Особенности реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода, первая половина XIX в. тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Цеханович, Владислав Романович
- Место защиты
- Москва
- Год
- 1999
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.02
Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Цеханович, Владислав Романович
Введение.
Глава 1. Место и роль утопического социализма в мировой экономической мысли первой половины XIX в.
1.1. Исторические предпосылки обособления утопического социализма в самостоятельное направление экономической мысли.
1.2. Особенности позиций социалистов-утопистов о доктрине laissez faire в научных дискуссиях первой половины XIX в.
1.3. Критика социалистами-утопистами теоретико-методологических положений классической политической экономии.
Глава 2. Концепции реформ в трудах ведущих авторов утопического социализма постмануфактурного периода и их историческое значение.
2.1. Учение Р. Оуэна о "переходном порядке" и "рациональной конституции" как основа его реформаторской концепции.v.
2.2. Концепция К. А. Сен-Симона о переходном периоде на пути к реформированию "промышленной системы".
2.3. Программа перехода к "строю согласованности" в концепции реформ Ш. Фурье.
Диссертация: введение по экономике, на тему "Особенности реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода, первая половина XIX в."
Актуальность темы исследования. Всемирная история экономической мысли свидетельствует о том, что на всем протяжении XIX и XX столетий идеология либерально-рыночных экономических отношений, базирующаяся на принципах полного laissez faire, неизменно сталкивается с двумя противодействующими ей альтернативными позициями -революционной и реформаторской. Одна из них в современной экономической литературе ассоциируется с марксистско-ленинским учением о революционных социально-экономических преобразованиях; другая - с концепциями реформ ряда школ и направлений теоретической экономики, в которых непременным условием формирования общества социальной справедливости считается применение многообразных мер ненасильственного характера.
Постсоветская российская действительность последнего десятилетия, как очевидно, стала периодом чрезвычайно сложных и трудных попыток демонтировать "здание" административно-командной системы хозяйствования. При этом принятые меры проецирования на отечественную экономику "новейших моделей" наиболее развитых западных стран лишь усугубили нарастание дестабилизации в обществе и негативных тенденций в реальном секторе экономики и денежно-финансовой сфере.
Следовательно, признание никчемности революционных (насильственных) средств ликвидации тоталитарной социально-экономической системы и объявление решений о начале реформ по созданию социально ориентированной рыночной экономики отнюдь не гарантирует их скорейшее и беспроблемное претворение в жизнь.
В сложившихся условиях, таким образом, первостепенное значение для отечественных экономистов приобретает задача по выявлению и всестороннему изучению истоков реформаторских воззрений, в которых проблемы социального, культурного и морального свойства рассматривались во взаимосвязи с вопросами по ускорению научно-технического прогресса, общественного разделения труда, бескризисного цикла и другими. В данном контексте речь идет о самых первых реформаторских концепциях подобной направленности, авторами которых явились лидеры утопического социализма постмануфактурного периода Р. Оуэн, К. Сен-Симон и Ш. Фурье.
Необходимость историко-экономического исследования в области обозначенной проблематики обусловлена также тем, что в мировой и особенно отечественной экономической литературе советского периода экономические и социальные идеи этих пропагандистов реформ, несмотря на их многие важные для судеб человечества свершившиеся предвидения, трактуются в основном с критических позиций.
Степень исследованности проблемы. Творческое наследие социалистов-утопистов постмануфактурного периода, в том числе их реформаторские концепции, нашло достаточно широкое отражение в сочинениях ряда видных зарубежных и отечественных ученых-экономистов. В частности, обращают на себя внимание труды Ш. Жида, К. Маркса, П. Прудона, Ш.
Риста, П. Самуэльсона и других зарубежных авторов, а из числа российских - А. Аникина, Е. Волковой, Р. Левиты, Е. Майбурда, Я. Ядгарова и других, в которых рассматриваются, как правило, общие либо частные аспекты экономического учения представителей утопического социализма.
Однако, сложившиеся в стране социально-экономические условия, осознание роли человеческого фактора в осуществлении нынешних преобразований и необходимость придания реформам новых социальных импульсов требуют проведения дальнейших научных изысканий, в том числе историко-экономических исследований в области проблем особенностей эволюции экономической мысли в постмануфактурный период, явивший собой благодаря трудам Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье начальный этап формирования непреходящих ценностей социально ориентированных реформаторских концепций.
Таким образом, недостаточная и некомплексная изученность сущности и особенностей реформаторских концепций социалистов-утопистов первой половины XIX века, а также их актуальность и значимость обусловили выбор темы диссертационной работы и определили состав исследуемых в ней проблем.
Цель и задача исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы в рамках историко-экономического исследования осуществить комплексный анализ реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода и на этой основе выявить в них наиболее значимые для современной экономической науки теоретико-методологические и практические положения.
В соответствии с этой целью в диссертационной работе поставлены и решаются следующие основные задачи:
• выявить предпосылки обособления утопического социализма в самостоятельное направление экономической мысли;
• систематизировать позиции социалистов-утопистов исследуемого периода в связи с их неприятием доктрин laissez faire и предпочтением реформ;
• изучить сущность расхождений в области теоретико-методологических воззрений социалистов-утопистов и авторов классической политической экономии и особенности их отображения в современной экономической литературе;
• определить общие и специфические положения реформаторских концепций ведущих представителей утопического социализма;
• выявить свершившиеся предвидения в концепциях реформ социалистов-утопистов в части общепринятых ныне научных параметров, характеризующих уровень социально-экономического, культурного и нравственного развития общества.
Объектом исследования является утопический социализм постмануфактурного периода в трудах лидеров этого направления экономической мысли, а также в сочинениях зарубежных и отечественных экономистов, затрагивающих определенные аспекты их научного наследия.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических идей Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье, положенных ими в основу особенных по своей сути социально ориентированных реформаторских концепций.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных экономистов в области истории экономической мысли. Для повышения достоверности выводов и обобщающих положений использовались также первоисточники, то есть сочинения социалистов-утопистов постмануфактурного периода, включая их разработки по проблематике реформирования либеральной рыночной экономики. В качестве инструментов исследования были приняты исторический, системный и логический подходы; значительное внимание уделялось использованию методов комплексного и сравнительного анализа.
Научная новизна исследования состоит в том, что посредством историко-экономического анализа особенностей реформаторских концепций лидеров утопического социализма постмануфактурного периода выявлены их социально значимые свершившиеся предвидения, которые могут быть экстраполированы на современную действительность и учтены в научных изысканиях, связанных с обоснованием социальных приоритетов в разрабатываемых концепциях государственного регулирования экономики.
Наиболее значимые результаты, полученные лично соискателем:
• определены место и роль утопического социализма в мировой истории экономической мысли в качестве одной из альтернативных классической политической экономии теоретических школ, которая имеет самостоятельную систему взглядов на проблемы предмета, метода, теории и практического предназначения экономической науки;
• обобщены основные принципы новой социальной организации в реформаторских концепциях социалистов-утопистов постмануфактурного периода, в соответствии с которыми ради повышения роли общественного интереса перед личным требуется противопоставить ему либо усиление централизованного руководства и создание всемо1ущего правительства (как у К. Сен-Симона), либо активизацию прежде всего самих трудящихся посредством создания добровольных кооперативных ассоциативных образований (как у Р. Оуэна и Ш. Фурье);
• показано, что реформаторская концепция Р. Оуэна, базирующаяся главным образом на идее претворения в жизнь мероприятий по созданию патрональных учреждений в экономической, социально-культурной сферах и в быту, предопределила многие особенности в развитии теоретической экономики и практике хозяйственной жизни не только в прошлом, но и в настоящем столетии;
• выявлена позитивистская направленность теоретико-методологических и реформаторских позиций К. Сен-Симона, в соответствии с которыми на первый план выдвигается требование обеспечения нестихийного и эффективного характера грядущих социально-экономических преобразований, в том числе благодаря обязательному участию ученых в разработке основополагающих параметров этих процессов;
• показаны экстраполируемые на современную действительность предвидения в реформаторской концепции Ш. Фурье как в части возрастающей роли (и доли) в экономике акционерной собственности и коллективных форм в обеспечении удовлетворения нужд семейно-бытового характера, так и в части достижения возможностей для сближения социального и культурного положения людей в обществе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и обобщающие положения могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях и историко-экономических разработках, связанных с проблематикой эволюции реформаторских концепций в экономической науке, а также в учебном процессе при преподавании дисциплин "История экономических учений", "История экономики", "Экономическая теория".
Апробация диссертационной работы. Основные положения исследования докладывались автором на научной конференции "Двенадцатые Международные Плехановские чтения" в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе в институтах и на факультетах РЭА им. Г. В. Плеханова по дисциплине "История экономических учений".
Диссертация: заключение по теме "История экономических учений", Цеханович, Владислав Романович
Основные результаты проведенного исследования с учетом изложенных в содержании соответствующих глав материалов могут быть сформулированы в виде нижеследующих обобщающих положений и выводов.
1. Реформаторские концепции социалистов-утопистов постмануфактурного периода явили собой одну из значимых и ярких страниц в мировой истории экономической мысли.
Лидеры утопического социализма той поры - Р. Оуэн, К. Сен-Симон и Ш. Фурье сделали в своих сочинениях ряд ценных научных рекомендаций с точки зрения теоретической экономики и практики хозяйственной жизни.
В основе их доктрин социально-экономических преобразований лежат принципиально новые (в сравнении с классиками) теоретико-методологические позиции, долгое время, однако, воспринимавшиеся в научном мире как нереалистичные и недоказательные.
Между тем, как писал видный современный историк экономической мысли М. Влауг, "экономистам для того, чтобы отбросить какую-либо теорию, нужно гораздо больше фактов, чем, скажем, физикам; . если бы выводы из теорем экономической теории поддавались однозначной проверке, никто бы никогда не услышал о нереалистичности предпосылок, . теоремы экономической теории не возможно однозначно проверить, поскольку все предсказания имеют здесь вероятностный характер" [11. С. 652].
Разделяя это положение, отметим все же, что концепции реформ социалистов-утопистов первой половины XIX в. прошли, как принято говорить, проверку временем, поскольку многие их предвидения воплотились в жизнь, стали неотъемлемыми составляющими современных форм организации общественного производства и быта людей.
2. Возникновение и обособление утопического социализма в качестве одного из самостоятельных направлений экономической мысли, произошедшее в начале XIX столетия, предопределили: во-первых, исторически неизбежный процесс промышленного переворота в экономике и вызванные им невиданные прежде социальные проблемы; во-вторых, кризисы перепроизводства в масштабах национального хозяйства тех государств, в которых возобладали индустриальные основы хозяйствования и политика полного laissez faire.
Это направление экономической мысли явилось альтернативой классической политической экономии, хотя социалисты-утописты разделяли отдельные положения в учении классиков, включая идеи: неуклонного ускорения научно-технического прогресса; затратной природы происхождения ценности; классовой структуры общества; неравенства потребностей и способностей и др. Принципиальные расхождения социалистов-утопистов с классиками обусловлены не только неприятием идеи laissez faire и саморегулируемости экономики, но и критической оценкой положения о главенствующей роли частной собственности в социально-экономическом устройстве общества, а также неограниченной свободы конкуренции в качестве фактора, порождающего монополизм и всеразрушающие экономические кризисы.
В отличие от воззрений ранних социалистов-утопистов времен Т. Мора и Т. Кампанеллы утопический социализм постмануфактурного периода базируется не "на точке зрения морали", а на "экономии", имея в виду поставленные ими в начале XIX в. вопросы о месте и роли в хозяйственной жизни частной собственности, об экономическом экспериментировании в рамках реформаторских концепций и др.
Научное наследие единомышленников и последователей социалистов-утопистов "второй волны" сложилось в двух основных течениях:
• коллективистском, связанном с творчеством К. Сен-Симона;
• ассоцианистском, возникшем благодаря сочинениям Ш. Фурье и Р. Оуэна.
Представители первого течения ратовали за осуществление реформ "сверху", а второго - в силу их приверженности индивидуализму - "снизу".
3. Основоположники утопического социализма постмануфактурного периода, как видно из их сочинений, подвергли разносторонней критике основные теоретико-методологические воззрения классической политической экономии, но выдвигаемые ими собственные наработки подобного свойства также впоследствии превратились в объекты научной критики.
Так, Р. Оуэн, критикуя трудовую теорию стоимости классиков за невозможность ее реализации в условиях экономики свободной конкуренции, сам в то же время считал, что она может быть применена в условиях "коммунистических поселений" с присущими им "биржами справедливого обмена". Кроме того, подвергая критике ортодоксальную позицию по поводу института частной собственности, сам он предложил не менее ортодоксальную позицию, настаивая на приоритетной роли в экономике общенародной собственности. Наконец, не принимая теорию денег и обмена классиков, ученый ратовал за механизм безденежного обмена в рамках 'рекомендуемых им кооперативных ассоциативных образований.
Другой исследователь школы утопического социализма К. Сен-Симон поставил в упрек классикам стремление абсолютизировать значение абстрактных и дедуктивных методов анализа. Но при этом сам он, подобно классикам, выстраивает свои размышления преимущественно с каузальных позиций, указывая на ведущую роль в числе главных факторов производства только труда, а среди классов общества - только класса промышленников, и т. д. Причем последний, по Сен-Симону, вместе с учеными, банкирами, финансистами и некоторыми другими слоями общества являет собой тех, кто реально управляет государством, а правительство - это фасад, который не обязателен для общества; этот тезис ученого вошел в историю экономической мысли как "парабола Сен-Симона".
Ш. Фурье, в свою очередь, в числе ряда положений классиков по-своему интерпретировал, в частности, теорию производительного и непроизводительного труда, заявив, что в современном ему строе цивилизации труд не менее двух третей людей является непроизводительным. В упрек классикам он также ставит непонимание ими того, что будто торговля порождает противоречия между интересами богатого меньшинства и нищего большинства и т. д.
4. Своеобразие реформаторской концепции Р. Оуэна обусловлено, в числе прочего, тем, что отдельные ее положения были непосредственно апробированы под руководством и при непосредственном участии самого разработчика в процессе реально проводившихся экономических экспериментов.
Формирование новой социальной среды требует, по Оуэну, самоорганизации людей "снизу" в течение некоего переходного периода, на протяжении которого:
• будут созданы кооперативные ассоциативные образования;
• обновится законодательная система и система воспитания;
• установится господство общенародной собственности;
• наладится безденежный обмен на биржах справедливого обмена.
Оуэновский "переходный период" на реформаторском пути к созданию "лучшей системы" задуман как для того, чтобы гарантировать ненасильственный характер преобразований, так и для осуществления определенных координирующих мер при введении новых порядков, постепенного выкупа по рыночным ценам земли и превращения ее в общественную собственность.
На выкупленных землях, по замыслу ученого, будут создаваться ассоциативные поселки будущего, цель которых:
• возделывание земли;
• фабричное производство;
• воспитание людей и формирование их характеров;
• обеспечение принципов самоуправления.
5. Поселки нового типа, по Оуэну, могут постепенно охватить весь земной шар, что потребует, на его взгляд, времени меньше, чем десять лет, в том числе благодаря действию новых законов рекомендуемой им "рациональной конституции".
Между тем, в оуэновской конституции содержатся положения, актуальность которых не утрачена и в наши дни, как-то:
• оговоренное законом право каждого человека не только на труд, но и на образование;
• равенство и личная свобода людей обоих полов;
• недопустимость воздействия на мнения и веру кого-либо;
• объединение всех людей "в один братский союз для общего блага всех".
6. Согласно К. Сен-Симону, с созданием промышленной системы переход от феодализма к новому обществу нельзя признать состоявшимся. Отсюда нужны рекомендуемые им реформы, которые явят собой истинный ненасильственный переходный период от феодального правительства к промышленному правительству, от существования в обществе разных по своей природе учреждений (феодальных и промышленных) к состоянию нового социального порядка.
Таким образом, концепция реформ К. Сен-Симона, нацеливающая на создание в течение переходного периода новой "промышленной системы", рассчитана на инициативу "сверху", то есть со стороны высшей власти страны. Участие последней представляется ему необходимым во избежание насилия и революционных потрясений с тем, чтобы мирными средствами, включая убеждение и пропаганду, осуществить необходимые реформаторские перемены.
Одной из важных целей сен-симоновских реформ является ликвидация всяких привилегий, которыми обладают противники нового промышленного строя, преодоление анархии и хаоса, порождаемых существующим либеральным механизмом хозяйствования. Успех реформ им увязывается также с обязательным участием в них третьей (после королевской власти и промышленников) главной силы - ученых.
В качестве противников реформ К. Сен-Симон называет: военных; дворянство; духовенство; рантье; государственных чиновников.
Эти феодальные слои общества, по Сен-Симону, удерживают бразды правления достоянием государства, пользуясь своей властью, и препятствуют объединению промышленников.
7. Роль промышленников в грядущих реформаторских преобразованиях, по Сен-Симону, наиболее значительна уже потому, что они составляют подавляющее большинство народа -"двадцать четыре двадцать пятых", и их лидеры смогут управлять государственным достоянием; ученые же, на его взгляд, обеспечат организацию и управление государственным воспитанием и другими интересами общества культурно-правового и морального свойства.
Расходы, требуемые для перехода к "чисто промышленной системе" возьмут на себя, полагает ученый, именно промышленники, и они же обеспечат управление крупной промышленностью из единого центра по единому плану, разработанному учеными.
В результате реформ К. Сен-Симон предвидит: во-первых, свершение не полумер, а резких и скорых изменений, необходимых для изменения существующей общественной системы; во-вторых, формирование главным классом общества и учеными гарантирующих новые неофеодальные порядки законов; в-третьих, избавление человечества от всех бедствий прежнего режима и, прежде всего, от экономических кризисов; в-четвертых, образование при национальных Академиях наук отделения политической экономии и др.
Ill
8. Реформы, предлагаемые Ш. Фурье, рассчитаны на переход к будущему социетарному социально-экономическому устройству в течение тридцати лет. Будучи уверенным в своем Открытии, позволяющем обеспечить формирование нового человека и трудового притяжения общества, он предвещает всему человечеству благополучие и процветание, установление единой денежной системы, единых мер, печатных знаков, единство языка и т. п. Эти и другие изменения должны, по мысли ученого, произойти благодаря повсеместной организации на местах первичных общественных ячеек ассоциативного характера, названных им поселками-фаланстерами.
В последних, насчитывающих от 1600 до 2000 человек, должны реализоваться индивидуальные склонности каждого члена общины; роль же государства должна быть исчезающе мала. При этом Ш. Фурье не является противником промышленного производства; он не приемлет намеренное стремление к индустриализации посредством укрупнения размеров заводов и фабрик.
В частности, он предвидел:
• неминуемое расширение масштабов постоянного или временного совместного проживания людей, в том числе в комплексах многоквартирных домов, гостиницах, пансионатах и т. п.;
• совершенствование организации удовлетворения семейно-бытовых нужд посредством создания специализированных служб и учреждений по коллективному выполнению услуг, связанных с освещением, отоплением, общественным питанием, предоставлением бытовых услуг, воспитанием детей и т. Д. * *
Таким образом, непреходящее значение для судеб экономической науки реформаторских концепций социалистов-утопистов постмануфактурного периода Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье состоит в том, что они базируются на во многом обоснованной критике присущих либеральной рыночной экономике явлений (анархия и хаос в хозяйственной жизни, противоположность частнособственнических и общественных интересов), содержат обоснование целесообразности таких экспериментов, которые бы обеспечивали насущные в этой связи преобразования. Причем, ратуя за социально-экономические преобразования, они в своих реформах выдвигают на первый план задачи научно-промышленного совершенствования общества, повышение культурного, образовательного и нравственного уровня людей.
Достижение своих реформаторских идей социалисты-утописты "новой волны" считают возможным исключительно мирными средствами, имея в виду активное содействие в этом либо правительства (как К. Сен-Симон и его последователи), либо частную инициативу самих трудящихся (как Р. Оуэн, Ш. Фурье и их единомышленники). И каждая из этих позиций, как свидетельствуют их программы реформ, была на протяжении двух последних столетий в большей или меньшей степени реализована.
Итак, учение социалистов-утопистов (которое традиционно принято называть с акцентом на "утопическое" либо "социалистическое", то есть в смысле его несбыточности), в самом деле, имеет все же весьма ценные и значимые элементы с точки зрения сбывшихся предвидений социального и экономического характера. Это представляется особенно важным признать с учетом нынешних реалий в российском обществе, требующих выработки социально ориентированной концепции развития экономики нашей страны.
114
Заключение
Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Цеханович, Владислав Романович, Москва
1. Агапова И. И. История экономических учений (краткий курс лекций). М.: Издательство "ВиМ", 1997. - 96 с.
2. Алле М. Современная экономическая наука и факты / / THESIS. 1994. - Т И. Вып. 4. - С. 11-19.
3. Аникин А. В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
4. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 3-е изд. М.: Политиздат, 1979. 367 с.
5. Антология экономической классики: В 2 т. М.: Эконов, 1991; 1993. 475 е.; 486 с.
6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа "Прогресс" "Политика", 1992. - 608 с.
7. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность). М.: БЕК, 1996. 352 с.
8. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998. -192 с.
9. Бастиа Ф. Экономические гармонии. М.: Изд. К. Т. Солдатенкова, 1895. 238 с.
10. Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Зима 1993. - Т. I. Вып. 1. - С. 24-40.
11. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994. 688 с.
12. Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991.- 299 с.
13. Брей Дж. Ф. Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению или век силы и век справедливости. М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1956. 260 с.
14. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
15. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. -367 с.
16. Волкова Е. Пророк "Разумного общества". Роберт Оуэн. Его жизнь и деятельность. 3-е изд. М.: Моск. союз потребительских обществ, 1917. 86 с.
17. Воскресенская Н. О., Квасов А. С., Козлова Е. А. и др. История экономической мысли в России: Учебн. пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. 136 с.
18. Грей Дж. Сочинения. М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1955.- 500 с.
19. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 479 с.
20. Жид Ш. Основы политической экономии. М.: Студенческое изд-во, 1909. -615 с.
21. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. 554 с.
22. История экономических учений /Под ред. Рындиной М. Н., Василевского Е. Г., Голосова В. В., Цага В. Ф. М.: Высш. школа, 1983. - 559 с.
23. История экономических учений. Ч. 1 /Под ред. В. А. Жамина, Е. Г. Василевского. М.: Изд-во МГУ, 1989. 368 с.
24. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2 С. 135-432.
25. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1960. 551 с.
26. Кондратьев Н. Д. Избранные произведения /Ред. кол. Л. И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1993. 543 с.
27. Костюк В. Н. История экономических учений: Учебн. пособие. М.: изд-во "ЦЕНТР", 1997. 224 с.
28. Критика антимарксистских теорий в курсе политической экономии /Под общей ред. В. А. Афанасьева и Г. Н. Сорвиной. М.: Мысль, 1979. 383 с.
29. Левита Р. Я. История экономических учений. М.: Catallaxy, при участии ЗАО "Кно Рус", 1998 . 192 с.
30. Ленин В. И. К характеристике экономического романтизма (Сисмовди и наши отечественные сисмондисты) / /Полн. собр. соч. Т. 2. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1967. С. 192-262.
31. Леонтьев В. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
32. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. -544 с.
33. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2. С. 5-134.
34. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-наПрудона. М.: Госполитиздат, 1941. 184 с.
35. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Пруд она. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1965. С. 65-185.
36. Маркс К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1959. С. 1167.
37. Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. III. М.: Политиздат, 1964. -674 с.
38. Маршалл А. Принципы политической экономии: В 3 т. М. Прогресс, 1983-1984. 416 е.; 310 е.; 351 с.
39. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. III. М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. 352 с.
40. Меркантилизм /Под ред. И. С. Плотникова. М.: Соцэкгиз, 1938. 340 с.
41. Мордухович Л. М. Главные этапы истории экономических учений (учебное пособие). Вып. I. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1970. 178 с.
42. Негиши Т. История экономической теории. М.: АО "Аспект-пресс", 1995.-461 с.
43. Ойкен В. Основы национальной экономии М.: Экономика, 1996.-351 с.
44. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.-608 с.
45. Оуэн Р. Избранные сочинения. Т. 1. М. А.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. - 416 с.
46. Оуэн Р. Избранные сочинения. Т. 2. М. Д.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. - 352 с.
47. Павлов В. А. История российской политической экономии. М.: ГА ВС, 1993. 112 с.
48. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги //THESIS: Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10-17.
49. Прудон П. Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время. М.: Республика, 1988. 367 с.
50. Прудон П. Ж. Бедность как экономический принцип. М.: Посредник, 1908. 29 с.
51. Прудон П. Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. М.: Книгоиздательство анархистов-коммунистов "Светлая Звезда", 1919. -202 с.
52. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения //Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 1993. С. 397-473.
53. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
54. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО "Алгон", 1992. Т. 1. -433 с.
55. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО "Алгон", 1992. Т. 2. -416 с.
56. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. 600 с.
57. Семенкова Т. Г., Карамова О. В. История российской экономической мысли. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997. Ч. 1. 88 с.
58. Сен-Симон К. А. Избранные сочинения. Т. I. М. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - 468 с.
59. Сен-Симон К. А. Избранные сочинения. Т. II. М. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - 487 с.
60. Сисмонди С. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению. Т. 1. М.: Гос. социально-эконом. издат-во, 1937. 386 с.
61. Сисмонди С. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению. Т. 2. М.: Гос. социально-эконом. издат-во, 1937. 242 с.
62. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
63. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. М.: Финансы и статистика, 1998. 200 с.
64. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии. М.: Изд. К. Т. Солдатенкова, 1896. 400 с.
65. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 288 с.
66. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. 2-е изд. СПб.: Юридический книжный склад "Право", 1911. -512 с.
67. Туган-Барановский М. И. П. Ж. Прудон. Его жизнь и общественная деятельность. Биографический очерк. СПб, 1891. -80 с.
68. Тюрго А. Р. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1961. 198 с.
69. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки //THESIS. 1994. - Т. 2. Вып. 4. - С. 20-52.
70. Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. I. М. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. - 428 с.
71. Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. II. М. А.: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. - 396 с.
72. Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. III. М. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954. - 600 с.
73. Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. IV. М. А.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954. - 588 с.
74. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. 176 с.
75. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. 488 с.
76. Чайка И. История экономических учений (конспект лекций). М.: "Изд-во ПРИБОР", 1998. 80 с.
77. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 351 с.
78. Шумпетер Й. А. Капитализм, Социализм и Демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.
79. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
80. Эспинас А. История экономических учений. СПб.: Электронные интегральные системы, 1998. 167 с.
81. Ядгаров Я. С. История экономических учений. 2-е изд. М ИНФРА-М, 1997-1998. 288 с.
82. Ядгаров Я. С. История экономических учений. 3-е изд. М ИНФРА-М, 1999. 320 с.