Совершенствование форм управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Риш, Артур Арнольдович
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2009
Шифр ВАК РФ
08.00.05
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Совершенствование форм управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии"

10-1 2368

На правах рукописи

РИШ АРТУР АРНОЛЬДОВИЧ

Совершенствование форм управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург - 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Карпова Галина Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Кроливецкий Эдуард Николаевич

доктор экономических наук, профессор Хорева Любовь Викторовна

Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

Защита состоится "_" ноября 2009 г. в _ часов на заседании

диссертационного совета Д 212.237.02 Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан "_" октября 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В.И. Сигов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. С учетом того, что мировая и российская киноиндустрия сейчас переживают не лучшие времена: кинокомпании замораживают проекты и сокращают персонал под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Становятся актуальными вопросы о целях и путях дальнейшего развития российской киноотрасли, механизмах ее регулирования, возможных сценариях развития нынешней ситуации, способах достижения социальных, экономических и политических целей.

Возможности для развития киноиндустрии в нашей стране достаточно большие. Однако существует необходимость в разработке новых подходов как к развитию отрасли в целом, так и к производству отдельных видов кинопродукции и услуг. Пересмотр отношения к трактовке роли сферы кинематографии в обеспечении динамичного развития экономики и общества в целом возможен на основе углубления исследований в данной области, обоснования соответствующей концепции и государственной доктрины развития всех общественно полезных видов кинопродукции и киноуслуг.

Совершенствование системы управления в сфере кинематографии может быть в значительной степени достигнуто путем научного исследования на основе комплексного и системного анализа происходящих процессов формирования современного рынка кинопродукции и киноуслуг и с учетом специфики хозяйствующих субъектов данной отрасли.

Исследования, проводимые в области киноиндустрии в последние годы, в основном не включали рассмотрение всей ценностной цепи отрасли, всех участников процесса производства, продвижения и потребления кинопродукта. Такой фрагментарный, усеченный и, в конечном счете, необъективный взгляд на национальную киноиндустрию не позволяет проанализировать совокупность происходящих в ней процессов в их взаимозависимости, целостности и системности, что определяет актуальность научного анализа в этой сфере.

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии в условиях поддержки социально-экономической значимости национальной культуры. Также практическая востребованность научной работы обусловлена необходимостью сохранения ведущих позиций ОАО «Ленфильм» в сфере отечественного кинобизнеса, что требует ускоренного развития как материально-технической и кадровой базы, так и системы управления во всех ее составляющих.

Цель исследования заключается в определении и разработке теоретических и методических основ совершенствования форм управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии в России с учетом российского и зарубежного опыта развития национального кинематографа в условиях культурной глобализации. Эта цель предопределила постановку следующих задач:

• проанализировать социально-экономические особенности формирования современного российского рынка кинотеатрального показа;

• проанализировать тенденции и перспективы развития национального кинематографа в России в аспекте научных концепций устойчивого развития;

® предложить наиболее адекватные формы участия государства в развитии отрасли кинематографии на данном этапе экономических преобразований;

• определить особенности маркетинга и продвижения продукции национального кинематографа;

® исследовать конкурентоспособность российских предприятий отрасли кинематографии;

• исследовать предпосылки применения управленческого и социально-экономического моделирования для совершенствования форма управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии;

® разработать методы управления организациями и предприятиями сферы кинематографии с целью повышения их социальной и экономической эффективности;

® обосновать роль некоммерческих организаций в развитии национального кинематографа;

• рассмотреть социальные аспекты формирования механизма взаимодействия органов государственного управления и хозяйствующих субъектов сферы кинематографии;

• сформулировать концепцию управления киностудией «Ленфильм», учитывающую современные тенденции и задачи культурного развития населения страны;

• предложить новые подходы к формам управления киностудией «Ленфильм», обеспечивающие повышение экономической и социальной эффективности деятельности предприятий сферы кинематографии.

Объект исследования - сфера кинематографии в России и хозяйствующие субъекты, функционирующие в отрасли российского кинематографа.

Предмет исследования - формы и методы управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии.

Методологической основой диссертационной работы поставленных и решаемых в ней проблем явились новейшие научные работы в области экономики, развития и организации социальной сферы, некоммерческого сектора, деятельности в области культуры и кинематографии. Диссертационное исследование опиралось на Законодательство РФ в области развития кинематографии, Гражданский кодекс, а также использовались основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, официальные материалы статистических и исследовательских агентств. В диссертации применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, методы статистической обработки информации, системный подход, методы логического и математического моделирования, экспертных оценок. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях экономической науки, науки об управлении, нашедших отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов. Междисциплинарность

настоящего исследования обусловила также необходимостью формирования системного подхода к изучению поставленных в нем вопросов.

Обоснованность выводов диссертационного исследования обеспечивалась системным, комплексным подходом к решению поставленных задач, результатами обобщений эмпирических материалов, обсуждением основных положений исследования на научных и практических конференциях.

Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографию. В первой главе анализируются теоретико-методологические основы развития сферы кинематографии в России. Во второй главе рассматривается система государственной поддержки развития национального кинематографа. Третья глава посвящена разработке методов совершенствования системы управления киностудией «Ленфильм», с учетом социально-культурной значимости данного предприятия для развития национального кинематографа.

2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ.

1. Сегодня стадия быстрого количественного роста киноиндустрии постепенно сменяется периодом, когда стратегической целью ее развития становится повышение конкурентоспособности отечественных фильмов и обеспечение на этой основе устойчивого развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Теперь настало время для выбора новых механизмов и новых регуляторов, для чего сегодня, как никогда раньше, требуется содержательный диалог между государством и бизнесом, крупными игроками рынка, кинематографическим сообществом о текущем состоянии отрасли, возможностях и перспективах ее развития. Серьезной проблемой остаютс вопросы качества отечественной кинопродукции, ее конкурентоспособности н внутреннем и внешнем рынках. Коммерциализация отрасли часто вступает в противоречие с задачей сохранения высокого художественного уровня, традиционно присущего отечественной кинематографии как части российской культуры. Киноиндустрия пока не смогла стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений. До настоящего времени декларируемым направлением государственной поддержки производства национальных фильмов является создание картин, способствующих культурному и нравственному воспитанию граждан, выражающих идеалы российской государственности и гуманизма, отражающих важные проблемы современного российского общества.

2. В качестве нововведений в области государственного регулирования развития киноиндустрии в первую очередь предлагается поддержка пакетов трехлетних программ киностудий - для сохранения устойчивости бизнеса. Поддержка распространяется не на один, а на группу фильмов. Для содействия успешным проектам предлагается также ввести систему выплаты бонусов продюсеру по результатам проката фильма в случае превышения планки в 1 млн. зрителей. Важно отметить, что кинематограф - это система взаимосвязанных элементов, то, если государственная поддержка кино будет ограничиваться

только производством, она в любом случае будет неэффективной. Поэтому другими важными направлениями и аспектами государственной политики являются:

® продвижение и прокат российских фильмов на территории Российской Федерации и за рубежом;

• обеспечение качества кинопоказа в России посредством введения лицензирования кинотеатров;

• расширение зрительской аудитории и возможностей просмотра фильмов, особенно в малых городах;

• стимулирование частных инвестиций в кинематограф, в том числе в форме налоговых льгот;

• стимулирование подготовки кадров высокого качества и в необходимом объеме;

• стимулирование исследований киноаудитории и потребностей населения в области кино с обеспечением равного доступа участников рынка к результатам исследований;

• финансирование научных открытий и технических разработок в сфере кинопроизводства и кинопоказа.

Одним из рецептов развития экономики отрасли часто рассматривается организация возвратного государственного финансирования. Часть кинематографистов выступает за необходимость возвращать государству предоставленное финансирование, поскольку этот шаг будет стимулировать продюсеров к наиболее эффективному использованию средств, «воспитывать» ответственных продюсеров, а также улучшать качество снимаемых с участием государственных денег фильмов. Эксперты, выступающие против возвратного государственного финансирования, подчеркивают, что роль государства в сфере кино скорее идеологическая, чем экономическая.1 Все это означает, что вопросы создания и внедрения механизмов государственного возвратного финансирования требуют детальной проработки. Возможно, для поиска наиболее эффективных инструментов здесь потребуется рабочее взаимодействие государства и общественных организаций.

Также новой целью государственной политики в сфере кино после достижения определенных количественных показателей должно стать качество и содержание снимаемых кинофильмов. В том числе проблема состоит в создании механизма получения финансирования начинающими продюсерами и кинокомпаниями. В России не сложилось институционализированной системы вхождения новых специалистов в отрасль. Ее наличие позволило бы, с одной стороны, получать средства на создание дебютных проектов молодым продюсерам; с другой стороны, жесткий конкурсный отбор по деловым и творческим качествам, проведенный независимыми экспертами, давал бы возможность выделить наиболее перспективных; и талантливых людей. Предметом отбора на презентации должны стать проекты с четко продуманной

1 Глазатова М.К. Формирование стратегии государственногорегулирования сферы кинематографии// Российская кинематография, 2003. №4.

схемой финансирования, обоснованием доходной и расходной частей, творческих решений, маркетинговой стратегии. Презентация проектов и отбор талантливых молодых продюсеров сейчас находится в зачаточном состоянии. Значительную роль в развитии отечественной киноиндустрии в ближайшем будущем будут играть современные технологии и инновации. Образ отечественной кинематографии формируется сегодня под воздействием стремительного развития технологий и трансформации образа жизни людей.

Итак, возрождение отечественного кинопроизводства, переоснащение его материально-технической базы, увеличение количества фильмов должны осуществляться за счет последовательного расширения внебюджетных источников финансирования, повышения рентабельности производства фильмов и формирования возвратного или подобного финансового механизма. При этом проблемы повышения художественного уровня и содержательности кинематографической продукции следует решать в первую очередь посредством целенаправленной государственной финансовой поддержки кинопроизводства, осуществляемой на конкурсной основе, а также посредством формирования системы государственного заказа, что даст возможность корректировать стихию рынка кинопродукции и явится альтернативой как сугубо авторскому, так и сугубо коммерческому подходу к отечественному кино.

3. В сфере кинопроката и кинообслуживания населения важным является создание общероссийской сети кинопроката и кинопоказа, в рамках которой предполагается создание новых кинотеатров, реконструкция и переоборудование существующих кинозалов, строительство легковозводимых кинотеатров в небольших городах, введение в эксплуатацию кино- и видеоустановок в сельской местности.

Следует учитывать, что без формирования кинорынка, функционирующего в соответствии со специально разработанной нормативно-правовой основой; внедрения в постоянную практику принципа партнерства без моделирования и просчетов; научной обоснованности наиболее рациональных вариантов проката или продажи произведений киноискусства; создания системы профессиональных менеджеров кинобизнеса национальным компаниям невозможно занять достойное место на международном кинорынке. Представляется, что модели стабильного или «плавающего» по времени показа процента прокатных отчислений от валового сбора, процентные ставки с нижним фиксированным уровнем, гарантирующим минимальный размер прокатной платы, совместного проката фильмов, при котором обеспечиваются общие вложения средств и разумное деление прибыли, должны обрабатываться не только на уровне интуиции, опыта, сложившихся связей, но и на основе компьютерной обработки оптимальных вариантов. При разработке классификаторов фильмофонда (по жанрам, тематике, художественному и зрелищному потенциалу, странам и студиям, актерскому составу, престижности режиссеров и т.д.), с одной стороны, и комплекса вариантов сбыта, учитывающих анализ структуры репертуара, предлагаемого кинорынком в заданное время, иных факторов, влияющих на маркетинговую оценку сделки, с другой - можно наиболее реально обработать с

помощью компьютерных технологий эффективную схему реализации кинопродукции.

В целом, для обеспечения нормального функционирования киноиндустрии по оценкам экспертов в стране должно быть построено не менее 3 тыс. современных кинозалов, т.е. в 2 раза больше существующего числа. При этом будет обеспечен для городского населения средний по стране показатель в 3 зала на 100 тыс. человек. Важность открытия современных кинотеатров в малых городах определяется не только отраслевыми аспектом, имея в виду расширение зрительской аудитории национальных фильмов, но и социально-культурной значимостью этой задачи, имеющей общегосударственный характер.

Для того, чтобы сделать прокат кинофильма в киносети в современных условиях рентабельным, окупить затраты фильмопроизводства и содержания кинотеатров, необходимо пересмотреть стратегию проката и условия эксплуатации кинозрелищных предприятий. Следует на законодательном уровне установить строгий порядок демонстрации фильмов по времени проката на территории РФ: кинотеатр (3-4 месяца); телевидение (2-3 недели) - видеопрокат. При этом начальная демонстрация фильма осуществляется по лицензии только непродолжительное время (3-4 сеанса) в крупных городах, больших кинотеатрах должна носить торжественно-рекламный характер. В этом случае достаточно самой студии изготовить всего 5-6 копий. Далее прокатом занимаются предприятия, изготавливающие качественные копии. Необходимо установить квоту на демонстрацию зарубежной кинопродукции как в киносети, так и во всей телевизионной сети РФ. Известно, что такая квота имеет место во всех европейских странах и контролируется государством.

Сохранение статуса кинотеатров в современных условиях возможно только при соблюдении основного закона рыночных отношений - закона необходимого разнообразия или параллельных структур, т.е. кинотеатр должен быть преобразован в многопрофильный центр досуга при значительном сокращении зрительских мест. Безусловно, модернизация кинопроката станет одним из решающих факторов привлечения зрителей, осуществления возможности реинвестирования средств в развитие кинематографии в целом. При этом для реализации мероприятий подпрограммы необходимо внести коррективы в отдельные нормативные правовые акты, регулирующие проблемы развития кинематографии.

Существует также необходимость изменения репертуарной ситуации в киносети России. При этом, прежде всего, следует ввести дополнительные комплексы мер регулирования кинорынка, например, в рамках государственных программ поддержки российского киноискусства, которые должны определить законодательную базу кинопредпринимательства, включать в себя принятие предельно точных и однозначных законов о защите прав потребителей и авторских прав. Наряду с этим в целях защиты кино как искусства необходимо введение рационального квотирования ввоза импортной кинопродукции, дифференцированного размера пошлины на ввоз, формирующей экономический барьер фильмам определенного художественного и нравственного уровня, совершенствование правового и экономического статуса кабельного, эфирного и

спутникового телевидения, взаимоотношений между кинематографом и телевидением. Кроме того, следует предусмотреть возможность экономической поддержки не только производства, но и проката и демонстрации лучших российских фильмов и отдельных лент мирового кинематографа, детских лент и произведений неигрового кино.

4. Становится очевидным, что на данном этапе развития национальной кинематографии государственная политика, в том числе на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в этой сфере должна быть направлена, в первую очередь, на снижение, а в отдельных случаях компенсации, рисков деятельности сообщества (государственных, муниципальных и частных) кинопрокатчиков, кинопроизводителей и кинопоказчиков, к сожалению, в связи с отсутствием развитого отечественного института меценатства, действенным и единственным инструментом, определенный российский законодателем, в проведении данной политики может быть только государственный (муниципальный) заказ. Задача достижения соответствия отечественных фильмов запросам современного зрителя и обеспечения их высокой конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынках, сегодня становится более важной и актуальной для российской киноиндустрии, чем увеличение количества производимых фильмов. Признавая кинематографию одной их важных сфер, государство поддерживает отрасль законодательным регулированием, бюджетным финансированием, организационными решениями. Однако сегодня ситуация требует новых подходов, способных дать толчок развитию отрасли, обеспечить эффективный экономический механизм производства и проката отечественных фильмов. Век новых технологий требует принципиально иной оснащенности отрасли, развития современных форм кинопоказа.

Главной стратегической целью государственной политики в облает* кинематографии является обеспечение ее долгосрочного устойчивого развития повышение конкурентоспособности российских фильмов и обеспечение доступности их просмотра в кинозалах для массового зрителя. Кроме того, стратегической целью государственной кинополитики остается сохранение в качестве национального культурного достояния творческого наследия российской кинематографии, включая кинофонды, киноархивы, музейные экспонаты, научные разработки.

Долгосрочное устойчивое развитие отечественной кинематографии предполагает:

• сохранение в долгосрочном периоде роста экономического оборота киноотрасли;

• пропорциональность и сбалансированность в развитии отдельных сегментов киноотрасли;

• преодоление существенной дифференциации состояния и развития киноотрасли по регионам, развитие инфраструктуры кинематографии и кинопроцесса в целом во всех регионах России, включая Сибирь и Дальний Восток.

Обеспечение стабильного долгосрочного развития отрасли возможно, когда оно будет соответствовать критериям устойчивого развития, достичь которое возможно путем прямой поддержки и косвенного стимулирования национальной кинематографии, в том числе необходимо:

« разработать национальные стандарты цифрового кинематографа, включающие технические требования, средства и методы контроля фильмопроизводства и кинопоказа;

• разработать комплекс мер по созданию при поддержке государства механизмов финансирования кинопроизводства и кинопроката на возвратной основе, включая субсидирование государством процентной ставки по кредитам на кинопроизводство и кинопрокат;

® разработать и обеспечить реализацию комплекса мер по стимулированию развития совместного кинопроизводства с зарубежными странами и привлечению зарубежных и инвестиционных компаний к производству фильмов на территории Российской Федерации и промышленному производству современного технологического оборудования для киноиндустрии;

® разработать комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса в отрасли, а также по снижению административных барьеров для малого и среднего бизнеса.

• разработать методические рекомендации формирования программ цифрового кинопоказа в малых городах и районных центрах для использования в субъектах Российской Федерации.

5. На этапе бурного развития киноотрасли вновь стали возрождаться общественные организации и, как показало исследование, на протяжении последних лет происходит стабильный рост как общественных организаций кинематографии России, так и численного состава данных организаций. Деятельность не всех организаций является прозрачной, и они пока не готовы предоставить рынку полную и достоверную информацию о своей деятельности. Всего четыре организации признаются кинематографическим сообществом как влиятельные. В их число входят Союз Кинематографистов, Альянс Независимых КинопрокатныхОрганизаций (АНКО), Гильдия продюсеров и Гильдия режиссеров. Профессиональное киносообщество не в полной мере осознает возможность саморегулирования и не знает его механизмах.

Результат функционирования общественных организаций в виде нематериальных благ зависит не только от технологии производства, но и от степени интенсивности потребления и его избирательности. Нематериальные блага имеют кумулятивную силу, находят отражение в общественном и личном опыте, пригодны к реструктуризации и комбинации для оформления кодексов поведения, социальных институтов, способов взаимодействия людей. Некоммерческий сектор выступает тем сложным объектом, механизм формирования которого должен обеспечивать своевременное и качественное продвижение и завершение этапов и стадий социально-экономического развития, а также обеспечивающий создание, производство и применение социальных продуктов и услуг, достижение запланированной и запрограммированной

промежуточной социально-экономической результативности. Механизм функционирования некоммерческих организаций сферы кинематографии становится одним из самых важных практических направлений разработки действенных концепций, инструментов и подходов, реализация которых даст возможность эффективнее решать стоящие перед государством задачи дальнейшего развития национального кинематографа.

6. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что правовая, экономическая и организационная основы предпринимательства, направленные на эффективное развитие российского кинематографа, могут остаться всего лишь предпосылкой, если не произойдет решительной переориентации процесса кинопроизводства на создание привлекательной для массового зрителя конкурентоспособной продукции, что конечно, вовсе не исключает наличия в фильме высокого духовного начала, которым российское киноискусство заслужило себе всемирную славу. Однако это может произойти лишь в случае обеспечения профессионально осуществляемым на научном уровне прогнозированием и маркетингом кинобизнеса. Используя явно наметившуюся тенденцию спада интереса зрительской аудитории к стандартному американскому кино, российский кинематограф мог бы, повышая свой профессионализм во всех отраслях, использовать реальный шанс повышения конкурентоспособности.

Следует предусмотреть также разработку предложений по совершенствованию правового регулирования авторских, трудовых, социальных, финансовых, имущественных и иных правоотношений в сфере кинематографии, подготовка федеральными органами исполнительной власти рекомендаций, методических материалов по вопросам заключения договоров между различными участниками процесса создания (производства) и использования фильмов. В сложившейся на российском рынке ситуации выбор эффективной инновационной стратегии является принципиально важным фактором его развития. Российская кинематография потенциально имеет преимущество перед развитыми западными кинематографиями: Россия формирует отрасль практически «с нуля», поэтому выбор в пользу цифровых технологий может быть сделан практически без дополнительных усилий. При этом можно провести внедрение современных пленочных технологий, но подобный ход станет проявлением «догоняющей» стратегии, менее рискованной и более эффективной в среднесрочной перспективе, тем не менее, не решающей принципиальную долгосрочную проблему. Последовательный переход к цифровым форматам уже сейчас кажется перспективным и позволит своевременно занять устойчивую позицию на мировом рынке. Следование перспективной инновационной стратегии положительно скажется на привлечении частных инвесторов, которые все активнее выходят на рынок кинопромышленности, а наличие долгосрочной мотивированной концепции развития будет служить дополнительным гарантом эффективности вложения средств.

7. Производством фильмов в России занимаются по различным оценкам от 200 до 400 кинокомпаний. Большой разброс в оценках их числа связан с тем, что многие компании создаются под конкретные проекты и прекращают своё существование после их реализации. В целом, концентрация в производстве

невысока. Как результат, имеется проблема преемственности и накопления опыта. Кроме того, небольшие компании не могут действовать по «пакетному» принципу, т.е. создавать определённый набор кинопроектов, часть из которых окажется прибыльной и позволит покрыть издержки на неудачные проекты. По такой схеме функционируют западные мейджоры. Суммарная доля на рынке наиболее крупных фильмопроизводящих компаний («СТВ», студия «ТРИТЭ») не превышает 12%.

В игровом кино существенной и значимой является проблема создания и продвижения на рынок узнаваемых зрителями брендов кинокомпаний. После реорганизации известных всему населению страны крупных государственных киностудий, в результате чего они преобразовались в комплексы по оказанию производственно-технических услуг (кинофабрики), их бренды как фильмопроизводящих компаний утрачены. Появившиеся частные продюсерские компании пока не успели заработать собственный имидж, достаточный для того, чтобы он начал служить в качестве брендов и выступать фактором повышения конкурентоспособности национального игрового кино.

Одной из существенных проблем кинопроизводства в России является недостаток киностудий, оснащенных современным оборудованием. Спрос на услуги киностудий стабилен и с каждым годом увеличивается из-за высокого темпа роста производства национальных фильмов. При таком росте объемов кинопроизводства к 2020 году в стране должно быть не менее 300 съемочных павильонов (сейчас их около 60). Загруженность производственных мощностей существующих российских киностудий неоднородна. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, производственные мощности многих киностудий не способны работать с полной нагрузкой вследствие своей изношенности. Во-вторых, киностудии предоставляют в аренду мощности, устаревшие по виду предоставляемых услуг. В-третьих, большинство киностудий не способны предоставить весь комплекс необходимых для кинопроизводства услуг (для экономии денежных средств и времени производители стремятся все делать в одном месте). Другой проблемой отечественного кинопроизводства является отсутствие в киностудиях полного цикла услуг. Главное для киностудии - это не столько предоставление павильонной площади, сколько оказание полного спектра услуг в области кинопроизводства - от строительства декораций до обработки пленки. На данный момент в России наблюдается острая нехватка кинолабораторий по проявке пленки и цветокоррекции, БоШу-студии, услуг по тиражированию копий. В обеспечении производственного процесса сегодня задействовано большое число небольших и средних компаний, которые стремятся максимально расширить предлагаемый спектр услуг, наполнить рынок услугами высокого качества, современной техникой и оборудованием, но пока эти компании не успевают за динамичным ростом потребностей кинопроизводителей, ограничены в объемах инвестиций. В целом, наличие рыночных отношений и конкурентной среды идет на пользу развитию данного сегмента кинопроизводства.

8. Развитие новых проектов создания киностудий полного цикла следует считать стратегически важным направлением развития отечественной

киноиндустрии. При этом для достижения цели реформирования в отрасли кинематографии, заключающейся в создании действенного механизма управления предприятиями отрасли в условиях рынка, необходимым представляется формирование комплекса мер различной направленности. В результате рационального взаимодействия элементов механизма управления кинематографии, направленных на поиск вариантов преобразований в данной области, должны сформироваться необходимая рыночная инфраструктура в данной отрасли и эффективный механизм достижения этой цели при поэтапном решении промежуточных задач. Оптимальное взаимодействие и сочетание различных подходов при формировании механизма эффективного управления предприятиями киноиндустрии позволяет построить наиболее корректную для существующих условий развития модель управления кинематографическим предприятием.

В настоящее время изменения макроэкономических параметров, оказывающих значительное влияние на функционирование отдельных предприятий кинематографии и на отрасль в целом, привели к тому, что кинематографический комплекс оказался неспособным наиболее эффективным образом реагировать, ввиду отсутствия механизма адаптации, что повлияло на создание новых структур, способных вывести систему на качественно новый уровень. В этих условиях важнейшим факторами должны стать определение степени и уровня взаимодействия между различными органами управления, а так же методами саморегулирования.

9. В формулировке цели развития Киностудии «Ленфильм» целесообразнс отразить в качестве одной из установок производство кинопродукции соответствующей современному уровню не только технологических, но и социальных требований. Это позволит повысить программный статус тех направлений развития Киностудии, которые обеспечат партнёрские отношения между региональными властями и киностудией по поводу ресурсного обеспечения кинопроизводства.

Организация полного цикла производства кинопродукции на Киностудии «Ленфильм», включая монтажно-тонировочный период, позволит добиться технологических преимуществ, за счет чего возможно увеличение количества фильмов, производимых на студии сторонними организациями, а также качество кинофильмов и их коммерческий потенциал. Исходя из определенной стратегии, студия будет специализироваться прежде всего на производстве игровых художественных и анимационных фильмов, параллельно развивая производство телепродукции. Историческая специализация студии полностью соответствует выбранному профилю, что позволит сохранить преемственность в развитии и максимально использовать существующие стартовые преимущества.

С точки зрения обеспечения устойчивого экономического развития Киностудии представляется важным найти ниши на рынке государственных потребностей, обеспеченных бюджетными средствами решения приоритетных задач, прежде всего в рамках региональных (а также федеральных с учётом уникальности Киностудии) целевых программ. Необходимо использовать намерение государства регулировать сложные социальные процессь

обеспечивающие идеологические и воспитательные функции самого массового вида искусства. Анализ региональных и федеральных целевых программ в области культуры, образования, молодежной политики, работы с детьми, туризма, межкультурных отношений, социальной поддержки инвалидов и т.д. позволит Киностудии включиться в проекты по реализации территориальных целевых программ с соответствующим государственным финансированием путём создания кинопродукции. Изучение социальных потребностей, сформулированных в территориальных целевых программах, и обоснование возможности Киностудии участвовать в достижении тех ли иных задач, позволит уже сегодня ставить вопрос о более широкой поддержке со стороны государства модернизации материально-технической базы Ленфильма, подготовки квалифицированных кадров. С другой стороны, в будущем, государственное финансирование (покупка продукции, произведённой на заказ) резко снижает коммерческие риски производства фильмов. Это, в свою очередь, позволит Киностудии реанимировать свой имидж производителя высоко художественных фильмов, что станет фактором, снижающим коммерческие риски производства картин на свой страх и риск.

В условиях активизации участия гражданского общества в решении актуальных социальных задач это направление партнёрства может оказаться весьма перспективным как с точки зрения снижения финансовых нагрузок на кинопроизводство, так и с точки зрения лоббирования интересов Киностудии в обществе и во властных структурах, а также с точки зрения реализации отдельных проектов, например, создание и финансирование некоммерческой прокатной сети (возможно, и с государственным субсидированием). Как показывает мировой опыт, такие сети могут успешно конкурировать с крупными коммерческими сетями.

10. Исходя из проведенного анализа хозяйственной деятельности, можно рекомендовать доработать концепцию развития Киностудии «Ленфильм» по следующим основным направлениям:

• Расширить представление и изучить рынки сбыта кинопродукции и киноуслуг и стратегические позиции Киностудии.

• Определить потенциальные экономические и социальные эффекты от деятельности Киностудии.

• Разработать стратегию развития партнёрства с государственными органами управления и негосударственными стейкхолдерами.

11. Эффективность работы Киностудии зависит от качества управления. В основе его лежат грамотно организованные внутренние бизнес-процессы и организационная структура, в рамках которой они реализуются, а также системы материального и морального стимулирования персонала. Внутреннее устройство (архитектура, дизайн организации) как раз и есть неразрывное единство структуры и процессов. Процесс построение организационной структуры предполагает как минимум два этапа:

1) Формирование крупных подразделений - Служб, специализированных на той или иной сфере деятельности организации и подчиненной одному из заместителей Генерального директора.

2) Прописывание бизнес-процессов внутри каждой Службы и между ними, которые позволяют определить и перераспределить операции (часть функций) этих процессов между службами и задать состав входящих в них подразделений. При этом во внимание принимаются либо технологическая, либо предметная их специализация.

Исходя из целей и зада ОАО «Ленфильм» в его структуре на первом этапе формирования оргструктуры можно выделить как минимум четыре сферы деятельности:

• Коммерческую, включающую в себя продажи (работа с заказчиками, реклама и т.п.), закупки, управление финансами, управление эффективностью, планирования, учета и контроля.

• Творческую, включающую в себя продюсирование, поиск сценариев, режиссеров, подбор актеров и т.п.

• Производственную, обеспечивающую процесс создания видеопродукции.

• Обслуживающую, включающую в себя обеспечение содержания и ремонта основных фондов, оказания хозяйственных услуг, работу с персоналом, юридические и прочие работы.

Такое разделение позволит избежать избыточности функций и превышения пределов компетенции обеих заместителей Генерального директора.

В перспективной структуре должны найти свое отражение и три главных направления деятельности ОАО «Ленфильм»:

- создание «своей» киностудии;

- обслуживание сторонних кинокомпаний;

- сопутствующая коммерческая деятельность,

так как все они имеют организационно-технические особенности реализации (особенности бизнес-процессов) и требуют их отражения в оргструктуре.

12. На современном этапе развития отечественного кинематографа, характеризующимся бурным ростом производства фильмов, маркетинг и реклама становятся инструментами, без которых невозможна реализация кинопроектов. Применение различных видов маркетинговой и рекламной стратегий, в зависимости от конкретных задач, позволят дифференцированно подходить к каждому проекту и успешно реализовывать обе составляющие -социокультурную и коммерческую.

Маркетинговые исследования в области создания аудиовизуальных произведений позволяют:

• определить реальную и потенциальную ёмкость рынка (количество зрителей);

• проанализировать и спрогнозировать поведение потребителей (динамика спроса, распределение количества зрителей по времени года, региону, возрасту, полу, социальному положению, доходу и т.д.);

• провести анализ конкурентов на рынке аудиовизуальной продукции (существующие предложения, фильмы сходных жанров и (или) тем, находящиеся одновременно в производстве, кассовые сборы по фильмам, уже вышедших в прокат);

« определить свою долю на рынке (оценить потенциальный уровень кассовых сборов фильма на фоне выхода аналогичных фильмов, и, как следствие, оценить рентабельность кинопроекта);

* определить стратегию и тактику продвижения фильма (рекламная кампания, прокат, промоушен-акции).

Маркетинговая стратегия - это общий план маркетинговых мероприятий, с помощью которых на каждом этапе каждый участник создания и продвижения фильма рассчитывает достичь своих маркетинговых целей. Она состоит из отдельных стратегий для целевых рынков, позиционирования, маркетингового комплекса и сметы расходов на маркетинговые мероприятия. В силу специфики аудиовизуальной продукции и поэтапного многоуровневого продвижения на рынок исследования проводятся в нескольких направлениях.

Для успешного продвижения аудиовизуального произведения необходимо проводить маркетинговые исследования, которые начинаются с определения вкусов и предпочтений киноаудитории, выявления тенденций и экстраполяция их на период выхода фильма. Исследования продолжаются на протяжении всего производственного цикла картины. По результатам проводимых исследований разрабатывается маркетинговая и рекламная стратегия продвижения применительно к конкретному этапу создания фильма. Стратегия корректируется, в зависимости от результатов исследований на каждом этапе. По итогам проката проводится анализ стратегии продвижения. Это позволяет накапливать опыт маркетинговой деятельности и выявлять наиболее эффективные стратегии. Основу маркетинга кино-продукции и услуг кинематографии составляют всестороннее изучение социо-культурных потребностей и создание предпосылок для превращения их в реальный зрительский спрос и его последующее удовлетворение. Методология маркетинга применима в различных областях кинематографической деятельности. В их числе можно назвать исследование потребностей кинозрительской аудитории, изучение рынка кино-видеопродукции и услуг, прогнозирование затрат на производство, тиражирование и продвижение кино-видеопродукции. Служба маркетинга на предприятии при этом рассматривается как мозговой центр, где на основе информации о состоянии рынка кино-продукции и услуг разрабатываются рекомендации по вопросам не только коммерческой, но и творческо-тематической политики. Именно здесь на основе анализа и учета динамики зрительского спроса и состояния конъюнктуры кинорынка решается вопрос о необходимости и прибыльности производства того или иного фильма, разрабатывается стратегия его проката.

3. ВКЛАД АВТОРА В ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Личное участие автора состоит в определении цели и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельных исследований автора.

Постановка системы управленческого учета на киностудии «Ленфильм» позволит сформировать систему, способную подготавливать руководству (менеджменту) экономическую информацию, необходимую для принятия стратегических и оперативных тактических решений о финансово-хозяйственной и производственной деятельности киностудии в соответствии с принятой стратегией развития. Система управленческого учета обеспечит реализацию функций, необходимых для управления киностудией, а именно планирование, организацию, стимулирование, контроль и регулирование.

На первоначальном этапе постановки системы управленческого учета в ОАО «Киностудия «Ленфильм» целесообразно ограничиться организацией бюджетирования, которое позволяет создать единый контур бюджетного управления, где оперативное планирование становится непрерывным процессом. Для этого следует выстроить цепочку: формулировка цели киностудии -финансовое планирование —> реализация планов (организация бизнеса) —> учет и контроль результатов —> расчет индикаторов для анализа отклонении —> регулирование (поддержание положительных отклонений и погашение отрицательных).

Эффективное бюджетирование базируется на качественном финансовом анализе, прогнозировании тенденций рыночной конъюнктуры, учете параметров, влияющих на сбыт, а следовательно, и на финансовые результаты.

Бюджетирование и управление по центрам финансовой ответственности (ЦФО) предполагает:

® проведение реструктуризации предприятия и формирование финансовой структуры;

• формирование управленческой учетной политики;

• создание регламента бюджетирования;

• определение состава и содержания генерального бюджета;

® разработку операционных бюджетов для каждого центру финансовой ответственности в рамках новой финансовой структуры. Построение финансовой структуры киностудии позволит распределить ответственность и полномочия между менеджерами по управлению доходами и расходами, активами, обязательствами и капиталом предприятия, а также рядом нефинансовых показателей. Финансовая структура - это система формирования финансовых результатов и распределения ответственности за достижение общего результата киностудии. Она является иерархической системой взаимосвязей центров финансовой ответственности. При построении финансовой структуры важно понимать, как она будет соотноситься с организационной структурой компании. Финансовая структура компании основана на организационно-функциональной структуре, но не всегда с ней совпадает. Несколько подразделений киностудии могут быть определены, как один ЦФО, в то же время, несколько ЦФО могут быть выделены в рамках одного структурного подразделения. При выделении центра финансовой ответственности необходимо учитывать возможность четкого определения перечня работ или услуг,

предоставляемых внешним клиентам, либо внутренним структурным подразделениям.

Цель системы управления по ЦФО состоит в повышении эффективности управления подразделениями предприятия на основе обобщения данных о затратах и результатах деятельности каждого центра ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретного руководителя. Каждый центр ответственности отвечает только за те затраты и (или) выручку, а в более широком смысле только за те показатели, на которые должны и могут влиять его руководители в течение определенного периода.

Преимущества перехода к управлению по ЦФО очевидны. Разделяя ответственность между подразделениями, можно определить, кто и за что на предприятии реально отвечает, появляется возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач. Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач.

Управленческая учетная политика должна включать в себя организационный, технический и методологический аспекты. В организационной части отражаются финансовая структура киностудии; полномочия и структура службы управленческого учета (отдела бюджетирования или контроллинга. Название такой службы позволяет отразить концептуальную направленность менеджмента компании в решении вопросов их информационно-аналитического обеспечения); стандарты документооборота.

В методологическом разделе учетной политики формулируются способы и применяемый инструментарий для составления управленческого баланса и отчета о прибылях и убытках, а также подготовки информации для групп управленческих решений: варианты использования плана счетов (автономная или интегрированная системы), способ интеграции налогового учета в бухгалтерский и его адаптация с управленческим планом счетов, методы оценки имущества и обязательств, методика калькулирования себестоимости продукции и ценообразования, форматы бюджетов и внутрихозяйственной отчетности, система учетно-аналитических показателей для стратегического, тактического и оперативного управления, процедуры проведения управленческого контроля.

В техническом разделе отражаются варианты использования автоматизации учета (единая программа для финансового и управленческого учета, но с разным планом счетов, или различные программные продукты).

Процесс формирования учетной политики завершается итоговым документом, содержащим ряд стандартов учета, нормативно-методическое обоснование способов и приемов ведения управленческого учета на всех участках работы, во всех структурных подразделениях.

После формирования финансовой структуры киностудии и ее управленческой учетной политики разрабатывается структура бюджетов. Система бюджетов должна охватывать весь денежный оборот киностудии. Каждый

бюджет более низкого уровня должен является детализацией бюджета более высокого уровня. Оптимальным считается бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. Общая схема бюджетов киностудии представлена на рис. 1. Составлением бюджета доходов и расходов занимается руководитель центра прибыли киностудии (заместитель генерального директора) руководствуясь отчетами по продажам центров доходов.

Бюджет движения денежных средств

по отате

ч,. ......

%

< ч по оплате

Бюджет кредиторской задолженности

У

{ Бюджет дебиторской | задолженности

по начислению /* ~ ~ ~~ ^ по начислению

БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

к.

Прибыль от текущей деятельности

ИнвестиционныеЦ расходы

Бюджет использования прибыли

I

Рис. 1. Модель бюджетирования для ОАО «Киностудия «Ленфильм»

Состав показателей бюджета доходов и расходов определяется источниками поступления средств и планируемыми расходами на осуществление хозяйственной деятельности. Перечень показателей бюджета позволяет определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого периода. Финансовое планирование во многом зависит от качества прогноза основных показателей, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения.

Структура бюджета доходов и расходов должна: • соответствовать операционным бюджетам и полученным расчетным показателям;

* иметь выделенные приоритетные и лимитирующие статьи для последующего контроля;

• устанавливать обоснованные ориентиры и целевые показатели.

Ресурсные ограничения бюджетов кинокартин могут быть структурированы по следующим этапам их производства.

Стадия производства кинокартины Вид бюджета Назначение бюджета Погрешно сть, %

Формирование концепции кинокартины Предварительный бюджет Предварительное планирование платежей и потребности в финансах 25-40

Обоснование инвестиций Предварительный бюджет Обоснование статей затрат, обоснование и планирование привлечения и использования финансовых средств 15-20

Технико- экономическое обоснование

Тендеры, переговоры и контракты Уточненный бюджет Планирование расчетов с подрядчиками и поставщиками 8-10

Разработка рабочей документации Окончательный бюджет Директивное ограничение использования ресурсов 5-8

Производство кинокартины Фактический бюджет Управление стоимостью (учет и контроль) 0-5

Завершение и сдача кинокартины

В процессе производства необходимо определить показатели, характеризующие этапы процесса производства. Подходы к определению бюджетных показателей центров ответственности в производстве кинокартин представлены ниже.__

Вид ЦФО Контролируемые показатели

Центры затрат Прямые материальные, трудовые и общепроизводственные затраты, постоянные общепроизводственные затраты, объем выполненных работ на текущую дату.

Центры доходов Доходы начисленные и полученные (по статьям бюджета движения денежных средств) по основной деятельности и прочей деятельности. Количество кинокартин, среднее время поиска заказов на производство кинокартины, и др.

Центры прибыли Удельные затраты на производство кинокартины; отклонения фактических затрат на производство кинокартины от плановых; процент освоения* кинокартины; затраты по статьям накладных расходов; удельный вес накладных расходов по кинокартине в общем объеме выручки; сроки выполнения этапов производства кинокартины; планируемые и фактические суммы затрат, а также время фактического расходования средств; прибыль (рентабельность) по договорам (заказам); средний срок разработки нового заказа; средний период времени от получения заказа до его выполнения; индекс освоения затрат; необходимые затраты до завершения; индекс

Под освоением кинокартины в данном контексте понимается отношение фактических затрат к объему работ, которые должны быть выполнены к определенной дате.

выполнения плана, процент перерасхода затрат; расхождение по затратам

Центры инвестиций Доходы и затраты по статьям бюджета движения денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности; стоимость инвестиций; время принятия решений.

Центры контроля и управления Затраты по статьям накладных расходов соответствующих подразделений; накладные расходы на одного работника.

Финансовая структура ОАО «Киностудия «Ленфильм» должна включать в себя 4 уровня.

1) ЦФО первого уровня и вершиной финансовой структуры в данном случае является генеральный директор - центр инвестиций. В рамках единой организации, без создания дочерних предприятий и самостоятельных структурных подразделений (т.е. имеющих самостоятельный баланс) возможно существование одного центра инвестиций в лице генерального директора киностудии, полномочного в принятии всех решений, определяющих в целом по киностудии общую величину затрат, доходов, прибыли, политику в сфере стратегических капитальных и долгосрочных финансовых вложений, то есть капитализации своей чистой прибыли. В случае принятия решения о выделении в составе ОАО «Киностудия «Ленфильм» самостоятельных подразделений (например, выделение самостоятельного Учебного центра, Художественно-развлекательного центра или подразделения на ул.Тамбасова, 5) функции центров инвестиций должны быть делегированы также и руководителям данных структур (но в наборе показателей затрат, доходов, прибыли по конкретному подразделению).

2) Второй уровень может быть представлен центрами прибыли руководители которых контролирует как расходную, так и доходную сторону деятельности киностудии. Центры прибыли должны отражать четыре сферы деятельности киностудии, а руководители в лице заместителей генерального директора наделяются полномочиями по управлению затратами, доходами и прибылью в коммерческой, творческой, производственной и обслуживающей сферах деятельности.

3) Третий уровень должен быть представлен отделами и службами, не имеющими в своем подчинении нижестоящие производственные или управленческие подразделения. При этом третий уровень ЦФО может быть представлен центрами доходов и центрами контроля и управления. Например:

• бухгалтерия - центр контроля и управления;

• отдел аренды оборудования и реквизита - центр доходов

• коммерческий отдел (диспетчерская или отдел работы с клиентами)- центр доходов

• служба управления персоналом центр контроля и управления

• служба управленческого учета - центр контроля и управления

Центры управления и контроля отвечают только за понесенные управленческие затраты. Руководитель ЦуиК в рамках выделенного бюджета ответственен за обеспечение наилучшего уровня предоставления услуг внутри компании.

4) Четвертый уровень состоит из центров затрат, руководители которых в рамках выделенного бюджета отвечают за контролируемые ими затраты цеха, участка, подразделения. Для киностудии центрами затрат будут существующие производственные цеха, но реорганизованные и объединенные в соответствии с принятой стратегией развития. То есть, центры затрат киностудии это — гримерный цех, звукотехнический комплекс, сектор по учету и подбору актеров, оружейно-пиротехнический цех, участок игрового транспорта и технического обслуживания автомобилей, бюро компьютерной графики и спецэффектов, цех монтажа фильмов, цех кинотехнического обслуживания, столярно-постановочный участок, участок реквизита, костюмерно-пошивочный участок и т.д. Соответственно распределение по центрам финансовой ответственности в ОАО «Киностудия «Ленфильм» будет выглядеть следующим образом:

Подразделение Управление Управление Управление ТипЦФО

доходами затратами инвестициями

Генеральный + + + ци

директор

Заместитель + + - ЦП

генерального

директора

Руководитель + + -

управления по ЦП

экономическому

развитию Киностудии

Руководитель производственной службы + + ЦП

Художественно-развлекательный + + - ЦП

центр

Учебный центр + + - ЦП

И др. + + - ЦП

Продюсерский + - - цд

центр

Отдел аренды оборудования и + - - цд

реквизита

Коммерческий + - - цд

отдел (диспетчерская или отдел работы с клиентами)

И др. + - - цд

Служба управления - + - ЦКи У

персоналом

Бухгалтерия - + - ЦКиУ

Служба - + - ЦКи У

управленческого

учета

И др. - + - ЦКи У

Отдел - + - ЦЗ

технического

обеспечения и

сервиса

Оружейно-пиротехнический - + - ЦЗ

цех

Цех подготовки - + - ЦЗ

съемок

Гримерный цех - + - ЦЗ

Цех декоративно- - + - ЦЗ

технических

сооружений

И др. - + - ЦЗ

Отражение правил ведения управленческого учета в каждом подразделении, центре финансовой ответственности и по киностудии в целом происходит в управленческой учетной политике. Конечной целью ее разработки является создание комплекса взаимоувязанных документов, которые должны обеспечить единство методики при организации и ведении бухгалтерского, налогового и управленческого учета и контроля в киностудии, повысить качество и достоверность всех видов отчетности, представить полноценную и оперативную информацию высшему менеджменту киностудии для принятия управленческих решений.

4. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Научная новизна диссертационной работы сводится к следующему: 1. Раскрыты сущность, роль и значение сферы кинематографии в обеспечении социально значимых целей развития национальной экономики. Критически проанализированы наиболее существенные тенденции в развитии мирового кинематографа. На основе анализа состояния и развития отрасли национального кинематографа дана оценка экономической эффективности и негативным сторонам процесса государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в этой сфере, а также проведено сравнение различных методов и форм государственной поддержки национального кинематографа. Предложены и обоснованы уточняющие детали механизма государственной поддержки кинопроизводства и кинопроката, в том числе разработан механизм стимулирования производителей по итогам проката.

2. Определены ориентиры развития национального кинематографа, включающие: стабильный и долгосрочный рост объема выпускаемой продукции и услуг отрасли; разработку национальных стандартов цифрового кинематографа, в том числе, технические требования, средства и методы контроля фильмопроизводства и кинопоказа; разработку комплекса мер по созданию механизмов финансирования кинопроизводства и кинопроката на возвратной основе, включая субсидирование государством процентной ставки по кредитам на кинопроизводство и кинопрокат; разработку и обеспечение реализации комплекса мер по стимулированию развития совместного кинопроизводства с зарубежными странами и привлечению зарубежных и инвестиционных компаний к производству фильмов на территории Российской Федерации и промышленному производству современного технологического оборудования для киноиндустрии; разработку комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в отрасли, а также по снижению административных барьеров для малого и среднего бизнеса; разработку методических рекомендаций по формированию программ цифрового кинопоказа в малых городах и районных центрах Российской Федерации.

3. Выявлены основные организационно-экономические особенности действующих механизмов функционирования хозяйствующих субъектов сферы кинематографии, их теоретические и правовые основы, а также факторы, препятствующие формированию благоприятных условий для их развития и эффективного функционирования. На этой основе выявлены дополнительные комплексы мер по регулированию кинорынка, в том числе, обосновано, что в рамках государственных программ поддержки российского киноискусства необходимо определить законодательную базу кинопредпринимательства, которая должна включать в себя принятие предельно точных и однозначных законов о защите прав потребителей и авторских прав.

4. Предложены принципы и теоретические подходы к формированию системы стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии, выражающиеся в выполнении технологических процедур и правил функционирования системы стратегического управления, упреждающем и своевременном противодействии негативным влияниям внешней и внутренней сред, предоставляющие возможность долгосрочного планирования деятельности.

5. Предложен механизм функционирования некоммерческих организаций в сфере кинематографии, который может стать одним из самых важных практических направлений разработки действенных концепций, инструментов и подходов, реализация которых даст возможность эффективнее решать стоящие перед государством задачи дальнейшего развития национального кинематографа.

6. Предложены последовательные действия по развитию новых проектов создания киностудий полного цикла, которые следует считать стратегически важным направлением развития отечественной киноиндустрии.

7. Разработаны концептуальные положения и методические рекомендации по созданию системы управленческого учета на киностудии «Ленфильм»

Теоретическое и практическое значение исследования. Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, позволяют обобщить отечественный и зарубежный опыт исследований в области развития сферы кинематографии. Теоретическое значение диссертации заключается в том, что предлагаемые в ней решения методических задач позволяют сформировать механизмы государственной поддержки национального кинематографа без ущерба для экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов сферы кинематографии. Разработки автора позволяют дополнить методологическую базу системы управления предприятиями киноиндустрии.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок в области формирования механизма управления киностудией «Ленфильм». Полученные результаты исследования, выводы и предложения могут быть использованы при подготовке концепций и стратегий развития предприятий киноотрасли.

Публикации и апробация работы. По теме диссертации опубликованы 6 научных труда общим объемом 2,5 печлиста.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Карпова Г.А., Маслов А.Д., Песоцкая Е.В., Пилипенко В.И., Риш A.A., Сущинская М.Д. Управленческие проблемы в развитии киностудии «Ленфильм» // Сборник научных трудов. Выпуск VI. Под ред. д.э.н., проф. А.Б. Титова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.- 0,2 п.л. (личный вклад - 0,1 пл.).

2. Риш A.A. Формирование новых подходов государственного регулирования развития киноиндустрии в России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2009. - №3 - 0,5 пл.

3. Риш A.A. Экономические основы российского кинобизнеса // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 10. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 0,5 п.л.

4. Риш A.A. Современные формы управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии. - Препринт. - СПб. - Изд-во СПбГУЭФ, 2009.- 1,0 пл.

■ 5. Риш A.A. Актуальные проблемы развития сферы услуг // Сборник научных трудов. Выпуск VII. Под ред. д.э.н., проф. А.Б. Титова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.- 0,2 пл.

6. Риш A.A. Повышение уровня киноуслуг как фактор привлечения туристских потоков в рамках событийного туризма // Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма. Сборник научных статей. Редкол.: B.C. Боголюбов (отв. ред.) и др. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 0,2 п.л.

РИШ АРТУР АРНОЛЬДОВИЧ АВТОРЕФЕРАТ

Лицензия ЛР № 020412 от 12.02.97

Подписано в печать 23.10.09. Формат 60x84 1/16. Бум. офсетная. Печ. л. 1,5. Бум. л. 0,75. РТП изд-ва СПбГУЭФ. Тираж 70 экз. Заказ 614

Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21.

2007246797

2007246797