Формирование прокатной стратегии фильмов на основе изучения зрительской аудитории в России и ЧСФР тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Матевосян, Ива
Место защиты
Москва
Год
1992
Шифр ВАК РФ
08.00.05
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Формирование прокатной стратегии фильмов на основе изучения зрительской аудитории в России и ЧСФР"

всероссийский госудшлееншй институт кш&топрлши иы. с. а. герасимова

На правах рукописи

НАТЕБОСЯНСВА йпз

ЗСКЗЯ'ОВШЕ ПРОКАТНОЙ стратегии ШШСВ НА ССНСВ2 ИЗУЧЕНИЯ ЗНИНШЖОЙ ¿УДИТСРИИ В РОССИИ И «СВР

08.00.Со - Экокозпт, планирование я организация упрзвдешш

ипродль"! ХОЗЯЙСТВОМ и его отраслями

/

Автореферат диссертации аа соискание у;?ной степени кандидата эксромячзских наук

Москва - 1592

Работа выполнена во Всероссийском государственном

института кинематографии им. С.А.Герасимова.

«

Научный руководитель - кандидат эконожческих наук, доцент

ОРЛОВА 3. Н.

Официальные оппоненты - доктор экономически наук, профессор

ЯНССН 3. Ж. - доктор искусствоведения, кандидат эк5ионических нау. ШДОВ В. С.

Ведущая организация - Московский государственный институт

культури

Задгаа состоится 23 февраля 1993 г. в 15.00 часов на заседании специализированного совета К 035.04.01 по эолите диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук во Всероссийском государственном институте шнек гографин им. С. А. Герасимова по адресу: 129226 Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3.

( диссертацией ыряно ознакомиться в библиотеке ВГШ.

Автореферат разослан " "_;_1993 г.

Ученый' секретарь специализированного совета кандидат экономических наук, ^

доцент /¡■■{ЬЛЛ'Л * И> А.КАЛЛИСТОВ

СВД ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность проблема. Становление и развитие рыночзоз: отношений в кинематографии вызвали принципиальные изменения в структуре и методах управления кикопроцессоы, в содержании работы всех его звеньев, позитивно сказались на результатах их деятельности по отдельным направления:.!. Главным положительна.: итогом проводимой ресор!.м является деыскгал административной системы управления а кинематографе при активном внедрении экономических ?'ото-дов. Э-то дало полный простор для осуществления творческой производственной и хозяйственной деятельности участников кинопроцесса.

Ие-зду тем очевидно, что свободный рынок привел резкой коммерческой переориентации кинематографа, особенно в сфере фильуо-продвизения. При отсутствии эффективных экономических и правозых факторов противодействия стихийное развитие ккнопрсцесса з условиях рынка кеизбздно приведет к край—з негативным последствиях. Ужа сегодня в России и странах Восточной Европы наблюдается интенсивное вытеснение с экрана отечественной кинодродукцки, вымнвагше из репертуара кинопрекзведешй с висок'.^и худ о ле ст е з ннкми достоинствами, происходит практически полное свертывание или значительное сокращение выпуска детских, документальных и научно-популдрнкх фильмов, псискозых н экспериментальных картин.

В слотшзснхся условиях филЬиспрсизБОдязиа пр-эдг.р;"лткл рассчитывают на поучение больших деиеанше доходов благодаря учзту спроса потребителей кинопродукции (прокатчиков и кинозрителей). Однако у большинства производителей на проводятся ;<е.ркатингозке псследо-вашш и, следовательно, отсутствует объективное онгшке кенызктуры рынка. Подобнее положение существует сегодня в России и рядо стран Восточной Европы, в частности в Чехословакии. Можно лишь указ<1.ть на отдельные, разрозненные попытки изучения к:шор1:пка и псследоза-

ние ряда аспектов по проблеме "кино и зритель".

Системное изучение зрительской аудитории и ее потребностей играет множественную роль. Как'составная часть маркетинга оно дает возможность студиям и прокатчикам точно осуществить позицо-ш'роаание кинопродукции, верно определить сегменть: рынка услуг. Оно такгсе позволяет на только следовать ингересаи зрителей, но и .формировать их запросы в благоприятном для себя направлении. Вместе с тек социокультурная функция кино, сегодня в значительной игре ослабленная, щюдоллает играть чрезвычайно а&гчуо роль -б ду-ховноП лизни человека. Этим определяется задача создания адекватных организация зо-эконокических механизмов продвижения эстетически оначишх фильмов .рассчитанных на подготовленную аудиторию.

Новая социально-экономическая ситуация в российском и чехословацком кплеыатографе вызвала острую потребность системного регулирования рыночных процессов в сфере фильиопродвшенил, осуществления дифференцированной прокатной стратегии, основанной на учете интересов различных категорий зрителей. Актуальность и недостаточная изученность названных выла прсблеп, а такке. значимость результатов для практики послужили основанием для выбора теш диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка рекомевдаций по формированию прокатной стратегии и регулированию лродБ'иения фильмов в Чехии-.;- "-Словаки: и России»

В соответствии с поставленной цальв в. диссертации определены следующие основные задачи:

- изучить современное состояние российской и чехословацкой кинематографий в условиях перехода к рынку;

- рассмотреть методические подходы и разработать методику изучения зрительской киноаудитории в Чехии и Словака:«.

- прозе-ти кон. ретные исследования зрительской киноаудитории в ЧСЙР и России;

- предложить комплекс мер по регулировашэ стратег.:« фильмо-продвигг.ения нг. различных уровнях управления.

Объектом исследования являются- предприятия филькореализуп-цего комплекса, обсдуаивавдь. кинозритель Л, а та:-пе выборочный контингент кинозрителей в России и ЧС5Р.

. Теоретической и методологической основой исследования послужили труди российских, чехословацких и других зарубежных кых в области экономики рыночных отношений, маркетинга, теории управления, статистики, социологии.

При написании диссертационной работы были использованы монографии, статьи и другие литературные источники, относящиеся к избранной т<~ме. В диссертации та-гхе использованы методические, ин-структивйие и отчетные материалы российских и чехословацких госпредприятий и организаций, материалы тз^рчзских конференций к семинаров, статистические данные. Пр1шеняю?ся методк статистического анализа, группировок, структурных сопоставлений.

Научная новизна работы определяется тем что с диссертации предложи разработанный автором подход к исследованию проблемы формирования стратегии проката кинофильмов в условиях перехода к рынку' в 402? и России.

В процессе исследования получены сле,у>тдие основше результаты:

- дан анализ становления рыночных отношений, выявлены основные черты и элементы формирующегося рынка в сфера ки:-:оматогр?4т,ш;

- разработана методика изучения кинозрительск^Ч аудитории в Чехаи и Словакии;

- проведен анализ аудитории кинозрителей в ЧСЙР и России;

'- разработаны ракой здацки по системному ре гулированиа фяльмопродпи.(ения в Чехии., Словакии и России.

Практическая значимость работы определяется ее цалевоП направленностью к заключается в разработке конкретных предложений, напрг мюннис на создание действенного кеханизма формировать про катной стратегии фильмов.

Предложенные автором рекомендации могут использоваться в пр: изссах государственного регулирования кикеыатигрцЬиз? в практик« работы предприятия фляьмореализущего комплекса, а такхе в исследовательских целя" для системного изучения зрительсксм аудитории,

Содерладиеся в диссертации материалы испольоуэтс-я в учобног процессе во ВГЖе при проведете занятий по дисциплинам "Орг&низг ция и управление в системе киносети", "Кино и срэтель".

Апробация работы. Основжо положения исследования были изложены и обсуедены' на научно-практической кощсращни аспирантов ВГИКа, на научном семинаре кафедры зконс^ики и кинопродукции Высшей школы изящных искусств (г. Братислава, Словакия). Основное сс держание и выводы были изложены в докладах, сделанных на заседай! ях кафедры экономики и организации производства и проката фильмов ВГИК.

Разработанная автором.методика изучения зрительской аудитора в ЧСй? драила апробации в ЧСФР и получила пслож/лельные отзывы.

Публикации. Основные положения диссертационного- иссло/^ваш опубликованы в 5 научных работах общим об'гемэы 0,8 п.л.

Структура и объем работа. Диссертация состоит из ввзденкя, трех глав, заключения, списка использованной литературы и прилове ний.

содйШАН;Е РАБОТЫ

Рыночные отношения все активнее вводят в на ¿у ггизнь знаке— пул процесс перехода к общецивилизованному пути общественного развития. Рынок представляет собой определенный тип хозяйственных с г л се;": товаропроизвсдителэй, т.е. экономических отношений, которые складываются кезду покупателями и продавцом з процессе купли-продажи товаров и услуг.

' СовромекныП рынок это регулируемый рынок. Регулирование осуществляется дзумя путями. Во-первых, собственная риислал инфраструктура, информационные системы, маркетинг, кредит, страхование, разли-шые финансовые институты. Во-вторых, воздействие государства на рунсчкый механизм, которое осуществляется главным образом через фиьаксово-налогоьутэ политику, регулирование кредита и деке.ченоге обращения, а тахха и через систсмы государственных заказов. Рыке:? - сэссобразний экономите ..кий уэхаюзд;, обгспетгива1.с-'.Л в условиях ■гтарно-дг.:-;е:г.ного гроиэвсдс. за реализацию прэизводст-Бэгаеос продуктов, распрострзкекия и пстрсблгвю тозаров.

Кинорынок выполняет те функции, ко товаром здесь "зляется :слно видеопродукция, а так.-;о услуги. Особенности художественного рынка - его ьг..-Ч!ц/а.пьная предсказуемость, уникальность каждого произведен:':* и чрезг-ьг-гзйкая сходность стноиений, з которсо это произ-ведзиие гступгэз с момента ого "коммерциализации". Рынок в облас-?:$ кккокатограф'п спитосгся на потребности более или менее строго определенна гип, наоборот, г?эмьггых групп лодзй. Зритель, ьонеч-1:ыП пограбит-;ль кшопрсдук1?да» в основном финансирует вс» систему УиЮгола. Вкусы и потребности его чрезвычайно разнообразны'и это -•здо у-г/.игзпь в стр?.::'йгии упразле'-« кпнопроцессс.

йипгцчок - сто ноше явлениз для России и стран Восто«чсЯ Европы, в частности 405°, которое постепенно утверждается з жизк .

- б -

Существовавшая до недавнего времени в кинематографе, стих стран система взаимоотношений ме::ду отдельными отраслями, ведомствами, производственными и реализующими звеньями предполагала строго определенную последовательность продвижения фильма. Как в прокзвод • стве. так и в прокате существовал тсесткиЯ контроль со сторон« государства. В сфере фильмореадизацип формой его проявления была прокатная монополия государства. Экономические отнепения участников кинопроцесса были такле строго рег.ш:енти£эванк.

Доминирование административных методов управления, лишнее киностудии и предприятия фяльмореализущего комплекса самостоятельности и независимости, превр.^пло кинопроцесс в распределительный механизм с монополым.! собственником на фильм в лице государства.

Курс на реформы, взятый- в СССР и Чехословакии во второй половине 80-х годов, нашел свое отражение и в кинематографии. В основу моделей развития кинематографа в этих странах были заложены основные элементы рыночной экономики. Прззде всего это предоставление полной творческой и экономической свободы всех участников кинопроцесса, установление подлинной финансовой ответственности за реоуль таты своей работу. В сфере фильмопродвигхешя ото означало децзнт-рализвцию кинопроката, создание действительно конкурентного рынка киновидеопродукции, где деловые партнеры могут найти друг друга на условиях взаимной выгоды. Кинотеатры и кинсуста"01 ;и наделялись правом самостоятельно определять езоо репертуарную политику.

Основные принципы деятельности сферы реалтации фильмов в новый условие хозяйствования мо:лно определять следующим образом:

- ликвидация.монополии в деятельности кинопроката со сторона государства. Созда! 'е экономически независимых прокатных организаций;

г»

- признание права собственности на фильм студии или заказчика, который по контракту финансирует этот фильм;

- реализация фильмов в основном через ярмарки-фестивали (ки-

«

норынки);

- предоставление полной хозяйственной самостоятельности кинотеатрам.

Исходя из этих принципов, в диссертации рассмотрены общие экономические и организационные основы деятельности предприятий фильмореалиа юцего кошлекса в условиях рыночных отношений. Особо подчеркивается, что кинопредприятия становятся основным хозяйствующим субъектом, ииехгдим полную самостоятельность в осуществлении производственно-хозяйственной деятельности.

Переходя к рассмотрению практики складываздихся рыночных, относени!. в кинематографе России и Ч05Р, диссертант анализирует черты и тенденции этого процесса. Система кинорынков в настоящее время проходит стадию становления и развития. Сегодня насчнтыва-ется более десятка различных более или менее авторитетных,устой^ чивых организационных структур таких, как межгосударственный кинорынок и Российский кинорынок, организуемые достаточно периодично.

Обобщая слогшвзувся на сегодняшний день практику реализации фильмов, можно выделить следующие- формы:

1. Продажа отдельной копии фильма.

2. Продала лицензий та фильм:

а) продается лицензия на фильм с выделением определенного прокатного времени в течение года;

б) продается лицензия на фильм с правом проката на определенной территории;

а) продается лицензия на фильм с правом деыонетрацит филь-

>

ыа по определенному каналу распространения; '

■ г) продается лицензия на фильм с право» демонстрации в организациях о ределенного ведои^тва;

д) продается лицензия на фильм с правом показа для определенной категории зрителей..

3. Продаются права К2 фильм с утратой для продавца (студии) дальнейшего контроля над ним.

Из перечисленных фор« наибольшее- распространение получила продажа лицензий на право проката фильма на определенней территории и на определенный срок. Таким образом в кынепних условиях с развитием предпринимательства и рыночной экономики в днематографе устанавливаются деловые, взаиьевдгодше отношения мегзду сту-дией(или продюсером картины) и кинопрокатом, ме:узу кинопрокатом и киносетью. Однако опыт прошедших киноринков показывает, что эффективная коммерческая деятельность в с§ере фильмореализации невозможна без проведения серьезных маркетинговых исследований, без четко налаженной системы информационного обеспечения.

Рассматривая процесс становления рыночных отношений в кинематографа, необходимо обратить внимание на качествешую сторон!' кинорынка. В ручках исследуемой дроблеш представляет интерес вопрос об изменении содержательной структура создаваемы:: и прокатываемых фильмов. Вполне определен! ыо-ко сказать, что в .жанровом отнесении кинематограф сегодня выглядит более бедно, чем несколько >лет назад. При этом так называемые "серые" фильмы не толыю не исчезли из репертуара, но и умножились. Остро оцуцается дефицит кизтин, способных привлечь внимание детей и подростков. В фильмах о современности основной акцент делается на ее теневых сторона: . Другая крайняя тенденция связана с фильмами, создатели которых делашт стевку на сашй невзыскательный вкус и примитивные зрительские запросы (детектив, криминальный фильм, эротика).

Неблагополучная ситуация в сфере кинопроката усугубляется демонстрацией второсортных развлекательных лент зарубежного производства. Такого рода деятельность является практически бесконтрольной и, как правило, негативно влияет на структуру репертуара кинотеатров. Итоги российски- кинорынков особенно последних, показали тенденцию к отказу от покупок отечественных фильмов. Это объясняется более высокими ценами на них по сравнении с западной продукцией и отсутствием интереса у значительной части зрителей. Здесь сказывается конкуренция зарубежных "кинобоевиков", телеведения, видео. Все это - свидетельство распространяющейся опасной к неконтролируемой тенденции коммерциализации кинематографа, наиболее отчетливо проявляющейся сегодня в сфере альтернативного (негосударственного) кино. Сложизпаяся кризисная ситуация в кинематографии России и ЧСФР связана со стремлением кинопрокатчиков получать немалые прибыли. Сегодня регионы страны сами выстраивает свой репертуар, ориентируясь на зрительский спрос. Поэтому ва-игзл для кинопрокатчиков является систематическое его исследование.

Рассмотренная ситуация в кинематографе говорит о том, что нухкы действенные механизмы формирования прокатной стратегии и регулирования фмьмопродвижения.

Следующим ватным аспектом рассмотрения в диссертации является состояние кинаобслузивания в России и 40SP и его современные характерные черты. Конечную целевую функцию кинематографии - доведение кинофильмов до зрителя, демонстрации картин в кинотеатрах выполняет киносеть. Сегодня она, как и вся российская кинематография, находится в сложном состоянии. Если в 1991 г. было выпучено 250 отечественных фильмов, то в 1992 ожидается 150.- Будучи отраслью финансово самостоятельной, киносеть вынуждена демонстрировать сегодня кассовую кинопродукцию. Поэтому большинство кинотеатров,

не прилагая серьезных усилий, получают прибыли, показывая третьесортное зарубежные фильмы

Зрители чутко реагируют на перемены в репертуарной политике кинотеатров. В 1992 г. количество кинопосецений .составило по бывшему СССР лишь 2,7 млрд., а в России чуть больше 1,5 млрд., т. е. приме; ю на треть меньше, -геи в 1985г. и на.7Й меньше, чем в i990r. В современной структуре кинопоказа практически нет места для эстетически значимых фильмов, произведений национального киноискусства, фильмов для детей. Российский зритель селчас явно теряет интерес к третьесортным американским фильмам. Проведенные в киновидеоцентре "Москва" исследования показали, что средняя посещаемосгь этих фильмов составила 63 зрителя за сеанс. А на фильм лучших режиссеров американского кино разных лет спрос значительно больпе - средняя посещаемость одного сеанса составляет■271 зритель.

При сопоставлении данных по посещаемости фильмов современного отечественного и зарубежного репертуара не трудно заметить, что большей популярностью пользуются фильиы, созданные б СНГ. Летом 1992 г. средняя посещаемость одного сеанса американского фильма составила 63 человека, а отечественного 116. Анализируя создавшиеся диспропорции в репертуарной политике киносети, автор видит одной из главных причин отсутствие серьезных маркетинговых исследований, крайне слабую роль государства в регулировании фильыопрод-вкпения.

t

Схо:ше процессы характеризуют современное состояние кинооб-слугдваюш в ЧСФР. Чехословакия располагает одной из самых развитых и концентрированных киносетей в мире. Екегодяо в ЧСФР демонстрируется около 200 поляшетра-шых художественных фильмов. Из них около ЗОЙ состазляет отечественная продукция. Расчеты показывают, что выпуск в прокат чехословацких фильмов не всегда окупается. Для

возчощений зг.^рат на одни фильм необходимо, чтобч его посмотрели 1,2 млн. человек. Но далеко не всякий фильм собирает такое количество зрителей.

Общая ситуация в чехословацком кинематографе может быть охарактеризована как сложная. Переход на рыночные отношения лииает все сфери кинематографа, особенно киносеть, привычной государственной дотации, что в сочетании с углубляющимися экономическими трудностями ведет к неминуемому кризису национальной кинематографии. В 1592 г. наблюдается резкое, до 40!?, падение кинопосецвемосгл при одновременном росте расходов на кинопроизводство и прокат. Экономические трудности усугубляются оргшшзацкснными, поскольку до сих пор не разработан закон о кино.

В настоящее время з ЧОЗР создшэтся новые акционерные и частные структуры, в том числе в сфере кинссбслу кивания. В стране действуют представители западных, прежде всего американских кинофирм, которые активно начинает осваивать местнчй рынок. Удельный вес фильмов зтах стран а репертуаре кинотеатров заметно возрастает. Вместе с тем падает доля кинопродукции стран СНГ.

Рассмотренная совокупность проблем свидетельствует с слоеных, противоречивых процессах, происходящих в кинематографе России и ЧС£Р. В условиях перехода к рынку система фильыопродюпения дол-хна исходить из новой прокатной стратегии фильмов, основанной на изучении зрительских потребностей.

Вторая глава "Лнализ хиноаудитории и исследование гетре*' гостей кинозрителей" пссзя^ена вопроса«! методического обеспечения изучения зрительской аудитории и содержит конкретный анализ аудитории кинозрителей з России и Ч05Р. Являясь предметом рассмотрения в некоторых ограниченных аспектах, киноаудигория и 'ее потребности не получили достаточно широкого исследования как объект обратной

'.вязи в системе "кино-зрьгель". В особенности это относится к чехословацкое кино.

в

В российской кинематографии сложилось два основных методических подхода к изучению зрительского успеха фильма. Один из них испопьзуется в пречтике работы центральной тиражной комиссии, второй разработан ЕНИИКом. Осдим является то, ч о методики предусматривает: прогнозные заключени ■ экспертов, в которых отражается про-цзсс формирования совокупной конечной прогнозной оценки, т. е. учтываатся художественные достоинства и недостатки фыьма или сценария, его экономический потенциал и другие факторы, прямо или косвенно связанные со зрелищным потенциалом объекта прогноза.

Оценивая возможности применения рассмотренных методик, диссертант приходит к выводу, что они не могут быть в полной мере использованы в данном исследовании. Эти методики основаны на получении и обработке мнений специалистов о возможной реакции зрителей на тот или иной фильм, в то время как в задачи диссзртационного исследования входит изучение самой зрительской аудитории и ее отношения к просмотренным фильмам.

Диссертантом разработана своя методика, в которой предпринята попытка установить единый способ исследования зрительской аудитории, изучения ее потребностей на основе использования количественных и качественных показателей, получаемых в ходе проведения опросов (анкетирования). Предлагаемая методика ставит целью.исследовать структуру кинозрителей в ЧСЗР, их интересы и потребности, а также -качественный уровень клкообсл^оиваиш. Ватлой целью является также изучение современной кинокультуры зрителя в ЧС£Р. Предусматриваемый методикой анкетный опрос должен быть заочным. Его преимущество состоит в возможности охвата больших совокупностей лиц, в простоте статистической обработки результатов обследования.

Анкета включает 45 вопросов. В качестве объекта наблюдения выступают кинозрители разных: социальных групп. В диссертации обосновывается репрезентативность опроса, излагаются методические требования к составлению анкеты и проведешш анкетирования.

На основе разработанной «етодики автором проведено изучение зрительской аудитории и ее запросов. В качестве объекта был еыб-ран контингент зрителей кинс^юстивал:. "Славянский мир", проходившего в Москве и Братиславе в ра-.ках Ме-дународного конгресса славянских культур. Во время просмотров проходил опрос зрителей об их отношении г фильмам на предмет закупки особо понравишихся картин.

Проведенное изучение позволило получить слетущие результате. Установлено, что загрузка зала имеет более выскокиЯ уровень в стране производства фильма. Оценка фильма зрителями была зное в стране производства фильма. 5ильш высокого художественного достоинства полутотл высокие оценки у большой части зрителей. йидьш данного ::'.гифа или определенной тематики в разшх странах смотрят зрители примерно одного возраста. В результате обследования были разработаны рексмэндецди по закупке российских фильмов в Словакию и словацких фильмоь в Россию, подавляющее большинство которых было рза-

0

лизонако.

В третьей главе "Осноь.ле налрбдгения оегулирования процессов фильмопродвидекия в России и ЧСЗР" рассматриваются принципы пестрое гая и функционирования аферы фильыопродвиязкия, а такте фор;.:ы и механизмы регулирования прокатной стратегии в условиях рынка.

Неотъемлемым условием функционирования полноценного аингрын-ка как в Россш, так и в Чехословакии по мнении диссертанта зля- . ется создание'прочной нормативной базы. В первую очередь должен

бить разработан и принят Закон о кино, регламантирувд!" вес виды

творческо-произвопственной и хозяйственной деятельности, "еязан-

*

ноя с созданием, распространением и использованием кинопродукции. В нем должны бить четко определены права собственности, роль го-сударс за по регулированию деятельности в области кино. Закон должен предусматривать завдтные механизмы, обеспечивающие преимущественное положение отечест пенной кинопродукции на внутреннем ринке.

В диссертации сформулированы основы правового статута кинопредприятий, в том числе фильмореализукдей сферы. Диссертант особо подчеркивает, что закон обязан защитить интересы кинозрителе?.. Это касается вопросов поселений кинотеатров, обслуживания сельского зрителя, клубный прокат.

Следующим ооьектом рассмотрения является создание новой организационной структуры системы распространения фильмов, что особен^ но актуально для кинематографии ЧС5Р. Вся система в целом и ее звенья, внутренние и внесшие связи до/таш приводиться в действие экономическими механизмами, основное отличие предлагаемой систеш -многовариантность отношений «езду ее звеньями.

По предлагаемой схеме предвидения фильмов к зрителю может заниматься любая организации-любого ведомства, независимо от формы собственности. Среди наиболее крупных контрагентов студии, определяющих рыночнуа конгзктуру, выделяются следующие: Министерство культуры ЧСФР, региональные объединения кинозрелнц^-к предприятий, не г о судах -твенные прокатные структуры, фирменные кинотеатры студий, прокатные организации лноклубов, "Зкспор^ильм", телевидение, общественные организации.

1Саздая прокатная структура выступает как самостоятельный субъект. Министерство культуры ЧС5Р, размещая заказы и финансируя

производство эстетически и социально значимое картин, становится владельцем этих фильмов и определяет их прокатную стратегии. Региональные объединения кинозрелицных предприятий являются самостоятельными фирмами, имеющими сеть кинотеатров, фильмохракилица, -рекламные подразделения и т. д. Отношения с кинотеатрами, входящими в систему регионального объединения, строятся на рыночных принципах.

• Негосударственные прокатные структуры различных форм собственности осуществляют покупку и реализации кинопродукции, имеющей прокатное удостоверение. Отношения с другими субъектами кинопроцесса строятся на договорных отношениях. Фирменные кинотеатры студий в основном предназначены для монопольной премьерной демонстрации собственных фильмов. Киноклубные организации могут не иметь собственна кинозалов и показывать фильш в арендуемых помещениях. "Зкспортфильм" на внутреннем рынке шжет приобретать фильмы для монопольного проката за рубеаом или для показа в одной или нескольких странах. Некинематографические организации могут приобретать или брать в аренду копии для показа фильма в ведомственной киносети.

Особое место в диссертации занимает рассмотрение форм и механизмов регулирования прокатной стратегии кинофильмов на уровне государства, отрасли, кинопредприятий. Сегодня одной из острых остается проблема финансирования производства- и проката фильмов, не обладаниях высоким коммерческим потенциалом. Определенный вклад в ее решение позволяет внести создание фоада подцеркки и развития кинематографйи. Средства этого фонда предназначается прежде всего цля обеспечения условий создания высокохудожественных, новаторских и общественно значила кинопроизведений и в целях преодоления негативных последствий внедрения рыночных механизмов в кинематограф

Подчеркивая, что создание подобного Фонда особенно актуально для словацкой кинематографии, диссертант рассматривает воэую-лные источники образования {бонда и основные направления его использования.

Другой предполагаемой формой государственного регулирования процессов фильыоцрсрвижения является социально-творческий заказ на прокат кинопродукции. Такая форма не применяется в настоящее время ни в российской, ни в чехословацкой кинематографиях. Социально-творческий заказ должен являться средством осуществления общегосу- ■•. дарственной политики в сфере кино и призван создать льготные условия для распространения высокохудожественных кинопроизведений, в первую очередь отечественного производства, а также детских, дебатов и неигровых фильмов.

Финансирование мероприятий, осуществляемых в рсмках социально- творческого заказа в прокате, долхне производиться за счет Фоада поддержки и развития кино в пределах выделяемых на зти цели средств, с привлечением в необходимых случаях с согласия органа государственного управления кинематографией дополнительных средств за счет учредителей, пожертвований различных организация и др.

Программа фильмов, прокат которых осуществляется на условиях социально-творческого заказа, должна формироваться на основе конкурсного отбора из предложений органа государственного управления кинематографией, творческих и общественных организаций.

Взаимоотношения между органом государственного управления кинематографией и киноорганизацшши по распространения кинопродукции, прокатываемой на условиях социально-творческого заказа, должны определяться, как правило, на основании договоров, заключаемых по ка-адс^; йЩофильму •

¿¿ Договорах могут предусматриваться: -льготные условия оплаты тиражей этиг кинофильмов;

-г. -

- аренда экранного времени в кинотеатрах (на киноустановках) для широкого их продвижения;

- полное или частичное рекламирование этой продукции;

- материальное поощрение работников киносети, прининаваих активное участие в прокате такой кинопродукции;

- тиражирование отдельных кинофильмов специально для сельской киносети и др.

• Киноорганизгциян, ;;о?орце осуществляют прокат кинофильмов на условиях социально-творческого заказа, следует предоставить право на экономические льготы по налогообложению.

Важным инструментом государственного регулирования прокатной стратега« ыозет явиться регистрация и сертификация кинопродукции, предназначенной к публичной демонстрации в стране. Для этого образуется Гс ударственный регистр фильмов, который создается государственным органом страны по руководству кинематографией.

Государственная регистрация кинофи .ьмоз является основанием для выдачи разрешительных прокатных удостоверений, при отсутствии которых публ!гчная демонстрация юиофильма в стране не допускается.

Одновременно с государственной регистрацией Государственный регистр кинофильмов страны должен осуществлять их сертификацию, устанавливая порядок их демонстрации в зависимости от веда и эстетического качества фильма, - таюее с учетом возрастных категорий зрительской аудитории (дети и подростки).

Сертификация кинопродукции кадет слупить тгк?.е основой системы дифференцированного налогообложения предприятий н организаций, занимавшихся'ее производством, реализацией и показом.

Диссертантом предложено разделение кинопродукции на пять категорий по ставка!! налогообложения, а такг-.е определены объекты налогообложения. Налогом доданы облагаться: фильмопроизводяцие пред-

приятия; предприятия - посредники по продаже кинопродукции в кинопрокат и на телевидение; предприятия, покупающие лицензии на право показа зарубехноП кинопродукции и продагадие зарубежную кинопродукцию кинозрелищныы организация!); кинотеатры, видеосалоны и другие ^инозрелггсдое предприятия с ка-здето проданного зрителю билета, различные каналы телевидения за покое кинопродукции. Налоги дол-жы взиматься в зависжости от категории продукции. В процентном отношении они долхны обеспечивать протекцию отечественной ь;!Нопродтсции. Исходя из зарубежной практики налогообложения и опыта отечественной .кинематографии, в диссертации рассмотрена возможная система налогообложения.

Регулирование прокатной стратегии фильмопродвизения на уро1 не предприятий возможно при помо^1 использования инструмента прокатной платы и дифференциации форм реализации фильма. Дифференциация прокатной платы мо~ет быть самой аирокой - от 0 до 79-80 % от валового сбора. Величина прокатной платы должна зависеть от очередности показа (премьерный или не"), сроков показа, количества сеансов и других факторов. Форма внесения прокатной платы монет быть различной: как в виде твердой суммы, определяемой заранее и еноспмой до показа фильма, так и в виде норматива отчислений от валового сбора, й среднем- величина прокатных платежей долкна составить около 35 % к валового сбору.

В таких условиях возможно проведение эффективной репертуарной политики. В случае необходимости сирокого показа кинофильма (например, ¡з порядке социально-творческого заказа) и если нгт уверенности в больших касссаых сборах норматив лрокатной платы может быть установлен на низком уровне: 5 -10 % к валовому сбору, либо при 20 %-ной прокатной плате устанавливается твердая скидка. Наоборот, когда показ нежелателен или доходы от фильма очень вы-

-г -

со..;:, то ус ановлеь.'.е высокого норматива (до 51 - 60 %) или сзп-изние единовременной сугпп1. погут значительно ос: бить за-росы кинотеатров в сироком или премьерноп показах данного фильма.

В условиях перехода к рынку.следует отделить продачу разных прав на прокат фильма и, соответственно, по-разному их оплачивать:

1. Продаваться могут все права на прокат фильма. В этом случае оптовый прокатчик становится как бы "хозяином" фильма, мот.ет продавать права на его -оохат а любо;.: виде.

2. Все права могут продаваться отдельно и различны.! организациям.

Если права на прокат фильмов продаются в наборе, то общая стоимость их продав! должна складываться из суммы стоимости отдельных прав. Однако при этой должно выполняться одно условие: если по;супгшц<н организация реализует только одно из прав на кинопрокат , а по осталькьзл является посрзд.лком, то оплата этого права ма::ст производиться по системе "авакс-отчисления", а остальные права до.таны оплачиваться только единовременно.

Элементом целенаправленной прокатной стратегии кот.ет являться дифференцированный показ фильмов, учитывалщи.. социальную и эстетическую ценное?') произведения, культурные интересы и различия зрительской аудитории. Его механизм - репертуарккз кинотеатры разных типов (кинотеатры "ыассозого" фильма, экспериментального кино, кинотеатры проблемного фильма, "повторного фильма", "чллизиэк-му-зей", клубжо кинотеатры "и т. д.) .Полностью раскрывая зрели-дный и эстетический потенциал своего типа фильмов, репертуарный кинотеатр работает по 'особому штатному расписанию и финансовому плану, которые позволяют сконцентрировать все усилия кинотеаа^а на выявление и организации "езоега" зрителя.направить соответствующие средства на проведение работы по своему типу зрителя.

Цроведенже в диссертации исследования позволили сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Формирование рыночных отношений в кинематографии России, Чехии и Словакии явлнэтся слоздшд и противоречивым процессом связанным с воздействием объективных и субъективных факторов.

2. Предоставление участникам шшопроцесса полной творческой и хозяйственной самостоятельности меняет финансовые отношения студий и кинопрокатчиков, что обостряет противоречивую ситуацию в сфере предложения.

3.- В распределении денеашх средств резко обострчэтся конку-ренция медлу производителями (владельцами) фильмов, что кеизбзхво вызывает коммерциализацию пдаматографа, как в сфере производства, так и в сфере проката. Это ведет к разбадансированшсти единства задач и целей - решение социокультурных (репертуарных) ц фккалсо-бых задач. Отсюда поступление в киносеть копай худояественшх произведений, не обладающих коммерческим потенциалом, но шеющас эстетический интерес, оказалось крайн-з ограничением.

4" Коммерциализация кинематографа как в России, так к в Чехии и Словакии ведет к замэтноыу сокращению выпуска к проката отечественных картин на внутреннем рынке и реЕКому росту чжсла зарубежных, главкш* образом американские, фильмов в гзгаэрсзартуарах.'

5.' Негативные тенденции в система филььшродв'яяьнйя усугубляются практически отсутствием механизмов регулирования щяхрлуш стратегии, в первую очередь со стороны государства. В рззу-^тате создается реальная угроза дальнеЗаему развита Еацпоаальнох'о киноискусства.

6.- Серьезным препятствий* для формирования полноцзншх ршач-пых отношений в кинематографиях Росою*, Чзхш: и Слозазш вздуется отсутствие прочной нормативно-правовой базы, в первую очередь Закона о кино.

- ы -

7. Болздишство производителей и ггрокатчнкоз :^-;кспроду;-тдш1 в кастоякео время на проводят трквтпнговнэ последовшшя шю~ ринка, изучен:« зрительской аудитория, з результате чего у них отсутствует объективное знайке ржочной нопъвктурз.

8.' Проведенное исследование позволило прздлонать иошлекс мер по регулирования процессов фзлхьюпроделения 3 'России, Чехии и Словакия пря певзхода рынку." Она кагут бить представлена следующими налразяетимп.*

8Л. В срганнзац:иЕН>-прааоЕой области:

- создание всеой&емяезей иразово5 баз«, в пзрзуп очзрздь Закона о ккко, реглизагнрудаей все вндц творческоЗ н хозгЗстззн-

ио11 деятельности участников киюпрсцесса» регулирующую тиль государства, интересов клиозрндазлеЗ;

- форшрованкз ковоЗ органвзагизг -щэй структурл систеин мопродзигвкля с спргдзлонгем правового лтатуса субт^ектоз рыночник отнозгиг-й различии фор,« собсзепноста.'

8.2. В области сошшьш-эковошчесаого регулирования:

- проведение исследований аудитора кзшэгрптелей на оскеггигл разработанной шгодапса к целыэ изучения юс тютрзбшетей, сегментирования ранка явноародукцвз и определения прокатной стратегии;

- введенне соцгглвко~таорч"ССкого заказа в сиотегя) фкиэпро-двгхеЕия с целью протязодейсгзня кошара*. лпзащи ютаорзпертуара;

- взз.язнке систему кугзгорзровгввд ютонродукаил с цельте дтфтрзрещировгянл проглпой политика;

- знадрзся сяотекц дшЗфзроваафовазаого Еаяогзо&тгаюм фзльшЕроиздодгдк, прока-пш, посреднических: и кнлозрзлшшнх предприятий з структур, способствующей щмуведениэ опрэдеяашей прогаткоЗ стратэпыг;'

- создание фонда поддержек словацкой гакэматографни для

содействия реализации творческих и социально-экономических про*

грсмм развития национального киноис1сусства.

Основные положения диссертации нсили отра-.-.ение в следующих публикациях.

1. Проблемы функционирования кинорынка на современном этапе // Всесоюзная научно-практическая конференция "Хозяйственны!: (механизм кинематографии в условиях радикальной экономической реформы". М., 1939. - 0,2 п. л.

2. Сравнительный анализ восприятия фильмов в различных регионах стрсны // Всесоюзная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы изучения общественного мнения телезрителей". Уфа, 1990. - 0,2 п. л.

3. Кинорынок - новое явлении // Научно-практическая конференция аспирантов "Особенности современного кинопроцесса". Ц.,

' ВГИК, 1991. - 0,1 п. л.

4. Спрос ро::<дает предложение // Научно-практичзская конференция аспирантов "Теория я практика кино". М., ВГИК, 1992. -0,1 п т.

5. Сравнительный анализ изучения мнений кинозрителей на фестивалях в Москве и Братиславе //Сборник научных работ аспирантов ВГИК, 1992. - 0,2 п.л.

¿ах. 15-100 В1Ж