Экономические условия развития изобразительного искусства в период перехода к рынку тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Бердников, Владимир Алексеевич
- Место защиты
- Москва
- Год
- 1993
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Автореферат диссертации по теме "Экономические условия развития изобразительного искусства в период перехода к рынку"
') Ч ^
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ инейи М.В. ЛОМОНОСОВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи БЕРДНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РИНКУ
Специальность 08.00.05 - "Экономика, планирование, организация управления народным хозяйством и его отраслями"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва - 1993
Работа выполнена на кафедре экономики, социальной сферы экономического факультета Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного знамени государственного университета имени М.В. Ломоносова.
надчный руководитель - доктор экономических наук,
профессор Якобсон П.П., официальные оппоненты - доктор экономических наук,
Дискин И.Е.. - кандидат экономических наук Клячко Т.Л,
Ведущая организация - Центр научных исследований социально-экономических проблем культуры
Защита состоится "30" сентября ____ 19S3 г. в___часов___мин.
на заседании Специализированного совета К 053. 05. 91 в Московском государственном университете по адресу: 119899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 2-й . корпус гуманитарных факультетов, экономический факультет, ауд. Ш ____
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. A.M. Горького Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
автореферат разослан "___"_______________ 1993 г.
Учений секретарь специализированного совета к.з.н., доцент
Самар Р.И.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМК. Процессы перехода к рынку все более затрагивают сфсру культуры. Пояалуй, в наибольшей степени это проявляется в такой ее области, как изобразительное искусство. Отечественное изобразительное искусство с его профессиональным потенциалом постепенно интегрируется в система мирового арт-бизнеса. Худояественные произведения все чаще рассматривания не только как духовные, но и как коммерческие ценности.
постепенно складываются структуры рынка
изобразительного искусства: галереи, худояественные ярмарки и др. Они начали возникать лишь в последние три-четыре года, но уие основательно влияют на формирование заказов, потребительские вкусы в рассматриваемой сфере. Это влияние нельзя оценить однозначно. Вместе с тем в самом механизме функционирования рынка изобразительного искусства в стране, который в целом находится на стадии .становления, имеется немало изъянов, которые не стали пока предметом развернутого экономического анализа,
Формирование рынка меняет экономическую среду функционирования организаций худокников, предъявляет новые требования к их структурам и способам деятельности, Экономические проблемы развития рыночных отношений в сфере культуры, в том числе изобразительного искусства рассматривались в работах: С.С4 Адасинского, Г.Г.Дадамяна, Л.Н. Дискина, Д.Б, Дондурея, Б.С. Яидкова, В.Г. Зинина, Л.
К. Зайцевой, Т.Л. Клячко, В.Л. Мейланда, Л.М. Невлера, А.Я. Рубинштейна, Б.Л.Рудника, К.Б. Соколова, И.А. Столярова, В. /I. Тамбовцева, С.В. Шишкина, П.Н. Шульгина, Л.И. Якобсона и других.
Однако особенности переходной- ситуации в области формирования заказов, условий деятельности худонников и новых структур их организаций в сфере изобразительного искусства не были еще предметом комплексного исследования
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью диссертационной работы является исследование экономических условий развития изобразительного искусства и обоснование практических мер, которые могли бы способствовать адаптации сферы изобразительного искусства к рынку. Для достинения цели исследования потребовалась постановка и последовательное решение следующих задач:
- определить экономические условия развития сферы изобразительного искусства в России в период перехода к рынку;
- с помощью социологических . рпросов проследить процессы формирования заказов на худонественном рынке и определить, каким образом эти процессы воздействуют на творческр среду художников;
- провести экономический анализ деятельности ряда организаций и подразделений Союза худонников;
- проанализировать структуру профессиональных
организаций художников и обосновать предложения по разработке структур«, более адекватной условиям перехода к рынку.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования является организационно-экономический механизм сферы
изобразительного искусства в период перехода к рынку.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. В качестве объекта исследования выступали формирующиеся рыночные отношения в сфере изобразительного искусства, условия и формы участия художников в этих отношениях, экономическая деятельность Сошза. художников.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. В качестве теоретической и методической основы исследования послужили отечественная и зарубежная литература по экономике, культурологии, статистике, социологии- и искусствоведении.
При проведении исследования и расчетов использовались данные первичной отчетности ряда организаций и подразделений Сошза художников с 1986 по 1932 годы.
В рамках диссертационного исследования проведены социологические опросы художников и других участников рынка произведений изобразительного искусства.
Для обработки информации использовались пакеты
прикладных программ LOTUS i-2-3, QUATTRO PRO, STATGRAPHIKS, a такие другие счетные программы для IBM PC.
НАНЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертационное исследование содержит следующие элементы научной новизны:
- определены особенности развития рынка изобразительного искусства а России на современном этапе;
- с помощью социологических методов выявлены процессы формирования заказов на произведения изобразительного искусства и их воздействие на творческую среда, проанализироаны условия деятельности предприятий и учревдений сферы изобразительного искусства, а такне изменения в мотивации труда худоаников.
- разработаны предлоиения по изменению организационной структуры творческо-профессионального .союза с инфраструктурой нового типа, адекватной формирующейся рыночной среде.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные выводы и предлонения, обоснованные в диссертации, диссертации могут быть использованы в процессе .формирования инфраструктуры рынка изобразительного искусства и реформирования деятельности
творческо-профвссиональных соизов и других организаций худоаников.
Результаты экономического анализа деятельности
подразделений и организаций Союза худонников в виде аналитических записок, расчетов и результатов социологических исследований были представлены в Правление бывшего Союза худонников СССР, Союза художников РСФСР, Правление МОСХа, • а также руководителям республиканских, и региональных организаций Совза худояников и использованы при уточнении структур и функций этих организаций. С полученной информацией знакомились независимые галереи Москвы, Санкт-Питербурга, Киева, Минска, Талина, Таганрога и т.д..
Ряд полокений диссертационной работы докладывались автором на проблемном семинаре "О путях преодоления кризиса и перспективы существования творческих союзов худонников в новой экономическом пространстве", (Москва, Художественный фонд СХ СССР 30 июля 1991 г.). Отдельные результаты исследования излагались автором на семинаре "Некоммерческие организации в области культуры и искусства" (Москва-, Центр современного искусства, 3-12 июня 1992 г.).
На основе результатов диссертационного исследования разработана концепция деятельности общественной организации худояественного творчества Самарской области -"Семинар-галерея-клуб".
ЛОГИКА И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Цель и задачи исследования предполагают последовательное рассмотрение проблемы на
трех уровнях: общие условия функционирования рынка произведений изобразительного искусства, полонение худоиника в системе формирующихся рыночных отношений и изменения в организационных формах объединений художников под влиянием рыночной среды. Эта логика исследования определила следующую структуру работы:
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. РЫНОК И СФЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Современный рынок и изобразительное искусство,
2. Становление рынка изобразительного искусства в России.
Глава II. ХНД01НИК В СИСТЕМЕ ФОРМИРУЮЩИХСЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Заказы худонественного рынка - стимулы к труду и их ограничения.
2. Система гонорарной оплаты и ее эволюция в сфере изобразительного искусства.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИИ ХЫДОННИКОВ И РЫНОЧНАЯ СРЕДА
1. Трансформация экономических связей в сфере
изобразительного искусства в условиях перехода к рынку (на примере Совза худояников).
2. Новая структура управления в сфере изобразительного искусства при переходе к рынку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
I
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Изобразительное искусство в большей степени, чем другие виды художественного ■ творчества, было включено в товарно-денежные отношения е^е в доперестроечный период. Эта обстоятельство, а такие характерный для первых перестроечных лет высокий спрос на произведения советского изобразительного • искусства за рубежом породили представление о высокой степени готовности рассматриваемой сферы искусства к вхождению в рынок.
Однако эти представления были в немалой мере иллюзорными. Договорно-заказные отношения, имевшие место в сфере изобразительного искусства на протяжении десятилетий, не были, по сути, рыночными. Основным заказчиком, как правило, выступало в конечном счете государство, а сами отношения опосредовались творческими
союзами, которые были включены в командно-административную систему экономики. Это решающим образом влияло на функционирование системы, к которой наиболее применимо было ■ бы название "квази-рннок" произведений изобразительного искусства.
Проведенный в диссертации анализ структуры и деятельности Союза худоиников СССР С в настоящее время он преобразован в Меядународнуш конфедерацию худоиников) показал, что он был не только творческой, но и мощной в экономическом отношении организацией. Например, 1983-1989 г.г. предприятиями, входившими в систему Союза худоиников СССР, было произведено товаров и услуг на сумму около 2000 млн. руб. При Союзе худоаников СССР действовал Худояественный фонд, слукивиий его
производственно-экономической базой. К началу 90-х годов .Худояественный фонд объединял 507 предприятий и организаций, в том числе творческо-производственные
предприятия, издательства и редакции нурналов, дома
»
творчества, выставочные залы, детские учрендения, поликлиники и т.д..
Союз худокников представлял собой своеобразное .замкнутое хозяйство, включавшие полный производственный цикл: обеспечение членов Союза ресурсами (мастерскими, а такне художественными материалами, которые чаще всего производились собственными предприятиями Союза), производство (через распределение . заказов среди
худонников, а такие путем организации худсгественно-производствешш процессов, например отливки скульптур на предприятиях системы Союза), реализацию результатов труда худонников.
Особо следует отметить довольно наденную систему социально-бытового обеспечения и социальной защиты худонников, которая слоаилась фактически одновременно с закреплением цеховой, замкнутой системы организации труда.
Вамкнутость экономически изолировала худонников от потребителей, создавала условия для кастовой солидарности и возмонности эффективного идеологического контроля над творчеством. Оценка труда худонника производилась его не коллегами, распределявшими заказы и формировавшими выставки Эти функции выполняли обычно те, кто пользовался наибольшим доверием властных структур. В итоге возникали искаяения и перекосы в развитии одних .направлений искусства в ущерб другим.
Вместе с тем принятая система обеспечивала профессиональную и социальную защищенность, во всяком случае для тех, кто был принят в Союз худонников и проявлял лояльность. Все это было, по сути, далеко от рыночных' условий. Парадоксальным образом наиболее подготовленными к ним оказались, как правило, те худонники, которые не входили в Союз худонников или занимали в нем позиции аутсайдеров. С одной стороны, они имели, некоторый", .навык • работы .на индивидуальных
потребителей, с другой - в первую очередь художественный "андеграунд" стал предметом моды на Западе. Определённая часть худонников прэиспела, но это было связано не столько с формированием внутреннего худонественного рынка, сколько с коньнзктурой рынка зарубенного, Большинство же членов профессионального сообщества столкнулись со слонной экономической ситуацией в условиях, когда гарантии, ранее предоставлявшиеся Союзом Кудокников, резко ослабли. Сэм Союз и его организации оказались неспособными справиться с экономическими трудностями.
Так, по данным ревизионной комиссии Правления бывшего Союза Худонников, за период с 1988 г. по 1990 г. расходы Союза составили 48 млн. руб., а доходы только 26 млн. руб.. Трудности усугубились проблемой преемственности, в том числе имущественной, возникшей после распада и утраты Союзом худонников СССР его превней роли. Иерархическая структура организаций худонников была разрушена. Кроме того, пренний замкнутый механизм воспроизводства был подорван и тем, что предприятия, принадлеаавшие Союзу худонников и выполнявшие функции материального обеспечения (производство красок, холстов и др.) о0рели значительную самостоятельность. Все это создало для худонников принципиально новую ситуацию. Они включаются в рынок через заказы , но новая система заказов в целом еще не слонилась в достаточной степени.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКАЗОВ И . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтобы выявить реакции художников на новую рыночную среду, в рамках диссертационного исследования был проведен сплошной опрос по специально разработанным анкетам. Опрос проводился методом интервьюирования в домах творчества художников в Хосте, Гурзуфе и на Сенеже. Опрошены были все художники, находившиеся ■ в этих домах творчества в период лето-осень 1991 года.
Предварительно для отработки инструментария проводилось несколько пилотажных исследований в Московской, Чувашской и Куйбышевской организациях Союза художников. Обследование формирующегося рынка изобразительного искусства методом анкета-интервью было проведено также на ярмарке изобразительного искусства "Артмиф II", прошедшей в 1991 году в Москве.
■ Опрос показал, что более трети респондентов 36, уповают на меценатство и спонсорство в качестве главного средства преодоления экономических трудностей. Более многочисленная группа художников 55.,82 считает, что необходимы специальные государственные программы, поддерживающие искусство на достаточном уровне. Таким образом, доля остальных, которые связывают надежды главным образом с рынком невелика.
Вместе с тем фактический материал, собранный э ходе диссертационного исследования, показывает, что новые рыночные механизмы уже формируются, в том числе через
складывающиеся структуры галерейного бизнеса. На механизмы функционирования отечественного художественного рынка все больше влияют опыт и правила зарубежного арт-бизнеса. Зто превде всего целенаправленное создание имидиа того или иного худовника, которое, как правило, рассматривается на Западе как предварительное условие широкой продави его работ.
Работники отечественных галерей, (артдилеры) , стали" использовать аналогичные приемы, а такве западные подходы к проведению вернисаней с широким привлечением лидеров общественного мнения. Опрос артдилеров показал, что в их настроениях преобладают мотивы' уверенности в собственных силах. Так, 85% опрошенных утвервдают, что они в состоянии выдериивать рабочий день продолвительностьи 12 часов. На вопрос - в состоянии ли Вы увлекать сотрудников и .мотивировать их в критической ситуации, распределение ответов словилось следующим образом; . да - 382, скорее да, чем нет - 52%, скорее нет, чем да - Ш, нет - О, затрудняются ответить на этот вопрос всего лишь 2'4 опрошенных.
I
Различные позиции худовников и работников галерей .проявились и в их ответах на вопросы о том, какие проблемы имеют сегодня решающее значение (См. таблицу N21.)
Таблица !Ш.
Характеристика основных проблем худонников по материалам опроса худонников и артдилеров (работников галерей)
ПРОБЛЕМЫ, Распределение ответов в X
художники галеристы
Мастерская и материалы.... 45 У. 56%
Административная помощь... № ----
Социальная защищенность... ИХ ----
Демократизация отношений
в Союзе худомников........ п ----
Нровень профессионализма.. п ----
Более полное развитие
рыночных отноиений ....... . 2У.
Формирование арт-рынка с
соответствующей инфрастру-
ктурой ................... ---- Ж
Стоит только проблема
таланта .................. ---- п
Затрудняются ответить..... Ш -----
Итого .................... 100% 100* .
Быть может, наиболее показательно, что, по мнении галеристов, талант худонника не является главным фактором успеха. Противополонное мнение высказали только 7,7'/, опрошенных галеристов. Еще 1-1,52 считают, что талант входит в число ванных факторов успеха, й 78,82 ссогласились с утверндениен: "Талант ничего не решает".
Вместе с тек все участники худонественного рынка в -целом полойительно оценивают его общие перспективы. Например, на вопрос - сохранился ли сегодня в стране культурный пласт для развития талантов в изобразительном искусстве, утвердительно ответили 88,5"/. опрошенных, нет -3>82, затрудняются ответить на этот вопрос - 1,1'/..
В рамках диссертационного исследования
проанализированы такие сезонные колебания • спроса и предлонения на произведения изобразительного искусства, собраны данные об интенсивности приббретения произведений в зависимости от месяца, данная зависимость построена на основе .сплошного опроса работников галерей, которые приняли участие на ярмарке изобразительного искусства "йртыиф - II".
Кроме того, большое значение имеет' соотношение заработков худонников как професСйональной группы с доходами другие групп. В настоящее время среди художников представлены самые различные группы по уровню дохода, что свидетельствует о разной степени адаптации к рыночной
среде. Рыночная среда заставляет художника значительное время - 67,ВУ. (возможное деятельное время) посвящать только творческому процессу. Вместе с художниками в рыночную экономику входят предприятия и учреждения, обеспечивавшие производство художественных материалов, организации выставок и т.д.. Прежде они функционировали, как правило, в единой системе Союза художников, что, по сути, исключало конкуренцию.
Ныне ситуация меняется. В диссертации подробно рассмотрена, в частности, деятельность Центрального дома художника С ЦДХ) (бывшее Всесоюзное научно-производственное объединение по пропаганде изобразительного искусства и организации выставок). Эта организация является главной выставочной площадкой страны.
Результаты деятельности такого рода организаций традиционно оценивались прежде всего количеством посетителей. Этот показатель в ЦДХ неуклонно рос. Довольно значительно выросло за последние годы и количество выставок. Если в 1985 г. их было 22, то в 1988 г. - 89, а в 1990 г. - 171 выставка. При этом, если в 1986 году одна выставка функционировала в среднем 4 дня, то в 1990 году уже только 2 дня. Это говорит о том, что количество выставок достигло предела и дальнейшая интенсификация деятельности ЦДХ в этом отношении вряд ли возможна. Иллюстрацией данного положения могут служить сведения о доходах и расходах, приведенные в таблице ЧУ.2.
Таблица НХ 2
Доходы и расходы Центрального дома худовника Союза худовников СССР (тыс. руб.)
1986 1988 1990
Доходы 404.1 600.8 1647,2
Расходы 1649.6 3307,7 4821,1
Прирост доходов за 1986-1330 гг. составил 307,6 7., прирост расходов 192,3£, Таким образом, динамика доходов существенно оперекала динамику расходов, однако расходы были в 1986 г. выше в 4.1 раза доходов, в 1990 превышение составило приблизительно в 3 раза. Дотации со стороны Союза худовников были предоставлены в 1986 году, в размере 883,3 тыс.руб., в 1988 году 1275,6 тыс. руб., а в 1990 году 3042.2 тнс-.руб., соответственно прирост за пять лет составил 242£ .
Структура Доходов ЦДХ за период с 1986 по 1990 г.г. представлена в таблице №3.
Таблица N23.
Расчет доли доходов в ЦД за период с 1988 по 1990 годы, по структуре
Структура доходов
Годы Продана входных билетов Продана билетов на концерты Аренда Реализация выставочного фонда Кино и фотосъемка
1988 84.« 4.72 30.3% 0 0.0%
1988 62, П 4,2% 33.0% 0 0,1%
1990 34, 3% 3,4% 58,5% 3,6% 0.2%
Организации типа ЦДХ выполняют принципиально ванные функции, предоставляя серьезным худояникам возмонность организовать выставку, а массовой аудитории - возмонность общения с искусством. В этой связи необходимо предотвратить дальнейшую коммерциализацию их деятельности. В этой связи в диссертации прилагается, с одной стороны,
I
усилить государственную поддеряку таких организаций за счет бюднета, а с другой - проводить активную, работу по привлечении спонсоров. Пока такая работа не приобрела
систематический характер.
В качестве представителя другого типа организаций сферы изобразительного искусства рассматривается Центральный художественный салон (ЦХС). Он представляет собой межреспубликанское объединение, которое выполняет преимущественно посреднические функции на рынке изобразительного искусства. Процессы становления художественного рынка ярко проявляются в показателях деятельности ЦХС. Так, рост розничного товарооборота к 1990 г. относительно 1985 г. составил 1488 X, рост прибыли - 14222. Вместе с. тек эффективность работы этой и других подобных организаций еще недостаточно высока. Это связано, в частности, с тем, что за рубежом предприятия, данного типа, как правило, располагают развито'й службой маркетинга, наличием большого числа профессиональных консультантов-искусствоведов, а также коммивояжеров, однако в ЦХС подобные службы пока отсутствуют.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА, ' АДЕКВАТНОЙ РЫНКУ. Новая экономическая среда-предполагает глубокие изменения в характере, способах деятельности и структурах профессиональных организаций художников.
Отпали функции идеологического контроля, которые прежде выполнялись творческими союзами. Перестала быть замкнутой система воспроизводства изобразительного
искусства, которая лркцискирссзла главным образом под эгидой Союза художников СССР. Вместе с тем на первый план выдвинулись задачи самоорганизации и совместной за щиты !
профессиональных и социальных интересов худонников. Назрела потребность в том, чтобы в более свободных и разнообразных формах развивать кооперацию по видам искусства, нанрам и т.д.. Таким образом, формы организации долины стать более гибкими, допускающими широкую автономию творческих объединений и групп.
В условиях переходного периода ваяно по новому сформировать не только профессиональные организации, но и новую инфраструктуру художественного процесса. Вклад в ее развитие могут вносить не только организации типа творческо-профессиональних союзов, но и галереи, спонсоры и др.
Инфраструктура творческо-профессионального союза
нового типа призвана обеспечить благоприятные условия для развития цивилизованных рыночных отношений в сфере арт-бизнеса. (См. схему 1).
Диссертация содернит конкретные предлонения по созданию подобной инфраструктуры, в частности, таких ее элементов, как Институт спонсорской политики, йрт-бизнес-колледи и специальная референтная группа творческо-профессионального союза.
Институт спонсорской политики долнен осуществлять
СХЕМ 1.
Злвибнтн инфраструктуры творческо-профессионального союза сферы изобразительного искусства
(Проект)
I
организационную деятельность по привлечению спонсоров, проводить финансово-зконЬмическую экспертизу
бизнес-проектов в сфере изобразительного искусства, поддеряивать новации в арт-бизнёсе, развивать нормативное обеспечение сделок в сфере изобразительного искусства с учетом мировой практики, разрабатывать механизмы защиты худонника в условиях рынка, выполнять работу по маркетингу.
Арт-бизнес-колледк выступает тем звеном, где будут проходить станировки, специализация и переподготовка артдилеров. Референтная группа призвана готовить содераательные программы по различным типам деятельности.
Представленный на схеме проект был рекомендован Союзу художников. Вместе с тем схема применима и на уровне республиканских региональных объединений худонников, которым ныне принадленит клвчевое место в организации худонественной низни.
Основные полонения диссертации опубликованы в работе: Бердников В.А. Комплексное социально-экономическое исследование по творчеству (творческой среде) худонников. -■П., 1991, СОЮЗ Х9ДОШНИКОВ СССР 1,5 п.л.