Особенности функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Автореферата нет :(
Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Кошкина, Марина Витальевна
Место защиты
Москва
Год
1999
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Кошкина, Марина Витальевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Ю КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Сфера культуры и искусства как среда функционирования ю некоммерческих организаций.

1.2. Сущность, характерные черты и организационно-экономические 28 основы функционирования негосударственных некоммерческих организаций.

1.3.Государственное регулирование деятельности негосударственных 39 некоммерческих организаций сферы культуры.

Глава II. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1.Специфика формирования и развития экономического механизма 53 общественной организации музыкальной культуры при социализме.

2.2.Особенности функционирования экономического механизма негосударственной некоммерческой организации музыкальной культуры в условиях перехода к рыночной экономике.

Глава III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (На примере Союза композиторов Москвы). 3.1 .Повышение эффективности использования собственности на основе комплексного применения методов ее оценки.

3.2.Совершенствование экономических стимулов, гарантий и льгот.

3.3.Создание многоканальной системы привлечения источников Ю финансовых средств.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Особенности функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры"

В период перехода России к рыночным отношениям возрастает роль культуры как важнейшего фактора повышения уровня развития общества. С особой остротой ощущается необходимость в сохранении и преумножении культурного потенциала общества, сохранении единого многонационального культурного пространства страны, развитии художественного творчества. Все это рассматривается в современных условиях в качестве основополагающего условия общественного прогресса.

В сложных условиях радикальных преобразований в России существует опасность вытеснения многовековых культурных традиций примитивными формами массовой культуры. Поэтому перед обществом стОит задача не только сохранить накопленный ранее культурный потенциал, но и содействовать его активному преумножению и распространению.

В сфере культуры и искусства в период перехода России к рыночным отношениям все больше возрастает роль и место негосударственного некоммерческого сектора экономики. Констатируя развитие процессов становления негосударственных организаций культуры и искусства, Программа социальных реформ в Российской Федерации на период до 2000 года предусматривает в качестве одной из стратегических задач Правительства РФ «содействие формированию и развитию системы негосударственных институтов поддержки художественного творчества»1. Именно к числу таких институтов принадлежат творческие союзы,

1 Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. Утверждена Постановлением Правительства РФ № 222 от 26.02.97г.(в ред. Постановлений Правительства РФ № 74 от 24.01.98г, № 776 от 17.07.98г., № 836 от 27.07.98г.). Раздел «Культура».П.З. представляющие собой одну из негосударственных форм организации некоммерческой деятельности в сфере культуры и искусства.

Уделяя большое внимание исследованиям организационно-экономических аспектов деятельности коммерческих предприятий, современная экономическая наука зачастую обходит стороной, оставляет «за кадром» некоммерческий сектор экономики. Проблемы же негосударственных некоммерческих организаций вовсе являются малоизученными. Однако количественный рост негосударственного некоммерческого сектора экономики, диверсификация его деятельности в условиях переходного периода настоятельно требуют пристального внимания со стороны экономической теории и практики.

Некоммерческие организации, с которыми в первую очередь связаны попытки достижения консенсуса разнообразных и противоречивых общественных интересов для создания истинно гражданского общества, в настоящее время испытывают и недостаток внимания к себе со стороны законодательных органов. В массиве нормативно-правовых актов, созданных в России в период перехода к рыночным отношениям, регулированию некоммерческой деятельности по сравнению с коммерческой посвящено несоизмеримо меньше документов. Да и оценка этих документов в качестве единой системы законодательной базы пока невозможна. Законодательные пробелы и элементы противоречивости в действующей нормативно-правовой базе усложняют функционирование некоммерческих организаций.

Кроме того, декларируемые методы государственной поддержки некоммерческого сектора на практике в полном объеме, как правило, не реализуются.

Возможности привлечения финансовых средств для обеспечения деятельности некоммерческих организаций существенно ограничиваются спецификой перехода к рыночной экономике в России, сопровождающегося глубоким экономическим кризисом.

Наиболее остро вышеописанные проблемы проявляются в процессе функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры, что придает особую актуальность настоящему научному исследованию.

Основной целыо диссертационной работы является исследование специфики функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры и обоснование практических мер, направленных на повышение эффективности их деятельности в современных экономических условиях. Для достижения этой цели потребовалась постановка и поэтапное решение следующих задач:

- теоретическое обоснование специфики сферы культуры и искусства как среды функционирования негосударственных некоммерческих организаций;

- раскрытие экономических аспектов творческого процесса в сфере культуры и искусства;

- выявление сущности и организационно-экономических основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций и определение применительно к ним методов государственного регулирования;

- обоснование экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры на примере общественной организации музыкальной культуры;

- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры.

Предметом диссертационного исследования является экономический механизм функционирования негосударственной некоммерческой организации в сфере культуры и искусства. В качестве объекта исследования выбрана негосударственная некоммерческая организация сферы музыкальной культуры.

Необходимо отметить, что экономические проблемы деятельности некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства рассматривались ранее такими ведущими отечественными учеными, как: Вознесенский С.Н., Глаголев А.И., Дадамян Г.Г., Дискин И.Е., Жидков B.C., Жильцов E.H., Иванов Г.П., Рубинштейн А.Я., Рудник Б.Л., Фохт-Бабушкин Ю.У., Шишкин C.B., Соколов К.Б., Юрьева Т.В., Якобсон Л.И. и другие. Эти проблемы отражены также и в трудах зарубежных ученых-экономистов: Э.Б.Аткинсона, Дж.К.Гелбрейта, Р. Гудриана, А.Жерара, Р.Корнса, Ж.-Д.Лафея, Р. Пиндайка, Э. Поммера, P.M. Саламона, П. Стенли, Г.Стреттона, и других.

Однако негосударственная некоммерческая организация сферы культуры и искусства в условиях зарождения и развития рыночных отношений до настоящего времени комплексному экономическому исследованию не подвергалась.

Теоретической и методической базой диссертационной работы послужила русская и зарубежная литература по экономике, статистике, искусствоведению и культурологии, а также законодательные и нормативно-правовые акты федерального и муниципального уровня, регулирующие организационно-экономические основы деятельности некоммерческих организаций в сфере культуры.

В ходе исследования автором были использованы данные статистической отчетности Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Москвы, а также финансовой отчетности Союза композиторов Москвы и ряда принадлежащих ему организаций.

Диссертация содержит элементы научной новизны, которые заключаются в: теоретико-методологическом обосновании специфики культуры и искусства в качестве среды формирования и развития «третьего сектора» экономики на базе концепции смешанного блага и современной ^ тенденции конвергенции общественного и рыночного секторов экономики; раскрытии экономических аспектов творческого процесса, включая ресурсное обеспечение, затраты на этапах создания, освоения и распространения, а также оценку конечного продукта; выявлении особенностей негосударственных некоммерческих организаций, выражающихся в целях и видах деятельности, взаимосвязи формы собственности с характером финансирования, а также необходимости их государственной поддержки; раскрытии экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций на примере общественной организации музыкальной культуры, включая схему финансирования, структуру собственности, виды и динамику доходов и расходов; обосновании направлений совершенствования экономического механизма негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры и предложениях по их практической реализации, заключающихся в: повышении эффективности использования собственности на основе комплексного применения методов ее оценки; совершенствовании экономических стимулов, гарантий и льгот на основе реформирования механизма их практической реализации при условии изменения подходов к разрешенной предпринимательской деятельности; формировании многоканальной системы привлечения источников финансовых средств на основе повышения эффективности традиционных и введении -у дополнительных источников финансирования.

Выводы и предложения, обоснованные в настоящей диссертационной работе, могут быть использованы в процессе совершенствования экономического механизма негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры и искусства. Кроме того, они могут быть учтены при совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы деятельности негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры.

Необходимо отметить, что результаты экономического анализа, проведенного в процессе работы над диссертацией, были представлены в виде аналитических записок, расчетов и отчетов в руководящие органы Союза композиторов Москвы и Союза композиторов России, а также в Министерство культуры РФ.

Выводы и рекомендации, обоснованные в диссертации, легли в основу предложений Союза композиторов Москвы по совершенствованию мер государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства, направленных в Правительство Москвы.

Кроме того, результаты исследования докладывались автором на различных совещаниях и семинарах, посвященных проблемам функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры.

Практические предложения, содержащиеся в диссертационной работе, применены в процессе реформирования организационно-экономического механизма Союза композиторов Москвы при непосредственном участии автора.

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Кошкина, Марина Витальевна

Результаты исследования структуры доходов и расходов СКМ отражены в сводной таблице 2.2.2, которая характеризует их динамику за последние 4 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследований, проведенных в рамках диссертационной работы, позволяют сделать нижеследующие выводы.

1. Специфика сферы культуры заключается в том, что для нее наиболее приемлема экономическая система, сочетающая как рыночные, так и внерыночные механизмы регулирования. Функционируя на стыке частного и государственного секторов экономики, взаимопроникающих и взаимоуравновешивающих друг друга, культура и искусство образуют смешанный экономический сектор, целыо развития которого является достижение наиболее гармоничного сочетание как коммерческих, так и некоммерческих начал. Последнее находит проявление в деятельности негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры и искусства.

2. Творческая деятельность является одним из основных видов культурной деятельности. Полезный эффект блага, создаваемого посредством творческой деятельности, определяется его содержанием, воспринимается через субъективные ощущения и эмоциональные переживания и выражается в степени духовного, морального и нравственного удовлетворения людей. Таким образом, результаты творческой деятельности наиболее трудно поддаются объективной экономической оценке, что дополнительно затрудняет попытки распространения на сферу культуры, а особенно - на ее творческую составляющую, рыночных отношений.

3. В современных экономических условиях наблюдается тенденция к росту количественного и качественного уровня негосударственного некоммерческого сектора в сфере культуры. Однако специфика периода перехода к рыночным отношениям в России, характеризующегося глубоким экономическим кризисом, накладывает отпечаток на его функционирование, порождая ряд проблем в деятельности негосударственных некоммерческих организации в сфере культуры. Непременным условием решения этих проблем является разработка и реализация необходимых мер по совершенствование экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры как со стороны государства и общества, так и со стороны самих этих организаций.

4. Прежде всего реформирования требует законодательная и нормативно-правовая база функционирования некоммерческих организаций. При этом необходимо конкретизировать основополагающие принципы создания и деятельности некоммерческих организаций, устранить противоречивость отдельных положений действующего законодательства, а также взаимоувязать законодательное и нормативно-правовое регулирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры с учетом отраслевой специфики этой сферы.

5. Назрела необходимость совершенствования экономических стимулов, гарантий и льгот, которое должно предполагать их комплексное расширение при условии повышении контроля за строго целевым характером применения; а также: отказ от льгот нефункционального характера; трансформацию механизма практической реализации отдельных льгот; введение дополнительных стимулов, гарантий и льгот как фискального (особенно, в части предпринимательской деятельности), так и нефискального (например, в сфере регулирования отношений собственности) характера.

6. В современных экономических условиях одним из основных источников финансовых средств негосударственной некоммерческой организации сферы культуры становится предпринимательская деятельность. Повышение ее эффективности даже в рамках жестко ограниченных законодательством разрешенных видов предпринимательства может внести существенный вклад в развитие основной деятельности. Так, например, извлечение доходов от использования собственности можно и нужно рассматривать в качестве серьезного источника финансовых средств.

В целом же, система регулирования предпринимательской деятельности негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры требует совершенствования. Очевидна необходимость расширения разрешенных видов предпринимательства (вплоть до любых, не запрещенных действующим законодательством), а также стимулирования развития видов предпринимательской деятельности, связанных с основными видами деятельности.

7. Однако взгляд на предпринимательскую деятельность как на единственный источник финансовых средств неперспективен. Полноценное развитие основной деятельности негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры возможно лишь на основе многоканальной системы привлечения источников финансовых средств. Создание такой системы должно предполагать как сохранение и повышение эффективности традиционных источников финансирования, так и дополнительное привлечение новых источников (введение механизмов спонсорства, меценатства и т.п., привлечение внимания грантодателей, использование добровольческого труда и т.д.). При этом положительный эффект функционирования многоканальной системы финансирования будет достигаться за счет взаимодействия, взаимодополняемости и взаимозаменяемости различных источников.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Кошкина, Марина Витальевна, Москва

1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ (в редакции от 23.07.98) (принят ГД ФС РФ 23.02.96).

2. Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.98 №135-Ф3 (принят ГД ФС РФ 16.07.98).

3. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» О налоге на прибыль предприятий и организаций»» от 10.01.97 №13-Ф3 (принят ГД ФС РФ 25.12.96).

4. Федеральный Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 №2116-1 .

5. Федеральный Закон «О рекламе» от 18.07.95 №108-ФЗ (принят ГД ФЗ РФ 14.06.95)11.«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.92 №3612-1).

6. Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» (Закон РФ от 09.07.93 №5351-1).

7. Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 №135-Ф3 (принят ГД ФС РФ 07.07.95).

8. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» от 19.05.95 «82-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.95).

9. Федеральный Закон «Об общественных объединениях», Закон СССР от 09.10.90 №1708-1.

10. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95).

11. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 12.12.93 №1904.

12. Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 01.07.96 №1010.

13. Указ Президента РФ «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» от 05.12.98 №1471.

14. Указ Президента РФ «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» от 07.10.93 № 1607).

15. Постановление Правительства РФ «О государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений « от 06.05.94 №483.

16. Постановление Правительства РФ «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектах общенационального значения в области культуры и искусства» от 09.09.96 №1061.

17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» от 26.06.95 №609.

18. Ведомственные нормативные акты

19. Постановление Правительства РФ «О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений», приказ Минюста РФ от 06.10.97 №18-01 -122-97.

20. Закон г.Москвы «О благотворительной деятельности» от 05.07.95 №11-46.

21. Закон г.Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 18.06.97 №19.

22. Распоряжение Мэра г.Москвы «О комиссии Правительства Москвы по делам некоммерческих организаций» от 07.12.94 №617-РМ.

23. Распоряжение Мэра г.Москвы «О конкурсе проектов в сфере культуры и искусства, посвященных встрече 2000 года» от 27.07.98 №766-РМ.

24. Распоряжение Мэра г.Москвы «О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 №1904» от 31.01.94 №46-РМ.

25. Постановление Правительства Москвы «Об опыте реализации целевых долгосрочных программ в области культуры в Центральном административном округе» от 03.11.98 №859.

26. Постановление Правительства Москвы «О комитете по культуре» от 18.11.97 №805.

27. Постановление Правительства Москвы «О передаче Союзу композиторов Москвы в бессрочное безвозмездное пользование зданий, сооружений, помещений и в долгосрочную аренду земельных участков» от 19.07.94 №591.

28. Постановление Правительства Москвы «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 №1904» от 19.07.94 №608.1.. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

29. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.

30. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. М.: НИИ культуры, 1988.

31. Актуальные проблемы экономики непроизводственной сферы. Под ред. Жильцова E.H. М.: 1987.

32. Апресянц З.Г. Свобода художественного творчества. М.: Искусство, 1985.

33. Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995.

34. Бабич A.M., Жильцов E.H., Егоров Е.В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993.

35. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988.

36. Беклубенко С.А. Грани творческого метода: технология творчества. Гносеология художественного творчества. Идеология искусства. Киев: Мистецтво, 1986.

37. Быози Д., Тидеман Н. Дань, подать, налог. М.: ЦНТИ, 1992.

38. Ю.Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1990.М.: Наука, 1994.

39. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

40. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI начало XX века).М.: 1973.

41. З.Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1986.

42. Н.Гаврилов И.П. Издательство и автор: Вопросы и ответы по авторскому праву. М.: Книга, 1991.

43. Гага В. А., Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования. Изв. СО АН СССР вып.З. Серия эконом, и приклад, социологии, 1989.

44. Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. М.: Наука, 1990.

45. П.Галуцкий Г.М. Хозяйственный механизм в сфере культуры в новых социально-экономических условиях. М.: НИО Информкультуры, 1990, вып.4

46. Гампольский Г.Ю. Налогообложение и бухгалтерский учет для некоммерческих организаций в России. М.: СИГНАЛЪ, 1997.

47. Гендлер Г.Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социально-культурных отраслях. М.: Экономика, 1986.

48. Глаголев А. Экономические отношения и интенсификация культурной деятельности. В кн.: Экономика культуры: проблемы интенсификации. М.: 1986.

49. Глаголев А.И. Социально-экономическая эффективность художественной культуры. / Общественные науки. №6, 1985.

50. Голландский М. Новые тенденции в мировой экономике, Наш современник, 1993, №4

51. Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран. Под ред. Осадчей И.М. М.: ИМЭМО, 1995.

52. Гржебин А. Экономическая политика или преодоление трудностей. М.: Тсрра, 1993.

53. Гэлбрсйт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Мир, 1969.

54. Гэлбрсйт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Мир, 1979.

55. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства-типы, механизмы, эффективность (опыт экспериментального исследования). В кн.: Вопросы социологии искусства. М.: 1979.

56. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М.: ВТО, 1982.

57. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л.: 1948.

58. Данилова О.Н., Петров В.М. Периодические процессы в музыкальном творчестве. /Природа. №10, 1988.

59. ЗЬДеревянко В.В. Бюджетные отношения в Российской Федерации. Теория, практика, эффективность.М., Тула: 1996.

60. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 1990.

61. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Микроэкономическая модель. С-Пб.: Автокомп, 1992.

62. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб.: 1992.

63. Жильцов E.H. Непроизводственная сфера на современном этапе развития. В кн.: Соревнование двух систем. М.: МГУ. 1989.

64. Жильцов E.H. Основа формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ. 1991.

65. Жильцов E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.

66. Иванов Г.П. Хозяйственный расчет и материальное стимулирование в непроизводственной сфере. М.: 1985.

67. Издательское дело в первые годы советской власти. (1917-1922). М.: 1972.

68. История советского драматического театра, т. 1-4. М.: 1966-71.

69. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.

70. Карсон Р.Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе. М.: 1993.

71. Ковригина В.М. Совершенствование организации оплаты труда в культурно-просветительных учреждениях. М.: НИИ культуры, 1990.

72. Коловангин П.М., Рыбаков Ф.Ф. Экономическое реформирование России в XX веке. СПб.: Петрополис, 1996.

73. Корягина Т.И. Платные услуги в СССР. М.: Экономика, 1990.

74. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.

75. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М.: 1958.

76. Культура города: проблемы инновации. М.: НИИ культуры, 1987.

77. Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М.: 1985.

78. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. М.: Дело Лтд, 1994.

79. Лысенко Л.А. Новый хозяйственный механизм в социально-культурной сфере. «Финансы СССР», №4. 1989.

80. Макконен K.P., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992.

81. Методологические положения по статистике. М.: Госкомстат России, 1997.

82. Мюрдаль Г. Мировая экономика. М.: Экономика, 1991.

83. Народное образование в СССР. 1917-1973. М.: 1974.

84. Общая теория финансов. Под ред. JI.A. Дробозиной. М.: Банки и биржи, 1995.

85. Общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) в ред. Госстандарта РФ №18-21/1995-1997 гг.

86. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры. М.: НИИ культуры, 1991.

87. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. М.: НИИ культуры, 1990.

88. Очерки истории советского кино, т. 1-3. М.: 1956-61.

89. Палицын В.А. Оценка и стимулирование творческого труда. Минск: Беларусь, 1990.

90. Пастернак Б. Автопортрет со шрамом. Поиск №246, 1990.

91. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: 1992.

92. Письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах». /Правда. 01.12.1920.

93. Пол Стенли. Шоу-бизнес и спонсорство.- Интерлинк, №3, 1991.

94. Пономарев А.Я. Психология творческого мышления. М.: 1960.

95. Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков: 1926.

96. Приобщение к искусству: процесс и управление. М.: Наука, 1982.

97. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма. М.: 1986.

98. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры. М.: 1988.

99. Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. Под ред. Е.Н.Жильцова. М.: 1990.

100. Райнов Т.И. Теория творчества. Харьков: 1930.

101. Ревайкин A.C. Уровень жизни населения. М.: Наука, 1989.

102. Российский статистический ежегодник. М.: Логос, 1996.

103. Российский статистический сборник. 1996 г. М.: 1997.

104. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М.: ВО «Союзтеатр», 1990.

105. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1940.

106. Рудник Б.Л. Стратегия перестройки хозяйственного механизма в культуре. М.: Гипротеатр, 1988.

107. Румянцев Ф.Я. Бизнес на искусстве. М.: Межд.отн., 1976.

108. Русинов Ф. Роль российской культуры в системе современного менеджмента. /Консультант директора, №17, сентябрь 1997.

109. Рутгайзер В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. М.: Мысль, 1976.

110. Рутгайзер В.М. Социальная сфера. Проблемы планирования. М.: Экономика, 1990.

111. Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП Алгон ВНИИСИ, 1992.

112. Совершенствование хозяйственного механизма в сфере культуры. М.: 1987.

113. Соколов К.Б. Долгосрочное планирование в сфере культуры. М.: ВИПК работников культуры, 1987.

114. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.: 1990.

115. Состояние и тенденции совершенствования управления развитием культуры. М.: НИИ культуры, 1987.

116. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., НИИ культуры, 1986.

117. Социальное проектирование в сфере культуры: перспективные модели учреждений культуры. М.: НИИ культуры, 1990.

118. Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.: 1987.

119. Социально-экономическая эффективность художественной культуры. М.: 1985.

120. Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.: Экономика, 1987.

121. Столяров И.А. Управление культурой организационно-управленческий механизм. М.: Экономика, 1989.

122. Уледов А.К. Духовная жизнь общества, М.: Мысль, 1980.

123. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.

124. Управление государственной собственностью. Под ред. Кошкина В.И., Шупыро В.М. М.: ИНФРА-М, 1997.

125. Филиппов В.А. Пути самодеятельного театра. М.: 1927.

126. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: 1993.

127. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: 1986.

128. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Наука, 1993.101. 'Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.

129. Хижняк И.А. США: государство, бизнес, культура в 60-80 гг.ХХ века. Киев: Высшая школа, 1986.

130. Человек в мире художественной культуры. Под ред. Фохт-Бабушкина Ю.У. М.: Наука, 1982.

131. Шаталин С.С., Гайдар Е.Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М.: Экономика, 1989.

132. Шишкин C.B. Пути перестройки управления в сфере культуры на территориальном уровне. М.: НИО Информкультура, 1990, вып.8.

133. Шишкин C.B. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры, 1992.

134. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.

135. Эвванс Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990.

136. Эклунд К. Эффективная экономика. М.: Экономика, 1991.

137. Экономика и жизнь. №41, октябрь 1998.

138. Экономика и жизнь. №48, ноябрь 1998.

139. Экономика культуры: проблемы интенсификации. М.: 1986.

140. Экономика переходного периода, Под ред. В.В.Радаева, А.В.Бузгалина, М.: МГУ, 1995.

141. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы. Под ред. Жильцова E.H. М.: 1987.

142. Юрьева Т.В. Без упования на госбюджет. /Экономика и жизнь. №48, 1996.

143. Юрьева Т.В. Неприбыльный сектор: альтернатива бизнесу и государству. М.: АНКИЛ, 1994.

144. Юрьева Т.В. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов. /Российский экономический журнал. №4, 1996.

145. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. М.: Русская деловая литература, 1998.

146. Якобсон Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурного обслуживания. М.: МГУ. 1988.

147. Якобсон Л.И. Несовершенство рынка и некоммерческие организации. Изв. АН СССР, серия Экономическая, вып.;, 1990

148. Якобсон Л.И. Новый хозяйственный механизм в социально-культурной сфере. Финансы СССР. 1989.

149. Якобсон Л.И. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры, М,: МГУ, 1990.

150. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора, Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.

151. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.

152. Якобсон Л.И., Рудник Б. И др. Когда коммерция вредна. 1990,11. Экономика и жизнь, №40.

153. Ясин Е.Г. Хозяйственная система., и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989.

154. I. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

155. Atkinson A.B., Stiglitz J.E. (1980) Lectures on Public Economics. London, McGraw-Hill.

156. Benard J. (1985) Economie publique, Paris, Economica/

157. Boadway R.W. et Bruce N. (1984), Welfare Economics, Oxford: Blackvvell.

158. Broun C.V., JacksonP.M. (1990), Public Sector Economics, Cambridge, Blackvvell.

159. Cornes R. Et Sandler T. (1986), The Theory of Externalities, Public Goods and Club Goods, Cambridge University Press.

160. Greffe X. (1994), Economie de politique publique, Paris: Dalloz.

161. Hannequart G., Greffe X. (1985), Economie des intervation sociales, Paris: Economica.

162. Johansen L. (1965) Public Economics, Amsterdam: North-Holland/

163. Lafay J.D. et Lecaillon J. (1992), L'economie mixte, Collection Que sais-je? N.1045. Paris: PUF.

164. Laffont J.J. (1988). Fondement de l'economie publique. Vol.l Cours de theorie microeconomique. Paris: Economica.1 l.Mourgeot M. (1989), Economie du secteur publique, Paris: Economica.

165. Mourgeot M., Naegelen F. (1994), La discrimination par les prix, Paris: Economica.

166. Musgrave R. (1959), The Theory of Public Finance, A Study in Public Economy, International Student Edition, New-York: McGraw-Hill.

167. H.Musgrave R.A., Musgrave P.V. (1980), Public Finance in Theory and Practice. International Student Edition, London: McGraw-Hill/

168. Pondaven С. (1994), Economie des politiques publiques/ Paris: Vuibert.lö.Stretton H., Orchard I. (1994), Public Goods, Public Enterprise, Public Choice, New-York: St.Martin's Press.

169. Wolfensperger A. (1980), Economie des égalités de revenue, Paris: Presses Universitaires de France.

170. Wolfensperger A. (1995), Economie publique, Paris: Presses Universitaires de France/

171. Goudrian R., Pommer E. Productivity Trends in the Subsidized Performing Arts Companies. Economic Efficiency in the Performing Arts/ Association for Cultural Economics, 1987.