Инновационные направления перспективного развития кинематографии тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Сахарова, Ирина Николаевна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2012
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Инновационные направления перспективного развития кинематографии"

На правах рукописи

САХАРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА ^

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

КИНЕМАТОГРАФИИ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами -

сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург 2012

005018737

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетно образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санк Петербургский государственный университет кино и телевидения»

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент

Какосьян Эва Крикоровна

Официальные оппоненты: Гаврильчак Надежда Игоревна,

доктор экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»

Глухов Виктор Владимирович,

кандидат экономических наук, генеральный директор ОАО «Роскинопрокат»

Ведущая организация - Федеральное государственное образовательн

учреждение высшего и послевузовско профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова»

Защита состоится «25» апреля 2012 г. в часов на заседаш

диссертационного совета Д 210.021.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургск государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Сан Петербург, улица Правды, дом 13, аудитория 1529.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Сан Петербургский государственный университет кино и телевидения»

Автореферат разослан марта 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

П.А. Булочник

1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Современная отечественная кинематография находится на этапе развития, характеризующимся повышением предпринимательской активности кинопредприятий, увеличением количества создаваемой кинопродукции, ростом федеральных и региональных сетей кинопроката и кинопоказа, выходом на российский рынок кинопроизводства зарубежных киностудий. Поддержание высоких темпов экономического роста кинематографии России, конкурентоспособности производства отечественной кинопродукции и оказания кинозрелищных услуг населению в условиях быстрого изменения состояний внешней среды хозяйствующих субъектов требует поиска инновационных направлений перспективного развития киноотрасли, что в свою очередь позволит в полной мере использовать материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы кинематографического комплекса.

Использование инновационных подходов в развитии кинематографии, направленных на повышение экономической и социальной результативности в условиях нестабильной внешней среды, требует рационализации управленческих воздействий на процесс производства кинофильмов, их прокат и оказание потребителям кинозрелищных услуг с целью повышения экономических и финансовых результатов инвестирования в кинопроизводство, роста уровня инвестиционной привлекательности киноотрасли, ее субъектов хозяйствования.

Определение инновационных направлений перспективного развития кинематографии в существенной степени зависит от учета особенностей текущего функционирования и перспективного развития локальных и отраслевых составляющих киноотрасли, что позволит наиболее точно определить стратегические ориентиры результативности.

Актуальность решения поставленных в диссертационном исследовании проблем определения и обоснования инновационных направлений перспективного развития кинематографии, ее целевой ориентации на достижение высоких экономических и социальных результатов возрастает в период нестабильной экономической ситуации на рынке, роста конкуренции среди участников производства кинопродукции и предоставления кинозрелищных услуг, низкого инновационного уровня кинопроизводства и кинопоказа.

Научные проблемы определения сущностных представлений инновационного развития киноотрасли, принципов и методических рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсного и инновационного потенциала хозяйствующих объектов кинематографии в период нестабильной ситуации в мировой экономики также требуют своего решения.

В этой связи все более актуальными становятся методологические и методические решения по рационализации взаимодействия элементов системы управления экономической и инновационной деятельностью в кинематографии. Гибкость и высокая адаптивность предпринимаемых мер по соблюдению целевой ориентации на достижении планируемых результатов, эффективное потребление материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов в процессе социально-экономического и инновационного развития хозяйствующих субъектов киноотрасли выступают основой ее экономического роста.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важных народнохозяйственных задач, как научное обоснование и определение инновационных направлений перспективного развития кинематографии, разработка методических основ реализации инновационных подходов к повышению качества и экономических результатов хозяйствующих субъектов киноотрасли.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации, кинематографической отрасли, субъектов хозяйствования в исследованиях по определению инновационных направлений перспективного развития кинематографии определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель диссертационной работы заключается в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера по формированию инновационных направлений перспективного развития кинематографии.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• раскрыть сущностные представления экономической и инновационной деятельности развития кинематографии;

• установить, проанализировать и обосновать особенности текущего функционирования и перспективного инновационного развития кинематографии;

• выполнить экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии в России;

• осуществить сравнительный анализ инновационной и экономической деятельности кинематографии за рубежом;

• предложить и научно обосновать комплекс государственных мер регулирующего и стимулирующего характера, направленный на повышение качества управления инновационной деятельностью в кинематографии;

• определить среднесрочные прогнозные оценки экономических результатов экономической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии;

• определить и обосновать направления перспективного развития кинематографии.

Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы формирования инновационных направлений перспективного развития кинематографии.

Объектом исследования выступают процессы экономического и инновационного развития кинематографии, хозяйствующие субъекты и в целом кинематография.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного и экономического анализа киноотрасли, формирования условий для повышения уровня взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления хозяйствующих субъектов кинематографии, рационализации процесса формирования инновационных направлений развития отрасли, научного обоснования повышения на этой основе темпов перспективного развития кинематографии.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем, явились новейшие исследования российских и зарубежных специалистов в области управления, организации, планирования, прогнозирования перспективного развития киноотрасли, социально-культурной сферой в целом, законы Российской Федерации, федеральные и региональные программы развития культуры, инструкции, положения и информационные материалы деятельности учреждений культуры, кинематографии, а также указы президента, постановления правительства страны, регламентирующие социально-экономические отношения хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли.

В диссертации нашли применение такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок. В диссертационной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о динамике развитии кинематографии в Российской Федерации и за рубежом. Выполненные в диссертационном исследовании методические разработки, теоретические положения базируются на достигнутом уровне экономической науки, науки об управлении, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.

Выводы диссертации:

1. Кинематография представляет собой целостную систему взаимодействия хозяйствующих субъектов, деятельность которых направлена на производство, распределение и сбыт кинопродукции, с конкурирующими предприятиями, развитие которой зависит от влияния сопровождающих отраслей. При этом данная система должна стремиться к равновесию всех процессов, поскольку нарушение их целостности ведет к

невыполнению функций отдельных структур и системы в целом, что непосредственно влияет на эффективность ее функционирования.

2. Внедрение инноваций в процесс производства и потребления кинопродукции является объективной необходимостью для эффективного развития отрасли, при этом сложность инновационной деятельности в кинематографии заключается в специфике мотивации персонала. В силу этого инновационная деятельность должна быть направлена не только на повышение экономической эффективности кинопроцесса, но и на получение творческого эффекта.

3. К особенностям экономического и инновационного развития кинематографии можно отнести: использование всех видов ресурсов, способствующих эффективному процессу производства, распределению и продвижению продукции киноотрасли; формирование действенной государственной политики развития кинематографии, в соответствии с которой государство должно создавать как экономические, так и правовые, социальные механизмы, стимулирующие инновационную деятельность; внедрение новых методов и стандартов для совершенствования структур управления хозяйствующими субъектами кинематографии, реализации новых или установленных ранее стратегических ориентиров кинокомпаний, что обеспечит рост социально-экономической результативности кинопредприятий; создание условий для социальных изменений в киноотрасли, формирования позитивных социальных эффектов, повышения результативности кинопроектов.

4. Определение основных направлений экономического и инновационного развития кинематографии в России непосредственно связано с: формированием системы распределения государственной поддержки кинопродукции социокультурного значения; разработкой системы поддержки государством коммерческих фильмов, создаваемых для широкой аудитории, на основе механизма возвратного финансирования; формированием фонда финансирования кинопроизводства и проката национальных фильмов за счет введение налога с продажи билетов в кинотеатрах; введением системы налогового кредита на приобретение цифрового оборудования, что предоставляет возможность устойчивого и опережающего роста экономических результатов по сравнению с затратами при переходе кинотеатров на цифровой кинопоказ; разработкой целевых программ развития кинематографии в регионах, что создаст условия развития социально-культурной инфраструктуры в малых городах страны.

5. Кинопроизводство должно быть ориентировано на создание кинофильмов, способствующих культурному и нравственному воспитанию граждан, выражающих идеалы российской государственности и гуманизма, отражающих кардинальные проблемы современного российского общества. Одним из главных направлений развития кинопроизводства в современных условиях хозяйствования является создание полнометражных анимационных

фильмов, прокат которых активно осуществляется в кинотеатрах, что приводит к росту кассовых сборов.

6. Осуществление кинопоказа в малых городах является обнадеживающей гарантией перспективного развития кинопроката, и кинематографии в целом, опирающейся на поддержку региональных властей и внедрение цифровых технологий кинодисгрибьюции и демонстрации фильмов. При этом кинотеатры в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек должны тесно взаимодействовать с крупными участниками на рынке кинопоказа.

7. Для перехода российских кинотеатров в малых городах на цифровые технологии кинопоказа необходимо формирование единой концепции переоснащения киносети страны, которая должна предусматривать: комплекс инновационных и инвестиционных мер по переоснащению кинотеатров; снижение затрат на выпуск и распространение кинофильмов; расширение зрительской аудитории современных кинотеатров за счет увеличения доступа кинозрителей к фильмам различной тематики; создание условий для международного сотрудничества и культурного обмена на основе единых международных стандартов цифрового кинопоказа.

8. Обеспечение ускоренного экономического и инновационного развития киноотрасли в условиях нестабильного состояния внешней среды возможно при помощи государственно-частного партнерства, в процессе которого государство берет на себя расходы по созданию инфраструктуры рассматриваемой отрасли, а хозяйствующие субъекты - обязательства по ее использованию на определенных условиях в соответствии с приоритетами развития кинематографии, определенными на федеральном уровне. Данный механизм может быть использован на региональном и муниципальном уровнях управления, способствуя тем самым решению задач перспективного развития кинематографической отрасли.

9. При разработке направлений перспективного экономического и инновационного развития кинематографии Российской Федерации необходимо учитывать социально-экономические и культурные приоритеты народного хозяйства, установленные на федеральном уровне, что позволит обеспечить единство целевой ориентации всех хозяйствующих субъектов киноотрасли, создаст благоприятные условия, способствующие повышению эффективности их функционирования. К основным экономическим и инновационным направлениям средне-, долгосрочного развития российской киноиндустрии относятся: обеспечение условий для создания художественных и общественно значимых кинопроизведений; изменение структуры репертуара кинопоказа: расширение производства и повышение конкурентоспособности отечественных фильмов в условиях массового проката на экранах страны зарубежной кинопродукции; укрепление экономической и правовой базы кинематографии; обеспечение устойчивого развития кинематографических структур как одного из главных условий их

привлекательности для внебюджетых инвесторов; развитие системы профессионального образования для обеспечения отечественной кинематографии необходимым кадровым составом; взаимодействие субъектов кинематографии с государственными органами управления, в процессе государственной поддержки развития кинематографии России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; создание благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфере производства и проката отечественной кинопродукции, в частности постепенный переход на систему возвратного финансирования кинопроектов; расширение делового сотрудничества российских организаций кинематографии с зарубежными партнерами; развитие контактов и повышение эффективности взаимодействия кинематографии с телевидением.

2. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Личное участие автора состоит в определении цели и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом многолетних исследований автора.

В настоящее время в Российской Федерации одним из главных условий перспективного развития кинематографии являются преобразования, направленные на обновление объектов . киноотрасли и повышение инновационного уровня инфраструктуры, что обеспечит увеличение экономической и инвестиционной результативности функционирования хозяйствующих субъектов. Реализация инновационных преобразований в России возможна на основе составления перспективного прогноза развития киноотрасли, обеспечивающего необходимый уровень системности управленческих решений, адекватную реакцию хозяйствующих субъектов кинематографии на происходящие в долгосрочном периоде времени инновационные и экономические изменения во внешней среде.

Прогноз долгосрочного инновационного и экономического развития кинематографии должен осуществляться на основе системного подхода к взаимодействию экономических, инновационных и социальных факторов, обуславливающих текущую и перспективную экономическую результативность, эффективность использования ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов киноотрасли.

Системный подход предоставляет возможность на основе учета влияния факторов внешней и внутренней сред на экономическое и инновационное развитие повысить уровень управления кинематографией. В то же время объективная оценка экономического и инновационного развития кинематографии должна базироваться на прогнозе средне-, долгосрочного

функционирования национальной экономики с учетом влияния на специфику не только киноиндустрии, изменений состояния макро-, микросред в определенных интервалах и в неопределенном времени, но и на ее отдельные отраслевые составляющие, имеющие различную целевую ориентацию, обладающие разноуровневыми потенциальными возможностями по привлечению внебюджетных источников финансирования и государственной поддержки.

Анализ динамики общего числа и количества открытия новых цифровых залов в России за 2009-2010 года свидетельствует о том, что число залов возросло в 9 раз и к концу 2010 года достигло 657. При этом большинство из них открылось под управлением федеральных операторов и независимых кинотеатров, доля рынка которых соответственно составила 45% (422 зала) и 31% (305 залов), а доля рынка по цифровым залам региональных сетей всего 8% (63 зала), что является негативным фактором, свидетельствующим о значительной неравномерности экономического развития хозяйствующих субъектов кинематографии Российской Федерации.

В диссертации отмечается, что в современных экономических условиях техническое и инновационное состояние объектов инфраструктуры киноотрасли требует значительных изменений. При существующем объеме государственного финансирования расширение рынка кинопоказа в малонаселенных регионах трудноосуществимо. В связи с этим возникает необходимость привлечения частных инвестиций. Оптимистический сценарный прогноз развития инфраструктуры кинопоказа возможен на основе государственно-частного партнерства, которое обеспечит благоприятные условия перспективного развития кинематографического комплекса, его эффективное использование, повышение объемов собственных и привлеченных финансовых ресурсов. Поэтому становиться важным нормативно-правовое обеспечение со стороны государства, обеспечивающие защиту инвесторов и снижение рискованности инвестиций. Существенным становится и фактор стимулирования инноваций в различных структурных составляющих кинематографии с учетом особенностей взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление кинозрелищных услуг, с предприятиями других отраслей национальной экономики.

Результаты анализа изменений экономических, бюджетных, образовательных факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на экономическую результативность функционирования субъектов хозяйствования кинематографии, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление потребителям кинозрелищных услуг, позволяют осуществить экономико-математическими методами прогноз развития хозяйствующих субъектов кинематографии на среднесрочную перспективу до 2016 года. Такой горизонт прогнозирования обусловлен тем, что для факторов внешней среды, которые могут повлиять на средне-,

долгосрочное социально-экономическое и инновационное развитие кинематографии, следует устанавливать интервал времени, соответствующий наступлению последствий их влияния.

В целях повышения темпов экономического роста хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление кинозрелищных услуг на период 2012-2016 год, в соответствии с программными инновационными целями и оптимистическим сценарием прогноза развития киноотрасли, как нам представляется, необходимо:

• создать рыночные механизмы финансирования процесса перевода всех хозяйствующих субъектов кинематографии на цифровой формат;

• развивать объекты инфраструктуры киносети в регионах с численностью населения менее 100 тыс. человек за счет государственно-частного партнерства;

• производить социально значимую кинопродукцию, соответствующую потребностям зрителей, и дальнейшее ее распространение в киносети страны;

• сформировать системы подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации работников в связи с внедрением цифрового оборудования;

• внедрить инновационные подходы к деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии на всех уровнях управления;

• разрабатывать инвестиционно привлекательные проекты для дальнейшего совместного кинопроизводства;

• повышать качество демонстрации и зрелищности кинофильмов;

• содействовать деятельности отечественных кинопроизводителей, создавать программное обеспечение для управления процессом кинопоказа.

В диссертации сделан вывод о том, что для повышения эффективности функционирования кинематографии должен быть сформирован государственный механизм перераспределения финансовых средств, полученных кинотеатрами, с целью увеличения объемов производства отечественной кинопродукции, что возможно, в частности, на основе созданного в 2009 году фонда поддержки и развития кинематографии. Формирование механизма перераспределения финансовых средств позволит значительно повысить доходы киноотрасли, создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. В этом случае следует ожидать дальнейшего увеличения количества отечественных кинотеатров за счет строительства кинозалов, отвечающих современным требованиям.

В диссертации отмечается, что развитие отдельных структурных составляющих киноотрасли, для которых характерны существенные отличия в условиях самофинансирования, разный инновационный потенциал, должно осуществляться по различным сценариям, вероятность реализации которых

определяется главным образом государственной поддержкой кинематографии Российской Федерации, а также эффективностью функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции и оказание кинозрелищных услуг гражданам страны.

В диссертации сделан и обоснован вывод о том, что экономико-математические и экспертно-сценарные прогнозы экономического и инновационного развития кинематографии, ее кинопроизводства, проката фильмов и процесса кинопоказа, осуществляемые на основе статистической репрезентативности данных об экономической, инвестиционной и инновационной деятельности субъектов хозяйствования, системного подхода к учету влияния экономических, инновационных и социальных факторов внешней и внутренней сред на функционирование кинематографической отраслевой составляющей сферы культуры, предоставляют возможность разноуровневым органам управления социально-экономическим и инновационным развитием кинематографии: учитывать их как целевые ориентиры к достижению экономической и инвестиционной результативности в среднесрочном периоде, как наиболее вероятные сценарии наступления экономических, социальных и инновационных последствий развития; формировать и реализовывать комплексные меры по повышению объемов кинопроизводства, проката кинофильмов, оказания кинозрелищных услуг потребителям в условиях неустойчивого состояния внешней среды.

При разработке экономических и инновационных направлений перспективного развития российской кинематографии необходимо учитывать приоритеты социально-экономического, инновационного и культурного развития народного хозяйства, принятые на федеральном уровне, что позволит обеспечить единство целевой ориентации на достижение наибольших экономических результатов всех хозяйствующих субъектов киноотрасли, создаст благоприятные условия, способствующие повышению эффективности их функционирования, качества кинопродукции, используемых трудовых, материально-технических и информационных ресурсов.

В диссертации обосновывается вывод о том, что государственное финансирование киноотрасли должно осуществляться по таким направлениям, как: кинопроизводство; кинопрокат и кинопоказ; международное сотрудничество в области кинематографии; централизованное приобретение импортных кинопроизведений; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в киноотрасли.

В диссертации отмечается, что кинопроизводство должно быть ориентировано на создание фильмов, способствующих культурному и нравственному воспитанию граждан, выражающих идеалы российской

государственности и гуманизма, отражающих кардинальные социально-культурные и иные проблемы российского общества. Одним из направлений повышения экономической результативности кинопроизводства является создание полнометражных анимационных фильмов, выступающих полноценными участниками кинотеатрального проката и получающих все большее признание зрительской аудитории, в связи с этим и высокие кассовые сборы. При этом в области анимационного кино приоритетной остается задача сохранения лучших традиций отечественной анимации, ориентированных на создание занимательных короткометражных фильмов для детей.

Развитие национальной анимации полностью зависит от экономических и инновационных возможностей в связи с этим комплексные меры должны быть направлены на индустриализацию анимационного кино и основываться на деффиренцированном подходе к производству короткометражного, полнометражного кино и анимационных сериалов.

Обновление механизма государственного регулирования развития игрового кино само по себе может придать дополнительную позитивную динамику кинематографии и сделать привлекательным вхождение иностранного и отечественного капитала в сферу киноиндустрии.

В связи с этим, можно использовать схему финансовых ресурсов производства фильмов (рис. 1).

Рис. 1 Схема финансового обеспечения производства кинофильмов

Рис. 1 свидетельствует о том, что основным звеном в финансовом обеспечении производства фильмов, на которое следует опираться, является зритель, влияющий на кассовые сборы кинотеатров, что выражается: в динамике посещаемости; количестве покупок видеопродукции; в предпочтении потребителем киноуслуг просмотра определенных киноканалов, абонентом которых он является.

Каждый из участников рынка кинопроизводства и кинопоказа (кинотеатры, розничные продавцы видео, телевидение, киноканалы) отчисляет налоговые сборы в федеральный бюджет Российской Федерации, для формирования региональных фондов поддержки производства фильмов. В производстве кинофильмов могут участвовать киноканалы, финансируя создание кинокартин на основе их предпродаж, телевидение как участник совместного производства, создавая фильмы по спецзаказам. Видеоиздатели и прокатчики могут выступать в качестве кредиторов производства.

В диссертации отмечается, что достижение целевых ориентиров экономической и инновационной результативности в рамках механизма рационализации деятельности кинопроката и оказания кинозрелищных услуг может быть обеспечено лишь при условии формирования комплексных мер на региональном уровне по повышению степени взаимодействия технологических и ресурсных составляющих системы кинопроката и кинопоказа, что может быть достигнуто на основе системного решения проблем социально-экономического и культурного развития административно-территориальных образований.

Политика региональных органов управления кинематографией должна быть направлена на сокращение числа тех убыточных хозяйствующих субъектов, которые не могут эффективно функционировать в условиях рынка. Такой подход позволит существенно повысить эффективность использования бюджетных ресурсов киноотрасли, а также будет способствовать привлечению средств инвесторов.

Сам процесс оказания кинозрелищных услуг необходимо стимулировать с помощью экономических, финансовых и налоговых мер, комплексно взаимодействующий инструментарий которых в дальнейшем может способствовать оптимизации территориального размещения хозяйствующих субъектов кинематографии в регионах.

Одной из тенденций экономического и инновационного развития современного рынка кинопоказа является поглощение крупными операторами киносетей независимых кинотеатров либо посредством покупки, либо на основе подписания договоров репертуарного планирования, вывод из состава крупных киносетей малозальных и бесперспективных кинотеатров. При этом смена методов экономического развития от экстенсивных к интенсивным предполагает: принятие комплекса мер по оздоровлению предпринимательства, повышению эффективности управления; формирование и улучшение программ лояльности для

киноаудитории; расширение репертуара кинозалов за счет альтернативного контента не только на основе регулярных показов, но и в форме одноразовых акций-событий; сегментацию аудитории по зрительским интересам и внедрение уникальных методов работы с каждьм сегментом в отдельности. Подобные изменения касаются реконструкции и ремонта уже действующих современных кинокомплексов, открытых несколько лет назад, концепций кинотеатров в целом и отдельных залов (оборудование УГР-зон и кинозалов) в частности.

В диссертации обосновывается утверждение автора о том, что в настоящее время наблюдается тенденция монополизации рынка кинопроката крупными корпоративными объединениями, которые диктуют свои условия небольшим участникам рынка (независимые дистрибьюторы и кинотеатры). Фильмы студий-мейджоров пользуются повышенным спросом со стороны кинотеатров, готовых идти на различные уступки прокатчику (по числу сеансов, срокам прокатов, количеству копий в кинотеатрах, цене билета, срокам оплаты). Фильмы независимых же дистрибьюторов бывает очень сложно распределить по кинозалам. Данная ситуация ущемляет права малых субъектов хозяйствования как в сфере кинопроката, так и кинопоказа и препятствует их экономическому и инновационному развитию, а также расширению состава независимых участников кинорынка. В результате в кинотеатрах формируется узкий репертуар, что, в свою очередь, сдерживает рост уровня посещаемости.

Причина такого ограниченного репертуара заключается в том, что при появлении кинофильмов в цифровом формате, число которых постоянно растет, одновременно с числом цифровых кинозалов, большинство кинотеатров, прежде всего, предпочитают работать с кинокартинами в 30 формате. В связи с этим складывается ситуация, при которой независимым прокатчикам все сложнее становиться конкурировать на рынке цифрового кинопоказа.

Перспективное экономическое и инновационное развития кинематографии в настоящее время должно обеспечивать рациональное функционирование механизма распределения финансовых средств между хозяйствующими субъектами отрасли (рис 2).

Организационно-экономический механизм перераспределения финансовых средств предоставляет возможность использования системного подхода, обеспечивающего комплексное решение существующих проблем субъектов хозяйствования рассматриваемой отрасли.

Переоснащение киноорганизаций цифровым оборудованием, внедрение новых технологий кинопроизводства и кинопоказа, строительство новых кинотеатров, кинозалов в малых населенных пунктах должно осуществляться за счет привлечения инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, что будет способствовать повышению инновационного уровня кинопроизводства и качественному развитию

инфраструктуры в регионах. Оценка результатов данного партнерства должна учитывать как экономический, так и социальной эффект, полученный в результате деятельности субъектов хозяйствования кинопроката и кинопоказа после перехода хозяйствующего субъекта на цифровое воспроизведение и создание кинофильмов.

Рис. 2 Схема механизма распределения финансовых средств между хозяйствующими субъектами киноотрасли

Предприятиям кинопоказа и кинопроката необходимо изменение репертуарной политики в той мере, которая будет способствовать росту посещаемости кинотеатров, а также повышению культурного уровня зрителей. В основе рациональной репертуарной политики должны быть положены такие принципы, как: эффективность реализации кинорепертуара; количественный учет основных факторов, влияющих на репертуарную и технологическую ситуацию; предсказуемость и контроль за исполнением репертуара кинофильмов.

В диссертации сделан вывод о том, что экономическое и инновационное развитие кинематографии в регионах не может происходить без повышения уровня инновационности процесса оказания кинозрелищных услуг, их качества, учитывающих предпочтения и вкусы потребителей, а также влияние таких основных факторов, как социально-экономические приоритеты государственной политики в области кинематографии и основные социокультурные потребности зрителей.

Автор отмечает, что необходимо пересмотреть механизм предоставления налоговых льгот киносетям. Отечественные фильмы должны

облагаться по льготным налоговым ставкам, что, в свою очередь, будет способствовать их продвижению на рынок. При этом налоговая система не должна быть излишне централизованной, а федеральный бюджет не должен выступать как главный инструмент перераспределения налоговых доходов, что будет ограничивать возможности субъектов управления на региональном и муниципальном уровнях по использованию налоговых платежей в качестве фонда поддержки развития хозяйствующих субъектов, в частности региональной киноотрасли.

3. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:

• сформулированы и научно обоснованы условия развития кинематографии, ориентированные на достижение наибольших экономических, социальных результатов, рост конкурентоспособности производства кинопродукции, оказание кинозрелищных услуг в современных условиях хозяйствования;

• разработаны теоретические положения инновационного развития кинематографии, выявлены особенности регулирования процесса ресурсообеспеченного достижения устанавливаемых финансово-экономических и социальных результатов перспективного развития киноотрасли в целом и её структурных составляющих;

• на основе сравнительного анализа результатов деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии определены основные тенденции развития отрасли, выявлены факторы, ограничивающие ускорение темпов экономического и социального роста объектов киноотрасли;

• составлен экспертно-прогнозный сценарий и создана экономико-математическая модель среднесрочных экономических оценок и перспективного инновационного и экономического развития кинематографии, как отраслевой составляющей сферы культуры, позволяющие на системной основе выбирать экономически и социально значимые инновационные проекты, достигать в рассматриваемом периоде планируемых результатов в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике;

• определены экономические и инновационные направления перспективного развития кинематографии на основе рационального использования всех видов ресурсов в процессе производства, распределения и продвижения кинопродукции, разработаны схема финансового обеспечения производства

кинофильмов и механизм распределения средств между хозяйствующими субъектами киноотрасли.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения теоретических и методических проблем, выводы и рекомендации позволяют в существующих условиях нестабильной экономической ситуации разрабатывать предложения, направленные на повышение экономических и социальных результатов в процессе инновационного развития хозяйствующих субъектов кинематографии на основе интеграции их ресурсного потенциала.

Практическая значимость диссертационной работы определяется также возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными и региональными органами управления национальной экономикой, руководством хозяйствующих субъектов кинематографии с целью повышения обоснованности управленческих решений в процессе осуществления инновационной деятельности, определения совокупности мер инновационного развития.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы сформированы таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии.

В первой главе «Теоретические основы инновационного и социально-экономического развития кинематографии» рассматриваются современные научные точки зрения на проблемы экономической и инновационной деятельности субъектов кинематографии, приводится и обосновывается классификация инноваций, раскрываются особенности текущего функционирования и перспективного инновационного развития кинематографии.

Вторая глава «Экономический и сравнительный анализ инновационной деятельности кинематографии в России и за рубежом» включила экономический и сравнительный анализ основных тенденций развития структурных составляющих кинематографии в Российской Федерации и за рубежом, анализ результативности использования методов государственного стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг.

В третьей главе «Прогноз и направления перспективного экономического и инновационного развития кинематографии» изложены методические положения прогнозирования экономического и инновационного развития хозяйствующих субъектов кинематографии на

среднесрочный период, предложены и обоснованы основные экономические и инновационные направления перспективного развития кинематографии.

Публикации и апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях, посвященных актуальным проблемам эффективного управления социально-экономическими процессами в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» (2008-2011). Некоторые теоретические положения и практические рекомендации, выводы автора используются в практике преподавания экономических дисциплин в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Основные результаты автора, общим объемом 3,675 пл., опубликованы в следующих научных работах:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ

1. Сахарова И.Н. Особенности формирования рынка кинозрелищных услуг в современных условиях хозяйствования // Вестник Российской академии естественных наук. - 2010. - № 14 (3). - 0,4 п.л.

2. Какосьян Э.К., Сахарова И.Н. Исследование процесса формирования кинозрелищных услуг в России // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 4. - 0,4 пл. (авт. - 0,2 пл.)

3. Сахарова И.Н. Управление эффективностью продвижения кинопроекта // Вестник Российской академии естественных наук. - 2009. -№13 (1).-0,4 пл.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов

4. Сахарова И.Н. Направления перспективного развития кинематографии в современных условиях хозяйствования // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(30). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2011. - 0,375 пл.

5. Сахарова И.Н. Анализ направлений развития кинематографии за рубежом // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(29). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. - 0,3 пл.

6. Какосьян Э.К., Сахарова И.Н. Сущность, значение, условия инновационного развития кинематографии в России // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(29). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. - 0,4 пл. (авт. - 0,2 пл.)

7. Сахарова И.Н. Анализ состояния рынка кинопроката в условиях кризиса // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ», / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(28). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. - 0,3 пл.

8. Сахарова И.Н. Особенности формирования условий инновационного развития кинозрелищных услуг в современных условиях хозяйствования // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(27). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. - 0,3 п.л.

9. Сахарова И.Н. Особенности маркетинговых технологий в области кинематографии // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 1(26). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. - 0,5 п.л.

Ю.Какосьян Э.К., Сахарова И.Н. Рационализация процесса продвижения аудиовизуальной продукции // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(25). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. - 0,3 п.л. (авт. - 0,2 п.л.)

11. Сахарова И.Н. Основные направления продвижения аудиовизуальной продукции // Межвуз. сб. науч. тр. «Вестник института экономики и управления СПбГУКиТ». / Под ред. А.Д. Евменова. Вып. 2(25). - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. - 0,4 п.л.

САХАРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 20.03.2012. Формат 60x84 Бум. газетная. Печ. л. 1,25, Бум. л. 0,6. Изд-во СПбГУКиТ. Тираж 100 экз. Зак. 277

Подразделение оперативной полиграфии ФГБОУ БПО «СПбГУКиТ», 191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22

Диссертация: текстпо экономике, кандидата экономических наук, Сахарова, Ирина Николаевна, Санкт-Петербург

61 12-8/2967

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

На правах рукописи

САХАРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами - сфера услуг)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель -

кандидат экономических наук, доцент Какосьян Эва Крикоровна

Санкт-Петербург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы инновационного и социально-экономического развития кинематографии ю

1.1. Сущность, значение, условия экономической и инновационной деятельности кинематографического комплекса 10

1.2. Особенности текущего функционирования и перспективного инновационного развития кинематографии в долгосрочном периоде 29

Глава 2. Экономический и сравнительный анализ инновационной деятельности кинематографии в России и за рубежом 51

2.1 Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов отечественной кинематографии 51

2.2 Сравнительный анализ инновационной и экономической деятельности кинематографии за рубежом 71 Глава 3. Прогноз и направления перспективного экономического и инновационного развития кинематографии 92

3.1 Прогнозирование экономического и инновационного развития хозяйствующих субъектов кинематографии на среднесрочный период 92

3.2. Экономические и инновационные направления перспективного развития кинематографии 112

Заключение 134

Библиография

140

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная отечественная кинематография находится на этапе развития, характеризующимся повышением предпринимательской активности кинопредприятий, увеличением количества создаваемой кинопродукции, ростом федеральных и региональных сетей кинопроката и кинопоказа, выходом на российский рынок кинопроизводства зарубежных киностудий. Поддержание высоких темпов экономического роста кинематографии России, конкурентоспособности производства отечественной кинопродукции и оказания кинозрелищных услуг населению в условиях быстрого изменения состояний внешней среды хозяйствующих субъектов требует поиска инновационных направлений перспективного развития киноотрасли, что в свою очередь позволит в полной мере использовать материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы кинематографического комплекса.

Использование инновационных подходов в развитии кинематографии, направленных на повышение экономической и социальной результативности в условиях нестабильной внешней среды, требует рационализации управленческих воздействий на процесс производства кинофильмов, их прокат и оказание потребителям кинозрелищных услуг с целью повышения экономических и финансовых результатов инвестирования в кинопроизводство, роста уровня инвестиционной привлекательности киноотрасли, ее субъектов хозяйствования.

Определение инновационных направлений перспективного развития кинематографии в существенной степени зависит от учета особенностей текущего функционирования и перспективного развития локальных и отраслевых составляющих киноотрасли, что позволит наиболее точно определить стратегические ориентиры результативности.

Актуальность решения поставленных в диссертационном исследовании проблем определения и обоснования инновационных направлений перспективного развития кинематографии, ее целевой ориентации на

достижение высоких экономических и социальных результатов возрастает в период нестабильной экономической ситуации на рынке, роста конкуренции среди участников производства кинопродукции и предоставления кинозрелищных услуг, низкого инновационного уровня кинопроизводства и кинопоказа.

Научные проблемы определения сущностных представлений инновационного развития киноотрасли, принципов и методических рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсного и инновационного потенциала хозяйствующих объектов кинематографии в период нестабильной ситуации в мировой экономики также требуют своего решения.

В этой связи все более актуальными становятся методологические и методические решения по рационализации взаимодействия элементов системы управления экономической и инновационной деятельностью в кинематографии. Гибкость и высокая адаптивность предпринимаемых мер по соблюдению целевой ориентации на достижении планируемых результатов, эффективное потребление материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов в процессе социально-экономического и инновационного развития хозяйствующих субъектов киноотрасли выступают основой ее экономического роста.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важных народнохозяйственных задач, как научное обоснование и определение инновационных направлений перспективного развития кинематографии, разработка методических основ реализации инновационных подходов к повышению качества и экономических результатов хозяйствующих субъектов киноотрасли.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации, кинематографической отрасли, субъектов хозяйствования в исследованиях по определению инновационных

направлений перспективного развития кинематографии определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель диссертационной работы заключается в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера по формированию инновационных направлений перспективного развития кинематографии.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• раскрыть сущностные представления экономической и инновационной деятельности развития кинематографии;

• установить, проанализировать и обосновать особенности текущего функционирования и перспективного инновационного развития кинематографии;

• выполнить экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии в России;

• осуществить сравнительный анализ инновационной и экономической деятельности кинематографии за рубежом;

• предложить и научно обосновать комплекс государственных мер регулирующего и стимулирующего характера, направленный на повышение качества управления инновационной деятельностью в кинематографии;

• определить среднесрочные прогнозные оценки экономических результатов экономической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии;

• определить и обосновать направления перспективного развития кинематографии.

Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы формирования инновационных направлений перспективного развития кинематографии.

Объектом исследования выступают процессы экономического и инновационного развития кинематографии, хозяйствующие субъекты и в целом кинематография.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного и экономического анализа киноотрасли, формирования условий для повышения уровня взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления хозяйствующих субъектов кинематографии, рационализации процесса формирования инновационных направлений развития отрасли, научного обоснования повышения на этой основе темпов перспективного развития кинематографии.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем, явились новейшие исследования российских и зарубежных специалистов в области управления, организации, планирования, прогнозирования перспективного развития киноотрасли, социально-культурной сферой в целом, законы Российской Федерации, федеральные и региональные программы развития культуры, инструкции, положения и информационные материалы деятельности учреждений культуры, кинематографии, а также указы президента, постановления правительства страны, регламентирующие социально-экономические отношения хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли.

В диссертации нашли применение такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок. В диссертационной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о динамике развитии кинематографии в Российской Федерации и за рубежом. Выполненные в диссертационном исследовании методические разработки, теоретические положения базируются на достигнутом уровне экономической

науки, науки об управлении, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:

• сформулированы и научно обоснованы условия развития кинематографии, ориентированные на достижение наибольших экономических, социальных результатов, рост конкурентоспособности производства кинопродукции, оказание кинозрелищных услуг в современных условиях хозяйствования;

• разработаны теоретические положения инновационного развития кинематографии, выявлены особенности регулирования процесса ресурсообеспеченного достижения устанавливаемых финансово-экономических и социальных результатов перспективного развития киноотрасли в целом и её структурных составляющих;

• на основе сравнительного анализа результатов деятельности хозяйствующих субъектов кинематографии определены основные тенденции развития отрасли, выявлены факторы, ограничивающие ускорение темпов экономического и социального роста объектов киноотрасли;

• составлен экспертно-прогнозный сценарий и создана экономико-математическая модель среднесрочных экономических оценок и перспективного инновационного и экономического развития кинематографии, как отраслевой составляющей сферы культуры, позволяющие на системной основе выбирать экономически и социально значимые инновационные проекты, достигать в рассматриваемом периоде планируемых результатов в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике;

• определены экономические и инновационные направления перспективного развития кинематографии на основе

рационального использования всех видов ресурсов в процессе производства, распределения и продвижения кинопродукции, разработаны схема финансового обеспечения производства кинофильмов и механизм распределения средств между хозяйствующими субъектами киноотрасли.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения теоретических и методических проблем, выводы и рекомендации позволяют в существующих условиях нестабильной экономической ситуации разрабатывать предложения, направленные на повышение экономических и социальных результатов в процессе инновационного развития хозяйствующих субъектов кинематографии на основе интеграции их ресурсного потенциала.

Практическая значимость диссертационной работы определяется также возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными и региональными органами управления национальной экономикой, руководством хозяйствующих субъектов кинематографии с целью повышения обоснованности управленческих решений в процессе осуществления инновационной деятельности, определения совокупности мер инновационного развития.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы сформированы таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии.

В первой главе «Теоретические основы инновационного и социально-экономического развития кинематографии» рассматриваются современные научные точки зрения на проблемы экономической и инновационной

деятельности субъектов кинематографии, приводится и обосновывается классификация инноваций, раскрываются особенности текущего функционирования и перспективного инновационного развития кинематографии.

Вторая глава «Экономический и сравнительный анализ инновационной деятельности кинематографии в России и за рубежом» включила экономический и сравнительный анализ основных тенденций развития структурных составляющих кинематографии в Российской Федерации и за рубежом, анализ результативности использования методов государственного стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, предоставление гражданам кинозрелищных услуг.

В третьей главе «Прогноз и направления перспективного экономического и инновационного развития кинематографии» изложены методические положения прогнозирования экономического и инновационного развития хозяйствующих субъектов кинематографии на среднесрочный период, предложены и обоснованы основные экономические и инновационные направления перспективного развития кинематографии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ 1.1. Сущность, значение, условия экономической и инновационной деятельности кинематографического комплекса Последние десятилетия на развитие кинематографии оказывали значительное влияние такие факторы жизни, как общественные, социальные и экономические. Появление значительного частного сектора кинематографии, непосредственно связано с демократизацией и децентрализацией управления творческими и экономическими процессами, появлением многообразия организационно-экономических и правовых форм творческих процессов, разгосударствлением и приватизацией государственных предприятий, созданием независимых кино-, теле-, видеоорганизаций. Особое влияние на развитие рынка аудиовизуальной сферы оказало массовое проникновение зарубежной аудиовизуальной продукции, которая в силу своей жанровой и эстетической новизны серьезно повлияла на зрительские предпочтения российских граждан. Что привело к резкому обострению конкуренции, как между российскими, так и, главным образом, между российскими и зарубежными производителями аудиовизуальной продукции.

По определению Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии» кинематография является областью культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использования произведений кинематографии [175].

В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина понятие кинематографии в переводе с немецкого «Kinematographie», французского «cinematographie» определяется: во-первых, как искусство воспроизведения на экране заснятых на светочувствительную пленку движущихся

и

изображений, создающих впечатление живой действительности; во-вторых, как отрасль деятельности, связанная с производством кинофильмов [163].

В большом энциклопедическом словаре кинематография определяется, как отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, а также как вид искусства [15].

Кинематография как киноискусство определяется как род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности [51].

С точки зрения социокультурного аспекта кинематограф представляет собой сферу пересечения множества социальных отношений, проявляемых в самых различных областях человеческой деятельности: художественной, экономической, идеологической и т.д., где тесно переплетаются материальная и духовная жизнь общества [51].

Анализируя данные определения, можно согласиться с мнением профессора ПК. Огурчикова, что кинематограф является одним из высших технологических достижений общества, продуктом конкретной исторической социальн