Развитие методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства в Российской Федерации тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Григорьева, София Михайловна
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год
- 2012
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.10
Автореферат диссертации по теме "Развитие методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства в Российской Федерации"
005019309
На правах рукописи
ГРИГОРЬЕВА София Михайловна
РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
2 6 ДПР 2012
Санкт - Петербург 2012
005019309
Работа выполнена на кафедре финансов и банковского дела ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».
Научный руководитель - Рыбин Виктор Николаевич, доктор
экономических наук, профессор
Официальные оппоненты: Власова Виктория Михайловна, доктор
экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов ФГАОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
университет аэрокосмического
приборостроения»
Никифорова Вера Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры денег и ценных бумаг ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
университет экономики и финансов»
Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский
у-х государственный политехнический
i
Г\ \ ] университет»
Защита состоится «16» мая 2012 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.04 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27, ауд. 422.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 103-а, ауд. 305.
Автореферат разослан «16» апреля 2012 года. Ученый секретарь
диссертационного совета, ,,
доктор экономических наук, профессор В.Н. Рыбин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современное развитие экономики и насыщенность инвестиционных рынков определили необходимость поиска новых объектов для инвестирования, помимо таких традиционных, как ценные бумаги, драгоценные металлы и недвижимость. Одной из перспективных сфер вложения капитала являются предметы изобразительного искусства.
Объем международного рынка предметов искусства оценивается экспертами в .пределах от 30 до 40 млрд. долл., с учетом условной оценки стоимости открытых коллекций произведений искусства. Рынок предметов искусства Российской Федерации занимает незначительную долю в объеме международного рынка и составляет около 0,1%, вместе с тем доходность капиталовложений на нем ежегодно превышает 15% годовых.
Высокий уровень развития рынка предметов искусства в зарубежных странах, отсутствие корреляции данного рынка с рынком ценных бумаг, а также способность предметов искусства, использующихся в целях инвестирования, защитить вложенные средства от инфляции в силу их независимости от изменений в политической, социальной и экономической сферах, создают предпосылки для роста инвестиционного спроса на подобные активы в Российской Федерации. При этом наиболее востребованными объектами инвестирования на рынке являются предметы изобразительного искусства.
Вместе с тем одним из основных препятствий развития данной сферы капиталовложений является несоответствие экономических методов оценки требованиям инвесторов при определении стоимости предметов изобразительного искусства, как инвестиционного актива.
Проблема развития методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства, позволяющих определять рыночную цену объектов инвестирования, обусловливается многообразием факторов стоимости, недостаточным нормативно-правовым регулированием оценочной деятельности в данной сфере, неполным отражением вопросов развития методов оценки стоимости данных объектов в научных исследованиях, а также нехваткой специалистов-оценщиков.
Необходимость создания комплексного подхода к формированию методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства, а также важное практическое значение развития данной сферы деятельности определили выбор темы, цель и конкретные задачи исследования.
Степень изученности проблемы. Теоретические и методические вопросы оценки стоимости предметов изобразительного искусства, рассматриваемые в качестве объекта инвестирования, являются недостаточно разработанными. Вопросы теории и практики функционирования финансовых рынков, анализа эффективности
инвестиций, а также оценки инвестиционного -качества активов рассмотрены в трудах В.М. Власовой, В.В. Ковалева, И.В. Липсица, В.Д. Никифоровой, В.Н. Рыбина и др.
Вопросы эффективности функционирования рынка предметов искусства, как инвестиционного рынка, отражены в работах А. Автономова, Р. Андерсона, К. Воркинка, Г. Ландеса, Л. Руикеса, Б. Фрея, Д. Ходгсона, X. Хоекена, Р. Эшенбергера и др.
Труды, посвященные отдельным аспектам ценообразования на рынке предметов искусства, принадлежат О. Ашенфельтеру, Г. Беккеру, Д. Галеносу, Г. Гоцману, К. Гредди, А. Дамодарану, Б. Денисову, Р. Дженсену, Б. Мандвиллю, Дж. Мею, М. Мозесу, Дж. Песандо, А. Сахарову, С. Скатерщикову, Б. Фрею, М. Шубику и др.
Вместе с тем недостаточно исследованы вопросы, связанные с экономическим обоснованием методов оценки стоимости предметов искусства. При этом теоретические и практические проблемы ценообразования на рынке предметов искусства изучаются применительно ко всему рынку, без подразделения его по видам искусства. Таким образом, специфика ценообразования предметов изобразительного искусства, как одного из наиболее популярных видов искусства, использующегося в целях инвестирования, не получила глубокого изучения.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по развитию методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства, рассматриваемых в качестве объекта инвестирования.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
охарактеризован отечественный и зарубежный опыт инвестирования и оценки предметов изобразительного искусства;
обоснованы теоретические и методические подходы к раскрытию методов оценки предметов изобразительного искусства;
разработаны методические положения по оценке предметов изобразительного искусства;
выявлена зависимость стоимости предмета изобразительного искусства от основных факторов и разработана модель оценки стоимости предметов изобразительного искусства;
определены направления и разработаны рекомендации по совершенствованию оценки стоимости предметов изобразительного искусства.
Предметом исследования в диссертационной работе выступают методы оценки рыночной стоимости предметов изобразительного искусства, рассматриваемых в качестве объекта инвестирования.
Объектом исследования в диссертационной работе являются предметы изобразительного искусства, рассматриваемые в качестве объекта инвестирования.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные организационным и экономическим проблемам оценки предметов изобразительного искусства, а также работы методического и практического характера, связанные с различными аспектами исследуемой проблемы. Для решения поставленных задач применялись методы статистических исследований, метод классификаций, методы анализа и синтеза, метод системного и комплексного анализа.
Информационную базу составили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность рынка предметов искусства, информационно-аналитические и обзорные материалы общероссийских и региональных научных конференций, публикации в общеэкономических и финансовых периодических изданиях по исследуемой проблематике, Интернет-ресурсы, а также нормативно-методические материалы зарубежных стран.
Научная новизна результатов диссертационной работы заключается в следующем:
раскрыта сущность рынка предметов искусства, выявлены особенности его развития в Российской Федерации и предложены пути совершенствования его инфраструктуры, что позволило выявить особую структуру финансовых отношений и денежных потоков, связанных со спецификой инвестирования в предметы изобразительного искусства, осуществлением финансирования сделок с ними, получением рыночной информации об изменении их стоимости, а также проведением оценки предметов искусства;
уточнены принципы оценки стоимости предметов искусства, путем введения классификационных признаков, связанных со спецификой предметов изобразительного искусства, по представлениям владельца (принципы предельной полезности, замещения и ожидания) и по факторам рыночной среды (принципы спроса и предложения, учета характера конкуренции, изменения стоимости);
разработана классификация рисков и рискообразующих факторов, возникающих при инвестировании в предметы изобразительного искусства, установлено доминирующие влияние оценочного риска и обоснована необходимость развития оценочной деятельности на рынке, базирующейся на приведенных принципах;
сгруппированы факторы стоимости предметов изобразительного искусства (в частности: рынок работ автора, стиль и размер картины, популярность сюжета, период создания работы) и определена степень их влияния;
разработана многофакторная четырехстадийная модель оценки предметов изобразительного искусства с учетом влияния факторов стоимости, провенанса (истории владения предметом) и степени сохранности, позволяющая определить рыночную цену объекта оценки.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что методические положения, практические •рекомендации и выводы могут быть использованы всеми участниками рынка предметов изобразительного искусства (инвесторами, художниками, арт-дилерами, аукционными домами, банками, страховыми и инвестиционными компаниями, экспертами-оценщиками и др.), а также государственными органами власти и органами местного самоуправления, при разработке мероприятий по совершенствованию инфраструктуры рынка предметов искусства и оценки предметов изобразительного искусства, использующихся в целях инвестирования.
Теоретические положения диссертационной работы были использованы при проведении занятий по дисциплинам «Инвестиции», «Оценка бизнеса», «Финансовые рынки», «Актуальные вопросы экономики, управления и финансов» в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».
Теоретические положения и практические рекомендации диссертационной работы были использованы компанией ООО «Арт Эксплорер» для разработки нового программного продукта, связанного с оценкой предметов изобразительного искусства.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были доложены, обсуждены и одобрены на XI и XIII межвузовских научно-практических конференциях «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (Санкт-Петербург, 2009 г., 2011 г.), III и IV научных конгрессах студентов и аспирантов в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в 2010-2011 гт., международном практическом семинаре «Business of art» (Санкт-Петербург, 2011 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во Введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, методологическая и информационная база, научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Тенденции и проблемы оценки стоимости предметов изобразительного искусства» проведен анализ современного состояния рынка предметов изобразительного искусства в России; рассмотрен зарубежный опыт инвестирования в предметы изобразительного искусства и их оценки; обобщены теоретические и
методические подходы к оценке стоимости предметов изобразительного искусства.
Во второй главе «Теоретические и методические основы оценки стоимости предметов изобразительного искусства» предложена модель инфраструктуры рынка предметов изобразительного искусства; структурированы финансовые отношения и денежные потоки, связанные с инвестированием в предметы изобразительного искусства; классифицированы риски и рискообразующие факторы при инвестировании в предметы изобразительного искусства, дана оценка степени их влияния, а также приведен процесс управления рисками; структурирован процесс оценки предметов изобразительного искусства; выявлены принципы оценки предметов изобразительного искусства; охарактеризованы основные факторы стоимости предметов изобразительного искусства и установлена степень их влияния; разработана модель оценки предметов изобразительного искусства, с учетом этих факторов.
В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию оценки стоимости предметов изобразительного искусства» выявлены основные факторы стоимости предметов изобразительного искусства и их взаимосвязь, на основе анализа данных по 100 предметам изобразительного искусства; разработаны таблицы коэффициентов для расчета стоимости предметов изобразительного искусства; обоснована достоверность расчетов стоимости предметов изобразительного искусства на практических примерах; предложены рекомендации по совершенствованию оценки предметов изобразительного искусства.
В Заключении изложены основные результаты диссертационного исследования.
Список использованных источников включает в себя 150 наименований.
В Приложениях представлены аналитические данные по предметам изобразительного искусства и их характеристикам.
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 9 научных работах общим объемом 1,98 п.л., в том числе в 3 научных работах в журналах, определенным перечнем ВАК.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Развитие рынка предметов искусства в России обусловлено инвестиционной привлекательностью предметов искусства и растущим интересом инвесторов к альтернативным объектам капиталовложений. При этом предметы изобразительного искусства являются наиболее популярным видом искусства, рассматриваемым инвесторами в качестве
инвестиционного актива. Проведение оценки предметов изобразительного искусства с целью формирования их рыночной стоимости является обеспечением допуска предметов к торгам и превращения их в товар и инвестиционный актив.
Проведенный в диссертационной работе анализ современного состояния и тенденций развития рынка предметов искусства в России и практики оценки на нем позволил сделать следующие выводы:
современный этап функционирования рынка характеризуется динамичностью развития, растущему интересу инвесторов к данной сфере капиталовложений, росту числа компаний, сопровождающих процесс инвестирования на рынке, а также совпадением уровня доходности вложений на российском рынке с общемировыми тенденциями;
уровень развития рынка в России недостаточно высок в силу разрозненности сегментов рыка, низкого уровня его ликвидности, прозрачности и доступности, недостаточного количества предметов искусства, предоставленного на рынке в открытом доступе, а также увеличения числа подделок предметов изобразительного искусства.
В диссертационном исследовании сделан вывод о том, что проблема совершенствования рынка предметов искусства и разработка методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства приобретает большое значение для экономики России в силу растущей необходимости поиска альтернативных объектов для инвестирования и требует комплексного изучения и выработки научно обоснованных подходов к ее решению.
Проведенный в диссертационной работе анализ зарубежного опыта инвестирования и оценки предметов изобразительного искусства, показал, что:
инвестирование в предметы искусства являются устоявшейся практикой для зарубежных инвесторов, сложившейся на протяжении веков;
по сравнению с Российской Федерацией международный рынок обладает наиболее развитой инфраструктурой, обусловленной присутствием большого числа иностранных компаний, обслуживающих рынок;
международная практика оценки стоимости предметов искусства основывается на методе экспертных оценок.
Анализ влияния мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. на рынок предметов изобразительного искусства выявил, что, несмотря на снижение продаж в период 2008-2009 гг., к середине 2010 г. рынок восстановился, при этом установив новый ценовой рекорд. Также, отмечается положительное влияние кризиса на развитие рынка, определяющее перспективы его развития и необходимость установления справедливых рыночных цен на предметы изобразительного искусства.
Проведенный в диссертационной работе анализ уровня теоретической и методической разработанности проблемы оценки стоимости предметов изобразительного искусства позволил сделать выводы о том, что:
большинство научно-методических работ и монографий посвящены в основном исследованию рынка предметов искусства в целом, без подразделения его по видам искусства;
отсутствие четкого определения рынка предметов искусства в трудах отечественных и зарубежных ученых, несмотря на то, что такое понятие активно употребляется в теории и практике;
нерешенной осталась проблема поиска экономического обоснования подходов к оценке и определению факторов стоимости предметов изобразительного искусства, не зависящих от субъективного мнения оценщика.
На основе проведенного в диссертационном исследовании анализа было предложено определение рынка предметов изобразительного искусства.
Рынок предметов изобразительного искусства (или арт-рынок) - это специфическая сфера экономических отношений, где осуществляется движение предметов изобразительного искусства и устанавливается спрос и предложение на них.
Проведенный в диссертации анализ инфраструктуры рынка позволил выявить недостатки его функционирования и предложить четырехуровневую модель инфраструктуры рынка (рис.1). В соответствии с данной моделью субъекты рынка предметов искусства делятся на 4 уровня в зависимости от операций с предметами искусства:
I - художники, осуществляющие производство предметов искусства;
II - посредники, обеспечивающие процесс торговли на рынке (аукционы и дилеры);
III - секторы рынка, предоставляющие профессиональные услуги (по информационному обеспечению, финансовые услуги и услуги по оценке предметов искусства);
IV - инвесторы / конечные потребители на рынке.
При этом в диссертационном исследовании выявлена необходимость создания централизованного независимого оценочного центра, задачей которого станет определение рыночной цены предметов искусства.
На основе предложенной модели инфраструктуры рынка были структурированы финансовые отношения и денежные потоки, возникающие при инвестировании в предметы искусства.
Финансовые отношения разделены на 4 группы в зависимости от операций, проводимых с предметами искусства (отмечены цифрами на рис.1):
покупка предметов искусства (1-5);
финансирование сделок с предметами искусства (6-7);
получение рыночной информации о сделках с предметами искусства
(8-9);
оценка предметов искусства (10-13).
Денежные потоки разделяются на три группы, в зависимости от источника их формирования, самостоятельной ролью каждого из них и их взаимосвязью:
владение предметами искусства (расходы на приобретение и хранение предмета искусства, а также получением прибыли при продаже);
финансовая деятельность при владении предметами искусства (получение и выплата краткосрочных кредитов и займов на покупку или под залог предметов искусства);
инвестиционная деятельность (получение и выплата долгосрочных кредитов на покупку или под залог предметов искусства, участие в ПИФах художественных ценностей).
Художники
о ..©
Дилеры
©
Информационный сектор
©
©
©
Аукционы
© © ©
х' • і
Банки і \ т ПИФы
Оценочный сектор
Страховые компании
©
©
© ©
II
III
частные
Инвесторы _
IV
Рис. 1. Инфраструктура рынка предметов искусства
В диссертационном исследовании были идентифицированы риски (табл. 1), связанные с инвестированием на арт-рынке, и разработана их классификация.
Таблица 1
Классификация рисков, связанных с инвестированием на рынке __предметов искусства_
Признак классификации Типы рисков Вид риска
1 2 3
По комплексности исследования Простой Валютный; дефляционный", страховой
Сложный 'ыночный; макроэкономический; оценочный; инвестиционный; кредитный; процентный; налоговый
По источникам возникновения Внешний Рыночный; макроэкономический; страховой; валютный; дефляционный; инфляционный; кредитный; процентный; залоговый
Внутренний Оценочный; инвестиционный
По характеру проявления во времени Временный Макроэкономический; валютный; дефляционный; инфляционный; кредитный; процентный; налоговый
Постоянный Рыночный; страховой; оценочный; инвестиционный
По возможности предвидения Прогнозируемый Макроэкономический; страховой; валютный; дефляционный; инфляционный; кредитный; процентный; налоговый
Непрогнозируемый Рыночный; оценочный; инвестиционный
По возможности страхования Страхуемый Страховой
Нестрахуемый Рыночный; макроэкономический; оценочный; валютный; дефляционный; инвестиционный; инфляционный; кредитный; процентный; налоговый
По совокупности активов Индивидуальный
Портфельный (присущ всем активам (предметам искусства) в портфеле)
По уровню финансовых последствий, связанных с оценкой предметов искусства Влекущий полную потерю вложенных средств
Влекущий только экономические потери упущенной выгоды
Влекущий получение дополнительной прибыли
Спекулятивный
По уровню финансовых потерь Допустимый
Критический
Катастрофический
В рамках анализа рисков систематизированы их виды, установлена степень влияния рисков, а также были описаны рискообразующие факторы (табл. 2).
В диссертационном исследовании установлено, что оценочный риск является наиболее значительным, в связи с чем была приведена схема
управления рисками, состоящая их четырех этапов: идентификация рисков, их оценка, принятие решений по снижений финансовых потерь и оценка результатов.
В диссертационной работе описаны параметры, оказывающих влияние на цену предметов изобразительного искусства. Данные параметры были разделены на две группы в зависимости от субъективных и объективных факторов влияния на цену. К объективным факторам отнесены: общепризнанный класс мастера и принадлежность к определенной эпохе; личная история автора и самого предмета; наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях; частоту проведения персональных выставок автора; оценки критиков, вхождение в авторитетные каталоги; возраст произведения, наличие подписи, датировки, и т.п.; размер и сюжет картины; период написания.
К субъективным факторам - личные пристрастия покупателей в отношении стремления обладать конкретным предметом искусства (так называемая «премия за иррациональность»).
Таблица 2
Риски и рискообразующие факторы, связанные с _инвестированием на арт-рынке_
Риск Рискообразующий фактор Проявление риска
1 2 3
Сильная степень влияния
Оценочный ошибка при экспертизе; ошибка при оценке базовой стоимости предмета искусства; нехватка профессиональных экспертов-оценщиков на рынке неправильная атрибуция; ошибка при выявлении подлинности; неправильное последующие определение стоимости, влекущие за собой финансовые потери
Рыночный непрозрачность рынка; несовершенство законодательства предыдущие обязательства и обременения; претензии к законности ввоза, вывоза и осуществления сделок
Инвестиционный неправильный выбор инвестиционных решений потеря экономической выгоды от инвестирования в предметы искусства
Кредитный получения кредита для покупки предметов искусства; получение кредита под залог предмета искусства невозможность оплаты кредита и процентов по нему в срок и в полном объеме; неправильный выбор банка; недостаточность предложения по предоставляемым кредитам под залог предметов искусства
Окончание табл. 2
1 2 3
Налоговый изменение налогового законодательства отмена или введение новых видов налогов, сборов и таможенных пошлин; изменение уровня ставок; изменение сроков и условий налогообложения; отмена налоговых льгот
Средняя степень влияния
Макроэкономический изменение макроэкономической ситуации; политические и социальные изменения; кризисное состояние экономики негативное влияние на покупательную способность; изменения спроса на отдельные категории сюжетов предметов искусства
Страховой безвозвратная утрата и порча порча, кража, полное уничтожение (данный риск выше для рынка предметов искусства, чем для рынка ценных бумаг в силу портативности предметов искусства)
Дефляционный падение уровня цен; ухудшение экономических условий; снижение доходности в условиях увеличения дефляции снижение экономической выгоды при продаже предметов искусства; снижения ликвидности предметов искусства; уменьшение количества сделок на рынке
Инфляционный обесценивание реальной стоимости капитала в результате инфляционных процессов отсутствие экономической выгоды от продажи предметов искусства в момент повышенного роста инфляции
Процентный изменение условий предоставления кредита коммерческим банком изменение процентной ставки по кредиту
Слабая степень влияния
Валютный изменение валютного курса при условии оплаты сделок по купле-продаже предметов искусства в иностранной валюте
В диссертационном исследовании был структурирован процесс оценки предметов искусства, в соответствии с которым были выделены два этапа оценки: экспертиза и получение рыночной информации:
экспертиза, включающая в себя атрибуцию (определение подлинности объекта оценки), искусствоведческую экспертизу (определение культурной ценности объекта) и технико-технологическую
экспертизу (подтверждение/опровержение подлинности);
получение рыночной информации, с целью формирования выводов о рынке работ автора объекта оценки, анализа инвестиционного спроса и формирования рыночной цены объекта оценки.
Также в диссертации уточнены принципы оценки в отношении предметов изобразительного искусства. Данные принципы были разделены на две группы, в зависимости от представлений владельца (принцип предельной полезности, принцип замещения, принцип ожидания) и факторов рыночной среды (принцип спроса и предложения, принцип учета характера конкуренции, принцип изменения стоимости).
В диссертационном исследовании проведен сравнительный анализ существующих методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства (методы, основанный на экспертном мнении: метод средней цены и метод средней стоимости квадратного сантиметра работ автора, а также метод аукционных цен), на основе чего были выявлены недостатки указанных методов, связанные с влиянием субъективных и психологических факторов на результат оценки, а также сделан вывод о необходимости создания метода оценки, основанного на экономических подходах.
Для разработки метода оценки стоимости предметов изобразительного искусства осуществлялся статистический анализ параметров, характеризующих предмет изобразительного искусства. К применяемым видам анализа относятся: дескриптивный анализ, выводной анализ, анализ связей, факторный анализ, корреляционный анализ, бально-рейтинговый метод оценки и метод оценки полезности.
При помощи факторного и корреляционного анализа параметры предмета изобразительного искусства систематизированы и разделены на четыре группы факторов стоимости, а также была определена степень их влияния. В соответствии с методом бально-рейтинговых оценок и методом оценки полезности были рассчитаны значения весовых коэффициентов каждого из факторов. В совокупности данные факторы оказывают стопроцентное влияние на стоимость объекта оценки: «рынок работ автора» (40%), «стиль и размер картины» (30%), «популярность сюжета» (20%) и «период создания» (10%). При этом степень значимости фактора «рынок работ автора» определяется показателем «категория автора», исходя из широты и ликвидности рынка его работ, что характеризуется числом работ автора на рынке и количеством повторных продаж. Факторы «стиль и размер картины» и «популярность сюжета» включают в себя по два подфактора, имеющих равную степень влияния на значимость соответствующего фактора (по 50%). Полученные данные были подтверждены тестом Kaiser-Meyer-Olkin и Bartlett's Tests, определившим применимость полученных результатов ко всей анализируемой выборке.
На основе анализа факторов стоимости разработана многофакторная
четырехстадийная модель оценки стоимости предметов изобразительного искусства, основанной на средней цене художника, взвешенной в соответствии с системой коэффициентов, провенанс-мультипликаторе, степени сохранности предмета искусства и премии за иррациональность. В основу модели была положена следующая формула (1):
Р = АР„ * Рг * Б + Р!гг, (1)
где Р - рассчитываемая цена предметов искусства,
АРЖ - средняя цена художника, взвешенная в соответствии с системой коэффициентов,
Рг - провенанс-мультипликатор, Б - коэффициент сохранности предмета искусства, Р(„. - премия за иррациональность, т.е. сумма, которую покупатель готов заплатить дополнительно за возможность обладать предметом искусства. При этом значения показателя «премия за иррациональность» носят абсолютно субъективный характер, обусловленный психологическими мотивами приобретения. В силу этих причин, расчет данного показателя не проводился, поскольку его величина должна определяться для конкретной сделки и индивидуального контрагента.
Стадии оценки стоимости предметов изобразительного искусства представлены в табл. 3.
Разработанная в диссертационном исследовании модель оценки предметов изобразительного искусства была использована на анализируемой выборке, состоящей из 100 картин 100 различных художников, написанные в различных художественных стилях (от классицизма до современного искусства). Отклонение результатов оценки стоимости предметов изобразительного искусства от их фактической стоимости находились в пределах ±15%. Таким образом, результаты проверки подтвердили практическую применимость предложенной модели.
Таблица 3
Стадии оценки стоимости произведений изобразительного искусства (без учета премии за иррациональность)_
1. Описать оцениваемый предмет изобразительного искусства по всем параметрам
• • • • Национальность автора • Размер картины (см2) Количество работ автора • Сюжет Количество повторных продаж автора • Контекстная стоимость Художественный стиль • Период создания
2. Определить категорию автора исходя из его национальной принадлежности, широты и ликвидности рынка его работ
• Голубые фишки _ „ „ • Редкие продажи • Второй эшелон _ • Случайные продажи • Третий эшелон
Продолжение табл. 3
3. Выбрать соответствующие коэффициенты в соответствии с определенной категорией автора, факторами и подфакторами стоимости
№ Категория авторов Значение коэффициента
1 французы, голубые фишки, второй эшелон 1
2 испанцы, американцы, голландцы, голубые фишки, второй, третий эшелон 0,8
3 прочие 0,6
Группа Показатель Название группы Коэффициент влияния фактора Коэффициент влияния подфактора
фактор 1 Национальность Рынок работ автора (подфактор: категория автора) 0,4 1,0
Количество работ автора 0,8
Общая стоимость работ 0,6
Средняя цена работ автора
Количество повторных продаж работ автора
фактор 2 Художественный стиль Стиль и размер картины 0,3 0,5
Размер картины 0,5
фактор 3 Сюжет Популярность сюжета 0,2 0,5
Контекстная стоимость 0,5
фактор 4 Период создания Период создания 0,1
4. Произвести расчет средней цены художника (ЛР\м ), взвешенной в соответствии с системой коэффициентов
• Произведение средней цены автора на коэффициент подфактора и фактора №1 + • Произведение суммы на коэффициент фактора №2 о Произведение средней цены подфактора 2.1. на 1—>. коэффициент этого подфактора + о Произведение средней цены подфактора 2.2. на коэффициент этого подфактора • Произведение суммы на коэффициент фактора №3 I о Произведение средней цены подфактора 3.1. на 1—>- коэффициент этого подфактора + о Произведение средней цены подфактора 3.2. на коэффициент этого подфактора • Произведение средней цены фактора №4 на его коэффициенты • Умножить полученный результат на соответствующие значения провенанс-мультипликатора (Рг) и коэффициента сохранности предмета искусства (5)
Окончание табл. 3
Значения провенанс-мультипликатора
Значение Характеристика
1 покупка на аукционах Sotheby's и Christie's, т.к. эти аукционные дома дают финансовую гарантию рисков аутентичности (подлинности)
0,89 покупка картин дороже 5 млн. долл., т.к. Sotheby's и Christie's взимают в среднем комиссию 11% (премию Покупателя), которая соответствует стоимости страховки от рисков аутентичности и экспроприации
0,7 при наличии разногласий между экспертами относительно аутентичности
ниже или = 0,5 при предлагаемой цене в 2 и более раз ниже справедливой или при больших сомнениях относительно происхождения картины
Значение коэффициента сохранности
Значение Характеристика
1 Отличное состояние предмета искусства
0,95 Утеря красочного слоя (проплешины)
0,9 трещины на холсте
0,85 порван холст
0,8 кракелюр-трещина красочного слоя
0,7 отлетела краска на картине
0,6 прочие повреждения
Реализация разработанных в диссертационной работе методических положений и практических рекомендаций позволит повысить эффективность инвестирования и оценки стоимости предметов изобразительного искусства в Российской Федерации. В свою очередь, развитие данных направлений будет способствовать созданию единого культурного пространства в стране эффективному функционированию арт-рынка, увеличивая поступления в государственный бюджет, способствуя интеграции страны в мировое сообщество и укреплению национального единства России.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Статьи, опубликованные в рекомендованных ВАК изданиях
1. Григорьева С.М. Формирование инфраструктуры рынка предметов изобразительного искусства. // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - Вып. I (52). - Спб.: СПбГИЭУ, 2012. - 0,3 п.л. - с. 232 - 235.
2. Григорьева С.М. Методы оценки предметов изобразительного искусства. // Мир экономики и права. - 2012. Вып. 4. - 0,3 п.л. - с. 18 - 23.
3. Григорьева С.М. Риски, связанные с инвестированием на арт-рынке, и принципы оценки предметов искусства. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - №4. -URL: http://www.uecs.ru - 0,33 п.л.
Статьи, опубликованные в прочих научных изданиях
4. Григорьева С.М. Инвестиции в предметы искусства. // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы XI межвуз. конф. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 0,15 п.л.
5. Григорьева С.М. К вопросу о создании паевых инвестиционных фондов художественных. // Третий научный конгресс студентов и аспирантов ИНЖЭКОН-2010: Тез. докл. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 0,1 п.л.
6. Григорьева С.М. Пути развития паевых инвестиционных фондов художественных ценностей в России // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 13. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 0,3 п.л.
7. Григорьева С.М. К вопросу об оценке предметов искусства. // Четвертый научный конгресс студентов и аспирантов ИНЖЭКОН-2011' Тез. докл. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 0,1 пл.
8. Григорьева С.М. К вопросу о влиянии мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. на рынок предметов изобразительного искусства. // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр Вып 14 - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 0,3 п.л.
9. Григорьева С.М. К вопросу о развитии системы оценки предметов изобразительного искусства. // Современные проблемы экономики, социологии и права: Сб. науч. ст. асп. СПбГИЭУ. Вып 10 -СПб.: СПбГИЭУ, 2012.-0,1 п.л.
Подписано в печать /6, ¿^ 207 2. т . Формат 60x84 '/,б Печ.л. Тираж ЮО экз- Заказ ^
ИзПК СПбГИЭУ 192102, Санкт-Петербург, ул. Касимовская, 5
Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Григорьева, София Михайловна
ВВЕДЕНИЕ А
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Особенности рынка предметов изобразительного искусства в Российской Федерации
1.2. Зарубежный опыт инвестирования и оценки предметов изобразительного искусства
1.3. Анализ теоретических и методических подходов к исследованию проблемы оценки стоимости предметов 48 изобразительного искусства
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Инфраструктуры рынка предметов искусства и 61 рекомендации по ее усовершенствованию
2.2. Методические подходы к организации оценки предметов изобразительного искусства
2.3. Методы оценки стоимости предметов изобразительного искусства
ГЛАВА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
3.1. Анализ факторов, влияющих на стоимость предметов изобразительного искусства 103 3.2. Формирование модели оценки стоимости предметов изобразительного искусства 122 3.3. Основные направления повышения эффективности по оценке предметов изобразительного искусства в РФ
Диссертация: введение по экономике, на тему "Развитие методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства в Российской Федерации"
Актуальность темы исследования. Современное развитие экономики и насыщенность инвестиционных рынков определили необходимость поиска новых объектов для инвестирования, помимо таких традиционных, как ценные бумаги, драгоценные металлы и недвижимость. Одной из перспективных сфер вложения капитала являются предметы изобразительного искусства.
Объем международного рынка предметов искусства оценивается экспертами в пределах от 30 до 40 млрд. долл., с учетом условной оценки стоимости открытых коллекций произведений искусства. Рынок предметов искусства Российской Федерации занимает незначительную долю в объеме международного рынка и составляет около 0,1%, а доходность капиталовложений на нем ежегодно превышает 15% годовых.
Высокий уровень развития рынка предметов искусства в зарубежных странах, отсутствие корреляции данного рынка с рынком ценных бумаг, а также способность предметов искусства, использующихся в целях инвестирования, защитить вложенные средства от инфляции в силу их независимости от изменений в политической, социальной и экономической сферах, создают предпосылки для роста инвестиционного спроса на подобные активы в Российской Федерации. При этом наиболее востребованными среди инвесторов объектами инвестирования на рынке являются предметы изобразительного искусства. Вместе с тем, одним из основных препятствий развития данной сферы капиталовложений является несоответствие экономических методов оценки требованиям инвесторов при определении стоимости предметов изобразительного искусства, как инвестиционного актива.
Проблема развития методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства, позволяющих определять рыночную цену объектов инвестирования, обусловливается многообразием факторов стоимости, недостаточным нормативно-правовым регулированием оценочной деятельности в данной сфере, неполным отражением вопросов развития методов оценки стоимости данных объектов в научных исследованиях, а также нехваткой специалистов-оценщиков.
Необходимость создания комплексного подхода к формированию методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства, а также важное практическое значение развития данной сферы деятельности определили выбор темы, цель и конкретные задачи исследования.
Степень изученности проблемы. Теоретические и методические вопросы оценки предметов изобразительного искусства, использующиеся в целях инвестирования, являются недостаточно разработанными.
Отдельные аспекты экономики культуры и теории оценки предметов искусства рассматриваются в работах Б. Фрея, Р. Дженсена, Д. Галеноса и М. Шубика.
Вопросы эффективности функционирования рынка предметов искусства, как инвестиционного рынка, отражены в работах Р. Андерсона, Б. Фрея, Р. Эшенбергера, X. Хоекена, Л. Руикеса, Д. Ходгсона, К . Воркинка, Г. Ландеса, А. Автономова и др. Принципы работы аукционных домов и ценообразования в их рамках изучали О. Ашенфельтер и К. Гредди.
Формирование индексов цен на рынке предметов искусства рассматривали такие ученые, как Г. Гоцман, Дж. Песандо, Дж. Мей, М. Мозес и др.
Труды, посвященные отдельным аспектам ценообразования на рынке предметов искусства, принадлежат Г. Беккеру, Б. Мандвиллю, А. Дамодарану и др.
Различные факторы, влияющие на цену произведений искусства, рассмотрены в работах Б. Денисова, А. Сахарова, С. Скатерщикова и др.
Вместе с тем, недостаточно исследованы вопросы, связанные с экономическим обоснованием методов оценки стоимости предметов искусства. При этом теоретические и практические проблемы ценообразования на рынке предметов искусства изучаются применительно ко всему рынку, без подразделения его по видам искусства. Таким образом, специфика ценообразования предметов изобразительного искусства, как одного из наиболее популярных видов искусства, использующегося в целях инвестирования, не получила глубокого изучения.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по развитию методов оценки стоимости предметов изобразительного искусства, использующихся в целях инвестирования.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: охарактеризовать отечественный и зарубежный опыт инвестирования и оценки предметов изобразительного искусства; обосновать теоретические и методические подходы к раскрытию методов оценки предметов изобразительного искусства; разработать методические положения по оценке предметов изобразительного искусства; выявить зависимость стоимости предмета изобразительного искусства от основных факторов и разработать модель оценки стоимости предметов изобразительного искусства; определить направления и разработать рекомендации по совершенствования организации оценки стоимости предметов изобразительного искусства.
Объектом исследования в диссертационной работе являются предметы изобразительного искусства, использующиеся в целях инвестирования.
Предметом исследования в диссертационной работе выступают методы оценки рыночной стоимости предметов изобразительного искусства.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные организационным, правовым и экономическим проблемам оценки предметов изобразительного искусства, а также работы методического и практического характера, связанные с различными аспектами исследуемой проблемы. В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность рынка предметов искусства. Для решения поставленных задач применялись методы статистических исследований, методы классификаций, структурный анализ, системный подход, обобщение и систематизация.
Исследование проведено в соответствии с Паспортом ВАК РФ по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» п. 5.1. «Теория, методология и концептуальные основы формирования стоимости различных объектов собственности».
Научная новизна результатов диссертационной работы заключается в следующем: раскрыта сущность рынка предметов искусства, выявлены особенности его развития в РФ и предложены пути совершенствования его инфраструктуры, что позволило выявить особую структуру финансовых и денежных потоков, связанных со спецификой инвестирования в предметы изобразительного искусства, осуществлением финансирования сделок с ними, получением рыночной информации об изменении их стоимости, а также проведением оценки предметов искусства; уточнена классификация принципов оценки стоимости предметов искусства, путем введения классификационных признаков, связанных со спецификой предметов изобразительного искусства, по представлениям владельца (принципы предельной полезности, замещения и ожидания) и по факторам рыночной среды (принципы спроса и предложения, учета характера конкуренции, изменения стоимости); разработана классификация рисков и рискообразующих факторов, возникающих при инвестировании в предметы изобразительного искусства, установлено доминирующие влияние оценочного риска и обоснована необходимость развития оценочной деятельности на рынке, базирующейся на приведенных принципах; сгруппированы факторы стоимости предметов изобразительного искусства (в частности: рынок работ автора, стиль и размер картины, популярность сюжета, период создания работы) и определена степень их влияния; разработана многофакторная четырехстадийная модель оценки предметов изобразительного искусства с учетом влияния факторов стоимости, провенанса (истории владения предметом) и степени сохранности, позволяющая определить рыночную цену объекта оценки.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что методические положения, практические рекомендации и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы всеми участниками рынка предметов изобразительного искусства (инвесторами, художниками, арт-дилерами, аукционными домами, банками, страховыми и инвестиционными компаниями, экспертами-оценщиками и др.), а также государственными органами власти и органами местного самоуправления, при разработке мероприятий по совершенствованию инфраструктуры рынка предметов искусства и оценки предметов изобразительного искусства, использующихся в целях инвестирования.
Теоретические положения диссертационной работы были использованы при проведении занятий по дисциплинам «Инвестиции», «Оценка бизнеса», «Финансовые рынки», «Актуальные вопросы экономики, управления и финансов» в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».
Теоретические положения и практические рекомендации диссертационной работы были использованы компанией ООО «Арт Эксплорер» для разработки нового программного продукта, связанного с оценкой предметов изобразительного искусства.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были доложены, обсуждены и одобрены на XI и XIII межвузовских конференциях «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (Санкт-Петербург, 2009 г.), III и IV научных конгрессах студентов и аспирантов в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в 2010-2011 гг., международном практическом семинаре «Business of art» (Санкт-Петербург, 201 1 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Диссертация: заключение по теме "Финансы, денежное обращение и кредит", Григорьева, София Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие рынка предметов искусства в России обусловлено инвестиционной привлекательностью предметов искусства и растущим интересом инвесторов к альтернативным объектам капиталовложений. При этом предметы изобразительного искусства являются наиболее популярным видом искусства, рассматриваемым инвесторами в качестве инвестиционного актива. Проведение оценки предметов изобразительного искусства с целью формирования их рыночной стоимости является обеспечением допуска предметов к торгам и превращения их в товар и инвестиционный актив.
Проведенный в диссертационной работе анализ современного состояния и тенденций развития рынка предметов искусства в России и практики оценки на нем показал следующее: инвестирование в предметы изобразительного искусства обладают высоким уровнем доходности в долгосрочной перспективе, обусловленные независимостью их цен от политических, социальных и экономических изменений, а также низкой корреляцией с рынком ценных бумаг, что служит основанием для включения предметов изобразительного искусства в инвестиционный портфель с целью диверсификации активов и снижения общего уровня риска; современный этап функционирования рынка характеризуется динамичностью развития, растущему интересу инвесторов к данной сфере капиталовложений, росту числа компаний, сопровождающих процесс инвестирования на рынке, а также совпадением уровня доходности вложений на российском рынке с общемировыми тенденциями; уровень развития рынка в России недостаточно высок в силу разрозненности сегментов рыка, низкого уровня его ликвидности, прозрачности и доступности, недостаточного количества предметов искусства, предоставленного на рынке в открытом доступе, а также увеличения числа подделок предметов изобразительного искусства; основным препятствием для дальнейшего развития рынка является отсутствие разработанной системы оценки предметов изобразительного искусства, как ключевого фактора для рассмотрения предметов изобразительного искусства в качестве инвестиционного актива.
В диссертационном исследовании сделан вывод о том, что проблема совершенствования рынка предметов искусства и разработка методов оценки предметов изобразительного искусства приобретает важное значение для экономики России в силу растущей необходимости в поисках альтернативных объектов для инвестирования и требует комплексного изучения и выработки научно обоснованных подходов к ее решению.
Проведенный в диссертационной работе анализ зарубежного опыта инвестирования и оценки предметов изобразительного искусства, показал, что:
Европа считается местом зарождения рынка предметов изобразительного искусства; инвестирование в предметы искусства являются устоявшейся практикой для зарубежных инвесторов; повышенный интерес инвесторов к рынку предметов искусства способствовал резкому росту цена на рынке, обусловленных спекулятивными стратегиями игроков; международный рынок обладает наиболее развитой инфраструктурой, обусловленной присутствием большого числа иностранных компаний, обслуживающих рынок;
Анализ влияния мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. на рынок предметов изобразительного искусства выявил, что, несмотря на снижение продаж в период 2008-2009 гг., к середине 2010 г. рынок восстановился, при этом установив новый ценовой рекорд. При этом отмечается положительное влияние кризиса на развитие рынка, определяющее перспективы развития рынка и необходимость к установлению справедливых рыночных цен на предметы изобразительного искусства.
Проведенный в диссертационной работе анализ уровня теоретической и методической разработанности проблемы оценки предметов изобразительного искусства позволил сделать выводы о том, что: большинство научно-методических работ и монографий посвящены в основном исследованию рынка предметов искусства в целом, без подразделения его по видам искусства; отсутствие четкого определения рынка предметов искусства в трудах отечественных и зарубежных ученых, несмотря на то, что такое понятие активно употребляется в теории и практике; нерешенной осталась проблема поиска экономического обоснования подходов к оценке и определению факторов, влияющих на цену предмета изобразительного искусства, не зависящих от субъективного мнения оценщика и позволяющих определить справедливую рыночную стоимость объекта оценки.
На основе проведенного в диссертационном исследовании анализа рынка предметов искусства и практики инвестирования на нем было предложено определение данного рынка:
Рынок предметов изобразительного искусства (или арт-рынок) это специфическая сфера экономических отношений, где осуществляется движение предметов изобразительного искусства и устанавливается спрос и предложение на них. Рынок предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире, обусловленный сформированной системой оценки, инвестирования, торговли и распространения предметов изобразительного искусства.
Проведенный в диссертации анализ инфраструктуры рынка позволил выявить недостатки в его функционировании и предложить модель усовершенствованной инфраструктуры рынка, в соответствии с которой выявлена необходимость создания независимого оценочного центра, задачей которого станет определение рыночной цены предметов искусства.
В соответствии с предложенной инфраструктурой были структурированы финансовые потоки, возникающие при инвестировании в предметы искусства. Так, финансовые потоки разделяются на три группы, в зависимости от источника их формирования, самостоятельной ролью каждого из них и их взаимосвязью: владение предметами искусства (расходы на приобретение и хранение предмета искусства, а также получением прибыли при продаже); финансовая деятельность при владении предметами искусства (получение и выплата краткосрочных кредитов и займов на покупку или под залог предметов искусства); инвестиционная деятельность (получение и выплата долгосрочных кредитов на покупку или под залог предметов искусства, а также участие в ПИФах художественных ценностей).
Также, в диссертационном исследовании была проведена классификация рисков, связанных с инвестированием на арт-рынке, в соответствии с которой были представлены 8 признаков классификации рисков и описаны типы рисков, соответствующие каждому признаку.
В рамках анализа рисков, были систематизированы виды рисков и описаны по рискообразующим факторам, путям проявления риска и степени влияния риска. Было установлено, что оценочный риск является наиболее значительным, в соответствии с чем была приведена схема управления рисками.
Также были выявлены специфические черты, присущие предметам изобразительного искусства, обуславливающие сложность в их оценке. Данные черты были разделены на две группы в зависимости от субъективных и объективных факторов влияния на цену. Так, к объективным факторам были отнесены физический свойства предмета изобразительного искусства, его культурная и историческая значимость, принадлежность автору определенного класса и т.п. К субъективным факторам - личные пристрастия и мотивы покупателей.
В диссертационном исследовании была структурирована процедура оценки предметов искусства, в соответствии с чем были выделены два этапа оценки: экспертиза, включающая в себя атрибуцию, искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу, позволяющие описать объект оценки и установить его подлинность; получение рыночной информации для формирования рыночной цены объекта оценки.
Также были уточнены принципы оценки в отношении предметов изобразительного искусства, основанные на независимости, универсальности, взаимосвязи и применимости ко всем объектам оценки.
В диссертационном исследовании был проведен сравнительный анализ существующих методов оценки предметов изобразительного искусства, на основе чего был сделан вывод о необходимости создания метода оценке, основанного на экономических подходах.
В соответствии с этим были систематизированы факторы, влияющие на цену предмета искусства, и разделены на 4 группы: рынок работ автора; стиль и размер картины; популярность сюжета; период создания.
На основе анализа факторов была разработана расчетная формула оценки предметов изобразительного искусства, основанная на средней цене художника, взвешенной в соответствии с системой коэффициентов, проценанс-мультипликаторе, степени сохранности предмета искусства и премии за иррациональность, что позволит определить рыночную стоимость объекта оценки.
В диссертационном исследовании была проведена апробация предложенной модели оценки на анализируемой выборке.
В диссертации сделан вывод, что оценка предметов искусства требует ряда решений по следующим направлениям совершенствования: развитие инфраструктуры рынка предметов изобразительного искусства, в частности внедрение обособленного независимого оценочного центра; внедрение предложенной модели оценки предметов изобразительного искусства, основанной на экономическом подходе к оценке стоимости и исключающей субъективную составляющую, присущую методу экспертной оценки.
Реализация разработанных в диссертационной работе методических положений и практических рекомендаций позволит повысить эффективность инвестирования и оценки предметов изобразительного искусства и будет способствовать созданию единого культурного пространства в России, эффективному функционированию арт-рынка, увеличивая поступления в государственный бюджет, способствуя интеграции страны в мировое сообщество и укреплению национального единства России.
Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Григорьева, София Михайловна, Санкт-Петербург
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1, II.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Федеральный закон от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 06.12.2011) "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
6. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2000 г. N 599 (с изменениями от 11 марта 2003 года) «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов».
7. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.05.2008г. № 08-19/пз-н «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».
8. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 N 10975).
9. Стандарт российского общества оценщиков "Оценка нематериальных активов», основные положения СТО РОО 26-01-96
10. Затребования к повышению квалификации в области оценочной деятельности" (утв. Минимуществом РФ от 22.05.2003 N ЗР-4/10060).
11. И. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
12. М.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. - 239 с.
13. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион -Русская книга, 2003. - 272 с.
14. Виссон В. Судьба жить искусством, М.: Р. Валент, 2002. - 376 с.
15. Дамондаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов./Асват Дамодаран, пер. с английского. 5-е издание,- М.: Альпина бизнес букс, 2008.-1340 с.
16. Денисов Б. Нетрадиционный бизнес. Очерки для непосвященных, М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1997. - 96 с.
17. Досси П. Продано! Искусство и деньги. СПб.: Лимбрксс Пресс -«Издательство К. Тублина», 2011. - 288 с.
18. Долгин А.Б. Прагматика культуры. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. - 168 с.
19. Лиссман К. П. Философия современного искусства. Ведение / Конрад Пауль Лиссман; пер. с нем. А.В.Белобратова. СПб.: Гиперион, 2011. -248 с.
20. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2009. - 527 с.
21. Моосмюллер Г., Ребик H.H. Маркетинговые исследования с SPSS. Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.
22. Салин В.Л. Ценообразование: Учебное пособие. СПб.: ОЦЭиМ, 2003. -300 с.
23. Сахаров А. Оценка невоспроизводимой продукции: Монография, М.: Издательский центр ГУУ, 2005. - 50 с.
24. Скатерщиков С., Кориневский В., Яковенко О., Пихлер К., Цимке Т., Хансен Н. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 224 с.
25. Статистика: учебник./ под ред. И.И. Елисеевой. М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.
26. Страхование: учебник / C.B. Ермасов, Н.Б. Ермасова. 2-ое изд., доп. и прераб. - М.: Высшее образование, 2008.- 613 с.
27. Таганов Д.Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб.: Питер, 2005. - 192 с.
28. Ценообразование: учебное пособие/ Ф.И. Биншток.-М.: ИНФРА-М, 2001,-197с.
29. Цены и ценообразование. Под ред. В.Е, Евипова: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 464 с.
30. Шпилевская Е.В. Основы оценки стоимости нематериальных активов / Е.В. Шпилевска, О. В. Медведева. Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 220 с.
31. Эконометрика: Учебник/ И.И. Елисеева, C.B. Курышева, Т.В. Костеева и др. Под ред. И.И. Елисеевой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 576 с.
32. I. СТАТЬИ, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ, АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
33. Автономов Ю. Социология и экономика культуры война правой руки с левой? // Неприкосновенный запас. - 2004. - № 1 (33). - С. 64 - 68.
34. Автономов Ю. Взгляд на искусство через призму экономической теории. Спрос на рынке изобразительного искусства // Неприкосновенный запас. -2003.-№6(23)-С. 75 -78.
35. Барретт У. Открытие для Америки // Forbes 2005. - № 5 (14). - с. 25- 28.
36. Бикбов А. Рынки культуры как рынки вкуса и признания // Неприкосновенный запас. 2004. - № 1 (33). - С. 60 - 63.
37. Бувье И. Хозяин барин // Компания - 2005. - № 36 (382). - с. 22 - 24.
38. Гоголицин Ю. Подделки как эталон спроса // Антик.Инфо. 2006. - № 39. -С. 15- 18.
39. Кукушкин Н. В. Механика художественного аукциона» // Экономика. Управление. Культура. Вып. 14. Часть 1: Сборник научных статей / Под ред. Л. Д. Абрамовой. М.: ГУУ. - 2007. - С. 35- 38.
40. Кукушкин Н. В. Подходы к оценке произведений изобразительного искусства // Альманах «Политическая экономия» №1 / Под ред. Б. А. Денисова».-М. -2007.-С. 29-31.
41. Козорезенко П. Работа арт-дилеров и антикваров и состоит в том, чтобы искать. // Финанс. 2010 . №3 (334). - С. 50 - 51.
42. Лукша П. Экономика культуры штрихи к науке нового века // Неприкосновенный запас. - 2003. - № 6 (№ 32). - С. 19 - 22.
43. Миттеран Э. Российский арт-рынок пока не на пике // Финанс» 2003. -№38.-С. 31 -33.
44. Назаревская Н. Антикварные традиции Druot // Антик.Инфо. 2005. - № 28.-С. 17-20.
45. Назаревская Н. Аукцион возвращается на рынок. Итоги антикварного сезона 2003-2004 гг. // Антик.Инфо. 2004. - № 20. - С. 31 - 35.
46. Перцев Д. Атрибуция и экспертиза произведений изобразительного искусства и гипертекстовые системы // Антик.Инфо 2001. - № 3. - С. 37 -40.
47. Рачеева Е. История Sotheby's // Банковское дело в Москве. 1998. № 10 (46).-С. 47-51.
48. Скатерщиков С. Арт-подсчет // Forbes. 2005. - № 11 (20). - С. 53 - 55.
49. Тюхтин Ю. На арт-рынке работают люди, которые умеют профессионально ждать // Финанс 2010. - №3 (334). - С. 48 - 49.
50. Максименко О. Искусство на паях // Финанс 2010. - №3 (334). - С. 44 -45.
51. Руденко И. Для спекулятивной стратегии необходимо современное искусство // Финанс 2010. - №3 (334). - С. 54 - 55.
52. Чистякова М. Кристопродавцы // Коммерсантъ. 2007. - № 1 (№ 3577). -С. 39-40.
53. Шемякин М. Семьдесят лет культурной изоляции России дали свои результаты // Культура. 2002. - №20-21 (7327). - С. 26 - 29.
54. Шпаковская JT. Общественная ценность антиквариата // Социологическийжурнал. 2000. - № 1 /2. - С. 35 - 37.
55. Юдин Ю. Нас ждет 5-6-кратный рост на некоторых современных художников и на аниквариат.// Финанс. 2010. - №3(334). - С. 52 - 53.1.. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ
56. Agnello R. Returns and risk for art: findings from auctions of American paintings differentiated by artist, genre and quality. Mimeo: University of Delaware.- 2002.
57. Agnello R., Pierce R. Financial returns, price determinants and genre effects in American art investment// Journal of Cultural Economics. 1996. - № 20-4.
58. Anderson R.C. Paintings as an investment. Economic Inquiry. - 1974.- №1 .pp. 13-26.
59. Ashenfelter O. How Auctions Work for Wine and Art // Journal of Economic Perspectives. 1989. - № 3.-pp. 23-36.
60. Ashenfelter O., Graddy K. Auctions and the price of art // Journal of EconomicLiterature.-2003.- vol.XLl.-pp.763-786.
61. Baumol W., Bowen W. Performing Arts: The Economic Dilemma. New-York: The Twentieth Century Fund. - 1996.
62. Becker G. The Economic Approach to Human Behaviour. Chicago University Press. - 1976
63. Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit.- Frankfurt a.M: Suhrkamp. 1963.
64. Campbell J. Stock Returns and the term structure.- Journa of Financial Economics. 1987. - pp.373-399.
65. Candela G., Scorcu A. A Price Index for Art Market Auctions. An Application to the Italian Market of Modern and Contemporary Oil Paintings // Journal of Cultural Economics. 1997. - № 21.
66. Candela G., Figini P., Scorcu A. Price indices for artists a Proposa // Journal of Cultural Economics. - 2005. - № 25.
67. Chanel O., Gerard-Varet L., Ginsburgh V. Prices and Returns on Paintings: An Exercise on How to Price the Priceless. The Geneva Papers on Risk and Insurance Theory. - 1994. - № 19.
68. Chanel O., Gerard-Varet L., Ginsburgh V. The Relevance of Hedonic Price Indices // Journal of Cultural Economics. 1996. - № 20.-pp. 1 -24.
69. Chanel O., Gerard-Varet L.-A., Vincent S. Auction Theory and Practice: Evidence from the Market for Jewellery In V. Ginsburgh and P.-M. Menger (eds.) // Economics of the Arts: Selected Essays. Amsterdam: Elsevier. -1996.-pp. 134-149.
70. Cockerell, H. A. L. British Insurance Business: History and Archives // H. A. L. Cockerell. Sheffield: Sheffield Academic Press. - 1994.
71. Dietrich, R. Cultural Property on the Move Legally, Illegally / R/ Dietrich // International Journal of Cultural Property. - 2002. - №2.
72. De la Barre M., Docclo S., Ginsburgh V. Returns of impressionist, modern and contemporary European paintings, 1962-1991 // Annales d'Economie et de Statistique. 1994. - № 35.
73. Dixon J. Prosecutors Say Chairs at Sothehy's. Christie's Devised Price-Fixing Scheme // Knight-Ridder Tribune Business News. 2001. - № Nov. 10.
74. Frey B. Art Markets and Economics: Introduction // Journal of Cultural Economics. 1997. - № 21-3.
75. Frey B, Eichenberger R. On the Rate of return in the Art Market: Survey and Evaluation // European Economic Review. 1995. - № 39.-pp.528-537.
76. Frey B, Eichenberger R. On the return of art investment return analyses // Journal of Cultural Economics. 1995. №19.
77. Frey B. Art Fakes What Fakes? // Arts & Economics, Second Edition. - New York: Springer. - 2003.
78. Frey B., Pommerehne W. Muses and Markets, Explorations in the Economics of the Arts. Oxford: Blackwells. - 1989.
79. Galenson D., Jensen R. Young geniuses and old masters: the life cycles of great artists from Masaccio to Jasper Johns // National Bureau of Economic Research Working Paper. 2001. - No8368.
80. Ginsburgh V., Jeanfils P. Long term Comovements in Traditional Markets for Painting // European Economic Review. 1995. № 39.
81. Goetzmann W.N. Accounting for taste: Art and Financial Markets over three centures.-American Economic review.- 1993.-pp. 1370-1376.
82. Gordon V. Smith, Russell L. Parr. Valuation of Intellectual Property and Intangible Assets. New York: John Willey & Sons.- 1994.- Second edition.
83. Gramp W. Pricing the Priceless. Art, Artists and Economics. New York: Basic Books. - 1989.
84. Griliches Z. Price Indexes and Quality Changes: Studies in New Methods of Measurement. Cambridge University Press. - 1971
85. Hoeken H., Ruikes L. Art for art's sake? // Journal of Business Communication. Netherlands. - 2005. - Volume 42, Number 3.-pp.233-246.
86. Herschlag M., Zwick R. Internet Auctions: A Popular and Professional Literature Review // Quarterly Journal of Electronic Commerce. 2000. - № 1-2.
87. Hodgson D.J., Vorkink P.K. Asset pricing theory and the valuation of Canadian paintings. Canadian journal of Economics.-vol. 37, №3.-2004.-pp.629-655.
88. Horstmann I., LaCasse C. Secret Reserve Prices in a Bidding Model with a Reale Option // American Economic Review. 1997. - № 87-4.
89. Klemperer P. Auction Theory: A Guide to the Literature // Journal of Economic Surveys. 1999. - №13-3.
90. Klemperer P. Auctions: Theory and Practice. Princeton: Princeton University Press. - 2004.
91. Lancaster K. Consumer Demand: A New Approach. New York: Columbia University Press. -1971.
92. Landes W. Winning the art lottery:the economic returns to the Ganz collection.- Recherches économiques de Louvain.-200.-pp. 111-130.
93. Lucking-Reiley D. Vickrey Auctions in Practice: From Nineteenth Century Philately to Twenty-first Century E-commerce // Journal of Economic Perspectives. 2000. - № 4.
94. Mei J., Moses M. Art as investment and the underperformance of masterpieces: evidence from 1875-2002 // American Economic Review. 2003. - № 92.-pp. 1656-1568.
95. Milgrom P., Weber R. A Theory of Auctions and Competitive Bidding // Econometrica. 1982. -№ 50.-p. 1089-1122.
96. Moulin R. L'artiste, l'institution et le marché. Paris: Flammarion. - 1992.
97. Moulin R. De la valeur de l'art. Paris: Flammarion. - 1995.
98. Monnier G. Des beaux-arts aux arts plastiques. Paris: Éditions La Manufacture. - 1991
99. Montias, J.-M. Le marché de l'art awe Pays-Bas: XVe XVIIe siècles. - Paris: Flammarion. -1996.
100. Oleck J., Dunkin A. The art of collecting art. Business Week, May 17. -1999.
101. Onofri P. Old Master paintings price formation and public policy implications. -Bologna: University of Bologna. -2003.
102. Pesando J. Art as an Investment. The Market for Modern Prints // American Economic Review. 1993. - № 83.-pp. 1075-1089.
103. Pesando J., Shum P. The returns to Picasso's prints and to ttraditional financial assests, 1997 to 1997 // Joutnal of Cultural Economics. 1999. - № 23(3).-pp. 183192.
104. Pesando J. , Shum P. Investment in artA a countrary tale// The journal of wealthy management.-2007-pp.80-87.
105. Pommerehne W.W., Lars P.F. The impact of museum purchases on the auction prices of paintings//Journal of cultural Economics.-1997-pp.249-271.
106. Reitlinger G., The Economics of taste, Vol. Ill :The art market in the 1960's. -New York :HoIt, Reinehart& Winston. 1970
107. Schulze G. International trade in art // Journal of cultural economics. 1999. -No23.
108. Shubik M. Auctions, Bidding and Markets: An Historical Sketch . M. Shubik, R. Engelbrecht-Wiggins and R. Stark (eds.), Auctions, Bidding and Contracting: Uses and Theory. New York: New York University Press. -1983.
109. Shubik M. Dealers in Art // Yale SOM Working Paper. -2001. № ES-17.
110. Singer L., Lynch G., Are mulyiple art markets reational? // Journal of Cultural Economics. 1997. - No21-3.
111. Smith C. Auctions: From Walras to the Real World. R. Swedberg (ed.), Explorations in Economic Sociology. New York: Russell Sage. - 1993.
112. Smith C. Auctions:Social Construction of Value. New Ypork: Free Press. -1989
113. Stein J. The Monetary Appreciation of Paintings // Journal of political Economy. 1977. -№85.-pp. 1021-1035.
114. Worthington A., Higgs H. Art as an Investment: Risk, Return and Portfolio Diversification in Major Painting Markets. Accounting and Finance. 2004. -№ 44 (2).
115. Art sale. Электронный ресурс. Режим доступа: en.wikipedia.org/wiki/Artsale, свободный - Загл. с экрана.
116. Деятельность Дойче Банка в культуре и социальной сфере / Электронный ресурс. 2009.- Режим доступа: www.db/com
117. Капитализация рынка искусства: новые возможности: тез. докл. конф. 26 окт. 2004 г. Электронный ресурс. / XVII Антикварный салон. ИМА Консалтинг, 2004. - Режим доступа: http://www.gif.ru/themes/kunstbazar/xvii-antiquites/post-reliz/
118. Максимова Ю. Аукционный рынок 2008. Статистика «жирного» года Электронный ресурс. / Ю. Максимова. - 2009. - Режим доступа: http://artinvestment.ru/invest/rating/20090418artmarkettrends.html
119. ПИФы: итоги 2009 года, прогнозы на 2010. Электронный ресурс./ 2010 г. Режим доступа: http://www.bmam.ru/ru/news/index.php?idl02=31041
120. Россиянам предложат вкладывать в искусство. Электронный ресурс. / 2009 г. Режим доступа: http://www.metronews.ru/
121. Сошина В. Банковские коллекции живописи: от инвестиций к прекрасному и обратно. Электронный ресурс. / В. Сошина. 2009 г. -Режим доступа: http://bankir.ru/analytics/article/1377937
122. История коллекционирования. Электронный ресурс. Режим flocTyna:www.antiq.info/articlesandstudies/93.html, свободный - Загл. с экрана.
123. Художественного рынок. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gIossary.ru/cgibin/glfind.cgi?ph=%F5%F3%E4%EE%E6%E5%Fl%F2%E2%E5%ED%ED %FB%Е9+%F0%FB%ED%EE%ЕА, свободный Загл. с экрана.
124. Charles I of England. Электронный ресурс. Режим доступа: en.wikipedia.org/wiki/CharlesIofEngland, свободный - Загл. с экрана.
125. Richard Mead. Электронный ресурс. Режим доступа: en.wikipedia.org/wiki/RichardMead, свободный - Загл. с экрана.
126. Varoli, J. Sotheby's, Christie's Report Record Russian Art Sales in 2007 / J. Varoli. Электронный ресурс. // Bloomberg. 2008. - Режим доступа: http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=20601088&sid=aEAgW7E8gHL4 (fcrefer^muse
127. Антикварный рынок в России Электронный ресурс. Режим доступа: http://money-h.narod.ru/st59.html - Загл. с экрана.
128. ЗПИФ художественных ценностей «Собрание. Фотоэффект»: уникальные активы и инновационное управление Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rcb.ru/rcb/2011-03/76540/ - Загл. с экрана.
129. Рынок произведений исскуства Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.reasonablefinance.ru/predmeti-iskusstva/rinok-proizvedeniy-isskustva.html]. - Загл. с экрана.
130. Evaluating Art for Investment. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.boardofinvestmentart.com/about/howtoevaluate - Загл. с экрана.
131. Global art market bounces back from financial crisis . Электронный ресурс. Режим доступа: http://wikileaksnews.net/global-art-market-bounces-back-from-financial-crisis.html- Загл. с экрана.
132. Роскошь не порок. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lenta.ru/articles/2010/05/13/luxury/- Загл. с экрана.
133. Формирование рынка искусства в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kremlvakov.ru/analitics.htm - Загл. с экрана.