Организационно-экономический механизм становления оборота результатов творческого труда тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Андрейкина, Марина Сергеевна
Место защиты
Москва
Год
2004
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Организационно-экономический механизм становления оборота результатов творческого труда"

На правах рукописи

Андрейкина Марина Сергеевна

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ ОБОРОТА РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2004

Работа выполнена на кафедре менеджмента сценических искусств в Российской Академии театрального искусства (ГИТИС). НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: кандидат экономических наук, доцент

Игнатьева Елизавета Леонидовна

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор экономических наук, профессор

Дымникова Анна Иосифовна

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

кандидат экономических наук Абанкина Татьяна Всеволодовна Государственный Институт

Искусствознания

часов на заседании

Защита состоится »^¡¿ЬРи^Хл _

диссертационного совета КМ 210.023.01 при Всероссийском

государственном институте кинематографии имени С.А.Герасимова по адресу 129226, Москва, ул.Вильгельма Пика, 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан « ^ » ири^лИ. 2004 г.

Браилова О.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Начиная со второй половины XX века, результаты творческого труда играют все более значимую роль в экономических отношениях. Деятельность писателей, драматургов, композиторов, художников и других творческих работников стала оказывать существенное влияние на формирование национального богатства - в экономике развитых стран неуклонно увеличивается доля совокупного продукта, производимого отраслями, связанными с интеллектуальной собственностью в сфере культуры. На современном этапе эффективная работа рынка интеллектуальных продуктов является условием для дальнейшего роста российской экономики и ее интеграции в мировое хозяйство. На сегодняшний день охрана интеллектуальной собственности определена как приоритетное направление культурной и экономической политики государства.

Наиболее эффективное действие рынка объектов интеллектуальной собственности в сфере культуры может быть обеспечено в том случае, если выявлены принципы его формирования. Поскольку для формирования рынков результатов творческого труда принципиальное значение имело изобретение книгопечатания, наиболее характерные черты таких рынков могут быть обнаружены при исследовании становления экономического оборота литературных произведений, рассмотренных на примере литературных текстов и пьес.

Попытки осветить экономические аспекты авторского права стали появляться в зарубежной, а затем и в отечественной литературе в конце XX века, однако, несмотря на их научно-практическую ценность, опубликованные работы далеко не исчерпывают всех проблем указанной тематики и не раскрывают организационно-экономического механизма становления оборота результатов творческого труда. В настоящее время очевиден узко специализированный подход к рассмотрению проблем вхождения литературных произведений в публичную область. Весьма подробно, но в рамках одного, узко отраслевого подхода исследованы проблемы издательского и театрального дела. В отечественной и особенно зарубежной литературе большое внимание уделено правовому аспекту оборота литературных произведений. Вопросам становления литературы и изучению ерьезные

искусствоведческие исследования. Как правило, в рамках более общих культурологических и исторических работ изучалось поведение читающей и зрительской публики. Фундаментальных экономических исследований, использующих междисциплинарный подход и посвященных комплексному изучению столь специфической области, на сегодняшний день не опубликовано.

Все вышеизложенные обстоятельства послужили причиной выбора темы диссертационной работы, которая посвящена исследованию организационно-экономического механизма становления оборотарезультатов творческого труда, проведенного на примере литературных произведений.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка методологических основ организационно-экономического механизма создания и использования литературных произведений. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

- выявить экономическую сущность и специфику нематериального продукта в сфере культуры;

- определить участников экономических отношений по созданию и использованию литературных произведений и установить факторы, обуславливающие их участие в рассматриваемом процессе;

- проанализировать мотивацию автора как участника экономических отношений;

- изучить эволюцию развития и формы регулирования экономических отношений, связанных с литературными продуктами;

- определить соотношение имущественного и неимущественного аспектов в деятельности по созданию и использованию литературных произведений и его отражение в правовом механизме;

- исследовать специфику вхождения в российский экономический оборот объектов авторского права на примере художественной литературы и драмы;

- выявить основные современные тенденции, связанные с оборотом результатов литературной деятельности.

Объектом исследования является экономический оборот результатов литературной деятельности.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения по поводу создания и использования литературных произведений.

Теоретическая основа и методологическая база исследования

Теоретической основой диссертационной работы послужили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по экономической теории, экономической истории, истории экономических учений: В.С.Автономова, М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой, А.Н.Козырева, К.Р.Макконнелла, С.Л.Брю, П.Э.Самуэльсона, В.Д.Нордхауса, Т.Веблена, М.Вебера, Ж. Ле Гоффа и др., работы по экономике культуры: Т.В.Абанкиной, Е.Н.Вороновой, А.И.Дымниковой, Г.П.Иванова, Е.Л.Игнатьевой, Е.П.Костиной, А.Я.Рубинштейна, Б.Ю.Сорочкина, Л.И.Якобсона, СХЯ.Новотного, Я.Фишера и др., по авторскому праву: Э.П.Гаврилова, В.А.Дозорцева, Я.А.Канторовича, А.П.Сергеева, Д.Липцик и др., а также по истории культуры, книжному делу, театральному делу, философии, психологии и искусствоведению: С.С.Аверинцева, Л. А. Виноградовой, В.Всеволодского (Гернгросса), Г.Г.Дадамяна, Е.В.Дукова, Д.С.Лихачева, Г.З.Мордисона, Е.Г.Холодова, Р.Барта, Дж.Х.Биллингтона, Х.Л.Борхеса, А.Маслоу, Х.Ортега-и-Гассета, М.И.Стеблин-Каменского, М.Фуко и др. При написании диссертационной работы были использованы российские и зарубежные законодательные акты и нормативные документы в области авторского права, интеллектуальной собственности, цензуры, культуры и др., а также статистическая информация.

Методологически диссертационная работа основывается на использовании институционального подхода, подразумевающего комплексное, междисциплинарное изучение вхождения в экономический оборот объектов авторских прав с учетом влияния социокультурных институтов. Используемый подход позволяет расширить рамки экономической теории, изучить проблему всесторонне и более точно раскрыть причинно-следственные связи в рамках рассматриваемого явления. В работе широко применялись методы научного абстрагирования, исторического и сравнительного анализа, синтеза, классификации и другие.

Научная новизна исследования

Основные научные результаты исследования, полученные автором, состоят в следующем:

1. Систематизирована и комплексно рассмотрена совокупность экономических и социокультурных факторов, оказывающих влияние на экономи-

ческий оборот результатов литературной деятельности; выявлена экономическая сущность нематериального продукта, его характеристики и специфические свойства (27-29,34-37,142-144).

2. Построена мотивационная модель, которая учитывает специфику такого экономического субъекта как автор, в том числе соотношение его имущественных и неимущественных притязаний. Предложенная теоретическая конструкция обосновывает наличие внеэкономических элементов в экономическом обороте литературных произведений, а также позволяет объяснять и прогнозировать действия авторов как социальной группы. Установление законодательной регламентации авторского права рассмотрено с учетом экономического интереса и мотивации поведения всех категорий участников ав-торско-правовых отношений (52-56, 144-145).

3. Комплексно исследованы процессы становления экономического оборота литературных текстов и драматургических произведений в России, установлена периодизация этих процессов, изучены задействованные в них национальные институты, их специфика, взаимовлияние и воздействие на развитие рассматриваемых отношений. Установлены связи между законодательным закреплением авторского права на издание и завершением формирования рынка литературных произведений, а также между законодательным закреплением авторского права на представление и завершением формирования рынка драматургических произведений в России. Выявлены сходства и отличия экономических оборотов художественной литературы и драмы (146152).

4. Выявлены принципы формирования механизма оборота интеллектуального продукта, обуславливающие современное состояние рынков литературных и драматургических произведений (133-136,152).

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения диссертационного исследования могут быть использованы:

- при разработке и совершенствовании организационного и нормативно-правового механизма регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов творческого труда в сфере культуры;

- для построения прогнозов в отношении дальнейших перспектив отраслей экономики, связанных с интеллектуальной собственностью;

- в учебном процессе образовательных заведений в сфере культуры и искусства.

Апробация работы и внедрение. Основные положения, методологические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, были изложены и обсуждены на научно-практических конференциях аспирантов РАТИ (ГИТИС), межвузовской аспирантской конференции, а также на семинарах, проводимых Союзом театральных деятелей РФ, Всероссийской ярмаркой «Сцена России» и др. Основное содержание и результаты проведенного исследования легли в основу курса по теме «Авторское право», который на протяжении нескольких лет читается диссертантом на Продюсер-ском факультете РАТИ (ГИТИС), Факультете предпринимательства в культуре Международного университета (в Москве), Высшей школы деятелей сценического искусства.

Различные аспекты исследованных проблем нашли свое отражение в шести опубликованных работах автора, общим объемом 3,35 п. л.

Логика и структура диссертационной работы определяются целью и задачами исследования. Логика исследования основана на раскрытии и изучении основных институтов, влияющих на экономический оборот литературных произведений, и выявлении специфики этого процесса в России. В соответствии с логикой исследования особое внимание уделено формированию базовых для сегодняшней экономической системы понятий: индивидуальному авторству и произведению. Это позволяет перейти к анализу специфики нематериального объекта как товара и особенностей спроса на литературные произведения. Становление экономического оборота результатов литературного творчества рассматривается с точки зрения системного влияния четырех субъектов: авторов, читателей/зрителей, издателей/театров и власти. Изучается возникновение и развитие специального регулирования указанной области. В работе поводится анализ вхождения в российский оборот двух видов литературных произведений: художественной литературы и драмы, соответственно контексту обозначаемые как литературные произведения (в узком смысле) и драматургические произведения. Подобный выбор обусловлен различной степенью зависимости указанных видов произведений от научно-технического прогресса. На основании полученных результатов выявляются

общие и частные характеристики оборотов двух видов литературных произведений и обозначаются их перспективы.

В соответствии с логикой исследования диссертация имеет следующую структуру: Введение

Глава 1. Литературное произведение как товар и объект регулирования

1.1. Специфика производства литературных объектов

1.2. Особенности мотивации участников процесса создания и использования литературных произведений

1.3. Регулирование экономического оборота литературных произведений Глава 2. Социально-экономические условия становления рынка литературной собственности в России

2.1. Экономический оборот рукописной книги и место в нем авторских произведений

2.2. Становление экономического оборота литературных произведений в связи с изобретением книгопечатания

2.3. Установление российского книжного рынка

Глава 3. Социально-экономические условия становления рынка драматургических произведений

3.1. Обособление драматургических произведений как самостоятельных объектов оборота

3.2. Становление экономического оборота драматургических произведений Глава 4. Сопоставительный анализ и перспективы экономического оборота литературных и драматургических произведений

Заключение

Библиографический список

И.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ 1. Специфика производства и регламентации литературных продуктов

Понимая под экономическим оборотом воспроизводственный процесс, включающий в себя производство, распределение, обмен и потребление блага, мы выделили четыре группы основных участников экономического оборота литературных продуктов: авторов, издателей/театры, читателей/зрителей и власть. Поскольку производство есть процесс соединения и

трансформации ресурсов, направленный на создание новых благ, при производстве литературного продукта основным является внутренний ресурс человека - его творческий потенциал, индивидуальность. В настоящее время появление литературного произведения связывается с творческой деятельностью конкретного физического лица. Этот основополагающий для современной экономической системы постулат потребовал исследования понятия авторства.

Институт авторства прошел долгий путь развития от авторства как авторитета и исполнительства до авторства индивидуального, окончательно оформившегося как таковое в XVII в. Это развитие происходило под воздействием ряда причин, в первую очередь, ментальности эпохи, а также в связи с изменениями экономических, технологических и правовых условий. При этом отношение к автору как к авторитету полностью не исчезло и периодически проявляется до сих пор, внося свои коррективы в экономический оборот произведений. Принципиально важное значение для налаживания естественного воспроизводственного процесса в литературной сфере, рассматриваемой с точки зрения экономической деятельности, имеет утверждение социального статуса автора и профессионализация его труда. К моменту первого законодательного закрепления авторского права в Европе, эти институты уже во многом сформировались.

Продуктом, поставляемым на рынок, является литературное произведение. Трансформировавшись из мифов, хроник, жизнеописаний в форму выражения личного восприятия и опыта в виде романов и других новых жанров, в XVII в. оно стало восприниматься как авторский текст, развилась система рефлексии - появился институт критики. Имя автора - непосредственного создателя стало играть важную роль в идентификации произведения.

В работе отмечено, что в литературоведении не существует объективных критериев отнесения текста к произведению. Отсутствие возможности однозначно выделить и обособить произведение затрудняет экономический оборот такого продукта. Создание теории произведения могло бы оказаться весьма полезным для развития теории и практики литературного рынка. В рамках данного исследования литературное произведение было описано как текст, атрибутируемый личным именем, собственным названием, ограниченный определенным объемом и представляющий собой синтез формы и со-

держания (с приоритетом защиты формы в качестве основного носителя нового).

Изучение экономической сущности нематериального объекта «литературное произведение» позволило заключить, что оно является экономическим благом, однако не может быть строго отнесено ни к категории товаров (в узком смысле), ни к категории услуг. Автор определил его как товар особого рода, занимающий промежуточное положение между товаром и услугой и обладающий рядом специфических свойств:

- возможностью одновременного использования неопределенным кругом лиц, поскольку нематериальный объект не ограничен в пространстве;

- невозможностью физического обладания нематериальными объектами по причине неосязаемости;

- присутствием эффекта «размножения», приводящего к тому, что обнародование произведение тотчас делает «знатоками» (по сути, «владельцами) круг лиц, которому оно стало доступным, то есть дает этим людям возможность свободного ее использования и дальнейшего распоряжения;

- обладанием индивидуальной и социальной полезностью;

- отсутствием износа в процессе потребления, возможно (но необязательно!) лишь моральное устаревание;

- необходимостью придания материальной формы, делающей потребление объективно возможным. При этом на рынок нематериальных объектов оказывает существенное влияние не только сам факт наличия или отсутствия звена, обеспечивающего придание материальной формы литературному произведению, но и эффективность его функционирования, а также характеристики самой формы.

Непосредственный спрос на литературный продукт предъявляют авторам издатели и театры. Однако их спрос является производным от спроса читателей и зрителей, спрос которых, в свою очередь, относится уже к сложному продукту, включающему в себя как произведение, так и его материальное воплощение. Особым участником рассматриваемых экономических отношений является власть, которая может предъявлять собственный спрос на литературные произведения и значительно влиять на оценку потребности в литературном продукте издателями/театрами и читателями/зрителями.

Специфика производства интеллектуального продукта ярко проявляется в мотивации, которая обеспечивает участие в процессе по созданию и использованию литературных произведений каждой из четырех групп субъектов. Сложившиеся к XVII в. притязания авторов в отношении их произведений сводятся к двум основным составляющим: наказанию за плагиат или некачественное исполнение и требованию адекватного использования произведения и его оплаты, т.е., по сути, к отстаиванию моральных прав (в первую очередь, на поддержание репутации автора) и к имущественным интересам. Особый характер авторских притязаний потребовал построения специальной мотивационной модели.

Творческая личность обладает потребностями высшего порядка - самовыражения (самоактуализации). Эти потребности, как правило, преобладают над потребностями низших порядков. Человек, занимающийся творческой деятельностью, в силу специфических свойств своей личности выполняет в обществе особую новаторскую роль, при этом он подвергает себя опасности непостоянных доходов. Литераторы, атрибутирующие произведения личным именем, как и предприниматели, принимают на себя риск поиска и эксперимента и несут за них ответственность, в частности, своей репутацией. Автор и предприниматель как субъекты экономики имеют ряд сходных характеристик как новаторы, одновременно с этим они принципиально отличаются друг от друга в целях деятельности и используемых ресурсах.

Поскольку потребностям высших уровней свойственна меньшая организационная сила, творческие люди хуже объединяются для лоббирования своих интересов, особенно материальных. На наш взгляд, именно это и делает появление фигуры издателя или иного посредника-предпринимателя не просто возможным, но и необходимым.

В то время, как одни авторы имеют своей целью донесение некоторого сообщения, мысли, идеи или пробуждение эмоций, есть и другие, которые обладают творческим ресурсом, но эксплуатируют его не в целях самоактуализации, а для насыщения потребностей низших уровней. На рынке эти лица продают не результат своего труда - произведение, а свою способность создавать литературный текст, что сближает их с наемными рабочими. Они не несут ответственности за конечный результат, в отличие от авторов, атрибутирующих тексты своими именами. Мотивация авторов- «наемных рабочих»

вполне может быть описана с помощью рационального целеполагания, свойственного неоклассике.

Реальный автор, по нашему мнению, располагается между двумя крайними мотивационными моделями. Предложенная теоретическая конструкция позволяет объяснить явление «литературных негров», распространенное в XIX в. с легкой руки А.Дюма-отца и пера О.Макэ и не изжившее себя и поныне. Можно предположить, что так называемые «литературные негры», непосредственным творческим трудом которых создается произведение, вступают в деловые отношения с издателями потому, что более значимой для этих авторов является текущая, не отложенная во времени, реализация материального интереса. В ряде случаев тот продукт, который они порождают, может не соответствовать их личным понятиям о «качественной» литературе. Отказываясь от атрибутирования произведения своим именем, они оберегают собственную репутацию и одновременно с этим не берут на себя ответственность за текст - ни за его общий художественный уровень, ни за его продаваемость.

Модель мотивации автора, предложенная в данной работе, позволяет сделать вывод о невозможности прогнозирования поведения авторов как социальной группы с точки зрения рационального целеполагания, поскольку в их системе приоритетов потребности высшего порядка преобладают над потребностями низших порядков, а сами члены группы обладают слабыми организационными способностями. Теми же причинами обусловлена ведущая роль издателей при лоббировании в обществе и властных структурах имущественных интересов, связанных с созданием и использованием произведений. Мотивация издателей, вполне соответствующая неоклассическому рациональному максимизатору, такой роли только способствует.

Литературный продукт не относится к товарам первой необходимости, это определяет мотивацию основной массы читателей/зрителей в отношении его приобретения. Однако в связи с ростом благосостояния значительной части населения и стабильным удовлетворением потребностей более низших порядков мотивация потребителя в отношении культурного продукта будет претерпевать изменения.

Мотивация власти описывается в работе как неоднозначная. С одной стороны, государство должно преследовать общественные интересы, кото-

рые, в свою очередь, весьма разнообразны. С другой стороны, государственные деятели, разрабатывая и проводя государственную политику, преследуют собственную цель - сохранение власти.

Специфические свойства нематериального объекта как товара, увеличение масштабов экономического оборота этого продукта и двоякий характер притязаний авторов в отношении него обусловили потребность в самостоятельном, отличном от традиционных, механизме регулирования отношений по поводу создания и использования литературного произведения. Возникнув в XV в. в европейских странах в форме привилегий в области литературы, в XVIII в. специальные правовые акты приобрели форму законов и распространились на разные виды творчества. Объект защиты постепенно сместился от материального носителя к самому продукту творчества, от интересов распространителя к интересам автора. Созданная в Европе в Х\Ш в. особая правовая конструкция, регулирующая отношения по поводу создания и использования литературных произведений, получила название литературной собственности, а впоследствии - авторского права.

Несмотря на то, что личные права автора на произведение стали признаваться только спустя некоторое время после принятия первых авторско-правовых законов, мы определили категорию моральных прав как первичную по отношению к категории прав имущественных, которые явились порождением новой экономической реальности. После признания того, что литературное произведение есть отражение личности автора и постепенной профессионализации литературной деятельности, т.е. изменения ментальной установки в отношении авторства и затем закрепления этого изменения на социальном уровне, установилось единство двух категорий правовых притязаний автора. Хотя отдельные авторы в отношении своей литературной деятельно -сти могут отдавать предпочтение той или иной составляющей, для обоих случаев предусмотрен один правовой механизм. Принципиальное отличие этого организационно-правового механизма от традиционных и всестороннее расширение экономического оборота нематериальных объектов в настоящее время обуславливают целесообразность дальнейшей разработки системы прав «особого рода».

2. Механизм становления экономического оборота литературных произведений в России 2.1. Механизм становления рынка литературных текстов в России

Исследуемое явление рассмотрено в работе в соответствии с предложенной автором периодизацией, включающей в себя три основных этапа: период рукописной книги (X — XVI вв.), вхождение в оборот печатных произведений (XVI - нач. XIX вв.) и установление рыночных отношений (30-е гг. XIX в.). Законодательное закрепление права на издание принято за показатель достижения хозяйственными отношениями в сфере литературы такого масштаба и степени товарности, которые, по нашему мнению, могут быть обозначены как рыночные.

. Оборот литературных произведений исследован на основании института авторства: развития национальной литературы, наличия осознанного индивидуального авторского начала, социального и профессионального статуса авторов, жанров, в которых они работали. В работе рассмотрены и другие факторы влияния - уровень издержек, технические условия, цены, объем выпуска, развитие частной инициативы, организация книжной торговли и государственная активность. Изучение спроса на литературные произведения основано на таких факторах, как: отношение к книге, грамотность, потребность в чтении, предпочтения по жанрам, платежеспособность (доходы), социальный состав покупателей. Кроме того, в анализ включено определение осознанных потребностей власти в использовании литературы как инструмента для достижения своих целей.

Литература Древней Руси была в основном религиозной, светские книги были немногочисленны и преимущественно носили исторический характер. Хотя понятие авторства как авторитета было не чуждо древнерусской литературе (особенно религиозной и правовой), институт индивидуального авторства формировался в Древней Руси крайне медленно и в отличие от Западной Европы не получил значительного развития к концу Средневековья. Тем не менее к концу XV в. можно констатировать, что в Древней Руси сложился достаточно развитый рынок рукописных книг. Несмотря на высокую цену, спрос на рукописные книги зачастую превышал их предложение. Значительный спрос был обусловлен особым отношением к рукописной книге как к объекту почитания. Оценка потребителем полезности рукописной книги как объекта почитания превышала оценку полезности текста, в ней содер-

жащегося. В восприятии потребителя первое качество обеспечивалось в значительной степени материальной формой, в которой книга существовала. В силу этого, смена материальной формы - переход от рукописной к печатной книге - повлекла за собой кардинальное изменение отношения к литературному продукту.

Переход к новой, печатной, технологии изготовления книг был обусловлен исключительно политическими, а не экономическими соображениями, развитие книгопечатания осуществлялось по инициативе и под полным контролем власти. Несмотря на то, что долгое время основную массу изданий по-прежнему составляли книги религиозного содержания, отношение к печатным текстам было принципиально иным, чем к рукописям: в отличие от последних, первые воспринимались не с почитанием, а, скорее, с отвращением - как ересь, проделки нечистой силы. Немалую роль в этом сыграл раскол в православии. Хотя в XVI в. личностное начало стало проявляться в русской литературе, формирование института индивидуального авторства на Руси происходило под сильным влиянием власти и церкви. Таким образом, принципиальное отличие периода вхождения печатных произведений в оборот на Руси и в Европе заключалось в субъекте, играющем ведущую роль в этом процессе. Книгоиздательство в Европе развивалось посредством частной инициативы, а в России организацией типографий занимались власть и церковь.

Проведенное исследование обозначило российскую специфику, выражающуюся в отсутствии заявляющих себя индивидуальных потребностей и одновременно с этим наличии потребностей государственного масштаба, осознанных властью. В Европе действие экономического механизма порождалось и обеспечивалось, как правило, индивидуальным спросом и частным предложением. Широкое распространение в Европе «полезной» или «потребительской» литературы буквально сразу после возникновения книгопечатания являлось важным фактором формирования и укрепления новой отрасли. Потребление такого продукта способствовало развитию грамотности и привычке к чтению, а также стимулировало дальнейший рост частного книгоиздательства. Отношение к книге в России, характеризуемое как «почитание», явно не способствовало повышению спроса на «полезную» литературу. В российском хозяйстве отсутствовали внутренние факторы, которые были

способны привести в действие естественный экономический механизм. Таким образом, государственная монополия в книгоиздательском деле во многом была мерой, по сути, вынужденной, с помощью которой власть обеспечивала наличие в России столь важной и нужной для дальнейшего развития страны отрасли. Возможно, недостаточность спроса является хроническим заболеванием всей российской экономики, на наш взгляд, эта гипотеза представляет самостоятельный научный интерес.

Изучение опыта нашей страны и его сравнение с европейской экономической практикой в рассматриваемой сфере показало, что снижение издержек при производстве книги оказывается недостаточным фактором для роста экономического оборота литературных произведений.

Особая роль власти в рассматриваемой сфере наглядно проявилась в период проведения реформ Петром I. В этот период была создана централизованная государственная система книгоиздания, при этом частная инициатива по-прежнему практически отсутствовала и властями не приветствовалась. Таким образом, монополизация в этой сфере деятельности, с одной стороны, усилилась, с другой стороны, возможно, была необходимой для развития отрасли. Хотя непосредственно по указаниям и под контролем самого государя ассортимент печатной книжной продукции от сугубо церковной тематики сместился в сторону светской литературы, последняя в основном ограничивалась учебными и просветительскими изданиями. При этом большая часть произведений сохранила свой анонимный характер, ряд работ атрибутировался по принципу авторитета. Поскольку многие произведения издавались при непосредственном участии самих авторов (составителей, переводчиков) в качестве дополнения к их основной службе, укрепления социального статуса и профессионализации литератора не происходило. По причине государственной монополии в области книгоиздательства достаточно долго не возникает авторско-правовое законодательство. По мнению автора работы, первые привилегии, выданные российскими правителями, принципиально отличались от западноевропейских, так как являлись не столько предоставлением монопольного права на издание каких-либо произведений, сколько разрешением участвовать (допуском к участию) в российской хозяйственной практике частным (иностранным) лицам.

В силу того, что государственная власть могла оказывать действенное влияние на предложение книг, но была не в состоянии существенно воздействовать на спрос, который по-прежнему находился на крайне низком уровне во многом по причинам малограмотности и неплатежеспособности населения, экономический оборот печатных литературных произведений не приобрел черты естественного воспроизводственного процесса при Петре I и еще почти век после него.

В России институт индивидуального авторства постепенно сформировался с 1725 г. по 1820-е гг. В этот же период утвердился социальный статус литератора, выплаты авторских гонораров свидетельствовали о постепенной профессионализации литературной деятельности. Государство медленно отказывалось от полного прямого обеспечения книжного предложения и переходило на регулирование книжного оборота с помощью привилегий, указов и иных нормативных актов. Частная инициатива в сфере книгопечатания и книготорговли проявлялась единично, но и к этим исключениям власть относилась отрицательно. Стал предъявляться спрос на «полезную» или «потребительскую» литературу. Таким образом, к концу 20-х гг. XIX в. появились все составляющие, необходимые для естественного экономического оборота литературных произведений.

Экономические отношения, связанные с созданием и использованием литературных произведений в России конца 1820-х - начала 1830-х гг., мы охарактеризовали как сложившийся литературный рынок. К этому времени достаточно широкое распространение получила частная инициатива в книгоиздательстве и книготорговле. В национальной изящной словесности наступил Золотой век, породивший значительное число авторов, произведения которых отличались ярко выраженной индивидуальностью и были востребованы потребителями. Начался процесс профессионализации литературной деятельности - получение авторского вознаграждения стало нормой. Появились основные элементы инфраструктуры, способствующей развитию оборота литературных объектов (рост числа образовательных учреждений, открытие библиотек и др.). Читатель стал более массовым, представляющим все социальные слои и готовым платить за отечественную печатную продукцию. Законодательное закрепление в 1828 г. авторского права на издание ознаменовало завершение подготовительного этапа формирования условий для эко-

номического оборота литературного продукта и вступление страны в фазу рыночных отношений в рассматриваемой области.

2.2. Механизм становления рынка драматургических произведений в России

Исследуемое явление рассмотрено в работе в соответствии с предложенной периодизацией, включающая в себя два основных этапа: первый этап характеризуется непосредственной связью между автором и театром (от зарождения театра на Руси до второй половины XVIII в.); на втором этапе драматургическая деятельность обособляется от театрального исполнительства и хозяйствования (с конца XVШ в по конец XIX в., когда процесс создания и использования пьес приобрел характер естественного экономического оборота). Внесение в закон авторского права на представление зафиксировало уже сложившиеся отношения.

Эволюция драматургической деятельности оценивается с точки зрения ее обособления как самостоятельного рода занятий и профессионализации. При анализе театрального дела значимыми факторами признаются регулярность деятельности, репертуар, цели и экономические показатели, а также формирование зрительской аудитории, ее характеристики и потребности. Отдельное внимание уделяется взаимоотношениям власти с театром и драматургом и наличию у нее собственных потребностей.

Процесс создания драматургического произведения стал постепенно обособляться от постановочно-исполнительской деятельности только во второй половине XVIII в. На первых этапах драматургическая деятельность расценивалась как вспомогательная, сама собой разумеющаяся в театральном процессе, лишь к концу XVIП в. написание пьесы стало осознаваться как самостоятельный труд, заслуживающий вознаграждения. При этом выплата и размер этого вознаграждения оставлялись на усмотрение театра и власти. Установлению экономических отношений с авторами препятствовала неразвитость самой театральной системы, нерегулярность осуществления театральной деятельности русскими театрами, ее убыточность. Театральный зритель в России формировался двояко. С одной стороны, царская власть, создавая придворные театры и обязывая дворян посещать представления, постепенно формировала театральные потребности у верхних социальных слоев. При этом традиции бесплатных для двора спектаклей мешали установлению экономического оборота в театральном процессе, поскольку не способствовали

развитию ощущения платности культурной услуги. С другой стороны, городские театры, всегда работавшие на предпринимательской основе, сначала создавали себе зрителя, который затем начинал требовать удовлетворения собственных вкусов, посредством диктата рубля.

Особой роли государства, выявленной при изучении формирования социально-экономических условий оборота литературных произведений в России, было уделено отдельное внимание и в данном случае. В театрах, в которых сборы покрывают лишь часть расходов, а оставшуюся финансирует государство, отношения драматурга с театром переходят в разряд отношений драматурга с властью: власть платит за выполнение театром определенных функций - просветительских, идеологических, эстетических, в значительной степени это реализуется посредством драматургического материала. Однако отношения автора с властью приобретают экономический характер только в том случае, если у власти существуют осознанные ею потребности-цели. В России XVIII в. обмена ценностями не происходило - российская монархия не испытывала острой нужды в распространении театральной культуры. Признание театрального деятеля властью было знаком благосклонности, вознаграждение определялось исключительно степенью расположения, доброй волей высокопоставленного лица, это, скорее, были акты «дарения», чем оплата за труд. Подобные отношения не способствовали укреплению отрасли.

К 80-м гг. ХМП в. развились основные элементы российской театральной системы - имелся опыт публичных платных представлений, которые становились все более регулярными, создавался отечественный репертуар. Переход на регулярную платную деятельность и нормативно закрепленное указание на выплату авторского вознаграждения способствовали постепенной профессионализации драматургической деятельности.

Полноценный национальный драматический репертуар в России сформировался к концу XIX в. К этому времени драматургическая деятельность профессионализировалась, размер и сбор авторского вознаграждения приобрели нормативный и систематический характер. Этому способствовали развитие российского театра, включая и расширение платежеспособной зрительской аудитории, и частная инициатива драматургов. Реализация авторского права на представление (публичное исполнение) была налажена с помощью системы по коллективному управлению имущественными правами,

созданной самими авторами, и произошло это до того, как указанное право было полноценно законодательно закреплено. Де-факто авторское право на представление возникло раньше права на издание. Подробная регламентация, хотя и не общегосударственного характера, отношений с драматургами возникла в 1827 г. - на 1 год ранее закрепления права на издание в российском законе. Де-юре право на публичное исполнение появилось только в законе 1911 г. К концу XIX в. влияние власти на отношения по поводу создания и использования пьес сократилось и из преимущественно прямого перешло в преимущественно косвенное - через цензуру. Таким образом, можно заключить, что к концу XIX в. экономический оборот драматургических произведений вполне установился, закрепление права на публичное исполнение (права на представление) в законе 1911 г., по сути, зафиксировало сложившуюся ситуацию и дало возможность дальнейшего развития цивилизованных отношений между драматургом и театром.

3. Сравнительный анализ и современные тенденции рынков литературных текстов и драматургических произведений

В экономическом обороте как литературных произведений, так и пьес участвуют четыре субъекта: автор (писатель или драматург), «посредник», обеспечивающий соединение нематериального объекта с материальной формой (издатель или театр), непосредственный потребитель (читатель или зритель) и власть. Однако анализ показал, что степень участия и влияния каждого из субъектов и их взаимоотношения между собой на двух указанных рынках различны.

Для эффективного действия современного рынка литературных текстов принципиально важным является наличие института индивидуального авторства В отношении оборота драматургических произведений особое значение имеет обособление драматургической деятельности от исполнительства и театрального управления.

В обоих случаях в России власть сыграла ведущую роль в создании и развитии необходимого для оборота нематериальных объектов связующего звена - издательской и театральной деятельности. Последующее влияние осуществлялось при помощи цензурных требований. Поскольку при установлении рынка литературных произведений книгопечатание преимущественно достигло уровня естественного воспроизводственного процесса, под-

разумевающего экономическую самостоятельность, государственное воздействие несколько сократилось.

В 90-е гг. XX в. государство оказало существенную поддержку становлению частного книгоиздательства и книготорговли посредством установления налоговых льгот. При этом никаких законодательно закрепленных норм авторского вознаграждения за издание введено не было. На практике это привело к частым случаям невыплат авторского вознаграждения издательствами. Распространенной на практике ставкой является 5 процентов от отпускной цены издательства.

В отличие от издательской деятельности в 1994 г. правительством РФ были приняты минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение, так, минимальная ставка поспектакльной оплаты драматурга за многоактную непереводную пьесу составляет 8 процентов. На практике нередки случаи установления более высоких ставок.

В настоящее время подавляющее большинство российских театров являются государственными или муниципальными и финансируются из бюджета соответствующего уровня. Сохранение многими театрами зависимости от бюджетного финансирования означает наличие у власти инструмента прямого воздействия на оборот драматургического продукта. Вопрос насколько государство использует этот инструмент остается открытым.

Спектакль как воплощенное на сцене драматургическое произведение является новым продуктом, для которого результаты труда драматурга есть ресурс, причем не единственный. Театр - производитель своего товара (культурной услуги), в который входит не только пьеса, но и исполнительство (включая режиссуру), художественно-музыкальное оформление, а также материально-техническое обеспечение. Ценность спектакля для потребителя заключается в соединении множества интеллектуальных и материальных ресурсов. Таким образом, зрительский спрос на то или иное драматургическое произведение неразрывно связан с потребительской оценкой полезности театрального искусства вообще, конкретного театра в частности, а также актеров, задействованных в постановке, ее режиссера, художника и др. Продукт, доходящий до конечного потребителя, не тождественен драматургическому произведению, он может быть и хуже, и лучше его. Как и издательство, театр несет издержки, но желание их возместить в результате своей деятельности

напрямую связано с характером этого театра: является ли он предпринимательским (коммерческим, в современной терминологии) или некоммерческим и, как правило, финансируется из бюджета. В первом случае театр больше заинтересован в цивилизованных отношениях с автором, поскольку они позволяют ему избежать судебных издержек, могут обеспечить конкурентное преимущество перед другими антрепренерами, а также стимулируют авторов, обеспечивая потребность театра в новом драматургическом материале. Мотивация театра, финансируемого из бюджета, по оптимизации издержек крайне мала, заинтересованность в обеспечении себя определенным драматургическим материалом также занижена.

Не используя институциональный подход, в отношении книг можно констатировать, что конечным продуктом, ради потребления которого и осуществляется покупка, остается именно литературное произведение, т.е. сам нематериальный объект, созданный трудом автора. Функция издателя может быть условно обозначена как «упаковщик». Продукт, доходящий до потребителя, тождественен первоначальному произведению. Поскольку издатель несет при этом издержки, у йего возникает необходимость защищать свой интерес по возврату средств и получению прибыли за приложенные усилия и сделанные инвестиции.

Вышеуказанные положения, хотя и выявляют отличия спроса на литературные тексты от спроса на драматургические произведения, не дают объяснения исторической практике. Анализ национальных институтов, в частности - отношения к книге, позволяет сделать вывод, что смена материальной формы, в которую «упаковывается» литературное произведение, может оказывать принципиальное воздействие на восприятие и востребованность конечного продукта, а, соответственно, и на экономический оборот результатов творческой деятельности в литературе. Причина в том, что читатель наделяет тот ли иной вид материального носителя собственной полезностью, зачастую не имеющей рационального экономического обоснования, но способной оказывать существенное влияние на оценку покупателем полезности литературного продукта в целом.

На сегодняшний день уже появилась и получает все более широкое распространение новая форма материализации литературного произведения -электронная, цифровая. Исходя из вышесказанного, а также учитывая разви-

вающийся феномен коллективного авторства и специфику Интернет-сообщества, в частности, популярность мистификаций и техническую сложность идентификации лица, необходимо констатировать, что экономический оборот литературных произведений будет претерпевать серьезные изменения. Особого внимания требуют такие факторы, как институт авторства, отношение потребителя к продукту в новой форме и издержки публикатора. Думается, это потребует принципиальной переработки существующей системы регулирования отношений по созданию и использованию таких произведений. Сохранение книгоиздательской отрасли будет связано с наделением потребления печатных изданий дополнительной, как правило, внеэкономической полезностью: развитием книжных магазинов как культурных центров, созданием потребительских установок - «книга как красивая вещь», «обладание домашней библиотекой как знак принадлежности к определенному социальному кругу», а также «чтение печатного текста как менее вредное для зрения» и др.

Угрозу экономическому обороту драматургических произведений представляет изменение самих театральных технологий, выражающихся в совмещении функций автора и исполнителя или слиянии фигур исполнителя и зрителя, которое равнозначно присоединению к ним и авторской. На наш взгляд, современное развитие театра в направлении соединения различных функций, если и встречается, то пока в единичных случаях. До тех пор, пока это явление не стало массовым и не приобрело характера тенденции, проблемы сегодняшнего драматургического рынка близки к тем, которые существовали еще в XIX в., а именно - механизму сбора вознаграждения и соблюдения неимущественных авторских прав. Сбор вознаграждения за публичное исполнение осуществляется, как правило, с помощью коллективного управления имущественными правами. Основной организацией в этой системе является на сегодняшний день Российское Авторское Общество (РАО), наследник организации, созданной А.Н.Островским. В работе отражено существующее недовольство авторов и театров в отношении использования пьес. Оно связано с недостатками в деятельности данной организации. Подобные проблемы не носят глобального характера и не требуют пересмотра всей экономико-правовой системы.

На сегодняшний день отлаженный экономический оборот литературных произведений с большой степенью вероятности находится на пороге потрясений, в то время как экономический оборот драматургических объектов может быть признан вполне устойчивым. Хотя прямое вмешательство государства в отношения по созданию и использованию произведений в сфере литературы и искусства имело тенденцию к сокращению, в дальнейшем влияние этого фактора в России также необходимо учитывать, поскольку российская власть играла в рассматриваемой области традиционно важную, зачастую ведущую роль. На сегодняшний день активной государственной политики в области авторского права в России не проводится.

Проведенное исследование приводит к выводу, что изучение механизма становления рынков литературных продуктов с учетом совокупности институтов, оказывающих влияние на данный процесс, позволяет существенно обогатить анализ и способствует выявлению более глубоких причинно-следственных связей в рамках рассматриваемого явления. Публикации по теме диссертационного исследования:

1. Исполнитель и автор. Экономическая основа сотрудничества // Защита смежных прав и охраняемых законом интересов концертных деятелей России. Материалы Всероссийского семинара. - СПб., 1998 (0,5 п.л.).

2. Экономические аспекты законодательства об охране прав творческих работников: отечественный и зарубежный опыт // Экология культуры. - Архангельск, 1999. -№1(8) (0,2 п.л.).

3. Авторские и смежные права // Финансовая газета. - 1999. - № 25 (0,9 п.л.).

4. Взаимоотношения организаций культуры и искусства с РАО: правовая норма и практика // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002 № 5 (0,8 п.л.).

5. Передача авторских прав по авторскому договору // Театральное дело. -2003. - № 2-3 (23-24) (0,25 п.л.).

6. Бренд в сфере культуры и искусства: экономическая сущность и правовая регламентация // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. -№№10-11 (0,7 п. л.).

Заказ №342. Объем 1 пл. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Петроруш». Г. Москва, ул. Палиха-2а, тел. 250-92-06 www.postator.ru

i» 2 ö : 5 б

466

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Андрейкина, Марина Сергеевна

Введение.

Глава 1. Литературное произведение как товар и объект регулирования. 10 1:1. Специфика производства литературных объектов.

1.2. Особенности мотивации участников процесса создания и и использования литературных произведений.

1.3. Регулирование экономического! оборота литературных произведений.

Глава 2. Социально-экономические условия становления рынка литературной собственности в России.

2.1. Экономический оборот рукописной• книги и место в нем авторских произведений

2.2; Становление экономического оборота литературных произведений в связи с изобретением книгопечатания.

2.3: Установление российского книжного рынка.

Глава 3. Социально-экономические условия! становления рынка драматургических произведений.

3.1. Обособление драматургических произведений как самостоятельных объектов оборота.

3.2. Становление экономического оборота драматургических произведений.

Глава 4. Сопоставительный анализ и перспективы экономического оборота литературных и драматургических произведений.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Организационно-экономический механизм становления оборота результатов творческого труда"

Актуальность темы исследования

Начиная со второй половины XX века, результаты творческого труда играют все более значимую роль в экономических отношениях. Деятельность писателей, драматургов, композиторов, художников и других творческих работников стала оказывать существенное влияние на формирование национального богатства — в экономике развитых стран неуклонно увеличивается доля совокупного продукта, производимого отраслями, связанными; с интеллектуальной собственностью в сфере культуры. На современном этапе эффективная работа рынка интеллектуальных продуктов является условием для дальнейшего роста российской экономики и ее интеграции в мировое хозяйство. На сегодняшний день охрана интеллектуальной собственности определена как приоритетное направление культурной и экономической политики; государства.

Наиболее эффективное действие рынка объектов интеллектуальной собственности в сфере культуры может быть обеспечено в том случае, если выявлены принципы его формирования: Поскольку для формирования рынков ) результатов творческого труда принципиальное значение имело изобретение книгопечатания, наиболее характерные черты таких рынков могут быть обнаружены при исследовании становления: экономического оборота литературных произведений, рассмотренных на примере литературных текстов и пьес.

Попытки осветить экономические аспекты авторского права стали появляться в зарубежной; а затем и в отечественной литературе в конце XX века, однако, несмотря на их научно-практическую ценность, опубликованные работы далеко не исчерпывают всех проблем указанной тематики и не раскрывают организационно-экономического механизма становления: оборота результатов творческого труда. В; настоящее время очевиден узко специализированный подход к рассмотрению проблем вхождения литературных произведений в публичную область. Весьма подробно, но в рамках одного, узко отраслевого подхода исследованы проблемы издательского и театрального дела. В отечественной и особенно зарубежной литературе большое внимание уделено правовому аспекту оборота литературных произведений. Вопросам становления литературы и изучению фигуры автора посвящены серьезные искусствоведческие исследования. Как. правило, в рамках более общих культурологических и исторических работ изучалось поведение читающей и зрительской публики. Фундаментальных экономических исследований, использующих междисциплинарный подход и-посвященных комплексному изучению столь специфической области, на сегодняшний день не опубликовано.

Все вышеизложенные обстоятельства послужили причиной выбора темы диссертационной работы, которая посвящена • исследованию организационно-экономического механизма становления оборота результатов творческого труда, проведенного на примере литературных произведений.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка методологических основ организационно-экономического механизма создания' и использования литературных произведений. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи::

- выявить экономическую сущность и специфику нематериального продукта в сфере культуры;

- определить участников экономических отношений. по созданию и использованию литературных произведений и установить факторы, обуславливающие их участие в рассматриваемом процессе;

- проанализировать мотивацию автора как участника экономических отношений;

- изучить эволюцию развития и' формы регулирования> экономических отношений, связанных с литературными продуктами;

- определить соотношение имущественного и; неимущественного аспектов в деятельности по созданию и; использованию! литературных произведений и его отражение в правовом механизме;

- исследовать специфику вхождения в российский экономический оборот объектов авторского права« на- примере художественной литературы и драмы;

- выявить основные современные тенденции, связанные с оборотом результатов литературной деятельности.

Объектом исследования является» экономический оборот результатов литературной деятельности.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения по поводу создания и использования литературных произведений.

Теоретическая основа и методологическая база исследования

Теоретической основой диссертационной работы послужили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по экономической теории, экономической истории, истории экономических учений: В.С.Автономова, М.НЛепурина, Е.А.Киселевой; А.Н.Козырева, К.Р.Макконнелла, С.Л.Брю, П.Э.Самуэльсона, В.Д.Нордхауса, Т.Веблена, М.Вебера, Ж. Ле Гоффа и др., работы по экономике культуры: Т.ВАбанкиной; Е.Н:Вороновой, А.И.Дымниковой, Г.П.Иванова, Е.Л.Игнатьевой, Е.П.Костиной, А.Я.Рубинштейна, Б.Ю.Сорочкина, Л:И;Якобсона, О.Я;Новотного, Я.Фишера и др., по авторскому праву: Э.П.Гаврилова, ВА.Дозорцева, Я.А.Канторовича, А.П.Сергеева; Д.Липцик и др., а также по истории культуры; книжному делу, театральному делу, философии, психологии и искусствоведению: С.С.Аверинцева, Л.А.Виноградовой; В.Всеволодского (Гернгросса), Е.Г.Дадамяна, Е.В.Дукова, Д.С.Лихачева, Г.З.Мордисона; Е.Г.Холодова, Р.Барта; Дж.Х.Биллингтона; Х.Л:Борхеса, А.Маслоу, Х.Ортега-и-Гассета, М.И.Стеблин-Каменского, М.Фуко и др. При написании; диссертационной' работы были: использованы российские и зарубежные законодательные акты и нормативные документы; в области авторского права, интеллектуальной собственности; цензуры, культуры и др., а также статистическая информация.

Методологически диссертационная; работа основывается ? на использовании институционального подхода, подразумевающего комплексное, междисциплинарное изучение вхождения в экономический оборот объектов авторских прав; с учетом влияния социокультурных институтов. Используемый? подход позволяет расширить рамки экономической теории, изучить проблему всесторонне и более точно раскрыть причинно-следственные связи в рамках рассматриваемого явления. В работе широко применялись методы научного абстрагирования, исторического и сравнительного анализа, синтеза; классификации и другие.

Научная новизна исследования

Основные научные результаты исследования; полученные автором; состоят в следующем:

1. Систематизирована и комплексно рассмотрена совокупность экономических и социокультурных факторов, оказывающих влияние на экономический оборот результатов литературной деятельности; выявлена экономическая сущность нематериального продукта, его характеристики и специфические свойства.

2. Построена мотивационная модель, которая учитывает специфику такого экономического субъекта как автор, в том числе соотношение его имущественных и неимущественных притязаний. Предложенная теоретическая! конструкция обосновывает наличие внеэкономических элементов в экономическом обороте литературных произведений, а также: позволяет объяснять и» прогнозировать действия< авторов как социальной группы. Установление законодательной; регламентации авторского права-рассмотрено с учетом экономического интереса и мотивации поведения всех категорий участников ав-торско-правовых отношений;

3. Комплексно исследованы процессы становления экономического оборота литературных текстов и драматургических произведений; в России, установлена периодизация этих процессов, изучены задействованные: в них национальные институты, их специфика, взаимовлияние и воздействие на развитие рассматриваемых отношений: Установлены связи между законодательным закреплением авторского права на издание и завершением формирования рынка литературных произведений, а также между законодательным закреплением авторского права на представление и завершением формирования. рынка драматургических произведений, в России. Выявлены сходства и отличия экономических оборотов художественной литературы и драмы.

4. Выявлены принципы формирования механизма оборота интеллектуального продукта, обуславливающие современное состояние рынков литературных и драматургических произведений.;

Практическая значимость работы заключается в том,, что основные положения диссертационного исследования могут быть использованы:

- при разработке и совершенствовании организационного и нормативно-правового механизма регулирования! отношений; связанных с созданием и; использованием результатов творческого труда в сфере культуры; :

- для построения прогнозов в отношении дальнейших перспектив отраслей экономики, связанных с интеллектуальной собственностью;

- в учебном процессе образовательных заведений в сфере культуры и искусства.

Апробация работы? и внедрение. Основные положения, методологические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, были изложены и обсуждены на научно-практических конференциях аспирантов РАТИ (ГИТИС), межвузовской аспирантской конференции, а также на семинарах, проводимых Союзом? театральных деятелей РФ, Всероссийской ярмаркой «Сцена России» и др. Основное: содержание и результаты Н проведенного исследования легли в основу курса по теме «Авторское право», который на протяжении нескольких лет читается диссертантом на Продюсер-ском факультете РАТИ (ГИТИС), Факультете предпринимательства в культуре Международного университета (в Москве), Высшей* школы деятелей сценического искусства.

Различные аспекты исследованных проблем нашли; свое отражение в следующих опубликованных работах автора:

1. Исполнитель и автор. Экономическая основа сотрудничества // Защита смежных прав и охраняемых законом интересов концертных деятелей России. Материалы Всероссийского семинара. — СПб.,.1998 (0,5 пл.);

2. Экономические аспекты законодательства об охране: прав творческих ра-^ ботников: отечественный и зарубежный опыт // Экология культуры. — Архангельск, 1999. -№1(8) (0,2 п.л.).

3. Авторские и смежные права // Финансовая газета. - 1999. — № 25 (0,9 п.л.).

4. Взаимоотношения организаций культуры: и искусства с РАО: правовая; норма и практика // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2002 №5 (0,8 пл.).

5. Передача авторских прав по авторскому договору // Театральное дело. -2003. -№ 2-3 (23-24) (0,25 п.л.).

6. Бренд в сфере культуры и искусства: экономическая сущность и правовая регламентация // Справочник руководителя учреждения г культуры. — 2004. —

10-11 (0,7 пл.).

Логика и структура диссертационной работы определяются целью и задачами исследования. Логика исследования основана на раскрытии и изучении основных институтов, влияющих на экономический оборот литературных произведений, и выявлении специфики этого процесса в России: В соответствии с логикой исследования особое внимание уделено формированию базовых для сегодняшней экономической системы понятий: индивидуальному авторству и произведению. Это позволяет перейти к анализу специфики нематериального объекта как товара и особенностей спроса на литературные произведения. Становление экономического оборота результатов литературного творчества рассматривается с точки зрения системного влияния четырех субъектов: авторов, читателей/зрителей, издателей/театров и власти. Изучается возникновение и: развитие специального регулирования указанной области: В работе поводится анализ вхождения в российский оборот двух видов литературных произведений: художественной>литературы и драмы, соответственно контексту обозначаемые как литературные произведения (в узком; смысле) и драматургические произведения. Подобный! выбор обусловлен различной степенью зависимости указанных видов произведений от научно-технического прогресса. На основании полученных результатов выявляются общие и частные характеристики оборотов двух видов литературных произведений и обозначаются их перспективы.

В соответствии с логикой исследования диссертация имеет следующую структуру:: Введение

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Андрейкина, Марина Сергеевна

Заключение

Изучение становления рынков литературных произведений с учетом совокупности институтов, оказывающих влияние на данный процесс, привело к следующим выводам.

1. Экономический оборот литературных произведений наряду со свойствами, присущими рынку любого товара, обладает своими специфическими1 чертами.

1.1. На указанном рынке действуют четыре участника: автор, издатель/театр, читатель/зритель и власть; в России < четвертый участник играет особую роль.

1.2. Продуктом, поставляемым на рынок авторами, является нематериальный объект - литературное произведение. Исследование: показало,. что в литературоведении объективных критериев отнесения текста к произведению , не существует, отсутствие возможности однозначно выделить и обособить произведение затрудняет экономический оборот такого продукта. Создание теории произведения могло бы оказаться весьма полезным для развития теории : и практики литературного рынка. В работе литературное произведение было определено как текст, атрибутируемый личным именем; собственным названием, ограниченный определенным объемом ш представляющий собой синтез формы и содержания (с приоритетом; защиты формы в качестве основного носителя нового). В экономическом обороте оно выступает как товар особого рода. Специфические свойства этого товара в свою очередь выявили потребность в создании? самостоятельного, отличного от традиционных, механизма регулирования отношений по поводу его создания< и использования.

1.3. Одним из особых свойств литературного произведения как товара является необходимость придания ему какой-либо материальной формы. Отсутствие такой, формы; делает экономический* оборот принципиально невозможным. При этом было установлено, что на рынок нематериальных объектов оказывает существенное влияние не только сам факт наличия или отсутствия звена, обеспечивающего придание материальной формы литературному произведению,. но и эффективность его функционирования, а также характеристики самой формы.

1.4. Непосредственный> спрос на литературный продукт предъявляют авторам издатели и театры. Однако их спрос является производным от спроса читателей и зрителей, спрос которых, в свою очередь, относится уже к сложному продукту, включающему в себя как произведение, так и его материальное воплощение. Несмотря на то, что в; книге основной ее ценностью представляется сам текст, конечный потребитель может принципиально изменять свое отношение к ней в > связи ? со сменой (материального * носителя:. Причина этого заключается в том; что читатель наделяет тот ли иной вид материального носителя"собственной полезностью,.которая зачастую не:имеет рационального экономического обоснования. Иное положение существует в отношении драматургических произведений. Материальное воплощение такого произведения происходит в: форме спектакля, ценность которого для потребителя заключается^ соединении множества интеллектуальных и материальных ресурсов: Таким - образом,. зрительский спрос на ту или иную пьесу неразрывно связан с потребительской i оценкой полезности театрального искусства вообще, конкретного театра в частности, а также актеров, задействованных в< постановке, ее:режиссера, художника и»др. Однако, пока существует институционализированное театральное искусство; спрос на драматургические произведения можно признать относительно устойчивым:

Особым участником: рассматриваемых экономических отношений; является t власть, которая ? может предъявлять собственный спрос на литературные произведения и значительно влиять на оценку потребности в литературном продукте издателями/театрами и читателями/зрителями.

1.5. Современные экономические отношения; связанные с созданием и использованием-произведений в сфере литературы и искусства; основываются на: институте индивидуального авторства. Институт авторства прошел долгий путь развития от авторства как авторитета и исполнительства до авторства индивидуального, окончательно оформившегося как таковое в XVII в. Это развитие происходило под воздействием ряда причин, в первую очередь, ментальности эпохи, а также в связи с изменениями! экономических, технологических и правовых условий. При; этом отношение к автору как к авторитету полностью не исчезло и периодически проявляется до сих пор, внося; свои * коррективы , в экономический оборот произведений: Принципиально важное значение для налаживания естественного воспроизводственного процесса в литературной сфере, рассматриваемой как экономическая'деятельность, имеет утверждение социального статуса автора и профессионализация его деятельности. К моменту первого законодательного закрепления авторского права в Европе, эти институты уже во многом сформировались.

1.6. Сложившиеся к XVII в. притязания авторов в отношении их произведений сводятся к двум основным составляющим: наказанию за плагиат или некачественное исполнение и требованию адекватного использования произведения и его оплаты, т.е., по сути, к отстаиванию моральных прав (в первую очередь, за сохранение репутации автора) и к имущественным интересам. Специфический характер авторских притязаний требует построения специальной мотивационной модели. Модель мотивации автора,. предложенная> в данной работе, позволяет сделать вывод о невозможности прогнозирования; поведения авторов как социальной группы с точки зрения рационального це-леполагания, поскольку в их системе приоритетов < потребности высшего порядка преобладают над потребностями низших порядков, а сами члены группы обладают слабыми организационными способностями. Теми же причинами обусловлена ведущая роль издателей при лоббировании в обществе и властных структурах имущественных интересов, связанных с созданием; и; использованием произведений. Мотивация издателей, вполне соответствующая неоклассическому рациональному максимизатору, такой роли только способствует.

1.7. Приоритет потребности самовыражения у автора обосновывает значимость понятий репутации и ответственности, что позволяет дать объяснение такому явлению рынка произведений, как «литературные негры». нение такому явлению рынка произведений, как «литературные негры». На рынке этшлица продают не результат своего труда — произведение; а свою способность создавать литературный текст, что сближает их с наемными рабочими. Они не несут ответственности за конечный результат, в отличие от авторов, атрибутирующих тексты своими: именами. Деятельность последних сходна: с предпринимательской в том смысле, в каком она является новаторской. Литераторы, отвечающие своим именем и репутацией; как и предприниматели, принимают на себя риск поиска и эксперимента.

1.8. Увеличение масштабов:экономического оборота товара; обладающего специфическими свойствами, и двоякий характер притязаний авторов в * отношении их продукта привели к созданию; в Европе особой правовой;конструкции, регулирующей отношения по поводу создания и использованиям литературных произведений; и получившей название литературная собственность, а впоследствии - авторское право; Возникнув в XV в. в европейских странах в форме привилегий; в области литературы, в: XVIII'в. специальные правовые акты приобрели форму законов и распространились на разные виды творчества;-Объект защиты постепенно сместился от материального носителя * к самому продукту творчества, от интересов. распространителя к интересам автора; Несмотря на то, что личные права автора на произведение стали признаваться, только спустя некоторое время после принятия первых авторско-правовых законов; мы определили категорию моральных прав г как первичную по; отношению к категории прав имущественных, которые явились порождением новой экономической реальности; После признания того, что литературное произведение есть отражение личности автора и постепенной профессионализации* литературной? деятельности, т.е. изменения; ментальной установки в отношении авторства и затем закрепления этого изменения на социальном уровне, установилось единство двух категорий правовых притязаний автора. Хотя отдельные авторы в отношении своей литературной деятельности могут отдавать предпочтение той или иной составляющей, для обоих случаев предусмотрен единый правовой механизм. Принципиальное отличие этого организационно-правового механизма от традиционных и всестороннее расширение экономического оборота нематериальных объектов в настоящее, время обуславливают целесообразность дальнейшей разработки системы прав «особого рода».

2. В России процесс становления экономического оборота литературных произведений < обладал как сходством, так и существенными отличиями от европейского.

2.1. Литература: Древней Руси была в основном религиозной, светские книги были < немногочисленны и > преимущественно носили исторический характер. Хотя понятие авторства как авторитета было не чуждо древнерусской литературе (особенно религиозной и правовой),, институт индивидуального авторства формировался в Древней Руси крайне медленно и в отличие от Западной Европы не получил значительного развития к концу Средневековья. Тем не менее к концу XV в. можно констатировать, что в Древней Руси сложился : достаточно развитый рынок рукописных книг. Несмотря на высокую цену, спрос на рукописные книги1 зачастую превышал их предложение. Значительный спрос был обусловлен особым отношением; к рукописной книге как к объекту почитания. Оценка потребителем полезности рукописной книги как объекта почитания превышала оценку полезности текста, в ней содержащегося. В восприятии потребителя первое качество обеспечивалось в значительной степени г материальной формой; в которой книга существовала; В силу этого, смена материальной формы — переход от рукописной к печатной книге - повлекла за собой кардинальное изменение отношения к литературному продукту.

2.2. Переход к новой, печатной, технологии изготовления < книг был обусловлен исключительно политическими, а не экономическими соображениями, развитие, книгопечатания осуществлялось по инициативе и под полным контролем власти. Несмотря на то, что долгое время основную массу изданий по-прежнему составляли книги религиозного содержания, отношение к печатным текстам коренным образом отличалось от отношения к рукописям: в отличие от последних, первые воспринимались не с почитанием, а, скорее, с отвращением - как ересь, проделки нечистой силы. Немалую роль в этом сыграл раскол: в православии. Хотя в XVI в; личностное начало стало проявляться; в русской литературе, формирование института индивидуального авторства • на Руси происходило под сильным влиянием власти; и церкви. Таким образом, принципиальное отличие периода вхождения печатных произведений ■ в оборот на Руси и в Европе заключалось в субъекте, играющем I ведущую роль в этом процессе. Книгоиздательство в Европе развивалось посредством I частной; инициативы, а в России организацией типографий занимались власть и церковь.

2.3. Российская специфика выражается в отсутствии ярко выраженных индивидуальных потребностей и одновременно с этим наличии потребностей« государственного масштаба, осознанных властью. В » Европе деятельность всего экономического механизма порождаетсяí и обеспечивается индивидуальным спросом < и частным предложением. Широкое распространение в Европе «полезной» или ««потребительской» литературы буквально сразу после возникновения книгопечатания является важным фактором формирования и укрепления этой новой отрасли. Потребление такого продукта способствовало развитию грамотности и; привычке к чтению, а также: стимулировало дальнейший > рост частного книгоиздательства. Отношение к книге в России, характеризуемое как «почитание», явно не способствовало повышению спроса на «полезную» литературу. В российском хозяйстве отсутствовали; внутренние факторы, которые были способны привести в действие естественный; экономический механизм: Таким образом, государственная монополия в книгоиздательском деле во многом-была мерой; по сути, вынужденной; с помощью которой власть обеспечивала наличие в России столь важной- и нужной; для дальнейшего развития страны отрасли. Возможно, недостаточность спроса является хроническим заболеванием всей российской экономики, на наш взгляд, эта гипотеза представляет самостоятельный научный интерес.

2.4. Изучение опыта нашей страны и его сравнение с европейской экономической практикой в рассматриваемой сфере показало, что снижение издержек при » производстве книги оказывается недостаточным ; фактором для роста экономического оборота литературных произведений.

2.5. Особая роль власти в рассматриваемой сфере наглядно проявилась в период проведения реформ ; Петром I. В это время была создана централизованная государственная ? система книгоиздания, при этом частная инициатива по-прежнему практически;отсутствовала и властями;не:приветствовалась. Таким образом, монополизация в этой сфере деятельности, с одной стороны, усилилась, с другой стороны, возможно, была необходимой для развития печатного дела в России. Хотя непосредственно по указаниям и под контролем самого государя ассортимент печатной книжной продукции от сугубо церковной тематики сместился в ; сторону светской s литературы, последняя в основном ограничивалась, учебными и просветительскими изданиями: При этом большая часть произведений сохранила свой анонимный характер, ряд работ; атрибутировался по принципу авторитета. Поскольку многие произведения издавались при; непосредственном участии самих авторов (составителей, переводчиков) в качестве дополнения к их основной службе, укрепления социального статуса и профессионализации литератора не происходило. По причине государственной монополии в области книгоиздательства достаточно долго не возникает авторско-правовое законодательство. Мы считаем первые привилегии, выданные российскими правителями, принципиально отличающимися от западноевропейских, так как они являлись не столько предоставлением монопольного права на издание каких-либо произведений, сколько разрешением участвовать (допуском к участию) в российской хозяйственной практике частным (иностранным) лицам.

В силу того, что государственная власть могла оказывать действенное влияние на предложение книг, но была не в состоянии существенно воздействовать на спрос, который по-прежнему находился на крайне низком уровне во многом по причинам малограмотности; и неплатежеспособности населения, экономический оборот печатных литературных произведений не приобрел черты естественного=воспроизводственного процесса при Петре Г и еще почти век после него.

2.6. В России институт индивидуального авторства постепенно сформировал сяс 1725 г. по 1820-е гг. В этот же период утвердился социальный статус литератора, выплаты авторских гонораров свидетельствовали о постепенной профессионализации литературной деятельности. Государство медленно отказывалось от полного прямого обеспечения книжного предложения и переходило на регулирование книжного оборота с помощью привилегий, указов и иных нормативных актов. Частная инициатива в сфере книгопечатания и книготорговли проявлялась единично, но и к этим исключениям власть относилась отрицательно. Стал предъявляться спрос на «полезную» или «потребительскую» литературу. Таким; образом, к концу 20-х гг. XIX в. появились все составляющие, необходимые для естественного экономического: оборота литературных произведений.

2.7. Экономические отношения, связанные с созданием и использованием литературных произведений;в России конца 1820-х — начала 1830-х гг., можно охарактеризовать как сложившийся литературный рынок. К этому времени достаточно широкое распространение получила частная инициатива в книгоиздательстве и книготорговле. В национальной изящной словесности< наступил Золотой век, породивший значительное число авторов, произведения которых. отличались ярко выраженной индивидуальностью и были; востребованы потребителями. Начался процесс профессионализации литературной деятельности — получение авторского вознаграждения стало нормой. Появились основные элементы инфраструктуры, способствующей развитию оборота литературных объектов (рост числа образовательных учреждений, открытие библиотек и др.). Читатель стал более массовым, представляющим все социальные слои и готовым платить за отечественную печатную продукцию. Законодательное закрепление в 1828 г. авторского права на издание ознаменовало завершение подготовительного этапа формирования условий для экономического оборота литературного продукта и вступление страны в фазу рыночных отношений в рассматриваемой области.

3. Совокупность институтов, воздействовавших на становление экономического оборота; драматических произведений, несколько; отличалась от той, которая влияла на формирование рынка художественной литературы.

3.1. Процесс создания драматургического произведения стал постепенно обособляться: от постановочно-исполнительской деятельности только * во * второй; половине XVIII в. На первых этапах драматургическая деятельность расценивалась как вспомогательная; сама собой разумеющаяся в театральном процессе, лишь к концу XVIII в. написание пьесы стало осознаваться как, самостоятельный труд, заслуживающий вознаграждения. Выплата и размер вознаграждения; оставлялись на усмотрение театра и власти. Установлению экономических отношений с авторами препятствовала; неразвитость самой театральной системы, нерегулярность осуществления театральной деятельности русскими театрами,. ее убыточность. Театральный; зритель в России формировался двояко. С одной стороны, царская власть, создавая придворные театры и обязывая дворян посещать представления, постепенно формировала театральные потребности у верхних социальных слоев. При этом традиции бесплатных для двора спектаклей мешали; установлению экономического оборота в театральном процессе, поскольку не способствовали развитию ощущения; платности культурной услуги. С другой;стороны, городские; театры, всегда работавшие на предпринимательской основе, сначала создавали себе зрителя, который затем начинал требовать удовлетворения собственных вкусов, посредством диктата рубля.

3.2. Особая роль государства, выявленная при формировании социально-экономических условий, оборота литературных произведений; в; России, заслуживает отдельной оценки и в данном случае. В театрах, в которых сборы покрывают лишь часть расходов, а оставшуюся финансирует государство, отношения драматурга с театром переходят в разряд отношений драматурга с властью: власть платит за выполнение театром определенных функций — просветительских, идеологических, эстетических, в значительной? степени? это реализуется посредством драматургического материала. Однако отношениям автора с властью приобретают экономический характер только в том случае, если у власти существуют осознанные ею потребности-цели. В ; России iXVIII в. обмена ценностями не происходило — российская монархия,-не-испытывала острой нужды в распространении театральной ; культуры. Признание театрального деятеля властью * было знаком благосклонности, вознаграждение определялось исключительно на усмотрение высокопоставленного лица, это, скорее, акты «дарения», чем оплата за труд. Подобные отношения не способствовали укреплению отрасли.

3.3. К 1780-м гг. оформились основные элементы российской театральной системы; - имелся опыт публичных платных представлений, которые становились все более регулярными, создавался • отечественный ? репертуар. Переход на регулярную платную деятельность и {законодательно закрепленное указание на : выплату авторского вознаграждения ; способствовали. постепенной профессионализации драматургической деятельности.

3.4. Полноценный национальный драматический репертуар сложился : в России в последние десятилетия XIX в. К этому времени драматургическая деятельность профессионализировалась,. размер и сбор авторского вознаграждения приобрели нормативный и систематический характер. Этому способствовали развитие российского театра; включая? и расширение платежеспособной зрительской аудитории, и частная инициатива драматургов. Реализация авторского ► права на представление (публичное исполнение) была-налажена раньше, чем это право; было полноценно законодательно »закреплено; Де-факто авторское право на представление возникло раньше права на издание. Подробная регламентация, хотя и не общегосударственного : характера, отношений с драматургами возникла на 1 год ранее закрепления, права на издание в российском законе. Де-юре : право на публичное исполнение появилось только в законе 191 1 г. К концу XIX в. влияние власти на отношения по поводу создания ? и использования пьес сократилось и из преимущественно прямого перешло в преимущественно косвенное - через цензуру. Таким образом, можно заключить, что к концу XIX в. экономический оборот драматургических произведений вполне установился, закрепление права на публичное исполнение (права на представление) в законе 1911 г., по сути, зафиксировало сложившуюся ситуацию и дало возможность дальнейшего развития цивилизованных отношений между драматургом и театром.

3.5. Смена материальнойформы, в которой выражается произведение, приводит к изменению оценки конечным потребителем потребительской полезности приобретаемого им продукта. На сегодняшний день отлаженный; экономический оборот литературных произведений с большой степенью вероятности находится на пороге потрясений, в то время i как экономический оборот драматургических объектов может быть признан вполне устойчивым. Особое значение для экономического оборота литературных объектов имеет институт авторства, и наметившаяся в настоящее время дальнейшая специализация творческого труда - расширение и распространение понятия коллективного творчества - может внести существенные коррективы в рассматриваемый воспроизводственный процесс. Хотя прямое вмешательство государства в отношения по созданию и использованию произведений в сфере литературы и искусства имело тенденцию к сокращению, в дальнейшем влияние этого фактора в России также необходимо учитывать, поскольку российская власть играла в рассматриваемой области традиционно важную, зачастую ведущую роль.

160

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Андрейкина, Марина Сергеевна, Москва

1. Публикации по экономической тематике На русском языке

2. Монографии, учебные пособия и статьи в сборниках

3. Абанкина Т.В. Родионов В.Г. Самойлова Е.Я. Ресурсный потенциал отрасли: Совершенствование использования и поиск новых источников // Социальное проектирование в сфере культуры: Перспективные модели учреждений культуры. М., 1990.

4. Аникин A.B. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей—экономистов до Маркса. — М., 1985.

5. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. — Казань, 1996.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1999.

7. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. — М., 1981.

8. Бовин A.A. Чередникова JI.E. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учебное пособие. — М.; Новосибирск, 2001.

9. Ваганова Н.К., Дымникова А.И. Предпринимательство в культуре. — Спб., 2002.

10. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М., 1994.

11. Веблен Т. Теория праздного класса. — М., 1984.

12. Воронова E.H. Экономика культуры. Учебное пособие. — Рязань, 1997.

13. Выживет ли культура в условиях рынка? — СПб., 1996.

14. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт. — М., 1991.

15. Гринберг P.C. Рубинштейн А.Я. Экономическая социодинамика. — М., 2000.

16. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства.— М., 1982.

17. Десять лет, которые потрясли культуру / Под ред. Б.Ю.Сорочкина. — М., 2002.1617,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29.30,31.