Страхование произведений искусства тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Михайлова, Евгения Андреевна
Место защиты
Санкт-Петербург
Год
2009
Шифр ВАК РФ
08.00.10
Диссертации нет :(

Автореферат диссертации по теме "Страхование произведений искусства"

На правах рукописи

0034 ши^

МИХАЙЛОВА ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВНА

Страхование произведений искусства

Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

2 1 МАЙ 2009

Санкт-Петербург - 2009

003470094

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный руководитель -

кандидат экономических наук, доцент Фомичева Наталья Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Попова Мария Ивановна доктор экономических наук, профессор Рыбин Виктор Николаевич

Ведущая организация

Федеральное государственное образова-вательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится «ОУ» ииСШЬ 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан « 0У> илХЪЯу 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Евдокимова Н.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Произведения искусства являются воплощением культурного богатства человечества, средоточием его творческого потенциала, накопленного в течение тысячелетий. Сохранение мирового культурного наследия относится к приоритетным направлениям политики современных государств в области культуры. Особое значение в этой связи придается вопросам охраны и защиты культурных ценностей, которые нашли свое отражение в целом ряде международных соглашении и конвенций.

Собранные в России коллекции произведений искусства представляют собой историческую, художественную и культурную ценность и имеют не только общенациональное, но и общемировое значение. Основная часть коллекций находится в государственной собственности и представлена в музеях федерального значения и субъектов РФ. В настоящее время в нашей стране насчитывается около двух с половиной тысяч музеев, в которых хранится свыше 64 млн. экспонатов.

Расширение и укрепление международных культурных обменов (российские музеи ежегодно вывозят за границу около 150 выставок) требуют дополнительного внимания к способам защиты произведений искусства от рисков повреждения и утраты во время транспортировки к месту проведения выставок и обратно, включая и сам период экспонирования. В связи с этим особое значение приобретает страхование произведений искусства, являющееся эффективным средством защиты культурных ценностей и источником финансирования их реставрации.

Не менее актуальны вопросы сохранения и защиты произведений искусства, находящихся в частной собственности. В последние годы в нашей стране появились крупные корпоративные коллекции произведений искусства, собственники которых наряду с частными коллекционерами обращаются к страхованию как инструменту, позволяющему минимизировать риски и компенсировать финансовые последствия возможных убытков.

Объем российского рынка страхования произведений искусства, несмотря на его огромный потенциал, в настоящее время незначителен. Сумма собранных страховых премий по страхованию произведений искусства в странах Европы составила в 2007 г. более 300 млн. долл. США, в том числе в России - более 15 млн. долл. США. Великобритания, Германия и США вместе собирают более половины

мировой страховой премии, тогда как на долю нашей страны в настоящее время приходится не более 3% от этой суммы.

Развитие национальной системы страхования произведений искусства затрудняется отсутствием унифицированных правил страхования и методологии оценки рисков, а также единой методики расчета страховых тарифов. Остаются малоизученными международный опыт в области страхования произведений искусства и возможность его адаптации к современным российским условиям.

Вопросы построения эффективной системы страхования произведений искусства, отвечающей экономическим и правовым интересам всех участников страхового рынка и рынка произведений искусства, требуют своего научного осмысления, а недостаточная теоретическая и практическая проработанность данного вопроса обусловила актуальность темы диссертационного исследования, а также его цели и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является комплексное исследование существующей системы страхования произведений искусства и разработка практических рекомендаций для проведения страхования государственных и частных коллекций произведений искусства.

Для реализации указанной цели в диссертации были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования:

- исследовать особенности произведений искусства как объекта страховой защиты;

- проанализировать риски, возникающие в процессе оборота и хранения произведений искусства;

- рассмотреть методы управления рисками в музейной деятельности и при частном коллекционировании произведений искусства;

- выявить особенности страхования государственных и частных коллекций произведений искусства;

- изучить международный опыт страхования произведений искусства и проанализировать возможности его применения в российских условиях;

- разработать комплексную систему страховой защиты произведений искусства;

- дать рекомендации по совершенствованию страхования произведений искусства в России.

Объектом исследования выступает организация системы страхования государственных и частных коллекций произведений искусства.

Предметом исследования стало изучение рисков, форм и методов страховой защиты произведений искусства.

Теоретическая, методологическая и информационная база исследования

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области страхования, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях. В качестве теоретической основы исследования были взяты работы Березиной C.B., Булатова Р.Б., Денисова Б.А., Ермасова C.B., Ефимова C.JL, Мазеина Д.В., Маковского A.JI., Никулиной H.H., Семичева Ю.Г., Сергеева А.П., Федоровой Т.А., Черновой Г.В., Чудинова Г.В., Шахова В.В., Щенниковой JI.B., Юрченко А.Ю. и других.

В диссертационном исследовании применялись методы системного, факторного и сравнительного анализа, а также графической интерпретации исследуемых процессов.

Информационной базой исследования послужили Конвенции ЮНЕСКО, Законы РФ, Постановления Правительства РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, Счетной палаты РФ, Министерства культуры РФ, методические материалы по страхованию произведений искусства отечественных и зарубежных страховых компаний, различные специализированные издания по страхованию и культуре.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе всестороннего анализа страховой защиты произведений искусства раскрыта сущность понятия «страхование произведений искусства», выявлены основные риски, связанные с хранением и оборотом произведений искусства, определена роль страхования в сохранении произведений искусства как объекта инвестиций.

Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие научную новизну диссертации:

1. раскрыта сущность понятия «страхования произведений искусства» как совокупности взаимосвязанных видов имущественного страхования, включающей страхование

имущества, страхование финансовых рисков и титульное страхование;

2. разработана классификация рисков, характерных для хранения и оборота произведений искусства, по критериям источника возникновения и особенностям предмета страхования с точки зрения создания оптимальной системы управления рисками;

3. обосновано введение в систему комплексной страховой защиты произведений искусства рисков неправильной атрибуции, фальсификации, ошибок при оценке стоимости и в процессе реставрации произведений искусства;

4. определена роль страхования в системе комплексного управления рисками в музейной деятельности, прежде всего, при проведении выездных выставок и экспозиций;

5. на основе сравнительного анализа зарубежной и российской практики страхования произведений искусства выявлены недостатки российских правил страхования и разработаны предложения по их устранению;

6. выявлены особенности существующих в России систем страхования государственных и частных коллекций произведений искусства с целью дифференциации страховых продуктов, исходя из потребностей владельцев коллекций;

7. разработаны методические рекомендации по совершенствованию условий страхования произведений искусства в части формирования страхового покрытия и обоснования тарифов.

Практическая значимость проведенного исследования

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных выводов и рекомендаций в деятельности страховых компаний, осуществляющих страхование произведений искусства. Также существенную значимость эта работа может представлять для учреждений культуры и искусства.

Материалы диссертационного исследования использованы в качестве учебного пособия для студентов при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Страхование» в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в публикациях в научных сборниках и журналах, докладах диссертанта на научных конференциях профессорско-преподавательского состава, проводимых в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, на научной

конференции «Страхование произведений искусства» (Москва, 30 сентября 2008 г.).

Всего автором по теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 1,6 п.л. (в т.ч. вклад автора - 1,5 п.л.).

Структура работы определяется основной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается тема исследования, ее актуальность, определяются цель, задачи и методологические основы исследования, формулируются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Развитие законодательной базы страхования произведений искусства» рассмотрены содержание и законодательная регламентация понятий «культурные ценности» и «произведения искусства»; выявлены свойства произведений искусства как товара; представлен анализ рынка произведений искусства, определены его особенности и тенденции развития; рассмотрена история создания и дана развернутая характеристика государственных и частных коллекций произведений искусства в России; проанализированы правовые основы страхования произведений искусства.

Вторая глава «Содержание страховой защиты произведений искусства» посвящена методическому обеспечению системы страхования произведений искусства. В этой главе проанализирована система методов управления рисками в музейной деятельности и при частном коллекционировании; рассмотрены необходимость и целесообразность страхования произведений искусства как одного из способов снижения рисков; определены и систематизированы риски, связанные с оборотом и хранением произведений искусства; обоснована необходимость комплексной системы страхования произведений искусства в целях оптимизации страхового покрытия.

В третьей главе «Международная практика страхования произведений искусства» рассмотрены основные этапы развития страхования произведений искусства в мире; представлен развернутый анализ зарубежного рынка страхования произведений искусства, его специфика и задачи; изучены особенности страхования произведений искусства в Великобритании и США; проведен анализ влияния экономического кризиса на международный рынок произведений искусства.

В четвертой главе «Страхование произведений искусства в РФ» определены участники российского рынка страхования произведений искусства, для каждого из них выявлены потребности в страховой защите; исследованы особенности существующих систем страхования

государственных и частных коллекций произведений искусства; рассмотрена специфика определения страховой суммы и страхового тарифа в страховании произведений искусства; даны рекомендации по совершенствованию системы страхования произведений искусства в РФ.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются и формулируются основные выводы, результаты и рекомендации, полученные в процессе выполнения работы.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

1. Страхование произведений искусства предоставляет в первую очередь страховое покрытие классических рисков утраты (гибели) или повреждения имущества в результате пожаров, стихийных бедствий, аварий, противоправных действий третьих лиц. Однако для произведений искусства характерен и целый ряд специфических рисков, страховая защита которых обеспечивается отличными от страхования имущества видами. При отсутствии документально подтвержденных гарантий добросовестного приобретения произведений искусства их владельцы могут столкнуться с риском утраты права собственности в связи с претензиями предыдущих владельцев или требованием реституции культурных ценностей. Способом защиты от рисков, связанных с правомочиями собственников, является титульное страхование.

Так как произведения искусства наиболее подвержены повреждению во время транспортировки, участие в выставках, аукционах и ярмарках сопряжено для их владельцев с дополнительными финансовыми рисками, в частности, потерей дохода, вызванной обесцениванием произведения искусства вследствие воздействия покрываемого страхованием риска. Можно провести высококачественную реставрацию поврежденной картины, но вывозить ее на выставки будут реже, так как каждое перемещение - всегда дополнительный риск для уже поврежденного предмета. Участие данного произведения искусства в международном выставочном обмене будет ограничено, что, безусловно, уменьшит его рыночную стоимость.

Исходя из вышеизложенного, автор определяет страхование произведений искусства как совокупность взаимосвязанных видов имущественного страхования, включающую страхование имущества, страхование финансовых рисков и титульное страхование.

2. В диссертационной работе предложена классификация рисков, возникающих в процессе оборота и хранения произведений искусства, по максимально возможному спектру в зависимости от источника

возникновения рисков и особенностей предмета страхования (см. табл.

I)-

Классификация рисков, возникающих в процессе оборота и _хранения произведений искусства_Таблица 1

Критерий

Риски

Целенаправленное воздействие человека

Природные факторы

Хозяйственно-экономические факторы

Политические факторы

Кража;

Поджог;

Вандализм

Пожар, удар молнии; Землетрясение, наводнение, цунами; Ураган, буря, смерч

Неквалифицированные действия в отношении произведений искусства; Халатность;

Несоблюдение требований к обеспечению сохранности произведений искусства в связи с изменением экономической ситуации

Военные конфликты; Национализация, конфискация, экспроприация; Массовые беспорядки; Терроризм

I

о и о о

Общие (характерны для любого имущества)

Стихийные бедствия; Аварии канализационных, отопительных и противопожарных систем; Противоправные действия третьих лиц

Специфические (характерны для произведений искусства)

Риски, связанные с хранением и перевозкой произведений искусства; Риски, связанные с индивидуальными характеристиками произведений искусства;

Ошибки и упущения при экспертизе и оценке;

Ошибки и неосторожность в процессе реставрации;

Утрата права собственности (риск

реституции);

Финансовые риски.

В зависимости от источника возникновения риски могут быть обусловлены целенаправленным воздействием человека, природными, хозяйственно-экономическими и политическими факторами.

Риски, связанные с целенаправленным воздействием человека и проявлением стихийных сил природы, являются классическими для всех видов страхования имущества и представляют собой стандартный перечень страховых событий.

В процессе осуществления своей деятельности учреждения культуры и искусства также сталкиваются с рисками, источником которых может стать сам хозяйствующий субъект, а также с рисками, обусловленными экономической ситуацией в целом, на которые хозяйствующие субъекты не могут оказывать влияния.

Произведения искусства могут подвергаться рискам, имеющим политический характер, особенно при экспонировании за пределами РФ. Перечень этих рисков часто относится к так называемой форс-мажорной оговорке.

При страховании произведений искусства помимо общих рисков важно учитывать большую группу специфических рисков, характерных для произведений искусства.

Хранение и перевозка произведений искусства, помимо общепринятых методов обеспечения безопасности (наличие охранно-пожарных сигнализаций, систем видеонаблюдения, вооруженной охраны), предусматривает соблюдение ряда дополнительных требований: определенные микроклиматические условия, особые правила механического воздействия, специальная упаковка и др.

Риски, связанные с индивидуальными характеристиками произведений искусства, заключаются в наличии у произведений внутренних свойств, постепенно ведущих к их разрушению (кракелюры, патина), а также в особенностях некоторых объектов современного искусства (инсталляция, коллаж) и др.

На практике имеют место случаи причинения ущерба имущественным интересам третьих лиц, связанные с выполнением профессиональных обязанностей экспертами-оценщиками произведений искусства и реставраторами.

Риск утраты права собственности на произведения искусства требует особого внимания в тех случаях, когда нет документально подтвержденных гарантий добросовестного приобретения произведений искусства прежними собственниками. Особый статус и материальная ценность отдельных произведений искусства часто делает последние объектами посягательств не только со стороны их предыдущих

владельцев, но и целых государств, предъявляющих иски по реституции культурных ценностей.

Финансовые риски в отношении произведений искусства связаны с возможной потерей дохода их владельцами, вызванной обесцениванием произведения искусства в результате воздействия покрываемого страхованием фактора риска.

3. Система комплексной страховой защиты произведений искусства покрывает риски и защищает имущественные интересы всех участников рынка произведений искусства. Каждому из участников необходимо страховое покрытие, адекватное содержанию рисков, связанных с особенностью их деятельности (см. схему 1).

Комплексная страховая защита произведений искусства Схема 1

В диссертационном исследовании установлено, что комплексная страховая защита произведений искусства состоит из трех компонентов:

- страхование собственно произведений искусства;

- страхование профессиональной ответственности экспертов-оценщиков произведений искусства;

- страхование профессиональной ответственности реставраторов.

В диссертационном исследовании проанализированы наиболее

характерные для владельцев произведений искусства риски и определены соответствующие виды страхования, по которым возмещается ущерб. Таким образом, страхование произведений искусства включает в себя страхование имущества, титульное страхование и страхование финансовых рисков.

Страхование профессиональной ответственности экспертов-оценщиков произведений искусства - это механизм защиты потребителей данных оценочных услуг от ошибок, допущенных оценщиком в процессе своей профессиональной деятельности. Оно предусматривает компенсацию непредвиденных финансовых расходов и возмещение пострадавшим лицам материального ущерба, причиной которого может стать неправильная атрибуция или фальсификация произведений искусства, а также ошибки в оценке их рыночной стоимости.

Страхование профессиональной ответственности реставраторов гарантирует владельцу произведения искусства возмещение ущерба вследствие неосторожных действий или ошибок реставратора в процессе исправления повреждений произведений искусства или возвращения им первоначального вида.

4. Управление рисками в музейной деятельности основано на организации надлежащего учета и хранения музейного фонда, регламентированных соответствующими нормативными документами. Учет музейных фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов. Хранение музейных фондов - направление фондовой работы музея по обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально выбранных режимов и систем хранения.

Материально-техническое обеспечение хранения и использования музейных предметов и коллекций, наличие и техническое состояние фондохранилищ напрямую зависят от уровня и своевременности финансирования музеев. Расходы федерального бюджета на музеи и постоянные выставки составили в 2007 г. - 7050717,1 тыс. руб., в 2008 г. - 8707309,3 тыс. руб. Максимальный объем средств направляется на обеспечение сохранности музейных ценностей, профилактику

источников опасности, оценку достаточности и эффективности работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В диссертационном исследовании установлено, что при стационарном хранении музейных ценностей страхование применяется крайне редко. Необходимость в страховании музейных предметов и коллекций, как альтернативном методе управления рисками, возникает при организации экспозиций за пределами музея. Во время выездных выставок произведения искусства наиболее подвержены воздействию негативных факторов, возникает целый ряд дополнительных рисков, которые музеи не в состоянии контролировать самостоятельно. Тогда ответственность за имущественные и профессиональные риски в отношении музейных ценностей принимают на себя страховые компании, хотя и в этом случае представители музеев обеспечивают постоянный контроль процесса транспортировки музейных ценностей и их промежуточного хранения.

5. Страхование произведений искусства в развитых западных странах характеризуется разнообразием страховых продуктов и существенными объемами собранных страховых премий (см. табл.2).

Страны-лидеры по объему собранной премии по страхованию

произведений искусства за 2007 год_Таблица 2

Страна Страховая премия, тыс. долл. США Страна Страховая премия, тыс. долл. США

США 130 000,0 Франция 38 042,6

Германия 63 404,3 Италия 27 897,9

Великобритания 50 723,4 Нидерланды 19 021,3

В диссертации рассмотрены системы страхования, действующие в развитых странах, и установлено, что высокие темпы развития и наибольшую концентрацию объемов страхования произведений искусства крупнейшими операторами демонстрируют США, Германия и Великобритания. Системы страхования произведений искусства, существующие в этих странах, в целом идентичны и организованы с учетом специфики объектов страхования. В качестве этих объектов выступают музейные коллекции, частные коллекции и «коммерческий сектор», включающий корпоративные коллекции произведений искусства и профессиональных арт-дилеров.

Анализ практики страхования в развитых странах показал, что основное количество договоров страхования приходится на долю «коммерческого сектора», то есть крупных банков и корпораций,

коммерческих галерей и аукционных домов. Исходя из потребностей именно этой категории страхователей, зарубежными страховщиками разработаны оптимальные условия страхования произведений искусства, включающие в страховое покрытие риски форс-мажора, потери титула, ошибки в определении рыночной стоимости произведений, риски убытков от непроведения мероприятий с использованием произведений искусства и др.

Наиболее полный перечень рисков нашел свое отражение в страховании произведений искусства по принципу «wall to wall» («от стены до стены»), которое применяется в период выездных экспозиций произведений искусства. Страховая защита начинает действовать в тот момент, когда картина снимается со стены, на которой она висела (то есть с момента изъятия экспоната с места его постоянного хранения), и распространяется на весь период выставки, вплоть до возвращения в место первоначального хранения. В этом случае страховым покрытием «с ответственностью за все риски» защищаются абсолютно все передвижения экспонатов, в том числе монтаж, упаковка, предварительное и промежуточное складирование.

При страховании крупных корпоративных коллекций и музейных собраний применяется «страхование при первом риске», предназначенное для наиболее ценных и дорогостоящих предметов коллекций. При этом используются два типа страхового покрытия: покрытие «по перечню» («itemized coverage») и общее покрытие («blanket coverage»). В первом случае в страховом полисе указывается перечень произведений искусства с указанием страховой стоимости каждого предмета в отдельности, страховая сумма определяется путем сложения стоимости каждого указанного в списке предмета. При общем страховом покрытии возможно заключение договора страхования без предоставления документов, удостоверяющих стоимость каждого отдельного предмета. Договор в этом случае оформляется не на полную стоимость имущества, а лишь на ее часть, оговаривая при этом значительное снижение страховой премии.

Западные страховые организации, специализирующиеся на страховании произведений искусства, взаимодействуют с многопрофильными группами специалистов - искусствоведов, технологов, реставраторов, юристов, оценщиков, а также со специалистами в области безопасности, логистики, перевозки и упаковки произведений искусства. Кроме того, они предлагают целый ряд сопутствующих страхованию дополнительных услуг: услуги по упаковке и перевозке произведений искусства, оценке их стоимости, риск-менеджменту, консультации по реставрации и ситуации на рынке

произведений искусств и т.д. Накопленный опыт в комплексном решении вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением произведениями искусства, позволили этим компаниям занять ведущие позиции на мировом рынке страхования произведений искусства. Лидерами являются следующие компании: «AXA Art» (43,8% мировой премии по страхованию произведений искусства), AIG, Chubb, Lloyd's и Hiscox.

В результате исследования сделан вывод о существовании принципиальных различий в системах страхования произведений искусства в России и за рубежом. В практике иностранных страховщиков существуют специальные типовые правила страхования произведений искусства, в которых отражен основной объем страхового покрытия. Российская практика страхования произведений искусства основывается на правилах страхования домашнего имущества и подразумевает наличие у каждой компании своих собственных правил и договоров страхования, которые могут существенно отличаться по страховому покрытию от других.

Страхование произведений искусства в России осуществляется по очень ограниченному перечню покрываемых рисков. Страховая защита фактически не предусматривает механизмов страхования профессиональной ответственности экспертов в области искусства, страхование титульных и финансовых рисков в том виде, как это действует на западе. Страховое покрытие, как правило, не учитывает специфических характеристик произведений искусства.

б. Спрос на страховую защиту произведений искусства со стороны государства формируется исключительно за счет обязательного страхования временно вывозимых за пределы РФ выставок произведений искусства, находящихся в государственной собственности (далее - страхование музейных предметов). В 2005 г. для участия в 135 выставках было временно вывезено 13926 экспонатов общей страховой стоимостью 4,5 млрд. долл. США, в 2006 г. - 10729 экспонатов, страховая стоимость которых составила 98,4 млрд. руб.

В диссертационном исследовании проанализированы особенности механизма страхования музейных предметов, временно вывозимых за пределы РФ (см. схему 2).

Заключению договора страхования предшествует согласование условий предоставления, транспортировки и экспонирования произведений искусства между музеем, направляющим выставку, и принимающей стороной (музей, галерея, выставочный комплекс). В ходе этих переговоров определяется стоимость экспонатов, заявленных к временному вывозу. Страхователем при оформлении страхования музейных предметов выступает Министерство культуры РФ, от лица и по поручению которого может действовать направляющий выставку музей. При этом плательщиком страховой премии по договору страхования, как правило, выступает принимающая сторона. Предоставляемое страховое покрытие соответствует международной практике страхования выставок по принципу «wall to wall» и включает в себя все стандартные риски, связанные с транспортировкой и хранением произведений искусства, а также риски террористических актов и военные риски.

Заявленные к временному вывозу произведения искусства подлежат обязательной экспертизе уполномоченными Министерством культуры специалистами. Ее результаты являются основанием для принятия Росохранкультурой решения о возможности временного вывоза коллекции и выдаче свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей, которое является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы РФ. Участие Министерства культуры в осуществлении страхования музейных предметов снимает ряд рисков, значительно упрощая саму процедуру страхования. При этом нет необходимости осуществлять проверку страховой стоимости страхуемых объектов, финансового положения страхователя и его мотивов при заключении договора страхования.

В диссертационном исследовании установлено, что страхование частных коллекций в России нуждается в расширении условий покрытия и страховых продуктов.

В настоящее время в России застраховано не более 10% частных коллекций произведений искусства, тогда как емкость данного сегмента рынка, по оценкам специалистов, составляет несколько млрд. долл. США. Страховые компании в основном страхуют произведения искусства как ценные объекты, но по обычным условиям страхования домашнего имущества, для которого характерно множество оговорок, минимизирующих ответственность страховщика. При этом различают страхование по основному и дополнительному договорам. По основному договору страхованию подлежат произведения искусства, принадлежащие страхователю на праве собственности. Страхование

имущества, принятого для перевозки или хранения, экспонирования на выставках, обычно оформляется дополнительным договором.

Страховое покрытие включает традиционный для страхования имущества набор рисков: пожар, взрыв бытового газа, аварии водопроводной, отопительной, канализационной и других систем, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, падение деревьев или летательных аппаратов, бой оконных стекол и витрин и пр. Этот стандартизированный подход не охватывает такие риски владельцев художественных ценностей, как расслоение или растрескивание красок на художественном полотне, некорректно проведенная оценка предмета, риск гибели или повреждения одного из предметов неделимого единства (парных предметов) и др.

7. Проведенное исследование позволило установить, что защита государственных коллекций произведений искусства носит обязательный характер и гарантирована с позиций государственных и общественных интересов. Страхование музейных предметов ограничивается только выставочной деятельностью. Тем не менее, опираясь на международную практику страхования музейных экспонатов и учитывая статистику преступных посягательств на объекты культурного наследия, в работе делается вывод о необходимости страхования отдельных уникальных шедевров, находящихся на стационарном хранении в музеях, от рисков, связанных с противоправными действиями третьих лиц.

В диссертационном исследовании подчеркивается, что в настоящее время приоритетным направлением должно стать развитие страхования частных собраний произведений искусства. В этой связи первоочередной задачей, стоящей перед российскими страховщиками, является разработка и утверждение специальных правил страхования произведений искусства и унификация подходов к формированию страховых тарифов. Отсутствие единой рекомендуемой методики расчета тарифов для указанного вида страхования, а также необходимых статистических данных по страховым случаям приводит к завышению страховых тарифов и удорожанию страхования для клиентов.

В диссертационной работе сделан вывод о необходимости обоснования применения поправочных коэффициентов к базовому страховому тарифу. Пределы изменения поправочных коэффициентов при страховании произведений искусства определяются в зависимости от конкретных условий договора на основании экспертных оценок и практической деятельности страховых компаний. Рекомендуется осуществлять корректировку поправочных коэффициентов к базовому тарифу с учетом следующих факторов:

- вид произведения искусства (живопись, скульптура, предметы из стекла и фарфора, книги и т.д.);

- обеспечение требуемых условий хранения (температурно-влажностный режим);

- наличие/отсутствие охраны от противоправных действий третьих лиц (при наличии - оценка ее эффективности);

- наличие/отсутствие средств противопожарной охраны (при наличии - оценка ее эффективности);

- криминогенность местности, в которой находятся произведения искусства;

- включение в страховое покрытие дополнительных специфических рисков.

В диссертационном исследовании предлагаются следующие рекомендации для оптимизации страхового покрытия:

1) Страхование произведений искусства, проводимое по существующим правилам страхования имущества, не учитывает большого спектра рисков, характерных именно для произведений искусства. Стандартный полис, предлагаемый российскими страховщиками, включает в себя такие риски как пожар, стихийные бедствия, аварии, кражи, но охватывает далеко не все актуальные риски. Страхование произведений искусства должно осуществляться комплексно и охватывать максимальное количество рисков. Дополнительно рекомендуется страховать риски, связанные с правомочиями собственников произведений искусства и потерей дохода.

2) Страхование произведений искусства по правилам страхования грузов не отвечает требованиям, предъявляемым к их перевозке. Страхование произведений искусства в период транспортировки и промежуточного хранения должно осуществляться по принципу «wall to wall». При этом необходимо тщательно проработать условия сопровождения при монтаже, погрузке, перевозке ценностей, требования к их упаковке и т.д. Способы совершения всех операций должны быть строго детализированы в договоре страхования.

3) При страховании корпоративных коллекций, целесообразно использовать опыт западных страховщиков, в частности, ввести дополнительные условия страхования:

- «¡50% стоимости замещения» («150% replacement cost»). Данное условие применяется, когда сторонами допускается резкий рост цен на отдельные предметы искусства в период действия договора страхования. Оно предусматривает возможность страхового возмещения в пределах 150% от страховой суммы по договору, если рыночная

стоимость застрахованной вещи на момент наступления страхового случая оказалась выше стоимости, изначально указанной в полисе.

- Покрытие только что приобретенных предметов («Coverage of newly acquired items»). Если в коллекцию приобретается новый предмет, то новая единица автоматически обеспечивается страховым покрытием на 90 дней на сумму в пределах 25% от общей страховой суммы, указанной в договоре страхования.

4) Включение страхования профессиональной ответственности экспертов-оценщиков культурных ценностей в комплекс услуг по страхованию произведений искусства даст возможность выйти на принципиально новый уровень, соответствующий принятой в международном страховании практике.

III. Перечень опубликованных автором работ по теме диссертации

1. Михайлова Е.А. Специфика рисков в страховании произведений искусства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2007. - №2 (50). С. 262 - 264. -0,21 п.л.

2. Михайлова Е.А. Рынок произведений искусства в системе экономических отношений общества // Современная система мирохозяйственных связей: тенденции развития и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 25 апреля 2008 г. - СПб: Изд-во «Европейский дом», 2008. - 0,35 п.л.

3. Михайлова Е.А. Атрибуция и оценка как элемент определения страховой суммы произведения искусства // Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Выпуск № 8: Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. A.C. Селищева, канд. экон. наук, проф. Л.П. Давиденко, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб: Изд-во «Инфо-да», 2007. - 0,18 п.л.

4. Михайлова Е.А. Страхование музейных ценностей // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 2-ой международной научной конференции. 29 - 30 марта 2007 года: Сборник докладов. Т. 1 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 0,2 н.л.

5. Михайлова Е.А., Фомичева Н.М. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатка товаров, работ и услуг // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 2-ой международной научной конференции. 29 - 30 марта 2007 года: Сборник докладов. Т. 1 / Под ред.

д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 0,3 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.)

6. Михайлова Е.А. Страхование частных коллекций предметов искусства и антиквариата в России // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2006 год. Март - май 2007 года: Сборник лучших докладов. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 0,16 п.л.

7. Михайлова Е.А. Специфические виды имущественного страхования. Страхование предметов искусства // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке: Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. Март - апрель 2008 года. Факультет финансовых, кредитных и международных экономических отношений / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Максимцева, д-ра экон. наук, проф. Е.С. Вылковой, канд. экон. наук, проф. Л.П. Давиденко - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 0,2 п.л.

МИХАЙЛОВА ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВНА АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 27.04.09. Формат 60*84 1/16. Бум. офсетная. _Печ. л. 1,3. Бум. Л. 0,65. Тираж 70 экз. Заказ 3653/3

Типография «Атмосфера». 190000, Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д. 5