Развитие услуг на рынке производства телевизионных информационных программ тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Парсаданова, Татьяна Николаевна
Место защиты
Москва
Год
2003
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Развитие услуг на рынке производства телевизионных информационных программ"

На правах рукописи

Парсаданова Татьяна Николаевна

РАЗВИТИЕ УСЛУГ НА РЫНКЕ ПРОИЗВОДСТВА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2003

Работа выполнена на кафедре проблем рынка и хозяйственного механизма Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и на кафедре менеджмента в кино и телевидении Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова.

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор Новиков Дмитрий Тимофеевич

Официальные оппоненты: —

доктор экономических наук, профессор Яковец Юрий Владимирович кандидат экономических наук Глушковская Анна Анатольевна

Ведущая организация —

Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Защита состоится ноября 2003г. в 14 часов в ауд. 512 на заседании диссертационного совета К 504.001.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по адресу: 119571, Москва, просп. Вернадского, 82.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Автореферат разослан " 18 " октября 2003г.

Ученый секретарь диссертационного совета К 504.001.01

доктор экономических наук, доцент

С.Н.Капустин

1 .Общая характеристика работы

Актуальность темы. На базе технологий, обеспечивающих свободное перемещение компьютерного и телекоммуникационного оборудования, услуг, информации формируется единое экономико-информационное пространство. Ориентация экономики на рынок потребителей и выделение информационных услуг в качестве объекта сервисной деятельности приобретает все большее значение. Телевидение как средство массовой информации, предоставляя свои услуги, влияет на мировоззрение, на систему ценностей человека, оказывает воздействие на политику, экономику, культуру. Особое значение имеют информационные программы. Глобализация экономики - быстрое передвижение по всему миру технологий, капитала и труда характерно для телевидения и его информационных структур. Зарубежный бизнес активно участвует в развитии телевизионной инфраструктуры России: образование ряда совместных телевизионных компаний, занимающихся производством и продвижением телепрограмм, предоставление финансовых средств, ресурсное и программное обеспечение, взаимный обмен видеоматериалами (Евроньюс, Си-эн-эн).

Информация стала экономической категорией. Предоставление потребителю качественной, достоверной и, главное, своевременной информации обеспечивает как экономические, так и социальные и политические преимущества. Использование высококвалифицированной рабочей силы, соответствующей оргструктуры теперь не связано с определенным местом и уже не носит национальный характер.

Процесс расширения роли информации в жизни общества на основе внедрения новых методов и средств сбора, обработки, хранения, распространения и производства новой информации, который можно охарактеризовать как процесс информатизации, объективно создает условия для совершенствования телевизионных информационных услуг.

Практическая необходимость и значимость проблемы развития и совершенствования процесса предоставления информационных услуг, теоретическая неразработанность организационно-экономических проблем информационного телевещания обусловили актуальность настоящего диссертационного исследования.

В подготовке диссертации автор опирается на имеющиеся исследования в области экономики и организации социальной сферы, культуры и средств массовой информации, в особенности телевидения, осуществленные российскими и зарубежными авторами: Евменовым А.Д., Ракитовым А. Е., Жильцовым E.H., Ивановым Г.П., Косовой Т.С., Сидоренко В.И., а также рядом зарубежных авторов - Котлером Ф., Эвансом Д., Берманом Б. Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка организационно-экономического механизма производства и реализации телевизионных услуг в рыночной экономике. В соответствии с этой целью в диссертационной работе решались следующие задачи:

— выявление места и роли информационных программ в системе телевидения как вида телевизионных услуг;

— выявление зрительских предпочтений в информационных услугах и их влияние на стоимость рекламного времени;

— изучение организационно-экономических основ производства информационных программ, предоставляемых потребителю.

Предметом исследования является организация производства и продвижение телевизионных информационных программ на рынке информационных услуг.. Объектом исследования являются информационные новостные программы российских федеральных телевизионных каналов.

Теоретическая основа и методы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики социальной сферы, экономики культуры ее отраслей — телевидения и кинематографии. Базой исследования послужили- законодательные нормативные документы СССР, Российской

! -I» Ш • t« •

* ——

Федерации, результаты конкретных социологических исследований и опросов, статистическая информация.

Исследование основано на применении современных методов научного познания: сравнительного анализа, синтеза, исторических аналогий, сопоставлений и обобщений.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящее исследование представляет собой первую комплексную разработку организационно-экономических принципов и методов производства информационных телевизионных услуг. Научная новизна заключается в следующем:

определена сущность и особенности развития телевизионных услуг; раскрыты особенности информационного вида вещания и его роли на рынке телевизионных услуг;

обоснован механизм влияния потребности аудитории на качество и цену телевизионных услуг;

рекомендована новая классификация телепродукции по видам вещания, с целью развития более разнообразных информационных программ и повышения уровня их рентабельности;

разработана новая структура производственного цикла информационного вещания, основанная на эффективности, гибкости, инновации, с учетом новых запросов рынка в части выбора, времени, качества, доставки, уникальности;

Практическая значимость работы. Предложенные в диссертации принципы по развитию услуг в производстве телевизионных информационных программ позволяют повысить уровень качества информационного вещания. Результаты исследования рекомендовано использовать в телевизионном производстве и в учебном процессе по подготовке специалистов для телевидения. Апробация работы. Теоретические выводы и практические рекомендации, изложенные в диссертации, апробированы на телевидении при производстве информационных программ, в частности — в практической деятельности

телестудии. Материалы диссертации используются в учебном процессе Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова, а также Всероссийского экономико-гуманитарного института.

Логика и структура работы. Логика исследования основана на выявление основных тенденций становления и развития телевидения и, в том числе, информационного вещания в России, раскрытии особенностей информационных программ и их производства. Это позволило сформулировать предложения по повышению эффективности производства информационного продукта с учетом интересов потребителей, путей и методов воздействия на социум и удовлетворения общества в информационных услугах. Структура диссертации определяется целью исследования и решаемыми задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы и необходимость ее разработки в целях увеличения эффективности телевизионного информационного производства в условиях конкуренции на рынке телевизионных услуг.

В первой главе определяются роль и место телевизионных информационных услуг в социально-экономическом развитии общества и особенности формирования рынка телевизионных услуг.

Во второй главе исследуются организационно-экономические принципы развития системы информационного вещания. Особое внимание уделяется организации и планированию информационных новостных программ и финансовому механизму обеспечения телевизионного производства.

Третья глава раскрывает методические основы ресурсного обеспечения производства информационных программ, выделяя методы расчета необходимого технического оборудования, а также принципы расчета численности художественно-производственного персонала.

В заключении излагаются основные результаты исследования в виде теоретических и методических положений, выводов и рекомендаций.

Список литературы.

Приложение.

II. Основные положения работы

1. Роль, сущность и место информационных программ

в социально-экономическом развитии общества.

Информация для потребителя телевизионных услуг - это отражение в их сознании аудиовизуальных сообщений, производство, хранение, преобразование и передачу которых осуществляет телевидение. Для различных категорий потребителей, телевизионные сообщения имеют различный смысл и ценность, что связано не только с качеством и формой подачи материала, но и с социальными факторами - материальным обеспечением, уровнем интеллектуального развития, образованием, социальной защищенностью. Телевидение, предоставляя свои услуги, оказывает большое влияние не только на индивидуальное поведение человека, но и на массовое. Социальный эффект от телевидения достигается единовременно на определенной территории, в зависимости от зоны распространения и в массовом проявлении.

Важнейшей функцией телевидения является передача социальной информации в процессе взаимодействия с обществом. Такое взаимодействие происходит в направлениях воздействия на социум предлагаемой в виде услуги информации и воздействия социума на информационный процесс.

На основание оценки потребителем предоставляемых телевизионных услуг, социум влияет на организационно-экономическое и техническое направление развития телевидения посредством таких параметров как рейтинг и доля. Особенности рынка телеуслуг схематично можно представить в следующей форме. Схема №1 Особенности рынка телеуслуг.

!

Схема № 1. Особенности рынка телеуслуг.

Рейтинг - это то, ради чего сегодня работает телевидение. Это показатель успеха телекомпании, предвестник прибыли или убытка. Рейтинг, обозначаемый TVR - средний процент зрителей конкретной передачи от совокупности телезрителей старше 3 лет. При расчете TVR программы, или рекламного блока каждую секунду регистрируется количество телезрителей данной программы, эти показатели суммируются на требуемом временном интервале, затем это суммарное количество телезрителей делится на общую продолжительность передачи, а общее число делится на общее количество респондентов. Таким же образом происходит расчет TVR для любого временного отрезка. TVR = ((eni/T)N)x 100(1=0; Т)

где eni — суммарное количество телезрителей данной программы (при ежесекундном шаге); Т - временной интервал; N- общее количество респондентов.

Вторым важным показателем является Доля (SHARE), которая определяется. как объем телесмотрения определенной программы или временного отрезка вещания, выраженный в процентах от всей совокупности телезрителей этого же временного отрезка и рассчитывается как отношение суммарной длительности просмотра конкретной передачи, или временного отрезка к суммарной длительности просмотра на всех каналах в данный временной отрезок всеми телезрителями. Share = (eti/TK)xl00 (i=0;N),

Где eti -суммарная длительность просмотра данной передачи;

ТК - суммарная длительность просмотра на всех каналах в данный временной интервал. Результат умножается на 100 для получения данных в процентном выражении.

Показатель рейтинга - 7 означает, что эту программу смотрело 7 % жилищ, имеющих телевизор. Показатель доли- 10 означает, что программу смотрело 10 % жилищ, имеющих включенный телевизор. Поскольку

имеющихся телевизоров всегда больше, чем используемых, доля выше рейтинга.

Услуга, как вид деятельности находится в непосредственной связи с обслуживанием, где объектами обслуживания являются как физические, так и юридические лица. Согласно делению услуг по характеру их применения на две группы - производственное потребление услуг (оказание услуг юридическим лицам) и конечное потребление услуг (оказание услуг физическим лицам), телеканалы, оказывая услуги организациям в размещении их рекламы в программах, имеют возможность оказывать услуги населению. Появление специализированных информационных и бизнесканалов будут еще больше способствовать универсализации телеуслуг. Потребности потребителей телеуслуг с одной стороны можно рассматривать с точки зрения использования свободного времени, то есть досуг, с другой эти потребности охватывают и деловую сферу. Это свидетельствует о сближении производственного и конечного потребления услуг.

В отличии от кинематографа, где услуга оценивается стоимостью билета, за телевизионные услуги население не платит (не считая подписных каналов), оплата происходит опосредованно через покупки товаров, рекламируемых на телевидении.

Основной доход телекомпании получают от размещения рекламы на каналах и спонсорство. Предприятия, спонсирующие телевизионные проекты не тратят деньги на производство собственной рекламы и на ее размещение в телевизионном эфире, а за определенную сумму, к примеру, могут разместить свой логотип.

Стоимость минуты рекламного времени должна исчисляться из расчета общего объема затрат на производство и продвижение телепродукции, деленное на количество рекламных минут. Изменение цены за одну минуту' рекламного времени относительно расчетных, происходит в зависимости от спроса, то есть увеличивается в процентном отношении от уровня эффективности восприятия телевизионной услуги потребителем, (социально-

психологической реакции телеаудитории на содержание и форму телепрограмм). Если в один промежуток времени рейтинг программ двух каналов равен 4, а рейтинг программы новостей третьего -8, что в два раза больше чем у конкурентов, то рейтинг определяет цену рекламного времени. Компания может требовать за свой рекламный блок вдвое дороже.

В условиях рыночной экономики и постоянно растущей конкуренции в эфире систематический анализ телеаудитории приобретает особое значение. Он необходим как заказчикам рекламы, так и вещательным организациям, стремящимся поднять популярность своих передач и, следовательно, рекламных поступлений. Медиа-планирование и финансовый анализ, невозможны без этих исследований.

Жизнедеятельность телекомпании на прямую зависит от качества телевизионной услуги, от разнообразности видов телевизионного вещания, их содержательного характера и творческого воплощения. В основополагающем документе "Положение о лицензировании телевизионного и радиовещания в Российской Федерации" сказано, что мнение потребителей о качестве вещания и передаваемых программах, необходимо учитывать при пролонгации действия лицензии на право вещания в течении очередных пяти лет.

Требования к качеству телеуслуг необходимо рассматривать с точки зрения: наличия лицензии на право вещания и соблюдения соответствующих предписаний; зоны распространения; медиаметрических исследований; содержания и культуры подачи материала; права на информацию и правовых гарантий клиентам; наличия государственных и альтернативных телеканалов; профессионализма предоставляющих услугу, который включает в себя творческую и техническую составляющие.

Специфика телевизионного вещания базируется на использовании жанров. Надо сказать, что принятая на сегодняшний день классификация по видам вещания — общественно-политическое, развлекательное, спортивное, художественное, не отвечает современным требованиям, предъявленным к тематическим характеристикам телепрограмм. Понятие "художественное

вещание", как отвечающее требованиям искусства, эстетического вкуса принято относить к "художественным фильмам", но надо признать, что это не всегда соответствует действительности. При этом, документальный фильм или программа о спорте может полностью соответствовать понятию "художественный". Необходима новая классификация по тематике и жанру передач, которую автор предлагает в диссертации и подразделяет на такие виды: информационный, научно-популярный, развлекательный, спортивный, фильмы, детские и юношеские программы, реклама.

Информационные программы — это сообщение о фактах, текущих событиях, прогнозах и теориях. Это — все жанры информационной и аналитической публицистики — информационное сообщение, отчет, выступление, интервью, репортаж, заметка, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия. То есть - новостные информационные программы и аналитические программы. Также авторские видеофильмы (документальные видеофильмы), производство которых в последние годы взяли на себя информационные дирекции телекомпаний.

Научно-популярные программы— способствующие увеличению объема знаний телеаудитории по определенным вопросам различных областей науки и техники, а также в области искусства и культуры.

Развлекательные программы— в первую очередь, направленные на возбуждение ' положительных эмоций и, желательно, на эстетическое воспитание.

Спортивные программы— нацеленные на ознакомление с последними новостями спорта, и тематические спортивные программы, стимулирующие развитие физической культуры.

Фильмы— игровые киноленты, видеофильмы, которые на сегодняшний день представлены в основном малобюджетными фильмами отечественного и зарубежного производства, стоящие в сетке вещания под рубрикой "сериалы".

Детские и юношеские— воспитательно-познавательные и музыкальные программы, поднимающие проблемы современного молодого поколения.

Реклама - рекламные ролики промышленных товаров, банков, организаций, а также реклама телевизионной и кинопродукции.

Практически каждый из представленных видов телепродукции отражает две функции телевидения. В их структуру входят информационные программы, и каждый выполняет основную цель - удовлетворение потребностей потребителя в информации и своевременном поступлении новостей, которые являются составной частью информационных программ. Создавая согласно классификации разнообразный информационный продукт высокого качества для телеаудитории и заинтересованных лиц, появляется возможность притока денежных масс в информационные дирекции за счет продажи рекламного времени. Это позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров и процессов. А также возможностью заполнения сетки вещания оригинальными программами, что важно для круглосуточного вещания.

С точки зрения автора новость можно определить так: "Новость — это информация, обладающая определенной значимостью для данного региона, на который предполагается распространение данного информационного канала". Нужно учитывать, что новость — социальный продукт, отражающий попытку осознать, что происходит в обществе, в то же время, новость — это организационный продукт, отражающий то, как средства массовой информации решили с ним поступить. Немедленная реализация - одна из важнейших характеристик информационного продукта. Время транспортирования приравнивается к реальному времени, что выражено в "прямых включениях", которые возможны только при наличии специального телевизионного оборудования типа FLAY-WAY или малогабаритных передвижных спутниковых станций, а также видеофонов.

Основные критерии, применяющиеся при определении наличия «новости», -это общественно-политические события, развитие предшествующих событий, конфликт, последствия, катастрофа, природные катаклизмы, актуальность,

неожиданность, известность, знаменитость. Они включают в себя социально-экономический эффект.

2. Организационно-экономические особенности производства информационных программ.

Процесс производства телевизионных программ состоит их четырех технологических периодов: подготовительный, съемочный, монтажно-тонировочный, завершающий - это традиционная технология. В производстве телевизионных программ различных видов присутствует единая технологическая схема, как в целом, так и в ряде составляющих. Но при разработке рациональных форм и методов организации производства, необходимо учитывать факторы, влияющие на процесс создания конкретного вида телевизионной продукции. Так, при производстве информационных программ в рыночных условиях структура программ существенно меняется.

Для определения сроков подготовительного периода основополагающим является производственная необходимость, реальность воплощения и как следствие - объективное определение сроков руководством.

В процессе подготовительного периода производства информационных программ, делается структурная разработка цикла, формируется сетка вещания и определяется хронометраж информационных выпусков и их количество, разрабатывается система получения информации, на основании чего создаются редакционные группы, аналитический, корреспондентский, операторский, режиссерский отделы и службы технического обеспечения. Вопросы компьютерного оформления, постройка декораций, режиссерская, операторская и световая партитуры решаются сразу на весь цикл. На основании этого приходят к выводу в вопросах технического обеспечения.

Существуют два варианта решения студийного блока: первый вариант -студийный блок совмещен с информационным центром условное название' (NEWS ROOM), где базируются корреспонденты и информационная выпускающая группа во главе с выпускающим редактором. По данной схеме работает программа «Вести" РТР, "Сегодня" НТВ.

Второй вариант - где студийно-информационный блок выделен в отдельную студию и где информация поступает по телекоммуникациям из информационного центра NEWS ROOM в стационарный студийный блок, где базируется ведущий и операторская группа.

Так можно охарактеризовать первый этап подготовительного периода, который сопоставим с подготовительным периодом производства цикла информационных программ. Схема № 2 подготовительный период-1 этап.

Существует второй этап подготовительного периода — это сбор, обработка информации, координация конкретного новостного выпуска, который также разделен на два этапа - первичный отбор информации и верстка эфирного выпуска.

Для эффективного использования трудовых и материальных ресурсов, подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный периоды при производстве информационных телевизионных программ временно сжаты, и сведены воедино. Схема № 3 Этапы производства конкретного новостного выпуска.

Прогнозировать объем производства новостных материалов для информационных программ сложно из-за непредсказуемости общественно-политической жизни, техногенных и природных катаклизмов. Как определено в диссертации, основными этапами в процессе производства информационных программ является сбор и обработка информации, создание новых информационных видеоматериалов, формирование выпусков.

При формировании съемочного план-графика на съемочный день используются различные базы данных ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА-"Новости", РБН. Редакторской группой отбираются наиболее значимые события, подлежащие информационному освещению в выпусках новостей.

Схема № 3: этапы производства конкретного новостного выпуска

I

ч

Также используются другие официальные каналы, в частности специальная информация поступает из государственных структур, а именно, из Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, ФСБ и МВД, а также от пресс-служб политических партий и социально значимых организаций. Информация поступает и из зарубежных информационных агентств - CNN, EuroNews, Association Press, Reuters и др.

В производстве информационных программ задействованы трудовые ресурсы различных регионов страны и мира, что способствует созданию рабочих мест. Активная деятельность телевизионных компаний на международном информационном рынке способствует увеличению масштабов международной кооперации труда, межгосударственного перемещения трудовых ресурсов. В связи с тем, что информационное телепроизводство базируется на новейших технологиях, это способствует расширению сегмента наиболее квалифицированных трудовых ресурсов. Главным объектом экономического использования становятся работники интеллектуального труда как наиболее производительный контингент занятых работников.

Сверстанная сетка новостного вещания никогда не носит законченный характер, а подлежит постоянному обновлению и уточнению, за исключением сюжетов об официальных политических событиях. Структурная сетка вещания информационных новостных программ делится на следующие основные направления информационных потоков: 1. внутренняя политика; 2. международные отношения; 3. информация от постоянных корреспондентов с мест боевых действий; 4 .криминал; 5. другие социально - значимые события; 6 .вести из регионов; 7 .культурный обзор; 8 .расширенные специальные репортажи по темам, находящим наибольший отклик среди телевизионной аудитории; 9. спортивная информация.

В современной системе информационного производства должна быть специализация среди корреспондентов и редактуры по темам: политика, экономика, международные отношения, криминал, вооруженные конфликты, культура, спорт, но желательна и универсальность.

Сроки и объем производства должны определяться количеством оригинальных выпусков новостных информационных программ на конкретном канале и их информационной заполненностью, но не все факторы производства поддаются нормированию в связи с требованиями актуальности и новизны информационного продукта. Основной задачей новостных информационных программ является более полное освещение происходящих событий. Владение качественной, достоверной и, главное, своевременной информацией обеспечивает. как экономические, так социальные и политические преимущества.

Уровень качества телевизионных программ определяется по двум составляющим — творческой и технической. Затраты на производство программ зависят как от тематики, так и от сложности производства. Для информационных, их можно определить по формуле: Ств = Створ + Спер+ Стех + Срас

Где Створ - затраты на творческую подготовку;

Спер — стоимость услуг Министерства Связи по перегону исходных материалов;

С тех - затраты на техническую подготовку; С рас - затраты на распространение программ;

Расчет затрат должен производиться на 1 минуту эфирного времени.

Время работы х цена услуг = сумма затрат на данную работу

Стоимость 1 минуты эфира можно вычислить по формуле:

Сумма затрат на 1 программу — стоимость 1 минуты эфира

Объем вещания в минутах

Длительность производственного цикла является одним из наиболее важных техническо-экономических показателей, определяющих объем необходимых оборотных средств, трудоемкость и в конечном итоге себестоимость программы. Для информационных новостных программ сокращение этого цикла является одной из важнейших задач организации производства. Экономический смысл — уменьшение затрат времени на производство продукции.

Для определения методов сокращения производственного цикла необходимо определить сущность элементов, являющихся частями процессов, происходящих в ходе разработки продукции, как их следует интегрировать, чтобы получить более высокий результат, что необходимо в условиях конкуренции, где важнейшим фактором является скорость выхода телевизионной продукции на рынок.

На телевидении разработаны нормативы времени на определенные этапы производства, где затраты времени для информационных сюжетов 1-2 мин. составляют 4 часа. Для редакторского просмотра исходного материала устанавливается коэффициент К=2,5, для монтажа итогового продукта К=18, для перегона видеоматериалов К=2, для озвучания К=3.

Согласно этим нормативам, когда 1 минута монтажа материала осуществляется за 66,4 мин., выход нескольких информационных программ в день невозможен. Исходный материал хронометражом в 20 минут для тридцатиминутного эфирного выпуска монтировался бы более 20 часов. На основание почти двадцатилетнего опыта практической работы на телевидении, автор предлагает новые нормативы и коэффициенты. А именно:

продолжительность съемки должна определяться по формуле: Т=1:съем + адор х 2

При этом I съемки определяется продолжительностью снимаемого события с учетом жанрового воплощения и количеством объектов. Для срочных съемок "под эфир" - Т= 1дор + и:ъем - с дальнейшим перегоном через

псс.

Продолжительность редакторского просмотра:

Тпросм = г исх.мат х К(к=1,1) Где I исх.мат — хронометраж исходного материала.

В случае монтажа "под эфир" информационного сообщения, редакторский просмотр отсутствует. Расшифровка синхронов:

Т расш = I с/х х К (К=1,2) Где ю/х - хронометраж синхрона.

Монтаж видеосюжета: Т мон = Количество склеек х 3 мин

Озвучание видеопродукта в жанре информационного сообщения: Тозв = гсюжхК(К=1)

Озвучание расширенного репортажа:

Т озв. = г сюж х К (К= 1,5)

3. Формирование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

На основе выявления основных факторов производства информационных программ, в диссертации разработаны и предложены рекомендации по составлению методики формирования материальных, финансовых, интеллектуальных и трудовых ресурсов. В основу методики заложены принципы:

— определения цели телекомпании;

— политики телекомпании по части насыщения отдельными сюжетами информационных программ;

— оперативности подачи информации;

— обновляемое™ материалом каждой последующей информационной программы;

— финансовых и технологических возможностей обеспечения поступления и обработки информационных потоков;

— периодичности выхода в эфир.

Определено, что не все факторы производства поддаются нормированию в связи с требованиями актуальности и новизны информационного продукта.

Состав факторов производства и их структуру определяют технологические схемы, которые различны при создании определенных видов телевизионной продукции.

Наиболее полный "набор" таких элементов производства, а, следовательно, и ресурсного обеспечения, присутствует при производстве новостных информационных программ, которые требует использования новейших достижений техники и средств связи, наличия

высококвалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Духовно-интеллектуальные качества человека наряду с потоками информации становятся производительной силой.

Производство любой телевизионной программы связано с техническим оснащением. Все каналы работают по двум схемам: на собственном и на арендованном оборудовании.

Решения креативно-содержательного порядка непосредственно связаны с технической базой. Средствами изобразительного решения становятся технические возможности съемочной, монтажной аппаратуры, компьютерной техники, которые расширяют творческие возможности создателей телевизионной продукции.

Из-за высокой капиталоемкости, дороговизны новой техники и высоких цен на аренду, экономических ограничений на ее приобретение и использование, необходимо решать задачи как эффективной эксплуатации этой техники, так и определения потребности в техническом обеспечении для производства конкретного вида телевизионной продукции, в данном случае -информационного. Схема №4 Модель производства информационного телепродукта согласно технологии.

Технология производства информационных новостных программ .подразумевает наличие съемочной аппаратуры, аппаратных видеозаписи, аппаратно-студийных блоков, тон-ателье для озвучания, внестудийной аппаратуры. Техническая база должна обеспечивать создание собственных программ, относящихся к информационному виду вещания — новостных, аналитических, авторских, в объеме, соответствующем сетке вещания конкретного телевизионного канала.

Основной задачей информационно - новостных программ является освещение наиболее ярких и значимых событий дня, но также в их функции входит ведение летописи страны и народа, которые могут получить то или иное развитие. В первую очередь это относится к государственным каналам. Для этого должна быть разработана система хранения видеоинформации.

Схема № 4. Модель производства информационного телепродукта (видеосюжета) согласно технологии

1. Прямой эфир ЗВЗ студии 3 камеры Пультовый монтаж

2. Прямые включения ЗВЗ студии ЗВЗ корреспондента ЗВЗисходного материала 3 какмеры 1 камера ПСС 1 ТЖК Последующий [ Монтаж __J пультовый монтаж

3 .Информационное сообщение ЗВЗ 1 ТЖК Последующий монтаж

4.Интервью информационное ЗВЗ 1 ТЖК Последующий- монтаж

5.Интервью проблемное ЗВЗ 2-3 ТЖК Последующий монтаж

6. Отчет ЗВЗ 1 ТЖК Последующий монтаж

7.Репортаж информационный ЗВЗ 1 ТЖК Последующий монтаж

8. Репортаж расширенный ЗВЗ 2-3 ТЖК Последующий монтаж

1. ЗВЗ — запись видео, звука.

2. ТЖК — тележурналистский комплект.

3. ПСС — передвижная спутниковая станция.

При определении потребности в съемочной видеоаппаратуре необходимо учитывать информационную заполненность, степень обновляемое™ материалов и территориальный охват, с учетом командировок, так как для более полного освещения событий при монтаже видеосюжетов используются материалы нескольких съемок и из различных регионов. Операторские отделы должны обеспечивать камерами группы, работающие над производством авторских информационных программ, которые могут быть закреплены постоянно за конкретными операторами.

То есть расчет можно произвести по формуле

Т

Кк = -

S х t

Где Т - объем вещания t - хронометраж сюжетов S - количество выездов

Автором в диссертации определен перечень необходимого оборудования для операторского отдела, обеспечивающего производство информационных материалов с учетом креативных норм подачи, и определена стоимость, представленная в таблицах, типового и дополнительного состава оборудования для операторского отдела информационной дирекции.

Своевременное получение материалов с объектов съемки и прямые включения в процессе эфира возможны при наличии передвижных спутниковых станций (ПСС)- "Унимог" (FLAY-WAY),. Возможны варианты аренды каналов связи у других компаний, на время "перегона" информации или прямого включения, на основании межканальных договоров. Дирекциям информационных программ желательно иметь хотя бы одну малогабаритную спутниковую станцию, работающую автономно и видеофоны. Это необходимо для своевременной передачи информации в экстремальных условиях.

На основании вышеизложенного следует, что при расчете необходимого технического оборудования для производства информационных программ необходимо учитывать цели компании, информационную заполненность

выпусков, их количество в сетке вещания и периодичность выхода в эфир, а также технологию производства информационных программ.

Расчет численности художественно-производственного персонала должен исходить:

- из политики телеканала, по части насыщенности отдельными сюжетами информационного выпуска и количества информационных потоков, отражаемых в видеоматериале и в программе;

- из степени обновляемости материалом, каждого последующего выпуска и их количества в сетке вещания;

- из технологии производств информационных программ и технологических возможностей обеспечения поступления и обработки информационного потока;

- из принципа специализации сотрудников.

Загрузка персонала должна соответствовать нормам закона о труде, но при этом должен соблюдаться один из основных принципов информационного производства - непрерывность.

Для более эффективной работы телевидения и качества информационных программ, в первую очередь, необходимо обеспечение творческо-производственного и административно-производственного процессов профессиональными кадрами, имеющими соответствующее образование, что должно быть связано с целевой подготовкой или переподготовкой специалистов в профильных вузах; конкурсной основой для приема на работу и контрактной оплатой труда, а также стажировкой в зарубежных информационных телекомпаниях.

Публикации автора по теме исследования

1. Российское телевидение история и современность. Уч.пос. ВГИК - М.: 2001-2,1 п.л.

2. Информация и телевидение. Уч.пос. ВГИК- М.: 2001- 1,2 п.л.

3. Основы телевидения. Уч.мет.пос. Всероссийский экономико-гуманитарный институт, Российский институт культурологии. -М.: 2000-0,5 п.л.

4. Информационный экстаз. Российское предпринимательство №5. "Мелап"- М.: 2003- 0,3 п.л.

5. Рейтинговое дерби. Российское предпринимательство № 8 "Мелап" -М.: 2003 -0,2 п.л.

1

I

I

1

Подписано в печать 16.10. 2003 г. Зак.127. Тир.80экз. Объем 1,5 п.л. Участок оперативной печати ИЭ РАН

Р1б9г^

h

!

î

Í

1 (

t

F

! 1

t

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Парсаданова, Татьяна Николаевна

Введение.

Глава 1. Роль информационных ресурсов в рыночных условиях.

1.1 .Информационная система как инструмент управления.

1 ^.Информационное вещание как вид телевизионных услуг.

1.3,Основные направления развития российского телевидения.

1.4.Информационный телевизионный продукт. Его сущность и классификации.

Глава 2. Организационно-экономические принципы развития системы информационного вещания.

2.1. Организация и планирование информационного вещания.

2.2. Финансовый механизм информационного вещания.

Глава 3. Методические основы ресурсного обеспечения производства информационных программ*.

3.1. Особенности организации производства информационных программ.

3.2. Методы расчета необходимого технического оборудования для производства информационных программ.

3.3. Методы расчета численности художественно-производственного и редакторского персонала для производства информационных программ.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Развитие услуг на рынке производства телевизионных информационных программ"

Актуальность темы. На базе технологий, обеспечивающих свободное перемещение компьютерного и телекоммуникационного оборудования, услуг, информации формируется единое экономико-информационное пространство. Ориентация экономики на рынок потребителей и выделение информационных услуг в качестве объекта сервисной деятельности приобретает все большее значение. Телевидение как средство массовой информации, предоставляя свои услуги, влияет на мировоззрение, на систему ценностей человека, оказывает воздействие на политику, экономику, культуру. Особое значение имеют информационные программы. Глобализация экономики - быстрое передвижение по всему миру технологий, капитала и труда характерно для телевидения и его информационных структур. Зарубежный бизнес активно участвует в развитии телевизионной инфраструктуры России: образование ряда совместных телевизионных компаний, занимающихся производством и продвижением телепрограмм, предоставление финансовых средств, ресурсное и программное обеспечение, взаимный обмен видеоматериалами (Евроньюс, Си-эн-эн).

Информация стала экономической категорией. Предоставление потребителю качественной, достоверной и, главное, своевременной информации обеспечивает как экономические, так и социальные и политические преимущества. Использование высококвалифицированной рабочей силы, соответствующей оргструктуры теперь не связано с определенным местом и уже не носит национальный характер.

Процесс расширения роли информации в жизни общества на основе внедрения новых методов и средств сбора, обработки, хранения, распространения и производства новой информации, который можно охарактеризовать как процесс информатизации, объективно создает условия для совершенствования телевизионных информационных услуг.

Практическая необходимость и значимость проблемы развития и совершенствования процесса предоставления информационных услуг, теоретическая неразработанность организационно-экономических проблем информационного телевещания обусловили актуальность настоящего диссертационного исследования.

В подготовке диссертации автор опирается на имеющиеся исследования в области экономики и организации социальной сферы, культуры и средств массовой информации, в особенности телевидения, осуществленные российскими и зарубежными авторами: Евменовым А.Д., Ракитовым А. Е., Жильцовым E.H., Ивановым Г.П., Косовой Т.С., Сидоренко В.И., а также рядом зарубежных авторов — Котлером Ф., Эвансом Д., Берманом Б.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка организационно-экономического механизма производства и реализации телевизионных услуг в рыночной экономике. В соответствии с этой целью в диссертационной работе решались следующие задачи: выявление места и роли информационных программ в системе телевидения как вида телевизионных услуг; выявление зрительских предпочтений в информационных услугах и их влияние на стоимость рекламного времени; изучение организационно-экономических основ производства информационных программ, предоставляемых потребителю. Предметом исследования является организация производства и продвижение телевизионных информационных программ на рынке информационных услуг.

Теоретическая основа и методы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики социальной сферы, экономики культуры ее отраслей — телевидения и кинематографии. Базой исследования послужили законодательные нормативные документы СССР, Российской

Федерации, результаты конкретных социологических исследований и опросов, статистическая информация.

Исследование основано на применении современных методов научного познания: сравнительного анализа, синтеза, исторических аналогий, сопоставлений и обобщений.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящее исследование представляет собой первую комплексную разработку организационно-экономических принципов и методов производства информационных телевизионных услуг. Научная новизна заключается в следующем: определена сущность и особенности развития телевизионных услуг; раскрыты особенности информационного вида вещания и его роли на рынке телевизионных услуг; обоснован механизм влияния потребности аудитории на качество и цену телевизионных услуг; рекомендована новая классификация телепродукции по видам вещания, с целью развития более разнообразных информационных программ и повышения уровня их рентабельности; разработана новая структура производственного цикла информационного вещания, основанная на эффективности, гибкости, инновации, с учетом новых запросов рынка в части выбора, времени, качества, доставки, уникальности;

Практическая значимость работы. Предложенные в диссертации принципы по развитию услуг в производстве телевизионных информационных программ позволяют повысить уровень качества информационного вещания. Результаты исследования рекомендовано использовать в телевизионном производстве и в учебном процессе по подготовке специалистов для телевидения.

Структура диссертации определяется целью исследования и решаемыми задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Парсаданова, Татьяна Николаевна

В настоящее время, в России наряду с государственными системами телевещания, отражающими государственную политику в этой области, существуют и другие, представляющие интересы иных общественно политических структур. Телевидение России можно разделить на группы по следующим критериям: По форме собственности - государственные, частные и компании смешанной формы собственности (СМИ с государственным

участием); По принципам организации (станция/сеть) и географии вещания (общенациональное / региональное / местное/; по цели деятельности и отношению к аудитории (цель: бизнес, аудитория: потребитель; цель: влияние, аудитория: активный электорат и объект манипуляции).С переходом к рыночной экономике приоритетность информационного вещания сохранилась, несмотря на принципиальные изменения в системе телевидения. Государственные и коммерческие телекомпании отдают предпочтение информационным программам, что на сегодняшний день обусловлено желанием потребителя.Одной из важнейших функций телевидения является передача социальной информации в процессе взаимодействия с обществом, которое происходит в направлениях воздействия на социум предлагаемой в виде услуги информации и воздействия социума на информационный процесс. В условиях рыночной экономики и постоянно растущей конкуренции в эфире особое значение имеет анализ телеаудитории, который необходим как заказчикам рекламы, так и вещательным организациям, стремящимся поднять уровень популярности своих программ и следовательно рекламных поступлений.На основе оценки потребителем предлагаемых телевизионных услуг, социум влияет на организационно-экономическое и техническое направление развития телевидения посредством таких параметров как рейтинг и доля.Услуга, как вид деятельности находится в непосредственной связи с обслуживанием, где объектами обслуживания являются как физические, так и юридические лица. Согласно делению услуг по характеру их потребления на две группы — производственное потребление услуг (оказание услуг юридическим лицам) и конечное потребление услуг (оказание услуг физическим лицам), телеканалы оказывая услуги организациям в размещении их рекламы, имеют возможность оказывать услуги населению. Потребности потребителей телеуслуг с одной стороны можно рассматривать с точки зрения использования свободного времени, то есть досуг, с другой эти потребности охватывают .и деловую сферу. Это свидетельствует о сближении производственного и конечного потребления услуг. Появление специализированных телевизионных информационных и бизнесканалов будут еще больше способствовать универсализации телеуслуг.Требования к качеству телеуслуг необходимо рассматривать с точки зрения: наличия лицензии на право вещания и соблюдения соответствующих предписаний; зоны распространения; медиаметрических исследований; содержания и культуры подачи материала; права на информацию и правовых гарантий клиентам; наличия государственных и альтернативных телеканалов; профессионализма предоставляющих услугу, который включает в себя творческую и техническую составляющие.Для .выявления организационно-экономических особенностей производства информационных программ, необходимо определить их место, как вида телевизионной продукции в сетке вещания, что непосредственно связано с направлениями развития как государственного, так и коммерческого телевидения.Развитие телевидения следует рассматривать по четырем направлениям: техническое, экономическое, вещательное, организационное.Для государственной телекомпании развитие технического потенциала во многом зависит от уровня финансирования. Для коммерческих, - выбор техники обусловлен целесообразностью и целью деятельности телекомпании.Источники финансирования государственных компаний это — федеральный бюджет, весьма незначительный на сегодняшний день и рекламный бюджет, который зависит не только от рейтинга конкретной программы, но и от рейтинга всего канала, который характеризуется рациональной структурой сетки вещания. В коммерческих телекомпаниях финансирование деятельности возможно только, исходя из собственных возможностей.Способы получения прибыли у государственных и коммерческих телекомпаний различны. У государственных, — продажа рекламного времени и продажа телепродукции, у коммерческих возможны и другие виды получения прибыли.В последнее время, все чаще поднимается вопрос о возврате к абонентской плате за пользование программами государственных телерадиовещательных компаний.С нашей точки зрения это самый оптимальный вариант для дополнительного источника финансирования, но для этого необходимо тщательно разработать всю систему, чтобы не лишить определенные слои населения возможности получать необходимую информацию.Определяющим документом для телекомпании должна быть концепция сетки вещания, с указанием основных принципов вещания и тематической направленностью. Телевизионная программа является составной частью сетки вещания, которая в свою очередь становится продуктом, представленным к услугам населения. В государственных телекомпаниях концепция сетки вещания создается с учетом трех основных функций телевидения -

информационной, развлекательной, образовательной. Коммерческие телекомпании определяют концепцию вещания в соответствии со своими целями.К вещательному направлению развития телевидения необходимо отнести креативное решение. Тот продукт, который телевизионные каналы предоставляют потребителю в форме сетки вещания, помимо содержательного характера должен иметь единое художественное решение.Организационная структура телекомпании зависит в первую очередь от формы собственности. Коммерческие компании выбирают ту организационную структуру, которая наиболее адекватна их деятельности.Важным является определение соотношения программ собственного производства и покупных программ. Автор считает собственное производство выгоднее, но к факту закупки и выгодности программ у сторонних организаций надо подходить, учитывая вид телевизионной продукции.Приоритетность собственных программ над покупными, которая зависит от производственных возможностей и ресурсного обеспечения телекомпании, говорит о стабильном и устойчивом положении телекомпании на телевизионном рынке.В системе телевидения можно выделить долгосрочное, среднесрочное, текущее или оперативное планирование. Соответственно: пять лет, два года, а текущее планирование охватывает годовой период. С учетом рыночных отношений и конкурентной борьбы телекомпании должны быть мобильными и работать, оперативнее реагируя на изменения телевизионного рынка. Данные виды планирования можно определить в едином бизнес-плане, который корректируется в зависимости от социально-экономических изменений. Для этого должна быть выстроена рациональная структура, основными элементами которой является - определение цели телекомпании, планирование выпуска продукции на основании объемов вещания, исследования телевизионного рынка, маркетинговый план и ресурсное обеспечение. При этом все эти элементы должны быть взаимосвязаны.При планировании сетки вещания необходимо выделять высокорейтинговые программы, а также разовые и цикловые.Информационные новостные программы относятся к цикловым, но необходимо учитывать, что на материалах новостных программ и с использованием архива возможно производство разовых программ согласно представленной классификации по видам вещания.Информационные новостные программы имеют самый длительный жизненный цикл, в силу оригинальности и неповторимости. Формирование сетки вещания оказывает конкретное установочное влияние на определенное положение данного продукта на телерынке, посредством соотношения рыночных предложений телекомпании с восприятием и желанием телеаудитории, уровнем конкуренции. В связи с этим большее внимание необходимо уделять программированию.Сетка вещания должна планироваться с учетом образа и стиля жизни телеаудитории и иметь тенденцию к круглосуточному вещанию.Анализ деятельности конкурирующих телекомпаний должен являться важной структурной частью бизнес-плана. Сравнение позиций телекомпании с позициями конкурентов целесообразно осуществлять на основе рейтингов видов телевизионной продукции, объема вещания, территориального охвата, стоимости единицы эфирного времени, размещения рекламы. Маркетинговые исследования выступают в качестве основы для разработки стратегии макетинга систем телевидения. Маркетинговый план должен обеспечивать каждому подразделению четкие цели, связанные с общими задачами телекомпании, что создает основу для рационального распределения ресурсов.Перспективное планирование информационных дирекций определяется производственной необходимостью и решениями, поступающими из управленческой системы.В связи с увеличением конкурентной борьбы каналов между информационными программами уровень качества стал одним из важнейших критериев, и он взаимосвязан с другими характеристиками, где востребованность — основной принцип. Уровень качества определяется по двум составляющим — это творческая и техническая базы.Основными этапами производства являются 1. Создание и получение исходных материалов. 2. Обработка информации и создание информационных сюжетов. 3. Формирование информационных выпусков и выдача их в эфир.Для эффективного производства информационной продукции необходимо соответствующее техническое и кадровое обеспечение. Для повышения устойчивости положения на телевизионном рынке среди конкурентов и для увеличения прибыли необходима замена старых образцов оборудования, так как после многих лет постоянной эксплуатации они перестают быть активами. При этом реконструкция и замена устаревших образцов или средств производства не определяется только физическим износом. Необходимо учитывать темпы технологических изменений вещания.Компьютеризация приводит к привлечению высококвалифицированных кадров.Тщательное планирование и профессиональный подход к цифровому оборудованию может сделать его применение экономически выгодным.Применение цифровых видеодисков снижает издержки производства благодаря меньшему пространству для размещения, меньшему техническому обслуживанию, меньшему контролю по сравнению с магнитной лентой.Цифровые технологии улучшают качество видео и звука и сокращают сроки подачи информационного продукта в эфир, что соответствует повышению рейтинга информационных программ.В данной работе автор предлагает методику расчета оборудования, необходимого для производства информационных программ, а также методику расчета численности художественно-производственного и редакторского персонала, которые должны базироваться: • на информационной заполненности выпусков, их количестве и периодичности выхода в эфир; • на технологии производства информационных программ.на политике канала, по части насыщенности отдельными сюжетами информационного выпуска; • на степени обновляемости материалом, каждого последующего выпуска; • на технологических возможностях обеспечения поступления и обработки информационного потока;

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Парсаданова, Татьяна Николаевна, Москва

1. Акофф. Р. Планирование будущего корпорации. —М.: 1985.

2. Айвазян А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. Стратегия бизнеса. - М . : 1998.

3. Бакулев Г.П. Кабельно-спутниковое телевидение: мировой опыт.-М.: 1999.

4. Бизнес-план / Под ред. В.М. Попова.— М.: 1994.

5. Бизнес-план/Под ред. Р.Т.Маниловского.— М.: 1994.

6. Борискин В.В. Правовое регулирование деятельности телерадиокомпаний.— М.: 1998.

7. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989.

8. Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио-и видеозаписи.-М.: 1996.

9. Грызунова О.И., Дерибас Г.Т,, Косова Т.С., Немировская М.Л. Тенденции и направления развития государственного телерадиовещания.-М.: 1997.

10. Грызунова О.И., Дерибас Г.Т,, Косова Т.С., Немировская М.Л.Организационно-экономические модели деятельности региональных государственных телерадиокомпаний. — М.: 1997. М.Денис Э., Мерил Д. Беседы о масс-медиа. - М.: 1997.

11. Дробашенко СВ. Пространство экранного документа. — М.: 1986.

12. Дилеммы глобализации. — М.: 2002.

13. Евменов А.Д. Организация и регулирование развития систем телевидения. - СПб.: .1997

14. Егоров В.В, Телевидение: теория и практика. Уч. пособие. — М.: 1993. I ^