Управление развитием предпринимательского потенциала театральных организаций тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Ученая степень
кандидата экономических наук
Автор
Шкарина, Вера Сергеевна
Место защиты
Москва
Год
2013
Шифр ВАК РФ
08.00.05

Автореферат диссертации по теме "Управление развитием предпринимательского потенциала театральных организаций"

На правах рукописи

005060274

Шкарина Вера Сергеевна

Управление развитием предпринимательского потенциала театральных организаций

Специальность: 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства)»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

3 О МАЙ 2013

Москва, 2013

005060274

Работа выполнена на кафедре Общего менеджмента и предпринимательства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)».

Научный руководитель: Тихомирова Наталья Владимировна

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Егоров Евгений Викторович

доктор экономических наук, профессор Заведующий кафедрой экономики социальной сферы МГУ им. М.В. Ломоносова

Дмитров Денис Владимирович

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, аудита, статистики Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Ведущая организация: Московский финансово-

промышленный университет «Синергия»

Защита диссертации состоится «27» нюня 2013 года в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.151.04 в МЭСИ по адресу: 119501, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МЭСИ.

Автореферат разослан «27 мая» 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор экономических наук, доцент Мхитарян C.B.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Изменение системы экономических отношений во всех сферах национальной экономики России выражается в переходе на предпринимательские формы организации различных видов деятельности. Глубина, степень и формы экономической инициативы предпринимательства в социальных отраслях, таких как образование, здравоохранение, культура, зависят от изменения вектора государственной политики. Постепенное сокращение государственного финансирования приводит к необходимости поиска альтернативных путей самостоятельного развития. Уход государства от прямого финансирования сферы культуры вообще и театральных организаций в частности, как в России, так и на Западе приводит к возникновению особых типов инициативных самостоятельных организаций, которые по своей сути являются предпринимательски ориентированными. Все актуальнее становится внедрение основных рыночных механизмов, современных управленческих инструментов для активизации предпринимательских форм организации процессов театральной деятельности. Трансформация государственной политики в сфере культуры, происходящий перевод государственных бюджетных учреждений культуры (театров) в статус автономных некоммерческих организаций послужили мощным стимулом к развитию и использованию инициативной рисковой деятельности театральных организаций для сохранения, развития и вывода на международный уровень конкурентоспособной театральной продукции.

Преобразование форм творческих организаций и их стремление сохранить своё место в системе создания общественных благ, востребованных различными группами потребителей, является основанием для организации некоммерческого хозяйствования, которое использует приёмы и методы ведения предпринимательской деятельности, характерные для других сфер экономики.

Для российских театральных организаций предпринимательский подход к созданию театрального продукта не является исторически новым. Традиции театрального предпринимательства конца 19 - начала 20 вв. сформировали русский театр как международный конкурентоспособный продукт. Наряду с императорскими театрами, полностью существовавшими за счет государственной казны, в эпоху становления и развития капитализма начали возникать частные театры, которые, с одной стороны, существовали за счет капиталов и пожертвований предпринимателей, а с другой, являлись инициативными партнерствами с коллективной собственностью самих трупп. Период директивного управления сферой театра фактически уничтожил

способность театральных организаций самостоятельно осуществлять собственную деятельность. Именно поэтому осмысление сущности, форм и методов процесса становления и развития предпринимательской деятельности театральных организаций, правильное определение, использование их предпринимательского потенциала как ресурса развития является крайне актуальным.

Степень разработанности и изученностн проблемы.

Теоретические и методологические основы формирования и развития предпринимательских организаций рассматриваются в работах таких ученых как А. Смит, Р. Кантильон, Й. Шумпетер, П. Друкер, Р. Хизрич, М. Питере, Р. Морган, Н. Тихомировой, А. Бусыгин, С. Валдайцев, М. Лапуста, Д. Дмитров, Л. Леонтьева. Однако необходимо провести уточнение понятия «предпринимательство» применительно к театральным организациям.

Проблемам развития предпринимательского потенциала в рыночной экономике Запада посвящены исследования Г. Мангольдга, Ф. Найта, Й. Тюнена, Л. Мизеса, Ф. Хайека и И. Кирцнера. Исследования предпринимательского потенциала на организационном и индивидуальном уровнях проводились М. Грачевым, П. Журавлевым, М. Кибакиным и В. Лапшовым, В. Супяном, И. Бердичевским. Некоммерческому хозяйствованию в социальной сфере посвящены работы Е.Егорова, А. Жильцова, Л. Якобсона и др. Однако системные исследования по развитию предпринимательского потешшапа в организациях культуры вообще, таки и театральных организациях в частности, практически отсутствуют.

Проблемам ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности, повышению конкурентоспособности организаций культуры посвящены работы таких ученых, как М. Кошкина, Е. Мельвиль, Г. Дадамян, Ф. Котлер, Д. Шефф, К. Гасратян, Т.Абанкина, М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. Отчасти в работах этих авторов затрагиваются экономические и управленческие аспекты театральной сфер, однако проблематика, связанная с развитием предпринимательского потенциала творческих организаций в России и за рубежом требует дополнительных исследований. Сущность, содержание, специфика понятия «предпринимательский потенциал театральных организаций» также нуждаются в дополнен™, уточнении и раскрытии.

Цель исследования состоит в теоретическом и методологическом обосновании механизма управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций.

В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

• уточнение и дополнение понятий «предпринимательски ориентированные театральные организации» и «предпринимательский потенциал театральной организации»;

• выявление особенностей существующих предпринимательских подходов к организации процесса производства и реализации различных видов театральных продуктов;

• обоснование внутренних и внешних ограничений развития предпринимательского потенциала театральной организации;

• разработка алгоритмов управления театральными организациями различных типов при выявлении, использовании и развитии их предпринимательского потенциала.

Объект исследования — театральные организации различных гражданско-правовых и организационно-управленческих типов.

Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие при управлении развитием предпринимательского потенциала театральных организаций различных гражданско-правовых и организационно-управленческих типов.

Теоретической и методологической основой диссертации являются фундаментальные и прикладные работы по проблемам предпринимательства, истории развития театрального дела в России и за рубежом, экономики и менеджмента в сфере культуры. В работе использовались методы системного анализа, экспертных оценок, исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования процессов управления развитием.

Информационной базой послужили материалы симпозиумов и научных конференций, публикации периодической печати, собственные социологические исследования автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке основных принципов научно-методологического инструментария для управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций различных типов.

На заи{иту выносятся следующие результаты, обладающие признаками научной новизны:

• выявлены и систематизированы с учетом исторического генезиса современные формы театральных предпринимательски ориентированных организаций на основании принципов комплексности, дезинтеграции, интеграции, кооперации, жизненного цикла, процессных характеристик. На основе многофакторной матрицы, соединяющей критерии и типы театральных организаций, а также принципы функционирования и степень их реализации,

определены особенности проявления предпринимательских процессов как атрибутов большинства театральных организаций с учетом их масштаба, места в театральной отрасли, типов взаимодействия с внешней средой;

разработан авторский подход к определению понятия «предпринимательский потенциал», применительно к театральным организациям, который определяется как вероятностный комплекс экономических, социальных, институциональных, кадровых, управленческих ресурсов, направленных на формирование инновационного театрального продукта, результаты реализации которого создают синергический эффект для развития самой театральной организации, повышения ее творческого потенциала и обеспечения устойчивости существования; предлагаемый автором подход способствует трансформации существующих организационно-управленческих методов к организации производства театрального продукта с учетом современных технологий формирования, использования и управления ресурсами предпринимательски ориентированных театральных хозяйствующих субъектов; конкретизирована специфика традиционного и маркетингового подходов к производству и реализации основного направления деятельности предпринимательски ориентированных театральных организаций, роль театральных организаций неполного цикла в создании интегрированного театрального продукта; обоснованы пределы развития и использования предпринимательского потенциала театральных организаций разных типов, связанные с сохранением определенной доли бюджетного финансирования, особенностями производства театрального продукта как общественного блага, активно влияющего на развитие нравственного, культурного и интеллектуального состояния общества, зависящего от распределения зрительского интереса и вкусов по регионам, платежеспособного спроса, уровня развития профессиональных компетенций театральных менеджеров;

представлен алгоритм проектного управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций разных типов, находящихся на различных этапах жизненного цикла с учетом выделения следующих элементов: специфических объектов предпринимательской деятельности, особых свойств производимого театрального продукта, степени инновационности производимого театрального продукта, обеспечения его информационного сопровождения и обеспечения информационной прозрачности

производственного процесса, возможности партнерской среды и масштабов кооперации между предпринимательски ориентированными структурами разного типа. Предложенный автором алгоритм позволяет провести определение реальной стратегической позиции конкретных театральных организаций, выявить недостатки и достоинства системы производственно-хозяйственной деятельности, косвенные ресурсы для обеспечения экономической устойчивости театральных организаций. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в выявлении, постановке и решении теоретических проблем управления развитием предпринимательски ориентированных театральных организаций, в формировании и использовании предпринимательского потенциала театральных организаций разного типа и возможности практического применения полученных результатов при разработке и реализации механизмов управления конкретными театральными организациями с целью обеспечения их экономической устойчивости. Полученные автором результаты позволяют систематизировать современные формы предпринимательски ориентированных театральных организаций, находящихся на разных этапах жизненного цикла, имеющих разные стратегические позиции в театральной отрасли, осуществляющих комплексные или локальные проекты по созданию новых творческих продуктов.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с паспортом специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства) п. 8.6. «Становление и развитие различных форм предпринимательства: организационно-правовых; по масштабу предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство); по сферам предпринимательской деятельности (производство, торгово-финансовая, посредническая и др.), по бизнес-функциям».

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные положения работы докладывались и получили положительную оценку на научно-методических семинарах кафедры Общего менеджмента и предпринимательства в рамках научной школы «Инновационные механизмы стратегического развития

предпринимательских организаций в условиях информационного общества»; в рамках Фестиваля науки МГУ (2012г.), на летней школе Университета Людвига-Максимилиана (г. Мюнхен, Германия, 2012г.), на конференциях «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях» (2011, 2012гг.). Организационно-управленческие алгоритмы, предложенные

автором, были использованы при разработке проектов театральных фестивалей и постановок. Теоретические и методические разработки автора были использованы при формировании учебно-методического комплекса по направлению «Менеджмент исполнительских искусств» (МЭСИ, 2012г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 3,95 п.л., в т.ч. 4 статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Миноборнауки России общим объемом 1,3 п.л.

Структура и объем работы обусловлена целью и задачами исследования, отражает ее логику- и состоит из введения, трех глав, заключения. Диссертация изложена на 140 страницах печатного текста, включает 15 рисунков, 8 таблиц. Список использованной литературы и источников содержит 142 наименования.

И. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках первого пункта научной новизны выявлены и систематизированы современные формы театральных предпринимательски ориентированных организаций.

Автором проведен историко-экономический анализ формирования предпринимательских подходов к организации и управлению сферой театральной деятельности в России. В качестве периода историко-экономического исследования был выбран период с 1898 года по настоящее время. Точкой отсчета в формировании предпринимательского сектора в театральной сфере можно считать конец XIX века, когда деятельность в этой сфере являлась производной от основной производственной и финансовой деятельности носителей крупного капитала.

Деятельность театральных структур осуществлялась в интересах ограниченных групп пользователей, результаты не являлись общественно значимыми. Реально ориентация на предпринимательскую деятельность развернулась с конца 19 века, с открытием общественно востребованных частных театров и театральных проектов. В соответствии с предложенным автором подходом к периодизации можно выделить 4 этапа развития предпринимательски ориентированной театральной деятельности: 1) 18981920,2) 1920-1985, 3) 1985-2006,4) 2006 - по настоящее время.

На каждом этапе генезиса степень предпринимательской ориентации театральных организаций менялась в зависимости от объема и содержания

государственной поддержки, экономической, институциональной и гражданско-правовой ситуации в стране. Большая часть диссертационного исследования сосредоточена на периоде трансформации театральных организаций как хозяйствующих субъектах в условиях рынка, т.е. на 3-4 этапах.

По данным сайта Ростеатр.ру1 систематизация всех театров России, которых на 1 января 2013 года было 939, может быть проведена по нескольким критериям: по виду театрального искусства; по уровню профессионализма; по уровню исполнителей; по языку исполнения; по подчиненности и формам собственности; по типу аудитории. Безусловно, каждый из видов театрального искусства, представленный в том или ином театре влияет на организацию основных производственных процессов, формирование художественной политики, выбор и распределение всех видов ресурсов.

Для раскрытия основных направлений развития и формирования предпринимательской деятельности автором проведена систематизация видов театральных организаций по выделенным критериям (Рис.1).

Рисунок 1 - Систематизация театральных организаций России

Прим.: составлено автором по данным Rosteatr.ru.

При существующем многообразии видов театрального искусства представлены несколько ввдов могут быть одновременно представлены в одной театральной организации, что показал анализ театральных организаций по видам театрального искусства (Рис.2).

1 По данным портала www.rosteatr.ru.

6. Иллюзии S 3

5. Эстрады te 20

4. Зеерей j 2

3. Театр кукол ниман 131

2. Драматический ¡шяшятятттж^тштя^тттмшш^шшяшшяттшшттштшштмштяятшшш

1. Музыкальный 'ртштшяемхгтгщяжм 234

О 100 200 300 400 500 600 700 800

Рисунок 2 - Распределение театральных организаций по видам театрального искусства

Прим .: составлено автором по данным Rosteatr.ru.

С точки зрения подчиненности, в зависимости от учредителя, спонсора или собственника, все российские театры можно разбить на пять групп: государственные федерального подчинения; государственные регионального подчинения; муниципальные; ведомственные; частные (Рис.3).

Частный Ведомственный Муниципальный Государственный регионального подчинения Государственный федерального подчинения

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450

Рисунок 3 - Распределение театральных организаций по уровням управления и учредительства

Прим.: составлено автором по данным Rosteatr.ru.

К драматическим театрам как хозяйствующим субъектам отнесены профессиональные театры. Однако, на основе учебных и любительски театров могут создаваться со временем самостоятельные инициативные хозяйствующие структуры, большинство современных частных драматических театров России выросло именно из числа любительских (Рис.4).

| 1 | ¡

0 20 40 60 80 100 120 140 160

Рисунок 4 - Распределения драматических театров по уровню исполнения

Прим.: составлено автором по данным Rosteatr.ru.

S53 900

Аудитория как основной потребитель театрального продукта во многом определяет тип театрального продукта, возможные варианты его ценности. Так, например, все, что предназначено для детей и юношества имеет определенное ограничение по цене билетов. Согласно Концепции развития театрального дела до 2020 года: «культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения».2 (Рис. 5)

Для всех возрастов Детский Молодежный Юного зрителя

1 1

60

20 40 60 80 100 120 140

Рисунок 5 - Структура театрального пространства России по типу

аудитории

Прим.: составлено автором по данным Rosteatr.ru.

Выявленные особенности государственной культурной политики и запросов общества влияют на формирование внутри театральных организаций новой системы экономических отношений, которые складываются в условиях неопределенности и риска за результаты производства и реализации театральных продуктов. Изменения системы финансирования театров всех типов, будь то федеральный, региональный или муниципальный, приводят к необходимости трансформации хозяйственных механизмов, творческих и экономических функций и процессов. Появились и продолжают появляться театральные организации разных функциональных типов создания промежуточного или конечного театрального продукта. В ходе системггшзации современных театральных организаций автором разработана матрица типов театральных организаций по степени реализации в них следующих принципов: комплексности, интеграции, дезинтеграции, кооперации, жизненного цикла, процессных характеристик. Предложенная многофункциональная матрица позволяет конкретизировать уровень предпринимательской ориентированности театральной организации (Табл. 1).

2 Концепция 2020

Таблица 1 - Многофакторная матрица определения направления развития предпринимательской ориентированности театральных организаций. (Разработано автором)

Принципы Критерии По уровню управления По уровню исполнения По видам театрального искусства По типу аудитории

Тип театра Полнота рсалнзацкнЧ федеральный I региональный муниципальный а | о г ей Ч1СТНЫЙ профессиональный « •о г ч 3 X о £ музыкальный драматический 1 3 | 1 1" е . о. св с и Я 1 3 1 &1 « к и £ в Э сс и г § о 2 ч 1 ч 0 1 для всех возрастов

Комплексность Полай ■ * • * • *

Частично

Интеграция С другими театральными организациями • • • • • • • • «

С фОЧНМН организациями • ■ • • * • ■ • - • * •

Дин атс грация Работа на собственной плошадке • • • • • • • • «

Работа на других площадках

.Кооперация С другими театральными организациями • • • - • • - • • ■ •

С прочими организациями

Этели Начальный этап • • • * • * • * • ■ *

жизненного Стабилизация

цят Кризис, реорганизация • * * * * * * • • *

Процессные Полный пни • • * ■

характеристик» Неполный цикл

Знак «*» означает использования соответствующих предпринимательских принципов в театрах с конкретными критериями.

На основе многофакторной матрицы, предложенной автором, становится возможным определить развернутую типологию предпринимательски ориентированных организаций по масштабу, характеристике результата конкретной театральной организации, месту в театральной отрасли и процессе создания театральных продуктов.

В рамках второго пункта научной новизны разработан авторский подход к определению понятия «предпринимательский потенциал» применительно к театральным организациям.

Систематизация существующих подходов к понятию «предпринимательский потенциал» позволила выявить, что с точки зрения объектов развития предпринимательского потенциала рассматриваются три основные уровня: предпринимательский потенциал национальной, региональной или муниципальной экономических систем, предпринимательский потенциал хозяйствующего субъекта и предпринимательский потенциал индивидуума как степень стремления осуществлять инициативную рисковую хозяйственную деятельность в условиях неопределенности внешней среды с целью получения предпринимательского дохода. По видам деятельности предпринимательский потенциал направлен на осуществление хозяйственной деятельности в производстве, финансах, инфраструктуре, сфере услуг. По отношению к способам получения и реинвестирования предпринимательского дохода субъекты предпринимательской деятельности могут быть отнесены к двум группам: преимущественно потребители предпринимательского дохода и преимущественно инвесторы и реинвесторы, которые направляют полученный дополнительный доход на развитие основной деятельности с целью повышения качества потребительной стоимости произведенного продукта. Предпринимательски ориентированные театральные организации в соответствии с данной классификацией относятся ко второй группе. Новые тенденции в государственной культурной политике и запросы общества мотивируют театральные организации к формированию базисного инструментария по выявлению и использованию предпринимательского потенциала не только в рамках своей дополнительной, но и основной, частично финансируемой учредителем, деятельности. Современные социальные условия хозяйствования предоставляют театральным организациям возможность развивать свой предпринимательский потенциал в основной деятельности: производстве и показе спектаклей. Театральные организации, как хозяйствующие субъекты, традиционно относятся к сфере некоммерческого хозяйствования. Анализ российской и мировой продюсерской практики позволил выявить организационно-управленческие

подходы, связанные с повышением степени использования ресурсного потенциала театральных организаций и его превращением в предпринимательский потенциал. Суммируя все вышесказанное, необходимо определить понятие «предпринимательский потенциал» применительно к театральным организациям разных типов, выделенных ранее. Предпринимательский потенциал театральной организации определяется комплексом технологий выявления, развития и использования совокупности экономических, социальных, институциональных, творческих и управленческих ресурсов, направленных на формирование инновационного театрального продукта, результаты реализации которого создают синергический эффект, развивающий ее творческий потенциал, обеспечивающий устойчивость существования как организации, производящей общественно-значимые духовные блага.

Учитывая, что предпринимательский потенциал театральной организации, как характеристика степени ее предпринимательской ориентированности, носит вероятностный характер, возможно спрогнозировать направление трансформации существующих организационно-управленческих подходов к организации производства творческих продуктов.

В рамках третьего пункта научной новизны уточнена специфика традиционного и маркетингового подходов к производству и реализации основного направления деятельности предпринимательски ориентированных театральных организации.

Автором проведено сравнение традиционного и маркетингового подходов к производству и реализации основного направления деятельности театральных организаций. С одной стороны, это относится к театральным организациям традиционных форм хозяйствования, основанных преимущественно на бюджетном финансировании, а, с другой стороны, оба подхода присутствуют и в предпринимательски ориентированных театральных организациях, которые являются организациями полного производственного цикла. Автором выявлены традиционный и маркетинговый подходы к организации деятельности предпринимательски ориентированных театральных организаций. По мере развития маркетингового подхода производства и реализации творческих продуктов в театрах возникает необходимость учета и оптимизации предпринимательских издержек как общих, так и трансакционных. Это вызвано тем, что при маркетинговом подходе подготовительный период полностью определяется художественными предпочтениями и

экономическими возможностями зрителей как потенциальных потребителей будущего театрального продукта. Именно поэтому точность ориентирования изначальной творческой идеи, сценического образа на конкретный зрительский сегмент требует дополнительных временных затрат и изменения соотношений между периодами создания творческого продукта по сравнению с традиционным подходом.

Таблица 2 - Формирование издержек театрального продукта на разных _периодах его создания при маркетинговом подходе

Периоды Издержки создания театрального продукта

Овеществленные Неовеществленные

Подготовительный период Изготовление проектов макетов, запись вариантов музыкального и шумового оформления. Выбор литературного материала: год издания, ставилось ли раньше, если ставилось, то где и когда, если нет - то выкуп прав на постановку, перевод, гонорар переводчику или наследнику, инсценировки и дополнительные тексты, оплата, кастинг актеров по принципу «букет», «один цветок», выезд штатного художника на место действия спектакля, приобретение иконографических и литературных материалов и т.д.

Рабочий период Изготовление, приобретение или оформление в аренду костюмов, декораций, реконструкция мебели, приобретение или аренда осветительной и шумовой техники, транспорта. Гонорары постановочной группе (режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам, композитор, балетмейстер, постановщик трюков, педагога), оплата записи музыки и шумового оформления

Репетиционный период Использование репетиционных помещений, затраты на изменение сценического оформления. Составление графиков оптимальной занятости штатных актеров и привлечение актеров по контракту, альтернативные издержки от «неучастия» популярных артистов в постановках (театральный аутстаффинг)

Прокатный период Печать и распространение билетов, программ, рекламы Работа со СМИ, с критиками и театральной общественностью

Прим.: составлено автором. Овеществленные затраты возможно учесть только при точном определении потребности в материалах по ассортименту, количеству и

стоимости, нормам времени на изготовление, размера оплаты труда. На продолжительность каждого этапа влияет жанр и форма спектакля, тип театра, наличие актеров-«звезд», географическое положение и наличие на данной территории других театральных организаций, что обусловливает необходимость перехода на маркетинговый тип управления театрами. Естественной тенденцией развития процесса создания творческого продукта является специализация отдельных предпринимательских структур на локальные процессы производственной цепи, которые в итоге являются организациями неполного цикла. В этом случае, общие издержки самой театральной организации остаются неизменными или увеличиваются, но на управленческом уровне происходит оптимизация процессов производственной цепи. Исходя из типов театральных организаций (театры, театральные фестивали, прокатные площадки, художественно-производственные мастерские и т.д.), в диссертации разработаны принципы взаимодействия театральных организаций полного и неполного цикла, представляющие процесс создания интегрированного театрального продукта.

В рамках четвертого пункта научной новизны обоснованы пределы развития и использования предпринимательского потенциала театральных организаций разных типов, связанные с сохранением определенной доли бюджетного финансирования, особенностями производства театрального продуюга как общественного блага.

Наряду с театральными организациями трансформируемого типа, относящимися фактически к сфере некоммерческого хозяйствования, появляются, развиваются и существуют театральные организации, которые по своей сущности являются типичными предпринимательскими структурами, ведущими инициативную рискованную деятельность в сфере производства, продвижения и продажи творческого продукта. К этому типу организаций относятся продюсерские компании, частные театры, актерские агентства и театральные площадки.

Эти театральные предпринимательские структуры проходят полный стандартный цикл создания творческого продукта, который по типу потребления может относиться как к бизнесу Мо-с, так и к ЬЧо-Ь. В первом случае результатом деятельности театральных предпринимательских структур является готовый спектакль, созданный с использованием собственных заемных средств, привлечение услуг театральных компаний-аутсорсеров (театральных агентств, прокатных площадок, рг и рекламных агентств). Основными предпринимательскими рисками, с которыми сталкиваются собственники и продюсеры, становятся выбор креативной идеи

(сценария, пьесы, инсценировки), понимание целевой аудитории, способной оценить и оплатить предлагаемый творческий продукт (спектакль). Предпринимательский потенциал таких организаций представляет собой некоторый нереализованный запас креативных идей, неосвоенных зрительских аудиторий как в рамках одной театральной площадки, так и в рамках регионов, потенциальные возможности привлечения финансовых средств заинтересованных инвесторов. Развитие предпринимательского потенциала в этом случае практически не имеет границ. Во втором случае для театральных предпринимательских структур типа Ыо-Ь (аутсорсеры) результатом деятельности, который определяет коммерческий эффект, является предоставление производственных, ресурсных, творческих услуг. Они должны иметь качественные характеристики, соответствующие производственным и творческим потребностям театральной организации, которая является организующим центром творческого процесса. Предпринимательский потенциал театральных предпринимательских структур - аутсорсеров определяется степенью их включенности в создание востребованных театральных проектов, способностью трансформировать имеющиеся ресурсы, разработки и технологии под новые предпринимательские задачи с новыми бизнес-партнерами, масштабом их профессиональной деятельности на региональном, национальном или международном уровне, определенным имиджем и деловой репутацией в профессиональной среде. В этом случае пределом развития предпринимательского потенциала являются количество театральных организаций-заказчиков, экономические и творческие возможности удовлетворения потребностей организаций-заказчиков, создание крупных продюсерских компаний, обладающих всем комплексом техническо-постановочных средств, используемых в создании в создании творческого продукта. На основе проведения системного анализа пределов развития предпринимательского потенциала в театральных организациях разного типа и выявления потенциальных рисков, ограничивающих предпринимательский доход и снижающих эффективность, сделан вывод, что основными факторами установления этих пределов являются структура, качество и масштаб производственных, финансовых, организационных и творческих процессов как в самих организациях, так и у партнеров во внешней среде.

Предпринимательский потенциал является динамической характеристикой не только коммерческих театральных организаций, но и театральных организаций некоммерческого хозяйствования и государственного сектора. Он становится стимулирующим результатом

ограничивающего влияния размера бюджетного финансирования для создания новых творческих продуктов, укрепляющих и расширяющих возможности развития театральной организации. Для театральных организаций трансформируемого типа наиболее значимыми рисками являются творческие, организационные и репутационные риски, поскольку они в разной степени влияют на финансово-хозяйственные результаты творческой деятельности. Пределами развития предпринимательского потенциала является не только нормативно-правовая база, институциональная среда, но и существующая творческая, организационно-производственная, экономическая и управленческая инертность, для преодоления которой требуется комплексный подход как со стороны государства, так и со стороны самих организаций. Таким образом, в театральных организациях разной степени коммерциализации присутствуют различные уровни экономических рисков, которые, в свою очередь, напрямую связаны с установлением пределов развития их предпринимательского потенциала. Во многом эти пределы зависят от состояния внутренней среды организации, места конкретной организации в системе сферы культуры, направления и качества организационно-технических, управленческих, кадровый услуг, а также от возможностей организаций всех трех типов сформировать единую творческо-производственную среду.

В рамках пятого пункта научной новизны представлен алгоритм проектного управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций разных типов, находящихся на различных этапах жизненного цикла.

Автором оценены возможности стратегического управления предпринимательскими потенциалами в театральных организациях разного типа, находящихся на различных этапах жизненного цикла. Жизненный цикл театральной организации, в понимании автора, представляет собой описание конкретных временных периодов существования организации с отражением состояния творческой и производственно-хозяйственной деятельности (формирование, устойчивое развитие, завоевание устойчивого сегмента в национальном театральном пространстве, снижение интереса к творческим продуктам данной организации, период стагнации, трансформации в другой тип театральной организации). На каждом этапе жизненного цикла можно выделить следующие элементы:

• наличие или отсутствие специфических объектов предпринимательской деятельности (возможность получения

частичной ренты с аренды, предоставление дополнительных услуг, организация коммерческих гастролей и т.д.);

• особые свойства производимого творческого продукта, соответствующего каждому типу театральной организации (пиар, маркетинг, брендинг);

• степень инновационное™ производимого творческого продукта и его конкурентоспособность по сравнению с существующими

• информационное сопровождение и обеспечение информационной прозрачности производственных и творческих процессов театральной организации;

• специфические участники партнерской среды, определяющие масштабы и возможности кооперации театральной организации.

При использовании методов стратегического анализа конкретных театральных организаций экспертным путем были выявлены реальные стратегические позиции и составлена ST-матрица (матрица театрального пространства), позволившая определить векторы развития предпринимательского потенциала конкретных хозяйствующих субъектов и сформулировать алгоритм проектного управления развитием предпринимательского потенциала с учетом каждого типа организаций. В качестве позиционируемых организаций были выбраны театры федерального подчинения: Большой театр, МХТ им. А.П. Чехова, Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова; театры регионального и муниципального подчинения: Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Таганрогский театр им. А.П. Чехова; театры частной формы собственности: Коляда-театр (Екатеринбург), Театр POST (Санкт-Петербург), театры ведомственного подчинения: Драматический театр Тихоокеанского флота (г. Владивосток), Центральный академический театр Российской Армии (г. Москва).

Позиционирование осуществлялось по четырем факторам: уровень предпринимательского потенциала (ПП); адекватность институциональной среды (АИС); привлекательность сегмента театральной деятельности (ПСТД); конкурентные преимущества в соответствующем сегменте театральной деятельности (КПССТД) (Рис.6).

Шкала экспертных оценок от 0 до 6, описание процедуры экспертизы и образцы экспертных таблиц представлены в диссертации.

Координаты (х; у) стратегического положения театра вычисляются по формулам:

У = £"=1пп (и 1?„Ажух=^,псгд ^ 1Г.,кпсстд^(1) где п - число экспертов; 1 = 1.. ,п; М = 6 (макс. эксп. оценка)

Таблица 3 - Координаты стратегических позиций

предпринимательски ориентированных театральных организаций

Название театра Знак на схеме Координаты в ST-матрице (х; У)

Большой театр ★ (4,7; 5,1)

МХТ им. А.П. Чехова X (3,5; 3,8)

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (-5,3; 4,5)

Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко * (4,0; 3,8)

Таганрогский театр им. А.П. Чехова ш (-5,5; 2,0)

Коляда-театр А (1,8;-2,4)

Театр POST # (3,1;-1,3)

Драматический театр Тихоокеанского флота • (-3,5;-3,5)

Центральный академический театр Российской Армии «а (-3,5; 4,5)

Автором сформулированы четыре подхода, влияющие на разные проектные алгоритмы управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций, в зависимости от их стратегической позиции:

• алгоритм управления растущим предпринимательским потенциалом организации в условиях адекватности институциональной среды, направленной на поддержку театральной отрасли, находящейся в привлекательном сегменте театральной деятельности и имеющей высокие конкурентные преимущества (Большой театр, МХТ им. А.П. Чехова, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);

• алгоритм управления растущим предпринимательским потенциалом организации в условиях адекватности институциональной среды, направленной на поддержку театральной отрасли, находящейся в непривлекательном сегменте театральной деятельности и не имеющей конкурентных преимуществ или являющейся монопольной театральной организацией (Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова, Центральный академический театр Российской Армии, Таганрогский театр им. А.П. Чехова);

• алгоритм управления трансформацией (ликвидацией, изменением форм собственности и т.д.) театральных организаций в условиях неадекватности институциональной среды, отсутствие привлекательности их творческой деятельности (ведомственные театральные организации, в нашем случае Драматический театр Тихоокеанского флота);

• алгоритм активизации процессов формирования предпринимательского потенциала театральных организаций, функционирующих в привлекательном сегменте театральной деятельности, имеющих ярко выраженные конкурентные преимущества и узнаваемый образ в условиях неадекватной (агрессивной) институциональной среды (Коляда-театр, театр POST).

ПП

КПССТД

Л

-4

-2

-2

-4

-6

+6

+4

+2

+2

+4

+6

ПСТД

АИС

Рисунок 6 - Матрица стратегических позиций театральных организаций разных типов

По результатам диссертационного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Изучение современных подходов к организации творческого процесса и основных принципов экономико-управленческой деятельности в театральных организациях позволяет автору утверждать, что вне зависимости от типа управления, зрительского сегмента, уровня исполнительского мастерства, жанра исполнительского искусства каждая театральная организация обладает определенным набором нереализованных ресурсов, которые в совокупности могут быть использованы в целях социально-ориентированной предпринимательской деятельности.

2. Проведение в каждой предпринимательски-ориентированной театральной организации диагностики состояния всех видов ресурсов, задействованных в создании театрального продукта, позволит выявить и получить дополнительный творческий и организационно-экономический эффект, направленный на формирование устойчивого развития театральной организации как социально-значимой, производящей совместно-потребляемые общественные блага (театральные спектакли). Дополнительные эффекты от использования всех видов ресурсов выражаются в создании уникальных творческих продуктов, продвигающих и развивающих как имидж театра в целом, так и отдельных театральных деятелей.

3. Изменение институциональной среды сферы культуры, исполнительских искусств вообще, театрального дела в частности, формирует объективную необходимость в использовании современных управленческих технологий для развития предпринимательски-ориентированных театральных организаций.

4. Применение маркетингового и проектного подходов к управлению театральными организациями позволяет выявлять и развивать имеющийся, но нереализованный предпринимательский потенциал, которым, по мнению автора, в разной степени обладает любая театральная организация. Подобный подход позволяет преодолеть двойственный характер современного театра как хозяйствующей структуры, проявляющийся в необходимости создания востребуемого для конкретного сегмента зрителей качественного творческого продукта, с одной стороны, а, с другой стороны, в формировании устойчивых доходов, обеспечивающих стабильное экономическое положение театра как системы социального некоммерческого хозяйствования.

III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Публикации автора по теме диссертационного исследования, в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

1.Шкарина B.C. Актуальные методы управления театральными организациями // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. -2012- №6. (0,4 п.л.)

2. Шкарина B.C. Пределы развития предпринимательского потенциала театральных интеграций // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012 - №6 (2). (0,3 п.л.)

3. Шкарина B.C., Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н. Информационная прозрачность как фактор развития инновационной экономики // Интеграл-2012. - №3. (0,6 п.л./0,2 п. л.)

4. Шкарина B.C. Современные методы управления театральными организациями Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. —2012 -№1.(0,4 п.л.)

Статьи в сборниках трудов и публикации в других источниках:

5. Шкарина B.C. Изменение в театральной сфере и их влияние на человеческий капитал /HR-форум «Человеческие ресурсы как основа социально-экономического развития региона»/. — Рязань, 2013. (0,3 п.л.)

6. Шкарина B.C. Тенденции развития предпринимательских структур в театральной сфере // Молодежная инициатива — основа регионального развития: материалы П1 научно-практической конференции. - Рыбинск: Филиал РАНХиГС, 2013. - С. 91-95 (0,2 п.л.)

7. Шкарина B.C. Экономика культуры: субъекты и объекты. Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления. Москва. 2011. (0,5 п.л.)

8. Шкарина B.C., Тихомирова Н.В. Специфика рисков театральных организаций. Информационное общество и актуальные проблемы

экономических, гуманитарных правовых и естественных наук: сб. статей VII международной науч.-практич. конф. Рязань. 2011. (0,5 п.л / 0,25 п.л.)

9. Шкарина B.C. Гастрольная деятельность как ресурс развития предпринимательского потенциала организаций исполнительских искусств. //Коллективная монография трудов участников X международного научно-практического семинара/ —М.: ИНИОН РАН, 2012. (0,5 п.л.)

10. Шкарина B.C. Предпринимательская активность симфонического коллектива в контексте международного культурного обмена / B.C. Шкарина // Россия в период трансформации: российско-германский экономический диалог: материалы пятой международной научно-практической конференции студентов и аспирантов / Московское представительство Фонда имени Конрада Аденауэра; Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). - Ярославль: РИО Академия МУБиНТ, 2011. (0,25 п.л.)

Подписано к печати 25.05.13

Формат издания 60x84/16 Бум. офсетная №1 Печать офсетная Печ.л. 1,5 Уч.-изд. л. 1,4 Тираж 100 экз.

Заказ № 10051

Типография издательства МЭСИ. 119501, Москва, Нежинская ул., 7

Диссертация: текстпо экономике, кандидата экономических наук, Шкарина, Вера Сергеевна, Москва

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

На правах рукописи

04201358546

ШКАРИНА ВЕРА СЕРГЕЕВНА

Управление развитием предпринимательского потенциала театральных организаций

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(экономика предпринимательства)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель доктор экономических наук, профессор Тихомирова Наталья Владимировна

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................10

1.1 Причины и сущность формирования различных типов организации театральной деятельности.................................................................................10

1.2 Институциональные факторы внешней среды предпринимательски ориентированной организации.........................................................................22

1.3 Тенденции развития предпринимательски ориентированных театральных организаций..................................................................................35

2. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ...................................................................................................51

2.1Д Особенности ресурсного обеспечения и функционирования предпринимательски ориентированных театральных организаций.............51

2.2 Факторы и ограничения, влияющие на формирование и развитие предпринимательского потенциала театральных организаций....................72

2.3 Предпринимательский потенциал как ресурс развития современных театральных организаций..................................................................................79

ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ТЕАТРАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.............................................................................................87

3.1 Развитие традиционного и маркетингового подходов к организации основного направления деятельности предпринимательски ориентированных театральных организаций..................................................87

3.2 Разработка алгоритма проектного управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций..................102

3.3 Проектное управление стратегическим развитием предпринимательского потенциала театральных организаций разного типа. ............................................................................................................................111

Позиционирование осуществлялось по четырем факторам:....................113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................123

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ..........126

ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................141

ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................144

ПРИЛОЖЕНИЕ 3........................................................................147

ПРИЛОЖЕНИЕ 4........................................................................149

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Изменение системы экономических отношений во всех сферах национальной экономики России выражается в переходе на предпринимательские формы организации различных видов деятельности. Глубина, степень и формы экономической инициативы предпринимательства в социальных отраслях, таких как образование, здравоохранение, культура, зависят от изменения вектора государственной политики. Постепенное сокращение государственного финансирования приводит к необходимости поиска альтернативных путей самостоятельного развития. Уход государства

а

от прямого финансирования сферы культуры вообще и театральных организаций в частности, как в России, так и на Западе приводит к возникновению особых типов инициативных самостоятельных организаций, которые по своей сути являются предпринимательски ориентированными. Все актуальнее становится внедрение основных рыночных механизмов, современных управленческих инструментов для активизации предпринимательских форм организации процессов театральной деятельности. Трансформация государственной политики в сфере культуры, происходящий перевод государственных бюджетных учреждений культуры (театров) в статус автономных некоммерческих организаций послужили мощным стимулом к развитию и использованию инициативной рисковой деятельности театральных организаций для сохранения, развития и вывода на международный уровень конкурентоспособной театральной продукции.

Преобразование форм творческих организаций и их стремление сохранить своё место в системе создания общественных благ, востребованных различными группами потребителей, является основанием для организации некоммерческого хозяйствования, которое использует приёмы и методы ведения предпринимательской деятельности, характерные для других сфер экономики.

Для российских театральных организаций предпринимательский подход к созданию театрального продукта не является исторически новым. Традиции театрального предпринимательства конца 19 - начала 20 вв. сформировали русский театр как международный конкурентоспособный продукт. Наряду с императорскими театрами, полностью существовавшими за счет государственной казны, в эпоху становления и развития капитализма начали возникать частные театры, которые, с одной стороны, существовали за счет капиталов и пожертвований предпринимателей, а с другой, являлись инициативными партнерствами с коллективной собственностью самих трупп. Период директивного управления сферой театра фактически уничтожил , способность театральных организаций самостоятельно осуществлять собственную деятельность. Именно поэтому осмысление сущности, форм и методов процесса становления и развития предпринимательской деятельности театральных организаций, правильное определение, использование их предпринимательского потенциала, как ресурса развития является, крайне актуальным.

Степень разработанности и изученности проблемы.

Теоретические и методологические основы формирования и развития предпринимательских организаций рассматриваются в работах таких ученых как А. Смит, Р. Кантильон, И. Шумпетер, П. Друкер, Р. Хизрич, М. Питере, Р. Морган, Н. Тихомирова, А. Бусыгин, С. Валдайцев, М. Лапуста, Д. Дмитров, Л. Леонтьева. Однако необходимо провести уточнение понятия «предпринимательство» применительно к театральным организациям.

Проблемам развития предпринимательского потенциала в рыночной экономике Запада посвящены исследования Г. Мангольдта, Ф. Найта, Й. Тюнена, Л. Мизеса, Ф. Хайека и И. Кирцнера. Исследования предпринимательского потенциала на организационном и индивидуальном уровнях проводились М. Грачевым, П. Журавлевым, М. Кибакиным и В. Лапшовым, В. Супяном, И. Бердичевским. Некоммерческому хозяйствованию в социальной сфере посвящены работы Е.Егорова, А.

4

Жильцова, Л. Якобсона и др. Однако системные исследования по развитию предпринимательского потенциала в организациях культуры, вообще, и театральных организациях, в частности, практически отсутствуют.

Проблемам ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности, повышению конкурентоспособности организаций - культуры посвящены работы таких ученых, как М. Кошкина, Е. Мельвиль, Г. Дадамян, Ф. Котлер, Д. Шефф, К. Гасратян, Т.Абанкина, М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. Отчасти в работах этих авторов затрагиваются экономические и управленческие аспекты театральной сферы, однако проблематика, связанная с развитием предпринимательского потенциала творческих организаций в России и за рубежом требует дополнительных, исследований. Сущность, содержание, специфика понятия «предпринимательский потенциал театральных организаций» также нуждаются в дополнении, уточнении и раскрытии.

Цель исследования состоит в теоретическом и методическом обосновании механизма управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• уточнить и дополнить существующие подходы к развитию предпринимательских структур в театральной сфере;

• сформулировать основные направления развития предпринимательского потенциала как ресурса развития современных театральных организаций;

• выявить особенности существующих предпринимательских подходов к организации процесса производства и реализации различных видов театральных продуктов;

• обосновать внутренние и внешние ограничения развития предпринимательского потенциала театральной организации;

• разработать алгоритмы управления театральными организациями различных типов при выявлении, использовании и развитии их предпринимательского потенциала.

Объект исследования — театральные организации различных гражданско-правовых и организационно-управленческих типов.

Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие при управлении развитием предпринимательского потенциала театральных организаций различных гражданско-правовых и организационно-управленческих типо в.

Теоретической и методологической основой диссертации являются фундаментальные и прикладные работы по проблемам предпринимательства, истории развития театрального дела в России и за рубежом, экономики и менеджмента в сфере культуры. В работе использовались методы системного анализа, экспертных оценок, исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования процессов управления развитием.

Информационной базой послужили материалы симпозиумов и научных конференций, публикации периодической печати, собственные социологические исследования автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке основных принципов научно-методологического инструментария для управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций различных типов.

На защиту выносятся следующие результаты, обладающие признаками научной новизны:

• выявлены и систематизированы с учетом исторического генезиса современные формы театральных предпринимательски ориентированных организаций на основании принципов комплексности, дезинтеграции, интеграции, кооперации, жизненного

цикла, процессных характеристик. На основе многофакторной

6

матрицы, соединяющей критерии и типы театральных организаций, а также принципы функционирования и степень их реализации, определены особенности проявления предпринимательских процессов как атрибутов большинства театральных организаций с учетом их масштаба, места в театральной отрасли, типов взаимодействия с внешней средой;

• разработан авторский подход к определению понятия «предпринимательский потенциал», применительно к театральным организациям, который определяется как вероятностный комплекс экономических, социальных, институциональных, кадровых, управленческих ресурсов, направленных на формирование инновационного театрального продукта, результаты реализации которого создают синергический эффект для развития самой театральной организации, повышения ее творческого потенциала и обеспечения устойчивости существования; предлагаемый автором подход способствует трансформации существующих организационно-управленческих методов к производству театрального продукта с учетом современных технологий формирования и использования ресурсов предпринимательски ориентированных театральных хозяйствующих субъектов;

• конкретизирована специфика традиционного и маркетингового подходов к производству и реализации основного направления деятельности предпринимательски ориентированных театральных организаций выявлена роль театральных организаций неполного цикла в создании интегрированного театрального продукта;

• обоснованы пределы развития и использования предпринимательского

потенциала театральных организаций разных типов, связанные с

сохранением определенной доли бюджетного финансирования,

особенностями производства театрального продукта как

общественного блага, активно влияющего на развитие нравственного,

7

культурного и интеллектуального состояния общества, зависящего от

распределения зрительского интереса и вкусов по регионам,

платежеспособного спроса, уровня развития профессиональных

компетенций театральных менеджеров;

• представлен алгоритм проектного управления развитием

предпринимательского потенциала театральных организаций разных

типов, находящихся на различных этапах жизненного цикла с учетом

выделения следующих элементов: специфических объектов

предпринимательской деятельности, особых свойств производимого

театрального продукта, степени инновационности производимого

театрального продукта, обеспечения его информационного

сопровождения и обеспечения информационной прозрачности

производственного процесса, возможности партнерской среды и

масштабов кооперации между предпринимательски ориентированными

структурами разного типа. Предложенный автором алгоритм позволяет

провести определение реальной стратегической позиции конкретных

театральных организаций, выявить недостатки и достоинства системы

производственно-хозяйственной деятельности, косвенные ресурсы для

обеспечения экономической устойчивости театральных организаций.

Теоретическая и практическая значимость результатов

исследования состоит в выявлении, постановке и решении теоретических

проблем управления развитием предпринимательски ориентированных

театральных организаций, в формировании и использовании

предпринимательского потенциала театральных организаций разного типа и

возможности практического применения полученных результатов при

разработке и реализации механизмов управления конкретными театральными

организациями с целью обеспечения их экономической устойчивости.

Полученные автором результаты позволяют систематизировать современные

формы предпринимательски ориентированных театральных организаций,

находящихся на разных этапах жизненного цикла, имеющих разные

стратегические позиции в театральной отрасли, осуществляющих комплексные или локальные проекты по созданию новых творческих продуктов.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с паспортом специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства) п. 8.6. «Становление и развитие различных форм предпринимательства: организационно-правовых; по масштабу предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство); по сферам предпринимательской деятельности (производство, торгово-финансовая, посредническая и др.), по бизнес-функциям». ,

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные положения работы докладывались и получили положительную оценку на научно-методических семинарах кафедры Общего менеджмента и предпринимательства в рамках научной школы «Инновационные механизмы стратегического развития

предпринимательских организаций в условиях информационного общества»; в рамках Фестиваля науки МГУ (2012г.), на летней школе Университета Людвига-Максимилиана (г. Мюнхен, Германия, 2012г.), на конференциях «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях» (2011, 2012гг.). Организационно-управленческие алгоритмы, предложенные автором, были использованы при разработке проектов театральных фестивалей и постановок. Теоретические и методические разработки автора были использованы при формировании учебно-методического комплекса по направлению «Менеджмент исполнительских искусств» (МЭСИ, 2012г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 3,95 п. л., в т. ч. 4 статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Миноборнауки России общим объемом 1,3 п. л.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Причины и сущность формирования различных типов организации театральной деятельности.

В начале 60-х гг. XX века после формирования основных постулатов современной теории менеджмента и предпринимательства ученые США и Европы формируют новую платформу в экономическом мире - менеджмент исполнительских искусств1. В дальнейшем изучением этой узкой сферы начинают заниматься социологи, маркетологи, макроэкономисты, но большую часть исследований в этой области провели теоретики экономической мысли и институционалисты. Внимание к исполнительским искусствам как экономическому объекту представителями этих направлений можно объяснить значимостью общественных благ2, произведенных в этой сфере и сложностью способов их совместного и индивидуального потребления.

Методология экономики культуры пр�