Пути совершенствования организационно-творческого процесса в фильмопроизводстве в условиях научно-технического прогресса тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Ученая степень
- кандидата экономических наук
- Автор
- Машковцев, Борис Александрович
- Место защиты
- Москва
- Год
- 2006
- Шифр ВАК РФ
- 08.00.05
Автореферат диссертации по теме "Пути совершенствования организационно-творческого процесса в фильмопроизводстве в условиях научно-технического прогресса"
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ им. С.А.ГЕРАСИМОВА
На правах рукописи
МАШКОВЦЕВ Борис Александрович
Пути совершенствования организационно-творческого процесса в фильмопроизводстве в условиях научно-технического прогресса
Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва - 2006
Работа выполнена во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А. Герасимова на кафедре менеджмента в кино и телевидении.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
кандидат экономических наук, доцент Сидоренко Виталий Игнатьевич
доктор экономических наук, профессор Фридлянд Александр Абрамович
кандидат эконом ических наук Воробьева Мария Николаевна
В ВДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ФГУП «Научно-исследовательский
кинофотоинстигут (НИКФИ>>
Защита состоится «17» февраля 2006 года в __ часов на заседании
диссертационного совета КМ 210.023.01 при Всероссийском государственном институте кинематографии имени С А. Герасимова по адресу 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан «_» января 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат эконом ических наук,
доцент Браипова ОБ.
Общая характеристика работы
Актуальность темы
В современном мире формируется новая система ценностей. Мировая экономика вступила в постиндустриальную эпоху, которая базируется на быстром освоении новейших технологий, эффективном управлении и инновационном характере капиталовложений. Для сохранения конкурентоспособности предприятиям приходится реорганизовывать свою деятельность, переходя к наукоемкому производству.
Кинематография - высокотехнологичная сфера хозяйственной деятельности. Само появление «синематографа» связано с достижением человечеством определенной стадии научно-технического развития, что отличает кино от других видов искусства.
На протяжении всей истории двадцатого века научно-технический прогресс (НТТТ) оказывал значительное влияние на развитие творческих приемов, технологии производства фильмов, развитие отрасли и экономическую эффективность кинопромышленности.
Опыт последних десяти лет свидетельствует о том, что наибольший кассовый успех имеют фильмы, созданные с помощью новейших средств производства. Прорыв на рынке в 2004 году совершили картины, сделавшие ставку на спецэффекты («Шрек 2», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Человек-паук 2», на российском рынке - «Ночной дозор»). Подобная картина характерна для всего последнего десятилетия, когда лидерами проката становились такие фильмы, как «Властелин колец» (2-я и 3-я части: 2002 и 2003 годы), «Звездные войны: Эпизод 1» (1999), «Армагеддон» (1998), «Титаник» (1997).
К моменту начала радикальных организационно-экономических преобразований, внедрения новой модели финансирования отечественного кинематографа киноорганизации не были готовы к реформированию своей
РОС. НАЦИ(К1АЖ>НАЯ I БИБЛИОТЕКА 1 С. Петербург% О» \
деятельности. С одной стороны, был разрушен т.н. «возвратный» механизм финансирования, а кинопрокат и кинопоказ стали автономными сферами по отношению к другим звеньям кинопроцесса, что, в результате, сделало отрасль нерентабельной. С другой стороны, рынок сбыта был быстро захвачен зарубежной и, в первую очередь, американской кинопродукцией, предложившей аудитории принципиально новые жанры и виды зрелища. Стала очевидна разница технологий производства кинофильмов, которую российское кинопроизводство было неспособно скомпенсировать ввиду отсутствия финансовых ресурсов.
В последнее время интерес частных инвесторов оживился, постепенно модернизируется техническая база отрасли. Кинопроизводители предъявляют к качеству конечного продукта все более серьезные требования. Очевиден и стабильный интерес зрителей к просмотру высококачественных масштабных картин, созданных с использованием спецэффектов, компьютерной графики и анимации. В условиях конкуренции со стороны телевидения и домашнего видео, кинематографисты должны предлагать зрителю продукт в таком качестве, которое недостижимо в домашних условиях. Анализ развития производства кинолент за последние годы показал, что основные спады на рынке кинопоказа происходили именно в моменты бурного развития технологий домашних развлечений. В общей сложности, с момента появления телевидения посещаемость кинозалов по всему миру упала в 4 раза. Таким образом, постоянная модернизация отрасли становится необходимым условием ее выживания на общем рынке аудиовизуальных услуг.
Российский кинематограф поставлен перед необходимостью масштабной модернизации, связанной с полным моральным и физическим износом технической базы, созданной в советское время, и несоответствием объемов уже сформированной современной базы запросам внутреннего рынка. По сути, отечественное кинопроизводство, при видимом росте внутреннего
рынка сбыта находится на грани исчезновения. Невозможность конкурировать с зарубежными и, в первую очередь, американскими картинами по техническим характеристикам и объемам капиталовложений приводит к засилью на рынке иностранной продукции при потере интереса со стороны кинозрителя к российским лентам. При этом следует отметить, что перекос вкусов аудитории в сторону «чужеродной» культуры уже сейчас имеет значительные отрицательные не только экономические, но и социальные последствия. В настоящей обстановке совершенствование кинопроизводства переходит из круга интересов предпринимателей на уровень государственных интересов, т.к. речь идет о формировании у населения определенных архетипов, идеологической модели, чувства патриотизма. Учитывая, что основной целевой аудиторией является возрастная категория 15-30 лет, очевидно, что результат неправильной политики развития кинематографии как части культурно-социальной сферы будет сказываться только через определенный период взросления населения, когда менять его социальный и психологический портрет будет поздно. Следует подчеркнуть, что проблема конкуренции связана не столько с отсутствием творческих кадров, способных говорить со зрителем на «одном языке», а с отсутствием современных средств производства и навыков пользования ими. Получается парадокс, когда при расширении сфер кинопоказа и кинопроката, создающих иллюзию благополучного развития кинобизнеса, национальное кинопроизводство продолжает быть малопривлекательным для инвесторов и существует, в основном, за счет государственных субсидий, которые не могут одновременно обеспечить должный объем производства и конкурентоспособное качество каждой картины в отдельности. Подавляющая часть производимых фильмов не имеет коммерческого прокатного потенциала и создана на основе морально устаревших технологических решений.
Для исправления ситуации важно представлять полную картину современной практики управления отраслью, в частности с позиций инноватики, как фактора конкурентной борьбы.
Степень разработанности проблемы
Появление на российском рынке новых технологических решений сопровождается отдельными целенаправленными кампаниями, в т.ч. пиар-акциями, выставками, семинарами и публикациями, направленными на продвижение и популяризацию того или иного новшества. Но при этом не ставились задачи по общему теоретическому осмыслению процессов перестроения кинопромышленности. Осуществляются частные изменения технологий кинопроизводства на уровне отдельных компаний при отсутствии четко сформулированной общей инновационной политики в рамках сферы кинематографии. Съемочные группы регулярно оказываются в ситуации информационного вакуума, когда возникает проблема незнания или непонимания: какие технологии наиболее рационально решат конкретные творческие задачи. Незнание общих тенденций перестройки современного кинопроизводства приводит в итоге либо к нерациональному использованию доступных ресурсов, неадекватному их выбору, либо к боязни использовать новшества. Неэффективно распределяется бюджет производства, в равной степени - и средства частных инвесторов, и средства государственной поддержки. По причине отсутствия теоретических знаний технологий киностудии легче отказаться от лучшего варианта в пользу традиционного и ей понятного.
Таким образом, необходимость проведения исследования вопросов инновационной политики в кинематографии связана с быстрыми темпами модернизации современного кинопроизводства, важностью своевременной
оценки перспектив развития отрасли в России в условиях обострившейся в последние годы борьбы на внутреннем кинорынке.
В последние годы в России общие научные исследования в области инноваций проводили B.C. Келле, Г.Д. Ковалев, И.Г. Минервин, И.Ф. Мухарь, A.B. Пилипенко, академик P.A. Фатхутдинов, К.П. Янковский, Дж.Гросси (G. Grossi), Дж.Ф. Брандовски (J.F. Brandowski). Хотя их исследования носят общетеоретический характер, они вполне отражают механизмы НТТТ в кинематографии как экономической системе. Тем не менее, при рассмотрении кинопроизводства как части сферы культуры, применение многих показателей, моделей и системы оценок оказалось невозможным. В силу этого требуется разработка основ методики оценки эффекта инновационной деятельности согласно специфике исследуемой отрасли хозяйства. Для рассмотрения истории процесса и описания общих механизмов кинопроизводства в диссертационном исследовании были использованы материалы специалистов в области кинематографии Э.Ж. Янсона, Г.П. Иванова, И.Е. Кокарева, Б.Н. Коноплева, В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова, Б.И. Крипггула, и д.р. Частные вопросы модернизации киноотрасли затрагивают такие специалисты по современным технологиям, как О.С. Березин, A.M. Орлов, С. Розенталь (S. Rosenthal), С. Шур (S. Shur), П. Ушггон (P. Wilton), Д. Дж. Штурман (DJ. Sturman).
Цель настоящего исследования заключается в разработке комплексной системы планирования инновационной политики как фактора повышения конкурентоспособности кинопредприятий в условиях рыночной экономики.
Для достижения названной цели в работе поставлены следующие задачи: 1. провести исследование теоретических основ формирования инновационной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики и определение методологии оценки ее эффективности;
2. представить анализ и обобщение международной практики планирования и реализации инновационной политики при производстве полнометражных игровых и анимационных кинофильмов, определение организационных и технологических решений, которые целесообразно внедрить в российском кинопроизводстве;
3. проанализировать основные тенденции развития кинопроизводства в России на базе НТП, выявление проблем, препятствующих модернизации и повышению конкурентоспособности отечественной кинематографии;
4. выработать рекомендаций по формированию механизма модернизации российского кинопроизводства на базе привлечения цифровых технологий, на уровне сферы в целом, отдельных кинопредприятий и кинокартин;
5. определить систему оценки эффективности организационно-технологических преобразований кинокомпаний с учетом наличия специфических показателей и творческого фактора;
Объектом исследования является процесс формирования, реализации и оценки результатов инновационной деятельности киностудий.
В качестве предмета изучения выступает инновационная политика предприятий-лидеров мировой и отечественной сферы производства аудиовизуальной продукции и поставщиков услуг для кинопроизводства.
Теоретической и методологической основой исследования выступают публикации российских и зарубежных авторов в области теории инвестиций и инноваций, оценки эффективности управления в социальной сфере, практического применения механизмов построения кинопроизводства на базе новейших технологий.
В частности, методы общей оценки эффективности инновационной политики предприятий базируются на положениях, разработанных Д.А. Ендовицким, С.Н. Коменденко, П.Н. Завлиным, А .В. Васильевым, М.Н.
Черкасовым, T.B. Чепайкиной, P.A. Фатхутдиновым, Дж. Гросси. Методология оценки эффективности применения новшеств в кинопроизводстве основана на адаптации обшей экономической теории с учетом отраслевой специфики. Также для анализа современного состояния отрасли и перспектив ее развития исследован и систематизирован опыт функционирования кинокомпаний в переходные периоды и современные наработки студий-лидеров.
Информационной базой послужили данные, предоставленные автору в ведущих организациях киноотрасли: киноконцерне «Мосфильм», киностудии имени Горького, United Multimedia Projects, кинокомпании «Ракурс», "Kremlin Films", «Нева-фильм», «Роскинопрокате». Статистические данные получены из официальных информационных источников компаний, интервью их работников, а также непосредственно от сотрудников и официальных представителей компаний Sony, Panasonic, Industrial Light and Magic, Eastman Kodak, Blue Sky, Square Pictures. На современном этапе их деятельность связана с интеграцией цифровых технологий, тесным международным сотрудничеством и глобализацией.
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем: 1. обоснованы и предложены цели (повышение конкурентоспособности российских кинофильмов на внутреннем рынке, интеграция в международный кинопроцесс, рост национального производства и повышение его экономической эффективности) и задачи проведения целенаправленной инновационной политики в рамках модернизации отечественного кинопроизводства, определенные в соответствии со структурой проблем, стоящих перед сферой кинематографии (неудовлетворительная техническая оснащенность студий, отсутствие информационного поля, невозможность конкурентной борьбы на фоне переизбытка на рынке зарубежной высококачественной продукции,
отсутствие должного интереса инвесторов к техническому развитию кинопроизводства);
2. проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков цифровых технологий кинопроизводства по отношению к пленочным;
3. разработаны рекомендации по формированию системы показателей эффективности инновационной деятельности кинопредприятий с учетом специфической мотивации и наличия творческого фактора, неподдающегося абсолютному количественному исчислению;
4. разработан механизм формирования инновационной политики в рамках кинопроизводства на базе цифровых технологий, поддающийся адаптации как для построения современного цикла производства отдельных предприятий или проектов, так и для внедрения на федеральном уровне в качестве одного из направлений развития сферы кинематографии в России.
Практическая значимость результатов работы
Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы:
• Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации, другими органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в выработке государственных программ поддержки развития кинематографии;
• киностудиями в практике управления кинокомпаниями в России при планировании и проведении мероприятий по модернизации технологии производства картин, выработке инновационной стратегии, как фактора повышения конкурентоспособности, оценке постановочной сложности и планировании производства отдельных кинопроектов;
• отраслевыми образовательными учреждениями в целях преподавания учебных дисциплин при подготовке специалистов в области продюсерства и менеджмента в аудиовизуальной сфере по курсам управления
кинопредприятиями, планирования и оценки себестоимости кинопроизводства; оценки эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования были апробированы в 2005 году в ходе подготовки предложений Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультурьг) к докладу о результатах и основных направлениях деятельности на период 2006-2007 годы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России), а также в ходе оказания консультационной поддержки формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельнсти на период 2006-2008 годы Минкультуры России и Роскультуры.
Материалы исследования легли в основу спецкурса кафедры менеджмента в кино и телевидении экономического факультета Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) им. С.А. Герасимова «Научно-технический прогресс и его экономические аспекты».
Основные положения работы изложены в 5 публикациях общим объемом 6,13 п.л.
Логика и структура диссертационной работы определена поставленными целью и задачами, направленными на изучение проблем инновационной политики в кинопроизводстве. В соответствии с логикой исследования диссертация
Основные положения диссертации
Глава 1
Эффект инновационной деятельности представляет собой комплексный многоаспектный набор показателей. Их взаимосвязь неразрывна, но не поддается суммированию, равно как невозможно установить какие-либо постоянные пропорциональные соотношения величин этих эффектов. В последнее время ряд специалистов склоняются именно к такому концептуальному подходу, когда оценка эффекта инноваций базируется на трех аспектах: научно-техническом, социально-политическом и экономическом.
При внедрении новшеств крайне важно определить не только величину каждого из эффектов в отдельности, но и то, достижение какого из них является доминирующей целью.
Так в большинстве отраслей отбор инновационных проектов предлагают осуществлять ступенчато, расставляя доминанты в следующей последовательности:
1. Научно-технический эффект
2. Экономический эффект
3. Социальный эффект
Очевидно, что в области кинопроизводства подобная схема некорректна. Потенциальный социальный эффект может затмить собой экономический, т.к. он отражает творческую составляющую кинопродукта.
В условиях конкуренции с телевидением и видеорынком проблема получения большего экономического эффекта - привлечение большего количества зрителей - достигается посредством влияния на социальные факторы - повышение зрелишности кинофильмов - и научно-технические - технологию их показа. Доминирующий показатель определяется на стадии зарождения проекта, исходя из замысла картины и решения, будет ли этот проект нацелен на коммерческое или некоммерческое использование.
Глава 2
Некоторые российские кинопредприятия уже избрали путь модернизации. Это и старые студии замкнутого цикла, уже имевшие крупную техническую базу, как то: Мосфильм, студия имени Горького; и новые компании, начавшие формирование основного капитала с нуля в последнее десятилетие -UMP, BS Graphics и т.д.
Тем не менее, следует отметить, что уже сейчас при нынешних объемах отечественного кинопроизводства (около 100 полнометражных фильмов в год) ресурсов модернизированных технических баз не хватает, чтобы удовлетворить спрос на современные технологии со стороны продюсеров.
Немаловажным фактором, стимулирующим развитие технологий кинопроизводства, является конкуренция с рынками видеопродукции и телевешания. Появление этих видов зрелища значительно снизило популярность кинотеатров как места проведения досуга. Зритель предпочитает оставаться дома, где он теперь может устроить свой собственный домашний кинотеатр.
Если ранее технологии телевидения и видео были неспособны передать качество изображения, сопоставимое с кинопроекцией, то теперь с появлением ТВЧ и цифрового видео (DVD, Mpeg-4) это вполне возможно. С одной стороны, являясь вторичным рынком для кинофильмов, теле- и видеоиндустрия создает большое количество собственной продукции, отвлекающей зрителей от кинематографа.
С открытием каждого нового рынка аудиовизуальной продукции падала посещаемость кинотеатров, несмотря на совершенствование маркетинговой политики. Начиная с сороковых годов XX века, за 50 лет кинематограф пережил 3 кризиса посещаемости, сокративших киноаудиторию почти в 4 раза.
Текущий этап НТО в кинопроизводстве связан с активным внедрением цифровых технологий, внедряющихся на всех стадиях создания кинофильмов. Крупные компании, работающие в сфере инноватики в кино, оценивают данный процесс как очень перспективный. Существующие пленочные технологии несут ряд технологических сложностей, не поддающихся устранению в силу физических свойств носителя (к примеру, большой объем лабораторных работ, громоздкость и хрупкость носителя, трудности перевода в форматы, пригодные для работы с компьютерной графикой). К цифровым технологиям, представляющим интерес для исследования эффекта инновационной деятельности относятся: электронные носителя информации, цифровая киносъемочная аппаратура формата High Definition (HD), нелинейные монтажные студии, системы записи многоканальной фонограммы стандартов Dolby и DTS, технологии создания CGI - изображения, сгенерированного компьютером, что включает в себя создание компьютерных эффектов (дорисовка, внутрикадровый монтаж, сложные монтажные эффекты Morphing, Flow Motion и т.п.), создание компьютерных персонажей и компьютерная анимация, корректировка изображения (реставрация и исправление брака носителя, цветокоррекция). Тем не менее, практически все положительные
стороны цифровых технологий на сегодняшний день порождают проблемы, отпугивающие потенциальных пользователей (таб. №1).
Отметим факт влияния цифровых технологий на сроки и трудоемкость производства кинокартин. С одной стороны можно получить существенную экономию времени в съемочном периоде. При этом нужно быть готовым к увеличению периода постпроизводства.
Заметное влияние на производственные параметры оказывает процесс создания масштабных визуальных эффектов. Помимо снижения выработки на площадке (в 2-4 раза в зависимости от сложности эффектов), графика требует привлечения множества специалистов и больших вычислительных ресурсов (до 300 специалистов на один масштабный проект). При этом увеличение сметных ассигнований на специфические операции и оплату труда составляет 10-40%. Между тем, правильное управление процессом цифрового производства может дать экономию до 20% бюджета по расходам съемочного и монтажно-тонировочного периодов и до 30% времени работ. Этот фактор особенно важен в условиях необходимости привлекать к работам большое количество высокооплачиваемых специалистов.
Съемочные группы отмечают увеличение выработки на площадке в среднем в 1,5 раза. Цифровой монтаж позволяет упорядочить рабочий материал, бесконечно с ним экспериментировать, отрабатывая сложные склейки. При этом срок нелинейного монтажа картины из 650 склеек по времени сопоставим со сроком монтажа на традиционном столе материала из 300 склеек.
Важной отличительной чертой цифровой техники является возможность ее «апгрейда», что снижает скорость морального старения, т.е. дальнейшая модернизация парка аппаратуры осуществляется не за счет приобретения новых единиц оборудования, а за счет «дополнения» старой линейки новыми функциями.
Особенно выделим проблему субъективных оценок качеств цифрового кинематографа. Это одна из отличительных особенностей кинематографа, как сферы деятельности. В связи с тем, что технологии являются средством творческого самовыражения, практически невозможно какими-либо объективными доводами заставить работников кино использовать новшество, если оно не отвечает его эстетическим взглядам. Так, если говорить о внедрении НО-камер, многие отмечают нетипичную для кинопленки передачу цветовой гаммы, резкости и глубины изображения и в итоге признают его уступающим качествам пленки при том, что, с технической точки зрения, кадр безупречен. С другой стороны кинематографисты, изначально отдававшие предпочтения подобной эстетике кадра, отмечали улучшение качества передачи изображения по сравнению с пленкой. Другими словами, на окончательное суждение о качестве цифрового кинематографа формируется на основе уже имеющихся индивидуальных субъективных представлений об идеальном изображении.
Говоря о массовом внедрении цифрового кинематографа, подразумевается его внедрение в коммерческое кинопроизводство, ориентированное на широкую аудиторию.
Согласившись с тем, что в некоторых условиях цифровая проекция уступит по качеству традиционной, отметим следующий факт: за исключением зрителей, проживающих в крупных городах и посещающих кинотеатры первой и высшей категории (т.е. узкого слоя населения в масштабах страны), основная масса аудитории довольствуется просмотром копий 2-й и 3-й категорий, имеющих заметные дефекты, проекция осуществляется на изношенной аппаратуре, зачатую обслуживаемой малоквалифицированными специалистами. Т.е. большинство зрителей видит фильм не в том качестве, в каком он был снят. Другими словами, для зрителя вопрос сравнения качества носителей носит в большей степени технический характер, чем эстетический в силу того, что:
• зритель не знает, какое качество изображения планировали получить создатели фильма;
• оценивает параметры изображения, исходя из собственных, а не авторских, вкусовых предпочтений;
• в большинстве случаев критичность оценки зрителя отличается от критической самооценки авторов (причем часто в сторону повышенной критичности), что является субъективным параметром;
• объективно в большинстве случаев зритель получает менее качественную услугу кинопоказа, несоответствующую изначальному уровню фильма. Т.е. в первую очередь страдает от технически некачественной проекции, а не из-за эстетических разногласий.
Таким образом, при решении вопроса о преимуществах и минусах цифрового кинематографа в масштабах отрасли, предпочтительнее оценивать параметры исходя из технических характеристик и их приемлемости для массового кинематографа.
С учетом всех перечисленных проблем и истории кинематографа будет обоснованным предположить, что цифровые и пленочные технологии будут еще многие годы существовать параллельно и избираться для каждого кинопроекта исходя из индивидуальных требований данной картины.
Глава 3
Для современного российского кинематографа вопрос инновационной политики стоит крайне остро. Необходимость расширения технической базы и соответствующего обучения специалистов очевидна. Тем не менее, если раньше проблема заключалась в выборе средств производства представляющих единственную технологическую цепочку - пленочный кинематограф, то сейчас помимо проблемы модернизации в принципе, предприятия сталкиваются с не
менее важной проблемой выбора стандарта: традиционные или цифровые технологии.
Хотя прогнозы свидетельствуют о том, что обе технологии будут еще долгое время сосуществовать параллельно, компаниям следует уже сейчас выработать общую стратегию развития и определиться, какой путь будет для них доминирующим.
Постепенно, благодаря росту валовых сборов от проката российских фильмов, растет интерес инвесторов к отрасли в целом. Так в 2004 году российские фильмы собрали бокс-офис в 32,5 млн. долларов США, в то время как в 1997 году - 200 тыс. долларов. За период с 1997 года рост кассовых сборов российских картин в кинопрокате составил 16000%.
'асборы (мгч. долл) якотчвсто фиыиов|
Рис. 2. Количество и сборы российских фильмов в отечественном кинопрокате
Современный этап модернизации российской кинопромышленности характеризуется с одной стороны существенными сдвигами в сторону западных стандартов качества, с другой - отсутствием единой политики в масштабах отрасли. Каждое предприятие, имея возможности развития, избирает собственный путь и оснащает базу согласно сегодняшним потребностям рынка, не всегда оценивая долгосрочные перспективы развития. При этом, учитывая, что обновления требует вся производственная цепочка, оптимальной стратегией
видится одновременное сбалансированное развитие всех звеньев. Как говорилось выше, использование НО технологий досютнет максимального эффекта при их использовании и в производстве, и в кинопоказе.
С точки зрения эффективности внедрения новшеств наиболее приемлемым видится вариант последовательной модернизации каждого из звеньев цепочки «от конца к началу». Т.е. в первую очередь произвести тотальное обновление киносети (новое проекционное оборудование, многоканальная акустика, современная проектировка зоны концессии и залов) и сформировать работоспособный механизм возврата средств, далее реструктурировать/создать копировальную отрасль и только потом перейти к планомерному внедрению технологий цифровой киносъемки.
Традиционная технологическая цепочка представлена на рисунке 3.
Очевидно, необходимость проведения промежуточных лабораторных работ существенно удлиняет производство. Кроме того, наблюдается «несостыковка» форматов, когда часть работ ведется на пленке, а часть на цифровых носителях. На российском рынке порядка 15% кинопроектов включают работы по оцифровке изображения, что выражается суммами от 120 тыс. до 200 тыс. долларов США. За год, по оценкам Эдуарда Гимпеля, технического директора «ТЛ Саламандра», доля подобных проектов увеличится до 35-40%.
Проблема перегонов может быть решена уже сегодня за счет использования технологий НО. При этом студия исключает из цикла практически все лабораторные работы кроме создания комплекта исходных материалов. Но при этом остро проявляется другая проблема, значительно снижающая эффективность (и подрывающая смысл) перехода на НО.
Прокатчики обречены на работу с пленкой, а существование фильма на цифровом носителе скорее способно еще больше осложнить их работу. В силу
отсутствия цифровых кинотеатров, прокатные конторы вынуждены работать с громоздкими и хрупкими носителями, что становится немаловажной проблемой при реализации больших тиражей. Учитывая, что на сегодняшний день прокатчики начинают работать в качестве продюсерских компаний или заказчиков («Централ партнершип», «Парадиз») и имея право выбора, они изначально предпочтут формат 35 мм, в силу отсутствия перспектив тиражирования фильма на НО. Таким образом, мы получим очередной фактор противодействия цифровому кинематографу.
Очевидно, что эффективность всей цепочки может быть достигнута только при переходе кинотеатров на цифровую проекцию. В этом случае мы получаем полную заинтересованность прокатчиков в работе с цифровыми носителями, т.к. принципиально снизит их затраты на тиражирование. Для масштабного релиза в России эта сумма составляет порядка 250 ООО долларов США и более на одну картину.
Процесс развития лабораторий или заводов по тиражированию цифровых носителей напрямую зависит от рынка сбыта.
На сегодняшний день вопрос расширения ресурсов лабораторий стоит достаточно остро, уже сейчас существует реальная необходимость инвестирования средств в развитие копировальных фабрик. Учитывая, что цифровое и пленочное тиражирование - процессы принципиально различные, легко предсказать, что при отсутствии предпосылок к развитию цифровой проекции, инвесторы предпочтут проверенную традиционную технологию. При этом необходимо учесть, что лабораториям все равно придется искать компромисс и налаживать работу с цифровыми форматами, используемыми в компьютерной графике и при создании исходных видеоматериалов. Наладка процесса телекино в среднем требует от студии вложения 5 млн. долларов США. Таким образом, произойдет «распыление» инвестиций между
противоборствующими технологиями, при этом ни одна из них не обеспечит максимальную эффективность и комфортность работы.
При появлении сети цифровых кинозалов, к работе с их форматом могут быстро адаптироваться заводы по производству DVD и CD, что приведет к появлению на кинорынке новых игроков и повышению конкуренции.
При наличии рынка сбыта и распространении нового типа исходников приобщение производства к цифровым форматам сможет выйти на новый виток и стать актуальным уже в масштабах отрасли, а не отдельных проектов.
Подобный подход последовательного перевода производственной цепочки в цифровой формат «от конца к началу» (т.е. от реализации к производству) выглядит предпочтительным, т.к. создаст относительно мало неудобств для всех участников процесса. Уже сейчас, производя фильм в HD, студия сталкивается с необходимостью дальнейшего перевода фильма на пленку. В то же время картины, снятые традиционными методами в любом случае проходят процедуру создания цифровых исходных материалов, которые используются на телевидении и в видеопрокате. Лаборатории, также заинтересуются цифровым производством только при наличии соответствующего рынка сбыта. Киносеть же, являясь этим рынком, в принципе может заинтересоваться цифровой проекцией уже сегодня.
Обратом внимание, что автор не ставит условием сокращение существующего рынка современных пленочных технологий, а говорит о развитии общего кинорынка за счет HD и аналогичных форматов.
Необходимо отметить, что подобная схема может быть планомерно реализована только при централизованном контроле и управлении, что требует участия государства либо проведения крупными участниками рынка совместной, согласованной политики.
На сегодняшний день мировой и российский кинематограф в частности находится в уникальных условиях смены технологического уклада. Несмотря на
все споры, стоит признать, что обе технологии в равной степени имеют и преимущества и недостатки. Тем не менее, исторический опыт и общие тенденции развития мирового хозяйства подсказывают, что переход от пленочного кинематографа к цифровому неизбежен. Нельзя забывать, что технология является только средством производства в руках создателей фильма и не в коей мере не может ущемить его творческих интересов и амбиций. Более того, параллельное существование двух разноплановых технологий (сколь долго или коротко оно не продлилось) дает при разумном подходе возможность эффективного их комбинирования, выбора согласно индивидуальным требованиям проекта. Тем самым цифровой кинематограф уже частично выполнил свою миссию, расширив палитру средств реализации творческих и управленческих задач.
Основные выводы и результаты
В диссертационной работе представлено решение научной задачи разработки рекомендаций по планированию инновационной политики как фактора повышения конкурентоспособности кинопредприятий в условиях рыночной экономики. На основании результатов диссертационного исследования получены следующие выводы и заключения:
1. при формировании инновационной политики кинопредприятиям рекомендуется учитывать необходимость непрерывности инновационной деятельности для того, чтобы достигнуть максимального эффекта, который часто может проявиться только в среднесрочной или долгосрочной перспективе;
2. для достижения наилучшего эффекта инновационной деятельности киностудий желательно внедрять гибкие организационные формы, сочетающие децентрализацию управления в момент освоения новшества, что снижает ненужную нагрузку на высший управленческий персонал, и централизацию при
внедрении ключевых нововведений для эффективной координации и оперативного контроля и оценки результатов;
3. анализ современного состояния Н7ТТ в мировой кинопромышленности выявил ряд перспективных технологий, применение которых можно рекомендовать российским киноорганизациям, как то: нелинейный монтаж, цифровая киносъемочная техника формата HD, компьютерные визуальные эффекты, системы записи многоканальной фонограммы, электронные носители информации, системы электронного кинопоказа; что выявляет основную мировую тенденцию развития кинотехнологии по пути внедрения цифровых форматов фиксации, обработки и воспроизведения аудиовизуальной информации;
4. в качестве инновационной стратегии для кинокомпаний можно рекомендовать следующие пути, освоенные крупными зарубежными студнями: разовое привлечение глобальной технологии (заимствование технологии) для быстрого завоевания крупного сектора рынка (пример - внедрение звукового кинематографа студией «Уорнер бразерс»), ориентация компании на постоянное планомерное внедрение новшеств за счет параллельного проведения самостоятельной исследовательской работы, апробации ее результатов в собственном производстве и реализации разработок сторонним компаниям (опыт ILM и Weta, лидирующих и в НИОКР в области кинопроизводства, и причастных к созданию ряда высокобюджетных фильмов последних лет), создание и развитие уникального формата фиксации и демонстрации аудиовизуальных материалов (пример корпорации IMAX);
5. анализ основных тенденций развития кинопроизводства в России на базе Hill выявил ряд проблем, требующих скорейшего решения: необходимость обеспечения достаточного уровня финансовой поддержки инновационной деятельности в кинопроизводстве, повышения степени мотивации студий к получению конкурентоспособного продукта, оснащенности отрасли
современными технологическими решениями, информированности компаний о новых технологиях;
6. российским кинопредприятиям рекомендуется обратить пристальное внимание на формирование инновационной политики, основанной на схеме производства и распространения кинопродукции в цифровом формате или постепенной интеграции цифровых технологий в цикл традиционного «пленочного» производства;
7. оценка эффекта инновационной деятельности кинопредприятия должна учитывать следующие факторы: необходимость поиска баланса между экономическим и творческим эффектом; вероятность проявления эффекта косвенным образом через увеличение посещаемости, хорошие отзывы критики и т.д.; необходимость расчета эффекта с учетом долгосрочного периода окупаемости и возможности дальнейшего применения нововведения в собственном производстве, либо его реализации другим компаниям.
Таким образом, в диссертационной работе сформулирована и решена актуальная научная задача, направленная на повышение конкурентоспособности кинокомпаний, улучшение качества киноуслуг и стимулирующая динамичное развитие отечественной кинематографии как социально значимой сферы творческой деятельности, влияющей на культурный и образовательный уровень населения. Предложенное научное решение проблемной экономико-организационной задачи имеет важное теоретическое, экономическое и социальное значение.
Авторские публикации по тематике диссертации
1. Инновационная политика как способ повышения конкурентоспособности современных кинокомпаний // Ж. Менеджер кино - М.: ФГУП РА «Информкино», №12,2005 - 0,58 п.л.
2. Творческо-производственные и экономические аспекты научно-технического прогресса в кинематографии // Ж. Техника и технология кино - М.: ООО «Издательство 625», №1(3), 2006 - 1,25 пл.
3. Научно-технический прогресс в кинематографии и его экономические аспекты // Российский продюсерский кинематограф: из современности в будущее // Сборник дипломных работ - М.: ВГИК, 2005 - 3,5 пл.
4. Стратегия модернизации отечественной сферы кинематографии в современных условиях // Проблемы управления развитием социально-экономических систем. Вып. №20 И Сб. науч. трудов - СПб.: СПбГУКиТ, 2005 - 0,34 пл.
5. Преимущества и недостатки производства фильмов в цифровом формате изображения в современных условиях // Проблемы управления развитием социально-экономических систем. Вып. №20 // Сб. науч. трудов - СПб.: СПбГУКиТ, 2005 - 0,46 пл.
Таб.1
Преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий в
кинопроизводстве
Характеристика / признак Цифровой кинематограф (НО) Пленочный кинематограф (35 мм)
Преимущество Недостаток Преимущество Недостаток
Построение полного производственного цикла Построение гибкой организации Оптимальное построение технологии производства, за счет большего выбора решений Упрощение ряда традиционных производственных процессов Малый опыт работы с полным циклом цифрового производства Необходимость построения системы «с нуля» Отсутствие единого формата Необходимость существенных инвестиций и переоснащения всей отрасли Отработанная, проверенная временем технология производства Наличие непреодолимых технологических ограничений, связанных со спецификой работы с кинопленкой
Управление персоналом Нехватка квалифицированных кадров в области цифровых технологий Большое количество профессиональных работников
Производственные риски Снижение рисков порчи и утраты материалов Снижение рисков брака материала или носителя, т к они могут быть обнаружены на площадке Риск, что технология не приживется или нынешние технологии быстро морально устареют Риск порчи негатива из-за нарушений условий хранения Риск брака, который может быть обнаружен после проявки
Техническое качество изображения Единый носитель для всех условий съемки Более высокая светочувствительность Отсутствие потерь качества при копировке и Субъективно худшие показатели цветопередачи и разрешения по сравнению с пленкой Больше возможностей выбора характеристик цветопередачи, широкая номенклатура типов пленки Субъективно лучшее качество Неизбежные потери качества при перегонах и копировке
перегонах, унификация качества на всех этапах работы изображения
Защита от пиратов Полная цифровая аппаратная н программная защита от непрофессиональных «взломщиков», включая запрет как копировки, так и воспроизведения носителя Отсутствие гарантии защиты от профессиональных «пиратов» Дороговизна эффективных систем защиты Несовершенство юридической системы защиты авторских прав Сложности получения качественной копии с конечного носителя (позитивной копии) Несовершенство юридической системы зашиты авторских прав
Творческие возможности Новые возможности творческого самовыражения Контроль качества в режиме реального времени Приемы, доступные цифровым технологиям, интересны не всем производителям Формат знаком и понятен всем работникам сферы Невозможность контроля качества негатива на площадке Невозможность решения ряда нестандартных задач
Работа со спецэффектами Отсутствие необходимости перегонов в иной формат Минимальные затраты времени на подготовку исходного материала к обработке Неотработанная до хонца технология работы в ряде специфических режимов комбинированных съемок Отработанная технология съемок комбинированных кадров Потери времени и качества за счет многочисленных перегонов изображения и цветоустановки
Выработка Увеличение выработки на площадке при выполнении «стандартных» операций Увеличение сроков подготовительного периода на освоение технологии
Общественное мнение Цифровая эра в кинематографе естественным образом вписывается в современную среду технократического общества Ряд кинематографистов не приемлют и выступают оппозицией современному обществу и технократии Традиционный кинопроцесс более привычен Традиционные технологии морально стареют
а о
§
Процесс
Съемка
Обработка, отснятого
материала Монтаж
Тиражирование Распространение Кинопота
* - Данные операции включаются в цикл производства только при наличии компьютерной графики
«
X О
я
в
Зак. 6-70 Тип. ВГИК
Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Машковцев, Борис Александрович
Вступление
Глава 1. Значение инновационной деятельности, как части стратегии развития предприятия. Методы оценки ее эффективности в условиях отраслевой специфики кинопроизводства
§ 1. Инновации, как способ существования кинематографии в рыночных условиях
§2. Сущность инновационной деятельности предприятия, проблемы и плюсы инновационного пути развития предприятий
§3. Методы прогнозирования и оценки результатов инновационной деятельности
Глава 2. Проблемы применения мирового опыта научно-технического прогресса в фильмопроизводстве и его оценки
§1. Историческое развитие кинематографа на базе НТП
§2. Современная организация кинопроцесса в условиях технического перевооружения кинематографии США
§3. Проблемы перехода мирового киносообщества в цифровую
Глава 3. Перспективы проведения инновационной политики в отечественном кинопроизводстве
§ 1. Общая характеристика НТП на современном российском кинорынке
§2. Стратегия модернизации отечественной отрасли кинематографии в современных условиях
§3. Развитие новообразованных киностудий на основе инновационной политики
§4. Оптимизация технологии производства кинопроекта за счет привлечения новейших технологий
§5. Эффект внедрения замкнутого цикла цифрового производства
Диссертация: введение по экономике, на тему "Пути совершенствования организационно-творческого процесса в фильмопроизводстве в условиях научно-технического прогресса"
Актуальность темы
К моменту начала радикальных организационно-экономических преобразований, внедрения новой модели финансирования отечественного кинематографа киноорганизации не были готовы к реформированию своей деятельности. С одной стороны, был разрушен т.н. «возвратный» механизм финансирования, а кинопрокат и кинопоказ стали автономными сферами по отношению к другим звеньям кинопроцесса, что, в результате, сделало отрасль нерентабельной. С другой стороны, рынок сбыта был быстро захвачен зарубежной и, в первую очередь, американской кинопродукцией, предложившей аудитории принципиально новые жанры и виды зрелища. Стала очевидна разница технологий производства кинофильмов, которую российское кинопроизводство было неспособно скомпенсировать ввиду отсутствия финансовых ресурсов.
Российский рынок кинопоказа сегодня составляют порядка 500 модернизированных кинотеатров (1 ООО кинозалов), треть которых расположена в Москве и Санкт-Петербурге, для сравнения объем рынка Польши составляет 800 кинотеатров. На сегодняшний день российское кинопроизводство уступило свои лидирующие позиции, испытывает жесткую конкуренцию со стороны зарубежных компаний и не имеет возможности масштабной разработки собственных технологий. При этом в последние два года наблюдается рост киносети (прирост рынка за 2005 год, по оценкам компании «Нева-фильм», составит 30%), объемов производства (в 2006 году только с финансовым участием Федерального агентства по культуре и кинематографии планируется завершить 106 полнометражных кинокартин), увеличение кассовых сборов от проката отечественных фильмов, как в абсолютных, так и в относительных величинах (к общему объему сборов от кинопроката на территории России). Оживился интерес частных инвесторов, постепенно растет техническая база отрасли. Кинопроизводители предъявляют к качеству конечного продукта все более серьезные требования. Очевиден и стабильный интерес зрителей к получению качественной услуги кинопоказа и просмотру высококачественных картин, сделанных по последнему слову техники. В условиях конкуренции со стороны телевидения и домашнего видео, кинематографисты должны предлагать зрителю продукт в таком качестве, которое недостижимо в домашних условиях. Основные спады на рынке кинопоказа происходили именно в моменты бурного развития технологий домашних развлечений. Таким образом, постоянная модернизация отрасли становится необходимым условием ее выживания на общем рынке аудиовизуальных услуг. В данной ситуации важно представлять полную картину современной практики управления отраслью, в частности с позиций инноватики, как фактора конкурентной борьбы.
Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:
1. обоснованы и предложены цели (повышение конкурентоспособности российских кинофильмов на внутреннем рынке, интеграция в международный кинопроцесс, рост национального производства и повышение его экономической эффективности) и задачи проведения целенаправленной инновационной политики в рамках модернизации отечественного кинопроизводства, определенные в соответствии со структурой проблем, стоящих перед сферой кинематографии (неудовлетворительная техническая оснащенность студий, отсутствие информационного поля, невозможность конкурентной борьбы на фоне переизбытка на рынке зарубежной высококачественной продукции, отсутствие должного интереса инвесторов к техническому развитию кинопроизводства);
2. проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков цифровых технологий кинопроизводства по отношению к пленочным;
3. разработаны рекомендации по формированию системы показателей эффективности инновационной деятельности кинопредприятий с учетом специфической мотивации и наличия творческого фактора, неподдающегося абсолютному количественному исчислению;
4. разработан механизм формирования инновационной политики в рамках кинопроизводства на базе цифровых технологий, поддающийся адаптации как для построения современного цикла производства отдельных предприятий или проектов, так и для внедрения на федеральном уровне в качестве одного из направлений развития сферы кинематографии в России.
Актуальность проблемы связана с тем, что общепринятая система измерения инновационного эффекта не подходит для оценки новаторской деятельности в отрасли, связанной одновременно с высокотехнологичным производством и сферой культуры, что предполагает сильное вмешательство человеческого фактора в результаты производства. В силу этого ряд количественных оценок может носить либо сравнительный характер, либо базироваться на косвенных показателях.
По этой причине усиливается актуальность анализа зарубежного опыта, т.к. знание большого количества аналогий дает возможность применять метод экстраполяции для прогнозирования отдачи от инновационной политики.
Особое внимание уделено зарубежным и отечественным компаниям, сумевшим, используя достижения НТП, добиться лидерства или сформировать свою собственную нишу на рынке. Данный опыт ценен для российской кинопромышленности тем, что позволяет новым участникам рынка не просто успешно конкурировать, но и получить значительные преимущества за счет обладания уникальными технологиями.
Цель настоящего исследования заключается в разработке комплексной системы планирования инновационной политики как фактора повышения конкурентоспособности кинопредприятий в условиях рыночной экономики.
Для достижения названной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. провести исследование теоретических основ формирования инновационной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики и определение методологии оценки ее эффективности;
2. представить анализ и обобщение международной практики планирования и реализации инновационной политики при производстве полнометражных игровых и анимационных кинофильмов, определение организационных и технологических решений, которые целесообразно внедрить в российском кинопроизводстве;
3. проанализировать основные тенденции развития кинопроизводства в России на базе НТП, выявление проблем, препятствующих модернизации и повышению конкурентоспособности отечественной кинематографии;
4. выработать рекомендаций по формированию механизма модернизации российского кинопроизводства на базе привлечения цифровых технологий, на уровне сферы в целом, отдельных кинопредприятий и кинокартин;
5. определить систему оценки эффективности организационно-технологических преобразований кинокомпаний с учетом наличия специфических показателей и творческого фактора.
Степень разработанности проблемы
Появление на российском рынке новых технологических решений сопровождается отдельными целенаправленными кампаниями, в т.ч. пиар-акциями, выставками, семинарами и публикациями, направленными на продвижение и популяризацию того или иного новшества. Но при этом не ставились задачи по общему теоретическому осмыслению процессов перестроения кинопромышленности. Осуществляются частные изменения технологий кинопроизводства на уровне отдельных компаний при отсутствии четко сформулированной общей инновационной политики в рамках сферы кинематографии. Съемочные группы регулярно оказываются в ситуации информационного вакуума, когда возникает проблема незнания или непонимания: какие технологии наиболее рационально решат конкретные творческие задачи. Незнание общих тенденций перестройки современного кинопроизводства приводит в итоге либо к нерациональному использованию доступных ресурсов, неадекватному их выбору, либо к боязни использовать новшества. Неэффективно распределяется бюджет производства, в равной степени - и средства частных инвесторов, и средства государственной поддержки. По причине отсутствия теоретических знаний технологий киностудии легче отказаться от лучшего варианта в пользу традиционного и ей понятного.
Таким образом, необходимость проведения исследования вопросов инновационной политики в кинематографии связана с быстрыми темпами модернизации современного кинопроизводства, важностью своевременной оценки перспектив развития отрасли в России в условиях обострившейся в последние годы борьбы на внутреннем кинорынке.
В последние годы в России общие научные исследования в области инноваций проводили B.C. Келле, Г.Д. Ковалев, И.Г. Минервин, И.Ф. Мухарь, А.В. Пилипенко, академик Р.А. Фатхутдинов, К.П. Янковский, Дж.Гросси (G. Grossi), Дж.Ф. Брандовски (J.F. Brandowski). Хотя их исследования носят общетеоретический характер, они вполне отражают механизмы НТП в кинематографии как экономической системе. Тем не менее, при рассмотрении кинопроизводства как части сферы культуры, применение многих показателей, моделей и системы оценок оказалось невозможным. В силу этого требуется разработка основ методики оценки эффекта инновационной деятельности согласно специфике исследуемой отрасли хозяйства. Для рассмотрения истории процесса и описания общих механизмов кинопроизводства в диссертационном исследовании были использованы материалы специалистов в области кинематографии Э.Ж. Янсона, Г.П. Иванова, И.Е. Кокарева, Б.Н. Коноплева, В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова, Б.И. Криштула, и д.р. Частные вопросы модернизации киноотрасли затрагивают такие специалисты по современным технологиям, как О.С. Березин, A.M. Орлов, С. Розенталь (S. Rosenthal), С. Шур (S. Shur), П. Уилтон (P. Wilton), Д. Дж. Штурман (D.J. Sturman).
Объектом исследования является процесс формирования, реализации и оценки результатов инновационной деятельности киностудий.
В качестве предмета изучения выступает инновационная политика предприятий-лидеров мировой и отечественной сферы производства аудиовизуальной продукции и поставщиков услуг для кинопроизводства.
Практическая значимость результатов работы
Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы:
• Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации, другими органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в выработке государственных программ поддержки развития кинематографии;
• киностудиями в практике управления кинокомпаниями в России при планировании и проведении мероприятий по модернизации технологии производства картин, выработке инновационной стратегии, как фактора повышения конкурентоспособности, оценке постановочной сложности и планировании производства отдельных кинопроектов;
• отраслевыми образовательными учреждениями в целях преподавания учебных дисциплин при подготовке специалистов в области продюсерства и менеджмента в аудиовизуальной сфере по курсам управления кинопредприятиями, планирования и оценки себестоимости кинопроизводства; оценки эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования были апробированы в 2005 году в ходе подготовки предложений Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультуры) к докладу о результатах и основных направлениях деятельности на период 2006-2007 годы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры
России), а также в ходе оказания консультационной поддержки формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельнсти на период 2006-2008 годы Минкультуры России и Роскультуры.
Материалы исследования легли в основу спецкурса кафедры менеджмента в кино и телевидении экономического факультета Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) им. С.А. Герасимова «Научно-технический прогресс и его экономические аспекты».
Внедрение результатов исследования
Материалы, составляющие настоящее исследование легли в основу спецкурса «Научно-технический прогресс и его экономические аспекты» на кафедре менеджмента в кино и телевидении экономического факультета Всероссийского Государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова.
Авторские публикации:
Основные положения работы изложены в 5 публикациях общим объемом 6,13 п.л.
Работа имеет следующую структуру:
Первая глава посвящена общей теории инноваций. Экономка кинематографии рассматривается в контексте мировой экономики. Определяется набор показателей эффективности инновационной деятельности, при этом выявляется отраслевая специфика кинопроизводства, требующая индивидуальных показателей эффекта, связанных с наличием творческого фактора.
Во второй главе описываются исторические процессы НТП, иллюстрирующие периоды смены технологических циклов, когда необходимость инновационной политики в кинопроизводстве проявлялась наиболее ярко. Подробно рассматриваются современные технологии, в первую очередь цифровые, с целью ценить целесообразность их применения в современном кинопроцессе.
Третья глава включает анализ современного технико-экономического состояния российского кинопроизводства. Разрабатывается механизм повышения конкурентоспособности отечественных кинопредприятий на базе инновационной деятельности. В качестве базового элемента политики рассматриваются перспективные цифровые технологии.
Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Машковцев, Борис Александрович
Заключение
Основной целью настоящей работы являлось выявление современных тенденций инновационных процессов в кинопроизводстве, оценка их эффективности и влияния на конкурентоспособность кинопредприятий.
Для представления полной картины состояния современного кинопроцесса и определения направлений развития отечественного кинопроизводства, в работе были проведены следующие исследования:
1. обзор современной теории инновационной деятельности предприятия;
2. обзор исторических процессов НТП в кинопроизводстве;
3. освещение современных направлений и проблем внедрения новшеств в кинопроизводство: экономический и социальный эффект их использования;
4. оценка современного состояния российского рынка кинопроизводства и прогнозирование его развития в свете роста влияния цифровых технологий.
Научная новизна работы заключалась в следующем:
5. обоснованы и предложены цели (повышение конкурентоспособности российских кинофильмов на внутреннем рынке, интеграция в международный кинопроцесс, рост национального производства и повышение его экономической эффективности) и задачи проведения целенаправленной инновационной политики в рамках модернизации отечественного кинопроизводства, определенные в соответствии со структурой проблем, стоящих перед сферой кинематографии (неудовлетворительная техническая оснащенность студий, отсутствие информационного поля, невозможность конкурентной борьбы на фоне переизбытка на рынке зарубежной высококачественной продукции, отсутствие должного интереса инвесторов к техническому развитию кинопроизводства);
6. проведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков цифровых технологий кинопроизводства по отношению к пленочным;
7. разработаны рекомендации по формированию системы показателей эффективности инновационной деятельности кинопредприятий с учетом специфической мотивации и наличия творческого фактора, неподдающегося абсолютному количественному исчислению;
8. разработан механизм формирования инновационной политики в рамках кинопроизводства на базе цифровых технологий, поддающийся адаптации как для построения современного цикла производства отдельных предприятий или проектов, так и для внедрения на федеральном уровне в качестве одного из направлений развития сферы кинематографии в России.
На основании результатов диссертационного исследования получены следующие выводы и заключения:
1. при формировании инновационной политики кинопредприятиям рекомендуется учитывать необходимость непрерывности инновационной деятельности для того, чтобы достигнуть максимального эффекта, который часто может проявиться только в среднесрочной или долгосрочной перспективе;
2. для достижения наилучшего эффекта инновационной деятельности киностудий желательно внедрять гибкие организационные формы, сочетающие децентрализацию управления в момент освоения новшества, что снижает ненужную нагрузку на высший управленческий персонал, и централизацию при внедрении ключевых нововведений для эффективной координации и оперативного контроля и оценки результатов;
3. анализ современного состояния НТП в мировой кинопромышленности выявил ряд перспективных технологий, применение которых молено рекомендовать российским киноорганизациям, как то: нелинейный монтаж, цифровая киносъемочная техника формата HD, компьютерные визуальные эффекты, системы записи многоканальной фонограммы, электронные носители информации, системы электронного кинопоказа; что выявляет основную мировую тенденцию развития кинотехнологии по пути внедрения цифровых форматов фиксации, обработки и воспроизведения аудиовизуальной информации;
4. в качестве инновационной стратегии для кинокомпаний можно рекомендовать следующие пути, освоенные крупными зарубежными студиями: разовое привлечение глобальной технологии (заимствование технологии) для быстрого завоевания крупного сектора рынка (пример — внедрение звукового кинематографа студией «Уорнер бразерс»), ориентация компании на постоянное планомерное внедрение новшеств за счет параллельного проведения самостоятельной исследовательской работы, апробации ее результатов в собственном производстве и реализации разработок сторонним компаниям (опыт ILM и Weta, лидирующих и в НИОКР в области кинопроизводства, и причастных к созданию ряда высокобюджетных фильмов последних лет), создание и развитие уникального формата фиксации и демонстрации аудиовизуальных материалов (пример корпорации IMAX);
5. анализ основных тенденций развития кинопроизводства в России на базе НТП выявил ряд проблем, требующих скорейшего решения: необходимость обеспечения достаточного уровня финансовой поддержки инновационной деятельности в кинопроизводстве, повышения степени мотивации студий к получению конкурентоспособного продукта, оснащенности отрасли современными технологическими решениями, информированности компаний о новых технологиях;
6. российским кинопредприятиям рекомендуется обратить пристальное внимание на формирование инновационной политики, основанной на схеме производства и распространения кинопродукции в цифровом формате или постепенной интеграции цифровых технологий в цикл традиционного «пленочного» производства;
7. оценка эффекта инновационной деятельности кинопредприятия должна учитывать следующие факторы: необходимость поиска баланса между экономическим и творческим эффектом; вероятность проявления эффекта косвенным образом через увеличение посещаемости, хорошие отзывы критики и т.д.; необходимость расчета эффекта с учетом долгосрочного периода окупаемости и возможности дальнейшего применения нововведения в собственном производстве, либо его реализации другим компаниям.
Таким образом, в диссертационной работе сформулирована и решена актуальная научная задача, направленная на повышение конкурентоспособности кинокомпаний, улучшение качества киноуслуг и стимулирующая динамичное развитие отечественной кинематографии как социально значимой сферы творческой деятельности, влияющей на культурный и образовательный уровень населения. Предложенное научное решение проблемной экономико-организационной задачи имеет важное теоретическое, экономическое и социальное значение.
141
Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Машковцев, Борис Александрович, Москва
1. Нормативные документы
2. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 19982000 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года №832, г. Москва
3. Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года от 18 декабря 1007 года №1561
4. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года №126-ФЗ
5. Brandowski James F. Corporate imagination plus: Five steps to translate innovative strategies into action New-York: The Free Press; London: Collier Macmillan, 1990
6. Grossi G. Promoting innovation in a big business Ibid, 1990
7. Warner Jack. My first hundred years in Hollywood. Ал authobyography -New-York: Random House, 1965
8. Василевская H. Ф. Развитие технических и изобразительных средств кино в условиях НТР М., 1980
9. Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видеозаписи-М., 1996
10. Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М.: РАН ИМЭМО 1994 - 56 с.
11. ИД «Бизнес-пресса», 1998 216 с. \Ъ.Инновации и экономический рост. Отв. ред. Микульский К. - М.: Наука- 2002 377 с.
12. А.Инновационное управление трудом. Межвузовский сборник научных статей, под науч ред. Н.А.Горелова, В.В.Синова СПб, СПбГУЭФ, 2001 - 175 с.
13. Инновационные контуры мировой экономики (прогноз развития на 2000-2015 гг.) Научная программа "Долгосрочное прогнозирование". Рук. программы Мартынов В.А., Дынкин А.А. М.: РАН ИМЭМО -1999-81 с.
14. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений. Социальные факторы нововведений в организационных системах: Труды семинара М.: ВНИИСИ, 1980 - с. 5-2224Меморандум Союза кинематографистов РФ Ж. «СКН», №14-16 (197199), 06.12.2004
15. Минервин КГ. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций. Научно-аналитический обзор М.: РАН ИНИОН, 1994 - 48 с.
16. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Под. ред. В.И. Кошкина -М.: 1993
17. Первый век кино. Энциклопедия. Гл.ред. Борсук JL М.: Локид, 1996
18. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: Условия роста / Российская академия наук. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. М.: Маркет ДС, 2003 -432 с.
19. Сидоренко В.И. Планирование факторов производства аудиовизуальной продукции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук М.: 2000
20. Соколов КВ. Вклад русской науки и искусства в создание кинематографа-М.: АН СССР, 1953
21. Справка о реализации концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года и о стратегических направлениях государственной политики в сфере кинематографии на период 20062016 гг.
22. Фатхутдинов Р.Л. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд., -М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2000 624 с.
23. Ъб.Харин А.А., Коленский И.Л. Управление инновациями. Основы организации инновационных процессов. Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Шленова М.: Высшая школа, 2003 - 252 с.
24. Чепайкина Т.В. Выбор инновационных технологических проектов на основе комплексной критериальной модели при формировании госзаказа. Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук-М.: 2002
25. Черкасов М.Н. Разработка механизма выбора эффективных инновационных проектов в промышленном производстве. Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. М.: 2002
26. Ъ9.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова -М.: Юристъ, 2002 608 с.
27. АО Янковский К.П., Мухаръ И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности — СПб., Питер, 2001 — 448 с.1. Статьи41 .Doyle Odrie. Lord of the Rings. The two Towers, Ж. «Computer Graphics World»
28. Goodman Martin. CGI вытеснит рисованную мультипликацию? Ж. «Animation World Magazine», 2005
29. Gordon Devin. Making "The Polar Express", Ж. «Newsweek», 25 октября, 2004
30. Kenyon Heather. ILM's Seth Rosenthal on Motion Capture, Ж. Animation World Magazine, № 3.11, февраль, 199945 .Pavitt K. Key characteristics of the large innovating firm, Ж. «British journal of management» Chichester etc., 1991
31. Robertson Barbara. The Lord of the Ring, Ж. «Computer Graphics World», декабрь, 2001
32. Sturman David J. A Brief History of Motion Capture for Computer Character Animation. Character Motion Systems, SIGGRAPH 94: Course 9, 1994
33. Березин О.С. Цифровой кинотеатр. Эпизод 1, Ж. "Техника кино и телевидения", № 4, 2003
34. ЪХ.Блохин А., Ивева И., Назин Л. Электронный кинематограф в России -его проблемы и перспективы Ж. «Киномеханик», 2000, №4
35. Геблер Н. Собственная империя. Как евреи изобрели Голливуд — Ж. «Искусство кино», 1999, №№8-12
36. Елисеев Ю., Малинецкий Г., Медведев А., Харин А. Инновационный императив Независимая газета, №88(3203), 28.04.2004
37. Ермакова Е.Ю. IMAX: дорога к звездам и возвращение мечты Ж. «Техника кино и телевидения», 2001, №7
38. Зеленина ЛИ. Размер киноэкрана: влияние на изображение и звук Ж. «Техника кино и телевидения», 1999, №5
39. Киселев И. Технология Dolby Ж. «Киномеханик», 1999, №9
40. Новикова Т. Кинематограф XXI века Ж. «Киномеханик», 1998
41. Периодические издания, содержащие использованные статистические данные66.Action, журнал, М, 2005
42. Бизнес кинотеатров, журнал, М, Metropolitan E.R.A., 2005
43. Бюллетень кинопрокатчика, журнал, М, Metropolitan E.R.A., 2005
44. Кинобизнес сегодня, журнал, М, Экспресс-паблишинг, 2004-2005 10.Кинопроцесс, журнал, М, Кинопроцесс, 20051\.Менеджер кино, журнал, М, Информ кино, 20051. Источники в сети Интернет12.3-D Film and Video http://www.stereo3d.com/3dmovie.htm
45. Episode II: Keeping Pace with Digital Production www.starwars.com, 200180 .Furniss Maureen. Motion Capture http://www.mit.edu/comm-forum/papers/furniss.html81 .Kaufman Debra. Движущая сила Родригеса www.render.ru - 2005 82.
46. Motion Capture Introduction -http://visgraf.impa.br/Proiects/mcapture/intro.html
47. Motion Capture What is it? - http://www.metemotion.com/motion-capture/motion-capture.htm
48. Render.Ru http://www.render.ru
49. Skywalker Sound. The Making of Movie Soundtrackhttp://www.thx.com/skywalker/skywalker.html 96.Sony and Panavision to Deliver First Camera www.starwars.com, 17 ноября 199991 .Technicolor Milestones. http://www.technocolor.com
50. Thoresen Bjorn. Final Fantasy: подробности создания http://www.vfxpro.com 2003
51. United States Department of Labor Bureau of Labor Statistics - Motion Picture and Video Industries - http://www.bls.gov/oco/cg/cgs038.htm
52. Visual Effects Headquarters http://www.vfxhq.com
53. Wake-up Call for Film Industry http://www.cbn.co.za/arc/2003-Mar/art461.asp. март 2003
54. Власов И. Технология Motion Capture. Виртуальные радости -http://nestor.minsk.bv/vr/2000/12/vrO 1215.html 2000
55. Дубинин А. «Робот-оператор Cyber-Cameraman», http://www.tivionica.ru/archiv/996/99653.htm, 2003
56. Кино России http://www.kinoros.ru
57. Корнеев А. "Финальная фантазия" грозит обернуться кошмаром для кинозвезд" http://www.kinoizm.ru, 2001
58. Цифровое кино http://www.digitalcinema.ru/content/press/dtech002.php
59. Robertson Barbara. Месиво монстров www.render.ru
60. Feeny Katherine. Jim Henson's Creature Shop, 'Brotherhood of the Wolf www.vfxpro.ru