Стратегия управления предприятиями кинематографии тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Зернов, Сергей Анатольевич
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год
- 2002
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Зернов, Сергей Анатольевич
Введение.
Глава 1. Методологические положения стратегии управления развитием предприятий, учреждений и организаций социальной сферы.
1.1. Сущность, роль и целевая направленность стратегии управления развитием хозяйствующих субъектов социальной сферы.
1.2. Особенности текущего, перспективного и стратегического управления предприятиями кинематографии.
Глава 2. Анализ ретроспективной деятельности хозяйствующих субъектов и концептуальных положений развития кинематографии в перспективном и стратегическом периодах времени.
2.1. Факторный и экономический анализ деятельности организационно-правовых структур кинематографического комплекса.
2.2. Определение концептуальных положений стратегического развития предприятии кинематографии.
Глава 3. Формирование системы стратегического управления развитием и прогнозирование деятельности предприятий кинематографии
3.1. Создание и рационализация взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии.
3.2. Прогнозирование социально-экономического развития предприятий региональной киносети.
Диссертация: введение по экономике, на тему "Стратегия управления предприятиями кинематографии"
Экономические и социальные результаты деятельности предприятий, учреждений и организаций кинематографического комплекса социальной сферы в значительной степени зависят не только от предпринимаемых мер воздействия субъектом управления кинематографии на текущее функционирование и перспективное развитие индивидуальных и комплексных объектов отрасли кинематографии в условиях развивающегося рынка и усиливающейся конкуренции на рынке киноуслуг, но и от реализуемых функциональных и базовой стратегий как взаимодействующих элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием хозяйствующих субъектов и структурных составляющих кинематографической отрасли, определяющих целевую ориентацию кинематографии на достижение необходимых результатов, повышения уровней эффективности использования трудовых и материально-технических ресурсов в стратегическом периоде времени.
Стратегия управления развитием кинематографии, ее составных частей посредством сформированного и своевременно осуществляемого комплекса мер и направленных действий призвана обеспечивать достижение необходимой экономический и социальной результативности в условиях значительных и внезапных изменений факторов внешней среды, влияющих на развитие объекта управления.
В этой связи результативное и рациональное развитие системы управления хозяйствующими субъектами кинематографии, зависящее от взаимодействия текущего, перспективного и стратегического управления, от принятия и последовательной реализации стратегий, осуществления стратегического ориентирования индивидуальной или комплексной составляющей кинематографической отрасли, выступающих в форме конкретных управленческих решений и направленных на предотвращение, ликвидацию и нейтрализацию, соответственно, возникающих и действующих негативных последствий от воздействия факторов внешней и внутренней сред, выступает одним из условий научной обоснованности создания системы стратегического управления социально-экономическим развитием организационно-правовых структур кинематографической отрасли.
Актуальность решения проблем достижения необходимой экономической и социальной результативности текущей деятельности и перспективного, стратегического развития структурных составляющих и хозяйствующих субъектов кинематографии, характер деятельности которых выступает видом художественного сектора культуры, способствующего развитию аудиовизуальных коммуникаций, средством социальной политики государства, ориентированным на вовлечение всех слоев и представительных групп социума к потреблению духовных благ, культурных ценностей, возрастает в условиях активного влияния внешних факторов, связанных со значительным сокращением инвестиционных вложений в экономически и социально значимые проекты кинематографии, существенным уменьшением числа создаваемых кинофильмов, отставанием сервисных и технологических условий проката и кинопоказа от мировых стандартов, переходом хозяйствующих субъектов кинематографии на рыночные отношения.
Необходимость разработки и реализации стратегии управления кинематографией, ее структурными составляющими и хозяйствующими субъектами продиктована сложностью сложившихся взаимоотношений между участниками рынка киноуслуг и кинопродукции, существенно измененным представлением о равновесности между потреблением и спросом у отечественных производителей кинопродукции и кинозрительских услуг, столкнувшихся на рынке с конкурентами — зарубежными производителями кинопродукции.
В этих условиях система управления нуждается в решении возникающих проблем посредством ответа структурных составляющих кинематографии на изменения внешней и внутренней сред, устранения действующих и предупреждения негативных возникающих тенденций в социально-экономическом развитии, реализации комплекса мер для достижения необходимых ориентиров результативности в отрасли кинематографии, в ее структурных составляющих и хозяйствующих субъектах.
Научное обоснование создания и рационализации взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии, результаты экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов кинематографического комплекса, определение прогностических оценок и направлений социально-экономического развития предприятий региональной киносети в перспективном и стратегическом периодах времени соединяют решение текущих, перспективных и стратегических задач развития кинематографии в единой системе управления.
В условиях активно развивающихся отношений участников рынка кинематографических услуг все более актуальными становятся теоретические и методические положения по формированию и применению рациональной системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографического комплекса на основе: превращения предприятий кинематографии в рыночные объекты социальной сферы, технологически и организационно объединяющие кинопроизводство, прокат фильмов и кинопоказ; достижения ими необходимых размеров экономического и социального роста; воспроизводства материально-технической базы кинематографической отрасли; внедрения технологических и экономико-организационных улучшающих технологий.
Теоретические и методические положения формирования стратегии управления, объединяемой с текущим и перспективным управлением предприятиями, структурными составляющими кинематографии в единой системе, определяющей целевую ориентацию кинематографической отрасли на достижение ею необходимых социально-экономических результатов, в экономической литературе разработаны недостаточно. В настоящее время существуют объективные условия для разработки концептуальных положений стратегического развития предприятий кинематографии, направленных на поэтапное достижение необходимого объема многоканального финансирования на основе реструктуризации и приватизации имущественного комплекса кинематографии, интенсивного использования всех видов используемых ресурсов, укрепления международных связей и совместного взаимодействия по продвижению кинофильмов на кинорынках.
Методологические и методические проблемы раскрытия сущности и целевой направленности стратегии управления развитием структурных составляющих и хозяйствующих субъектов социальной сферы и кинематографической отрасли, определение особенностей взаимодействия текущего, перспективного и стратегического управления предприятий кинематографии также ждут своего решения.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования вытекает из необходимости решения группы экономических и управленческих задач по устранению действующих и предупреждению возникающих негативных тенденций в деятельности кинематографической отрасли на основе рационализации взаимодействий элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографических хозяйствующих субъектов и структурных составляющих.
Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства, рынка кинематографических услуг в исследованиях по созданию системы стратегического управления предприятиями кинематографии определили цель, задачи, предмет и объект научного исследования.
Основная цель данного исследования состоит в формировании теоретических и методических положений создания эффективно функционирующей системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии.
-7В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы следующие задачи:
• раскрыть сущностные представления о стратегии управления и теоретически обосновать реальность достижения необходимых ориентиров социальной и экономической результативности на основе формирования и реализации базовой и функциональных стратегий управления развитием социальной сферы и ее структурной составляющей — кинематографии;
• определить особенности текущего, перспективного и стратегического управления предприятиями кинематографии в условиях высокой степени вероятности внезапного влияния факторов внешней и внутренней сред, значительных инновационных изменений;
• установить на основе интегрального метода факторного анализа влияние на результат деятельности отрасли кинематографии отклонений фактических значений от плановых ресурсных составляющих кинематографического процесса, показателей эффективности использования ресурсов;
• сформировать концептуальные положения стратегического развития
I предприятий кинематографии исходя из поэтапного достижения неj обходимого объема многоканального финансирования на основе роста производства отечественных кинофильмов, эффективности I использования всех видов ресурсов, создания межрегиональных прокатных сетей;
• предложить методические решения по созданию рациональной системы стратегического управления развитием предприятий кинематографии, позволяющей достигать необходимых экономических и социальных результатов;
• получить на среднесрочный период прогностические оценки экономического и социального развития региональной киносети.
Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы создания рационально функционирующих систем единого и стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии.
Объектом исследования выступают хозяйствующие субъекты, структурные составляющие и в целом кинематографическая отрасль, их деятельность и развитие в текущем, перспективном и стратегическом периодах времени.
Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем явились новейшие российские и зарубежные научные работы в области текущего и стратегического управления, планирование деятельности участников рынка киноуслуг, законы Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «Об информации, информатизации и защите информации».
В диссертации нашли применение и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы прогностического моделирования, факторного и сравнительного анализа, системного подхода. Выполненные в диссертации методические разработки, теоретические положения базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.
В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные ретроспективной деятельности кинематографической отрасли, ее отдельных структурных составляющих, региональных киносетей, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, официальные статистические материалы о деятельности киностудий игрового и неигрового кино, научных организаций кинематографии.
Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в том, что:
• разработаны теоретические подходы, раскрыты сущностные основы управления развитием хозяйствующих субъектов социальной сферы, кинематографической отрасли на основе формирования и реализации базовой и функциональных стратегий, своевременного осуществления комплекса мер, направленных на устранение текущих и предупреждение возникающих негативных тенденций социального и экономического характера, достижение необходимых ориентиров результативности кинематографии в стратегическом периоде времени; определены особенности индивидуального текущего, перспективного, стратегического и совместного (единого) управления предприятиями кинематографии, позволяющие в условиях значительных изменений макро- и микросреды расширить экономические возможности увеличения объемов кинопроизводства, оказания кинозрительских услуг, повышения эффективности ресурсопотребления в кинематографии; установлено интегральным методом факторного анализа количественное влияние на величину балансовой прибыли кинематографической отрасли отклонений фактических значений от плановых ресурсных составляющих кинематографического процесса, показателей эффективности деятельности отрасли кинематографии; сформированы концептуальные положения стратегического развития предприятий кинематографии, определяющие поэтапное достижение необходимого объема многоканального и разноуровневого финансирования на основе роста производства отечественных кинофильмов, модернизации и расширения материально-технической базы кинематографии, реструктуризации и приватизации государственного имущественного комплекса, эффективного использования всех видов ресурсов, стратегического ориентирования кинематографии на достижение необходимых социальных и экономических результатов; предложены для реализации методические положения по рационализации взаимодействия таких элементов системы стратегического управления развитием предприятий кинематографии, как функции, щ методы, стратегии, меры различной направленности, ориентирующих кинематографический комплекс социальной сферы на достижение необходимых экономических и социальных результатов; • получены прогностические экономические оценки развития региональной киносети, позволяющие разноуровневым субъектам управления на объективной основе планировать достижение результативных показателей, характеризующих экономическое, социальное, финансовое и инновационное развитие структурных составляющих, региональных киносетей и в целом кинематографии, j Практическая и научная значимость диссертационной работы за
I юпочается в том, что предлагаемые в ней решения методологических проблем и методических задач имеют практическую и научную направленность в процессе создания и рационализации взаимодействий элементов системы
I I стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии, определения влияния экономических факторов на результаты деятельности кинематографической отрасли.
Научная значимость концептуальных положений стратегического развития предприятий кинематографии состоит в ориентации индивидуальных j объектов управления и структурных составляющих кинематографии на достижение необходимых экономических и социальных результатов в стратеги! ческом периоде времени посредством роста объемов кинопроизводства, эффективного использования ресурсов, расширения круга участников многоканального финансирования хозяйствующих субъектов кинематографии.
Практическое значение имеют полученные автором результаты факторного и экономического анализа ретроспективной деятельности хозяйствующих субъектов и в целом кинематографической отрасли, методические положения разработки и использования базовой и функциональных стратегий развития кинематографической отрасли, ее структурных составляющих, оценки прогноза экономического развития кинематографии в среднесрочном периоде времени для планово-расчетных обоснований экономических, социальных, инновационных и финансовых изменений в перспективном периоде времени.
Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наиболее доступной и рациональной форме отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертации на основе соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.
Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Зернов, Сергей Анатольевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании раскрыты и проанализированы сущность, роль и целевая направленность стратегии управления развитием предприятий и учреждений социальной сферы, ее структурной составляющей — кинематографии, обоснована реальность достижения желаемых (необходимых) ориентиров социальной и экономической результативности, установлены особенности текущего, перспективного и стратегического управления предприятиями кинематографии в условиях существенного влияния внешних и внутренних факторов, интегральным методом факторного анализа определено количественное влияние на результат ретроспективной деятельности кинематографической отрасли отклонений фактических значений от плановых ресурсных составляющих кинематографического процесса, показателей эффективности ресурсопотребления, сформированы концептуальные положения стратегического развития хозяйствующих субъектов кинематографии на основе роста кинопроизводства, интенсификации использования всех видов ресурсов, создания межрегиональных прокатных сетей, обоснованы методические положения по созданию рациональной системы стратегического управления развитием организационно-правых структур кинематографической отрасли, позволяющей достигать необходимых экономических и социальных результатов, созданы прогностические модели, исходя из которых получены прогнозные оценки экономического и социального развития региональной киносети, позволившие в итоге автору сделать следующие выводы:
• уровень конкурентоспособности услуг в процессе взаимодействия участников рынка в существенной мере зависит от форм собственности на средства производства (оказания услуг, выполнения работ), в соответствии с которыми структурные составляющие социальной * сферы можно разделить на группы организационно-правовых структур с государственным и коллективно-долевым (частным) финансированием; для установления и достижения необходимых ориентиров экономической и социальной результативности, независимо от того усугубляются ли действующие отрицательные экономические и социальные тенденции или они своевременно устраняются, предупреждаются или локализуются, следует разрабатывать базовую и функциональные стратегии, реализуемые, также как и в перспективном планировании, управлении с помощью конкретного комплекса мер различной направленности, но с учетом содержания и характера действия непосредственно самой стратегии и на этой основе соблюдения стратегической ориентированности развития структурной составляющей социальной сферы или отдельно взятого хозяйствующего субъекта (их группы) в составе данной части социальной сферы; вводимые стратегии управления развитием социальной сферы, ее структурных составляющих, а также учреждений, организаций и предприятий должны представлять собой сформированный и своевременно осуществляемый комплекс мер и направленных действий на достижение необходимой экономической и социальной результативности в условиях значительных и при этом внезапных изменений факторов внешней среды, влияющих на развитие объекта управления; сложность стратегической ориентации структурной или индивидуальной составляющей социальной сферы на достижение высокой результативности заключается в том, что предварительное установление желаемой и в этом случае, конечно же, ожидаемой социальной и экономической результативности объекта управления социальной сферы необходимо согласовывать с имеющимися ресурсами в соответствующие периоды стратегического развития, их оптамально распределять в процессе реализации стратегий, определять размеры приращения экономических и социальных показателей или в точной количественной форме устанавливать ожидаемые результаты на тот или иной стратегический период времени;
• установление и достижение необходимых ориентиров экономической и социальной результативности возможно на основе: формирования и реализации базовой (обобщающей) и функциональных стратегий управления развитием социальной сферы, ее структурной составляющей — кинематографии; своевременно осуществляемого комплекса мер и направленных действий на учет, нейтрализацию и устранение действующих и предупреждение возникновения негативных тенденций, факторов внешней среды в стратегическом периоде времени; тесного взаимодействия стратегического управления объектами социальной сферы с текущим и перспективным управлением; согласования желаемой социально-экономической результативности с имеющимися ресурсами, их распределением в процессе реализации стратегий; координации и целевой ориентации всех видов управления структурной составляющей социальной сферы;
• результаты текущего и перспективного управления материально-техническим обеспечением кинопоказов в России наиболее активной частью основных фондов можно считать итогом влияния как сложившихся негативных социально-экономических тенденций во внешней среде (экономический и финансовый кризис, инфляция, структурно-органюационные, социальные, экономические, финансово-инвестиционные преобразования в кинематографии, в производственной и социальной сферах народного хозяйства), так и трудностей организационно-правового преобразования государственных учреждений кинопоказа в коллективно-долевые хозяйственные общества и товарищества, отсутствия необходимых финансовых средств для повышения уровня технической оснащенности и для удовлетворения возросших требований потребителей киноуслуг к качеству кинопоказа, комфортности кинотеатров и сопутствующих им культурно-досуговым помещениям;
• особенности текущего и перспективного управления при установлении динамики числа кинозрителей и взаимосвязанного с ним показателя средней посещаемости учреждений, предприятий кинопоказа на одного жителя Российской Федерации заключаются в том, что данные показатели в течение продолжительного времени (с 1990 года по настоящее время) неуклонно снижаются по своим абсолютным значениям;
• перспективное (средне-, долгосрочное) планирование развития кинематографии должно в свой конечной целевой ориентации объективно устанавливать не только реальную возможность достижения соответствующей результативности и уровня эффективности кинематографического производства, исходя из инерционности социально-экономического развития, но и таких укрупненных экономических показателей, как стоимостной объем оказываемых услуг, выполняемых работ, производимой продукции, цена одного кинопосещения, доход от эксплуатации киноустановок хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли;
• перспективное управление развитием отрасли кинематографии, также как и его основная функция планирования, должны в процессе получения и принятия обоснованных решений, ориентиров результативности, соответственно реализация и достижение которых является итогом управления кинематографическим производством, а также планирования социально-экономического развития отрасли, использовать прогнозные оценки основных экономических показателей деятельности кинематографического комплекса; особенности стратегического управления развитием хозяйствующих субъектов кинематографии в настоящее время можно характеризовать активным влиянием внешних факторов, связанных с: значительным сокращением вложений инвестиционных средств в экономически и социально значимые проекты отрасли кинематографии; существенным уменьшением числа создаваемых кинофильмов, изменением содержания и состава жанрового репертуара кинотеатров; снижением экономических стимулов, направленных на реконструкцию и техническое перевооружение кинотеатров; отставанием сервисных и технологических условий проката и кинопоказа от мировых стандартов; переходом хозяйствующих субъектов кинематографии на рыночные отношения, а в связи с этим и с изменением их организационно-правовых форм и организационной структуры кинематографии; факторный и экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов, структурных составляющих и в целом кинематографической отрасли должен осуществляться поэтапно в процессе сбора и обобщения стоимостных и натуральных показателей, характеризующих конкретный ретроспективный период деятельности, установления внешних и внутренних факторов влияния на изменение экономических, финансовых и социальных показателей, обобщения результатов анализа, определения неиспользованных резервов, ресурсных потенциалов, направлений повышения результативности и эффективности деятельности кинематографического комплекса, на основе применения интегрального метода, устанавливающего влияние на результат деятельности отрасли кинематографии отклонений среднегодовой фактической величины основных фондов от плановой, превышения показателя фактического значения фондоотдачи над планово-расчетной, изменения обобщающего показателя эффективности годового кинопроизводства, среднесписочной численности, производительности труда персонала кинематографической отрасли за установленный период времени; уровень концептуальности, социального и экономического развития кинопроизводства и кинопоказа, с точки зрения не экстенсивного расширения своих финансовых и материально-технических, трудовых возможностей, а интенсивного использования ресурсов, должен повышаться и конкретизироваться в процессе достижения определенных ориентиров финансовой и экономической результативности деятельности и развития структурных составляющих, их отдельных индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов и в целом кинематографической отрасли; оправданным и экономически целесообразным следует считать концептуальное положение о необходимости существенного сокращения (но не более 30 процентов сметной стоимости кинофильма) объемов государственных финансовых средств продюсерам с целью перехода на систему фиксированных бюджетных дотаций для создания востребованных кинозрителями различных социальных слоев высокохудожественных кинофильмов; концептуальными положениями роста и результативности в процессе стратегического развития отрасли кинематографии должны выступать только те изменения, которые направлены не на соблюдение действующего принципа государственный дотационности кинопроизводства так называемых мало-, высокобюджетных фильмов, а на полную окупаемость производства каждого отечественного фильма в условиях расширения объемов реализации продукции, киноуслуг на легальных и контролируемых кино-, теле-, видеорынках; сочетание экстенсивного и интенсивного направлений развития всех структурных составляющих кинематографии, ее хозяйствующих субъектов по производству кинофильмов, прокату и кинопоказу, научно-инновационному, техническому, общественно-представительскому обслуживанию, по созданию кинотехнической продукции в текущем, перспективном и стратегическом периодах времени должно найти отражение как в создании современных кинотеатров, модернизации и реконструкции действующих, так и в интеграции всех видов ресурсов для совместного достижения необходимых результатов деятельности и социально-экономического развития; концептуальные положения развития всех структурных составляющих и в целом кинематографической отрасли в процессе принятия и соблюдения текущей, перспективной и стратегической ориентации на достижение необходимых (желаемых) экономических и социальных результатов должны иметь конкретную направленность на изменение традиционного экономически неоправданного отношения к результативности и затратности, а вместе с этим и эффективности использования государственного имущественного комплекса; концептуальные положения стратегического развития предприятий кинематографии должны быть направлены на поэтапное достижение необходимого объема многоканального финансирования на основе: роста производства отечественных кинофильмов; их оптимальной окупаемости; модернизации и расширения материально-технической базы кинематографии; развития международной и внешнеэкономической деятельности; реструктуризации и приватизации имущественного комплекса кинематографии; интенсивного использования всех видов используемых ресурсов; создания межрегиональных прокатных сетей; нормативно-правового обеспечения, благоприятствующего социально-экономическому и финансово-инвестиционному развитию кинематографической отрасли; стратегической ориентации кинематографии на достижение необходимых экономических и социальных результатов, повышения эффективности использования имущественного комплекса; укрепления международных связей и рационализации взаимодействия на кинорынках по продвижению выпускаемой продукции и оказываемых услуг в рамках систем стратегического управления развитием кинематографии; наиболее рациональным следует считать управленческое решение о создании единого функционального органа перспективного и стратегического развития кинематографии Российской Федерации, объединяющего формирование, обоснование, принятие и реализацию базовых и функциональных стратегий всех структурных составляющих, включая такие основные из них, как киностудии игрового и неигрового кино, кинокопировальные, ремонтные, по производству кинотехники хозяйствующие субъекты, научно-исследовательские организации, представительно-общественные, учебные и прочие учреждения кинематографии; базовой стратегией управления развитием кинематографической отрасли выступает обеспечение экономического и социального роста кинематографии — инструмента социальной политики государства, особого вида художественной культуры и аудиовизуальных коммуникаций посредством перехода структурных составляющих, хозяйствующих субъектов и в целом отрасли кинематографии на многоканальное финансирование, реструктуризации, создания и реализации нормативно-правового механизма последовательной регламентации экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов — производителей фильмов, кинопроката и оказания кинозрительских услуг, воспроизводства материально-технической базы кинематографии, внедрения технологических и экономико-организационных улучшающих инноваций;
• рационализация взаимодействия таких элементных составляющих системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий кинематографии, как функции, методы, функциональные и базовая стратегии, обеспечиваемая эффективным потреблением материально-технических, трудовых, информационных и природных ресурсов, реализацией ресурсообеспе-ченного комплекса мер различной направленности в рамках стратегических функций, ориентирована на превращение кинематографического комплекса в рыночный объект социальной сферы, технологически и организационно объединяющий кинопроизводство, прокат фильмов и кинопоказ, достижение необходимых размеров экономического и социального роста кинематографии посредством: перехода структурных составляющих, хозяйствующих субъектов и в целом отрасли кинематографии на многоканальное финансирование; реструктуризации; создания и реализации нормативно-правового механизма последовательной регламентации экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов — производителей фильмов, кинопроката и оказания кинозрительских услуг; воспроизводства материально-технической базы кинематографии; внедрения технологических и экономико-организационных улучшающих инноваций;
• реализация функции прогнозирования системы управления кинематографией, ее структурной составляющей — региональной киносетью заключается не в установлении или перенесении тенденций изменения числа киноустановок (кинотеатров) всех видов на определенное число жителей или количество кинозрителей — эта тенденция изменения показателей очевидна — они постоянно снижаются, а в определении их количественных значений на среднесрочный период, так как в долгосрочном социально-экономическом развитии региональных киносетей такого рода тенденции должны быть устранены посредством комплекса мер экономической, финансово-инвестиционной, маркетинговой, структурно-организационной и инновационной направленности; прогнозирование обобщающего показателя эффективности использования ресурсов или развития региональной киносети на среднесрочный период времени необходимо в преддверии принятия комплекса мероприятий различной направленности как в процессе текущего и перспективного управления, так и реализации соответствующих стратегий в условиях проявления существенного влияния на кинематографию факторов внешней среды; прогнозирование социально-экономического развития предприятий кинематографии предоставляет возможность: разноуровневым субъектам управления получать значимые и численно точные данные о экономическом, социальном, финансовом и инновационном развитии хозяйствующего субъекта, структурной составляющей, региональной киносети и в целом кинематографии в процессе планово-расчетных обоснований; субъектам управления устанавливать на перспективный период развития кинематографии влияние сложившихся социально-экономических, инновационных, организационных, финансовых тенденций на предстоящую деятельность управляемых объектов кинематографии; выступать инструментом планово-расчетных обоснований экономических, социальных, инновационных и финансовых изменений объекта управления, объективизации, повышения точности экономических, социальных и иных оценок, получаемых экономико-математическими и экспертными методами; определять уровни эффективности использования всех видов ресурсов на среднесрочный период времени в преддверии принятия решений перспективного и стратегического управления; выполнять роль количественного и качественного инструментария по обоснованию оптимистических, консервативных и пессимистических сценариев социально-экономического развития кинематографической отрасли.
Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Зернов, Сергей Анатольевич, Санкт-Петербург
1. Аверина JI.B., Ерохина Р.П. Мировой аудиовизуальный рынок (кино, телевидение, видео). —М.: В/о «Совэкспортфильм», 1990.
2. Автоматизированные банки данных в управлении кинематографом. — М.: НИКФИ, 1990.
3. Аналитическая записка к основным показателям текущего состояния и прогнозирования кинопроката в регионах Российской Федерации на 2003 год. Часть 2. — М.: Министерство культуры России, 2001.
4. Атамкулов Б.Б. Инструменты регулирования инвестиционных процессов в социальной сфере: Препринт. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
5. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. — Казань, 1996.
6. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
7. Бакулев Г.П. Телевидение без границ: спутниковые каналы в Европе. — М.: ВГИК, 1994.
8. Белоусова О. Киностудии реформируются // Культура, 12.04.2001.
9. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению экономических проблем. — СПб.: СПбУЭФ, 1997.
10. Борискин В.В. Телевещание (и) или распространение аудиовизуальной продукции. Проблема содержания основных понятий в сфере государственно-правового регулирования деятельности телерадиовещателей.— М., 1999.
11. Боумен Юшфф. Основы стратегического менеджмента. — М.: Издательское объединение ЮНИТИ, 1997.
12. Варкан Е. Сегодня искусство более успешно разговаривает с рынком // Независимая газета, 5.09.2001.
13. Вдовин Ю.И. Концепция законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность СМИ / В сб. «Правовые и социальные аспекты деятельности СМИ». — СПб., 1996. С. 99-108.
14. Венжер М.Я., Дондурей Д.Б. Кинематограф: шаги к рынку. Кино: прокат, реклама. Методика, практика, — М., 1990.
15. Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 1998.
16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: Изд-во «Гардарика», 1996.
17. Волков Н.С. Пиратство на региональном телевидении // Кинопроизводство. — 1997. — №2. — С.77.
18. Воробьева М.Н. Организационно-экономические методы поддержки национальной кинематографии. — М.: Изд-во ВГИК, 1997.
19. Воронова М.А., Янсон Э.Ж. Протекционизм как форма нормативного управления кинематографии. // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 3. — СПб.: СПбГУКиТ, 1998.
20. Воронова М.А. Концептуальные положения маркетинговых исследований предприятий региональной киносети // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 6. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
21. Герасимова Л.Н. Маркетинг информационных продуктов и услуг. Ч. 2. Информационные ресурсы и маркетинг. Учебное пособие. —М, 1997.
22. Гитан JI. Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / Пер. с англ. —М.: Дело, 1997.
23. Голованова М. Российское кино: где выход го кризиса? // Техника кино и телевидения. — 1993. — №8. — С.3-8.
24. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. — СПб.: Макет, 1995.
25. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 11. — Челябинск: Книга, 1996.
26. Гришин Р.Ю. Особенности изучения кинозрительской аудитории кинотеатров // В сборнике научных трудов «Проблемы управления социокультурной сферой». Выпуск 2. —СПб.: СПбГУКиТ, 1997.
27. Денисов А.А., Волкова В.Н. Системный анализ. — СПб.: СПбГТУ, 1997.
28. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. — М.: Экономика, 1990.
29. Дондурей А. После империи: кинорынок по-русски. — М.: Искусство кино, 1995, №11.
30. Дондурей Д. Рынок визуального удовольствия // Кинопроизводство. — 1997. — №4. — С.72-77.
31. Евменов А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. — СПб.: СПбУЭФ, 1996.
32. Евменов А.Д., Фирова И.П. Менеджмент в организации: Учебное пособие. Часть 1. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
33. Евменов А.Д., Шляйферт М.А. Телевидение как средство социальной информатизации / В сб. научных трудов «Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства», 18-21 ноября, 1996. С. 168-171.
34. Жабский М. Системная целостность кинопроцесса // Киномеханик. — 1997. — №8. — С. 13-19.
35. Жабский М.И. Новое в сегментации рынка // Экран-информ., № 9, 1993.
36. За строками цифр. — Петербург, 1995.
37. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.— М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
38. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»// Киномеханик. — 1996. — №11. —С.2-9.
39. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» // Правовая защита прессы и книгоиздания. — М., 1996.
40. Закон Российской Федерации. «Об авторском праве и смежных правах» / Книжное обозрение. — 1993, 20 августа.
41. Зернов С.А. Методические положения формирования системы стратегического управления предприятиями кинематографии // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 10. — СПб.: СПбГУКиТ, 2001.
42. Зернов С.А. Стратегическое ориентирование и управление развитием предприятий кинематографии // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 10. — СПб.: СПбГУКиТ, 2001.
43. Зернов С.А. Текущее, перспективное и стратегическое управление кинематографической отраслью. Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ, 2002.
44. Зернов С., Саканский С. А вы вступили в «Клуб любителей Незнайки»? // СКН № 12(19). 18.07.1999.
45. Информационная технология и информационная политика // Сб. научно-информационных исследований. —М.: ИНИОН, 1994.
46. Иогансен Н. Фильм финансовых ужасов // Известия, 19.09.2001.
47. Кадик JI. Кинопробы негде ставить // Власть, 26.12.2000.
48. Камартина Н.М., Янсон Э.Ж. К проблеме оценки стоимости киновидеопроката // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 3. — СПб.: СПбГУКиТ, 1998.
49. Кацура А.В. Информатизация: выход в социальную сферу / В сб. «Системная концепция информационных процессов». — М.: ВНИИСИ, 1988. С. 4-10.
50. Кокарев И.Е. Кино как бизнес: Современная американская киноиндустрия, зарубежный опыт и перестройка советского кино. — Минск, 1991.
51. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года. — М.: Правительство Российской Федерации, 1996.
52. Кроливецкий Э.Н. Нормы и нормативы в планировании и хозяйственном регулировании. — СПб.: СПбУЭФ, 1992.
53. Кроливецкий Э.Н. Стратегическое управление развитием региона. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
54. Кроливецкий Э.Н., Черемисина А.А. Сущность и роль стратегического планирования в деятельности кинозрелищных предприятий / В сборнике научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». — Выпуск 3. — СПб.: СПбГУКиТ, 1998.
55. Курочкина А.А Основные направления рационализации планирования структуры вещания региональной телекомпании. — СПб.: СПбГУКиТ, 1999.
56. Курочкина А.А Система управления средствами массовой информации. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
57. Лалетин Д. Оптимизация кинопроката — веление времени // Киномеханик. — 1997. — № 1. — С.2-6.
58. Людковская А. Тройственный киносоюз. Частные сети кинотеатров решили сотрудничать с государством // Ведомости, 5.09.2001.
59. Майлинас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. — 1997. № 11. С. 86-95.
60. Маликов Т.О. Финансово-кредитное обеспечение деятельности кинематографии в современных условия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. — СПб.: СПбУЭФ, 1993.
61. Мартынова У.П. Основные показатели рекламной капании // Социологические исследования, 1995, № 2. С. 132-134.
62. Меликянц Г. Кинорынок времен перехода к рынку. // Известия. — 1992, 26 мая.
63. Мойсиевич Э., Преображенский И., Уваров А. Российский кинопоказ, проблемы и перспективы // Киномеханик. — 1997. — №1. — С. 17-22.
64. Николаева-Чинарова А.П. Оптимизация деятельности учреждений киносети, их систем организации и регулирования. Брошюра. — СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2000.
65. Николаева-Чинарова А.П. Организация и регулирование деятельности кинозрелищных учреждений. Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ, 1998.
66. Николаева-Чинарова А.П. Формирование системы показателей эффективности деятельности кинотеатров // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 5. — СПб.: СПбГУКиТ, 1999.
67. Никольская О. Иллюзии кинопроката // Вечерняя Москва. 26.07.2001.
68. Об итогах заседания Федерального совета по кинофикации и кинопредпринимательству // Киномеханик. — 1997. — №7. — С. 2-5.
69. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса — М.: Финансы и статистика, 1997.
70. Основные показатели текущего состояния и прогнозирования кинопроката в регионах Российской Федерации на 2003 год. Часть 1. — М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2001.
71. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. — М.: ВГИК, 1993.
72. Основы стратегического планирования. // Под ред. А.Н. Петрова — СПб.: Знание, 1998.
73. Отечественное кино: стратегия выживания. Научный доклад. НИИ киноискусства. —М., 1991.
74. Перель И.С., Славин В.Н. Информационная деятельность за рубежом и пробелы информационного менеджмента. — М.: Изд-во МПО «Поиск», 1992.
75. Петров А.Н. Демидова Л.Г., Перекатов Б.А. и др. Стратегическое планирование и управление. Часть 2. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,1999.
76. Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. — СПб.: СПбГУЭФ,2000.
77. Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. Основы стратегического планирования. — СПб.: Знание, 1998.
78. План действий по реализации Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года. — М: Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, 1997.
79. План мероприятий по реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» на 2001 год. Подпрограмма
80. Кинематография России». Том Ш. — М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2001.
81. Пол Хис. Бит сине-мак // Искусство кино. — 1997. — №7. — С.12-15.
82. Полукаров B.JI. Концептуальные основы управления производством телевизионных программ: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института повышения квалификации работников ТВ и РВ, 1993.
83. Полуэктова И. Социокультурные последствия утраты конкурентоспособности российским кинематографом // Киномеханик. — 1997. — №6. —С.6-11.
84. Портфель приватизации и инвестирования / Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.Н. —М.: Сомингек, 1992.
85. Постановление коллегии Госкино России №15 от 13.05.1997 г. «О работе органов кинофикации и кинопроката Республики Чувашия и г. Санкт-Петербурга по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и улучшению кинообслуживания населения».
86. Постановление коллегии Госкино России № 13 от 25.05.1999 г. «О принципах и порядке оказания государственной финансовой поддержки кинематографии в 2000 году».
87. Постановление правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1561 «О Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года».
88. Постановление правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года № 1037 «О мерах по сохранению и развитию прокатаотечественных фильмов и повышению уровня кинообслуживания населения».
89. Рольбина Е.С. Маркетинг в сфере услуг. Учебное пособие. — Казань: КФЭИ, 1996.
90. Самонов В.М. Классификация затрат в непромышленной сфере (на примере кинематографии) // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 5. — СПб.: СПбГУКиТ, 1999.
91. Самонов В.М. Роль киновидеопроката в возрождении отечественной кинематографии. Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ.
92. Сансызбаев С.Н. Базовая и функциональные стратегии социально-экономического развития региона: Препринт. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
93. Сансызбаев С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
94. Семенов А.К. Стратегические направления развития регионального рынка средств массовой информации. Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
95. Серова Е. Русское кино не смотрят // Независимая газета, 25.09.2001.
96. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», изд-во ЭКМОС, 1998.
97. Томпсон А.А., А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
98. Третий съезд кинематографистов в России обозначил финансовые перспективы нашего кино // Техника кино и телевидения. — 1998, №2. -г- С.93-95.
99. Указ президента Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 785 «О протекционистской политике в области отечественной кинематографии и мероприятия в связи со 100-летним юбилеем мирового и российского кинематографа».
100. Указ президента Российской Федерации от 4.04.2001 года «О реорганизации федеральных государственных киностудий».
101. Указ президента Российской Федерации от 4.04.2001 года «О создании открытого акционерного общества «Российский кинопрокат».
102. Федоров Н.В., Кураков Л.П., Ефремов Л.Г. и др. Информационные ресурсы и их использование в регионах. — Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 1998.
103. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — М.: Пресс-сервис, 1998.
104. Фелин К.Н. Деньги и культура. // Искусство кино. — 1991, № 3.
105. Юб.Ходачек A.M. Национальное и региональное планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономика, политика, инвестиции. — 1999. —№ 1 (3). — С. 8-9.
106. Черемисина А.А. Миссия киноиндустрии и опыт развития Голливуда // В сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 6. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
107. Черемисина А.А. Особенности развития кинозрелищных предприятий на современном этапе // В сб. научных материалов «Пути преодоления финансового кризиса». — СПб.: Изд-во Института социально-экономических проблем РАН, 1999.
108. ПО.Чуваткин П.П. Стратегическое управление в системе регионального здравоохранения. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
109. Ш.Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. — М.: Росконсульт, 1999.
110. Шатин М. Российский кинопрокат: вчера, сегодня, завтра // Кинопроизводство. — 1997. — №2. — С. 14-15.
111. Шахназаров К. Акционирование «Мосфильма» приведет к уничтожению российского кинематографа // Время, 27.02.2001.
112. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа — М: ИНФР А, 1996.
113. Шляйферт М.А. Управление равновесием социально-экономических систем и процессов. — СПб.: СПб ГУЭФ, 1997.
114. Экономические отношения в социально-культурной сфере. Межвузовский сборник. //Подред. Ф.Ф. Рыбакова — СПб.: СГГГУ, 1992.
115. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства — М.: Издательский центр «Академия», 1997.
116. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. — М.: Экономика, 1991.
117. Якушин А.А. Основные направления рационализации функционирования социально-культурной сферы. Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
118. Якушин А. А. Системный анализ экономической и социальной эффективности в кинематографии // В сб. научных трудов «Системный анализ в экономике и управлении». — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
119. Якушин А.А. Стратегия развития системы государственного регулирования кинематографии. Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ, 1999.
120. Янсон Э.Ж. Киносеть и кинорынок. // В сб. научных трудов. — СПб.: СПбИКиТ, 1996.
121. Garhnham N. Contribution to a Political Economy of Mass Communication / Garhnhan N. Capitalism and Communication. — L., 1980. — P. 20-55.
122. Rivers W., Schramm W., Christians C. Responsibility in Mass Communication. — N.Y., 1992. P. 15.
123. Statistical Yearbook, Cinema, television, video and new media in Europe. Edition 1996, European Audiovisual Observatory, Strasbourg, 1997.