Телевизионное продюсирование и тенденции его развития в современных условиях тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Ксинопуло, Мария Павловна
- Место защиты
- Москва
- Год
- 2006
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Ксинопуло, Мария Павловна
Введение
Глава 1. Динамика развития продюсирования на телевидении
1.1. Основные предпосылки зарождения телевизионного продюсирования в России
1.2. Зарубежный опыт продюсирования телевизионных проектов
Глава 2. Исследование действующей практики телевизионного продюсирования в России
2.1. Анализ современной технологии продюсирования
2.2. Тенденции развития телевизионного продюсирования
Глава 3. Пути совершенствования технологии продюсирования
3.1. Разработка концепции проекта и бизнес-план как ее структурообразующая составляющая
3.2. Альтернативные источники финансирования телевизионного производства
3.3. Выработка стратегии маркетинга
3.4. Методы оптимизации производственного цикла. Рекомендации касательно деятельности продюсеров на всех этапах производственного процесса
Диссертация: введение по экономике, на тему "Телевизионное продюсирование и тенденции его развития в современных условиях"
Стремительное развитие в России в последнее пятнадцатилетие рыночных отношений, глобальное реформирование всех сфер жизни общества, в том числе сферы культуры и массовых коммуникаций привели к появлению новых видов профессиональной деятельности.
Формирование рыночных механизмов на отечественном телевидении тесно связано со становлением особого вида предпринимательской деятельности -телевизионным продюсированном, играющим ключевую роль в развитии российской аудиовизуальной индустрии. Однако существующие до настоящего времени разночтения в трактовке термина «телевизионное продюсирование» и сути профессии «продюсера», отсутствие их научного обоснования приводят к многочисленным разногласиям и заблуждениям в понимании сущности этих явлений.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования вытекает из необходимости решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности телевизионного продюсирования, его влияние дна социально-экономические показатели работы телекомпаний, выработка оптимальной технологии, позволяющей при минимальных затратах получить максимально качественный аудиовизуальный продукт, внедрение принципов и методов эффективной работы продюсеров в условиях развивающегося отечественного телевизионного рынка.
Вопросы формирования, функционирования и развития института телевизионного продюсирования мало исследованы в научной литературе, недостаточно разработана методология исследования этой проблематики. Основной массив существующих на сегодняшний день научных изданий, посвященных технологии продюсирования, касается сферы киноиндустрии.
В области телевидения имеющиеся немногочисленные публикации затрагивают лишь узкий сегмент проблем: историю телевидения и отдельные аспекты его правового регулирования. Настоящая работа представляет собой первое комплексное исследование феномена телевизионного продюсирована.
Целью настоящей диссертационной работы является разработка методологических основ4 исследования проблем телевизионного продюсирования, выявление тенденций его развития, а также путей совершенствования действующей практики телевизионного продюсирования в современных условиях.
В соответствии с целевой установкой поставлены следующие задачи:
1. Провести всестороннее исследование сущности продюсирования и выявить его специфику, применительно к сфере телевидения;
2. Изучить историю развития телевизионного продюсирования в России и определить роль продюсерских компаний в функционировании отечественного телевизионного рынка;
3. Обобщить зарубежный опыт продюсирования телевизионных проектов и возможности его применения в отечественной практике;
4. Проанализировать технологию продюсирования, обосновать необходимость новаций, охарактеризовать их суть и дать рекомендации по их внедрению;
5. Выявить тенденции и перспективы развития телевизионного продюсирования в России.
В условиях продолжающегося процесса рыночных преобразований и изменения роли государства в финансировании телепроектов актуальность решения поставленных в диссертационном исследовании задач возрастает.
Предметом исследования является технология продюсирования, применительно к области телевидения.
Объе1Сгом исследования являются самостоятельные субъекты телевизионного рынка такие как: продюсеры и продюсерские центры. Этот выбор определен следующими факторами: разноплановым и разнонаправленным характером деятельности независимых продюсерских центров;
- тесные и плодотворные контакты в творческом плане продюсера с остальными членами производственного процесса, представляют значительный материал для обоснования комплексных теоретических и практических рекомендаций и выводов касательно многогранной деятельности продюсера.
Такая ориентация исследования вызвана необходимостью изучения тех аспектов телевизионной деятельности, недостаточный уровень разработки которых становится все более ощутимым и сдерживающим развитие телевидения на современном этапе, когда множество появившихся независимых структур создают весомую конкуренцию государственным телекомпаниям.
Телевизионное продюсирование весьма трудоемкая работа, которая требует эффективного управления согласно определенным критериям и правилам, выработанным многолетней практикой и обобщенным в научных исследованиях.
Теоретической основой настоящей диссертации послужили работы российских (Атанесян А., Вильчек В.М., Егоров В.В., Иванов Г.П., Криштул Б.И., Немировская M.JL, Огурчиков П.К., Сидоренко В.И., и др.) и зарубежных (Ламей Крег JL, Мицкевич Э., Рид Д., Файрстоун Ч., Энтман Р. и др.) специалистов в области рыночных отношений и маркетинга в аудиовизуальной сфере, законодательные и нормативные^акты Российской Федерации, справочные издания и т.д.
Информационную и фактологическую основу данной работы составляют материалы периодической печати, интернет-изданий, лекции и мастер-классы ведущих отечественных продюсеров, статистические исследования в области средств массовой информации, специальные доклады, подготовленные в рамках различных, в том числе международных, семинаров и конференций, посвященные проблемам управления и организации телевизионного производства и продюсирования.
Изучение сложных и многообразных проблем современного телевизионного продюсирования потребовало комплексного подхода. В работе широко применялись методы научного исследования, такие как диалектический метод, построение гипотез, логический и системный анализ и синтез, методы сравнительного анализа, экспертные оценки.
Научная новизна' диссертационного исследования состоит в том, что исследуется малоизученная область телевизионной деятельности, связанная с производством аудиовизуальной продукции в условиях развивающейся рыночной экономики. Данная работа позволяет углубить теоретические знания в этой области. В процессе исследования автором получены следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:
1) раскрыта сущность и содержание понятия продюсирования с учетом специфики телевизионной сферы, сформулированы главные понятия, составляющие основу исследуемой области телевизионного производства;
2) разработана и представлена схема функционирования отечественного телевидения в доперестроечный период и структура телевизионного рынка в России в настоящее время, определена роль продюсерских компаний в его функционировании и развитии;
3) обобщены выработанные в мировой практике принципы функционирования телевизионных рынков и определены перспективы выхода на зарубежные рынки отечественных производителей, предложены рекомендации по содействию процессу адаптации отечественных продюсеров и продюсерских структур к мировому телекоммуникационному пространству;
4) научно обоснована необходимость совершенствования существующей технологии продюсирования и определены перспективные направления деятельности продюсеров на всех этапах производственного цикла. Отдельные предложения, представленные в диссертации уже используются в ряде существующих продюсерских компаний;
5) проанализированы и выявлены основные тенденции развития телевизионного продюсирования в России на современном этапе.
Практическая значимость работы.
Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы:
- продюсерскими центрами, специализирующимися в кино- и телепроизводстве, дистрибьюторскими компаниями, осуществляющими реализацию кино-, теле- и видеопродукции;
- Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, другими органами власти федерального, регионального и муниципального уровней при выработке законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность продюсеров и продюсерских компаний; отраслевыми образовательными учреждениями при подготовке специалистов в области продюсерства и менеджмента в аудиовизуальной сфере.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Отдельные теоретические и практические положения диссертации реализованы в педагогической практике диссертанта в процессе проведения лекций во ВГИКе (Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова) и ИПКРТиР (Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания).
Разработанная автором технология продюсирования используется в практической деятельности Продюсерского Центра «Хорошо Продакшн». Рекомендации по телевизионной дистрибьюции применялись в разработке стратегии продаж пакета фильмов и программ рекламного агентства «Пароход».
Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 4 статьи общим объемом 1,3 п. л.
Всесторонний анализ обозначенных в диссертационном исследовании задач составляет структуру настоящей диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. .
В первой главе даются основные характеристики понятия продюсирования и его специфики применительно к телевизионной сфере. В каждой отдельно взятой стране были свои предпосылки развития данного явления. На сегодняшний день успешная деятельность телевидения зависит как от уровня технических возможностей, широты охвата вещания, так и от качества и количества выпускаемых программ. В этой связи особую актуальность приобретает изучение специфики развития телевизионного продюсирования в России. С этой целью в данной работе определены факторы, обуславливающие зарождение этого явления на российской почве, дана всесторонняя оценка состояния отечественного телевизионного рынка и определено место на нем продюсерских компаний.
Анализ зарубежного опыта телевизионного продюсирования помогает выявить особенности функционирования телевизионных рынков в различных странах и определить общемировые тенденции развития с тем, чтобы выявить перспективы выхода на мировые рынки отечественных продюсеров, имеющего как экономическое, так и геополитическое значение для России и русской культуры.
Исследование действующей практики организации производства телевизионных проектов, приведенное во второй главе настоящей работы, позволяет выявить недостатки сложившейся технологии продюсирования. В этой же главе рассматриваются основные тенденции развития телевизионного продюсирования в России.
Третья глава посвящена подробному рассмотрению путей совершенствования технологии продюсирования и даны рекомендации, касательно деятельности продюсеров на всех этапах производственного цикла.
Заключительные положения содержат выводы по поставленным в диссертационном исследовании задачам. Изучив и обобщив имеющийся понятийный аппарат и добавив свои определения, в Приложении № 1 к настоящей работе автор приводит словарь терминов и понятий, касающихся. темы диссертации.
Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Ксинопуло, Мария Павловна
1. Телевизионное продюсирование — это синтетический вид деятельности,
органично сочетающий художественное творчество и бизнес. Именно продюсер
аккумулирует финансовые, организационные и иные виды ресурсов и несет
основную ответственность за результат. Особенности производства на телевидении определяют специфику
телевизионного продюсирования. По сравнению с кинематографом телевизионные
продюсеры, как правило, используют упрощенную технологию производства и
менее функциональное оборудование, приглашают меньше актеров, снимают в
павильоне, чтобы сократить расходы на аренду интерьеров т.д. Специфичность рабочего коллектива на телевидении заключается в том, что
он имеет подвижную структуру, что не свойственно другим сферам
аудиовизуального бизнеса. Если программа идет на протяжении нескольких
сезонов, состав съемочной группы может к концу проекта полностью поменяться. Чтобы эффективно управлять процессом в таких условиях продюсеру, необходимо
не только иметь обширную базу данных профессионалов различных
телевизионных специальностей, но и обладать достаточными знаниями в области
психологии. 2. В современных условиях вопросы зарождения и развития телевизионного
продюсирования уже приобрели важнейшее значение для российского
телевизионного рынка. В диссертационном исследовании дана всесторонняя оценка состояния
современного отечественного телевизионного рынка, определено место,
занимаемое в нем продюсерами и продюсерскими центрами. В контексте происходящей глобализации социально-экономического развития в диссертации
оценивался уровень конкурентоспособности российской аудиовизуальной
продукции на внутреннем рынке, заполненном выгодными предложениями
покупки недорогих зарубежных фильмов и программ. 3. Впервые в рамках диссертационного исследования был обобщен и
систематизирован обширный зарубежный опыт продюсирования телевизионных
проектов и сделан ряд выводов об особенностях развития этого феномена в
различных странах. На начальной стадии развития вещательных организаций стимулирование
новых частных станций в направлении приобретения по максимально низкой цене
качественных программ, в том числе импортных, представляется наилучшим
способом создания инфраструктуры национального телепроизводства. После того,
как будет сформирован достаточный начальный капитал, можно начинать
развивать собственное производство, то есть заниматься продюсированием в
чистом виде. Для поддержания отечественного производителя со временем можно
ввести ряд мер, касательно присутствия иностранной продукции в эфире, как-то:
квотирование зарубежной продукции и различные способы поддержания
отечественных продюсерских компаний: Перспективы выхода на мировой рынок
стимулируют повышение качества производимых программ. 4. Совокупность условий работ, последовательность разнообразных
операций, порой кажущихся самостоятельными, а на деле являющихся звеньями
одной цепи, выработка наиболее прогрессивных приемов - есть технология
телевизионного продюсирования, а задача продюсера постоянно ее
совершенствовать, внедряя инновации и находя новые оригинальные решения. Тенденция роста интереса к данной специальности обусловила
необходимость научного обоснования технологии телевизионного
продюсирования, возможности эволюционирования каждой его составляющей на
всех этапах производственного процесса. В результате проведенного анализа действующей технологии
продюсирования в третьей главе настоящей работы даются конкретные рекомендации по ее совершенствованию. Кроме того, диссертантом предложена
оптимальная организационная структура продюсерского центра и определены
основные направления его деятельности. Для обеспечения высокой эффективности управления производством
продюсеру необходима организация управления на научной основе. Это проблема
комплексная, включающая решение экономических, правовых, психологических,
социологических и других вопросов. К научным способам управления можно
отнести использование: научно-технических прогнозов и математических моделей
при долгосрочном перспективном планировании; сетевых графиков и нормативной
базы при оперативном планировании; а так же достижений научно-технического
прогресса при анализе результатов работы и поиске оптимальных решений. Особое внимание следует уделить внедрению автоматизированных систем
управления, включающих сбор, накопление, хранение, поиск и выдачу
информации по заранее разработанной программе. В телевизионном производстве необходимо развивать экономическую и
творческую самостоятельность отдельных подразделений. Тем более что рыночная
экономика диктует необходимость постоянного обновления форм работы с учетом
меняющихся запросов населения. Нормой должно стать проведение
маркетинговых исследований при производстве телевизионных программ. В
дальнейшем это поможет при определении стоимости и продаже готового
экранного продукта. Маркетинговая составляющая зависит от рейтинга программы, а,
следовательно, от ее рекламоемкости, от типа программы (разовая или цикл
программ), от хронометража программы и спроса на нее и т.д. Данная
составляющая позволяет скорректировать цену продукции и увеличить
финансовые потоки в компанию за счет эффективной продажи собственного
продукта. Однако для поддержания должного уровня развития бизнеса продюсеру
помимо грамотного использования результатов своей работы необходимо
постоянно изыскивать альтернативные источники финансирования проектов. Ряд дополнительных источников был предложен к рассмотрению в третьей главе
настоящей работы. Изучив тенденции развития телевизионного продюсирования в России,
можно сделать вывод о том, что для продюсерских компаний, действующих в
рамках вещательных организаций, основным источником поступления денежных
средств на производство является реклама. Однако, учитывая тот факт, что
главными игроками на рынке рекламы выступают крупные зарубежные компании,
перечисленные в соответствующей главе настоящей работы, можно
констатировать, что на сегодняшний день все еще существует губительная для
российского телевидения тенденция зависимости отечественных компаний от
средств зарубежных рекламных фирм. К сожалению, спонсирование телевизионных передач не получило должного
развития на российском телевидении. Проблемы бартерных сделок пока тоже актуальны для России. По мнению
аналитиков, если организации вещания будут слишком полагаться на бартер,
может возникнуть опасность того, что независимые продюсеры не соберут
достаточно капитала для производства собственных программ. Что касается использования продукт плейсмент в качестве альтернативного
источника финансирования, то здесь проблема состоит в том, что отсутствует
правовая база, регулирующая правила его использования на российском
телевидении. Пизкие ставки по прибыли для дистрибьюторских компаний и тенденция
продажи всех прав телеканалам затрудняют для продюсеров доступ к прибыли от
реализации проектов и развитие вторичных рынков. Однако разработанные рекомендации по использованию дополнительных
источников финансирования телевизионных проектов и предложенные резервы
сокращения производственного цикла позволяют в целом положительно влиять на
общее финансовое состояние продюсерской компании. 5. Формирование института телевизионного продюсирования в России
осуществляется на условиях производства, сложившегося в советский период, впитавшего принципы и методы советского телепроизводства. Реалии нового
времени, развитие рыночных отношений в аудиовизуальной сфере заставляют
пересматривать казавшиеся недавно незыблемыми нормы и способы
телевизионной деятельности. Тем не менее, необходимо время, чтобы окреп отряд
российских продюсеров. Поэтому в настоящем диссертационном исследовании
сделана попытка выявить тенденции развития телевизионного продюсирования в
России на основе анализа деятельности продюсерских центров. Становлению отечественного продюсирования препятствуют и объективные
причины: слаб финансовый рынок, нестабильны экономические отношения, не
накоплен еще достаточный профессиональный опыт продюсирования. Российскому продюсеру приходится с трудом отвоевывать свое место рынке. Разработка отлаженной правовой системы, защищающей законных
правообладателей, безусловно, положительно отразится на развитии продюсерских
компаний, которые могут быть уверены, что их права защищены и именно они
получат заслуженную прибыль от телевизионного проката. У современного российского института продюсирования много проблем, но
даже, несмотря на отрицательные тенденции развития российского телевидения,
как-то: отсутствие базового закона, регулирующего отношения в сфере
телевидения, закрытие многих острых публицистических программ, увольнение
ряда талантливейших тележурналистов и продюсеров и т.д., все же есть
уверенность, что российское телевидение движется в сторону позитивных
перемен, ведь гарантия тому преобладание положительных тенденций в развитии
молодого института телевизионного продюсирования. С ростом числа продюсерских центров выросло количество рабочих мест. За
последние десять лет появилось больше вещательных каналов. Со времен спада в
сфере кино-телепроизводства сотни профессионалов, оставщихся без работы в
течение многих лет, оказались востребованы за счет наращивания темпов выпуска
телевизионных программ. Многие специалисты из области кино, пережившего
тяжелейший кризис в последнее десятилетие двадцатого века, перешли в продюсерские центры и переквалифицировались на изготовление телевизионных
фильмов и сериалов. Доходы работников телевизионной сферы заметно возросли но сравнению с
ситуацией, предшествовавшей реформе на телевидении. Соответственно вырос и
уровень жизни работников экранной сферы. Но это только социальный аспект. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что выросли и экономические
показатели эффективности производства программ. Об этом свидетельствуют
нижеследующие факты. Значительно выросло количество и качество выпускаемых
телепередач, они стали разнообразнее по видам и жанрам, выше стало их
художественное и техническое качество, возросло количество телезрителей. Появились новые публицистические телепередачи, увлекательные, интересно
сделанные. Резко возросло число развлекательных программ - азартных игр с
крупными материальными выигрышами и т.д. Все больше телевизионных фильмов и сериалов меняют формат с видео и
цифровых носителей на пленку, что позволяет сделать вывод о том, что
техническая база телевизионных компаний совершенствуется в сторону
приближения качества выпускаемых проектов к формату большого экрана. Получив высокий рейтинг на телевидении, некоторые продюсеры переводят свои
проекты из телевизионных форматов: Хай дефенишн (High definition) и 16 мм в
формат 35 мм, с тем, чтобы их картины продолжили жизнь на большом экране. В советские времена творческие коллективы, финансировавшиеся
исключительно из государственных источников, не волновали вопросы возврата
вложенных средств. В условиях рыночной экономики проблемы получения
прибыли ложатся целиком на плечи продюсеров, ведь они несут основную
финансовую ответственность за результаты работ. Все это предъявляет высокие
требования к качеству образования по специальности - продюсер. Высокий уровень продюсерского образования предполагает изучение основ
правового обеспечения в аудиовизуальной сфере, глубокие знания в области
экономики и обучение азам ведущих снециальностей в сфере кино телепроизводства, как-то: режиссура, операторское мастерство и т.д. В настоящее время ряд ведущих российских ВУЗов уже ввел обучение по данной
специальности в свои программы. С появлением продюсеров и продюсерских центров улучшились такие
экономические показатели, характеризующие эффективность производства, как
производительность труда на телевидении и повышение эффективности
использования имеющегося оборудования. Продюсеры на производстве заменили целый ряд телевизионных
специалистов. Управление творческими бригадами стало более
сконцентрированным. Подводя итоги, можно констатировать, что продюсер на телевидении стал
необходимой, многофункциональной фигурой и во многом справедливо
независимой творческо-управленческой единицей. Постепенно растет социальная
значимость данной профессии. Если все продюсеры со временем начнут
относиться к своей работе, как к некой социально значимой миссии, телевидение
перестанет быть для многих лишь источником накопления капитала и
сиюминутного развлечения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что положительные
тенденции в развитии телевизионного продюсирования сегодня превалируют и
хочется верить, что в ближайшем будущем они будут укрепляться. В то же время
научно-технические задачи по решению перечисленных в настоящем
диссертационном исследовании проблем развития продюсирования в России,
которые сегодня стоят перед отечественным телевидением, можно решить только
общими усилиями государства и новых структур, появившихся в условиях
перехода нашего общества к рынку. Для преодоления отставания в этой области
нужны крупные инвестиционные вложения в телевизионные компании России, в
обновление технической базы вещания и телепроизводства, в переподготовку
творческих кадров и т.д.
Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Ксинопуло, Мария Павловна, Москва
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.
3. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.
4. Конституция Российской Федерации,
5. Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22 августа 1996 г.
6. Федеральный Закон «О рекламе» от 18 июня 1995 г. Специальная литература:
7. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникации. - М.: Центр Право и СМИ, 1998. - 159 с.
8. Атанесян А. Краткая инструкция для начинающего продюсера, - М.: Издательство УНЦ ДО, 2004. - 130 с.
9. Бабич А,В,, Жильцов Е.Н., Егоров Е,В, Социальная сфера в условиях перехода к рынку. - М: Изд-во МГУ, 1993, - 170 с,
10. Багиров Э, Г, Очерки истории телевидения, - М , : Искусство, 1978,- 203 с,
11. Бакулев Г.П. Спутниковое телевидение в Европе. - М: РШКРТиР, 1992. — 108 с.
12. Бакулев Г,П, Телевидение без границ, - М, ВГИК, 1995,
13. Богомолова Н. И, Социальная психология печати. Радио, Телевидения, - М,: Изд-во МГУ, 1991, - 125 с.
14. Вильчек В, М, Под знаком ТВ, - М.: Искусство, 1987. - 240 с.
15. Вильчек В, М,, Воронцов Ю, В, Телевидение и художественная культура, - М.: Знание, 1997.-64 с.126
16. Глушковская А.А. Логистическое обеспечение услуг телевещания. Кандидатская диссертация. РЭА им. Г.В. Плеханова, 2001.
17. Горюнова Г.Н. организация производства кинофильмов. Учебное пособие для ВГИКа. - М.: Искусство, 1983. - 216 с.
18. Евменов А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. - СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 194 с.
19. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье, 1999.-416 с.
20. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М.: HAT, 1997.-78 с.
21. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
22. Криштул Б. И. Кинопродюсер. - М.: Российский фонд культуры, SPSL - Русская панорама, 2000. - 336 с.
23. Ламей Крег Л., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Автономия телевидения и государство. - М.: Знак, 1999. - 208 с.
24. Миллерсон Дж. Телевизионное производство: Пер. с англ. под ред. Маковеева В.Г. - М.: Изд-во ГИТР, 2004. - 567 с.
25. Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М: ИПКРТиР, 1998.- 48 с.
26. Немировская М. Л. Экономика и организация производства телефильмов. Учебное пособие. - М.: ВГИК, 1979. - 56 с.
27. Немировская М.Л. и др. Анализ финансовых показателей деятельности государственных региональных телерадиовещательных компаний. - М.:ИПКРТиР, 1997.
28. Нечай О. Ф. Ракурсы: О ТВ коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990.-119 с.
29. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Учебное пособие под ред. В.И. Кошкина. - М: ВГИК, 1993. - 223 с.
30. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, B.C. Сидоренко. - М.: ЮНИАТИ-ДАНА,2003.-719 с.127
31. Очерки по истории Российского телевидения. - М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.
32. Падейский В.В. Социально-экономическая оценка телевизионных проектов. Кандидатская диссертация. ВГИК, 2002.
33. Поршнев А. Г., Азоев Г. Л. Маркетинг. Учеб. пособие для вузов / ГУУ. - М.: ЗАО Финстатинформ, 1999. - 89 с.
34. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сб-к норм, актов. - М.: ДЕ-ЮРЕ,1994.-624 с.
35. Розенталь А. Создание кино и видеофильмов от А до Я. - М.: Изд. ТРИУМФ, 2003 - 352.
36. Рощупкин Н. Основы организации рекламной деятельности: Учебно- методические пособие. - Изд. 2-е перераб. и доп. - М: МГУКИ, 2000 - 55 с.
37. Руководство для создателей передач Би-би-си. - М.: ИПКРТиР, 1997.-132 с.
38. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. / ВВСМРМ - М.: Экономика, 1994.-331 с.
39. Сапунов Б.М. Культурология телевидения. - М: ИШСРТиР, 1999.- 46 с.
40. Сидоренко В.И. Методы формирования ресурсов производства аудиовизуальной продукции в зарубежной практике. — М.: ВГИК, 2000. - 31 с.
41. Симонова Н. Б. Методы анализа рынка. Учебное пособие. - М.: Экспертное бюро, 2000. - 128 с.
42. Смелянский Д.Я. Продюсер в театральном процессе России (организационно-творческий аспект). Кандидатская диссертация. ГИТИС, 2000.
43. Современный экран. Теория. Методология. Процесс. - СПб.: Техн. книга, - 167 с.
44. Средства массовой информации и пропаганды. — М, 1997. - 352 с.
45. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. - М: Искуство, 1983. - 311 с.
46. Творческий Телевизионный Менеджмент. - М.: Теза, 1994. - 235 с. 128
47. Телевидение и радио России: ожидания и предпочтения (Центр России). - М.:ФСТР, 1997.-111С.
48. Телевидение. Учебник для вузов. Под ред. Джаконии В.Е. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 2004 - 616 с.
49. Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение. - М.: Международный институт рекламы, 2001. - 392 с.
50. Фрейндлих И. Телевизионные парадоксы. Дневник критика. - М.: Киноцентр, 1995. - 80 с.
51. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное руководство. - М.: Росконсульт, 1999. - 336 с.
52. Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 759 с.
53. Энтман Р., Рид Д., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, Радио и Приватизация. - М.: Ливр, 1998. - 80 с.Зарубежные источники:
54. Blanksteen J., Odeni А. TV. Careers behind the screen: John Willey and Sons Inc., 1987.-267 p.
55. Impact of mass media: Current issues / Ed. by Ray Eldon Hiebert, Carol Reuss. - 2 ed. - New York, London: Longman cop. 1988. - 516 p.
56. International Encyclopedia of communication (4 volume) - New York: Oxford University Press, 1989.
57. Rassell W. Newman. The Technological Convergence: Television Networks and Telephone Networks. Washington: The Aspen Institute, 1992.
58. Technologies without boundaries on telecommunications in a global age / Ed. by Eli M. Noam. - Cambridge (mass): London: narvard University press, 1990. - 283 p.
59. Wurman, Rechard Saul. Information anxity. - New York. 1989/ - 356 p.
60. Zettle ПегЬ. Television production handbook. Wadswort Publishing Coфoration. 1987.129Статьи из газет и журналов:
61. Афанасьев А. Я - теленродюсер // ТелеЦЕНТР - 2003 - № 1. стр.34-37.
62. Бродский В., Корецкий В. Испытание на устойчивость // Эксперт. - 2004 - № 36., стр. 94-96.
63. Бродский В., Старобинец А. Выйти из сумрака //Эксперт. - 2005 - № 3, стр.68-70.
64. Быков В.В. Выставка кабельного, спутникового ТВ и широкополосных сетей // ТКТ. - 2001. - № 4, стр.70-76.
65. Гильдия продюсеров: миссия невыполнима? // Кинопроцесс. - 2004. - JVb 1- 2, стр. 145-153.
66. Горбунова Н. Час сериала // Итоги. - 2002. - № 8, стр. 52-57.
67. Горчаков Н. Фабриканты грез. Люди, которые ее создадут // Форбс. - 2005. - N2 3 (12), март. Стр. 82-101
68. Горяминская Город женщин // ELLE бизнес. - 2005 г.- JV2 6, стр.24-29.
69. Господдержка - не разврат за счет налогоплательщиков // - 2004. - N2 1-2, стр. 154-156.
70. Жеребенков Е. Без денег к конкурсу не допустят // Итоги. - 2002 - N2 4. стр.10-12.
71. Забелина М. Продюсер и режиссер: проблемы взаимоотношений // Наше кино. - 2005. - N2 в., стр. 46-50.
72. Карьерная лестница // Обучение и карьера. - 2005 -Ш 13., стр.20-24.
73. Касьянова Г. Сыграем в ящик? // ELLE бизнес. - 2005 г.- JN» 6, стр.3 0-31
74. Кинцис Ю.О. Международная научно-техническая конференция «Перспективы развития телерадиовещания и телекоммуникационных услуг» //ТКТ. - 2001. - № 4, стр.77-80.
75. Кокарев И. Режиссер против продюсера. - 2000. - JST» 65
76. Коломиец В. П. Телевизионный канал как бренд // Телефорум.- 2001. - № 3.
77. Кузина М. Мастер и Маргариты программирования // Профиль. - 2005. - ^Ь48. стр.42.130
78. Панкина Е. Антикризисный менеджер // Итоги - 2002 - № 4, стр. 50-57.
79. Ланкина Е. Рецепт от Первого канала // Итоги — 2002 - N» 52, стр. 62-65.
80. ЛанкинаЕ. Россия нерестраивается//Итоги-2002-J\2 16, стр.70-72.
81. Лежандр К. Говорит и показывает Париж // Итоги. - 2002 - JV» 11. стр.54-57.
82. Максимов В. На две сотые секунды быстрее// Студенческий меридиан. - 2000.-^2 7.
83. Осипова Н. Вид на жительство // ELLE бизнес. - 2005 г.- N2 6, стр. 16-21.
84. По ту сторону экрана // Обучение и карьера. - 2005 -Ш 13., стр.26-27
85. Победа на фотофинише // Профиль. - 2006. - №i 2. стр. 94-95.
86. Полуэктова И. А. Телевидение глазами телезрителей // Телефорум. - 2001. Ко 1-2.
87. Полуэктова И.А. Мировое телевидение: динамика рынков и зрительских предпочтений // Телефорум. - 2002. JST» 9-10. стр. 60-70.
88. Сельянов Российское кино должно ответить на вызов американского, чтобы не только выжить, но и процветать//Кинопроцесс.-2004- JST» 3-4.,стр.111-116.
89. Сидоров А. Продюсирование видео- и кинопроектов, шоу и презентаций // 625.-2000.-.№7.
90. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. — 2005. -№ 1., стр. 100-105.
91. Становление ТВ-рынка и ко-продукции стран СНГ // Телефорум. - 2005. - №1., стр. 72-74.
92. Телевизионные рейтинги: как избежать самообмана // Broadcasting.- 2004.- № 8., стр. 78-80.
93. Телесериалы сезона 2004-2005 годов: ваши прогнозы и оценки // Кинопроцесс. - 2004. - № 3-4., стр.68-76.
94. Цитовский А. Спонсоринг и фандрейзинг в телевизионном деле // Телефорум. - 2001. - № 4.
95. Чупринина Ю. Дальнобойщики // Итоги. - 2006. - jsr» 3. стр. 51-53.
96. Эксперт. - 2005. - № 19. стр. 5.
97. Яцура Е. Продюсер должен всех любить // Бьюти. - 2005 - № 3. стр.34-35. 131