуществления ряда организационно-экономических мер; противодействие нелегальному распространению аудиовизуальных произведений в сети Интернет; регулирование взаимоотношений с дистрибьюторами по решению проблем проката зарубежных фильмов; регулирование развития кинопоказа на региональном и муниципальном уровне; совершенствование нормативно-правовой базы функционирования организаций кинопоказа и регламентация мер, содействующих развитию кинопоказа в условиях нарастающей конкуренции других видов распространения аудиовизуальной продукции, а также законодательное закрепление мер поддержки организаций, осуществляющих кинопоказ; расширение функциональности существующих киноцентров для увеличения ассортимента культурно-досуговых услуг для населения; содействие разработкам и реализации новых социально значимых проектов по развитию кинопоказа и увеличению зрительской аудитории, а также развитие образовательной компоненты, нацеленной на стимулирование инновационного мышления в области кинопоказа и развитие предпринимательской деятельности.

Совершенствование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа в диссертации предлагается осуществлять на основе реализации таких перспективных мер, как: осуществление кинофикации городов с численностью населения менее 300 тыс. человек; увеличение объемов финансирования мероприятий по развитию государственной кинотеатральной сети; переход к системе компенсационных выплат российским кинотеатрам за показ цифровых копий национальных фильмов; внедрение системы платежей за виртуальные цифровые копии фильмов (УРИ) между дистрибьютором и кинотеатром;

финансирование мероприятий по развитию кинопоказа в рамках ФЦП «Культура России»; предоставление кредитов на льготных условиях для частных инвесторов на строительство/реконструкцию кинотеатров в городах с населением менее 100 тыс. человек; изменение ставки и базы расчета по дополнительному вознаграждению авторам музыкальных произведений, использованных в кинофильмах; введение эффективной системы штрафов за распространение «пиратских» фильмокопий; совершенствование правового регулирования использования киноконтента в цифровой среде; интенсификация контролирующих мероприятий по выявлению случаев распространения «пиратских» копий; введение обязательных отчислений от суммы, получаемой дистрибьютором за прокат зарубежных фильмов; разработка и реализация долгосрочных целевых программ развития кинопоказа; проведение оценки социально-культурного и экономического потенциала развития регионов на основе использования системы качественных и количественных показателей кинофикации; введение неналогового (парафискального) сбора от дохода, получаемого от предоставления сервисами услуг доступа к киноконтенту в цифровой среде; внесение изменений в порядок расчета стоимости прав на прокат фильмов в однозальных кинотеатрах и миниплексах (менее 3 экранов), а также кинотеатрах, являющихся единственными в населенном пункте, в виде уплаты только процентов от кассовых сборов; снижение размера возвратных отчислений от распределенных через Фонд кино государственных финансовых ресурсов на поддержку проката; формирование сети многофункциональных культурно-образовательных комплексов, соединяющих в едином центре кинотеатр, выставочное пространство, детскую школу искусств, библиотеку, концертный клуб; усиление практической подготовки по образовательным программам кинематографических специальностей; введение системы грантов от студий-мейджоров; проведение тематических кинофестивалей, в летнее время года -организация киноплощадок под открытым небом и автокинотеатров; внедрение в практику универсальных передвижных киноустановок.

В диссертации отмечается, что прогнозирование экономического развития объектов кинопоказа, предполагающее обоснование изменения темпов роста сектора по оказанию кинозрелищных услуг с учетом таких общемировых тенденций, как увеличение числа кинотеатров в странах с развивающейся экономикой, осуществление перехода на цифровые технологии производства и показа, развитие новых сегментов рынка и каналов сбыта кинопродукции, актуальность проблемы защиты интеллектуальной собственности, а также с учетом таких факторов и идентификаторов экономического развития субъектов по оказанию кинозрелищных услуг, как емкость рынка услуг, динамика изменений темпов прироста емкости рынка, планируемая и фактическая прибыльность и рентабельность кинотеатрального бизнеса, инвестиционная и инновационная привлекательность сектора кинопоказа, изменения уровня технологического

и информационного характера в деятельности организаций кинематографии, сложившиеся и новые виды конкуренции и занимаемые основными конкурентами места по доле оказываемых услуг предоставления доступа к киноконтенту, в целом подтверждает необходимость нивелирования существующих диспропорций размещения кинотеатральных организаций.

В диссертации сделан вывод о том, что формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа обеспечит значительное увеличение числа кинозалов (в случае оказания государственной поддержки), расширение географии размещения объектов кинопоказа, содействие обеспечению возможности приобретения билета в кинотеатр, совершенствование контроля продажи билетов и репертуарной политики, повышающей привлекательность фильмов для зрителей. На реализацию данных организационно-экономических рычагов направлены рекомендации государственных органов управления сферой культуры, которые заключаются в необходимости формирования механизма государственно-частного партнерства, наряду с консолидацией участников киноотрасли, что будет способствовать концентрации финансовых ресурсов на решении актуальных проблем развития кинопоказа в соответствии со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с основной целью проведенного диссертационного исследования уточнено и конкретизировано понятие и функциональное назначение организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа, предложен системный подход к формированию организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций и определен комплекс методов воздействия на их деятельность, направленных на обеспечение равного доступа населения к киноискусству, развитие организаций, оказывающих населению кинозрелищные услуги, их обеспеченность современным оборудованием для процесса демонстрации фильмов и комфортность условий данного вида культурного досуга для кинозрителей, проведена классификация факторов и рисков, оказывающих влияние на формирование организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций, для оценки эффективности реализуемых методов регулирования развития организаций кинопоказа предложена система количественных и качественных показателей, порядок расчета результативности финансовых затрат, обоснована поэтапная последовательность выполнения организационно-экономических мер, на основе моделирования и прогнозирования обоснована необходимость и возможность достижения планируемых показателей развития кинопоказа согласно выбранным направлениям совершенствования и на основе реализации предложенных регулирующих мер, ориентированных на стратегическое развитие сектора и

способствующих организации доступа населения к киноискусству и выравниванию возможностей участия граждан в культурной жизни общества.

Дальнейшее исследование по теме диссертации может получить развитие на основе совершенствования организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций в системе управления кинематографией, способствующего повышению темпов экономического роста сектора кинопоказа и качества услуг доступа к киноискусству.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации

1. Волынова Т.С. Методы государственного финансового регулирования развития инфраструктуры кинопоказа // Мир техники кино. -М. № 25. 2012. с. 27-31 (0,6 п.л.).

2. Волынова Т.С. Организационно-финансовые механизмы развития предприятий кинопоказа // Мир экономики и права. - СПб. № 9. 2012. с. 2129 (0,6 п.л.).

3. Волынова Т.С. Социально-экономические особенности развития инфраструктуры кинопоказа // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс] - Красноярск.

№ 8. 2012. (0,5 п.л.).

4. Волынова Т.С. Совершенствование организационно-экономического механизма регулирования развития инфраструктуры кинопоказа // Журнал правовых и экономических исследований. - Гатчина. № 3. 2013. с. 152-154 (0,4 п.л.).

Статьи и доклады, опубликованные в сборниках научных трудов

5. Волынова Т.С. Государство профинансирует программы развития киноиндустрии // Стопкадр. - СПб.: Лаборатория журналистики, рекламы и связей с общественностью СПбГИЭУ, 2010. с. 24-25 (0,1 п.л.).

6. Волынова Т.С. Тенденции финансового обеспечения федеральных целевых программ, направленных на развитие социальной инфраструктуры // Материалы XII Межвузовской конференция «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» / Под ред. О-В. Гончарук, H.A. Савинской. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. с. 180-183 (0,3 пл.).

7. Волынова Т.С., Пичугин Э.А. Развитие государственно-частного партнерства в реализации федеральных целевых программ (на примере финансирования киноиндустрии) // Материалы ХШ Межвузовской конференция «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» / Под ред. О.В. Гончарук, H.A. Савинской. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. с. 256-260 (0,25 п.л. / 0,12 п.л.).

8. Волынова Т.С. Инвестиции в социальную инфраструктуру как фактор модернизации российской экономики // Сб. науч. тр. I международного молодежного форума финансистов. [Электронный ресурс] -М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. -2012. (0,1 п.л.).

9. Волынова Т.С. Проблемы финансирования отечественной киноиндустрии в аспекте развития социальной инфраструктуры // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] - М.: МГУ. - 2012. 1 электр. опт. диск (DVD-ROM). (0,2 пл.).

10. Волынова Т.С. Направления инновационного развития кинопоказа в России // Innovation &. - СПб. № 01 (01). 2012. с. 88-90 (0,3 пл.).

ВОЛЫНОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 24,10.2013 Формат 60x84 Бумага офсетная. Печ. л. 1,5. Бум. л. 0,75. Изд-во СПбГУКиТ. Тираж 100 экз. Зак. .

Подразделение оперативной полиграфии ФГБОУ ВПО «СПбГУКиТ» 191102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, дом 22.