Совершенствование механизма управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Автореферата нет :(
Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Шекова, Екатерина Леонидовна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2002
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Шекова, Екатерина Леонидовна

Введение.

Глава 1. Экономические проблемы функционирования сферы культуры.

1.1. Направления развития сферы культуры за рубежом и в переходной экономике России.

1.1.1. Экономические особенности деятельности некоммерческих организаций культуры.

1.1.2. Экономические вопросы развития сферы культуры.

1.2. Источники финансирования некоммерческих организаций культуры

Глава 2. Современные проблемы менеджмента в некоммерческих организациях культуры.

2.1. Особенности маркетинга в некоммерческих организациях культуры.

2.2. Организационная структура управления музеями.

2.3. Фандрейзинг как политика управления в сфере культуры.

2.4. Модели функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры.

2.5. Оценка предпринимательской деятельности некоммерческих организаций культуры.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Совершенствование механизма управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики"

Актуальность темы исследования. В условиях перехода к рыночным отношениям в России большое значение приобретает развитие некоммерческих организаций культуры, решающих необходимые для любого общества и государства просветительские и научно-исследовательские задачи, занимающихся сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др.1

В то же время условия функционирования некоммерческих организаций культуры в России (низкое благосостояние населения, сокращение бюджетного финансирования и др.) создали крайне неблагоприятные предпосылки для их развития. В частности, согласно ст. 45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" 1992 г., на финансирование культуры «ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета РФ. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе РФ и местных л бюджетах не могут быть менее 6% средств соответствующих бюджетов» . Однако на практике в федеральном бюджете 1998 г. на культуру и искусство отводилось лишь 0,65%, в 1999 г. - 0,48%, в 2000 г. - 0,48%, в 2001 г. - 0,47% и в 2002 г. - 0,45%. В бюджетах субъектов федерации ситуация аналогичная. Например, в Санкт-Петербурге в 1997 г. на нужды культуры и искусства было предусмотрено лишь 1,9% расходной части бюджета, в 1998 г. - 2,4%, в 1999 г. - 2,2%, в 2000 г. - 1,96%, в 2001 г. - 1,95%, в 2002 г. - 2,75%, вместо 6%, указанных в законе.

В сложившихся условиях перед некоммерческими организациями культуры встают задачи поиска различных источников финансирования, t диверсификации деятельности и др. Наиболее остро эти задачи стоят перед государственными учреждениями культуры. В то же время действующий

1 Под некоммерческими, согласно ст. 50 части первой Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», понимаются государственные и негосударственные организации, не рассматривающие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

2 Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». - М.: Изд-во «Ось-89», 2002. механизм управления некоммерческими организациями культуры не отвечает новым требованиям времени. Это относится к маркетинговому подходу в их работе, системе привлечения негосударственных источников финансирования, организации коммерческой деятельности и др. Актуальным в связи с этим становится совершенствование организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры.

В современной отечественной и зарубежной научной литературе много внимания уделено управленческим и экономическим вопросам деятельности некоммерческих организаций культуры в условиях переходной экономики. Можно отметить работы отечественных авторов: И.М. Болотникова,

B.Э. Гордина, А.И. Дымниковой, Н.В. Жильцова, Э.В. Новаторова, А. Рубинштейна, Ф.Ф. Рыбакова, И.А. Столярова, Г.Л. Тульчинского,

C.В. Шишкина, Л.И. Якобсона и др. Среди зарубежных авторов - работы Э. Валь-Зигер, П. Димаджио, О. Новотного, Я. Фишера и др. Ими, в частности, исследуются понятия маркетинга, связей с общественностью, спонсорства, предпринимательской деятельности в сфере культуры; структура расходов и доходов некоммерческих организаций культуры; экономическая и социальная эффективность в сфере культуры и т.д.

Работы этих ученых внесли существенный вклад в постановку и решение многих проблем некоммерческих организаций культуры. Однако в большинстве исследований отсутствует целостный подход к формированию в условиях переходной экономики организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры. В частности, не решаются в достаточной степени такие актуальные проблемы менеджмента, как совершенствование организационной структуры управления, разработка новых форм привлечения финансирования в организации культуры и др. В диссертации предпринята попытка дать современный и комплексный анализ этих вопросов.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке системы мер по совершенствованию организационно

4 экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики.

В соответствии с целью исследования в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

- уточнить понятийно-терминологический аппарат в области управления некоммерческими организациями культуры;

- выделить теоретические концепции, необходимые для понимания особенностей функционирования некоммерческих организаций культуры;

4 - выявить экономические проблемы функционирования сферы культуры в

России;

- определить специфику маркетинговой деятельности в некоммерческих организациях культуры;

- выделить основные типы организационных структур управления некоммерческими организациями культуры и тенденции их развития в условиях переходной экономики;

- определить методы привлечения финансовых средств в некоммерческие организации культуры в условиях переходной экономики;

- разработать подходы к оценке деятельности некоммерческих организаций культуры.

Объектом исследования выступают некоммерческие организации культуры в России и зарубежных странах (США, Великобритании и др.). В России многие некоммерческие организации культуры являются государственными. В исследуемых зарубежных странах к некоммерческим относятся преимущественно негосударственные организации культуры.

Несмотря на различия трактовок понятия некоммерческих организации в России и за рубежом, иностранный опыт управления некоммерческими организациями культуры приобретает большое значение в период становления рыночной экономики в России как для негосударственных, так и государственных некоммерческих организаций культуры.

Предметом исследования является организационно-экономический ^ механизм управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения и выводы, содержащиеся в работах зарубежных авторов - А. Бен-Нера, У. Баумоля, У. Боуэна, Б. Вайсброда, Б. Гуи, М. Дженсена, И. Илмана, Ф. Котлера, С. Роуз-Аккерман, И. Фамы, Г. Хансманна, Т. ван Хомиссена, Д. Шифа и российских авторов - В. Гордина, А. Дымниковой, В. Новаторова, А. Рубинштейна, Г. Тульчинского и др. В качестве информационной базы 4 использованы материалы годовых и оперативных отчетов музеев и театров федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и их зарубежных аналогов; результаты маркетинговых исследований, проведенных автором в российских и зарубежных музеях, театрах, филармониях; данные периодической печати, статистических ежегодников и обзоров, издаваемых в России и за рубежом, а также материалы, собранные автором в ходе работы в «Отделе развития и маркетинговых исследований» Государственного Af Эрмитажа.

В процессе исследования и решения поставленных задач применялись методы сравнительного, системного и статистического анализа.

Научная новизна работы заключается в разработке направлений совершенствования механизма управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики.

Основные элементы научной новизны, выносимые на защиту: 1. Уточнен понятийно-терминологический аппарат в области финансирования некоммерческих организаций культуры, в частности, понятия «спонсорства», «благотворительности», «патронажа», «меценатства». Обосновано использование в российской практике понятия «резервных взносов» как источника финансирования некоммерческих организаций культуры.

2. Обосновано применение теоретических концепций зарубежных ученых (Б. Вайсброда, Г. Хансманна, Т. ван Хомиссена и др.), посвященных особенностям функционирования некоммерческих организаций в рыночной экономике, для совершенствования управления государственными учреждениями культуры в условиях переходного периода.

3. Рекомендованы модели функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры, которые в зависимости от целей и масштабов привлечения финансирования позволяют учреждениям культуры усовершенствовать работу.

4. На основе анализа основных типов структур управления музеями и тенденций их развития предложена организационная структура крупных отечественных музеев, базирующаяся на коллегиальном управлении и позволяющая достичь сбалансированного развития некоммерческих и предпринимательских направлений деятельности.

5. Предложен новый подход к оценке результатов торговой деятельности некоммерческих организаций культуры с использованием коэффициентов, рассчитываемых на основе масштабов обслуживания, объемов торговых площадей и доходов от торговых операций, направленный на совершенствование организации торговой деятельности в учреждениях культуры.

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке концептуальных положений в области менеджмента некоммерческих организаций культуры в условиях переходной экономики, определении состава и взаимосвязей инструментов управления, позволяющих организовать систему менеджмента некоммерческих организаций культуры наиболее эффективным образом.

Практическая значимость выводов и предложений, содержащихся в диссертации, заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма управления российскими некоммерческими организациями культуры.

К числу конкретных предложений, имеющих практическое значение, относятся составление рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления музеями федерального значения, оценке их торговой деятельности, созданию при российских музеях и театрах благотворительных общественных организаций и фондов, а также разработка проекта Благотворительного Фонда Государственного Эрмитажа.

Апробация. Результаты диссертационного исследования докладывались на многих конференциях и семинарах, в частности, на ф международной конференции, посвященной музейному менеджменту, в

Институте Искусствознания г. Вены с 2 по 10 июля 1999 г., семинаре «Менеджмент в сфере искусства», проходившем в Академии Исполнительских Искусств г. Софии с 12 по 17 ноября 1999 г., семинарах «Менеджмент исполнительских искусств» и «Экономика культуры» в Амстердамском Университете с 1 по 6 августа 1999 г. и 3 по 14 августа 2001 г. В 1999 г. проект «Особенности менеджмента организаций культуры в условиях переходной экономики» был поддержан грантом М99-1.2К-66 Конкурсного центра фундаментального естествознания Минобразования РФ.

Результаты диссертационного исследования также использовались при чтении курсов лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «Международный менеджмент культурных и научных связей» на факультете международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета; «Экономика культуры», «Маркетинг в социально-культурной сфере», «Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере» на факультетах культурологии, искусств, менеджмента и экономики Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусства; «Организация деятельности на предприятиях социально-культурной сферы» на экономическом факультете Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов.

По теме диссертации опубликовано 20 работ общим объемом 4,4 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Шекова, Екатерина Леонидовна

В результате выполненного диссертационного исследования могут быть сделаны следующие выводы.1. Сфера культуры оказывает значительное влияние на развитие мировой экономики. За последние два десятилетия она претерпела существенные изменения. Анализ автором статистических данных показал, что в России в постперестроечный период направления развития рынка культурных услуг не соответствуют мировым тенденциям. В России за период 1985-2000 гг. отмечалось значительное сокращение объемов спроса и предложения услуг организаций культуры при серьезных диспропорциях на рынке. В то же время за рубежом наблюдалось увеличение объемов спроса и предложения услуг сферы культуры. Это привело к ухудшению экономического положения отечественных некоммерческих организаций культуры.В диссертации показано, что адаптация российских некоммерческих организаций культуры к рыночным условиям зависит от многих факторов (повышение благосостояния населения, снижение уровня инфляции и др.). В настоящих условиях возможные улучшения экономического положения отечественных некоммерческих организаций культуры связываются в значительной степени с совершенствованием механизма их управления.2. В диссертации проведен анализ понятийно-терминологического аппарата в области управления некоммерческими организациями культуры, существующего в отечественной литературе. В ходе анализа выявлено, что в области финансирования некоммерческих организаций культуры еще не сформировалась устойчивая терминология. В литературе иногда отождествляют такие понятия, как спонсорство и благотворительность, спонсорство и меценатство, спонсорство и патронаж, используя их как синонимы. Причины неадекватного использования этих понятий связаны в значительной степени с отсутствием в российском законодательстве определения «меценатства», ограниченностью трактовки понятия «патронажа», недостаточной четкостью формулировки понятия «спонсорства». Автор полагает, что законодательное определение указанных категорий будет способствовать не только более корректному их использованию, но и более широкому их применению.3. В работе показано, что финансирование сферы культуры отличается большим разнообразием источников доходов и находится в тесной зависимости от национальных особенностей. Так, в сфере культуры США традиционно доминируют собственные и привлеченные источники финансирования, тогда как в России значительным источником выступают государственные субсидии, хотя благотворительные взносы и доходы от собственной деятельности играют все большую роль в структуре финансирования некоммерческих организаций культуры.4. В диссертации обосновано использование в российской практике понятия «резервных взносов» как источника финансирования некоммерческих организаций культуры. Под резервными взносами понимается особая форма привлечения средств физических и юридических лиц в организации культуры для сохранения и продвижения культурного наследия в обществе. В отличие от других типов взносов (членских, спонсорских, благотворительных и др.), каждый резервный взнос размещается организацией культуры на счете банка или инвестиционного института с целью получения доходов. Главной особенностью резервных взносов является запрет использования самой суммы взноса. Организация культуры вправе распоряжаться только накопленными доходами с этой суммы.В диссертации обосновывается большое значение использования резервных взносов как источника финансирования некоммерческих организаций культуры в условиях переходной экономики. Резервные взносы предоставляют возможность создать своеобразный фонд в некоммерческих организациях культуры, который выступит определенным гарантом их деятельности и позволит повысить их финансовую устойчивость.5. Для оценки уровня самофинансирования некоммерческих организаций культуры и возможностей выделения им некоторых форм заемного и совместного финансирования (кредиты, возвратные и долевые субсидии и др.) со стороны государства, благотворительных фондов, коммерческих организаций диссертантом впервые рекомендуется использовать социальный индекс Вайсброда (PI), рассчитываемый как отношение финансовых поступлений от создания общественных благ к доходам от выпуска частных благ.Доходы от создания общественных благ в некоммерческих организациях культуры выступают в форме благотворительных взносов, грантов, государственных дотаций и т.п. К выпуску частных благ относятся реализация товаров, услуг и работ; членские и спонсорские взносы и др. Если индекс равен нулю, то организация культуры находится на полном самофинансировании и может рассчитывать на наибольшие суммы заемного и совместного финансирования. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования организаций культуры и тем меньшие суммы будут предлагаться им в качестве заемных и совместных источников финансирования.6. В диссертации показано, что в условиях переходной экономики большое значение приобретает зарубежный опыт управления некоммерческими организациями культуры. Использование иностранного опыта должно быть избирательным и, в основном, касаться механизмов и конкретного управленческого инструментария. К таким инструментам предлагается отнести систему маркетинга и фандрейзинга в сфере культуры.В работе подчеркивается, что в современном менеджменте некоммерческих организаций культуры маркетинг играет существенную роль и обладает ярко выраженной спецификой. В связи с тем, что некоммерческие организации культуры наряду с основной деятельностью активно занимаются привлечением финансовых средств из различных источников, маркетинг в сфере культуры определяется как совокупность мер, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и получение внешней поддержки.Автором обосновывается актуальность выделенных направлений маркетинга в условиях переходной экономики, когда учреждения культуры вынуждены искать альтернативы государственным источникам финансирования, привлекая финансовые средства от населения, коммерческих и некоммерческих организаций внутри страны и за рубежом.7. В исследовании показано, что в системе маркетинга некоммерческих организаций культуры ценовая политика занимает важное место. В условиях переходной экономики ценовая политика организаций культуры характеризуется дискриминацией цен для различных групп потребителей и приводит к отрицательным последствиям. В целях ее совершенствования автором рассмотрены различные подходы к формированию цен на услуги зарубежных некоммерческих организаций культуры. Диссертантом выделены два основных подхода к установлению цен на услуги зарубежных некоммерческих организаций культуры (на примере музеев) -

западноевропейский подход, обеспечивающий высокие доходы от входной платы и дающий возможность посещения организации малообеспеченным слоям населения и американский - с нефиксированной входной платой и добровольным характером пожертвований Автором рассмотрены возможности применения в российских условиях западноевропейского и американского подходов к установлению входной платы в музеи.8. В диссертации отмечено, что фандрейзинг как система привлечения в организацию финансирования, начинает играть в сфере культуры переходного периода важную роль, что позволяет выделить его в отдельную область менеджмента.Автором вводится в научный оборот два вида фандрейзинга, используемых в сфере культуры. Проектный фандрейзинг, направленный на привлечение средств под реализацию проектов некоммерческих организаций культуры. Оперативный фандрейзинг, предполагающий использование привлеченных средств на покрытие текущих расходов организаций культуры.Проектный фандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.Оперативный фандрейзинг направлен на привлечение нецелевых средств в организацию культуры, которые аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов и т.д.9. Изучение опыта фандрейзинга в российских федеральных учреждениях культуры позволило автору выявить его особенности.Фандрейзинг в учреждениях культуры ориентирован в большей степени на привлечение иностранных ресурсов как наиболее стабильного источника финансирования в условиях переходной экономики. Привлечением таких средств занимаются, как правило, специальные структуры -

представительства и благотворительные организации, действующие от имени учреждения культуры как в России, так и за рубежом.В ходе работы выявлено, что организация фандрейзинга в учреждениях культуры происходит в условиях дефицита управленческих ресурсов и нуждается в усовершенствовании. В учреждениях культуры важными остаются проблемы создания и увеличения штата специализированных служб и разработки форм их предметной специализации. Низкий уровень координации и контроля за деятельностью представительств и благотворительных организаций как в России, так и за рубежом, требует от учреждений культуры разработки единой фандрейзинговой политики.10. Автор выделяет пять моделей функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры, позволяющих усовершенствовать организацию фандрейзинга в условиях переходной экономики. В зависимости от юридического статуса благотворительных общественных организаций или фондов, поддерживающих учреждения культуры, предлагаются внутренняя модель (благотворительная организация действует не как юридическое лицо, а как структурное подразделение учреждения культуры); простая и сложная внешние модели (одна или несколько благотворительных организаций функционируют как юридические лица и имеют уставной целью поддержку конкретного учреждения

культуры); автономная модель (благотворительная организация действует как юридическое лицо и имеет уставной целью поддержку ограниченного числа учреждений культуры); независимая модель (благотворительная организация выступает как независимое юридическое лицо и оказывает поддержку неограниченному числу учреждений культуры).11. Диссертантом предложен новый подход к оценке результатов торговой деятельности некоммерческих организаций культуры (на примере

музеев), который позволит не только анализировать текущие результаты торговой деятельности, но и определять возможности ее совершенствования.Предложенный подход базируется на использовании показателей, рассчитываемых на основе масштабов обслуживания, объемов торговых площадей и доходов от торговой деятельности. Это коэффициенты численности посетителей на единицу торговой площади, соотношения покупателей и посетителей и показатель торговых доходов на одного посетителя. Данные коэффициенты были рассчитаны для ряда американских, английских и российских музеев по данным 1999 г.Проведенный анализ выявил низкий уровень организации торговой деятельности российских музеев, по сравнению с зарубежными аналогами, и определил направления ее совершенствования. В качестве основных направлений выступают увеличение торговых площадей в музеях, стимулирование сбыта коммерческой продукции и др.12. В диссертации показано, что успешное управление предпринимательской деятельностью, маркетингом и фандрейзингом требует от некоммерческих организаций культуры преобразований существующей организационной структуры. Исследование структуры управления в федеральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга выявило, что в настоящее Ф время большинство рассмотренных музеев имеют линейно-функциональную организационную структуру с элементами проектного управления.Автором предложен новый вариант организационной структуры управления крупными музеями, который позволит усилить общий контроль в системе управления и обеспечить сбалансированное развитие некоммерческих и предпринимательских видов деятельности музея в условиях переходной экономики. Для крупных музеев в России, под которыми понимаются музеи со значительными экспозиционными площадями, большим количеством временных и выездных выставок в год, высокой численностью персонала и широкой диверсификацией деятельности, предлагается внедрение параллельной организационной структуры.Данная структура основывается на коллегиальном управлении и разделении власти по функциональному принципу. Наряду с директором, в чьи полномочия входит управление научной, образовательной, выставочной деятельностью, вводится новая должность управляющего, функциями ,^ которого являются финансовое планирование, проектный менеджмент, связи с общественностью и т.д. Директор и управляющий несут полную ответственность за выделенные направления деятельности и обладают равными полномочиями в решении общих управленческих вопросов, что позволяет усилить не только специализацию, но и управленческий контроль в музее.Предложения по совершенствованию системы управления некоммерческими организациями культуры в России в целом позволяют сформировать более эффективный организационно-экономический механизм управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходного периода.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Шекова, Екатерина Леонидовна, Санкт-Петербург

1. Абросимова Е.А. Современное состояние и тенденции развитияблаготворительного сектора в РФ. // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. / Под ред. В.В. Меньшикова. М.: ИПО «Полигран», 1994.

2. Агапов А. Б. Информационно-правовое обеспечение деятельности в сфере культуры. М.: Культура, 1992.

3. Андреев И.А. Некоммерческий маркетинг. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - № 4.

4. Андреев. Роль маркетинга в повышении результативности деятельностиЛнекоммерческих субъектов. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. -№ 5, 2000.- № 2.

5. Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? // Общественные науки и современность. 1998. - № 5.

6. Арская Л.П. Из истории межнациональной благотворительности: российские и американские традиции. // США: политика, экономика, идеология. 1993 -№ 12.А

7. Беляева Н., Юрьева Т. Неприбыльный сектор России и бизнес: проблемы взаимовыгодного сотрудничества. // Финансовый бизнес. 1994. -№ 12.

8. Блохина Н.С., Игнатьева Е.Л. Еще раз о финансировании культуры. // Финансы. 1997. - № 7.

9. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран)// Вопросы экономики. -1996.-№ 10.

10. Браун К. «Третий сектор» и проблемы общественной самоорганизации в современной России. // Общество и экономика. 1998. - № 10-11.

11. Бурцева Н.Ф. Некоммерческие организации, основанные на институте членства: некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы. // Бюджетные и некоммерческие организации. 1998. - № 4.

12. Быковицкая Н.Д. Анализ и формирование организационно-экономического механизма управления объектами социально-культурной сферы: Автореф. Дис.канд. Экон. Наук. СПБУЭФ, 1998.

13. Ваганова Н.К., Гордин В.Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере. // Известия СПбУЭФ. 1995. - № 1.

14. Веденеева О.Г. Экономические аспекты деятельности общественных организаций в сфере культуры. Автореф. дис. . канд. эк. наук. М., 1993.

15. Винокурова А.И. Стратегическое планирование в некоммерческих организациях: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб, 2000.

16. Волков С.Д. Государственное регулирование в сфере образования. СПб, 2000.

17. Волков С.Д. и др. Управление риском и устойчивое развитие. М., 1999.

18. Воронова Е.Н. Экономика культуры: Учебное пособие. Рязань.: Изд-во Узорочье, 1997.

19. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. М,, 1996.

20. Галуцкий Г. М. Проблемы финансирования культуры. М.: Изд-во ИНФРА, 1997.

21. Галуцкий Г. М. Экономика культуры. М.: Изд-во ИНФРА, 1993.

22. Гамольский П.Ю. Налогообложение и бухгалтерский учет для некоммерческих организаций в России. М.: «СИГНАЛЬ», 1997.

23. Гасратян К.М. Еще раз о финансировании культуры. // Финансы. 2000. -№5.

24. Гельдфанд Е. Экономика и организация театра в США. М., 1976.

25. Гордин В.Э. Неприбыльный сектор элемент новой социальной парадигмы. // Известия СПБУЭФ. - 1996. - № 1.

26. Гордин В.Э. Управление социальной сферой. Учебник. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1998.

27. Городецкая И. Возрождение благотворительности в России. // МЭ и МО. 1994. -№ 11, 1996.-№ 12, 1997.-№2.

28. Городецкая И. Добровольческое движение в США.// МЭ и МО. 2001. -№ 1.

29. Гусева А. Л. Программно-целевые методы регулирования в сфере культуры на уровне региона: Автореф. дис. канд. экон. наук. М, 1992.

30. Денисов Б. Нетрадиционный бизнес. Ценностные критерии искусства.// Маркетинг. 1998. - № 3 -№ 6.

31. Денисов Б. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства. // Российский экономический журнал. -1996.-№4, 1995.-№7.

32. Денисов Н.А., Зайцева Т.С. Ресурсное обеспечение отраслей социально-культурного комплекса. // Общество и экономика. 1997. - № 3-4.

33. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2000.

34. Дымникова А. И. Управление некоммерческими организациями культуры в рыночной экономике: Автореф. дис. . докт. экон. наук. СПб, 2001.

35. Дымникова А. И., Иксанов А. Г. Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.

36. Жидков B.C. Культурная политика и театр. М., 1995.

37. Зайцева Л. Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства. // Вопросы экономики 1993. - № 4.

38. Иванов Т.П. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике.// Вестник Московского Ун-та. Сер. 6. Экономика. 1999. - № 6.

39. Игнатьева Г.В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций. // Малый бизнес России. 1998. - № 2-3.

40. Игнатьева Е.Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре. // Финансы. 2000. - № 3.

41. Кафаров Г.М., Галуцкий Г.М., Мазун О.В. Развитие платных услуг в культурно-просветительных учреждениях. М., 1988.

42. Кобызева В.А., Рощина Е.Е. Некоммерческий сектор в рыночнойэкономике. // Налоговый вестник. 1997. - № 10.

43. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере./ Под ред. И.М. Шеймана и др. М.: Наука, 1995.

44. Копацкая С.А. Управление музеем в рамках стратегии создания музейных комплексов: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 2000.

45. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер Ком, 1998.

46. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Питер, 1997.

47. Кошкина М. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры. // Российский экономический журнал. 1999. - № 11-12.

48. Кравченко Н.А. Экономика культуры. М.: Экон, 1997.

49. Культура в условиях рыночной экономики: Учебное пособие для вузов культуры и искусства. / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во СПб ГИК, 1993.

50. Лапина Г. Социальное измерение развития «третьего сектора».// Российский экономический журнал. 1999. - № 7.

51. Макальская М.Л., Пирожкова М.П. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. М.: Дело и сервис, 1998.

52. Маслов В.Л. Спонсорство как инструмент коммуникаций. // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. - № 3.

53. Менеджмент и культура: Сб. научн. тр. / Под ред. И.М. Болотникова и Г.Л. Тульчинского. СПб.: Изд-во СПбГАК, 1998.

54. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в СКС: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

55. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002.

56. Негосударственные некоммерческие организации: порядок создания ирегистрации. М.: Изд-во Международ, института развития правовой экономики, 1995.

57. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 1998. - № 2.

58. Некоммерческие организации: Правовые положения. Законодательство. Учредительные документы. / Под ред. А.А. Соловьева. М.: ИНФРА, 1998.

59. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. Особенности создания, управления и ликвидации. Учредительные документы. М.: Филинъ, 1997.

60. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск, 2001.

61. Новаторов Э.В. Маркетинг в сфере культуры: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб, 1993.

62. Новаторов Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. - № 1.

63. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. М.: Прогресс, 1987.

64. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры: Сб. научн. тр. / НИИ культуры. / Под ред. С.В. Шишкина .- М.: НИИК, 1992.

65. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М.: НИИК, 1991.

66. Пучкова Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства. // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. - №1.

67. Пучкова Е.И. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культуры. // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -№ 5.

68. Пучкова Е.И. Стимулирование зрительского спроса средствами маркетинговых коммуникаций. // Маркетинг в России и за рубежом. -1998. -№3.

69. Рабинович А. Некоммерческое партнерство: особенности и возможности. // Хозяйство и право. 1999. - № 2.

70. Работать с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство? Материалы международного симпозиума. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.

71. Радзецкая О.В. К характеристике финансовой составляющей российской благотворительности и меценатства. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2000. - № 6.

72. Рождественская И.А., Шишкин С.В. Экономическая политика в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы.// Экономика и математические методы. 1997. - № 1.

73. Рубинштейн А. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1990.

74. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии: Уч. пособие. Кемерово, 1996.

75. Панкратов В. Новый подход музея истории С.-Петербурга к организации временных выставок.// Музеи в период перемен. Материалы рос.- брит. Семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики».-СПб.: «КОНТРФОРС», 1997.

76. Помпеев Ю.А. Экономика культуры: Уч. пособие. СПб.: КультурИнформПресс, 1999.

77. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX XX вв. - СПб.: Наука, 1999.

78. Савченко П. Статус некоммерческих организаций. // Экономист. 1999. -№4.

79. Саламон Л. Кризис неприбыльного сектора. // Деньги и благотворительность. 1996 - № 6.

80. Сауляк О.П. Благотворительный фонд: особенности правового положения, деятельности, бухгалтерского учета и аудита. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 1999. - № 2.

81. Соловьева А. Благотворительная деятельность банков Санкт-Петербурга. // Петербургский финансовый вестник. 1996. ~ № 16-17.

82. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. / Под ред. Бабича A.M. и др.-М.: РАУ, 1993.

83. Суворов А.В. Международная практика налогообложения благотворительных и других некоммерческих организаций. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2000. -№ и.

84. Суворов А.В. Характеристика некоммерческого сектора России. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2000. № 7.

85. Толмасова А.К. Благотворительная деятельность в России: Правовые аспекты и вопросы налогообложения. Консультация. // Иностранный капитал в России. 1999. - № 9.

86. Тульчинский Г.Л. Маркетинг культуры. СПб: Изд-во СПбГАК, 1992.

87. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001.

88. Тульчинский Г.Л. Public Relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб: Изд-во СПбГАК, 1994.

89. Тульчинский Г.Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств. Фандрейзинг в сфере культуры. СПб: Изд-во СПбГАК, 1998.

90. Тульчинский Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры. СПб.: Изд-во СПбГАК, 1996.

91. Ульянова М.Л. Особенности маркетинга кинорынка. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - № 2 .

92. Федоров Е.Н. Событийный метод маркетинга. // Прогнозирование экономической конъюнктуры в системах маркетинга. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции. — Ульяновск.: Изд-во УлГУ, 2000.

93. Филипсон О.Г. Менеджмент в социально-культурной сфере. Основы теории и практики: учеб-метод, пособие. Казань.: ГранДан, 1999.

94. Харитонов JI.B. Некоммерческие организации в социально-культурной сфере России: Автореф. дис. . канд. эк. наук. СПб., 2000.

95. Хопкинс Б.Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. Юридическое руководство. М. 1991.

96. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: Изд-во НИИК, 1992.

97. Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. // Труд за рубежом. 2000. - № 4.

98. Экономика искусства. Опыт зарубежных исследований. / Под ред. А.Я. Рубинштейна. М.: РЖ КУЛЬТУРА, 1991.

99. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы: Учебное пособие. / Под ред. Е. Н. Жильцова М.: Изд-во МГУ, 1987.

100. Экономика и организация театра. Л.: Искусство, 1971, 1976, 1979.

101. Экономика культуры: Учебное пособие/ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова СПб.: Изд-во СПб ГИК, 1992.

102. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб. / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.

103. Юрьева Т.В. Границы некоммерческих организаций в рыночной экономике. // Вопросы статистики. 1998. - № 12.

104. Юрьева Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству). М.: Анкил, 1994.

105. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. -М.: Русская деловая литература, 1998.

106. Юрьева Т.В. Неприбыльный сектор в рыночном хозяйстве. // Российский экономический журнал. 1994. - № 1.

107. Юрьева Т.В. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов. // Российский экономический журнал. -1996.-№4.

108. Якобсон JI.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. -М.: Экономика, 1991.

109. Alexander V. Museums and Money: The Impact of Funding on Exhibitions, Scholarship, and Management.— Bloomington, 1996.

110. Anthony R. The Financial Information That Nonprofit Trustees Need and How They Can Get It. // Nonprofit Management and Leadership. 1991. - Vol. 1.

111. Anthony R., Regina E. Management control in nonprofit organizations. -Georgetown, 1990.

112. Baumol W. and Bowen W. Performing Arts The Economic Dilemma. N.Y., 1966.

113. Ben-Ner A., Van Hoomissen T. Nonprofit Organizations in the Mixed Economy: A Demand and Supply Analysis. // A. Ben-Ner, B. Gui. The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. N.Y., 1993.

114. Ben-Ner A., Van Hoomissen T. A Portrait of the Nonprofit Sector in the Mixed Economy: New York, 1981-1987. // A. Ben-Ner, B. Gui. The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. N.Y., 1993.

115. Blaug, M. The Economics of the Arts. London, 1996.

116. Brosio G. The Arts Industry: Problems of Measurement. // A. Peacock, I. Rizzo. Cultural economics and cultural policies. Boston, 1994.

117. Clotfelter C. Tax Incentives and Charitable Giving: Evidence from a Panel of Taxpayers.// Journal of Public Economics. 1990. - Vol. 13.

118. Clotfelter C. Federal Tax Policy and Charitable Giving. Chicago, 1998.

119. Dees J. Enterprising Nonprofits // Harvard Business Review. 1998. - Vol. 76.

120. Dimaggio P. Can Culture Survive the Market Place? // Journal of arts management and law. 1993. - Vol. 13.

121. Dimaggio P. Nonprofit Organisation in Production and Distribution of Culture. // The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by W. Powell. New Haven, 1987.

122. Ellman I. Another Theory of Nonprofit Organisations (Corporations).// Michigan law review. 1992. - N 5.

123. Espy S. Handbook of Strategic Planning for Nonprofit Organisations. N.Y., 1992.

124. Fama E. and Jensen M. Separation of Ownership and Control // Journal of Law and Economics. 1993. - Vol. 26.

125. Frey B. Art: The Economic Point of View. // A. Peacock, I. Rizzo. Cultural economics and cultural policies. Boston, 1994.

126. Frey B. Arts & Economics. Analysis & Cultural Policy. -N.Y., 2000.

127. George J., Jones G. Understanding and Managing Organizational Behavior. -N.Y., 1996.

128. Gladstone F. Charity, Law and Social Justice. London, 1996.

129. Gui B. The Economic Rationale for the "Third Sector". // A. Ben-Ner and B. Gui. The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. N.Y., 1993.

130. Hansmann H. Economic Theories of Nonprofit Organisation. // The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by W. Powell. New Haven, 1987.

131. Hansmann H. The Role of Nonprofit Enterprise. // The Yale law journal. -1990.-Vol. 89.

132. Heilbrun J., Gray C. The Economics of Art and Culture: an American Perspective. Cambridge, 1999.

133. Hendon W. Economic Policy for the Arts. Cambridge, 1990.

134. Klamer A. The Value of Culture. Amsterdam, 1998.

135. Kotler N., Kotler P. Museum Strategy and Marketing: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources. San Francisco, 2001.

136. Kotler P., Andreasen A. Strategic Marketing for Nonprofit Organizations. -N.Y., 1996.

137. Naisbitt J., Aburdene P. Ten New Directions for the 1990's. N.Y., 2000.

138. Menchik P., Weisbrod B. Volunteer Labor Supply // Journal of Public Economics. 1999. - Vol. 32.

139. Moore K. Museum management. London, 1997.

140. Nonprofit Public Policy. A Sourcebook on Think Tanks in Government. -London, 2000.

141. Oster S. Management of Non-profit Organizations. Dartmouth, 1994.

142. Peacock A. The Design and Operation of Public Funding of the Arts: An Economist's View. // A. Peacock, I. Rizzo. Cultural economics and cultural policies. Boston, 1994.

143. Philanthropic Foundation in the United States. N.Y., 1998.

144. Preston A. The Nonprofit Worker in s For-Profit World.// Journal of Labor Economics. 1999. - Vol. 7.

145. Rose-Ackerman S. Altruism, Nonprofit and Economic Theory // The Journal of Economic Literature. 1996. - Vol. 46.

146. Rose-Ackerman S. United Charities: An Economic Analysis // Public Policy. -1990.-Vol. 28.

147. Rose-Ackerman S. Competition Between Non-Profits and For-Profits: Entry and Growth.// Voluntas. 1990. - Vol. 1.

148. Rose-Ackerman S. and James E. The Nonprofit Enterprise in Market Economies. // M. Montias, J. Karnai. Economic Systems. N.Y., 1992.

149. Rudney G. and Young P. The Nonprofit Sector of US Economy: a Methodological Statement // Review of income and wealth. 1993. - Vol. 35.

150. Salamon Z., Anmeter H. The Energetic Sector. Baltimore, 1994.

151. Salamon Z. Nonprofit Organisations in Market Economy. N.Y., 1996.

152. Salamon Z. Partners in Public Service. The Scope and Theory of Government -Nonprofit Relations. // The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by W. Powell. New Haven, 1987.

153. Schiff J., Weisbrod B. Competition between For-Profit and Nonprofit Organizations in Commercial Markets. // A. Ben-Ner, B. Gui. The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. -N.Y., 1993.

154. Simon J. The Tax Treatment of Nonprofit Organisations: a Review of Federal and State Policies. // The Nonprofit Sector. A Research Handbook./ Ed. by W. Powell. New Haven, 1987.

155. Skloot E. Enterprise and Commerce in Nonprofit Organisations.//The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by W. Powell. New Haven, 1987.

156. Strachwitz R., Toepler S. Kulturforderung: Mehr als Sponsoring. Wiesbaden, 1993.

157. Throsby C., Withers G. The Economics of the Performing Arts. N.Y., 1997.

158. Trimarchi M. The Funding Process in a Comparative Perspective: Some Methodological Issues. // A. Peacock, I. Rizzo. Cultural economics and cultural policies. Boston, 1994.

159. Useem M. Corporate Philanthropy. // The Nonprofit Sector. A Research Handbook. / Ed. by W. Powell. New Haven, 1987.

160. Weisbrod B. Conceptual Perspective of the Public Interest. // Weisbrod В., Handler J. Public Interest Law. N.Y., 1993.

161. Weisbrod B. The Nonprofit Economy. Cambridge, 1994.

162. Weisbrod B. Private Goods, Collective Goods, the Role of the Nonprofit Sector. // The Economics of Nonproprietary Organisations. Greenwich, 1990.