Экономико-статистический анализ особенностей функционирования рынка произведений искусства тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Колычева, Валерия Андреевна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2013
Шифр ВАК РФ
08.00.12
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Экономико-статистический анализ особенностей функционирования рынка произведений искусства"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

00505202»

Колычева Валерия Андреевна

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Специальность 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

1 О ;<1

Санкт-Петербург 2013

005052029

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Научные руководители: доктор экономических наук, профессор

Соколов Ярослав Вячеславович

доктор экономических наук, профессор Ковалев Валерий Викторович

Официальные оппоненты: Максимова Татьяна Геннадьевна

доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, заведующий кафедрой статистики и моделирования социально-экономических процессов

Чистякова Наталия Евгеньевна

кандидат экономических наук, доцент, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, старший научный сотрудник лаборатории теории и методов развития региональной экономики

Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

Защита состоится 12 марта 2013 г. в /Учасов на заседании диссертационного совета Д.212.232.36 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62, ауд. 415.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).

Автореферат разослан февраля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент ' А^ Н.А. Соколова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Тема, избранная для проведения исследования, относится к наименее изученной и разработанной области экономического анализа. В настоящее время до сих пор нет единой или хотя бы доминирующей гипотезы в сфере ценообразования на арт-рынке, вместе с тем необходимость именно теоретического изучения принципов оценки произведений искусства сегодня особенно своевременна.

Художественный рынок - один из весьма перспективных инвестиционных секторов экономики. Свидетельством этому являются рекордные цены на предметы искусства, регулярно фиксируемые торгами мировых аукционных домов. Таким образом, безусловное наличие инвестиционной компоненты делает арт-рынок интересным для общеэкономического анализа. Кроме того, современный художественный рынок составляет быстроразвивающую-ся часть товарного рынка, что позволяет итогам подобного специального исследования расширить рамки традиционных общетеоретических положений.

Очевидно, что современный художественный рынок нашей страны находится на начальном этапе своего цивилизованного развития, при этом ориентиром его движения выступает практика мирового арт-рынка. Отсюда вытекает задача формирования универсальных правил арт-бизнеса, фундаментом для которых может явиться лишь глубинное осмысление процесса ценообразования в художественной сфере.

В первую очередь, разработка единых принципов определения цены на произведение искусства нужна для принятия решений игрокам художественного рынка — государственным и частным музеям, инвестиционным фондам, коллекционерам. Также без изучения этапов становления и развития арт-рынка будет неполной картина современной мировой рыночной системы, значительной и постоянно развивающейся частью которой выступает сегодня художественный рынок. Наконец, предметы искусства являются важнейшей неотъемлемой составляющей национального богатства любой страны и фор-

мируют его самую дорогостоящую часть - национальные сокровища, а значит, и задают вес экономики каждого государства в системе мировой экономики.

Последняя причина особо актуальна для Российской Федерации. Нашей стране необходимо объективное определение ценности культурного наследия для действенной оценки подлинного вклада России в систему мировой экономики в целом и ее инвестиционного потенциала в частности. Кроме того, опыт многих государств подсказывает, что успешное долгосрочное экономическое развитие страны невозможно без наличия развитой сферы культуры и искусства.

Степень разработанности научной проблемы. Фундаментальных трудов, посвященных вопросам ценообразования на художественном рынке, не только в отечественной, но и в общемировой литературе существует крайне мало. В числе отечественных работ фактически нет ни одного исчерпывающего исследования, посвященного непосредственно данной проблематике. Высказывания классиков экономической теории, имеющие отношение к процессу формирования цены на предметы искусства, чрезвычайно редки и фрагментарны. Современные попытки объяснения ценообразования в художественной сфере носят разрозненный, хотя при этом не безынтересный характер, однако чаще всего они оказываются неприменимы на практике.

Стоит заметить, что само направление анализа - экономика культуры -зародилось совсем недавно, лишь во второй половине XX в. Основателем культурной экономики можно считать нобелевского лауреата У. Баумоля.

Подавляющее большинство работ, анализирующих отдельные стороны проблемы оценки произведений искусства, принадлежит иностранным ученым. Среди ранних исследований в данной области необходимо выделить труды Т. Скитовски, впервые доказавшие необходимость изучения всестороннего влияния культурной сферы на различные аспекты жизни общества.

Большая часть публикаций западных авторов посвящена анализу инвестиционных возможностей рынка памятников искусства. Так, наиболее из-

вестны позиции У. Баумоля, В. Гоетзмана, Б. Фрея и Р. Эйшенбергера, Д. Мэя и М. Мозеса и др.

Принципы ценообразования на художественных аукционах разработаны в трудах О. Ашенфельтера и К. Грэдди. Разнообразные стороны аукционной торговли изучены в работах К. Хендрикса и Р. Портера (возможности сговора покупателей), И. Хорстмана и Ш. ЛаКассе (значения резервных цен), Д. Лакинг-Рейли (аукционы «второй цены»), А. Чимы и др. (причины участия в аукционных торгах).

Проблемам международной торговли предметами искусства посвящены работы Р. Флореса-мл., В. Гинзбурга и Ф. Женфилса, Г. Шульца, Д. Пе-сандо и П. Шум.

Специфические особенности рынка предметов искусства анализируются в трудах Л. Сингера (роль художественных галерей на арт-рынке), М. Шу-бика (функции арт-дилеров), В. Поммеренаи Д. Граники (возможности копирования и репродуцирования произведений), Р. Тоусе (проблема авторского права в искусстве), В. Гинзбурга и Ш. Вэйерс (исследование творческих циклов художников).

Важно заметить, что лишь малая доля иностранных исследований в искомой области переведена на русский язык: это отдельные работы Т. Скитов-ски, Ч. Смита и О. Вельтуса. Сказанное в известной степени ограничивает возможности отечественных аналитиков арт-рынка.

В российской литературе публикации, посвященные художественному рынку, стали появляться лишь в последнее десятилетие. В этой связи основоположником отечественного анализа культурной экономики можно считать профессора Б.А. Денисова, поставившего вопрос о ценностных основах рынка предметов искусства уже в середине 90-х гг. прошлого века.

Первыми комплексными исследованиями культурных рынков стали, во-первых, работы профессора А.Б. Долгина, рассматривающие прагматические аспекты культуры как новую ветвь науки, и, во-вторых, труд группы авторов «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства».

Изучение экономических проблем сферы культуры и искусства было продолжено публикациями Ю.В. Автономова, И.О. Лукши, А.Т. Бикбова, А. Саркисянц.

Стоит отметить наработки «смежных» с экономикой дисциплин. Юридический взгляд на культурную экономику отражают исследования профессора М.М. Богуславского; социологический - работы JT.J1. Шпаковской. К возможностям развития художественного рынка нашей страны стали обращаться представители художественной среды: так, интересной представляется позиция члена Совета Профессионального союза художников РФ A.M. Благосклонова.

В силу специфики выбранной темы исследования важным для диссертации явился анализ специальных научных источников, касающихся концептуальной проблематики оценки искусства. Речь идет о трудах искусствоведов Д. Рескина и М. Фридлендера, классиков современной философии А. Моля, П. Бурдье и В. Беньямина.

Таким образом, возможно констатировать, что к проблеме оценки предметов искусства в большей либо меньшей степени обращались различные науки: искусствоведение, юриспруденция, социология, философия, экономика. Однако в рамках последней ни разу не были использованы возможности метода массового наблюдения. Иными словами, что касается предметных исследований статистической направленности, фокусирующихся на проблемах арт-рынка, то таковые отсутствуют. При этом сегодня условия рыночного хозяйства порождают острую потребность в объективной количественной информации, в том числе и в цифровых выводах о ценности произведений различных авторов и конкретных памятников искусства.

Объект исследования. Объектом исследования является рынок произведений искусства в современных условиях.

Предмет исследования. Предметом исследования является процесс ценообразования на художественном рынке и влияющие на него факторы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение статистическими методами особенностей функционирования художественного рынка, и в результате выработка ответа на вопрос - как происходит оценка произведений искусства.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

• изучить методом монографического наблюдения структуру рынка предметов искусства с акцентом на аукционной торговле как ключевом звене арт-рынка;

• количественно обосновать инвестиционную привлекательность художественного рынка;

• провести сравнительный анализ международного и отечественного рынков произведений искусства;

• определить функции базовых экономических категорий и основных статистических показателей на арт-рынке;

• исследовать общие тенденции развития исторической практики ценообразования на рынке памятников искусства;

• выявить методом корреляционного анализа объективные факторы ценообразования на художественном рынке.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились труды иностранных и отечественных ученых, касающиеся проблематики оценки произведений искусства.

В диссертационной работе использовались различные методы исследования: монографический, исторический и статистический; в рамках последнего применялись графический, вариационный, выборочный и корреляционный методы анализа.

Информационная база исследования. Информационную базу диссертационной работы составили данные, предоставляемые общепризнанными коллекторами аналитической информации на рынке памятников искусства, а

именно: ведущими аукционными домами Christie's и Sotheby's, компаниями Акоип, Artnet и Artprice, специализирующимися на оценке произведений.

В качестве эмпирической базы работы использован рейтинг 500 самых дорогих предметов искусства с 31 декабря 1985 г. по 1 сентября 2005 г.

Соответствие исследования паспорту научной специальности. Область диссертационного исследования соответствует специальности 08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика: п. 4.16. «Прикладные статистические исследования воспроизводства населения, сфер общественной, экономической, финансовой жизни общества, направленные на выявление, измерение, анализ, прогнозирование, моделирование складывающейся конъюнктуры и разработки перспективных вариантов развития предприятий, организаций, отраслей экономики России и других стран».

Научная новизна результатов исследования. Научная новизна диссертационной работы заключается в определении статистическими методами степени соответствия закономерностей функционирования художественного рынка классическим законам экономической теории и эмпирическом обосновании факторов ценообразования на предметы искусства.

Основные научные результаты, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

• на основе монографического обследования рынок произведений искусства трактован как новый массовый феномен, особенности функционирования которого задают субъективные количественные оценки предлагаемых благ участниками рынка;

• дана сущностная характеристика и разграничены функции ключевых экономических понятий цены, ценности и полезности на рынке памятников искусства;

• статистическими методами выявлена и доказана отличительная специфика художественного рынка, заключающаяся в придании содержанию ценности произведения формы цены товара;

• эмпирически подтверждена возможность интерпретации базовых категорий экономической теории в терминах основных статистических показателей на рынке предметов искусства;

• статистическими методами обосновано действие и раскрыта природа факторов ценообразования на рынке произведений искусства. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в исследовании малоизученного рынка, художественного, описании его специфики и особенностей, а также в обосновании логики и техники экономико-статистического анализа, имеющего целью выявление закономерностей ценообразования на данном рынке.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения полученных результатов для выработки рекомендаций политики поведения участникам художественного рынка.

Научная значимость работы определяется возможностями, которые открывает для дальнейшего анализа избранный объект исследования и предложенный метод его изучения. Итоги исследования могут явиться основой разработки новых лекционных курсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы изложены в материалах международных научно-практических конференций:

• «Пути развития теории и практики современного страхования» (Санкт-Петербургский государственный университет, 2012 г.);

• «Государственная статистика как общественное благо: стоимость, качество, использование» (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2012 г.).

Публикации по теме исследования. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 5 печатных работах общим объемом 2,1 п. л., в том числе в 3 публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Диссертация включает 2 рисунка и 23 таблицы в основной части, 6 рисунков и 41 таблицу в приложении; библиография состоит из 185 источников.

II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что недавние антагонисты - сфера экономики и сфера культуры и искусства - тесно взаимосвязаны. Однако их взаимодействие по целому ряду причин до сих пор остается наименее исследованным и недостаточно обобщенным процессом. Важнейшим вопросом, стоящим перед аналитиками нового общественного явления, становится следующий: как оценить основные блага культурной области - произведения искусства?

Возможности однозначного ответа на поставленный, казалось бы сугубо экономический, вопрос противостоит многоплановость гуманитарной тематики проблемы определения цены в искусстве. Это обусловливает необходимость проведения анализа с позиций междисциплинарного подхода в тандеме сразу двух составляющих: количественной - экономической и качественной - эстетической. В этих условиях именно статистический метод, располагающий эффективными приемами анализа как количественных, так и атрибутивных признаков, может явиться перспективной основой экономико-эстетического изучения художественного рынка.

Настоящая работа является первой попыткой применения в анализе рынка произведений искусства статистических методов, известной основой использования которых является допущение необходимой доли стохастики -вынужденного пренебрежения частным ради обретения общего. Возникают вопросы: оправдан ли даже минимальный «отказ» от индивидуального на рынке, где каждый без исключения продукт уникален в своем роде? На что

укажет среднее значение цен на предметы искусства? Достижимо ли нахождение единых закономерностей для арт-рынка? А именно - возможно ли установить зависимость цены памятника, например, от его стиля? Правомерно ли утверждение: чем формально больше картина, тем выше должна быть ее цена? Влияет ли возраст мастера на ценовой успех произведения? Ответам на эти и иные, касающиеся особенностей статистического изучения художественного рынка, вопросы было посвящено данное исследование.

Избранный массовый метод анализа предоставляет одновременно два возможных направления развития методик изучения рынка предметов искусства. В первую очередь, статистические методы, подтверждая либо опровергая соответствие развития художественного рынка закономерностям изменения рынков, стохастически предсказуемых, задают коррективы общерыночным тенденциям. Одновременно границы применения статистического инструментария, неизбежно возникающие вследствие обращения к такому специфическому рынку как рынок произведений искусства, создают возможности для наработки новых научных подходов в анализе малоизученных явлений.

Статистический ракурс исследования позволил зафиксировать объективные множества сделок, совершающиеся на рынке предметов искусства: художественный рынок становится массовым, но становясь массовым, сохраняет законы единичных продаж, а, следовательно, и свои уникальные характеристики сложно предсказуемого психологического рынка. Сказанное позволяет отнести арт-рынок к важнейшему объекту изучения новой отрасли знания, требующей от исследователя владения широким спектром аналитических приемов, балансирующих на грани количественно точных ответов на качественно определенные вопросы.

Отмеченная специфика статистического исследования художественного рынка позволила трактовать последний как новый массовый феномен, особенности функционирования которого задают субъективные количественные оценки предлагаемых благ участниками рынка. В соответствии с

данным подходом был получен ряд первоначальных итогов изучения рынка предметов искусства:

• аукционная торговля - наиболее конкурентная площадка для нахождения объективной цены любого памятника;

• вложения в произведения в периоды серьезных экономических кризисов, войн и других экстремальных ситуаций демонстрируют исключительную «устойчивость»;

• спрос и предложение на арт-рынке «нерациональны»;

• художественный рынок отличает предельная либерализация торговли. Фундаментальным этапом исследования стало нахождение теоретических оснований арт-рынка, а именно определение сущностной характеристики и разграничение функций базовых экономических понятий цены, ценности и полезности на рынке предметов искусства. В результате была сформулирована особая черта художественного рынка, заключающаяся в придании содержанию ценности произведения формы цены товара. В этих условиях привычный процесс ценообразования был описан как своеобразная шифровальная кампания, с помощью которой, вопреки представлениям о справедливости цен, участники изучаемого рынка характеризуют истинные ценность и полезность товара.

Традиционной проверкой работоспособности всех экономических законов является согласие с ними массовых статистических данных, а, значит, основные положения экономики вполне могут быть экзаменованы переводом на язык статистики и наоборот: так, центральный экономический закон - закона спроса и предложения - представляется альтернативным кривой нормального распределения в теории статистики, а важнейшие статистические показатели - средняя величина и среднее отклонение - могут быть трактованы как экономические категории цены и ценности соответственно.

Возможность интерпретации базовых категорий экономической теории в терминах основных статистических показателей на рынке предметов искусства доказало проецирование теоретической гипотезы на эмпирическую базу

исследования. Искомая совокупность оказалась, во-первых, наиболее точной и корректной с точки зрения представления информации о произведениях искусства. Во-вторых, рейтинг объединил памятники, реализованные на всемирно известных аукционах, т.е. представленные цены являются абсолютно прозрачными и выплаченными покупателями фактически.

Известной задачей количественного анализа является оценка однородности и характера распределения изучаемой совокупности по выбранному признаку, подразделяющаяся, в свою очередь, на определение степени однородности всей исследуемой совокупности в целом и аномальных наблюдений в частности. Таким образом, статистический анализ был проведен в двух направлениях:

• целиком по всей первоначальной совокупности;

• отдельно по логическим группам, «дешевым» и «дорогим» частям искомой совокупности.

Первой и второй логическими группами выступили предполагаемые аномальные части исходного рейтинга - 100 самых «дорогих» и «дешевых» предметов искусства. Путем отбрасывания аномальных наблюдений была получена третья группа - 300 «средних» произведений. Наконец, разделение изначальной совокупности на две равные части сформировало четвертую и пятую группы — 250 самых «дорогих» и «дешевых» памятников соответственно (см. табл.).

Это позволило сделать следующие выводы. Изучение совокупности целиком, а также ее «верхних» частей с максимальной величиной номинальной цены априори (возможность построения группировки лишь с неравными интервалами) и апостериори (рассчитанные статистические характеристики, сравнение с теоретической кривой нормального распределения) свидетельствует о крайней неоднородности частотных распределений. Тогда как исследование «нижних» частей совокупности с минимальными показателями номинальной цены, благодаря малой амплитуде колебаний группировочного признака проведенное по равным интервалам, указывает на существенную

Таблица

Сводная таблица основных статистических показателей

Ряды распределения произведений искусства Показатели центра распределения Показатели вариации

х, млн руб. Мо, млн руб. Me, млн руб. R, млн руб. d, млн руб. f, млн руб. К, %

500 самых дорогих 8,6 7,2 9,2 127,0 6,3 13,4 155,8

100 самых «дорогих» 19,7 17,3 23,4 121,0 12,9 23,0 116,8

100 самых «дешевых» 6,3 6,7 6,3 1,0 0,3 0,3 4,8

300 «средних» 9,6 7,8 8,8 9,0 1,9 2,3 24,0

250 самых «дорогих» 12,5 10,5 13,9 127,0 8,2 17,2 137,6

250 самых «дешевых» 7,2 6,9 7,1 3,5 0,7 0,9 •12,5

Продолжение таблицы

Ряды распределения Структурные показатели Показатели Показатели

произведении искусства дифференциации концентрации

<?i, <?3, di, d9, KQ, kd, G, L,

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. % разы % %

500 самых дорогих 7,2 14,4 6,3 25,3 39,1 4,0 31,0 24,6

100 самых «дорогих» 18,1 35,0 16,5 50,0 36,3 3,0 24,5 19,0

100 самых «дешевых» 6,0 6,6 5,9 6,7 4,8 1,1 2,8 2,2

300 «средних» 7,7 11,3 7,2 13,3 20,5 1,8 12,6 10,0

250 самых «дорогих» 10,9 21,0 9,5 34,6 36,0 3,6 28,5 22,3

250 самых «дешевых» 6,5 7,8 6,0 8,4 9,0 1,4 6,7 5,1

Источник: рассчитано автором на основе эмпирической базы исследования.

близость эмпирических частот к теоретическим. Более того, ряд распределения 250 самых «дешевых» произведений практически полностью согласуется с кривой нормального распределения, нивелируя случайные расхождения в «нижней» части общей совокупности, выявленные при анализе ряда меньшего объема, — 100 самых «дешевых» предметов искусства. Схожее «поведение» демонстрирует распределение 300 «средних» памятников вследствие исключения из анализа значений признака, обладающих аномально высокой номинальной ценой.

Обусловленность частотных распределений «нижних» частей исследуемого рейтинга продаж произведений законом нормального распределения свидетельствует о большом количестве случайных причин, влияющих на конечное значение цены, а также об отсутствии внутри данной причинной группы доминирующих факторов. В результате можно предположить, что рынок относительно «дешевых» памятников «живет» по традиционным общерыночным законам — например, согласно аксиоме «спрос определяет предложение». Одновременно разброс «верхних» значений изучаемого рейтинга не может быть объяснен воздействием случайных причин, что делает возможным определение конкретных факторов, обусловливающих аномально высокие номинальные цены самых «дорогих» произведений искусства. Сформулированные выводы могут быть представлены в качестве двух взаимоисключающих положений.

Положение 1 (рис. 1). Пересечение кривых спроса и предложения в классической точке равновесия характеризует кривая нормального распределения — предельная концентрация частот вокруг центра. Согласно статистической теории, чем большее количество наблюдений согласуется со средней, тем выше пик нормального распределения: совокупность в таком случае считается однородной, а средняя величина - надежной. В экономике подобная ситуация характерна для рынков товаров массового потребления, на которых цена, как точка объективного равновесия, определяет рациональность выбора потребителя.

Положение 2 (рис. 2). Пересечение кривых в точке, где спрос намного превышает предложение или наоборот, сопоставимо со статистической совокупностью, в которой преобладают наибольшие либо наименьшие значения признака. Оценочным критерием для такой совокупности будет служить степень отклонения частот от центра, средней величины. Такое положение характерно для уникальных рынков, на которых категория ценности становится индикатором ценового соответствия спроса и предложения друг другу.

б

Рис. 2. Положение 2

Представляется, что именно параллелью с дихотомией статистических показателей, передающих собой большую часть совокупности, возможно объяснить несовпадение между рыночной ценой товаров и их реальной ценностью. При этом насколько бы не варьировала степень данного несоответствия, она всецело зависит лишь от одной переменной — ценности, без союза с которой неправомерна цена.

. Сформулировав характерную особенность художественного рынка -трудность определения истинной цены продаваемого блага, исследование обратилось к изучению практики ценообразования на рынке памятников искусства. Для этого была применена искусствоведческая классификация произведений художников. Первую группу составляют работы мастеров-новаторов, основателей новых художественных стилей. Вторую группу формируют произведения учеников мастеров-новаторов, развивших идеи учителей и дополнивших созданные стили новыми художественными компонентами. Наконец, в третью группу входят работы художников, не создавших в рамках какого-либо стиля качественно новых произведений, однако технично продолживших заветы своих более великих предшественников.

С экономической точки зрения ценность каждой группы художников определяется ее ценой. Очевидно, что самые высокие оценки рынок выставит мастерам первой группы, т.к. в противном случае они потеряют свою привлекательность в глазах наиболее финансово состоятельных потребителей. Завышенность цены стимулирует спрос среди покупателей, рассчитывающих на некий «шлейфовый» эффект от покупки работы действительно дорогого художника, как, например, создание желаемой репутации. Высокой рыночной оценкой отличаются и произведения, относящиеся ко второй категории; чаще всего это происходит при появлении на рынке определенной моды, например, на конкретный период создания произведений, что обеспечивает одновременный повышенный спрос со стороны большого количества покупателей. Наконец, низкие ценовые показатели характеризуют памятники третьей группы или произведения не известного широкой публики мастера.

Показательно, что установившаяся единожды рыночная цена предмета искусства, как правило, имеет «свободу передвижения» лишь вверх, ведь если бы цена какого-либо памятника существенным образом снизилась за определенный промежуток времени, то автоматически девальвации подлежала бы его художественная ценность, а значит, и репутация арт-рынка в целом, поставившего первоначальную оценку.

Указанная специфика процесса ценообразования в искусстве создала перспективы для статистической трактовки искусствоведческой классификации художников путем проекции известного правила «трех сигм» на эмпирическую базу исследования. В результате была установлена возможность реализации искомого правила для рядов наиболее дорогих памятников лишь «в одну сторону»: ведь в случае, когда отклонение заметно превышает среднюю, различие между ценностью и ценой произведения приведет к неосуществимому на практике отрицательному значению последней, что в полной мере равнозначно фактическим реалиям художественного рынка, исключающим приемлемость любого дисконта.

Выявленная «односторонность» проявления закона «трех сигм» на арт-рынке привела к следующим выводам. Ценность работ мастеров третьей группы может быть измерена одним положительным отклонением от средней величины - цены: х + 1с. Оценка произведений художников второй группы может быть задана прибавлением к средней двух отклонений: х + 2а. Наконец, максимальной ценностной вариацией - тремя положительными отклонениями от цены - характеризуются шедевры художников первой группы: х + Зет.

Таким образом, традиционно воспринимаемое негативно при анализе подавляющего большинства массовых явлений удаление отклонения от условной нормы, среднего значения признака, становится первостепенным оценочным критерием истинного содержания ценности в цене каждого произведения на художественном рынке.

Отклонение гипотезы о соответствии продаж наиболее дорогих произведений закону нормального распределения позволило доказать полное отсутствие воздействия на цену самых дорогих памятников каких-либо случайных причин, и соответственно сделало возможным определение конкретных факторов, обуславливающих аномально высокие номинальные цены шедевров среди произведений искусства. Проведенный анализ позволил получить нижеследующие закономерности:

• поставлено под сомнение устоявшееся убеждение в том, что цена произведения определяется его «старостью»: осуществленные в ходе диссертационного исследования расчеты показали, что более дорогими могут оказаться и относительно «молодые» произведения, представляющие пользующийся спросом на арт-рынке стиль истории искусства;

• выявлена практически функциональная зависимость между продолжительностью периода в истории искусства и ценностью созданных за данный период работ: чем короче срок господства определенного стиля, тем выше цена произведений;

• установлена слабая связь между общим числом памятников конкретного периода создания и их средней ценой: это свидетельствует о том, что оценочная популярность исторического стиля измеряется ростом цен, а не количеством продаж;

• найдена умеренная взаимосвязь между размером предмета искусства и его ценностью, причем, чем меньше произведение, тем больше его цена, что подтверждает неприменимость оценок с позиции трудовой теории стоимости на рынке произведений искусства;

• определена слабая зависимость цены произведения искусства от возраста мастера: это ставит под сомнение традиционное убеждение в том, что ценность работы задается опытом, более того отрицательный знак полученных коэффициентов свидетельствует скорее о том, что возможность создания наиболее ценных памятников для художников вероятней в начале творческой карьеры;

• доказана практически безусловная выполнимость следующей зависимости: цены на произведения умерших мастеров выше, чем на работы живущих.

Полученные статистические закономерности указывают на целесообразность продолжения начатых наблюдений и, прежде всего, расширения их объема. При этом надо иметь в виду, что увеличение численности изучаемой совокупности возможно лишь за счет включения в нее более дешевых памятников искусства. Как известно, первостепенным показателем изменения объема и состава массовой совокупности становится увеличение либо уменьшение значения наиболее типичного признака, передающего собой все распределение. Выбор в качестве объекта исследования рейтинга предметов искусства делает единственно возможной альтернативой уменьшение величины последнего. Как итог, количественно неизбежное снижение ценностной планки для арт-средней безусловно приведет к численному определению цены «стандартного» шедевра, однако вместе с тем ограничит возможности оценки «бесценных» произведений.

Отмечая статистически объективный характер выявленных зависимостей, следует признать, что конечная цена каждого конкретного предмета искусства остается (и должна остаться) экономической загадкой. Подобные неизбежные издержки оценочной экстраполяции памятников искусства представляется возможным объяснить наличием двух парадоксов арт-рынка.

Во-первых, необходимо заметить, что любые количественно обоснованные факторы ценообразования на художественном рынке могут иметь лишь стойкий усредненный характер, тогда как оценку такого товара как предмет искусства, сопровождает эффект крайностей, нарушающий баланс цены. В этом заключается первый парадокс исследуемого рынка: традиционно точные аукционные оценки, периодически «обваливаются», когда на торги попадает крайне редкое произведение художника, которое продается за действительно высокую цену.

Во-вторых, особая специфика продажи предметов искусства заключается в первоочередности определения ценности вложенных средств не привычными экономическими параметрами, а эффектом радости: приобретенный памятник должен, в первую очередь, доставлять эстетическое наслаждение, а уже потом — финансовое. В этом проявляется второй парадокс художественного рынка, на котором страстные коллекционеры выигрывают в финансовом отношении больше, чем инвесторы, считающие Мане и Моне одним и тем же мастером.

III. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Колычева В. А. Российский рынок произведений искусства: проблемы и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 23 (278). С. 3236. (0,6 п. л.).

2. Колычева В. А. Цена и ценность рынка произведений искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2012. № 3. С. 190-198. (0,7 п. л.).

3. Колычева В. А. Классификация факторов ценообразования на рынке произведений искусства // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 41 (296). С. 44-48. (0,5 п. л.).

Тезисы докладов на международных научно-практических конференциях:

4. Колычева В. А. Страхование предметов искусства// Пути развития теории и практики современного страхования. 28 октября 2011 г., Санкт-Петербург. Сборник тезисов международной научно-практической конференции, посвященной 10-летнему юбилею кафедры управления рисками и страхования. СПб: ЭФ СПбГУ, 2012. С. 130-131.(0,1 п. л.).

5. Колычева В. А. Оценка произведений искусства как метод измерения национального богатства: введение в проблему // Государственная статистика как общественное благо: стоимость, качество, использование: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 января - 01 февраля 2012 г.). СПб: Нестор-История, 2012. С. 136-138. (0.2 п. л.).

Подписано в печать 30.01.2013г. Формат 60x84/16 П.л. 1,3 Уч.-изд.л 1,3. Тпр.ЮОэкз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. toroussel@mail.ru Зак. № 13433 от 30.01.2013г.