Организация и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов киносети тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Автореферата нет :(
Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Николаева-Чинарова, Алевтина Петровна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2000
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Николаева-Чинарова, Алевтина Петровна

ВВЕДЕНИЕ.-.

ГЛАВА 1. Теоретические положения рационализации регулирования и организации деятельности профессиональных участников кинорынка

1.1. Значение, сущностные представления, особенности организации и регулирования деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур.

1.2. Методологические основы регулирования и рациональной организации функционирования и развития кинозрелищных учреждений, предприятий.

ГЛАВА 2. Формирование системы показателей эффективности организации и регулирования деятельности профессиональных участников рынка кинозрелищных услуг.

2.1. Принципы и методы создания системы взаимодействующих показателей организации и регулирования деятельности кинотеатров

2.2. Оценка результативности и эффективности функционирования системы организации й регулирования деятельности кинозрелищных учреждений.,.

ГЛАВА 3. Прогнозирование и оптимизация системы организации и регулирования деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур.

3.1. Прогнозирование и имитационное экспериментирование по установлению реальности достижения высокой результативности, эффективности деятельности и развития киноучреждений.

3.2. Направления и способы оптимизации деятельности кинозрелищного учреждения, его системы организации и регулирования.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Организация и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов киносети"

Функционирующая в настоящее время в кинематографической отрасли система организации и регулирования деятельности кинозрелищных учреждений, хозяйствующих субъектов, оказывающих зрителям широкий перечень культурно-досуговых услуг в процессе кинопоказа фильмов различной жанровой направленности, взаимодействием своих элементов, ориентированных для достижения основной цели - получения желаемых результатов при относительно небольших затратах на потребление трудовых, материально-технических и информационных ресурсов, существенно влияет на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере оказания кинозрелищных услуг.

Деятельность учреждений, предприятий, хозяйствующих обществ кинематографического комплекса, обусловленная влиянием на ее результативность и уровни эффективности ресурсопотребления сложившейся системы организации и регулирования деятельности учреждений киносети, наталкивается на трудности преодоления действующих негативных тенденций низкого уровня удовлетворения спроса потенциальных потребителей и покупателей кинозрелищных и сопутствующих им услуг, товаров, недостаточного государственного финансирования, снижающихся уровней материально-технического, информационного, финансового обеспечения. Поэтому создание инновационной системы организации и регулирования деятельности кинотеатров, элементы которой взаимодействуют на рационализированной основе в условиях конкретно заданной планово-расчетной, оптимальной ориентации на достижение высокой результативности и эффективности деятельности кинозрелищного, хозяйствующего субъекта, учреждения, выступает одним из основных условий научной обоснованности повышения доходности киноучреждений, снижения темпов роста затрат на потребление трудовых, материально-технических, информационных ресурсов, участвующих в процессе оказания кинозрелищных и сопутствующих им услуг, реализуемых товаров.

Актуальность решения проблем эффективного функционирования хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли возрастает в условиях повышения уровня конкуренции на кинозрелшцных, культурно-досуговых сегментах рынка услуг массовой культуры, а также в условиях сокращения бюджетного финансирования кинотеатров, экономической депрессии, перехода учреждений кино на организационно-правовой статус хозяйственных обществ и товариществ, имеющих коллективно-долевые формы собственности.

Повышение уровня обоснований рационального осуществления процесса оказания зрителям кинозрелищных и сопутствующих им услуг, роста результативности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов киносети возможно на основе принятия действенных организационных и регулирующих мер воздействия на развитие кинозрелищных учреждений, хозяйственных обществ, направленных на устранение и корректировку отклонений от намеченных планово-расчетных, запрограммированных ориентиров развития экономического, инновационного, социального характера, на рациональное соединение материально-технических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в процессе оказания потребителям кинозрелищных услуг. Организационные и регулирующие меры, в свою очередь, зависят в своих уровнях влияния от особенностей деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур, тесноты взаимосвязи и результативности взаимодействия ресурсных составляющих, от влияния экономических, финансово-инвестиционных, структурно-органгоационных факторов внешней среды на деятельность и социально-экономического развитие кинотеатров различного организационно-правового статуса.

Ограниченность финансовых и материально-технических ресурсов в деятельности кинозрелищных хозяйствующих субъектов, реальные возможности их интенсивного использования в целях достижения экономически приемлемых, желаемых результатов и уровней эффективности использования имеющихся ресурсов диктуют необходимость формирования рационально и целенаправленно действующей системы организации и регулирования деятельности кинозрелшцных учреждений, хозяйственных обществ.

Поэтому актуальными являются решения проблем достижения кинотеатрами оптимальных в сложившихся экономических условиях результатов деятельности посредством эффективного использования ресурсных потенциалов на основе реализации комплекса мер по рациональной организации и регулированию кинозрелищного процесса.

В то же время теоретические и методические основы создания системы организации и регулирования деятельности учреждений киносети, оценки ее результативности, эффективности, взаимодействия экономических и управленческих показателей данной системы между собой в экономической литературе разработаны недостаточно. Существует необходимость создания таких теоретических и методических положений системной организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг в рамках функционирующих кинотеатров, которые могли бы составить его. основу.

Решение методических проблем повышения уровней объективизации получаемых результатов в виде стоимостных объемов реализации кинозрелищных и сопутствующих им услуг, кинотоваров, балансовой прибыли, осуществляемых затрат на потребление имеющихся ресурсов, экономического обоснования предстоящего среднесрочного развития киноучреждения, его системы организации и регулирования посредством прогнозирования совместно с имитационным экспериментированием на модели достижения оптимальных ориентиров результативности и эффективности деятельности кинотеатра, установление направлений, выбор и применение способов оптимизации деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур, рационализации взаимодействия элементов их систем организации и регулирования также ждут своего решения.

Таким образом, актуальность темы исследования вытекает из необходимости решения таких основных экономических и управленческих задач, как обоснование методологических и методических положений рационализации, организации и регулирования деятельности кинотеатров, оценки результативности и эффективности, создания системы организации и регулирования деятельности кинозрелшцных хозяйствующих субъектов.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность национальной экономики, ее сегментов рынка культурно-досуговых услуг в исследованиях по формированию и практическому использованию рационально функционирующих систем организации и регулирования кинозрелищного процесса определили цель, задачи и предмет данной диссертационной работы.

Основной целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, принципов и методов создания рационально функционирующей системы организации и регулирования деятельности кинозрелшцных организационно-правовых структур, оценки и взаимодействия ее показателей эффективности.

В соответствии с основной целью в диссертации поставлены и обоснованы следующие задачи:

• определить значения, раскрыть сущность и особенности функций организации и регулирования деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур;

• предложить и обосновать методологические положения создания рациональной системы регулирования и организации кинозрелищного процесса, деятельности хозяйствующих субъектов киносети;

• сформировать принципы объективизации и реальности повышения эффективности процесса оказания киноуслуг, системности взаимодействия показателей результативности, уровней организации и регулирования деятельности киноучреждений, обосновать использование методов создания системы взаимодействующих показателей эффективности функционирования кинозрелищного хозяйствующего субъекта;

• разработать методические положения о взаимодействии прогнозирования в составе функций управления, а также в процессе имитационного экспериментирования по ресурсному обеспечению реального достижения ориентиров необходимой результативности, эффективности деятельности киноучреждения, его системы организации и регулирования;

• создать и обосновать поэтапный метод оптимизации результативности, затратности ресурсопотребления, эффективности кинозрелищных хозяйствующих субъектов, их системы рациональной организации и регулирования в действующих организационно-экономических условиях.

Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы системной организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных и сопутствующих им услуг, деятельности учреждений киносети.

Объектом исследования выступает процесс оказания кинозрелищных услуг, деятельность хозяйствующих субъектов киносети. Объектом исследования выступают взаимодействующие ресурсные составляющие киноучреждений, их показатели эффективности и результативности, а также система организации и регулирования деятельности кинозрелищной организационно-правовой структуры, ориентированная на реальное достижение запланированных уровней эффективности использования всех видов ресурсов.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем явились новейшие российские и зарубежные научные работы в области управления, организации и регулирования, планирования и прогнозирования процесса оказания зрителям кинематографических услуг, а также деятельности кинотеатров различных организационно-правовых форм, Гражданский Кодекс Российской Федерации, распоряжения и постановления отраслевого, федерального и региональных уровней, направленных на социально-экономическое развитие учреждений киносети, Закон Российской Федерации "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

В диссертации нашли применение и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы прогностического, логико-вербального, аналитического, экономико-математического, оптимального, имитационного моделирования процессов достижения поставленных, планово-расчетных, программируемых и ресурсно-обеспеченных ориентиров оптимальной результативности и эффективности киноучреждения в создавшихся организационно-экономических, финансово-инвестиционных условиях внешней и внутренней среды.

Выполненные в диссертации исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.

В диссертации использованы результаты исследований автора по созданию эффективно функционирующей системы организации и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли, сформированные автором методические положения и данные экономического, финансового, социального развития учреждений киносети Санкт-Петербурга, кинозрелищных процессов, основные теоретические и практические положения, выводы современной экономической науки по проблемам измерения и анализа результатов и затрат, эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, официальные материалы статистических региональных органов, отчетных данных о результативности и эффективности деятельности десяти кинотеатров «Центры российской кинематографии», а также кинотеатра "Аврора" (Санкт-Петербург).

Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в том, что:

• сформированы и обоснованы сущностные представления, особенности и направленность действия функций организации и регулирования кинозрелищного процесса, их влияния на конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли;

• поставлены, исследованы и научно обоснованы методологические положения рационализации элементов взаимодействия системы регулирования и организации деятельности учреждений киносети в целях повышения размеров результативности и эффективности кинотеатров с различным организационно-правовым статусом;

• разработаны и предложены для практического применения принципы и методы создания системы взаимодействующих показателей эффективности организации и регулирования деятельности и социально-экономического развития кинозрелищных хозяйствующих субъектов;

• определены методические подходы оценки экономических и управленческих результатов, эффективности функционирования системы организации и регулирования деятельности кинотеатров в целях осуществления контроля соответствия роста ее уровней организации и регулирования, экономической результативности и эффективности, соблюдения и поддержания динамики их повышения;

• развиты методические положения о использовании прогностического инструментария в планово-расчетных обоснованиях, о объективизации экономического развития киноучреждения при экспериментальном установлении реальности достижения требуемой результативности, обобщающего уровня эффективности деятельности кинозрелищной организационно-правовой структуры, ее системы организации и регулирования на имитационной модели;

• исследованы и предложены направления и поэтапный метод достижения программируемой оптимальной результативности и эффективности деятельности кинотеатров, их систем регулирования и организации в условиях влияния внешней и внутренней среды.

Практическая и научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методических задач, формируемые методологические положения имеют практическую направленность в процессе создания системы организации и регулирования деятельности кинозрелищного хозяйствующего субъекта.

Теоретические положения рационального регулирования и эффективной организации деятельности кинозрелищных учреждений, хозяйственных обществ, раскрытие имеющихся резервов осуществления кинозрелищного процесса, внедрение комплекса мер воздействия для получения оптимальных значений результативности и эффективности используемых ресурсов, соблюдение принципов системности, объективизации и реальности эффективного функционирования киноучреждения, разнообразности включаемых в систему показателей эффективности, уровней организации и регулирования, использование в процессе создания системы показателей эффективности аналитического, математико-статистического, логико-вербального, имитационного методов представляют органам управления кинозрелищными учреждениями создавать реальные и адекватные сложившимся организационно-экономическим условиям системы количественно и качественно взаимодействующих показателей эффективности деятельности киноучреждений, устанавливать и поддерживать на должном уровне количественные изменения в ресурсопотреблении в целях обеспечения динамики роста эффективности деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур.

Структура диссертации сформирована исходя из соблюдения логической последовательности и взаимодополнения глав, параграфов, элементных составляющих анализируемых объектов, исследуемых проблем социально-экономического развития учреждений киносети, системы их организации и регулирования деятельности. Структурно главы диссертации сформированы таким образом, чтобы в рациональной форме раскрыть актуальность и малоисследованность проблемы рациональной организации и регулирования деятельности кинозрелшцных организационно-правовых структур.

Структура диссертации включила главы, в которых изложены методологические положения повышения уровней значимости взаимодействия функций регулирования и организации деятельности киноучреждения в системе управления кинозрелищным процессом, методические подходы создания системы взаимодействующих показателей эффективности организации и регулирования деятельности кинотеатров, их оценки, прогнозирования и оптимизации функционирования системы регулирования и организации деятельности и развития кинозрелищных хозяйствующих субъектов.

В первой главе "Теоретические положения рационализации регулирования и организации деятельности профессиональных участников кинорынка" раскрываются теоретические положения о значимости и роли функций организации и регулирования кинозрелищного процесса в системе управления учреждениями киносети, о экономических, маркетинговых и финансовых особенностях организации и регулирования деятельности кинозрелищных учреждений, методологические подходы рациональной организации и регулирования деятельности профессиональных участников рынка кинозрелищных услуг.

Во второй главе "Формирование системы показателей эффективности организации и регулирования деятельности профессиональных участников рынка кинозрелшцных услуг" изложены основные принципы методы создания значимой и действенной системы показателей эффективности деятельности кинозрелищных учреждений, раскрыты методические подходы определения частных (индивидуальных) и обобщающих показателей эффективности функционирования системы организации и регулирования деятельности учреждения киносети, проанализирована динамика изменений показателей эффективности организации и регулирования кинотеатра "Аврора" (Санкт-Петербург).

Третья глава "Прогнозирование и оптимизация системы организации и регулирования деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур" посвящена: прогнозированию размеров результативности, затратности ресурсопотребления в целях объективизации предстоящего развития киноучреждения, его системы организации и регулирования во взаимодействии с имитационным экспериментированием на адекватной модели реального достижения программируемой результативности и эффективности системы организации и регулирования деятельности кинотеатра; определению направлений, созданию и раскрытию содержания поэтапного способа оптимизации результатов и затрат, эффективности деятельности кинозрелищного хозяйственного субъекта, его системы организации и регулирования.

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Николаева-Чинарова, Алевтина Петровна

Выход

Текущая и перспективная информация, более совершенные методы и способы, процедуры регулирования и организации деятельности кинозрелищных учреждений

Рациональные уровни организации и регулирования деятельности киноучреждений

Прирост производительности труда, рентабельности киноуслуг.

Рост объема реализации кинозрелищных услуг, прибыли

Рост финансовой устойчивости, абсолютной ликвидности, платежеспособности киноучреждений, предприятий

Рис.1.2. Система рациональной организации и регулирования деятельности профессиональных участников рынка кинозрелищных услуг регулирования и организации деятельности кинопредприятий на внешние и внутренние.

Так, например, методы, меры (нормативно-правовые, экономические, финансовые, социальные) государственного регулирования, организации деятельности киноучреждений могут быть прямыми и косвенными (опосредованными). Такими государственными мерами выступают нормативно-правовые акты правительства, президента России, Государственной Думы, министерств, регламентирующих предмет деятельности и структуру, компетентность управленческих органов предприятия, учреждения.

Вместе с этим следует отметить то, что каждый из правовых государственных актов не только воздействует на субъекты кинорынка своими ограничительными (запретительными) или разрешающими мерами, но и определяет уровни экономического, финансового, социального, инвестиционного воздействия на деятельность кинозрелшцной организационно-правовой структуры или корпоративных интегрантов в виде холдингов. Меры такого рода воздействий со стороны государства выражаются в : действующих нормативах взимаемых налогов, таможенных сборов, ограничениях на установление транспортных, энергетических, коммунальных тарифов; ставках банковского рефинансирования; нормативах ускоренной амортизации [73, 85, 88].

Кроме того, это могут быть комплексные меры, учитывающие финансовые, инвестиционные, экономические интересы киноучреждения, предприятия, хозяйственного общества, товарищества при вложении свободных средств в реконструкцию, техническое перевооружение, обновление основных фондов кинотеатров на условиях освобождения основных видов деятельности от налогов, предоставления льготных кредитов для целей чистого инвестирования.

В конечном итоге опосредованное организационное и регулирующее влияние на деятельность киноучреждений оказывают антимонопольные меры воздействия, правовые, организационные, экономические методы, способы, варианты приватизации объектов кинематографии, правила, стандарты, условия, нормативы совершения операций на рынке кинозрелшцных услуг.

Прямые организационные и регулирующие государственные меры воздействия на киноучреждения, предприятия, хозяйственные общества связаны с лицензированием отдельных видов деятельности кинотеатров, сертифицирования киноуслуг и кинопродукции при выходе на рынок кинозрелищных услуг, с предоставлением финансовой помощи в виде дотации, субсидий, бюджетных ссуд (рис.1.2.)

Уровни самоорганизации и саморегулирования киноучреждений, предприятий, хозяйственных обществ и в целом киносети, на наш взгляд, могут быть в наиболее рациональной форме обеспечены при условии осуществления внутренних мер финансовой, экономической, инвестиционной, административной, социальной направленности, выражаемых корректировкой деятельности кинозрелищной организационно-правовой структуры в процессе достижения необходимых размеров выручки от реализации продукции (работ, услуг), балансовой и чистой прибыли, общей рентабельности деятельности, рентабельности конкретных киноуслуг, а также коэффициентов финансовой устойчивости (соотношение собственных и заемных средств), абсолютной ликвидности (отношение денежных оборотных средств, готовых к платежу и расчетам, к краткосрочным и среднесрочным обязательствам киноучреждения, предприятия, хозяйственного общества).

Повышение саморегулируемости рынка кинозрелищных услуг, на взгляд автора, зависит главным образом от самоорганизации участников данного рынка в процессе формирования комплекса мер по защите своих интересов. В качестве такой саморегулирующейся организации профессиональных участников кинорынка могло бы выступить добровольное некомросс ww с* ^ft

4i * мерческое, общественное объединение кинотеатров, например, основанное на членстве в нем.

Вместе с этим роль внешнего саморегулирующегося механизма на рынке кинозрелищных услуг могла бы выполнять биржа кинотоваров, осуществляющая тщательный контроль за биржевыми торгами, устанавливающая для участников биржи различные правила и нормы взаимоотношений в процессе осуществления биржевых операций с продукцией кинематографии.

Функции саморегулирования деятельности профессиональных участников кинорынка, по мнению автора, могли бы основываться на рационализации взаимоотношений его участников, на поддержании высоких профессиональных стандартов и подготовке персонала, на развитии рыночной инфраструктуры, коллективном предпринимательстве, на реализации комплекса мер по обеспечению защиты своих интересов, потребителей кинозрелищных услуг.

Вместе с этим регулирование деятельности членов некоммерческого общественного объединения кинозрелищных учреждений, предприятий могло бы осуществляться проверкой деятельности и состояния их финансов, ценообразования, залогового обеспечения кредитных сделок.

Кроме того, элементами саморегулирования в составе некоммерческого общественного объединения кинотеатров, по мнению автора, могли бы выступать такие меры воздействия, как:

• соблюдение высокого уровня коммерческой этики, справедливых принципов и правил реализации киноуслуг;

• поддержание профессиональными участниками кинорынка высокого уровня подготовки персонала кинотеатров;

• расширение общественных связей с региональными и федеральными органами управления экономикой, властными структурами;

• приостановка деятельности профессиональных участников кинорынка и исключение из некоммерческой организации нарушителей правил и принципов реализации киноуслуг;

• осуществление научно-исследовательских работ в области повышения эффективности кинопоказа и реализации кинозрелищных услуг;

• распространение экономических и профессиональных знаний обслуживающего и инженерно-технического персонала профессиональных участников данного общественного объединения (см.рис. 1.2.).

В качестве выходных составляющих параметров сформированной системы организации и регулирования деятельности киноучреждений, предприятий, хозяйственных обществ (рис.1.2.), наряду с откорректированной, обновленной текущей информацией, выступают и перспективные параметры социально-экономического характера, включающие в себя такие основные экономические показатели как, обоснованный и реально достижимый рост объема оказания населению киноуслуг, размеров балансовой и чистой прибыли, производительности труда, рентабельности конкретных киноуслуг [39, 59, 68].

В этой связи необходимо отметить то, что в первую очередь выходные экономические характеристики анализируемой системы могут быть представлены лишь как приросты (изменения) тех текущих и перспективно ориентированных показателей деятельности и развития кинопредприятия, которые являются результатом управленческих решений, направленных на принятие мер по совершенствованию регулирования и организации деятельности кинозрелищной организационно-правовой структуры. А так как экономические показатели функционирования любой кинозрелищной организационно-правовой структуры могут быть результатом управления деятельностью учреждений киносети, то их организация и регулирование, как основные функции управления, имеют свою долю в общей результативности социально-экономического функционирования киноучреждения, предприятия, хозяйственного общества.

Задача лишь состоит в том, каким образом может быть вычленена эта доля экономической результативности. На наш взгляд, это возможно сделать несколькими путями. Первый из них заключается в том, чтобы определить долю воздействия комплекса организационных и регулирующих мер воздействия, например, на объемы оказания киноуслуг, на размеры получаемой прибыли.

Второй способ установления результативности функционирования системы рациональной организации и регулирования деятельности профессиональных участников кинорынка, в соответствии с представлениями автора, заключается в том, чтобы общие экономические результаты учреждений киносети были бы одинаковыми для каждой из функций управления. Такого рода предложение связано с тем, что все функции управления социально-экономической системы, по сути дела, неразделимы и выступают взаимодействующими элементами в системе управления деятельностью кинотеатров.

Поэтому, выделяя планирование и программирование, а в данном исследовании - организацию и регулирование из системы управления, необходимо определять их результативность только на том основании, что дополнительно потребляются в процессе реализации данных функций трудовые, финансовые и материальные ресурсы в целях осуществления мер по более эффективному использованию всех видов ресурсов, получения высокой результативности деятельности киноучреждений [16, 39, 75].

В случае же отсутствия какой-либо экономической результативности, например, прироста объема оказания населению кинозрелищных услуг вполне правомерна постановка вопроса о целесообразности принимаемых организационных, регулирующих мер воздействия на кинозрелшцную социально-экономическую систему, о целевой ориентации системы регулирования и организации учреждений киносети. При этом от постановки данного вопроса, на взгляд автора, необходимо переходить к действиям приостанавливающим, корректирующим меры воздействия или недопускающие их.

Возможен на наш взгляд, и третий путь повышения результативности анализируемой системы (рис.1.2.). Он может быть связан с результатами управления, общими экономическим результатами функционирования кинотеатра, но только в том случае, если принимаемый комплекс организационных и регулирующих мер по корректировке и направленной ориентации деятельности киноучреждения на более высокие экономические и социальные результаты может в существенной степени воздействовать на размер прибыли, объемы реализации кинозрелищных услуг, товаров. Однако при этом, например, такие функции управления, как планирование, программирование, учет, контроль должны по своему влиянию на выходные параметры системы управления быть неизменными и оставаться на том же уровне действенности, на котором они были и прежде.

В то же время отметим то, что в системе управления для получения высоких экономических результатов не обязательно принимать новые меры воздействия по всем его функциям одновременно, так как, например, планирование и программирование рассчитаны на равномерное действие, определяемое на конкретный период времени.

Поэтому регулирующие и организационные воздействия на деятельность кинозрелищной организационно-правовой структуры, принимаемые органами ее управления, в соответствии с нашими представлениями, могут быть доминирующими и соответствовать по своей результативности как конкретно установленным экономическим приростам показателей, индикаторам такого рода влияния, так и в целом могут быть равными основным экономическим показателям функционирования кинотеатра, рационального применения системы управления.

Отметим также и то, что в системе рациональной организации и регулирования деятельности киноучреждения, предприятия (рис. 1.2.) результатами должны выступать не только текущая и перспективная информация о функционировании и развитии киноучреждения, но и более совершенные, улучшающие методы и способы регулирования, организации кинопоказа, выступающие в качестве инноваций для получения более высокой чем прежде экономической результативности [41, 54, 84].

Функции организации и регулирования деятельности российских киноучреждений, по нашему мнению, могут получить должное развитие в процессе внимательного изучения опыта промышленно развитых стран, выработавших собственные рациональные механизмы поддержки национальной аудиовизуальной индустрии.

Таким образом, рациональное регулирование и эффективная организация деятельности кинозрелищных учреждений, предприятий возможна на основе их анализа функционирования, раскрытия имеющихся резервов процесса оказания кинозрелищных услуг и использования указанных резервом посредством разработки и внедрения конкретных мер для получения наиболее приемлемых экономических и социальных результатов системы регулирования и организации деятельности кинотеатров, а также в целом профессиональных участников всех сегментов рынка кинозрелищных услуг, кинотоваров.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА КИНОЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

2Л. Принципы и методы создания системы взаимодействующих показателей организации и регулирования деятельности кинотеатров

Формирование системы взаимодействующих показателей, характеризующих не только финансово-хозяйственную, социально-экономическую деятельность и развитие кинозрелищных учреждений, но и эффективность таких функций управления, как организация и регулирование деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур, по нашему мнению, зависит от выбора конкретных видов и направленности (экономической, финансовой, структурно-организационной, результативной, затратной) показателей (параметров, измерителей, индикаторов, идентификаторов, а также от принципов их соединения в систему.

В свою очередь, создание системы показателей подразумевает целесообразным их объединение в группу в целях взаимодополнения, взаимодействия на количественной и качественной основах в целях достижения необходимой или конкретно устанавливаемой результативности экономического, финансового, инвестиционного и иного характера. При этом каждый из показателей, измерителей, включаемый исследователем в единую группу в процессе их отбора, должен исходить из того принципа, что каждый из показателей выступает в роли математического формализатора, отражающего и объединяющего внутренние структурно-организационные, экономические, финансово-хозяйственные изменения в деятельности кинозрелищных учреждений, предприятий по использованию всех видов имеющихся ресурсов.

Вместе с этим установление системного взаимодействия показателей различной направленности, их причинно-следственной взаимосвязи, по нашему мнению, предоставляет возможность органам управления киноучреждением осуществлять объективный анализ соединения всех видов ресурсов (трудовых, материально-технических, финансовых) в процессе оказания кинозрелищных услуг, их эффективное потребление [12, 34, 41].

Экономические, финансово-хозяйственные изменения, происходящие в деятельности учреждений, предприятий киносети1 в настоящее время, усложнение взаимосвязей данных организационно-правовых структур с внешней средой (экономический, социальный кризисы, реорганизация отрасли кинематографии, системы управления учреждениями киносети), структурно-организационной рационализацией внутренних взаимосвязей между подразделениями киноучреждений, как нам представляется, усиливают необходимость применения системного принципа в целях установления уровня объективности и реальности осуществления процессов оказания киноуслуг потребителям-зрителям, в целом характеризующих социально-экономическую деятельность и развитие учреждений киносети.

Кроме того, системность группирования экономических, финансовых и иных показателей, измерителей функционирования профессиональных участников кинорынка, а также установление размеров их количественного взаимодействия друг с другом и качественного влияния между собой предоставляет возможность органам организации и регулирования деятельности кинозрелищных учреждений (организационно-правовых структур) определить комплекс мер, направленный на устранение сложившихся негативных тенденций экономического, финансово-инвестиционного, структурно-организационного характера, на корректировку количественных и качественных взаимодействий показателей между собой в сторону экономического роста, повышения прибыльности функционирования кинозрелищных учреждений (рис.2.1).

1 Под киносетью конкретного территориально-административного образования автор понимает состав (сеть) кинотеатров различных организационно-правовых форм и киноустановок, подчиненных кинотеатрам, управляемых лицензированными отделами кинофикации, департаментами кинофикации региона (субъекта Российской Федерации), координирующих свою деятельность с региональной и федеральной организационно-правовыми структурами кинопроката.

Рис.2.1. Схема сочетания принципов и методов в процессе формирования системы взаимодействующих показателей эффективности организации и регулирования социально-экономического развития кинозрелищных учреждений

Системный принцип установления взаимодействия между группируемыми показателями результативной деятельности учреждений киносети, на наш взгляд, позволяет использовать системный анализ, представляющий собой упорядоченный, целенаправленный метод определения влияния прямых и опосредованных факторов на экономическую, финансово-хозяйственную деятельность учреждений и предприятий кинопоказа, использования резервов имеющихся трудовых, материально-технических, финансовых ресурсов, поиска наиболее желательных и приемлемых для профессиональных участников кинорынка направлений рационализации процесса оказания кинозрелищных услуг, опирающихся на возможно полный учет основных взаимодействующих между собой показателей, факторов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность, социально-экономическое развитие учреждений киносети [39, 59, 103].

Системный анализ в кинематографической отрасли может быть реализован в методах, приемах, последовательных процедурах и способах формирования как системы осуществления процесса кинозрелищных услуг, так и взаимодействия показателей эффективности деятельности, а также организации и регулирования функционирования профессиональных участников рынка кинозрелищных услуг.

Выполнение принципа разнородности соединения в систему показателей эффективности, организации и регулирования деятельности учреждений киносети направлено на придание формируемой системе таких качеств, которые не присущи каждому элементу системы (рис.2.1).

Разнородность элементов - взаимодействующих показателей системы организации и регулирования деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур, в соответствии с нашими представлениями, должна характеризовать не только сложившиеся уровни эффективности организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг, но и использования труда персонала кинозрелищного учреждения, его материально-технических, финансовых, информационных ресурсов.

Важно также отметить и то, что принцип целостности объекта системного анализа (подхода) должен проявляться в тех случаях, когда его основные свойства формируются из свойств взаимодействующих и упорядоченных элементов (показателей) , составляющих объект системного подхода. Таких элементов формируемой системы - показателей эффективности кинозрелищного учреждения, организации и регулирования процесса оказания киноуслуг, как полагает автор, должно быть достаточно много, чтобы их представительный состав мог бы выражать роль формализаторов как экономических, так и кинозрелищных процессов оказания конкретным группам потребителей услуг (рис.2.1).

Однако из указанного многообразия показателей различной направленности, на наш взгляд, следует выделить те из них, которые комплексно соизмеряют результативность, затратность, эффективность процесса оказания киноуслуг, а также его организации и регулирования. Это положение объясняется тем, что данные показатели, измерители выступают как объективные характеристики использования отдельных видов ресурсов и в целом всей их совокупности. В то же время один показатель эффективности функционирования учреждения киносети, системы организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг, по нашему мнению, не может представлять всю систему и выражать все ее сложные взаимосвязи и взаимодействия, например, элементного состава из обобщающего или индивидуальных (частных) показателей [27, 39, 56].

Если же элементное взаимодействие системы представить множественной совокупностью показателей, то эффективность функционирования учреждения киносети в текущем и среднесрочном периодах времени может быть смоделирована с достаточно высоким уровнем объективности, соответствующей степени выражения данными показателями объекта системного подхода (процесса оказания кинозрелищных услуг; организации и регулирования деятельности профессиональных участников кинорынка).

Отметим в связи с этим то, что принцип соответствия структурного формирования системности объекта исследования его объективным уровням эффективности обобщающего или частного характера является лишь в определенной мере относительным. Это положение объясняется тем, что процесс создания (моделирования) эффективно функционирующей системы в виде кинозрелищного учреждения подчинен тем же структурно-организационным законам, что и сформированная система показателей эффективности организации и регулирования деятельности учреждения киносети.

Кроме того, в некоторой степени система показателей эффективности организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг, по мнению автора, может с определенной степенью приближения к реальному объекту системного подхода - к эффективности деятельности киноучреждения отражать количественные и качественные взаимосвязи и взаимодействия основных трудовых, материально-технических и финансовых ресурсных составляющих в процессе функционирования конкретного киноучреждения.

Важно также и то, что система взаимодействующих показателей результативности, эффективности деятельности профессионального участника рынка кинозрелищных услуг, сформированная на приемлемом для расчетов и значимости математико-статистическом уровне динамических или статических данных, может выступать инструментом прогнозирования, планово-расчетных обоснований развития социально-экономической системы [54, 59, 87].

Принцип количественного и качественного взаимодействия показателей эффективности между собой, объединенных в систему (рис.2.1), на наш взгляд, может быть обеспечен математическим путем. В данном случае сформированная модель (система) взаимодействующих показателей эффективности процесса оказания кинозрелищных услуг должна обладать способностью к преобразованиям и упрощениям как в составе факторов, представляющих данную модель, так и во взаимодействиях их друг с другом. Такая математическая модель должна обладать также способностью к изменениям в соответствии с колебаниями конъюнктуры рынка кинозрелищных услуг, продукции, других факторов влияния внешней и внутренней среды.

Целостность и комплексность создаваемой, например, математическим путем модели (системы) показателей эффективности функционирующего учреждения киносети или организации и регулирования деятельности кинотеатров, может быть обеспечена включением в нее результативных и затратных показателей и их соотношений в виде обобщающего (рентабельность оказания киноуслуг) и частных показателей эффективности (производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача).

Вход математической или иным методом (способом) сконструированной модели (системы) эффективности организации и регулирования процесса оказания потребителям киноуслуг должен включать все виды затрат на такие потребляемые ресурсы, как труд персонала кинозрелищного учреждения, материально-технические и информационные ресурсы. При этом разнообразие материально-технических ресурсов кинотеатров следует конкретизировать, включив в состав модели (системы) затраты на потребление тепло-, электроэнергии, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, основных и вспомогательных материалов, необходимых для полноценного кинопоказа, а также размеры амортизационных отчислений в процессе нормативного погашения изношенной части основных фондов (зданий, аппаратуры, хозяйственного инвентаря, транспорта) [41, 50, 55, 77].

Одним из принципов формирования действенной и рационально функционирующей системы показателей эффективности, результативности организации и регулирования деятельности кинотеатров выступает сопоставимость показателей, включенных в текущую систему (модель).

Так, например, при определении уровней эффективности использования ресурсов цены должны быть приведены к стоимости аналогичных ресурсов наиболее экономически и финансово устойчивого года, анализируемого периода времени.

Кроме того, сопоставимость натуральных результативных показателей должна учитывать широкий диверсифицируемый перечень оказываемых кинозрелищных услуг и относительно равные по объемам и трудоемкости выполнения различные виды услуг учреждений киносети.

Процессорное взаимодействие показателей эффективности функционирования кинотеатров, а также организации и регулирования их деятельности для достижения необходимого размера результативности на ее выходе, по нашему мнению, может быть в достаточной мере обеспечено как применением соответствующих функций управления, их методов, способов, приемов и последовательных технологий, процедур реализации, так и мерами наполнения анализируемых функций, коррективами, находящихся в составе включенных в модель, показателей, их количественной определенностью и приведением их в состояние адекватности отражения реального процесса оказания кинозрелищных услуг.

Точность и объективность получения результативных выходных характеристик, параметров формируемой системы показателей эффективности в существенной мере зависит от единообразия их определения посредством одного из объективных результативных показателей деятельности учреждения киносети (например, чистой прибыли, прироста уровней организации и регулируемости киноучреждения, стоимости реализуемых киноуслуг в сопоставимых ценах соответствующего периода времени - года) [34, 41, 49].

В качестве основной цели формируемой системы показателей эффективности организации и регулирования деятельности участников рынка кинозрелищных услуг, на наш взгляд, выступает достижение оптимального в сложившихся социально-экономических условиях результата в виде максимально возможного стоимостного размера оказания кинозрелшцных услуг потребителям и чистой прибыли, а также пророста уровней организации, регулирования деятельности учреждений киносети.

Такая система показателей эффективности, сформированная в соответствии с указанными принципами ее построения и обеспечения рационального процессорного взаимодействия элементов, по мнению автора, отвечает основным требованиям, предъявляемым к ее формированию и созданию, может активно реагировать на воздействия внешней среды, на количественные и качественные изменения в объемах, направленности и целевой ориентации показателей результативности и эффективности деятельности киноучреждения, его организации и регулирования в процессе достижения намечаемых размеров результативности оказания кинозрелищных услуг.

Формируемая система показателей эффективности процесса оказания киноуслуг, состоящая из выбранного и обоснованного количества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой отдельных результативных и затратных измерителей, показателей эффективности использования располагаемых ресурсов, в соответствии с нашими представлениями, в виду ограниченности видов потребляемых ресурсов, а, следовательно, и упрощенной схемы отображения сложнейших взаимосвязей реальной системы - учреждений киносети по рациональному использованию имеющихся ресурсов, может в объективной и адекватной сложившимся социально-экономическим условиям форме свидетельствовать о недостатках и преимуществах действующего процесса ресурсопотребления.

В целом принципы построения устойчивой и значимой для практического применения системы показателей в процессе рациональной организации и регулирования деятельности учреждений, предприятий по оказанию кинозрелищных услуг, по нашему мнению, должны:

• соответствовать внутренней логике и непротиворечивости содержания формализованных характеристик - показателей эффективности ресурсопотребления;

• отвечать сопоставимости, количественной соизмеримости показателей эффективности использования ресурсов учреждений кино, определять возможные границы функционирования формируемой системы;

• обеспечивать формируемую критериальность эффективности системы соотношениями отдельных или совокупных (обобщающих) результативных выходных характеристик к входным затратным параметрам системы взаимодействующих показателей эффективности как процесса организации и регулирования деятельности киноучреждения, так и в целом всего процесса оказания комплекса кинозрелищных услуг;

• содействовать необходимости установления не только отдельных (частных) уровней эффективности каждого из видов ресурсопотребления, но и обобщающего индекса эффективности ресурсопотребления;

• позволять органам управления кинозрелищным учреждением, предприятием вносить регулирующие коррективы в количественное взаимодействие основных показателей эффективности потребления трудовых и материально-технических ресурсов при установлении отклонений от достижения намеченных результативных характеристик.

Формирование системы рационально взаимодействующих показателей эффективности, результативности процесса оказания кинозрелищных услуг возможно, по нашему мнению, на основе агрегирования, соединения измерителей эффективности индивидуального или обобщающего (суммарного) ресурсопотребления. Автор считает, что целесообразно в процессе аналитического агрегатирования параметров, измерителей результативности, затратности, эффективности потребляемых ресурсов профессиональными участниками рынка кинозрелищных услуг в качестве функции в аналитических выражениях ставить обобщающий показатель, а в составе независимых переменных должны участвовать частные показатели эффективности, отражающие средние уровни своих изменений в динамике за ряд временных периодов рациональной организации и регулирования деятельности учреждения киносети.

Отметим в этой связи то, что ограниченность числа применяемых независимых переменных - частных показателей эффективности потребления одного из располагаемых видов ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача или фондоемкость, фондовооруженность персонала) в указанной модели (конструкции) аналитического объединения частных показателей эффективности ресурсопотребления в целом отвечает принципам и методам рационального формирования их системного взаимодействия. Вместе с этим следует учитывать то, аналитическая модель сохраняет лишь общие морфологические свойства реального объекта - процесса организации и регулирования деятельности учреждения киносети, что предоставляет возможность без достаточно большого объема расчетов и количественного установления взаимозависимости многочисленных факторов модели друг от друга определять взаимовлияние показателей эффективности частного и обобщающего характера [12, 39, 56].

Обобщающим показателем эффективности функционирования кинозрелищных учреждений может выступать показатель рентабельности, определяемый отношением размера чистой прибыли к сумме среднегодовых стоимостей основных и оборотных фондов.

Однако наиболее объективным, учитывающим участие всех видов ресурсов в процессе оказания потребителям киноуслуг, на наш взгляд, является обобщающий показатель эффективности, рассчитываемый как отношение полученной киноучреждением чистой прибыли к сумме всех видов затрат за конкретно установленный период времени (например, год). Такой обобщающий (суммарный, синтезирующий) показатель эффективности, как полагает автор, всесторонне может характеризовать уровень эффективности ресурсопотребления в процессе оказания кинозрелищных услуг, так как выражается отношением чистой прибыли - необходимого результата деятельности организационно-правовых структур - независимо от их видов и предметов предпринимательской деятельности к стоимости всех видов потребленных ресурсов (годовая оплата труда персонала, амортизационные отчисления на погашение изношенной части основных фондов, расходы на потребление материальных элементов в процессе оказания кинозрелищных услуг).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-экономическое развитие хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли, рост объемов оказываемых киноуслуг зрителям, получаемых размеров прибыли, повышение эффективности использования трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов в значительной степени зависят как от внешних факторов - продолжающегося экономического кризиса, роста конкуренции на рынке кинозрелищных, культурно-досуговых услуг и товаров, постоянно изменяющегося спроса кинозрителей на те или иные жанры фильмов, так и от внутренних факторов -рационализации сложившейся системы управления, ее основных функций организации и регулирования деятельности кинотеатров, от наполненности данных функций управления мерами воздействия на киноучреждение экономической, финансовой, административной, социальной, маркетинговой направленности. Данная зависимость влияет не только на организационно-рациональное соединение, прежде всего, ресурсных элементов кинозрелищной организационно-правовой структуры, но и на устранение возникших отклонений от намеченной (программируемой) результативности, эффективности деятельности кинотеатра посредством принятия комплекса регулирующих воздействий, применения методов, способов, процедур их совершения.

Поэтому формирование системы организации и регулирования, функционирование которой основано на интенсификации ресурсных потенциалов, реализации мер различной направленности в целях достижения реальных ожидаемых в среднесрочном периоде результатов частных и обобщающих уровней эффективности, выступает одним из основных, экономически целесообразных факторов успешного и эффективного развития кинозрелищных учреждений.

На установление значимости и особенностей, раскрытие и обоснование сущности организации и регулирования деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур; на разработку методологических положений повышения уровней организации и регулирования деятельности киноучреждений, формирование рационального взаимодействия элементов системы регулирования и организации; на формирование принципов и методов объединения во взаимодействующую систему показателей эффективности организации и регулирования социально-экономического развития учреждений киносети; на определение объективных уровней частных (индивидуальных) и обобщающих показателей эффективности, установление их динамики на базе отчетных данных кинотеатра "Аврора" (Санкт-Петербург); на разработку методических подходов повышения степени объективизации и реальности достижения необходимых значений эффективности деятельности киноучреждения посредством применения прогностического инструментария во взаимодействии с имитационным моделированием ресурсного обеспечения достижения оптимальных размеров результативности, эффективности направлено данное диссертационное исследование, основные выводы которого можно сформулировать следующим образом:

• организация и регулирование функционирования учреждений киносети, как одни из основных функций управления, призваны в своей индивидуальной направленности посредством комплекса мер воздействий экономического, финансового, инвестиционного, административного, социального и иного характера не только соединять для рационального взаимодействия такие элементы анализируемой социально-экономической системы, как основные и оборотные средства, персонал кинозрелищного учреждения (организация оказания киноуслуг), но и корректировать, направлять, устранять возникшие отклонения от намеченной целевой результативности, эффективности оказания киноуслуг путем комплекса регулирующих воздействий, методов, способов, процедур их совершения (регулирование деятельности кинозрелищных учреждений); процесс регулирования деятельности учреждений, предприятий киносети неразрывно связан с организацией кинопоказа и своей характерной особенностью среди управленческих функций имеет целевую ориентированность на достижение конкретного результата посредством осуществления мониторинговых процедур достижения промежуточных результатов, выражаемых размерами полученной прибыли, объемами оказанных услуг и реализованной продукции, экономией потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов, последующего принятия мер воздействия на элементы кинозрелищной системы, предупреждающих, локализирующих или устраняющих негативные тенденции, отклонения экономического или социального характера в ресурсопотреблении и позволяющих достигать планово-расчетных, программируемых размеров результативности, находящихся в рациональном соотношении с объемом производимых затрат на потребляемые ресурсы; обобщающий уровень функционально-управленческих воздействий на деятельность учреждения, предприятия киносети, а также любой другой организационно-правовой структуры, независимо от форм собственности на средства производства, в целом и представляет собой складывающийся уровень управления процессом оказания киноуслуг, устанавливаемый интегральным или любым другим методом, комплексно соединяющим в себе все функции управления в единый измеритель; функции организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг могут воздействовать в конечном итоге не только на организационную структуру учреждений киносети, ее изменение и принятие необходимой формы, соответствующей сложившимся экономическим условиям, конъюнктуре сегмента рынка культурно-досуговых услуг, на функционирование основных фондов, оборотных средств, деятельность персонала, но и на степень их экономического взаимодействия между собой в процессе оказания зрителю киноуслуг, реализации кинопродукции; мерами регулирования экономического характера в процессе оказания кинозрелищных услуг могут выступать: снижение потребления соответствующего ресурса или всех их видов для достижения программируемого уровня эффективности деятельности, извлечения планируемого размера прибыли; рост социальной и экономической защищенности обслуживающего и инженерно-технического персонала посредством своевременной выплаты средств за выполненные работы, текущую трудовую деятельность, предоставления социальных льгот и повышенных размеров оплаты труда работникам, внесшим существенный вклад в результаты деятельности и перспективного развития кинозрелищной организационно-правовой структуры; каждая из регулирующих мер воздействия хотя и предупреждает, локализирует или устраняет возникающую дисгармонию, отрицательную тенденцию в деятельности кинозрелищной организационно-правовой структуры, но в то же время она (регулирующая мера) рационализирует взаимодействие как элементов социально-экономической системы (учреждения, предприятия), так и системы управления, ее функциональных составляющих; развитие организационно-правовой структуры совместно с системой регулирования и организации ее деятельности не имеет дискретного характера и выражается в постоянном поддержании оптимальных взаимосвязей и взаимодействий элементов данной системы, направленных на достижение планово-расчетных, программно-ориентированных целей - высокой и постоянно растущей результативности и эффективности деятельности; реализации эффективных организационных и регулирующих воздействий на кризисные экономические процессы в киносети препятствует как снижение емкости рынка кинозрелищных услуг, вызванного падением жизненного уровня подавляющей части населения страны, так и уменьшение инвестиционной активности кинозрелищных организационно-правовых структур, профессиональных участников фондового рынка, рынков услуг сферы культуры; в качестве экономических, финансово-инвестиционных и структурно-организационных регулирующих мер воздействия на деятельность кинозрелищных учреждений, предприятий, хозяйственных обществ, могли бы выступить: реструктуризация, предусматривающая рационализацию структуры организационно-правовой структуры киносети на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции с последующей диверсификацией киноуслуг, коммерциализацией деятельности; выявление резервных материальных и финансовых активов, их мобилизация для развития процесса оказания киноуслуг; создание альтернативных, но в большей степени диверсифицированных организационно-правовых структур, а вместе с ними должно возрасти число рабочих мест; формирование небольших по объему оказания киноуслуг учреждений, хозяйственных обществ и товариществ, обслуживающих государственные и корпоративные интегрированные киноструктуры; принятие своевременных и действенных организационных и регулирующих мер воздействия на деятельность и развитие кинозрелищных организационно-правовых структур зависит не только от рационально сформированного комплекса мер, направленного на тесное взаимодействие всех элементов процесса оказания киноуслуг, на устранение и корректировку отклонений, негативных тенденций, явлений, процессов от программируемых, плановорасчетных размеров результативности, но и от особенностей деятельности кинозрелищных учреждений, предприятий, рационального взаимодействия их основных элементов, размеров ресурсопотребления, влияния внешней среды посредством экономических, финансовых, инвестиционных, нормативно-правовых мер регламентации деятельности, социально-экономического развития кинозрелшцных учреждений, предприятий, хозяйственных обществ и товариществ; рационализация всех функциональных составляющих управления и каждой из функций в отдельности может быть реализована, объективизирована, подтверждена посредством осуществления таких последовательных этапов, как: анализ всего комплекса управленческих воздействий на оказание необходимых населению кинозрелищных услуг; выявление по результатам анализа конкретных отклонений от принятой текущей, перспективной и стратегической ориентации деятельности и развития; достижение желаемых, наиболее приемлемых оптимистических экономических и социальных результатов, а также установление резервов, упущений в процессе управления, организации и регулирования кинозрелшцных учреждений; разработка комплекса мер воздействия на основные взаимодействующие элементы такой социально-экономической системы, как киноучреждение, предприятие, хозяйственное общество, товарищество; рационализация осуществления функций регулирования и организации деятельности кинотеатров возможна при установлении приоритетных направлений совершенствования кинопоказа и труда работников кинематографической отрасли, связанных, например, с внедрением нововведений научно-технического характера, модернизацией и реконструкцией, техническим перевооружением основных фондов, вспомогательных и обслуживающих кинозрелищный процесс подразделений; уровень регулируемости деятельности киноучреждений должен учитывать не только частоту применения конкретных мер организационно-технического, финансово-инвестиционного, социально-экономи-ческого, административно-распорядительного характера, но и мобильность, оперативность, финансовую и материальную обеспеченность принимаемых мер регулирования; уровни самоорганизации и саморегулирования киноучреждений, предприятий, хозяйственных обществ и в целом киносети могут быть в наиболее рациональной форме ресурсно обеспечены при условии осуществления внутренних мер финансовой, экономической, инвестиционной, административной, социальной направленности, выражаемых корректировкой деятельности кинозрелищной организационно-правовой структуры в процессе достижения необходимых размеров выручки от реализации продукции (работ, услуг), балансовой и чистой прибыли, общей рентабельности деятельности, рентабельности конкретных киноуслуг, а также коэффициентов финансовой устойчивости (соотношение собственных и заемных средств), абсолютной ликвидности (отношение денежных оборотных средств, готовых к платежу и расчетам, к краткосрочным и среднесрочным обязательствам киноучреждения, предприятия, хозяйственного общества); рациональное регулирование и эффективная организация деятельности кинозрелищных учреждений, предприятий возможна на основе их анализа функционирования, раскрытия имеющихся резервов процесса оказания кинозрелищных услуг и использования указанных резервов посредством разработки и внедрения конкретных мер для получения наиболее приемлемых экономических и социальных результатов системы регулирования и организации деятельности кинотеатров, а также в целом профессиональных участников всех сегментов рынка кинозрелищных услуг, кинотоваров; установление системного взаимодействия показателей различной направленности, их причинно-следственной взаимосвязи предоставляет возможность органам управления киноучреждением осуществлять объективный анализ соединения всех видов ресурсов (трудовых, материально-технических, финансовых) в процессе оказания кинозрелищных услуг, их эффективное потребление; системность группирования экономических, финансовых и иных показателей, измерителей функционирования профессиональных участников кинорынка, а также установление размеров их количественного взаимодействия друг с другом и качественного влияния между собой предоставляет возможность органам организации и регулирования деятельности кинозрелищных учреждений (организационно-правовых структур) определить комплекс мер, направленный на устранение сложившихся негативных тенденций экономического, финансово-инвестиционного, структурно-организационного характера, на корректировку количественных и качественных взаимодействий показателей между собой в сторону экономического роста, повышения прибыльности функционирования кинозрелищных учреждений; системный анализ в кинематографической отрасли может быть реализован в методах, приемах, последовательных процедурах и способах формирования как системы осуществления процесса кинозрелищных услуг, так и системного взаимодействия показателей эффективности деятельности, а также организации и регулирования функционирования профессиональных участников рынка кинозрелищных услуг; если элементное взаимодействие системы представить множественной совокупностью показателей, то эффективность функционирования учреждения киносети в текущем и среднесрочном периодах времени может быть смоделирована с достаточно высоким уровнем объективности, соответствующей степени выражения данными показателями объекта системного подхода (процесса оказания кинозрелищных услуг; организации и регулирования деятельности профессиональных участников кинорынка); система показателей эффективности организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг может с определенной степенью приближения к реальному объекту системного подхода - к эффективности деятельности киноучреждения отражать количественные и качественные взаимосвязи и взаимодействия основных трудовых, материально-технических и финансовых ресурсных составляющих в процессе функционирования конкретного киноучреждения; формируемая система показателей эффективности процесса оказания киноуслуг, состоящая из выбранного и обоснованного количества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой отдельных результативных и затратных измерителей, показателей эффективности использования располагаемых ресурсов в виду ограниченности видов потребляемых ресурсов, а, следовательно, и упрощенной схемы отображения сложнейших взаимосвязей реальной системы - учреждений киносети по рациональному использованию имеющихся ресурсов, может в объективной и адекватной сложившимся социально-экономическим условиям форме свидетельствовать о недостатках и преимуществах действующего процесса ресурсопотребления; соблюдение принципов объективизации и реальности эффективного осуществления процесса оказания киноуслуг, системности группирования взаимодействующих показателей результативности, разнообразности соединяемых в систему показателей эффективности деятельности, уровней организации и регулирования, целостности объекта системного анализа, сопоставимости включаемых в систему индексов эффективности деятельности киноучреждения, использование в процессе создания системы показателей эффективности функционирования учреждений киносети таких методов, как аналитический, математико-статистический, логико-вербальный, имитационный представляют органам управления кинозрелищными учреждениями создавать реальные и адекватные сложившимся условиям системы количественно и качественно взаимодействующих показателей эффективности деятельности учреждений киносети, устанавливать и поддерживать на должном уровне количественные изменения ресурсопотребления в целях обеспечения динамики роста эффективности деятельности кинозрелищных учреждений; оценка результативности и эффективности функционирования системы организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг может быть произведена как суммированием выходных результатов отдельных систем организации, регулирования деятельности учреждений киносети, так и рассчитана на основе результативности общей системы данных функций; трудности определения роста уровня организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг на выходе сформированной системы заключается в том, что, во-первых, на экспертной основе необходимо установить объективные уровни организации и регулирования на входе формируемой системы и, во-вторых, с учетом процессорного взаимодействия элементов данной системы (способов, методов, предпринимаемых мер, воздействия стратегий, последовательности и процедур реализации каждой из анализируемых функций управления) требуется получить возросший уровень влияния функций и установить их экспертные значения; тесная коррелированность общих экономических результатов с функциями управления учреждениями киносети в конечном итоге можно считать обоснованной, так как внутренние изменения, управление ими и рационализация их с ориентацией на получение высоких или приемлемых (желаемых) экономических результатов в сложившихся структурно-организационных, социально-экономических условиях, по сути дела, полностью зависит от управленческих воздействий; обеспечиваемые рациональными взаимодействиями элементы системы организации и регулирования, результативность и эффективность деятельности кинозрелшцных учреждений при условии объективности оценки результативных и затратных показателей, реализации мониторинговых процедур, внедрения необходимых мероприятий экономической, финансово-инвестиционной, маркетинговой, инновационной и иной направленности в текущем и стратегическом периодах времени в целях интенсификации и экономичности ресурсопотребления должны иметь тенденцию к повышению эффективности функционирования кинозрелищных учреждений; прогнозирование для целей достижения высокой результативности и эффективности функционирования выступает как этап систематизации, статистической обработки данных в целях формирования статических или динамических рядов, подвергаемых экономико-математическому моделированию, которое, в свою очередь, выступает в качестве процесса создания прогностической модели; прогнозируемое на среднесрочный период число зрителей на одном сеансе кинотеатра в течение месяца в конкретно взятом случае не может выступать оценкой по достижению высокой результативности деятельности киноучреждения на предстоящий период, так как, во-первых, указанный прогноз свидетельствует лишь о существующей тенденции кинопосещений в течение месяца на одном сеансе, а, во-вторых, осуществляемый прогноз, выполняя свою ограниченную от других функций управления роль, не предполагает принятия каких-либо мер по устранению, приостановлению либо нейтрализации (локализации) сложившихся негативных тенденций, а лишь несет информацию о необходимости принятия неотложных мер, ориентированных на улучшение и совершенствование организации, регулирования деятельности кинотеатра; логико-вербальную имитацию достижения желаемой (необходимой), программируемой результативности и эффективности функционирования системы организации и регулирования деятельности кинозрелищного учреждения (кинотеатра), на наш взгляд, можно представить в виде блок-схемы проводимых работ, прогностических, планово-расчетных обоснований, структурно-организационных, экономико-математических преобразований, позволяющих гибко в процессе экспериментирования на модели имитации устанавливать реальность достижения намечаемых результатов, уровней эффективности функционирования кинотеатра и системы организации и регулирования его деятельности; прогнозирование размеров результативности, уровней затратности ресурсопотребления выступает инструментом объективизации предстоящего развития киноучреждения, его системы организации и регулирования во взаимодействии с имитационным экспериментированием на блок-схеме, программно транслируемой на ЭВМ, ресурсного обеспечения реального достижения высокой запланированной результативности, эффективности функционирования киноучреждения, его системы организации и регулирования, предоставляют органам управления кинозрелищным учреждением, предприятием объективно устанавливать количественные и качественные ориентиры эффективности и в процессе рационального ресурсного обеспечения достигать их с учетом динамики роста в среднесрочном периоде времени; оптимальная результативность кинозрелищного процесса относительно действующих внутренних и внешних экономических, финансовых, социальных условий, на наш взгляд, может быть достигнута на основе поэтапного выполнения ряда необходимых работ и требований, предъявляемых планово-расчетной ориентацией системы на достижение в предстоящем (например, в среднесрочном) периоде времени высокой величины экономического, управленческого результата на базе имеющихся трудовых, материально-технических, финансовых ресурсов, эффективное использование которых обеспечивается рационализацией функционирования системы управления кинотеатром, его системой организации и регулирования; аналитический этап постепенного приближения в предстоящем периоде времени объемов реализации киноуслуг и товаров, сопутствующих им культурно-досуговых услуг, а также размеров полученной прибыли, показателей эффективности через подключение неиспользованных резервов трудовых, материально-технических и иных ресурсов к планируемым оптимальным величинам, как нам представляется, требует проведения объективного анализа с использованием аналитических способов и методов определения возможных плановых приростов результативности и эффективности функционирования киноучреждения и его системы рациональной организации и регулирования; реальное достижение сформированных, количественно и качественно обоснованных на планово-расчетной основе оптимальных показателей результативности и затратности, эффективности функционирования кинозрелищного хозяйствующего субъекта возможно при осуществлении поэтапного комплекса экономических, финансовых, инновационных мер и последовательных процедур, направленных на повышение стоимостных размеров оказания зрителям киноуслуг, объемов получаемой прибыли, снижения темпов роста затрат в процессе потребления всех видов располагаемых ресурсов, в условиях интенсификации использования их во времени, соблюдения динамики обобщающего и частных индексов эффективности деятельности учреждения, хозяйственного общества киносети.

130

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Николаева-Чинарова, Алевтина Петровна, Санкт-Петербург

1. Аверина J1.B., Ерохина Р.П. Мировой аудиовизуальный рынок (кино, телевидение, видео). —М.: В/о «Совэкспортфильм», 1990.

2. Автоматизированные банки данных в управлении кинематографом. — М.: НИКФИ, 1990.

3. Алтайский А.П. Навстречу радикальным переменам. // Технка кно и теле-вденя. — 1990, № 4, с. 47-51.

4. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики.

5. СПб: Изд-во С-Петербургского университета экономики и финансов, 1992.

6. Афанасьев Э.В., Ярощенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. — М.: Экономика, 1987.

7. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. — Казань, 1996.

8. Базилевич JI.A. Определение нормативов управляемости в структуре организационной системы. / В кн.: Проблемы повышения эффективности управления отраслями, предприятиями, объединениями в промышленности. — Новосибирск, 1997. —С. 47-52.

9. Барсуков А.П. «Российский государственный внебюджетный фонд развития кинематографии»: это коснется всех // Техника кино и телевидения. — 1998, № 7. С.7.8.

10. Барсуков А.П. Перспективно ли введение акцизов на аудиовидеопродук-цию // Техника кино и телевидения. 1998, №6. - С.39-41.

11. Белая книга: Экономика и политика России в" 1997 году. — М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.

12. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы.

13. М.: Финансы и статистика, 1995.

14. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. — СПб.: СПбУЭФ, 1997.

15. Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПб.: Издательский дом "Бизнес-преса", 1999.

16. Бонюшко А. А. Регулирование и нормативное обеспечение деятельности государственных научных центров. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.

17. Боумен Клифф. Основы стратегического менеджмента — М.: Издательское объединение ЮНИТИ, 1997.

18. Будущее кинотеатров. Каким его видит Kodak // Техника кино и телевидения. 1998, №8. - С.48-50.

19. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

20. Венжер М.Я., Дондурей Д.Б. Кинематограф: шаги к рынку. Кино: прокат, реклама. Методика, практика, — М., 1990.

21. Виханский О.С. Стратегическое управление. -М.: Гардарика, 1998.

22. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. -М.: Изд-во "Гардарика", 1996.

23. Волков Н.С. Пиратство на региональном телевидении // Кинопроизводство. -1997. -№2. С.11.

24. Воробьев В.П., Платонов В.В. Инновационный менеджмент: финансовый аспект. — СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1996.

25. Воронов К. Проблемы оценки инвестиционных проектов, осуществляемых на действующем предприятии. — ЭКО, 1996, № 1.

26. Воронова М.А., Янсон Э.Ж. Особенности маркетинговых исследований в кинематографии // В сб. научных трудов "Проблемы управления развитием социально-экономических систем". Выпуск 3. СПб.: СПбГУКиТ, 1998.

27. Воронова М.А., Янсон Э.Ж. Протекционизм как форма нормативного управления. // В сб. научных трудов "Проблемы управления развитием социально-экономических систем". Выпуск 3. СПб.: СПбГУКиТ, 1998.

28. Гачко В.А. Стратегическое планирование развития комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе. — СПб.: ИСЭП РАН, 1997.

29. Голованова М. Российское кино: где выход из кризиса? // Техника кино и телевидения. -1993. №8. -С.3-8.

30. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. — СПбУЭиФ, 1993.

31. Градов А.П., Кузин Б.И., Федотов А.В. и др. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. СПб.: Изд-во "Специальная литература", 1996.

32. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть I. — СПб.: Макет, 1995.

33. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть П. — Челябинск: Книга, 1996.

34. Гришин Р.Ю. Особенности изучения кинозрительской аудитории кинотеатров // В сборнике научных трудов "Проблемы управления социокультурной сферой". Выпуск 2. - СПб. : СПбГУКиТ, 1997.

35. Гршценко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования. Часть 1. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.

36. Денисов А.А., ВолковаВ.Н. Системный анализ. — СПб.: СПбГТУ, 1997.

37. Джексон Грейсон младший, Карла О'Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика, 1991.

38. Дискин И.Е. Культура Стратегия социально-экономического развития. — М.: Экономика, 1990.

39. Дондурей А. После империи: кинорынок по-русски. — М., Искусство кино, 1995, №11.

40. Дондурей Д. Рынок визуального удовольствия // Кинопроизводство. 1997. -№4. - С.72-77.

41. Евменов А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. — СПбУЭиФ, 1996.

42. Евменов А.Д., Шляйферт М.А. Телевидение как средство социальной информатизации / В сб. научных трудов «Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства 18-21 ноября, 1996, с. 168-171.

43. Жабский М. Системная целостность кинопроцесса // Киномеханик. 1997. -№8. - С.13-19.

44. Жабский М.И. Новое в сегментации рынка. — Экран информ., № 9, 1993.

45. За строками цифр. Петербург, 1995.

46. Забелин П.В., Моисеев Н.К. Основы стратегического управления. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

47. Закон Российской Федерации "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"// Киномеханик. 1996. - №11. - С.2-9.

48. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. // Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Мицдели. — СПб.: Наука, 1997.

49. Как мы выживаем // Техника кино и телевидения. 1996. - №8. - С.3-5.

50. Камартина Н.М., Янсон Э.Ж. К проблеме оценки стоимости киновидеопроката // В сб. научных трудов "Проблемы управления развитием социально-экономических систем". Выпуск 3. СПб.: СПбГУКиТ, 1998.

51. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995.

52. Кокарев И.Е. Кино как бизнес: Современная американская киноиндустрия, зарубежный опыт и перестройка советского кино. — Минск, 1991.

53. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. — М.: Наука, 1995.

54. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года. М.: Правительство Российской Федерации, 1996. -С.13-14.

55. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. — М.: ИКЦ "ДЛС", 1997.

56. Кроливецкий Э.Н. Нормы и нормативы в планировании и хозяйственном регулировании. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.

57. Кроливецкий Э.Н., Черемисина А.А. Сущность и роль стратегического планирования в деятельности кинозрелшцных предприятий / В сборнике научных трудов "Проблемы управления развитием социально-экономических систем". Выпуск 3. - СПб. : СПбГУКиТ, 1998.

58. Крутик А.Б. Система показателей и нормативов в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. — Л.: Машиностроение, 1990.

59. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия . СПб. и Ростов-на-Дону: Изд-во "Бизнес-преса" и "Феникс", 1999.

60. Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: Изд-во "Гемос АРВ", 1999.

61. Курочкина А.А. Система управления средствами массовой информации. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

62. Лалетин Д. Оптимизация кинопроката веление времени // Киномеханик. -1997.-№ 1.-С.2-6.

63. Лапко А.В. Имитационные модели неопределенных систем. Новосибирск: Наука, 1993.

64. Липсиц И.В. Бизнес-план основа успеха - М.: Дело, 1994.

65. Майлинас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. 1997. - №11. - С. 86-95.

66. Макуновский А.Б., Хартуков Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок. — М.: ШМБ МГИМО, 1991.

67. Маликов Т.С. Финансово-кредитное обеспечение деятельности кинематографии в современных условия. Диссертация на соискание ученой степени д.э.н., СПб.: СПбУЭФ, 1993.

68. Меликянц Г. Кинорынок времен перехода к рынку. // Известия. — 1992, 26 мая.

69. Макхем К. Управленческий консалтинг. М.: «Дело и сервис», 1999.

70. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. -М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

71. Микрюков В. А. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1995.

72. Моделирование экономической динамики: риск, оптимизация, прогнозирование. М.: Диалог МГУ, 1997.

73. Мойсиевич Э., Преображенский И., Уваров А. Российский кинопоказ, проблемы и перспективы // Киномеханик. 1997. - №1. - С. 17-22.

74. Николаева-Чинарова А.П. Организация и регулирование деятельности кинозрелищных учреждений. Брошюра. СПб.: СПГУКиТ, 1998.

75. Николаева-Чинарова А.П. Оптимизация деятельности учреждений киносети, их системы организации и регулирования. Брошюра СПб.: СПГУКиТ, 2000.

76. Об итогах заседания Федерального совета по кинофикации и кинопредпринимательству // Киномеханик. 1997. -№7. - С. 2-5.

77. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997.

78. Основы стратегического планирования. // Под ред. А.Н. Петрова — СПб.: Знание, 1998.

79. Отечественное кино: стратегия выживания. Научный доклад. НИИ киноискусства — М., 1991.

80. Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. Основы стратегического планирования. СПб.: Знание, 1998.

81. Пол Хис. Бит сине-мак // Искусство кино. 1997. - №7. - С. 12-15.

82. Полуэктова И. Социокультурные последствия утраты конкурентоспособности российским кинематографом // Киномеханик. 1997. - №6. - С.6-11.

83. Постановление Правительства от 18 ноября 1989 г. за№ 1003 «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности советской кинематографии».

84. Постановление коллегии Госкино России «О работе органов кинофикации и кинопроката Республики Чувашия и г. Санкт-Петербурга по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и улучшению кинообслуживания населения» №15 от 13.05.1997 г.

85. Постановление Правительства Российской Федерации «О концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2000 года» от 18.12.1997 года № 1561.

86. Постановление коллегии Госкино России № 13 от 25.05.1999 г. «О принципах и порядке оказания государственной финансовой поддержки кинематографии в 2000 году».

87. Российская кинематография // Государственный комитет по кинематографии.- М.: ИРАТ-ТАСС, 1999.

88. Российское кино на экранах страны возможно ли это? И Премьер-экспресс.- 1995.-№2.-С. 11-14.

89. Сборник материалов по налогообложению для предприятий и организаций кинематографии. М.: Госкомитет Российской Федерации по кинематографии, 1999.

90. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А.Н.Петрова 4.1: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.

91. Томпсон А.А., А.Дж.Стрикленд. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

92. Третий съезд кинематографистов в России обозначил финансовые перспективы нашего кино // Техника кино и телевидения. 1998, №2. - С.93-95.

93. Указ Президента РФ от 15 апреля 1994 г. № 785 «О протекционистской политике в области отечественной кинематографии и мероприятия в связи со 100-летним юбилеем мирового и российского кинематографа».

94. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Т.Н. Инновационный менеджмент. — М.: АКАЛИС, 1996.

95. Ухов Н.Н., Демидова Л.Г., Кроливецкий Э.Н. Экономическое программирование. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.

96. Фалько С.Г., Носов В.М. Контроллинг на предприятиях. — М., 1995.

97. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — М.: Пресс-сервис, 1998.

98. Фелин К.Н. Деньги и культура. // Искусство кино. — 1991, № 3.

99. Хавард Кен. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА - М, 1998.

100. Хатунцев В.М., Никифорова В.Д., Михайлов М.Н. Экономическое регулирование: формы и методы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.

101. ЮО.Чуваткин П.П. Стратегическое управление в системе регионального здравоохранения. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.

102. Шатин М. Российский кинопрокат: вчера, сегодня, завтра // Кинопроизводство. 1997. ~ №2. - С. 14-15.

103. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа — М.: ИНФРА,-М., 1996.

104. ЮЗ.Шляйферт М.А. Управление равновесием социально-экономических систем и процессов. — СПб.: СПб ГУЭФ, 1997.

105. Щербина В.И. О федеральном законе в области вещания // Техника кино и телевидения. 1998, №4. - С.45-48.

106. Экономика предприятия. // Под ред. В.Я. Горфункеля и Е.М. Купрякова — М.: ЮНИТИ, 1996.

107. Экономические отношения в социально-культурной сфере. Межвузовский сборник. //Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. — СПб.: СПТУ, 1992.

108. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.

109. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.-М.: Экономика, 1991.

110. Янсон Э.Ж. Киносеть и кинорынок. // В сб. научных трудов. СПб.: СПИКиТ, 1996.

111. НО.Янсон Э.Ж., Давыдов А. С. Экономические проблемы хозрасчета в кинематографии. / ТКиТ, 1989, № 3, с. 35-39.

112. Hammer М. and Champy J. Reengmeering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. N-Y.: Harper Collins, 1993.

113. Fabozzi F.J. Foundation of Financial Markets and Institutions. 1994. Prentice — Holl / Inc.

114. Johanson H., Mc Hugh P., Pendlebury J. And Weeler W. Business Process Reengineering Breakpoint Strategies for Market Dominance. Chichester: John Wiley & Song, 1993.

115. Thompson A., Formby J. Economics of the Firm. Prentice-Hall International. N — Y., 1993.

116. Robson M. Problem Solving in Groups. Aldershot: Grower, 1993