Управление рисками инновационных проектов в кинематографии тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Спивакова, Карина Самвеловна
- Место защиты
- Москва
- Год
- 2013
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Автореферат диссертации по теме "Управление рисками инновационных проектов в кинематографии"
На правах рукописи
005051417
Спивакова Карина Самвеловна
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В КИНЕМАТОГРАФИИ
Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
4 АПР 2013
МОСКВА-2013
005051417
Работа выполнена на кафедре управления в сфере культуры, кино, телевидения и индустрии развлечений ФГБОУВПО «Государственный университет управления» (ГУУ).
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор,
ЛЯЛИНА Светлана Юрьевва
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,
президент Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства Шлёнов Юрий Викторович
кандидат экономических наук, ст.преподаватель кафедры страхового дела и управления финансовыми рисками, заместитель директора Института управления финансами и налогового администрирования по науке Стуловский Альберт Евгеньевич
Ведущая организация: ФГОУ ВППО «Всероссийский государственный
университет кинематографии имени С.А. Герасимова»
Защита состоится 23 апреля 2013 года в 14— часов на заседании диссертационного совета Д 212.049.02 ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» по адресу: 109542 Москва, Рязанский проспект, д. 99, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления», с авторефератом - на официальном сайте ГУУ (http://www.guu.ru') и на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: http://vak.ed.gov.ru.
Автореферат разослан 18 марта 2013 года
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.049.02 кандидат экономических наук, доцент
Н.В. Казанцева
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Кинематограф занимает особое место в социально-экономической системе России: с одной стороны, выпускаемые фильмы относятся к произведениям искусства, с другой - киноиндустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. При этом масштабы инвестиций в кинопроекты нередко оказывают определяющее влияние на успех фильма у зрителя, но не менее существенным является влияние творческих компонентов кинопроизводства на кассовые сборы того или иного кинопроекта. Съемочный процесс базируется на проектном подходе, и каждый фильм по своей сути является инновационным проектом, базирующимся на результатах творческой деятельности, вследствие чего существенно повышается значимость функции управления интеллектуальной собственностью. Коммерческий успех фильма в настоящее время также во многом зависит от использования новейших достижений техники и технологий, в связи с чем инновационная восприимчивость и инновационная активность кинематографа нередко является более высокими по сравнению с отдельными предприятиями и отраслями реального сектора экономики. В то же время методология управления кинопроектами в настоящее время только начинает свое формирование. Развитие принципов и методов проектного управления, создание эффективного механизма управления рисками реализации кинопроектов возможны на базе теории и практики управления инновационными технологическими проектами, поскольку объекты управления в обоих случаях имеют много общего.
Высокая неопределенность условий и множественность факторов, определяющих результаты функционирования кинобизнеса, обусловливают высокие предпринимательские риски в данной сфере, что актуализирует задачу разработки научно обоснованных рекомендаций по управлению рисками реализации кинопроектов. До настоящего времени управление рисками в российском кинематографе осуществляется преимущественно интуитивно, на основе личного несистематизированного опыта, а управленческие решения по предотвращению и разрешению рисковых ситуаций, как правило, принимаются без достаточного научного обоснования. В итоге, не учитываются ни позитивный российский и зарубежный опыт риск-менеджмента в кинобизнесе, ни принятые ошибочные решения, приведшие к ухудшению результатов кинопроектов. Поскольку в настоящее время инвестиции в кинопроекты на российских киностудиях достигают десятков и сотен миллионов рублей, цена ошибки в кинобизнесе существенно возрастает, а реализация рисков приводит к значительному экономическому ущербу. Поэтому растет практическая потребность в разработке научно обоснованного инструментария управления рисками при реализации кинопроектов. Влияние творческих слабо формализуемых факторов на реализацию кинопроекта заставляет режиссеров и продюсеров искать новые способы снижения рисков кинопроектов, не применяемые в настоящее время в научно-технической сфере, что обусловливает внедрение новых методов и инструментов риск-менеджмента, рассматриваемых в данной работе как организационные инновации.
В то же время публикации, посвященные проблемам и подходам к управлению кинопроектами и риск-менеджменту в кинобизнесе, посвящены преимущественно анализу проблем развития отрасли. Практически отсутствует учет инновационной специфики кинопроекта в разработках моделей управления кинопроизводством. Научное обоснование подходов к управлению рисками кинопроектов также остается пока малоисследованной научной областью. В связи с этим приобретает актуальность
задача разработки научно-методического подхода к формированию инновационного управления рисками реализации проектов в российских кинокомпаниях.
Степень научной разработанности и изученности проблемы. Исследование подходов к формированию управления рисками при реализации кинопроектов основывалось на современных теориях экономики, менеджмента и управления инновациями. Исследуемая область знаний представлена в научных публикациях, включая монографии и статьи в периодических изданиях в области управления рисками, страхования, организации кинопроизводства, управления инновационными проектами в России и в зарубежных странах.
При анализе научных подходов к управлению рисками были использованы работы В.А. Абчука, А.П. Альгина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.А. Боровковой, Я.Д. Вишнякова, Н.М. Доба, Д.А. Лапченко, С.Ю. Ляпиной, Ф.Х. Найта, Б.А.Райзбер-га, Л.Г. Скамай, Л.Н. Тэпмана, Н.В. Хохлова и др. Анализ проблем кинопроизводства в России и за рубежом и разработка научно-методических рекомендаций базировались на научных трудах российских и зарубежных специалистов в сфере кинематографии: Э.М. Арнольди, А. Базена, Н.Я. Венжер, Д.Б. Дондурея, С. Гинзбурга, А.Б. Журбина, Н. Зоркой, И.Е. Кокарева, Б.И. Криштула, А.Н. Митты, Д. Симона и др. Анализ отечественных публикаций, посвященных управлению рисками в кинопроизводстве, показал, что данная научная область пока остается малоисследованной в России. Вопросы риск-менеджмента в киноиндустрии затронуты в диссертационных работах О.В. Браиловой, М.Ч. Иодковской, Ф.М. Попова и Г.Н. Семенцевой, а также в ряде публикаций А.Ю. Лайкова. В зарубежных публикациях вопросы управления рисками кинопроизводства представлены значительно шире, в том числе в работах таких авторов, как Дж. Ли, Дж. Гэрон, Д. Симон, М. Виз, Е.Л. Хонтанер и др. Изучение инновационной специфики проектов и формирование методологических основ управления инновационными проектами проходило на основе работ и публикаций Н.Б. Культина, Н.П. Масленниковой, A.B. Суриной, И.Л. Туккеля, К.А. Хомкина, Ю.В. Шлёнова и др.
Цель диссертационного исследования - разработка теоретико-методических положений по управлению рисками инновационных проектов в кинематографии.
Цель диссертационного исследования потребовала решения следующих научных задач:
- провести анализ ключевых особенностей кинопроектов как объектов проектного управления в условиях конкурентного рынка и доказать возможность и целесообразность применения методологии управления инновациями в сфере кинопроизводства;
- выявить существенные факторы риска реализации кинопроектов и типовые условия их возникновения в условиях конкурентного рынка;
- обосновать систему классификации рисков реализации кинопроектов для их идентификации, анализа и разработки подходов к их минимизации с учетом особенностей данной сферы деятельности и ее инновационной сущности;
- сформировать организационную модель управления рисками реализации кинопроектов в условиях рыночной конкуренции в соответствии с методологией проектного управления инновациями;
- обосновать научно-методические рекомендации, позволяющие сформировать и применять эффективный подход к управлению основными рисками кинопроектов в российских кинокомпаниях;
- разработать инновационный метод управления рисками, заключающийся в возможности внедрения гарантий завершенности кинопроектов в российское кинопроизводство.
Объект исследования - российские кинокомпании в процессе формирования и реализации кинопроектов от замысла кинопроизведения до организации кинопроката в условиях рыночной экономики.
Предметом исследования является процесс управления рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях на базе методологии проектного управления инновациями.
Основной научной гипотезой в диссертационном исследовании явилось предположение о том, что кинопроекту присущи типичные характерные черты инновационного проекта, на основе чего можно сформировать методологию управления рисками, однако специфика отрасли требует развития инновационных методов и инструментов управления рисками кинопроектов, в частности, в отношении значимого и специфического риска незавершенности кинопроекта. Решение данной научно-практической задачи позволяет существенно снизить влияние рисков на результаты кинопроизводства.
Теоретической и методологической основой исследования явились научные положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых. Теоретическую основу при написании исследования составляли научные труды специалистов и ученых в таких сферах, как стратегический менеджмент, риск-менеджмент, экономика предпринимательства, продюсирование в киноиндустрии. Диссертационное исследование опирается на системный подход, причинно-следственный и морфологический анализ, методы логического обоснования и организационного проектирования.
Информационной базой исследовании стали монографии и периодические публикации российских и зарубежных ученых по организации кинопроизводства и управлению предпринимательскими рисками, нормативно-правовые документы, регламентирующие условия кинобизнеса, данные официальной статистической отчетности российских и зарубежных кинокомпаний, интернет-ресурсы, а также статистические данные компании Моу1еЯе5еагсИСотрапу о состоянии отечественного кинематографа за 2009 - 2012 годы. Кроме того, использовались материалы Конференц-форума кинематографической общественности «Российская киноиндустрия - 2009», Всероссийского форума «Кино России 2020», а также исследование компании Невафильм «Киноиндустрия Российской Федерации».
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методических рекомендаций по управлению рисками инновационных проектов в кинематографии с использованием внедрения практики предоставления гарантий завершения кинопроизводства.
Научную новизну работы характеризуют следующие результаты, полученные лично автором:
- разработан подход к определению понятия «кинематограф» как совокупности неоднородных субъектов предпринимательской деятельности инновационного характера и выделены особенности кинопроекта как объекта управления при проектном подходе, состоящие в сочетании формализуемых факторов успеха и творческой составляющей кинобизнеса, что позволило применить к кинопроекту инновационные методы управления;
- адаптирована с учётом специфики кинопроизводства модель жизненного цикла инновационного проекта путём дополнения его стадиями реализации и эксплу-
атации для идентификации рисков кинопроектов исходя из анализа жизненного цикла, что позволяет сформировать и развивать базу знаний о рисках для успешной деятельности в области кинопроизводства;
- сформирована организационная модель управления рисками в процессе кинопроизводства, описываюшая порядок определения целей кинопроекта, выявления критериев и факторов рисков, классификации и анализа риска, организации управления рисками с определением задач и зон компетенций участников кинопроектов в области риск-менеджмента и мониторинга эффективности кинопроизводства и базирующаяся на проектном методе управления инновациями;
- разработаны принципы организации управления рисками кинопроектов: обоснованность, достижимость, адекватность, гибкость, возможность контроля, ответственность, позволяющие учесть инновационный характер кинопроектов и снизить неопределённость результатов кинопроизводства;
- предложены научно-методические рекомендации по внедрению в российских условиях модели предоставления гарантий завершённости кинопроектов с использованием киностудий в качестве сторонних гарантов как организационной инновации в виде использования нового метода риск-менеджмента. Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности применения положений и разработок для управления рисками кинопроектов в российских компаниях, что обеспечивает повышение эффективности и результативности отечественного кинобизнеса. Предложенный подход позволяет повысить инвестиционную привлекательность отечественного кинематографа и способствует росту экономического вклада данной отрасли в экономику страны.
Апробация работы. Основные положения и рекомендации диссертации рассмотрены и одобрены на научных и научно-практических конференциях (ГУУ, ВГИК, 2009 - 2011). Разработанные в диссертации методические положения и рекомендации нашли свое применение в деятельности кинокомпании «Ангел-Анима», что подтверждается актом и справкой о внедрении результатов. Основные теоретические положения работы были использованы в учебном процессе ГУУ в процессе преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент» для студентов специальности менеджмент со специализацией «Менеджмент в кино и телевидении», «Менеджмент в шоу-бизнесе».
Публикации. По результатам исследования подготовлено лично автором и опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,1 п.л., из них 4 работы опубликованы в изданиях, рецензируемых ВАК.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (120 наименований) и 4 приложения, содержит 140 с. основного текста, 14 рис. и 13 табл.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Разработан подход к определению понятия «кинематограф» как совокупности неоднородных субъектов предпринимательской деятельности инновационного характера и выделены особенности кинопроекта как объекта управления при проектном подходе, состоящие в сочетании формализуемых факторов успеха и творческой составляющей кинобизнеса, что позволило применить к кинопроекту инновационные методы управления.
Российская кинематография представляет собой не только отрасль искусства, но и сферу экономики с динамично развивающимися рыночными отношениями. Жесткая конкуренция — в том числе с зарубежными кинокомпаниями — обусловливает высокую инновационную активность в отрасли, поскольку технико-технологические факторы кинопроизводства для современной зрительской аудитории играют не меньшую роль, чем творческая основа кинопроекта. Кинематография в полной мере может быть отнесена к одному из видов инновационной деятельности, поскольку в ее основе лежат результаты творческой деятельности, а каждый кинопроект является уникальным сочетанием культурно-эстетических, социальных, технологических, организационно-управленческих и экономических факторов с высоким уровнем неопределенности их проявления и динамики. При этом субъекты инновационной деятельности в кинематографе отличаются разнообразием, и их роли в кинобизнесе существенно различаются, что отражает классификация субъектов инновационной деятельности в данной сфере (рис. 1). Необходимость их систематизации обусловлена потребностью более точно определить объект и предмет диссертационного исследования.
Основным субъектом в кинематографе выступает киностудия, обеспечивающая съемку кинофильмов путем реализации художественно-творческих и производственно-технологических процессов, сочетание которых имеет характер инновационной деятельности (в основе - результаты творческой деятельности, представляющие собой объекты интеллектуальной собственности; высокая неопределенность и риски). Продуктом деятельности киностудий становится мастер-копия фильма, которая тиражируется для последующего кинопроката. Вопросы инвестирования и коммерциализации кинофильма лежат в сфере компетенций кинокомпании, которая организует реализацию кинопроектов силами киностудий. Кроме того, именно кинокомпания выступает объектом инвестирования на период реализации кинопроекта. Исторически сложилось, что на базе крупных, основанных задолго до проведения рыночных реформ киностудий («Мосфильм», «Ленфильм» и др.) в России действует несколько кинокомпаний. Более того, в последнее время распространение получила практика создания кинокомпании для реализации единственного кинопроекта. С другой стороны, мировая практика показывает, что процессы слияния и поглощения в отрасли кинематографии могут приводить к ситуации, когда крупная кинокомпания становится учредителем или собственником нескольких киностудий.
Обеспечение съемочного процесса происходит при участии актерских агентств, через которые осуществляется наем состава основных исполнителей проекта (кинотруппы). Кроме того, для обеспечения съемочного процесса нередко осуществляется привлечение аутсорсеров: изготовителей декораций, реквизита и костюмов, поставщиков (арендодателей) специализированного оборудования и животных и др. Состав аутсорсеров зависит от творческого замысла кинопроекта, технологических потребностей и существенно меняется от фильма к фильму, что приближает кинопроект по своему характеру к инновационному проекту. В то же время крупные кинокомпании могут действовать и без аутсорсеров и актерских агентств, концентрируя их функции в своей структуре.
Кинокомпании, киностудии, актерские агентства и аутсорсеры образуют сферу фильмопроизводства, которое входит в киноиндустрию — отрасль экономики, в результате функционирования которой производятся кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов и мультипликация, а также оказываются услуги, связанные с показом кинофильмов, которое осуществляют предприятия кинопроката — одного из важнейших элементов сферы кинобизнеса, к которому также следует отнести мерчандайзинг
- реализацию сопутствующей кинобизнесу продукции (копии фильмов для домашнего просмотра, сувениры, игрушки и др.). Инновационную среду образуют организации кинематографии, связанные с наукой, образованием, проведением фестивалей и творческих конкурсов, а также технико-технологические центры, в которых разрабатываются новые решения в области спецэффектов, технологии съемки и записи звука.
Таким образом, кинематография представляет собой комплексную социально-экономическую сферу, имеющую инновационный характер функционирования.
инновационной деятельности
Кинокомпания — это стабильно функционирующее коммерческое предприятие, для создания отдельных конкретных кинопродуктов в нем целенаправленно создаются временные коллективы из приглашенных специалистов, главная цель которых — создание уникального физического объекта - кинофильма. Съемки фильма как вид деятельности позволяют рассматривать производство одного конкретного фильма как инновационный проект и успешно применять в данной сфере методы и инструменты проектного управления инновациями.
В соответствии с РМВОК - Руководством к своду знаний по управлению проектами, «проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг». По сути, кинопроект является временным хозяйствующим субъектом, созданным для реализации уникального творческого замысла авторов фильма. Кинопроект является формой функционирования киностудии или кинокомпании, в зависимости от сложившейся структуры кинобизнеса. Как элемент деятельности кинокомпании или киностудии кинопроект отличается двойственной природой: он приобретает определенную хозяйственную самостоятельность как временное предприятие, но, с другой стороны, он интегрируется во внутреннюю среду кинокомпании, что вносит дополнительные сложности при управлении рисками кинопроектов.
Как и традиционные проекты, кинопроект обладает рядом признаков, однако эти признаки, позволяющие применять методологию управления инновационными проектами, в кинопроизводстве приобретают свое специфическое звучание:
1. Кинопроект инициируется для достижения конкретных творческих и предпринимательских г/елей. Эти цели формируются на начальной стадии проекта и на завершающей служат критериями оценки результатов проектов. Творческие цели могут пересекаться с предпринимательскими: так, кассовые сборы от кинопоказа одновременно являются и индикатором попадания в целевую аудиторию, и признанием творческого решения, и эффективностью предпринимательской деятельности.
2. Кинопроект ограничен во времени, однако в отличие от научно-технических и производственно-технологических проектов, сроки реализации кинопроектов нередко увеличиваются в несколько раз по сравнению с плановыми, что связано как с творческим характером основных стадий, так и существенным влиянием случайных факторов: погодных условий, состояния здоровья актерского состава, изменения политической конъюнктуры и др. В отличие от традиционных проектов для кинопроектов нет научно-обоснованной базы нормативов времени на выполнение отдельных работ, поэтому в отсутствии базы знаний об управлении кинопроектами на киностудии календарно-постановочный план разрабатывается преимущественно на основе экспертных оценок, а его достоверность во многом зависит от опыта и компетентности режиссера и продюсера.
3. В результате кинопроизводства создаются уникальные продукты — кинофильмы, отличающиеся не только по своим сюжетам и жанрам, но основанные на различных технологических приемах и техниках. И хотя кинокомпании и киностудии нередко сравнивают с «поточным производством», для данной отрасли более эффективным является проектный подход, поскольку конфигурации кинопроектов имеют существенные различия, и процессный подход, применяемый для серийного производства, в кинобизнесе оказывается малопригодным.
4. Кинопроект предполагает последовательную разработку, он развивается во времени, от одного этапа к другому в соответствии с календарно-постановочным планом. В то же время специфика кинопроектов, связанная с высокой степенью неопределенности, что может приводить к переносу как сроков выполнения отдельных работ, так и их последовательности, обусловливая необходимость уточнения графика работ в процессе реализации проекта.
Таким образом, для кинопроизводства наиболее целесообразным является применение проектного подхода управления инновациями, однако по сравнению с базовой проектной методологией кинопроекты имеют более высокий уровень неопределенности, что требует применения более сложного и продуманного подхода к управлению рисками.
Конечным итогом кинопроизводства является интеллектуальный продукт, определение которого можно сформулировать следующим образом: это результат деятельности в сфере социального производства, представляющий собой продукт культуры и предназначенный для удовлетворения потребностей кинозрителей.
Кинопроект по своей сути является инновационным проектом (табл. 1).
Из табл. 1 следует вывод, что кинопроекту как объекту управления присущи все типичные черты инновационного проекта, а конечный результат кинопроекта -кинофильм - можно назвать инновационным продуктом в социальной сфере. Следовательно, методология управления инновационным проектом применима для управления кинопроектом.
Таблица 1 - Сравнительный анализ характеристик кинопроекта и инновационного проекта
Параметры сравнения Кинопроект Инновационный проект
Типовой цикл: «разработка идеи — реализация идеи - коммерциализация» Цикл «разработка сценария - кинопроизводство - кинопрокат» Цикл «исследования и разработки - производство - потребление»
Идея проекта Оригинальна. Уникальна. Результат творчества Нова и креативна. Результат творчества
Бизнес-идея проекта Базируется на эстетических и социокультурных запросах зрителей и возможностях современных технологий фильмопроиз-водства Базируется на неудовлетворенных потребностях рынка и новых возможностях, обусловленных научно-техническим прогрессом
Прогнозирование результатов Затруднено вследствие множества внутренних и внешних факторов неопределенности Затруднено вследствие множества внутренних и внешних факторов неопределенности
Планирование хода и результатов Требуется постоянное уточнение графика съемок. Результат непредсказуем Требуется постоянное уточнение сроков реализации работ. Результат может отличаться от первоначального замысла
Сопротивление новому Технологические новации увеличивают зрительский интерес. Высокая зависимость от сложившихся стереотипов, моды, вкусов. Консерватизм по отношению к творческим экспериментам Консерватизм потребителей в отношении новых технологических решений при стремлении к приобретению новых и оригинальных продуктов
Роль личного фактора Полностью определяет коммерческий успех проекта Является определяющим фактором коммерческого успеха проекта
Нематериальная мотивация Творческая самореализация участников команды проекта. Энтузиазм. Общественное признание Самореализация интеллектуального потенциала команды проекта. Энтузиазм Удовлетворение амбиций
Трудовая дисциплина Вторична. Более значимым является «дух творчества» Вторична. Более значимым является креативность команды
Методы управления Преимущественно социально-психологические. Санкции почти не применяются Преимущественно социально-психологические. Санкции почти не применяются
Уровень риска Высокий Высокий
2. Адаптирована с учётом специфики кинопроизводства модель жизненного цикла инновационного проекта путём дополнения его стадиями реализации и эксплуатации для идентификации рисков кинопроектов исходя из анализа
жизненного цикла, что позволяет сформировать и развивать базу знаний о
рисках для успешной деятельности в области кинопроизводства.
Проектный подход в сфере кинопроизводства позволяет успешно применять ряд позитивно зарекомендовавших себя концепций и методов проектного управления. Так, для кинопроизводства представляется плодотворным использование концепции жизненного цикла проекта, который рассматривается как период от инициации проекта до его завершения. Специалисты в области проектного менеджмента выделяют 3 основные укрупненные фазы развития традиционного проекта, которые совпадают по своей сути с фазами проектов производства кинофильмов:
- предынвестиционную фазу, связанную с подготовкой проекта, обоснованием его эффективности для получения инвестиций;
- инвестиционную фазу, в течение которой происходит привлечение средств в реализацию проекта и выстраивается организация управления проектом;
- рабочую фазу, на которой собственно происходит процесс реализации проекта. Данные типовые этапы для кинопроекта получают свое специфическое содержание. Работы, входящие в каждый из данных этапов, учитывают особенности кинопроизводства в целом и кинопроекта, в частности. Однако по сравнению с типовым проектом для отрасли киноиндустрии в жизненном цикле кинопроекта целесообразно включить две дополнительные фазы, отражающие специфику кинематографии:
- фаза завершения кинопроизводства, в процессе которой разрабатывается и реализуется стратегия продвижения фильма на кинорынке, а также обеспечивается его признание кинокритикой, обеспечивающие удовлетворение творческих амбиций участников кинопроекта. Выделение данной фазы связано со спецификой кинопроекта, который не завершается с окончанием монтажа. В то же время специфика задач данной фазы и состав исполнителей (в частности, на этом этапе участие киностудии в кинопроекте практически прекращается) позволяют говорить об этом этапе кинопроекта как о самостоятельной фазе его жизненного цикла. Более того, нередко именно данная фаза играет основную роль в обеспечении успеха кинопроекта или становится основным источником рисков;
- эксплуатационная фаза, основная цель которой связана с прокатом кинофильма и продажей записей фильма для домашнего просмотра, выпуском и реализацией сувенирной продукции и др. Именно на этой фазе происходит возврат вложенных в проект средств, поэтому выделение этой фазы в самостоятельный проект нецелесообразно, поскольку данная фаза обеспечивает инвестиционную привлекательность кинопроекта и на этой фазе реализуются предпринимательские интересы участников проекта. В отличие от традиционных проектов, которые завершаются организацией серийного производства, после чего происходит переход от проектного к процессному управлению, в кинобизнесе коммерциализация в каждом конкретном случае требует разработки оригинальных решений, что не позволяет говорить о «серийности» данного этапа, и он должен быть отнесен к жизненному циклу всего кинопроекта.
Этапы, или фазы кинопроекта, среди специалистов в киноотрасли принято называть «периодами». На рис. 2 представлены периоды и основные типовые задачи кинопроекта по фазам кинопроекта.
Основные риски кинопроекта связаны с разрывом связей между отдельными фазами кинопроекта. Так, сценарий может быть незакончен, не востребован, не одобрен и т.п. Подготовка съемок может прерваться из-за недостатка инвестиций, отсутствия необходимых ресурсов и кадров и т.п. Съемочный процесс может прерываться как по
причинам творческого, так и технико-экономического характера. Неурегулированность отношений по правам на интеллектуальную собственность отсрочат или приведут к невозможности начала кинопроката. Равно как и недостаточно энергичная реклама фильма, неудачная стратегия его продвижения существенно сократят доходы от кинопроката. Таким образом, при всей своей специфике риски кинопроекта по фазам его жизненного цикла принимают одну из 4 типовых форм, свойственных инновационным проектам: (1) провал проекта; (2) ухудшение параметров, характеризующих результаты проекта; (3) срыв плановых сроков проекта; (4) превышение бюджета проекта.
1. Предынвестиционная
фаза: формирование концепции кинопроекта
Разработка и согласование сценария Анализ целевой аудитории Определение зрелищности проекта Оценка емкости рынка
♦
2. Инвестиционная фаза: разработка основных проектных решений
Доработка сценария
Утверждение основного состава съемочной
группы
Раскадровка
Определение технологии и объема спецэффектов Формирование календарно -постановочного плана Выбор аутсорсеров Планирование сроков производства Составление сметы расходов Разработка инвестиционного меморандума
3. Рабочая фаза: реализация проектных решений
• Изготовление декораций и реквизита, пошив костюмов • Закупка расходных материалов • Павильонная и натурная съемка • Компьютерная отрисовка и выполнение спецэффектов • Синтезирование изображений • Озвучание(первичная запись звука и шумов) • Монтаж отснятого материала • Павильонная запись музыки и звука • Компьютерная обработка изображения и дорисовка кадров • Создание фонограммы • Синхронизация видеоизображения и звука • Изготовление титров
4. Фаза завершения производства: выпуск фильма
Организация рекламы и продвижения фильма на кинорынке РИ, участие в фестивалях и конкурсах, работа со СМИ Изготовление копий для кинопроката Утилизация реквизита и декораций
♦
5. Эксплуатационная фаза: получение доходов от реализации проекта
Кинопрокат
Реализация на вторичном рынке Мерчандайзинг и вторичная коммерциализация проекта Возврат вложенных средств
Рисунок 2 - Этапы кинопроекта и содержание работ по этапам
Идентификация рисков - исходный момент формирования научно обоснованного подхода к управлению предпринимательскими рисками. Она включает определение кри-
териев риска, на основе которых выявляются признаки возникновения рисковых ситуаций, что позволяет разделить ситуации на рисковые (и, соответственно, требующие применения методов управления рисками) и нерисковые (не требующие вмешательства или разрешаемые иными методами и средствами). Кроме того, на основе критериев рисков в процессе мониторинга определяется момент их возникновения. В соответствии с методологией проектного подхода к управлению инновационными проектами в процессе идентификации рисков производится выявление факторов риска, обусловивших их возникновение, и анализ их влияния на ключевые параметры кинопроекта.
В диссертации выделены основные условия и факторы, которые определяют результаты кинопроекта (рис. 3).
Рисунок 3 - Условия и факторы возникновения рисков в кинопроизводстве
Обоснован следующий подход к идентификации рисков (табл. 2).
1) Формулирование критериев риска исходя из следующих типовых форм его возникновения:
- невозможность достижения всех целей кинопроекта;
- неполное достижение целей кинопроекта (в целом по проекту, по фазам и отдельным работам проекта);
- нарушение сроков реализации кинопроекта (в целом по проекту, по фазам и отдельным работам проекта);
- перерасход бюджета кинопроекта (по статьям, фазам, отдельным работам проекта).
2) Определение показателей (индикаторов) рисков кинопроекта, на основе которых в процессе мониторинга по критериям выявляются моменты возникновения рисковых ситуаций, установление критических (предельно допустимых) значений количественных показателей и описание недопустимых состояний качественных показателей.
3) Выявление факторов рисков как основных причин их возникновения и определение зоны компетенций участников кинопроекта по каждому из выделенных факторов;
4) Формулирование рисков как сочетания форм их проявления и факторов, приведших к их возникновению, позволяющее выбрать адекватные методы анализа и управления, а также сформировать базу знаний о рисках кинопроектов.
В соответствии с предложенным подходом к идентификации рисков формулировка строится по следующей схеме:
конкретизация критерия риска + фактор, обусловивший его возникновение.
Например, «увеличение сроков павильонных съемок более чем на 5 рабочих дней вследствие задержки изготовления декораций аутсорсерами» или «более чем 15-процентный рост затрат на создание фонограммы из-за нарушения технологии звукозаписи по вине звукооператора». Проведенная подобным образом идентификация рисков кинопроектов позволяет создавать и развивать базу знаний о рисках, классифицировать их, накапливать необходимую статистику, обеспечивать мониторинг и устанавливать сферу ответственности среди участников кинопроекта. Так, риски, обусловленные ненадежностью аутсорсеров, позволяют по собранным данным оценить их надежность (вероятность своевременной поставки), что впоследствии позволит исключить наиболее ненадежных партнеров из числа поставщиков и подрядчиков и тем самым снизить соответствующие риски кинопроекта. Установленный уровень критического значения риска позволяет определить момент принятия решений по управлению рисками. Например, если отклонения сроков реализации работы не превышают резерва или допустимого отклонения, ситуация не рассматривается как рисковая и никаких специальных действий в этой связи не осуществляется. Одновременно предлагаемая формулировка риска позволяет обеспечить его мониторинг: критерий определяет перечень контролируемых показателей, а фактор - зону контроля.
Идентификация рисков кинопроекта на стадии планирования включает анализ базы рисков (методом аналогии) и моделирование рисковых ситуаций. В основу моделирования целесообразно положить системный подход, согласно которому каждый из этапов и отдельных работ по проекту рассматривается как функционал, описывающий зависимость от «входов» — факторов риска состояния «выходов» - индикаторов риска, описывающих промежуточные и окончательные результаты кинопроекта. Риски идентифицируются по таким результатам («выходам»), которые оказались за пределами допустимых значений. Обратная задача - определение критических (предельно допустимых) значений факторов — позволяет обеспечить мониторинг рисков в процессе реализации кинопроекта.
Предложенный подход к идентификации рисков кинопроекта позволяет провести классификацию рисков и сформировать подход к управлению ими. Анализ и оценка рисков на основе предложенного подхода существенно упрощает процедуру классификации рисков и организации базы знаний о рисках в кинокомпании, что становится основной предпосылкой для снижения рисков кинопроектов.
3. Сформирована организационная модель управления рисками в процессе кинопроизводства, описывающая порядок определения целей кинопроекта, выявления критериев и факторов рисков, классификации и анализа риска, организации управления рисками с определением задач и зон компетенций участников кинопроектов в области риск-менеджмента и мониторинга эффективности кинопроизводства и базирующаяся на проектном методе управления инновациями.
Организационная модель управления рисками представляет собой формализованное описание процесса принятия решений по управлению кинопроектом, обеспечивающих достижение всех проектных целей по стадиям жизненного цикла кинопроекта
Таблица 2 - Пример матрицы формулирования рисков кинопроекта как основы их идентификации и создания базы знаний о рисках (фрагмент)
Цели и показатели кинопроекта Критерии рисков Индикаторы риска Факторы
внешней среды внутренней среды
Макроэкономические Технологические ... Управление проектом ...
Уровень доходов населения Инфляция Наличие ПО для спецэффектов Возможности киносъемки в формате ЗВ Компетентность ключевых участников проекта Качество календарно-постановоч-ного пата
Финансовые Кассовые сборы Менее 300 млн. руб. + + + + +
Рентабельность Ниже 20% + + + + +
Творческие Оценка критиков Наличие более 3 отрицательных отзывов + +
Узнаваемость 2% + + + +
Предпринимательские Сроки Превышение более чем на 20 дней + +
Репутация Наличие публичного конфликта +
«+» - наличие риска, принявшего соответствующую форму в результате действия данного фактора,
с привязкой к системе управления им. Организационная модель управления рисками, с одной стороны, базируется на проектном подходе управления инновациями, а с другой — приобретает специфику, обусловленную особенностями кинопроектов как объектов управления. Организационная модель управления рисками в процессе кинопроизводства представлена на рис. 4.
1-й этап:
Определение целей кинопроекта и критериев их реализации
2-й этап:
Разработка индикаторов рисков кинопроекта
I
3-й этап:
Выявление факторов риска кинопроекта и идентификация рисков
7-й этап:
Мониторинг и
оценка эффективности управления рисками
6-й этап:
Организация управления рисками
5-й этап:
Формирование подходов и методов управления рисками
4-й этап:
Классификация и анализ рисков. Создание и развитие базы знаний о рисках
Рисунок 4 - Организационная модель управления кинопроекта
1-й этап: Определение целей кинопроекта и критериев их реализации
Цели кинопроекта распределяются на 3 основные группы: (а) творческие -реализация замысла творческого коллектива кинопроекта, включая исполнителей главных ролей; (б) предпринимательские - получение прибыли от реализации кинопроекта и эффективное использование материальных, финансовых, человеческих и временных ресурсов в процессе кинопроизводства; (в) финансовые и инвестиционные — обеспечение инвестиционной привлекательности кинопроектов и оптимизация денежных потоков в процессе кинопроизводства.
Цели распределяются и уточняются по отдельным стадиям, этапам и работам кинопроекта. Каждое мероприятие календарно-постановочного плана кинопроекта должно описываться с помощью набора целей, представляющих собой подцели и промежуточные цели кинопроекта в целом. По каждой из целей устанавливается показатель или группа показателей, характеризующих степень достижения поставленной цели. Показатели могут быть количественными (в виде конкретных значений) или качественными (в виде признака или свойства).
2-й этап: Разработка индикаторов рисков кинопроекта
Риски кинопроекта идентифицируются исходя из недостижения или неполного достижения поставленных целей. Индикаторами рисков в таком случае можно считать значения показателей реализации целей, которые фактически оказываются хуже запланированных, при этом величина отклонения превышает предельно допустимое значение. Определение предельно допустимых значений показателей производится либо на основе экономико-математического моделирования (например, при проведении анализа устойчивости и чувствительности проекта), либо экс-пертно (особенно в отношении качественных показателей).
3-й этап: Выявление факторов риска кинопроекта и идентификация рисков
Выявление факторов риска производится либо экспертно (путем сопоставления основных внутренних и внешних условий внешней среды и целей проекта и установления влияния этих условий на достижение поставленных целей), либо исходя из ранее сформированной базы знаний о рисках, где накоплены данные о связи ключевых показателей кинопроекта и влияющих на них внутренних и внешних условий. В итоге производится их идентификация.
4-й этап: Классификация и анализ рисков,создание и развитие базы знаний о рисках
Классификация рисков проводится для выявления инструментов анализа и принятия управленческих решений. Поэтому классификационные группы рисков выделяют по общности методов анализа, однородности исходных данных для анализа и оценки, однотипности подходов к управлению этими рисками. Сформированные подобным образом классификационные системы рисков кинопроектов позволяют создавать и развивать базу знаний о рисках как важнейшую предпосылку для будущего снижения рисков кинопроизводства. Для этого классификационная система рисков кинопроектов дополняется данными о фактической реализации рисков: частоте их возникновения, параметрах развития, масштабах потерь и эффективности применения тех или иных методов управления (разрешения рисковых ситуаций).
В зависимости от содержания риска и его специфики выбираются методы анализа и оценки риска. При этом выделяются 3 основные направления анализа рисков: (а) априорный - на стадии разработки кинопроекта до момента начала его реализации; (б) оперативный - в процессе реализации кинопроекта по фактическим результатам реализации как отдельных этапов, стадий и работ, так и по всему проекту в целом; в процессе оперативного анализа рисков производится также их мониторинг с целью наиболее раннего обнаружения; (в) апостериорный - после завершения кинопроекта, подробное описание и изучение рисков, возникших в процессе кинопроизводства. Оценка рисков производится по 2 основным направлениям: с точки зрения возможности возникновения рисков (степень риска); с точки зрения тяжести последствий от возникновения рисков (мера рисков). В зависимости от наличия данных для оценки используются либо экономико-математические методы анализа рисков, либо экспертные.
5-й этап. Формирование подходов и методов управления рисками
В основе формирования подходов и методов управления рисками кинопроекта лежат типовые решения, направленные либо на полное исключение рисков (если риски являются управляемыми), либо на снижение рисков (для частично управляемых рисков), либо принятие рисков (если риски относятся к неуправляемым). Конкретные решения обосновываются путем моделирования (оценка показателей проекта при воздействии на тот или иной фактор внутренней или внешней среды или их совокупности), оптимизации, экспертных методов или по аналогии на основе базы знаний о рисках кинопроектов исходя из предыдущего опыта в сфере кинобизнеса. Параллельно оцениваются потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений по управлению рисками. Окончательный выбор подхода к управлению рисками формируется путем сопоставления затрат и результатов применения каждого из возможных подходов и методов управления рисками.
6-й этап. Организация управления рисками
Выбранные методы и подходы к управлению рисками требуют организации их реализации, для чего производится установление ответственности за их мониторинг и координацию деятельности по устранению рисков. Основным критерием при этом становится функциональная специализация руководителей кинопроекта. Так, режиссер и сценарист, как правило, несут ответственность за риски, связанные с творческой составляющей кинопроекта, в сферу компетенций режиссера также подпадает управление рисками, связанными с основными исполнителями (актерской труппой) ввиду его творческого характера. Риски предпринимательской деятельности контролирует и разрешает продюсер. Финансовые и инвестиционные
риски лежат в сфере компетенций коммерческого директора кинопроекта. Аналогично устанавливается ответственность и по другим группам рисков.
Параллельно производится выделение и распределение ресурсов для реализации мер по управлению рисками, а соответствующие руководители кинопроекта наделяются полномочиями по их использованию в процессе риск-менеджмента.
Права, обязанности, полномочия и ответственности руководителей кинопроектов закрепляются за ними путем включения соответствующих пунктов в контракты или в приказном порядке. Информация о распределении сфер компетенций в области риск-менеджмента кинопроекта также заносится в базу знаний с тем, чтобы впоследствии по аналогии принимать соответствующие организационные решения в отношении новых кинопроектов.
7-й этап. Мониторинг и оценка эффективности управления рисками
Этап мониторинга рисков представляет собой инструмент идентификации рисков, а также позволяет сформировать систему «обратной связи» об эффективности и результативности управления рисками. Так, для управляемых и частично управляемых рисков мониторинг рисков позволяет оценить, насколько в действительности снизились риски кинопроекта (сопоставить расчетные и фактические значения вероятностей и потерь от рисков). В отношении неуправляемых рисков мониторинг позволяет оценить скорость принятия решения, адекватность принятых мер и период восстановления нормального хода реализации кинопроекта. В общем случае эффективность управления рисками определяется по соблюдению сроков и бюджета кинопроекта, а также по степени достижения творческих целей в процессе кинопроизводства. В качестве частной задачи оценки эффективности управления рисками выступает задача оценки рациональности использования ресурсов, зарезервированных для управления рисками кинопроекта. Мониторинг рисков осуществляется на всем протяжении кинопроекта — с момента начала его реализации до выпуска фильма на широкий экран.
4. Разработаны принципы организации управления рисками кинопроектов: обоснованность, достижимость, адекватность, гибкость, возможность контроля, ответственность, позволяющие учесть инновационный характер кинопроектов и снизить неопределённость результатов кинопроизводства;
Управление рисками кинопроектов в российских кинокомпаниях должно осуществляться путем решения ряда задач, которые возникают в процессе кинопроизводства: (1) определение факторов рисков и выявляются условия их возникновения при реализации кинопроект; (2) идентификация рисков кинопроекта, их анализ, выбор и дальнейшая детальная разработка методов и инструментов их минимизации; (3) организационное обеспечение управления рисками кинопроекта, устанавливаются сроки, ответственность, полномочия и ресурсы для реализации выбранного подхода к управлению рискам, утверждается бюджет по управлению рисками; (4) условия результативного управления рисками кинопроекта и определяется подход к мониторингу рисков, устанавливаются методы и инструменты оценки эффективности управления рисками.
Управление рисками кинопроектов основывается на следующих принципах, соответствующих инновационному характеру кинопроизводства:
- Обоснованность', решения по управлению предпринимательскими рисками должны быть обоснованы с применением современных инструментов и методов риск-менеджмента; целесообразно заранее предусматривать возмож-
ные действия в ответ на возникающие рисковые ситуации и формировать банк типовых решений по управлению рисками кинопроектов.
- Достижимость: предложенные методы управления рисками кинопроекта должны быть применимы на практике и при адекватном использовании обеспечивать позитивный результат кинопроекта.
- Адекватность", предложенные методы управления рисками должны учитывать специфику кинопроектов и особенности российского кинопроизводства и кинорынка, они должны основываться на существующей нормативно-правовой базе и вписываться в культурно-социальную среду кинобизнеса.
- Гибкость: разработанный подход ориентирован на применение различных методов управления рисками в зависимости от художественно-эстетических, экономических и организационных характеристик кинопроекта, он предполагает адаптацию типовых решений в области управления рисками исходя из реальных особенностей и потребностей кинопроекта.
- Возможность контроля: результаты управления рисками должны выявляться и оцениваться, должен быть сформирован механизм оценки эффективности и результативности решений по управлению рисками кинопроекта.
- Ответственность: права, обязанности, полномочия и ответственность за анализ и управление рисками должны быть распределены между основными участниками кинопроекта, при этом они должны обладать достаточными компетенциями в данной области и использовать современный арсенал методов и инструментов риск-менеджмента в инновационной сфере. Типовыми подходами к управлению рисками в кинобизнесе являются:
- исключение-, создание условий, препятствующих возникновению рисков в процессе реализации кинопроекта; как правило, данные методы ориентированы на риски, связанные с техническими и технологическими аспектами кинобизнеса, сфера контроля за данными рисками лежит в зоне компетенций технического директора кинопроекта (или аналогичного специалиста, в зависимости от специфики организации кинопроизводства);
- снижение: создание условий, направленных на уменьшение возможностей возникновения рисковых ситуаций или сокращение потерь от рисков в процессе реализации кинопроекта; если методы, ориентированные на снижение вероятности рисков достаточно широки - от использования технических средств контроля и стабилизации процесса кинопроизводства до развития методов обучения и специальной подготовки участников проекта к действиям в условиях рисковых ситуаций, то средства снижения последствий от рисков, как правило, ограничиваются экономическими методами (компенсация, резервирование, страхование и др.); поэтому первая группа рисков относится к компетенции руководителя кинопроекта (режиссера, продюсера и др.), а вторая - к экономическим руководителям кинопроекта (коммерческий или финансовый директор, экономист и др.);
- принятие, или игнорирование: отсутствие каких-либо специальных действий в отношении рисков; как правило, данный подход характерен для неуправляемых рисков, перечень которых согласовывается с инвестором кинопроекта; он же принимает на себя ответственность за контроль и разрешение рисковых ситуаций данного рода.
В диссертации предложена типовая организация управления рисками кинопроектов, описание которой представлено в табл.3.
5. Предложены научно-методические рекомендации по внедрению в российских условиях модели предоставления гарантий завершённости кинопроектов с использованием киностудий в качестве сторонних гарантов как организационной инновации в виде использования нового метода риск-менеджмента.
Использование модели гарантии завершения кинопроизводства в российских кинокомпаниях можно отнести к категории организационных инноваций, согласно определениям инноваций данного типа в Законе о науке и государственной научно-технической политике и методических материалах Росстата. Данная инновация призвана способствовать развитию кинорынка не только на стадии кинопроката, но и на стадии кинопроизводства, где проблемы привлечения инвестиций в настоящее время далеки от своего разрешения. Специфические риски кинобизнеса, проявляющиеся в форме прекращения реализации кинопроекта по различным - нередко иррациональным и непредсказуемым - причинам, существенно снижают инвестиционную привлекательность данной сферы предпринимательской деятельности. Под «завершением кинопроизводства» понимается окончание полного цикла создания кинофильма до момента его выхода на экраны кинотеатров, что является окончанием инвестиционного периода и началом периода коммерциализации кинопроекта. При этом для инвестора кинопроекта основным остается риск невозврата вложенных средств, поскольку до окончания периода кинопроизводства кинопроект не способен приносить доходы; активы, образованные в процессе киносъемок, неликвидны, а выход инвестора из проекта, как правило, без потерь невозможен. В практике зарубежных компаний широко используется модель гарантии завершения кинопроизводства (completion bond), которая позволяет существенно снизить инвестиционные риски кинобизнеса. Для этого необходимо развитие инфраструктуры кинорынка за счет создания института специализированных организаций, способных гарантировать завершение кинопроизводства, в роли которых за рубежом выступают профессиональные ассоциации и объединения, способные реально оценить риски досрочного завершения кинопроектов. Однако в России институт саморегулируемых организаций (СРО) пока не получил своего развития в кинобизнесе, поэтому для российской киноиндустрии необходимо либо развитие механизма СРО (в перспективе), либо использование специфики российского кинематографа (как временная мера): поскольку киностудии в силу исторических причин обеспечивают деятельность нескольких кинокомпаний и вследствие этого имеют относительно стабильный и устойчивый характер работы, именно киностудии способны обеспечивать инвесторам соответствующие гарантии. Реализация данного подхода к управлению рисками представлена на рис. 5.
На первом этапе, который является подготовительным периодом, гаранту предоставляется необходимая документация, включающая основные творческие и экономические характеристики кинопроекта: сценарий, бюджет (смету), календар-но-постановочный план (либо любой другой документ, отражающий график производства и фиксирующий сроки окончания производства кинопроекта), страховой пакет полисов, покрывающий риски, связанные с материально-технической базой кинопроекта и составом его исполнителей, предварительные соглашения о прокате будущего фильма (один из основных документов для принятия решения о поддержке производства кинопроекта, свидетельствующий о востребованности
Таблица 3 — Типовая организация управления
рисками кинопроекта (фрагмент)
№ Риск Индикатор для идентификации Показатели для анализа Рекомендуемые решения Инструменты для принятия решений Ответственность
1. Срыв сроков натурных съемок из-за неблагоприятных погодных условий Соответствие прогноза погоды требованиям кинопроцесса Стоимость «простоя» Стоимость переноса съемок Длительность периода перебазирования Резервы времени в ка-лендарно-постановочном плане Пересмотр графика съемок (замена натурных съемок павильонными) Подбор нескольких натурных площадок в различных местах Моделирование и оптимизация на основе экономико-математических методов Рабочее совещание Программное обеспечение по управлению проектами Режиссер, ассистент режиссера
23. Увеличение затрат на монтажные работы вследствие роста арендной платы на киностудии Превышение счета за аренду по сравнению с запланированным бюджетом Смета расходов на монтажные работы Извещение об изменении ставок аренды Сокращение сроков монтажа Передача монтажа на аутсорсинг Сравнительный экономический анализ Рабочее совещание Продюсер, коммерческий директор
62. Неполная реализация творческого замысла вследствие низкого качества спецэффектов Экспертное заключение Качество спецэффектов Восприятие спецэффектов зрителями Удовлетворенность авторов фильма Исключение эпизода из сценария Заказ спецэффектов у аутсорсеров Поиск альтернативных возможностей реализации творческого замысла Резервирование средств в бюджете кинопроекта Рабочее совещание Режиссер, сценарист, технический директор, оператор
\ґв
1. Предоставление гаранту необходимой документации
2. Анализ потенциала кинопроекта и надежности кинокомпании
3. Согласование условий и подписание 3-стороннего оглашения
пакет документов входят: Сценарий Бюджет (Смета)
Календарно-постановочный план Пакет страховых полисов
Разрешительные документы на натурную съемку Соглашения рге-БаІе
Оцениваются следующие аспекты:
• Профессионализм и компетентность участников проекта
• Репутация менеджмента проекта и/или имидж кинокомпании
• Материально-технические потребности кинопроизводства
• Обоснованность инвестиционных потребностей
------
В соглашение включаются следующие положения:
• График реализации кинопроекта
• Бюджет (смета) кинопроекта
• Вознаграждение услуг компании гаранта
• Условия перехода управления кинопроизводством к гаранту__
(^Возможны 3 ситуации:
4. Мониторинг реализации ^кинопроекта
1. Кинопроизводство осуществляется в соответствии с планом, что не требует никаких действий гаранта
2. Возникают временные отклонения кинопроизводства от плана, что позволяет гаранту включиться в управление
3. Возникают проблемы, обусловливающие переход проекта ^ под полный контроль гаранта___/
Рисунок 5 -Порядок предоставления гарантий завершения кинопроизводства
производимого фильма и возможностях его коммерциализации, или рге-за1е), официальные документы, разрешающие натурные съемки, а также съемки в исторических местах или местах с ограниченным доступом.
На втором этапе гарант изучает предоставленные документы и анализирует потенциал кинопроекта и надежность его инициирующей кинокомпании. Для этого гарантом разрабатывается перечень требований и условий, которым должна соответствовать кинокомпания, команда кинопроекта и проектная документация. Как правило, оцениваются такие аспекты, как (1) профессионализм и компетентность участников кинопроекта и репутация руководителей кинопроекта (режиссера, продюсера и др.); (2) потенциал рынка кинопроката и получения доходов от реализации сопутствующих товаров и услуг; (3) материально-технические и технологические потребности кинопроизводства, их обеспеченность со стороны киностудии, аутсорсеров и бизнес-партнеров и соответствие современному технологическому уровню развития кинопроизводства; (4) обоснованность инвестиционных потребностей и условия финансирования кинопроизводства.
Одним из главных аспектов анализа, проводимого гарантом, является адекватность разработанного подхода к управлению рисками, возможность исключения рисков досрочного завершения (прерывания) кинопроекта.
На основе проведенного анализа гарант определяет ожидаемые дополнительные расходы на завершение проекта в случае перехода управления к гаранту исходя из оценки вероятности его досрочного завершения (прерывания) определяется стоимость договора по аналогии с порядком расчета премий в страховых компаниях, которые базируются на актуарных расчетах. Гарантии не распространяются на этап коммерциализации кинопроекта, и обязательства гаранта считаются выполненными с момента передачи готового кинофильма в кинопрокат.
Третий этап включает согласование условий взаимодействия между гарантом, кинокомпанией и командой кинопроекта, заключение 3-стороннего соглашения, в котором устанавливается график реализации кинопроекта, утверждается бюджет кинопроекта по всем этапам производства и определяется величина отчислений в пользу компании-гаранта за предоставляемую услугу гарантии.
Также гарант может потребовать от кинокомпании включения в бюджет дополнительных отчислений на покрытие непредвиденных рисков. Резервные отчисления в зарубежной практике составляют, как правило, 10% от прямых затрат кинопроизводства. В итоге формируется инвестиционный меморандум кинопроекта, включающий предоставление гарантий завершения кинопроизводства, что повышает вероятность привлечения частных инвестиций в кинопроект.
С юридической точки зрения, взаимоотношения между компанией, инвестором (кредитором) и компанией-гарантом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, где установлен запрет на отказ в одностороннем порядке от выполнения обязательств (ст. 310 ГК РФ). Договором устанавливается, что гарант обязуется отвечать за реализацию кинопроекта перед инвестором, при этом ответственность поручителя может быть либо частичной, солидарно с должником; либо субсидиарной, что также находит свое отражение в договоре.
В течение четвертого этапа гарантом производится мониторинг реализации кинопроекта: соблюдение сроков отдельных этапов и смет. Если выявляются какие-либо отклонения, то гарант принимает на себя управление кинопроектом - от краткосрочного вмешательства до полного перехода управления до завершения работы над выпуском кинофильма. Одновременно с этим к гаранту переходят права на получение доходов от коммерциализации кинопроекта. Если отклонения являются настолько существенными, что дальнейшее производство кинопроекта невозможно, гарант выплачивает инвесторам и кредиторам вложенные в съемки фильма денежные средства из собственного гарантийного фонда (аналогичного страховому фонду).
Договор по предоставлению предпринимательских гарантий прекращается: (а) в случае исполнения обязательства или изменения обязательства неблагоприятным для инвестора образом без его согласия и согласия гаранта; (б) если инвестор отказался принять завершенный кинопроект; (в) в связи с переводом на другое лицо долга, поскольку возникает необходимость нового поручительства; (г) по истечении срока кинопроизводства.
Для зашиты от злоупотреблений со стороны гаранта при заключении 3-стороннего договора гарантии, заключаемого на 3-м этапе рассматриваемой процедуры, должен быть оговорен механизм передачи управления кинопроектом: критерии, позволяющие гаранту вмешаться в процесс кинопроизводства. Например, если бюджет отдельного этапа кинопроекта профинансирован с превышением сме-
ты более чем на 10%, это требует соответствующего увеличения инвестиций, которые, как правило, осуществляет гарант, становясь соавтором фильма. Поэтому вполне логично, что в этом случае гарант получает право на долю доходов от кинопроката данного проекта. Величина этой доли определяется на стадии заключения дополнительного договора о гарантиях завершения кинопроекта между инвестором и гарантом.
За счет реализации данного подхода к снижению рисков кинопроектов обеспечивается существенное снижение рисков и рост инвестиционной привлекательности кинобизнеса.
Практическое применение основных научно-методических рекомендаций диссертационного исследования показало их применимость и эффективность в процессе кинопроизводства. Так, модель управления рисками, апробированная в ООО «Ангел-Анима», позволила избежать многих рисков, а также снизить потери, наступившие вследствие наступления некоторых рисковых ситуаций. Рекомендации по применению гарантий завершённости кинопроектов позволили повысить инвестиционную привлекательность кинопроектов «Близкий враг 2» и «Убить Короля» и завершить процесс поиска инвестора для обеспечения съемок. Таким образом, разработанный и научно обоснованный в диссертации подход к управлению рисками кинопроизводства на базе методологии управления инновационными проектами является экономически эффективным и организационно целесообразным.
3. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
В журналах, рецензируемых ВАК России:
1. Спивакова К.С. Обоснование задач формирования механизма управления рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях // Вестник университета (ГУУ), № 5, 2011. - с. 63 - 67. (0,3 п.л.)
2. Спивакова К.С. Управление социальными рисками в кинопроизводстве: ключевые задачи // Вестник ПГУ, № 7, 2011. - с. 236 - 240 (0,3 п.л.)
3. Спивакова К.С. Формирование модели управления предпринимательскими рисками в российском кинобизнесе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 9, 2011. -URL: http://www.uecs.ru. (0,5 п.л.)
4. Спивакова К.С. Внедрение практики completion bond как актуальная проблема развития кинопроизводства в России // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом», выпуск 1(39), 2013. (0,2 п.л.)
В других изданиях:
5. Спивакова К.С. Менеджмент телепроизводства: между экономической и социальной эффективностью // Сб. «Экономика. Управление. Культура», № 17, ГУУ, 2010.-с. 158- 162 (0,2 п.л.)
6. Спивакова К.С. Проблемы управления рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях // Аспирант и соискатель, № 1 (61), 2011. - с. 40 - 44 (0,25 п.л.)
7. Спивакова К.С. Анализ ключевых экономических показателей российской киноиндустрии с целью выявления основных проблем управления рисками // Актуальные проблемы современной науки, № 4, 2011. - с. 100 — 104 (0,3 п.л.)
8. Спивакова К.С. Обоснование необходимости применения управления рисками в российских кинокомпаниях. // Сб. «Реформы в России и проблемы управления»: Материалы 26-й Всероссийской научной конференции молодых ученых, ГУУ, 2011 (0,1 п.л.)
Подп. в печ. 15.03.2013. Формат 60x90/16. Объем 1,0 п.л.
Бумага офисная. Печать цифровая.
Тираж 50 экз. Заказ № 178
ФГБОУВПО «Государственный университет управления» Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ»
109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Учебный корпус, ауд. 106
Тел./факс: (495) 371-95-10, e-mail: diric@guu.ru
www.guu.ru
Диссертация: текстпо экономике, кандидата экономических наук, Спивакова, Карина Самвеловна, Москва
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
На правах рукописи
СПИВАКОВА Карина Самвеловна
Управление рисками инновационных проектов в кинематографии
08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание учёной степени кандидата экономических наук
ю
СП
^^ СО Научный руководитель -
СО с\1 доктор экономических наук
О ^ Ляпина Светлана Юрьевна
(М I4-СМ
N
Москва-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................3
1 ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР КИНОПРОЕКТОВ В РОССИЙСКИХ КИНОКОМПАНИЯХ 9
1.1 Анализ современного состояния киноиндустрии и организации кинопроизводства в российских кинокомпаниях...................................................................................................................9
1.2 Анализ российского и зарубежного опыта реализации инновационных проектов в кинематографии....................................................................................................................................25
1.3 Задачи формирования механизма управления рисками инновационных проектов в кинематографии....................................................................................................................................39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:.........................................................................................................................52
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В КИНЕМАТОГРАФИИ.............................................................................................................................54
2.1 Разработка подхода к идентификации рисков реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях на основе проектного подхода.................................................................................54
2.2 Формирование модели управления рисками инновационных проектов в кинематографии67
2.3 Формирование модели обеспечения завершения кинопроизводства в российских кинокомпаниях.....................................................................................................................................80
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2:.........................................................................................................................90
3 РАЗРАБОТКА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ КИНОПРОЕКТОВ В РОССИЙСКИХ КИНОКОМПАНИЯХ.............92
3.1 Обоснование научно-методических рекомендаций по управлению рисками в кинопроизводстве российских кинокомпаний на основе проектного подхода..............................92
3.2 Определение условий эффективного управления рисками кинопроизводства в российских кинокомпаниях на основе проектного подхода...............................................................................107
3.3 Оценка эффективности разработанного подхода к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях...................................................................................114
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3........................................................................................................................126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................127
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Роль кинематографии в жизни современного общества достаточно важна. Данная отрасль занимает особое место в экономике страны, поскольку кинематограф сочетает в себе две составляющие: творческую и экономическую, что обусловливает высокий уровень рисков этой отрасли. Наряду с традиционными экономическими рисками, характерными для любой предпринимательской деятельности, кинокомпании во всём мире зависимы как от творческого потенциала команды кинопроекта и эстетических вкусов своей аудитории, так и от возможности финансирования кинопроектов. При этом в отличие от технологических проектов, где творческий потенциал является относительно стабильным, а поведение потребителей и инвесторов определяется рациональными мотивами, в киноиндустрии и творческий потенциал, и настроение аудитории, и предпочтения инвесторов трудно поддаются прогнозированию. Нередко сам кинопроект становится причиной смены тенденций на кинорынке. Высокая неопределённость условий и факторов успешной реализации кинопроектов обусловливает более высокие риски данного вида деятельности.
Переход от планового управления кинематографом, при котором практически полностью игнорировались экономические риски, к рыночным отношениям привел к необходимости разработки новых подходов к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях. Необходимость самостоятельного, без вмешательства государства, руководства процессом кинопроизводства стала основной причиной изменения модели принятия управленческих решений отечественными продюсерами. Формирование подходов к управлению рисками в киноиндустрии в условиях реформирования всей экономики России проходило методом «проб и ошибок». 1990-е годы для киноиндустрии страны оказались «провальными»: резко сократилось производство кинофильмов, резко снизились доходы кинопроката, ряд предприятий отрасли обанкротился. Несмотря на достаточно тяжелые творческие потери, которые понес кинематограф в эти годы, произошло его финансовое оздоровление, был накоплен и обобщен опыт практического коммерческого управления кинокомпаниями в рыночных условиях. Киноиндустрия в полной мере стала сферой рыночного предпринимательства.
Первое десятилетие XXI века для российского кинематографа ознаменовалось новым этапом развития. На экран вышли фильмы, которые вызвали интерес не только у зрителей, но и у кинокритиков: «Русский ковчег»
А.Сокурова (2002), занявший 50-е место в списке 100 лучших фильмов XXI века (по версии британских газет Times и Telegraph); «Возвращение» А.Звягинцева (2003) - 80-е место в том же рейтинге; «Остров» П.Лунгина (2006); «Кукушка» А.Рогожкина (2002), получившие большое число наград как в России, так и за рубежом. Обозначились тенденции, свидетельствующие о выходе отечественного кинематографа из затянувшегося кризиса.
Однако накопленный эмпирический опыт в области управления кинопроектами требует научного обобщения. В частности, до настоящего времени в российском кинематографе вопросы управлениями рисками решаются на уровне здравого смысла и личного несистематизированного опыта, а решения в данной области, как правило, принимаются интуитивно. В итоге, позитивный опыт разрешения рисковых ситуаций и решения, приведшие к негативным последствиям в данной области, остаются неизвестными большинству руководителей российских кинокомпаний. В связи с этим актуализируется задача разработки научно-методических подходов к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях.
В современной отечественной киноиндустрии приобретают важное значение вопросы финансирования кинопроизводства, о привлечении инвесторов. В силу общей убыточности большинства производимых кинопроектов, кредитование в отрасли не получило своего распространения. Для привлечения инвестиций за рубежом существует практика предоставления гарантий завершения производства, которая в нашей стране пока не применяется. Однако внедрение такой системы, которая способствовала бы качественному изменению процесса финансирования кинопроизводства, становится инновационным, но в то же время основным целесообразным условием для увеличения притока капитала в российское кинопроизводство.
Подходы к управлению рисками в киноиндустрии достаточно хорошо развиты за рубежом, что способствует расширению числа компаний, предоставляющих гарантии завершения кинопроизводства. Безусловно, для использования зарубежного опыта управления рисками реализации кинопроектов необходимо учесть также ошибки и недостатки, ограничения и институциональные потребности, адаптировать к российским условиям лучший опыт, достижения и преимущества.
Научное обоснование подходов к управлению рисками реализации кинопроектов практически не представлено в отечественной литературе:
отдельные публикации по данной теме носят характер описания проблем отрасли или фиксируют успешный опыт реализации отдельных кинопроектов, это свидетельствует о недостаточном уровне научно-теоретических основ управления рисками и полном отсутствии инновационных подходов к управлению кинопроектами в российском кинематографе.
Таким образом, разработка научных основ и научно-методических рекомендаций по формированию инновационного подхода к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях является актуальной и с теоретической, и с практической точки зрения.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических положений по управлению рисками инновационных проектов в кинематографии.
Цель диссертационного исследования потребовала решения следующих научных задач:
- провести анализ ключевых особенностей кинопроектов как объектов проектного управления в условиях конкурентного рынка и доказать возможность и целесообразность применения методологии управления инновациями в сфере кинопроизводства;
- выявить существенные факторы риска реализации кинопроектов и типовые условия их возникновения в условиях конкурентного рынка;
- обосновать систему классификации рисков реализации кинопроектов для их идентификации, анализа и разработки подходов к их минимизации с учетом особенностей данной сферы деятельности и ее инновационной сущности;
- сформировать организационную модель управления рисками реализации кинопроектов в условиях рыночной конкуренции в соответствии с методологией проектного управления инновациями;
- обосновать научно-методические рекомендации, позволяющие сформировать и применять эффективный инновационный подход к управлению основными рисками кинопроектов в российских кинокомпаниях;
- разработать инновационный метод управления рисками, заключающийся в возможности внедрения гарантий завершенности кинопроектов в российское кинопроизводство.
Результативность, экономическая и творческая эффективность кинопроизводства во многом определяется тем, насколько адекватно была
проведена оценка рисков, разработаны меры их профилактики и сформирована система управления ими. Мнение, что успех кинопроекта предсказать невозможно, так как он зависит от того, понравится фильм зрителю или нет, является не вполне корректным. Эффективный подход к управлению рисками реализации кинопроектов позволяет существенно повысить шансы на успех работы кинокомпании, о чём свидетельствует успешный зарубежный опыт кинопроизводства.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке научно-методических подходов к организации инновационного управления рисками, возникающими в процессе кинопроизводства. Научную новизну работы характеризуют следующие результаты, полученные лично автором:
- разработан подход к определению понятия «кинематограф» как совокупности неоднородных субъектов предпринимательской деятельности инновационного характера и выделены особенности кинопроекта как объекта управления при проектном подходе, состоящие в сочетании формализуемых факторов успеха и творческой составляющей кинобизнеса, что позволило применить к кинопроекту инновационные методы управления;
- адаптирована с учетом специфики кинопроизводства модель жизненного цикла инновационного проекта (дополнена стадиями реализации и эксплуатации), на основе которой предлагается идентифицировать и дифференцировать риски кинопроектов исходя из анализа жизненного цикла кинопроекта, что позволяет сформировать и развивать базу знаний о рисках для успешной деятельности в области кинопроизводства;
- сформирована организационная модель управления рисками в процессе кинопроизводства (базируется на проектном методе управления инновациями), благодаря чему стало возможным определить задачи и зоны компетенций участников кинопроектов в области риск-менеджмента;
- разработаны принципы организации управления рисками кинопроектов (обоснованность, достижимость, адекватность, гибкость, возможность контроля, ответственность), позволяющие учесть инновационный характер кинопроектов и снизить неопределенность результатов кинопроизводства;
- предложены научно-методические рекомендации по внедрению в российских условиях модели предоставления гарантий завершенности кинопроектов с использованием киностудий в качестве сторонних гарантов
как организационной инновации в виде использования нового метода риск-
менеджмента.
Объект исследования - российские кинокомпании в процессе формирования и реализации кинопроектов от замысла кинопроизведения до организации кинопроекта в условиях рыночной экономики.
Предметом исследования являются подходы к организации управления рисками реализации кинопроектов. При этом под рисками в диссертации понимается возможность возникновения ситуации, обусловленной сочетанием негативных внутренних и внешних факторов кинопроизводства.
Методологической основой проведенного исследования явились научные положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых. Теоретическую основу при написании исследования составляли научные труды специалистов и ученых в таких сферах, как стратегический менеджмент, управление рисками, продюсирование в киноиндустрии. Информационную базу диссертации составили нормативно-правовые документы, регламентирующие проектную деятельность и организацию кинопроизводства, официальные материалы статистических и исследовательских агентств, научные труды российских и зарубежных учёных и специалистов по исследуемой проблематике. Диссертационное исследование опирается на системный подход, причинно-следственный анализ, методы логического и математического моделирования.
При изучении вопросов диссертационного исследования была использована широкая информационная база: научные монографии и статьи в периодических изданиях в области управления рисками, страхования, организации кинопроизводства, управления проектами в России и в зарубежных странах.
При анализе научных подходов к управлению рисками использовались работы В.А. Абчука, А.П. Альгина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.А. Боровковой, Я.Д. Вишнякова, Н.М. Доба, Д.А. Лапченко, С.Ю. Ляпиной, Ф.Х. Найта, Б.А. Райзберга, Л.Г. Скамай, Л.Н. Тэпмана, Н.В. Хохлова и др. Для проведения анализа проблем кинопроизводства в России и за рубежом и разработки научно-методических рекомендаций были использованы научные труды российских и зарубежных специалистов в сфере кинематографии: Э.М. Арнольди, А. Базена,
г
Н.Я. Венжер, Д.Б. Дондурея, C.B. Гинзбурга, А.Б. Журбина, Н.М. Зоркой, И.Е. Кокарева, Б.И. Криштула, А.Н. Митты, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко, Д. Симона и др.
Анализ отечественных публикаций, посвященных управлению рисками в кинопроизводстве, показал, что данная научная область пока остается малоисследованной в России. Данные вопросы затронуты в диссертационных работах О.В. Браиловой, М.Ч. Иодковской, Ф.М. Попова (на соискание ученой степени кандидата экономических наук) и Г.Н. Семенцевой (на соискание ученой степени доктора экономических наук), а также в трудах А.Ю. Лайкова. В зарубежных публикациях вопросы управления рисками кинопроизводства представлены значительно шире, в том числе в работах таких авторов, как Дж. Ли, Дж. Гэрон, Д. Симон, М. Виз, Е.Л. Хонтанер и др.
Изучение инновационной специфики проектов и основ инновационного менеджмента проходило на основе работ и публикаций следующих авторов: Н.Б. Культина, С.Ю. Ляпиной, Н.П. Масленниковой, Ю.П. Морозовой,
A.B. Суриной, И.Л. Туккель, К.А. Хомкина, Ю.В. Шлёнова.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, которая была использована при написании исследования, и приложения. Диссертационная работа изложена на 148 листах и содержит 14 таблиц, 13 рисунков. Список использованной литературы включает в себя 120 наименований.
1 ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР КИНОПРОЕКТОВ В РОССИЙСКИХ КИНОКОМПАНИЯХ
1.1 Анализ современного состояния киноиндустрии и организации кинопроизводства в российских кинокомпаниях
Анализ состояния и тенденций развития российского кинобизнеса, особенностей его исторического развития и исследование логики проистекающих в нём взаимосвязанных процессов являются актуальными предпосылками для решения задачи формирования системы управления рисками реализации кинопроектов, поскольку во многом эти риски обусловлены спецификой российского кинематографа. Выделение экономических основ функционирования современной российской киноиндустрии и тенденций их изменения представляет собой необходимое условие для разработки научно обоснованного подхода к решению задач данного исследования.
История кинематографа по сравнению с историей других видов искусств относительно коротка. Однако за чуть более 100-летний период кино смогло стать одним из самых массовых и востребованных видов искусства и важ