Стратегия продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Автореферата нет :(
Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Сиротюк, Наталья Петровна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2001
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Сиротюк, Наталья Петровна

Введение

Содержание

I. Управление организациями культуры на основе разработки концепции культурной политики

1.1. Особенности российской культурной политики на современном этапе.

1.2. Анализ международного опыта организации управления культурой.

1.3. Механизмы реализации культурной политики.

2. Особенности продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках

2.1. Роль коммерческого и неприбыльного секторов в решении задач культурной политики.

2.2. Международное сотрудничество и торговля услугами как направления деятельности по продвижению культурных услуг.

2.3. Роль туризма в торговле культурными услугами.

3. Совершенствование стратегии продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках

3.1. Основные направления и формы международной деятельности организаций культуры Санкт-Петербурга.

3.2. Международные образовательные программы как инструмент продвижения услуг организаций культуры Санкт-Петербурга на внутреннем и внешнем рынках.

3.3. Формирование маркетингового механизма продвижения услуг организаций культуры на внутреннем и внешнем рынках.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Стратегия продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках"

Актуальность исследования. Задача продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках является одной из наиболее приоритетных задач в рамках социально-культурной деятельности, занимающей, в свою очередь, важное место в общественно-экономической жизни страны и существенно влияющей на развитие экономики. Динамичные качественные изменения в современном обществе затрагивают не только экономику, политику, науку, но и всю социально-культурную сферу. Международное сотрудничество и торговля услугами являются на сегодняшний день одними из наиболее перспективных видов деловой активности для организаций культуры, стремящихся выйти на международный рынок.

Новая экономическая ситуация в стране делает необходимым совершенствование культурной политики, регулирующей активность организаций культуры по продвижению своих услуг на внутреннем и внешнем рынках. Отрасль культуры, являясь частью социальной сферы, по уровню своего развития и степени воздействия на общество представляет собой значительный элемент народнохозяйственного комплекса. Это делает задачу развития системы регулирования деятельности в области культуры, основанной на отечественном и зарубежном опыте, еще более актуальной.

Значимость рычагов государственного управления культурой была и остается чрезвычайно высокой, несмотря на общие тенденции к децентрализации, коммерциализации, с учетом воздействия принципов полного самофинансирования и самоуправления. Это подтверждает необходимость исследования целей, возможностей и инструментов государственного регулирования культурной деятельности. В то же время актуальным является разработка механизмов активизации организаций культуры в продвижении своих услуг на рынок, как внутренний, так и международный.

Профессиональная подготовка работников организаций культуры является одним из ключевых вопросов про разработке стратегии продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках. Совершенствование системы подготовки кадров при соответствующем законодательном обеспечении и адекватной культурной политике может стать важным рычагом развития отрасли культуры и содействовать успешной международной деятельности организаций культуры.

Анализ исследований в области теории и практики управления деятельностью в области культуры показал, что для решения задач диссертационного исследования имеются определенные научные предпосылки, сформулирован круг основных социально-экономических, управленческих и организационных идей, положений и подходов, необходимых для исследования системы управления организациями культуры и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию.

В материалах ЮНЕСКО и других международных организаций, а также в работах таких зарубежных авторов, как М. П. Весперини, С. Гибсон, Д'Анжело, М. Клакстон, М. Ковач, О. Новотный, Д. Пул, Р. Фишер, Я. Фишер и др. отражены основные проблемы и перспективы развития культурной политики.

Характер, особенности, тенденции развития отрасли культуры отражены в работах И.Е. Дискина, B.C. Жидкова Л.Н. Когана, Ю.А. Помлеева, А.Я. Рубинштейна, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др. Организационно-экономические подходы к проблемам управления отраслью культуры рассмотрены в работах Н.К. Вагановой, В.Э. Гордина А.И. Дымниковой, И.О. Карпухина Г.А. Сазонова, И.А. Столярова, Г Л. Тульчинского, Л.И. Якобсона и др. Однако, в отечественной литературе вопросы продвижения культурных услуг на внутренний и внешний рынки практически не разработаны.

Актуальность и недостаточная степень разработанности проблем культурной политики в области продвижения культурных услуг на внутреннем и международном рынках настоятельно требуют, чтобы они стали объектом специального научного исследования, в котором теоретические аспекты сочетались бы с практическими и были бы направлены на совершенствование стратегии продвижения культурных услуг.

Все это обуславливает актуальность научных исследований в данной области и разработку экономических механизмов развития культурной политики.

Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка стратегии продвижения культурных услуг на внешнем и внутреннем рынках на основе культурной политики в этой области.

В соответствии с данной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

- исследовать современную культурную политику как инструмент совершенствования деятельности организаций культуры;

- исследовать и систематизировать подходы к построению организационных структур управления деятельностью в области культуры в разных странах;

- проанализировать финансовый механизм культурной политики в России и ряде зарубежных стран и выработать рекомендации по его совершенствованию;

- классифицировать основные направления и разработать предложения по совершенствованию управления международной деятельностью организаций культуры на региональном уровне;

- разработать механизм продвижения услуг организаций культуры на внутренний и внешний рынки на основе стратегического плана маркетинга;

- определить роль и место международных образовательных программ в продвижении культурных услуг на внутренний и внешний рынки на примере Санкт-Петербурга и предложить проект соответствующей программы.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются организации отрасли культуры, осуществляющие продвижение своих услуг на внутреннем и внешнем рынках. Предметом исследования является система управления продвижением услуг организаций культуры на внутреннем и внешнем рынках.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития отрасли культуры и международной деятельности в области культуры. Методика исследования основана на использовании системного, статистического и логического анализа полученной информации и экспертных оценок. Базой для анализа послужили нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в области культуры, статистические данные, а также материалы, полученные в результате опроса.

Вклад автора в проведенное исследование. Личное участие автора состоит в определении целей и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом исследований автора.

Автором показана актуальность темы исследования. Проанализирована система управления деятельностью организаций культуры по продвижению культурных услуг. Дана оценка эффективности правового и финансового механизмов культурной политики в области продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках. Разработаны методологические подходы к совершенствованию управления деятельностью организаций культуры по продвижению культурных услуг. Выявлена роль международных образовательных программ как инструмента продвижения услуг организаций культуры на внутреннем и мировом рынках. На основе анализа мировых моделей управления отраслью культуры сформулированы рекомендации по оптимальной системе управления деятельностью российских организаций культуры при продвижении своих услуг.

В диссертации обозначены задачи по гармонизации маркетинговых стратегий организаций культуры и потенциальных спонсоров, как российских, так и международных. Для обеспечения комплексного взаимодействия организаций культуры с другими субъектами внутренней и международной деятельности разработаны предложения по созданию городского информационно-координационного центра.

Предложенная автором стратегия продвижения услуг организаций культуры на внутреннем и международном рынках позволяет осуществлять успешную деятельность в области культуры.

Научная новизна. Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

- выработаны теоретические положения по определению стратегии продвижения культурных услуг как элемента культурной политики;

- разработана стратегия продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках, в рамкач которой частью плана маркетинга является привлечение ресурсов других отраслей с использованием новых информационных технологий;

- предложена и обоснована методика гармонизации маркетинговых стратегий организаций культуры и потенциальных спонсоров, опирающаяся на спонсорство как систему взаимоотношений между тремя субъектами экономической деятельности: некоммерческими, коммерческими организациями и средствами массовой информации;

- обоснована необходимость создания и разработан проект городского информационно-координационного центра, нацеленного на обеспечение комплексного взаимодействия организаций культуры в контакте с другими субъектами внутренней и международной деятельности;

- на основе анализа тенденций функционирования организаций культуры сформулированы направления совершенствования механизма государственного регулирования с использованием экономических и организационных рычагов оптимизации деятельности организаций культуры, продвигающих культурные услуги на внутреннем и внешнем рынках.

Практическая значимость работы. Практическая значимость выводов и предложений, содержащихся в диссертации, заключается в разработке рекомендаций по оптимизации системы управления деятельностью организаций культуры в рамках продвижения культурных услуг на внутреннем и международном рынках, которые могут быть использованы как на уровне отдельных организаций культуры, так и на региональном уровне. ЬС числу конкретных разработок, имеющих практическое значение, относятся разработка и реализация международной образовательной программы в области управления культурой и разработка стратегии продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках; разработка плана маркетинга организаций культуры (на примере музея и паркового комплекса); обоснование и разработка плана создания городского информационно-координационного центра в области культуры.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы организациями культуры, продвигающими свои услуги на внутреннем и внешнем рынках, что позволит усовершенствовать систему управления ими, а также обеспечит их более продуктивное взаимодействие с российскими и иностранными партнерами.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы и двух приложений. В

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Сиротюк, Наталья Петровна

8. Результаты исследования позволили выявить ряд трудностей при продвижении культурных услуг на внутреннем и внешнем рыках.

Была выявлена недостаточная информационная поддержка в области культуры. Отмечается значительная нехватка информации:

- о потенциальных спонсорах и грантодателях, отечественных и зарубежных;

- о самих организациях культуры и проводимых ими мероприятиях, сведения о которых могут представлять интерес для структур, оказывающих финансовую поддержку культуре.

В связи с этим автором было предложено создание специального информационно-координационного центра, имеющего государственный статус, поддержка которого должна осуществляться как государством, главным образом, в лице городских властей, так и коммерческими структурами, в не меньшей степени заинтересованными в развитии связей в области культуры.

Исследование показало слабое развитие фандрейзинга для культурной деятельности, как государственными, так и негосударственными организациями культуры. Было подчеркнуто, что спонсорство является системой взаимоотношений между тремя субъектами экономической деятельности: некоммерческими, коммерческими организациями и средствами массовой информации. В связи с этим обоснована необходимость гармонизации маркетинговых стратегий организаций культуры и потенциальных спонсоров.

9. Результаты проведенного автором экспертного опроса показали недостаточную подготовленность специалистов для продвижения культурных услуг на внутреннем и внешнем рынках и для проведения грамотной культурной политики, осуществляемой, помимо прочего, объединенными усилиями всех уровней власти в союзе с некоммерческими организациями, число которых значительно возросло за последние годы.

Выявлена потребность в знаниях международного маркетинга, фандрейзинга, международных правовых норм, законов об авторских правах в различных странах и т.д., которые могут быть получены в рамках различных программ обучения. Подобные проблемы государственных и негосударственных субъектов культурной политики позволили обосновать необходимость проведения дополнительных образовательных программ международного уровня, выступающих как инструмент продвижения культурных услуг на внутреннем и мировом рынках.

10. В качестве маркетингового механизма продвижения услуг организаций культуры на внутреннем и международном рынках автором была предложена соответствующая стратегия, которая включает следующие основные моменты:

- разработку стратегического плана маркетинга;

- повышение квалификации сотрудников;

- информационную поддержку продвижения культурных услуг организаций;

- создание программ производства и распространения сувениров и копии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными задачами в диссертации изложены следующие результаты исследования:

1. Анализ научной литературы и опыта практической деятельности организаций культуры позволили определить, что культура является ключевой детерминантой социальных изменений, которые обуславливаются и следуют за процессом экономического, общественного и политического развития. Начиная с 1990-х гг. в отрасли культуры были выявлены такие тенденции развития, как децентрализация; сокращение доли бюджетного финансирования; диверсификация источников финансирования; коммерциализация; появление новых видов услуг.

В качестве субъектов культурной политики современного российского общества были определены следующие: государство, коммерческий сектор, неприбыльный сектор. Все три субъекта в большей или меньшей степени влияют на культурную политику. Были определены следующие функции государства в формировании и реализации культурной политики:

- разработка законодательной основы функционирования отрасли культуры;

- разработка основных направлений развития отрасли культуры, выделение первостепенных задач, решение которых будет способствовать ее успешному развитию;

- осуществление финансирования организаций культуры, находящихся, главным образом, в государственной собственности;

- создание и поддержание механизма взаимодействия всех субъектов # культурной политики;

- разработка общей стратегии продвижения культурных услуг на внутреннем и международном рынках.

Уровень, занимаемый двумя другими выделенными субъектами культурной политики в системе управления культурой, не позволяет им решать глобальные вопросы стратегии развития культуры. Тем не менее, отмечаемые тенденции к децентрализации, коммерциализации культуры наделяют эти два субъекта большими возможностями воздействия на процесс развития отрасли, в основном, на региональном уровне. Коммерческий и неприбыльный сектора, выступая в роли субъектов культурной политики, способны непосредственно осуществлять и корректировать культурную политику, основные направления которой определяются государством.

2. На основе анализа международного опыта построения организационных структур управления культурой были разработаны рекомендации по совершенствованию механизма управления данной отраслью в России, отмечая, при этом, что в первую очередь необходимо: т

- последовательно следовать принципу децентрализации, продекларированному в «Основах законодательства о культуре» 1992 г., расширяя, таким образом, взаимосвязи в области культуры между органами власти и непосредственными участниками культурной жизни;

- проводить дальнейшую разработку и совершенствование нормативно-правовых актов в области культуры, в том числе и в области международной деятельности, гарантируя их адекватность современной социально-экономической ситуации в стране;

- всячески способствовать процессу диверсификации источников финансирования отрасли культуры;

- совершенствовать систему предпринимательской деятельности организаций культуры;

- осуществлять дальнейшее применение негосударственных рычагов регулирования культуры, наряду с государственными.

3. В качестве основных механизмов реализации культурной политики в продвижении культурных услуг были рассмотрены правовой, управленческий (включая маркетинг ) и финансовый. Была доказана особая значимость международных источников финансирования, позволяющих привлекать значительные средства, а также гарантировать поддержку тех или иных культурных программ или организаций на международном уровне.

4. Проведенный анализ позволил разделить стратегию продвижения услуг в области международной культурной деятельности на международное сотрудничество и торговлю услугами. Основным критерием в данном случае выступает нацеленность или нет на извлечение прибыли.

Более детальный анализ принципов международного сотрудничества и торговли услугами позволил сделать заключение, что обе эти составляющие международной деятельности должны, и часто это именно так и происходит, существовать и развиваться в тесном взаимодействии друг с другом, причем именно сотрудничество должно идти в авангарде такого развития, открывая новые рынки для коммерческих проектов.

Торговля услугами, в частности, в области культуры, на сегодняшний день в меньшей степени является объектом государственного регулирования по сравнению с международным сотрудничеством. Государство напрямую регулирует, главным образом, некоммерческие формы международных отношений, в части торговли концентрируя свое внимание, в основном, на торговле товарами, а не услугами.

Государство, как основной гарант международного сотрудничества, играет важную роль с экономической точки зрения:

- содействует расширению возможностей для коммерческих отношений международного уровня в области культуры;

- создает нормативно-правовую базу не только международного сотрудничества, но и торговли услугами.

5. Анализ международного опыта и современных тенденций развития отрасли культуры в России показал целесообразность построения культурной политики, регулирующей взаимоотношения организаций культуры, на основе системы многосторонней ответственности всех субъектов культурной политики: государства как основного субъекта, а также таких новых для России субъектов, как коммерческий и неприбыльный сектора.

В этой связи была предложена система механизмов интегрированного взаимодействия всех субъектов культурной политики. Важным направлением активизации взаимодействия субъектов культурной политики было определено спонсорство как часть деловой, маркетинговой активности организаций коммерческого сектора. Спонсорство как источник и механизм перераспределения финансовых и материальных ресурсов в отличие от принудительного государственного перераспределения является системой добровольного и целенаправленного решения конкретных задач в области культурного взаимодействия.

6. В рамках проведенного диссертационного исследования было определено, что индустрия туризма, и, в частности, культурный туризм, открывает новые значительные возможности для продвижения культурных услуг. Характерной особенностью экспорта - импорта услуг организаций культуры, продвигаемых на между народный рынок посредством туристской индустрии, является то, что производитель услуг не перемещается в пространстве, а потребление услуги осуществляется туристом там, где она произведена. Понятие культурного туризма весьма многогранно, включает в себя как собственно туристский бизнес, так и услуги отрасли культуры, индустрии гостеприимства и др., имеет свои особенности и характеристики развития, факторы привлекательности, различающиеся для разных сегментов потребителей.

Был определены следующие формы экспорта - импорта услуг организаций культуры, стимулирующие интерес к культуре страны, создающие предпосылки для развития культурного туризма:

- систематический вывоз культурных ценностей из музеев и других хранилищ культурных ценностей одной страны для демонстрации на выставках, экспозициях, фестивалях в других странах;

- организация регулярных гастролей отдельных исполнителей или коллективов;

- создание фильмов, показывающих и рекламирующих основные культурные ценности страны:

- издание печатной продукции, как демонстрирующей богатство художественной жизни страны, так и рассказывающей о ее истории;

- разработка специализированных мультимедийных продуктов, которые становятся все более важным фактором создания имиджа страны.

7. Проведенный анализ основных направлений и форм международной деятельности организаций культуры Санкт-Петербурга, а также результаты экспертного опроса, осуществленного автором диссертационного исследования, показали, что международной деятельностью в области культуры занимаются как государственные, так и негосударственные организации. Государство, и, в частности, администрация Санкт-Петербурга, принимают довольно активное участие в международной культурной деятельности. Основной формой государственной поддержки международных контактов является помощь, носящая методический, организационный характер.

Особенностью Санкт-Петербурга является то, что крупнейшие учреждения культуры города находятся в федеральном ведении. При этом на федеральном уровне поддерживаются, в основном, крупномасштабные акции, представляющие не только город, но и всю страну на международной арене.

При определении приоритетов проведения культурной политики в области международной деятельности в Санкт-Петербурге были выделены следующие основные критерии выбора проектов, поддерживаемых государством:

- эксклюзивность, имидж международных проектов (участие звезд, известных имен);

- соответствие проектов геополитическим приоритетам государства (ряд стран СНГ, Балтийский регион, крупнейшие страны Европы, Китай, Япония, основные города-побратимы и партнеры Санкт-Петербурга);

- направленность проектов на развитие классических культурных традиций (балет, музыка, театр, кино, живопись).

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Сиротюк, Наталья Петровна, Санкт-Петербург

1. Агапов А.Б. Информационно-правовое обеспечение деятельности в сфере культуры. М., 1992.

2. Актуальные вопросы культурной политики. Улан-Удэ, 1993.

3. Аллик Яак. Искусство нельзя делить по национальному признаку // Культура. 1997. - №49.

4. Американский характер: Импульс реформаторства. Очерки культуры США. -М, 1995.

5. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. М., 1997.

6. Аткинсон Энтони Б., Стиглиц Джозеф Э. Лекции по экономической теории государственного секгора / Под. ред. Любимова. М.: Финансы и статистика, 1996.

7. Бабич A.M., Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993.

8. Бадюл И. Старый воз на пути нового мышления: Проблемы организации культурных связей СССР с зарубежными странами // Советская культура. 1989. -7 окт.

9. Бирженюк Г.М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб., 1992.

10. Бирженюк Г. М., Марков А.Г1. Основы социокультурного проектирования. -СПб., 1998.

11. П.Блинников М. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов. М., 1994.

12. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы экономики. 1996. - №10.

13. Братчиков И. «Третье измерение» в отношениях России и Германии // Международная жизнь. 1997. - №3.

14. Ваганова Н.К, Гордин В.Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия СПбГУЭФ. СПб. - 1995. - №1.

15. Введение в теорию художественной культуры. СПб., 1993.

16. Воронова Е.Н. Экономика культуры. Рязань, 1998.

17. Всеобщая декларация прав человека, Статья 27. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, 10.12.1948.

18. Выживет ли культура в условиях рынка / Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1996.

19. Галенская Л.Н. Музы и право: Правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. Л.: ЛГУ, 1987.

20. Гафуров Б.Г., Мирошников Л.И. Изучение цивилизации Центральной Азии (опыт международного сотрудничества по проекту ЮНЕСКО). М., 1976.

21. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1993.

22. Гордин В.Э. Социальное программирование / Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.

23. Гордин В.Э., Гршценко В Н., Хорева Л.В. Спонсорство инструмент маркетинговой стратегии коммерческих организаций// Известия СПбГУЭФ. - СПб. - 1999. - №4.

24. Гордин В.Э., Дымникова А.И. Новое в теории и практике фандрейзинга// Менеджмент и культура. СПб., 1998.

25. Гордин В.Э., Хорева Л.В, Хайкин М.М., Экономика общественного и неприбыльного сектора / Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 1998.

26. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект / Учебное пособие. Краснодар. Краснод. гос. акад. культуры и искусства, 1998.

27. Декларация принципов международного культурного сотрудничества / Провозглашена 04.11.1966 Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14-ой сессии. www.hro.org/docs/ilex/12/12 2.htm.

28. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. СПб., 1997.

29. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. -М.: Экономика, 1990.

30. Дымникова А.И. Проблемы финансирования культуры / Лекции по курсу «Основы экономики культуры и искусства». СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 1998.

31. ЗГДымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

32. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.:МГУ, 1995.

33. Жидков B.C. Культурная политика и театр. М., 1995.

34. Загорская Н. На волне демократизации: Культурные и духовные общества и объединения // Библиотека. 1993. - №2.

35. Законодательство в сфере культуры: Сборник документов. СПб., 1993.

36. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. СПб., 1997.

37. Информация и научные исследования культуры. М, 1988.

38. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Изд-во политической литературы, 1979.

39. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Восток-Запад» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. М., 1994.

40. Карпухин И.О. Управление процессами формирования культурной политики государства// Социально-гуманитарные знания. 1999. - №4.

41. Кеннеди Ларри У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. -СПб.: Просвещение, 1994.

42. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М.: Наука, 1995.

43. Коммуникации в культуре. Петрозаводск, 1996.

44. Культура в условиях рыночной экономики / Под. ред. Рыбакова Ф.Ф. -СПб.: СПбГИК, 1993.

45. Кузьмин В.М. Общественность в сотрудничестве культур // Международная жизнь. 1994. - №1.46.Культура. 1997. - № 39.

46. Культура в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. СПб, 1993.

47. Культура и полш ика в странах Азии и Африки. М., 1986.

48. Культура на перепутье. / Под. ред. Сорочкина Б.Ю. М., 1994.

49. Культура на пороге III тысячелетия: тезисы докладов международного семинара. СПб., 1994.

50. Культура на пороге III тысячелетия: тезисы докладов международного семинара. СПб., 1995.

51. Культура на пороге III тысячелетия: тезисы докладов международного семинара. СПб., 1996.

52. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995.

53. Культурная политика России. История и современность. М.: Либерия, 1998.

54. Культурная политика в современном обществе / Сборник статей. М.: Мин-во культуры РФ, 1992.

55. Культурная политика и художественная жизнь общества. / Отв. ред. Жидков B.C. -М„ 1996.

56. Культурный обмен: 10 лет после Хельсинки. М.: Прогресс, 1985.

57. Курьер ЮНЕСКО: Антология за 30 лег. М„ 1990.

58. Либерализация внешнеэкономической деятельности России. М.,1992.

59. Макольская M.JI. Некоммерческие организации в России. Создание. Право. Налоги. Учет . М.: ЦКЦ «ДИС», 1997.

60. Материалы конференции по русско-немецким культурным связям // Диапазон: Вестник иностранной литературы. 1995. - №1.

61. Материалы первой всероссийской конференции «Культура, нравственность, экономика». Ульяновск, 1997.

62. Международно-правовые документы по вопросам культуры / Сост. Залесоцкий А.С. СПб.: СПбГУП, 1996.

63. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.

64. Меллер Д. Культура должна вызывать дерзкие вопросы // Культура. -1997. №32.

65. Менеджмент и культура / Сб. научных трудов. СПб., 1998.

66. Методологические проблемы планирования и управления в сфере культуры. М.: Наука, 198!.

67. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М.: Наука, 1980.

68. Наследие и государственная культурная политика (Сб. аналит. и информ. материалов) / Отв. за вып. Каменец А.В. М.: Гл. информ.-вычисл. центр М-ва культуры РФ, 1996.

69. Наше глобальное соседство. Доклад по глобальному управлению и сотрудничеству. М.: Весь мир, 1996.

70. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. -М.: Прогресс, 1987.

71. Новые методы хозяйствования в сфере культуры. СПб., 1992.

72. Образ России: Русская культура в мировом контексте / Под. ред. Челышева Е.П. М.: Азбуковник, 1998.

73. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры. М., 1991.

74. Организационные преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. М., 1990.

75. Орлова Э.А. Научные основания культурной политики в период ускорения общественного развития. -М., 1989.

76. Основные итоги работы Администрации Санкт-Петербурга за 1996-1999 годы. СПб., ноябрь, 1999.

77. Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций: Материалы цикла региональных семинаров. М.: CAF, 1995.

78. Парижская хартия для новой Европы / Париж, 1990. www.rol.home.bv/iWbasic/4.html.

79. Помпеев Ю.А. История экономической культуры. СПб.: Изд-во СПбГАК, 1998.

80. Помпеев Ю.А, О будущем экономической культуры /У Интернет: культура и образование. Материалы международной конференции. СПб., 1998.

81. Помпеев Ю.А. Основы экономики культуры. СПб., 1999.

82. Помпеев Ю.А. Проблематика межнациональных отношений и культура // Культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы IV международного семинара в СПб. СПб., 1998.

83. Помпеев Ю.А. Экономика культуры. СПб.: КультИнформПресс, 1999.

84. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 1991.

85. Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры. М: НИИК, 1979.

86. Проблемы управления в сфере культуры. М., 1987.

87. Пул Джиллиан Хенбери. Когда менеджмент приносит деньги: Наставления учреждениям культуры всех стран. СПб.: Контрофорс, 1999.

88. Работать с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство? / Материалы международного симпозиума. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.

89. Развитие связей между СССР и рядом стран Латинской Америки в области культуры, 1965-1975: библиографический указатель. Типография Мин-ва культуры СССР, 1983.

90. Развитие связей между СССР и США в области культуры, 1965-1975. -Типография Мин-ва культуры СССР, 1976.

91. Рамзес В.Б. Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии. -М„ 1975.

92. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. СПб., 1992.

93. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. М., 1991.

94. Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1993.

95. Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1994.

96. Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1995.

97. Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1997.

98. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М. Госкомстат России, 1998.

99. Российский Статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1999.

100. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. -М.: «Союзтеатр», 1991.

101. Рудник Б., Шишкин С, Якобсон Л. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы // Вопросы экономики. 1996. -№ 4.

102. Русская культура и мир. Нижний Новгород, 1994.

103. Сазонов Г.А. Основные направления совершенствования структур управления в сфере культуры. М., 1985.

104. Самосознание европейской культуры XX века: Мысли и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

105. Санина В.А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы. М. Наука, 1994.

106. Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Международные отношения, 1991.

107. Селезнева Е. Сохранение или коммерциализация? // Свободная мысль. 1999. -№ 4.

108. Серия «Ориентиры культурной политики». М. - 1996. - № 2-3.

109. Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск, 1985.

110. Смирнова И. Вкладывать средства в развитие обменов. Роль международных фондов // Московские новости. 1989. - № 39.

111. Советская культура: 70 лег развития. М., 1987.

112. Современное управление: Энциклопедический справочник. М., 1997.

113. Соловьева А.В. Третий сектор в культуре Петербурга или Некоторые особенности нашей благотворительности. СПб.: Изд-во Чернышева, 1996.

114. Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, современная технология). -М., 1995.

115. Социально-экономическая эффективность художественной культуры: Материалы международной конференции. М.: Наука, 1985.

116. Социально-экономические проблемы развития культуры. М., 1989.

117. Социальные инновации. // Юбилейный сборник научных трудов, посвященный пятилетию кафедры экономики и управления социальной сферой. В 2-х частях. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

118. Стиль и традиция в развитии культуры. Л., 1989.

119. Столяров И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства. М. Экономика, 1983.

120. Столяров И. .А. Управление культурой: организационно экономический механизм. -М.: Экономика, 1989.

121. Стратегический план Санкт-Петербурга. Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.

122. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях. / Под ред. Жильцова Е.Н. М., 1998.

123. Туганова О/). Современная культура США: Структура. Мировоззренческий аспект . Художественное творчество. М., 1989.

124. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. СПб.: СПбГАК, 1995.

125. Тульчинский ГЛ. Привлечение и аккумулирование финансовых средств. Фандрейзинг в сфере культуры. СПб.: СПбГАК, 1998.

126. Тульчинский Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры. СПб.: СПбГАК, 1996.

127. Управление социальной сферой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

128. Федорова Т. Доклад группы экспертов Совета Европы «Культурная политика Российской Федерации». www.culture.ru/pap501 .html.

129. Фокина М.Л., Формирование и развитие культурно-информационного комплекса. Автореферат на соискание ученой степени канд. эк. наук. -СПб., СПбГУЭФ, 1998.

130. Фомин Э.А., Чикадзе Е.З. Благотворительность как социально-культурный феномен в России. СПб.: Изд-во Чернышева, 1999.

131. Фохт-Бабушкин Ю.У., Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986.

132. Хильчевский Ю. Дипломатия культуры // Международная жизнь. -1990. №4.

133. Хорева Л.В. Благотворительные организации субъект социальной политики // Совершенствование социально-экономических отношений в современных условиях / Сборник научных трудов. - М.: Гелиос АРВ, 1999.

134. Худайберганов Н. Соседи и только? // Литературная газета. 1992, 30 сент.

135. Художественная жизнь современного общества. Т.З. Искусство в контексте социальной экономии / Отв. ред. Рубинштейн А.Я. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998.

136. Чирикова А. Ведомственна социальная инфраструктура в России в период экономических реформ// Общество и экономика. 2000. - № 3-4.

137. Ширалиева Н. Россия Франция: на новом «витке» культурных обменов // Культура. - 1996. - №36.

138. Шишкин С., Рождественская И. Реформы в социально-культурной сфере// Экономика переходного периода. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.

139. Щенникова Л.В. Культура и право. М., 1992.

140. Эберг Ю., Данберг М. Швеция все ближе // Культура. 1997 - №33.

141. Эванс М. Не по книгам Диккенса // Культура. 1996. - 27 апр.

142. Экономика культуры / Под. ред. Рыбакова Ф.Ф., Аленика А.З. СПб.: СПбГИК, 1992.

143. Экономические отношения в социально-культурной сфере / Под. ред. Рыбакова Ф.Ф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.

144. Юрьева Т.В. Интеллектуалья сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству). М, 1994.

145. Якобсон Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурного обслуживания / Учебное пособие. М.: МГУ, 1988.

146. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теориии государственных финансов. М.: Наука, 1995.

147. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.

148. ААМ 1996 Museum Information Survey. Final Report. Washington, D.C., 1996.

149. Adams Don, Goldbard Arlene. Cultural Democracy: Introduction to an Idea. -The Institute for Cultural Democracy, 1995.

150. Aldridge Ruth. On the road. The Start-up guide to touring the arts in Europe. The Arts Council of England, 1996.

151. Arts Networking in Europe / Compiled by Rod Fisher. Arts Council of Great Britain, 1992.

152. Arts Networking in Europe / Ed. by Rod Fisher. Art Council of England, 1997.

153. Assessment of cultural informational needs in the Central European countries in transition towards the market economy. UNESCO, 1997.

154. Bator Paul. The International Trade in Art. Chicago: Chicago University Press, 1981.

155. Castle Michael N. Support for the Arts Opens Many Doors. -www.charm.net/-midarts/Inkcastl.htm.

156. Challenges for Cultural Polciv and Management in Central and Eastern Europe. Proceedings of an International Symposium. Strasbourg, Cultural Committee, 1997.

157. Claxton Marvyn. Culture and Development. UNESCO, 1994.

158. Chorus America Profiles 1995. Member Profiles and Listing. Philadelphia, PA, 1995.

159. Crossing Frontiers. Issues of Heritage, Culture and Identity in a Comparative Context / Ed. by Danielle Cliche. Canadian Heritage, 1995.

160. Cultural Policy and Management in the United Kingdom. Centre for the Study of Cultural Policy, University of Warwick, 1995.

161. Daswani Prakash. Management of Cultural Pluralism in Europe. -UNESCO, 1995.

162. Dupuis Xavier. A Review of Methodologies for Integraiting the Cultural Dimension in Development Planning. UNESCO, 1988.

163. Dynamics of Comminication and Cultural Change: The Role of Networks / Ed. by Biserka Cvjeticanin. Zagreb: Institute for International Relations, 1996.

164. Economic, Social and Cultural Rights. Progress and Achievment / Ed. by Ralph Beddard, Dilys M. Hill. Macmillan, 1992.

165. Enterprise and Heritage: Crosscurrents of National Culture / Ed. by John Corner and Sylvia Harvey. London; New York: Routledge, 1991.

166. Fisher Rod. 1993 : The Challenge for the Arts. The Arts Council of Great Britain, 1993.

167. Focus on the Northen Dimension // ARSIS. Helsinki: University Press, 1999, №1.

168. Gibson Stuart. Funding the culture sector in the period of transition to a market economy / International Conference. Ulan Bator, 1994.

169. Girard Augistin, Gentil Genevieve. Cultural Development: Experience and Policies.-Paris: UNESCO, 1983.

170. Harmony or Confusion for Culture in Europe? The impact of the Single Market and of the Maastricht Treaty / Ed. By Carla Bodo, Rod Fisher. -Prezidenza del Consiglio dei Ministri, Departamento per L'Informazione e L'Editoria, 1995.

171. Heilbrun James. The economics of Arts and Culture: an American Perspective. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1993.

172. Hodgkinson Virginia, Murray S. Weitzman. Giving and Volunteering in the United States 1995. Findings from a National Survey. Washington, D.C., 1997.

173. In From the Margins. Council of Europe, 1997.

174. International Conference on the Preservation and Development of Cultural Life in the Countries of Central and Eastern Europe. UNESCO, 1997.

175. Italy. Culturelink's Cultural Policy Database. -www.wwcd.org/policv/clink/ltaly.html.

176. James Peter. Modern Germany, politics, society and culture. London; New York: Routledge, 1998.

177. Klitgaard Robert. In Search of Culture. A Progress Report on the Search on Culture and Develpoment. UNESCO, 1991.

178. Kovacs Mate. Cultural Policies in a Changing World. UNESCO, 1994.

179. Lawrence Salmen. Beneficiary Assessment: Bringing Culture into Development. UNESCO, 1991.

180. Legal Questions Facing Audiovisual Archives. UNESCO, 1991.

181. Levin Peter. Making Social Policy. Open University Press, 1996.

182. Lord Gowrie PC. The Philosophy of Cultural Subsidy. The Arts Council of England, 1995.

183. Michihiro Watanabe. Mobilizing Resources for Cultural Activities. -www.unesco-sweden.org/Conference/Papers/Paper7.htm.

184. More Bread and Circuses. Who Does What for the Arts in Europe? The Arts Council of England, 1994.

185. OPERA America Annual Field Report. Fiscal Year 1994. Washington, DC., 1995.

186. Our Creative Diversity. Report of the World Commission on Culture and Development. France, EGOPRIM, 1995.

187. Overview of Legal and Other Measures to Protect Original Craft Items. -UNESCO, 1996.

188. Pascalion Pierre. The Cultural Dimension of Development. UNESCO, 1982.

189. Public Sector Management. Theory, Critique and Practice / Ed. by David McKevitt and Alan Lawton. Great Britain: Sage Publications, 1994.

190. Questionnaire on the Public Financing of Cultural Activities in Europe. -UNESCO/ Council of Europe, 1994.

191. Reflections on the Politics of Culture. Talmage, CA, DNA Press, 1990.

192. Renz Loren. Arts Funding: A Report on Foundation and Corporate Grantmaking Trends. New York, NY, 1993.

193. Report on the United States / Japan Comparative Cultural policy Project / Co-directed by Archie Kleingarther and Michihiro Watanabe. NYC: Alta Mirra Publishing Co., 1993.

194. Roney Alex. EC/EU Fact Book. A Complete Question & Answer Guide. -England: Kogan Page, 1998.

195. Said Edward. Imperialism and Culture. London: Chatto & Windus, 1993.

196. Salmen Lawrence. Beneficiary Assessment: Brining Culture into Development. UNESCO, 1991.

197. Staines Judith. Holding Hands // International Arts Manager. 1996, October.

198. The arts business: britons abroad, arts and international exchange. UK: Graphic Repro, 1991.

199. The British Council Annual Report 1996/97. The British Council, 1997.

200. Theatre Facts 1995. American Theatre, April 1995.

201. Theory of Culture / Ed. by Richard Munich, Neil J. Smelser. Berkley: University of California Press, 1992.

202. The Intergovernmental Conference on Cultural Policies for Development, The Power of Culture. Stockholm, 1998. - www.unesco-sweden.org/Conference/Programme.htm.

203. Tohme Georges. Cultural Development and Environment. Paris, France: UNESCO, 1992.

204. Towards a National Arts & Media Strategy. The Arts Council of Great Britain, 1992.

205. Trial, Trust and Tribulation. Helsinki: Arts Council of Finland, 1996.

206. U.S. Orchestra Profile, 1983/84 1994/95. Washington, D.C., 1996

207. Webster's World of Cultural Democracy. The Institute for Cultural Democracy, 1996.

208. Who Benefits From the Nonprofit Sector? Chicago: University of Chicago Press, 1992.

209. Who does what in Europe / Compiled by Rod Fisher. Arts Council of Great Britain, 1992.

210. Williams Jennifer. Across the Street, Around the World. A Handbook for Cultural Exhange. UK: British American Arts Association, 1996.

211. Working Groups. Networking Solutions for Cultural Cooperation in Europe. EFAH/FEAP & Judith Staines, 1996.

212. Китакава Кэндзо. Сэндзика-но бунка ундо:fa t X ^ ^

213. Культурное движение в послевоенные годы в Японии). Япония, 1989.

214. Нива Хироюки. Тиики га цукуру бунка синдзидайхь ф М ъ ^ 1 нь % fe

215. Новое время для региональных культур). Япония, 1992.